Расширенный поиск

Постановление Мэра г. Хабаровска от 19.02.2003 № 256

                         МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА                         

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                                N 256                                 

19 февраля 2003 г.                                        г. Хабаровск
                                 Утратил силу - Постановление Мэра
                                           г. Хабаровска
                                      от 22.10.2008 г. N 3222
                   О создании единой информационной                   
               системы администрации города Хабаровска                

     В целях  создания  единой  информационной  системы  администрации
города Хабаровска постановляю:
     1.   Утвердить   Концепцию    единой    информационной    системы
администрации города Хабаровска согласно приложению.
     2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
вице-мэра города Казаченко В.П.
     3. Постановление вступает в силу с момента его подписания.

Мэр города
А.Н.Соколов





                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                мэра города Хабаровска
                                           от 19 февраля 2003 г. N 256

                              КОНЦЕПЦИЯ                               
                   СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ                    
                   АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА                    

                          1. Общие положения                          

     Настоящая Концепция разработана во  исполнение  Указа  Президента
Российской   Федерации  от  01.07.1994  N  1390  "О  совершенствовании
информационно-телекоммуникационного        обеспечения         органов
государственной  власти  и  порядке  их  взаимодействия при реализации
государственной политики  в  сфере  информатизации"  и  базируется  на
"Концепции    формирования    и   развития   единого   информационного
пространства России и соответствующих  государственных  информационных
ресурсов",  одобренной решением Президента РФ от 23.11.1995 N Пр-1694,
Законе Российской Федерации "Об информации,  информатизации  и  защите
информации".
     Концепция  представляет  собой  систему  взглядов   на   создание
информационной  системы  администрации города, позволяющей качественно
повысить         уровень         информационно-технического          и
информационно-аналитического обеспечения деятельности администрации г.
Хабаровска   на   основе   применения    современных    информационных
технологий.
     При разработке концепции  был  учтен  опыт  создания  и  развития
информационных  систем  администраций  Москвы  и  Московской  области,
Новосибирска, Обнинска, Иркутска и Санкт-Петербурга.

-----------------------------------------------------------------¬
¦                       Словарь сокращений                       ¦
+-------------------T--------------------------------------------+
¦       БД          ¦База  данных                                ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦       СКС         ¦Структурированная кабельная система         ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦       ЛВС         ¦Локальная вычислительная сеть               ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦       АРМ         ¦Автоматизированное рабочее место            ¦
L-------------------+---------------------------------------------

     В России  социальная  и  политическая  перестройка,  формирование
рыночной  экономики  объективно  привели к необходимости существенного
изменения информационных отношений  в  обществе.  Неизмеримо  возросло
значение  информации  при  управлении  городским  хозяйством,  решении
социально-политических и экономических вопросов.
     Результаты анализа существующего состояния рынка информационных и
телекоммуникационных   услуг,   разработки  и  внедрения  компьютерных
технологий  и  средств  вычислительной  техники  в  сфере   управления
городским   хозяйством,   в   территориальных   и  отраслевых  органах
управления администрации города Хабаровска показали, что  в  настоящее
время  пройден  первый  этап  решения  задачи информатизации городских
функций управления: разработки автономных  автоматизированных  рабочих
мест  (АРМов)  сотрудников  администрации  города на базе персональных
компьютеров,  и  идет   активный   процесс   компьютеризации   функций
управления  в рамках отдельных органов и организаций на базе локальных
вычислительных сетей (ЛВС), территориальных (первичных)  и  отраслевых
баз данных (БД) и создание первичных сетей связи и телекоммуникаций.
     Сегодня  в  структурных   подразделениях   администрации   города
задействовано  более  516  АРМ  и  функционирует более 10 ЛВС, ведется
более 20 БД.
     В  структурах  городского   управления   созданы   более   десяти
информационных   компьютерных   систем,   которые  функционируют,  как
правило,  разобщено.  Это  приводит  к  дублированию   работ,   низкой
эффективности  создаваемых  систем, избыточности первичной информации,
многократному ее вводу, низкой достоверности, значительному удорожанию
разработок   и   эксплуатации   систем.   Ведомственная  разобщенность
затрудняет обмен информации и  доступ  к  ней,  что  сильно  осложняет
информационное  обеспечение  деятельности  лиц,  принимающих  решения.
Коэффициент  использования  существующей  вычислительной  техники   не
превышает 10 - 15%.
     В  администрации  города  Хабаровска   отраслевыми   структурными
подразделениями     и     комитетами     по    управлению    округами,
правоохранительными органами, финансовыми структурами и  коммерческими
организациями   активно   создаются  информационные  ресурсы,  имеющие
значительную  государственную  и  коммерческую  ценность.   При   этом
практически  полностью отсутствует нормативно-правовое регулирование и
программно-техническое обеспечение порядка  владения,  распоряжения  и
использования информационных ресурсов, принадлежащих городу.
     Закон  Российской  Федерации  "Об  информации,  информатизации  и
защите  информации"  содержит  только  общие положения и не определяет
конкретного механизма реализации.
     В первую очередь это  касается  основных  БД:  "Народонаселение",
"Недвижимость",  "Земельный  кадастр", "Жилищный фонд", "Общегородской
реестр предприятий всех форм собственности", "Реестр получателей льгот
и пособий", "Субсидии".
     Это приводит к невозможности:
     -  представлять  агрегированную  и  достоверную   информацию   по
неформальному  запросу  лиц,  принимающих  решение, что в свою очередь
создает впечатление о неэффективности информатизации;
     -  установить  юридический   статус   и   степень   достоверности
используемой  информации,  что  заставляет  проводить  многократную ее
перепроверку;
     - соблюсти целостность и  достоверность  информации  по  объектам
городской  инфраструктуры, одна и та же информация ведется в различных
органах и организациях без всякого регламента и установленных прав  на
изменение и использование.
     В этих условиях крайне необходимо  выработать  и  последовательно
реализовать принципы единой информационной политики, обеспечивающей:
     - упорядочение источников основных видов официальной информации с
определением     их    юридического    статуса    и    соответствующей
ответственности за качество представляемой информации;
     -  переход  на  цивилизованные  пути  использования   информации,
учитывающие   статус   потребителя,   степень  открытости  информации,
коммерческую ценность;
     -  упорядочение  коммерческого  использования  информации   путем
строгой   регламентации  степени  агрегированности,  объемов,  режимов
доступа;
     - обеспечение согласованной обработки  и  обмена  информацией  на
базе общей телекоммуникационной программно-технической среды.
     На современном этапе главной целью городской политики  в  области
информатизации является создание информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры города и  формирование  на  нормативно-правовой  основе
городских    информационных    ресурсов,    объединенных    в   единое
информационное пространство.
     Достижение этой цели  обеспечивается  решением  целого  комплекса
задач,  среди  которых первоочередной является создание Информационной
системы администрации города Хабаровска.
     Основное назначение  этой  системы  -  обеспечение  мэра  города,
городской  Думы,  территориальных  и  отраслевых  органов  управления,
учреждений и организаций городского хозяйства, а  также  хозяйствующих
субъектов  и  населения  города оперативной и достоверной информацией,
позволяющей повысить эффективность управления и  качество  принимаемых
решений  и  информировать  его  жителей  о  деятельности администрации
города.

        2. Цели создания информационной системы администрации         
                          города Хабаровска                           

     Исходя из задач, стоящих перед администрацией  города  Хабаровска
по социально-экономическому развитию города, основными целями создания
информационной системы администрации города являются:
     -  нормативно-правовое  регулирование  и   программно-техническое
обеспечение    порядка    владения,   распоряжения   и   использования
информационных ресурсов, принадлежащих городу;
     -  сокращение   сроков   подготовки   и   принятия   обоснованных
управленческих решений;
     - повышение собираемости налогов, обоснованности  и  формирования
доходной  и  расходной  части  бюджета и оперативного отслеживания его
исполнения;
     - достоверный учет расхода бюджетных  средств  на  предоставление
льгот, пособий и субсидий населению города;
     - реализация адресной социальной  помощи  малообеспеченным  слоям
населения Хабаровска;
     - информационное взаимодействие с федеральными  и  муниципальными
органами       управления      для      обеспечения      согласованной
социально-экономической политики;
     -  повышение   оперативности   прохождения   документов   как   в
администрации  города  Хабаровска,  так  и  в  комитетах по управлению
округами города, усиление  контроля  исполнительской  деятельности  ее
сотрудников;
     -    повышение    эффективности    использования     существующих
информационных и телекоммуникационных систем и средств в администрации
города Хабаровска,  сокращение  затрат  на  их  эксплуатацию  за  счет
включения их в единую информационную систему.

           3. Функции информационной системы администрации            
                          города Хабаровска                           

     Основной   функцией    системы    является    информационное    и
телекоммуникационное     обеспечение    решения    задач    управления
социально-экономическим развитием  города.  Структура  информационного
обеспечения  администрации города Хабаровска представлена в приложении
1.
     Структура  задач  управления  социально-экономическим   развитием
города   представлена   в   приложении  2  и  определяется  структурой
администрации города Хабаровска.
     При реализации этой функции система должна обеспечивать:
     - формирование единого информационного пространства администрации
города   Хабаровска,  интеграцию  информационных  ресурсов  на  основе
технологии децентрализованного  ведения  и  множественного  доступа  к
данным;
     -  функционирование  и  развитие  существующих  информационных  и
информационно-справочных  систем  территориальных и отраслевых органов
управления;
     -  выход  в  федеральные  и  международные  информационные  сети,
создание Web-сервера администрации города и городской Думы;
     - мониторинг социально-экономического положения города;
     - предоставление полного набора современных  телекоммуникационных
услуг   (цифровой   телефон,   электронная   почта,  передача  данных,
телеконференции и т.д.);
     - информационную  безопасность  администрации  города,  в  основе
которой   лежит   защита  информации  и  дифференцированный  доступ  к
телекоммуникационным  средствам  и  базам  данных,  в  зависимости  от
статуса и функциональных обязанностей пользователей системы;
     - единый автоматизированный документооборот администрации  города
Хабаровска с контролем исполнительской дисциплины исполнителей;
     -      статистическую       и       аналитическую       обработку
социально-экономической информации.

         4. Основные принципы создания информационной системы         
                   администрации города Хабаровска                    

     В основу создания  информационной  системы  администрации  города
закладываются следующие принципы:
     1.  Ведущий  принцип  -   максимально   возможное   использование
существующей  информационной и телекоммуникационной инфраструктуры при
реализации распределенной обработки информации, формировании,  ведении
и  использовании территориальных и отраслевых баз данных с интеграцией
их в единое информационное пространство.
     Для  интеграции   существующих   территориальных   и   отраслевых
информационных    систем    и    городских   информационных   ресурсов
разрабатывается совокупность:
     - нормативно-правовых актов,  устанавливающих  порядок  и  состав
предоставляемой  информации  по  горизонталям  и  вертикалям структуры
администрации города;
     - организационных и административных мер, определяющих технологию
управления и распоряжения информацией;
     - технического обеспечения обработки  информации  на  компьютерах
различных   платформ,   передачи   информации   между   территориально
разнесенными  организациями,  комплексной   обработки   информации   и
коллективной работой сотрудников различных городских структур в единой
информационной сети;
     - программно-методического,  технологического  и  информационного
обеспечения  для  согласованного  ведения  и  кодирования информации в
различных  организациях  и   формирования   городских   информационных
ресурсов,   доступа   к   ним   пользователей,  обмена  данными  между
информационными системами.
     2. Информационное взаимодействие по протоколам "открытых  систем"
с информационными структурами (системами):
     - федеральных органов  власти  и  управления  и  их  структурами,
действующими на территории г. Хабаровска;
     - органов власти городов Сибири и Дальнего Востока и регионов,  с
которыми г. Хабаровск имеет экономические связи;
     - Хабаровской городской Думы и  судебных  органов,  промышленных,
финансовых и коммерческих структур, общественных организаций и средств
массовой информации города;
     - органов и организаций зарубежных стран.
     3. Информационное представление предметной области осуществляется
в  привязке  к  территории  с использованием объектно-ориентированного
подхода и единой системы определения базовых информационных объектов в
городском информационном пространстве.
     4. Состав  информационных  систем  территориальных  и  отраслевых
органов  управления  определяется в соответствии с основными функциями
городского  управления  с  учетом  отраслевой  ориентации  и  принятой
структуры администрации города Хабаровска.
     Информационные   системы   территориальных   органов   управления
обеспечивают информацией комитеты по управлению округами.
     Информационные системы отраслевых органов управления обеспечивают
информацией  управление  города  на  уровне  отраслей  (строительство,
транспорт,  жилищное  и  коммунальное  хозяйство,  социальная  защита,
финансы и т.д.) с учетом территориальной привязки.
     Информационная система Хабаровской  городской  Думы  обеспечивает
информацией   мэра   города,   депутатов   Думы,   Управление   Делами
администрации города.
     5. Создание,  ведение  и  использование  информационных  ресурсов
осуществляется по трехуровневой схеме:
     В   информационных   системах   районных    органов    управления
осуществляется   формирование,   поддержание  в  актуальном  состоянии
первичных БД.
     В  формировании  первичных  баз  данных   участвуют   структурные
подразделения  комитетов  по управлению округами города. Представление
ими  информации  в  информационную  систему  города  осуществляется  в
структуре и объемах, необходимых для обеспечения деятельности комитета
по управлению округом.
     В информационных системах отраслевых структурных подразделений на
основе  первичных  БД  и  информации  от подведомственных учреждений и
организаций осуществляется формирование  и  поддержание  в  актуальном
состоянии отраслевых БД.
     В информационных системах территориальных  и  отраслевых  органов
управления  кроме информации, необходимой для обеспечения деятельности
этих органов, в их БД  осуществляется  формирование  и  поддержание  в
активном   состоянии   информации,  необходимой  для  функционирования
системы поддержки решений.
     В информационной системе администрации г.  Хабаровска  на  основе
первичных  и  отраслевых  БД формируются интегрированные общегородские
базы данных в структуре и объемах,  необходимых  для  функционирования
системы   поддержки  решений,  и  мета-база  городских  информационных
ресурсов.
     6.   Обмен   информацией    между    информационными    системами
администрацией  г. Хабаровска, территориальными и отраслевыми органами
управления   осуществляется   согласно   утвержденным   Регламенту   и
протоколам информационного взаимодействия.
     7. Информатизация каждого территориального или отраслевого органа
управления осуществляется по двум направлениям:
     - внедрение информационных технологий для обеспечения собственной
деятельности,   в  том  числе  решение  административно-управленческих
задач, делопроизводства, организации автоматизированных рабочих мест и
обеспечение    информационного    взаимодействия    подразделений    и
сотрудников между собой;
     - информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих
решений и формирование общегородских информационных ресурсов.
     8. Источниками информации при создании  городских  информационных
ресурсов    являются   территориальные   и   отраслевые   организации,
учреждения,   обеспечивающие   компетентное   ведение   информации   и
юридически  отвечающие за первичную регистрацию и учет соответствующих
реальных объектов и отношений в городской  инфраструктуре  управления.
Каждый базовый информационный объект имеет один первоисточник данных -
организацию, юридически ответственную за эти данные.  Эта  организация
в процессе юридического оформления и регистрации реальных объектов или
отношений при их  информационном  описании  определяет  и  присваивает
значение идентификационных признаков (например, база данных по лицевым
счетам муниципального жилого фонда, реестр  муниципальных  предприятий
и учреждений потребителей тепловой и электрической энергии и т.д.).
     9. Создание программно-технологической среды, которая  на  основе
нормативно-утвержденного     организационного     порядка    обеспечит
объединение и интеграцию разнородных данных  городских  информационных
систем  в  едином  информационном  пространстве. Внедрение такой среды
подразумевает создание единой системы общегородских классификаторов  и
словарей,    единых   принципов   идентификации   объектов   городской
инфраструктуры, структур данных и протоколов обмена.
     10. Требования к программным и техническим  средствам  реализации
информационных  технологий  в  территориальных  и  отраслевых  органах
управления определяется на  соответствующем  уровне  административного
управления (отраслевые структурные подразделения администрации города,
комитеты по управлению округами) по согласованию с органом  управления
на общегородском уровне - компьютерно-информационным управлением.
     Требования к интегрирующим технологиям, средствам связи и  обмена
данными, защите информации определяются на общегородском уровне.
     11.  Разграничение   прав   доступа   и   защита   информации   в
информационной  системе  администрации  города  основаны  на  правовых
нормах обеспечения безопасности, действующих  в  администрации  города
Хабаровска.
     12. Создание  и  развитие  информационной  системы  администрации
города Хабаровска осуществляется:
     - поэтапно, в первую  очередь  реализуются  те  проекты,  которые
способны  дать  в  кратчайшие  сроки  значительный  экономический  или
социально-значимый эффект;
     - комплексно и взаимосвязано с задачами  социально-экономического
развития города;
     - при обеспеченности реальными  источниками  финансирования  и  с
ориентацией на минимальное использование средств городского бюджета;
     - с учетом рынка информационных и  телекоммуникационных  услуг  в
Хабаровске и спроса на них со стороны администрации города Хабаровска.

      5. Состав и структура информационной системы администрации      
                          города Хабаровска                           

     Информационная система администрации города  Хабаровска  является
основной   (базовой)   системой   в   совокупности   информационных  и
информационно-справочных систем города.
     Состав и структура информационной  системы  администрации  города
определяется:  основными  функциями  городского  управления,  принятой
структурой администрации города, составом  и  структурой  существующих
информационных   и   телекоммуникационных  систем  и  сетей,  а  также
научно-техническим потенциалом и финансовыми  возможностями,  которыми
располагает администрация города.
     Создание  системы   направлено   прежде   всего   на   интеграцию
существующей  информационной  и  телекоммуникационной  инфраструктуры.
Поэтому  структура   информационной   системы   администрации   города
(приложение 3) включает следующие составные элементы:

     1. Подсистема представления информации - комплекс средств, прежде
всего  программных,  предназначенных  для  представления  информации в
электронном виде различным  категориям  пользователей  в  процессе  их
повседневной деятельности. В эту подсистему входят:
     Правовая система - обеспечивающая представление  пользователям  в
электронном  виде документов по законодательству г. Хабаровска, России
и ее регионов, международному праву и иностранному законодательству, а
также   комментарии   специалистов  по  ним  (программные  обеспечения
"Кодекс", "Гарант", "КонсультантПлюс").
     Единая   система   документооборота   администрации   города    -
предназначена для организации единого документооборота в администрации
города  Хабаровска  и  территориально-отраслевых  органах  управления,
система находится в стадии разработки.
     2.  Общегородские  базы  данных  предназначены   для   интеграции
городских  информационных  ресурсов  и для формирования, поддержания и
использования   агрегатированной   информации   подсистемы   поддержки
выработки решений (программные обеспечения "Казначейство", "Исполнение
доходной  части  бюджета",  "Расчет  субсидий",  "Адресная  социальная
помощь" и др.).
     Они  состоят  из  мета-базы  -   базы   данных   о   существующих
информационных ресурсах города и отдельных баз данных агрегатированной
информации в социальной сфере, экономике, финансах и т.д.
     Общегородские  базы  данных  находятся  в   стадии   создания   и
интеграции.
     3. Телекоммуникационная сеть администрации  города  предназначена
для  обмена  различными  видами  информации между органами управления,
кредитно-финансовыми и промышленными структурами,  правоохранительными
органами   и   организациями   жизнеобеспечения   г.   Хабаровска   по
высокоскоростным, надежным и безопасным каналам связи.
     Телекоммуникационная сеть администрации города находится в стадии
проектирования и реализации отдельных фрагментов.
     Перечни работ  по  ее  созданию  включают  и  корпоративные  сети
администрации   города,  городской  Думы  и  территориально-отраслевых
органов управления.
     4. Информационные системы  комитетов  по  управлению  округами  и
отраслевых  структурных  подразделений  предназначены  для обеспечения
деятельности комитетов по управлению округами на своих территориях  по
управлению   жилищно-коммунальным   хозяйством,  проведению  работ  по
благоустройству,  обеспечению  общественного  порядка  и  защиты  прав
граждан. Обеспечение высокого уровня качества работ по:
     - регистрации актов гражданского состояния;
     - функционированию  местных  органов  здравоохранения,  народного
образования и социального обеспечения;
     - распределению жилой площади;
     - аренде нежилых помещений и контроля за их использованием;
     - контролю за собираемостью коммунальных платежей;
     - начислению субсидий малоимущим гражданам города;
     - контролю за размещением муниципальных заказов;
     - контролю выполнения плана по сбору налогов и т.д.
     Информационные  системы  комитетов  по  управлению   округами   и
отраслевых   структурных  подразделений  являются  основными  низовыми
элементами информационной системы администрации города, они  формируют
и ведут территориальные (первичные) базы данных.
     Эти системы находятся в различных стадиях  создания  и  развития.
Работы  по  их  созданию  и  администрированию, как правило, ведутся в
условиях крайне недостаточных финансовых ресурсов.
     Требуемому уровню не соответствует ни одна информационная система
комитетов   по   управлению   округами.  Наиболее  развитыми  являются
информационные системы Железнодорожного и Центрального округов.
     5.   Отраслевые   информационные   системы   предназначены    для
обеспечения  деятельности  отраслевых  органов управления (комитетов и
управлений)  и   их   территориальных   организаций,   а   также   для
автоматизации  технологических  процессов  функционирования и развития
определенных отраслей. Основной их функцией является создание, ведение
и использование городских кадастров, отраслевых баз данных.
     Эти системы находятся в различных стадиях  создания  и  развития.
Работы  по  их  созданию  и развитию ведутся по различным федеральным,
краевым и городским программам и финансируются из различных  бюджетных
и   внебюджетных   источников.  При  создании  информационной  системы
администрации города основными задачами являются:  координация  работ,
организация информационного взаимообмена и интеграция баз данных.
     Требуемому уровню соответствует информационные системы:
     - финансового департамента;
     - департамента муниципальной собственности;
     - департамента архитектуры, строительства и землепользования;
     - юридического управления;
     - управления приватизации и распределения жилой площади;
     - управления благоустройства;
     - служб субсидий города.
     К  удовлетворительному  уровню   можно   отнести   информационные
системы:
     - отделов ЗАГС города;
     - межведомственный архив;
     - отдела контроля;
     - приемной по жалобам и обращениям граждан города;
     - организационно-методического отдела;
     - кадровой службы;
     - отдела международного протокола;
     - управления экономики, инвестиций и промышленной политики;
     - управлений социальной защиты населения комитетов по  управлению
округами города.
     Создание информационных систем комитетов по управлению округами и
отраслевых  информационных  систем  должно  вестись с учетом не только
информационного  обеспечения  лиц,  принимающих  решения   на   уровне
комитета  по  управлению  округом  и  отраслевом,  но  и представления
необходимой информации для принятия решений мэром города Хабаровска  и
Хабаровской городской Думой.
     6.    Информационно-справочная    система    предназначена    для
оперативного  обеспечения  справочной  информацией  органов  власти  и
управления, хозяйствующих субъектов и населения города.
     Она располагается на Web-странице администрации города:
     -  информационно-справочной  системы   для   органов   власти   и
управления,  которая предоставляет справочную информацию о структуре и
подчиненности органов законодательной и исполнительной власти,  сферах
и   направлениях  их  деятельности,  выполняемых  функциях  конкретных
должностных  лиц,  порядке  подготовки   и   утверждении   документов,
информация  об  адресах и телефонах и т.д. Она обеспечивает справочной
информацией сотрудников  администрации  города  и  население,  которое
обращается в органы власти и управления;
     -      "Городской      справки",      которая       предоставляет
информационно-справочные  услуги  хозяйствующим субъектам, населению и
гостям города.

          6. Основные системно-технические решения создания           
        информационной системы администрации города Хабаровска        

     Учитывая, что  основной  проблемой  при  создании  информационной
системы  администрации  города  является организация доступа к данным,
накопленным   в   функционирующих   сейчас   информационных   системах
территориальных   и   отраслевых   органах  управления,  которые  были
разработаны на различных программных платформах и используют различные
форматы  хранения информации, в качестве единого системно-технического
решения предлагается использовать технологии Internet / Intranet.  Эти
технологии  могут обеспечить доступ конечных пользователей не только к
данным SQL-серверов, но и к информации в БД  любого  другого  формата,
поддерживающих спецификации ODBC.
     В качестве универсального  клиентского  программного  обеспечения
информационных  систем  используется  стандартная  программа просмотра
ресурсов WWW-серверов.
     С   целью   обеспечения   навигации   и   поиска   информации   в
информационной  системе администрации города предлагается использовать
мета-базу городских информационных  ресурсов  и  систему  WWW-серверов
посредников.
     WWW-серверы посредники предоставляют пользователям системы доступ
к   информации,   содержащейся   в   мета-базе   данных,  обеспечивают
выполнение функций навигации  по  информационным  ресурсам  системы  и
поиск   нужной  пользователю  информации  и  организует  разграничение
доступа к информации в соответствии с его полномочиями.
     Использование этой архитектуры  и  механизмов  доступа  к  данным
позволяет  функционировать и развиваться всем элементам информационной
системы администрации города практически независимо друг от друга.
     Корпоративная сеть  на  технологии  Intranet,  лежащая  в  основе
создаваемой   системы,   позволяет   реализовать  механизмы  надежного
разграничения доступа к  информации  и  отделить  закрытую  информацию
органов управления от общедоступной сети Internet.

       7. Приоритетные направления городской политики в области       
                            информатизации                            

     Пути достижения целей городской политики в области информатизации
для  обеспечения  создания информационной системы администрации города
Хабаровска следующие:
     -  создание  единой  телекоммуникационной  среды,  обеспечивающей
согласованное   информационное   взаимодействие   органов   городского
управления, предприятий и организаций Хабаровска, федеральных  органов
власти и управления и выход в международные информационные сети;
     - создание системы городских кадастров,  формирование  ведения  и
использования  (первичных)  районных,  отраслевых  и общегородских баз
данных,  предметной  документированной  информации  с  территориальной
привязкой   об  объектах  и  субъектах  городской  инфраструктуры,  их
отношениях в структуре городского управления и других сферах. При этом
предъявляются   такие   требования   к   используемым   информационным
технологиям, как унификация и  стандартизация  форматов  представления
всех видов данных и способов обработки в информационных системах;
     - создание системы единого документооборота администрации  города
для обеспечения оперативного обмена основными видами документированной
информации и контроля исполнительской деятельности;
     -    создание    компьютерно-информационного    управления    для
информационного обеспечения мэра г. Хабаровска, администрации города и
территориально-отраслевых органов управления г.  Хабаровска,  а  также
проведения  единой  политики информационного развития всех структурных
подразделений  администрации   города,   ликвидации   дубляжа   работ,
исключения   нерационального   использования  компьютерной  техники  и
повышения эффективности использования трудовых ресурсов при сокращении
времени  на  сбор  и  анализ  необходимой  информации для формирования
статистической отчетности и принятия управленческих решений;
     -  разработку  нормативно-правового  обеспечения   по   владению,
ведению и использованию городских информационных ресурсов;
     -  создание  методологии  и  средств  обеспечения  информационной
безопасности при передаче, обработке и предоставлении информации;
     -   повышение   уровня   информационной   культуры    сотрудников
администрации    города    Хабаровска,   создание   системы   обучения
использованию новых информационных технологий в их деятельности;
     - обеспечение упорядочения и учета, а также сокращения затрат при
разработке,   внедрении,   использовании   информационных   систем   и
городских  информационных   ресурсов,   организация   централизованных
закупок,  сервисного технического обслуживания, концентрация объемов и
источников финансирования.

      8. Этапность создания информационной системы администрации      
                          города Хабаровска                           

     Этапность создания информационной  системы  администрации  города
определяется     научно-техническим    потенциалом    и    финансовыми
возможностями, находящимися в распоряжении администрации города.
     Предусматриваемый данной концепцией объем работ  рассчитан  на  5
лет с ежегодным финансированием не менее 2 млн. рублей в год.
     Первоочередными   задачами   создания   информационной    системы
администрации города являются:
     1. Разработка и утверждение пакета нормативно-правовых документов
по  владению,  ведению и использованию информационных ресурсов города,
который включает:
     - Решение Хабаровской городской Думы "Об информационных  ресурсах
г. Хабаровска";
     - Положение о создании, владении и  использовании  информационных
ресурсов г. Хабаровска;
     -  Регламент  и  порядок  регистрации  пользователей,  ведения  и
предоставления   информации  (в  пределах  должностных  полномочий)  в
администрации города Хабаровска (регламент работы сети);
     -    Постановление    мэра    г.    Хабаровска     о     создании
компьютерно-информационного   управления   (структура   управления   -
приложение 4).
     После принятия этого пакета нормативно-правовых документов должны
быть  внесены  дополнения  (изменения)  в  Положения  (Уставы) органов
управления и подведомственных им  организаций  по  вопросам  городских
информационных  ресурсов  и  информационных ресурсов, имеющихся в этих
органах и организациях.
     2.  Проведение  комплекса   работ   по   созданию   и   внедрению
программно-технологической  среды, обеспечивающей интеграцию городских
информационных  систем  и  корпоративную  работу  с  документированной
информацией органов управления:
     -  разработка  и  утверждение  "Положения  о   статусе,   порядке
разработки,  утверждения  и  регистрации  городских  классификаторов",
"Положения о ведении общегородских классификаторов";
     -  разработка  и   утверждение   "Положения   об   администраторе
информационной системы администрации города Хабаровска";
     - разработка и утверждение Стандарта (Протоколов) информационного
взаимообмена администрации города Хабаровска;
     - формирование первичных, отраслевых и общегородских баз данных.
     3. Проведение комплекса работ в обеспечении упорядочения и  учета
разработки, внедрения и использования информационных систем:
     - разработка  и  утверждение  "Положения  о  порядке  разработки,
внедрения и использования городских информационных систем";
     - создание городского реестра информационных систем.
     4. Проведение комплекса работ по созданию:
     -  создание  общегородской  телекоммуникационной  сети,   включая
администрацию  города  и  территориально-отраслевых органов управления
(структурированные  кабельные  системы  в  комитетах   по   управлению
округами,  в  самом  здании администрации города, обеспечение модемной
связью   всех   структурных   подразделений   администрации    города,
находящихся за пределами здания администрации);
     - автоматизированной системы бюджетного процесса;
     - единой автоматизированной  системы  социального  обеспечения  и
адресной социальной помощи малообеспеченным слоям города;
     - системы анализа социально-экономической информации и  поддержки
принятия решений;
     - внедрения единой системы документооборота администрации города.
     5.  Проведение  обучения  сотрудников  администрации  города   по
следующим направлениям:
     - основы компьютерной грамотности и использования  информационных
технологий  в  их  деятельности,  включая  работу в ЛВС, федеральных и
международных информационных сетях;
     - подготовки специалистов (штатных и внештатных) для внедрения  и
эксплуатации   средств  информационной  системы  администрации  города
Хабаровска.
     Создание  и  эксплуатация  информационной  системы  администрации
города  должно  осуществляться по утверждаемым ежегодным планам, тесно
увязанным  с   федеральными   и   краевыми   программами   в   области
информатизации  и  связи  на  территории г. Хабаровска. Финансирование
работ должно осуществляться из городского бюджета.

               9. Организационное обеспечение создания                
        информационной системы администрации города Хабаровска        

     Организационное  обеспечение  создания   информационной   системы
администрации   города  Хабаровска  определяется  принятой  структурой
администрации, функциями структурных подразделений, научно-техническим
потенциалом  и  объемами  и  источниками  финансирования, имеющимися в
распоряжении администрации города Хабаровска.
     1. Генеральным заказчиком  информационной  системы  администрации
города    Хабаровска    должно   являться   компьютерно-информационное
управление администрации города, которое должно осуществлять:
     -  координацию  работ  по  системе  в   целом,   формирование   и
использование   городских   информационных  ресурсов,  обеспечению  их
совместимости  и   информационного   взаимодействия   между   органами
управления    администрации    города,    федеральными    органами   и
взаимодействующими организациями;
     -  организацию  работ  по   созданию   подсистемы   представления
информации,  общегородских  баз  данных,  телекоммуникационной  сети и
информационно-справочной системы города;
     -  обеспечение   единой   технической   политики   при   создании
информационных систем территориальных и отраслевых органов управления,
согласования  технических  заданий  и  договоров  на  работы   по   их
созданию;
     -   разработку   нормативно-правовой   базы   порядка   владения,
распоряжения  и  использования  городских  информационных  ресурсов  и
функционирования информационной системы администрации города.
     2. Заказчиком информационных систем отраслевых органов управления
являются информационные подразделения, которые осуществляют:
     - организацию работ по  созданию  и  эксплуатации  информационных
систем,   формированию   и   использованию  отраслевых  информационных
ресурсов,  создание  и  поддержание  первичных  и  отраслевых  БД,  их
совместимости и взаимообмена с общегородскими базами данных;
     - согласование  общегородских  проектов,  затрагивающих  интересы
этих органов;
     -  участие  в  разработке  нормативно-правовой  базы,  касающейся
функционирования  информационных систем и информационных ресурсов этих
органов.
     3.   Головным   исполнителем   по   созданию    и    эксплуатации
информационной   системы   администрации  города  Хабаровска  является
управление   компьютерно-информационного   обеспечения   администрации
города,  которое  обеспечивает  создание  и  поддержание  в актуальном
состоянии общегородских баз данных.
     4. Для рассмотрения технических  проектов,  технических  заданий,
проектов      нормативно-правовых      документов      и     выработки
системно-технических  решений   по   созданию   системы   безопасности
организован Совет по информационной безопасности администрации города.
     Распределение компетенции органов управления администрации города
в информационной сфере определяется распоряжением мэра города.

           10. Социально-экономический эффект использования           
        информационной системы администрации города Хабаровска        

     Создание информационной системы администрации  города  Хабаровска
позволит:
     1. Предоставить мэру, вице-мэру и  заместителям  мэра  города,  а
также  и  сотрудникам администрации г. Хабаровска все виды современных
телекоммуникационных   и   информационных   услуг,   необходимых   для
выполнения их функциональных обязанностей.
     2. Повысить  оперативность  и  качество  управления  социальными,
экономическими  и  политическими  процессами  в  городе при сокращении
численности управленческого аппарата.
     3. Обеспечить увеличение собираемости налогов не  менее,  чем  на
10%     за    счет    использования    налоговыми,    финансовыми    и
правоохранительными органами и администрацией города Хабаровска полных
и    актуальных    БД    "Народонаселение",    "Земельный    кадастр",
"Общегородской   реестр   предприятий   всех   форм    собственности",
"Недвижимость", "Аренда земли".
     4. Минимизировать подготовку и прохождение финансовых документов,
повысить  обоснованность  планирования  и  прогнозирования  доходов  и
обеспечить детальный и оперативный контроль  за  расходами  городского
бюджета.
     5. Обеспечить устойчивое функционирование и  реальное  сокращение
затрат жизнеобеспечивающих комплексов городского хозяйства.
     6. Исключить непроизводственные затраты и  обеспечить  адресность
социальной  помощи  в  предоставлении  ее только тем гражданам города,
которые в ней действительно нуждаются.
     7. Обеспечить  создание,  развитие  и  эффективное  использование
городских   информационных   ресурсов,  необходимых  для  деятельности
управления  и  предоставить  населению   и   хозяйствующим   субъектам
современный перечень информационно-справочных услуг.
     8. Обеспечить информационное взаимодействие между федеральными  и
муниципальными   органами  управления  для  обеспечения  согласованной
социально-экономической политики.
     9.   Уменьшить    экономический    и    социальный    ущерб    от
несанкционированного    доступа    и   распоряжения   государственными
информационными ресурсами.
     10.  Улучшить  инвестиционный   климат   в   результате   доступа
инвесторов   к   объективным   данным  о  территории  и  хозяйствующих
субъектах.
     11. Повысить оперативность прохождения документов в администрации
г.   Хабаровска   и   усилить  контроль  исполнительской  деятельности
сотрудников администрации города.
     Создание  и  эффективное  использование  информационной   системы
администрации    города    обеспечит    возможность    стратегического
планирования и осуществит декларируемый переход  от  административного
управления к созданию условий социально-политического и экономического
развития города.

                              Заключение                              

     Выполнение   работы   по    созданию    информационной    системы
администрации  города  Хабаровска  должно  осуществляться по ежегодным
реально обеспеченным финансированием планам.
     Общий   комплекс   работ   позволит   перейти    к    современным
информационным  технологиям ведения контроля и принятия управленческих
решений  на  уровне  городского  хозяйства,  подготовки  аналитической
информации   для  стратегического  планирования  основных  направлений
развития городских инфраструктур на несколько лет вперед.
     Планирование и формирование доходной и  расходной  части  бюджета
города с устойчивым профицитом. Изыскание резервов пополнения доходной
части бюджета.

Управляющий делами
В.Д.Безлепкин





                                                          Приложение 1
                                                    к Концепции единой
                                                информационной системы
                                       администрации города Хабаровска

                СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ                 
                   АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА                    

     ------------------------------------------------------¬
     ¦ Управление социально-экономическим развитием города ¦
     L--------------------------T-T-------------------------
                  --------------- L-------------¬
                  ¦        Виды управления      ¦
------------------+--------¬            --------+----------------¬
¦Перспективное планирование¦            ¦Оперативное планирование¦
L-----------T---------------            L-------------T-----------
            ¦                                         ¦
            ¦   Характеристика исходной информации    ¦
------------+--------------¬                ----------+----------¬
¦Информация об объектах и  ¦                ¦Текущая информация о¦
¦процессах, интегрированная¦                ¦состоянии объектов и¦
¦на интервале планирования ¦                ¦процессов           ¦
L------------T--------------                L-------T-------------
             L-----------¬               ------------
                       Источники информации
------------------------------¬         -------------------------¬
¦ Информационно-аналитические ¦         ¦Функционально-          ¦
¦службы (центры) администрации¦         ¦ориентированные системы ¦
L----------------------T-------         ¦сбора и обработки       ¦
                       ¦                ¦информации на объектах и¦
                       ¦                ¦процессах               ¦
                       ¦                L-----T-------------------
                       ¦                      ¦
                       ¦                      ¦
                  Первичные информационные ресурсы
--------------------¬  -----------------------¬ -----------------¬
¦Комитеты по        ¦  ¦Отраслевые структурные¦ ¦Государственные,¦
¦управлению округами¦  ¦подразделения         ¦ ¦коммерческие и  ¦
L--------------------  ¦администрации         ¦ ¦общественные    ¦
                       L----------------------- ¦организации на  ¦
                                                ¦территории      ¦
                                                ¦города          ¦
                                                L-----------------
   --------------------------¬      -----------------------------¬
   ¦Муниципальные предприятия¦      ¦Средства массовой информации¦
   ¦и учреждения             ¦      L-----------------------------
   L--------------------------





                                                          Приложение 2
                                                    к Концепции единой
                                                информационной системы
                                       администрации города Хабаровска

             СТРУКТУРА ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
                          РАЗВИТИЯ ГОРОДА

                                             ----------------------------------------------------¬
                                             ¦Управление социально-экономическим развитием города¦
                                             L------------------------T---------------------------
                                                                       ¦
  -------------------------------¬                                    \/                                                    ----------------------------¬
  ¦  Управление использованием   ¦                            ------------------------¬                                     ¦ Информационное обеспечение¦
  ¦  природных ресурсов          +------¬                     ¦Определение целей и    ¦                                     ¦----------------------¬    ¦
  ¦-----------------------------¬+--¬   ¦                     ¦приоритетов социально- ¦                               ------+¦- Отдел компьютерно- ¦    ¦
  ¦¦ - Комитет по земельным     ¦¦                            ¦экономического развития¦                               ¦     ¦¦информационного      ¦    ¦
  ¦¦ ресурсам и землеустройству ¦¦  ¦   ¦                     L---T------T--------T----                                     ¦¦обеспечения          ¦    ¦
  ¦L-----------------------------¦                      -----------      ¦        L----------¬                        ¦     ¦L----------------------    ¦
  L-------------------------------  ¦   ¦              \/               \/                  \/                              L----------------------------
  ----------------------------¬             --------------¬   ------------------------¬   ------------------------¬   ¦     ----------------------¬
  ¦  Управление использованием+---------+   ¦Формирование ¦   ¦Формирование социальной¦   ¦Формирование кредитно- ¦         ¦ Кадровое обеспечение¦
  ¦  государственного и       ¦             ¦экономической¦   ¦политики               ¦   ¦финансовой и налоговой ¦   ¦     ¦------------------¬  ¦
  ¦  муниципального имущества +-----+   ¦   ¦политики     ¦   L-----------------T------   ¦политики               ¦   +-----+¦- Кадровая служба¦  ¦
  ¦--------------------------¬¦             L--------T-----                     ¦         L----T-------------------   ¦     ¦L------------------  ¦
  ¦¦           ДМС           ¦¦     ¦   ¦            ¦                          ¦              ¦                            L----------------------
  ¦L--------------------------+-------¬              ¦                          ¦              ¦                      ¦     ---------------------------¬
  L----------------------------     ¦   ¦            ¦                          ¦              ¦                            ¦ Правовое обеспечение     ¦
  ----------------------------¬       ¦              ¦                          ¦              ¦                      ¦     ¦-------------------------¬¦
  ¦  Кредитно-финансовая      +-----+   ¦            L--------------------¬     ¦     ----------                      +-----+¦- Юридическое управлени妦
--+  деятельность             ¦       ¦                                   ¦     ¦     ¦                               ¦     ¦L-------------------------¦
¦ ¦-------------------------¬ +-----+---+                                 ¦     ¦     ¦                                     L---------------------------
  ¦¦- Финансовый департамент¦ ¦         L- --¬                            ¦     ¦     ¦                               ¦     -----------------------------¬
¦ ¦L------------------------- +-----+-+                                  \/    \/    \/                                     ¦ Эксплуатация и развитие    ¦
  L----------------------------          ----+---------------------¬    -------------------------¬    ----------------+-¬   ¦ инженерных и транспортных  ¦
¦ ----------------------------¬     ¦    ¦Управление использованием¦<---+Планирование социально- +--->+Обеспечение задач¦   ¦ коммуникаций               ¦
  ¦  Управление хозяйственной ¦       ¦  ¦ресурсов территории      ¦    ¦экономического развития ¦    ¦управления и     ¦   ¦---------------------------¬¦
¦ ¦  деятельностью субъектов  ¦     ¦    L--------------------------    L-T-----T-----T-----------    ¦развития города  ¦   ¦¦- Управление транспорта   ¦¦
  ¦-------------------------¬ ¦       ¦                                   ¦     ¦     ¦               L------------------ --+¦- Отдел промышленности    ¦¦
¦ ¦¦- Управление экономики  ¦ ¦                                           ¦     ¦     ¦                                   ¦ ¦¦и связи                   ¦¦
  ¦¦- Отраслевые структурные¦ +-----+ ¦              ----------------------     ¦     L---------------------¬               ¦¦- Управление              ¦¦
¦ ¦¦подразделения           ¦ ¦                      ¦                          ¦                           ¦             ¦ ¦¦энергообеспечения, топливদ
  ¦L------------------------- ¦     ¦ ¦              ¦                          ¦                           ¦               ¦¦и инженерных коммуникаций ¦¦
¦ L----------------------------       L-- -- -- -- --+-- -- -- -- -- -- -- --¬  ¦                           ¦             ¦ ¦L---------------------------¦
                                    ¦                ¦                          ¦                           ¦               L-----------------------------
¦                                   L-- --  -¬      \/                       ¦ \/                          \/             ¦ ------------------------------¬
                                         ----+--------------------¬     -----+----------------------¬   ---------------¬    ¦ Строительно-инвестиционная  ¦
¦                                        ¦Управление деятельностью¦     ¦Управление функционирования¦   ¦Развитие      +--+-+ деятельность                ¦
                                         ¦хозяйствующих объектов  ¦     ¦социального комплекса      ¦   ¦инфраструктуры¦    ¦--------------------------¬  ¦
¦                                        L-----T-------------------     L-----T----------------------   L---------------  ¦ ¦¦- Департамент архитектуры¦  ¦
                                               ¦                              ¦                                             ¦L--------------------------  ¦
¦             --- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --+-- --T-- -- -- -- -- ---¬     ¦                                           ¦ L------------------------------
              ¦      -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --¦--T-- -- -- -- -- ¦-- --+-- --T-- -- -- -- -- -- --T-- -- -- -- -- -- -- -- -- --¬
¦   ----------+------+---------¬---------------------+--+¬ -------------+-----------+---¬ ---------------+-------------¬  ¦ -----------+-----------------¬
    ¦ Управление хозяйственной ¦¦ Внешнеэкономическая    ¦ ¦ Управление жилищно-        ¦ ¦ Культура и наука           ¦    ¦ Обеспечение безопасности и ¦
¦   ¦ деятельностью субъектов  ¦¦ деятельность           ¦ ¦ коммунальным хозяйством    ¦ ¦---------------------------¬¦  ¦ ¦ жизнедеятельности населения¦
    ¦ социального комплекса    ¦¦-----------------------¬¦ ¦---------------------------¬¦ ¦¦- Комитет по социальной   ¦¦    ¦-----------------------¬    ¦
¦   ¦-------------------------¬¦¦¦- Управление экономик覦 ¦¦- Управление ЖКХ          ¦¦ ¦¦политике                  ¦¦  ¦ ¦¦- ГУВД                ¦    ¦
    ¦¦- Управление            ¦¦¦¦- Отдел международног ¦¦- Управление жилищного    ¦¦ ¦¦- Отдел культурно-        ¦¦    ¦¦- Военкоматы          ¦    ¦
¦   ¦¦  здравоохранения       ¦¦¦¦протокола             ¦¦ ¦¦фонда и приватизации жилья¦¦ ¦¦просветительных учреждени馦  ¦ ¦¦- СЭС                 ¦    ¦
    ¦¦- Управление образования¦¦¦L-----------------------¦ ¦L---------------------------¦ ¦¦и народного творчества    ¦¦    ¦L-----------------------    ¦
¦   ¦L-------------------------¦L------------------------- L----------------------------- ¦L---------------------------¦  ¦ L-----------------------------
    L---------------------------                                                          L-----------------------------
¦                                                                                                                         ¦
L---- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---





                                                          Приложение 4
                                                    к Концепции единой
                                                информационной системы
                                       администрации города Хабаровска

                             СТРУКТУРА
              КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
                    АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА

                  ------------------------------¬
                  ¦ Компьютерно-информационное  ¦
                  ¦    управление - 18 чел.     ¦
                  +-----------------------------+
                  ¦Начальник управления - 1 чел.¦
                  L--------------T---------------
           ----------------------+-----------------------¬
           ¦                                             ¦
-----------+----------¬ ------------------------¬ -------+-------¬
¦ Отдел мониторинга и ¦ ¦Отдел программирования,¦ ¦    Отдел     ¦
¦автоматизации систем ¦ ¦  администрирования и  ¦ ¦компьютерного ¦
¦     управления      ¦ ¦      технического     ¦ ¦ обеспечения  ¦
+---------------------+ ¦      обслуживания     ¦ ¦ комитетов по ¦
¦Заместитель          ¦ +-----------------------+ ¦  управлению  ¦
¦начальника           ¦ ¦Начальник отдела    - 1¦ ¦   округами   ¦
¦управления,          ¦ +-----------------------+ +--------------+
¦начальник отдела  - 1¦ ¦Главный                ¦ ¦Начальник     ¦
¦                     ¦ ¦специалист          - 3¦ ¦отдела     - 1¦
+---------------------+ +-----------------------+ +--------------+
¦Главный              ¦ ¦Ведущий                ¦ ¦Главный       ¦
¦специалист        - 3¦ ¦специалист          - 2¦ ¦специалист - 4¦
+---------------------+ L------------------------ +--------------+
¦Специалист           ¦                           ¦Ведущий       ¦
¦I категории       - 1¦                           ¦специалист - 1¦
L----------------------                           L---------------




Информация по документу
Читайте также