Расширенный поиск
Закон Приморского края от 02.08.1996 № 53-КЗЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Принят Думой Приморского края 23 апреля 1996 года Повторно принят Думой Приморского края 25 июля 1996 года (В редакции Законов Приморского края от 23.09.96 г. N 58-КЗ; от 15.11.96 г. N 63-КЗ; от 23.06.97 г. N 88-КЗ; от 05.05.98 г. N 3-КЗ) ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования закона Настоящий Закон на основе Конституции и законодательства Российской Федерации, Устава Приморского края устанавливает основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан в Приморском крае при выборах в органы местного самоуправления, порядок выборов в органы местного самоуправления, избираемых населением непосредственно. Статья 2. Основы принципы выборов Выборы в органы местного самоуправления в Приморском крае осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается. Участие граждан в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Статья 3. Избирательное право Право избирать в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста и постоянно проживающему на соответствующей территории. В орган местного самоуправления в Приморском крае может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на соответствующей территории, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 21 года. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Избирательная система В Приморском крае выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства. Статья 5. Сроки проведения выборов Сроки полномочий органов местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования. Дата выборов в органы местного самоуправления назначается представительным органом местного самоуправления, а в случае, если представительный орган не сформирован, - главой муниципального образования (главой местной администрации) не позднее, чем за два месяца до дня голосования. Сообщение о дне голосования публикуется в печати. Единую дату проведения первых выборов в органы местного самоуправления Приморского края определяет Дума Приморского края на основании предложений представительных органов местного самоуправления, глав администраций, если представительный орган не сформирован. Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов Деятельность органов и организаций, участвующих в подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления, осуществляется открыто и гласно. Соответствующие избирательные комиссии в установленные сроки информируют граждан о своем составе, местонахождении, проводимой работе, о списках избирателей, об итогах регистрации кандидатов, их биографические данные, а также о результатах голосования по каждому кандидату и итогах выборов. Статья 7. Финансирование выборов в органы местного самоуправления Финансирование первых выборов в органы местного самоуправления Приморского края осуществляется из средств бюджета Приморского края, последующие выборы финансируются из средств местных бюджетов. ГЛАВА 2. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 8. Списки избирателей В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на соответствующей территории и обладающие на день голосования активным избирательным правом. Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации, не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, дислоцированных на территории Приморского края, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинских частей, составляются на основании сведений, предоставляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей составляется в двух экземплярах в алфавитном или ином (по населенным пунктам, улицам, микрорайонам, домам, на основе адресов избирателей) порядке. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывают день и месяц рождения. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотива отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссии или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 9. Избирательные округа Избирательные округа по выборам в органы местного самоуправления образуются территориальными (муниципальными) избирательными комиссиями на основании данных, представляемых местной администрацией. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них определяются территориальной (муниципальной) избирательной комиссией и утверждаются представительным органом местного самоуправления. В случае, если представительный орган не сформирован, границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них определяются главой муниципального образования (главой местной администрации) не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Изменения границ избирательных округов после их утверждения не допускаются. Число избирателей в различных избирательных округах должны быть по возможности равным. Допускается отклонение от среднего числа избирателей не более 10 процентов. Избирательный округ составляет единую территорию. Включение в избирательный округ не граничащих между собой территорий не допускается. Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и местонахождения территориальных (муниципальных) и окружных избирательных комиссий публикуются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 50 дней до дня выборов. Статья 10. Избирательные участки Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах в органы местного самоуправления образуются избирательные участки. В зависимости от размеров округов избирательные участки могут включать в себя несколько округов, либо округа могут делиться на несколько избирательных участков. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Избирательные участки образуются главой муниципального образования (главой местной администрации города, района) по согласованию с соответствующими территориальными (муниципальными) избирательными комиссиями из расчета не более трех тысяч избирателей на каждом участке с учетом местных и иных условий с целью создания максимальных удобств для избирателей и не позднее 45 дней до выборов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за 5 дней до выборов. Такие участки входят в округа по месту их расположения. Военнослужащие воинских частей, дислоцированных на территории Приморского края, голосуют на избирательных участках, расположенных в непосредственной близости от воинской части. В порядке исключения допускается образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных или удаленных от населенных пунктов городках. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей территориальной (муниципальной) избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются в местной печати соответствующей территориальной (муниципальной) избирательной комиссией не позднее 40 дней до выборов. Решением комиссии устанавливается единая нумерация избирательных участков. ГЛАВА 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 11. Статус избирательных комиссий Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления образуются избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и управления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, действующими на территории избирательного округа или участка. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане, средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач, представлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок, во взаимодействии с избирательными комиссиями организовывать и проводить информационную и разъяснительную работу среди населения по существу вопросов избирательной компании. Статья 12. Система избирательных комиссий При подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления образуются следующие избирательные комиссии: избирательная комиссия Приморского края; территориальные (муниципальные) избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях; окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления в муниципальных избирательных округах; участковые избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления в муниципальных избирательных участках. Исходя из местных условий, полномочия различных видов комиссий могут исполняться одной из названных комиссий. Статья 13. Порядок формирования территориальных (муниципальных), окружных и участковых избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления Территориальные (муниципальные) и окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления формируются не позднее 50 дней до дня проведения выборов решением представительного органа местного самоуправления, а при его отсутствии - главой муниципального образования (главой местной администрации). В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и 5 - 10 членов из числа кандидатур, предложенных органами местного самоуправления, общественными организациями, избирательными объединениями. Председатели, заместители председателей и секретари комиссий назначаются представительным органом местного самоуправления по предложению главы муниципального образования (главы местной администрации). В случае, если назначение председателя (заместителя председателя, секретаря) или всего состава соответствующей избирательной комиссии представительным органом местного самоуправления в указанные сроки не состоялось, их назначает вышестоящая избирательная комиссия по представлению главы муниципального образования (главы местной администрации). Участковые избирательные комиссии формируются не позднее 40 дней до дня проведения выборов главами администраций соответствующих территорий на основе предложений общественных объединений и собраний избирателей. В состав комиссии входят председатель, секретарь и 5 - 10 членов комиссий. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. После регистрации кандидата каждое избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются после 30 дней с момента опубликования полных итогов выборов. Статья 14. Статус члена избирательной комиссии Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления, за исключением назначенных кандидатами и избирательными объединениями, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательных комиссий. Все члены комиссии, включая назначенных кандидатами и избирательными объединениями, заблаговременно извещаются секретарем избирательной комиссии о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них; вправе выступать на заседаниях, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии. Статья 15. Полномочия избирательной комиссии Приморского края Избирательная комиссия Приморского края осуществляет полномочия в соответствии с положением об избирательной комиссии Приморского края. Статья 16. Полномочия территориальной (муниципальной) избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления Территориальная (муниципальная) избирательная комиссия: дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение на территории муниципального образования; руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов на территории муниципального образования; осуществляет контроль за законностью проведения выборов; распределяет средства, выделенные на финансовое обеспечение выборов, и контролирует их целевое использование; решает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования; утверждает текст бюллетеня для голосования, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими окружных участковых комиссий; определяет результаты голосования в целом по муниципальному образованию и публикует их в печати; обеспечивает передачу документов, связанных с организацией и проведением выборов, в архивы; организует при необходимости повторные выборы; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Решения территориальной (муниципальной) избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, которые обязаны оказывать ей содействие и представлять необходимые для ее работы сведения и материалы. Полномочия территориальной (муниципальной) избирательной комиссии сохраняются до назначения очередных выборов в органы местного самоуправления. Статья 17. Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления Окружная избирательная комиссия по выборам в органы местного самоуправления: осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов на территории своего округа; руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на их решения и действия и принимает по ним меры; регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата; распоряжается финансовыми и материальными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; организует досрочное голосование в помещении комиссии; контролирует расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов; устанавливает результаты выборов по округу и передает их в муниципальную избирательную комиссию; устанавливает лиц, избранных в органы местного самоуправления, и выдает им удостоверения об избрании; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Окружные избирательные комиссии сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий муниципальной избирательной комиссии. Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления Участковая избирательная комиссия: составляет список избирателей по участку, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей, решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; организует составление дополнительного списка избирателей по участку; оповещает население о дне выборов и месте голосования; контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объеме, предусмотренном настоящим Законом; обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков, другого избирательного оборудования; организует на своем избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с организацией и проведением выборов, в окружную избирательную комиссию; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, проведения голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Участковые избирательные комиссии сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий муниципальной избирательной комиссии. Статья 19. Организация работы избирательных комиссий Информация о составе избирательных комиссий публикуется органами, осуществившими их образование, в средствах массовой информации не позднее 3 дней с момента образования этих комиссий. В тот же срок избирательные комиссии проводят свои первые заседания и утверждают план работы на период подготовки и проведения выборов. Организация деятельности избирательной комиссии осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины от установленного числа членов комиссии с решающим голосом, а также председатель комиссии либо его заместитель. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Эти решения избирательной комиссии подлежат опубликованию. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, несогласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должны быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок. На заседаниях территориальных (муниципальных) избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать заинтересованные стороны или их представители. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным или краевым законам, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Председатель и отдельные члены избирательной комиссии (но не более двух человек) по ее решению могут работать в комиссии временно с отрывом от основной работы. Оплата работы освобожденных членов избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных комиссии на проведение выборов. Протоколы заседаний избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Статья 20. Гласность при подготовке и проведении выборов избирательными комиссиями Подготовка и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляются избирательными комиссиями открыто и гласно. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, местонахождении, графике работы избирательных комиссий и списках избирателей. биографических данных зарегистрированных кандидатов, результатах голосования по каждому кандидату и итогах выборов. На всех заседаниях избирательных комиссий, связанных с выборами, вправе присутствовать представители избирательных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами. Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящей избирательной комиссии или в судебном порядке. При этом предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Рассмотрение жалоб, поступивших в ходе выборов, определено пятидневным сроком, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют длительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 22. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа местного самоуправления Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа местного самоуправления, не затрагивающие гражданские права и свободу, гарантированные Конституцией и законодательством Российской Федерации, устанавливаются уставом муниципального образования. Кандидат, должность или род занятий которого несовместимы со статусом члена выборного органа местного самоуправления, дает письменное обязательство о прекращении, в случае его избрания, соответствующей деятельности. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительными. Статья 23. Право выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления Кандидаты в выборные органы местного самоуправления выдвигаются непосредственно избирателями, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства, и избирательными объединениями (блоками). Выдвижение кандидатов начинается с момента объявления даты выборов и заканчивается не позднее 30 дней до проведения выборов. Контроль за выдвижением кандидатов обеспечивает территориальная (муниципальная) избирательная комиссия. Статья 24. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. Инициатива сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, которая будет осуществлять регистрацию данного кандидата. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и постоянно проживающий на соответствующей территории, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.96 г. N 63-КЗ) Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, и в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. Для выдвижения кандидата в избирательном округе требуется, чтобы в поддержку были собраны подписи в количестве двух процентов от общего числа избирателей соответствующего округа. Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой избирательной комиссией Приморского края в соответствии с установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общими принципами оформления подписных листов. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, род занятий и постоянное место жительства кандидата. (В редакции Закона Приморского края от 05.05.98 г. N 3-КЗ) Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата осуществляется на собственные средства кандидатов, избирательных объединений и избирателей. Подписи должны собираться только в таких местах, в такое время и таким образом, чтобы гарантировалось отсутствие принуждения. Участие в сборе подписей должностных лиц федеральных органов, органов государственной власти края и органов местного самоуправления, командования воинских частей при исполнении ими служебных обязанностей, а также использование служебного положения в этих целях не допускается. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (18-летние - число и месяц), адрес, серию и номер документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации. Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера документа, удостоверяющего личность гражданина, и лица, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. Статья 25. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения и блоки. Избирательными объединениями при выборах в органы местного самоуправления признаются: соответствующая территориальная общественная организация или соответствующая территориальная организация федерального (краевого) общественного объединения, устав которых предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, и зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не позднее, чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на съездах, конференциях, собраниях этих объединений (их выборных органов), которые проводятся в порядке, предусмотренном уставом соответствующего общественного объединения. О выдвижении кандидата составляется протокол, в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников заседания (собрания, съезда, конференции); число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом; ход выдвижения и обсуждения кандидатур; итоги голосования по этому решению. Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания, собрания, конференции и заверяется печатью. Избирательное объединение может выступить в блоке с другими избирательными объединениями. В этом случае выдвижение кандидатов проводится на съездах (конференциях) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи не менее двух процентов от общего числа избирателей соответствующего округа. Статья 26. Регистрация кандидатов Окружные избирательные комиссии осуществляют регистрацию кандидатов в течение пяти дней с момента поступления документов о выдвижении кандидата и его заявления о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Передачу документов на регистрацию производят непосредственно избиратели (избиратель), избирательное объединение или сам кандидат не позднее, чем за 27 дней до дня выборов. Если кандидат был выдвинут непосредственно избирателями, на регистрацию предоставляются подписные листы и заявление кандидата. Если кандидат был выдвинут избирательным объединением, в избирательную комиссию должны быть направлены протокол выдвижения, оформленный в соответствии с требованиями настоящего Закона, подписные листы и заявление кандидата. Окружные избирательные комиссии проверяют достоверность и законность предоставленных документов, правомерность процедуры выдвижения кандидатов, правильность оформления подписных листов. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или подписей избирателей, избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов, и если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации кандидата, в регистрации может быть отказано либо регистрация может быть отменена. Подписные листы, оформленные с нарушением требования настоящего Закона, не учитываются. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты. Данные о зарегистрированных кандидатах публикуются в печати не позднее трех дней после регистрации. Соответствующая окружная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата в случае непредоставления надлежащим образом оформленных подписных листов, необходимых для регистрации, либо обнаружения повлиявших на итоги выдвижения нарушений требований настоящего Закона, включая подлог документов. В случае отказа зарегистрировать кандидатов избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его уполномоченному представителю решение с изложением мотива отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При нарушении зарегистрированным кандидатом требований настоящего Закона избирательная комиссия выносит кандидату письменное предупреждение. Соответствующая окружная избирательная комиссия в любое время со дня выборов может принять решение об отмене регистрации кандидата в случае: снятия кандидатом своей кандидатуры; отмены избирательным объединением своего решения о выдвижении кандидата; повторного либо грубого нарушения кандидатом настоящего Закона; вступления в силу в отношении кандидата обвинительного приговора суда; утраты кандидатом прав на участие в выборах; выявления обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности либо незаконности документов, на основании которых была произведена регистрация кандидата. Решения соответствующей окружной избирательной комиссии о вынесении предупреждения либо об отмене регистрации могут быть обжалованы кандидатом в судебном порядке. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, или на момент выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы по решению окружной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. ГЛАВА 5. СТАТУС КАНДИДАТОВ Статья 27. Равенство кандидатов Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 28. Гарантии деятельности кандидатов Кандидаты, находящиеся на государственной и муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущество своего служебного положения. Кандидаты после их регистрации по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем пятнадцати установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. В период участия кандидата в выборах его трудовой стаж сохраняется. Кандидаты со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории округа, где они баллотируются, бесплатно пользоваться любыми видами транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Оплата этих поездок производится соответствующей территориальной (муниципальной) избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без соответствующего согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При этом прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в избирательную комиссию, осуществившую его регистрацию. Избирательное объединение, группа избирателей могут не позднее чем за три дня до выборов отозвать кандидата. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия относит за счет кандидата либо избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный во второй части настоящей статьи период работодатели обязаны предоставить доверенным лицам, по их просьбе, неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Информация о выбытии кандидатов не позднее трех дней публикуется соответствующей избирательной комиссией в печати и сообщается в иные средства массовой информации. ГЛАВА 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 29. Право на предвыборную агитацию Граждане Российской Федерации,общественные и избирательные объединения (блоки) имеют право на свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами и законодательством Приморского края. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки) вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. При проведении предвыборной агитации не допускается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидатов (списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Контроль за соблюдением указанного порядка проведения предвыборной агитации осуществляют избирательные комиссии. Статья 3О. Порядок проведения предвыборных мероприятий Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям (блокам) в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в пятидневный сроки и удовлетворяются в порядке, установленном территориальной (муниципальной) избирательной комиссией. Предвыборные мероприятия на улицах и площадях (митинги, демонстрации, шествия) организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. Владельцы общественных помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию территориальных (муниципальных) избирательных комиссий бесплатно предоставлять их на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 31. Предвыборная агитация через средства массовой информации Кандидатам, избирательным объединениям (блокам), группам избирателей гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.96 г. N 63-КЗ) Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям устанавливается территориальной (муниципальной) избирательной комиссией. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.96 г. N 63-КЗ) Кандидат, избирательное объединение, группа избирателей имеют право на основании заключенного с Тихоокеанской государственной телерадиовещательной компании "Владивосток" или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за плату время вещания сверх времени вещания, предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны быть одинаковыми для любого кандидата, избирательного объединения (блока), любой группы избирателей. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, финансируемые полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений (блоков), придерживающихся различных политических взглядов. Статья 32. Выпуск агитационных печатных материалов Кандидаты, избирательные объединения (блоки), политические партии и иные общественные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Не допускается распространение заведомо ложных, позорящих кандидатов измышлений, а также умышленного унижение их чести и достоинства. Территориальные (муниципальные) избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратится в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме зданий и помещений, где размещаются избирательные комиссии и избирательные участки. Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования. Статья 33. Сроки проведения агитационной кампании Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до выборов. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохранятся на прежних местах. За три дня до выборов, включая день голосования, запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами. ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 34. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Средства, выделенные из местных бюджетов на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение территориальной (муниципальной) избирательной комиссии немедленно после ее формирования и распределяется ею между всеми нижестоящими избирательными комиссиями. Статья 35. Избирательные фонды и порядок их создания Кандидаты и избирательные объединения (блоки) вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться из следующих средств: средств, выделенных кандидату или избирательному объединению в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссии; собственных средств кандидата или избирательного объединения, кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Сумма добровольных пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда, а в избирательный фонд объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в отдельный фонд кандидата не может превышать установленного законом минимального размера оплаты труда более, чем в 100 раз, а в фонд избирательного объединения более, чем в 150 раз. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. Предельный размер добровольных пожертвований в избирательные фонды от физических и юридических лиц не может превышать соответственно тридцати и трехсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Кандидаты обязаны в пятидневный срок сообщать территориальной (муниципальной) избирательной комиссии данные о поступивших в их фонд пожертвованиях, размер которых превышает минимальный размер оплаты труда. Избирательные объединения в эти же сроки обязаны информировать территориальную (муниципальную) избирательную комиссию о пожертвованиях, превышающих 100-кратный минимальный размер оплаты труда. В информации указывается фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица и местонахождение юридического лица. Информация о текущих добровольных пожертвованиях должна представляться соответствующей избирательной комиссией для ознакомления любому гражданину, обладающему активным избирательным правом. Территориальная (муниципальная) избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать данные о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представленных кандидатом или избирательным учреждением (блоком). Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов и избирательных учреждений от физических и юридических лиц в размерах, превышающих определенные настоящим Законом пределы, полная сумма платежа возвращается этим лицам с указанием причины возврата в порядке, установленном избирательной комиссией Приморского края. Статья 36. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей территориальной (муниципальной) избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям. Учреждения банков обязаны по письменному запросу окружных избирательных комиссий предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальных счетах избирательных фондов. Все финансовые операции с временными счетами избирательных фондов прекращаются через пятнадцать дней после проведения выборов. Если кандидат или избирательное объединение использовало иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисляемых в их избирательные фонды, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Статья 37. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность Порядок учета поступления и расходования денежных средств, выделенных на организацию и проведение выборов, и средств избирательных фондов определяется избирательной комиссией Приморского края на основании рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Формы финансового отчета избирательных комиссии о поступлении и расходовании средств, выделенных на организацию подготовки и проведение выборов, финансового отчета кандидатов и избирательных учреждений устанавливаются избирательной комиссией Приморского края по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Приморскому краю. Кандидат, избирательное объединение (блок) не позднее 30 дней после окончания выборов обязаны представить в соответствующую территориальную (муниципальную) избирательную комиссию отчет о размерах и всех произведенных затратах. Копии указанных отчетов передаются соответствующей избирательной комиссией в средства массовой информации. Территориальные (муниципальные) избирательные комиссии обязаны публиковать эти отчеты не позднее 45 дней после их предоставления в избирательные комиссии. Кандидаты и избирательные объединения (блоки) возвращают соответствующим избирательным комиссиям неизрасходованные денежные средства избирательных фондов в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им этими комиссиями. Остатки денежных средств избирательных фондов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществляющих пожертвования и перечисления. ГЛАВА 8. ГОЛОСОВАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 38. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий местными администрациями. Если нет возможности использовать здание, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, местная администрация арендует подходящие здания и помещения у иных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам, должны находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 39. Избирательный бюллетень Для выборов в органы местного самоуправления каждый избиратель получает избирательный бюллетень, форма которого устанавливается избирательной комиссией Приморского края. Текст избирательного бюллетеня утверждает территориальная (муниципальная) избирательная комиссия. В избирательный бюллетень в алфавитном порядке включаются все зарегистрированные кандидаты с указанием: фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства, а также название избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, или сообщение о том, что кандидат выдвинут непосредственно избирателями. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее квадратом. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. Избирательные бюллетени печатаются по решению территориальной (муниципальной) избирательной комиссии не позднее, чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной (муниципальной) избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее, чем за четыре дня до выборов. Отправление и получение избирательных бюллетеней оформляется протоколом, в котором указывается время отправления (получения) и количество отправляемых (получаемых) бюллетеней. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не должно превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. В случае выбытия отдельных кандидатов до выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих территориальных (муниципальных) избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготавливают новые бюллетени. Статья 40. Порядок голосования Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов местного времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно в помещении окружной (за 15 - 4 дня до выборов) или участковой (за 3 - 1 день до выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать комиссии либо подписи двух ее членов. Окружные избирательные комиссии передают списки досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем списке. Избирательная комиссия Приморского края вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня проведения выборов, на судах торгового, рыболовецкого, научно исследовательского флотов, кораблях и судах военно-морского флота, которые в день проведения выборов будут находиться в иностранных портах, экспедициях, плавании. (Дополнен - Закон Приморского края от 23.09.96 г. N 58-КЗ) Гражданин, имеющий прописку по судну (кораблю), включается в дополнительные списки для голосования на том избирательном участке, на территории которого расположено предприятие, независимо от формы собственности, организация или учреждение, чьей принадлежностью является данное судно (корабль). (Дополнен - Закон Приморского края от 23.09.96 г. N 58-КЗ) В 8 часов в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов и бюллетеней в них оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. При получении избирательных бюллетеней избиратель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, проставляет серию и номер документа в списке избирателей и удостоверяет получение бюллетеня своей подписью в списке избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии или наблюдателем. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе: "подпись избирателя о получении бюллетеней". Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, коме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит какой-либо знак в квадрате, относящийся к кандидату, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки " Против всех кандидатов". Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находится в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам,по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. В этих целях на избирательном участке должно быть необходимое количество переносных ящиков. Количество переносных ящиков определяется решением окружной избирательной комиссии. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Данные об избирателях, проголосовавшим вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, член комиссии - в его выдаче, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. Количество заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, сведения об использованных и возвращенных бюллетенях отмечаются в отдельном акте. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателя. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 41. Подсчет голосов на избирательном участке По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование законченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. Перед началом подсчета голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей и пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. По избирательному участку прежде всего отделяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются изготовленные неофициально, без печати избирательной комиссии, либо подписей двух членов избирательной комиссии, а также такие, по которым нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, знак проставлен в большем числе квадратов, чем количество установленных для данного избирательного округа мандатов, либо не проставлен ни в одном из них. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находившихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования. В протоколе указывается: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно и вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетеней, включая и позицию "Против всех кандидатов". Протоколы составляются в двух экземплярах всеми членами комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана представить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования вместе с поступившими в комиссию в день голосования жалобами, заявлениями и принятыми по ним решениями после их подписания незамедлительно направляются в окружные избирательные комиссии. Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранятся до окончания ее работы у секретаря комиссии. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в вышестоящую окружную избирательную комиссию не позднее десяти дней после официального объявления итогов выборов. Статья 42. Установление результатов выборов Окружная избирательная комиссия по выборам в органы местного самоуправления Приморского края не позднее трех дней после дня выборов составляет протокол, в котором указывает: число участковых избирательных комиссий; число протоколов участковых избирательных комиссий; число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); общее число действительных избирательных бюллетеней; общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Окружная (территориальная) избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 процентов избирателей, зарегистрированных в целом по округу, и объявляет избранным депутатом представительного органа местного самоуправления кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. (В редакции Закона Приморского края от 05.05.98 г. N 3-КЗ) Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов, это означает, что не избран ни один кандидат. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. (Статья в редакции Закона Приморского края от 23.06.97 г. N 88-КЗ) Статья 43. Установление общих итогов выборов На основании протоколов окружных избирательных комиссий территориальная (муниципальная) избирательная комиссия в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. Территориальная (муниципальная) избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. По результатам определения общих итогов выборов на территории муниципального образования территориальная (муниципальная) избирательная комиссия составляет протокол. Протокол подписывают все присутствующие члены избирательной комиссии. Один экземпляр протокола направляется в избирательную комиссию Приморского края, другой хранится в территориальной (муниципальной) избирательной комиссии. Статья 44. Регистрация избранных лиц Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в органы местного самоуправления. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный в органы местного самоуправления, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложения с себя обязанностей, несовместимых с его статусом выборного лица местного самоуправления. Окружная избирательная комиссия на основании протоколов и сообщений комиссий о выполнении избранным лицом требований части второй настоящей статьи регистрирует избранных лиц и производит выдачу удостоверений об избрании. Территориальная (муниципальная) избирательная комиссия направляет общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. Территориальная (муниципальная) избирательная комиссия публикует полные данные, содержащиеся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий, о результатах выборов и итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, территориальная (муниципальная) избирательная комиссия назначает новые выборы. Новые выборы проводятся в трехмесячный срок, при этом территориальная (муниципальная) избирательная комиссия может принять решение о формировании новых избирательных комиссий в новом составе. Новые выборы проводятся в соответствии с настоящим Законом. ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 45. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем угроз, насилия, подкупа, обмана, подлога избирательных документов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно и лица, нарушающие условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Статья 46. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования. Губернатор края Е.Наздратенко Владивосток 2 августа 1996 года N 53-КЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|