Расширенный поиск

Закон Приморского края от 01.11.1996 № 60-КЗ

           Утратил силу - Закон Приморского края от 08.01.2004 № 98-КЗ
 
                                ЗАКОН
                           ПРИМОРСКОГО КРАЯ
 
               ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
 
     Принят Думой Приморского края 26 июля 1996 года
     Повторно принят Думой Приморского края 2 октября 1996 года
 
     Настоящий Закон разработан в соответствии с подпунктом "д" пункта
1   статьи   72    Конституции    Российской    Федерации,    Основами
законодательства  Российской  Федерации о культуре,  Законом РСФСР "Об
охране  и  использовании  памятников  истории  и  культуры",   Уставом
Приморского  края  и  определяет  принципы  государственной политики в
области  охраны  и  использования  памятников   истории   и   культуры
Приморского края.
 
     ГЛАВА 1. Общие положения
 
     Статья 1.  Законодательство  Приморского   края   об   охране   и
использовании памятников
     1. Законодательство  Приморского  края  об охране и использовании
памятников истории и культуры (далее памятников) состоит из настоящего
Закона   и   нормативных   актов   Приморского   края,  принимаемых  в
соответствии со статусом субъекта Российской Федерации.
     2. Положения  настоящего  Закона  действуют  на  всей  территории
Приморского края по отношению ко всем государственным органам, органам
местного самоуправления, юридическим и физическим лицам.
     3. Настоящий Закон обладает  исключительным  преимуществом  перед
другими  актами  Приморского  края  во  всех  случаях его применения к
памятникам и объектам  историко-культурного  наследия,  независимо  от
форм собственности, в которых они находятся.
 
     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
     1. Памятники - сооружения, памятные места и предметы, связанные с
историческими    событиями,    развитием   общества   и   государства,
произведения  материального  и  духовного  творчества,  представляющие
историческую,  научную,  художественную  или иную культурную ценность,
вне зависимости от форм собственности и степени их сохранности.
     2. Объекты историко-культурного наследия - памятники,  территории
зон охраны памятников,  территории историко-культурных заповедников  и
историко-культурных заповедных мест.
     3. Государственный  список  недвижимых  памятников   -   перечень
недвижимых памятников, находящихся под охраной государства.
     4. Список  вновь  выявленных  недвижимых  памятников  -  перечень
недвижимых    объектов,    предлагаемых   специально   уполномоченными
государственными  органами   охраны   памятников   для   включения   в
государственный список недвижимых памятников.
     5. Список учтенных культурных ценностей - перечень  недвижимых  и
движимых  культурных  ценностей,  выявленных при обследовании объектов
историко-культурного наследия.
     6. Зоны   охраны  недвижимого  памятника  -  земельные  и  водные
участки,  как примыкающие к территории памятника,  так и иные участки,
необходимые  для обеспечения его материальной и культурной сохранности
и закрепленные в установленном законом порядке.
     7. Земли историко-культурного назначения - земельные участки,  на
которых и в  которых  расположены  недвижимые  памятники,  включая  их
охранные зоны, а также особо охраняемые территории.
     8. Особо охраняемые территории -  территории  историко-культурных
заповедников,  заповедных  мест,  музеев  под  открытым  небом  и иных
государственных организаций хранения недвижимых памятников.
     9. Исторический  город,  историческое  поселение  - города и иные
поселения     в     Приморском     крае,     обладающие     выдающейся
историко-архитектурной,  ландшафтной  и  иной ценностью и включенные в
список исторических городов и исторических поселений.
     10. Недвижимые объекты.
     Единичные памятники - отдельные постройки,  здания, сооружения, а
также  четко  локализуемые  архитектурные  ансамбли фортификационного,
культового,  жилого,  общественного,   административного,   торгового,
производственного,  научного,  учебного назначения, пещеры вместе с их
историческими территориями и находящимися в них движимыми  культурными
ценностями, земельные участки, содержащие археологические слои.
     Ансамбли -  исторически  или  по  единому   замыслу   сложившиеся
комплексы   недвижимых   единичных   памятников,  исторические  места,
исторические   ландшафты,   обладающие   универсальной   ценностью   с
археологической,   архитектурной,   исторической,   эстетической   или
социально-культурной    точек    зрения,    места    музеефицированных
археологических  или палеонтологических раскопок,  исторические города
или поселения,  фрагменты исторических планировок, старинные городские
кварталы,  деревни,  архитектурные ансамбли,  произведения ландшафтной
архитектуры,  некрополи,  произведения  монументального  искусства   -
скульптурные памятники,  стелы,  обелиски, произведения монументальной
живописи, комплексы монументально-декоративного искусства.
     Достопримечательности места  - территории,  имеющие универсальную
ценность как совместные творения природы и  человека  с  точки  зрения
истории, эстетики, этнологии.
     Памятники истории  -  постройки  с  их  исторически  сложившимися
территориями,   кладбища,   территории   и   ландшафты,   связанные  с
историческими  событиями,  жизнью  городов,  выдающихся   исторических
личностей, ученых, деятелей искусств.
     Памятники археологии:
     объекты жилого  назначения  - культурные слои,  постройки древних
городов, городищ, селищ, стоянок, жилища, убежища;
     объекты религиозного   назначения  -  храмы,  церкви,  монастыри,
святые места, культовые комплексы;
     объекты фортификационного назначения;
     погребальные комплексы -  святилища,  места  совершения  обрядов,
курганные  и  грунтовые могильники,  отдельные погребения,  некрополи,
мавзолеи;
     каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная
живопись, этнографические памятники;
     объекты хозяйственного  назначения  - остатки и следы охотничьих,
скотоводческих,  земледельческих,  промысловых  угодий,  добывающих  и
обрабатывающих   производств,  мастерских,  ирригационных  сооружений,
гидротехнических устройств  (пруды,  каналы  и  другие),  транспортных
артерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и другие), инфраструктура
водных и водноволоковых путей.
     11. Движимые объекты (памятники):
     предметы древности,  такие как орудия труда,  гончарные  изделия,
изделия их стекла,  дерева и металла, произведения эпиграфики, монеты,
печати, драгоценности, оружие, предметы из погребений;
     элементы исторических памятников, подвергшихся фрагментированию;
     этнологические материалы;
     исторические ценности,  связанные  с историей естественных наук и
техники,  военной и общественной историей,  а также с жизнью народов и
национальных руководителей,  мыслителей, ученых и деятелей искусства и
важными историческими событиями;
     произведения живописи  и  графики  на  любой  основе  и  из любых
материалов полностью ручной работы,  а также  чертежи  и  промышленные
изделия, украшенные вручную;
     афиши и фотографии как виды оригинального творчества;
     оригинальные художественные    подборки   и   монтаж   из   любых
материалов, диорамы;
     произведения скульптуры из любых материалов;
     произведения декоративно-прикладного    искусства    из     любых
материалов,  мебель,  гобелены,  ковры,  шитье,  костюмы,  музыкальные
инструменты;
     манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания, представляющие
особый интерес;
     предметы истории быта, ремесла, промышленного производства;
     предметы фалеристики,  нумизматики  (ордена,  медали,  монеты   и
другие) или филателии;
     архивные материалы,  включая рукописи, документы, записи текстов,
карты  и  другие картографические материалы,  фотографии,  кинофильмы,
видео и аудиозаписи,  а также машиночитаемые  документы  (компьютерные
дискеты, перфоленты и т. д.).
     Памятниками могут являться также и иные  не  указанные  в  данном
списке объекты и комплексы объектов или их фрагменты.
 
     Статья 3. Правовое положение памятников
     1. Памятники на территории Приморского края находятся под защитой
и  охраной  государства,  вне  зависимости  от  форм собственности,  в
которых они находятся,  характера использования,  а также  степени  их
сохранности.
     2. Вопросы,  связанные  с  выявлением,  государственным   учетом,
охраной   и   использованием   памятников   регулируются   федеральным
законодательством  и  настоящим  Законом,  другими  правовыми  актами,
принятыми   органами   государственной   власти  и  органами  местного
самоуправления Приморского края.
 
     Статья 4.  Права  и  обязанности  граждан Российской Федерации по
сохранению и использованию памятников на территории Приморского края
     1. В соответствии с действующим федеральным  законодательством  и
настоящим   Законом   гражданам   Российской  Федерации  гарантируются
следующие права:
     право на пользование объектами историко-культурного наследия;
     право на информацию в области историко-культурного наследия;
     право на защиту историко-культурного наследия.
     2. Граждане Российской Федерации обязаны:
     сохранять памятники;
     не причинять ущерба памятникам, их территориям и зонам охраны;
     способствовать и  не  препятствовать  органам охраны памятников и
уполномоченным ими юридическим  и  физическим  лицам  в  осуществлении
деятельности по охране памятников;
     представлять органам  охраны  памятников  информацию,  касающуюся
объектов историко-культурного наследия.
     3. Права   и   обязанности,   указанные   в   настоящей   статье,
распространяются  и на иностранных граждан,  проживающих на территории
Приморского края, а также временно пребывающих на ней.
 
     ГЛАВА 2. Органы охраны памятников Приморского края
 
     Статья 5.  Государственные органы охраны  памятников  Приморского
края
     1. Государственными органами охраны памятников  Приморского  края
являются   управление   культуры   администрации  Приморского  края  и
научно-производственный центр по  охране  и  использованию  памятников
истории и культуры Приморского края.
     2. Научно-производственный  центр  по  охране   и   использованию
памятников  истории  и  культуры  Приморского  края  (далее  -  центр)
является  специально  уполномоченным  государственным  органом  охраны
памятников.
     Указания (предложения) органов охраны памятников  в  пределах  их
полномочий,  определенных  действующим законодательством,  обязательны
для  всех  подразделений  администрации  Приморского  края  и  органов
местного самоуправления, юридических и должностных лиц.
 
     Статья 6. Местные органы охраны памятников
     1. Местными органами охраны памятников в Приморском крае являются
управления,    отделы   культуры   органов   местного   самоуправления
Приморского края.
     2. Полномочия местных органов охраны памятников:
     разработка, по  согласованию   с   центром,   и   утверждение   в
установленном  порядке  программ  по  обеспечению охраны памятников на
подведомственной территории;
     контроль за состоянием, содержанием и использованием памятников;
     выявление памятников и внесение предложений по постановке их  под
охрану государства;
     контроль за соблюдением  режима  зон  охраны  памятников,  земель
историко-культурного назначения;
     создание банка   информации   об   историко-культурном   наследии
подведомственной территории;
     издательская деятельность  по  вопросам   охраны   памятников   и
пропаганды историко-культурного наследия.
 
     Статья 7.  Основные  функции  структурных  подразделений  органов
государственной  власти  и органов местного самоуправления Приморского
края в деле охраны памятников
     Подразделения органов государственной власти и  органов  местного
самоуправления  Приморского края в целях обеспечения охраны памятников
осуществляют следующие основные функции:
     обеспечивают необходимое   согласование   социально-экономической
деятельности с органами охраны памятников в пределах их компетенции;
     приостанавливают по   предоставлению   органа  охраны  памятников
действия решений,  которые  противоречат  законодательству  об  охране
памятников и настоящему Закону или наносят ущерб памятникам;
     представляют необходимую    информацию,     касающуюся     охраны
памятников,   государственным   органам  охраны  памятников,  а  также
общественным организациям,  уставом которых  предусмотрены  задачи  по
охране памятников, по их запросу.
 
     Статья 8.  Организация государственного хранения и  использования
памятников
     1. Государственное  хранение  и использование движимых памятников
осуществляется   музеями,    архивами,    библиотеками    и    другими
государственными  организациями  хранения  памятников,  действующими в
порядке,  определенном  законодательством   Российской   Федерации   о
музейном, архивном, библиотечном деле, и настоящим Законом.
     2. В  целях  обеспечения   оптимального   режима   содержания   и
использования      недвижимых     памятников     могут     создаваться
историко-культурные заповедники,  музеи или иные организации  хранения
недвижимых памятников.
     3. Организации хранения памятников Приморского  края  учреждаются
решениями   органов   государственной   власти   Приморского  края  по
представлению органов охраны памятников.
     4. Государственные  организации  хранения  недвижимых  памятников
действуют в соответствии с уставами, утвержденными учредителями.
     5. Изъятие  и использование не по целевому назначению движимого и
недвижимого  имущества,  в  том   числе   территорий   государственных
организаций хранения памятников, запрещается.
 
     Статья 9.  Приморское отделение  Всероссийского  общества  охраны
памятников истории и культуры
     Приморское отделение  Всероссийского  общества  охраны памятников
истории и культуры в области охраны историко-культурного  наследия  на
территории Приморского края обладает следующими полномочиями:
     осуществление общественного контроля за сохранностью и правильным
использованием историко-культурно наследия;
     пропаганда памятников  и  всего  комплекса   историко-культурного
наследия;
     издательская деятельность по данным вопросам;
     подготовка и  внесение  на  рассмотрение  предложений по вопросам
выявления, учета, охраны и реставрации историко-культурного наследия.
 
     ГЛАВА 3. Государственный учет памятников
 
     Статья 10. Организация государственного учета памятников
     1. Государственный учет памятников на территории Приморского края
осуществляет центр.
     2. Под государственным учетом памятников понимается:
     выявление объектов историко-культурного наследия,  определение их
ценности;
     принятие общественно значимых объектов под охрану государства;
     составление учетных   документов   на   памятники,  их  изучение,
графическая фиксация и фотофиксация.
     3. Государственный  учет памятников,  входящих в состав архивных,
музейных,  библиотечных  и  иных  фондов,  производится   в   порядке,
определяемом   законодательством  Российской  Федерации  об  архивных,
музейных, библиотечных и иных фондах.
     4. Государственный  учет  недвижимых  памятников является основой
системы  их  государственной  охраны  и  осуществляется  на  основании
списков памятников.
     Списки недвижимых памятников подразделяются на:
     списки вновь выявленных памятников истории и культуры;
     государственные списки недвижимых памятников истории и культуры.
 
     Статья 11.   Выявление   памятников  с  целью  постановки  их  на
государственный учет
     1. Выявление,       обследование,        фиксацию        объектов
историко-культурного  наследия  проводит  центр  или  привлекаемые  им
специализированные организации, творческие коллективы и специалисты.
     2. Администрация    Приморского    края    и    органы   местного
самоуправления Приморского края обязаны обеспечивать условия выявления
историко-культурного наследия.
     3. Организации и граждане обязаны  содействовать  органам  охраны
памятников в выявлении историко-культурного наследия.
     4. Центр   организует    проведение    экспертизы    обнаруженных
историко-культурных  объектов.  Недвижимые историко-культурные объекты
ставятся на учет центром  и  вносятся  в  списки  учтенных  культурных
ценностей.
 
     Статья 12. Списки недвижимых памятников
     1. В списки вновь выявленных недвижимых памятников,  предлагаемых
под охрану государства, включаются объекты списков учтенных культурных
ценностей, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим
общественно-значимой историко-культурной ценностью.
     Экспертиза вновь    выявленных    историко-культурных    объектов
проводится центром с участием квалифицированных специалистов в области
градостроительства     и      архитектуры,      монументального      и
монументально-декоративного искусства, истории и археологии.
     Статус вновь выявленного недвижимого  памятника  распространяется
на объект до момента включения его в государственный список недвижимых
памятников истории и культуры либо до принятия решения  об  исключении
его  из  списка  вновь  выявленных  недвижимых  памятников  истории  и
культуры,  предлагаемых под охрану государства. В этот период на вновь
выявленный   памятник,   в   том   числе   объект  градостроительства,
распространяются   все    положения    законодательства,    касающиеся
государственного     учета,     охраны,    реставрации,    сохранения,
использования,  собственности  и  отчуждения   принятых   под   охрану
государства недвижимых памятников Приморского края.
     2. Списки  вновь  выявленных  недвижимых  памятников  истории   и
культуры    ведутся    центром    по    видам    памятников    и    по
административно-территориальному принципу.
     Центр ежегодно  направляет  списки  вновь  выявленных  недвижимых
памятников  истории  и  культуры  в   органы   исполнительной   власти
Приморского  края для принятия решения об их использовании и в течение
месяца извещает собственников и пользователей о включении  объектов  в
эти   списки   и   о   необходимости   заключения  охранных  договоров
(обязательств) в установленный срок.
     3. Государственные   списки   недвижимых   памятников  истории  и
культуры  формируются  центром  на  основе  списка  вновь   выявленных
недвижимых  памятников  и включают в себя объекты историко-культурного
наследия,  отнесенные решениями  органов  власти  Приморского  края  к
охраняемым государством памятникам.
     4. Недвижимые объекты историко-культурного  наследия  принимаются
под  охрану  государства  как  памятники,  не  ранее  30  лет после их
создания  или  связанных  с  ними  исторических  событий.   Недвижимые
единичные  памятники подлежат постановке под охрану государства вместе
с  их  историческими  территориями  и  находящимися  в  них  движимыми
историко-культурными ценностями.
     5. На  памятниках,  принятых  под  охрану  государства   краевыми
органами охраны памятников,  устанавливаются охранные доски.  Охранные
доски изготавливаются за счет пользователей (собственников) памятников
и за счет средств органов местного самоуправления.
 
     ГЛАВА 4. Использование памятников
 
     Статья 13. Цели и порядок использования памятников
     Использование памятников допускается,  если это не наносит ущерба
их  сохранности  и  культурной  ценности  при обеспечении общественной
доступности.
 
     Статья 14. Использование памятников
     1. Памятники   могут   находится  в  любой  форме  собственности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     2. Памятники,  в  том  числе культовые,  используются при условии
обязательного  заключения   их   пользователями   охранных   договоров
(охранных обязательств) с центром.
     3. Распоряжение  памятниками  осуществляется  собственником  либо
уполномоченным им лицом по согласованию с центром.
     4. За пользование  памятниками  взимается  плата  в  размере,  не
превышающем  установленных  ставок  арендной платы,  что указывается в
охранных обязательствах.
     5. Конфессиональные  организации  и  объединения освобождаются от
платы за использование культовых построек -  памятников,  используемых
по  прямому  назначению  и  заключают  договоры  на  пользование ими с
Государственным  комитетом   по   управлению   имуществом   Российской
Федерации и комитетом по управлению имуществом Приморского края.
 
     Статья 15.  Использование  памятников,  находящихся   в   частной
собственности
     1. Права  собственников  памятников  ограничиваются установлением
режима содержания и использования памятников в целях их  сохранения  и
обеспечения  общественной доступности,  что фиксируется в двусторонних
охранных   договорах   (охранных   обязательствах)    между    будущим
собственником и центром. В случае отказа или уклонения собственника от
заключения охранного договора (обязательства), центр вправе обратиться
в  суд  с  иском  о  принуждении  его  к заключению охранного договора
(обязательства).
     2. Единичные памятники,  находящиеся в общей собственности,  и их
территории разделу не подлежат.
 
     Статья 16. Отчуждение памятников
     1. Памятники   могут   отчуждаться   в  порядке  и  на  условиях,
определяемых действующим законодательством по согласованию с центром.
     2. При  продаже  недвижимых  памятников,  находящихся  в  частной
собственности,  собственники памятников уведомляют об  этом  центр,  а
также  ставят в известность приобретателя о наличии охранного договора
и об условиях использования памятника.
     3. Из  средств,  поступающих  в  краевой  бюджет  от приватизации
зданий - памятников, осуществляемой комитетом по управлению имуществом
Приморского  края,  до  пятидесяти  процентов  направляется  на охрану
памятников. Размер отчислений устанавливается при утверждении краевого
бюджета на очередной финансовый год.
 
     Статья 17.  Права и обязанности юридических и физических  лиц,  в
пользовании которых находятся памятники
     1. Собственники и пользователи памятников имеют право:
     на компенсацию  органами  охраны  памятников  ущерба,  возникшего
вследствие  открытого  доступа,  организации  осмотра  и  иных форм их
использования в интересах государства,  не предусмотренных в  охранном
договоре (охранном обязательстве),  кроме случаев, когда ущерб нанесен
вследствие    проведения    обследования    технического    состояния,
консервационных,    реставрационных,   археологических   работ,   иных
мероприятий по технической защите памятника;
     пользователи памятников   имеют   право   на  возмещение  затрат,
произведенные на реставрацию арендуемых ими памятников,  путем  зачета
будущих платежей за пользование памятников, включая арендную плату.
     2. Собственники или пользователи памятников обязаны:
     соблюдать порядок  и правила охраны,  использования и реставрации
памятников,  предусмотренные законодательными и нормативными правовыми
актами Российской Федерации, Приморского края и настоящим Законом;
     выполнять указания и предписания органов охраны памятников;
     заключать охранные  договоры и принимать охранные обязательства в
установленном порядке;
     содержать памятники   в   надлежащем  состоянии,  производить  их
ремонт,  реставрацию, принимать в установленном порядке другие меры по
сохранению памятников;
     страховать памятники и связанные с ними произведения искусства  в
соответствии с описью культурных ценностей;
     своевременно уведомлять центр о своих намерениях  по  отчуждению,
разделу, перемещению, ремонту, реставрации и иному изменению состояния
принадлежащих или используемых ими памятников;
     заведомо уведомлять приобретателя, арендатора о наличии охранного
договора и об условиях использования памятника;
     своевременно вносить  плату за использование памятника в порядке,
установленном охранным обязательствами;
     обеспечивать доступ  представителей  органов  охраны памятников и
специалистов  к  памятникам  с  целью  осмотра  и  обследования,   для
проведения  консервационных и реставрационных работ и иных мероприятий
по технической защите памятников;
     хранить и  представлять органам охраны памятников документацию на
принадлежащие или используемые ими памятники;
     при приобретении   памятника   принимать  на  себя  обязательства
прежнего собственника.
     3. В   случае   нанесения   ущерба,   угрозы  уничтожения,  порчи
памятника,   а   также   в   случае   систематического    невыполнения
пользователями  условий  охранного  договора (охранного обязательства)
центр вправе в  установленном  действующим  законодательством  порядке
расторгнуть  указанный  договор  и  обязан  принять  меры к возмещению
причиненного ущерба.  При  этом  договор  на  использование  памятника
подлежит расторжению.
     4. При     нарушении     собственником     охранного     договора
(обязательства),  нанесении  вреда  памятнику  или отказе собственника
включить его имущество в состав  охраняемых  государством  памятников,
заключении охранного договора или выдаче охранного обязательства центр
имеет право на возбуждение судебного иска об  изъятии  у  собственника
памятника в установленном федеральным законодательством порядке.
 
     ГЛАВА 5. Специальные меры охраны памятников
 
     Статья 18.  Обеспечение  сохранности  памятников при производстве
строительных и других работ
     1. Обеспечение  сохранности памятников при производстве земляных,
строительных,  мелиоративных, дорожных и других работ осуществляется в
соответствии с действующим федеральным законодательством.
     2. Мероприятия  по   обеспечению   сохранности   памятников   при
производстве земляных,  строительных, мелиоративных, дорожных и других
работ осуществляется юридическими и  физическими  лицами,  проводящими
эти    работы,    с    привлечением   специализированных   научных   и
научно-реставрационных организаций (или отдельных специалистов) и  под
надзором  органов  охраны  памятников либо уполномоченных ими органов,
служб и их полномочных представителей.
     Указанные мероприятия включают:
     предварительное обследование участка;
     исследование и фиксацию выявленных памятников;
     передачу вещественных находок в музеи  и  другие  государственные
хранилища;
     археологические раскопки (при необходимости);
     реставрационные и    иные    работы,   проводимые   по   указанию
(предписанию) органов охраны памятников.
     3. При   проектировании   и   проведении   всех  видов  земляных,
строительных и других работ, финансирование археологических натурных и
документальных  исследований,  направленных  на  выявление памятников,
археологических раскопок и  других  мероприятий,  проводимых  с  целью
сохранения  и  выявления  памятников  на  территориях,  отводимых  под
строительство,  производится за счет  юридических  и  физических  лиц,
выступающих заказчиками этих работ.
 
     Статья 19.   Приостановление   строительных   и    иных    работ,
представляющих опасность для памятников
     1. Хозяйственная   деятельность,   в   том   числе   производство
строительных,  мелиоративных,  дорожных,  ремонтно-реставрационных   и
других  работ,  в случае возникновения в процессе их проведения угрозы
для сохранности памятников,  должна быть приостановлена, независимо от
наличия предписания органов охраны памятников.
     2. Юридические  и  физические  лица  в  случае  обнаружения   при
производстве   строительных,  дорожных,  мелиоративных  и  иных  работ
археологических,  архитектурных и других объектов, которые могут иметь
историческую,  научную,  художественную  или иную культурную ценность,
обязаны  немедленно  сообщить  об  этом  органу  охраны  памятников  и
приостановить дальнейшее проведение работ.
     3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи работы должны  быть
немедленно  приостановлены  после  получения  предписания (запрещения)
органов  охраны  памятников.  Приостановленные   работы   могут   быть
возобновлены  с  разрешения органов охраны памятников после устранения
возникшей  опасности  или  допущенного  нарушения  правил   охраны   и
использования памятников.
 
     Статья 20. Охрана памятников археологии
     1. Земельные участки в пределах территории памятников  археологии
и  их зон охраны подлежат изъятию из хозяйственного пользования,  если
оно  может  привести  к   разрушению   памятника,   не   соответствует
установленному  режиму  использования земель или является препятствием
для проведения археологических работ.
     2. Юридические  и  физические  лица,  получающие отводы земельных
участков под хозяйственную деятельность, проектирование и производство
строительных,  дорожных,  мелиоративных и иных работ, сопровождающихся
нарушением  покровных  отложений,  на  территориях   с   сохранившимся
природным  ландшафтом  обязаны  принимать меры по выявлению памятников
археологии на  отводимых  территориях,  а  также  согласовывать  выбор
площадки и проект с центром.
     3. Осуществление  работ,  перечисленных  в  пункте  2   настоящей
статьи,  на  территориях  с  сохранившимся  природным  ландшафтом  без
согласования с центром запрещается.
 
     ГЛАВА 6.  Охрана городов,  поселений и других территорий, имеющих
памятники
 
     Статья 21.   Государственная   охрана   исторических   городов  и
поселений
     Под государственной  охраной  исторических  городов  и  поселений
понимается  комплекс  мер,   обеспечивающий   физическую   сохранность
памятников    и    историко-градостроительной    среды   (консервацию,
реставрацию, регенерацию), непрерывность ее развития и неискажающую ее
облик   адаптацию   к   условиям   современной  жизни,  включая  новое
строительство.
     2. В  исторических  городах  и  поселениях  охране  подлежат  все
градоформирующие и  художественные  ценности:  памятники,  планировка,
застройка  и ее приемы,  композиция,  природный и культурный ландшафт,
культурный   слой,    соотношение    между    различными    городскими
пространствами      (свободными,      застроенными,     озелененными),
объемно-пространственная  структура,  фрагментарное  и   руинированное
градостроительное   наследие,   форма   и  вид  зданий  и  сооружений,
определяемые  масштабом,  объемом,  структурой,  стилем,  материалами,
цветом   и   декоративными  элементами,  соотношением  с  природным  и
созданным   человеком   окружением,    различные    функции    города,
исторического места, приобретенные им в процессе развития.
 
     Статья 22.  Порядок регулирования,  проектирования и застройки на
территориях  исторических  городов,  поселений  и  других территориях,
имеющих памятники
     1. Проектирование и застройка исторических  городов  и  поселений
производятся  и  регулируются  на  основе  системы  последовательных и
взаимосвязанных мероприятий, проводимых центром:
     историко-архитектурные и археологические исследования городов или
поселений, отдельных исторических территорий;
     составление на основе исследований историко-архитектурных опорных
планов с обозначением расположения и оценкой  всего  фонда  недвижимых
памятников,   с  выявлением  эволюции  градостроительной  структуры  и
оценкой градоформирующих ценностей;
     разработка проектов     зон    охраны    отдельных    памятников,
градостроительных комплексов и ансамблей с  установлением  границ  зон
охраны   и   видов  территорий  с  различными  режимами  их  охраны  и
использования  как  одной  из  основ  всех  этапов  градостроительного
проектирования.
     Историко-архитектурный опорный  план   и   проекты   зон   охраны
памятников    истории    и    культуры   разрабатываются   в   составе
градостроительной документации,  а также  как  самостоятельная  стадия
градостроительного  проектирования на территориях исторических городов
и поселений и являются обязательными исходными материалами для  планов
их   развития   и   строительства,  а  также  для  принятия  отдельных
градостроительных и хозяйственных решений.
 
     Статья 23.    Согласование    с    органами   охраны   памятников
градостроительной документации для исторических городов (поселений)  и
других территорий, имеющих памятники
     Градостроительная документация   для   исторических   городов   и
поселений,  а также территорий, имеющих памятники, в зависимости от их
категории   подлежит   согласованию   с   федеральным  органом  охраны
памятников или центром.
     Органы исполнительной   власти   Приморского   края   и  местного
самоуправления на  территории  Приморского  края,  ведающие  вопросами
архитектуры и градостроительства, обязаны представлять на согласование
центру   генеральные   планы,   проекты   планировки,   застройки    и
реконструкции,  проекты  отдельных  функциональных  зон,  предприятий,
проекты  защиты  от  природных  и  техногенных  процессов,  инженерных
систем, дорог и другую градостроительную документацию, выполненную для
городов, поселений и территорий, имеющих памятники, а для исторических
городов   и  поселений  -  дополнительно  федеральному  органу  охраны
памятников.
     Градостроительные концепции,    проекты   и   нормативные   акты,
затрагивающие  изменение  облика   исторических   городов,   выносятся
местными  органами  архитектуры  и  градостроительства на градосовет и
общественное обсуждение.
     В случае,   если   требования   генерального   плана   и   другой
градостроительной     документации      противоречат      действующему
законодательству   в  области  охраны  и  использовании  памятников  и
настоящему  Закону,  эти  требования  являются   недействительными   и
исполнению не подлежат.
 
     Статья 24. Земли историко-культурного назначения
     1. Земли  историко-культурного   назначения   включают   в   себя
территории недвижимых памятников и их охранные зоны,  особо охраняемые
территории   (музеи,   музеи   -   заповедники,    историко-культурные
заповедники,    историко-культурные    заповедные   территории,   иные
организации памятников) и их охранные зоны.
     2. Отнесение    земельных    участков    к    категории    земель
историко-культурного назначения производится в порядке,  установленном
действующим законодательством.
     3. Земельные   участки,    отнесенные    к    категории    земель
историко-культурного   назначения,   учитываются   в   органах  охраны
памятников,   в   краевых   и   местных    органах    архитектуры    и
градостроительства,  управления  землепользованием,  в государственном
земельном кадастре.
 
     Статья 25.   Определение   границ   земель   историко-культурного
назначения
     1. Границы земель историко-культурного назначения  и  зон  охраны
единичных  и  ансамблевых  недвижимых  памятников,  а  также режимы их
использования  определяются  центром  в  соответствии  с   действующим
законодательством     на     основании    проектных    разработок    и
историко-архитектурных  опорных  планов,  согласуемых  с  центром,   и
утверждаются органами исполнительной власти Приморского края.
     2. Границы особо охраняемых территорий,  их зоны охраны и  режимы
их  использования,  в  зависимости  от  категории памятников и статуса
организации,  утверждаются  Правительством  Российской  Федерации  или
органами  государственной  власти  Приморского  края  по представлению
федеральных органов охраны памятников или центра.
     3. До  утверждения  в  установленном  порядке проектов зон охраны
памятников центр  устанавливает  на  этой  территории  временные  зоны
охраны памятников и режимы их использования.
     4. На  временные  зоны  охраны  памятников  распространяются  все
требования  режима  охраны  и использования,  определенные действующим
законодательством для зон охраны.
 
     Статья 26. Использование земель историко-культурного назначения
     1. Целью   режима   использования   земель   историко-культурного
назначения является обеспечение сохранности расположенных на них или в
них памятников.
     2. Отнесение земель к землям историко-культурного  назначения  не
влечет   за  собой  прекращения  прав  собственности  на  землю,  прав
землевладения и аренды.
     3. Предоставление   земельных  участков  в  пределах  зон  охраны
памятников производится  только  по  согласованию  с  органами  охраны
памятников    с   обязательным   включением   требований   режима   их
использования в договор на использование участка.
     4. Земли историко-культурного назначения могут быть полностью или
частично изъяты из хозяйственного оборота и переданы  в  использование
специально    учрежденным    государственным   организациям   хранения
памятников.
     5. Изъятие   земель  историко-культурного  назначения  для  нужд,
противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность,
не соответствующая установленному режиму, запрещается.
 
     Статья 27. Использование территорий единичных памятников
     Территории единичных памятников могут быть использованы только  в
режиме  реставрации  или  регенерации.  Новое  строительство  на  этих
территориях допускается только в целях  обеспечения  жизнедеятельности
памятника по согласованию с центром.
 
     Статья 28.  Порядок  проектирования  и   производства   земляных,
дорожных,   строительных   и   других   работ,   градостроительной   и
хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников
     1. В пределах  зон  охраны  памятников  допускается  производство
мелиоративных,  дорожных, строительных, геологоразведочных, инженерных
и  других  работ,  а   также   градостроительная   или   хозяйственная
деятельность   лишь  в  той  степени,  которая  не  может  привести  к
радикальному изменению или разрушению памятников или  их  исторической
среды,   нарушению   их   сохранности  и  целостности  их  зрительного
восприятия.
     2. Проектирование,     производство     работ,     хозяйственная,
градостроительная,  иная  деятельность  в  зонах   охраны   памятников
осуществляется только по согласованию с центром.
 
     ГЛАВА 7. Ремонт и реставрация недвижимых памятников
 
     Статья 29. Контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ
     1. Ремонт или реставрация памятников  производится  с  разрешения
центра  и под его контролем.  Заказчики ремонтно-реставрационных работ
обязаны заключить с центром договор на технадзор  за  реставрационными
работами.
     2. Ремонт и реставрация недвижимых  памятников  осуществляется  в
соответствии  с  реставрационными  нормами и правилами,  утверждаемыми
федеральным органом охраны памятников.  Строительные нормы  и  правила
применяются   в   реставрации  только  в  случаях,  не  противоречащих
интересам охраны памятников.
 
     Статья 30.    Мониторинг    технического   состояния   недвижимых
памятников
     Органы охраны памятников обязаны проводить не реже одного раза  в
пять  лет  обследование технического состояния памятников для контроля
за их состоянием и с целью разработки текущих и перспективных программ
и  заданий  по ремонту и реставрации для пользователей и собственников
памятников.
 
     Статья 31. Производство ремонтно-реставрационных работ
     1. Все  виды работ по ремонту и реставрации недвижимых памятников
выполняются на основании задания, выдаваемого центром.
     2. Лица,  ведущие  разработку  научно-проектной  документации для
недвижимого памятника культуры,  осуществляют  научное  руководство  и
авторский  надзор  по  всем  видам  работ  на  этом  памятнике  до  их
завершения.
     3. Согласование       и      разрешение      на      производство
ремонтно-реставрационных работ на недвижимых  памятниках  выдается  на
основании согласованной и утвержденной научно-проектной документации:
     для памятников федерального значения - федеральным органом охраны
памятников;
     для памятников местного (краевого) значения - центром.
     4. Производители работ обязаны сдать выполненные работы центру.
 
     Статья 32.   Лицензирование   ремонтно-реставрационных  работ  на
памятниках и аттестация специалистов
     1. Все   виды   ремонтно-реставрационных   работ   на  памятниках
проводятся юридическими и физическими лицами на основании аттестации и
соответствующих лицензий.
     2. Аттестация  специалистов  в  области  реставрации   проводится
федеральным органом охраны памятников.
     3. Лицензирование  проводится   органом   исполнительной   власти
Приморского края,  уполномоченным на ведение лицензионной деятельности
по заключению экспертной комиссии центра.
     4. Лицензии  не  заменяют собой разрешений на производство работ,
выдаваемых центром по конкретным памятникам.
 
     Статья 33.    Ответственность    за   производство   ремонтно   -
реставрационных работ на памятниках
     Юридические и   физические   лица,   осуществляющие   работы   на
памятниках  в  нарушение  настоящего Закона,  несут административную и
уголовную     ответственность     в     установленном      действующим
законодательством порядке.
 
     Статья 34.  Ответственность  за  сохранность  памятника  в период
производства ремонтно-реставрационных работ
     Исполнитель и   заказчик   ремонтно-реставрационных  работ  несут
ответственность за сохранность памятника на протяжении  всего  периода
производства работ.
 
     ГЛАВА 8. Финансирование государственной охраны памятников
 
     Статья 35. Источники финансирования
     Основными источниками     финансирования     деятельности      по
государственной   охране  памятников  являются  средства  федерального
бюджета Российской Федерации, бюджета Приморского края.
     Кроме того на эти цели направляются:
     средства бюджетов муниципальных образований Приморского края;
     плата за использование памятников;
     плата за размещение рекламы на памятниках;
     отчисления от    деятельности   специализированных   организаций,
учреждаемых органами охраны памятников;
     отчисления от доходов туристической деятельности;
     добровольные отчисления и пожертвования юридических и  физических
лиц;
     средства от иных источников, не запрещенных законодательством.
     Средства, поступающие  из  этих  источников,  зачисляются на счет
центра.
 
     Статья 36.    Порядок   финансирования   государственной   охраны
памятников
     Средства, поступающие на счет центра,  расходуются на программы и
мероприятия по охране,  учету,  пропаганде,  реставрации, консервации,
ремонту и использованию памятников,  содержание центра и развитие  его
инфраструктуры.
 
     Статья 37.     Финансирование     ремонтно-реставрационных      и
консервационных работ на памятниках
     Собственники и  пользователи  памятников  обязаны в установленном
законодательством  порядке  содержать,  ремонтировать,  реставрировать
памятники за свой счет.
 
     Статья 38.  Финансирование исследовательских и проектных работ по
определению   зон  охраны  памятников  и  земель  историко-культурного
назначения
     Финансирование исследовательских и проектных работ по определению
зон   охраны   памятников  и  земель  историко-культурного  назначения
осуществляется за счет средств краевого  бюджета  и  средств  бюджетов
муниципальных образований Приморского края.
 
     ГЛАВА 9.  Ответственность за нарушение законодательства об охране
памятников
 
     Статья 39.  Ответственность  за  нарушение  законодательства   об
охране памятников
     Лица, виновные в нарушении законодательства об охране памятников,
несут  ответственность  в  соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Законом.
 
     Статья 40.    Возмещение    ущерба,    причиненного    нарушением
законодательства об охране памятников
     Юридические и физические лица,  нанесшие ущерб памятникам,  зонам
охраны   памятников,   обязаны  восстановить  памятники,  зоны  охраны
памятников,  а   при   невозможности   этого   -   возместить   убытки
собственникам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Стоимость ущерба,  нанесенного  памятнику  или  его  зоне  охраны
определяется   решением  экспертной  комиссии  и  равняется  стоимости
восстановительных работ. Работу комиссии организует центр.
     Восстановление памятников     осуществляется     с    соблюдением
установленного порядка производства всех  видов  работ  за  счет  лиц,
причинивших ущерб памятнику.
     Незаконно построенные на землях  историко-культурного  назначения
здания и сооружения подлежат сносу за счет заказчика работ.
 
     Статья 41. Вступление в силу настоящего закона
     Настоящий закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.
 
Губернатор края          Е.Наздратенко
 
Владивосток
1 ноября 1996 года
N 60-КЗ
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация по документу
Читайте также