Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 10.10.2005 № 120-пр

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                 
                             № 120-пр
                                 
                  10 октября 2005 г. г. Хабаровск
                                 
                                 
 О ходе выполнения постановления главы администрации Хабаровского
края от 6 октября 2001 г. № 427 «Об Основных направлениях развития
   учреждений социального обслуживания ветеранов войны и труда,
  инвалидов, пожилых граждан и детей из малообеспеченных семей на
  2002—2005 годы» и мерах по развитию сети учреждений социального
             обслуживания населения на 2006—2010 годы
                                 
     (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края
                     от 22.02.2007 г. N 34-пр)

                                 
   Реализация  Основных направлений развития учреждений социального
обслуживания ветеранов войны и труда, инвалидов, пожилых граждан  и
детей  из  малообеспеченных семей на 2002—2005  годы,  утвержденных
постановлением главы администрации Хабаровского края от  6  октября
2001 г. № 427, способствовала развитию действующей и созданию новой
сети  учреждений  социального  обслуживания  населения,  расширению
спектра предоставляемых социально-экономических, социально-бытовых,
социально-медицинских,  правовых, психолого-педагогических  и  иных
услуг гражданам, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.
   В  результате  проведенной за 2002—2005 годы работы  открыто  42
новых учреждения и отделения социального обслуживания, построено  4
объекта,  проведена  реконструкция 12  объектов  социальной  защиты
населения. В целом сеть социальных учреждений увеличилась со 118 до
160 единиц.
   Для   улучшения  жилищных  условий  ветеранов  войны  и   труда,
одиноких престарелых граждан создан фонд социального муниципального
жилья  на  120  квартир,  в которых на условиях  социального  найма
проживает 178 ветеранов.
   Введены  в эксплуатацию специальные дома для ветеранов войны  на
259 социальных квартир в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре,
Вяземском,   районе   имени   Лазо;  жилой   корпус   в   Горинском
психоневрологическом интернате на 50 мест; Хабаровский детский  дом
интернат для умственно отсталых детей на 155 мест; центр социальной
помощи семье и детям с социальным приютом на 10 мест в пос. Ванино;
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в пос.  Хор
района  имени Лазо; жилые корпуса дома-интерната в с. Иннокентьевка
Нанайского   района;   столовая  Эльбанского  психоневрологического
интерната.
   За   этот   период   открыты  центры  социального   обслуживания
населения  в  Ульчском  и Солнечном районах, социальный  приют  для
детей  и  подростков  на  10 мест в с. Чумикан  Тугуро-Чумиканского
района,  центр социальной реабилитации несовершеннолетних с приютом
на   10   мест  в  г.  Вяземском,  отделение  социально-медицинской
реабилитации  на  25  койко-мест в с. Бичевая  района  имени  Лазо,
гостиница    на   30   мест   при   Хабаровском   краевом    центре
профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.
    Продолжается  реконструкция военного городка под комплекс жилых 
корпусов  Эльбанского  психоневрологического интерната с доведением 
проектной  мощности  до 450 койко-мест в 2008 году; социального для 
детей  и  подростков  в  с. Средний Ургал Верхнебуреинского района, 
строительство    жилого    корпуса   на   100   мест   Хабаровского   
психоневрологического интерната.
   В  целом  на  ввод  в  эксплуатацию новых  социальных  объектов,
капитальный и текущий ремонт действующих учреждений и укрепление их
материально-технической  базы за отчетный период  направлено  952,8
млн. рублей, в том числе:
   — из федерального бюджета — 63,2 млн. рублей;
   — из краевого бюджета — 749,5 млн. рублей;
   — из муниципальных бюджетов — 110,6 млн. рублей;
   — из других источников — 29,5 млн. рублей.
   Основная  часть  предусмотренных  к  исполнению  мероприятий  по
развитию  сети учреждений была реализована, что нашло  отражение  в
тенденциях   и   показателях  улучшения  социального   благополучия
населения Хабаровского края.
   Решена   проблема   обеспечения  социальным  жильем   участников
Великой Отечественной войны.
   Через  действующую  сеть  учреждений  обеспечивается  ежедневный
квалифицированный уход за более чем 10 тыс. граждан, проживающих  в
домах-интернатах,        домах       ветеранов        «Милосердие»,
психоневрологических   интернатах   и   находящихся   на   надомном
социальном  обслуживании; предоставляются ежегодно  различные  виды
социальных  услуг 150 тыс. граждан пожилого возраста  и  инвалидов,
116 тыс. семей, имеющих детей.
   С  открытием  учебно-производственного предприятия  Хабаровского
краевого   центра   профессиональной  и   социальной   реабилитации
инвалидов   предоставлена  возможность  для  получения   начального
профессионального образования и навыков адаптации в обществе  более
100 инвалидам ежегодно.
   С  созданием  в  крае  государственной службы  медико-социальной
экспертизы   упорядочен  процесс  освидетельствования  граждан   на
предмет  установления  инвалидности и  формирования  индивидуальных
программ  реабилитации, в связи с чем впервые за 15 лет  показатель
полной реабилитации инвалидов составил более 5 процентов, что в 1,5
раза  выше,  чем  по  Российской Федерации. В  последние  два  года
отмечено снижение численности малоимущего населения.
   В  связи с разграничением полномочий в области социальной защиты
населения  между  различными  уровнями  государственной  власти   и
органами  местного самоуправления проведена работа по  формированию
краевой нормативной правовой базы. Приняты Закон Хабаровского  края
от  31  января  2005  г.  № 260 «О социальном обслуживании  граждан
пожилого  возраста,  инвалидов,  граждан,  оказавшихся  в   трудной
жизненной    ситуации,   безнадзорных   детей»   и    постановление
Правительства Хабаровского края от 26 апреля 2005 г.
   №  38-пр  «О социальном обслуживании граждан пожилого  возраста,
инвалидов,  граждан,  оказавшихся  в  трудной  жизненной  ситуации,
безнадзорных    детей    на    территории    Хабаровского    края»,
регламентирующие деятельность учреждений социального обслуживания и
порядок предоставления населению социальных услуг.
    Вместе    с    тем,    учитывая    социально-экономическую    и    
демографическую ситуацию в крае, тенденцию старения населения, рост 
числа  инвалидов,  наличие  малоимущих  и  неблагополучных  семей с 
детьми,  лиц,  попавших в трудную жизненную ситуацию, Правительство 
края    отмечает,   что   имеющаяся   в   крае   сеть   учреждений,   
предоставляющих  социальные  услуги  населению,  не  в  полной мере 
удовлетворяет потребностям населения в них. Наиболее остро проблема 
сети   учреждений  социального  обслуживания  ощущается  в  крупных  
городах  и отдаленных территориях края. Длительное время не находят 
решения  вопросы  развития сети учреждений социального обслуживания 
населения    в    городе   Хабаровске,   Бикинском,   Николаевском,   
Верхнебуреинском, Охотском, Солнечном районах.
   В  очереди  на  помещение в стационарные учреждения  социального
обслуживания по медико-социальным показаниям состоит 645 человек, в
том числе в учреждения психоневрологического типа — 230 человек.  В
настоящее  время  не  удовлетворяется  потребность  семей,  имеющих
детей,  в оказании психолого-педагогической помощи, нет возможности
оказать  экстренную помощь всем несовершеннолетним,  находящимся  в
социально  опасном положении. В г. Хабаровске назрела необходимость
создания  специализированного учреждения  для  попавших  в  трудную
жизненную  ситуацию  женщин с детьми. В крае  недостаточно  создано
семейных воспитательных групп и иных форм семейного жизнеустройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
   С  созданием  учреждений  социального обслуживания  нового  вида
необходимо  внедрение в их работу современных методик и  социальных
технологий.
   Материально-техническая   база   ряда   учреждений   социального
обслуживания   не  отвечает  современным  требованиям,   8   зданий
нуждаются в реконструкции, 21 — в капитальном ремонте.
   В  целях  дальнейшего совершенствования государственной  системы
оказания  своевременной социальной помощи ветеранам войны и  труда,
инвалидам,  пожилым гражданам, семьям с детьми и детям, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации, рационального использования имеющихся
ресурсов,  улучшения качества и обеспечения доступности  социальных
услуг населению Правительство края
   
   ПОСТАНОВЛЯЕТ:
   1.  Принять  к  сведению информацию министра  социальной  защиты
населения  края  Частного  С.И. об исполнении  постановления  главы
администрации  Хабаровского края от 6 октября 2001  г.  №  427  «Об
Основных  направлениях развития учреждений социального обслуживания
ветеранов  войны  и труда, инвалидов, пожилых граждан  и  детей  из
малообеспеченных семей на 2002—2005 годы» и мерах по развитию  сети
учреждений социального обслуживания населения на 2006—2010 годы.
   2.   Утвердить   прилагаемые   Основные   направления   развития
учреждений  социального  обслуживания  ветеранов  войны  и   труда,
инвалидов,  граждан пожилого возраста, семей с  детьми  и  граждан,
оказавшихся  в  трудной жизненной ситуации, в Хабаровском  крае  на
2006—2010 годы.
   3.   Министерству  социальной  защиты  населения  края  (Частный
С.И.):
   3.1.   В   течение   первого  полугодия  2006   г.   разработать
мероприятия по реализации Основных направлений развития  учреждений
социального  обслуживания  ветеранов  войны  и  труда,   инвалидов,
граждан пожилого возраста, семей с детьми и граждан, оказавшихся  в
трудной жизненной ситуации, в Хабаровском крае на 2006—2010 годы.
   3.2.  Проработать с Министерством здравоохранения и  социального
развития Российской Федерации вопросы долевого участия федерального
бюджета в реализации утвержденных настоящим постановлением Основных
направлений развития учреждений социального обслуживания  ветеранов
войны и труда, инвалидов, граждан пожилого возраста, семей с детьми
и  граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в Хабаровском
крае на 2006—2010 годы.
   3.3.   Активизировать  работу  по  привлечению   инвестиций   из
федерального   бюджета   по  федеральным   целевым   программам   и
внебюджетных источников.
   3.4.  Продолжить работу по развитию материально-технической базы
учреждений  социального  обслуживания населения  в  соответствии  с
краевыми  целевыми  программами  социально-экономического  развития
края и решениями Правительства и Губернатора края.
   3.5. В течение 2006—2007 годов:
   3.5.1.  Совместно  с главами городских округов  и  муниципальных
районов  края  сформировать модели управления системой  социального
обслуживания    населения    с   учетом   социально-демографических
процессов, уровня организации социального обслуживания населения  и
ресурсного обеспечения.
   3.5.2.  Изучить  вопрос о создании в крае  ведомственной  службы
методического  сопровождения  деятельности  учреждений  социального
обслуживания населения.
   3.5.3.   Обеспечить  поэтапное  наращивание  объемов   и   видов
социальной помощи гражданам, нуждающимся в ней.
   3.5.4.  Оказывать содействие органам социальной защиты населения
городских   округов  и  муниципальных  районов  края   в   вопросах
реализации  делегированных им полномочий края в области социального
обслуживания населения.
   4.   Рекомендовать  главам  городских  округов  и  муниципальных
районов края:
   4.1.   Оказывать   содействие  министерству  социальной   защиты
населения   края   в   реализации  Основных  направлений   развития
учреждений  социального  обслуживания  ветеранов  войны  и   труда,
инвалидов,  граждан пожилого возраста, семей с  детьми  и  граждан,
оказавшихся  в  трудной жизненной ситуации, в Хабаровском  крае  на
2006—2010 годы.
   4.2.  В  приоритетном порядке рассматривать вопросы  закрепления
(передачи)   за  вновь  создаваемыми  и  действующими  учреждениями
социального   обслуживания   населения   зданий,   находящихся    в
муниципальной собственности.
   5.  Министерству  социальной защиты населения края  совместно  с
министерством  здравоохранения  края  (Халилов  Н.Д.)  организовать
дополнительное  лекарственное обеспечение  граждан,  находящихся  в
учреждениях социального обслуживания.
   6.  Министерству  строительства края (Ващишин  С.А.)  обеспечить
выполнение     мероприятий    по    капитальному     строительству,
реконструкции,    капитальному   ремонту    объектов    социального
обслуживания  населения  в  соответствии с  ежегодно  утверждаемыми
перечнями объектов строительства и объемами средств.
   7.   Министерству  образования  края  (Обухова  Л.Ф.)  оказывать
содействие   в   организации  учебно-воспитательного   процесса   в
учреждениях социального обслуживания детей, подростков и инвалидов,
подготовки и переподготовки работающих в них педагогических кадров.
   8.   Министерству  финансов  края  (Кацуба  А.С.)   осуществлять
финансирование   содержания  учреждений  социального   обслуживания
ветеранов  войны  и  труда, инвалидов, граждан  пожилого  возраста,
семей с детьми и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
нуждающихся  в  социальной  помощи, в  пределах  средств,  ежегодно
предусматриваемых в краевом бюджете.
   9.  Признать  утратившим силу постановление главы  администрации
Хабаровского  края  от  6  октября  2001  г.  №  427  «Об  Основных
направлениях развития учреждений социального обслуживания ветеранов
bnim{   и   труда,   инвалидов,  пожилых   граждан   и   детей   из
малообеспеченных семей на 2002—2005 годы».
   10.  Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
на   заместителя  Председателя  Правительства  края  по  социальным
вопросам Леховицера О.И.
   
   
   Губернатор, Председатель
   Правительства края                                    В.И. Ишаев
   
   
   УТВЕРЖДЕНЫ
   Постановлением Правительства
   Хабаровского края
   от 10.10.2005 № 120-пр
     (В  редакции  Постановления  Правительства  Хабаровского  края
от 22.02.2007 г. N 34-пр)

                       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
  развития учреждений социального обслуживания ветеранов войны и
   труда, инвалидов, граждан пожилого возраста, семей с детьми и
        граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
               в Хабаровском крае на 2006—2010 годы
                                 
                                 
     Основные    направления    развития   учреждений   социального
обслуживания  ветеранов  войны и труда, инвалидов, граждан пожилого
возраста, семей с детьми и граждан, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации,  в  Хабаровском  крае  на 2006 - 2010 годы (далее также -
Основные  направления)  разработаны  с  учетом  положений Концепции
стратегического   развития   Хабаровского   края   до   2010  года,
утвержденной  постановлением  Правительства Хабаровского края от 11
ноября  2004  г. N 88-пр, социально-экономических и демографических
изменений   в   структуре   социальных   явлений,   состояния  сети
социозащитных учреждений в крае и реальных потребностей населения в
их услугах. (В  редакции  Постановления  Правительства Хабаровского
края от 22.02.2007 г. N 34-пр)
   В  целом  удалось  обеспечить  положительную  динамику  основных
показателей развития отрасли, чему в немалой степени способствовало
выполнение постановления главы администрации Хабаровского края от 6
октября 2001 г. № 427 «Об Основных направлениях развития учреждений
социального  обслуживания  ветеранов  войны  и  труда,   инвалидов,
пожилых  граждан  и  детей из малообеспеченных семей  на  2002—2005
годы».
   В  соответствии  с  планом  реализации основных  направлений  по
развитию  социальных учреждений и совершенствованию их деятельности
в  2002—2005  годах  завершено  строительство  и  реконструкция  16
объектов  социального  назначения. Удалось увеличить  в  крае  сеть
учреждений  социального  обслуживания населения  и  их  структурных
подразделений   на  42  единицы,  на  412  —  количество   мест   в
стационарных    и    полустационарных    учреждениях    социального
обслуживания и на 876 человек в год — число обслуживаемых  на  дому
граждан.
   Для   улучшения  жилищных  условий  ветеранов  войны  и   труда,
одиноких престарелых граждан создан фонд социального муниципального
жилья  на  120  квартир,  в  которых на условиях  социального  найма
проживает 178 ветеранов.
   Получила   развитие   сеть   специализированных   учреждений   и
отделений   для   несовершеннолетних,  нуждающихся   в   социальной
реабилитации,  что  обусловило  повышение  эффективности  выявления
детей,  нуждающихся  в  помощи  государства,  оказание  социальной,
психолого-педагогической, юридической, медико-социальной помощи  не
только   детям,  но  и  семьям,  оказавшимся  в  трудной  жизненной
ситуации.
   Меры по реализации названного постановления позволили:
   —  полностью  решить  вопрос  по обеспечению  социальным  жильем
инвалидов и участников войны;
   —  увеличить  коечную  сеть действующих  учреждений  социального
обслуживания населения на 253 места;
   —  снизить на 39% очередность на помещение нуждающихся граждан в
дома-интернаты;
   —  создать  благоприятные  условия для проживания  подопечных  в
учреждениях социального обслуживания населения;
   —  расширить  спектр  социальных услуг для жителей  Хабаровского
края;
   —    реализовать    меры    по    созданию    доступной    среды
жизнедеятельности для пожилых людей и инвалидов.
   Вместе   с  тем  обозначились  проблемы,  требующие  дальнейшего
разрешения.   Сохраняется  очередь  на  помещение  в   стационарные
учреждения  социального обслуживания граждан. Предстоит осуществить
постепенный переход от предоставления натуральных льгот и  льготных
услуг  к  целевым  денежным выплатам, не допуская  снижения  уровня
социальной поддержки льготников.
   Особого   внимания  требуют  к  себе  проблемы  семьи  и   детей
(безнадзорных детей, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся  без
попечительства родителей, детей из многодетных семей).
   Вызывает   обеспокоенность   техническое   состояние   отдельных
зданий,  в которых располагаются действующие учреждения социального
обслуживания населения, их слабое ресурсное обеспечение.
   Численность   и  география  размещения  учреждений   социального
обслуживания  населения пока не соответствует остроте  и  масштабам
названых  проблем,  количеству  категорий  граждан,  оказавшихся  в
трудной жизненной ситуации.
   Главной  целью министерства социальной защиты населения  края  и
органов социальной защиты населения края является совершенствование
деятельности,    направленной   на   максимальное    удовлетворение
потребностей  жителей  края  в социальных  услугах,  расширение  их
спектра  и повышение качества, адресность предоставления, улучшение
условий   социального  обслуживания  и  жизнеобеспечения   граждан,
нуждающихся в поддержке государства.
   Стратегической задачей министерства социальной защиты  населения
края,  органов  социальной защиты населения края  на  среднесрочную
перспективу   должно   стать  создание  оптимальной,   управляемой,
эффективной системы социального обслуживания населения, учитывающей
территориальные,   экономические   и   иные   факторы    социально-
демографической ситуации.
   Для   этого   необходимо   продолжить   работу   по   укреплению
материально-технической базы и развитию сети учреждений социального
обслуживания   населения,  внести  необходимые  коррективы   в   ее
структуру и содержание.
   Содержание  проблемы  и  обоснование  необходимости  ее  решения
Недостаточность в  крае  условий  для  качественного   социального
обслуживания   граждан  пожилого  возраста,   инвалидов,   граждан,
находящихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей, семей
с  детьми  представляет особую актуальность  и  обостряет  проблему
развития  сети  учреждений социального обслуживания  в  Хабаровском
крае.
   В  условиях разграничения полномочий между федеральным  центром,
субъектами   Федерации   и  муниципальными  образованиями   вопросы
предоставления   гарантированных  государством   социальных   услуг
наиболее  уязвимым  категориям  населения  требуют  комплексного  и
согласованного решения.
   Свыше  345  тыс.  граждан  —  это  24,3%  от  общей  численности
населения  края,  имеют  доходы ниже прожиточного  минимума.  Более
половины    малоимущих   граждан   (64,3%)   —    это    семьи    с
несовершеннолетними  детьми, 24,9 % — пенсионеры  и  пожилые  люди,
10,8% — инвалиды.
   В  связи  с  низким  уровнем заработной платы, пенсий,  пособий,
напряженностью на рынке труда численность малоимущего  населения  в
крае сокращается медленными темпами. Отмечается рост числа граждан,
впервые   признанных  инвалидами;  лиц,  попавших  в  экстремальную
ситуацию.
   В  очереди  на  помещение в стационарные учреждения  по  медико-
социальным показаниям состоит 645 человек, в том числе в учреждения
психоневрологического типа — 230 человек.
   Сохраняется проблема социального неблагополучия семей и  детской
безнадзорности.  Сегодня  на  учете  в  органах  социальной  защиты
населения  края состоит 7,5 тыс. неблагополучных семей,  в  которых
воспитывается   14  тыс.  детей,  более  520  из  них   склонны   к
бродяжничеству.
   Видоизменяется  структура семей. За последние  два  года  на  4%
снизилось количество многодетных семей; количество неполных семей и
одиноких матерей увеличилось на 6,5%. При некотором снижении  числа
неблагополучных  семей,  имеющих  детей,  возросла  доля  семей,  в
которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, тунеядствуют и
уклоняются   от  исполнения  родительских  обязанностей.   На   21%
увеличилось  количество  семей,  в  которых  оба  или  единственный
родитель  лишены  родительских прав.  На  3,6%  выросло  количество
семей,  в  которых проживают дети, находящиеся в социально  опасном
положении.
   Все  вышеназванные категории граждан получают определенный объем
различных   льгот  и  материальной  поддержки  в   соответствии   с
действующим федеральным и краевым законодательством. Однако  помимо
финансовых   проблем   их,  как  правило,  сопровождают   проблемы,
связанные  с  состоянием здоровья, одиночеством,  неспособностью  к
самообслуживанию, неблагоприятным окружением и другие.
   На  фоне  социально-экономической и демографической  ситуации  в
крае, характеризующейся тенденцией старения населения, ростом числа
инвалидов,  малоимущих  и  неблагополучных  семей  с  детьми,  лиц,
попавших  в трудную жизненную ситуацию, действующая сеть учреждений
социального  обслуживания  не  обеспечивает  реальных  потребностей
населения в необходимых видах социальной помощи.
   Наиболее    остро   проблема   формирования   сети    учреждений
социального  обслуживания ощущается в крупных городах и  отдаленных
территориях  края.  Длительное время  не  находят  решения  вопросы
развития  сети  учреждений  социального  обслуживания  населения  в
городе  Хабаровске,  в  Бикинском, Верхнебуреинском,  Николаевском,
Охотском, Солнечном муниципальных районах.
   В  настоящее время не удовлетворяется потребность семей, имеющих
детей,  в оказании психолого-педагогической помощи, нет возможности
оказать  экстренную помощь всем несовершеннолетним,  находящимся  в
социально-опасном   положении.   Назрела   необходимость   создания
специализированного  учреждения для женщин  с  детьми,  попавших  в
трудную   жизненную   ситуацию.  В   крае   недостаточно   семейных
воспитательных  групп и иных форм семейного жизнеустройства  детей,
оставшихся без попечения родителей.
   С  созданием  учреждений  социального обслуживания  нового  вида
необходимо  внедрение в их работу современных методик и  социальных
технологий.   Материально-техническая  база   в   ряде   учреждений
социального  обслуживания  не отвечает современным  требованиям:  8
зданий нуждаются в реконструкции, 21 — в капитальном ремонте.
   Такое   положение   дел   требует  принятия   комплексных   мер,
неотъемлемой  частью которых должно стать дальнейшее развитие  сети
учреждений  социального обслуживания, расширение спектра социальных
услуг  и видов социальной помощи жителям края, нуждающимся в особой
заботе государства.
   Решение   названных   проблем  позволит   увеличить   объемы   и
обеспечить  качество  предоставления жителям  края,  нуждающимся  в
социальной  защите  и  поддержке со стороны  государства,  жизненно
важных, социально-ориентированных услуг и способствовать тем  самым
улучшению социально-демографического положения в крае.
   Основные направления включают следующие разделы:
   
   I.  Нормативно-правовое обеспечение развития системы социального
обслуживания населения
   В  соответствии  с Конституцией Российской Федерации  социальная
защита,  включая  социальное обеспечение,  находится  в  совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
   В  рамках  проводимой  реформы  по  разграничению  полномочий  и
расходных  обязательств в области социальной защиты  к  полномочиям
края  с  1  января 2005 г., осуществляемым за счет средств краевого
бюджета, отнесено решение вопросов:
   —  социальной  поддержки граждан пожилого возраста и  инвалидов,
граждан,  находящихся  в  трудной жизненной ситуации,  безнадзорных
детей,  ветеранов труда; лиц, проработавших в тылу в период Великой
Отечественной войны 1941—1945 годов, семей, имеющих  детей  (в  том
числе  многодетных  семей, одиноких родителей), жертв  политических
репрессий, малоимущих граждан;
   —   социального   обслуживания  граждан  пожилого   возраста   и
инвалидов;  граждан,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,
безнадзорных детей.
   С  1  января  2005 г. органам местного самоуправления  городских
округов  и  муниципальных  районов  края  переданы  государственные
полномочия  по решению вопросов социальной поддержки и  социального
обслуживания   отдельных  категорий  граждан,  по   образованию   и
организации  деятельности  комиссий по делам  несовершеннолетних  и
защите их прав с передачей финансовых и материальных средств на эти
цели.  Сделано  это  в целях сохранения системы  социальной  защиты
населения,   действующей  в  муниципальных  образованиях   края   и
предоставления   мер  социальной  поддержки  и   социальных   услуг
непосредственно по месту жительства граждан.
   В  соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа
2004  г.  №  122-ФЗ  «О  внесении изменений в законодательные  акты
Российской   Федерации  и  признании  утратившими  силу   некоторых
законодательных  актов Российской Федерации  в  связи  с  принятием
федеральных   законов  «О  внесении  изменений   и   дополнений   в
Федеральный  закон «Об общих принципах организации  законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной  власти
субъектов  Российской Федерации» и «Об общих принципах  организации
местного  самоуправления  в Российской Федерации»  в  крае  принята
нормативная   правовая  база  в  области  социальной  поддержки   и
социального обслуживания отдельных категорий граждан. Министерством
социальной  защиты  населения края подготовлено  12  законопроектов
Хабаровского  края,  которые после принятия  Законодательной  Думой
Хабаровского края были введены в действие своевременно с  1  января
2005 г. В их числе законы Хабаровского края:
   от  29  декабря  2004  г.  №  225 «О краевой  целевой  программе
«Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с
детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год»;
   от  29  декабря 2004 г. № 239 «О ежемесячном пособии  гражданам,
имеющим детей»;
   от   29   декабря   2004  г.  №  241  «О  социальной   поддержке
безнадзорных детей»;
   от  29  декабря  2004 г. № 242 «О юридической  помощи  гражданам
Российской  Федерации в труднодоступных и малонаселенных местностях
Хабаровского края»;
   от  29  декабря  2004  г. № 243 «О внесении  изменений  в  Закон
Хабаровского края «О порядке образования и деятельности комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае»;
   от  29  декабря  2004  г. № 244 «О внесении  изменений  в  Закон
Хабаровского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц,
особо  нуждающихся в социальной защите и испытывающих  трудности  в
поиске работы в Хабаровском крае»;
   от  29  декабря  2004  г. № 245 «О внесении  изменений  в  Закон
Хабаровского  края  «Об  адресной  социальной  помощи  гражданам  в
Хабаровском крае»;
   от  29  декабря  2004  г.  № 246 «О наделении  органов  местного
самоуправления государственными полномочиями Хабаровского  края  по
социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий
граждан»;
   от  19  января  2005  г.  №  248 «О наделении  органов  местного
самоуправления государственными полномочиями Хабаровского  края  по
образованию   и   организации  деятельности   комиссий   по   делам
несовершеннолетних и защите их прав»;
   от    26  января  2005  г. № 253 «О мерах  социальной  поддержки
жертв политических репрессий»;
   от  26  января  2005  г.  №  254 «О мерах  социальной  поддержки
граждан   пожилого  возраста,  инвалидов,  ветеранов  труда,   лиц,
проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и семей,
имеющих детей»;
   от  31  января 2005 г. № 260 «О социальном обслуживании  граждан
пожилого  возраста,  инвалидов,  граждан,  оказавшихся  в   трудной
жизненной ситуации, безнадзорных детей».
   В  целях реализации федерального и краевого законодательства  по
состоянию   на   1  сентября  2005  г.  принято  26   постановлений
Губернатора Хабаровского и Правительства Хабаровского  края.  В  их
числе,   устанавливающие  порядок  предоставления   различных   мер
социальной   поддержки,  предусмотренных   как   краевым,   так   и
федеральным законодательством:
   — постановления Губернатора Хабаровского края:
   от  6  января  2005  г. № 1 «О выплате денежных  компенсаций  за
услуги   связи   отдельным   категориям   граждан   на   территории
Хабаровского края»;
   от  13  января  2005  г.  № 4 «О предоставлении  мер  социальной
поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям
граждан в Хабаровском крае»;
   от  10  марта 2005 г. № 49 «Об утверждении Порядка назначения  и
выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Хабаровском крае»;
   от  15  марта  2005  г.  №  57  «О  ежегодной  денежной  выплате
гражданам,  награжденным нагрудным знаком «Почетный  донор  России»
или нагрудным знаком «Почетный донор СССР»;
   от  28  марта  2005 г. № 63 «О Порядке реализации на  территории
Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы «Социальная
поддержка  граждан пожилого возраста, инвалидов,  семей  с  детьми,
малоимущих  и  других категорий граждан на 2005  год,  утвержденной
Законом Хабаровского края от 29 декабря 2004 г. № 225»;
   от   14   апреля   2005   г.   №  85   «О   порядке   погребения
реабилитированных лиц на территории Хабаровского края в  случае  их
смерти  и  возмещения затрат на погребение за счет средств краевого
бюджета»;
   от  17  мая  2005  г.  № 122 «Об организации  льготного  проезда
отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края»;
   от  30 мая 2005 г. № 129 «Об обеспечении техническими средствами
реабилитации инвалидов, проживающих в Хабаровском крае»;
   от  19  июля  2005 г. № 159 «Об определении мер по  защите  прав
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и другие;
   — постановления Правительства края:
   от  5  апреля  2005 г. № 28-пр «О перечне материальных  средств,
необходимых  для  осуществления  органами  местного  самоуправления
государственных   полномочий  края  по   социальной   поддержке   и
социальному обслуживанию отдельных категорий граждан»;
   от  26 апреля 2005 г. № 38-пр «О социальном обслуживании граждан
пожилого  возраста,  инвалидов,  граждан,  оказавшихся  в   трудной
жизненной  ситуации, безнадзорных детей на территории  Хабаровского
края».
   
   II. Развитие сети учреждений социального обслуживания населения
   Для  удовлетворения  потребностей  населения  края  в  различных
видах   социальных   услуг   с   учетом  социально-демографических,
географических,   социально-экономических  особенностей   городских
округов   и  муниципальных  районов  края  определены  приоритетные
направления деятельности:
   —  создание  условий доступности для населения  края  социальных
услуг и расширение их спектра;
   —   создание  новых  учреждений  в  системе  социальной   защиты
населения;
   —   открытие   на   базе   действующих  учреждений   социального
обслуживания профильных и специализированных отделений, служб;
   —  развитие при действующих учреждениях социального обслуживания
семьи  и  детей семейных воспитательных групп и иных форм семейного
жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей;
   —  создание  в отдаленных и северных территориях края учреждений
межрайонного   уровня,   обеспечивающих   комплексное    социальное
обслуживание  населения.  В рамках реализации  этих  направлений  в
течение 2006—2010 годов планируется создание и открытие:
   —  геронтологического центра, дома ночного  пребывания  граждан,
попавших  в  экстремальную ситуацию, реабилитационного  центра  для
детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Хабаровске;
   —  краевого  центра  социальной адаптации  граждан,  попавших  в
экстремальную   ситуацию,  отделения  реабилитации  для   инвалидов
молодого   возраста  при  реабилитационном  центре  для   детей   с
ограниченными возможностями в г. Комсомольске-на-Амуре;
   —   дома-интерната  «Милосердие»  общего  типа  в  пос.   Эльбан
Амурского муниципального района;
   —  социально-реабилитационного центра для  несовершеннолетних  и
социальной  гостиницы для лиц без определенного места жительства  в
г. Советская Гавань;
   —  центров  социальной помощи семье и детям в г. Николаевске-на-
Амуре, Хабаровском муниципальном районе;
   —   социального  приюта  для  детей  и  подростков  в  Солнечном
муниципального районе;
   —   отделения   временного  пребывания   граждан,   попавших   в
экстремальную ситуацию в г. Ванино;
   —  социально-реабилитационных  отделений  для  граждан  пожилого
возраста  и  инвалидов в структуре комплексных центров  социального
обслуживания    населения   г.   Советская    Гавань,    Солнечного
муниципального района;
   —    отделения   реабилитации   детей-инвалидов    при    центре
реабилитации несовершеннолетних в Вяземском муниципального районе;
   —    семейных   воспитательных   групп   в   центре   социальной
реабилитации  Вяземского муниципального района, социальных  приютах
для   детей   и   подростков  Тугуро-Чумиканского,  Комсомольского,
Хабаровского муниципальных районов.
   Особое  место  в  реализации  данного  направления  деятельности
определено взаимодействию министерства социальной защиты  населения
края   с   Министерством  здравоохранения  и  социального  развития
Российской  Федерации, Федеральным агентством по здравоохранению  и
социальному  развитию,  Пенсионным фондом Российской  Федерации  по
включению мероприятий, направленных на развитие системы социального
обслуживания населения края, в федеральные целевые программы.
   Выполнение  данного  направления  по  развитию  сети  учреждений
социального обслуживания населения будет способствовать  расширению
их  возможностей  в  предоставлении качественных  социальных  услуг
гражданам, в них нуждающимся:
   одиноким  престарелым гражданам и инвалидам, утратившим частично
или полностью способность к самообслуживанию;
   беспризорным  и безнадзорным детям; семьям с несовершеннолетними
детьми   и   другим  гражданам,  оказавшимся  в  трудной  жизненной
ситуации;
   семьям  с детьми-инвалидами, а также более эффективному  решению
вопросов их жизнеобеспечения.
   
   III. Капитальное строительство и реконструкция
   Выполнение   данного   раздела  позволит  охватить   капитальным
строительством и реконструкцией 23 объекта социального обслуживания
населения.   В   результате  увеличится  в  крае  сеть   социальных
учреждений,   оказывающих  услуги  нуждающимся  в  них   гражданам,
улучшатся  условия  проживания и обслуживания в  них  подопечных  и
воспитанников.  Дополнительно  планируется  создать  500   мест   в
стационарных  учреждениях  для  ветеранов  и  инвалидов,  268  —  в
учреждениях социального обслуживания семьи и детей.
   В ходе реализации указанного направления предполагается:
   —  завершить  строительство и реконструкцию объектов социального
назначения:
   Хабаровского    краевого    центра   медицинской    реабилитации
инвалидов;
   военного    городка    под   комплекс   общежитий    Эльбанского
психоневрологического  интерната с доведением  вместимости  до  450
койко-мест в 2008 году;
   социального  приюта для детей и подростков в  с.  Средний  Ургал
Верхнебуреинского муниципального района;
   жилого  корпуса  на  100 мест Хабаровского психоневрологического
интерната;
   реабилитационных    центров   для    детей    с    ограниченными
возможностями в г.г. Комсомольске-на-Амуре и Советская Гавань;
   жилых   корпусов   и   вспомогательных  объектов   в   Горинском
психоневрологическом интернате;
   —  осуществить  проектирование и строительство  краевого  центра
социальной помощи семье и детям в г. Хабаровске;
   социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних  детей
в  г.  Бикине;  центра социальной помощи семье и детям  в  Ульчском
муниципальном районе;
   жилых  корпусов  для дома-интерната престарелых  и  инвалидов  в
муниципальном    районе    имени   Полины   Осипенко,    Горинского
психоневрологического интерната;
   спортивного   зала   для   социально-реабилитационного    центра
несовершеннолетних в г. Хабаровске;
   —  провести  реконструкцию  зданий специального  дома  ветеранов
войны и труда в пос. Уктур Комсомольского муниципального района;
   домов-интернатов  «Милосердие» для  престарелых  и  инвалидов  в
Ванинском и имени Лазо муниципальных районах;
   дома  интерната  сестринского  ухода  в  с.  Маго  Николаевского
муниципального района;
   центра   социальной   помощи  семье  и  детям   в   Николаевском
муниципальном районе;
   социального  приюта  для детей и подростков  в  пос.  Аян  Аяно-
Майского муниципального района;
   социально-оздоровительного  центра  «Светоч»  в   г.   Советская
Гавань;
   —  обеспечить реконструкцию объектов, передаваемых министерством
имущественных   отношений  края,  органами  управления   имуществом
городских  округов  и  муниципальных районов  края  под  размещение
создаваемых учреждений социального обслуживания населения.
   Оснащение  строящихся  и реконструируемых объектов  современными
техническими    средствами,   технологическим    оборудованием    и
автотранспортом,  а  также  выполнение  мероприятий   по   созданию
доступной  среды  жизнедеятельности для пожилых людей  и  инвалидов
будет   способствовать  обеспечению  для  них   достойных   условий
проживания,    надлежащего   ухода,   реабилитации,   социализации,
интеграции в общество.
   
   IV. Капитальный ремонт
   Поддержание     действующей    сети    учреждений    социального
обслуживания   населения   в  надлежащем   техническом   состоянии,
позволяющем  им  функционировать и  развиваться  в  соответствии  с
нормативами  и  требованиями государственных  надзорных  органов  к
содержанию   зданий,  сооружений,  прилегающих  к  ним  территорий,
naeqoewemhe   стабильного  функционирования  систем  водоснабжения,
теплоснабжения,   электрообеспечения  является  одним   из   важных
направлений  деятельности министерства социальной защиты  населения
края.
   В  ходе  его  реализации планируется упорядочить  организацию  и
проведение  плановых капитальных ремонтов в действующих учреждениях
социального  обслуживания населения, обеспечить  более  эффективное
размещение краевого заказа на выполнение ремонтных работ,  контроль
за  качеством их исполнения, и в целом решить проблемы улучшения  в
учреждениях    санитарно-гигиенических   условий,    условий    для
проживания, организации труда, быта и досуга подопечных.
   В  целях  создания условий для хранения материальных  ценностей,
эксплуатации   автотранспортных   и   иных   технических    средств
предусматривается ремонт гаражей, складских и подсобных  помещений,
хозяйственных блоков; оснащение их необходимым оборудованием.
   Формирование    перечня   и   объемов   необходимых    ремонтно-
строительных  работ  на  объектах  социальной  защиты  населения  с
участием   министерства  строительства  края  будет  способствовать
привлечению   для  производства  этих  работ  ремонтно-строительных
организаций, положительно зарекомендовавших себя в крае,  улучшению
качества ремонтных работ, оптимизации расходов на их проведение.
   
   V. Материально-техническое обеспечение
   Развитие учреждений социального обслуживания населения,  полнота
и качество предоставляемых ими услуг во многом зависит от уровня их
материально-технической  обеспеченности,  оснащенности  необходимым
инструментарием для выполнения уставных целей, функций и задач.
   Ежегодное  увеличение расходов на приобретение  функционального,
технологического,  медицинского,  реабилитационного   оборудования,
мебели,  автотранспортных  средств,  организацию  текущего  ремонта
учреждений   способствует   созданию  и   улучшению   условий   для
функционирования действующих учреждений. В 2005 году  на  эти  цели
направлено 125,6 млн. рублей, что на 16% больше к уровню 2004 года.
Планируется ежегодно не менее чем на 5% наращивать объемы  средств,
направляемых на укрепление материально-технической базы учреждений,
тогда  в  2010  году  расходы краевого бюджета  на  названные  цели
превысят сумму аналогичных затрат в 2005 году на 24%.
   В  условиях  финансирования содержания муниципальных  учреждений
за  счет  субвенций краевого бюджета целесообразным  представляется
путь  организации  (на  основе конкурсных торгов)  централизованных
закупок  для нужд подведомственных учреждений мебели, оборудования,
средств реабилитации, автотранспортных средств. Это позволит  более
эффективно   и   экономически  выгодно  размещать  заказы   на   их
приобретение,  поставку,  изготовление, а полученный  экономический
эффект направлять на увеличение объемов необходимой продукции.
   Утвержденные   на   территории  Российской   Федерации   Правила
пожарной безопасности (ППБ 01-03) потребовали от органов управления
и  учреждений социального обслуживания населения выполнения  задач,
направленных  на обеспечение безопасности подопечных и сотрудников.
В   соответствии   с   требованиями   в   учреждениях   социального
обслуживания  необходима разработка комплексных планов мероприятий,
включающих  установку противопожарной сигнализации, приобретение  и
замену   оборудования  для  пожаротушения,  средств  индивидуальной
защиты.
   В   целях   обеспечения   устойчивой  и   бесперебойной   работы
учреждений социального обслуживания населения в условиях  аварийных
ситуаций  министерство  социальной защиты  населения  края  считает
необходимым  в  2006  —  2007 годах решить  вопросы  поэтапного  их
оснащения резервными источниками электроснабжения.
   
   VI. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
   Целью   данного  раздела  является  повышение  качества   работы
учреждений  социального  обслуживания населения,  совершенствование
системы  управления  ими  посредством  целенаправленной  работы  по
подготовке,  переподготовке и повышению квалификации  работающих  в
них специалистов.
   Обучение руководителей и работников социозащитных учреждений  на
курсах   повышения  квалификации  Министерства  здравоохранения   и
социального развития Российской Федерации, Дальневосточной академии
государственной   службы,   Хабаровского   института    подготовки,
переподготовки  и  повышения  квалификации  педагогических  кадров,
других  высших учебных заведений России и края, а также  проведение
методических   семинаров,   конференций,   стажировок    на    базе
министерства  социальной  защиты  населения  края  и  муниципальных
органов социальной защиты населения позволят оказывать методическую
помощь работникам учреждений социального обслуживания населения.
   В  рамках  проводимой  реформы  по  разграничению  полномочий  в
области  социального обслуживания  населения требует  корректировки
организация  контроля за работой учреждений по  предоставлению  ими
социальных  услуг  населению.  Деятельность учреждений  социального
обслуживания населения весьма специфична. Состав контингентов:  это
престарелые  граждане,  инвалиды, люди,  утратившие  способность  к
самообслуживанию,    психоневрологические    больные,     граждане,
оказавшиеся в экстремальной ситуации, безнадзорные дети, подростки,
имеющие   серьезные  отклонения  в  поведении,   дети,   пережившие
серьезные жизненные потрясения, — требует от работников специальных
знаний,  умений, профессиональных навыков, адекватного реагирования
и оперативного принятия решений в неспецифических ситуациях.
   Не  все  работники учреждений в полной мере готовы  к  работе  в
таких  сложных условиях. Более 50% специалистов, работающих в  них,
бывшие  работники  систем  образования и  здравоохранения.  И  хотя
названные отрасли сопредельны, полученных базовых знаний в условиях
их  деятельности  в учреждениях социального обслуживания  населения
оказывается    недостаточно.   Планируемое   развитие   действующих
социозащитных    учреждений,   создание   новой   сети    потребует
дополнительного привлечения для работы в них специалистов.
   Все  вышеназванное наряду с ротацией кадров потребует не  только
решения вопросов подготовки, переподготовки, повышения квалификации
кадров,  оказания  им  методической  помощи,  но  и  содействия   в
обеспечении   их   жильем,  предоставлении   социальных   гарантий.
Действенной  мерой в этом могло бы стать создание при  министерстве
социальной защиты населения края ведомственной службы методического
сопровождения работников системы социальной защиты населения.
   
   VII. Информационное обеспечение
   Непременным  условием развития и совершенствования  деятельности
учреждений   социального  обслуживания  населения   края   является
внедрение     и     использование    современных     информационно-
коммуникационных технологий.
   В соответствии с Основными направлениями развития информационно-
коммуникационных  технологий на 2006—2008 годы в  социальной  сфере
Хабаровского   края,  утвержденными  постановлением   Правительства
Хабаровского  края  от  5 сентября 2005 г. №  107-пр  министерством
социальной защиты населения края запланировано проведение следующих
мероприятий:
   —   приобретение   для   учреждений   социального   обслуживания
населения  средств  вычислительной  техники,  телекоммуникационного
оборудования, пакетов общесистемного программного обеспечения;
   —  включение  учреждений социального обслуживания в  действующую
корпоративную   сеть  обмена  данными  органов  социальной   защиты
населения края;
   —  разработка и внедрение в учреждениях социального обслуживания
программных  комплексов по учету предоставляемых социальных  услуг,
формированию документов государственной статистической отчетности;
   —  организация  и проведение обучающих семинаров  и  занятий  по
вопросам  использования  современных информационно-коммуникационных
технологий   в  деятельности  учреждений  социального  обслуживания
населения.
   Включение   учреждений  социального  обслуживания  населения   в
единое   информационное  пространство  системы  социальной   защиты
населения  края  обеспечит непрерывное и устойчивое  информационное
взаимодействие   с   государственными  и  муниципальными   органами
управления социальной защитой населения, федеральными учреждениями,
предоставляющими  меры  социальной  поддержки   за   счет   средств
федерального  бюджета,  своевременное  представление  информации  о
хозяйственной   деятельности,   сбор,   обработку,   накопление   и
представление данных по государственной статистической  отчетности.
Реализация   данных  мероприятий  будет  способствовать   повышению
эффективности,  качества,  оперативности  предоставления  различных
социальных  услуг  ветеранам  войны  и  труда,  инвалидам,  пожилым
гражданам и детям из малообеспеченных семей.
   Все   перечисленные  в  Основных  направлениях   меры   позволят
упорядочить и совершенствовать на территории края систему  оказания
социальной помощи гражданам, нуждающимся в заботе государства.
   Ожидаемые результаты выполнения Основных направлений:
   —   прирост  сети  социальных  учреждений,  оказывающих   услуги
одиноким престарелым гражданам и инвалидам, утратившим частично или
полностью  способность  к  самообслуживанию,  малоимущим  семьям  с
несовершеннолетними    детьми,    семьям    с    детьми-инвалидами,
беспризорным и безнадзорным детям, составит 19 единиц;
   —   капитальным  строительством,  реконструкцией  и  капитальным
ремонтом   будет  охвачено  43  объекта  социального   обслуживания
населения;
   —   выполнение   Основных   направлений   будет   способствовать
обеспечению достойного жизнеустройства нуждающихся в этом  граждан,
надлежащего  ухода  за  ними,  а также  улучшению  условий  для  их
воспитания, реабилитации, социализации;
   —   открытие  новой  сети  учреждений  социального  обслуживания
населения   позволит  создать  дополнительные   рабочие   места   в
муниципальных  образованиях, сельских поселениях. В целом  по  краю
это  приведет  к  стабилизации социально-экономической  обстановки,
повышению уровня жизни населения края;
   —   в  ходе  реализации  Основных  направлений  будет  проведена
модернизация  сети учреждений, укреплена их материально-техническая
база, улучшен кадровый потенциал.
     Результатом реализации Основных направлений в крае должны стать 
такие  позитивные  изменения  в  структуре  социальных явлений, как 
уменьшение   масштабов   социального   сиротства;  снижение  уровня  
беспризорности несовершеннолетних, инвалидизации
населения; укрепление социального статуса семей и др.
   Перечисленные  меры  позволят обеспечить  комплексный  подход  к
решению  проблемы  развития социозащитных  учреждений  и  улучшения
качества  социального  обслуживания  населения  края.  Это   должно
привести  к  положительной динамике в количественных и качественных
показателях, характеризующих эффективность деятельности  социальных
учреждений, будет способствовать укреплению общественного мнения  о
социальной   справедливости,  заботе   государства   о   гражданах,
нуждающихся в его поддержке.
   Затраты   на   реализацию   Основных   направлений   планируется
осуществлять   за   счет   средств   краевого   бюджета,   ежегодно
утверждаемого   Законодательной   Думой   Хабаровского    края    и
Губернатором,  Председателем  Правительства  Хабаровского  края  на
развитие  отрасли  по  разделу  «Социальная  политика»,   а   также
привлеченных   средств  федерального  бюджета,   инвестиционных   и
благотворительных фондов.


Информация по документу
Читайте также