Расширенный поиск
Закон Приморского края от 11.07.1997 № 91-КЗЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ДУМЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" Принят Думой Приморского края 24 июня 1997 года (В редакции Закона Приморского края от 17.10.97 г. N 100-КЗ) Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Приморского края "О выборах депутатов Думы Приморского края" (Ведомости Думы Приморского края, 1995, N 13, стр. 24), изложив его в следующей редакции: ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ДУМЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ГЛАВА 1. Общие положения Статья 1. Основные принципы выборов 1. Выборы депутатов Думы Приморского края осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Выборы депутатов Думы Приморского края организуются и проводятся в соответствии с Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом Приморского края и настоящим Законом. 3. Участие граждан в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 4. Не могут избирать и быть избранными депутатами Думы Приморского края граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать депутатов Думы Приморского края принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста на день голосования и проживающему на территории Приморского края. 2. Депутатом Думы Приморского края может быть избран любой гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов 21 года и проживающий на территории Приморского края. Статья 3. Выборы в Думу Приморского края 1. Дата выборов в Думу Приморского края назначается Думой Приморского края и обнародуется не позднее чем за 70 дней до дня выборов. При этом дата выборов должна быть назначена не позднее чем на второе воскресенье, следующее за днем истечения полномочий Думы Приморского края очередного созыва. 2. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов Думы Приморского края выборы депутатов в ее состав назначаются губернатором Приморского края в соответствии с Уставом Приморского края. 3. В случае, если выборы губернатором Приморского края не назначены в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи, выборы назначает избирательная комиссия Приморского края в срок не позднее двух месяцев со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Приморского края. Статья 4. Гласность при подготовке и проведении выборов Деятельность избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления, участвующих в подготовке к выборам, осуществляется открыто и гласно. ГЛАВА 2. Списки избирателей, избирательные округа, избирательные участки Статья 5. Списки избирателей 1. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом и проживающие на территории Приморского края. Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями на основании сведений, предоставляемых исполнительными органами местного самоуправления по форме, установленной избирательной комиссией Приморского края, не позднее чем за 40 дней до дня выборов. 2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Список избирателей военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, предоставляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, а также граждане, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха и больницах, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития, санатория, профилактория, дома отдыха, больницы. 3. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 4. Список избирателей составляется в двух экземплярах в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, микрорайонам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым на день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. 5. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей дополнительно на основании документов, подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. 6. Каждый избиратель вправе заявить в избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Статья 6. Избирательные округа 1. Выборы депутатов Думы Приморского края проводятся по 39 одномандатным избирательным округам. 2. Избирательные округа охватывают в совокупности всю территорию края и должны отвечать следующим требованиям: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; б) территориальное единство; не допускается создание избирательного округа, состоящего из неграничащих между собой территорий. При соблюдении указанных требований при образовании округов учитывается административно-территориальное деление края. 3. Избирательные округа образуются избирательной комиссией Приморского края на основании данных о численности избирателей, предоставляемых администрацией края. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них определяются избирательной комиссией Приморского края и утверждаются Думой Приморского края. Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей публикуются избирательной комиссией Приморского края не позднее чем за 65 дней до дня выборов. Статья 7. Избирательные участки 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Думы Приморского края образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главой исполнительного органа местного самоуправления по согласованию с окружными избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей, с учетом местных и иных условий и с целью создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Решением избирательной комиссии Приморского края устанавливается единая по краю нумерация избирательных участков. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. 4. Военнослужащие воинских частей, дислоцированных на территории Приморского края, голосуют на избирательных участках, расположенных в непосредственной близости от воинской части. 5. В порядке исключения допускается образование избирательных участков и формирование участковых комиссий непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных или удаленных от населенных пунктов военных городках. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. 6. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются не позднее чем за 40 дней до дня выборов. ГЛАВА 3. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями Статья 8. Статус и формирование избирательных комиссий 1. Избирательные комиссии на территории Приморского края обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Организацию подготовки и проведения выборов депутатов Думы Приморского края осуществляют: избирательная комиссия Приморского края; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. 2. Избирательная комиссия Приморского края формируется законодательным и исполнительным органами государственной власти Приморского края с учетом предложений общественных объединений, органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Избирательная комиссия Приморского края состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. При этом половина членов избирательной комиссии Приморского края назначается Думой Приморского края, вторая половина членов избирательной комиссии Приморского края назначается администрацией Приморского края. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии Приморского края избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии и должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. Избирательная комиссия Приморского края действует на постоянной основе. Срок ее полномочий 4 года. Избирательная комиссия Приморского края осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Думы Приморского края в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положением об избирательной комиссии Приморского края, утвержденным Думой Приморского края. 3. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Думы Приморского края формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 7 - 10 членов. Состав окружных избирательных комиссий формируется избирательной комиссией Приморского края по предоставлению органов местного самоуправления с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Представительство территориального образования в окружной избирательной комиссии пропорционально количеству избирателей, вошедших в данных избирательный округ от территориального образования. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. (В редакции Закона Приморского края от 17.10.97 г. N 100-КЗ) Председатели окружных избирательных комиссий должны иметь, как правило, высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. 4. Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления соответствующих территорий на основе предложений общественных объединений и собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства и осуществляют связь с окружной и участковыми избирательными комиссиями по выборам депутатов Думы Приморского края. Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируются не позднее чем за 50 дней до дня выборов в количестве 5 - 9 членов. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Председатель или секретарь территориальной избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование. Если выборный орган местного самоуправления не сформировал территориальную (районную, городскую и другие) комиссию в срок, они создаются окружными избирательными комиссиями на основании предложений глав соответствующих муниципальных образований. 5. Участковые избирательные комиссии формируются и утверждаются выборными органами местного самоуправления соответствующих территорий на основе предложений общественных объединений и собраний избирателей по месту работы, службы, учебы жительства. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем за 40 дней до дня выборов в количестве 5 - 10 членов. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Если выборный орган местного самоуправления не сформировал участковые избирательные комиссии в срок, они создаются окружными или территориальными (районными, городскими и другими) избирательными комиссиями на основании предложений глав соответствующих муниципальных образований. 6. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях и отстаивать свое мнение. 7. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. 8. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. Статья 9. Полномочия избирательной комиссии Приморского края Избирательная комиссия Приморского края: а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение на территории края; б) руководит работой окружных, территориальных (районных, городских и других) и участковых избирательных комиссий; в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; г) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации и проведения выборов; д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов в депутаты Думы Приморского края; е) утверждает форму избирательного бюллетеня по выборам депутатов Думы Приморского края, образцы протоколов избирательных комиссий, списков избирателей и других избирательных документов по выборам депутатов Думы Приморского края; ж) заслушивает сообщения государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, территориальных, окружных избирательных комиссий по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; з) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения выборов депутатов Думы Приморского края; и) распределяет финансовые средства, выделенные из краевого бюджета на финансирование выборов депутатов Думы Приморского края, и контролирует их использование; к) устанавливает результаты выборов депутатов Думы Приморского края и публикует их в печати, определяет порядок передачи документации, связанной с организацией подготовки и проведением выборов, в архив; л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 10. Полномочия окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия: а) руководит работой территориальных (районных, городских и других) и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на их решения и действия и принимает по ним решения; б) регистрирует кандидатов в депутаты Думы Приморского края и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; в) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты Думы Приморского края; г) утверждает текст избирательного бюллетеня по выборам депутатов Думы Приморского края, обеспечивает его изготовление и доставку территориальным (районным, городским и другим) избирательным комиссиям; д) распоряжается финансовыми и материальными средствами, выделенными избирательной комиссией Приморского края на проведение выборов по избирательному округу; е) контролирует обеспечение территориальных (районных, городских и других) и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; ж) организует досрочное голосование в помещении комиссии; з) устанавливает результаты выборов по округу и передает их в избирательную комиссию Приморского края; обеспечивает передачу избирательной документации в архив; и) после подписания протокола об общих итогах выборов извещает об этом кандидатов, избранных депутатами Думы Приморского края, и, в установленные сроки, проводит их регистрацию с вручением удостоверений об избрании; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Окружные избирательные комиссии действуют до назначения даты выборов депутатов Думы Приморского края нового созыва. Статья 11. Полномочия территориальной (районной, городской и других) избирательной комиссии 1. Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов депутатов Думы Приморского края на соответствующей территории; б) содействует работе участковых избирательных комиссий; в) совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей территории обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов в депутаты; г) организует доставку бланков, бюллетеней и другой выборной документации участковым избирательным комиссиям; д) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; е) контролирует расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов; ж) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Срок полномочий территориальной (районной, городской и других) избирательной комиссии истекает после официального опубликования общих итогов выборов, включающих результаты выборов по соответствующему избирательному округу. Статья 12. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) составляет список избирателей по участку, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей, решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; б) оповещает население о дне выборов и месте голосования; в) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом; г) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; д) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; е) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с организацией и проведением выборов, в окружную избирательную комиссию; ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, проведения голосования и принимает по ним решения; з) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования полных итогов выборов. Статья 13. Организация работы избирательных комиссий 1. Информация о составе территориальных и окружных избирательных комиссий публикуется органами, осуществляющими их образование, в средствах массовой информации не позднее чем на третий день с момента образования этих комиссий. В тот же срок избирательные комиссии проводят свои первые заседания и утверждают план работы на период подготовки и проведения выборов. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 2. Организация деятельности избирательной комиссии осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса, а также председатель комиссии либо его заместитель. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заселение проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 4. Решение избирательной комиссии принимается большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Решение избирательной комиссии, имеющее нормативный характер, принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих право решающего голоса. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии. 5. Члены избирательной комиссии, не согласные с ее решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок до сведения вышестоящей избирательной комиссии. 6. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами и органами местного самоуправления, нижестоящими избирательными комиссиями, избирательными объединениями, предприятиями, утверждениями, должностными лицами и гражданами. 7. Решения избирательных комиссий, противоречащие федеральным законам или законам Приморского края либо принятые избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. 8. Полномочия избирательной комиссии прекращаются досрочно в случае нарушения ею законодательства о выборах. Решение о досрочном прекращении полномочий принимает вышестоящая избирательная комиссия. 9. Председатель и отдельные члены избирательной комиссии (но не более двух человек) по ее решению могут работать в комиссии временно с отрывом от основной работы. Оплата работы освобожденных членов избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных комиссии на проведение выборов. временно с отрывом от основной работы. Оплата работы освобожденных членов избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных комиссии на проведение выборов. 10. На заседаниях краевой, окружных, территориальных (районных, городских и других), участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных объединений, политических партий, общественно-политических организаций и движений, кандидаты в депутаты, их доверенных лица, а также представители любых средств массовой информации. 11. При разборе жалоб и заявлений на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. 12. Решения избирательных комиссий доводятся до сведения кандидатов и их доверенных лиц, в недельный срок публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации. 13. При голосовании на избирательных участках и подсчете голосов участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами в депутаты Думы Приморского края. 14. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. 15. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок, во взаимодействии с избирательными комиссиями организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу среди населения по существу вопросов избирательной кампании. Статья 14. Обжалование нарушений избирательных прав граждан 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд. 2. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 3. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют длительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. 4. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. ГЛАВА 4. Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 15. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов в депутаты Думы Приморского края принадлежит избирательным объединениям, блокам и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 16. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, которые регистрируются в избирательной комиссии Приморского края. 2. Избирательным объединением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, признается краевое общественное объединение или краевая организация федерального (межрегионального) общественного объединения, устав которых предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, и зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. 3. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на съездах, конференциях, собраниях этих объединений, которые проводятся в порядке, предусмотренном уставом соответствующего общественного объединения. 4. О выдвижении кандидата составляется протокол, в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников заседания, собрания, съезда, конференции; число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом общественного объединения; ход выдвижения и обсуждения кандидатур; итоги голосования по каждой кандидатуре; решение о выдвижении кандидата; итоги голосования по этому решению. Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания, собрания, съезда, конференции и заверяется печатью. 5. Избирательное объединение может выступать в блоке с другими избирательными объединениями. В этом случае выдвижение кандидатов проводится на съездах (конференциях) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в блок избирательные объединения не могут на тех же выборах в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. 6. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. 7. В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей соответствующего круга. Статья 17. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями 1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. 2. Инициатива сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, которая будет осуществлять регистрацию данного кандидата. 3. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года на день выборов, проживающий на территории Приморского края, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. 4. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, и в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. 5. Для выдвижения кандидата в избирательном округе требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее двух процентов от общего числа избирателей соответствующего округа. Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой избирательной комиссией Приморского края. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, род занятий и постоянное место жительства кандидата. 6. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата осуществляется на собственные средства кандидата, избирательных объединений и избирателей. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены федеральным законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи. Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов. Участие в сборе подписей должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления края, командования воинских частей при исполнении ими служебных обязанностей, а также использование служебного положения в этих целях не допускается. 7. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (18-летние - число и месяц), адрес места жительства, серию и номер документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, и дату. Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера документа, удостоверяющего личность гражданина, и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. 8. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается не ранее чем за 60 дней и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Статья 18. Регистрация кандидатов 1. Окружные избирательные комиссии осуществляют регистрацию кандидатов в течение пяти дней с момента поступления документов о выдвижении кандидата и его заявления о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. 2. Передачу документов на регистрацию производят непосредственно избиратели (избиратель), избирательное объединение или сам кандидат не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 3. Если кандидат был выдвинут избирательным объединением, в избирательную комиссию должны быть направлены протокол выдвижения, оформленный в соответствии с требованиями настоящего Закона, подписные листы и заявление кандидата. 4. Если кандидат был выдвинут непосредственно избирателями, на регистрацию представляются подписные листы и заявление кандидата. 5. Окружные избирательные комиссии проверяют достоверность и законность представленных документов: правомерность процедуры выдвижения кандидатов, правильность оформления подписных листов. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, кандидаты. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. Подписи избирателей и подписные листы, оформленные с нарушением требований настоящего Закона, не учитываются. 6. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах публикуются в печати не позднее трех дней после регистрации. 7. Соответствующая окружная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата в случае непредоставления надлежащим образом оформленных подписных листов, необходимых для регистрации, либо обнаружения повлиявших на итоги выдвижения нарушений требований настоящего Закона, включая подлог документов. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его уполномоченному представителю решение комиссии с изложением мотива отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован лицом, претендующим на регистрацию в качестве кандидата, в суд в порядке, установленном законодательством. 8. При нарушении зарегистрированным кандидатом требований настоящего Закона избирательная комиссия выносит кандидату письменное предупреждение. 9. Соответствующая окружная избирательная комиссия в любое время до дня выборов может принять решение об отмене регистрации кандидата в случаях: снятия кандидатом своей кандидатуры; вступления в силу в отношении кандидата решения судебного органа. 10. Решения соответствующей окружной избирательной комиссии о вынесении предупреждения либо отмены регистрации могут быть обжалованы кандидатом в суд. 11. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе будет зарегистрировано менее 2-х кандидатов или если после окончания регистрации и до дня голосования в избирательном округе останется менее 2-х кандидатов, выборы по решению окружной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. ГЛАВА 5. Статус кандидатов Статья 19. Равенство кандидатов Все кандидаты в депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 20. Гарантии деятельности кандидатов 1. Кандидаты, находящиеся на государственной и муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 2. Кандидаты после их регистрации по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем пятнадцати установленных законом размеров минимальной заработной платы на день назначения выборов. 3. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу во время проведения выборов. 4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по специальности, по которой он работал до регистрации. 5. Кандидаты в депутаты со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории округа , где они баллотируются, бесплатно пользоваться любыми видами транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов избирательного округа, в котором баллотируется, то он имеет право в течение указанного периода на три поездки общественным железнодорожным, автомобильным транспортом или на одну поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок производится соответствующей окружной избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 6. Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора Приморского края к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 7. Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в окружную избирательную комиссию, осуществившую его регистрацию. Избирательное объединение, избиратели могут не позднее чем за три дня до дня выборов отозвать по решению уполномоченного на это органа любого зарегистрированного кандидата. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия относит на счет кандидата либо избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию. 8. Кандидат может иметь до десяти доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. 9. Доверенные лица получаю от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в пункте 2 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. 10. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 11. Информация о выбытии кандидатов в депутаты не позднее трех дней публикуется соответствующей избирательной комиссией в печати и сообщается в иные средства массовой информации. ГЛАВА 6. Предвыборная агитация Статья 21. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против кандидатов в депутаты. 2. Избирательные объединения, группы избирателей, кандидаты в депутаты на равных условиях получают доступ к средствам массовой информации. 3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. 4. В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. 5. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов. Статья 22. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации 1. Кандидат в депутаты имеет право на бесплатное предоставление ему эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. 2. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам в депутаты по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний устанавливается избирательной комиссией края с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации. 3. Кандидат в депутаты имеет право на основании заключенных с телерадиокомпаниями договоров получить за плату время вещания сверх времени вещания, предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны носить равный по отношению к кандидатам характер. 4. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации. 6. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов. Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования, а также на заборах и ограждениях. 7. Окружные территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. 8. Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов в депутаты избирательных объединений, групп избирателей, придерживающихся разных политических взглядов. 9. Предвыборная агитация не может вестись в помещениях избирательных участков. Статья 23. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности Российской Федерации, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений соответствующие избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. 2. Контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации осуществляют избирательные комиссии. Статья 24. Сроки проведения предвыборной агитации 1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 2. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. ГЛАВА 7. Финансирование выборов Статья 25. Финансовое обеспечение организации подготовки и проведения выборов Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Думы Приморского края проводятся за счет средств, выделяемых из краевого бюджета, которые по решению избирательной комиссии Приморского края распределяются между избирательными комиссиями. Статья 26. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты в депутаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. 2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств: средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 200 раз; средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком либо выдвинувшими его избирателями, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 500 раз; добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз; добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем 1 тысячу раз. 3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. 4. Кандидаты в депутаты обязаны в пятидневный срок сообщать окружным избирательным комиссиям данные о поступивших в их фонд пожертвованиях, размер которых превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы. Избирательные объединения в эти же сроки обязаны информировать избирательную комиссию Приморского края о пожертвованиях, превышающих 100-кратный размер минимальной заработной платы. В информации указывается фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, название и официальное местонахождение юридического лица. Информация о текущих добровольных пожертвованиях должна представляться соответствующей избирательной комиссией для ознакомления любому гражданину, имеющему право избирать депутатов Думы Приморского края. Соответствующая окружная избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, предоставляемых кандидатом. 5. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов в депутаты от физических и юридических лиц в размерах, превышающих определенные настоящим Законом пределы, полная сумма платежа возвращается этим лицам с указанием причины возврата в порядке, установленном избирательной комиссией Приморского края. 6. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом с разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается избирательной комиссией Приморского края в соответствии с инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам. 7. Учреждения банков обязаны по письменному запросу окружных избирательных комиссий представлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальных счетах избирательных фондов. Все финансовые операции с временными счетами избирательных фондов прекращаются через пятнадцать дней после проведения выборов. 8. Если кандидат в депутаты использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисляемых в его избирательный фонд, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Статья 27. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность 1. Порядок учета поступлений и расходования денежных средств, выделенных на организацию и проведение выборов, и средств избирательных фондов кандидатов определяется избирательной комиссией Приморского края на основании инструкций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2. Формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и финансового отчета кандидатов в депутаты устанавливаются избирательной комиссией Приморского края в соответствии с инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 3. Кандидат не позднее 30 дней после определения результатов выборов обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о произведенных затратах. 4. Окружные избирательные комиссии обязаны опубликовать эти отчеты не позднее 45 дней после их представления в избирательные комиссии. 5. Участковая избирательная комиссия представляет финансовый отчет окружной избирательной комиссии не позднее 10 дней со дня опубликования результатов выборов. Окружная избирательная комиссия представляет финансовые отчеты избирательной комиссии Приморского края не позднее 45 дней со дня опубликования результатов выборов. 6. Остатки денежных средств избирательных фондов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета избирательных комиссий, а также организаций и лиц, осуществивших пожертвования и перечисления. ГЛАВА 8. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование Статья 28. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий исполнительными органами местного самоуправления. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, исполнительный орган местного самоуправления арендует подходящие здания у частных собственников. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 29. Избирательные бюллетени 1. Для выборов депутатов Думы Приморского края каждый избиратель получает избирательный бюллетень, форма которого устанавливается избирательной комиссией Приморского края. 2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность и постоянное место жительства всех зарегистрированных по округу кандидатов, а также название избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, или указание о выдвижении непосредственно избирателями. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. В каждом избирательном бюллетене должны помещаться указания избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению соответствующих окружных избирательных комиссий не позднее 20 дней до дня выборов и в тот же срок пересылаются территориальным (районным, городским и другим) избирательным комиссиям. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий по выборам депутатов Думы Приморского края избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. Отправление и получение избирательных бюллетеней оформляется протоколом, в котором указывается время отправления (получения) и количество отправляемых (получаемых) бюллетеней. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может быть менее числа зарегистрированных по избирательному участку избирателей, и не может превышать их число более чем на 0.5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов за три дня до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 30. Порядок голосования 1. Голосование на выборах депутатов Думы Приморского края проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов местного времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны письменно оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 2. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15 - 4 дня до выборов) или участковой (3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который передает дежурному члену окружной либо участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей. Избирательная комиссия Приморского края вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня проведения выборов, на судах торгового, рыболовецкого, научно-исследовательского флотов, кораблях и судах военно-морского флота, которые в день проведения выборов будут находиться в иностранных портах, экспедициях, плавании. 3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов и бюллетеней в них оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, его заменяющего. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, в том числе и входящего в состав избирателей комиссии. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеней". 5. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене по выборам депутатов Думы Приморского края избиратель ставит крест или любой знак в пустом квадрате против фамилии кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменят заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного ящика. В этих целях на избирательном участке должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков. Количество переносных ящиков определяется решением окружной избирательной комиссии. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменном виде при прибытии к нему членов избирательной комиссии. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей дополнительно. В нем избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии в его выдаче. В списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. Количество заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя. 10. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 31. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков. 3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 4. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крести или любой знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. 5. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 6. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные: число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 7. Протокол составляется в двух экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. 8. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее 10 дней после официального объявления результатов выборов. Статья 32. Определение результатов выборов в избирательном округе 1. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Думы Приморского края по получении подлинных протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа не позднее 3 дней после дня выборов определяет результаты выборов в избирательном округе путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Думы Приморского края составляет протокол, в котором указывает: число участковых избирательных комиссий; число протоколов участковых избирательных комиссий; число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); общее число действительных избирательных бюллетеней; общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу состоявшимися и объявляет избранным депутатом Думы Приморского края кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если общее число принявших участие в голосовании избирателей менее 25 процентов от числа зарегистрированных избирателей в целом по округу. Ни один из кандидатов не считается избранным, если число голосов, поданных против всех кандидатов превышает число голосов, поданных за кандидата, получившего большее число голосов. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию Приморского края, а другой хранится в делах окружной избирательной комиссии. 4. Вся документация избирательных комиссий, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение следующих сроков: избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы избирательных комиссий - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Статья 33. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках, а число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней. 2. Избирательная комиссия Приморского края публикует полные данные, содержащиеся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий о результатах выборов и итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация осуществляется в течение месяца после окончания выборов. Статья 34. Использование автоматизированной информационной системы 1. В целях оперативного получения информации о ходе голосования и его итогах по решению избирательной комиссии Приморского края при проведении выборов депутатов Думы Приморского края может использоваться автоматизированная информационная система. 2. В случае использования в ходе выборов соответствующими избирательными комиссиями автоматизированной информационной системы ими образуются группы из числа членов комиссий с правом решающего голоса и членов комиссий с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательных комиссий, использующие при проведении выборов автоматизированную информационную систему, имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. 3. С момента начала голосования и до момента подписания протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования. 4. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. 5. Порядок оформления и хранения документации, связанной с использованием автоматизированной информационной системы, определяется избирательной комиссией Приморского края. Статья 35. Регистрация избранных депутатов 1. Соответствующая окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом депутата, избранного в Думу Приморского края. 2. Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее 5 дней после подписания протокола официально, производит регистрацию депутата, избранного в Думу Приморского края и выдачу ему удостоверения об избрании. 3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, избирательная комиссия Приморского края назначает новые выборы. Новые выборы проводятся в трехмесячный срок, при этом избирательная комиссия Приморского края может принять решение о формировании новых избирательных комиссий в новом составе. Новые выборы проводятся в соответствии с настоящим Законом. 4. В случае сложения депутатом Думы Приморского края своих полномочий в течение трех месяцев со дня его избрания, если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, депутат возвращает выделенные ему соответствующей избирательной комиссией денежные средства, включая выделенные на предвыборную агитацию. Данные средства направляются на проведение выборов по освободившемуся округу. ГЛАВА 9. Заключительные положения Статья 36. Замещение вакантных депутатских мандатов В случае досрочного выбытия депутата Думы Приморского края, избранного по избирательному округу, избирательная комиссия Приморского края назначает в течение месяца в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся согласно настоящему Закону. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов. Если до окончания срока полномочий депутатов Думы Приморского края остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся. Статья 37. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Лица, путем насилия, подкупа, обмана, угроз, подлога избирательных документов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным депутатом Думы Приморского края либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. И. о. Губернатора края В. Дубинин Владивосток 11 июля 1997 года N 91-КЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|