Расширенный поиск
Закон Приморского края от 09.02.1996 № 28-КЗУтратил силу - Закон Приморского края от 05.12.2005 г. N 312-КЗ ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ Принят Законодательным Собранием Приморского края 26 декабря 1995 года (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) (В редакции Законов Приморского края от 10.04.96 г. N 37-КЗ; от 13.06.96 г. N 47-КЗ; от 07.10.97 г. N 94-КЗ; от 20.10.98 г. N 24-КЗ; от 12.04.99 г. N 39-КЗ; от 01.07.99 г. N 52-КЗ; от 15.11.2001 г. N 167-КЗ; от 15.11.2001 г. N 173-КЗ; от 14.01.2002 г. N 185-КЗ; от 08.10.2002 г. N 12-КЗ; от 06.03.2003 г. N 44-КЗ) Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Приморского края определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает принципы организации местного самоуправления в Приморском крае. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и термины 1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях: муниципальное образование - административно-территориальная единица, обособленное городское поселение; городское поселение с прилегающим (подчиненным) районом, являющееся единой административно-территориальной единицей; несколько поселений, объединенных общей территорией (район); иное поселение (территория), в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет, необходимые для существования и развития территории, и выборные органы местного самоуправления; территории местного самоуправления - города, поселки, села, районы, поссоветы, сельсоветы, иные территории; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом; местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения; органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования; должностное лицо местного самоуправления - выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения; муниципальная собственность - собственность муниципального образования; местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно; муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. 2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Статья 2. Местное самоуправление 1. Местное самоуправление в Приморском крае - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом Приморского края система организации деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций. 2. Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Статья 3. Правовая основа местного самоуправления 1. Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, устав Приморского края, настоящий закон и законы Приморского края. 2. Организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, их должностных лиц по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования. 3. Настоящий Закон действует на всей территории Приморского края. Законы и иные правовые акты Приморского края не могут противоречить настоящему Закону. Статья 4. Право граждан на участие в местном самоуправлении 1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Приморском крае, вправе участвовать в местном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане имеют право на: участие в местных референдумах, съездах, выборах и других формах прямого волеизъявления; избрание в органы местного самоуправления; равный доступ к муниципальной службе; получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления; равный доступ к муниципальной службе; получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления; судебную защиту права на участие в местном самоуправлении. 3. (Исключен - Закон Приморского края от 14.01.2002 г. N 185-КЗ) Статья 5. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику, отражающую их исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности. Статья 6. Ассоциации и союзы муниципальных образований 1. Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. 2. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. ГЛАВА II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 7. Территории местного самоуправления 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Приморского края в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований устанавливаются законами Приморского края с учетом исторических и иных местных традиций. Население городского, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях допускается федеральным законом. 2. Территориями муниципальных образований являются: территории, находящиеся в границах обособленных городских поселений; территории, находящиеся в границах единой административно-территориальной единицы (городское поселение с прилегающим районом); территории, находящиеся в границах административных районов; иные территории. 3. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Статья 8. Установление и изменение границ муниципального образования 1. Границы муниципальных образований, в том числе при образовании, устанавливаются законом Приморского края, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографической ситуации и иных местных особенностей по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Приморского края с учетом мнения населения, выраженного непосредственно путем референдума, схода, либо в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. 2. Установление границ муниципальных образований производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для развития. 3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом Приморского края. Статья 9. Земельные отношения на территории муниципальных образований 1. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. 2. Порядок использования земель, составляющих территорию муниципального образования, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранным законодательством. 3. Органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края дополнительные условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. ГЛАВА III. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 10. Вопросы местного значения 1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. 2. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом и другими законодательными актами к предметам ведения местного самоуправления, а также иные вопросы, не отнесенные законодательством Российской Федерации и Приморского края к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Приморского края. 3. К основным вопросам местного значения относятся: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, создание необходимых условий для развития производства на подведомственной территории и образование рабочих мест; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, тарифов для населения в муниципальных предприятиях, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального и дополнительного образований; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципальных структур; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области комплексного социально-экономического развития территории Органы местного самоуправления: принимают и реализуют комплексные и по отдельным направлениям деятельности муниципальные планы и программы социально -экономического развития территории за счет собственных материальных и финансовых ресурсов, а также привлеченных материальных и финансовых ресурсов; участвуют в разработке и реализации государственных планов и программ в части, касающейся подведомственной территории; получают от предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности необходимые сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экономические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, осуществляют обязательное для таких планов и мероприятий согласование; обеспечивают составление балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельного и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием территории; оказывают содействие органам государственной статистики, предоставляют им и получают от них необходимые статистические данные; координируют деятельность органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности по реализации планов и программ социально-экономического развития подведомственной территории. Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в области регионального использования земли и других природных ресурсов, охраны природы Органы местного самоуправления: владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальными землями; организуют разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства территории; определяют долгосрочные перспективы развития территории; устанавливают целевое назначение и разрешенное использование земель, отнесение и перевод земель из одной категории в другую в соответствии с земельным законодательством и генеральным планом; предоставляют в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность, оперативное управление и хозяйственное ведение, сдают в аренду, изымают земельные участки из всех земель в границах соответствующей территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; приобретают землю в муниципальную собственность путем выкупа, принудительного выкупа, принятия в дар, передачи из государственной собственности, в том числе приобретения земель за пределами территории муниципального образования; исключают земли из оборота в соответствии с категориями, целевым назначением, значением для муниципального образования, устанавливают перечень неотчуждаемых и ограниченно отчуждаемых земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Приморского края; устанавливают порядок использования земель, целевого предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; устанавливают нормы бесплатного предоставления земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненно наследуемое владение; устанавливают размеры платы за землю, предоставление льгот по плате за землю, взимают плату за землю; осуществляют контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования; защищают права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, разрешают в пределах своей компетенции земельные споры; организуют ведение земельного кадастра, проведение работ по землеустройству, дают заключения по планам землеустроительных работ, определяют условия проведения изыскательских работ на соответствующей территории; устанавливают обременение и другие сервитуты на земельных участках, находящихся в ведении органов местного самоуправления; выдают разрешения на снос, реконструкцию, возведение построек на земельном участке; на передачу земельного участка новому собственнику имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; регулируют использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения, а также лесов местного значения и неохотничьих видов животных; осуществляют в соответствии с законодательством контроль за состоянием окружающей среды; обеспечивают проведение на территории муниципального образования мероприятий по улучшению состояния окружающей природной среды; организуют проведение гигиенических и санитарно -эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов; информируют население об экологической обстановке, принимают в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения; привлекают к административной ответственности в соответствии с действующим природоохранным и административным законодательством; осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством. Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи Органы местного самоуправления: разрабатывают правила застройки населенных пунктов на территории муниципального образования в соответствии с генеральным планом, осуществляют контроль за соблюдением утвержденных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства; выступают заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия; выдают разрешения на строительство всех объектов производственного назначения, приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки; назначают приемочные комиссии, утверждают акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно -гражданского назначения; создают, обслуживают и содержат муниципальные автохозяйства, предприятия местного водного и воздушного транспорта; приобретают транспорт для осуществления местных пассажирских и грузовых перевозок; согласовывают маршруты и графики движения для массовых пассажирских перевозок на подведомственной территории; устанавливают правила транспортного обслуживания на подведомственной территории; осуществляют строительство и содержание дорог, остановочных пунктов, стоянок, вокзалов, пристаней, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры местного значения; организуют обеспечение населения услугами связи, радио- и телевещания. Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально -бытового и торгового обслуживания населения Органы местного самоуправления: организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности; распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам; создают условия для индивидуального жилищного строительства и объектов социально-культурного назначения; обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения; принимают меры по обеспечению населения муниципальных учреждений топливом; осуществляют строительство за счет собственных и привлеченных средств муниципального жилья и объектов инженерной инфраструктуры; организуют благоустройство территории населенных пунктов, привлекают на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население; осуществляют озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создают места отдыха граждан; присваивают наименования улицам в населенных пунктах, устанавливают нумерацию домов; устанавливают удобный для населения режим работы муниципальных предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения; устанавливают правила бытового и торгового обслуживания населения на подведомственной территории; организуют рынки и ярмарки; контролируют совместно с федеральными и краевыми органами соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли, организуют закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов с учетом потребностей подведомственной территории; организуют утилизацию и переработку бытовых отходов; организуют ритуальные услуги, ведают кладбищами, обеспечивают содержание в надлежащем состоянии иных мест захоронения; устанавливают места торговли, выдают лицензии в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Статья 15. Полномочия органов местного самоуправления в области социально-культурного обслуживания населения Органы местного самоуправления: содействуют реализации прав граждан на обязательное основное общее образование; осуществляют за счет собственных и привлеченных средств строительство, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного образования и здравоохранения(школ, училищ, детских дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерских и акушерских пунктов и т. д.); создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения на подведомственной территории с учетом мнения населения; организуют на соответствующей территории работу культурно -просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций; осуществляют охрану и организуют использование расположенных на соответствующей территории памятников природы, культуры, истории, сохраняют памятники истории и культуры, находящиеся в муниципальной собственности; создают объекты социально-культурного, физкультурно -спортивного назначения, руководят кино- и видеообслуживанием населения; осуществляют управление всеми находящимися в муниципальной собственности учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно -спортивными учреждениями, обеспечивают их материально-техническое снабжение; назначают и освобождают от должности руководителей соответствующих учреждений, если законодательством не предусмотрен иной порядок; планируют развитие на соответствующей территории сети учреждений народного образования; организуют оказание школам методической помощи; создают фонд всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействуют организации трудового обучения и профориентации школьников; разрабатывают комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; создают условия для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; организуют проведение мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта. Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной поддержки населения Органы местного самоуправления: осуществляют строительство, содержание и организацию работы учреждений социальной помощи населению (дома престарелых, детские дома, интернаты и др.); назначают и выплачивают пенсии и пособия; контролируют работу органов врачебно-трудовой экспертизы; организуют за счет собственных и привлеченных средств дополнительную социальную поддержку населения сверх установленной законодательством и государственными программами; организуют учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; принимают меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения; содействуют созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей; предоставляют в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, решают вопросы усыновления (удочерения); решают вопросы опеки и попечительства; разрабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населения; организуют общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий и сооружений и тому подобному за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств. Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан Органы местного самоуправления: обеспечивают охрану общественного порядка, организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью; абзац;(Исключен - Закон Приморского края от 08.10.2002 г. N 12-КЗ) обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законов, актов органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан; осуществляют контроль за соблюдением решений муниципальных органов предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляют в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций; обеспечивают противопожарную безопасность в муниципальном образовании, организуют муниципальную пожарную службу; налагают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения; принимают предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий; регистрируют в соответствии с законодательством органы территориального общественного самоуправления; организуют и содержат муниципальные информационные службы; создают условия для деятельности средств массовой информации муниципального образования; руководят органами записи актов гражданского состояния; организуют и содержат муниципальные архивы; организуют прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимают по ним необходимые меры в пределах своей компетенции; содействуют выполнению законодательства о всеобщей воинской обязанности. Статья 18. Разграничение полномочий муниципальных образований 1. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) создаются (имеются) другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом Приморского края, а в отношении внутригородских муниципальных образований уставом города. 2. Муниципальным образованием должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Статья 19. Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий 1. Органы государственной власти могут возлагать федеральными законами, законами Приморского края на органы местного самоуправления исполнение отдельных государственных полномочий. 2. Возложение государственных полномочий законом должно в обязательном порядке предусматривать передачу органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов. В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий. 3. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, подконтрольна органам государственной власти. Порядок контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий определяется законом. Статья 20. (Исключена - Закон Приморского края от 08.10.2002 г. N 12-КЗ) ГЛАВА IV. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Статья 21. Определение организационных форм и структуры органов местного самоуправления 1. Организационные формы и структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно в соответствии с настоящим Законом и закрепляются в уставе муниципального образования. 2. Решение об установлении организационной формы местного самоуправления принимается местным референдумом. 3. На местный референдум могут быть вынесены принципиальные вопросы организации местного самоуправления с последующим принятием по результатам референдума представительным органом структуры органов местного самоуправления. Статья 22. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет свой устав. 2. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. (Пункт в редакции Закона Приморского края от 10.04.96 г. N 37-КЗ) 3. (Исключен - Закон Приморского края от 10.04.96 г. N 37-КЗ) 4. Правом внесения проекта устава муниципального образования обладают: отдельные граждане, обладающие избирательным правом, или их группы; общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории, и местные отделения общероссийских и региональных объединений и партий; депутаты представительного органа местного самоуправления; органы местного самоуправления. 5. В уставе муниципального образования указываются: границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; гарантии прав должностных лиц местного самоуправления; условия и порядок организации муниципальной службы; экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций; другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Приморского края. 6. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Статья 23. Органы местного самоуправления 1. К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом, уставом муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. 2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. 3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. 4. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. 5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Статья 24. Представительный орган местного самоуправления 1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Приморского края. 2. В муниципальных образованиях представительными органами местного самоуправления являются муниципальные комитеты (думы). 3. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. 4. В отдельных поселениях Приморского края с населением до 5 тыс. человек уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами), конференциями граждан. Общие собрания (сходы) правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующего поселения, а конференции - при участии не менее двух третей представителей от жителей. (Статья в редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 167-КЗ) Статья 25. Полномочия представительного органа местного самоуправления 1. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. 2. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. 3. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Статья 26. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления 1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. (Пункт в редакции Закона Приморского края от 12.04.99 г. N 39-КЗ) 2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами Приморского края. (Пункт в редакции Закона Приморского края от 12.04.99 г. N 39-КЗ) 3. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, организовывать его работу, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. 4. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. (Пункт исключен - Закон Приморского края от 06.03.2003 г. N 44-КЗ) (Пункт исключен - Закон Приморского края от 14.01.2002 г. N 185-КЗ) 5. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. 6. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица могут руководить на принципах единоначалия местной администрацией, если уставом муниципального образования не предусмотрено избрание или наем руководителя местной администрации. 7. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления (глава администрации, мэр) и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. 8. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны представительному органу и населению непосредственно. Статья 27. Иные органы и должностные лица местного самоуправления 1. В уставе муниципального образования помимо представительных (выборных) органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях настоящего Закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. 2. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Приморского края. 3. Исполнительные и распорядительные полномочия местного самоуправления могут осуществляться: органами и должностными лицами местного самоуправления; хозяйствующими субъектами на основе договора по поручению органов местного самоуправления. 4. Разделение полномочий между органами и должностными лицами устанавливается уставом муниципального образования. 5. Выборные должностные лица могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных настоящим Законом к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления. 6. Органы местного самоуправления вправе создавать структурные подразделения и назначать должностных лиц для осуществления отдельных полномочий, а также для повышения эффективности управления во внутригородских территориальных образованиях (в городских районах, округах и т. д.) и поселениях, входящих в состав муниципального образования. 7. Полномочия и порядок формирования структурных подразделений и назначения должностных лиц, границы подведомственной территориальным подразделениям территории определяются уставом муниципального образования. 8. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Статья 28. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. 2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления второго созыва, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях Приморского края, не имеющих зарегистрированных уставов на день назначения выборов, составляет четыре года. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. (Пункт в редакции Закона Приморского края от 20.10.98 г. N 24-КЗ) 3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. 4. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. 5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами Приморского края может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. 6. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законом Приморского края. 7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Приморского края. 8. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законом Приморского края. Статья 29. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам ведения принимают правовые акты. Коллегиальные органы в пределах свой компетенции принимают решения. Главы муниципальных образований и должностные лица в пределах своей компетенции издают распоряжения и постановления. Акты главы муниципального образования, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть доведены до сведения населения в полном объеме или изложении. Акты, затрагивающие права граждан, доводятся до сведения в полном объеме. Виды правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу закрепляются уставом муниципального образования. 2. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти. 3. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Форма опубликования определяется в уставе муниципального образования. 4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суде или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 30. Органы местного самоуправления - юридические лица Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Статья 31. Муниципальная служба 1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. 2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом Приморского края и федеральным законом. 3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. 4. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет средств местного бюджета. ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 32. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. (Статья в редакции Закона Приморского края от 08.10.2002 г. N 12-КЗ) Статья 33. Муниципальная собственность 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. 2. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. 3. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Законом Приморского края и уставами муниципальных образований, население непосредственно. 4. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. 5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. 6. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. Статья 34. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Статья 35. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности 1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Статья 36. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Приморского края. Статья 37. Муниципальный заказ Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Статья 38. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Статья 39. Финансовая основа местного самоуправления Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета и целевых внебюджетных фондов, ценные бумаги, получаемые кредитные ресурсы, валютные средства, а также средства органов территориального общественного самоуправления, иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 40. Местный бюджет 1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. 2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. 3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. 4. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы; отчисления от федеральных налогов и налогов Приморского края в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Приморского края, закрепленными на долговременной основе; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий; поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду; от местных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций; дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. 5. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Приморского края. 6. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Приморского края. 7. Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев целевого финансирования через местный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования. Расходование средств на целевые дотации и субвенции подконтрольно органам государственной власти. Статья 41. Обеспечение минимальных местных бюджетов 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Приморского края в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников и субвенций для покрытия расходов местных бюджетов. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Приморского края на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Приморского края доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти Приморского края передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и краевого бюджета, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Приморского края отчислений от федеральных налогов и налогов Приморского края. 5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке. Статья 42. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджете Приморского края. 2. Увеличение расходов или уменьшение доходов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Приморского края, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. (В редакции Закона Приморского края от 07.10.97 г. N 94-КЗ) Статья 43. Местные налоги и сборы 1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. 2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления, с учетом мнения населения, могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Статья 44. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Российской Федерации получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Статья 45. Муниципальные внебюджетные фонды Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и контролировать их деятельность. Статья 46. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. Статья 47. Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования 1. Органы государственной власти Российской Федерации и Приморского края содействуют комплексному социально-экономическому развитию территории муниципального образования. 2. Комплексное социально-экономическое развитие может осуществляться за счет: собственных средств муниципального образования, расходование которых осуществляется органами самоуправления самостоятельно; средств бюджета Приморского края, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации федеральных программ и программ экономического и социального развития Приморского края. Порядок контроля и условия расходования средств в этом случае определяется договором или программой; (В редакции Закона Приморского края от 08.10.2002 г. N 12-КЗ) иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории. ГЛАВА VI. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 48. Местный референдум 1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. 2. Решение о проведении референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. 3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. 4.Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. 5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Устав муниципального образования, а также изменения в Уставе, подлежат государственной регистрации и вступают в силу с момента их официального опубликования после регистрации. (Часть дополнена - Закон Приморского края от 13.06.96 г. N 47-КЗ) 6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Приморского края. Статья 49. Собрание (сход) граждан 1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. 2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом Приморского края. 3. В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, находящихся в соответствии с настоящим Законом в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Статья 50. Народная правотворческая инициатива Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Статья 51. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. 3. Федеральным законом, законом Приморского края может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления. Статья 52. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом Приморского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 2. Наряду с предусмотренными федеральными законами формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Приморского края. ГЛАВА VII. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 53. Запрет на ограничение прав местного самоуправления Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Приморского края, запрещается. Статья 54. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. 3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законом. Статья 55. Право на объединение и выход из объединенного муниципального образования Право на объединение и выход из объединенного муниципального образования регулируется законом Приморского края. Статья 56. Право муниципальных образований на создание совместных органов 1. Для исполнения отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципальные образования имеют право образовывать совместные органы (советы, комиссии по вопросам образования, здравоохранения, распоряжения и управления совместной собственностью и другие) и устанавливать территории, на которых осуществляется их деятельность (школьные, медицинские округа и другие). 2. Образование совместных органов осуществляется на основании договора между органами местного самоуправления. 3. Объем полномочий совместных органов не может превышать объема полномочий органов местного самоуправления, их образовавших. Статья 57. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. 2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Статья 58. Судебная защита местного самоуправления Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. ГЛАВА VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 59. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. 2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. 3. Население имеет право на выражение недоверия, отзыв и досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. 4. Отзыв выборных лиц и досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления, избранных населением непосредственно, осуществляется на основе прямого волеизъявления. 5. Досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, образованных выборными органами и должностными лицами, осуществляется этими органами и лицами. 6. Порядок отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования. 7. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Приморского края, уставами муниципальных образований. Часть. (Исключена - Закон Приморского края от 08.10.2002 г. N 12-КЗ) Статья 60. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Приморского края, федеральных законов, законов Приморского края, устава муниципального образования. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. 3. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу Приморского края, закону Приморского края, уставу муниципального образования, несут ответственность, установленную федеральным законом. (Пункт в редакции Закона Приморского края от 08.10.2002 г. N 12-КЗ) Статья 61. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов Приморского края и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 62. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 63. О признании утративших силу отдельных правовых актов С момента вступления в силу настоящего Закона признаются утратившими силу: временное Положение "Об основах организации местного самоуправления в Приморском крае", утвержденное постановлением главы администрации края от 18.01.94 N 21; временное Положение "О выборах в органы местного самоуправления в Приморском крае", утвержденное постановлением главы администрации края от 18.01.94 N 21. Статья 64. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Законом 1. Органам государственной власти Приморского края привести их правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. Нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. Статья 65. Временное правовое регулирование отдельных отношений, предусмотренных настоящим Законом 1. Впредь до принятия Законодательным Собранием Приморского края законов, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Законом, вопросы, подлежащие регулированию законами Приморского края, за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 56 Федерального закона, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом и настоящим Законом. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) 2. В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой местной администрации, главой местного самоуправления по требованию граждан в количестве не менее 5 процентов от числа избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с законом Приморского края. Статья 66. Проведение выборов представительных органов местного самоуправления и срок их полномочий 1. Выборы представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, а также выборы должностных лиц местного самоуправления проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в порядке, предусмотренном статьями 15 и 16 Федерального закона, статьями 24 и 26 настоящего Закона. 2. Срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления в этом случае исчисляется с момента возникновения правомочности представительного органа местного самоуправления. Статья 67. О полномочиях органов местного самоуправления, избранных (назначенных) до вступления в силу настоящего Закона 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. 2. Главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Законом, сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений настоящего Закона. Статья 68. О муниципальных служащих Впредь до принятия соответствующего федерального закона на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих. Статья 69. О формировании муниципальной собственности 1. Приморский край передает в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности Приморского края, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между Приморским краем и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. 2. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. 3. Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего Закона является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования. Статья 70. О формировании правовой основы местного самоуправления в соответствии с настоящим законом Предложить губернатору Приморского края привести все нормативные акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. Исполняющий обязанности губернатора края В. Дубинин Владивосток 9 февраля 1996 года N 28-КЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|