Расширенный поиск

Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 26.07.2005 № 2433

 
                ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ                

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                                N 2433                                

26 июля 2005 г.                                           г. Хабаровск

             О рекомендациях депутатских слушаний по теме             
        "О состоянии и структуре государственного внутреннего         
                       долга Хабаровского края"                       

     Законодательная Дума постановляет:
     1.  Одобрить  рекомендации  депутатских  слушаний  по   теме   "О
состоянии  и структуре государственного внутреннего долга Хабаровского
края" согласно приложению.
     2. Направить настоящее постановление Губернатору края.

Председатель Думы
Ю.И.Оноприенко





Приложение
постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 26 июля 2005 г. N 2433

                             РЕКОМЕНДАЦИИ                             
        ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ ПО ТЕМЕ "О СОСТОЯНИИ И СТРУКТУРЕ         
        ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"         

     24  мая  2005  года  в  Законодательной  Думе  Хабаровского  края
состоялись  депутатские  слушания  по  теме  "О  состоянии и структуре
государственного внутреннего долга Хабаровского края".
     В  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об   общих   принципах
организации   законодательных   (представительных)   и  исполнительных
органов  государственной  власти   субъектов   Российской   Федерации"
привлечение  субъектом  Российской  Федерации заемных средств, а также
обслуживание  и  погашение  внутренних  и  внешних   долгов   субъекта
Российской  Федерации  относится к полномочиям органов государственной
власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
     В соответствии со статьей 90 Бюджетного кодекса Хабаровского края
право  осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи
государственных гарантий другим  заемщикам  для  привлечения  кредитов
(займов) от имени края принадлежит Правительству Хабаровского края.
     Разработку программ краевых  заимствований  и  их  реализацию  от
имени  края,  условий  выпуска  и  размещения  краевых государственных
займов, проведение эмиссии и размещения ценных  государственных  бумаг
Хабаровского  края,  управление  государственным  долгом  осуществляет
министерство финансов Хабаровского края.
     Контрольно-бюджетной палатой Законодательной Думы в  министерстве
финансов   края   проведены   контрольные   мероприятия   по  вопросам
осуществления государственных  внутренних  заимствований,  управления,
обслуживания    и   погашения   государственного   внутреннего   долга
Хабаровского края в 2004 году.
     В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации  Законом
Хабаровского   края   от   29.12.2003   N  155  "О  бюджетной  системе
Хабаровского края на 2004  год"  (далее  -  Закон  N  155)  установлен
верхний  предел  государственного  долга  края  на  01.01.2005 в сумме
10900,0 млн. рублей, в том  числе  предельный  объем  обязательств  по
государственным  гарантиям края в сумме 5250,0 млн. рублей, утверждена
Программа  государственных  внутренних  заимствований  края  (далее  -
Программа заимствований).
     Общий объем государственного долга края  на  01.01.2005  составил
6876,6  млн. рублей, в том числе объем обязательств по государственным
гарантиям  края  -  1461,2  млн.  рублей.  Ограничения,  установленные
Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом N 155, не превышены.
     За 2004 год  объем  государственного  долга  края  увеличился  на
1407,7  млн.  рублей, или на 25,7%. Темпы роста государственного долга
края превысили темпы роста собственных  доходов  краевого  бюджета  на
3,8%.
     В  структуре  государственного  долга  края   по   состоянию   на
01.01.2005  на  долю задолженности по кредитам, полученным от банков и
иных юридических  лиц,  приходится  45,2%,  на  долю  обязательств  по
государственным    гарантиям    края    -21,2%,    задолженности    по
государственным займам,  осуществляемым  путем  выпуска  ценных  бумаг
Хабаровского   края,  -  15,9%,  задолженности  по  бюджетным  ссудам,
полученным от бюджетов других  уровней  бюджетной  системы  Российской
Федерации, - 4,8%.
     Программой  заимствований  на  2004  год  (с  учетом   изменений,
утвержденных Законом Хабаровского края от 29.03.2005 N 265 "О внесении
изменений в Закон Хабаровского края "О бюджетной системе  Хабаровского
края   на  2004  год")  установлен  объем  государственных  внутренних
заимствований края с учетом обязательств по гарантиям и  соглашений  о
займах,  заключенных  в  предыдущие  годы, в сумме 5288,6 млн. рублей,
фактический объем заимствований  в  2004  году  составил  3103,7  млн.
рублей.
     В  части  привлечения   заемных   средств   в   краевой   бюджет,
направляемых  на  погашение  дефицита  краевого  бюджета  в 2004 году,
сальдо общего объема заимствований превысило  плановые  назначения  на
187,7%  за  счет  увеличения  объема  кредитов, привлеченных в краевой
бюджет. Заимствования по кредитным соглашениям и  договорам  превысили
плановые назначения на 2405,5 млн. рублей или в 4,6 раза.
     Порядок осуществления  государственных  внутренних  заимствований
края установлен только по заимствованиям, осуществляемым путем выпуска
государственных ценных бумаг края, постановлением  Правительства  края
от  27.01.2003  N  1-пр  "О  порядке  эмиссии  среднесрочных облигаций
Хабаровского края".
     Вместе с тем, виды долговых  обязательств  по  срокам  и  порядок
осуществления  государственных  внутренних  заимствований  края в иных
формах нормативными правовыми актами края не установлен.
     Объем  долговых  обязательств  края  в  форме   бюджетных   ссуд,
полученных  от  бюджетов  других  уровней бюджетной системы Российской
Федерации, на 01.01.2004 и 01.01.2005 составлял 330,3 млн. рублей.
     Срок погашения обязательств по беспроцентным  ссудам,  полученным
из средств бюджета города Комсомольска-на-Амуре в 2002 - 2003 годах на
покрытие временного кассового  разрыва  в  сумме  270,3  млн.  рублей,
продлен до 01.12.2005.
     Долговые   обязательства   перед    федеральным    бюджетом    по
беспроцентной   ссуде  на  подготовку  объектов  жилищно-коммунального
хозяйства к осенне-зимнему периоду 2003/2004 годов будут погашаться  с
марта по июль 2006 года.
     Объем долговых обязательств края перед  федеральным  бюджетом  по
соглашениям  и  договорам,  заключенным  от имени края о пролонгации и
реструктуризации долговых  обязательств  прошлых  лет,  на  01.01.2005
составил  879,8  млн.  рублей,  в  том  числе  204,8  млн. рублей - по
переоформленной  в  государственный  долг  Российской  Федерации   под
гарантии   края  задолженности  организаций,  осуществляющих  северный
завоз, и предприятий агропромышленного комплекса  по  централизованным
кредитам,  полученным  в  1992  -  1994  годах с рассрочкой на 15 лет.
Кредиты  предоставлялись  предприятиям   лесной,   рыбной,   оборонной
промышленности, агропромышленного комплекса и торговли, большинство из
которых в настоящее время прекратили свою  деятельность,  в  связи,  с
чем  в  значительной части задолженность стала нереальной к взысканию.
Начиная с 1999 года, министерством финансов края проводится  работа  с
Минфином Российской Федерации по списанию данной задолженности.
     В процессе исполнения краевого бюджета в 2004 году  министерством
финансов  края  уменьшены  обязательства перед федеральным бюджетом на
общую сумму 90,6 млн. рублей, из них за счет  погашения  задолженности
по  займу  Международного  банка  реконструкции  и  развития "Пилотный
проект "Устойчивое лесопользование в Российской Федерации" часть  "А",
числившейся на 01.01.2004, в полном объеме - в сумме 0,99 млн. рублей.
     Согласно постановлению  Губернатора  края  от  25.07.2002  N  357
предварительная  доля  края  в  общей сумме займа на "Пилотный проект"
составляет 26,4 млн. долларов США. Расходы края по "Пилотному проекту"
в  течение  1997  -  2004  годов  составили 154,4 тыс. долларов США, в
эквиваленте - 0,6 млн. рублей.
     Объем  долговых   обязательств   края   в   форме   договоров   о
предоставлении  государственных  гарантий  края на 01.01.2005 составил
1461,2 млн. рублей и сократился за 2004 год на 943,5 млн. рублей.
     В течение 2004 года предоставлено 8 государственных гарантий края
организациям  различных  организационно-правовых  форм  (федеральным и
краевым государственным унитарным предприятиям, акционерным обществам)
на общую сумму 1743,5 млн. рублей.
     Фактически каждая предоставленная государственная  гарантия  края
была  выдана на сумму, превышающую 0,01% от расходов краевого бюджета.
Однако в нарушение статьи 117 Бюджетного кодекса Российской  Федерации
на  утверждение  Законодательной  Думы  в  составе  проекта  закона  о
бюджетной системе края на 2004 год перечень  государственных  гарантий
не предоставлялся.
     В нарушение пункта 16 постановления Главы Администрации  края  от
31.05.2000   N   186   "Об   утверждении  Положения  о  предоставлении
государственных  гарантий  Хабаровского  края"  открытый  конкурс   по
страхованию  залогового  имущества  среди  страховых  организаций края
министерством финансов края не проводился, как  следствие,  имущество,
переданное   в   залог   государственных   гарантий  края,  заемщиками
застраховано не было.
     Задолженность края по займам, осуществляемым путем выпуска ценных
бумаг края, на 01.01.2004 составляла 492,8 млн. рублей.
     Правительством края в соответствии с Программой заимствований  на
2004  год  и  бюджетным  законодательством  была  осуществлена эмиссия
среднесрочных государственных облигаций Хабаровского края 2004 года на
сумму  700,0  млн.  рублей,  размещено  700,0  тыс. облигаций края с 8
купонными периодами. Дата окончания обращения и погашения облигаций  -
04.10.2006.  Среднегодовая  стоимость заимствования по облигациям края
составляет 12,48%. Размещение облигаций произведено  по  цене  98%  от
номинальной    стоимости,   дисконт   в   расходах   на   обслуживание
государственного долга 2004 года  составил  13,5  млн.  рублей.  Объем
совокупного  начисленного  и выплаченного купонного дохода в 2004 году
номинальным держателям облигаций выпуска 2004 года составил 20,9  млн.
рублей, кроме того, осуществлялась выплата купонного дохода владельцам
300,0 тыс. штук государственных облигаций края выпуска 2003 года.
     Учет  долговых  обязательств  края  осуществлялся   министерством
финансов  края  в  Государственной  долговой книге края на электронном
носителе   по   форме,   которая   утверждена   постановлением   Главы
Администрации   края   от   04.06.2001   N   220  "О  порядке  ведения
Государственной долговой книги Хабаровского края".
     Согласно данным Государственной долговой  книги  края,  кредитные
ресурсы    при    исполнении   краевого   бюджета   привлекались   для
финансирования кассового разрыва, в то время как часть заемных средств
(кредиты   банков)   привлекалась   и  направлялась  на  осуществление
капитальных  вложений,  в  том  числе  на  строительство   газопровода
"Сахалин - Комсомольск - Хабаровск".
     Расходы на обслуживание государственного долга края за  2004  год
сложились  в  сумме  479,5  млн. рублей (2,0 % от общей суммы расходов
краевого бюджета)  и  превысили  плановые  назначения  на  135,8  млн.
рублей, или 39,5%.
     В структуре расходов на обслуживание государственного долга  края
378,9  млн.  рублей,  или  79,0%,  составили  проценты  за пользование
кредитами банков.
     С учетом фактического исполнения  долговых  обязательств  края  и
расходов  на  обслуживание  государственного долга в 2004 году Законом
Хабаровского  края  от  29.03.2005   N   265   внесены   изменения   в
соответствующие показатели краевого бюджета на 2004 год, в том числе в
Программу заимствований. Плановый объем  заимствований  края  увеличен
на   294,1   млн.  рублей,  или  на  29,3%;  расходы  на  обслуживание
государственного  долга  -  на  144,7  млн.  рублей,  или  на   42,1%.
Прогнозные  показатели  по  объему государственного долга края в части
привлечения   и   возврата   кредитов,   расходов   на    обслуживание
государственного  долга края на 01.01.2005, использованные при расчете
обязательств и расходов на 2005 год, ниже фактически сложившихся,  что
свидетельствует   о   необходимости   уточнения  плановых  показателей
краевого бюджета на 2005 год.
     Краткая оценка качества управления государственным долгом края  в
2004 году показала, что пороговые значения индикаторов оценки качества
не  превышены,  однако  значения   отдельных   расчетных   показателей
кредитоспособности приближаются к установленному пределу.
     По  отношению  к  объему  собственных  доходов  краевого  бюджета
уровень  государственного  долга  края на 01.01.2005 составил 50,4%. В
субъектах  Дальневосточного  федерального  округа:  в   Камчатской   и
Магаданской    областях,   в   Корякском   автономном   округе   объем
государственного  долга  на  01.01.2005  превысил  объемы  собственных
доходов  их  бюджетов.  Соотношение  объема  государственного  долга к
объему  собственных  доходов  бюджета  по  Республике  Саха   (Якутия)
составило  53,8%,  Чукотскому автономному округу - 71,9%, по остальным
субъектам округа колеблется в пределах от 10,1 до 18,9%.
     Установленный  бюджетным  законодательством  предел   соотношения
расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета (<=
0,5) по всем регионам округа в 2004 году не  превышен.  В  Хабаровском
крае  и  республике Саха (Якутия) данный показатель выше, чем в других
регионах округа, и составил 0,020 и 0,015 соответственно.
     Анализ нормативно-правовой базы края по вопросам  государственных
заимствований  и  государственного  долга  показал,  что  нормативными
правовыми актами органов исполнительной власти края  не  урегулированы
вопросы  планирования заимствований, управления государственным долгом
в части механизмов принятия решений о привлечении заимствований.
     Учитывая   вышеизложенное,   участники    депутатских    слушаний
рекомендуют:
     Правительству Хабаровского края:
     1. Разработать и утвердить порядок осуществления  государственных
внутренних заимствований Хабаровского края.
     2.  В  материалах  к  проекту  краевого  бюджета   на   очередной
финансовый  год,  начиная  с  проекта  краевого  бюджета  на 2006 год,
представлять в составе бюджетной политики края долговую политику края.
     3. Рассмотреть  материалы  контрольно-бюджетной  палаты  Думы  по
результатам  проверки  и  уведомить Законодательную Думу о результатах
рассмотрения до 1 сентября 2005 года.

Председатель Думы
Ю.И.Оноприенко




Информация по документу
Читайте также