Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 16.09.2015 № 299-пр



 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

N 299-пр

 

16 сентября 2015 г.          г. Хабаровск

 

О внесении изменений в постановление Правительства

Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр "Об утверждении

государственной программы Хабаровского края "Развитие

физической культуры и спорта в Хабаровском крае"

 

В целях приведения нормативного правового акта Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", заменив в наименовании, постановляющей части слова "и спорта в Хабаровском крае" словами ", спорта и молодежной политики в Хабаровском крае".

2. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

Правительства Хабаровского края

от 24 мая 2012 г. N 169-пр

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

 

ПАСПОРТ

государственной программы Хабаровского края "Развитие

физической культуры, спорта и молодежной политики

в Хабаровском крае"


 

Ответственный исполнитель

-

министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края (далее - край)

Соисполнители, участники

-

министерство социальной защиты населения края;

министерство строительства края;

администрации муниципальных образований края (по согласованию)

Цель государственной программы

-

создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение эффективности подготовки спортсменов края в спорте высших достижений, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи

Задачи государственной программы

-

развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;

развитие материально-технической базы для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;

создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;

создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

создание условий для развития и поддержки молодежных инициатив;

создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей;

совершенствование системы вовлечения молодых граждан в социальную практику, добровольчество, позитивную общественную деятельность;

развитие системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;

содействие занятости молодежи

Подпрограммы

-

в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия государственной программы

-

создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

повышение эффективности системы подготовки спортивного резерва;

создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;

развитие молодежной политики

Основные показатели (индикаторы)

-

удельный вес жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края (процентов);

соотношение средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в крае (процентов);

доля жителей края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

доля жителей края, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории (процентов);

доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов в крае (процентов);

доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (процентов);

численность спортсменов края, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команд Российской Федерации (человек);

единовременная пропускная способность объектов спорта (уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями) (процентов);

доля молодых людей, вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи края 14 - 30 лет (процентов)

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

реализация Программы будет осуществляться в два этапа: первый этап - с 2012 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

-

общий объем финансирования (прогнозная справочная оценка) составляет 16 609,57 млн. рублей, в том числе:

субсидии из федерального бюджета - 578,15 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 14,22 млн. рублей,

2013 год - 86,29 млн. рублей,

2014 год - 468,80 млн. рублей,

2015 год - 8,84 млн. рублей,

2016 год - 0 млн. рублей,

2017 год - 0 млн. рублей,

2018 - 2020 годы - 0 млн. рублей;

из краевого бюджета - 10 683,88 млн. рублей;

в том числе по годам:

2012 год - 2 560,37 млн. рублей,

2013 год - 1 189,40 млн. рублей,

2014 год - 1 137,57 млн. рублей,

2015 год - 1 674,01 млн. рублей,

2016 год - 813,12 млн. рублей,

2017 год - 827,35 млн. рублей,

2018 - 2020 годы - 2 482,06 млн. рублей;

из бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 2 387,69 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 131,01 млн. рублей,

2013 год - 307,40 млн. рублей,

2014 год - 206,40 млн. рублей,

2015 год - 116,98 млн. рублей,

2016 год - 77,10 млн. рублей,

2017 год - 65,50 млн. рублей,

2018 - 2020 годы - 1 483,30 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 2 959,85 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 30,00 млн. рублей,

2013 год - 21,50 млн. рублей,

2014 год - 135,00 млн. рублей,

2015 год - 158,35 млн. рублей,

2016 год - 2 345,00 млн. рублей,

2017 год - 105,00 млн. рублей,

2018 - 2020 годы - 165,00 млн. рублей

Конечный результат реализации государственной программы

-

повышение роли и вклада физической культуры, спорта и молодежной политики в социально-экономическое развитие края, что позволит достигнуть к 2020 году:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края до 43,6 процента;

увеличение доли жителей края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 40,0 процента;

увеличение доли жителей края, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике, до 27,0 процента;

увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов в крае до 75,5 процента;

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории до 23,1 процента;

увеличение доли спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, до 36,5 процента;

увеличение доли спортсменов края, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, в общем количестве спортсменов, занимающихся на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, до 35,0 процента;

увеличение количества спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения до 205,5 единицы;

увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта (уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями) до 48,0 процента;

увеличение обеспеченности жителей края спортивными сооружениями: спортивными залами - до 48,5 процента; плоскостными сооружениями - до 33,3 процента; бассейнами - до 13,5 процента;

увеличение доли молодых людей края, вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи края до 12 процентов;

увеличение количества действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных, до 148 единиц;

достижение соотношения средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей к средней заработной плате в крае до 100,0 процента.


 

1. Характеристика и основные проблемы текущего состояния

физической культуры, спорта и молодежной политики в крае

 

Приоритетом социальной политики края, определенным Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, является формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края для проживания населения, привлечения новых жителей, закрепления проживающего и прибывающего населения.

Проводимый на сегодняшний день экономический курс, устанавливающий приоритетные задачи социально-экономического развития края, определяет конкретные первоочередные шаги в социально-культурных сферах, в том числе в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики.

По каждому из направлений сферы физической культуры, спорта и молодежной политики края происходят устойчивые изменения, складывающиеся в целостную положительную динамику развития системы.

В настоящее время спорт обретает все более динамичный характер полноценного социального института. Он активно внедряется в систему образования и воспитания подрастающего поколения, используется как средство отдыха и оздоровления различных социальных групп населения, реабилитации инвалидов, повышает стрессоустойчивость.

Систематические занятия физической культурой и спортом не только способствуют укреплению здоровья, но и выполняют такие важные социальные функции, как: укрепление нравственности, социальная адаптация, снижение социальной напряженности, профилактика правонарушений, борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек, трудовая занятость.

Текущее состояние физической культуры и спорта в крае характеризуется положительными тенденциями, связанными с развитием спортивных и физкультурных традиций, высокими достижениями спортсменов края на всероссийских и международных соревнованиях, строительством и модернизацией спортивных сооружений.

Сегодня в структуру физкультурно-спортивного движения края входят краевой и муниципальные органы управления физической культурой и спортом, 7 краевых государственных учреждений, 26 учреждений дополнительного образования спортивной направленности муниципальной и ведомственной принадлежности, в которых занимается 29,5 тысячи детей и подростков, Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", Хабаровский краевой физкультурно-спортивный клуб профсоюзов "Спартак", краевой физкультурно-спортивный клуб "Локомотив", региональное отделение ДОСААФ России, отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России", краевые федерации по видам спорта, профессиональные клубы по игровым видам спорта, представляющие край в различных спортивных дивизионах страны.

Вопросы физического воспитания детей и молодежи решаются также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования).

С каждым годом растет интерес жителей края к занятиям спортом и физической культурой, престижность здорового образа жизни. В сфере массового спорта ежегодно проводится 18 комплексных спартакиад и фестивалей среди различных демографических групп населения края, наиболее массовыми из которых ежегодно становятся краевые этапы Президентских спортивных игр и Президентских состязаний, спартакиады образовательных организаций профессионального образования, ветеранов спорта, летний и зимний фестивали краевых организаций профсоюзов "Азарт. Здоровье. Отдых". Помимо этого на территории края проводится большая часть соревнований Дальневосточного федерального округа по программе Всероссийских спартакиад учащихся и молодежи.

В соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий края ежегодно более 70 тысяч жителей, спортсменов различной квалификации и уровня подготовки участвуют в одной тысячи мероприятий краевого, межрегионального, всероссийского и международного уровней. Более шестидесяти процентов из них - это соревнования среди детей, подростков и молодежи.

Необходимо отметить, что в крае наметились положительные тенденции увеличения численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом. По состоянию на 31 декабря 2014 года значение данного показателя составляет 10,8 процента, что на 8,1 процента больше, чем в 2009 году.

В крае количество учреждений, предприятий и организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, проводящих систематические занятия физической культурой и спортом, по итогам 2014 года увеличилось на 14 единиц к уровню 2012 года и составляет 1794 единицы.

Результатом проводимой работы является показатель "Удельный вес жителей края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края", который в 2014 составил 28,6 (16,6 процента в 2009 году).

Весомой составляющей в формировании вышеназванного основного показателя является доля учащихся и студентов образовательных организаций края, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

В образовательных организациях края дополнительными занятиями в спортивных группах и секциях в 2014 году охвачено 59,9 процента учащихся, что на 20 процентов больше, чем в 2009 году.

Динамика увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом в образовательных организациях края носит положительный характер, однако для дальнейшего роста данного показателя необходимы консолидированные усилия по созданию необходимой материально-технической базы.

Одним из основных целевых показателей оценки и динамики, характеризующих развитие отрасли, является доля граждан, занимающихся в организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6 - 15 лет.

Подготовка спортивного резерва ведется в 13 муниципальных образованиях края в 31 организации, из которых 5 - краевые, 23 - муниципальные, 3 - частные и ведомственной принадлежности. Организациями дополнительного образования, реализующими образовательные программы спортивной направленности, охвачено 42,5 тысячи детей и молодежи края.

Молодые спортсмены края достойно представляют наш регион в ежегодных массовых Всероссийских стартах - спартакиадах учащихся, молодежи, трудящихся и инвалидов России.

Общая численность штатных работников отрасли в 2014 году составила 3226 человек, из них специалистов, впервые приступивших к работе в отрасли, - 186 человек, специалистов со специальным образованием - 2900 человек. В целях привлечения специалистов и закрепления молодых специалистов в крае продолжается реализация программы образовательного кредита и сберегательного капитала, предусмотрены стимулирующие надбавки молодым специалистам, впервые окончившим высшее отраслевое учебное заведение. Доля штатных тренеров и тренеров-преподавателей от общего числа работников отрасли края в 2014 году составила 29,1 процента. Обеспеченность штатными работниками физической культуры и спорта - 90,6 процента.

Приоритетным направлением развития физической культуры и спорта в крае является подготовка сборных команд края к межрегиональным, всероссийским и международным спортивным соревнованиям.

На территории края развивается 89 видов спорта, из них 22 базовых, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации для края.

Деятельность по развитию видов спорта осуществляют аккредитованные спортивные федерации. В 2014 году из 80 зарегистрированных на территории края федераций по видам спорта государственную аккредитацию получили 56 федераций.

В сборные команды России по различным видам спорта и возрастным группам входят 112 представителей края по 26 видам спорта, из них по олимпийским видам спорта - 63 человека и 49 человек - по видам спорта, не относящимся к олимпийским. Наибольшее количество спортсменов края представлено в сборных командах России по легкой атлетике - 20 человек, спортивному ориентированию - 13 человек.

Сильнейшие спортсмены края являются членами сборных команд России по таким видам спорта, как бокс, дзюдо, хоккей, тяжелая и легкая атлетика, кикбоксинг, киокусинкай, прыжки на батуте, фристайл, горнолыжный спорт, пауэрлифтинг, стрельба из лука, велоспорт-шоссе, пулевая стрельба, стрельба из арбалета, спортивная борьба, спортивное ориентирование, конькобежный спорт, настольный теннис, самбо, адаптивные виды спорта.

Тенденция усиления конкуренции на российской спортивной арене предполагает активную работу по поиску новых подходов к развитию системы подготовки спортивного резерва в крае.

В результате произошедших социально-экономических изменений система детско-юношеского спорта, обеспечивавшая ранее надлежащий уровень подготовки спортивного резерва, значительно изменилась.

Практически утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. В связи с прекращением финансирования детско-юношеского спорта через систему профсоюзов территориально-ведомственная организация подготовки резерва, обеспечивавшая как массовость, так и высокий уровень качества этой работы, уступила место территориальной организации.

В результате этого практически прекратилась централизованная подготовка одаренных молодых спортсменов в сборных командах спортивных обществ, которая позволяла обеспечить отбор и качественную подготовку перспективных молодых спортсменов независимо от наличия необходимых условий в местах их проживания.

В этих условиях спортивные федерации оказались неспособны реализовать установленные законодательством права и полномочия по подготовке спортивного резерва.

Усугубляет ситуацию и то, что большинство спортивных школ находятся на муниципальном уровне, что не позволяет им в полном объеме обеспечить процесс спортивной подготовки, так как органы местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями (они отвечают только за развитие физической культуры и массового спорта) и не имеют достаточные объемы финансирования.

В связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года N 172 по поэтапному внедрению на территории Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), повышением роста интереса населения края к занятиям спортом требуется значительное увеличение площадей спортивных сооружений, а также количества простейших плоскостных сооружений, отвечающих современным требованиям к их оснащению. Построенные в последние годы физкультурно-оздоровительные комплексы востребованы жителями края всех возрастов.

За период участия в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации по строительству и реконструкции объектов спорта различного типа на территории края по состоянию 31.12.2014 введено в эксплуатацию 13 спортивных объектов.

Всего в крае имеется 2,6 тысячи действующих спортивных объектов различного типа, из которых более одной тысячи являются плоскостными сооружениями, в основном расположенными на жилых массивах, 526 - стандартными спортивными залами, большая часть из которых расположена в образовательных организациях края. К крупным объектам относятся 14 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 145 футбольных полей, 5 крытых спортивных объектов с искусственным льдом, 3 легкоатлетических манежа, 59 плавательных бассейнов.

Тем не менее, этого недостаточно.

Так, обеспеченность основными категориями спортивных сооружений в крае в 2014 году составила:

- спортивными залами - 48,08 процента от норматива;

- плоскостными спортивными сооружениями - 31,9 процента от норматива;

- бассейнами - 13,1 процента от норматива.

Единая пропускная способность спортивных сооружений всех типов составляет 39,5 процента.

Единая пропускная способность спортивных сооружений всех типов составляет 39,1 процента.

В настоящее время вопрос развития спортивной материальной базы края, в том числе образовательных организаций, является одним из ключевых. Спортивные площадки, сооружения, их оснащение и доступность - это основа построения целостной системы физического воспитания молодежи.

С целью популяризации физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни в крае ведется постоянная работа по информированию населения о физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых в городских округах и муниципальных районах, о результатах выступлений спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях. В средства массовой информации еженедельно направляются планы предстоящих мероприятий и информация о результатах выступлений краевых спортсменов на соревнованиях. Данная информация размещается в сети "Интернет" на официальном сайте министерства спорта и молодежной политики края, а также распространяется через аккаунты министерства спорта и молодежной политики края в социальных сетях.

Несмотря на высокий уровень вовлеченности жителей в занятия физической культурой и спортом, задействован не весь имеющийся в крае потенциал. Необходимо разрабатывать новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для населения края разного уровня физической подготовки.

Во многом не использован потенциал спортивной общественности по месту жительства граждан. Необходимо создать условия для широкого физкультурного движения на местах, инициировать образование любительских спортивных обществ. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является физкультурно-спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности жителей края.

Для дальнейшего развития физической культуры и спорта остается недостаточным количество спортивных сооружений в крае, особенно в сельской местности, несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста инфраструктуры спорта. Сегодня достигнута максимальная загрузка всех спортивных сооружений, и это является одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли.

В крае ощутим недостаток в специализированных спортивных сооружениях: плавательных бассейнах, стрельбищах, легкоатлетических манежах, велотреках, лыжных базах.

Состояние существующей материально-технической базы не соответствует современным требованиям развития физической культуры и спорта, не позволяет проводить официальные соревнования на международном уровне. Ввиду отсутствия современной спортивной базы сборные команды края вынуждены выезжать на тренировочные сборы по подготовке к крупным соревнованиям в другие регионы. Некоторые спортивные объекты полностью не соответствуют современным требованиям, в частности, стадион "Динамо" в городе Хабаровске, стадион "Спартак" в городе Советская Гавань, не решены вопросы ремонта бассейнов в городах Николаевске-на-Амуре, Советской Гавани, деятельность которых была приостановлена в соответствии с предписаниями уполномоченных структур.

Необходимо перейти к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, медицины и управления.

Одной из важных составляющих развития системы физической культуры и спорта является медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включающее в себя:

систематический контроль за состоянием здоровья;

оценку соответствия физических нагрузок состоянию здоровья;

профилактику и лечение заболеваний и полученных травм, медицинскую реабилитацию;

восстановление здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

В целях повышения качества медицинского контроля и медицинского обеспечения физической культуры и спорта необходимо создание в крае врачебно-физкультурного диспансера.

Приоритетные задачи социально-экономического развития края требуют продолжения реализации государственной молодежной политики в рамках идеи создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в развитие региона.

В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю численность молодежи края по состоянию на 01 января 2014 года составила более 342 тысяч человек или 25 процентов от всего населения края. Из них 81,7 процента - городская молодежь и 18,3 процента - представители сельской молодежи.

Молодежь - это наиболее динамично развивающаяся категория населения и от ее позитивного настроя, социальной активности и духовного благополучия зависит успех проводимых преобразований, общее развитие края в целом.

Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам.

Вместе с тем в настоящее время в молодежной среде существуют проблемы, которые сдерживают ее развитие и приводят к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала общества.

Ключевыми проблемами, характеризующими положение молодежи, являются:

- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям государства и общества;

- низкий уровень интереса у молодежи к участию в общественно-политической жизни общества.

Современный период развития России сопровождается процессом формирования гражданского общества, в котором общественные организации являются основным социальным институтом, обеспечивающим самореализацию молодежи, становление ее социальной активности и ответственности, формирование ее ценностей и моделей поведения.

На данном этапе требуется усиление внимания к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов работы с молодым поколением на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Как показывают результаты региональных социологических исследований, молодежь края слабо ощущает на себе влияние государственной молодежной политики.

Данные исследований показывают, что оценка позитивного отношения государства, а, следовательно, и властных структур, действующих от его лица, к молодежи по-прежнему достаточно низкая (чуть более 10 процентов от числа опрошенной молодежи). Хотя и прослеживается незначительная устойчивая положительная динамика изменения оценок молодежи.

Результаты анализа показывают, что чем старше становится молодой человек, совершая переход из разряда "организованной" (17-летней молодежи), как правило, учащейся молодежи, тем в меньшей степени он ощущает на себе позитивное влияние молодежной политики. Это дает основание предположить, что большинство молодежи "выпадает" из зоны влияния органов управления. Как следствие, молодежь недостаточно владеет информацией о молодежных программах и проектах, не ощущает тех условий, которые позволяют ей использовать свой потенциал на разных этапах своего развития.

С 2012 года молодежная политика в крае реализовывалась в рамках государственной целевой программы "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства края от 05 июня 2012 г. N 177-пр. За период действия программы отмечены следующие изменения. Увеличилось число детских и молодежных общественных организаций на 100 единиц. Доля молодых людей, вовлеченных в деятельность общественных организаций, увеличилась с 5 до 8 процентов. Возросла доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и творческой направленности, в общей численности молодежи края в возрасте 14 - 30 лет с 5 до 7 процентов.

В крае создана система мер по реализации молодежной политики, определены основные механизмы и приоритетные направления, видны положительные тенденции в развитии. В настоящее время молодежная политика в крае имеет следующие основные характеристики.

Деятельность по реализации государственной молодежной политики осуществляют два краевых государственных учреждения и 11 муниципальных молодежных центров. Кружки и секции в центрах посещают около 102 тысяч подростков и молодежи, или более 29 процентов молодежи края. Помимо учреждений молодежной политики в муниципальных образованиях края работу с детьми и молодежью ведут учреждения образования, культуры и спорта.

Общая численность специалистов - 504 человека, в том числе в районах края задействовано 226 человек, из которых 29 процентов - муниципальные служащие. Кроме того, деятельность по работе с молодежью также осуществляют сотрудники учреждений культуры, спорта, дополнительного образования.

За активную работу в сфере молодежной политики 122 работника социальной сферы и 58 организаций края в период с 1997 по 2014 год стали лауреатами премий Губернатора края в области государственной молодежной политики.

Ежегодно в целях формирования единого подхода к реализации государственной молодежной политики на территории края, обобщения опыта работы муниципальных молодежных центров, выявления лучших работников учреждений по работе с молодежью проходит смотр-конкурс на лучший муниципальный молодежный центр.

В целях формирования здорового образа жизни у молодежи с 2013 г. в крае реализуется федеральный проект "Беги за мной!". В рамках проекта проводятся регулярные занятия спортом и мастер-классы, реализуются акции в поддержку здорового образа жизни, краевые и муниципальные фестивали.

За период реализации краевого конкурса общественно полезных проектов и программ были выделены гранты на реализацию 13 проектов шести муниципальных районов и двух общественных организаций в сфере популяризации спорта, здорового образа жизни и профилактики наркомании.

Среди других мероприятий по развитию здорового образа жизни следует выделить турниры и соревнования по различным видам "уличного" спорта и творчества (стритбол, скейтинг, хип-хоп и др.), молодежные фестивали уличной культуры.

Приоритетным направлением социальной политики в крае является патриотическое воспитание граждан, в том числе детей и молодежи.

В рамках комплексной работы по патриотическому воспитанию в крае органами по работе с молодежью осуществляется координация деятельности военно-патриотических клубов и объединений. В настоящее время ведут работу 136 школьных военно-спортивных клубов и объединений военно-патриотической направленности. Численность воспитанников превышает 9,7 тысячи.

В 2 городских округах и 15 муниципальных районах созданы церемониальные отряды (за исключением Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов). В рамках своей деятельности воспитанники отрядов принимают участие в различных церемониалах, проходят обучение по символике, строевой подготовке, барабанному бою, развертыванию флага. Ежегодно проводится Слет церемониальных отрядов края.

В целях усиления военно-патриотической работы на базе краевого государственного бюджетного учреждения "Краевой центр молодежных инициатив" создан краевой центр патриотического воспитания и допризывной подготовки. Центр является специализированным учебно-воспитательным комплексом, который обеспечивает мотивацию молодежи допризывного возраста к защите Отечества и военной службе.

Определяющим элементом работы с активной частью молодежи является поддержка детского и молодежного общественного движения, молодежной и студенческой инициативы, молодежного управленческого кадрового резерва.

В Едином информационном реестре детских и молодежных общественных организаций края по итогам 2014 года состояло 615 детских и молодежных объединений. Количество участников объединений - 103,4 тыс. человек.

В целях поддержки социально значимых инициатив молодежи в крае проводится конкурс общественно полезных проектов. В рамках конкурса на реализацию социально значимых проектов молодежным общественным организациям и муниципальным образованиям края ежегодно выделяется 3 млн. рублей.

Всего за период с 2009 по 2014 годы было поддержано 86 проектов (57 проектов представлены среди муниципальных образований, 29 проектов представлены среди детских и молодежных общественных объединений) на общую сумму более 14,5 млн. рублей.

Более 500 молодых людей прошли обучение основам социального проектирования, 70 процентов проектов, представленных для участия в конкурсе в 2014 году, - проекты молодежных объединений, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Сформирован и осуществляет свою деятельность "кадровый резерв" Правительства края - Молодежное правительство края, в состав которого входят 24 человека, прошедших многоэтапный отбор и стажировки в органах исполнительной власти края.

В целях поддержки талантливой молодежи традиционно проводится Дальневосточный фестиваль "Студенческая весна", который объединил в себе конкурс научных исследований студентов по восьми направлениям и пять творческих конкурсов. Общая численность участников - свыше 2 500 человек. По итогам фестиваля делегация края принимала участие во всероссийском фестивале "Российская студенческая весна", заняв призовые места. В июле 2014 года 120 студентов края представили регион на Международном фестивале "Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества" в г. Чите.

Одним из самых популярных движений в крае является КВН-движение. Всего в крае 143 молодежных и школьных команды с общей численностью 1,3 тыс. человек. Востребованы среди молодежи игры Тихоокеанской лиги КВН и КВН старшеклассников.

Вовлечение в трудовую деятельность позволяет молодым людям, проходя важный этап социализации, эффективно включаться в экономику края, получать первичный опыт взаимодействия с работодателем и средства на удовлетворение личных потребностей. Коллективные формы обеспечения летней занятости, такие, как студенческие трудовые отряды, позволяют молодежи, находясь среди своих сверстников, чувствовать себя комфортно в новом месте и коллективе, а также снижают вероятность наступления других рисков.

На учете по безработице в органах службы занятости в 2012 и 2013 годах состояло 4,2 и 4,1 тыс. молодых людей соответственно, что составляет 1,2 процента от общего числа молодежи края. Стоит учитывать, что уровень регистрируемой безработицы в молодежной среде может быть в десятки раз ниже реальной (общей безработицы). При этом статистика не учитывает количество людей, желающих переехать в другой регион или за пределы страны в связи с невозможностью найти подходящее место работы.

Для решения вопросов занятости молодежи в крае проводится работа по вовлечению молодежи в трудовые отряды старшеклассников, краевой социальный отряд, студенческие трудовые отряды.

В 2014 году с учетом оплачиваемых летних практик различными формами обеспечения летней занятости было охвачено более 4,5 тыс. человек, из них 740 - бойцы студенческих трудовых отрядов, прирост численности которых к уровню 2011 года составил 390 человек.

Одним из важных элементов обеспечения занятости молодежи является привлечение молодых людей к предпринимательской деятельности.

С 2013 года в крае реализуется федеральная программа "Ты - предприниматель". На реализацию мероприятий программы привлекаются средства федерального бюджета в рамках проведения конкурса среди субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации по мероприятию "содействие развитию молодежного предпринимательства".

Все мероприятия, организованные в рамках программы "Ты - предприниматель", направлены на привлечение в бизнес талантливых и активных молодых людей посредством информирования о необходимых шагах при организации собственного предприятия, соответствующих грантах и программах поддержки для предпринимателей, а также посредством постоянного информационного обеспечения.

В целях поддержки развития молодежного предпринимательства, увеличения количества вновь создаваемых хозяйствующих субъектов, поддержки реализации новаторских идей стартующего бизнеса в крае реализуется мероприятие по оказанию финансовой поддержки посредством предоставления субсидий (грантов) начинающим молодым предпринимателям. В 2013 году субъектам молодежного предпринимательства предоставлено 7 субсидий (грантов), в 2014 году - 10 субсидий (грантов).

По результатам проводимой деятельности по вовлечению молодежи в предпринимательство в 2013 году прошли обучение 300 человек, разработали бизнес-планы 178 человек, создали собственный бизнес 42 человека. Всего в реализации программы приняли участие свыше 2,5 тыс. молодых людей.

Сегодня создан и функционирует координационный совет молодежи, занятой в различных отраслях экономики края, в состав которого входят представители 15 муниципальных образований. На промышленных предприятиях и организациях края созданы молодежные общественные советы.

Стали ежегодными конкурсы профессионального мастерства среди молодежи. В том числе конкурс профессионального мастерства среди молодых работников промышленных предприятий края "Лучший по профессии" по специальности сварщик, токарь. Проводятся конкурсы профессионального мастерства руководителей и педагогов военно-патриотических клубов и объединений. В 9 муниципальных образованиях края организованы более 50 районных и городских конкурсов профессионального мастерства. В крае с 2012 года проводятся чемпионаты по рабочим профессиям в рамках национального движения "WorldSkills Russia".

Для создания условий эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в крае осуществляется комплекс мер.

В 2014 году количество занимающихся в 11 муниципальных молодежных центрах по различным направлениям (молодежные организации, трудовая занятость, патриотическое воспитание и др.) составило более 100 тысяч человек, в том числе 31 процент - подростки группы социального риска.

Одним из эффективных условий социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, является реализация мероприятий по профилактике поведенческих болезней и популяризация здорового образа жизни.

На постоянной основе проводится ряд физкультурно-массовых мероприятий с привлечением подростков группы риска. Так, в 2014 году проведено: 502 спортивных мероприятия; 70 физкультурных мероприятий, из них 19 мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам, 27 физкультурных мероприятий, из них 7 комплексных среди детей и учащейся молодежи с участием более 30 000 человек.

В 9 муниципальных образованиях края созданы 18 физкультурно-спортивных клуба на базе общеобразовательных школ, в которых занимается свыше 2 тысяч детей и подростков.

Ежегодно учреждения дополнительного образования спортивной направленности края проводят работу по привлечению к спорту и физической культуре детей и подростков из малообеспеченных семей, из неблагополучных семей, семей "группы риска", подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Зачисление и тренировки в учреждениях спортивной направленности края проводятся бесплатно.

Одним из способов борьбы с правонарушениями в молодежной среде является создание альтернативных форм занятости для социализации и самореализации в виде добровольчества и трудовой деятельности. На территории края организованы различные формы занятости несовершеннолетних, включающие в себя занятость в трудовых отрядах, а также добровольческую деятельность, спортивные мероприятия.

В летний период в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, п. Западный Советско-Гаванского района организована работа краевого молодежного социального отряда по уборке социально значимых объектов, благоустройству территорий, ремонтным работам. В составе отряда 60 процентов - воспитанники детских домов, подростки из неблагополучных семей. Уровень заработной платы составляет от 3 500 до 5 500 руб. В период с 2009 по 2013 год трудоустроены 450 несовершеннолетних.

В результате деятельности, направленной на создание условий для эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в крае сформирована система социального воспитания молодежи, профилактики нежелательных жизненных ситуаций и поведенческих болезней.

Асоциальные проявления, в том числе экстремистской направленности, в молодежной среде представляют серьезную угрозу стабильности и безопасности страны в целом. Профилактика негативных настроений среди молодежи осуществляется посредством межведомственного взаимодействия структурных подразделений края по работе с подростками и молодежью.

Ежегодная практика проведения "круглых столов" по данной тематике распространена в 9 муниципальных образованиях края. Регулярные информационные встречи для педагогов дополнительного образования детей, заместителей директоров по воспитательной работе образовательных организаций, родителей подростков, учащихся профессиональных образовательных организаций на темы: "Профилактика экстремизма в молодежной среде", "Основы православной культуры", "Основы мировой религии", "Подросток и улица - влияния и последствия" и т.д. проходят в двенадцати муниципальных образованиях края.

Особое внимание уделяется вовлечению молодежи в деятельность по содействию правоохранительным органам в плане охраны общественного порядка. Целью данных общественных формирований является проведение мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению, сохранение и укрепление порядка и безопасности граждан.

Ежегодно молодежь края принимает участие в работе Всероссийского образовательного форума "Селигер". В региональных форумах "СахаСелигер", "Острова" приняли участие молодые ученые, молодые преподаватели, реализующие различные социальные и бизнес-проекты на территории края.

Традиционно осуществляется обмен молодежными делегациями с провинцией Кенсаннам-до Республики Корея. В ходе визитов происходит знакомство с культурой, бытом и традициями, что способствует налаживанию дружественных отношений между странами.

Ежегодно в рамках реализации программы "Дальневосточные святыни боевой славы России", направленной на увековечивание памяти героев-победителей, защищавших наше государство в военное время, молодежь и ветераны посещают памятные места - захоронения русских воинов на территории Китайской Народной Республики. Только за последние 10 лет в программе приняли участие более 250 человек. Делегация края посетила памятные места в городах Порт-Артур, Далянь, Харбин, Хайлар, Циндао. Все это время велась совместная русско-китайская работа по составлению полного описания захоронений и памятников, установлению численности и имен погибших.

В крае создана система информирования молодых людей о возможностях и условиях получения государственной поддержки. Действующие молодежные образовательные Интернет-порталы www.proobraz27.ru, www.tyvcentre.ru, телепередача "Классная работа", молодежные форумы в социальных сетях представляют полный комплект информации в оперативном режиме.

Сегодня молодежь рассматривается в качестве полноправного субъекта молодежной политики, основного партнера властей всех уровней в ее выработке и реализации. Современная молодежная политика ориентирована на максимальное включение молодежи в социальную практику, на создание условий и возможностей для самостоятельного решения молодежным сообществом собственных проблем и полноценного участия молодежи в жизни общества.

Вместе с тем в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала края.

Одной из существенных проблем является снижение абсолютной численности и доли молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами. Учитывая тот факт, что данная тенденция актуальна для всей России, в крае угроза снижения числа молодежи стоит особенно остро.

По данным доклада "Молодежь России 2000 - 2025: развитие человеческого капитала", подготовленного специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), доля молодежи в общей численности населения края сократится до 17,34 процента к 2025 году.

Ухудшается состояние физического здоровья молодого поколения, снижается двигательная активность, не сокращается количество молодых людей, употребляющих алкогольные напитки.

Каждый второй подросток, состоящий на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, посещает кружки и секции.

Значительная часть молодежи не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления. Так, в 2014 году статус безработного получили 7569 человек в возрасте 16 - 29 лет. Удельный вес молодежи в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, составил 43,3 процента, из них 43,1 процента признаны безработными.

Несбалансированность структуры предложения на рынке образовательных услуг со структурой спроса на рынке труда и отсутствие долгосрочных прогнозов делают затруднительным трудоустройство выпускников.

Переизбыток специалистов гуманитарной направленности уже ликвидирован, но до полноценного насыщения экономики края необходимыми инженерными кадрами следует провести системную работу.

Большинство работодателей для исключения издержек на адаптацию молодых специалистов по-прежнему отдает предпочтение опытным кадрам. Механизм наставничества мог бы снизить остроту проблемы, но в настоящий момент он отсутствует.

Также вызывает опасение тенденция "потери человеческого капитала", так как молодые люди не полностью используют имеющийся у них потенциал, что в итоге может привести к замедлению социально экономического развития. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления.

В крае существует проблема с недостаточной инфраструктурной обеспеченностью молодежной сферы. Все еще не хватает структур по работе с подростками и молодежью по месту жительства, таких как подростково-молодежные клубы, дома молодежи, молодежные центры. В некоторых муниципальных образованиях полностью отсутствуют учреждения молодежной сферы. Отсутствует сбалансированность в размещении инфраструктуры учреждений органов по делам молодежи, что влияет на их доступность.

Также многие из действующих учреждений не имеют должного оснащения и кадрового обеспечения, что заметно снижает эффективность их работы.

Кроме того, одной из острых проблем современной молодежи края, несмотря на активное пользование ресурсами сети "Интернет", включая социальные сети, форумы, информационные порталы, остается информационный вакуум в молодежной среде, отсутствие четких механизмов позитивного воздействия на подрастающее поколение, обмена качественным, развивающим контентом.

Решение проблемы информационного обеспечения государственной молодежной политики требует развития следующих направлений:

- создание и постоянное развитие системы информирования населения о возможностях и услугах, предоставляемых учреждениями, органами по делам молодежи;

- активное использование новых информационных технологий в деятельности учреждений с привлечением молодежи;

- создание и обеспечение работы сайтов учреждений органов по делам молодежи.

Вместе с тем продолжают оставаться нерешенными некоторые проблемы:

1) слабая межотраслевая координация в сфере молодежной политики;

2) несформированность эффективной системы выявления и сопровождения талантливой и активной молодежи;

3) невысокий уровень гражданской активности и роли молодежи в общественно-политических процессах;

4) ограниченность инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений и социальных служб для молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежи;

5) не завершен поиск эффективных форм организации добровольческого (волонтерского) движения, остается значительным разрыв между потребностями в волонтерском труде и количеством добровольцев;

6) наблюдается направленность мероприятий молодежной политики на молодых людей, обучающихся в учебных заведениях, отсутствие системной работы с работающей молодежью.

В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах края.

 

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики

в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики,

основные цели и задачи Программы

 

Государственная политика края в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики, а также механизмы их реализации определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

На краевом уровне положения федеральных документов развиваются в Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, Основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов.

В настоящее время ключевым документом, устанавливающим долгосрочные приоритеты развития физической культуры и спорта, является Стратегия развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства края от 26 января 2012 г. N 13-пр (далее - Стратегия). Главной целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей края вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить результаты спортсменов края на всероссийских и международных соревнованиях.

Ключевым документом, устанавливающим долгосрочные приоритеты государственной молодежной политики, является Закон края от 24 декабря 1999 г. N 175 "Об основах молодежной политики в Хабаровском крае".

Для реализации стратегической государственной политики края в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики в крае определены следующие приоритетные направления:

- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

- развитие регионального потенциала в сфере физической культуры и спорта;

- повышение интереса различных категорий граждан к занятиям физической культурой и спортом путем пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни (разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни);

- формирование системы ценностей и мировоззрения молодежи, способствующей качественной реализации ее потенциала;

- создание условий для максимальной реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере;

- развитие институтов и инструментов формального и неформального образования для развития потенциала молодежи;

- развитие информационного поля возможностей для реализации потенциала молодежи.

Государственная политика края по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики в перспективе будет осуществляться на основе следующих принципов:

- концентрации усилий по приоритетным направлениям развития;

- безусловного выполнения государственного заказа;

- обеспечения доступности услуг, оказываемых учреждениями и организациями физической культуры и спорта;

- паритетности взаимодействия федеральных и краевых государственных органов, физкультурно-спортивных организаций и бизнес-структур;

- соблюдения территориально-базовых форм организации деятельности;

- открытого участия физкультурно-спортивных организаций края;

- независимости оценки результатов реализации Программы;

- обеспечения возможности участия молодежи в разработке и принятии решений в сфере реализации молодежной политики;

- обеспечения доступности к институтам, инфраструктуре, инструментам и механизмам реализации молодежной политики всех категорий молодежи;

- поддержки деятельности молодежных общественных объединений и организаций;

- повышения эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации государственной молодежной политики;

- взаимодействия различных ведомств при реализации государственной молодежной политики;

- учета интересов и потребностей различных групп молодежи;

- участия молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики.

Основной целью Программы является создание условий для развития физической культуры, спорта и молодежной политики в крае, а именно для достижения высоких спортивных результатов на российских и международных спортивных соревнованиях спортсменами края, для вовлечения оптимального числа граждан в регулярные занятия спортом, отбора и подготовки наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения высоких результатов международного уровня спортсменов, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, создание условий для повышения степени интеграции молодых граждан края в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие региона.

Достижение основной цели предполагает решение ряда задач:

1. Создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

2. Повышение эффективности системы подготовки спортивного резерва.

3. Создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.

4. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.

5. Создание условий для развития и поддержки молодежных инициатив.

6. Создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей.

7. Совершенствование системы вовлечения молодых граждан в социальную практику, добровольчество, позитивную общественную деятельность.

8. Развитие системы продвижения инициативной и талантливой молодежи.

9. Содействие занятости молодежи.

Достижение целей и решение задач Программы будут осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Решение поставленных задач путем реализации системно ориентированных мероприятий будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению цели Программы по созданию условий для развития потенциала молодежи и последующего включения ее в процессы общественно-политического, социально-экономического и культурного развития края.

 

3. Прогноз конечных результатов реализации Программы

 

Основными ожидаемыми результатами реализации Программы должны стать повышение роли и вклада физической культуры, спорта и молодежной политики в социально-экономическое развитие края, что позволит к 2020 году:

- увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края до 43,6 процента;

- увеличить долю жителей края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 40,0 процента;

- увеличить долю жителей края, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике, до 27 процентов;

- увеличить долю обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов в крае до 75,5 процента;

- увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории до 23,1 процента;

- увеличить количество спортсменов, которым присвоены спортивные разряды и спортивные звания: кандидат в мастера спорта - до 700 человек, мастер спорта России - до 52 человек, мастер спорта России международного класса - до 1 человека;

- увеличить долю спортсменов края, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, в общем количестве спортсменов, занимающихся на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, до 35,0 процента;

- увеличить количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения до 205,5 единицы;

- увеличить единовременную пропускную способность объектов спорта (уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями) до 48,0 процента;

- увеличить обеспеченность жителей края спортивными сооружениями: спортивными залами - до 48,5 процента; плоскостными сооружениями - до 33,3 процента; бассейнами - до 13,5 процента;

- увеличить долю молодых людей края, вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи края до 12 процентов;

- увеличить количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных, до 148;

- достичь соотношения средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в крае до 100,0 процента.

В результате реализации Программы удастся решить стратегические задачи и добиться значимых результатов в области физической культуры, спорта и молодежной политики, а именно:

- увеличить уровень привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- повысить уровень материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта в крае;

- укрепить систему подготовки профессиональных тренерских кадров;

- продолжить традиции российского спорта в крае;

- реализовать на региональном уровне активную пропаганду занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;

- воспитать положительное отношение молодежи к позитивным ценностям российского общества;

- способствовать успешной и эффективной самореализации и разностороннему развитию молодежи края;

- обеспечить эффективную реализацию государственной молодежной политики на территории края.

Эти результаты приведут к созданию основных условий для развития физической культуры, спорта и молодежной политики как составной части государственной социальной политики.

 

4. Сроки и этапы реализации Программы

 

Программа планируется к реализации в течение 2012 - 2020 годов.

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:

I этап: 2012 - 2015 годы;

II этап: 2016 - 2020 годы.

На первом этапе реализации Программы предполагается выполнение мероприятий, направленных на совершенствование правового регулирования в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики, совершенствование кадрового обеспечения в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики. В рамках первого этапа реализации Программы будет сформирована система эффективного взаимодействия государственных и общественных структур, осуществляющих работу с молодежью. По итогам первого этапа будут систематизированы и проанализированы статистические данные по основным направлениям молодежной политики.

Будет продолжена работа по модернизации материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта, подготовка кадров, основанная на единой кадровой политике.

Планируется реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы физического воспитания в образовательных организациях, совершенствование физического воспитания взрослого населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, привлечение их к занятиям адаптивной физической культурой и спортом. Будет разработана система поддержки органов местного самоуправления, направленная на реализацию программ подготовки спортивного резерва муниципальными спортивными школами, а также реализованы меры по совершенствованию медицинского и медико-биологического обеспечения тренировочного процесса.

Край примет участие в реализации мероприятий Федеральных целевых программ "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период 2016 - 2020 годы", "Доступная среда", направленных на развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, а также на поддержку организаций адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

К концу первого этапа реализации Программы планируется повышение позиций края в рейтинге Дальневосточного федерального округа по доле лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с третьего места до второго.

Это станет возможным, в том числе за счет укрепления и развития материально-технической базы муниципальных учреждений физической культуры и спорта.

В рамках укрепления материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта предполагается оснащение их спортивным оборудованием, инвентарем, что даст новый толчок в развитии сферы в муниципальных образованиях края.

В ходе выполнения второго этапа будет проведена промежуточная экспертиза результатов реализации основных направлений молодежной политики. На основе обобщения полученных результатов определится концепция развития молодежной политики края на последующий период.

На втором этапе реализации Программы планируется доукомплектовать учреждения физической культуры и спорта края квалифицированными кадрами, а также осуществить поэтапную оптимизацию кадровой политики в соответствии с потребностями системы.

Будет развиваться сеть учреждений подготовки спортивного резерва, проведены мероприятия по совершенствованию и расширению услуг по предоставлению спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом различным категориям граждан.

Получит дальнейшее развитие детско-юношеский, школьный и студенческий спорт. Совершенствование региональной системы проведения спортивных соревнований позволит предоставлять возможность юным спортсменам повышать свои спортивные результаты в соответствии с единой всероссийской спортивной классификацией.

Планируется дальнейшее развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с требованиями социальных норм и нормативов, повышение уровня обеспеченности жителей края спортивными сооружениями.

В рамках осуществления государственной молодежной политики на втором этапе реализации Программы планируется внедрение наиболее эффективных механизмов координации и консолидации усилий всех заинтересованных сторон регионального и муниципального уровней, позволяющих совершенствовать процесс социального развития молодежи и улучшения ее духовно-нравственных характеристик, повышать общественную и социально-экономическую активность молодежи края.

В целом реализация всех мероприятий Программы обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения края, создаст условия для максимальной интеграции молодежи края в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения, а также создаст систему управления физической культурой, спортом и молодежной политикой, позволяющую оказывать доступные и качественные услуги в данной сфере на основе единых требований и подходов, способствовать полноценной самореализации молодежи края.

Параметры реализации Программы для второго этапа будут уточнены на основе результатов первого этапа выполнения основных мероприятий Программы.

 

5. Перечень показателей (индикаторов) Программы

 

Для оценки результатов реализации Программы предлагается использовать в качестве определяющих индикаторы, которые являются основными для сферы физической культуры, спорта и молодежной политики и представляются для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) Программы с расшифровкой плановых значений по годам и этапам ее реализации представлена в приложении N 1 к настоящей Программе.

 

6. Краткое описание основных мероприятий Программы

 

В рамках реализации Программы выполнение отдельных подпрограмм не предусмотрено.

Достижение цели и решение задач Программы осуществляется на основе пяти основных мероприятий: создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом; повышение эффективности системы подготовки спортивного резерва; создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях; развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта; развитие молодежной политики.

В рамках основного мероприятия "создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом" предусмотрена реализация следующих мер:

- создание благоприятных условий для привлечения различных слоев населения края к организованным занятиям физической культурой и спортом;

- обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта в рамках текущей и перспективной потребности в развитии массовой физической культуры и спорта в крае;

- создание условий для развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

В рамках данных мероприятий планируется поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Для основного мероприятия "повышение эффективности системы подготовки спортивного резерва" предполагается реализация следующих мер:

- развитие детско-юношеского, школьного и студенческого спорта как базы для подготовки спортивного резерва;

- повышение эффективности работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, посредством:

внедрения кластерной модели управления подготовкой спортивного резерва;

поддержки краевых социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по подготовке спортивного резерва;

- подготовка высококвалифицированных тренерских кадров для системы подготовки спортивного резерва;

- совершенствование краевой системы проведения спортивных соревнований;

- создание условий для подготовки спортивного резерва в сборные команды края по видам спорта, представляющие край на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.

В рамках основного мероприятия "создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях" планируется реализация следующих мер:

- обеспечение высоких спортивных результатов спортсменов края на всероссийских и международных первенствах по видам спорта.

- обеспечение подготовки спортивных сборных команд края к межрегиональным, всероссийским и международным спортивным соревнованиям.

Непосредственными результатами реализации основного мероприятия "развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта" должны стать:

- совершенствование условий развития массового спорта;

- развитие материально-технической спортивной базы в крае для формирования молодежного спортивного резерва.

Реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы сферы физической культуры и спорта будет способствовать достижению следующих целей:

обеспечения прав граждан на доступ к спортивным сооружениям различного типа, соответствующим современным требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к санитарно-технической базе спортивных сооружений;

приведения оснащения учреждений физической культуры и спорта края в соответствие со стандартами подготовки спортивного резерва.

Для достижения поставленных целей предусматривается:

создание объектов спорта, капитальный ремонт учреждений спорта и физической культуры;

проведение частичной замены физически изношенного и морально устаревшего оборудования, автопарка и мебели.

Для методического, кадрового и инфраструктурного обеспечения развития физической культуры и спорта наиболее эффективно создание и функционирование на базе краевого учреждения спортивной направленности центра, реализующего функции организационно-методического сопровождения деятельности по подготовке спортивного резерва, координации различных структур и организаций, просмотра и отбора наиболее перспективных спортсменов.

Направления работы данного центра:

- подготовка составов сборных команд края;

- организационно-методическое руководство и координация работ по подготовке спортивного резерва в крае;

- создание и развитие единой информационной среды в системе подготовки спортивного резерва.

Разработка системы единого информационного пространства направлена на поддержку подготовки спортивного резерва и предусматривает:

- выработку единых подходов всех структур, осуществляющих подготовку спортивного резерва, к организации и практическому осуществлению информационного взаимодействия;

- систематизацию деятельности учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в информационной сфере, формирование единой информационной политики;

- регламентацию информационных процессов, связанных с деятельностью по подготовке спортивного резерва, развитие и совершенствование работы с информационными ресурсами;

- взаимное использование информационных ресурсов заинтересованными организациями в системе подготовки спортивного резерва.

Для размещения и управления информацией, относящейся к подготовке спортивного резерва в крае, предполагается использовать систему региональных ресурсных центров информатизации.

В рамках реализации проекта создания единого информационного пространства будут также решены следующие задачи:

- оснащения учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, необходимым оборудованием и информационным ресурсом;

- создания единой базы данных учреждений, организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, тренерского состава, перспективных спортсменов;

- создания системы мониторинга системы подготовки спортивного резерва.

Одним из приоритетных направлений деятельности является совершенствование системы соревновательной деятельности и создание условий для реализации в полной мере спортивного потенциала, а также оптимального достижения результатов спортсменами на стадии выступлений в основном составе сборной команды края.

Система соревновательной деятельности в отношении спортивного резерва имеет три составляющие части:

- юношеские и юниорские первенства края, Дальневосточного федерального округа, Российской Федерации;

- спартакиады учащихся России, молодежи России, Всероссийские универсиады;

- соревнования среди физкультурно-спортивных организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва.

Необходимость совершенствования существующей системы официальных соревнований для юных спортсменов обусловлена как общей задачей по подготовке спортивного резерва, так и имеющимися факторами, сдерживающими вовлечение в систему подготовки достаточного числа одаренных юных спортсменов.

Внедрение новой системы соревнований позволит более эффективно проводить отбор одаренных спортсменов, будет стимулировать тренерский состав спортивных школ, вести более качественную и развернутую подготовку одаренных спортсменов, обеспечивающую полное укомплектование составов команд, выступающих на краевых и всероссийских соревнованиях.

Важной составляющей в совершенствовании системы организации и проведения официальных спортивных мероприятий также является организация и проведение централизованной подготовки спортивного резерва для юношеских и юниорских составов сборных команд края и Российской Федерации и обеспечение их участия в международных официальных спортивных мероприятиях.

Краевые государственные учреждения, осуществляющие подготовку спортивного резерва, должны стать опорными учреждениями для культивируемых базовых видов спорта.

Переход к кластерной модели управления развитием системы подготовки спортивного резерва в крае базируется на объединении для достижения общей цели самых разных структур - от спортивных школ и органов государственной власти до высших учебных заведений и бизнес-сообщества.

Переход к кластерной модели развития в рамках применения единого централизованного подхода станет наиболее значимым региональным проектом в создании условий по подготовке спортивного резерва.

Организационно-методической основой формирования кластерных проектов должно стать государственно-частное партнерство с привлечением краевых отделений всероссийских спортивных федераций и физкультурно-спортивных общественных и государственно-общественных организаций.

В целях обеспечения ускоренного развития в крае ряда видов спорта необходимо привлекать спортивные общества к созданию системы подготовки спортивного резерва, проведения соревнований, обеспечивающей необходимый рост мастерства спортсменов - резерва сборных команд, организации региональных, межрегиональных и зональных спортивных соревнований. Реализации данных мероприятий будет способствовать предоставление субсидий аккредитованным федерациям по видам спорта на организацию и проведение официальных спортивных мероприятий по развиваемому виду спорта, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Порядок предоставления и расходования вышеназванных субсидий устанавливается Правительством края.

В рамках основного мероприятия "развитие молодежной политики" планируется реализация следующих мер:

- создание условий для развития и поддержки молодежных инициатив посредством:

формирования здорового образа жизни, профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде, поддержки молодой семьи;

информационно-методического обеспечения молодежной политики;

кадрового обеспечения молодежной политики;

организации и проведения профильных смен для учащейся молодежи на базе подведомственных учреждений;

обеспечения деятельности краевых государственных учреждений молодежной политики;

- создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей;

- совершенствование системы вовлечения молодых граждан в социальную практику, добровольчество, позитивную общественную деятельность;

- развитие системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;

- содействие занятости молодежи.

Состав мероприятий, конкретизирующих основные мероприятия Программы, а также обобщенная характеристика последствий их нереализации представлены в Приложении N 2 к настоящей Программе.

Прогнозная (справочная) информация о сметной стоимости и об объемах финансирования инвестиционных проектов, планируемых к реализации в рамках Программы, приведена в приложении N 3 к настоящей Программе.

В рамках Программы предусматривается выполнение государственных заданий краевыми государственными учреждениями физической культуры, спорта и молодежной политики.

Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении министерства спорта и молодежной политики края краевыми государственными учреждениями, утвержден приказом министерства спорта и молодежной политики края.

Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам по этапам реализации Программы представлен в Приложении N 4.

 

7. Меры правового регулирования, направленные

на достижение целей и задач Программы

 

В рамках Программы будут реализованы меры по совершенствованию правового регулирования вопросов в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики края.

В ходе выполнения мероприятий Программы по повышению эффективности системы подготовки спортивного резерва запланировано к разработке и принятию Примерное положение об оплате труда работников краевых государственных учреждений, подведомственных министерству спорта и молодежной политики края.

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы представлены в приложении N 5 к настоящей Программе.

 

8. Ресурсное обеспечение реализации Программы

 

Прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы составляет 16 609,57 млн. рублей, в том числе:

субсидии из федерального бюджета - 578,15 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 14,22 млн. рублей,

2013 год - 86,29 млн. рублей,

2014 год - 468,80 млн. рублей,

2015 год - 8,84 млн. рублей,

2016 год - 0 млн. рублей,

2017 год - 0 млн. рублей,

2018 - 2020 годы - 0 млн. рублей;

из краевого бюджета - 10 683,88 млн. рублей;

в том числе по годам:

2012 год - 2 560,37 млн. рублей,

2013 год - 1 189,40 млн. рублей,

2014 год - 1 137,57 млн. рублей,

2015 год - 1 674,01 млн. рублей,

2016 год - 813,12 млн. рублей,

2017 год - 827,35 млн. рублей,

2018 - 2020 годы - 2 482,06 млн. рублей;

из бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 2 387,69 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 131,01 млн. рублей,

2013 год - 307,40 млн. рублей,

2014 год - 206,40 млн. рублей,

2015 год - 116,98 млн. рублей,

2016 год - 77,10 млн. рублей,

2017 год - 65,50 млн. рублей,

2018 - 2020 годы - 1 483,30 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 2 959,85 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 30,00 млн. рублей,

2013 год - 21,50 млн. рублей,

2014 год - 135,00 млн. рублей,

2015 год - 158,35 млн. рублей,

2016 год - 2 345,00 млн. рублей,

2017 год - 105,00 млн. рублей,

2018 - 2020 годы - 165,00 млн. рублей.

Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств краевого бюджета с указанием ответственного исполнителя и соисполнителей, а также по годам реализации Программы представлена в приложении N 6 к настоящей Программе.

Прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований края и внебюджетных средств представлена в приложении N 7 к настоящей Программе.

Внебюджетными средствами финансирования настоящей Программы являются денежные средства организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы.

Стратегическое направление развития физической культуры, спорта и молодежной политики требует кардинально иных подходов к ресурсному обеспечению направлений, связанных с развитием спортивной инфраструктуры, и инновационных механизмов развития указанной сферы. Для реализации поставленных задач прогнозируется выделение дополнительных объемов ресурсов.

Влияние выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы), сроки и непосредственные результаты реализации основных мероприятий Программы приведены в приложениях N 8, 9 к настоящей Программе.

Предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов края на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с порядками, приведенными в приложениях N 10, 11, 12 к настоящей Программе.

 

9. Анализ рисков реализации Программы

 

Важным условием успешной реализации настоящей Программы является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы.

Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.

К их числу относятся макроэкономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий Программы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений физической культуры и спорта и т.п.

Экономические риски могут также повлечь изменения стоимости предоставления государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения края.

Операционные риски связаны с несовершенством системы управления, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой Программы. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов.

Риски ухудшения международных или межрегиональных отношений в области физической культуры и спорта и смежных с ней областях. Эти риски могут привести к резкому уменьшению объема получаемой информации, а также снижению возможностей края в проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

Техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования Программы в пользу других направлений развития края и переориентации на ликвидацию последствий катастрофы.

Риски финансовой необеспеченности связаны с недостаточностью бюджетных средств на реализацию Программы. Эти риски могут привести к недостижению запланированных показателей (индикаторов), нарушению сроков выполнения мероприятий, отрицательной динамике показателей и ухудшению рейтинговой ситуации края по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации.

Риски уменьшения финансирования из внебюджетных источников могут привести к отрицательной динамике показателей обеспеченности жителей края спортивными сооружениями, а также к увеличению расходов из бюджета.

В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:

формирование эффективной системы управления Программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;

обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;

проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа, и, при необходимости, ежегодной корректировки показателей (индикаторов), а также мероприятий Программы;

планирование и оперативная корректировка Программы с учетом оценки эффективности ее реализации, достижения установленных цели и задач;

перераспределение объемов финансирования в зависимости от характера проявления рисков и оптимального наиболее эффективного использования бюджетных ассигнований, выделенных на Программу.

 

10. Механизм реализации Программы

 

Реализация Программы осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

Ответственный исполнитель ежегодно, не позднее 15 декабря текущего финансового года, на основании предложений соисполнителей разрабатывает План реализации мероприятий Программы на очередной финансовый год и направляет его в министерство финансов края.


Информация по документу
Читайте также