Расширенный поиск
Постановление Администрации г. Хабаровска от 13.07.2009 № 2469АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 2469 13 июля 2009 г. г. Хабаровск Об утверждении Концепции увеличения доходной части бюджета города на 2009 - 2011 годы В целях достижения максимально возможного роста собираемости налогов и других обязательных платежей, формирования условий для получения дополнительных источников пополнения бюджета, на основании Устава городского округа "Город Хабаровск" администрация города постановляет: 1. Утвердить Концепцию увеличения доходной части бюджета города согласно приложению. 2. Управляющему делами администрации города Безлепкину В.Д. обеспечить типографский выпуск Концепции в количестве 50 экземпляров. 3. Считать утратившим силу постановление мэра города Хабаровска от 13.06.2006 N 751 "Об утверждении концепции увеличения доходной части бюджета города на 2006 - 2008 годы". 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра города Казаченко В.П. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Мэр города А.Н.Соколов Приложение УТВЕРЖДЕНА Постановлением администрации города Хабаровска от 13 июля 2009 г. N 2469 Концепция увеличения доходной части бюджета города на 2009 - 2011 годы Введение Концепция увеличения доходной части бюджета муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" (далее - муниципальное образование) на среднесрочную перспективу (2009 - 2011 годы) (далее - Концепция) определяет направления и ориентиры политики муниципального образования в отношении формирования и развития доходной базы, направленной на увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города и повышение финансовой самостоятельности в условиях глобального экономического кризиса. Концепция разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года. Принятие Концепции вызвано необходимостью дальнейшего совершенствования существенных диспропорций доходных поступлений и расходов бюджета, которые по-прежнему сохраняются. Объем принимаемых расходных обязательств превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и увеличения расходных обязательств проблема нестабильности бюджета усугубляется. Решение проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования, расширение его собственной доходной базы сегодня особенно актуально в связи с завершением переходного периода реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". С 1 января 2009 года муниципальные образования обязаны применять его в полном объеме. В результате принятия ряда федеральных законов за период с 2005 по 2008 год произошло расширение перечня вопросов местного значения, что привело к увеличению расходных обязательств. В связи с этим необходимо стимулировать муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала, что обеспечит их скорейший выход из кризиса. При этом стимул для увеличения собственной доходной базы невелик. Напрямую к источникам доходной базы относятся два налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог. Однако и от этих налогов бюджет города недополучает доходы в связи с предоставляемыми на федеральном уровне льготами, которые приводят к выпадающим доходам и не компенсируются из федерального бюджета. Главная задача бюджетной политики в сложившихся сложных экономических условиях - обеспечение стабильного финансирования первоочередных обязательств перед населением. Чтобы достичь этих целей, необходимо сконцентрировать все усилия на мерах по сохранению и укреплению доходной базы бюджета - обеспечить полноту поступлений налоговых и неналоговых платежей. Решить поставленные задачи возможно прежде всего за счет повышения эффективности управления местными финансами на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, усовершенствования законодательной базы, нормативно-правовой деятельности в области различного рода разрешений и согласований, регламентирующей организационные и финансовые взаимоотношения, урегулирования межбюджетных отношений. Как показал практический опыт, задачи, поставленные предыдущей Концепцией, в целом последовательно реализовываются. Предлагаемая Концепция является продолжением целенаправленной работы по сохранению и расширению налогооблагаемой базы бюджета города и рассматривает реальные возможности по увеличению налоговых и неналоговых платежей, сокращению дефицита бюджета, а также дополнительные источники пополнения бюджета города путем развития инновационных и высокотехнологичных производств, платных услуг, поддержки малого и среднего предпринимательства, эффективного использования муниципального имущества, увеличения объемов строительства, расширения потребительского рынка и сферы услуг. 1. Характеристика и анализ налоговой базы Динамика показателей социально-экономического развития города за три года (2006 - 2008 гг.) характеризовалась стабильным экономическим ростом, связанным с увеличением объемов промышленного производства, ростом деловой предпринимательской активности, увеличением реальных доходов населения, ростом доходной части бюджета, увеличением его социальной направленности. Принят и реализуется Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, разработанный в многостороннем и конструктивном диалоге власти, бизнеса и общества. Накопленный потенциал развития позволил сохранить положительную динамику макроэкономических показателей. 2008 год был успешным для развития производственного потенциала, социально-культурной сферы, улучшения имиджа города. В городе внедрены: программно-целевое планирование, новые принципы бюджетного планирования, проведена реформа системы управления муниципальными финансами. Как итог - город Хабаровск признан победителем V Всероссийского конкурса "Золотой рубль" в номинации "Лучший город РФ по экономическим показателям развития" и был отмечен дипломом ООН-Хабитат "За обеспечение устойчивого развития города". Оборот организаций по всем хозяйственным видам деятельности увеличился в 2008 году на 24% от уровня 2007 года и достиг 248,8 млрд. рублей. Высокими темпами развития характеризовались оптовая и розничная торговля (133,5%); строительство (127,9%); сервисные виды услуг (136,7%). Промышленный комплекс города развивался достаточно высокими темпами, прежде всего за счет обрабатывающих предприятий. Основной прирост обеспечили обработка древесины и производство изделий из дерева (в 1,7 раза), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (140,6%), производство резиновых и пластмассовых изделий (138,0%); кокса и нефтепродуктов (136,4%); пищевых продуктов (124,1%). Строительный комплекс города Хабаровска представлен тремя направлениями: - проектно-изыскательские работы; - строительство; - производство строительных материалов. Все эти направления тесно связаны между собой и с общим развитием города. Инвестиции отраслей городского хозяйства в строительство новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующих позволяли последние годы развиваться строительной отрасли и увеличивать ее бюджетную доходность. ----------------------------------------------T--------T--------T--------¬ ¦ Показатель ¦2006 год¦2007 год¦2008 год¦ +----------------------------------------------+--------+--------+--------+ ¦Инвестиции в строительство основных фондов, ¦ 14,5 ¦ 21,1 ¦ 34,4 ¦ ¦млрд. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------+--------+--------+--------+ ¦Оборот организаций по виду деятельности ¦ 12,9 ¦ 17,6 ¦ 25,7 ¦ ¦"строительство", млрд. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------+--------+--------+--------+ ¦Налоговые поступления, млн. рублей ¦ 474,1 ¦ 647,4 ¦ 1271,9 ¦ L----------------------------------------------+--------+--------+--------- Следствием роста строительной активности стало увеличение физических объемов производства строительных материалов: конструкций из алюминия в 1,8 раза, кирпича в 1,6 раза, пиломатериалов на 34,7%, конструкций сборных железобетонных на 9,2%. Планомерный рост промышленности осуществлялся за счет реконструкции и модернизации производственных мощностей, внедрения новых технологий. В 2008 году на освоение новых конкурентоспособных видов продукции, модернизацию и техническое перевооружение действующих производственных мощностей предприятий направлено более 1 млрд. рублей, что свидетельствует о саморазвивающемся потенциале предприятий. Промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в финансах предприятий: в 1,6 раза увеличилась прибыль организаций города. Удельный вес прибыльных организаций к концу года составил 78,3% от общего числа по городу. Муниципальными предприятиями города в 2008 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 8,2 млрд. рублей, получено 412,4 млн. рублей валовой прибыли, производительность труда выросла по сравнению с 2007 годом на 9,4% и составила 961,5 тыс. рублей на одного работающего. Суммарная чистая прибыль отраслей муниципального сектора экономики - 230,3 млн. руб. Производительность труда в муниципальном секторе экономики по отношению к 2007 году выросла на 9,4% и составила 961,5 тыс. рублей на одного работающего. Основным источником модернизации экономики города, ее эффективного роста являются инвестиции, привлечение и стимулирование которых - приоритетная задача муниципального управления. В целях стимулирования и развития инвестиционных процессов в 2008 году муниципальную поддержку получили 8 социально значимых проектов, выпущен шестой сборник инвестиционных предложений предприятий города Хабаровска (66,7 млрд. рублей), проведен конкурс "Лучший реализованный инвестиционный проект года". Важный показатель роста эффективности и конкурентоспособности экономики города - объем инвестиций в основной капитал, который в 2008 году увеличился на 14,6% и составил 45,8 млрд. рублей. Наибольшее инвестиционное развитие произошло в обрабатывающих производствах, сервисных услугах, финансовой деятельности, транспорте и связи. В городе сформирована достаточная правовая основа, позволяющая строить эффективное взаимодействие с инвесторами и реализовывать достаточно сложные и высокодоходные инвестиционные проекты. Средняя номинальная заработная плата в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 30% и составила 24 тыс. рублей. Покупательная способность заработной платы (соотношение к прожиточному минимуму, равному в 2008 году 6902,0 руб.) в 2008 году составила 3,5 раза. Рост доходов населения как элемент потребительского спроса позволил увеличить покупательную способность. Объем розничного товарооборота по всем каналам реализации составил в 2008 году 69,4 млрд. рублей, оборот общественного питания - 4,2 млрд. рублей, что соответственно на 18,9% и 23,5% больше, чем в 2007 году. Зависимость увеличения собственных доходов бюджета города от роста показателей социально-экономического развития представлена в таблице ----T-------------------T-----T-------T--------T------T-------T------T-------T------¬ ¦ N ¦ Показатели ¦ Ед. ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ Темп ¦ 2008 ¦ Темп ¦Прогноз¦ Темп ¦ ¦п/п¦ ¦изм. ¦ год ¦ год ¦роста ¦ год ¦роста ¦ 2009 ¦роста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ % ¦ ¦ % ¦ год ¦ % ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ 1 ¦Оборот организаций ¦млрд.¦ 155,9¦ 196,8 ¦126,2 ¦ 248,8¦ 126,4¦ 243,0¦ 97,7 ¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ 2 ¦Объем отгруженных ¦млрд.¦ 36,9¦ 43,9 ¦119 ¦ 50,3¦ 114,6¦ 50,5¦100,4 ¦ ¦ ¦товаров по ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленным видам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ 3 ¦Инвестиции в ¦млрд.¦ 25,1¦ 29,0 ¦115,5 ¦ 45,8¦ 157,9¦ 29,0¦ 63,3 ¦ ¦ ¦основной капитал ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ 4 ¦Оборот розничной ¦млрд.¦ 48,6¦ 58,4 ¦120,2 ¦ 69,4¦ 118,9¦ 75,2¦108,4 ¦ ¦ ¦торговли по всем ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦каналам реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ 5 ¦Оборот ¦млрд.¦ 2,8¦ 3,4 ¦121,4 ¦ 4,2¦ 123,5¦ 4,8¦114,3 ¦ ¦ ¦общественного ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ ¦Ввод в эксплуатацию¦тыс. ¦ 168,1¦ 227,5 ¦135,3 ¦ 269,2¦ 118,3¦ 245,5¦ 91,2 ¦ ¦ ¦жилья ¦кв. м¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ 6 ¦Начисленная средняя¦руб. ¦15197,7¦18500,0 ¦121,7 ¦24041,7¦ 130,0¦27167,0¦113 ¦ ¦ ¦заработная плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦номинальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ 7 ¦Прожиточный минимум¦руб. ¦ 4938,0¦ 5525,0 ¦111,9 ¦ 6902,0¦ 124,9¦ 8420,0¦122 ¦ ¦ ¦в среднем на душу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------+ ¦ 8 ¦Собственные доходы ¦млн. ¦ 3813,7¦ 4856,25¦127,3%¦ 6605,5¦136% ¦ 6855,7¦103,8%¦ ¦ ¦бюджета города (за ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исключением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безвозм. платежей и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доходов от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предпринимательской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и иной приносящей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доход деятельности)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+-------------------+-----+-------+--------+------+-------+------+-------+------- В 2008 году администрацией города продолжалась реализация утвержденных 57 целевых программ и мероприятий, отвечающих целям стратегического развития. В их числе 11 программ по обеспечению динамичного развития отраслей городского хозяйства, 39 программ социальной направленности, включая жилищное строительство, 7 программ, обеспечивающих поддержку и развитие городской экономики и муниципальных финансов. Формирование доходной части бюджета города Хабаровска в 2006 - 2008 годах происходило в условиях реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, социальной сферы. За 2006 - 2008 годы отмечается положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов, рост доходной базы городского бюджета увеличился в 2,1 раза. При этом удельный вес собственных доходов в общих поступлениях доходов бюджета города снизился, что является результатом проводимой органами государственной власти политики, направленной на централизацию доходов в федеральном и региональном бюджетах. Нормативы зачисления основных налогов в бюджет города (установленные Бюджетным кодексом РФ и краевым законодательством) по годам представлены в таблице: --------------------------------------T-----------------------------------¬ ¦ Наименование налога ¦ Норматив зачисления ¦ ¦ +--------T--------T--------T--------+ ¦ ¦2006 год¦2007 год¦2008 год¦2009 год¦ +-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ ¦Налог на доходы физических лиц ¦ 32,75 ¦ 33,0808¦ 32,7356¦ 32,1209¦ +-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ ¦Единый налог, взимаемый с применением¦ - ¦ - ¦ 27 ¦ 27 ¦ ¦упрощенной системы налогообложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ ¦Единый налог на вмененный доход ¦ 90 ¦ 90 ¦ 90 ¦ 90 ¦ +-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ ¦Единый сельхоз. налог ¦ 60 ¦ 60 ¦ 60 ¦ 60 ¦ +-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ ¦Транспортный налог ¦ - ¦ - ¦ 50 ¦ 50 ¦ +-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ ¦Налог на имущество физических лиц ¦100 ¦100 ¦100 ¦100 ¦ +-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ ¦Земельный налог ¦100 ¦100 ¦100 ¦100 ¦ L-------------------------------------+--------+--------+--------+--------- По налогам, имеющим наибольший удельный вес в объеме собственных доходов, нормативы практически не меняются. Из всей суммы собранных на территории города Хабаровска налоговых доходов в 2008 году в бюджете города осталось лишь 16,4%. При этом уровень финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней возрос и составил в 2008 году 41,6% от всей суммы доходов против 29,4% в 2006 году. Доходы бюджета города формируются преимущественно за счет налоговых поступлений, удельный вес которых в общей сумме доходов составляет: в 2006 году - 46,2%, в 2007 году - 38,6%, в 2008 году - 38,8%, в 2009 году согласно принятому бюджету - 37%. Структура доходов бюджета города Хабаровска представлена в таблице. |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| | |2006 год |2007 год |2008 год |Бюджет 2009 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |46,2% |38,6% |38,8% |37% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |из них | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Налог на доходы физических лиц |34,0% |28,4% |26,6% |25% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Единый налог, взимаемый с | | |1,7% |2% | |применением упрощенной системы | | | | | |налогообложения | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Единый налог на вмененный доход |8,2% |5,7% |5,0% |5% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Транспортный налог | | |1,5% |1% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Налог на имущество физических лиц |0,7% |0,7% |0,7% |1% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Земельный налог |2,1% |2,6% |2,4% |3% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Прочие налоги, пошлины и сборы |1,2% |1,1% |0,9% |1% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |18,6% |15,1% |14,2% |14% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |в том числе: | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Доходы от имущества, находящегося в |11,2% |6,5% |7,4% |7% | |государственной и муниципальной | | | | | |собственности | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Доходы от продажи материальных и |5,6% |4,0% |3,5% |5% | |нематериальных активов | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Прочие неналоговые поступления |1,9% |4,6% |3,3% |3% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Доходы от предпринимательской и иной|8,1% |6,5% |7,9% |8% | |приносящей доход деятельности | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Итого доходов |70% |57,3% |57,5% |56% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Безвозмездные поступления всего, в том |29,5% |42,7% |42,5% |44% | |числе: | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Финансовая помощь от других |29,4% |42,7% |41,6% |43% | |бюджетов бюджетной системы РФ | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| |Всего доходов |100% |100% |100% |100% | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————————| Доходная часть бюджета города Хабаровска формируется в основном за счет налоговых доходов, основным источником которых является налог на доходы физических лиц. Анализ структуры доходов бюджета показал стабильный рост поступлений по данному налогу, а также увеличение его доли в совокупном объеме налоговых платежей. Во многом это результат систематической работы, проводимой администрацией города совместно с администраторами доходов по контролю за выплатой заработной платы на предприятиях города, а также плановых повышений заработной платы работникам бюджетной сферы. Вторым по значимости доходным источником местного бюджета стали поступления от налогов по специальным налоговым режимам: - с 1 января 2006 года в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджет города зачисляется единый налог на вмененный доход; - с 1 января 2008 года в соответствии с Законом Хабаровского края - единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения. Несмотря на то, что на долю местных налогов приходится не более 3% от общей суммы доходов, в городе проводится большая работа по их мобилизации, в результате которой поступления по сравнению с 2006 годом увеличились в 2,3 раза. Стабильным источником наполнения бюджета города в части неналоговых доходов являются поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности, и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. За 2008 год в бюджет города поступило доходов 12458,7 млн. рублей, что позволило в полном объеме профинансировать запланированные расходы на заработную плату, приобретение медицинского оборудования и школьной мебели, капитальные и текущие ремонты школ, детских дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, административных зданий. На формирование доходов бюджета и их непосредственное исполнение большое влияние оказывают те процессы, которые происходят в экономике страны. Формирование доходной части бюджета города Хабаровска на 2009 год осуществлялось на основе прогноза социально-экономического развития города на 2009 год, основных направлений бюджетной и налоговой политики с соблюдением принципа увеличения налогового и неналогового потенциала города Хабаровска с учетом сложных процессов, происходящих в экономике страны. В 2009 году собственные доходы бюджета города формируются за счет следующих видов налоговых и неналоговых доходов: -----------------¬ ---------------------+НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ+------------------------¬ v L----------------- v ------------------¬ -----------------------------¬ ¦ Местные налоги ¦ ----------------------------+Федеральные налоги и сборы, ¦ L----T---------T--- ¦ -----------------+региональные налоги - в виде¦ v v ¦ ¦ ----+ отчислений +-------------¬ ¦ ¦ ¦ L-----------T------------T---- ¦ v v v v v v ----------¬-----------¬ -----------¬----------¬----------------¬-------------¬--------------¬----------------¬ ¦Земельны馦Налог на ¦ ¦ Налог на ¦¦ Единый ¦¦ Налог с ¦¦Транспортны馦Единый ¦¦Государственная¦ ¦ налог ¦¦имущество ¦ ¦ доходы ¦¦налог на ¦¦ применением ¦¦ налог ¦¦сельско- ¦¦пошлина в ¦ L----------¦физических¦ ¦физических¦¦вмененны馦 упрощенной ¦¦ ¦¦хозяйственны馦соответствии с ¦ ¦ лиц ¦ ¦ лиц ¦¦ доход ¦¦ системы ¦¦ ¦¦налог ¦¦действующим ¦ L----------- ¦ ¦¦ ¦¦налогообложения¦¦ ¦¦ ¦¦законо- ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦дательством ¦ L-----------L----------L----------------L-------------L--------------L---------------- -------------------¬ -----------------------+НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ+-----------------------¬ ¦ LT--T----------T--T- ¦ ¦ ------------ ¦ ¦ L------------¬ ¦ v v v v v v --------------¬------------¬------------¬---------------¬-----------¬------------¬ ¦ Доходы от ¦¦Платежи пр覦 Доходы от ¦¦ Доходы от ¦¦ Штрафы, ¦¦ Прочие ¦ ¦использования¦¦пользовани覦 оказания ¦¦ продажи ¦¦ санкции, ¦¦неналоговые¦ ¦ имущества, ¦¦природными ¦¦ платных ¦¦материальных 覦возмещени妦 доходы ¦ ¦находящегося ¦¦ ресурсами ¦¦ услуг и ¦¦нематериальных¦¦ ущерба ¦¦ ¦ ¦ в ¦¦ ¦¦компенсаци覦 активов ¦¦ ¦¦ ¦ ¦муниципально馦 ¦¦ затрат ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦собственност覦 ¦¦ бюджетов ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ городских ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ округов ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ L--------------L------------L------------L---------------L-----------L------------ Бюджет города на 2009 год первоначально был утвержден бездефицитным, но в связи со снижением темпов поступления доходов по сравнению с 2008 годом пересмотрен в сторону уменьшения доходов. Учитывая негативные тенденции, происходящие в экономике, расходная часть оптимизирована по всем направлениям, несмотря на это сформированный бюджет сохранил социальную направленность. Доля расходов бюджета на 2009 год, направляемых на финансирование социально-культурной сферы, составляет более 60%, в том числе доля расходов на образование - 28%, здравоохранение, физическую культуру и спорт - 14%, культуру - 3,4%, социальную политику - 20%. Анализ динамики объемов доходов и расходов бюджета города показал, что доходы не обеспечивают в должной мере финансовой самостоятельности местного бюджета и не соответствуют потребностям муниципального образования на реализацию собственных полномочий, так как за период с 2005 по 2008 год произошло расширение перечня вопросов местного значения городского округа, что привело к увеличению объема расходных обязательств города. млн. руб. |————————————————————————————————————————————————|————————|————————|—————————|——————————| | |2006 |2007 |2008 |Бюджет | | |год |год |год |2009 год | |————————————————————————————————————————————————|————————|————————|—————————|——————————| |Всего доходы, в том числе: |5886,4 |9069,4 |12458,7 |13314,9 | |————————————————————————————————————————————————|————————|————————|—————————|——————————| |Средства, полученные в рамках межбюджетных |1732,4 |3872,7 |5188,2 |5737,2 | |отношений | | | | | |————————————————————————————————————————————————|————————|————————|—————————|——————————| |Расходы |5984,9 |9022,6 |12749,7 |13710,9 | |————————————————————————————————————————————————|————————|————————|—————————|——————————| |Дефицит бюджета (- дефицит, + профицит) |-98,5 |+46,8 |-291 |-396,0 | |————————————————————————————————————————————————|————————|————————|—————————|——————————| Исходя из анализа доходной базы бюджета города Хабаровска, факторов, оказывающих влияние на ее формирование, в целях сохранения достигнутого уровня социально-экономического развития города в новых экономических условиях, а также требований и возможностей муниципального образования определены основные цели и задачи Концепции. 2. Цели и задачи Концепции Главной целью Концепции является поддержание достигнутого уровня налогового потенциала и создание условий для полного и стабильного поступления в бюджет города закрепленных налогов и сборов за счет: - повышения эффективности работы администраторов доходов и увеличения налоговых и неналоговых поступлений, формирующих бюджет города; - повышения эффективности управления муниципальной собственностью; - расширения налогооблагаемой базы через поддержку и развитие малого и среднего бизнеса; - мер, направленных на легализацию доходов физических лиц; - подготовки предложений по совершенствованию налогового законодательства; - формирования единой позиции администрации города и федеральных органов по оптимизации и увеличению доходов бюджета города; - оптимизации налоговых льгот и льгот по арендным платежам. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - создание благоприятных условий для развития экономики города, повышения ее конкурентоспособности, стимулирование инвестиционных процессов; - содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению; - стимулирование развития реального сектора экономики; - развитие прозрачного рынка недвижимости, в том числе земельных отношений; - проведение регулярного анализа налоговой базы города для определения возможных путей его развития; - формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем ее дальнейшего реформирования. 3. Основные направления увеличения доходной базы бюджета города В соответствии с поставленными задачами определены следующие направления увеличения доходной части бюджета города. 3.1. Развитие промышленных видов деятельности Одним из главных направлений увеличения налоговой базы города является постоянный прирост производственного потенциала. В 2009 - 2011 годах приоритетными направлениями развития реального сектора экономики города будут выработка и реализация мер по снижению негативного влияния финансово-экономического кризиса на экономику города, созданию благоприятных условий для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в рамках данных законодательством полномочий и имеющихся в распоряжении административно-правовых инструментов), основными из которых являются: - повышение устойчивости развития системообразующих организаций. В перечень социально и экономически значимых предприятий Хабаровского края вошли 29 предприятий города, по которым организован ежемесячный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности; - продолжение работы по оказанию содействия в увеличении загрузки производственных мощностей промышленных предприятий посредством размещения муниципального и краевого заказа, развития межотраслевой кооперации, продвижения продукции на региональные и внешние рынки; - осуществление работы, направленной на обеспечение кадрами предприятий и организаций города, повышение престижа рабочих профессий, координация работы Общественного совета по обеспечению взаимодействия в вопросах подготовки и переподготовки рабочих кадров; - привлечение научного потенциала высших учебных заведений и НИИ города к решению проблем промышленных предприятий города, в том числе по внедрению научно-технических разработок, инновационных проектов, новых технологий и оборудования; - осуществление работы по вопросу банкротства предприятий, проведение организационной работы по предупреждению введения процедуры банкротства, в том числе проведение мероприятий по реструктуризации и реорганизации предприятий; - продолжение работы отраслевых комиссий по контролю за размером заработной платы в подведомственных организациях; - координация деятельности Хабаровской городской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений; - участие в реализации долгосрочной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009 - 2011 годы и на период до 2020 года". 3.2. Развитие малого и среднего предпринимательства Развитие малого и среднего бизнеса - одно из перспективных направлений устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. По состоянию на 1 января 2009 года в городе Хабаровске работают около 7500 малых предприятий. Ежегодно их численность увеличивается. Растет число индивидуальных предпринимателей - в настоящее время их около 16000. В 2008 году в городской бюджет субъектами малого и среднего бизнеса перечислено 1213,6 млн. рублей, что в 1,8 раза больше по сравнению с 2007 годом. Показатели, характеризующие развитие и роль малого предпринимательства в экономическом развитии города Хабаровска, представлены в таблице. Основные показатели развития малого предпринимательства в г. Хабаровске ----------------------------------T---------------T-----------------------¬ ¦ Показатели ¦ Оценка ¦ Прогноз ¦ ¦ +-------T-------+-------T-------T-------+ ¦ ¦2008 г.¦ в % к ¦2009 г.¦2010 г.¦2011 г.¦ ¦ ¦ ¦2007 г.¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Количество субъектов малого ¦23490 ¦ 108,4 ¦24100 ¦24660 ¦25420 ¦ ¦предпринимательства (малые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятия, микропредприятия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зарегистрированные индивидуальные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприниматели), ед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Количество действующих малых ¦ 7500 ¦ 104,9 ¦ 7900 ¦ 8060 ¦ 8420 ¦ ¦предприятий (с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦микропредприятий), ед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Количество зарегистрированных ¦15990 ¦ 110,2 ¦16200 ¦16600 ¦17000 ¦ ¦индивидуальных предпринимателей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Из них количество действующих, ¦14170 ¦ 112,5 ¦14500 ¦14950 ¦15600 ¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Оборот малых предприятий (с ¦ 115,7¦ 116,1 ¦ 135,5¦ 159,3¦ 162,0¦ ¦учетом микропредприятий) по всем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦видам экономической деятельности,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Доля оборота малого бизнеса в ¦ 33,8¦ 100,3 ¦ 34,0¦ 34,6¦ 34,9¦ ¦обороте организаций по всем видам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономической деятельности, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Количество занятых в сфере малого¦ 101,0¦ 106,3 ¦ 107,0¦ 111,0¦ 115,0¦ ¦бизнеса, тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Доля численности работающих в ¦ 29,7¦ 103,0 ¦ 31,0¦ 32,1¦ 32,8¦ ¦малом бизнесе в общей численности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятых в экономике города, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------- Основным инструментом обеспечения благоприятного предпринимательского климата для развития предпринимательства являются городские целевые программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Программный подход позволяет проводить планомерную работу по улучшению делового предпринимательского климата в городе, оказывать финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. Продолжается реализация четвертой по счету городской программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2007 - 2009 годы", которая разработана с учетом приоритетных направлений развития малого бизнеса. В 2009 году планируется разработать программу на очередной трехгодичный период (2010 - 2012 гг.) с учетом норм и требований Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Бюджет городской целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2010 - 2012 годы будет увеличен до 400 млн. рублей. В 2009 году вдвое возрастет объем предоставляемой залоговой поддержки (с 48 до 100 млн. рублей) при одновременном упрощении процедуры ее предоставления. В целях поддержки предпринимательского сектора экономики проводятся ежегодные городские конкурсы на звание "Лучший предприниматель города Хабаровска", "Хабаровская марка", ежегодная Дальневосточная научно-практическая конференция по маркетингу. Продолжится организация и проведение обучающих семинаров, совещаний, "круглых столов" с участием налоговых служб, контролирующих и надзорных органов, представителей маркетинговых и консультационных центров, консалтинговых организаций, Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края по применению действующего законодательства, касающегося осуществления предпринимательства, в том числе для начинающих предпринимателей. Предполагается создание студенческого бизнес-инкубатора, выпуск ежемесячного информационно-аналитического журнала "Бизнес-профессор". В целях совершенствования форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса, устранения административных барьеров в развитии предпринимательства продолжится работа: - телефона "прямая линия" и Советов по предпринимательству при мэре города; - "круглых столов" "Хабаровская городская Дума, администрация города и бизнес-сообщество в развитии экономики города"; - по участию представителей предпринимательского сектора в разработке, экспертизе и согласовании с ними проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. В борьбе с кризисом малый бизнес должен стать опорой экономики в трудный период. В связи с этим необходима система поддержки малых и средних предприятий, которая будет содействовать: - добросовестной конкуренции; - формированию широкого слоя собственников; - созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства; - развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса; - модернизации производственных фондов малых предприятий, внедрению прогрессивных технологий и новой техники; - устойчивому функционированию субъектов малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом. В условиях кризиса и преодоления его последствий решению этих задач будут способствовать следующие мероприятия, проводимые администрацией города: - разработка нормативной базы по предоставлению субсидий для компенсации процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами малого и среднего предпринимательства, до уровня ставки рефинансирования ЦБ РФ; - разработка механизма компенсации части стоимости участия субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей продукции в выставках, проводимых на территории города; - увеличение капитализации Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края с целью предоставления субсидий для компенсации процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами малого и среднего предпринимательства; - обеспечение участия предприятий - субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсе на предоставление муниципальных гарантий; - организация и проведение образовательного курса "Начинающий предприниматель" для безработных граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью; - предоставление субсидий на организацию предпринимательской деятельности безработными гражданами; - разработка нормативной правовой базы по компенсации затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на сохранение и создание новых рабочих мест. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства позволит: - увеличить налогооблагаемую базу; - решать проблему занятости и самозанятости населения; - решать экономические и социальные вопросы; - развивать производства; - создавать новые рабочие места. В действующих условиях экономики наблюдается перераспределение трудовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, что позволяет выделить предпринимательский сектор как одно из перспективных направлений городской экономики. Успешное и эффективное развитие малых и средних предприятий на территории города позволит в значительной степени обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей населения в работах, услугах и товарах, создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в экономику. 3.3. Развитие инвестиционных, инновационных и высокотехнологических производств Стимулирование инвестиций и структурная перестройка реального сектора - одно из приоритетных направлений развития и сохранения социально-экономической стабильности. Прогноз объема инвестиций, учитывающий влияние негативных последствий финансового кризиса на экономическую обстановку, в 2009 году составит 29,0 млрд. руб., в 2010 году - 33,5 млрд. руб., в 2011 году - 37,3 млрд. руб. Снижение объема инвестиций за период 2009 - 2011 годов составит 18,6%. Увеличение доходной части бюджета города Хабаровска от развития инвестиционных, инновационных и высокотехнологических производств предусматривается за счет: 1. Увеличения оборотов и прибыли организаций и предприятий вследствие развития производств конкурентоспособной наукоемкой продукции и предоставления качественных услуг. 2. Технологического перевооружения и развития предприятий и организаций города Хабаровска на базе высоких инновационных технологий, что даст толчок для развития производства конкурентоспособной продукции. 3. Обеспечения устойчивого финансирования научных исследований и разработок институтов города, привлечения значительных финансовых средств от осуществления инновационно-коммерческой деятельности. 4. Закрепления высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров на предприятиях и в НИИ города и обеспечения сменяемости кадров молодыми специалистами за счет увеличения их дохода. 5. Решения экологических проблем за счет внедрения эффективных высоких технологий переработки промышленных отходов и мусора, систем очистки и утилизации сточных вод. 6. Роста налогооблагаемой базы в результате развития производств, и, как следствие, решения экономических и социальных проблем, связанных с созданием условий для развития малого и среднего бизнеса и занятости населения. 7. Перехода города Хабаровска в режим устойчивого функционирования и развития за счет развития реального сектора экономики и производства инновационной продукции. 8. Создания на предприятиях города большего количества новых рабочих мест и повышения загрузки действующих предприятий, вследствие этого - повышения уровня доходов населения. Увеличение экономического потенциала и внедрение инвестиционных проектов, направленных на промышленное развитие города, способствует увеличению числа хозяйствующих субъектов с высоким уровнем доходов и наполняемости бюджета города налоговыми источниками. 3.4. Развитие сферы потребительского рынка и услуг В сфере потребительского рынка функционируют 2,1 тыс. магазинов, павильонов и торговых центров площадью 361,5 тыс. кв. м, 1,0 тыс. стационарных киосков, 14 рынков на 5,2 тыс. торговых мест, 6 муниципальных торговых комплексов, 604 предприятия общественного питания на 33,1 тыс. посадочных мест, 5 муниципальных магазинов "Ветеран" для обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров и других малообеспеченных слоев населения, а также 1,1 тыс. предприятий бытового обслуживания. В сфере потребительского рынка занято более 70 тыс. человек. Оборот розничной торговли по всем каналам реализации в 2008 году составил 69,4 млрд. рублей. На 2009 - 2011 годы планируется увеличение роста оборота в розничной торговле - на 6,5%, общественном питании - на 3%. Рост сети предприятий потребительского рынка на этот период составит по прогнозу 236 единиц. Несмотря на то, что в условиях финансового кризиса потребительский рынок значительных изменений не претерпел, предприятия начинают испытывать определенные трудности: - снизились объемы продаж автомобилей и запчастей к ним, ювелирных изделий, мебели; - снижается посещаемость предприятий общественного питания. Тем не менее, оборот розничной торговли по организациям, средняя численность которых превышает 15 человек, без учета деятельности субъектов малого предпринимательства, составил 4,2 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 10,5% больше аналогичного периода прошлого года. В целях увеличения доходной базы за счет развития сферы потребительского рынка необходимо: - оказывать содействие предпринимательским структурам в расширении сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания; - содействовать предприятиям-товаропроизводителям в развитии сети предприятий фирменной торговли и в продвижении производимой ими продукции на потребительский рынок города; - при проведении ежегодного конкурса по размещению объектов сезонной мелкорозничной торговли учитывать состояние расчетов с бюджетом (отсутствие задолженности по налоговым платежам). 3.5. Расширение сферы оказания платных услуг Одним из источников привлечения средств населения и юридических лиц является оказание платных (дополнительных) услуг муниципальными организациями, финансируемыми из бюджета города. Работа по расширению сферы оказания дополнительных платных услуг, систематизации и формированию перечней тарифов, совершенствования ценообразования ведется систематически и постоянно. Доходы, получаемые от оказания платных (дополнительных) услуг, являются источником пополнения местного бюджета в виде налоговых платежей, а для учреждений - источником погашения дефицита бюджета (целевым бюджетным финансированием). Средства от оказания платных услуг направляются на покрытие затрат по оказанию услуг, выплату заработной платы работникам, приобретение оборудования и т.д. Расширение сферы оказания платных услуг муниципальных организаций, увеличение их объемов, и, как следствие, увеличение заработной платы работников влияют на рост объемов перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет города. В 2008 году объем платных услуг составил 562,3 млн. руб., в том числе муниципальными учреждениями бюджетной сферы - 369,4 млн. руб. На 2009 год запланировано оказать платных услуг на 639,5 млн. руб. (с ростом к уровню 2008 года на 13,7%), в том числе муниципальными учреждениями бюджетной сферы - 418,6 млн. руб. (рост к уровню 2008 года 13,3%). В результате перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений в 2009 - 2011 годах ожидается увеличение объема платных услуг, оказываемых данными учреждениями, в основном за счет роста качества предоставляемых услуг, улучшения материальной базы учреждений, повышения ответственности руководителей, а также конкурентоспособности учреждений на рынке услуг. 3.6. Повышение эффективности использования муниципального имущества В 2007 - 2008 годах произошло увеличение муниципальной собственности в ряде отраслей за счет: - приобретения имущества и создания новых объектов; - перераспределения муниципального имущества в связи с разграничением полномочий по уровням собственности. Эффект от продажи муниципального имущества в 2007 - 2008 годах составил 738 млн. рублей. Основными направлениями проведения муниципальной имущественной политики на период 2009 - 2011 годов являются: - использование имущества как инструмента социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск"; - прогноз потребности муниципального имущества с учетом объемов услуг (работ, продукции), необходимых для решения вопросов городского округа "Город Хабаровск", и перспектив развития отраслей городского хозяйства; - использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального эффекта; - поддержание имущества в работоспособном состоянии; - эффективная реализация имущества, по тем или иным причинам не дающего должного социального эффекта или носящего избыточный (коммерческий) характер; - приобретение (создание) имущества, необходимого для реализации социальных задач, в пределах разумной достаточности; увеличение поступлений в доход городского бюджета от использования некоммерческого и коммерческого муниципального имущества. Целью управления муниципальным имуществом является обеспечение рационального и эффективного его использования для достижения конечных общественно значимых результатов деятельности муниципальных организаций, хозяйственных обществ с долей участия города по выполнению полномочий городского округа "Город Хабаровск". Основными задачами управления муниципальным имуществом для отраслевых подразделений администрации города Хабаровска на 2009 - 2011 годы являются: - оценка соответствия имеющегося в распоряжении муниципального образования имущества исполняемым функциям; - формирование оптимального имущественного комплекса в соответствующей сфере деятельности; - создание системы экономического мониторинга за рациональным использованием муниципального имущества подведомственной сетью организаций; - анализ перспективной потребности и состава муниципальной собственности. Для реализации данных направлений подготовлена Программа управления муниципальным имуществом на 2009 - 2011 годы. 3.7. Влияние объемов строительства в городе на увеличение доходов бюджета Мировой финансовый кризис отражается на развитии строительного комплекса города. По результатам мониторинга в I квартале 2009 года наблюдалось снижение объемов подрядных работ и использования строительных материалов до 30% по сравнению с I кварталом 2008 года. Объем подрядных работ на 2009 год строительными организациями города сформирован в среднем на 30 - 50%. Предприятия испытывают дефицит оборотных средств, проблематично получение кредитов. Возникли трудности в реализации производимой продукции и пополнении оборотных средств в связи с большой дебиторской задолженностью от потребителей и уменьшением объема подрядных работ. В условиях финансово-экономического кризиса значительное влияние на увеличение доходов бюджета оказывает градостроительная политика, определяющая тенденции к формированию архитектурного и промышленного облика города и направленная на развитие строительного комплекса в части поддержания инвестиционной привлекательности города и создания благоприятных условий для развития бизнеса, а также привлечения финансовых потоков на строительные проекты, реализуемые на территории города. С этой целью возможна реализация следующих мероприятий: - поддержание спроса на жилье, ориентируясь при этом на оказание помощи бюджетов всех уровней в реализации программ жилищного строительства и поддержке граждан в приобретении доступного жилья; - развитие социальной и коммунальной инфраструктуры города за счет бюджетных и внебюджетных инвестиций; - проведение планомерной градостроительной политики в целях максимального исключения инвестиционных рисков по освоению земельных участков и внесение дополнений в правила землепользования и застройки по результатам данной работы; - продолжение реализации программы по созданию единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций, так как инженерная составляющая играет ведущую роль при выборе места вложения инвестиций. 3.8. Развитие муниципального сектора экономики В течение 2008 года на территории города осуществляли хозяйственную деятельность 28 муниципальных унитарных предприятий в 7 отраслях муниципального сектора экономики. Состояние дел в городском хозяйстве во многом определяется эффективностью работы предприятий муниципального сектора экономики и напрямую влияет на повышение доходной части бюджета города. В целях реформирования муниципального сектора экономики, создания эффективной системы управления муниципальными предприятиями, обеспечения инвестиционной привлекательности, повышения конкурентоспособности, достижения прозрачности финансово-экономического состояния предприятий в 2005 году принята Концепция развития муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска на период до 2010 года. Концепция предполагает формирование системы стратегических направлений роста эффективности муниципальных предприятий, поиск путей и средств реализации оптимального управления муниципальным сектором экономики. Одним из направлений реформирования муниципального сектора экономики является формирование рациональной системы предприятий путем оптимизации их состава за счет реорганизации, ликвидации, коррекции профиля деятельности. В 2008 году продолжена оптимизация структуры муниципального сектора экономики путем приватизации и ликвидации муниципальных предприятий. В 2008 году продолжались преобразования в жилищно-коммунальном комплексе, связанные с его переводом на рыночные основы функционирования на базе использования реальных возможностей развития частной инициативы и конкуренции, принципов муниципально-частного партнерства. Экономический эффект от реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности МУП в 2008 году составил 125 млн. рублей. В 2008 году в бюджет города муниципальными предприятиями направлено отчислений от прибыли за 2007 год - 15154,3 тыс. рублей, что больше уточненного плана на 285,2 тыс. руб., или на 2,0%. Положительный опыт работы администрации города по повышению эффективности работы городского хозяйства был представлен на международной научно-практической конференции "Технологии социально-экономических инноваций в управлении устойчивым развитием муниципального сектора экономики". На 2009 год предприятия муниципального сектора экономики в условиях умеренно-оптимистического прогноза преодоления последствий финансового кризиса должны произвести работ, услуг на сумму 5,5 млрд. руб., что на 2,0% меньше уровня 2008 года (при сопоставимых условиях). В 2009 году при планируемых затратах все отрасли муниципального сектора экономики должны получить прибыль от хозяйственной деятельности. Основным направлением развития муниципального сектора экономики на 2009 - 2011 годы является повышение эффективности работы предприятий через концентрацию финансовых, материальных и трудовых ресурсов. В 2009 - 2010 гг. планируется завершить процесс акционирования предприятий ЖКХ и внедрить корпоративные формы управления, привлечь внутренние и внешние инвестиции в основной капитал через: - развитие конкуренции на рынке обслуживания и ремонта жилищного фонда; - перехода к корпоративным формам управления и хозяйствования; - функциональной интеграции коммунальных акционерных обществ и частных операторов; - увеличения объемов модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры. При неизменной численности муниципальных предприятий прогнозные показатели на 2010 - 2011 годы ожидаются с ростом к уровню 2009 года на 2,5 - 4,0% ежегодно и составят соответственно 5,6 - 5,7 млрд. руб. Затраты на 1 руб. произведенных работ, услуг прогнозируются на уровне 0,97 - 0,98 руб., валовая прибыль ожидается на уровне 110,0 - 200,0 млн. руб. В 2010 - 2011 годах объем работ, услуг предприятий муниципального сектора экономики будет определяться темпами роста цен и тарифов на предоставляемые услуги (предприятия коммунальной энергетики, коммунального хозяйства, транспорта, жилищного хозяйства) и финансовыми объемами бюджета города для предприятий отрасли "благоустройство". Объемы работ, услуг зависят от хода реформирования муниципального сектора экономики, в том числе от планов приватизации муниципальных предприятий, т.е. от уменьшения их числа, оптимизации их состава за счет реорганизации, ликвидации. 3.9. Развитие транспортной системы города В 2008 году предприятиями муниципального пассажирского транспорта получено доходов в сумме 1065,2 млн. руб., что позволило выйти на безубыточный режим работы и получить валовую прибыль в размере 10,7 млн. рублей. Предприятия муниципального пассажирского транспорта обслуживают 47 городских маршрутов, в том числе 37 автобусных, 6 трамвайных и 4 троллейбусных. Ежедневно на маршруты выходят 337 единиц подвижного состава, в том числе 240 автобусов, 60 трамваев и 37 троллейбусов. В 2008 году число перевезенных пассажиров составило более 77 млн. человек. За счет средств бюджета города приобретено 10 новых трамваев, 11 троллейбусов. Продолжает развиваться коммерческий транспорт. В городе работает 224 единицы маршрутных такси и 352 единицы частных автобусов. Коммерческим транспортом перевезено более 52 млн. пассажиров. В 2008 году подготовлен проект ведомственной целевой программы "Развитие наземного городского пассажирского транспорта в городе Хабаровске на 2009 - 2011 годы". Увеличение налогооблагаемой базы от развития транспортной системы города возможно при повышении эффективности работы, которое предусматривает: - увеличение объема перевозок за счет открытия новых троллейбусных и автобусных маршрутов; - оптимизацию маршрутной сети с учетом проведенного в 2008 году сплошного обследования пассажиропотока; - повышение регулярности движения всех видов транспорта, повышение выпуска подвижного состава на маршруты; - развитие городского электрического транспорта. В 2009 году муниципальным пассажирским транспортом планируется перевезти 78,0 млн. человек, получить доходы в сумме 1018,7 млн. рублей и обеспечить безубыточную работу предприятий отрасли. 3.10. Реформирование межбюджетных отношений Бюджетная политика муниципального образования является ключевым звеном экономической политики и направлена на превращение бюджета в инструмент финансового оздоровления экономики. В 2008 году завершилось действие Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами на 2006 - 2008 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 года N 467-р. Основными направлениями повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами на этот период были укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты, повышение прозрачности региональных и местных бюджетов и другие. Все основные положения Концепции выполнены. Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений будет направлено на: - усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала; - продолжение работы по приведению расходных обязательств РФ и субъектов РФ в соответствии с разграничением полномочий; - совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований; - формирование нового качества финансового менеджмента на всех уровнях управления региональными и муниципальными финансами. 3.11. Резервы увеличения налогооблагаемой базы по основным доходным источникам бюджета города 3.11.1. Одним из основных резервов дополнительных доходов является взыскание недоимки. По состоянию на 01.01.2009 объем недоимки по налоговым платежам в бюджеты всех уровней составил 911,7 млн. руб., в том числе в бюджет города - 106,7 млн. руб. (по сравнению с 01.01.2008 снижение на 11,5 млн. руб.). Структуру недоимки составляют следующие виды налогов: ------------------------ ¦ НЕДОИМКА ВСЕГО ¦ --------------+ 911,7 млн. рублей, +------------------¬ ¦ ¦в том числе по налогам¦ ¦ ¦ L-T--------------T------ ¦ v ¦ ¦ v -----------------¬ ¦ ¦ ---------------------¬ ¦ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ¦ ¦ ¦ ¦ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ¦ ¦758,3 млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ¦ L----------------- ¦ ¦ ¦НАЛОГОВЫМИ РЕЖИМАМИ ¦ ¦ ¦ ¦ 33,8 МЛН. РУБ. ¦ v v L--------------------- ----------------¬ ----------------¬ ¦ РЕГИОНАЛЬНЫМ ¦ ¦ МЕСТНЫМ ¦ ¦80,1 млн. руб. ¦ ¦39,5 млн. руб. ¦ L---------------- L---------------- Удельный вес недоимки в объеме поступивших налоговых платежей из года в год стабильно снижается: в 2006 году - 5,5%, 2007 - 3,1%, 2,2% - в 2008 году. При увеличении в 2008 году налоговых платежей в бюджет города на 27% (по сравнению с 2007 годом) недоимка снизилась на 9%. В целях обеспечения мобилизации доходов и снижения недоимки в городе работают городская и окружные комиссии по обеспечению доходов и сокращению задолженности по налоговым и неналоговым платежам. Основные задачи названных комиссий - изучение реальной ситуации на предприятиях-должниках, понуждение налогоплательщиков к погашению имеющейся недоимки, обеспечение согласованных действий всех структурных подразделений, заинтересованных в решении вопросов, связанных с поступлением налогов и иных обязательных платежей в бюджет. В 2008 году проведено 243 заседания комиссии, заслушано 2703 организации и индивидуальных предпринимателя. В результате работы комиссий погашено недоимки в бюджет города 156,0 млн. руб. Проводится работа по списанию в установленном порядке сумм безнадежной к взысканию задолженности юридических и физических лиц. За 2008 год принято 84 решения на сумму более 8 млн. руб., по арендной плате за использование недвижимого имущества - 14 решений на сумму около 6 млн. руб., налоговыми органами списана задолженность более 5 тысяч физических лиц, к которым невозможно применить меры принудительного взыскания, по местным налогам на сумму около 1 млн. руб. Несмотря на достигнутые результаты по снижению недоимки, ее размер остается еще значительным, наибольшая часть приходится на налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход, налог на доходы физических лиц, земельный налог и транспортный налог с физических лиц. Работа по снижению объема недоимки и увеличения собираемости налогов обеспечивается ежемесячным мониторингом недоимки по платежам в бюджет, а также комплексом мероприятий, выполняемых всеми структурными подразделениями администрации города совместно с налоговыми инспекциями города, УВД по Хабаровскому краю, службой судебных приставов. Задачи по снижению недоимки и увеличению собираемости налогов необходимо решать по разным направлениям: - продолжить работу городской и окружных комиссий по обеспечению доходов и сокращению задолженности по налогам в бюджет города; - продолжить разъяснительно-агитационную работу о сроках уплаты налогов и необходимости погашения недоимки, в том числе за счет применения современных технологий; - оказывать содействие по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, привлечению внешних инвесторов, реализации имущества эффективным собственникам, совершенствованию управленческих методов; - проводить работу с предприятиями, находящимися в процедурах банкротства, оказывать содействие в выполнении плана внешнего управления, осуществлять контроль за деятельностью арбитражных управляющих в ходе внешнего управления и конкурсного производства; - обеспечить своевременное списание задолженности ликвидированных предприятий и предприятий, признанных банкротами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на основании решения Арбитражного суда; - предоставлять отсрочки, рассрочки задолженности организаций, инвестиционные налоговые кредиты, в случае установления на федеральном уровне временного специального порядка работы с налоговой задолженностью организаций в части изменения сроков уплаты налогов и сборов по заявлению налогоплательщика; - своевременно направлять округам и структурным подразделениям администрации города информацию о задолженности по налогам после получения ее от налоговых органов; - повысить качество администрирования уплаты физическими лицами налога на имущество, транспортного и земельного налогов. При этом администрирование налогов зависит от качества информации, предоставляемой регистрирующими органами, своевременного введения налоговыми органами сведений в базу данных, от работы Управления Федеральной почтовой связи по своевременному и полному вручению налоговых уведомлений, направляемых налоговыми органами заказными письмами; - обеспечивать направление материалов в правоохранительные органы для принятия решений об ответственности рассматриваемых предприятий и организаций в соответствии с налоговым законодательством; - осуществлять взаимодействие с отделами миграционной службы, в части возможной приостановки въезда и выезда налоговых должников за пределы страны. 3.11.2. Добиться улучшения ситуации, связанной с недостаточной обеспеченностью местного бюджета, возможно путем усовершенствования действующей законодательной базы. а) по налогу на имущество физических лиц - закрепить за физическими лицами обязанности по регистрации права собственности на недвижимое имущество в определенные сроки. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество в виде административного штрафа, но нормы совместно не работают, так как не установлен срок, в который должна быть проведена государственная регистрация. Отсутствие данной нормы приводит к затягиванию гражданами сроков государственной регистрации частных домовладений, что позволяет длительно не уплачивать налог на имущество физических лиц и приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество. б) по земельному налогу - основой для формирования налоговой базы для начисления налога является кадастровая стоимость объекта. В настоящее время только часть земельных участков полностью оформлена и внесена в кадастр ввиду неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы учетными ведомствами для определения земельного налога: ГУ Федеральной регистрационной службы, Управлением Роснедвижимости и муниципальным образованием. Передаваемые сведения не совпадают, а иногда и противоречат друг другу, так как являются продуктом различных информационных программ. В связи с этим необходимо выработать единое задание на разработку программ по учету земель. Отсутствие единой базы для разработки программ по учету земель и начисления земельного налога приводит к весомым потерям местного бюджета. Решить проблему возможно, если на федеральном уровне будет принята общая концепция формирования сведений о земельных участках и установлен контроль за правильностью их предоставления. в) введение налога на недвижимость, который заменит налог на имущество физических лиц и земельный налог, позволит сократить количество имущественных налогов, установив единые подходы для определения налоговой базы, основанные на рыночной стоимости объектов недвижимости. Однако для введения налога на недвижимость в настоящее время законодательно не урегулирован ряд вопросов, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. В связи с этим необходимо активизировать работу по созданию условий для введения местного налога на недвижимость, и прежде всего, на завершение формирования кадастра объектов недвижимости. г) по льготам, предоставляемым на федеральном уровне по местным налогам - необходима инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам, разработка механизма компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением данных льгот, что позволило бы снизить выпадающие доходы местного бюджета. д) по единому налогу на вмененный доход - органам местного самоуправления делегировано право устанавливать значения корректирующего коэффициента К2. Для установления его обоснованных размеров необходимы детальная информация по видам деятельности и данные по конкретным плательщикам, однако налоговые органы не осуществляют учет по видам деятельности и на основании ст. 102 Налогового кодекса РФ отказывают в предоставлении сведений о плательщиках, вследствие чего принять полностью обоснованные значения К2, учитывающие баланс интересов плательщиков налога и бюджета, сложно. Для решения данной проблемы целесообразно одновременно с наделением муниципальных образований полномочиями по установлению К2 предоставлять им право получения необходимой информации по данному вопросу в налоговых органах. е) по транспортному налогу - внести в перечень документов, необходимых для прохождения государственного технического осмотра, квитанции об уплате транспортного налога, что значительно снизит задолженность по налогу. Для этого необходимо вменить регистрирующим органам при постановке или снятии транспортных средств с учета и прохождении государственного технического осмотра обязанности контроля за фактом уплаты транспортного налога (за отсутствием задолженности по уплате налога). 3.11.3. Повысить ответственность главных администраторов доходов за собираемость налогов и сборов путем: - разработки и реализации администраторами комплекса мер по изысканию резервов для поступления дополнительных платежей в бюджет, а также за счет взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при администрировании налогов; - обеспечения четкого соблюдения главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города норм действующего законодательства при взаимодействии с органами Федерального казначейства в части своевременного и полного поступления доходов в бюджет города. 3.11.4 Реализация краевых и городских программ снижения напряженности на рынке труда будет способствовать также повышению собираемости налога на доходы физических лиц. Программы предусматривают: - создание временных рабочих мест для организации общественных работ во всех отраслях города - ЖКХ, благоустройство, образование, промышленность, транспорт, связь, торговля, питание и бытовое обслуживание, культура, здравоохранение; - мониторинг организаций по вопросам занятости населения; - опережающую переподготовку работников, находящихся под риском увольнения; - профессиональное обучение по востребованным специальностям; - стажировку безработных и выпускников учебных заведений в целях приобретения опыта работы; - временное трудоустройство молодежи, содействие трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, многодетные матери и др.); - реализацию мероприятий по самозанятости безработных граждан через вовлечение их в занятие предпринимательской деятельностью; - организацию бесплатного медосмотра безработным гражданам и бесплатного питания в школах для детей безработных граждан; - реализацию комплекса мер по вопросам погашения задолженности по заработной плате путем: 1) проведения индивидуальной работы с каждой организацией, задерживающей выплаты; 2) организации работы телефона "горячая линия" по заявлениям работников организаций города в сфере соблюдения норм трудового законодательства; 3) привлечения органов прокуратуры для рассмотрения заявлений по легализации заработной платы, выдаваемой работодателями в "конвертах"; 4) расширения сферы административного влияния отраслевых комиссий по контролю за размером заработной платы и доведению ее уровня до среднеотраслевых значений. 4. Стратегия администрации города по увеличению налоговой базы Анализ состояния налоговой базы города Хабаровска и решение задачи формирования новых и мобилизации существующих источников собственных доходов бюджета города для обеспечения финансовой самостоятельности предполагает разработку соответствующей стратегии, взаимосвязано охватывающей все сферы: промышленность, инвестиции, инновационную и финансово-кредитную политику. Для реализации поставленных задач администрации города определены следующие приоритетные направления: 4.1. Проведение социально-экономической политики, обеспечивающей: - создание благоприятных условий для развития экономики города, повышения ее конкурентоспособности, стимулирования инвестиционных процессов; - повышение реальных доходов населения и на этой основе последовательное повышение уровня жизни населения, высокой степени занятости и адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц; - проведение целенаправленной работы с бюджетообразующими предприятиями города в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращения недоимки, осуществления ежемесячного мониторинга по крупным налогоплательщикам; - создание условий для развития малого и среднего бизнеса как сектора экономики, в значительной степени определяющего доходы местного бюджета; - активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных организаций, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов; - создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию города, реализация высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых организаций и производств, повышение конкурентоспособности действующих организаций. 4.2. Создание имиджа добросовестного налогоплательщика и улучшение налогового администрирования путем: - поощрения налогоплательщиков, добросовестно исполняющих обязанности по уплате налогов и сборов; - формирования общественного мнения в направлении позитивного восприятия бизнеса как источника пополнения доходной части бюджета и, как следствие, повышения благосостояния каждого из членов общества; - публикации в средствах массовой информации сведений о формировании доходной части бюджета, значении роли налогоплательщиков в данном процессе и в решении социальных проблем города; - воздействия на недобросовестных налогоплательщиков, применения процедур банкротства по отношению к недоимщикам в случае непринятия ими мер по финансовому оздоровлению предприятия и погашению задолженности по платежам в бюджет; - формирования среди населения налоговой культуры, чувства гражданской ответственности и активности в развитии доходной базы бюджета города посредством административного ресурса. 4.3. Увеличение доходного потенциала бюджета города путем проведения регулярного анализа налоговой базы по основным источникам: 4.3.1. По налогу на доходы физических лиц: - усилить работу по выявлению скрытых форм оплаты труда, фактов просроченной выплаты заработной платы, несвоевременного и (или) не в полном объеме перечисления налога на доходы физических лиц и ухода от налогообложения. Мероприятия по выводу из "тени" заработной платы должны затронуть все сферы деятельности. С одной стороны, это будет способствовать выявлению резервов доходов бюджета, с другой - росту реальных доходов населения и социальной защищенности; - продолжить работу отраслевых комиссий по контролю за размером заработной платы в подведомственных организациях по обеспечению выплаты работодателями наемным работникам заработной платы в размере не ниже уровня, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края; - проводить работу по соблюдению законодательства о труде, миграционного законодательства предприятиями, индивидуальными предпринимателями, использующими труд иностранных граждан; - осуществлять комплекс мер во взаимодействии с федеральными и краевыми органами власти, направленных на легализацию доходов от сдачи в аренду жилых и нежилых помещений, от неучтенной деятельности по оказанию услуг (работ). 4.3.2. Уровень собираемости имущественных налогов связан в первую очередь с качеством их администрирования и с добросовестностью налогоплательщиков. Повышение качества налогового администрирования, направленного, с одной стороны, на пресечение имеющегося уклонения от налогообложения, с другой стороны - на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков. Создание для каждого плательщика условий для уплаты налогов и сборов должно способствовать повышению собираемости налогов. В этих целях необходимо в части: а) земельного налога: - проводить работу по взаимодействию с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю, Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в части пополнения и совершенствования базы данных земельных участков и их правообладателях в целях внесения изменений в Единый государственный реестр земель; - обеспечить проведение разъяснительной работы по вопросу полноты и своевременности уплаты земельного налога через средства массовой информации; - продолжить работу по выделению земельных участков под домами многоэтажной застройки, что позволит впоследствии передавать данные земельные участки в собственность членов товариществ собственников жилья и взимать с них земельный налог; - продолжить работу по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием земельных участков юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; - выявлять землепользователей, не имеющих надлежащим образом оформленных документов на занимаемые ими земельные участки, вести учет таких землепользователей. Проводить разъяснительную работу о необходимости оформления правоустанавливающих документов на землю в соответствии с действующим законодательством. б) налога на имущество физических лиц: - продолжить работу по инвентаризации объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, и выявлению не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости; - при осуществлении работы по формированию кадастра недвижимости определить четкую схему работы, уделив особое внимание качеству информации и возможности ее дальнейшего использования при начислении налога; - осуществлять работу по своевременному оформлению документов, ускорению темпов проведения оформления земельных участков и объектов недвижимости, что приведет к расширению налогооблагаемой базы по местным налогам. в) транспортного налога: - продолжить работу по усовершенствованию процесса обмена данными о количестве зарегистрированных и снятых с учета транспортных средств между регистрирующим органом и администратором дохода. 4.4. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений, направленное на стимулирование органов местного самоуправления в развитии собственной налоговой базы на основе увеличения единых (постоянных) нормативов отчислений от федеральных налогов, включая налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. 5. Возможные результаты реализации Концепции Результаты мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, при согласованных действиях администрации города с федеральными органами власти, органами власти Хабаровского края, главными администраторами (администраторами) доходов позволят: - улучшить финансовое состояние города; - сформировать четкий механизм взаимодействия вышеуказанных органов власти; - выявить и использовать резервы увеличения доходов бюджета; - определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки; - создать условия для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории города; - создать благоприятные условия для активизации инвестиционных процессов в городе; - обеспечить рост числа налогоплательщиков и объектов налогообложения; - максимально использовать налоговый потенциал для эффективного и устойчивого развития экономики города; - последовательно снижать бюджетный дефицит. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|