Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Приморского края от 26.03.2003 № 250

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                           ПРИМОРСКОГО КРАЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                26.03.2003    г. Владивосток    N 250

               О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 284605-3
     "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ И ПОДСУДНОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
      О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ГРАЖДАНАМИ,
  ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННЫЕ СБОРЫ, АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,
  СОВЕРШЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, И ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ НАРУШЕННЫХ
          ИЛИ ОСПАРИВАЕМЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ
                      ИНТЕРЕСОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

     Законодательное Собрание Приморского края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Предложить    Государственной   Думе   Федерального   Собрания
Российской Федерации не принимать в первом чтении проект  федерального
закона  N  284605-3  "Об  изменении  подследственности  и  подсудности
уголовных  дел  о   преступлениях,   совершенных   военнослужащими   и
гражданами,   проходящими   военные   сборы,  административных  дел  о
правонарушениях,  совершенных военнослужащими,  и  гражданских  дел  о
защите  нарушенных или оспариваемых прав,  свобод и охраняемых законом
интересов военнослужащих".

     2. Направить  в  Государственную   Думу   Федерального   Собрания
Российской    Федерации    замечания    к   указанному   законопроекту
(прилагаются).

     3. Направить настоящее постановление в  комитеты  Государственной
Думы  Федерального Собрания Российской Федерации по законодательству и
по обороне.

     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания          С.А. Сопчук


     Приложение
     к постановлению
     Законодательного Собрания
     Приморского края
     от 26.03.2003 N 250

                              Замечания
        к проекту федерального закона N 284605-3 "Об изменении
    подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях,
    совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные
      сборы, административных дел о правонарушениях, совершенных
      военнослужащими, и гражданских дел о защите нарушенных или
       оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов
                           военнослужащих"

     Результатом принятия  проекта  федерального закона N 284605-3 "Об
изменении   подследственности   и   подсудности   уголовных   дел    о
преступлениях,  совершенных военнослужащими и гражданами,  проходящими
военные сборы,  административных дел  о  правонарушениях,  совершенных
военнослужащими,   и   гражданских   дел   о   защите  нарушенных  или
оспариваемых   прав,   свобод   и   охраняемых    законом    интересов
военнослужащих"  станет  упразднение  органов военной юстиции.  Однако
целесообразность их существования  объясняется  не  только  логикой  и
здравым  смыслом,  но историческими тенденциями развития государства и
его правовой системы.
     Институту военных судов в России уже более трехсот лет, в течение
которых  в  России  менялись  общественный  строй  государства,  режим
управления,  неоднократно трансформировалась национальная идея, однако
вопрос    о    целесообразности    существования    этого    института
государственной  власти никогда не ставился перед законодателями,  так
как все государственные деятели однозначно  понимали  -  военные  суды
необходимы   государству   для  эффективного  управления  Вооруженными
Силами,  которые являются особым инструментом государственной власти и
в то же время обособленной социальной группой.
     Первые упоминания о военно-судебных инстанциях на Руси  относятся
к 1603 году. В эпоху правления Петра I произошло значительное развитие
как всей судебной системы России,  так и военных судов в частности.  В
1867   году   в   России   были   произведены  глобальная  судебная  и
военно-судебная  реформы.  В  результате  этих   преобразований   была
сформирована система военных судов,  сходная с ныне действующей. Сразу
же после революции 1917 года в советской  России  в  кратчайшее  время
была  сформирована  система военных трибуналов,  сохранившая структуру
военных судов царской России.  Данная исторически  обоснованная  форма
отправления  правосудия  в  Вооруженных Силах России существует по сей
день и поддерживается Президентом Российской Федерации, который внес в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект
федерального конституционного  закона  N  98102315-2  "О  судах  общей
юрисдикции в Российской Федерации",  предусматривающей отдельную главу
(N 4) о военных судах.  Рассмотрение указанного  проекта  федерального
конституционного закона в первом чтении было назначено на февраль 2003
года.
     Необходимость сохранения   института   военных   судов  в  России
подтверждается не только исторически сложившейся структурой построений
системы   государственного   управления   и  судебной  системы,  но  и
спецификой  деятельности  военных  судов,   их   дислокацией,   сферой
применения военного права.
     В настоящее   время   российские   войска,    защищая    интересы
государства,   дислоцируются   за   пределами   Российской  Федерации.
Постоянные  контингенты  российских  войск  в  Грузии,   Таджикистане,
Казахстане  насчитывают  тысячи  военнослужащих,  которые  нуждаются в
судебной инстанции,  которая может рассматривать дела по их жалобам  и
искам   в   месте   их   пребывания.   Рассмотрение  уголовных  дел  о
преступлениях,  совершенных военнослужащими на территории  иностранных
государств,  российскими  судами первой инстанции на территории России
будет крайне затруднено и экономически нецелесообразно,  что,  в  свою
очередь,  повлечет  существенные  нарушения  прав и законных интересов
граждан.  С ростом геополитического  влияния  России,  расширением  ее
государственных  интересов  вероятно  присутствие  Вооруженных  Сил на
постоянной основе в различных странах,  что потребует  размещения  том
судов  для  обеспечения военнослужащим реализации их права на судебную
защиту.
     Аргументируя свою    позицию,    инициаторы    указанного    выше
законопроекта ставят под сомнение беспристрастность  военных  судей  и
прокуроров   при   решении   вопросов   о   привлечении   к  уголовной
ответственности офицеров,  обвиняемых  в  противоправных  действиях  в
отношении подчиненных.  В ходе работы с проектом федерального закона N
284605-3 изучена практика рассмотрения обсуждаемой категории уголовных
дел  военными  судами  Тихоокеанского  флота.  Только  в  2002  году к
уголовной ответственности  за  совершение  преступлений,  связанных  с
превышением  должностных  полномочий,  привлечены  11 офицеров.  Таким
образом,  указанный  аргумент   авторов   законопроекта   фактического
подтверждения в Приморском крае не нашел.
     Как следует из текста пояснительной  записки  к  данному  проекту
федерального     закона     необходимость    отправления    правосудия
судьей-военнослужащим обусловлена  лишь  его  умением  "разобраться  в
специфике  военной  службы,  доступной  восемнадцатилетним  юношам"  и
разрешить   конфликт,   возникший   на   почве   нарушения    уставных
взаимоотношений.  На  самом  деле  этим  деятельность военных судов не
исчерпывается.  Военное  право  России  включает   в   себя   огромное
количество  нормативных правовых актов Министерства обороны Российской
Федерации,  Федеральной  пограничной  службы   Российской   Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации,  Министерства по
чрезвычайным ситуациям  Российской  Федерации  и  других  ведомств,  в
которых    предусмотрена   военная   служба.   Применение   указанного
законодательства на практике требует специальных знаний уклада военной
жизни. Большинство судей военных судов - кадровые офицеры, служившие в
войсках,  реально  знающие  военный   быт   и   особенности   воинских
взаимоотношений,  их позитивные и негативные стороны. Это позволяет им
с наибольшей степенью достоверности воспринимать  объективную  истину,
которая  является  предметом  желаемого  доказывания  в любом судебном
процессе.


Информация по документу
Читайте также