Расширенный поиск
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 29.03.2006 № 116Законодательная Дума Хабаровского края ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 116 29.03.2006 Об Основных направлениях деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края на 2006–2008 годы по реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Реформирование местного самоуправления в Хабаровском крае осуществлялось в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее – федеральный закон № 131-ФЗ) на основании Программы реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Программа), утвержденной постановлением Думы от 25 февраля 2004 года № 1091. В целом итоги выполнения Программы свидетельствуют, что в 2004-2005 годах Законодательной Думой, Правительством края и органами местного самоуправления проведена значительная работа по реформированию местного самоуправления, ей был придан комплексный, системный характер. В результате в полном объеме создана правовая база, выполнены мероприятия по территориальной реорганизации и созданию системы органов местного самоуправления, обеспечено организационное и методическое сопровождение реформы, осуществлялся постоянный контроль за выполнением требований законодательства и мероприятий Программы. Проведенная работа позволила всем 236 муниципальным образованиям края с 1 января 2006 года исполнять положения федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме. Вместе с тем реализация положений федерального закона № 131-ФЗ требует продолжить работу по созданию новых экономических и финансовых основ, оптимизации разграничения полномочий между муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав. Частые изменения федерального законодательства в области местного самоуправления также требуют дальнейшего совершенствования правовой базы и организационно-методического обеспечения реформы. Законодательная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Программу реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» считать выполненной. Информацию о выполнении Программы реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принять к сведению (приложение 1). 2. Утвердить Основные направления деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления края на 2006–2008 годы по реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (приложение 2). 3. Признать утратившими силу постановления Законодательной Думы: от 25 февраля 2004 года № 1091 «О Программе реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2004, № 3); от 29 декабря 2004 года № 1891 «О внесении изменений в Программу реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2005, № 1); от 29 июня 2005 года № 2213 «О внесении изменений в Программу реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2005, № 7); от 29 сентября 2005 года № 2556 «О внесении изменений в Программу реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Хабаровского края, 2005, № 10). 4. Направить настоящее постановление в органы местного самоуправления муниципальных образований края. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитеты Думы. Председатель Думы Ю.И.Оноприенко Приложение 1 к постановлению Законодательной Думы Хабаровского края от 29.03.2006 № 116 ИНФОРМАЦИЯ о выполнении Программы реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» I. Организационно-методическое обеспечение выполнения Программы и контроль за ее исполнением Организация выполнения утвержденной Законодательной Думой в феврале 2004 года Программы реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004-2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Программа) придала работе по реформе местного самоуправления в крае комплексный и целенаправленный характер. В целях организации выполнения Программы, для координации работы и контроля за ходом реформы местного самоуправления Законодательной Думой создана комиссия под руководством председателя Думы Оноприенко Ю.И., в которую вошли депутаты, представители Правительства края, юстиции, науки, главы муниципальных образований и другие специалисты (далее – Комиссия). Для организации выполнения и контроля мероприятий по правовому, финансово-экономическому, организационно-методическому обеспечению реформы местного самоуправления Комиссия структурирована на четыре подкомиссии по отдельным направлениям работы. Учитывая крупномасштабность и сложность реформы местного самоуправления, Губернатором края в феврале 2004 года утвержден план первоочередных мероприятий Правительства края по выполнению Программы. Для организации и контроля реализации отдельных мероприятий Губернатором края образован Совет по вопросам реформирования местного самоуправления во главе с заместителем Председателя Правительства - руководителем аппарата Губернатора и Правительства края Качимовым В.И. (далее – Совет). В Правительстве края в 2004 году создан отдел по вопросам местного самоуправления, на который возложена ответственность по реализации мероприятий реформирования местного самоуправления. В органах местного самоуправления были разработаны и осуществлялись планы мероприятий по реализации мероприятий Программы, образованы рабочие группы (комиссии) по организации и контролю за ее исполнением. На аппаратных совещаниях у Губернатора края, у председателя Законодательной Думы, на заседаниях коллегий при главах муниципальных образований систематически рассматривались вопросы хода выполнения Программы. В течение 2004-2005 годов в целях организации исполнения требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 131-ФЗ), координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления проведено 6 заседаний Комиссии, 15 заседаний подкомиссий, на которых рассмотрены вопросы создания правовой базы реформирования местного самоуправления, установления двухуровневой системы местных бюджетов, налогов и сборов, разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти, перераспределения имущества между федеральным центром, краем и двумя территориальными уровнями муниципальных образований, кадрового и организационно-методического обеспечения реформы местного самоуправления. Особую значимость организации выполнения Программы придали 6 совместных заседаний Комиссии и Совета под председательством Губернатора края, на которых рассмотрены и приняты соответствующие решения по таким ключевым направлениям, как концепция территориальной реорганизации местного самоуправления, целесообразная система его органов, статусное положение глав муниципальных образований, финансово-экономические проблемы муниципальных образований и другие. Опыт правоприменения переходных положений федерального закона № 131-ФЗ, отдельные труднорешаемые вопросы при его реализации, а также недостаточный уровень организаторской и методической работы ряда органов местного самоуправления потребовали во II полугодии 2005 года принятия дополнительных мер. В этой связи по инициативе Законодательной Думы, поддержанной Губернатором края, в крае состоялось комплексное изучение работы органов местного самоуправления 2 городских округов и 15 муниципальных районов. Проверки, проведенные под руководством председателя Законодательной Думы Оноприенко Ю.И. и заместителя Председателя Правительства - руководителя аппарата Губернатора и Правительства края Качимова В.И., и состоявшиеся по их итогам совещания с руководителями и специалистами органов местного самоуправления, принятые решения ускорили процесс выполнения Программы, устранения недостатков в реформировании местного самоуправления. Методическое сопровождение реформы осуществлялось в формах разработки концептуальных положений, различных рекомендаций, модельных муниципальных правовых актов. Всего Законодательной Думой совместно с Правительством края разработано и направлено в органы местного самоуправления более 50 методических документов и модельных актов, например: 4 варианта новых редакций уставов муниципальных образований; свыше 50 модельных положений (о представительных и контрольных органах, о публичных слушаниях, о правотворческой инициативе, по вопросам местных бюджетов и межбюджетных отношений и т.д.); рекомендации по системе муниципальных правовых актов, принимаемых представительным органом муниципального образования, по порядку их подготовки, принятия, подписания и обнародования и другие. Учитывая, что в крае создано 12 вновь образованных поселений и в апреле 2005 года состоялись выборы в органы местного самоуправления этих поселений, было уделено большое внимание оказанию им организационно-методической помощи. Разработан «Алгоритм действий органов местного самоуправления муниципального района и органов местного самоуправления вновь образованного поселения, находящегося на территории муниципального района, по выполнению требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проведен обучающий семинар. Для повышения роли представительных органов в решении вопросов местного значения, координации их действий в социально-экономическом развитии территорий, укрепления взаимодействия с Законодательной Думой в 2005 году образован Совет председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной Думе Хабаровского края. Проведено 4 заседания данного Совета, на которых рассмотрены ход выполнения Программы, проблемы реализации отдельных законов Хабаровского края и другие вопросы. Законодательной Думой в 2004-2005 годах в целях разъяснения федерального закона № 131-ФЗ, обучения кадров проблемным вопросам его реализации, оказания методической помощи в проведении реформы местного самоуправления организовано 19 семинаров и 3 стажировки. Состоялись выездные семинары в Аяно-Майском, Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Комсомольском, Николаевском, Охотском, Солнечном, Ульчском муниципальных районах, в которых приняли участие депутаты Думы, работники аппарата Думы и Правительства края, руководство Государственного учреждения «Краевое бюро технической инвентаризации». Состоявшиеся в 2004-2005 годах смотры-конкурсы на лучшую организацию работы представительных органов муниципальных образований Хабаровского края способствовали дальнейшему укреплению взаимодействия с представительными органами муниципальных образований края, активизации их деятельности по реализации Программы. В 2005 году были организованы депутатские слушания на тему «Об основных направлениях и проблемах развития представительной демократии в системе местного самоуправления в Хабаровском крае в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, проведенная в 2004-2005 годах организаторская работа и контроль за ходом выполнения Программы помогли выработать в крае единую политику в реформировании местного самоуправления, придали реформе плановый, системный и целенаправленный характер, что дало определенные положительные результаты. В программе 8 разделов и 155 пунктов различных мероприятий. Полностью выполнено 114 (74%) намеченных мер, в стадии выполнения 41 (26%), в том числе 19 пунктов с длительным сроком исполнения. II. Выполнение мероприятий раздела «Правовое обеспечение реформирования местного самоуправления в крае» Первостепенной задачей при реализации федерального закона № 131-ФЗ являлось создание нового правового пространства, которое бы обеспечивало деятельность всех органов государственной власти края, органов местного самоуправления в условиях проводимой в стране реформы и часто меняющегося федерального законодательства. Законодательная Дума осуществляла взаимодействие с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по устранению пробелов и противоречий федерального закона № 131-ФЗ, совершенствованию других федеральных законов в области местного самоуправления с целью укрепления устоев местного самоуправления. В Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы внесено 3 проекта федеральных законов по внесению изменений в федеральный закон № 131-ФЗ, направлено 8 обращений по совершенствованию законодательного обеспечения реформы местного самоуправления. Законодательная Дума консолидировала усилия дальневосточных субъектов Российской Федерации через Парламентскую Ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье», взаимодействовала с Советом Федерации Федерального Собрания, законодательными органами субъектов Российской Федерации по совершенствованию федерального закона № 131-ФЗ. Многие идеи Законодательной Думы в течение двух лет реализованы во внесенных изменениях в вышеуказанный закон. Так, в перечень вопросов местного значения внесены вопросы работы с молодежью и детьми, сельского хозяйства, оптимизированы полномочия органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, уточнены положения регистрации уставов муниципальных образований. Законодательная Дума создавала правовую базу реформирования местного самоуправления в три этапа. На первом этапе (февраль–август 2004 года) в соответствии с переходными положениями статьи 85 федерального закона № 131-ФЗ было принято 19 краевых законов, позволивших провести территориальную реорганизацию местного самоуправления, наделить муниципальные образования соответствующим статусом, образовать новые муниципальные образования, установить границы муниципальных образований. На втором этапе (сентябрь 2004 года - март 2005 года) было принято 11 краевых законов, которые урегулировали вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, обеспечения проведения выборов представительных органов и глав муниципальных образований под новые полномочия. На третьем этапе (март–декабрь 2005 года) было принято 16 краевых законов, которые создали правовые условия для реформирования экономических основ местного самоуправления, формирования местных бюджетов и организации межбюджетных отношений в соответствии с требованиями федерального законодательства. Законы Хабаровского края «О порядке образования краевого фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и методике распределения дотаций из указанного фонда», «О порядке образования и распределения краевого фонда финансовой поддержки поселений», «О порядке образования и распределения районного фонда финансовой поддержки поселений» и принятый в декабре 2005 года Закон «О краевом бюджете на 2006 год» создали правовые условия для завершения реформирования местных финансов. Создана система муниципальных правовых актов, регулирующая общественные отношения, отнесенные федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований. Во всех 236 муниципальных образованиях приняты соответствующие правовые акты. Всего в целях реализации федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ, от 20.08.2004 № 120-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ создана правовая база в количестве более 10 тысяч муниципальных актов. В сроки, установленные статьей 85 федерального закона от № 131-ФЗ, в 236 муниципальных образованиях разработаны и приняты уставы. Таким образом, мероприятия Программы в части создания краевого законодательства в области реформирования местного самоуправления и системы муниципальных правовых актов выполнены в полном объеме, в сроки, установленные федеральным законом № 131-ФЗ. Все 34 правоотношения урегулированы принятыми 46 краевыми законами. В крае создан правовой фундамент, на основе которого установлена двухуровневая территориальная организация муниципальных образований, проведены выборы и сформирована система органов местного самоуправления для работы в новых финансовых и экономических условиях. III. Выполнение мероприятий раздела «Разработка концепции территориальной организации местного самоуправления в крае» Комиссия и Совет утвердили концепцию территориальной организации местного самоуправления в крае, которая была положена в основу разработки краевых законов в области территориальной реформы. На основе выработанной концепции и принятых краевых законов в крае не допущено передела территорий муниципальных образований, необоснованного разделения, объединения муниципальных образований. Задолго до установленных статьей 85 федерального закона № 131-ФЗ сроков муниципальные образования наделены соответствующим статусом. Установлены границы всех муниципальных образований, оформлено их картографическое описание. Выполнены установки федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которыми на базе административных центров районов образованы 12 самостоятельных муниципальных образований (поселений), входящих в состав территорий муниципальных районов. Таким образом, в крае создана двухуровневая территориальная организация местного самоуправления, включающая в себя: I территориальный уровень: 2 городских округа и 17 муниципальных районов; II территориальный уровень: 29 городских и 188 сельских поселений. До реформы в крае было 224 муниципальных образования, после реформы – 236, в том числе 12 вновь образованных. По численности населения (на 01.01.2005) муниципальные образования распределяются следующим образом: городской округ «Город Хабаровск» - 579 тыс. человек; городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» - 276 тыс. человек; муниципальные районы с численностью населения свыше 30 тыс. человек - 9; муниципальные районы с численностью населения менее 30 тыс. человек - 8; городские и сельские поселения с численностью населения свыше 5 тыс. человек - 25; городские и сельские поселения с численностью населения от 1 до 5 тыс. человек - 87; городские и сельские поселения с численностью населения менее 1 тыс. человек – 94; сельские поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – 11. В итоге мероприятия Программы по территориальной реорганизации местного самоуправления выполнены полностью. IV. Выполнение мероприятий раздела «Разработка концепции построения системы органов местного самоуправления» Комиссия и Совет разработали и утвердили концепцию построения системы органов местного самоуправления, которая была положена в основу разработки и принятия краевых законов и уставов муниципальных образований, регулирующих порядок формирования, полномочия, организацию деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с принятой концепцией, краевыми законами и уставами муниципальных образований в крае создана следующая система органов местного самоуправления. Главы муниципальных образований избираются только на муниципальных выборах, а не из состава депутатского корпуса, и возглавляют местные администрации. Таким образом, в крае решено было отказаться от варианта «второго портфеля» должностного лица, т.е. главы администрации, назначаемого по контракту. В поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек главы муниципальных образований избираются также на муниципальных выборах, входят в состав представительных органов, являются одновременно их председателями и возглавляют местные администрации. В 11 поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек избираются только главы, а представительные органы не формируются, их полномочия выполняют сходы граждан. В декабре 2004 года и в апреле 2005 года в соответствии с внесенными изменениями в Избирательный кодекс Хабаровского края прошли выборы органов местного самоуправления с новым статусом и с новыми полномочиями, определенными федеральным законом № 131-ФЗ. Численность депутатов представительных органов установлена по минимальной норме, требуемой федеральным законом № 131-ФЗ: 35 человек в г. Хабаровске и по 7 человек в муниципальных образованиях с численностью населения менее 1 тыс. человек. Краевыми законами упорядочены и приведены к единообразию наименования органов местного самоуправления. В настоящее время они таковы: - представительные органы городских округов – Думы; - представительные органы муниципальных районов - Собрания депутатов; - представительные органы поселений – Советы депутатов. В городе Хабаровске глава муниципального образования именуется мэр, в остальных муниципальных образованиях - глава города, муниципального района, городского, сельского поселения. Контрольные органы признано целесообразным создавать только в городских округах и муниципальных районах с численностью населения более 20 тыс. человек. Действующая в крае на 01.01.2006 система органов местного самоуправления характеризуется следующими показателями: 1. Представительных органов – 225 с численностью депутатов 2153 человека. В 11 муниципальных образованиях полномочия представительных органов исполняют сходы граждан. 2. Глав муниципальных образований - 236, все они возглавляют местные администрации, в том числе 94 главы муниципальных образований одновременно являются председателями представительных органов. 3. Местных администраций – 236. 4. Контрольных органов – 2. В крае создана оптимальная система органов местного самоуправления, исключающая дублирование управленческих функций и экономящая финансовые средства на их содержание. V. Выполнение мероприятий раздела «Мероприятия по реформированию экономических основ местного самоуправления» В целях укрепления экономических основ местного самоуправления принято постановление Правительства края «Об основных направлениях территориальной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года». Правительством края подготовлены модельные акты о порядке разработки программ развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу. На основе этих документов органами местного самоуправления разрабатываются «Основные направления развития экономики и социальной сферы на период 2006-2010 гг.». Реализация этих программ позволит увеличить экономический потенциал территорий и эффективно развивать социальную инфраструктуру. Осуществлены меры по реформированию имущественных отношений. Согласно федеральному закону № 131-ФЗ осуществлялось перераспределение имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности края и собственности муниципальных образований, в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти и муниципальными образованиями. Органами местного самоуправления осуществлен комплекс мер по учету, инвентаризации и регистрации прав собственности на муниципальные имущественные объекты. Составлены реестры муниципального имущества, согласованы перечни имущественных объектов, подлежащих передаче из собственности муниципальных районов в собственность поселений. Продолжается работа по реорганизации земельных отношений. Учитывая, что в отдельных поселениях не созданы финансово-экономические, кадровые условия, позволяющие в полном объеме решать закрепленные за ними вопросы местного значения, и в целях недопущения разрушения сложившихся систем управления, особенно теплоэнергетического, жилищно-коммунального комплексов, сферы градостроительства, культуры и др., осуществлены меры по передаче части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов. Обеспечено правовое сопровождение вышеуказанной работы в виде заключаемых соглашений о передаче полномочий между указанными органами местного самоуправления. Выполняя краевую Программу, органы местного самоуправления активизировали работу по развитию малого предпринимательства в муниципальных образованиях. Предпринимательские структуры увеличили производство товаров и услуг, они привлекаются к выполнению социально значимых работ, благотворительности и спонсорству. В ходе реализации Программы сохранены сложившиеся отраслевые структуры экономического управления в строгом соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти края и органами местного самоуправления. В целом в крае осуществлены определенные мероприятия по созданию экономических основ для работы органов местного самоуправления в новых условиях, налажен учет муниципального имущества, созданы условия для его разграничения и создания двухуровневой системы муниципальной собственности, органами местного самоуправления поселений проводится работа по передаче части полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов. VI. Выполнение мероприятий раздела «Мероприятия по реформированию местных финансов, местных бюджетов и межбюджетных отношений» В 2004-2005 годах, выполняя Программу, Законодательной Думой, Правительством края, органами местного самоуправления осуществлен комплекс мер по реформированию местных финансов, по подготовке на новой основе местных бюджетов на 2006 год. Министерство финансов края разработало и направило в органы местного самоуправления Методические рекомендации о бюджетном процессе в муниципальных образованиях Хабаровского края в соответствии с требованиями федеральных законов № 131-ФЗ, № 120-ФЗ, направлены также планы для подготовки проектов местных бюджетов и совершения бюджетных операций по зачислению доходов и финансированию расходов в 2006 году. Принято 19 краевых бюджетных и налоговых законов, которые создали условия для формирования местных бюджетов и организации межбюджетных отношений в соответствии с новыми требованиями федерального закона № 131-ФЗ. Комиссией и Советом вопросы реформирования местных финансов систематически рассматривались на заседаниях. В органы местного самоуправления были направлены модельные муниципальные правовые акты и типовые формы отдельных документов по осуществлению бюджетного процесса в муниципальных образованиях в 2006 году. Органы местного самоуправления всех муниципальных образований при организационной и методической помощи Правительства края и Законодательной Думы приняли 11 основных нормативных правовых актов, необходимых для формирования и функционирования местных бюджетов на 2006 год, в соответствии с требованиями федерального законодательства. Таким образом, полностью выполнены мероприятия Программы по правовому обеспечению реформирования местных финансов. В целях подготовки финансовых работников в 2004-2005 годах Законодательной Думой, Правительством края проведены научно-практическая конференция, ряд семинаров по финансовой реформе. Организованы курсы финансовых работников и бухгалтеров органов местного самоуправления. Таким образом, краевая Программа в части реформирования местных финансов в основном выполнена. Краевой и местные бюджеты на 2006 год приняты, бюджетные процессы и межбюджетные отношения в крае будут осуществляться в полном объеме в соответствии с требованиями федеральных законов № 131-ФЗ, № 120-ФЗ. VII. Перспективные задачи на 2006-2008 годы для дальнейшего развития и эффективной деятельности местного самоуправления в крае в условиях реализации положений федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме Анализ реализации федерального закона № 131-ФЗ в 2004-2005 годах, опыт его практического правоприменения, изучение хода реформы, сложность и противоречивость отдельных положений федерального закона показывают, что отдельные мероприятия Программы выполнены либо не в полном объеме, либо не с тем качеством, как этого требуют новые условия. Так, не в полном объеме осуществлено исполнение 41 пункта мероприятий из 155. Особенно много недоработок в таких блоках, как реформирование экономических, финансовых отношений, в кадровом и информационном обеспечении деятельности органов местного самоуправления. Анализ мероприятий раздела 4 Программы показывает, что главная задача на этапе реформы – создание новой экономической основы местного самоуправления, основным в которой является разграничение имущества между тремя уровнями власти, создание двухуровневой муниципальной собственности в порядке, определенном разделением вопросов местного значения между городскими округами, муниципальными районами и поселениями, инвентаризационный учет имущества - решена не в полном объеме, что отрицательно сказывается на эффективном использовании муниципального имущества. Следовало перераспределить между Российской Федерацией, Хабаровским краем и муниципальными образованиями 178 имущественных объектов, из них фактически передано на другой уровень собственности 94, или 53%. Из 27 имущественных объектов краевой государственной собственности передано муниципальным образованиям 9, или 33%. Выполняя требования о перераспределении имущества, муниципальные образования составили перечни муниципальных имущественных объектов, подлежащих передаче в федеральную собственность, включающие 22 объекта, но ни одного объекта не передано. Из 49 объектов, подлежащих передаче в краевую государственную собственность, передано 40, или 82%. В порядке реформирования имущественных отношений органы местного самоуправления в 2004-2005 годах провели работу по анализу состава имущества, находящегося в собственности городских округов и муниципальных районов. В основном закончено составление реестров муниципальной собственности, которые определили состав муниципальных имущественных объектов в количестве 37062. Из них в соответствии с требованиями статей 14, 15 и 50 федерального закона № 131-ФЗ согласована с органами местного самоуправления поселений передача им в собственность 16783 объектов, однако по состоянию на 20.02.2006 осуществлена передача только 4780 объектов, или 28%. Сдерживающим фактором разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями является неудовлетворительная работа по проведению технической инвентаризации имущественных объектов и государственной регистрации прав собственности. Без технических паспортов и официально оформленных документов о государственной регистрации, подтверждающих права муниципальных районов на объекты собственности, передача имущественных объектов от муниципальных районов поселениям невозможна. По информации Государственного учреждения «Краевое бюро технической инвентаризации» (ГУ «КБТИ»), на 01.02.2006 в крае из 37062 объектов прошли инвентаризацию 8745, или 24%. Из вышеуказанного количества муниципальных имущественных объектов оформлены свидетельства государственной регистрации прав собственности (по информации Главного управления федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на 01.10.2005) на 7621 объект, или 21% от их общего количества. Таким образом, мероприятия Программы в части регистрации прав собственности выполнены на 25%. Исходя из вышеизложенного, органы государственной власти края и органы местного самоуправления в переходный период 2006-2008 годов должны осуществить комплекс мер по завершению имущественной реформы в строгом соответствии с требованиями федерального закона № 131-ФЗ. Изучение работы органов местного самоуправления показало, что недостаточно качественно проведен процесс передачи части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов. Особенно это касается полномочий в области теплоэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, градостроительства. Во многих правовых документах – соглашениях - указана не часть полномочий, а в полном объеме вопросы местного значения поселений, которые передаются для решения органам местного самоуправления муниципальных районов, что противоречит статье 18 федерального закона № 131-ФЗ, запрещающей изменять перечни вопросов местного значения, определенные для того или иного территориального уровня муниципальных образований. В крае нет примеров, когда органы местного самоуправления муниципальных районов передают часть своих полномочий органам местного самоуправления поселений, готовых в экономическом, организационном и кадровом отношении эту часть полномочий исполнять. Недостаточно глубокая проработка вопросов передачи части полномочий между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов отрицательно влияет на процесс управления муниципальным хозяйством. Исходя из этого, в переходный период 2006-2008 годов, анализируя проблемы разграничения полномочий, следует оптимизировать их перераспределение в целях более эффективного функционирования муниципальной экономики и социальной сферы. Не в полном объеме выполнены мероприятия Программы в области разработки и осуществления планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований. Срок действия большинства программ социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов завершился в 2005 году. Изучение показало, что многие органы местного самоуправления слабо осуществляют комплексный анализ выполнения вышеуказанных программ, нарушают сроки разработки и принятия основных направлений социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Это может привести к отсутствию приоритетных направлений развития территорий, несогласованности их с финансовым и другим ресурсным обеспечением. На уровне поселений планы социально-экономического развития, как составные разделы общих программ муниципальных районов, вообще отсутствуют. Эти недоработки обусловлены тем, что органы местного самоуправления не уделяют должного внимания проблемам стратегического и тактического планирования развития территорий, слабо увязывают его с общекраевыми программами. Не в полной мере соответствует требованиям федерального закона № 131-ФЗ выполнение мероприятий в области реформирования местных финансов. Основными недостатками в этой работе являются нарушение сроков обеспечения органов местного самоуправления методическими и инструктивными материалами по формированию на новой правовой основе местных бюджетов и организации межбюджетных отношений, низкая результативность пополнения доходной части местных бюджетов, что ведет к тенденции снижения доли собственных доходов в общих доходах местных бюджетов, недостаточное взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными налоговыми органами и органами казначейства. В связи с этим органам государственной власти края и органам местного самоуправления на основе изучения хода исполнения местных бюджетов в 2006 году необходимо разработать и осуществить в переходный период 2006-2008 годов комплекс мер, направленных на «оздоровление» местных финансов, пополнение местных бюджетов за счет всех источников, прежде всего улучшения налогособираемости. Несмотря на проведенную в 2004-2005 годах работу в кадровом обеспечении реформы местного самоуправления, также допущены недостатки. Во многих муниципальных образованиях либо вообще отсутствуют комплексные программы обучения, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, либо они выполняются не в полном объеме. Неоправданным является увеличение численности работников органов местного самоуправления, которое произошло в ходе реформы местного самоуправления. В ходе реформы численность работников органов местного самоуправления выросла с 6400 до 6900 человек, т.е. на 500 человек. Штатная численность депутатов представительных органов муниципальных образований, работающих на постоянной основе, составляет 26,5 единицы, до реформы депутатов на постоянной основе работало 17 человек. Не полностью выполнены установки Программы по организации работы 12 вновь образованных муниципальных образований. Имеют место нерешенные проблемы в разграничении полномочий между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов, в перераспределении собственности, в организационном и материально-техническом обеспечении. Не до конца решены вопросы выделения помещений для органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований. Только в Аяно-Майском, Вяземском, Николаевском районах они располагаются в зданиях администрации районов. На ремонт и переоборудование помещений запланировано израсходовать свыше 9 млн. рублей. По состоянию на 10.11.2005 из этих средств освоено 2 млн. 184 тыс. руб., т.е. 24%, только в 3 муниципальных образованиях помещения для органов местного самоуправления готовы. VIII. Общий вывод о реализации Программы Итоги выполнения Программы были подведены на совместном заседании Комиссии и Совета, на котором было отмечено, что Губернатором и Правительством, Законодательной Думой, органами местного самоуправления края проведена значительная работа по реформированию местного самоуправления, ей был придан комплексный, системный характер. В результате в полном объеме создана законодательная база, обеспечено организационное и методическое сопровождение реформы, осуществлялся постоянный контроль, своевременно выявлялись проблемы и устранялись недостатки. Все это позволило всем 236 муниципальным образованиям края с 1 января 2006 года реализовывать положения федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме. Председатель Думы Ю.И.Оноприенко Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|