Расширенный поиск
Постановление Правительства Хабаровского края от 15.12.2005 № 140-прПравительство Хабаровского края Постановление 15.12.2005г. г.Хабаровск Утратилo силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 г. N 140-пр О стратегии развития жилищного строительства на территории Хабаровского края до 2010 года (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 22.02.2007 г. N 34-пр; от 22.05.2008 г. N 131-пр) В последние годы в Хабаровском крае наметилась устойчивая тенденция увеличения объемов жилищного строительства. За 2002 - 2004 годы введено 457 тыс. кв. метров жилья. За счет бюджетных средств с 2002 года построено 6 специализированных домов для ветеранов Великой Отечественной войны на 283 квартиры, 6 молодежных жилищных комплексов на 777 квартир, 350 квартир для работников бюджетных отраслей, введено 11,3 тыс. кв. метров жилья для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. Ожидаемый ввод жилья в 2005 году составит 186,9 тыс. кв. метров, что на 37,2 процента больше уровня 2002 года. Вместе с тем существенного изменения ситуации в жилищной сфере обеспечить пока не удалось. На начало 2005 года в крае в очереди на улучшение жилищных условий состояло 69,8 тыс. семей. Действующие федеральные жилищные программы направлены на обеспечение жильем только отдельных категорий граждан, их эффективность низка из-за недостаточного объема финансовых ресурсов, выделяемых из федерального бюджета. В связи с ограниченной платежеспособностью населения приобретение (строительство) жилья является в настоящее время недоступным для значительной части жителей края. Увеличение объемов жилищного строительства сдерживается также недостаточно развитой конкурентной средой на рынке строительства жилья, необеспеченностью планируемых участков застройки объектами инженерной инфраструктуры, действующей практикой выдачи технических условий на подключение к инженерным системам, включающих дополнительные обременения по строительству и реконструкции внеплощадочных инженерных сетей, несовершенством нормативной правовой базы градостроительной деятельности, сложностью процедур оформления разрешительной документации на строительство. Для обеспечения роста объемов нового жилищного строительства необходимо скоординировать усилия Правительства края, Законодательной Думы Хабаровского края, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, предприятий строительного комплекса края, хозяйствующих субъектов и бизнеса по следующим направлениям: формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности; устранение ограничений на рост предложения строящегося жилья; переход к современным энергосберегающим архитектурно-строи- тельным решениям и формирование эффективного рынка строительной индустрии; развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипотечного кредитования; исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В целях создания сбалансированного рынка жилья Правительство края ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития жилищного строительства в Хабаровском крае до 2010 года (далее - Стратегия). 2. (Утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 22.05.2008 г. N 131-пр) 3. Министерству строительства края (Мишин В.Е.): 3.1. Обеспечить разработку и уточнение краевой нормативной правовой базы, необходимой для реализации в крае национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". 3.2. Обеспечить постоянный мониторинг выполнения Мероприятий и при необходимости ежегодно вносить соответствующие предложения по их корректировке. 4. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.) совместно с министерством строительства края при формировании проекта краевого бюджета на очередной финансовый год вносить в установленном порядке предложения о предоставлении государственных гарантий Хабаровского края предприятиям и организациям, участвующим в реализации целевых программ жилищного строительства с привлечением бюджетных средств. 5. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) финансирование первоочередных мероприятий по развитию жилищного строительства в Хабаровском крае производить в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на эти цели. 6. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края: 6.1. Принять участие в реализации Стратегии. 6.2. Разработать мероприятия по обеспечению выполнения Прогнозных показателей, утвержденных настоящим постановлением. 6.3. Обеспечить софинансирование объектов жилищного строительства, строящихся в рамках реализации федеральных и краевых программ. 7. Рекомендовать заказчикам-застройщикам жилья независимо от форм собственности и источников инвестиций выбор проектных и подрядных организаций осуществлять путем открытых конкурсных торгов. 8. Рекомендовать хозяйствующим субъектам края принять корпоративные программы обеспечения жильем своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по вопросам строительства и топливно-энергетического комплекса Попова В.А. Ежегодно в срок до 01 февраля информировать Губернатора края о ходе исполнения настоящего постановления. Губернатор, Председатель Правительства края В.И. Ишаев ОДОБРЕНА Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2005 г. N 140-пр (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 22.02.2007 г. N 34-пр) СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ДО 2010 ГОДА 1. Введение В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. обеспечение граждан России доступным жильем определено как одна из приоритетных общенациональных задач. Реальная возможность улучшения жилищных условий для значительных групп населения на основе платежеспособного спроса будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества. Для создания в крае рынка доступного жилья и определения долгосрочных ориентиров и основных направлений дальнейшего развития жилищного строительства необходим анализ текущей ситуации и выявление проблем, препятствующих достижению поставленных целей. Стратегия развития жилищного строительства в Хабаровском крае до 2010 года (далее - Стратегия) определяет государственную политику Хабаровского края в сфере жилищного строительства и направлена на повышение благосостояния населения, увеличение объемов ввода жилья, обеспечение высоких потребительских характеристик жилых зданий, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности. Увеличение объемов жилищного строительства окажет существенное влияние на макроэкономические параметры, обеспечит развитие смежных секторов экономики и рост занятости населения. 2. Современная ситуация в обеспечении граждан жильем и факторы, сдерживающие рост объемов жилищного строительства На начало 2005 года жилищный фонд Хабаровского края составил 27,9 млн. кв. метров общей площади, из которых 23,3 млн. кв. метров (83,3%) сосредоточено в городах, 4,6 млн. кв. метров (16,7%) - в сельской местности. Жилищный фонд края в основном включает здания, возведенные на основе технических и архитектурно-планировочных решений 60 - 80-х годов. Уровень обеспеченности жильем в крае в расчете на душу населения составляет 19,7 кв. метров общей площади жилья, что на 4% ниже показателя в среднем по России (20,5 кв. метров). Третья часть всех семей имеет менее 9 кв. метров на человека. Полностью благоустроенным является 87% жилищного фонда края в городах и 30% жилья, расположенного в сельской местности. Жилищная проблема усугубляется также процессом старения жилого фонда, 1,2 млн. кв. метров размещено в ветхих и аварийных строениях. В нем проживают более 84 тыс. граждан, или 5% населения края, в том числе 16 тыс. человек - в аварийном жилье. В очереди на улучшение жилищных условий на начало 2005 года в крае состояло 69,8 тыс. семей. В 2004 году из числа очередников получили жилье 2,8 тыс. семей (3,8% от общего числа). Для обеспечения жильем всех нуждающихся граждан необходимо 3,4 млн. кв. метров жилья, что в стоимостном выражении требует более 70 млрд. рублей инвестиций в текущих ценах. В последние три года наметилась тенденция ежегодного увеличения объемов жилищного строительства. За период 2002 - 2004 годов в крае введено 457,0 тыс. кв. метров нового жилья. В 2004 году построено 2402 квартиры (включая жилые помещения в общежитиях) общей площадью 180,8 тыс. кв. метров, что на 29,1% больше, чем в 2003 году, и на 32,7% больше, чем в 2002 году. Динамика ввода в действие жилых домов по Хабаровскому краю ----------T------T---------------T---------------T---------------¬ ¦ Год ¦Всего ¦ В процентах ¦ В том числе ¦ В процентах ¦ ¦ ¦(тыс. ¦ к предыдущему ¦индивидуальными¦ к предыдущему ¦ ¦ ¦кв. м)¦ году ¦ застройщиками ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. кв. м) ¦ ¦ +---------+------+---------------+---------------+---------------+ ¦2002 ¦ 136,2¦ 105,1 ¦ 28,7 ¦ 133,0 ¦ +---------+------+---------------+---------------+---------------+ ¦2003 ¦ 140,0¦ 102,8 ¦ 23,2 ¦ 81,0 ¦ +---------+------+---------------+---------------+---------------+ ¦2004 ¦ 180,8¦ 129,1 ¦ 31,3 ¦ 134,9 ¦ +---------+------+---------------+---------------+---------------+ ¦2005 ¦ 129,7¦ 160,0 ¦ 23,7 ¦ 102,3 ¦ ¦(январь -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦октябрь) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------+------+---------------+---------------+---------------- В 2005 году планируется обеспечить ввод жилья в объеме 186,9 тыс. кв. метров, что на 3,4% больше уровня 2004 года. При этом на одного жителя края приходится 0,132 кв. метра, что составляет только 27% от уровня жилья, введенного на душу населения в 1990 году. Основные объемы жилищного строительства приходятся на города Хабаровск (68% от общего объема) и Комсомольск-на-Амуре (13,1%), Хабаровский район (6,1%), Советско-Гаванский район (1,5%), район имени Лазо (2,0%), остальные 9,3% - на Николаевский, Амурский, Бикинский, Ванинский, Вяземский и другие районы края. В отдаленных северных районах (Охотский, Тугуро-Чумиканский) строительство жилья не ведется. Наблюдается рост объемов индивидуального жилищного строительства. В 2004 году населением за свой счет и с помощью кредитов построено 306 собственных жилых домов общей площадью 31,3 тыс. кв. метров, что составило 134,8% к уровню 2003 года. Доля индивидуального домостроения в общем объеме построенного жилья составила 17,3% (в 2003 году - 16,6%). Наряду с положительной динамикой объемов ввода жилья улучшаются и его потребительские качества. Так в 2003 году средний размер строящихся квартир составлял 66 кв. метров общей площади, в 2004 году - 75 кв. метров. Средняя площадь строящихся индивидуальных жилых домов составляет 130 кв. метров. Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства. Суть начатых в 90-х годах преобразований в жилищной сфере состоит в переходе от дотаций предложения на рынке жилья к всемерной поддержке покупательной способности граждан. Начальным этапом явилась активная приватизация жилищного фонда. В 2004 году доля частного жилищного фонда составила 52,7% по сравнению с 33% в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 38,7%. Государство перестало быть доминирующим участником данного сектора, основным инвестором в настоящее время является население края (более 50% от общего объема жилья, введенного в 2004 году). Ввод в действие жилых домов по формам собственности ------------------T---------------T---------------T---------------¬ ¦ ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ ¦ +------T--------+------T--------+------T--------+ ¦ ¦ тыс. ¦удельный¦ тыс. ¦удельный¦ тыс. ¦удельный¦ ¦ ¦ кв. ¦вес в ¦ кв. ¦вес в ¦ кв. ¦вес в ¦ ¦ ¦метров¦общем ¦метров¦общем ¦метров¦общем ¦ ¦ ¦ ¦вводе ¦ ¦вводе ¦ ¦вводе ¦ ¦ ¦ ¦жилья ¦ ¦жилья ¦ ¦жилья ¦ ¦ ¦ ¦(про- ¦ ¦(про- ¦ ¦(про- ¦ ¦ ¦ ¦центов) ¦ ¦центов) ¦ ¦центов) ¦ +-----------------+------+--------+------+--------+------+--------+ ¦Всего ¦ 136,2¦ 100,0¦ 140,0¦ 100,0¦ 180,8¦ 100,0¦ +-----------------+------+--------+------+--------+------+--------+ ¦ в том числе по формам собственности: ¦ +-----------------T------T--------T------T--------T------T--------+ ¦ государственная¦ 75,3¦ 55,3¦ 85,7¦ 61,2¦ 78,6¦ 43,5¦ +-----------------+------+--------+------+--------+------+--------+ ¦ муниципальная ¦ 17,6¦ 12,9¦ 23,8¦ 17,0¦ 5,8¦ 3,2¦ +-----------------+------+--------+------+--------+------+--------+ ¦ частная ¦ 43,3¦ 31,8¦ 30,5¦ 21,8¦ 96,4¦ 53,3¦ ¦ (населением за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свой счет и с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ помощью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кредитов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жилищно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кооперативами) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------+------+--------+------+--------+------+--------- Структура инвестиций в жилищное строительство -----------------T---------------T----------------T--------------¬ ¦ Источники ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ ¦ инвестиций +-------T-------+--------T-------+------T-------+ ¦ ¦ млн. ¦удель- ¦ млн. ¦удель- ¦ млн. ¦удель- ¦ ¦ ¦рублей ¦ный вес¦ рублей ¦ный вес¦рублей¦ный вес¦ ¦ ¦ ¦в про- ¦ ¦в про- ¦ ¦в про- ¦ ¦ ¦ ¦центах ¦ ¦центах ¦ ¦центах ¦ +----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------+ ¦Всего ¦ 1605,5¦ 100,0¦2136,5 ¦ 100,00¦3068,8¦ 100,0¦ +----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------+ ¦Средства ¦ 560,5¦ 35,0¦ 273,9 ¦ 12,80¦ 342,4¦ 11,2¦ ¦предприятий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------+ ¦Привлеченные ¦ 3,4¦ 0,2¦ 0,234¦ 0,01¦ 293,4¦ 9,5¦ ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(кредиты банков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и заемные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства других ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организаций) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------+ ¦Бюджетные ¦ 379,4¦ 23,6¦ 557,4 ¦ 26,00¦ 836,9¦ 27,3¦ ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------+ ¦ из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------+ ¦ федеральный ¦ 234,0¦ 14,6¦ 318,2 ¦ 14,80¦ 180,9¦ 5,9¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------+ ¦ бюджет края ¦ 145,4¦ 9,0¦ 239,2 ¦ 11,20¦ 656,0¦ 21,4¦ +----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------+ ¦Средства ¦ 662,1¦ 41,2¦1305,0 ¦ 61,19¦1596,1¦ 52,0¦ ¦граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------+-------+-------+--------+-------+------+-------- Средняя стоимость продаж одного кв. метра общей площади квартир в 2005 году колеблется: - на первичном рынке жилья от 21,8 тыс. рублей за типовые квартиры до 32,4 тыс. рублей за элитные квартиры; - на вторичном рынке жилья от 20,5 тыс. рублей за типовые квартиры до 34,4 тыс. рублей за элитные квартиры. Начиная с 2001 года темпы роста цен на жилье опережают инфляцию. Индексы цен на рынке жилья в сравнении с индексом потребительских цен ------------------------------T----------------------------------¬ ¦ Показатели ¦ Годы ¦ ¦ +------T------T------T------T------+ ¦ ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ +-----------------------------+------+------+------+------+------+ ¦Индекс цен на первичном рынке¦108,96¦128,25¦141,94¦130,38¦122,10¦ ¦жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------+------+------+------+------+ ¦Индекс цен на вторичном рынке¦114,10¦139,31¦139,28¦127,09¦127,63¦ ¦жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------+------+------+------+------+ ¦Индекс потребительских цен ¦119,94¦123,51¦117,64¦115,28¦113,80¦ L-----------------------------+------+------+------+------+------- Прибыль строительных организаций от продажи жилья наиболее значительна (в среднем 30%) для элитных квартир и квартир улучшенной планировки, которые пользуются наибольшим спросом у населения с высоким уровнем доходов. При строительстве типовых квартир прибыль от продаж незначительна (до 10%), и поэтому такое жилье в основном строится с участием бюджетных средств для отдельных категорий граждан (молодые семьи, работники бюджетных отраслей, военнослужащие и др.). Высокая стоимость продаж жилья на первичном рынке обусловлена ростом себестоимости строительства из-за постоянного роста цен на энергоносители, строительные материалы, конструкции и оборудование. Структура сметной себестоимости строительства жилых домов в текущем уровне цен выглядит следующим образом: материальные затраты - 81,4%, использование механизмов - 3,7%, расходы на оплату труда - 6,4%, накладные расходы - 8,5%. За период 2003 - 2005 годов стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций возросла на 51,1%, в том числе за счет увеличения: - отпускных цен на энергоносители: тепловая энергия - на 5%; электроэнергия - на 40%; мазут - на 36%; дизельное топливо - на 77%; - стоимости привозных материалов: металл - на 76%; цемент - на 49%; - тарифов на железнодорожные перевозки - на 26%; - заработной платы рабочих - на 48%. Предприятия края, обремененные высокими железнодорожными и энергетическими тарифами, а также отдаленностью от сырьевых и комплектующих источников, вынуждены поднимать отпускные цены на выпускаемую продукцию, что делает ее по отдельным позициям неконкурентоспособной (при равных показателях по качеству цены на аналогичную продукцию на 20 - 40% превышают средние цены по России). Кроме того, на высокий уровень отпускных цен на строительную продукцию краевых производителей в определенной мере влияют и завышенные размеры косвенных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных), которые по отдельным крупным предприятиям составляют до 600% от основной заработной платы производственных рабочих. Это обусловлено низкой загрузкой существующих производственных мощностей, нерациональным использованием производственных площадей, нарушением оптимального соотношения численности основных и вспомогательных рабочих и инженерно-технического персонала. Удорожание строительства жилья обусловлено также преобладанием в настоящее время точечной застройки жилья по индивидуальным проектам. Стоимость одного кв. метра строящегося жилья повышает и существующая практика возложения на застройщиков жилых домов затрат, связанных с дополнительными нагрузками по развитию и обустройству магистральных и внутриквартальных инженерных сетей, иных объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры. Доля расходов на строительство инженерных сетей составляет от 7 до 30% сметной стоимости жилого объекта. В целях оказания поддержки социально незащищенным категориям граждан в крае активно ведется строительство жилья для ветеранов, молодых семей, работников бюджетных отраслей, сельских жителей. За период 2002 - 2004 годов построено 3 специализированных дома для ветеранов Великой Отечественной войны на 106 квартир, 4 молодежных жилищных комплекса на 537 квартир, 350 квартир для работников бюджетных отраслей, введено 4,6 тыс. кв. метров жилья для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. В 2005 году за счет средств краевого бюджета сданы в эксплуатацию 3 дома ветеранов на 177 квартир в городах Хабаровске и Вяземском, в пос. Переяславка района имени Лазо, два жилых дома на 120 квартир каждый для молодых семей в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда введено 6,7 тыс. кв. метров жилья и до конца года планируется ввести еще 4,3 тыс. кв. метров. В рамках краевой программы социально-экономического развития села с 2004 года ведется строительство двухквартирных жилых домов в сельской местности. В рамках федеральной целевой программы "Жилище" на территории края с 1998 года действуют подпрограммы: "Государственные жилищные сертификаты", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"; Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; с 2003 года - подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда". С начала действия названных подпрограмм за счет адресных федеральных жилищных субсидий смогли улучшить свои жилищные условия 384 семьи военнослужащих, 22 семьи, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, 811 семей граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В то же время федеральные жилищные субсидии не оказывают существенного влияния на объемы жилищного строительства, так как из-за высокой стоимости строящегося жилья и отсутствия механизмов использования жилищных субсидий (сертификатов) в долевом строительстве и ипотечном жилищном кредитовании они реализуются гражданами в основном на вторичном рынке. В целом следует констатировать, что объемы средств, выделяемые из федерального бюджета, и ограниченные возможности краевого бюджета не могут обеспечить существенных темпов роста объемов жилищного строительства и решение жилищной проблемы для большей части нуждающегося населения. В ходе рыночных преобразований наблюдается тенденция к снижению объемов жилищного строительства за счет средств предприятий и организаций для своих работников. В 2002 году доля средств предприятий в общем объеме инвестиций в жилищное строительство составляла 35% (560,5 млн. рублей), в 2004 году - только 11,2% (342,4 млн. рублей). В связи с этим возрастает роль рыночных схем финансирования жилищного строительства, одной из которых является ипотечное жилищное кредитование. За 9 месяцев 2005 года банками края предоставлено кредитов на покупку жилья в сумме 361,9 млн. рублей, из них ипотечных кредитов - 204,5 млн. рублей (для сравнения: в 2003 году - 35,4 млн. рублей, в 2004 году - 87,7 млн. рублей). Открытым акционерным обществом "Хабаровское краевое ипотечное агентство" в 2005 году выдано и рефинансировано займов на сумму 28,6 млн. рублей. Основными факторами, сдерживающими развитие в крае ипотеки, являются недостаточность долгосрочных кредитных ресурсов у банков, низкие текущие доходы населения, высокая банковская ставка по ипотечным кредитам. Средний размер ипотечных кредитов составляет 603,6 тыс. рублей, средний срок кредитов - 10 лет, процентная ставка колеблется от 15 до 18% в рублях. Для получения ипотечного кредита сроком на 10 лет по действующим банковским процентным ставкам на приобретение только однокомнатной квартиры необходим совокупный денежный семейный доход в размере не менее 30 тыс. рублей, а достигнутый уровень номинальной начисленной заработной платы за 9 месяцев 2005 года в крае составляет 12,6 тыс. рублей. Поэтому круг целевых участников рынка ипотечного банковского кредитования пока ограничен. В целях развития ипотеки в крае постановлением Губернатора Хабаровского края от 15 марта 2005 г. N 61 "О порядке предоставления жителям Хабаровского края государственной поддержки в строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением бюджетных средств" предусмотрена государственная поддержка отдельных категорий граждан в форме оплаты за счет средств краевого бюджета части стоимости жилья, что позволяет уменьшить сумму запрашиваемого ипотечного кредита и снизить финансовую нагрузку на гражданина при погашении ипотечного кредита и процентов по нему. Увеличение объемов жилищного строительства сдерживает несоответствие стоимости жилья платежеспособному спросу населения. Показателем, характеризующим состояние рынка жилья, является коэффициент доступности, который отражает способность граждан приобретать жилье за счет собственных доходов за определенное число лет. Среднедушевой денежный доход населения края за 9 месяцев 2005 г. составил 8380,8 рубля. Для среднестатистической семьи из 3-х человек (в том числе 2 трудоспособных) коэффициент доступности приобретения стандартной квартиры (54 кв. метра) составляет 3,9 года на первичном рынке и 3,7 года на вторичном рынке. Темпы роста жилищного строительства сдерживают также: недостаток свободных земельных участков, обеспеченных инженерно-коммунальной инфраструктурой; многоступенчатость и непрозрачность административных процедур предоставления земельных участков; сложность и затратность процедуры подключения планируемых объектов нового строительства к системе инженерной инфраструктуры поселений. Суммарно все перечисленные факторы приводят к повышению стоимости строительства жилья и препятствуют развертыванию массового жилищного строительства на территории края. Таким образом, несмотря на создание в крае основ функционирования рынка жилья, из-за неразвитости рыночных институтов жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья, высокого уровня рисков и издержек на рынке реальное приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов доступно лишь ограниченному кругу граждан. 3. Основные цели и задачи Стратегии Целями Стратегии являются создание условий для роста объемов нового жилищного строительства и повышение доступности жилья для населения края. В этих целях необходимо скоординировать усилия Правительства края, Законодательной Думы Хабаровского края, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, предприятий строительного комплекса края, хозяйствующих субъектов и бизнеса по следующим направлениям: формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности; устранение ограничений на рост предложения строящегося жилья; переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям и формирование эффективного рынка строительной индустрии; развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипотечного кредитования; исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. 4. Система мероприятий, направленных на реализацию Стратегии 4.1. Формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности Необходимо продолжить формирование краевой нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности в развитие нового федерального законодательства. С принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации упрощены процедуры предоставления земельных участков под проектирование и строительство, согласований и заключений контрольных и надзорных органов, а также выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости. Необходимы утвержденные схемы территориального планирования и генеральные планы городских округов и поселений края с последующим принятием на их основе правил застройки и землепользования. Из 236 муниципальных образований края только 26 имеют отвечающие современным требованиям и не устаревшие генеральные планы. Проблему необходимо решать путем создания новых систем территориального планирования, планировочной организации территорий, предназначенных для жилищного строительства, установления прозрачных процедур для деятельности застройщиков и градостроительных регламентов разрешенного использования земельных участков. Предлагаемые решения должны быть дифференцированы в зависимости от типа поселения. В поселениях с относительно низкой численностью и плотностью населения целесообразно пойти по пути выявления "каркаса развития" и концентрации усилий по определению зон жилищного строительства в пределах этого "каркаса". В данных поселениях допустимо "фрагментарное покрытие" территории правовым зонированием, а также выборочная подготовка градостроительной документации по планировке территории. Со стороны Правительства края планируется оказание методического, организационного и финансового содействия органам местного самоуправления в работе по территориальному планированию, созданию и ведению муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, организации работ по проведению торгов на земельные участки для жилищного строительства. 4.2. Устранение ограничений на рост предложения строящегося жилья Экономика строительства и последующей эксплуатации жилья в основном определяется на этапе выбора территории застройки. При строительстве зданий на локальных участках в существующих кварталах нагрузка по реконструкции существующих и часто очень ветхих инженерных сетей целиком перекладывается на небольшие объемы нового строительства. Цена стоимости 1 кв. метра резко возрастает. Для сбалансированного развития в городах необходим переход к застройке жилыми кварталами, микрорайонами с одновременным решением вопросов обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры. Это позволит решить вопросы территориального зонирования, транспортного обеспечения, комплексного развития социальной и инженерной инфраструктуры района застройки и уменьшить в стоимости 1 кв. метра жилья долю затрат на строительство всех дополнительных элементов. Выбор районов первоочередного строительства планируется осуществлять по принципу приближенности к существующим инженерным коммуникациям и достижения комплексной завершенности жилой застройки поселения. Земельные участки, требующие минимальных затрат на их планировку и инженерное обустройство, имеются на территориях городов Николаевска-на-Амуре, Бикина, Советской Гавани, Вяземского, Комсомольска-на-Амуре, пос. Ванино. Однако в ближайшей перспективе формирование участков для жилищного строительства целесообразно рассматривать в разрезе крупных городских поселений и территорий южных районов края (в первую очередь в г. Хабаровске), так как только на этих территориях имеется положительное миграционное сальдо населения. Для развития инфраструктуры г. Хабаровска одной из самых сложных является проблема присоединения новых абонентов к источникам энергии. Подключение к электроснабжению зданий, возводимых на "неосвоенных" территориях, требует строительства новой инженерной инфраструктуры. Для решения данной проблемы необходимы совместные усилия Правительства края, органов местного самоуправления, заказчиков-застройщиков и компаний-сетедержателей для выработки компромиссной позиции по вопросам предоставления новой и дополнительной мощности в дополнение к действующей системе выдачи технических условий. Принятие четких договоренностей между застройщиками, сетедержателями и органами местного самоуправления позволит улучшить общий инвестиционный климат в крае, снизить себестоимость жилья и сократить сроки его строительства. Новая концепция федеральной целевой программы "Жилище" предусматривает государственное стимулирование предложения на рынке жилья путем формирования инженерной инфраструктуры участков для строительства жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой". В качестве механизма реализации подпрограммы планируется предоставление за счет средств федерального и регионального бюджетов государственных гарантий по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой органам местного самоуправления, организациям коммунального комплекса или застройщикам жилья и субсидирование процентов по ним. Источниками средств погашения кредита могут быть как средства от продажи (переуступки права аренды) земельного участка, обеспеченного коммунальной инфраструктурой, средства от продажи жилья в последующие периоды, так и регулируемые органами местного самоуправления тарифы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Возможны различные организационные механизмы развития коммунальных сетей для обеспечения земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. В зависимости от конкретной ситуации ответственность за обеспечение коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства может быть возложена на органы местного самоуправления, крупных застройщиков, организации коммунального комплекса, например, на частные компании, управляющие системами коммунальной инфраструктуры на условиях концессионных соглашений. Особое значение в городах имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков, с одной стороны, может снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного фонда с помощью привлечения как бюджетных, так и внебюджетных источников. Для участия в названной федеральной подпрограмме Правительству края, органам местного самоуправления совместно с заказчиками-застройщиками необходимо оперативно приступить к разработке соответствующих инвестиционных проектов с детальной проработкой всей требуемой документации. Сдерживанию роста стоимости строительства жилья будет способствовать предоставление (продажа) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, под жилищное строительство на аукционной основе. При этом целесообразно внесение в конкурсную документацию условия запрета передачи подрядчиком (генеральным подрядчиком) на субподряд в совокупности более двух третей объема работ (стоимости строительства), являющихся предметом проводимого конкурса. Для снижения административных барьеров на рынке предложения жилья необходимы меры по развитию конкуренции, созданию эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма. Приоритетной задачей исполнительных органов местного самоуправления должна стать организация работы с гражданами и юридическими лицами по системе "одно окно". Решение данной задачи позволит расширить доступ застройщиков на рынок жилищного строительства, снизить финансовые издержки на стадии подготовки проектов и получения разрешения на строительство. 4.3. Переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям и формирование эффективного рынка строительной индустрии Для жилищного строительства на территории края должен присутствовать широкий спектр зданий при обеспечении нескольких уровней качества под различные финансовые возможности населения. Перспективными системами являются каркасное и монолитное домостроение с эффективными теплыми самонесущими ограждающими конструкциями. Для строительства социального жилья следует придерживаться минимальных показателей, установленных строительными нормами. Оптимальная структура жилищного строительства должна устанавливаться при разработке документов территориального планирования конкретного поселения, городского округа. Учитывая, что в поселениях Хабаровского края нет острого дефицита в земельных участках, для строительства в малых городах и в сельской местности заказчикам-застройщикам целесообразно ориентировать основную массу нового строительства на малоэтажную застройку, в том числе одно-, двухквартирными домами усадебного типа с земельными участками. В крупных городах перспективными видами являются строительство жилых зданий повышенной этажности со сборными или монолитными каркасами различных модификаций, а также строительство двух-, четырехэтажных жилых домов высокоплотной застройки блокированного типа с автономными источниками теплообеспечения на подготовленных площадках. Строительство наиболее экономичных по этажности пяти-, шестиэтажных безлифтовых домов и девяти-, десятиэтажных домов с одним лифтом может обеспечить снижение стоимости одного кв. метра на 2 - 3%, а увеличение ширины корпусов жилых домов с 12 до 16 метров - экономию тепла на 8 - 9% при последующей эксплуатации. Структура нового строительства во многом определяется состоянием материально-технической базы строительной индустрии в каждом муниципальном образовании. Для строительства в крупных городах Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре возможно применение всех типов конструктивных систем зданий. В сельском строительстве, в том числе в поселениях с небольшой численностью населения, могут быть использованы только дерево (брус, оцилиндрованный брус, клееный брус) и кирпич с перекрытиями по деревянным или металлическим балкам. В промышленности строительных материалов в 2005 году наблюдается определенная стабилизация и увеличение объема выпуска основных видов продукции. Ожидаемый выпуск продукции по сравнению с 2004 годом составит: по сборному железобетону - 108%, столярным изделиям - 102%, фракционированному щебню - 107%, теплоизоляционным материалам и кирпичу керамическому - 100%. Вместе с тем технический уровень базовой основы промышленности строительных материалов значительно отстает от современных требований, которые предопределяют применение новых строительных материалов, соответствующих мировым стандартам. Имеющиеся сегодня отечественные технологии, машины и оборудование для производства строительных материалов и конструкций, добычи сырья не в полной мере удовлетворяют потребности современного строительства. Основные фонды предприятий стройиндустрии края имеют значительный физический износ (от 60 до 98%) и поддерживаются за счет профилактических и текущих ремонтов. Перевооружение существующих мощностей и внедрение новых технологий по производству строительных материалов ведется за счет собственных средств предприятий и кредитов банков. За 2002 - 2004 годы на эти цели было использовано 534,2 млн. рублей. Общий потенциал выпуска традиционных строительных материалов в крае характеризуется следующими показателями в год: сборный железобетон - 410,2 тыс. куб. м; столярные изделия - 530,8 тыс. кв. м; кирпич керамический - 85,0 млн. шт.; кровельные материалы - 18,0 млн. кв. м; фракционированный щебень - 848,0 тыс. куб. м; теплоизоляционные материалы - 360,0 тыс. куб. м; здания контейнерного типа - 90,0 тыс. кв. м; радиаторы - 525,2 тыс. кВт; ванны - 91,0 тыс. шт. Загрузка имеющихся в крае мощностей в 2005 году составляет: по сборному железобетону - 46%, столярным изделиям - 12%, кирпичу керамическому - 72%, кровельным материалам - 58%, фракционированному щебню - 99%, теплоизоляционным материалам - 86%. Вместе с тем краевая стройиндустрия не обеспечивает в полном объеме ассортимент строительных материалов. На территорию края ежегодно ввозится до 28% от объема выпускаемой в крае продукции строительного назначения в стоимостном выражении. Внедрение новых технологий охватило пока только небольшую долю номенклатурного списка строительных материалов: декоративных изделий из природного камня, сухих отделочных смесей, в очень малых объемах изделий строительного назначения глубокой переработки древесины, изделий светоограждающих конструкций из поливинилхлоридного (ПВХ) профиля. Ассортимент ввозимых строительных материалов можно разделить на две категории: 1. Строительная продукция, производство которой в крае отсутствует. В 2004 году в край было ввезено: цемента - 266,1 тыс. тонн; листов асбоцементных (шифер) - 9715,3 тыс. усл. листов; линолеума - 277,1 тыс. кв. м; плитки керамической - 314,0 тыс. кв. м; плит древесноволокнистых - 1438,4 тыс. кв. м; плит древесностружечных - 11,0 тыс. кв. м; стекла оконного (листового) - 53,6 тыс. кв. м; изделий санитарных керамических - 39,0 тыс. шт.; кирпича лицевого - 1,0 млн. шт.; обоев - 126,0 тыс. кв. м; гипсоволокнистых плит - 109,0 тыс. кв. м. Из перечисленной номенклатуры востребованных материалов целесообразно ориентировать потенциальных инвесторов на создание мощностей по выпуску фаянсовых сантехнических изделий, плитки керамической облицовочной, кирпича керамического лицевого. Для развития этих направлений край обладает достаточными сырьевыми ресурсами, но для их разработки и внедрения требуется проведение дополнительных разведочных работ сырьевой базы. 2. Строительная продукция, производство которой в крае имеется: --------------------------------T-----------T-----T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Единица ¦Объем¦ Удельный вес ¦ ¦ ¦ измерения ¦ввоза¦ ввозимой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукции в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процентах от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общего объема,¦ ¦ ¦ ¦ ¦выпускаемого в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ крае ¦ L-------------------------------+-----------+-----+--------------- Радиаторы и конвекторы тыс. кВт 2,9 1,8 отопительные Ванны тыс. шт. 0,3 3,4 Прокат черных металлов тыс. тонн 5,3 1,0 Мягкие кровельные материалы млн. кв. м 0,1 0,8 Кирпич млн. шт. 8,4 4,7 Материалы лакокрасочные и тыс. тонн 1,1 9,1 сухие строительные смеси Пиломатериалы тыс. куб. м 6,1 1,2 Теплоизоляционные материалы тыс. куб. м 0,2 0,1 Щебень фракционированный тыс. куб. м 49,3 6,3 Ввиду незначительных объемов ввоза данных видов продукции основная задача, которую должны решить краевые производители, - расширить и реконструировать существующие мощности и увеличить номенклатуру изделий в соответствии с потребительским спросом. Для внедрения новых, более эффективных технологий, модернизации и обновления технологического оборудования необходимы серьезные инвестиции. Банки готовы финансировать высокоэффективные, с коротким сроком окупаемости проекты. Для этого от предприятий требуются грамотно составленный бизнес-план, хороший менеджмент для его реализации и отличная финансовая репутация. Рост объемов жилищного строительства позволит к 2010 году увеличить объемы выпуска продукции промышленности строительных материалов до 42% к уровню 2004 года. При этом производственный потенциал по изготовлению кирпича керамического, теплоизоляционных материалов, фракционированного щебня будет практически исчерпан, поскольку использование этих мощностей достигнет от 82 до 102%. В целях предотвращения нарастания дефицита по указанным видам продукции требуется поддержка инвестиционных проектов по вводу новых мощностей. 4.4. Развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства Для увеличения объемов внебюджетных инвестиций в сферу жилищного строительства планируется внедрение и развитие в крае новых рыночных схем его финансирования. В настоящее время основным источником финансирования являются средства самих граждан и предприятий, привлекаемые застройщиками по договорам долевого участия в строительстве. Рост спроса на еще несуществующие объекты недвижимости оправдан возможностью оплаты в рассрочку, безналичной формой взаиморасчетов и возможностью выбора индивидуальной планировки квартиры. Существенным аргументом в пользу приобретения недвижимости на стадии строительства является более низкая цена по сравнению с объектами, уже сданными в эксплуатацию. В то же время данная схема приемлема только для населения с высоким уровнем доходов. Администрацией города Хабаровска выбрано направление по развитию ссудо-сберегательных строительных товариществ (СССТ), которые привлекательны для населения тем, что, объединив свои средства, граждане решают жилищную проблему поочередно, используя средства других граждан в качестве дешевого "кредита". Но вместе с тем данная схема имеет и существенные недостатки. В частности, граждане решают жилищную проблему не одновременно, а по очереди; требуется большой размер первоначального взноса (до 46% стоимости квартиры), стоимость жилья за период строительства постоянно увеличивается с поправкой на инфляцию. Поэтому на стадии вступления в СССТ гражданин не может точно знать, во что ему обойдется квартира. С принятием федерального закона "О строительных сберегательных кассах" планируется внедрение еще одного механизма финансирования жилищного строительства путем выдачи кредитов населению через строительно-сберегательные кассы. Процентные ставки кредита и банковский процент по накопительным вкладам будут устанавливаться самим ссудосберегательным учреждением автономно, причем по ставкам, которые могут быть независимыми от колебаний кредитно-финансового рынка. Для обеспечения функционирования рассматриваемой схемы потребуется сильная и комплексная государственная поддержка, включая правовое, лицензионное и финансовое регулирование деятельности ссудосберегательного учреждения, предоставление государственных гарантий и налоговых льгот. Одной из рыночных схем привлечения инвестиций населения в жилищное строительство могут быть облигации муниципального жилищного займа, когда каждая облигация соответствует определенному количеству квадратных метров жилья в конкретном доме, а средства от их продажи инвестируются в жилищное строительство. Для запуска такого механизма органам местного самоуправления необходимо иметь официально утвержденный план жилищного строительства на несколько лет вперед и обеспечить доход по облигациям не ниже, чем ставка по вкладам в коммерческих банках. Приоритетным направлением создания рынка доступного жилья является ипотека, которая позволяет согласовать интересы населения в улучшении жилищных условий, банков - в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства и увеличении объемов жилищного строительства. При покупке жилья с помощью ипотечного кредита требуется меньше средств вначале; право собственности наступает сразу после покупки жилья; юридические риски проверяются и страхуются. Для развития в крае ипотечного жилищного кредитования на первоначальном этапе планируется поддержка за счет краевого бюджета по двум основным направлениям: - капитальные вложения в обустройство объектами коммунальной инфраструктуры новых площадок, планируемых под строительство жилья для молодых семей, работников бюджетных отраслей и других категорий граждан, которым требуется государственная поддержка. Это позволит обеспечить снижение сметной стоимости строительства одного кв. метра жилья до 30% и тем самым повысить доступность ипотечных кредитов для этих категорий; - увеличение доли Правительства края в уставном капитале ОАО "Хабаровское краевое ипотечное агентство", что позволит увеличить объемы рефинансирования выданных на территории края ипотечных кредитов в пропорции 1/3. В результате банки получат дополнительные ресурсы для ипотечного кредитования, а граждане - снижение процентной ставки по ипотечному кредиту на 1 - 4% годовых. Изучение потребностей населения, структуры, динамики доходов и сбережений различных категорий граждан диктует необходимость разработки специальных программ ипотечного кредитования для каждой категории заемщиков. Для молодых семей с низкими текущими доходами, но хорошими перспективами их увеличения в будущем, целесообразно использовать ипотечный продукт с регулируемой процентной ставкой, позволяющий сократить текущие расходы по кредиту за счет их увеличения пропорционально росту доходов семьи. При одновременном увеличении срока кредитования (до 25 - 30 лет) кредитная нагрузка на семейный бюджет может быть существенно сокращена. Субсидирование процентной ставки на начальных этапах выплаты кредита молодыми семьями может осуществляться частично за счет средств предприятий и организаций, заинтересованных в сохранении квалифицированных кадров, частично за счет средств краевого и местных бюджетов в рамках соответствующих жилищных программ. Увеличению объемов жилищного строительства и повышению его доступности для населения должны способствовать также разработка и принятие хозяйствующими субъектами края корпоративных программ содействия обеспечению жильем своих работников с использованием самых разнообразных механизмов: - выделение безвозмездных субсидий на приобретение (строительство) жилья; - выдача беспроцентных долгосрочных ссуд; - субсидирование части процентной ставки по ипотечным кредитам работников; - приобретение жилья за счет собственных средств предприятия с последующей передачей его работникам на условиях выкупа в рассрочку. Для стимулирования развития корпоративных жилищных программ планируется на краевом уровне рассмотреть вопрос о льготном налогообложении прибыли предприятий, направляющих часть ее на строительство и приобретение жилья для своих работников. Многие жители края отдают предпочтение строительству индивидуальных жилых домов. Новым Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" упрощена процедура предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства. Четко определены сроки принятия решений органами исполнительной власти. Разрешение на строительство индивидуального жилого дома выдается сроком на 10 лет. Для развития индивидуального жилищного строительства наиболее перспективным в крае является деревянное домостроение, что обусловлено наличием местной сырьевой базы, простой технологией возведения, относительной дешевизной ресурсов для деревянного домостроения и экологической ценностью деревянного жилья. В целях увеличения объемов индивидуального жилищного строительства целесообразно разработать механизм предоставления предприятиями стройиндустрии края товарных займов населению под строительство индивидуального жилья. Отвод земельных участков под строительство индивидуальных домов целесообразно осуществлять вблизи магистральных инженерных сетей, а также на территориях, не занятых строениями и коммуникациями. В целом вышеперечисленные меры позволят повысить доступность приобретения (строительства) жилья для работающего населения. (Исключен - Постановление Правительства Хабаровского края от 22.02.2007 г. N 34-пр) Доля среднего класса к 2010 году согласно Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года составит до 40% от общей численности населения. Ежегодные сбережения среднего класса населения будут составлять 45,7 млрд. рублей, что позволит при прогнозируемой стоимости 1 кв. метра жилья 34,7 тыс. рублей построить (приобрести) за счет средств граждан 884,6 тыс. кв. метров и обеспечить жильем 18,2 тыс. семей. 4.5. Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан В соответствии с новым Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 01 марта 2005 г., право на государственную поддержку в предоставлении (приобретении) жилья имеют следующие категории граждан: 1. Малоимущие граждане по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. 2. Граждане, поставленные на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации. 3. Граждане, имеющие право на получение субсидий и жилищных сертификатов в рамках действующих федеральных целевых программ и подпрограмм. 4. Категории граждан, которым будет предоставляться жилье из жилищного фонда субъекта Российской Федерации (в том числе служебное, по договорам безвозмездного пользования для социальной защиты отдельных категорий граждан) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. В рамках единой федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" Правительство Российской Федерации намерено объединить мероприятия по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета следующих категорий граждан: участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф; граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждан, уволенных с военной службы (более 10 категорий); ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и других категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Механизмами реализации названной подпрограммы будут являться целевые адресные федеральные субсидии в виде жилищных сертификатов. Всего в крае зарегистрировано более 12,7 тыс. семей, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем. Для решения этой проблемы требуется 617,2 тыс. кв. метров жилья и 16,7 млрд. рублей инвестиций. Задачей Правительства края и органов местного самоуправления является определение механизмов обеспечения жильем работников бюджетных отраслей, большинство из которых не смогут решить свою жилищную проблему с помощью ипотечного жилищного кредита, так как не имеют накоплений на оплату первоначального взноса, а их текущие доходы недостаточны для дальнейшего обслуживания кредита. Многие из них состоят в очереди на улучшение жилищных условий по 10 - 20 лет. В крае таких граждан более двух тысяч человек. Для обеспечения их жильем требуется 97,2 тыс. кв. метров жилья и более 2,6 млрд. рублей. Решение данной проблемы может осуществляться в рамках краевой и соответствующих муниципальных программ обеспечения жильем работников бюджетных организаций, сочетающих два подхода: - строительство служебных жилых помещений и общежитий для молодых специалистов; - предоставление целевых адресных субсидий. При этом размер субсидии должен быть дифференцированным и определяться исходя из срока состояния на учете по улучшению жилищных условий, стажа работы в бюджетном учреждении и величины совокупного семейного дохода. Названные программы наряду с решением жилищной проблемы позволят частично решить и проблему закрепления кадров в бюджетных отраслях. Большая часть граждан, состоящая в очереди на улучшение жилищных условий, относится к категории малоимущих. К 2010 году в соответствии с Концепцией стратегического развития Хабаровского края до 2010 года доля бедного населения (имеющего доход ниже уровня прожиточного минимума) составит 10 - 12% от общей численности населения. Для данной группы населения единственным решением жилищной проблемы должно стать социальное жилье, которое предоставляется без права его приватизации. Строительство социального жилья в поселениях края должно осуществляться по минимальным нормам жилой площади квартир. При этом в городах наиболее экономичным является строительство многоквартирных жилых домов с использованием материально-технической базы панельного домостроения, а в сельских поселениях - одно- или многоквартирные блокированные дома с земельными участками. В соответствии с разграничением полномочий органов государственной власти края и органов местного самоуправления Правительство края несет ответственность за обеспечение жильем только отдельных категорий граждан: реабилитированных лиц; граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, вставших на учет до 01 января 2005 г. и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; работников краевых государственных учреждений и краевых унитарных предприятий; иных категорий граждан, устанавливаемых краевыми законами. Краевой жилищный фонд может также включать служебные жилые помещения; общежития; маневренный фонд; дома системы социального обслуживания, жилые помещения для социальной защиты граждан. Прерогативой органов местного самоуправления является обеспечение жильем: - малоимущих граждан по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством; - граждан, поставленных на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации; - граждан, имеющих право на получение субсидий в рамках муниципальных жилищных программ; - граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде; - предоставление помещений в домах системы социального обслуживания населения; - предоставление мест в общежитиях; - предоставление помещений для проживания в маневренном фонде. Для решения проблемы финансирования строительства социального жилья органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут принять положения: - о выделении определенной доли квартир под социальное жилье при предоставлении площадок под строительство коммерческого жилья; - о создании целевых фондов строительства (приобретения) социального жилья за счет спонсорских взносов заказчиков-застройщиков коммерческих, торговых и других объектов несоциальной сферы; - об отчислении части прибыли от своей коммерческой деятельности (продажа жилья, сдача в аренду нежилых помещений, доходы от рекламы и т.д.). Требует решения проблема реконструкции и утилизации жилых домов первых массовых серий. Возможны два подхода к решению данной проблемы: комплексный снос кварталов и строительство на этой территории нового жилья или санация ("лечение") подобных домов с привлечением средств населения, кредитных ресурсов и средств местных бюджетов. Для решения задач по реконструкции и утилизации домов первых массовых серий исполнительным органам местного самоуправления совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства края необходимо выполнить следующие мероприятия: - провести техническую инвентаризацию зданий жилого фонда первого периода индустриального домостроения в целях оценки их физического износа и технического состояния конструкций и внутридомовых инженерных сетей; - разработать программы реконструкции и утилизации зданий жилого фонда первого периода индустриального домостроения в поселениях муниципальных образований, определив очередность утилизации и реконструкции жилых зданий; - осуществлять мониторинг технического состояния и основных технико-экономических показателей указанных жилых зданий. Правительству края целесообразно изыскать возможность финансирования мероприятий по разработке концепции реконструкции и утилизации зданий первых массовых серий и ветхого жилья в Хабаровском крае за счет средств краевого бюджета. В условиях предоставления различных форм государственной помощи за счет бюджетов всех уровней значительная часть нуждающихся семей будет ориентирована на приобретение (строительство) жилья рыночными способами. Часть этой потребности может быть удовлетворена за счет продажи жилья на вторичном рынке. 5. Механизм реализации Стратегии Основным механизмом реализации Стратегии является комплекс мер по активизации инвестиционной деятельности в жилищном строительстве, включающий: 1) взаимодействие органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления с предприятиями и организациями строительного комплекса края для снятия барьеров по предложению жилья на рынке; 2) создание и поддержка эффективных механизмов использования средств краевого бюджета для достижения целей Стратегии; 3) повышение уровня координации и качества управления инвестициями, выделяемыми на реализацию целевых краевых и федеральных жилищных программ; 4) организацию и проведение информационной работы среди населения края; 5) консолидацию всех бюджетных средств и повышение инвестиционной привлекательности края в сфере жилищного строительства и строительной индустрии. 6. Ресурсное обеспечение мероприятий Стратегии Общий объем инвестиций, который предстоит освоить организациям строительного комплекса края по всем направлениям за счет всех источников финансирования, ориентировочно составит более 30 млрд. рублей на период до 2010 года. 7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии Практическая реализация перечисленных задач позволит обеспечить к 2010 году темп прироста объема вводимого жилья к уровню 2005 года не менее 44,7%, ввести за период 2006 - 2010 годов не менее 1215,5 тыс. кв. метров и решить жилищную проблему более 22 тыс. семей. Снятие ограничений на рост предложения жилья на рынке по механизму обратной связи будет способствовать снятию ограничений на платежеспособный спрос населения. Обеспечение возможности приобретения и строительства жилья гражданами позволит повысить его территориальную мобильность в границах края, что в свою очередь в долгосрочной перспективе может привести к более рациональной системе расселения с учетом возможностей обеспечения занятости населения и уровня социально-экономического развития различных муниципальных образований края. Повысится безопасность проживания граждан в жилище; улучшится комфортность жилищного фонда. Улучшится архитектурный облик городов и других населенных пунктов края. Увеличится объем выпуска продукции промышленности строительных материалов, предприятия получат дополнительные средства для технического перевооружения, модернизации, освоения новых видов продукции. Рост объемов производства строительных материалов к 2010 году составит до 42% к уровню 2005 года. Внедрение прогрессивных архитектурно-планировочных решений позволит сократить сметную стоимость сооружаемых жилых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, значительно снизить последующие эксплуатационные расходы. Прогнозируемое увеличение объемов жилищного строительства приведет к увеличению налогооблагаемой базы консолидированного бюджета края, увеличится сбор налогов в бюджет, в том числе налога на имущество, налога на доходы физических лиц с работников строительной отрасли. Ожидается мультипликативный эффект в смежных отраслях за счет увеличения выпуска продукции для строительной отрасли, а также предметов обустройства нового жилья. Министерство строительства края планирует ежегодно представлять аналитическую записку о ходе выполнения Стратегии, предложений по совершенствованию реализации Стратегии в Правительство Хабаровского края. УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2005 г. N 140-пр ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВВОДУ ЖИЛЬЯ В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ДО 2010 ГОДА (Утратили силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 22.05.2008 г. N 131-пр) УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2005 г. N 140-пр МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ОБЪЕМОВ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОВЫШЕНИЮ ЕГО ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (Утратили силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 22.05.2008 г. N 131-пр) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|