Расширенный поиск

Постановление Администрации г. Хабаровска от 07.09.2011 № 2907

 



                   АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА                    

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                                N 2907                                

07 сентября 2011 г.                                      г. Хабаровск
                                   Утратилo силу - Постановление
                                    Администрации г. Хабаровска
                                      от 09.04.2014 г. N 1333
          О внесении изменений в постановление администрации          
         города Хабаровска от 19.01.2010 N 35 "Об утверждении         
       методики расчета нормативов финансирования муниципальных       
         дошкольных образовательных учреждений на реализацию          
        общеобразовательных программ дошкольного образования"         

     На  основании  Устава   городского   округа   "Город   Хабаровск"
администрации города постановляет:
     1. Внести в  постановление  администрации  города  Хабаровска  от
19.01.2010   N   35   "Об   утверждении  методики  расчета  нормативов
финансирования муниципальных дошкольных образовательных учреждений  на
реализацию   общеобразовательных   программ  дошкольного  образования"
следующие изменения:
     1.1. Название постановления изложить в  следующей  редакции:  "Об
утверждении   методики   расчета  нормативов  финансового  обеспечения
образовательной деятельности муниципальных образовательных  учреждений
по реализации общеобразовательных программ дошкольного образования".
     1.2.  В  пунктах  1,  2,  3  постановления  слова  "муниципальных
дошкольных образовательных учреждений" заменить словами "муниципальных
образовательных учреждений".
     1.3. Приложение  к  постановлению  "Методика  расчета  нормативов
финансирования  муниципальных дошкольных образовательных учреждений на
реализацию  общеобразовательных  программ   дошкольного   образования"
изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
     2. Пресс-службе администрации города (Ерохин  В.А.)  опубликовать
постановление в газете "Хабаровские вести".
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя мэра города по социальным вопросам Шевченко С.И.
     4. Постановление вступает в силу с 01.01.2012, но  не  ранее  дня
его официального опубликования (обнародования).

И.о. мэра города                                        А.Н.Волокжанин






                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                       администрации города Хабаровска
                                           от 07 сентября 2011 г. 2907

                               Методика                               
              расчета нормативов финансового обеспечения              
              образовательной деятельности муниципальных              
               образовательных учреждений по реализации               
         общеобразовательных программ дошкольного образования         

                          1. Общие положения                          

     1.1.   Настоящая   Методика   расчета   нормативов    финансового
обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных
учреждений  по  реализации  общеобразовательных  программ  дошкольного
образования  (далее  -  методика)  устанавливает  структуру нормативов
финансового обеспечения  и  порядок  расчета  необходимых  средств  на
одного воспитанника.
     1.2.  Методика  применяется  для  муниципальных   образовательных
учреждений  (далее  -  МОУ), реализующих общеобразовательные программы
дошкольного образования.
     1.3.  Методика   позволяет   рассчитать   нормативы   финансового
обеспечения МОУ на реализацию общеобразовательных программ дошкольного
образования  (далее   -   нормативы)   в   зависимости   от   возраста
воспитанников и вида группы.

        2. Порядок расчета нормативов финансового обеспечения         
            образовательной деятельности МОУ по реализации            
         общеобразовательных программ дошкольного образования         

    2.1.    Норматив    финансового   обеспечения   образовательной   
деятельности   МОУ   по   реализации  общеобразовательных  программ  
дошкольного        образования        включает        в       себя:       
    -  норматив финансового обеспечения расходов на оплату труда работников
         Т
МОУ (Nфот  ijk);
    -   норматив   финансового   обеспечения   расходов   на   приобретение
книгоиздательской   продукции   и   периодических  изданий  педагогическими
работниками МОУ (Nком ijk);
    -    норматив   финансового   обеспечения   расходов   на   обеспечение
образовательного    процесса    (приобретение   учебно-наглядных   пособий,
канцелярских   принадлежностей,   расходных   материалов   для   занятий  с
воспитанниками, технических средств обучения, мебели, справочной литературы
в  соответствии с реализуемыми общеобразовательными программами дошкольного
образования), повышение квалификации педагогических работников (Nур ijk).
    2.2.  Норматив финансового обеспечения образовательной деятельности МОУ
по   реализации   общеобразовательных   программ   дошкольного  образования
определяется по формуле:

                  Т           Т
              Nобр  ijk = Nфот  ijk + Nком ijk + Nур ijk,               (1)

где i - возраст воспитанников (от 2 месяцев до 7 лет);
j - время пребывания воспитанников в МОУ:
- режим полного дня (12-часовое пребывание);
- режим сокращенного дня (8 - 10-часовое пребывание);
- режим продленного дня (14-часовое пребывание);
- режим кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день);
- режим круглосуточного пребывания;
k - вид группы:
- общеразвивающей направленности;
    -   компенсирующей   направленности   (для   детей  с  тяжелыми  
нарушениями  речи, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями 
речи,  для глухих детей, для слабослышащих детей, для слепых детей, 
для  слабовидящих  детей,  для детей с амблиопией, косоглазием, для 
детей  с  задержкой  психического развития, для детей с нарушениями 
опорно-двигательного  аппарата,  для детей с умственной отсталостью 
легкой  степени,  для  детей  с  умственной  отсталостью умеренной, 
тяжелой, для детей с аутизмом, для детей со сложными дефектами (2 и 
более  дефекта),  для  детей  с  иными  ограниченными возможностями 
здоровья);
    -  комбинированной  направленности  (группы, имеющие не более 3 
глухих   детей   или   слепых   детей,   или  детей  с  нарушениями  
опорно-двигательного  аппарата,  или детей с умственной отсталостью 
умеренной,  тяжелой, или детей со сложным дефектом; группы, имеющие 
не  более  4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, 
или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, 
или  детей с умственной отсталостью легкой степени; группы, имеющие 
не    более   5   детей   с   задержкой   психического   развития);   
    -  оздоровительной  направленности  (для  детей с туберкулезной 
интоксикацией,  для  детей  часто  болеющих,  для  других категорий 
детей,   которым  необходим  комплекс  специальных  оздоровительных  
мероприятий);
Т - группа по оплате труда руководителя МОУ.
    2.3.  Расчет  норматива  финансового  обеспечения  расходов  на  
оплату  труда осуществляется на 1 воспитанника в месяц с дальнейшим 
перерасчетом       на       1       воспитанника       в       год.       
    2.4.  Норматив финансового обеспечения расходов на оплату труда 
определяется по формуле:

                      Т        n
                  Nфот  ijk = SUM ФЗП ijkl x d x Кн,                    (2)
                              l=1

    где  ФЗПТ  ijkl  -  фонд  заработной  платы в расчете на 1 воспитанника
(оклады  (должностные оклады), базовые оклады (базовые должностные оклады),
повышающие  коэффициенты  к  окладам (должностным окладам), базовым окладам
(базовым   должностным  окладам),  компенсационные  выплаты,  стимулирующие
выплаты);
    d  -  начисления  на  выплаты по оплате труда (уплата страховых 
взносов  в  пенсионный  фонд  РФ,  фонд социального страхования РФ, 
фонды  обязательного медицинского страхования, взносов по страховым 
тарифам   на  обязательное  социальное  страхование  от  несчастных  
случаев    на   производстве   и   профессиональных   заболеваний);   
    l  -  профессиональная  квалификационная  группа работников МОУ 
(руководящие   работники,   педагогические   работники,   работники   
учебно-вспомогательного     персонала,    медицинские    работники,    
работники, занимающие общеотраслевые должности служащих, работники, 
осуществляющие   профессиональную  деятельность  по  общеотраслевым  
профессиям рабочих);
Кн - средний коэффициент наполняемости.
2.4.1. При расчете норматива учитываются:
    -    расчетное    количество    штатных   единиц   руководящих,   
педагогических,       медицинских       работников,      работников      
учебно-вспомогательного  персонала,  работников  по  общеотраслевым  
должностям  служащих  и  профессиям рабочих на одного воспитанника; 
    -   размер   окладов  (должностных  окладов),  базовых  окладов  
(базовых должностных окладов) в разрезе должностей профессиональных 
квалификационных групп работников МОУ;
    -  средний  процент  повышающих  коэффициентов, компенсационных 
выплат,    стимулирующих    выплат   по   каждой   профессиональной   
квалификационной группе работников МОУ.
    2.4.2.    Расчет   количества   штатных   единиц   руководящих,   
педагогических,       медицинских       работников,      работников      
учебно-вспомогательного  персонала,  работников  по  общеотраслевым  
должностям  служащих  и  профессиям  рабочих  МОУ осуществляется на 
основе  постановления  мэра  города Хабаровска от 30.09.2005 N 1561 
"Об  определении  нормативов  численности персонала в муниципальных 
дошкольных образовательных учреждениях".
    2.4.3.  В основу определения штатной численности работников МОУ 
заложен  принцип  условного  распределения  штатной  численности на 
шесть   профессиональных   квалификационных   групп   работников  в  
зависимости  от  характера  и  содержания  их  труда  (таблица  1).  
                                                             Таблица 1

                       Должности работников МОУ                       
             по профессиональным квалификационным группам             

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Наименование должностей (m)                                                        |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|1. Руководящие работники                                                           |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Заведующий                                                                         |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе                    |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе                    |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Главный бухгалтер                                                                  |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|2. Педагогические работники                                                        |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Воспитатель (старший воспитатель)                                                  |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Педагог-психолог                                                                   |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Инструктор по физической культуре                                                  |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Музыкальный руководитель                                                           |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Учитель-логопед (учитель-дефектолог) <*>                                           |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|3. Учебно-вспомогательный персонал                                                 |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Помощник воспитателя, младший воспитатель                                          |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|4. Медицинские работники <**>                                                      |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Врач-специалист                                                                    |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Инструктор по лечебной физкультуре                                                 |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Медицинская сестра по физиотерапии                                                 |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Медицинская сестра по массажу                                                      |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Медицинская сестра                                                                 |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|5. Должности служащих                                                              |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Заведующий хозяйством                                                              |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Делопроизводитель (секретарь-машинистка)                                           |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Бухгалтер                                                                          |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Шеф-повар (заведующий производством)                                               |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|6. Должности рабочих                                                               |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Повар                                                                              |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Помощник повара                                                                    |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Подсобный рабочий                                                                  |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Кастелянша-швея                                                                    |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Машинист по стирке белья                                                           |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Техник по ремонту аппаратуры                                                       |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Рабочий по обслуживанию бассейна                                                   |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Оператор хлораторной установки                                                     |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Уборщик помещений бассейна                                                         |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Кладовщик                                                                          |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий                              |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Садовник                                                                           |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Водитель                                                                           |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Уборщик служебных помещений                                                        |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Дворник                                                                            |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Сторож                                                                             |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

     --------------------------------
     <*> Данные должности  учитываются  при  расчете  нормативов  МОУ,
имеющих группы компенсирующей, комбинированной направленности.
     <**> Данные должности учитываются  при  расчете  нормативов  МОУ,
имеющих   группы  компенсирующей,  комбинированной  и  оздоровительной
направленности.

     2.4.4. Количество штатных единиц работников,  приходящихся  на  1
воспитанника, определяется по формуле:

                           m        m
                          Ч      = Ч cn гр / Н ijk,
(3)
                           cn
                             ijk

    где m - наименование должности;
    n  - количество должностей по профессиональным квалификационным группам
работников;
     m
    Ч      - количество  штатных единиц  работников по должностям в расчете
     cn
       ijk
на одного воспитанника;
    Н ijk - нормативная наполняемость групп (таблица 2).
     2.4.5. Норматив наполняемости групп установлен Типовым положением
о  дошкольном  образовательном учреждении, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666.

                                                             Таблица 2

          Нормативы наполняемости групп в МОУ, воспитанников          

-------------------------------------------------T------------------------¬
¦                     Группы                     ¦        Возраст         ¦
¦                                                +---------T-------T------+
¦                                                ¦  от 2   ¦ от 1  ¦ от 3 ¦
¦                                                ¦ месяцев ¦года до¦лет до¦
¦                                                ¦до 1 года¦ 3 лет ¦7 лет ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦                       1                        ¦    2    ¦   3   ¦   4  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦Общеразвивающей направленности:                 ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦одного возраста                                 ¦   10    ¦  15   ¦  20  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦двух возрастов                                  ¦    8    ¦   8   ¦  15  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦трех возрастов                                  ¦         ¦       ¦  10  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦Компенсирующей направленности:                  ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)     ¦         ¦   6   ¦  10  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с фонетико-фонематическими нарушениями¦         ¦       ¦  12  ¦
¦речи (ФФНР)                                     ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для глухих детей (ГД)                           ¦         ¦   6   ¦   6  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для слабослышащих детей (СС)                    ¦         ¦   6   ¦   8  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для слепых детей                                ¦         ¦   6   ¦   6  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для слабовидящих детей (СВ), для детей с        ¦         ¦   6   ¦  10  ¦
¦амблиопией, косоглазием (КА)                    ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с задержкой психического развития     ¦         ¦   6   ¦  10  ¦
¦(ЗПР)                                           ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с нарушениями опорно-двигательного    ¦         ¦   6   ¦   8  ¦
¦аппарата (НОДА)                                 ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с умственной отсталостью легкой       ¦         ¦   6   ¦  10  ¦
¦степени                                         ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с умственной отсталостью умеренной,   ¦         ¦   -   ¦   8  ¦
¦тяжелой                                         ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с аутизмом                            ¦         ¦   -   ¦   5  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание¦         ¦   5   ¦   5  ¦
¦2 или более недостатков в физическом и (или)    ¦         ¦       ¦      ¦
¦психическом развитии) (СД)                      ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с иными ограниченными возможностями   ¦         ¦  10   ¦  15  ¦
¦здоровья                                        ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦Комбинированной направленности:                 ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦в том числе не более 3 детей с ограниченными    ¦         ¦  10   ¦      ¦
¦возможностями здоровья                          ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦в том числе не более 3 глухих детей или слепых  ¦         ¦       ¦  10  ¦
¦детей, или детей с нарушениями                  ¦         ¦       ¦      ¦
¦опорно-двигательного аппарата, или детей с      ¦         ¦       ¦      ¦
¦умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или  ¦         ¦       ¦      ¦
¦детей со сложным дефектом                       ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦в том числе не более 4 слабовидящих и (или)     ¦         ¦       ¦  15  ¦
¦детей с амблиопией и косоглазием, или           ¦         ¦       ¦      ¦
¦слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые ¦         ¦       ¦      ¦
¦нарушения речи, или детей с умственной          ¦         ¦       ¦      ¦
¦отсталостью легкой степени                      ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦в том числе не более 5 детей с задержкой        ¦         ¦       ¦  17  ¦
¦психического развития                           ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦Оздоровительной направленности:                 ¦         ¦       ¦      ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей с туберкулезной интоксикацией         ¦         ¦  10   ¦  15  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для детей, часто болеющих                       ¦         ¦  10   ¦  15  ¦
+------------------------------------------------+---------+-------+------+
¦для других категорий детей, которым необходим   ¦         ¦  12   ¦  15  ¦
¦комплекс специальных оздоровительных мероприятий¦         ¦       ¦      ¦
L------------------------------------------------+---------+-------+-------

     Далее определяется количество штатных единиц, приходящихся  на  1
воспитанника,  по профессиональным квалификационным группам работников
по следующей формуле:

                          l        n   m
                         Ч      = SUM Ч     ,
(4)
                          cn      m=l  cn
                            ijk          ijk

          l
    где  Ч      - количество     штатных    единиц   по профессиональным
          cn
            ijk
квалификационным группам работников в расчете на 1 воспитанника.
     2.4.6. Средний оклад (должностной оклад), базовый оклад  (базовый
должностной    оклад)    работников    по    каждой   профессиональной
квалификационной группе работников определяется на основе утвержденных
окладов  (должностных  окладов),  базовых окладов (базовых должностных
окладов),  которые  формируются  в   соответствии   с   постановлением
администрации  города  Хабаровска  от  09.07.2009 N 2378 "О введении в
муниципальных образовательных учреждениях, финансирование оплаты труда
работников   которых   осуществляется   за  счет  собственных  доходов
городского округа "Город Хабаровск", новой системы оплаты труда".
     Повышающие коэффициенты, компенсационные  выплаты,  стимулирующие
выплаты  устанавливаются  в  процентном  соотношении к среднему окладу
(должностному окладу), базовому окладу (базовому должностному окладу).
     2.5. На  основании  статьи  55  Закона  Российской  Федерации  от
10.07.1992   N   3266-1  "Об  образовании"  педагогическим  работникам
муниципальных  образовательных  учреждений  выплачивается  ежемесячная
денежная  компенсация  на  приобретение  книгоиздательской продукции и
периодических изданий.
     Норматив  финансового  обеспечения   расходов   на   приобретение
книгоиздательской  продукции  и  периодических изданий педагогическими
работниками МОУ рассчитывается по формуле:

                        Nком ijk = Пп ijk x К,
(5)

     где
     Пп  ijk  -  количество  педагогических   работников   по   данным
статистической  отчетности  предыдущего  года  с учетом педагогических
работников вновь созданных МОУ;
     К - размер компенсации из расчета 100 рублей  на  1  работника  в
месяц.
     2.6. Норматив финансового  обеспечения  расходов  на  обеспечение
образовательного   процесса,   повышение  квалификации  педагогических
работников определяется в размере до двух процентов  от  фонда  оплаты
труда в расчете на 1 воспитанника.
     Расходы на обеспечение образовательного процесса включают:
     -    приобретение    учебно-наглядных    пособий,    канцелярских
принадлежностей, расходных материалов для занятий с воспитанниками;
     - приобретение технических средств обучения, мебели;
     -   приобретение   справочной   литературы   в   соответствии   с
реализуемыми общеобразовательными программами дошкольного образования.
     2.7. При формировании расходов МОУ  к  нормативам  финансирования
могут  применяться  коэффициенты,  позволяющие  рассчитать оптимальный
уровень  расходов  с  учетом  эффективного   использования   бюджетных
средств:
     2.7.1. Коэффициент масштабности учреждения (Км) устанавливается в
зависимости от общего количества воспитанников, посещающих МОУ.

                                                             Таблица 3

|——————————————————————————————|——————————————————————————————|
|Плановое количество мест      |Коэффициент масштабности      |
|——————————————————————————————|——————————————————————————————|
|до 100                        |1,15 - 1,2                    |
|——————————————————————————————|——————————————————————————————|
|101 - 200                     |0,95 - 1,1                    |
|——————————————————————————————|——————————————————————————————|
|201 и выше                    |0,8 - 0,95                    |
|——————————————————————————————|——————————————————————————————|

     2.7.2.   Коэффициент   масштабности   учреждения   по   бассейну,
собственной бухгалтерии (Кмб) устанавливается при наличии действующего
бассейна, собственной бухгалтерии в размере до 1,1.
     2.7.3.   Коэффициент   наполняемости   (Кн)   устанавливается   в
зависимости от:
     - оптимального комплектования групп МОУ воспитанниками;
     - среднесписочного количества воспитанников за предыдущий год;
     - установленного количества рабочих дней на плановый год;
     - фактически сложившегося посещения воспитанников  за  предыдущий
год.
     Коэффициент  наполняемости  устанавливается  в  текущем  году  на
плановый год по итогам прошедшего года.
     2.7.4. Коэффициент квалификации  педагогических  работников  (Кк)
устанавливается  в зависимости от сложившейся средней квалификационной
категории педагогических работников по учреждению.





Информация по документу
Читайте также