Расширенный поиск

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26.11.2001 № 1605

 
                               УКАЗ
                            ПРЕЗИДЕНТА
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             г. Якутск
                    26 ноября 2001 года № 1605

  О Концепции основных направлений внешних связей Республики Саха
                             (Якутия)



    1.   Утвердить  разработанную  Правительством  Республики  Саха  
(Якутия)  Концепцию  основных направлений внешних связей Республики 
Саха (Якутия).
    2.  Органам государственной власти, организациям и предприятиям 
Республики  Саха  (Якутия)  руководствоваться положениями Концепции 
основных  направлений  внешних  связей  Республики  Саха (Якутия) в 
практической     деятельности    в    области    международных    и    
внешнеэкономических связей.
    3.   Министерству   внешних  связей  Республики  Саха  (Якутия)  
(Мигалкин  А.В.)  изложить положения Концепции основных направлений 
внешних связей Республики Саха (Якутия) в республиканских средствах 
массовой  информации,  а также осуществлять координацию оперативной 
работы     министерств     и    ведомств    по    ее    реализации.    



Президент
Республики Саха (Якутия)                                М.НИКОЛАЕВ



Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26 ноября 2001 г. № 1605



                             КОНЦЕПЦИЯ
   ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)



                            1. ВВЕДЕНИЕ

    Концепция  основных  направлений внешних связей Республики Саха 
(Якутия)  отражает  систему  взглядов  на содержание и приоритетные 
направления  международных  и  внешнеэкономических  связей  Якутии.  
    Правовой  основой  Концепции  являются  Конституция  Российской  
Федерации,  Конституция Республики Саха (Якутия), Концепция внешней 
политики  Российской  Федерации  2000  года,  Федеральный  закон "О 
координации  международных  и  внешнеэкономических связей субъектов 
Российской Федерации" от 4 января 1999 года № 4-ФЗ, Указ Президента 
Российской  Федерации  от  10  января  2000  года № 24 "О Концепции 
национальной  безопасности",  а  также  другие законодательные акты 
Российской  Федерации  и  Республики  Саха  (Якутия),  регулирующие  
международную   и  внешнеэкономическую  деятельность,  Федеративный  
Договор  1992  года,  Договор  о  разграничении предметов ведения и 
полномочий   между   органами   государственной  власти  Российской  
Федерации   и   органами  государственной  власти  Республики  Саха  
(Якутия)  1995  года, международные договоры Российской Федерации и 
соглашения   Республики  Саха  (Якутия)  с  субъектами  иностранных  
федеративных      государств,      административно-территориальными      
образованиями  иностранных  государств  и иностранными юридическими 
лицами.
    Внешние  связи  должны  быть направлены на выполнение главной и 
долгосрочной  цели  -  становления  Республики  Саха  (Якутия)  как  
демократического  и  цивилизованного субъекта Российской Федерации. 

     2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

    Основной целью внешних связей Республики Саха (Якутия) является 
создание  необходимых  условий  для  осуществления демократических, 
социальных   и   экономических   преобразований  в  соответствии  с  
внутренней и внешней политикой Российской Федерации путем активного 
участия   республики   в  сотрудничестве  России  с  международными  
институтами,   субъектами   и  административно  -  территориальными  
образованиями иностранных государств.
    Основной   задачей  внешних  связей  Республики  Саха  (Якутия)  
является  создание в рамках своей компетенции положительного образа 
Якутии  как надежного партнера в международных отношениях в области 
развития  экономики,  науки,  образования,  культуры  и  духовности  
республики.

3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

    Республика    Саха   (Якутия)   будет   осуществлять   активную   
деятельность   в  области  внешних  связей  по  следующим  основным  
направлениям:
    3.1.    Развитие    межрегиональных    связей    с    регионами    
Дальневосточного   федерального   округа   и   другими   субъектами   
Российской Федерации.
    3.2.    Развитие   сотрудничества   со   странами   Содружества   
Независимых    Государств,    субъектами    и   административно   -   
территориальными образованиями Азиатско-Тихоокеанского региона.
    3.3.  Сотрудничество  с  регионами  Арктики  и Севера в области 
охраны окружающей среды.
    3.4.   Сотрудничество   с  международными  неправительственными  
организациями.  Участие  в  сотрудничестве  Российской Федерации со 
специализированными  учреждениями  Организации  Объединенных Наций. 

    3.1. Развитие межрегиональных связей с субъектами
    Российской  Федерации.  Интеграция  Республики  Саха (Якутия) в 
экономическое  пространство  дальневосточного  федерального  округа  
    В  соответствии  с Указом Президента Российской Федерации от 21 
июня  2000  года  №  1149  "О  Полномочном Представителе Президента 
Российской Федерации в федеральном округе" Республика Саха (Якутия) 
входит    в    состав    Дальневосточного    федерального   округа.   
    Принципиальное  значение  для  Республики  Саха  (Якутия) имеет 
развитие  межрегиональных  связей с субъектами Российской Федерации 
и,   в   первую   очередь,   с   субъектами,   входящими  в  состав  
Дальневосточного  федерального  округа:  Приморским  и  Хабаровским  
краями,  Амурской,  Камчатской, Магаданской, Сахалинской областями, 
Еврейской  автономной  областью,  Корякским и Чукотским автономными 
округами.
    Основными   задачами   в  установлении  межрегиональных  связей  
является   создание  единого  внутреннего  рынка  товаров,  единого  
информационного  поля для продвижения товаров, единой маркетинговой 
политики,   а   также   координированной   системы  транспортной  и  
коммуникационной инфраструктур внутри Дальневосточного федерального 
округа.  В  области  развития  транспортной  инфраструктуры большое 
значение  имеет  дальнейшее  укрупнение единой сети железных дорог, 
ведение  единой  тарифной  политики,  сохранение  и расширение сети 
аэродромов  для  самолетов малой авиации. Понимая привлекательность 
кросс-  и  трансполярных  международных  перелетов  для стран Азии, 
Европы    и    Северной   Америки   с   точки   зрения   сокращения   
продолжительности полетов, Республика Саха (Якутия) будет создавать 
с  учетом  интересов национальной безопасности Российской Федерации 
условия     для     привлечения     международных     авиакомпаний,     
заинтересованных   в   осуществлении   перелетов  через  территорию  
Республики Саха (Якутия).
    В  области  развития  коммуникационной  инфраструктуры  большое  
значение  имеет  создание единой цифровой телекоммуникационной сети 
передачи информации.
    Республика  Саха  (Якутия)  придает  особое  значение участию в 
работе  межрегиональных  ассоциаций  экономического взаимодействия, 
таких  как  "Сибирское  соглашение", "Дальний Восток и Забайкалье", 
"Арктическое  соглашение"  путем заключения договоров и соглашений, 
создания  агентств,  участия  в разработке и реализации федеральных 
целевых     и     межрегиональных     инфраструктурных    проектов. 
   
    3.2.    Развитие   сотрудничества   со   странами   Содружества   
Независимых    Государств,    субъектами    и   административно   –   
территориальными   образованиями   Азиатско-Тихоокеанского  региона  
Республика      Саха     (Якутия)     выступает     за     развитие     
торгово-экономического,  научно-технического,  производственного  и  
культурного сотрудничества с Содружеством Независимых Государств на 
принципах  взаимной  выгоды  путем подписания соглашений и развития 
внешнеэкономических связей.
    Для    Республики    Саха    (Якутия)    принципиально    важны    
сбалансированные    и   стабильные   отношения   с   субъектами   и   
административно-территориальными      образованиями      государств      
Азиатско-Тихоокеанского   региона   (АТР),   представляющими  собой  
огромный  динамично  развивающийся  регион, где минерально-сырьевые 
ресурсы  и  продукты  потребления  Республики Саха (Якутия) и всего 
Дальневосточного  региона  Российской  Федерации  могут  найти свой 
рынок.
    Внешнеэкономические  связи  с  субъектами  и  административно - 
территориальными   образованиями  стран  АТР  могут  способствовать  
развитию  рынка товаров, телекоммуникационной инфраструктуры, новых 
экспортно-ориентированных  производств,  привлечению  инвестиций  в  
экономику    республики,   внедрению   современных   технологий   в   
производство      и      развитию      нефтегазового     комплекса.     
    Необходимо  изучать  опыт  ведения рыночной экономики в странах 
АТР  и вести поиск рынков сбыта для товаров местных производителей. 
    Для  развития  научно-технического потенциала Якутии расширение 
научного,  образовательного  и  культурного  обмена со странами АТР 
является приоритетным направлением.

    3.3. Сотрудничество со странами Арктики и Севера
    Республика  Саха  (Якутия)  как  субъект  Российской Федерации, 
представляющий  часть  сообщества  северных  и арктических регионов 
мира,  будет  стремиться  развивать  региональное  сотрудничество и 
прилагать   все   усилия  для  реализации  международных  проектов,  
нацеленных  на  сохранение уникальной природы, культуры, самобытных 
традиций       и       уклада       жизни      народов      Севера.      
    Республика Саха (Якутия) выступает за активное участие в работе 
общерегиональных  структур  и  институтов  для  содействия развитию 
экономических, научно-технических, культурных и гуманитарных связей 
на             Севере            и            в            Арктике.            
    Приоритетными  проектами  международного  сотрудничества в этой 
области  Республика  Саха  (Якутия)  считает  проекты,  связанные с 
улучшением  транспортной  инфраструктуры  (Северный  морской  путь,  
малая      авиация)      и      модернизацией     телекоммуникаций.     
    Республика  Саха  (Якутия)  будет  принимать активное участие в 
работе   неправительственной  международной  организации  "Северный  
Форум"  и  способствовать  усилению ее позиций в качестве основного 
органа  межрегионального  сотрудничества  на  Севере  и  в Арктике. 
    Республика  Саха  (Якутия)  будет  принимать  участие в составе 
российских  делегаций  в  деятельности  международной  региональной  
организации   "Арктический   Совет"  и  Межрегиональной  Ассоциации  
экономического  взаимодействия  "Арктическое  соглашение"  с  целью  
кооперации в области охраны природы Арктики и Севера, в том числе в 
районах традиционного природопользования.
    В  рамках экологических проектов Арктического Совета, таких как 
"Арктический  мониторинг  и  контроль"  (АМАР), "Охрана арктической 
флоры  и  фауны"  (CAFF),  "Программа  предотвращения экологических 
катастроф"   (EPPR),   "Воздействие   на  климат  Арктики"  (ACIA),  
Республика  Саха  (Якутия)  будет  укреплять  существующие  связи с 
международными неправительственными природоохранными организациями.
    В области развития устойчивого природохозяйствования необходимо 
распространить   положительный  опыт  использования  системы  особо  
охраняемых  природных территорий (ООПТ) в Республике Саха (Якутия). 
    Только    взаимная   ответственность   за   соблюдение   правил   
природопользования  и  согласованная  экологическая  политика  всех  
арктических  регионов  может  обеспечить устойчивое воспроизводство 
природных ресурсов.

    3.4.   Участие   в   сотрудничестве   Российской  Федерации  со  
специализированными  учреждениями  Организации  Объединенных Наций. 
Сотрудничество  с международными неправительственными организациями 
    С    учетом    все    возрастающего   авторитета   и   усиления   
стратегического  сотрудничества  Российской  Федерации  с  ООН, как 
гарантом  мировой стабильности и равноправного развития, Республика 
Саха   (Якутия)   будет   прилагать   все   усилия  для  участия  в  
сотрудничестве     в     составе     российских     делегаций    со    
специализированными  учреждениями  ООН  в рамках органов, созданных 
специально для этой цели.
    При    этом   приоритетное   значение   отводится   Организации   
Объединенных  Наций  по  культуре,  науке  и  образованию (ЮНЕСКО), 
Программе   развития   Организации   Объединенных   Наций  (ПРООН),  
Всемирной    организации   здравоохранения   (ВОЗ),   Международной   
организации  труда  (МОТ),  Международному  валютному фонду (МВФ) и 
Всемирному Банку.
    Сотрудничество     с     неправительственными    международными    
организациями   некоммерческого   характера,  вовлекающими  в  свою  
деятельность   самые   широкие  слои  международной  общественности  
расширяет  возможности международного сотрудничества в самых разных 
областях человеческой деятельности, таких как защита прав человека, 
сохранение  культуры  и природы, распространение достижений науки и 
техники.  Республика  Саха  (Якутия)  будет  активно  участвовать в 
составе     российских    делегаций    в    работе    международных    
неправительственных  организаций,  являющихся  неотъемлемой  частью  
системы международных отношений.

   4. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

    Приоритетными    задачами    внешнеэкономической   деятельности   
Республики Саха (Якутия) являются:
    1.    Развитие    экспорта   и   экспортно-ориентированного   и   
импортозамещающего производств.
    2.  Привлечение  иностранных  инвестиций в экономику Республики 
Саха (Якутия).

    4.1.  Развитие экспорта и поддержка экспортно - ориентированных 
отраслей       производства      Республики      Саха      (Якутия)      
    Учитывая  географическое  расположение и экономические условия, 
Республика  Саха (Якутия) будет развивать внешнеэкономические связи 
со  странами  АТР.  Принимая  во  внимание  заинтересованность фирм 
Китая,  Южной Кореи и Японии в поставках сырьевых товаров из Якутии 
и  заинтересованность  предприятий  республики  в поставках машин и 
оборудования  горнодобывающего,  сельскохозяйственного  и дорожного 
назначения из азиатских стран, складывается взаимовыгодный торговый 
альянс.
    Республика занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве по 
экспорту  алмазов,  и  в  ближайшей перспективе объемы добычи сырых 
алмазов  возрастут.  В  то  же время, наряду с увеличением экспорта 
сырых алмазов, Якутия будет проводить работу по развитию гранильной 
отрасли.
    Учитывая  традиционные  связи  России  с  ближним  зарубежьем и 
исходя  из  взаимовыгодных  интересов,  Республика Саха (Якутия) во 
внешнеэкономических  связях со странами СНГ будет увеличивать объем 
экспортных          поставок          в         страны         СНГ.         
    Для  успешной  реализации  экспортной  политики Республики Саха 
(Якутия)  и  оптимизации грузопотоков важное значение имеет решение 
транспортных проблем Якутии.
    Основным   принципом   экспортной   политики   Якутии  является  
содействие наращиванию экспортного потенциала.
    Для  развития  экспортного  потенциала Республики Саха (Якутия) 
приоритетными являются следующие задачи:
    -     содействие     развитию    экспортно-ориентированных    и    
импортозамещающих отраслей производства;
    -  производство  конкурентоспособной  продукции  и  продвижение  
товаров   и   услуг,  производимых  предприятиями  и  организациями  
Республики      Саха      (Якутия),      на      внешние     рынки;     
    -   стабилизация   экспорта  сырьевых  товаров,  диверсификация  
экспортного  потенциала,  увеличение в нем удельного веса товаров с 
высокой         степенью         переработки        и        услуг.        
    В  целях  реализации  поставленных задач необходимо разработать 
программу  стимулирования  экспорта  продукции (Программу поддержки 
экспортеров)  и  создать  межведомственную  комиссию  Правительства  
Республики   Саха  (Якутия)  по  расширению  выпуска  и  реализации  
экспортно-ориентированной продукции предприятий республики, а также 
специализированный Фонд поддержки экспортеров.

    4.2.  Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики 
Саха (Якутия)
    Приоритетным   направлением   внешнеэкономической  деятельности  
Республики  Саха  (Якутия)  является  привлечение  на ее территорию 
иностранных   инвестиций.  При  этом  важным  является  оптимальное  
сочетание   открытости   экономики   с  требованиями  экономической  
безопасности.
    Министерству  внешних связей Республики Саха (Якутия) совместно 
с   Министерством   экономики  и  прогнозирования  Республики  Саха  
(Якутия)  необходимо  разработать программу привлечения иностранных 
инвестиций    на    ближайшие   годы,   которая   будет   включать:   
    -   экономическое   и   правовое   стимулирование   привлечения   
иностранных  инвестиций,  создание привлекательных правовых условий 
для вложения иностранного капитала;
    -  обеспечение  перехода к преимущественно инвестиционному типу 
внешнеэкономических   связей,   что   предполагает   размещение   в   
Республике    Саха    (Якутия)    предприятий    по    производству    
высокотехнологичных   видов   продукции   с   высокой   добавленной   
стоимостью,   усиливающих   экспортный   потенциал   республики   в   
сотрудничестве с зарубежными фирмами;
    -   работу   с   иностранными   партнерами   по   новым  формам  
сотрудничества,  создание  совместных  предприятий.  В  современных  
условиях  крупные  иностранные  фирмы  имеют возможность переносить 
свои  производства  в  Россию с целью снижения издержек и улучшения 
качества   продукции.   Республика  при  этом  получит  современное  
оборудование,  рабочие  места,  реальные возможности для увеличения 
экспортных  поставок, ассортимента и объема товаров для внутреннего 
рынка;
    -  создание инвестиционных фондов, инвестиционно-консалтинговых 
компаний        с       участием       иностранного       капитала;       
    -  подготовка  пакетов  инвестиционных  проектов, оформленных в 
виде  бизнес-планов  в  соответствии  с  международными стандартами 
бухгалтерского     учета,     и     проведение    их    экспертизы;    
    -  изучение  опыта  создания компактных свободных экономических 
зон   (СЭЗ)   с   целью   создания   подобной  зоны  в  республике.  
    В  целях  улучшения  инвестиционного  климата  республики также 
необходимо:
    -  возобновить  работу  Консультативного  Совета по иностранным 
инвестициям   при   Министерстве  внешних  связей  Республики  Саха  
(Якутия);
    - выработать механизм предоставления правительственных гарантий 
под         иностранные         кредиты        и        инвестиции.        
    В  Республике  Саха  (Якутия) приоритетными для первоочередного 
инвестирования отраслями экономики являются нефтегазовый комплекс и 
обрабатывающие отрасли: переработка сельскохозяйственной продукции, 
производство   биологических   фармацевтических  препаратов  и  др.  
Возврат   инвестиций,  вложенных  в  развитие  производства,  можно  
осуществлять продукцией данных отраслей.
    Таким   образом,  решение  проблемы  привлечения  инвестиций  в  
экономику  Республики  Саха (Якутия) и Российской Федерации требует 
реализации  комплекса  мер  правового,  финансово-экономического  и  
организационного характера.

 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

    Президент  Республики  Саха  (Якутия)  в соответствии со своими 
конституционными   полномочиями   как   высшее   должностное   лицо   
представляет   республику  в  международных  и  внешнеэкономических  
связях.
    Государственное  собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в 
рамках   своих  конституционных  полномочий  ведет  законодательную  
работу  по обеспечению осуществления внешних связей Республики Саха 
(Якутия)   и   выполнения   ее   обязательств   в   этой   области.   
    Министерство  внешних  связей  Республики  Саха  (Якутия) ведет 
работу  по  непосредственной  реализации  утвержденной  Президентом  
Республики  Саха  (Якутия)  линии  внешних  связей  Республики Саха 
(Якутия),      осуществляет     координацию     международных     и     
внешнеэкономических     связей    других    министерств,    органов    
республиканской   исполнительной   власти,  ведомств  и  учреждений  
Республики   Саха  (Якутия)  в  соответствии  с  Указом  Президента  
Республики    Саха   (Якутия)   о   проведении   единой   стратегии   
международной  и  внешнеэкономической  деятельности Республики Саха 
(Якутия)         от         5         ноября         1999        г.        
    Международные   и  внешнеэкономические  связи  Республики  Саха  
(Якутия)   осуществляются   при  координирующей  роли  Министерства  
иностранных дел Российской Федерации.
    Механизм  осуществления  внешних связей предусматривает наличие 
правового,  финансового,  материального  и кадрового обеспечения, а 
также  разветвленной  сети  зарубежных  представительств Республики 
Саха (Якутия).
    Механизм  реализации международных и внешнеэкономических связей 
состоит из следующих элементов:
    1. Взаимодействие всех звеньев, занятых в сфере внешних связей, 
включая  предприятия  и  фирмы,  осуществляющие внешнеэкономическую 
деятельность.
    2.  Информационная  поддержка,  предусматривающая  доведение до 
субъектов и административно-территориальных образований иностранных 
государств внешнеэкономических интересов республики.
    3.   Продвижение   интересов  Республики  Саха  (Якутия)  через  
Агентства   Республики   Саха  (Якутия)  по  торгово-экономическому  
сотрудничеству   с  регионами  Российской  Федерации  и  Постоянные  
Представительства Республики Саха (Якутия).
    4. Подготовка и переподготовка кадров в области международных и 
внешнеэкономических  связей  в  Российской  Федерации и за рубежом. 
    Последовательное  осуществление  внешних связей Республики Саха 
(Якутия)    создаст   благоприятные   условия   для   социально   -   
экономического   развития   Республики   Саха  (Якутия),  повышения  
благосостояния      народов,      населяющих     ее     территорию.     

Информация по документу
Читайте также