Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 01.07.2004 № 36-пр

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                              № 36-пр


1 июля 2004 г.                                       г. Хабаровск


    О социально-экономическом состоянии предприятий воздушного
      транспорта Хабаровского края и перспективах их развития


    Воздушный транспорт Хабаровского края объединяет 18 предприятий 
и  организаций  с  общей  численностью  работающих  свыше  6,3 тыс. 
человек. На территории края эксплуатируется 17 аэродромов различных 
классов,  из  них  12  являются аэропортами общего пользования, а 5 
используются  только для корпоративных перевозок. Авиакомпании края 
предоставляют   весь   спектр   авиационных  услуг,  в  том  числе:  
регулярные перевозки пассажиров, почты, грузов, транспортно-связные 
полеты  в  различных регионах Дальнего Востока и за рубежом, охрана 
лесов от пожаров, медицинская эвакуация из труднодоступных районов, 
поисковые  и  аварийно-спасательные  работы  на  суше  и  на  море,  
обслуживание  нефтяных компаний и другие работы. Сегодня в основном 
удовлетворен  спрос  населения  в  перевозках  на местных воздушных 
линиях,  авиапредприятия  края  доставляют  пассажиров и грузы в 20 
крупных   городов   Российской   Федерации  и  ближнего  зарубежья,  
обеспечивают  международные  перевозки  в  аэропорты Японии, Китая, 
Южной  и  Северной  Кореи. На долю воздушного транспорта приходится 
34,5  процента общего объема пассажирооборота в крае. На протяжении 
последних  четырех  лет  в  Хабаровском крае наблюдается устойчивый 
прирост  пассажирских  авиаперевозок.  В  2003 году объем перевозок 
пассажиров  по  сравнению  с 2002 годом увеличился на 4,1 процента, 
пассажирооборот  - на 1,7 процента. Вместе с тем грузовые перевозки 
уменьшились   на   15,3  процента.  Финансовое  состояние  основных  
транспортных    предприятий,    осуществляющих   авиаперевозки   на   
регулярной    основе    (федеральное    государственное   унитарное   
предприятие «Дальавиа», открытое акционерное общество «Авиакомпания 
«Восток»,       государственное       авиационное       предприятие       
«Николаевский-на-Амуре    объединенные   авиаотряд»),   значительно   
улучшилось.  Если  за  2002  год балансовые убытки этих предприятий 
составляли  более  61  млн.  рублей,  то  по  итогам  2003 года они 
получили   балансовую   прибыль   в   размере   17,5  млн.  рублей.  
Рентабельность работы основных предприятий отрасли составляет 1 - 2 
процента.  В  бюджет  края  в  2003  году внесено 216,2 млн. рублей 
налоговых  платежей,  что  на  12,1 процента превышает уровень 2002 
года. Размер налоговых платежей в бюджет края на одного работающего 
в отрасли составил 34,3 тыс. рублей, что почти на 14 процентов выше 
среднекраевого   уровня.   Средняя   заработная   плата  работников  
авиапредприятий   увеличилась  за  2003  год  на  38,8  процента  и  
составила  8627 рублей, в том числе летного состава - 15086 рублей. 
По   выплате   заработной   платы   задолженности  нет.  Крупнейшим  
авиапредприятием  края,  обеспечивающим  перевозки на магистральных 
российских  и международных направлениях, является ФГУП «Дальавиа». 
На его долю приходится свыше 90 процентов перевезенных пассажиров и 
грузов,   треть   налоговых  платежей  в  бюджет  края  и  половина  
работающих  в  отрасли.  В  2003  году  авиапредприятием  сохранена  
положительная  динамика  производственных и финансово-экономических 
показателей,  обеспечен  рост  средней заработной платы, проводится 
реализация  ключевых  проектов  по  обновлению основных фондов. Под 
гарантии  Хабаровского края и при финансовой поддержке Министерства 
транспорта и связи Российской Федерации федеральным государственным 
унитарным  предприятием  «Дальавиа»  с 2001 года реализуется проект 
обновления  парка воздушных судов на условиях лизинга. По состоянию 
на   1   мая  2004  г.  получено  три  магистральных  отечественных  
авиалайнера  нового  поколения  Ту-214  и  четыре самолета Ту-154М. 
Прорабатывается  вопрос  приобретения  для  региональных  воздушных  
линий самолетов Су-80ГП, серийное производство которых готовится на 
Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. 
Ю. А. Гагарина. Стабильно работает на местных воздушных линиях края 
открытое   акционерное  общество  «Авиакомпания  «Восток»,  которое  
активно  развивает выгодные проекты авиационных работ в России и за 
рубежом.  Около  70  процентов  доходов авиакомпании формируется за 
счет  контрактов  с  иностранными  организациями  - «Эксон Нефтегаз 
Лимитед»,  «Сахалин  Энерджи»,  Организацией Объединенных Наций. На 
территории  края  ежегодно  расширяет  перечень сервисных услуг для 
пассажиров,   способствующий   развитию   въездного  и  транзитного  
туризма. Аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном 
пространстве   Дальнего   Востока   осуществляется  государственным  
унитарным  дочерним  предприятием «Аэронавигация Дальнего Востока». 
Для  повышения уровня безопасности полетов и пропускной способности 
воздушных  трасс  предприятием  осуществляется модернизация системы 
управления  воздушным  движением  в регионе, введена в эксплуатацию 
аэроузловая система «Синтез - А2» стоимостью более 120 млн. рублей, 
ведутся работы по строительству районной автоматизированной системы 
«Синтез  -  Р2».  Правительством  края  в  прошедшие годы проведена 
значительная   работа   по   улучшению   организации   и  повышению  
эффективности  авиатранспортной деятельности на территории края. На 
государственном   авиационном   предприятии  «Николаевский-на-Амуре  
объединенный  авиаотряд»  в  рамках  внешнего  управления проведены 
мероприятия  по финансово-экономическому оздоровлению деятельности. 
В  результате  по  итогам  работы  за  2003 год предприятие впервые 
получило  прибыль. В 2004 году на базе имущественного комплекса ГАП 
«Николаевский-на-Амуре   объединенный  авиаотряд»  создано  краевое  
государственное   унитарное  предприятие  «Хабаровские  авиалинии»,  
которое  с 22 апреля 2004 г. начало осуществлять регулярные полеты. 
Для организации в перспективе единого предприятия местных воздушных 
линий  края краевой пакет акций ОАО «Авиакомпания «Восток» в 2002 - 
2003  годах  увеличен с 6,4 до 37,8 процента уставного капитала. Из 
бюджета  Хабаровского  края  авиапредприятиям  ежегодно  выделяются  
субсидии  на  поддержку пассажирских перевозок на местных воздушных 
линиях и реализацию мероприятий краевой программы социальной защиты 
населения.  В 2003 году на эти цели было выделено 46,6 млн. рублей. 
Под  контролем  и  при  поддержке  Правительства  края продолжается 
развитие  объектов наземной инфраструктуры аэропортов края. Ведется 
строительство и реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах 
Хабаровск и Николаевск-на-Амуре. В 2003 году введена в эксплуатацию 
взлетно-посадочная полоса в аэропорту Богородское. В прошедшем году 
на  строительстве  взлетно-посадочной  полосы освоен 71 млн. рублей 
капитальных  вложений,  в  том числе 51 млн. рублей из федерального 
бюджета  и  20  млн.  рублей  собственных  средств ФГУП «Дальавиа». 
Дальнейшее   развитие  получили  аэропорты  и  аэродромы  закрытого  
акционерного общества «Артель старателей «Амур» в поселках Нелькан, 
Мар-Кюэль,  Белькачи,  Тас-Юрях.  Вместе  с  тем  на  эффективную и 
динамичную  работу предприятий воздушного транспорта края негативно 
влияют  существенный  износ  воздушных  судов  и  объектов наземной 
инфраструктуры,  отсутствие собственных средств для их модернизации 
и  технического обновления, низкая инвестиционная привлекательность 
отрасли.  Из  115  самолетов  и вертолетов, эксплуатируемых в крае, 
воздушные  суда  возрастом до 10 лет составляют только 5 процентов, 
до  20  лет  -  38  процентов.  Ресурсное состояние магистральных и 
региональных  самолетов  потребует  списания  до трети парка в 2008 
году,  а  к  2013  году  в  эксплуатации останутся самолеты Ту-214, 
Ил-62М,  Ту-154М  и  Ан-38.  Вместе с тем есть значительные резервы 
увеличения   налета   часов  на  имеющемся  парке  воздушных  судов  
авиапредприятий.  Отмена  квотирования на магистральных авиалиниях, 
предстоящее  акционирование  и возможное разделение ФГУП «Дальавиа» 
на   авиакомпанию  и  аэропорт  снизят  возможности  предприятия  в  
реализации   проекта  приобретения  по  лизингу  самолетов  Ту-214.  
Региональный  самолет  нового поколения СУ-80ГП, подготавливаемый к 
серийному  производству  с  2006  года,  способен заменить самолеты 
Як-40  и  Ан-24,  но  из-за  недостаточной длины взлетно-посадочных 
полос  большинства северных аэропортов местных воздушных линий края 
в   перспективе  заменить  самолеты  Ан-28  не  сможет.  Вследствие  
структурных  изменений  в  гражданской  авиации,  резкого  снижения  
объемов  перевозок  грузов  и пассажиров, падения платежеспособного 
спроса населения и организаций за 1990 - 2003 годы аэродромная сеть 
Хабаровского  края  сократилась  на  24  единицы,  или  в 2,5 раза. 
Аэродромы  Чегдомын,  Софийск,  Победа,  Новокуровка, Кукан, Тугур, 
Удское  переведены в посадочные площадки. Взлетно-посадочные полосы 
с  металлическим покрытием в аэропортах Охотск и Чумикан выработали 
свой ресурс и требуют срочного капитального ремонта. Поддерживающий 
ремонт  взлетно-посадочных полос необходим в аэропортах Хабаровск - 
МВЛ,   Советская   Гавань,   им.   Полины  Осипенко.  С  2006  года  
авиапредприятия  понесут значительные дополнительные затраты в виде 
арендной  платы  за  земельные  участки,  занятые  аэропортами. Это 
приведет  к  росту тарифов и особенно негативно повлияет на местные 
авиаперевозки  с  малой  интенсивностью  полетов.  Радиотехнические  
средства обеспечения полетов на местных воздушных линиях края почти 
полностью   отработали   установленный   срок.  Для  их  обновления  
требуется  около  130  млн.  рублей. До настоящего времени не решен 
вопрос   установки   на   аэродромах  Аян,  Херпучи  автоматических  
радиопеленгаторов  с  учетом горной местности. Из-за недостаточного 
финансирования    федеральных    целевых   программ   строительство   
взлетно-посадочной    полосы    в   аэропорту   Николаевск-на-Амуре   
продолжается  уже  12 лет и превратилось в долгострой. По состоянию 
на  1  января  2004  г.  готовность  объекта  составляет  только 59 
процентов.   По   этой   же   причине   сдерживается  реконструкция  
взлетно-посадочной  полосы  в  аэропорту  Хабаровск.  В Хабаровском 
аэровокзале  внутренних  авиалиний  недостаточно  развито сервисное 
обслуживание    пассажиров.   Меры   по   обеспечению   авиационной   
безопасности,  особенно  на  местных  воздушных линиях, не в полной 
мере  соответствуют  предъявляемым  требованиям.  В  последние годы 
обострилась    ситуация   с   обеспечением   авиапредприятий   края   
квалифицированными кадрами, особенно наземных инженерно-технических 
специальностей,   что   отрицательно   сказывается  на  технической  
готовности воздушных судов к полетам. Несмотря на принимаемые меры, 
заработная   плата   работников   основных   авиапредприятий   края   
значительно  ниже  как  среднего  уровня  оплаты  труда  работников  
воздушного  транспорта России, так и работников агентств по продаже 
билетов,   представительств  авиакомпаний  и  других  обслуживающих  
организаций.     
    В целях повышения конкурентоспособности авиапредприятий края на 
рынке авиационных услуг, полного обеспечения потребностей населения 
и  экономики  края  в пассажирских и грузовых перевозках, повышения 
безопасности     полетов     Правительство    края    ПОСТАНОВЛЯЕТ:    

    1.  Утвердить  прилагаемые:  Мероприятия по развитию воздушного 
транспорта  Хабаровского  края  на  период  до  2008 года; Основные 
производственные  показатели  воздушного  транспорта края на 2004 - 
2008 годы.
    2. Министерству промышленности, транспорта и связи края (Чмелев 
В. К.):
    2.1.   Совместно   с   руководителями   предприятий  воздушного  
транспорта  обеспечить  потребности  населения  и  экономики края в 
перевозке  грузов  и пассажиров, поступление доходов в бюджет края. 
    2.2.  Совместно  с  министерством  имущественных отношений края 
(Громова  Г.  А.),  краевым  государственным унитарным предприятием 
«Хабаровские авиалинии» (Уклонский Н. Н.) обеспечить во II квартале 
2004  г. оформление и регистрацию в собственность Хабаровского края 
приобретенного     имущественного     комплекса    государственного    
авиационного    предприятия   «Николаевский-на-Амуре   объединенный   
авиаотряд»   с  передачей  его  в  хозяйственное  ведение  краевому  
авиапредприятию.
    2.3. Совместно с министерством социальной защиты населения края 
(Щипанов  Л. В.) в первом полугодии 2004 г. подготовить обращение в 
Правительство   Российской   Федерации  о  погашении  задолженности  
федерального   бюджета   авиапредприятиям   края  за  произведенные  
перевозки льготных категорий граждан.
    2.4.   Совместно  с  министерством  экономического  развития  и  
внешних  связей края (Левинталь А. Б.), министерством финансов края 
(Кацуба     А.     С.),     авиапредприятиями     края     и    ОАО    
«Комсомольское-на-Амуре  авиационное  производственное  объединение  
им.  Ю.  А.  Гагарина» (Меркулов В. И.) во втором полугодии 2004 г. 
подготовить  предложения о необходимом количестве самолетов Су-80ГП 
для  региональных  авиалиний,  финансовой  схеме  их приобретения и 
мерах      государственной     поддержки     Хабаровского     края.     
    2.5.   Совместно   с  ОАО  «Комсомольское-на-Амуре  авиационное  
производственное  объединение  им.  Ю.  А. Гагарина» в III квартале 
2004  г. подготовить обращения в Правительство Российской Федерации 
и к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской 
Федерации  об  оказании  государственной  поддержки в строительстве 
самолетов  Су-80ГП  путем  перевода  программы  из  приложения  2 в 
приложение  1 к Федеральной целевой программе «Развитие гражданской 
авиационной  техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 
года» с выделением целевого финансирования из федерального бюджета. 
    2.6. Совместно с муниципальными образованиями городов и районов 
края  и  авиапредприятиями  края в III квартале 2004 г. рассмотреть 
вопрос   и   подготовить  предложения  о  возможности  полного  или  
частичного  финансирования  расходов  по  содержанию  аэропортов  и  
посадочных   площадок   с  малой  интенсивностью  полетов  за  счет  
муниципальных бюджетов.
    2.7.   Совместно  с  Дальневосточным  окружным  межрегиональным  
территориальным   управлением  воздушного  транспорта  Министерства  
транспорта  и  связи  Российской  Федерации (Будник А. М.) в первом 
полугодии  2005  г.  в  связи  с  предстоящим  акционированием ФГУП 
«Дальавиа»  (Севастьянов  П.  И.)  подготовить предложения по схеме 
сохранения   финансирования   из   федерального  бюджета  работ  по  
реконструкции и строительству взлетно-посадочных полос в аэропортах 
Хабаровск и Николаевск-на-Амуре.
    2.8.  Совместно  с министерством имущественных отношений края и 
министерством  экономического  развития  и  внешних  связей  края с 
учетом  дальнейшей приватизации ОАО «Авиакомпания «Восток» в первом 
полугодии  2005  г. подготовить предложения о вариантах структуры и 
схемы  создания  единого  авиапредприятия  местных  воздушных линий 
края.
2.9.   Совместно   с   авиапредприятиями   края  в  2004  году:  
    2.9.1.  Проработать  с  Федеральным  агентством  по  управлению  
федеральным  имуществом  и  муниципальными  образованиями городов и 
районов  края  вопрос  об  установлении  минимальных  (или нулевых) 
ставок  арендной  платы  за  земельные участки, занятые аэропортами 
местных воздушных линий.
    2.9.2.   Подготовить  предложения  по  повышению  эффективности  
использования   авиационного   имущества   краевой   собственности,   
находящегося        в        аренде        у       авиапредприятий.       
    3.  Министерству  имущественных  отношений края (Громова Г. А.) 
совместно  с министерством экономического развития и внешних связей 
края  (Левинталь А. Б.), министерством промышленности, транспорта и 
связи  края  во  втором полугодии 2004 г. изучить правовую основу и 
подготовить  предложения по акционированию ФГУП «Дальавиа» в едином 
комплексе  с  аэропортом и участием краевого имущества, арендуемого 
авиапредприятием.
    4.  Министерству  экономического развития и внешних связей края 
совместно  с  министерством промышленности, транспорта и связи края 
во  втором  полугодии 2004 г. подготовить обращение в Правительство 
Российской  Федерации  об  усилении  мер  государственной поддержки 
проектов   приобретения  новых  отечественных  воздушных  судов  по  
лизингу  путем повышения размера компенсации лизинговых платежей за 
счет средств федерального бюджета и продления сроков компенсации на 
весь        период        действия        договоров        лизинга.        
    5.  Министерству образования края (Обухова Л. Ф.), министерству 
экономического   развития  и  внешних  связей  края  проработать  в  
Правительстве  Российской  Федерации  вопрос  об организации в 2006 
году  в  одном  из  учебных  заведений Хабаровского края подготовки 
специалистов    по    специальностям    «Техническая   эксплуатация   
летательных  аппаратов  и  двигателей»,  «Техническая  эксплуатация  
авиационных  электросистем  и  пилотажно-навигационных комплексов», 
«Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования».
    6.  Рекомендовать  Дальневосточному  окружному территориальному 
управлению  воздушного  транспорта  Министерства транспорта и связи 
Российской Федерации:
    6.1.  Совместно с ФГУП «Дальавиа», КГУП «Хабаровские авиалинии» 
ежегодно организовывать подготовку и направление заявок для участия 
в   федеральной   адресной   инвестиционной   программе   в   части   
строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос в аэропортах 
Хабаровск и Николаевск-на-Амуре.
    6.2.  Совместно  с  министерством  промышленности, транспорта и 
связи   края,   государственным   унитарным  дочерним  предприятием  
«Аэронавигация    Дальнего   Востока»   (Зиновьев   В.   Я.),   ОАО   
«Авиакомпания «Восток» (Ткач А. К.), КГУП «Хабаровские авиалинии» в 
первом  полугодии  2004  г.  рассмотреть вопрос о регламенте работы 
органов   управления   воздушным  движением  в  аэропортах  местных  
воздушных  линий  края  исходя  из  потребности  авиапредприятий  в  
обеспечении    воздушных   перевозок   и   интенсивности   полетов.   
    6.3.   Внести  во  втором  полугодии  2004  г.  в  Министерство  
транспорта  и связи Российской Федерации предложения по упрощению и 
снижению  стоимости  процедуры  сертификации для аэропортов местных 
воздушных     линий     с     малой     интенсивностью     полетов.     
    7.   Рекомендовать   федеральному  государственному  унитарному  
предприятию «Дальавиа»:
    7.1. Обеспечить выполнение обязательств по кредитам, полученным 
под  гарантии Хабаровского края для приобретения воздушных судов по 
лизингу.
    7.2.  Принять  меры  по  завершению  в  2007 году реконструкции 
искусственной  взлетно-посадочной полосы № 2 в аэропорту Хабаровск. 
    7.3. Совместно с КГУП «Хабаровские авиалинии» продолжить работу 
по    строительству    взлетно-посадочной    полосы   в   аэропорту   
Николаевск-на-Амуре.
    7.4.  Провести  работу по привлечению инвесторов для проведения 
модернизации   аэровокзала  внутренних  воздушных  линий  аэропорта  
Хабаровск    и    повышения   качества   обслуживания   пассажиров.   
    8.  Рекомендовать открытому акционерному обществу «Авиакомпания 
«Восток»   и   краевому   государственному  унитарному  предприятию  
«Хабаровские  авиалинии»  продолжить  работу по поиску и реализации 
рентабельных  проектов  авиационных  работ  в  России и за рубежом. 
    9.    Рекомендовать   государственному   унитарному   дочернему   
предприятию   «Аэронавигация   Дальнего   Востока»   для  повышения  
безопасности  полетов  и повышения пропускной способности воздушных 
трасс:
    9.1.  Продолжить реализацию программы создания Дальневосточного 
объединенного   района  организации  воздушного  движения  на  базе  
Хабаровского  центра  управления  полетами  с  внедрением  районной  
автоматизированной системы управления воздушным движением «Синтез - 
Р2».
    9.2.  Во  втором полугодии 2004 г. разработать план мероприятий 
по  обновлению оборудования радиотехнического обеспечения полетов с 
включением  в  него  установки  автоматического радиопеленгатора на 
аэродроме Аян.
    9.3.  Совместно  с  министерством  промышленности, транспорта и 
связи края, ОАО «Авиакомпания Восток», КГУП «Хабаровские авиалинии» 
рассмотреть возможность и экономическую целесообразность применения 
спутниковой  навигационной  системы  точного  захода  на посадку по 
первой  категории  ИКАО с помощью контрольно-корректирующей станции 
ГЛОНАСС   /GPS   в   аэропортах   местных   воздушных  линий  края.  
    10.   Согласиться   с  предложениями  ФГУП  «Дальавиа»  и  ГУДП  
«Аэронавигация  Дальнего  Востока»  в  план мероприятий по развитию 
воздушного  транспорта  Хабаровского  края на период до 2008 года и 
основные  производственные показатели воздушного транспорта края на 
2004 - 2008 годы.
    11.   Региональной   энергетической  комиссии  -  комитету  цен  
Правительства  края  (Богдановский  М.Н.) совместно с министерством 
промышленности,  транспорта  и  связи  края  обеспечить контроль за 
формированием  цен  и  тарифов  на предоставляемые авиатранспортные 
услуги   на   местных   авиалиниях  Хабаровского  края,  гибкое  их  
регулирование,   не   допускать   необоснованного   их   повышения.   
    12.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить 
на   заместителя   Председателя   Правительства  края  по  вопросам  
промышленности, транспорта и связи края Зражевского С.А. Информацию 
о  ходе  выполнения  постановления  представлять  Губернатору  края  
ежегодно к 1 февраля.
    13.   Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня  его  
официального опубликования.
    

Губернатор, Председатель
Правительства края В. И. Ишаев

Информация по документу
Читайте также