Расширенный поиск

Постановление Администрации Приморского края от 29.05.1997 № 227

                                       Утратилo силу - Постановление
                                      Губернатора Приморского края
                                        от 26.09.2008 г. N 110-пг

                     ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                29.05.97      г. Владивосток    N 227

            О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ


       (В редакции Постановления Администрации Приморского края
   от 31.07.97 г. N 317; Постановления Губернатора Приморского края
                       от 21.09.2001 г. N 720)


     В исполнение  Закона Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики",  постановления Правительства Российской  Федерации
от  22  сентября 1995 года "О переходе на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг" и ускорения  реформирования  жилищно-коммунального
хозяйства края

ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Одобрить    разработанную    департаментом    по   жилищно   -
коммунальному  хозяйству  и  топливным  ресурсам  администрации   края
Концепцию  реформы  жилищно-коммунального  хозяйства  Приморского края
(прилагается).

     2. Утвердить   прилагаемую  Программу  реформирования  жилищно  -
коммунального хозяйства края.

     3. Департаменту  по  жилищно-коммунальному  хозяйству и топливным
ресурсам администрации края (Чепик) в пределах штатного расписания  до
1 июля 1997 года создать в комитете по жилищно-коммунальному хозяйству
отдел экономического анализа  и  реформирования  жилищно-коммунального
хозяйства.

     4. Создать комиссию по контролю  за  ходом  реформ,  обобщению  и
распространению опыта реформирования жилищно-коммунального хозяйства и
утвердить ее состав (прилагается).

     5. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
департамент по жилищно-коммунальному хозяйству  и  топливным  ресурсам
администрации края (Чепик).

Губернатор края          Е. Наздратенко


     Приложение 1
     к постановлению
     Губернатора края
     от 29.05.97 N 227

                              КОНЦЕПЦИЯ
               РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
                           ПРИМОРСКОГО КРАЯ

                  1. Состояние жилищно-коммунального
                      хозяйства Приморского края

     Жилищно-коммунальное хозяйство края (далее - ЖКХ) -  это  сложный
многоотраслевой  производственно-технический  комплекс.  В  его состав
входят:  жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное  производство:
водоснабжение и водоотведение (включающее в себя систему водохранилищ,
очистных сооружений,  перекачивающих насосных станций и водопроводов);
коммунальная  энергетика  (электро-,  тепло и газоснабжение);  внешнее
городское благоустройство,  включающее дорожное хозяйство,  санитарную
уборку городов (уличная уборка,  домовая очистка с утилизацией твердых
бытовых  и  пищевых  отходов);  гостиничное   хозяйство;   предприятия
бытового  обслуживания  (бани,  прачечные,  ритуальное  обслуживание).
Всего в ЖКХ существует более 30 видов деятельности.
     В составе  отрасли функционируют 129 производственных предприятий
и организаций,  проектный институт,  курсовой комбинат, вычислительный
центр.
     Количество занятых в сфере производства отрасли составляет  33102
человек.

     1.1. Жилищное хозяйство
     Общая площадь жилищного фонда края составляет 34840063 кв. м.
     Из них:                            (в кв. м)
     частный сектор                - 11274619
     государственный               - 2211712
     муниципальный                 - 19100145
     коллективный                  - 2251265
     общественный                  - 2322
     Оборудование всего жилищного фонда:
                                      (в процентах)
     водопроводом                  - 67.8
     канализацией                  - 66.9
     центральным отоплением        - 69.4
     ваннами и душами              - 63.7
     Во всем жилищном фонде края проживает 1978483 человека.
     Объемы капитального ремонта  жилищного  фонда  в  последние  годы
сокращаются (1994 г.  - отремонтировано 3202.4 кв. м, 1995 г. - 2504.9
кв.  м,  1996 г.  - ожидается 12 процентов от плана).  В то  же  время
значительная часть жилищного фонда,  особенно построенного до середины
семидесятых годов, требует срочного ремонта.
     1.2. Водоснабжение и водоотведение
     В системе  водоснабжения  края  находится   в   эксплуатации   13
водохранилищ   для  питьевого  водоснабжения  и  около  1500  скважин,
обеспечивающих подачу 1136 тыс.  куб.  м воды в сутки,  что составляет
около  570  л/сутки  на  человека.  Протяженность  водопроводных сетей
составляет 3790 км.
     Значительный перерасход  воды  по  сравнению  с  нормой суточного
водопотребления  для  развитых  стран  связан  с  техническим  уровнем
водопроводных систем, имеющих износ от 60 до 100 процентов.
     Протяженность трубопроводов системы канализации  составляет  1160
км.  Пропускная  способность  25  канализационных  очистных сооружений
составляет 180 тыс. куб. м/сут. или 17 процентов от потребности.
     Поскольку развитие водоснабжения и канализации на территории края
всегда  зависело  от  наращивания  или  ввода   мощностей   различными
министерствами  и  ведомствами (долевое участие) или осуществлялось по
целевым  программам  федерального  бюджета,  то  начиная  с  1991   г.
инвестиции  в  эту  отрасль  ЖКХ  на  территории  края  практически не
выделялись.
     1.3. Теплоснабжение
     В крае  находится  в  эксплуатации  416   муниципальных   и   284
ведомственных  котельных,  отапливающих  в  том  числе и муниципальные
объекты,  на которых установлено 3226 котлов  различной  мощности.  28
процентов котлов находятся в эксплуатации более 20 лет.
     При этом подавляющее количество котельных  (около  76  процентов)
являются  маломощными  (до  5  Гкал/час).  Общее  оснащение  котельных
составляет:                          (в процентах)
       автоматикой                   - 15
       химводоочисткой               - 8.9
       деаэрацией воды               - 7.5
       приборами учета тепла         - 3.4
       золоуловителями               - 8.7
     Для обеспечения теплом и горячим  водоснабжением  населения  края
требуется  1359  тыс.  т  угля,  635.5  тыс.  т мазута,  51.16 тыс.  т
дизельного топлива ежегодно.
     Протяженность тепловых сетей в 2-трубном исчислении составляет по
краю 1919 км, из них находится в ветхом состоянии 162 км.
     1.4. Электроснабжение
     В 18    муниципальных    предприятиях    электрических     сетей,
осуществляющих  реализацию  электрической  энергии коммунально бытовым
потребителям,  эксплуатируется 13.5 тыс.  км линий электропередач 0.4;
6;  10 кВ,  3.5 тыс. трансформаторных подстанций, 35 тыс. светильников
сетей наружного освещения населенных пунктов и обслуживаются 250  тыс.
электроплит.
     Общий износ   электрических   сетей   превышает   60   процентов.
Наибольший  износ  приходится  на  строительные части трансформаторных
подстанций, сети и опоры высоковольтных линий.
     Причиной сложившегося  положения  является  отсутствие  в отрасли
устойчивой и отлаженной системы хозяйствования.  Исторически сложилось
так, что финансирование предприятий ЖКХ осуществлялось в виде дотаций,
покрывающих  убытки  предприятий.   Убыточность,   в   свою   очередь,
определялась  политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных
тарифов для обеспечения доступности коммунальных услуг.
     Дотационность предприятий не стимулировала поиск руководителями и
специалистами путей снижения затрат,  повышения качества обслуживания,
внедрения новой техники и технологий.
     Уровень финансирования   и    ресурсного    обеспечения    систем
коммунального  обслуживания также был явно недостаточен для достижения
пропорционального развития инженерной инфраструктуры. Объем инвестиций
в коммунальное хозяйство длительное время сохранялся на уровне 22 - 24
процентов от затрат на жилищное строительство (при нормативе 33  -  35
процентов).
     Таким образом,  сложившаяся многолетняя практика финансирования и
снабжения  жилищно-коммунального  хозяйства  по  остаточному  принципу
привела к физическому износу его объектов,  который в настоящее  время
составляет критическую величину.
     Ситуация не изменилась  к  лучшему  и  с  переходом  на  рыночные
условия хозяйствования.
     Принятием Закона Российской  Федерации  "Об  основах  федеральной
жилищной  политики" и постановления Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья
и  коммунальных  услуг"  федеральная  власть  продиктовала свою волю к
поэтапному переходу на новую систему оплаты жилья.
     В переходный  период,  продленный в настоящее время до 2003 года,
предполагается обновить основные фонды,  оснастить инженерные  системы
приборами учета, довести уровень жилищно-коммунального обслуживания до
нормативного,  создания  конкурентной  среды  в   сфере   обслуживания
жилищного   фонда.   Кроме  того,  предусматриваются  создание  нового
хозяйственно-финансового механизма функционирования  ЖКХ  и  поэтапная
реализация программы выплаты субсидий малоимущим категориям граждан.
     В переходный период предполагается,  что восполнение  средств  на
жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в части,  не перекрываемой сборами с
населения, будет производиться из бюджетов всех уровней.
     Однако, передав  предприятия ЖКХ в ведение местных администраций,
государство   практически   прекратило   финансирование   отрасли   из
федерального бюджета.
     Возможности использования  платежей   населения   как   основного
финансового  источника  функционирования  отрасли  в настоящее время в
крае практически исчерпаны.  Прогноз увеличения тарифов на ЖКУ в связи
с  ростом тарифов на электрическую энергию показывает,  что количество
семей,  имеющих  право  на  получение  субсидий,  возрастает   до   40
процентов. Это значительно превышает экономически оправданное значение
процента  субсидируемого  населения  (примерно  20  процентов)  и   не
позволяет  надеяться  на  увеличение  доходов  предприятий ЖКХ за счет
превышения поступления денежных средств от увеличения доли собственных
расходов граждан в оплате ЖКУ над начисленными субсидиями.

                        2. Цели реформирования
                   жилищно-коммунального хозяйства

     Способом преодоления   кризиса   является    изменение    системы
финансирования,  постепенный  и последовательный переход от бюджетного
дотирования  к  оплате  услуг   потребителями   при   условии   защиты
малообеспеченных    семей,   экономическом   стимулировании   качества
обслуживания и системы издержек производства ЖКУ.
     Если на  первом  этапе  реформы  жилищно-коммунального  хозяйства
повышение     доли     платежей     населения     в     финансировании
жилищно-коммунальных  услуг происходило в основном путем механического
повышения ставок оплаты,  то на новом этапе  целесообразно  в  большей
мере  сосредоточить  усилия  на  рационализации  и  снижении  издержек
производства жилищно-коммунальных услуг,  поскольку  опережающий  рост
стоимости жилищно-коммунальных услуг был в значительной степени связан
с монопольным положением организаций, предоставляющих услуги.
     Целями реформирования   жилищно-коммунального   хозяйства   можно
определить следующее:
     1. Обеспечение стандартов качества условий проживания;
     2. Снижение издержек и,  соответственно,  тарифов при поддержании
стандартов качества предоставляемых услуг;
     3. Постепенный перевод жилищно-коммунального хозяйства  на  режим
безубыточного функционирования;
     4. Смягчение  процесса  перехода  к   экономически   обоснованным
ставкам и тарифам для населения.

                 3. Основные пути реформирования ЖКХ

     3.1. Демонополизация и развитие конкурентной среды в ЖКХ
     Важнейшим элементом  реформы  системы  управления  должно   стать
создание  конкурентной  среды  в  жилищной  сфере  среди  организаций,
специализирующихся как на выполнении функций управления, так и функции
обслуживания, что позволит собственнику на основе конкурса выбирать ту
из них,  которая  сможет  предоставить  необходимый  уровень  качества
выполняемых   ею   функций   по   наиболее   низким   ценам.  Развитие
конкурентности в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляется с целью
создания  условий  для преодоления негативных последствий монопольного
или   доминирующего   положения   (в    том    числе    технологически
обусловленного) путем:
     выполнения органами   местного   самоуправления   или    службами
заказчика   функций   по   формированию   муниципального   заказа   на
жилищно-коммунальное обслуживание  на  конкурентной  основе,  а  также
наделению их правом контроля за качеством, надежностью и экологической
безопасностью  предоставления  услуг,   организацией   их   оплаты   и
применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;
     реализации мер по поощрению создания множественности  организаций
жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности.
     Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является
демонополизация отрасли.  К сфере деятельности,  где возможно развитие
конкуренции, относятся:
     а) управление и обслуживание жилищного фонда;
     б) разработка, внедрение альтернативных форм предоставления услуг
и   в   том   числе   предусматривающих   создание  автономных  систем
обеспечения, в частности, в малоэтажном жилищном фонде;
     в) предоставление  отдельных  видов коммунальных услуг населению,
не связанных с инфраструктурными объектами (емкостной и баллонный газ,
уголь и т. п.);
     г) обслуживание объектов коммунального назначения.
     Органы местного     самоуправления     обеспечивают    заключение
соответствующих договоров на основе конкурсов (тендеров).
     В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся
технологией,  необходимо  сделать  акцент  на  мерах  государственного
контроля, административного регулирования.
     В этой  связи   органам   государственной   власти   и   местного
самоуправления следует:
     а) обеспечить контроль за  установлением  ставок  и  тарифов  для
населения   в   том   числе   путем   участия  в  работе  региональных
энергетических  комиссий  всех  заинтересованных  организаций  (органы
представительной  власти,  защиты  прав потребителей,  антимонопольные
органы  и  т.  п.)  при  установлении  тарифов  как  для  коммунальных
организаций,  так  и для организаций Министерства топлива и энергетики
Российской Федерации;
     б) в   рамках  договорных  отношений  обеспечить  гарантированное
обслуживание  потребителей  на  уровне   минимальных   государственных
стандартов;
     в) способствовать  внедрению  приборов  индивидуального  учета  и
регулирования расхода воды и тепло- и газоснабжения там, где для этого
имеются технические возможности.
     3.2. Совершенствование системы управления ЖКХ
     3.2.1. Субъекты и объекты собственности в ЖКХ
     Ключевой проблемой второго этапа реформы экономического механизма
остается изменение отношений собственности, обусловленное (после этапа
преимущественно    муниципализации)    появлением    в    этой   сфере
финансово-строительных  и   эксплуатационных   компаний,   акционерных
обществ,  частных фирм, выступающих в качестве как застройщиков, так и
собственников жилья.
     Появление новых  групп  собственников обусловлено потребностями в
новых формах и методах организации инвестиций в развитие объектов  ЖКХ
в  условиях  ограниченности бюджетных возможностей.  При этом наряду с
диалогом "заказчик" - "подрядчик" формируются  сложные  многосторонние
взаимоотношения, участниками которых являются:
     инвестиционные, строительные   и   эксплуатационные   организации
различных   форм  собственности,  выполняющие  все  или  только  часть
указанных функций;
     собственники жилищного     фонда     и     объектов    инженерной
инфраструктуры, представляющие их органы и управляющие компании;
     потребители услуг  -  владельцы  и  арендаторы  жилых  помещений,
товарищества собственников, другие организации.
     Реформа в   ЖКХ   должна   быть  направлена  на  повышение  роли,
самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов  различных
форм   собственности,   осуществляющих  непосредственное  обслуживание
потребителей и имеющих правовые и  финансовые  возможности  не  только
текущей деятельности, но и развития объектов ЖКХ.
     Решение указанной  проблемы  требует  изменения   компетенции   и
функций    органов    управления    в   обеспечении   государственного
регулирования и контроля развития и текущей деятельности ЖКХ,  а также
формирования  структур,  представляющих интересы всех собственников (а
не только муниципальной собственности) и защищающих права потребителей
услуг.
     3.2.2. Функции и методы управления
     В основу  системы  управления  должно  быть положено рациональное
разделение функций и организация взаимоотношений между:
     а) собственником;
     б) управляющей организацией;
     в) подрядными    организациями,    осуществляющими   обслуживание
жилищного  фонда;  а  также  органами,  уполномоченными   осуществлять
государственный  контроль  за  содержанием  и использованием жилищного
фонда независимо от форм собственности.  Одним из основных  принципов,
который  должен  соблюдаться  при формировании возможного разнообразия
структур управления, является право собственника на принятие решения о
том, кто будет управлять и обслуживать принадлежащую ему недвижимость.
     Основной функцией      собственника      является      соблюдение
нормативно-технических  требований к содержанию и использованию жилья,
обеспечение финансирования,  достаточного для сохранения  и  улучшения
своего жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
     Основной функцией организации,  специализирующейся на  выполнении
функций  управления,  является  рациональное  распределение финансовых
ресурсов.
     Собственник вправе   выполнять   эту   функцию  сам  либо  нанять
специализированную      управляющую      организацию.      Собственник
государственного  или  муниципального  жилья  вправе  передать функции
управления  специализированной  организации  (службе  заказчика)  либо
нанять  стороннюю  управляющую  организацию  на  конкурсной основе.  К
функциям  управляющей  организации  относятся  также  сбор   платежей,
заключение  договоров  с  подрядными  организациями  и  контроль за их
выполнением, а также заключение договоров найма и аренды.
     Основной функцией  обслуживающей  подрядной  организации является
своевременное и качественное выполнение работ,  оговоренных в договоре
подряда.
     Муниципальные предприятия    по    обслуживанию     жилья     как
самостоятельные   хозяйствующие   субъекты   не   должны  быть  жестко
закреплены за какой-либо определенной  территориальной  единицей.  Это
позволит  при  организации  конкурсов  на обслуживание жилищного фонда
стимулировать конкуренцию не только  между  муниципальной  и  частными
компаниями,   но   и  между  муниципальными  предприятиями.  При  этом
необходимо создать равные  условия  для  работы  как  частным,  так  и
государственным  (муниципальным)  предприятиям (предоставление нежилых
помещений для выполнения функций обслуживания  без  взимания  арендной
платы, равные условия предоставления служебной жилой площади и т. п.).
     Основным принципом  преобразования  существующих  организационных
структур  в  новые  должна  быть  не  надстройка прежней структуры,  а
обдуманная трансформация структурных подразделений,  при этом наиболее
квалифицированный  персонал должен перейти в структуру управления.  Во
многих городах,  где существуют  муниципальные  предприятия  ЖКХ,  уже
сегодня  сложилась  ситуация,  когда центральный аппарат реализует,  в
основном, функции управления, а низовые звенья - функцию обслуживания.
Это может позволить осуществить структурную перестройку без какой-либо
революционной  ломки  и,  что   не   менее   важно,   без   увеличения
управленческих    штатов    и   дополнительных   бюджетных   расходов,
увеличивающих в конечном итоге затраты потребителей.
     Сформированные службы   заказчика   выполняют   роль  управляющих
организаций для муниципальных объектов. Для управления жилищным фондом
других  форм  собственности (товариществом собственников жилья,  домом
финансово-строительной компании) может быть нанята  специализированная
управляющая    организация,    нанимающая    на    подрядных   началах
ремонтно-эксплуатационные  организации.  Последние   в   этом   случае
освобождаются  от  несвойственных  им регистрационно-учетных функций и
задач социального обеспечения.
     Объекты коммунального   назначения  обслуживаются  муниципальными
предприятиями  или  акционерными  обществами   со   смешанной   формой
собственности   при  сохранении  за  органом  местного  самоуправления
контрольного пакета акций.
     На новом  этапе реформы в ЖКХ система договорных отношений должна
включать в себя:
     договор между  субъектом собственности и субъектом хозяйствования
(включая  как  управление  и  обслуживание  жилищного  фонда,  так   и
коммунальное обслуживание),  заключаемый,  как правило,  на конкурсных
началах;
     договор между  субъектами  хозяйствования  (например,  на водо- и
теплоснабжение);
     договор организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги,
с потребителями.
     3.3. Обеспечение государственного регулирования и контроля
     В условиях  многообразия  собственников  резко  возрастает   роль
государственных  стандартов содержания и использования жилья,  которые
должны  быть  обязательны   для   всех   собственников.   В   условиях
хронического недофинансирования ЖКХ,  с одной стороны,  и многообразия
требований к содержанию объектов и обслуживанию потребителей, которые,
как правило,  не выполняются, с другой стороны, целесообразно выделить
основные  (минимальные)  стандарты  содержания  жилья  и  коммунальных
объектов,  придать  им силу законов субъектов Российской Федерации для
обеспечения   их   неукоснительного   исполнения    организациями    -
подрядчиками.  По мере улучшения финансирования обслуживания жилищного
фонда и коммунальных объектов эти стандарты  могут  быть  расширены  и
ужесточены.
     Функции государственного  контроля   и   регулирования   качества
обслуживания  в  лучшем  случае  должна  выполнять жилищная инспекция,
контролирующая   не   только   обеспечение   минимальных    стандартов
обслуживания,  но  и  сам  факт  заключения договоров,  отражающих эти
нормативы.  Таким  образом,  жилищная   инспекция   контролирует   как
состояние жилищного фонда,  обслуживаемого подрядной организацией, так
и исполнение обязанностей управляющей организацией.
     Государственное регулирование  развития  и  текущей  деятельности
жилищно-коммунального хозяйства,  в том числе координации  и  контроля
перехода   к   новым   ставкам  оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг,
осуществляют   органы   исполнительной   власти    края,    наделенные
соответствующими полномочиями (комитет,  департамент,  государственная
жилищная инспекция).
     Федеральный орган      исполнительной      власти,     наделенный
Правительством  Российской  Федерации  соответствующими  полномочиями,
осуществляет    разработку    государственной    политики    в   сфере
жилищно-коммунального  хозяйства,  форм  и  методов   государственного
регулирования,  адекватных  новым экономическим условиям,  координацию
деятельности органов управления ЖКХ  субъектов  Российской  Федерации,
разработку   системы   норм,   правил   и   стандартов   эксплуатации,
капитального  ремонта  и  реконструкции  объектов  ЖКХ  по   вопросам,
относящимся к компетенции федеральных органов власти.
     Одной из форм государственного регулирования и контроля  качества
обслуживания       является       лицензирование,       осуществляемое
специализированными региональными органами  управления  ЖКХ,  а  также
определение приоритетных групп потребителей,  подлежащих обязательному
обслуживанию,  и  установление  минимального  уровня  их   обеспечения
услугами в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей
из-за недостатка ресурсов или мощностей у  организации,  отнесенной  к
предприятиям - монополистам или являющейся таковой на местном рынке.
     Защита интересов    потребителей    жилищно-коммунальных    услуг
реализуется   также  путем  установления  условий  и  ограничений  при
изменении форм собственности организаций ЖКХ.
     3.4. Стимулирование создания товариществ собственников жилья
     Товарищества собственников жилья  в  границах  единого  комплекса
недвижимого  имущества  (кондоминиума),  включающего  в себя земельный
участок и расположенное на нем жилое здание,  являются на  сегодняшний
день  одним  из наиболее приемлемых способов защиты прав собственников
жилья,  их возможности влиять на стоимость и качество  предоставляемых
услуг,   а  также  создания  условий  для  привлечения  дополнительных
источников  финансирования   содержания,   ремонта,   обслуживания   и
реконструкции жилищного фонда.
     Кроме того,  собственники  приватизированных   квартир   получают
реальную   возможность   самостоятельно  решать  вопросы  технического
обслуживания и эксплуатации своей  собственности,  а  следовательно  и
порядок расходования личных средств,  уплачиваемых ими за управление и
эксплуатацию зданий.  Наниматели,  проживающие  в  квартирах,  которые
остаются   в   муниципальной   собственности,  также  получают  больше
возможностей влиять на  ситуацию  и  пользоваться  результатами  более
эффективного использования средств.
     Члены товариществ прямо заинтересованы в установке приборов учета
потребляемых коммунальных услуг (тепло,  вода,  газ), так как зачастую
их  реальный  объем   потребления   оказывается   значительно   меньше
рассчитываемого    по   нормативу   и   соответственно   оплачиваемого
проживающими.  В частности,  теплосчетчик на 100-квартирный  дом,  как
правило,   полностью   окупается   за  6  месяцев  эксплуатации  путем
уменьшения платы за потребляемую тепловую энергию.
     Кроме того,  комплекс ресурсосберегающих мероприятий,  проводимый
товариществами,  позволяет в целом значительно уменьшить  общий  объем
потребления  предоставляемых  ресурсов путем недопущения неоправданных
утечек  воды  и  тепла.  Население  привыкает  экономно  относиться  к
предоставляемым   услугам,  реально  прослеживая  связь  между  своими
затратами и прямым  расходованием  этих  услуг.  Данные  положительные
моменты  практически  недостижимы как в муниципальном жилищном фонде в
целом,  так и в отдельных приватизированных квартирах в  рамках  этого
фонда.
     На законодательном уровне либо на уровне соответствующих правовых
актов  необходимо как можно скорее разрешать проблемы,  препятствующие
развитию товариществ собственников жилья, для чего следует:
     1. Органам  местного  самоуправления  освобождать товарищества от
части местных налогов с учетом того,  что все высвободившиеся средства
будут потрачены, в конечном итоге, на содержание жилищного фонда;
     2. Необходимо обеспечить выплату дотаций на содержание  жилищного
фонда в зданиях, находившихся на балансе товарищества собственников, в
тех же объемах,  что и дотации на содержание муниципального  жилищного
фонда;
     3. Урегулировать   вопросы   взаимоотношений    ресурсоснабжающих
предприятий   и  товариществ,  так  как  зачастую  местные  поставщики
коммунальных услуг рассматривают товарищества собственников жилья  как
производственные   юридические  лица,  без  учета  их  деятельности  в
жилищной сфере;
     4. Решить проблемы, возникающие при сборе платы за обслуживание и
за  предоставляемые  коммунальные  услуги  (требования  по  применению
контрольно-кассовых машин со стороны налоговых инспекций, оплата услуг
банков по приему и перечислению коммунальных платежей).

               4. Формирование системы финансирования,
                  оплаты жилья и коммунальных услуг

     4.1. Принципы реформы финансирования
     Реформа в  жилищно-коммунальном   хозяйстве   должна   обеспечить
модернизацию  механизма  финансирования  отрасли  в  части  сокращения
бюджетных  ассигнований  путем  увеличения  ставок  оплаты   жилья   и
коммунальных тарифов. Организации ЖКХ в результате своей хозяйственной
деятельности должны обеспечивать расширенное воспроизводство  основных
фондов.
     При включении  в  тарифы  на  оплату  жилищно-коммунальных  услуг
инвестиционной составляющей,  обеспечивающей частичное покрытие затрат
на капитальный ремонт,  реконструкцию и новое  строительство  объектов
жилищно-коммунального     хозяйства     предприятия     будут    нести
ответственность за качество  обслуживания  потребителей,  определяемое
состоянием  основных  фондов объектов жилищно коммунального хозяйства.
Инвестиционная составляющая в тарифах  на  коммунальные  услуги  может
использоваться   для   покрытия   долговых   обязательств  предприятий
коммунального хозяйства,  привлеченных на развитие и ремонт инженерной
инфраструктуры  в  форме  средне-  и долгосрочных кредитов или выпуска
муниципальных займов.
     Для этого  при  расчете  тарифов  на  жилищно-коммунальные услуги
следует перейти от  нормативной  рентабельности,  обеспечивающей  лишь
часть инвестиционных затрат,  к включению инвестиционной составляющей,
обеспечивающей в конечном итоге расширенное  воспроизводство  основных
фондов  отрасли.  Переход  на  новый  принцип  расчета  должен  носить
постепенный характер и определяется следующими факторами:
     а) развитие   инструмента   привлечения  средне-  и  долгосрочных
кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и
ремонт инженерной и коммунальной инфраструктуры. Это позволит сгладить
пиковый характер инвестиционных  затрат,  разнести  их  возмещение  на
более длительный период и сделать величину инвестиционной составляющей
тарифа, доступной для оплаты потребителем;
     б) включение   инвестиционной   составляющей   в   тариф   должно
определяться  возможностью  оплаты  населением  соответствующей   доли
расходов   в   рамках   перехода  на  новую  систему  оплаты  жилья  и
коммунальных услуг.  В связи с этим целесообразно установить, что темп
прироста  тарифа  за  счет  увеличения  инвестиционной составляющей не
должен,  к примеру,  более чем в два раза превышать  прирост  реальных
денежных доходов населения.
     Финансирование строительства     и     реконструкции     объектов
жилищно-коммунального   хозяйства   в   соответствии   с  объективными
требованиями  развития   среды   обитания   населенного   пункта,   не
покрываемое  за  счет  инвестиционной  составляющей  тарифов на оплату
жилья и коммунальных услуг, обеспечивают, как правило, органы местного
самоуправления  за счет средств собственного бюджета и бюджетов других
уровней,  а  также   организации   -   инвесторы.   Органам   местного
самоуправления   целесообразно   при   формировании  местных  бюджетов
средства,  необходимые  для  обеспечения  государственных  минимальных
стандартов  содержания  объектов  жилищно-коммунального  хозяйства,  в
пределах   их   компетенции   выделять   отдельной   строкой.   Расчет
потребностей в ресурсах осуществляется на нормативной основе.
     Важным направлением  совершенствования   системы   финансирования
отрасли   является   привлечение  различных  банков  для  обслуживания
финансовых потоков с целью создания конкурентной  среды  по  улучшению
условий хранения и обслуживания средств,  поступающих в виде оплаты за
жилищно-коммунальные  услуги.  При   этом   дополнительно   получаемые
средства могут использоваться для развития отрасли,  погашения льгот и
субсидий отдельным категориям граждан.
     4.2. Оплата жилья и коммунальных услуг
     Приоритетной проблемой  второго  этапа   реформы   экономического
механизма   в   ЖКХ  является  изменение  тактики  проведения  реформы
ценообразования,  переход от повышения тарифов ускоренными темпами для
устранения  разрыва в ценах с другими отраслями экономики в результате
инфляции к зависящему от роста доходов потребителей изменению тарифов.
Именно это обеспечит наиболее безболезненные пути перехода на рыночную
систему оплаты жилищно-коммунальных услуг.
     Реализация намеченного  пути  повышения  доли  населения в оплате
жилья и коммунальных услуг может быть достигнута в  этих  условиях  за
счет   относительного   снижения   экономически  обоснованных  базовых
тарифов.  Антизатратный механизм должен создавать объективные  стимулы
ресурсосбережения,  что не только снизит затраты организаций ЖКХ, но и
позволит  обеспечить   наиболее   безболезненные   пути   перехода   к
экономически обоснованным ставкам и тарифам.
     Основными мероприятиями в этом направлении должны стать:
     повсеместное внедрение  домовых  узлов  регулирования  и контроля
расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии, а также газа;
     переход к   процедуре   согласования   тарифов   при   заключении
договоров, основанной на анализе соответствия деятельности организаций
ЖКХ  набору  нормативов  и  стандартов,  характеризующих эффективную и
ресурсосберегающую   работу   субъекта   хозяйствования   (численность
работающих  в  процентах  к численности населения,  затраты на единицу
услуги  относительно  аналогичных  предприятий,  структура  затрат   в
процентах).
     Вместе с тем в рамках реформы ценообразования  на  ближайшие  два
года  необходимо предусмотреть рост ставок оплаты жилищно-коммунальных
услуг как минимум на уровне индекса потребительских цен.  Не допускать
уменьшения   доли   платежей  населения  в  финансировании  затрат  по
предоставлению жилищно-коммунальных  услуг.  При  появлении  тенденции
роста  реальных  доходов населения продолжить увеличение доли платежей
населения  в  покрытии  издержек  (себестоимость  плюс  рентабельность
(инвестиционная  составляющая)  на предоставление жилищно коммунальных
услуг.
     Необходимо также  изменить  подход  к  установлению  экономически
обоснованного уровня платы за  жилье  и  коммунальные  услуги.  Полное
возмещение  издержек  на  предоставление  коммунальных  услуг включает
инвестиционную  составляющую.  Оплата  жилья   в   государственном   и
муниципальном  жилищном  фонде должна включать в свой состав не только
оплату содержания и ремонта жилья,  в том  числе  капитального,  но  и
плату за найм,  которая должна учитывать амортизационные отчисления на
реновацию (полное восстановление),  потребительские качества жилищного
фонда, его местоположение и другие условия.
     В рамках утвержденных на  переходный  период  предельных  уровней
ставок  оплаты  жилищно-коммунальных  услуг  наиболее быстрыми темпами
следует увеличивать оплату за найм,  содержание и  ремонт  жилья  (для
собственника,  соответственно, оплата услуг по содержанию дома), т. е.
в той сфере,  где возможно наиболее быстрое  развитие  конкуренции,  а
значит  и  возможности потребителей влиять на себестоимость и качество
услуг.  Постепенное  включение  в  ставки  и   тарифы   инвестиционной
составляющей позволит уже на нынешнем этапе начать включать затраты на
восстановление жилищного фонда  и  развитие  коммунальных  объектов  в
структуру оплаты жилищно коммунальных услуг населением.
     Среди других мер,  направленных на упорядочение  оплаты  жилья  и
коммунальных услуг, необходимо выделить следующие:
     а) начать  дифференциацию  ставок   оплаты   жилищных   услуг   в
зависимости  от  местоположения,  продолжить  работу по дифференциации
ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг в зависимости от  качества  и
типа жилья.  Соотношение суммарных величин оплаты жилищно-коммунальных
услуг  в  различных  домах  должно   находиться   в   соответствии   с
соотношением  ставок аренды на свободном рынке.  Дифференциацию ставок
проводить   поэтапно,   не   допуская   неуправляемых   сегрегационных
процессов. Следует осознавать, что дифференциация практически приведет
к увеличению доходов собственника,  ее основной целью  является  более
рациональное использование существующего жилищного фонда;
     б) добиться полного учета  собственников,  имеющих  более  одного
жилья на семью.  Собственники,  имеющие второе жилье,  отвечающее всем
требованиям качества и благоустройства,  должны оплачивать как минимум
100  процентов  затрат по его содержанию и предоставлению коммунальных
услуг.  Очевидно,  они должны также принимать участие в отчислениях на
капремонт и на восстановление здания;
     в) добиться  также   внесения   в   законодательство   изменений,
позволяющих  признать  вторым  жильем  не  только  жилые  помещения  в
городской черте,  но и жилые строения в определенной пригородной зоне,
отвечающие  всем стандартам благоустройства (коттеджи).  При наличии у
семьи в собственности благоустроенного индивидуального жилого  дома  в
пригородной   зоне   жилые   помещения   в   городе,   находящиеся   в
собственности, оплачиваются как второе жилье;
     г) в  переходный  период,  когда  будет  сохраняться разрыв между
экономически  обоснованными  ставками  и  тарифами   на   жилищные   и
коммунальные  услуги  и  ставками  и  тарифами  для  населения,  могут
устанавливаться дифференцированные тарифы на оплату социальной нормы и
на   оплату   сверхнормативной   площади   жилья  и  сверхнормативного
потребления коммунальных услуг.  При этом необходимо,  чтобы  процессы
перераспределения   жилищного   фонда,  связанные  со  стимулированием
проживания в пределах социальной нормы,  не  приобрели  неуправляемого
характера и не вели к чрезмерному ухудшению положения малообеспеченных
групп населения.  Поэтому органам местного  самоуправления  на  первом
этапе   целесообразно   ввести   повышенную  оплату  лишь  для  семей,
занимающих жилье, значительно превышающее по площади социальную норму,
например,  не  менее  чем  на  10  кв.  м на члена семьи,  организовав
одновременно систему помощи семьям в купле - продаже или обмене  жилья
при переезде в квартиру по социальной норме;
     д) установленные ранее льготы гражданам по оплате  дополнительной
жилой площади, очевидно, должны быть трансформированы и использоваться
органами местного самоуправления при предоставлении  льгот  по  оплате
сверхнормативной  площади  жилья  в  первую  очередь  малообеспеченным
семьям.  Важным  элементом  в  создании  единой  системы  коммунальных
платежей является информация и оповещение граждан о реальной стоимости
содержания их жилья в каждый момент платежа  и  о  той  доле,  которую
покрывает население;
     е) важным направлением совершенствования  системы  финансирования
деятельности отрасли является поиск нетрадиционных источников покрытия
издержек отраслевых организаций.  В настоящее время можно  указать  на
следующие резервы снижения бюджетных дотаций, связанные с перекрестным
субсидированием:
     диверсификация видов   деятельности   подрядных  организаций.  Не
секрет,  что государственные,  муниципальные заказы либо  товарищества
собственников  жилья  на  обслуживание  жилищного  фонда  дают весомые
преимущества  в   осуществлении   смежных   высокорентабельных   видов
деятельности.  Сегодняшний высокий интерес частных фирм к конкурсам на
обслуживание жилищного фонда в  условиях  финансирования  не  более  5
процентов от норматива во многом связан с тем, что они получают весьма
привилегированное положение на рынке ремонтных работ  в  обслуживаемых
домах.  Органы  местного  самоуправления  должны  учитывать готовность
частных подрядчиков  выполнять  полный  объем  работ,  предусмотренных
договором, на условиях финансирования значительно менее нормативного.
     Использование собственником доходов от придомовой  территории  (в
частности, сбор за парковку автомобилей) для оплаты содержания жилья и
поставки коммунальных  услуг.  Использование  этого  резерва  наиболее
реально в случае образования товарищества собственников жилья.

                      5. Обеспечение социальной
                        защищенности населения

     Защита населения  при  переходе  на  рыночные   принципы   оплаты
жилищно-коммунальных услуг состоит:
     в жестком контроле со стороны органов местного  самоуправления  и
уполномоченных ими специализированных организаций (служб заказчика) за
тем,  чтобы  в  тарифы  для  населения  не  включались  необоснованные
затраты,   связанные  с  монопольным  положением  жилищно-коммунальных
организаций (необоснованные административные издержки, потери в сетях,
использование неэффективных технологий и пр.);
     в контроле  со  стороны  государственной  жилищной  инспекции  за
деятельностью   предприятий   ЖКХ,  состоянием  жилья  и  коммунальных
объектов;
     в совершенствовании  программы жилищных субсидий малообеспеченным
категориям граждан для целевого расходования средств,  направляемых на
социальную защиту населения.
     В этой  связи  следует  пересмотреть   федеральную   политику   в
отношении   льгот   по  оплате  жилищно-коммунальных  услуг  отдельным
категориям граждан. По каждой льготе должен быть четко указан источник
ее    финансирования.    Льготы,    предоставляемые    гражданам    по
профессиональному  признаку,  должны   финансироваться   из   бюджетов
соответствующих  организаций  и  ведомств.  Следует  принять  меры  по
совершенствованию  механизма  предоставления   жилищных   субсидий   и
отражению  изменений,  происшедших в сфере оплаты жилищно-коммунальных
услуг,  в системе основных социальных индикаторов.  Это,  в частности,
предполагает:
     а) исключение возможности отказа в начислении  жилищных  субсидий
гражданам,  имеющим на нее право, под каким бы то ни было предлогом (в
частности,  в  жилищном  фонде,  находящемся  в  полном  хозяйственном
ведении    предприятий).    Дальнейшее    повышение    ставок   оплаты
жилищно-коммунальных предприятий).  Дальнейшее повышение ставок оплаты
жилищно-коммунальных услуг возможно только при полной уверенности, что
ни одна семья не будет тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг  в
пределах  социальной  нормы  больше  установленного предельного уровня
платежей;
     б) обеспечение   органами  местного  самоуправления  достаточного
финансирования служб жилищных субсидий с тем, чтобы реально обеспечить
всем нуждающимся возможность оформления субсидий,  а также контроля за
предоставлением жилищных субсидий всем имеющим на то  право  гражданам
во всех видах жилищного фонда;
     в) утверждение  процедур,  не  допускающих  отказа   в   жилищной
субсидии   гражданам,   имеющим  просроченную  задолженность,  при  их
согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы
возможность   исключить   просроченную  задолженность  среди  наименее
обеспеченных семей,  имеющих право на жилищную субсидию,  что  в  свою
очередь  позволило  бы  принять  жесткие  меры принуждения к остальным
семьям (опись имущества,  выселение с предоставлением жилого помещения
по  норме  общежития).  Как  с  экономической,  так и социальной точек
зрения меры принуждения необходимо,  в  первую  очередь,  применять  к
неплательщикам  из числа семей,  имеющих в собственности второе жилье,
которое должно оплачиваться по себестоимости.
     С целью  дополнительной  защиты граждан от необоснованных санкций
организаций,  осуществляющих управление жилищных фондом, возложить эту
функцию  на  специальную  муниципальную  комиссию,  куда  должны войти
представители администраций,  жилищных организаций,  служб  социальной
защиты и юристы. К компетенции комиссии могли бы быть отнесены:
     работа с задолжниками:  выработка  и  реализация  схем  погашения
задолженности;
     помощь семьям в разъяснении,  на какого рода социальную поддержку
они могут рассчитывать, и содействие в организации этой помощи;
     организация добровольного обмена жилых помещений;
     формирование обменного жилищного фонда для переселения;
     выявление семей,  дела которых по неплатежам за жилую  площадь  и
услуги передаются в суд, и организация подачи судебных исков.
     Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат по
пользованию  жилищно-коммунальными услугами в методике расчета бюджета
прожиточного минимума.  В настоящее время программа жилищных  субсидий
сопоставима  по  охвату семей и размерам материальной помощи с другими
существующими сегодня  социальными  программами.  В  этих  условиях  к
программе  начинают  предъявляться  достаточно  высокие требования,  и
критика программы жилищных субсидий сегодня зачастую строится на  том,
что    жилищные   субсидии   не   решают   полностью   проблемы   всех
малообеспеченных семей.  Между  тем,  именно  с  внедрением  механизма
жилищных  субсидий,  пожалуй,  впервые  создан  прецедент установления
предельно допустимой доли платежей  граждан  за  некоторую  социальную
норму  потребления  товара  или  услуги в их доходе.  Проблема состоит
скорее в том,  что в части расходов на продукты питания, транспортные,
медицинские  и  иные необходимые услуги таких социальных гарантий пока
не существует.

                     6. Совершенствование системы
                   налогообложения предприятий ЖКХ

     Налогообложение предприятий   ЖКХ,  не  отражающее  специфику  их
взаимоотношений с бюджетом и различные  природные,  демографические  и
географические условия регионов и городов (дотационность предприятий в
значительных  размерах)  делает  экономически   бессмысленной   уплату
предприятиями  ЖКХ  значительной  части  налогов,  даже в существующей
искусственной форме,  налогами облагаются в  равной  мере  предприятия
жизнеобеспечения регионов,  имеющих отрицательный баланс, и регионов -
доноров,  что  также  неоправдано.  Различие  в   уровнях   источников
поступления  (местный  уровень)  и использование (федеральный уровень)
налоговых средств,  в частности,  НДС,  создает механизм  перекачки  и
централизации  финансовых  ресурсов из местного бюджета в федеральный,
налоговой системой должна стимулироваться активизация жилищной реформы
и  развития  связанных  с  ней отраслей инфраструктур.  Для исключения
перераспределительных финансовых дотационных потоков между федеральным
бюджетом,  бюджетами субъектов Российской Федерации и местным бюджетом
представляется целесообразным следующее:
     средства, поступающие   на   развитие   и  обслуживание  объектов
жилищно-коммунального  хозяйства  в  виде  дотаций   из   федерального
бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не
должны включаться в налогооблагаемую базу;
     основой такого  решения является письмо Государственной налоговой
службы  Российской  Федерации  и  Министерства   финансов   Российской
Федерации от 11 мая 1993 г. N В2-6 04173/04-02-04;
     впредь до    принятия    нового    налогового    законодательства
представляется    целесообразным   органам   местного   самоуправления
принимать  решения  об  отнесении   земель,   занятых   строениями   и
сооружениями     территориальной     инфраструктуры,    обеспечивающей
жизнедеятельность населенных пунктов (т.  е.  земель,  находящихся под
водозаборными   узлами,  станциями  перекачки,  котельными,  очистными
сооружениями,  трансформаторными  подстанциями  и  другими   объектами
жизнеобеспечения)  к  землям,  служащим для удовлетворения нужд города
(общегородского использования, которые освобождены от уплаты налога на
землю).

             7. Снижение издержек на жилищно-коммунальные
            услуги при поддержании стандартов их качества.
                        Инвестиционные проекты

     Потребность в    топливно-энергетических    ресурсах   для   нужд
жилищно-коммунального хозяйства края составляет:  мазута - 635.5  тыс.
т,  дизельного  топлива  -  51.16  тыс.  т,  угля  -  1359 тыс.  т.  В
себестоимости тепловой энергии на  топливную  составляющую  приходится
более половины всех затрат.
     Наиболее нерациональным  в  сложившемся   топливно-энергетическом
балансе  является  использование дизельного топлива для его сжигания в
отопительных котлах.  Необходимо в ближайшее время осуществить  замену
дизельного топлива на альтернативное ему по качеству, но более дешевое
топливо - мазут флотский  (Ф  5,  12).  Без  привлечения  значительных
финансовых  ресурсов  возможно  только  на  замене  дизельного топлива
получить экономию финансовых  средств  в  размере  примерно  30  млрд.
рублей в год.
     Стабильность топливно-энергетического баланса, являющаяся основой
в проведении технической политики,  позволит при условии централизации
финансовых средств  развернуть  программу  энергоснабжения,  потенциал
которой на территории края очень высок.
     В качестве приоритетных  направлений  программы  энергосбережения
необходимо выделить:
     оснащение всех  теплоисточников  коммерческими  приборами   учета
тепловой   энергии,   особенно   на   ведомственных   теплоисточниках,
отапливающих муниципальный жилой фонд. По самым скромным расчетам, это
позволит экономить до 20 процентов средств,  предъявленных к оплате за
потребленную теплоэнергию (около 200 млрд. рублей в год);
     проведение модернизации    морально   и   физически   изношенного
теплоэнергетического оборудования,  его замена на высокоэкономичное  и
современное.   Увеличение   КПД   котельного  парка,  составляющего  в
настоящее время около 40 процентов,  только на 10  процентов  позволит
экономить около 150 млрд. рублей в год;
     децентрализацию теплоснабжения на базе  бойлерного  оборудования,
электрокотлов  и  дизель  -  электростанций  с утилизацией тепла,  что
позволит сократить затраты,  связанные с  эксплуатацией  теплосетей  и
численностью обслуживающего персонала;
     установку на крупных котельных автоматизированных  энергетических
комплексов  по  выработке  электроэнергии  на  базе производства пара,
позволяющих обеспечить собственные нужды дешевой электроэнергией;
     внедрение в  области  эксплуатации  жилищного фонда использования
современных технологий и материалов  по  ремонту  кровель,  внутренних
систем тепло- и водоснабжения, водоотведения;
     применение для внутренних трубопроводов холодной и  горячей  воды
пластмассовых  труб и фасонных изделий из полиэтилена,  полипропилена,
поливинилхлорида,  полибутилена,  металлополимеров и  других.  Широкое
внедрение полимерных рулонных гидроизоляционных материалов при ремонте
и устройстве кровель.
     Использование новых  материалов  позволит  увеличить срок службы,
повысить качество ремонтов при сохранении на том же  уровне  или  даже
сокращении   затрат   по   сравнению   с  использованием  традиционных
материалов в условиях оптовых поставок в централизованном порядке.
     Аналогичные преимущества  централизованного  снабжения могут быть
реализованы и в других подотраслях ЖКХ.
     Развитие жилищно-коммунального  хозяйства  в  области обеспечения
населения питьевой водой практически полностью ориентировано на помощь
федерального   бюджета   в   форме   реализации  федеральных  программ
"Программа экономического развития Дальнего Востока  и  Забайкалья  на
1996   -   2005  годы",  "Защита  от  наводнений  населенных  пунктов,
народнохозяйственных и других  ценных  земель  в  Приморском  крае"  и
"Обеспечение населения России питьевой водой".

                8. Стандарты перехода на новую систему
                  оплаты жилья и коммунальных услуг

     Увязывание объема помощи из федерального  бюджета  с  параметрами
хода  реформы,  оплаты населением жилья и коммунальных услуг исходя из
единых  нормативов  федеральных   стандартов   предполагает   введение
аналогичного порядка на территории края,  несмотря на сохранение права
субъектов  Российской  Федерации  и  органов  местного  самоуправления
самостоятельно  устанавливать  основные  параметры  перехода  на новую
систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
     Предполагается установить  на  краевом уровне следующие стандарты
по годам переходного периода:
     1. Стандарт  социальной  нормы  площади  жилья  в  зависимости от
состава семьи и типа занимаемой квартиры (в  кв.  м  общей  или  жилой
площади);
     2. Стандарт уровня платежей населения  за  жилье  и  коммунальные
услуги в процентах от реальных издержек на содержание и ремонт жилья;
     3. Стандарт  предельно  допустимой  доли   собственных   расходов
граждан  на  оплату  жилья и коммунальных услуг,  исходя из социальной
нормы и нормативов потребления коммунальных услуг;
     4. Стандарт  стоимости  предоставления жилищно-коммунальных услуг
на 1 кв. м общей площади жилья.

                    9. Этапы реализации концепции

     Предлагаемые Правительством Российской Федерации  сроки  перехода
на  безубыточный  режим  хозяйствования  в  сфере жилищно-коммунальных
услуг диктует субъектам Федерации жесткие условия без  учета  различий
географо-климатических и экологических особенностей регионов.
     Основные этапы перехода на безубыточность:
     Доля платежей населения в процентах: 1998 год     50
                                          1999 год     60
                                          2000 год     70
                                          2001 год     80
                                          2002 год     90
                                          2003 год    100,
     т. е. вместе с отчислениями на капитальный ремонт.
     На первом этапе (1997 - 1998 гг.) необходимо:
     1. Завершить   разграничение  функций  собственника,  управляющей
организации  (службы  заказчика)   и   обслуживающей   организации   в
государственном и муниципальном жилищном фонде;
     2. Организовать переобучение кадров для работы  в  управляющих  и
обслуживающих организациях;
     3. Довести  долю   государственного   и   муниципального   фонда,
обслуживаемого на конкурсной основе, до 60 процентов;
     4. Довести  долю  платежей  населения  в  покрытии  издержек   по
предоставлению  жилищно-коммунальных услуг до 50 процентов от издержек
на их производство;
     5. Упорядочить  систему  льгот  отдельным  категориям  граждан  с
определением источников их финансирования;
     6. Начать  процесс  частичного включения в ставки оплаты жилищных
услуг  инвестиционной  составляющей  (плата  за  найм)  и  затрат   на
капитальный ремонт;
     7. Реализовать программы контроля  за  установлением  тарифов  на
коммунальные    услуги    предприятиям,    являющимся    естественными
монополистами на рынке ЖКУ;
     8. Обеспечить развитие государственной жилищной инспекции края.
     При этом процесс перехода на новую систему оплаты ЖКУ  необходимо
сопровождать   разработкой  и  использованием  критериев,  учитывающих
платежеспособные возможности населения.  Темпы роста  уровня  покрытия
гражданами  затрат  на  жилищно-коммунальные услуги обязательно должны
быть согласованы с темпами роста доходов населения.
     Необходимо создать  систему,  при  которой  рост  тарифов на ЖКУ,
уровень платежей граждан в процентах  от  реальных  издержек  от  всех
видов  ЖКУ  и максимально допустимая доля собственных расходов граждан
на  оплату  жилья  и  коммунальных  услуг  ограничивали   бы   процент
населения,  имеющего  право  воспользоваться  субсидией,  на уровне не
более 20 процентов.  В противном случае  рост  объема  субсидий  будет
превышать   снижение  дотаций  в  ЖКХ  и  с  увеличением  расходов  на
обеспечение  программы  субсидий  не  приведет  к  снижению  бюджетной
нагрузки на этот сектор экономики.

Руководитель департамента по
жилищно-коммунальному хозяйству
и топливным ресурсам
администрации края          В. Чепик


     Приложение 2
     к постановлению
     Губернатора края
     от 29.05.97 N 227

                              ПРОГРАММА
                 РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
                      ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

   +----------------------------------------------------------------+
   |   Мероприятие             | Срок      | Ответственный          |
   +---------------------------+-----------+------------------------|
   |1. Разработать примерное   |01.07.97   |комитет по жилищно-     |
   | положение о службе        |           |коммунальному хозяйству |
   | заказчика муниципального  |           |департамента по жилищно-|
   | образования               |           |коммунальному хозяйству |
   |                           |           |и топливным ресурсам    |
   |                           |           |администрации края      |
   |                           |           |                        |
   |2. Создать в составе       |01.08.97   |главы муниципальных     |
   | муниципальных образований |           |образований края        |
   | края службы заказчика     |           |                        |
   | жилищно-коммунальных      |           |                        |
   | услуг для населения и     |           |                        |
   | социально-культурной сферы|           |                        |
   |                           |           |                        |
   |3. Разработать конкретные  |01.08.97   |комитет по жилищно-     |
   | рекомендации по           |           |коммунальному хозяйству |
   | демонополизации           |           |департамента по жилищно-|
   | предприятий, оказывающих  |           |коммунальному хозяйству |
   | жилищно-коммунальные      |           |и топливным ресурсам    |
   | услуги                    |           |администрации края      |
   |                           |           |                        |
   |4. Разработать Примерное   |01.08.97   |   -"-                  |
   | положение о конкурсе на   |           |                        |
   | право предприятий всех    |           |                        |
   | форм собственности в      |           |                        |
   | получении заказа на       |           |                        |
   | оказание жилищно-         |           |                        |
   | коммунальных услуг        |           |                        |
   | населению и предприятиям, |           |                        |
   | организациям социально -  |           |                        |
   | культурной сферы          |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |5. Разработать Примерное   |01.08.97   |   -"-                  |
   | положение о конкурсе на   |           |                        |
   | право предприятий всех    |           |                        |
   | форм собственности        |           |                        |
   | обслуживать жилищно-      |           |                        |
   | коммунальные объекты,     |           |                        |
   | вводимые в эксплуатацию   |           |                        |
   | или принимаемые от        |           |                        |
   | ведомств                  |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |6. Разработать примерные   |01.08.97   |   -"-                  |
   | формы договоров на        |           |                        |
   | оказание услуг            |           |                        |
   | потребителям подрядными   |           |                        |
   | предприятиями и найму     |           |                        |
   | населением жилья          |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |7. Провести анализ         |01.08.97   |комитет по жилищно-     |
   | себестоимости жилищно-    |до 1 числа |коммунальному хозяйству |
   | коммунальных услуг,       |второго    |департамента по жилищно-|
   | уровня дотаций, субсидий  |месяца     |коммунальному хозяйству |
   | и платежей населения за   |квартала,  |и топливным ресурсам    |
   | 1996 год и ежеквартально  |следующего |администрации края,     |
   |                           |за отчетным|администрации муницип.  |
   |                           |           |образований             |
   |                           |           |                        |
   |8. Разработать минимальные |01.01.98   |   -"-                  |
   | стандарты уровня оказания |           |                        |
   | жилищно-коммунальных      |           |                        |
   | услуг на основании        |           |                        |
   | экономического анализа и  |           |                        |
   | имеющихся возможностей    |           |                        |
   | дотационного покрытия     |           |                        |
   | стоимости услуг и         |           |                        |
   | платежей населения        |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |9. Довести долю населения  |01.01.98   |администрации           |
   | в оплате жилья и          |           |муниципальных           |
   | коммунальных услуг до 40  |           |образований             |
   | процентов от тарифа на    |           |края                    |
   | все виды услуг            |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |10. Производить выделение  |постоянно  |финансовое управление   |
   | дотаций на покрытие       |           |администрации края,     |
   | стоимости жилищно-        |           |комитет по жилищно-     |
   | коммунальных услуг только |           |коммунальному хозяйству |
   | на основании установленных|           |департамента по жилищно-|
   | минимальных стандартов,   |           |коммунальному хозяйству |
   | утвержденной себестоимости|           |и топливным ресурсам    |
   | и заданного уровня доли в |           |администрации края,     |
   | оплате жилья и            |           |администрации муницип.  |
   | коммунальных услуг        |           |образований края        |
   | населению                 |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |11. Использовать           |постоянно  |комитет по жилищно-     |
   | инвестиции, направляемые  |           |коммунальному хозяйству |
   | в жилищно-коммунальное    |           |департамента по жилищно-|
   | хозяйство, только на      |           |коммунальному хозяйству |
   | проведение мероприятий,   |           |и топливным ресурсам    |
   | обеспечивающих            |           |администрации края,     |
   | ресурсосбережение и       |           |администрации муницип.  |
   | снижение себестоимости    |           |образований края        |
   | услуг                     |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |12. Разработать систему    |01.01.98   |   -"-                  |
   | стимулирования населения  |           |                        |
   | на обустройство своих     |           |                        |
   | жилых помещений приборами |           |                        |
   | учета расхода тепла,      |           |                        |
   | горячей и холодной воды   |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |13. Подготовить проектные  |01.01.98   |комитет по жилищно-     |
   | решения по оборудованию   |           |коммунальному хозяйству |
   | всех видов квартир        |           |департамента по жилищно-|
   | приборами учета расхода   |           |коммунальному хозяйству |
   | тепла, горячей и          |           |и топливным ресурсам    |
   | холодной воды             |           |администрации края,     |
   |                           |           |институт "Примремпроект"|
   |                           |           |                        |
   |14. Определить на          |01.01.98   |комитет по жилищно-     |
   | конкурсной основе         |           |коммунальному хозяйству |
   | предприятия - подрядчики  |           |департамента по жилищно-|
   | по оборудованию квартир   |           |коммунальному хозяйству |
   | приборами учета расхода   |           |и топливным ресурсам    |
   | воды и тепла за счет      |           |администрации края,     |
   | средств населения         |           |администрации муницип.  |
   |                           |           |образований             |
   |                           |           |                        |
   |15. Разработать систему    |01.08.97   |   -"-                  |
   | стимулирования населения  |           |                        |
   | по созданию товариществ   |           |                        |
   | собственников жилья       |           |                        |
   | (кондоминиумов)           |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |16. Разработать и          |01.01.98   |комитет по жилищно-     |
   | законодательно утвердить  |           |коммунальному хозяйству |
   | систему адресной защиты   |           |департамента по жилищно-|
   | малообеспеченных слоев    |           |коммунальному хозяйству |
   | населения по оплате       |           |и топливным ресурсам    |
   | жилищно-коммунальных      |           |администрации края,     |
   | услуг                     |           |управление социальной   |
   |                           |           |защиты населения        |
   |                           |           |администрации края      |
   |                           |           |                        |
   |17. Разработать и          |01.01.98   |финансовое управление   |
   | законодательно утвердить  |           |администрации края,     |
   | систему льгот по          |           |комитет по жилищно-     |
   | налогообложению,          |           |коммунальному хозяйству |
   | стимулирующую активизацию |           |департамента по жилищно-|
   | жилищной реформы и        |           |коммунальному хозяйству |
   | развитие связанных с ней  |           |и топливным ресурсам    |
   | отраслей инфраструктуры   |           |администрации края,     |
   |                           |           |администрации муницип.  |
   |                           |           |образований             |
   |                           |           |                        |
   |18. Создать систему        |01.01.98   |департамент по          |
   | контроля за состоянием    |           |жилищно-коммунальному   |
   | жилья, объектов           |           |хозяйству и топливным   |
   | коммунального назначения  |           |ресурсам администрации  |
   | и качества оказываемых    |           |края, управление        |
   | услуг путем доведения     |           |государственной         |
   | численности               |           |службы и кадров         |
   | государственной жилищной  |           |администрации края      |
   | инспекции до нормативной  |           |                        |
   |                           |           |                        |
   |19. Создать систему        |01.08.97   |комитет по жилищно-     |
   | обучения кадров, занятых  |           |коммунальному хозяйству |
   | реформированием           |           |департамента по жилищно-|
   | жилищно-коммунального     |           |коммунальному хозяйству |
   | хозяйства                 |           |и топливным ресурсам    |
   |                           |           |администрации края      |
   +----------------------------------------------------------------+

Руководитель департамента по
жилищно-коммунальному хозяйству
и топливным ресурсам администрации
Приморского края          В. Чепик


     Приложение 3
     к постановлению
     Губернатора края
     от 29.05.97 N 227

                                СОСТАВ
                КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ХОДОМ РЕФОРМ,
                  ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОПЫТА
                 РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
                            ХОЗЯЙСТВА КРАЯ


       (В редакции Постановления Администрации Приморского края
   от 31.07.97 г. N 317; Постановления Губернатора Приморского края
                       от 21.09.2001 г. N 720)

Передрий С.А.      - вице-губернатор края, председатель комиссии

Житков В.И.        - заместитель руководителя департамента по
                   жилищно-коммунальному хозяйству и топливным
                   ресурсам администрации края, заместитель
                   председателя комиссии

Кудряшов В.П.      - председатель комитета по жилищному и
                   коммунальному хозяйству департамента по
                   жилищно-коммунальному хозяйству и топливным
                   ресурсам администрации края, заместитель
                   председателя комиссии

Шмелева В.А.       - начальник отдела по содействию реализации
                   жилищной реформы комитета по жилищному и
                   коммунальному хозяйству департамента по жилищно-
                   коммунальному хозяйству и топливным ресурсам
                   администрации края, секретарь комиссии

Члены комиссии:

Вадильева Т.Е      - начальник управления труда, занятости населения
                   и демографической политики администрации края

Воеводская С.Д.    - начальник отдела программ и финансового
                   сопровождения инвестиций комитета по архитектуре и
                   капитальному строительству администрации края

Курдюков Б.А       - председатель комитета по ценообразованию и
                   контролю зa ценами администрации края

Мерзляков С.Г      - заместитель председателя комитета по жилищному и
                   коммунальному хозяйству департамента по
                   жилищно-коммунальному хозяйству и топливным
                   ресурсам администрации края

Островская Л.П.    - председатель краевого комитета отраслевого
                   профсоюза работников жилищно-коммунального
                   хозяйства и бытового обслуживания

Панова Т.М.        - начальник отдела отраслевого финансирования
                   департамента финансов администрации края

Пикин С.М.         - начальник управления социальной защиты населения
                   администрации края

Попова С.С.        - председатель комитета по защите прав потребителей
                   администрации края

Самарин В.И.       - начальник жилищной инспекции комитета по
                   жилищному и коммунальному хозяйству департамента по
                   жилищно-коммунальному хозяйству и топливным
                   ресурсам администрации края


Руководитель департамента по
жилищно-коммунальному хозяйству
и топливным ресурсам администрации
Приморского края          В. Чепик


Информация по документу
Читайте также