Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 14.09.2015 № 296-пр

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

N 296-пр

 

14 сентября 2015 г.          г. Хабаровск

 

О внесении изменений в государственную программу

Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация

экономики Хабаровского края", утвержденную постановлением

Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр

 

В целях приведения нормативных правовых актов Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством в рамках совершенствования нормативной правовой базы Хабаровского края, направленной на поддержку инновационной деятельности, Правительство края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Внести в государственную программу Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. № 212-пр, следующие изменения:

1) паспорт изложить в следующей редакции:

"ПАСПОРТ

государственной программы Хабаровского края

"Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края"

 

 

Наименование государственной программы

-

государственная программа Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края" (далее также – государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее также – край)

Соисполнители, участники государственной программы

-

министерство промышленности и транспорта края;

министерство строительства края;

министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края;

министерство образования и науки края;

министерство экономического развития края;

министерство международного и межрегионального сотрудничества края;

комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса;

автономная некоммерческая организация "Дальневосточное агентство содействия инновациям" (по согласованию)

Цели государственной программы

-

создание условий для перевода экономики Хабаровского края на инновационный путь развития, способствующих формированию эффективной региональной инновационной системы, развитию инновационной инфраструктуры, обеспечивающей модернизацию традиционных секторов экономики Хабаровского края, повышение конкурентоспособности промышленности за счет внедрения новых технологий и инноваций

Задачи государственной программы

-

совершенствование институционального обеспечения инновационной деятельности;

развитие высокотехнологичных отраслей производства;

формирование и развитие спроса на инновации;

формирование инновационной инфраструктуры в крае;

продвижение инновационной продукции на внутренний рынок Российской Федерации и внешние рынки;

обеспечение развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций и популяризация инновационной деятельности;

развитие рынка интеллектуальной собственности

Подпрограмма государственной программы

-

создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края (далее также – подпрограмма)

Основные мероприятия государственной программы

-

институциональное обеспечение мероприятий по инновационному развитию;

содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;

создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

развитие комплексной поддержки инновационной деятельности организаций;

пропаганда и популяризация инновационной, изобретательской и научно-технической деятельности;

развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

-

удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций;

удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции;

число используемых передовых производственных технологий;

доля нематериальных активов во внеоборотных активах организаций

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в течение 2012 – 2020 годов в два этапа:

1 этап – 2012 – 2015 годы;

2 этап – 2016 – 2020 годы

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

-

общий объем финансирования государственной программы составляет 1 048,07 млн. рублей,

в том числе:

из федерального бюджета (по согласованию) – 749,94 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год – 42,29 млн. рублей*,

2014 год – 105,71 млн. рублей**,

2015 год – 93,54 млн. рублей,

2016 год – 153,68 млн. рублей,

2017 год – 163,68 млн. рублей,

2018 – 2020 годы – 191,04 млн. рублей;

из краевого бюджета – 298,13 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год – 29,67 млн. рублей,

2013 год – 24,37 млн. рублей,

2014 год – 28,84 млн. рублей,

2015 год – 30,50 млн. рублей,

2016 год – 26,46 млн. рублей,

2017 год – 27,04 млн. рублей,

2018 – 2020 годы – 131,25 млн. рублей

Конечный результат
реализации государственной программы

-

в результате реализации мероприятий государственной программы ожидается увеличение:

удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций к 2015 году до 18,2 процента, к 2020 году – до 25,0 процентов;

удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции к 2015 году до 3,6 процента, к 2020 году – до 3,8 процента;

числа используемых передовых производственных технологий к 2015 году до 2 509 единиц, к 2020 году – до 2 963 единиц;

_________________

*В том числе не использованный по состоянию на 01 января 2014 г. остаток межбюджетного трансферта, полученного в форме субсидии, имеющей целевое назначение, в размере 30,73 млн. рублей и возвращенный в доход федерального бюджета в 2014 году.

**В том числе возвращенный в доход краевого бюджета остаток межбюджетного трансферта, полученного в форме субсидии из федерального бюджета и не использованного в 2013 году, в размере 30,39 млн. рублей для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления указанного межбюджетного трансферта в 2013 году.

 

 

доли нематериальных активов во внеоборотных активах организаций к 2015 году до 0,04 процента, к 2020 году – до 0,05 процента";

2) разделы 5, 6 изложить в следующей редакции:

 

"5. Перечень показателей (индикаторов) государственной программы

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы приведены в приложении № 1 к настоящей государственной программе. Методика расчета показателей (индикаторов) государственной программы представлена в приложении № 2 к настоящей государственной программе.

Формирование показателей (индикаторов) государственной программы осуществлялось исходя из ее цели и задач. Таким образом, показатели (индикаторы) государственной программы количественно характеризуют ход ее реализации, решение задач и достижение цели, то есть позволяют более полно охарактеризовать научную деятельность, инновационную активность организаций.

При формировании перечня показателей (индикаторов) государственной программы за основу были взяты показатели инновационной активности, принятые в Европейской системе оценки инновационной активности (ОЭСР), аналоги которых имеются в отечественной системе показателей, а также ряд дополнительных показателей, позволяющих более полно охарактеризовать научную деятельность, инновационную активность организаций и промышленный комплекс Хабаровского края.

К основным показателям (индикаторам) государственной программы относятся:

1) удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций (процентов);

2) удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (процентов);

3) число используемых передовых производственных технологий (единиц);

4) доля нематериальных активов во внеоборотных активах организаций (процентов).

К показателям, характеризующим реализацию подпрограммы – создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края (далее также – Кластер), относятся:

- количество организаций, входящих в кластер (единиц);

- численность работников организаций – участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области управления инновационной деятельностью, а также по направлениям реализации государственной программы (единиц);

- рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями – участниками Кластера либо одной или более организацией – участником Кластера совместно с иностранными организациями, в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

- рост объема инвестиционных затрат организаций – участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

- рост выработки на одного работника организации – участника Кластера в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

- рост объема отгруженной организациями – участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами (процентов к уровню предыдущего года);

- рост совокупной выручки организаций – участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке (процентов к уровню предыдущего года);

- количество специалистов инновационной сферы, прошедших стажировку в ведущих российских и зарубежных научных, инновационных центрах (единиц);

- количество претендентов на участие в ежегодном краевом конкурсе молодежных инновационных команд "КУБ" (единиц);

- количество участников ежегодного краевого конкурса молодежных инновационных команд "КУБ", прошедших обучение в рамках конкурса (единиц);

- рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен территориальный кластер (процентов к уровню предыдущего года);

- рост количества запатентованных организациями – участниками Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом (процентов к уровню предыдущего года);

- численность работников организаций – участников Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом (единиц).

Показателем, характеризующим реализацию основного мероприятия государственной программы – институциональное обеспечение мероприятий по инновационному развитию, является количество экспертных заключений и рекомендаций, подготовленных межведомственной комиссией по комплексному оцениванию инновационных программ и проектов при Правительстве Хабаровского края (единиц).

К показателям, характеризующим реализацию основного мероприятия государственной программы – содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры, относятся показатели, характеризующие эффективность создания и развития инновационной инфраструктуры в крае, а также показатели, характеризующие эффективность функционирования объектов инновационной инфраструктуры:

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (единиц), из них в центре инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства, в центре кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) (единиц), в том числе в результате деятельности центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате деятельности центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- количество услуг, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства инжиниринговым центром;

- коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения инжинирингового центра (со второго года работы инжинирингового центра и в случае если в рамках использования субсидии предусмотрена закупка оборудования и (или) программного обеспечения);

- количество резидентов технопарка (единиц);

- объемы производства продукции (работ, услуг) организациями, размещенными в технопарке (млн. рублей);

- количество участников инновационных конкурсов фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, из них "УМНИК", "СТАРТ" (единиц);

- количество победителей инновационных конкурсов фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, из них "УМНИК", "СТАРТ" (единиц);

- объем привлеченных инвестиций из институтов развития Российской Федерации и иных внебюджетных источников (млн. рублей);

- совокупная выручка субъектов малого и среднего предпринимательства – резидентов промышленных (индустриальных) парков (млн. рублей);

количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории промышленных (индустриальных) парков (единиц);

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства – резидентов промышленных (индустриальных) парков (единиц).

К показателям, характеризующим реализацию основного мероприятия государственной программы – развитие комплексной поддержки инновационной деятельности организаций, относятся:

- количество инновационных разработок и продукции, представленных на российских и международных выставках, ярмарках, конгрессах, форумах, конференциях, деловых миссиях инновационных компаний (единиц);

- количество полученных дипломов и медалей на российских и международных выставках, ярмарках, конгрессах, форумах, конференциях, деловых миссиях инновационных компаний (единиц).

К показателям, характеризующим реализацию основного мероприятия государственной программы – пропаганда и популяризация инновационной, изобретательской и научно-технической деятельности, относятся:

- количество организованных коммуникативных площадок по вопросам модернизации системы управления краем в инновационной сфере (единиц);

- количество изданных каталогов, буклетов, брошюр, телевизионных передач, интервью по инновационной тематике (единиц).

При проведении оценки эффективности реализации государственной программы за отчетный период:

- основные показатели (индикаторы) государственной программы оцениваются по периоду, предшествующему отчетному;

- показатели, характеризующие реализацию подпрограммы и основных мероприятий государственной программы, оцениваются за отчетный период.

 

6. Краткое описание подпрограммы и основных мероприятий государственной программы

В рамках государственной программы реализуется подпрограмма "Создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края".

Подпрограмма направлена на содействие реализации комплексного инвестиционного проекта развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края.

Основное содержание подпрограммы:

- осуществление методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- организация и проведение ежегодного краевого конкурса молодежных инновационных команд "КУБ", в том числе в интересах развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- содействие развитию межкластерных коммуникаций.

В рамках реализации подпрограммы осуществляется проведение работ по:

- определению перспективных направлений промышленного производства в Хабаровском крае и формирование на их базе инновационных территориальных кластеров, отвечающих современным задачам инновационного развития экономики Хабаровского края;

- формированию высокотехнологичного импортозамещающего научно-производственного комплекса территориально взаимосвязанных инновационных производств и взаимодополняющих инфраструктур для разработки, внедрения в производство и выпуска инновационной продукции в сферах авиастроения и судостроения.

Реализация подпрограммы способствует:

- созданию эффективных механизмов реализации кластерной политики в промышленном комплексе Хабаровского края, направленных на развитие высокотехнологичных отраслей производства;

- развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- укреплению внутрикластерных связей;

- формированию стабильных технологических цепочек;

- повышению мотивации молодежи Хабаровского края на участие в научно-исследовательской и творческой деятельности по вопросам создания и внедрения инновационных продуктов для организаций малого и среднего бизнеса, в том числе участников инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- обучению участников и победителей конкурса молодежных инновационных команд "КУБ" управлению инновационной деятельностью.

Ключевыми условиями обеспечения инновационного развития и модернизации экономики Хабаровского края являются:

- институциональное обеспечение мероприятий по инновационному развитию;

- содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;

создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- развитие комплексной поддержки инновационной деятельности организаций;

- пропаганда и популяризация инновационной, изобретательской и научно-технической деятельности.

6.1. Институциональное обеспечение мероприятий по инновационному развитию

Основное содержание мероприятия:

- организация работы координационного совета по модернизации и инновационному развитию при Губернаторе Хабаровского края;

- организация работы межведомственной комиссии по комплексному оцениванию инновационных программ и проектов при Правительстве Хабаровского края;

- организация работы по подготовке заключений независимых профессиональных экспертов по инновационным, кластерным проектам.

Институциональное обеспечение инновационного развития осуществляется для формирования и использования новых механизмов и методов взаимодействия участников инновационных процессов и для осуществления форм государственной поддержки. Содействие формированию единой инновационной политики в крае необходимо для улучшения инвестиционного и предпринимательского климата.

Совершенствование институционального обеспечения инновационной деятельности планируется осуществлять за счет создания прозрачных и понятных механизмов принятия обоснованных регулятивных решений по вопросам государственной поддержки и реализации инновационной деятельности в крае.

6.2. Содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры

Основное содержание мероприятия:

- создание условий для развития инновационной деятельности в крае, в том числе формирования кластерных инициатив;

- определение управляющей компании технопарка;

- проектирование и реконструкция объекта "Технопарк, г. Хабаровск";

- разработка концепции технопарка и проектов его структурных элементов, развитие управляющей компании технопарка;

- создание и (или) развитие промышленных (индустриальных) парков.

Реализация мероприятия осуществляется в результате развития автономной некоммерческой организации "Дальневосточное агентство содействия инновациям" (далее также – АНО "ДАСИ") как центра комплексной поддержки инновационной деятельности и способствует повышению инновационной активности, формированию и увеличению спроса на инновации, а также развитию рынка интеллектуальной собственности и кластерных инициатив.

Создание и развитие технопарка и его структурных элементов призвано способствовать обеспечению ускоренного развития малых высокотехнологичных компаний, повышению их "выживаемости" в период становления.

Создание и развитие центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на условиях софинансирования из федерального бюджета. Целью создания центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства является формирование технологической инфраструктуры для повышения уровня конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства за счет использования современных технологий. Реализация данного мероприятия способствует повышению технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет создания (проектирования) технологических и технических процессов и объектов, которые реализуют указанные процессы, подготовки и обеспечения процесса производства и реализации продукции по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.

Создание центра кластерного развития планируется на условиях софинансирования из федерального бюджета. Создание центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо для эффективного взаимодействия предприятий – участников и партнеров инновационных территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечения реализации кластерных проектов.

Создание, развитие промышленных (индустриальных) парков планируется на условиях софинансирования из федерального бюджета. Целью создания промышленных парков является формирование благоприятных условий для размещения новых конкурентоспособных промышленных производств за счет внедрения в промышленных парках современных и инновационных технологий, создания рабочих мест с высокой производительностью труда. Промышленный парк является инфраструктурным проектом кластера, обеспечивающим его развитие за счет доступности площадок, подготовленных к размещению объектов инновационной сферы, промышленности, логистики и сопутствующих сервисных услуг.

6.3. Создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края

Основное содержание мероприятия:

- подписание меморандума о создании инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края и определение органов его управления;

- осуществление методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- организационное оформление инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края.

В рамках реализации мероприятия осуществляется проведение работ по:

- определению перспективных направлений промышленного производства в Хабаровском крае и формирование на их базе инновационных территориальных кластеров, отвечающих современным задачам инновационного развития экономики Хабаровского края;

- формированию высокотехнологичного импортозамещающего научно-производственного комплекса территориально взаимосвязанных инновационных производств и взаимодополняющих инфраструктур для разработки, внедрения в производство и выпуска инновационной продукции в сферах авиастроения и судостроения.

Реализация мероприятия способствует:

- созданию эффективных механизмов реализации кластерной политики в промышленном комплексе Хабаровского края, направленных на развитие высокотехнологичных отраслей производства;

- развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- укреплению внутрикластерных связей;

- формированию стабильных технологических цепочек.

6.4. Развитие комплексной поддержки инновационной деятельности организаций

Основное содержание мероприятия – организация и (или) участие края в выставках, ярмарках, конгрессах, форумах, конференциях, деловых миссиях инновационных компаний и иных мероприятиях, предусматривающих экспонирование инновационной и научно-технической продукции краевых организаций и предприятий как в России, так и за рубежом.

Реализация мероприятия способствует формированию и развитию спроса на инновации и продвижению инновационной продукции на внутренний рынок Российской Федерации и внешние рынки за счет привлечения интереса к инновационным разработкам со стороны потенциальных инвесторов.

6.5. Пропаганда и популяризация инновационной, изобретательской и научно-технической деятельности

Основное содержание данного мероприятия:

- организация проведения работы коммуникативных площадок по вопросам модернизации системы управления краем в инновационной сфере;

- производство теле- и радиопрограмм, направленных на популяризацию успешных историй субъектов инновационной деятельности;

- размещение публикаций в средствах массовой информации о мерах, направленных на поддержку субъектов инновационной деятельности.

Реализация мероприятия способствует информированию заинтересованной общественности о проводимой в крае инновационной политике и существующих формах краевой государственной поддержки инновационной деятельности для подготовки предложений по вопросам развития инновационной деятельности в крае, повышения ее эффективности, а также повышению престижа инженерных профессий.

6.6. Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций

Основное содержание данного мероприятия – организация и проведение ежегодного краевого конкурса молодежных инновационных команд "КУБ", в том числе в интересах развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края.

Реализация мероприятия способствует повышению мотивации молодежи Хабаровского края на участие в научно-исследовательской и творческой деятельности по вопросам создания и внедрения инновационных продуктов для организаций малого и среднего бизнеса, в том числе участников инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края. Проведение конкурса предполагает обучение участников и победителей конкурса управлению инновационной деятельностью.

Информация по инвестиционным проектам, планируемым к реализации в рамках государственной программы, приведена в приложении № 4 к настоящей государственной программе.

Перечень мероприятий подпрограммы и основных мероприятий государственной программы представлен в приложении № 3 к настоящей государственной программе.";

3) в разделе 8:

а) абзацы пятый – седьмой изложить в следующей редакции:

"Общий объем финансирования мероприятий государственной программы составляет 1 048,07 млн. рублей, в том числе:

субсидии из федерального бюджета (по согласованию) – 749,94 млн. рублей;

средства краевого бюджета – 298,13 млн. рублей.";

б) таблицу 2 изложить в следующей редакции:

"Таблица 2

Структура финансирования государственной программы

(млн. рублей)

Источник
финансирования

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 –
2020 годы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

29,67

66,66*

134,55**

124,04

180,14

190,72

322,29

Федеральный бюджет (по согласованию)

0

42,29*

105,71**

93,54

153,68

163,68

191,04

Краевой бюджет

29,67

24,37

28,84

30,50

26,46

27,04

131,25

____________

*В том числе не использованный по состоянию на 01 января 2014 г. остаток межбюджетного трансферта, полученного в форме субсидии, имеющей целевое назначение, в размере 30,73 млн. рублей и возвращенный в доход федерального бюджета в 2014 году.

**В том числе возвращенный в доход краевого бюджета остаток межбюджетного трансферта, полученного в форме субсидии из федерального бюджета и не использованного в 2013 году, в размере 30,39 млн. рублей для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления указанного межбюджетного трансферта в 2013 году.";

4) дополнить разделом 12 следующего содержания:

"12. Подпрограмма "Создание и развитие
инновационного территориального кластера авиастроения
и судостроения Хабаровского края"

 

ПАСПОРТ

подпрограммы "Создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края"

 

Наименование подпрограммы

-

подпрограмма "Создание и развитие инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края" (далее также – подпрограмма)

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края

Соисполнители, участники подпрограммы

-

министерство промышленности и транспорта края;

министерство образования и науки края;

министерство экономического развития края;

автономная некоммерческая организация "Дальневосточное агентство содействия инновациям" (по согласованию)

Цели подпрограммы

-

содействие развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края и организаций – участников подпрограммы в целях повышения конкурентоспособности промышленности Хабаровского края и обеспечения опережающего социально-экономического развития на территории базирования Кластера

Задачи подпрограммы

-

развитие сектора исследований и разработок, включая повышение эффективности кооперации в научно-технической сфере как на территории Кластера, так и за его пределами;

развитие производственного и инновационного потенциалов, улучшение производственной кооперации Кластера, расширение зон применения существующих технологических компетенций (выход на новые технологические рынки), привлечение компаний, наиболее значимых для промежуточных переделов в области продукции для авиастроения, судостроения и иного транспортного машиностроения;

развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров Кластера;

создание эффективной системы управления кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организации и предприятий – участников Кластера в рамках реализации совместных кластерных проектов

Мероприятия подпрограммы

-

осуществление методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

организация и проведение ежегодного краевого конкурса молодежных инновационных команд "КУБ", из них в интересах развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

содействие развитию межкластерных коммуникаций

Показатели (индикаторы) подпрограммы

-

количество организаций, входящих в Кластер (единиц);

численность работников организаций – участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области управления инновационной деятельностью, а также по направлениям реализации государственной программы (единиц);

рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями – участниками Кластера либо одной или более организацией – участником Кластера совместно с иностранными организациями в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

рост объема инвестиционных затрат организаций – участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

рост выработки на одного работника организации – участника Кластера в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

рост объема отгруженной организациями – участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

рост совокупной выручки организаций – участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

количество специалистов инновационной сферы, прошедших стажировку в ведущих российских и зарубежных научных, инновационных центрах (единиц);

количество претендентов на участие в ежегодном краевом конкурсе молодежных инновационных команд "КУБ" (единиц);

количество участников ежегодного краевого конкурса молодежных инновационных команд "КУБ", прошедших обучение в рамках конкурса (единиц);

рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен территориальный кластер (процентов к уровню предыдущего года);

рост количества запатентованных организациями – участниками Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом (процентов к уровню предыдущего года);

численность работников организаций – участников Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом (единиц)

Сроки и этапы реализации подпрограммы

-

подпрограмма реализуется в один этап – в течение 2015 – 2020 годов

Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

-

прогнозный объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 267,43 млн. рублей,

в том числе:

из федерального бюджета (по согласованию) – 210,00 млн. рублей,

в том числе по годам:

2015 год – 20,00 млн. рублей,

2016 год – 90,00 млн. рублей,

2017 год – 100,00 млн. рублей,

2018 – 2020 годы – 0 млн. рублей;

из краевого бюджета – 57,43 млн. рублей,

в том числе по годам:

2015 год – 8,65 млн. рублей,

2016 год – 9,29 млн. рублей,

2017 год – 9,87 млн. рублей,

2018 – 2020 годы – 29,62 млн. рублей

Конечный результат реализации подпрограммы

-

к 2020 году численность работников организаций – участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области управления инновационной деятельностью, составит 260 человек;

в 2020 году рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями – участниками Кластера либо одной или более организацией – участником Кластера совместно с иностранными организациями, в стоимостном выражении составит 221,25 процента к уровню 2014 года;

за период 2015 – 2020 годов ежегодный рост совокупной выручки организаций – участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке в стоимостном выражении составит 5,0 процентов к уровню предыдущего года.

 

12.1. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы

Хабаровский край обладает значительным потенциалом развития машиностроения в отраслях авиастроения и судостроения за счет размещения на его территории передовых производственных предприятий, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке, наличия системы профессиональной подготовки, высокого кадрового и научного потенциала в указанных отраслях. Край располагается в самом быстрорастущем и стратегически важном регионе мира, где наблюдается наибольший рост объемов спроса на продукцию, выпускаемую Кластером.

Реализация кластерного подхода путем формирования новой системы отношений с поставщиками компонентов и создания условий для локализации их производств на территории базирования Кластера, развития кооперации производственных предприятий с вузами и научно-исследовательскими организациями, поддержки инновационной инфраструктуры и создания благоприятных условий для жизни в целях привлечения в Кластер высококвалифицированных кадров обеспечит рост конкурентоспособности продукции Кластера на отечественном и мировом рынках и будет способствовать решению социально-экономических проблем, характерных для Дальнего Востока.

На начало 2015 года в состав Кластера входит более 60 участников, которые представлены:

- предприятиями, ориентированными на производство машиностроительной продукции;

- высшими учебными заведениями;

- научно-исследовательскими институтами;

- проектными организациями, инжиниринговыми и сервисными компаниями;

финансово-кредитными, маркетинговыми и сбытовыми организациями;

- исполнительными органами государственной власти края и органами местного самоуправления.

Основная специализация Кластера – авиастроение и судостроение. Совокупная выручка от продаж продукции организаций Кластера за 2013 год превышает 20 млрд. рублей.

Для проведения оценки возможностей развития Кластера использован SWOT-анализ как наиболее эффективный инструмент, предусматривающий изучение слабых и сильных сторон внутренней среды Кластера, выявление возможностей и прогнозирование потенциальных угроз для его развития во внешней среде (таблица 1).

Таблица 1

Сильные и слабые стороны Кластера

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие компаний мирового уровня, участвующих в стратегических государственных программах и работающих на международном рынке.

2. Высокое качество выпускаемой продукции.

3. Известность торговых марок.

4. Расположение Кластера в непосредственной близости к одному из крупнейших рынков спроса на промышленную продукцию (рынок Азиатско-Тихо-     океанского региона).

5. Наличие географических и инфраструктурных возможностей для размещения поставщиков комплектующих.

6. Транспортно-логистическая доступность (портовая особая экономическая зона (далее – ПОЭЗ) на базе морского порта Советская Гавань с перспективой включения порта Ванино, выгодное экономико-географическое положение).

1. Недостаточное количество кадров высокой квалификации.

2. Недостаточность мер по закреплению кадров в части обеспечения доступной жилищной и социальной инфраструктуры.

3. Недостаток современной производственной и технической инфраструктуры, потребность создания новых производственных площадок.

4. Слабая кооперация между участниками Кластера.

5. Существенная удаленность от крупнейших рынков потребительского спроса Российской Федерации (Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ).

Возможности

Угрозы

1. Стабильный рост рынков продукции Кластера в части авиастроения, который позволяет предприятиям рассчитывать на дальнейшее увеличение числа заказов и расширение своей доли на рынке.

2. Рост производственной программы основных промышленных компаний, входящих в состав Кластера.

3. Модернизация технологий производства.

1. Зависимость от зарубежных производителей компонентов.

2. Конкуренция за потенциальных участников Кластера с другими особыми экономическими зонами и индустриальными парками Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

3. Высокий уровень конкуренции на рынках продукции Кластера.

 

Возможности

Угрозы

4. Программы по выделению самостоятельных бизнес единиц у ключевых участников Кластера.

5. Выполнение роли центра машиностроения в Дальневосточном федеральном округе.

6. Выполнение роли центра привлечения высокотехнологичных производств из Республики Корея, Японии, Китайской Народной Республики и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

7. Наращивание исследовательской базы.

4. Повышение цен на закупаемые материалы.

Исходя из анализа выделенных факторов, а также принимая в расчет мировой опыт работы кластеров, можно определить наиболее перспективное направление развития Кластера.

Преодолеть многие из обозначенных угроз и реализовать возможности можно путем реализации кластерной политики на региональном уровне, в том числе путем формирования новой системы отношений с поставщиками компонентов, локализации производств комплектующих, расширения аутсорсинга, а также развития кооперации с вузами и научно-исследовательскими организациями.

12.2. Цели и задачи подпрограммы

Основной целью подпрограммы является содействие развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края и организаций – участников Программы в целях повышения конкурентоспособности промышленности Хабаровского края и обеспечения опережающего социально-экономического развития на территории базирования Кластера.

Реализация поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

- развитие сектора исследований и разработок, включая повышение эффективности кооперации в научно-технической сфере как на территории Кластера, так и за его пределами;

- развитие производственного и инновационного потенциалов, улучшение производственной кооперации Кластера, расширение зон применения существующих технологических компетенций (выход на новые технологические рынки), привлечение компаний, наиболее значимых для промежуточных переделов в области продукции для авиастроения, судостроения и иного транспортного машиностроения;

- развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров Кластера;

- создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организаций – участников Кластера в рамках реализации совместных кластерных проектов.

12.3. Прогноз конечных результатов реализации подпрограммы

В результате решения задач:

- к 2020 году численность работников организаций – участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области управления инновационной деятельностью, составит 160 человек;

- в 2020 году рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями – участниками Кластера либо одной или более организацией – участником Кластера совместно с иностранными организациями, в стоимостном выражении составит 221,25 процента к уровню 2014 года;

- за период 2015 – 2020 годов ежегодный рост совокупной выручки организаций – участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке в стоимостном выражении составит 5,0 процентов к уровню предыдущего года.

12.4. Сроки и этапы реализации подпрограммы

Реализацию подпрограммы предполагается осуществить в один этап – в период с 2015 по 2020 год.

12.5. Перечень показателей (индикаторов) подпрограммы

Для оценки результатов реализации подпрограммы используются следующие определяющие показатели (индикаторы):

- количество организаций, входящих в Кластер (единиц);

численность работников организаций – участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области управления инновационной деятельностью, а также по направлениям реализации государственной программы (единиц);

- рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями – участниками Кластера либо одной или более организацией – участником Кластера совместно с иностранными организациями, в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

- рост объема инвестиционных затрат организаций – участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

- рост выработки на одного работника организации – участника Кластера в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

- рост объема отгруженной организациями – участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

- рост совокупной выручки организаций – участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке в стоимостном выражении (процентов к уровню предыдущего года);

- количество специалистов инновационной сферы, прошедших стажировку в ведущих российских и зарубежных научных, инновационных центрах (единиц);

- количество претендентов на участие в ежегодном краевом конкурсе молодежных инновационных команд "КУБ" (единиц);

- количество участников ежегодного краевого конкурса молодежных инновационных команд "КУБ", прошедших обучение в рамках конкурса (единиц);

- рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен территориальный кластер (процентов к уровню предыдущего года);

- рост количества запатентованных организациями – участниками Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом (процентов к уровню предыдущего года);

- численность работников организаций – участников Кластера, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом (единиц).

Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы приведены в приложении № 1 к государственной программе.

12.6. Краткое описание мероприятий подпрограммы

Перечень мероприятий подпрограммы (представлен в приложении № 3 к настоящей государственной программе):

1) осуществление методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края.

В рамках реализации мероприятия осуществляется проведение работ по:

- развитию сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;

- развитию системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

- развитию производственного потенциала и производственной кооперации;

- определению перспективных направлений промышленного производства в Хабаровском крае и формирование на их базе инновационных территориальных кластеров, отвечающих современным задачам инновационного развития экономики Хабаровского края;

- формированию высокотехнологичного импортозамещающего научно-производственного комплекса территориально взаимосвязанных инновационных производств и взаимодополняющих инфраструктур для разработки, внедрения в производство и выпуска инновационной продукции в сферах авиастроения и судостроения;

2) организация и проведение ежегодного краевого конкурса молодежных инновационных команд "КУБ", в том числе в интересах развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края: реализация проекта направлена на создание площадки развития инновационного молодежного предпринимательства, повышение компетентности молодых специалистов в инновационной сфере;

3) содействие развитию межкластерных коммуникаций: обеспечение взаимного информационного обмена между территориальными кластерами, обеспечение распространения лучших практик реализации кластерных проектов в кластерах, организация и проведение совместных информационных компаний территориальными кластерами.

Реализация подпрограммы способствует:

- созданию эффективных механизмов реализации кластерной политики в промышленном комплексе Хабаровского края, направленных на развитие высокотехнологичных отраслей производства;

- развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- укреплению внутрикластерных связей;

- формированию стабильных технологических цепочек;

- повышению мотивации молодежи Хабаровского края на участие в научно-исследовательской и творческой деятельности по вопросам создания и внедрения инновационных продуктов для организаций малого и среднего бизнеса, в том числе участников инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- обучению участников и победителей конкурса молодежных инновационных команд "КУБ" управлению инновационной деятельностью.

12.7. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы

Информация по ресурсному обеспечению реализации подпрограммы за счет средств краевого бюджета приведена в приложении № 6 к государственной программе.

Информация по ресурсному обеспечению и прогнозной (справочной) оценке расходов краевого бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, приведена в приложении № 61 к государственной программе.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы по годам приведен в таблице 2.

Таблица 2

Структура финансирования подпрограммы

 

(млн. рублей)

Источник
финансирования

2015 год

2016 год

2017 год

2018 –
2020 годы

1

2

3

4

5

Всего

28,65

99,29

109,87

29,62

Федеральный бюджет
(по согласованию)

20,00

90,00

100,00

0

Краевой бюджет

8,65

9,29

9,87

29,62

12.8. Анализ рисков реализации подпрограммы

Важным условием успешной реализации настоящей подпрограммы является компонент управления рисками в целях минимизации их влияния на достижение целей подпрограммы.

Выполнению поставленных задач могут помешать макроэкономические риски, которые связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита.

В целях управления указанными рисками предусматриваются:

- ежегодная корректировка мероприятий, показателей (индикаторов) и объемов финансирования подпрограммы на основе проведения мониторинга реализации подпрограммы;

- информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации подпрограммы;

- обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников подпрограммы;

- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей;

5) приложения № 1 – 4, 6 – 9 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


 

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также