Расширенный поиск
Закон Приморского края от 23.08.1996 № 56-КЗУтратил силу - Закон Приморского края от 05.01.2004 г. N 96-КЗ ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ О РЕФЕРЕНДУМЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Принят Законодательным Собранием Приморского края 23 августа 1996 года (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) (В редакции Законов Приморского края от 03.09.96 г. N 57-КЗ; от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Референдум Приморского края Референдум Приморского края (далее - референдум края) всенародное голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Приморского края, по законопроектам, действующим законам и другим важнейшим вопросам государственной и общественной жизни края. Референдум края, наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум края проводится на всей территории края. Голосование на референдуме края осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории края, голосует на референдуме края лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с проведением референдума края, рассматриваются органами государственной власти и органами местного самоуправления края открыто и гласно. Статья 2. Право на участие в референдуме края В референдуме края имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории края и достигший 18 лет на день голосования. Не имеет права участвовать в референдуме края гражданин, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Вопросы, вносимые на референдум края На референдум края могут быть внесены вопросы, находящиеся в ведении края, а также вопросы, находящиеся в пределах полномочий края по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вносимый на референдум края вопрос должен иметь формулировку, обеспечивающую возможность ясного и однозначного ответа на него. На референдум края не могут вносится вопросы, касающиеся целостности существующих на территории края административно территориальных единиц; налогов; бюджета; чрезвычайных и срочных мер по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения; продления сроков полномочий Законодательного Собрания Приморского края и губернатора Приморского края; а также иные вопросы в соответствии с Уставом Приморского края и законами Приморского края. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Вопросы, вносимые на референдум края, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина и конституционно-правовые гарантии их реализации. Статья 4. Консультативный референдум края По решению Законодательного Собрания Приморского края вопрос, отнесенный к ведению края, может быть внесен на консультативный референдум в целях выявления мнения населения по данному вопросу. Результаты голосования в этом случае имеют рекомендательное значение и могут проводится в жизнь законами, нормативными правовыми актами и иными решениями, принимаемыми органами государственной власти Приморского края. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Консультативный референдум края проводится в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума края Референдум края не поводится в условиях чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации либо на территории Приморского края, а также в течение трех месяцев после отмены чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение двух лет после опубликования (обнародования) результатов референдума края с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Статья 6. Финансирование референдума края Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума края, осуществляется за счет средств краевого бюджета. Статья 7. Законодательство о референдуме края. Законодательство о референдуме Приморского края состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального Конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", других федеральных законов, Устава Приморского края и настоящего Закона. Положения настоящего Закона края могут быть изменены не иначе, как путем принятия закона края. ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ Статья 8. Инициатива проведения референдума края Инициатива проведения референдума края принадлежит: не менее двум процентам граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории края, обладающим избирательным правом и собравшим подписи под своим требованием о проведении референдума; Законодательному Собранию Приморского края; (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) губернатору Приморского края. В период между назначением референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума. Статья 9. Порядок реализации инициативы граждан о проведении референдума края Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в крае и имеющих право на участие в референдуме края, а равно общероссийское или краевое общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах органов государственной власти, и зарегистрированное органами юстиции не позднее шести месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума края, могут образовать инициативную группу не менее 10 человек для сбора подписей с целью назначения и проведения референдума края. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию Приморского края с ходатайством о регистрации группы, в котором указываются: 1. Формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для внесения на референдум края; 2. Наименование городов и районов края, на территории которых предполагается проведение сбора подписей граждан; 3. Фамилии, имена, отчества, даты рождения, место жительства, номера и серии паспортов (документов, их заменяющих) членов инициативной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы на котором было принято решение о выступлении с инициативой о проведении референдума. Избирательная комиссия Приморского края, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям статей 2, 3, 4, 9 настоящего Закона, в течение двух недель со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение избирательной комиссии Приморского края. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, Федерального Конституционного закона, других федеральных законов, Устава Приморского края и настоящего Закона. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью проведения референдума края. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной избирательной комиссией Приморского края, действительно в течение двух месяцев. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории края и обладающих избирательным правом, по каждому городу и району края, где проводился их сбор, а также общее количество собранных подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме края, о чем составляется итоговый протокол. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по каждому городу и району края, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы по акту в избирательную комиссию Приморского края. Избирательная комиссия Приморского края проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего Закона и в двухнедельный срок со дня последнего поступления подписных листов направляет Законодательному Собранию Приморского края экземпляр итогового протокола, ходатайство инициативной группы и свое заключение (положительное или отрицательное), одновременно информируя об этом губернатора края. Копия заключения направляется также инициативной группе. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям абзаца 1 части первой статьи 8 настоящего Закона, выносится отрицательное заключение. В случае принятия Законодательным Собранием постановления об отказе в проведении референдума края по вышеназванному основанию, инициативная группа в данном составе не может выступать повторно с предложением о проведении референдума. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) В случае, если избирательная комиссия Приморского края обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на две недели. Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимое количество подписей, то с инициативой о проведении референдума края с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Статья 10. Подписной лист референдума края В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума края (подписном листе) указываются: 1. Наименование города и района края, где проводится сбор подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме края; 2. Номер регистрационного свидетельства, дата регистрации инициативной группы избирательной комиссией Приморского края; 3. Формулировка вопроса, предлагаемого для внесения на референдум; 4. Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, номер и серия паспорта (документа, его заменяющего) гражданина, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дата подписи; Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из членов инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспорта (документа, его заменяющего) каждого из этих лиц. Подписные листы изготавливаюся по форме, указанной в приложении к настоящему Закону края. Статья 11. Назначение референдума края Референдум края назначает Законодательное Собрание Приморского края. О назначении референдума Законодательное Собрание принимает постановление, в котором определяет дату его проведения и формулировку вопроса (вопросов), вносимого на референдум края, при этом голосование может быть назначено на любой нерабочий день в период от тридцати до девяноста дней со дня опубликования постановления.Формулировка вопроса (вопросов), вносимого на референдум края, может быть изменена постановлением Законодательного Собрания Приморского края не позднее 15 дней до дня проведения референдума. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Постановление Законодательного Собрания о назначении референдума края по инициативе не менее двух процентов граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Приморского края и обладающих избирательным правом, при положительном заключении избирательной комиссии Приморского края принимается в безусловном порядке. При отрицательном заключении избирательной комиссии Законодательное Собрание принимает постановление об отказе в назначении референдума. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Постановление Законодательного Собрания о назначении референдума края по инициативе субъектов, перечисленных в абзацах 2, 3 части первой статьи 8 настоящего Закона, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Постановления во всех вышеперечисленных случаях принимаются на ближайшем заседании Законодательного Собрания. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) При одновременной инициативе различных субъектов, перечисленных в части первой статьи 8 настоящего Закона, принимаются согласительные процедуры. Законодательное Собрание Приморского края предлагает инициаторам референдума в течение 14 дней выработать согласованную формулировку вопроса (вопросов), вносимого на референдум края. В случае недостижения согласованного решения, Законодательное Собрание формулирует вопрос (вопросы) самостоятельно в постановлении о назначении референдума. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ Статья 12. Комиссии по проведению референдума края Подготовку и проведение референдума края осуществляют: 1. Избирательная комиссия Приморского края, выступающая в качестве краевой комиссии по проведению референдума края; 2. Территориальные (городские, районные и другие) комиссии по проведению референдума края; 3. Участковые комиссии по проведению референдума края. Статья 13. Порядок формирования территориальной комиссии по проведению референдума края Территориальная (городская, районная и другие) комиссия по проведению референдума края формируется в составе 5 - 9 членов комиссии не позднее 10 дней со дня опубликования постановления Законодательного Собрания Приморского края о назначении референдума края. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления с учетом предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме края, по месту работы, службы, учебы и проживания. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению референдума края в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии производится краевой комиссией по проведению референдума края. Статья 14. Порядок формирования участковой комиссии по проведению референдума края Участковая комиссия по проведению референдума края формируется в составе 5 - 10 членов комиссии выборным органом местного самоуправления не позднее 20 дней до дня проведения референдума края с учетом предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме края, по месту работы, службы, учебы и месту жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой комиссии производится соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума края. На участке референдума края, образованном на судне, находящимся в плавании, состав участковой комиссии назначается капитаном судна в срок, установленный частью первой настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее пяти дней до дня проведения референдума края. Статья 15. Полномочия краевой комиссии по проведению референдума края Краевая комиссия по проведению референдума края: 1. Обеспечивает единообразное исполнение настоящего Закона и дает разъяснения о порядке его применения; 2. Координирует деятельность и контролирует работу территориальных и участковых комиссий по проведению референдума края; 3. Рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий по проведению референдума края; 4. Издает инструкции для территориальных и участковых комиссий по проведению референдума края по организационным и финансовым вопросам; 5. Заслушивает сообщения государственных органов и органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума края; 6. Контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме края и представление этих списков для ознакомления; 7. Устанавливает единую нумерацию участков референдума края; 8. Распределяет денежные средства, выделенные из краевого бюджета, между комиссиями по проведению референдума края, контролирует их целевое использование и отчитывается перед Законодательным Собранием Приморского края о расходовании этих средств; (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) 9. Контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума края помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума; 10. Устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня референдума края, устанавливает формы списков граждан, имеющих право на участие в референдуме края, протоколов комиссий по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума края; 11. Обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий по проведению референдума края; 12. Обеспечивает не позднее 15 дней до дня референдума края опубликование с целью всенародного обсуждения текста законопроекта, внесенного на референдум края и (или) текста закона, который предлагается отменить или изменить; 13. Содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, внесенного на референдум края; 14. Устанавливает итоги голосования на референдуме края и составляет протокол; 15. Публикует (обнародует) результаты референдума в средствах массовой информации края не позднее пяти дней со дня проведения голосования; 16. Обеспечивает передачу в архив документации, связанной с организацией и проведением референдума; 17. Осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Решения краевой комиссии по проведению референдума края, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для территориальных и участковых комиссий по проведению референдума края, государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц края. Статья 16. Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума края Территориальная (городская, районная и другие) комиссия по проведению референдума края: 1. Осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума края на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий по проведению референдума края; 2. Координирует работу участковых комиссий по проведению референдума края на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения; 3. Распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума края, и распределяет их между участковыми комиссиями; 4. Организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям; 5. Оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям в организации голосования на участках референдума; 6. Устанавливает итоги голосования на референдуме края на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в краевую комиссию по проведению референдума края; 7. Обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением референдума края, в архив города, района; 8. Осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума края прекращаются по истечении 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Статья 17. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума края Участковая комиссия по проведению референдума края: 1. Оповещает население об адресе, номере телефона участковой комиссии по проведению референдума края, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования; 2. Составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в референдуме края на территории участка; 3. Проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме края, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; 4. Обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования; 5. Контролирует соблюдение на территории участка референдума края правил размещения агитационных материалов; 6. Организует голосование на участке; 7. Производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению референдума края; 8. Рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения; 9. Осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума края прекращаются после выполнения требований части первой статьи 38 настоящего Закона. Статья 18. Статус членов комиссии по проведению референдума края Члены избирательной комиссии Приморского края, действующей в качестве комиссии по проведению референдума края, имеющие в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации право решающего голоса, а также члены территориальной и участковой комиссии по проведению референдума края, назначенные в соответствии со статьями 13 и 14 настоящего Закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению референдума края. Члены комиссии по проведению референдума края как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: 1. Заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии 2. Вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 3. Вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4. Вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссии и получать заверенные копии этих документов. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией. При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанности члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: 1. Подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; 2. Утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; 3. Вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; 4. Признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Члену комиссии по проведению референдума края с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума края от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение референдума края. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Член комиссии по проведению референдума края с правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума края не может быть привлечен без согласия прокурора Приморского края к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. Инициативная группа, указанная в части первой статьи 8 настоящего Закона, после опубликования постановления Законодательного Собрания Приморского края о назначении референдума края вправе назначить одного члена краевой комиссии по проведению референдума края с правом совещательного голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению референдума края вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума края. Статья 19. Гласность в деятельности комиссий по проведению референдума края Решения комиссий по проведению референдума края публикуются в печати и передаются другим средствам массовой информации. Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты референдума края. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, и представители средств массовой информации. В день проведения референдума края в помещениях участков референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы органами юстиции, а также представители средств массовой информации. (В редакции Закона Приморского края от 03.09.96 г. N 57-КЗ) Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка референдума края, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок референдума края не требуется. Наблюдатель вправе: 1. Знакомится со списками граждан, имеющих право на участие в референдуме края; 2. Присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне помещения участка референдума края; 3. Присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению референдума края об итогах голосования; 4. Обращаться в участковую комиссию по проведению референдума края с предложениями и замечаниями; 5. Обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению референдума края в территориальную комиссию по проведению референдума. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению референдума края не допускается. Статья 20. Организация деятельности комиссий по проведению референдума края Краевая комиссия по проведению референдума края проводит свое первое заседание не позднее трех дней со дня опубликования постановления Законодательного Собрания Приморского края о назначении референдума края. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума края проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования. Деятельность комиссий по проведению референдума края осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание краевой комиссии по проведению референдума края является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов краевой комиссии с правом решающего голоса. При принятии решения комиссией по проведению референдума края в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Решения краевой комиссии по проведению референдума края по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об определении результатов референдума, о признании референдума края несостоявшимся или о признании итогов голосования в отдельных городах и районах края недействительными принимаются на заседании краевой комиссии по проведению референдума края большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения других комиссий по проведению референдума края об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об установлении итогов голосования также принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий по проведению референдума края по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии по проведению референдума края, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее трех дней, а за три дня до дня проведения референдума края и в день проведения референдума края - немедленно. Решения комиссии по проведению референдума края, противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему Закону, другим законам Приморского края, либо принятые комиссией по проведению референдума края с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума края или судом. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума края вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса. Решения комиссии по проведению референдума края, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению референдума края. Заседание комиссии по проведению референдума края созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии по проведению референдума края проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса. На заседании комиссии по проведению референдума края при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Статья 21. Содействие деятельности комиссий по проведению референдума края Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению референдума края содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения референдума края помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению референдума края в течении пяти дней, а за пять дней до дня проведения референдума и в день проведения референдума края немедленно. Статья 22. Обжалование решений и действий комиссий по проведению референдума края Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума края и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума края или в соответствующий суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в соответствующий суд. Решения вышестоящей комиссии по проведению референдума края могут быть отменны, и их действие может быть приостановлено вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума края вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления). Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую комиссию по проведению референдума края в ходе подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней до дня проведения референдума края и в день проведения референдума края немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней. Суды и органы прокуратору обязаны организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением референдума края. Статья 23. Образование участков референдума края Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме края, образуют участки референдума. Участки референдума края образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума края не позднее 25 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме края, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме края, могут образовывать участки референдума в срок, предусмотренной частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее пяти дней до дня проведения референдума края. Военнослужащие - граждане Российской Федерации голосуют на общих участках референдума края. В порядке исключения допускается образование участков референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях участки референдума края образуют командиры воинских частей по решению соответствующей территориальной комиссии по проведению референдума. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии по проведению референдума края, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа. Списки участков референдума края с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее 20 дней до дня проведения референдума края. Статья 24. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме края Список граждан, имеющих право на участие в референдуме края, по участку референдума составляется участковой комиссией по проведению референдума края на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме края, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума края не позднее 20 дней до дня проведения референдума. Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, микрорайонам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и место жительства гражданина. Список военнослужащих - граждан Российской Федерации, членов их семей и других граждан Российской Федерации, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Списки граждан, которые в день проведения референдума края будут находится в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителям указанных учреждений. Список граждан по участку референдума края, образованному на судне, находящемся в день проведения референдума края в плавании, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме края, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой краевой комиссией по проведению референдума края, подписывается председателем участковой комиссии по проведению референдума и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в референдуме края, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума края не позднее 18 дней до дня проведения референдума. (В редакции Закона Приморского края от 03.09.96 г. N 57-КЗ) Статья 25. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме края В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме края, включаются граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 2 настоящего Закона. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список граждан по конкретному участку референдума края является факт его постоянного проживания на территории данного участка референдума края, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума края. Граждане, имеющие право на участие в референдуме края, находящиеся в день проведения референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме края, по месту их пребывания. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме края и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку референдума края по месту нахождения общежития. Граждане, имеющие право на участие в референдуме края, но поселившиеся на территории участка референдума края после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо причине не включенные в список, включаются участковой комиссией по проведению референдума края в дополнительный список в указанный срок на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории участка. Статья 26. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме края Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме края, представляются для всеобщего ознакомления не позднее 16 дней до дня проведения референдума. (В редакции Закона Приморского края от 03.09.96 г. N 57-КЗ) Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума края о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность, либо не позднее 24 часов выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума края им в суде, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума края и в день проведения референдума немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме края, после начала подсчета голосов запрещается. Статья 27. Финансовое обеспечение проведения референдума края Администрация Приморского края выделяет краевой комиссии по проведению референдума края необходимые денежные средства на подготовку и проведение референдума края в течение 10 дней со дня опубликования постановления Законодательного Собрания Приморского края о назначении референдума края. Выделенные денежные средства поступают в распоряжение краевой комиссии по проведению референдума края и распределяются между комиссиями по проведению референдума. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Председатели комиссий по проведению референдума края распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению референдума края по финансовым вопросам. Участковые комиссии по проведению референдума представляют территориальным комиссиям по проведению референдума края финансовые отчеты не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Территориальные комиссии по проведению референдума представляют финансовые отчеты краевой комиссии по проведению референдума края не позднее 20 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Краевая комиссия по проведению референдума края представляет в Законодательное Собрание отчет о расходовании денежных средств, указанных в части первой настоящей статьи, не позднее одного месяца после опубликования (обнародования) результатов референдума. Финансовый отчет должен быть опубликован краевой комиссией по проведению референдума края в средствах массовой информации. (В редакции Закона Приморского края от 15.11.2001 г. N 173-КЗ) Статья 28. Агитация по вопросам, внесенным на референдум края Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения референдума края, "за" или "против" участия в референдума края, "за" или "против" законопроекта, действующего закона или иного вопроса, вносимого на референдум края. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: 1. Органам государственной власти края, органом местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; 2. Воинским частям, военным учреждениям или организациям; 3. Благотворительным организациям и религиозным объединениям; 4. Членам комиссий по проведению референдума края. Агитация заканчивается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню проведения референдума края. В день проведения референдума края и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума края, сохраняются на прежних местах. Агитация, предусмотренная частью настоящей статьи, моет проводится: 1. Через средства массовой информации; 2. Путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий); 3. Путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; 4. В иных не запрещенных законом формах. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Комиссии по проведению референдума края, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума края и в помещениях участков референдума запрещается. Средства массовой информации, одним их учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные юридические возможности для агитации за или против вопроса, внесенного на референдум края. ГЛАВА 4. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ КРАЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ Статья 29. Помещение для голосования Помещение для голосования предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии по проведению референдума края главой местной администрации. В помещении для голосования должно иметь зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на референдуме края не допускается. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на референдуме края как "за", так и "против" вопроса, внесенного на референдум края, а если на референдум края внесен законопроект, то на стенд помещается текст этого проекта и текст действующего закона, который предлагается отменить или заменить. Статья 30. Бюллетень для голосования на референдуме края В бюллетене для голосования на референдуме края точно воспроизводится текст внесенного на референдум края вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При внесении на референдум края нескольких вопросов, они включаются в один бюллетень для голосования на референдуме края, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи законопроекта также последовательно нумеруются. Бюллетень для голосования на референдуме края должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. В случае проведения референдума края в один день с местным или иным референдумом бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разного цвета, либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак. Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме края утверждаются краевой комиссией по проведению референдума не позднее 15 дней до дня проведения референдума. Бюллетени для голосования на референдуме края печатаются не позднее 12 дней до дня проведения референдума. Территориальные комиссии по проведению референдума края получают от краевой комиссии по проведению референдума бюллетени для голосования не позднее 10 дней до дня проведения референдума. Участковые комиссии по проведению референдума края получают от территориальных комиссий по поведению референдума бюллетени для голосования не позднее трех дней до дня проведения референдума. (В редакции Закона Приморского края от 03.09.96 г. N 57-КЗ) По каждому участку референдума края число бюллетеней для голосования не может превышать более одного процента числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме рая на данном участке. На участке референдума, на территории которого ожидается прибытие для голосования значительного числа граждан Российской Федерации с открепительными удостоверениями на право участия в референдуме края, число бюллетеней для голосования может быть увеличено решением краевой комиссии по проведению референдума. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению референдума края, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению референдума края бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 31. Порядок голосования на референдуме края На всех участках референдума края голосование проводится с 7 до 22 часов. О месте голосования участковая комиссия по проведению референдума края оповещает граждан не позднее 15 дней до дня проведения референдума. (В редакции Закона Приморского края от 03.09.96 г. N 57-КЗ) Если менее чем за 15 дней до дня проведения референдума края гражданин Российской Федерации, включенный в список граждан, имеющих право на участие в референдуме края, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день проведения референдума края в помещение того участка референдума, где он включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме края, он вправе получить в участковой комиссии по проведению референдума открепительное удостоверение на право участия в референдуме края.В получении открепительного удостоверения на право участия в референдуме края гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в реестре выдачи открепительных удостоверений. По предъявлению открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме края, на любом другом участке референдума. Открепительное удостоверение погашается в присутствии предъявителя и хранится у секретаря участковой комиссии. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются краевой комиссией по проведению референдума края. Каждый гражданин вправе получить не более одного открепительного удостоверения. Краевая комиссия по проведению референдума вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее 10 дней до дня проведения референдума края, на судах торгового, рыболовного, научно-исследовательского, военно-морского флотов, которые в день проведения референдума края будут находиться в иностранных портах, экспедициях, плавании, а также гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме края, в случае их выезда за пределы места проживания в день проведения референдума. Порядок голосования в вышеперечисленных случаях определяет краевая комиссия по проведению референдума. (Часть в редакции Закона Приморского края от 03.09.96 г. N 57-КЗ) В 7 часов в день проведения референдума края председатель участковой комиссии по проведению референдума края объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме края приступить к голосованию. (В редакции Закона Приморского края от 03.09.96 г. N 57-КЗ) При получении бюллетеня для голосования на референдуме края гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме края, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме края, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме края, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению референдума края и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме края, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на референдуме края". Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме края, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на референдуме края производится в кабине, в специально оборудованном месте или в комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на референдуме края, вправе пригласить в кабину, в специально оборудованное место или в комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению референдума края и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдум края, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в референдуме края о получении бюллетеня для голосования на референдуме края. Если гражданин голосует за принятие внесенного на референдум края вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против внесенного на референдум края вопроса, он ставит знак "плюс" или любой другой знак в квадрате под словом "против". Заполненный бюллетень для голосования на референдуме края гражданин, имеющий право на участие в референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии по проведению референдума и наблюдателей. Участковая комиссия по проведению референдума края обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме края, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования в участок референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной комиссии по проведению референдума края. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума. Членам участковой комиссии по проведению референдума края, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума, выдаются бюллетени для голосования на референдуме края, в которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на референдуме края указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме края, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка референдума. При проведении голосования вне помещения участка референдума, вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению референдума края в помещение участка переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме края, а равно возможность искажения его волеизъявления. Председатель участковой комиссии по проведению референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией. Член участковой комиссии по проведению референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина Российской Федерации. Решение об этом принимается участковой комиссией. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме края, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на референдуме с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме края, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт. Статья 32. Подсчет голосов граждан, принявших участие в референдуме края, участковой комиссией по проведению референдума По истечении времени голосования на референдуме края председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме края. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме края, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений граждан в письменной форме о проведении голосования вне помещений участка референдума. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на референдуме края, чем число подтверждений граждан в письменной форме, все бюллетени, находящиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению референдума. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению референдума края, обеспечивших проведение голосования вне помещения участка референдума отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме края, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению референдума, и недействительные бюллетени для голосования на референдуме края, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования на референдуме края участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на референдуме края недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования на референдуме области хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме края, должен проводится непосредственно членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. Участковая комиссия по проведению референдума края составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования по участку референдума вносятся следующие данные: 1. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме края, зарегистрированных по участку референдума, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в референдуме края, дополнительно; 2. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, полученных участковой комиссией; 3. Число выданных участковой комиссией открепительных удостоверений; 4. Число предъявленных прибывшими для голосования гражданами открепительных удостоверений; 5. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, выданных гражданам в помещении участка референдума; 6. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, выданных гражданам в помещении участка референдума; 7. Число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме края; 8. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 9. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 10. Число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; 11. Число действительных бюллетеней для голосования на референдуме края; 12. Число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); 13. Число голосов, поданных за вопрос, внесенного на референдум края; 14. Число голосов, поданных против вопроса, внесенного на референдум края. В случае внесения на референдум края альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме края, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме края, поданных против всех вариантов. В число граждан, имеющих право на участие в референдуме края, внесенных в список по участку референдума, включаются также граждане, проголосовавшие по открепительному удостоверению на данном участке референдума, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке референдума. Протокол участковой комиссии по проведению референдума края об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщают жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения референдума края, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решения по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Если на голосование вносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума от итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению референдума края вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссии. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению референдума края. Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума края. Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума края об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на референдуме края, погашенными открепительными удостоверениями, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования представляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 33. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению референдума края На основании протоколов участковых комиссий по проведению референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия по проведению референдума края не позднее трех дней со дня проведения референдума устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса. Территориальная комиссия по проведению референдума края составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования на соответствующей территории, суммарные данные протокола участковых комиссий, установленные частью девятой статьи 32 настоящего Закона, а также общее число бюллетеней, полученных соответствующей комиссией от краевой комиссии по проведению референдума края. Протокол территориальной комиссии по проведению референдума края об итогах голосования на соответствующей территории составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий на соответствующей территории. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению референдума края, а также принятые по ним территориальной комиссией решения. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решения по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии по проведению референдума от итогах голосования на соответствующей территории, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола краевая комиссия по проведению референдума края вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится территориальной комиссией в присутствии не менее трех членов краевой комиссии по проведению референдума. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования на соответствующей территории и сводная таблица незамедлительно направляются в краевую комиссию по проведению референдума края. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума края об итогах голосования на соответствующей территории и сводня таблица вместе с протоколами участковых комиссий по проведению референдума края, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования на соответствующей территории и при составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования на соответствующей территории и сводная таблица представляются для ознакомления членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям средств массовой информации. Статья 34. Определение результатов референдума края На основании протоколов территориальных комиссий по проведению референдума края об итогах голосования, путем суммирования содержащихся в них данных, краевая комиссия по проведению референдума не позднее 5 дней со дня проведения референдума края определяет результаты референдума. Суммирование данных, содержащихся в протоколах комиссий по проведению референдума края, осуществляют непосредственно члены краевой комиссии по проведению референдума края с правом решающего голоса. Краевая комиссия по проведению референдума края признает референдум края состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме края. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Краевая комиссия по проведению референдума края признает принятым на референдуме края решение, если за него в целом по краю проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум края выносились альтернативные варианты и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Решением краевой комиссии по проведению референдума края результаты голосования в отдельных районах края могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае краевая комиссия по проведению референдума края вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения краевой комиссии по проведению референдума края. Краевая комиссия по проведению референдума края составляет протокол о результатах референдума, который подписывается всеми присутствующими членами краевой комиссии по проведению референдума края с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные: 1. Число территориальных комиссий по проведению референдума края; 2. Число протоколов территориальных комиссий по проведению референдума об итогах голосования; 3. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме края; 4. Число выданных участковой комиссией открепительных удостоверений; 5. Число предъявленных гражданами открепительных удостоверений; 6. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, полученных участковыми комиссиями по проведению референдума; 7. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, выданных гражданам на участках референдума; 8. Число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков референдума; 9. Число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме края; 10. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 11. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 12. Число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; 13. Число действительных бюллетеней для голосования на референдуме края; 14. Число бюллетеней для голосования на референдуме края, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой число бюллетеней для голосования на референдуме края, не содержащих отметок ни по одной из позиций); 15. Число голосов, поданных за вопрос, внесенный на референдум края; 16. Число голосов, поданных против вопроса, внесенного на референдум края. В случае внесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, поданных против всех вариантов. Если на голосование вносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. Член краевой комиссии по проведению референдума края, не согласный с протоколом краевой комиссии референдума о результатах референдума края в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу краевой комиссии по проведению референдума края о результатах референдума края в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных комиссий по проведению референдума края. Статья 35. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме края Принятое на референдуме края решение и итоги голосования в целом по краю подлежат официальному опубликованию (обнародованию) краевой комиссией по проведению референдума края не позднее трех дней после определения результатов референдума. Краевая комиссия по проведению референдума края в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому городу и району края с учетом положений статьи 33 настоящего Закона. Не позднее 10 дней после определения результатов референдума края краевая комиссия по проведению референдума края публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме края, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам территориальных комиссий по проведению референдума края согласно части третьей статьи 33 настоящего Закона. Итоги голосования по каждому участку референдума края, итоги голосования по каждому району, городу, краю в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению референдума края об итогах голосования, должны представляться для ознакомления любому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории края, или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации. Принятое на референдуме края решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) краевой комиссией по проведению референдума края, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Статья 36. Использование автоматизированной информационной системы В случае использования в ходе референдума края автоматизированной информационной системы комиссия по проведению референдума края образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены комиссии по проведению референдума края имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. С момента начала голосования и до момента подписания протокола краевой комиссией по проведению референдума края о результатах референдума края автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от территориальных комиссий по проведению референдума краевой комиссии по проведению референдума. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. К протоколу соответствующей комиссии по проведению референдума края от итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использование автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение в автоматизированную информационную систему информации. Статья 37. Юридическая сила решения, принятого на референдуме края Решение, принятое на референдуме края, является общеобязательным, обладает высшей юридической силой по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти Приморского края, и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган государственной власти Приморского края, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней после вступления в силу решения принять такой акт. Решение, принятое на референдуме края, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме края. Решение, принятое на референдуме края, может быть обжаловано в судебном порядке в случае противоречия его Конституции Российской Федерации, федеральным законам или нарушения законности при проведении референдума. Повторный референдум по одному и тому же вопросу допускается не ранее, чем через два года после дня его первого голосования. Статья 38. Хранение документации референдума края Документация участковых комиссий по проведению референдума края, включая бюллетени и погашенные открепительные удостоверения, передаются в соответствующие территориальные комиссии по проведению референдума края не позднее 10 дней после опубликования (обнародования) результатов референдума края. Территориальные комиссии по проведению референдума края по окончанию их работы сдают всю документацию в архив города, района на постоянное хранение. По истечении двух лет после опубликования (обнародования) результатов референдума бюллетени для голосования и погашенные открепительные удостоверения уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой краевой комиссией по проведению референдума края. Документация краевой комиссии по проведению референдума края сдается на постоянное хранение в архив края через год после опубликования (обнародования) результатов референдума края. ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ КРАЯ Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме края Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданами Российской Федерации их права на участие в референдуме края, в том числе на агитацию и голосование, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению референдума, должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, члены общественных объединений, совершившие подлог документов, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, а равно нарушившие тайну голосования, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. ГЛАВА 6. Заключительные положения Статья 40. Введение настоящего Закона в действие Настоящий Закон вступает в силу со дня его подписания. И. о. губернатора края В.Дубинин Владивосток 23 августа 1996 года N 56-КЗ Приложение к Закону Приморского края от 23.08.96 N 56-КЗ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ ______________________________________________________________________ (Наименование города и района края, где собираются подписи граждан) ______________________________________________________________________ (Наименование общественного объединения, образовавшего инициативную группу, заполняется в соответствующем случае) _______________________ _________________________ Номер регистрационного Дата регистрации свидетельства Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении референдума Приморского края с формулировкой вопроса (вопросов); ---------------------------------------------------------------------- N|Фамилия, |Дата |Адрес места |Серия и номер |Дата |Подпись п|имя, отчество|рождения|жительства |паспорта или |подпись| п| | | |заменяющего | | | | | |его документа | | ---------------------------------------------------------------------- 1.____________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 10.___________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю: __________________________________________ ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Член инициативной группы:_____________________________________________ ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа члена инициативной группы) (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|