Расширенный поиск
Постановление Правительства Хабаровского края от 06.03.2008 № 72-прПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 06 марта 2008 г. N 72-пр Об основных направлениях развития туризма в Хабаровском крае на период 2008 - 2012 годов (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) В целях экономического, социального и культурного развития края, создания современной сети туристского сервиса, сохранения культурных традиций края, памятников природы и истории, развития сферы услуг индустрии туризма, способствующей созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы, привлечению дополнительных средств и инвестиций на территорию края, Правительство края постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Основные направления развития туризма в Хабаровском крае на период 2008 - 2012 годов; Мероприятия по реализации Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период 2008 - 2012 годов (далее - Мероприятия). 2. Отраслевым министерствам края, иным органам исполнительной власти края обеспечить выполнение Мероприятий в установленные сроки. 3. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) ежегодно рассматривать вопрос о выделении бюджетных средств на финансирование Мероприятий. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство культуры края (Федосов А.В.). (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) Губернатор, Председатель Правительства края В.И.Ишаев УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства края от 06 марта 2008 г. N 72-пр (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД 2008 - 2012 ГОДОВ Туризм является одним из важных компонентов, составляющих мировую экономическую систему. Это особая сфера хозяйственной деятельности, объединяющая в себе природопользовательские, социально-экономические и экологические аспекты. Оценивая тенденции развития мирового туризма и потенциал восточно-европейских стран, Всемирная туристская организация прогнозирует к 2010 году вхождение России в десятку наиболее посещаемых стран мира. Правительством Хабаровского края туристская отрасль определена как одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей в экономике края. Приоритетными направлениями государственного регулирования туризма в крае признаны - поддержка и развитие внутреннего и въездного видов туризма, обеспечивающих привлечение инвестиций в экономику края, развитие туристской инфраструктуры, а также создание привлекательного имиджа края как одного из туристских центров Дальнего Востока России. Осуществлению целенаправленной системной работы органов власти края по развитию туризма способствовала реализация Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год, утвержденных постановлением Губернатора Хабаровского края от 01 апреля 2003 г. N 105. Итоги экономического развития туристской деятельности свидетельствуют о сохранении положительной динамики развития туризма, сложившейся в крае в указанный период. Реализация мероприятий Правительства края, направленных на развитие туристского комплекса территории, а также активизацию межрегионального и международного сотрудничества в области туризма, позволила привлечь в отчетный период в край 129 тыс. иностранных туристов, выполнить объем туристских услуг в размере 1,4 млрд. рублей (действующие цены), обеспечить поступление налогов в бюджетную систему Российской Федерации свыше 564 млн. рублей от деятельности туристских предприятий, в том числе 378 млн. рублей - в бюджет Хабаровского края. Доходы от использования иностранными туристами дополнительных услуг музеев, ресторанов, баров, городского транспорта, связи, а также приобретения сувениров, произведений искусства, товаров и т.д. в указанный период составили свыше 1 230 млн. рублей. На конец 2007 года на предприятиях туристской отрасли было занято 3,3 тыс. человек, непосредственно в туризме - 1,7 тыс. человек. Численность занятых в туристских компаниях края возросла в 2007 году практически в два раза по сравнению с 2003 годом (850 человек) за счет увеличения на 50 процентов числа туристских фирм края (227 организаций). Выполнение Мероприятий по реализации Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год, утвержденных постановлением Губернатора Хабаровского края от 01 апреля 2003 г. N 105, позволило значительно активизировать туристскую деятельность в крае и увеличить вклад туризма в экономику края в целом. 1. Оценка современного состояния и проблем развития туризма в Хабаровском крае 1.1. Особенности туристского потенциала К преимуществам Хабаровского края с точки зрения туристской привлекательности следует отнести: его близость к странам Северо-Восточной Азии, наличие протяженной границы с Китайской Народной Республикой, крупных транспортных артерий - Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, статус г. Хабаровска как административного центра Дальневосточного федерального округа, а также особенности культурно-исторического и природного туристского потенциала. Для иностранных туристов Хабаровский край является местом пересечения европейской и азиатской культур, что особенно проявляется в инфраструктуре крупнейшего туристского центра Хабаровского края - г. Хабаровска. Наличие в городе таких объектов, как: Дальневосточный художественный музей, располагающий коллекциями Эрмитажа, Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина; концертный зал органной музыки Хабаровской краевой филармонии; современный спортивно-зрелищный комплекс "Платинум Арена" - крупнейший на Дальнем Востоке и в Сибири; культовые учреждения различных конфессий, а также широкая сеть современных культурно-развлекательных объектов. Особый этнографический ареал образуют коренные народы Приамурья: нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, орочи. На берегу р. Амура в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник культуры "Петроглифы Сикачи-Аляна" (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до нашей эры). Познакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в крае, можно в национальных селах, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов представляют интерес для развития этно-экологического туризма. Природный потенциал края является основой для развития природоориентированных видов туризма. Особый туристский объект, привлекающий посетителей из других регионов и особенно из-за рубежа, - это река Амур - одна из величайших рек мира. По морфологическим и морфометрическим параметрам, истории развития, пейзажному разнообразию, богатству ихтиофауны (около 130 видов рыб) эта река не имеет равных в России. Уникальным туристским потенциалом обладают Шантарские острова. Привлекает к себе Плато Мар-Кюэль как объект туристского показа, где можно увидеть карстовые образования, в частности, "исчезающие" под землей реки, лесные ландшафты, где можно заняться спортивной охотой и рыбалкой, познакомиться с бытом и культурой эвенков. Высоким биоразнообразием характеризуются лесные экосистемы Хабаровского края. Общий видовой состав растений насчитывает примерно 2 тыс. видов, что составляет половину всех представителей, обитающих на Дальнем Востоке. Несмотря на относительно слабую степень освоенности региона, характерной чертой, во многом определяющей использование туристских ресурсов, является их высокая концентрация, что позволяет предоставить широкий спектр туристских услуг и обеспечить полноценный отдых. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая особенности туристского потенциала края, наиболее перспективными направлениями развития туризма являются: культурно-познавательный, экологический, приключенческий, этнографический и круизный. 1.2. Состояние существующей туристской инфраструктуры В соответствии с системой понятий Всемирной туристской организации (ВТО), к основным составляющим туристской инфраструктуры относятся: средства размещения, предприятия общественного питания, транспорт, объекты культурно-развлекательного назначения и др. За период реализации Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год количество коллективных средств размещения (далее также - КСР) края, включающих в себя: гостиницы, санаторно-курортные учреждения, дома отдыха, туристские базы, увеличилось с 97 до 112 единиц, а общий номерной фонд возрос на 10 процентов и составил 4005 номеров. Номерной фонд гостиниц в крае увеличился на 22 процента и составил на конец 2006 года 2 946 номеров. Следует отметить, что показатель количества гостиничных мест в расчете на тысячу жителей в Хабаровском крае равен коэффициенту 5,6. В то же время данный показатель по Сахалинской области и Приморскому краю составляет 7,3 и 10,0 соответственно (таблица 1). Таблица 1 Динамика основных показателей развития коллективных средств размещения Хабаровского края за 2003 - 2006 гг. ----T-------------------------------------T-------T-------T-------T-------¬ ¦ N ¦ Показатель ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ ¦п/п¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ L---+-------------------------------------+-------+-------+-------+-------- 1. Количество коллективных средств 97 100 114 112 размещения (КСР) - всего в том числе гостиниц и аналогичных 74 80 93 95 средств размещения 2. Номерной фонд - всего (номеров) 3630 3694 3940 4005 в том числе гостиниц и аналогичных 2567 2706 2897 2946 средств размещения 3. Предоставлено ночевок за год - всего 1298,5 1307,3 1289,1 1230,2 (тысяч) в том числе гостиниц и аналогичных 763,0 773,2 729,7 744,3 средств размещения 4. Коэффициент использования номерного 0,44 0,46 0,45 0,43 фонда (наличных мест) - всего в том числе гостиниц и аналогичных 0,44 0,44 0,38 0,39 средств размещения Анализ развития гостиничного хозяйства края за отчетный период показывает, что наибольшая динамика в развитии и совершенствовании гостиничного хозяйства наблюдалась в крупных туристских центрах края - городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, на долю которых приходится более 80 процентов от общего количества гостиниц края. Вместе с тем в указанных городах преобладают гостиницы со сроком эксплуатации более 10 лет, 10 процентов из которых приходится на гостиницы со сроком эксплуатации свыше 50 лет. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. N 1004-р проводится работа по проведению классификации ведущих гостиниц и других средств размещения в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, в результате которой средствам размещения будет присваиваться гарантированная государством категория, определяемая количеством "звезд". В настоящее время только одна гостиница края ("Интурист") имеет официальную государственную классификацию "три звезды". В 2008 году планируется проведение государственной системы классификации в пяти гостиницах г. Хабаровска и двух - г. Комсомольска-на-Амуре. В настоящее время, по предварительной оценке, в крае подавляющее число гостиниц (более 95%) соответствуют категории не более "двух звезд". Коэффициент использования номерного фонда КСР в крае в целом по итогам 2006 года составил 0,43, в том числе гостиниц и аналогичных средств размещения - 0,39, специализированных средств размещения - 0,5, при этом среднегодовой коэффициент использования гостиниц г. Хабаровска превысил краевой уровень почти в два раза и составил 0,7, что является достаточно высоким показателем. Ведущее место в туристской инфраструктуре занимает транспорт. К транспортным коммуникациям края относятся: сеть железных дорог общей протяженностью 2,3 тыс. километров, включая однопутный выход к морю; сеть автомобильных дорог федерального значения (Хабаровск - Владивосток, Хабаровск - Чита), а также краевого значения, связывающих г. Хабаровск с городами и поселками региона; более 3,2 тыс. километров водных путей (реки Амур, Уссури, Тунгуска, Амгунь, Мая), обеспечивающих выход к морскому побережью и странам Азиатско-Тихоокеанского региона; речные порты и пристани, крупнейшими среди которых являются Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре; морские порты в бухтах Ванино и Советская Гавань; международный аэропорт в г. Хабаровске и более 30 аэропортов местных авиалиний. Административный центр Хабаровского края - г. Хабаровск связан прямым воздушным сообщением с крупнейшими городами России, а также зарубежными городами: Гуаньчжоу, Далянь, Пекин, Харбин (КНР); Аомори, Ниигата (Япония), Сеул (Республика Корея), Тель-Авив (Израиль), Киев, Симферополь (Украина), Ташкент (Узбекистан). По объему пассажирских перевозок аэропорт Хабаровска занимает седьмое место в стране. Основными перевозчиками края на международных авиалиниях являются: открытое акционерное общество "Дальавиа", "Asiana Airlines", "China Southern Airlines Company, Ltd". Ежегодно при сотрудничестве туристского бизнеса края с компанией "Дальавиа" расширяется и география международных чартерных рейсов из г. Хабаровска, выполняемых в Таиланд, Индонезию, Сингапур, США и КНР. (Исключен - Постановление Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр) Важнейшей составляющей инфраструктуры туризма является сфера общественного питания. Услуги общественного питания в крае оказывает 1 481 предприятие, имеющие около 80 тыс. посадочных мест. В гостиницах, туристских комплексах, спортивно-оздоровительных центрах края работают 72 предприятия общественного питания (рестораны, бары, закусочные), 73 предприятия бытового обслуживания, 80 предприятий торговли, реализующих сувенирную продукцию. В крае появилось большое количество ресторанов различных национальных кухонь: китайской, японской, корейской, украинской, азербайджанской, немецкой и др. Активизации внутреннего и въездного туризма в крае способствовал приток инвестиций в туристскую инфраструктуру и улучшение сервиса. За период с 2003 по 2007 год на развитие объектов индустрии туризма и гостеприимства Хабаровского края привлечено более 1 500 млн. рублей. За указанный период были введены в эксплуатацию: - вторая очередь гостиницы бизнес-центра "Парус", гостиница "Хабаровск", гостиница "Ерофей", рассчитанная на 60 мест, с ресторанами европейской и азербайджанской кухни, гостиничный комплекс общества с ограниченной ответственностью "Жилдорстрой" с рестораном "Анталия" на 60 посадочных мест (г. Хабаровск); - горнолыжный комплекс "Холдоми", включающий в себя: горнолыжные и сноубордные трассы, подъемники, жилые комплексы вместимостью до 200 человек, автостоянку, прокат инвентаря, два кафе, бары, банный комплекс, тир, русский бильярд, теннис (Солнечный район); - горнолыжная база "Шарголь" с предоставлением комплекса услуг, включающего в себя: организацию зимних видов отдыха, питания, а также услуги по размещению (Комсомольский район); - развлекательно-досуговый комплекс "Красный маяк", включающий в себя: кафе на 20 посадочных мест, бассейн, русский бильярд, настольный теннис, боулинг, развлекательные аттракционы (Хабаровский район); - эколого-туристический комплекс "Вэлком" (с. Сикачи-Алян, Хабаровский район); - туристический центр "Хехцир", включающий в себя: комплекс "Русская деревня", экологический центр государственного природного заповедника "Большехехцирский" (с. Бычиха, Хабаровский район); - эколого-туристический комплекс "Сихотэ-Алинь" с Центром реабилитации диких животных "Утес" (с. Кутузовка, район имени Лазо); - комплекс аттракционов и крытый спортивный зал с искусственной скальной стенкой для занятий скалолазанием на территории горно-лыжной базы "Дерсу" (г. Хабаровск); - туристская база общества с ограниченной ответственностью "Весь мир" на 20 мест и пять двух местных бунгало, рассчитанные для приема любителей рыбалки и туристов (пос. Третий сплавной участок, район имени Лазо). 1.3. Динамика развития туристской отрасли Хабаровского края Итоги экономического развития туристской деятельности в Хабаровском крае в период 2003 - 2007 годов свидетельствуют о сохранении положительной динамики, сложившейся в крае в предыдущие годы (таблица 2). Таблица 2 Динамика основных показателей развития туристской отрасли Хабаровского края за период 2003 - 2007 годов ------------------------------------T------T------T-------T-------T-------¬ ¦ Наименование ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ L-----------------------------------+------+------+-------+-------+-------- Количество туристских организаций 151 182 219 242 227 <*> Численность занятых в туризме 850 950 1181 1345 1635 (человек) Объем туристских услуг 182,2 211,0 269,0 317,0 360,0 (млн. рублей) Доходы в бюджет края от 63,2 50,9 58,8 96,0 109,0 организаций, отнесенных к виду <**> экономической деятельности "Туризм" (млн. рублей) -------------------------------- <*> Сокращение числа туристских компаний обусловлено изменением в 2007 году российского законодательства, регулирующего деятельность в сфере туризма (отмена с 01 января лицензирования в сфере туризма, введение с 01 июня механизма финансового обеспечения туроператоров). <**> Снижение в 2004 году платежей по отрасли "Туризм" связано с отменой с 01 января 2004 г. налога с продаж в соответствии с изменением налогового законодательства Российской Федерации. Благоприятными условиями, способствовавшими устойчивому развитию туристской деятельности, стали: поддержка со стороны Правительства края развития туризма за счет средств краевого бюджета; стабильная политическая и экономическая ситуация в крае, способствующие увеличению спроса населения на поездки по стране и за рубеж; наличие Соглашения между Правительствами Российской Федерации и КНР о безвизовых групповых туристских поездках; расширение открытым акционерным обществом "Дальавиа" географии международных перевозок пассажиров и др. По состоянию на 01 декабря 2007 г. в крае зарегистрировано 227 предприятий, 128 из которых включены в Единый федеральный реестр туроператоров. Из общего числа туристских компаний 200 предприятий (88%) расположены в г. Хабаровске, 20 организаций зарегистрированы в г. Комсомольске-на-Амуре, 2 предприятия - в Бикинском, по одному в Аяно-Майском, Солнечном, Охотском, Нанайском и Хабаровском районах. Подавляющее большинство туристских организаций являются субъектами малого предпринимательства. Ряд туристских фирм края имеет обособленные подразделения на сопредельных с краем территориях, таких, как: Камчатский и Приморский края; Амурская, Сахалинская и Еврейская автономная области. Общественные организации отрасли представлены тремя ассоциациями: Дальневосточное региональное отделение Российского союза туриндустрии, некоммерческое партнерство "Хабаровское объединение туроператоров международного туризма", Хабаровская ассоциация отельеров. Высшее профессиональное образование в сфере туризма обеспечивают четыре высших учебных заведения краевого центра. Подготовка специалистов среднего звена осуществляется в пяти колледжах городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Повышением квалификации кадров, занятых в турбизнесе, занимаются Хабаровская государственная академия экономики и права, при которой действуют Дальневосточный центр развития туризма и начальная школа туристики, а также образовательное некоммерческое партнерство "Межрегиотур". Продолжается реализация программы сквозного обучения кадров для туристской отрасли в специализированном классе по туризму на базе средней школы N 19 г. Хабаровска. В 2007 году 30 учащихся прошли курс обучения в рамках указанной программы. В 2006 году Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий стал лауреатом Национальной туристской премии им. Ю.Сенкевича, учрежденной Федеральным агентством по туризму, в номинации "За развитие детско-юношеского туризма". Приоритетным направлением развития туризма в Хабаровском крае является развитие въездного и внутреннего видов туризма. Ежегодно край посещают граждане более чем из 20 стран мира (кроме стран СНГ), около 50 процентов которых прибывает на срок продолжительностью до 3-х дней, свыше 40 процентов - на срок более 7 дней. Учитывая географическое расположение Хабаровского края, его основными партнерами в сфере международного туризма традиционно остаются: Китайская Народная Республика, Япония и Республика Корея (таблица 3). Таблица 3 Сравнительная таблица въезда иностранных туристов на территорию Хабаровского края, в том числе на Дальний Восток и Забайкалье, за 2003 - 2007 годы (по основным странам - поставщикам) <*> (тыс. человек) ----T-----------------------------------T------T------T------T------T-----¬ ¦ N ¦ Количество иностранных туристов ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦2007 ¦ ¦п/п¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ L---+-----------------------------------+------+------+------+------+------ 1. Въезд в Хабаровский край - всего 33,70 25,06 29,42 25,60 20,00 2. Доля Хабаровского края в общем 12,90 7,50 11,30 13,40 11,80 въездном потоке на Дальний Восток и Забайкалье (далее - ДВиЗ) (процентов) в том числе граждан КНР 21,30 11,20 18,04 14,80 9,60 <**> 3. Доля Хабаровского края в общем 10,20 4,10 9,30 12,50 10,70 въездном потоке туристов - граждан КНР в ДВиЗ (процентов) в том числе граждан Японии 9,50 9,80 8,20 7,40 7,00 4. Доля Хабаровского края в общем 42,60 42,20 39,20 31,50 31,80 въездном потоке туристов - граждан Японии в ДВиЗ (процентов) в том числе граждан Республики 2,40 2,60 2,40 2,20 2,00 Корея 5. Доля Хабаровского края в общем 30,40 34,20 22,80 19,20 18,20 въездном потоке туристов - граждан Республики Корея в ДВиЗ (процентов) -------------------------------- <*> По данным Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье". <**> Снижение въездного потока связано с сокращением числа туристских компаний края, имеющих право работать на канале безвизового туризма с КНР. Для туристов из стран Северо-Восточной Азии Хабаровский край является местом пересечения европейской и азиатской культур. В этой связи уместно отметить, что в течение ряда лет Хабаровский край продолжает удерживать лидирующую позицию среди дальневосточных территорий по приему туристов из Японии, являющихся одними из наиболее платежеспособными туристами в мире. Вместе с тем следует отметить, что наблюдающаяся в последние годы тенденция сокращения числа иностранных посетителей, прибывших в Хабаровский край с туристской целью, является прямым отражением ситуации, сложившейся в регионе Дальнего Востока и Забайкалья, а также российском туристском рынке в целом. Так, по данным Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье" за 2005 - 2007 годы, спад объема въезда иностранных посетителей в регион (цель - отдых и рекреация) составил в обследуемый период в среднем около 20 процентов. По данным Росстата за указанный период средний показатель снижения въездного потока туристов в Российскую Федерацию составил 12,4 процента. По итогам за 9 месяцев 2007 г. въезд иностранных туристов в Российскую Федерацию составил 1 826 тыс. человек, что на 11,2 процента ниже уровня 2006 года за сопоставимый период (в том числе по США - 20,4%, Китаю и Японии - 18 и 26% соответственно). К основным причинам снижения интереса иностранных посетителей к туристскому потенциалу России следует отнести следующие: высокая стоимость турпродукта, низкое качество предлагаемых услуг и их несоответствие уровню мировых стандартов, а также криминальный риск. Ведущими туроператорами края, специализирующимися на приеме иностранных туристов, являются следующие организации: открытые акционерные общества "Интур-Хабаровск", "Дальрео", закрытые акционерные общества "Хабаровсктурист", "Компания "Вэлком", общества с ограниченной ответственностью "Весь мир", "Дальгео Турс", "Блу Скай Трэвел", "Фирма "НАТА-Тур" (г. Комсомольск-на-Амуре) и др. За последние пять лет в крае отмечена положительная динамика развития внутреннего туризма. По сравнению с 2003 годом число российских туристов, въехавших в Хабаровский край, а также число туристов края, выехавших по стране, увеличилось на 22 процента и составило по итогам 2007 года 389,5 тыс. человек (таблица 4). Основными целями поездок по краю являются: приключенческие виды туризма, круизы по р. Амуру, отдых на турбазах, лечебно-оздоровительные и экскурсионные туры. Подавляющее большинство туристов (78,5%) выезжало на туристские маршруты продолжительностью до 3-х дней. Таблица 4 Динамика внутреннего турпотока Хабаровского края за 2003 - 2007 годы (тыс. человек) ----T----------------------------------T------T------T------T------T------¬ ¦ N ¦ Наименование ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ ¦п/п¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ L---+----------------------------------+------+------+------+------+------- 1. Количество российских туристов, 258,3 302,4 320,9 351,3 380,0 въехавших в Хабаровский край <*> 2. Количество туристов, выехавших 6,8 7,8 8,4 9,0 9,5 из Хабаровского края по России Итого 265,1 310,2 329,3 360,3 389,5 -------------------------------- <*> По данным Хабаровскстата (численность лиц, обслуженных КСР). Наибольший удельный вес в структуре общего туристического потока Хабаровского края приходится на выездной туризм. Доминирующее положение данного направления (по сравнению с въездом иностранных туристов) является прямым отражением ситуации, сложившейся на российском туристическом рынке в целом. По сравнению с 2003 годом численность жителей края, выезжающих за рубеж в 2007 году, увеличилась более чем в три раза и составила 195 тыс. человек (таблица 5). Таблица 5 Динамика выездного туристского потока Хабаровского края за 2003 - 2007 годы (по основным странам выезда) (тыс. человек) -----------------------------T--------T--------T--------T--------T--------¬ ¦ Количество туристов, ¦2003 год¦2004 год¦2005 год¦2006 год¦2007 год¦ ¦ выехавших за рубеж ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------------+--------+--------+--------+--------+--------- Всего <*> 56,4 94,0 125,7 164,1 195,0 в том числе: КНР 47,1 82,4 114,4 149,2 180,0 Япония 2,1 2,4 2,2 2,1 2,1 Республика Корея 5,5 7,6 8,2 10,1 8,7 Таиланд 1,6 1,5 1,4 1,6 1,7 -------------------------------- <*> По данным Хабаровскстата. Достаточно высокий спрос населения Хабаровского края на отдых за рубежом связан, в первую очередь, с отсутствием в дальневосточном регионе доступной, современной и удовлетворяющей запросы населения инфраструктуры туризма, особенностями климатических условий проживания, а также повышением уровня благосостояния. Основными направлениями выезда традиционно являются такие страны Юго-Восточной Азии, как КНР, Республика Корея, Таиланд, Япония, Индонезия, Сингапур, Въетнам. На западном направлении приоритетными являются туры в Турцию, Францию, Италию, Испанию, Египет, Грецию, Финляндию и Германию. Туристская деятельность предприятий имеет особую специфику и представляет собой оказание комплекса посреднических услуг в виде сформированного туристского предложения. Учитывая это, туризм оказывает значительное положительное влияние на доходность смежных направлений экономической деятельности. Так, по данным Хабаровскстата за 2006 год, свыше 60 процентов затрат на производство турпродукта составили расходы на приобретение прав на услуги сторонних организаций, наибольший удельный вес среди которых заняли: транспортные услуги (около 40%), размещение и проживание (35,2%), питание (6,3%), реклама (3,1%), экскурсионное обслуживание (2,03%) и др. По экспертной оценке основных транспортных перевозчиков края общий поток туристов, обслуженных в 2006 году открытыми акционерными обществами "Дальавиа", "Амурское пароходство" и Дальневосточной железной дорогой - филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги", превысил 143 тыс. человек. Полученные доходы указанных перевозчиков от обслуживания туристов превысили 450 млн. рублей. Доходы в виде портовых сборов от пересечения туристами границы на пунктах пропуска края: "Хабаровский аэропорт", "Хабаровский речной порт - "пассажирское", "Покровка" составили в 2006 году около 90 млн. рублей. Позитивные тенденции развития туристической деятельности в крае способствовали увеличению вклада туротрасли в экономику края. В 2007 году предприятиями туристского сектора уплачено в бюджет края 109 млн. рублей, прирост платежей к уровню 2003 года составил более 53 процентов (таблица 6). Таблица 6 Сравнительная таблица доходов во все уровни бюджета от туристских организаций Дальневосточного федерального округа за 2003 - 2006 годы (млн. рублей) ------------------------------T--------T--------T--------T--------T-------¬ ¦ Показатель ¦2003 год¦2004 год¦2005 год¦2006 год¦ Итого ¦ L-----------------------------+--------+--------+--------+--------+-------- Доходы во все уровни 198,25 198,63 228,10 269,14 894,12 бюджета - всего <*> в том числе: Хабаровский край 101,68 86,90 90,50 126,00 405,08 <**> Приморский край 45,80 53,00 58,10 63,70 220,60 Амурская область 14,30 20,50 72,50 38,10 145,40 Камчатская область 9,50 25,00 нет 35,00 69,50 данных Сахалинская область 20,00 10,1 4,70 4,40 39,20 Республика Саха (Якутия) 3,40 1,73 1,00 1,00 7,13 Магаданская область 2,30 нет 0,50 нет 2,80 данных данных Еврейская автономная область 1,10 0,70 0,40 0,13 2,33 Чукотский автономный округ 0,17 0,70 0,40 0,81 2,08 -------------------------------- <*> По данным Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье". <**> Снижение в 2004 году платежей по отрасли "Туризм" связано с отменой с 01 января 2004 г. налога с продаж в соответствии с изменением налогового законодательства Российской Федерации. Анализ приведенных показателей свидетельствует о лидирующей позиции Хабаровского края в уплате туристскими организациями региона налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Так, в указанный период доля налоговых поступлений от организаций Хабаровского края, отнесенных к виду экономической деятельности "Туризм", составила в среднем 45 процентов в общем объеме платежей от туристских компаний Дальневосточного федерального округа. Важным компонентом туристского потребления являются дополнительные расходы в наличных средствах на посещение иностранными туристами музеев, ресторанов и баров, концертных программ творческих коллективов, услуги городского транспорта, покупку товаров, сувениров, произведений искусства и т.п. Указанные доходы краевой экономики от иностранных посетителей, прибывших в край с туристской целью, составили в период с 2003 по 2006 год свыше 1230 млн. рублей. В период 2003 - 2007 годов целевое финансирование развития туризма из бюджета края позволило осуществить ряд проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, популяризацию края как одного из туристских центров Дальнего Востока России, а также рекламно-информационное обеспечение деятельности в сфере туризма. Позиционированию Хабаровского края в стране и за рубежом, поиску новых партнеров и привлечению в край дополнительных турпотоков способствовали: - презентации туристского потенциала края в стране и за рубежом: г. Москва (Россия); г. Токио (Япония); г. Пекин, г. Гуанчжоу, г. Шанхай (КНР); г. Ханой (Вьетнам); - ежегодное участие турбизнеса в крупнейших международных туристских выставках, таких, как: "Интурмаркет" (Россия), "СITM" (КНР), "JATA WTF" (Япония); - организация рекламных туров по краю для ведущих туроператоров и представителей средств массовой информации зарубежных стран и прочее. Одним из основных направлений в работе по продвижению краевого туристского продукта является система рекламно-информационного обеспечения туристской деятельности в крае, включающая в себя: - администрирование раздела "Туризм и отдых" (www.travel.khv.ru), который является одним из самых популярных на официальном сайте Правительства края; - ежегодное размещение на сайте в сети Интернет календаря туристских событий Хабаровского края; - издание рекламно-информационной продукции о туризме в Хабаровском крае на русском, английском, японском, китайском, корейском и немецком языках; - подготовка и выпуск цикла телевизионных передач "Туристика"; - содействие в издании единственного на Дальнем Востоке России специализированного туристского журнала "Турне"; - проведение обучающих семинаров и конкурсов профессионального мастерства среди представителей индустрии гостеприимства края (гостиницы, рестораны). Вместе с тем следует отметить, что несмотря на очевидный подъем туристская индустрия края до сих пор испытывает ряд серьезных проблем в своем развитии. Снижение числа туристов на приоритетном для края въездном направлении обусловлено наличием ряда объективных и субъективных факторов, сдерживающих привлечение иностранных гостей на территорию края. К субъективным факторам относятся: - ухудшение экологической обстановки, связанной с загрязнением р. Амура вследствие антропогенного и техногенного влияния со стороны Китая; - наличие административных барьеров, препятствующих развитию таких специализированных видов туризма, как: рыбалка, сплавы по горно-таежным рекам по причине ввода дополнительных ограничений на вылов водных биоресурсов и посещение промысловых и сплавных рек с туристскими целями (Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01 марта 2007 г. N 151 "Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна"); - принятие Правительством Китайской Народной Республики решения о прекращении оформления и выдачи гражданам Китая одноразовых заграничных паспортов, внедрение на китайский рынок крупнейших российских туроператоров из центральных регионов России, а также установление прямого воздушного сообщения между Китайской Народной Республикой и российскими городами: Москва и Санкт-Петербург. Вместе с тем существенными проблемами, препятствующими развитию въездного и внутреннего видов туризма в крае, являются: - недостаток инвестиционных ресурсов для развития туристской инфраструктуры края; - значительный моральный и физический износ существующей материальной базы транспортных средств (воздушные и речные круизные суда, подвижной железнодорожный состав); - высокая стоимость портовых сборов на пунктах пропуска государственной границы Российской Федерации, расположенных на территории Хабаровского края, по сравнению с другими субъектами Дальневосточного федерального округа; - несовершенство инфраструктуры туризма, в том числе: недостаточное количество современных комфортабельных гостиниц туристского класса, соответствующих уровню "две - три звезды" с доступными ценами на размещение, а также отсутствие гостиниц уровня "четыре - пять звезд" для развития направлений научного, конгрессного и делового туризма; - слаборазвитая сеть автомобильных дорог, придорожных сервисных центров, кафе и др.; - недостаточный уровень развития в крае событийного туризма, направленного на привлечение потока туристов в периоды низкого туристского сезона; - недостаточный объем информации о туристском потенциале и возможностях края на международных туристских рынках стран Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Европы. Вышеуказанные проблемы и пути их решения по инициативе Хабаровского края обсуждались в рамках туристских международных научно-практических конференций и форумов. Рассмотрение вопросов развития туризма на Востоке России стало ежегодной традицией. Так, в сентябре 2004 г. в Хабаровске впервые в России состоялся Дальневосточный международный туристский форум, по результатам которого были приняты рекомендации, направленные в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. С 2005 года ежегодно проводятся "круглые столы" по туризму в рамках крупных международных экономических мероприятий, главной задачей которых является разработка действенных мер, направленных на развитие туризма в стране в целом, а также привлечение особого внимания федерального центра к проблемам развития туризма в регионах Сибири и Дальнего Востока России. Решение вышеперечисленных проблем может быть осуществлено с помощью программно-целевых методов. Основным инструментом в реализации политики органов власти края в отношении развития туризма на ближайший период являются Основные направления развития туризма в Хабаровском крае на период 2008 - 2012 годов (далее - Основные направления). 2. Основные цели и задачи Основных направлений Необходимость реализации Основных направлений развития туризма в крае обуславливается следующими факторами: - наличие уникального природного и культурно-исторического туристского потенциала; - увеличение спроса среди жителей края на поездки по стране и за рубеж, услуги баз отдыха, санаторно-курортное обслуживание и прочее, что во многом связано с ростом благосостояния населения; - расширение географии экономических связей края, обуславливающих увеличение потока бизнес-туризма; - повышение уровня инвестиционной привлекательности Хабаровского края и необходимость комплексного подхода к развитию инфраструктуры туризма; - рост интереса к видам туризма, базирующимся на использовании природного туристского потенциала, что приводит к необходимости создания условий для развития регулируемого и экологически безопасного туризма; - наличие принципа преемственности предыдущих программ развития туризма в крае. Указанные факторы позволяют рассматривать Хабаровский край как туристскую территорию, имеющую перспективу как на общероссийском, так и международном туристских рынках. Для реализации туристско-рекреационного потенциала края необходимо совершенствование методов управления развитием туристского комплекса края, направленных на развитие туристской инфраструктуры и механизмов продвижения туристской привлекательности территории. Основные направления разработаны с учетом принципа преемственности предыдущих нормативно-правовых актов, направленных на развитие туризма в крае, исходя из среднесрочной перспективы развития края, с учетом предложений бизнес-объединений края, отраслевых министерств края, органов местного самоуправления края и других структур. Исходя из этого данный документ представляет собой комплексный план действий Правительства края по созданию благоприятных условий для развития туризма. Главная цель реализации Основных направлений заключается в формировании в Хабаровском крае востребованной и конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли, обеспечивающей возрастающий спрос российских и зарубежных потребителей на удовлетворение потребностей в туристско-рекреационных услугах, а также в повышении вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие края, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследий. Для достижения целей Основных направлений и обеспечения результатов их реализации, а также исходя из объективных потребностей туристской индустрии края необходимо решение следующих задач: - формирование организационно-правовой основы регулирования сферы туризма в крае, в том числе мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма; - содействие привлечению инвестиций и стимулирование развития материальной базы туризма; - создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма; - совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии, проведение активной рекламной деятельности; - стимулирование и поддержка малого предпринимательства в сфере туризма, создание новых рабочих мест, вовлечение в сферу ее деятельности различных слоев населения, в том числе и представителей коренных и малочисленных народов Приамурья; - формирование устойчивой системы кадрового и научного обеспечения туристкой отрасли; - создание и совершенствование традиционных и разработка новых турпродуктов (услуг), отвечающих мировым стандартам. Приоритетным направлением в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления края является развитие въездного и внутреннего видов туризма. 3. Основные направления совершенствования государственной политики развития и поддержки туризма Структура мероприятий Основных направлений, представленная следующими разделами, обеспечивает преемственность развития уже имеющей системы государственной поддержки туристского бизнеса, посредством которой реализуется политика органов власти края в области туризма: 1) формирование современного и эффективного механизма управления туристскими ресурсами и туристской индустрией Хабаровского края; 2) развитие инфраструктуры туризма и привлечение инвестиций для решения региональных задач в области развития туризма; 3) содействие созданию и совершенствованию новых туристских продуктов (услуг). 3.1. Формирование современного и эффективного механизма управления туристскими ресурсами и туристской индустрией Хабаровского края 3.1.1. Формирование нормативно-правовой базы Разработка нормативно-правовой базы создает необходимые предпосылки для успешного развития туристской деятельности в крае. В целях совершенствования нормативно-правового поля, обеспечивающего устойчивый рост и функционирование туристской отрасли на краевом уровне, предусматривается участие исполнителей мероприятий Основных направлений в подготовке проектов законодательных и нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях. Будет продолжен поиск мер по снижению административных барьеров, препятствующих развитию специализированных видов туризма на территории края (рыболовного, охотничьего, приключенческого) в части, касающейся упрощения процедуры согласования и получения разрешительных документов на право пользования биологическими ресурсами, использования в туристских целях особо охраняемых природных территорий. В целях повышения уровня безопасности активных и экстремальных видов туризма на территории края планируется продолжать работы по разработке нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления указанных видов деятельности. В целях определения мультипликативного эффекта развития туризма в крае, а также изучения структурных сдвигов в производстве туристского продукта и спросе на него, в указанный период планируются совершенствование системы статистических показателей, комплексно характеризующих деятельность в сфере туризма, а также проведение специальных обследований по определению вклада туризма в экономику края. В целях повышения эффективности туристской деятельности в крае и увеличения объема бюджетных поступлений от организаций, отнесенных к виду экономической деятельности "Туризм", к 2010 году планируется обязательный перевод взаиморасчетов туроператоров края с зарубежными партнерами на безналичную основу. 3.1.2. Информационное обеспечение туристской отрасли и содействие продвижению регионального турпродукта на российском и международном туристских рынках Информационное обеспечение является приоритетным направлением поддержки туристской деятельности в крае. Улучшение информированности в туристской отрасли будет осуществляться за счет дальнейшего развития и повышения эффективности информационной инфраструктуры, совершенствования методов и форм информационной поддержки имиджа Хабаровского края как региона, благоприятного для туризма. В качестве основных направлений развития системы информационного обеспечения будет продолжено формирование реестра туристских ресурсов, перевод официального туристского сайта в сети Интернет на китайский, японский и корейский языки и обеспечение его доступности в указанных странах, организация и проведение в средствах массовой информации специальных выпусков, рубрик, освещающих актуальные вопросы развития туризма в крае. Реализация мероприятий данного направления предполагает формирование маркетинговой стратегии продвижения регионального туристского продукта Хабаровского края на внутреннем и внешнем рынках туруслуг, включающей в себя: - работу на международных туристских выставках и ярмарках, сопровождаемую презентациями и рекламными кампаниями; - проведение крупных туристских форумов в целях координации туристкой деятельности на Востоке России, направленной на продвижение единого туристского продукта; - проведение рекламно-информационных туров для российских и зарубежных туроператоров и представителей средств массовой информации; - разработку и выпуск рекламно-информационной продукции; - администрирование туристского сайта на сервере Правительства края; - организацию производства и продажи местных сувениров, изделий декоративно-прикладного искусства, создание "изб ремесел", производство и продажа альбомов, видеокассет, компакт-дисков и др.; - осуществление информационного пополнения регионального реестра и кадастра туристских ресурсов; - активизацию деятельности по информационной поддержке всех субъектов туристского рынка; - проведение ежегодного мониторинга состояния туристской отрасли региона, основанного на проведении маркетинговых исследований среди туристов, рекреантов, туристских организаций; - совершенствование системы сбора статистической информации в туристско-рекреационной сфере. 3.1.3. Формирование устойчивой системы кадрового и научного обеспечения туристкой отрасли Подготовка квалифицированных кадров в туризме является неотъемлемой частью системы создания качественного и конкурентоспособного национального и регионального туристского продукта. В связи с чем перед органами государственной власти, учебными заведениями, предприятиями туристского бизнеса встает ряд серьезных задач в сфере подготовки кадров и проведения продуманной кадровой политики. В числе важных направлений дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки кадров для туристской отрасли планируется совершенствование в крае многоступенчатой системы образования в области туристской индустрии, охватывающей все уровни - от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Учитывая вышеперечисленное, необходимо решение следующих вопросов: - проведение анализа деятельности учреждений, действующих на туристском образовательном рынке края, в целях получения полной информации об опыте их работы, направлениях подготовки специалистов, профессиональном составе преподавателей, уровне материально-технического оснащения и т.д.; - создание высокопрофессиональной учебно-методической базы образовательной деятельности в области туристской индустрии края; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для гостиниц и ресторанов с учетом роста потребности в кадрах в ходе осуществления строительства новых гостиниц и повышение уровня обслуживания в существующих гостиничных предприятиях края; - подготовка персонала для обслуживания туристов на объектах показа. Для совершенствования статистической отчетности по видам туризма, выработки научно-обоснованных рекомендаций и мероприятий, направленных на возрастание роли туризма в экономике края, планируется проведение научных исследований, направленных на выявление наиболее перспективных для привлечения инвестиций участков туристского рынка края, вовлечение высших учебных заведений края и их сотрудников к разработке программ по экологическому, этнографическому и другим перспективным видам туризма на территории Хабаровского края в целях научной проработки, описания и дальнейшей реализации туров по указанным направлениям. В целях повышения качества туристского продукта края и продвижения его на внутреннем и международном туристских рынках планируется привлечение научного потенциала края к формированию новых туристских продуктов, в том числе комплексного регионального маршрута "Восточное кольцо России". 3.1.4. Организационные мероприятия Основной задачей комплекса мероприятий данного раздела является совершенствование механизма управления процессом развития туристской отрасли, а также формирование механизма межрегионального взаимодействия в целях эффективного использования туристского потенциала и продвижения турпродукта Хабаровского края. Для решения указанной задачи необходимо: - создание координационного совета по туризму (межведомственной комиссии) при Правительстве края по регулированию деятельности в сфере туризма; - совершенствование работы Координационного совета по туризму Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье"; - организация и совершенствование работы по взаимодействию с общественными объединениями Хабаровского края в сфере туризма. 3.2. Развитие объектов инфраструктуры туризма и привлечение инвестиций для решения региональных задач в области развития туризма В предстоящий период продолжится работа по развитию и совершенствованию инфраструктуры туризма. Предполагается формирование сети малых частных гостиниц и других типов средств размещения, а также постепенное развитие инфраструктуры обслуживания в сложившихся и вновь организуемых туристско-рекреационных зонах вблизи крупных городских агломераций и вдоль основных автомагистралей, рассчитанной как на постоянную, так и на транзитную категорию граждан. В целях привлечения в край состоятельных туристов из Японии, Республики Корея и южных провинций Китайской Народной Республики, развития направлений научного, конгрессного, делового туризма в краевом центре планируется строительство двух гостиниц уровня "четыре звезды" с наличием сервисных услуг, соответствующих мировым стандартам. Исходя из текущих тенденций, к 2010 году ожидается увеличение номерного фонда гостиниц края на 500 мест, к 2012 году - на 1 тыс. мест. При условии успешной реализации Основных направлений ожидаемое число мест одновременного размещения туристов достигнет к 2010 году 8 тыс. человек, к 2012 году - 8,5 тыс. человек. В целях активизации внутреннего туризма и создания условий для активного отдыха продолжится содействие созданию единой системы туристско-рекреационных зон, обеспечивающих полный комплекс услуг для рекреантов. В связи со строительством моста на о. Большой Уссурийский и дальнейшей организацией пограничного перехода в Китайскую Народную Республику предполагается возможность создания на острове круглогодичного туристско-рекреационного комплекса, рассчитанного на 200 тыс. посещений в год. Кроме того, получат развитие объекты туристской инфраструктуры приключенческого, этнографического, экологического и активного видов туризма. В ближайшей перспективе в районе пос. Солнечный предполагается создание центра горно-лыжного туризма и спорта, отвечающего современным международным требованиям. В целях популяризации этнографического туризма на базе с. Бычиха Хабаровского района планируется создание туристского комплекса, включающего в себя: объекты инфраструктуры государственного природного заповедника "Большехехцирский", этнографический центр "Русская деревня", санатории "Дружба" и "Уссури", гостиницу и ресторан "Карат", а также объекты для активного отдыха, развлекательного и социально-культурного плана. Планируется продолжение работ по созданию социальной и туристской инфраструктуры с. Сикачи-Алян для активизации туристской деятельности на базе имеющегося культурно-исторического потенциала национального села и памятника археологии "Петроглифы Сикачи-Аляна". Особое внимание будет уделено работе со смежными отраслями в части, касающейся подготовки предложений по развитию сети транспортных сообщений, созданию торговой сети сувенирной продукции, социально-культурных объектов, объектов питания, развлечения, а также подготовке и проведению крупных культурно-массовых мероприятий в целях дополнительного привлечения туристов. В результате реализации указанных мероприятий будут созданы благоприятные условия для формирования новых туристских маршрутов и туристских продуктов, что окажет положительное воздействие на туристскую привлекательность Хабаровского края. 3.3. Содействие созданию и совершенствованию новых туристских продуктов (услуг) В предстоящий период задача органов власти края и органов муниципальных образований заключается в активном содействии развитию новых туристских продуктов и видов туризма, а также формированию новых туристских центров. Природный, культурно-исторический туристский потенциал края может быть положен в основу развития следующих видов туризма: - культурно-познавательного; - делового, конгресс-туризма; - специализированного (спортивно-приключенческий, экологический, этнографический, научно-экспедиционный, лечебно-оздоровительный и др.); - круизного. В целях эффективного использования культурно-исторического потенциала края будет продолжена работа по организации и проведению крупных мероприятий в культурной, спортивной жизни края, новых праздничных программ, конференций, форумов, "круглых столов", привлекающих большое количество гостей из России и зарубежных стран. Также предусматривается разработка концепции и формирование комплексного регионального турпродукта "Восточное кольцо России" с его дальнейшим включением в федеральные целевые программы развития туризма. Учитывая наличие на территории края предпосылок для создания лечебно-оздоровительных центров, планируется разработка концепции развития лечебно-оздоровительного туризма на базе термоминеральных источников (Анненский, Тумнинский), месторождений морских лечебных грязей (залив Алдома), предусматривающей государственную поддержку в части обеспечения генеральных планов развития курортов и курортных зон. Для Хабаровского края этот вид рекреации - неиспользуемый резерв, потенциально способный обеспечить серьезные вливания в экономику и стать катализатором ее усиления. Предусматривается создание новых турпродуктов экологического и приключенческого туризма на основе вовлечения в программы туров природных территорий, имеющих высокий уровень аттрактивности и транспортной доступности, таких, как: бассейны рек Хор, Анюй, прилегающих к государственным природным заповедникам "Большехехцирский" и "Буреинский". А также развитие экскурсионного обслуживания в структуре промышленных предприятий края и разработка экскурсионных программ промышленного туризма в соответствии с профилем производства. В перспективе акцент будет сделан на рекламу новых турпродуктов, которые край планирует продвигать на региональном, российском и мировом рынках, чтобы смягчить сезонные колебания спроса, повысить загрузку гостиниц и расширить географию турпотоков. 4. Механизм реализации Основных направлений и контроль за ходом их реализации Контроль за ходом реализации Основных направлений исполняет министерство культуры Хабаровского края, которое осуществляет организацию и управление всем комплексом работ по их реализации. (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) Министерство культуры Хабаровского края реализует функции координатора во взаимодействии с федеральными, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления при активном участии предпринимательских структур, их отраслевых и общественных объединений. (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) Министерство культуры края ежегодно представляет бюджетную заявку в министерство финансов края на финансирование Основных направлений в течение года и осуществляет контроль целевого использования выделенных финансовых средств. (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) В соответствии с законом Хабаровского края "О краевом бюджете" на очередной финансовый год в расходной части краевого бюджета предусматривается выделение финансовых средств на реализацию Основных направлений по отдельной строке. Финансирование производится министерством финансов края переводом денежных средств на расчетный счет министерства культуры края в сроки согласно представленному годовому графику. (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) Министерство культуры края, исходя из фактически выделенных финансовых средств из краевого бюджета, финансирует мероприятия по утвержденным в бюджетной заявке направлениям. (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) Министерство культуры края организует работу исполнителей Основных направлений, определяемых на конкурсной основе, заключает с ними договоры (сметы расходов) на выполнение конкретных программных мероприятий. (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Основных направлений, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров (сметы расходов), предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ. 5. Ожидаемые результаты реализации Основных направлений и оценка их эффективности В целом оценка социально-экономической эффективности реализации Основных направлений проводится на основе системы целевых индикаторов. Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации поставленных задач и достижения намеченных в рамках Основных направлений целей за оцениваемый период, а также позволит своевременно вносить уточнения или изменения в Основные направления. Успешная реализация Основных направлений позволит достичь следующих основных результатов в 2012 году: - создание на территории Хабаровского края современной конкурентоспособной и востребованной туристской отрасли, обеспечивающей соответствующими услугами растущие потоки въездных и внутренних туристов; - увеличение потока российских посетителей края до 550 тыс. человек; - увеличение потока иностранных туристов до 33 тыс. человек; - увеличение объема вместимости коллективных средств размещения до 9 тыс. мест; - обеспечение ежегодного прироста доходной части краевого бюджета от туристских организаций на уровне 13 - 15 процентов; - увеличение численности занятых в туристской сфере и смежных отраслях экономики до 4,1 тыс. человек. В результате реализаций мероприятий Основных направлений будут созданы необходимые условия для формирования современного туристского комплекса. Созданные условия позволят планировать развитие туристской деятельности на дальнейший срок и целенаправленно создавать новые объекты туристской инфраструктуры. УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства края от 06 марта 2008 г. N 72-пр (В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.04.2010 г. N 92-пр; от 30.12.2011 г. N 469-пр) МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД 2008 - 2012 ГОДОВ -------T------------------------------T-----------T-----------------------¬ ¦ N ¦ Содержание мероприятия ¦ Срок ¦ Исполнители и ¦ ¦ п/п ¦ ¦исполнения ¦ организации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ привлекаемые к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнению ¦ +------+------------------------------+-----------+-----------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ L------+------------------------------+-----------+------------------------ 1. Формирование нормативной правовой базы 1.1. Подготовка предложений о весь министерство внесении изменений в краевые период культуры края, нормативные правовые акты в министерство природных части устранения барьеров для ресурсов края развития приоритетных для края видов туризма (приключенческий, рыболовный, охотничий) (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 1.2. Подготовка проектов 2008 год министерство соглашений о взаимодействии экономического развития по обмену информацией с и внешних связей края надзорными и разрешительными федеральными службами, касающихся вопросов налогообложения, защиты прав потребителей, обеспечения безопасности 1.3. Разработка программы развития 2008 год министерство круизного движения экономического развития и внешних связей края, министерство промышленности, транспорта и связи края, министерство культуры края 1.4. Подготовка предложений по 2008 - министерство молодежной организации туризма на особо 2010 гг. политики, спорта и охраняемых природных и туризма края, культурно-исторических министерство природных территориях ресурсов края, министерство культуры края 1.5. Создание координационного IV квартал министерство совета по туризму при 2008 г. экономического развития Правительстве Хабаровского и внешних связей края края 2. Информационное обеспечение туристской отрасли и содействие продвижению регионального турпродукта на российском и международном туристских рынках 2.1. Разработка маркетинговой 2008 год министерство стратегии продвижения экономического развития туристского продукта на и внешних связей края, внутреннем и международном общественные туристские рынках организации (по согласованию) 2.2. Создание туристского 2010 год министерство молодежной информационного центра политики, спорта и туризма края, общественные туристские организации (по согласованию) 2.3. Проведение мониторинга ежегодно министерство культуры состояния туристской отрасли края, общественные путем проведения маркетинговых туристские организации исследований среди туристов, (по согласованию) рекреантов и туристских предприятий (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 2.4. Издание сводного календаря ежегодно министерство туристских событий культуры края (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 2.5. Разработка и издание ежегодно - " - рекламно-информационной продукции о туризме в Хабаровском крае 2.6. Создание цикла телевизионных весь министерство передач, посвященных период культуры края, проблемам развития туристской общественные туристские отрасли края, продвижению организации (по краевого туристского продукта согласованию) в стране и за рубежом (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 2.7. Завершение формирования, весь министерство внедрение и сопровождение период культуры края информационной системы "Туристский реестр Хабаровского края" (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 2.8. Публикация информации о весь - " - развитии туристского период комплекса Хабаровского края в российских и зарубежных средствах массовой информации 2.9. Участие в международных ежегодно - " - туристских выставках и биржах 2.10. Проведение презентаций весь министерство туристского потенциала период культуры края, Хабаровского края в Российской общественные туристские Федерации и за рубежом организации (по согласованию) (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 2.11. Проведение форумов, весь министерство конференций, круглых столов период культуры края, по туризму министерство образования и науки края (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 2.12. Администрирование весь министерство официального туристского период культуры края сайта, перевод информационных материалов на английский, японский, китайский и корейский языки (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 2.13. Разработка перечня мероприятий 2011 год министерство событийного туризма, культуры края направленных на привлечение российских и зарубежных туристов (Дополнен - Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 3. Формирование устойчивой системы кадрового и научного обеспечения туристской отрасли 3.1. Создание многоступенчатой 2008 - министерство молодежной системы образования в сфере 2010 гг. политики, спорта и туризма от профессиональной туризма края, ориентации школьников до министерство высшего уровня квалификации образования края 3.2. Разработка системы подготовки 2010 год - " - и сертификации гидов-проводников, экскурсоводов 3.3. Организация конкурсов весь министерство профессионального мастерства период культуры края, в сфере индустрии туризма и общественные туристские гостеприимства организации (по согласованию) (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 3.4. Проведение исследования по 2008 год министерство оценке вклада туризма в экономического развития развитие экономики и внешних связей края, Хабаровского края Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю (по согласованию) 3.5. Проведение научного 2009 год министерство молодежной исследования, направленного на политики, спорта и выявление наиболее туризма края, перспективных для привлечения общественные туристские инвестиций участков организации (по туристического рынка края согласованию) 3.6. Проведение научного 2010 год министерство исследования, направленного на экономического развития изучение возможности создания и внешних связей края на Большом Уссурийском острове особой экономической зоны рекреационного типа 4. Развитие объектов инфраструктуры туризма и привлечение инвестиций для решения региональных задач в области развития туризма 4.1. Разработка рекомендаций по 2008 год министерство дальнейшему развитию экономического развития туристского комплекса на базе и внешних связей края, памятника археологии министерство культуры "Петроглифы Сикачи-Аляна", края, министерство с. Сикачи-Алян Хабаровского природных ресурсов района края, министерство строительства края 4.2. Разработка концепции 2009 год министерство молодежной организации и развития политики, спорта и туристско-рекреационных зон на туризма края, территории Хабаровского министерство природных муниципального района ресурсов края, органы местного самоуправления (по согласованию) 4.3. Содействие созданию условий весь министерство для формирования сети малых период культуры края, частных гостиниц и других министерство типов средств размещения, промышленности, инфраструктуры обслуживания в и транспорта сложившихся и вновь края, министерство организованных рекреационных природных ресурсов зонах вблизи крупных городских края, министерство агломераций и вдоль основных строительства края автомагистралей (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 4.4. Содействие в разработке и реализации туристских проектов: 4.4.1. Развитие горнолыжного и 2008 - министерство молодежной других видов зимнего спорта и 2010 гг. политики, спорта и туризма в Солнечном районе туризма края, органы местного самоуправления края, общественные туристские организации (по согласованию) 4.4.2. Создание центра ремесел по 2008 - министерство культуры программе "Русская деревня" в 2011 гг. края, органы местного районе с. Бычиха Хабаровского самоуправления края, района общественные туристские организации (по согласованию) (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 4.4.3. Развитие экологического 2009 - министерство природных туризма в особо охраняемых 2012 гг. ресурсов края, природных территориях края министерство культуры края (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 4.4.4. Создание центра 2010 - министерство экстремального туризма в 2011 гг. культуры края, с. Бычиха Хабаровского района министерство природных ресурсов края, общественные туристские организации (по согласованию) (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 4.5. Содействие развитию индустрии весь министерство гостеприимства: период культуры края, министерство - организация работы по жилищно-коммунального проведению государственной хозяйства края, классификации гостиниц края; Хабаровская ассоциация отельеров (по - проведение обучающих согласованию) семинаров, научно-практических конференций, форумов, выставок (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 4.6. Содействие развитию сети весь министерство культуры культурно-развлекательных и период края спортивно-оздоровительных предприятий, обслуживающих туристов (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 4.7. Содействие развитию сети весь - " - предприятий сувенирной период продукции 5. Содействие созданию и совершенствованию новых туристских продуктов (услуг) 5.1. Разработка концепции 2010 - министерство комплексного турпродукта 2011 гг. культуры края, "Восточное кольцо России" Координационный совет по туризму Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье" (по согласованию) (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 5.2. Содействие в развитии весь министерство экскурсионного обслуживания в период культуры края, структуре промышленных министерство предприятий края, разработка промышленности экскурсионных программ и транспорта промышленного туризма в края, министерство соответствии с профилем сельского хозяйства и производства продовольствия края (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 5.3. Содействие в создании и 2008 - министерство культуры реконструкции 2011 гг. края, министерство культурно-этнографических природных ресурсов центров в местах компактного края, проживания коренных органы местного малочисленных народов Севера самоуправления края (по согласованию) (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 5.4. Разработка концепции развития 2009 год министерство молодежной лечебно-оздоровительного политики, спорта и туризма на базе туризма края, термоминеральных источников и министерство месторождений морских лечебных здравоохранения края грязей 5.5. Организация рекламных туров весь министерство для зарубежных и российских период культуры края, представителей средств общественные туристские массовой информации организации края (по согласованию) (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) 5.6. Проведение экспертных туров ежегодно министерство на территории Хабаровского культуры края края (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 г. N 469-пр) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|