Расширенный поиск

Решение Краевого суда Приморского края от 24.04.2003 № б/н

                                РЕШЕНИЕ
                     Именем Российской Федерации

     24 апреля 2003 года Приморский краевой суд в составе:
     председательствующего Мертиковой В.А.
     с участием прокурора Сайко Н.А.
     при секретаре Прасковой Т.В.,
     рассмотрев в  открытом  судебном  заседании  гражданское  дело по
заявлению  прокурора  Приморского  края   в   интересах   детей-сирот,
оставшихся  без  попечения  родителей  в  Приморском  крае о признании
противоречащим федеральному законодательству постановления Губернатора
Приморского  края  N  606  от  20  ноября 2002 года "О размере выплаты
денежных средств на детей,  находящихся под опекой (попечительством) в
семьях граждан",

                              установил:

     Прокурор Приморского края обратился в суд с указанным заявлением,
сославшись на то,  что вступившим в законную силу решением Приморского
краевого  суда  от 21 марта 2002 года было признано недействительным и
не порождающим правовых  последствий  постановление  и.о.  Губернатора
края  N 669 от 3 сентября 2001 года "О размере выплат денежных средств
на детей,  находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан",
которым    размер   пособия   на   детей,   находящихся   под   опекой
(попечительством)  устанавливался  в  сумме  1500  рублей  на  каждого
ребенка.
     Основанием для такого решения явилось то, что установленная сумма
пособия   1500   рублей   значительно   занижена  и  не  соответствует
фактическим ценам, сложившимся в Приморском крае.
     В нарушение требований ст. 10 Закона Приморского края "Об органах
опеки и попечительства в Приморском крае" губернатором края в  течение
полугода  с  момента  вступления  решения  суда  в  законную  силу  не
исполнялась обязанность установить новый размер пособия в соответствии
с действующим законодательством,  в связи с чем в его адрес прокурором
края было внесено представление об устранении нарушение закона.
     20 ноября  2002  года  губернатором  Приморского края было издано
постановление N 606 "О размере  выплаты  денежных  средств  на  детей,
находящихся  под  опекой (попечительством) в семьях граждан",  которым
размер указанного пособия с 1.01.2003 года установлен в  размере  1550
рублей  на  каждого ребенка.  Постановление было опубликовано в газете
"Утро России" от 21 декабря 2002 года и "Сборнике нормативных правовых
актов администрации Приморского края" N 27 от 28 ноября 2002 года.
     Данное постановление   противоречит   действующему   федеральному
законодательству,  а именно Конституции РФ,  ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации",  ФЗ "О дополнительных  гарантиях
по  социальной  защите  детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения
родителей",  постановлению Правительства РФ от 20 нюня 1992 года N 409
"О   неотложных  мерах  по  социальной  защите  детей-сирот  и  детей,
оставшихся   без   попечения   родителей"   и    подлежит    признанию
недействительным  по  тем  же  основаниям,  что  и  постановление и.о.
губернатора Приморского края N 669 от 3 сентября 2001 года.
     В судебном  заседании  прокурор  поддержал заявленные требования,
просил суд признать постановление губернатора Приморского края  N  606
от  20  ноября 2002 года "О размере выплаты денежных средств на детей,
находящихся   под   опекой   (попечительством)   в   семьях   граждан"
противоречащим  законодательству  и недействующим со дня его принятия.
Обязать администрацию Приморского края  опубликовать  в  газете  "Утро
России",  а также в "Сборнике нормативных правовых актов администрации
Приморского края" полный текст решения суда по настоящему заявлению.
     Представитель администрации     Приморского    края    заявленные
требования  не  признал,  пояснил,  что  при  принятии   оспариваемого
постановления администрация края исходила из натуральных норм питания,
обеспечения одеждой и мягким инвентарем,  установленных Правительством
РФ  и  фактических цен региона,  в частности прожиточного минимума для
детей.   Согласно    информации    Приморского    краевого    комитета
госстатистики,  величина  прожиточного  минимума для ребенка оставляет
1452  рубля  в  месяц,  следовательно  размер  пособия  на  содержание
опекаемого  ребенка  соответствует  величине прожиточного минимума для
ребенка в Приморском крае.  Кроме  того,  государственное  пособие  на
содержание  подопечного  ребенка,  находящегося  в  семье  не является
единственным источником для содержания ребенка.  Также не был согласен
с требованием об опубликовании в средствах массовой информации полного
текста   решения,   полагая   его   не   основанным   на   действующем
законодательстве.
     Выслушав лиц,  участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд
приходит  к  выводу  об  удовлетворении заявленных требований в полном
объеме.
     Статьей 39   Конституции   РФ  каждому  гарантировано  социальное
обеспечение  по  возрасту,  в  случае  болезни,  инвалидности,  потери
кормильца,  для  воспитания  детей  и  в  иных случаях,  установленных
законом.
     Как следует  из  ст.ст.1,  15  Федерального  Закона  "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",  дети, находящиеся под
опекой  (попечительством)  являются  детьми,  находящимися  в  трудной
жизненной ситуации, и имеют право на особую заботу и защиту со стороны
федеральных органов государственной власти,  органов законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ,  органов местного  самоуправления.
Защита  прав  таких детей должна обеспечивать их выживание и развитие,
участие в общественной жизни.  Этим же Федеральным законом установлены
минимальные  государственные социальные стандарты основных показателей
качества жизни детей,  гарантирующих  социально-экономические  условия
для реализации прав и законных интересах ребенка.
     Государственные социальные   стандарты    основных    показателей
качества  жизни  детей  определяются  с учетом региональных различий в
условиях их проживания.
     Органы государственной  власти  субъектов  Российской Федерации в
соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации  могут
устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей
качества жизни детей.
     В соответствии  со  ст.  16  вышеназванного закона Президент РФ и
Правительство  РФ  осуществляют  гарантии  прав   ребенка,   реализуют
государственную  политику в интересах детей,  в том числе осуществляют
деятельность в области  образования  и  воспитания,  охраны  здоровья,
социальной  защиты,  социального  обслуживания,  содействия социальной
адаптации и социальной реабилитации детей.
     Согласно ст.ст.4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N
159-ФЗ,  дополнительные гарантии по социальной  защите  детей-сирот  и
детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,  предоставляемые  в
соответствии  с  действующим   законодательством,   обеспечиваются   и
охраняются государством.
     Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных  гарантий
по  социальной  защите  детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения
родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов  Российской Федерации,  за счет государственных внебюджетных
фондов и других не запрещенных законом источников.
     Порядок возмещения   расходов   на  выплату  ежемесячных  пособий
опекунам  на  питание,  одежду,  обувь,  мягкий  инвентарь   на   одно
физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,  при трудоустройстве и поступлении
в  образовательные  учреждения  в  соответствии  с нормами обеспечения
воспитанников детских  домов  утверждается  Правительством  Российской
Федерации   и  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации.
     Постановлением Правительства  РФ  от  20.06.1992  года  N  409 "О
неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей,  оставшихся
без    попечения    родителей",    определяющим   порядок   реализации
вышеназванных  положений,  установлены  нормы   питания,   обеспечения
одеждой,  обувью,  мягким  инвентарем  и необходимым оборудованием,  а
также  суммы  расходов  на  культурно-массовую  работу,   приобретение
хозяйственного инвентаря,  предметов личной гигиены,  игр,  игрушек на
каждого воспитанника из числа  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей.  Эти  же  нормы  распространены на детей-сирот и
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  переданных  под  опеку
(попечительство).
     В соответствии с п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств
на питание,  приобретение одежды,  обуви, мягкого инвентаря для детей,
находящихся  под  опекой  (попечительством),  утвержденного   Приказом
Министерства  образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года
N  199,   органы   опеки   и   попечительства   выплачивают   опекунам
(попечителям)  денежные  средства  на  питание,  приобретение  одежды,
обуви,  мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм  по
фактическим ценам данного региона.
     Согласно ст.10  Закона  Приморского  края  "Об  органах  опеки  и
попечительства   в   Приморском  крае"  выплата  денежных  средств  на
содержание   детей,   находящихся   под    опекой    (попечительством)
производится из средств краевого бюджета.  Размер денежного содержания
определяется  губернатором  Приморского  края,  но  не  ниже  размера,
установленного Правительством Российской Федерации.
     Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда  от
21  марта  2002  года  установлено,  что  стоимость  питания на одного
ребенка,  находящегося под опекой (попечительством) в Приморском  крае
на  1 января 2002 года,  исходя из установленных норм составляла 30469
рублей в год, стоимость обмундирования и инвентаря - 9669 рублей, т.е.
по 3362 рубля в месяц на одного ребенка.
     Постановлением губернатора Приморского края N  13  от  21  января
2003  года  установлен  прожиточный  минимум  для детей в размере 2572
рубля,  что  значительно  превышает  существующий  размер  опекунского
пособия.
     При таких  обстоятельствах,  суд  полагает,   что   установленный
губернатором  края  размер  пособия  на детей,  находящихся пол опекой
(попечительством) в семьях граждан в сумме 1550 рублей ущемляет  права
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по сравнению с
другими детьми,  проживающими в Приморском крае, существенно занижен н
не     соответствует     вышеназванным     требованиям    федерального
законодательства.
     В связи  с  этим,  на  основании  ст.253  ГПК  РФ,  суд  полагает
необходимым признать постановление губернатора Приморского края N  606
от  20.11.2002  года  "О  размере  выплат  денежных  средств на детей,
находящихся   под   опекой   (попечительством)   в   семьях   граждан"
недействующим  со дня его принятия и обязать администрацию Приморского
края опубликовать решение суда после вступления его в законную силу  в
печатных   изданиях,   в  которых  был  официально  опубликован  текст
постановления, а именно в газете "Утро России" и "Сборнике нормативных
правовых актов администрации Приморского края".
     Суд находит доводы представителя администрации  Приморского  края
несостоятельными,  поскольку  величина  прожиточного  минимума  в  III
квартале определялась без учета нормативов, установленных федеральными
органами исполнительной власти для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей,  предусмотренных в Постановлении Правительства РФ
N  409  от  20  июня  1992  года.  Статье  253  ГПК  РФ  предусмотрена
возможность опубликования полного текста решения суда,  поэтому доводы
представителя  администраций  края  о  незаконности  этого  требования
прокурора не могут быть приняты судом во внимание.
     Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

                                решил:

     Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
     Признать противоречащим    федеральному    законодательству     и
недействующим   со   дня   его   принятия   постановление  губернатора
Приморского края N 606 от 20.11.2002 года "О размере  выплат  денежных
средств  на  детей,  находящихся под опекой (попечительством) в семьях
граждан".
     Обязать администрацию  Приморского  края  опубликовать  в  газете
"Утро России" и  "Сборник  нормативных  правовых  актов  администрации
Приморского края" решение суда после вступления его в законную силу.
     Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в  Верховный  Суд
РФ через Приморский краевой суд.

Председательствующий          Мертикова В.А.


Информация по документу
Читайте также