Расширенный поиск
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 24.05.2013 № 2071ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) УКАЗ г. Якутск 24 мая 2013 года № 2071 О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 980 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» В целях приведения объемов финансирования в соответствие с параметрами государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2013 год постановляю: 1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года №980, изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» в редакции согласно приложению к настоящему Указу. 2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия). Президент Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ ПРИЛОЖЕНИЕ к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2013 года № 2071 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012-2016 ГОДЫ» ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 1. | Наименование | Государственная программа Республики Саха | | | | Программы | (Якутия) «Развитие предпринимательства в | | | | | Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 2. |Статус Программы |Государственная программа | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 3. |Основание для |Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О | | | |разработки Программы|развитии малого и среднего предпринимательства в | | | | |Российской Федерации»; | | | | |Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 | | | | |645-3 № 179-IV «О развитии малого и среднего | | | | |предпринимательства в Республике Саха (Якутия)»; | | | | |Указ Президента Республики Саха (Якутия) от | | | | |08.05.2011 № 636 «О Порядке разработки и | | | | |реализации государственных программ Республики | | | | |Саха (Якутия)»; | | | | |Указ Президента Республики Саха (Якутия) от | | | | |10.07.2011 № 808 «Об утверждении Перечня | | | | |государственных программ Республики Саха (Якутия)| | | | |на 2012-2016 годы» | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 4. |Ответственный |Министерство по делам предпринимательства и | | | |исполнитель |развития туризма Республики Саха (Якутия) | | | |Программы | | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 5. |Соисполнители |Министерство имущественных и земельных отношений | | | |Программы |Республики Саха (Якутия); | | | | |Министерство по делам молодежи и семейной | | | | |политике Республики Саха (Якутия); | | | | |Министерство сельского хозяйства и | | | | |продовольственной политики Республики Саха | | | | |(Якутия); | | | | |Министерство транспорта и дорожного хозяйства | | | | |Республики Саха (Якутия); | | | | |Министерство по федеративным отношениям и внешним| | | | |связям Республики Саха (Якутия) | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 6. |Цель и задачи |Цель программы: | | | |Программы |Создание и обеспечение благоприятных условий для | | | | |развития и повышения конкурентоспособности малого| | | | |и среднего предпринимательства на территории | | | | |Республики Саха (Якутия). | | | | |Задачи программы: | | | | |1. Создание дополнительных стимулов для | | | | |вовлечения незанятого населения в сферу малого | | | | |бизнеса. | | | | |2. Обеспечение доступа субъектов малого и | | | | |среднего предпринимательства к финансовой, | | | | |имущественной поддержке, оказываемой в рамках | | | | |государственной поддержки малого и среднего | | | | |предпринимательства. | | | | |3. Развитие сети инфраструктуры поддержки | | | | |малого и среднего предпринимательства. | | | | |4. Повышение инвестиционной привлекательности| | | | |малого предпринимательства в Республике Саха | | | | |(Якутия). | | | | |5. Развитие инновационного потенциала | | | | |субъектов малого и среднего предпринимательства | | | | |Республики Саха (Якутия). | | | | |6. Реализация концепции кластерного развития | | | | |малого и среднего предпринимательства в | | | | |Республике Саха (Якутия). | | | | |7. Создание условий для развития эффективных | | | | |организационно-правовых форм взаимодействия | | | | |крупного бизнеса, государства с малым и средним | | | | |бизнесом посредством механизмов аутсорсинга и | | | | |субконтрактации. | | | | |8. Создание условий, стимулирующих органы | | | | |местного самоуправления и некоммерческие | | | | |организации, выражающие интересы | | | | |предпринимателей, реализовывать мероприятия, | | | | |направленные на развитие предпринимательства на | | | | |территориях муниципальных образований. | | | | |9. Снижение издержек на преодоление | | | | |административных барьеров | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 7. |Целевые индикаторы |Индикаторы цели: | | | |Программы |1. Объем платных услуг, оказанных субъектами | | | | |малого предпринимательства. | | | | |2. Оборот продукции (услуг), производимой | | | | |малыми предприятиями, в том числе | | | | |микропредприятиями и индивидуальными | | | | |предпринимателями. | | | | |Индикаторы подпрограмм: | | | | |1. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших финансовую | | | | |поддержку. | | | | |2. Количество инновационных компаний, | | | | |получивших государственную поддержку. | | | | |3. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку | | | | |технологической модернизации. | | | | |4. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших государственную | | | | |поддержку в целях продвижения товаров на | | | | |региональные и международные рынки продукции. | | | | |5. Количество функционирующих | | | | |Бизнес-инкубаторов в Республике Саха (Якутия). | | | | |6. Объем налоговых поступлений от организаций| | | | |- резидентов Бизнес-инкубаторов Республики Саха | | | | |(Якутия). | | | | |7. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в сфере производства продукции. | | | | |8. Количество созданных объектов дорожного | | | | |сервиса на автомобильных дорогах общего | | | | |пользования. | | | | |9. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в области ремесел, народных | | | | |художественных промыслов, сельского и | | | | |экологического туризма. | | | | |10. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в отрасли бытового обслуживания в | | | | |сельской местности. | | | | |11. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |осуществляющих деятельность на территории | | | | |кластерного развития. | | | | |12. Создание условий для развития эффективных | | | | |организационно-правовых форм взаимодействия | | | | |крупного бизнеса, государства с малым и средним | | | | |бизнесом путем развития аутсорсинга и | | | | |субконтрактации через проведение бирж | | | | |субконтрактов. | | | | |13. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в сфере организации групп дневного | | | | |времяпрепровождения детей дошкольного возраста и | | | | |иных подобных им видов деятельности по уходу и | | | | |присмотру за детьми. | | | | |14. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в сфере социального предпринимательства. | | | | |15. Доля издержек на преодоление | | | | |административных барьеров в выручке субъектов | | | | |малого и среднего предпринимательства. | | | | |16. Доля молодых предпринимателей, получивших | | | | |государственную поддержку, от общего числа | | | | |получателей поддержки. | | | | |17. Доля граждан, проживающих на территории | | | | |Республики Саха (Якутия), желающих начать | | | | |собственное дело | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 8. |Сроки реализации | 2012-2016 годы | | | |(этапы) Программы | | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 9. |Наименование |1. Подпрограмма «Повышение | | | |подпрограмм |конкурентоспособности субъектов малого и среднего| | | |(стратегических |предпринимательства, производящих и реализующих | | | |направлений) |товары (работы, услуги)». | | | |Программы |2. Подпрограмма «Создание благоприятной | | | | |административной среды» | | |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| | 10. |Предельный объем |При базовом варианте: |При интенсивном варианте: | | |средств на |2012 - 997 498,7 тыс. руб. |2012-1 261489,2 тыс. руб. | | |реализацию Программы|2013-1 143 407,4 тыс. руб. |2013 - 1 680 809,3 тыс. | | |с разбивкой по |2014 - 1 099 494,2 тыс. руб. |руб. | | |годам |2015-1251 267,4 тыс. руб. |2014-2 119 864,6 тыс. руб.| | | |2016-1 348 285,0 тыс. руб. |2015-2 561 075,1 тыс. руб.| | | | |2016-3 022 583,3 тыс. руб.| |——————|————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| Раздел 1. Характеристика текущей ситуации По итогам 2010 года в Республике Саха (Якутия) действует 46976 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 5127 - малые и средние предприятия и 41849 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Увеличение общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с предыдущим годом составляет 4,1% или 1869 единиц (Диаграмма 1). Структурная динамика развития малого и среднего предпринимательства за 2008-2010 годы Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в г. Якутске (44,4% от общего количества), г. Нерюнгри (10,7%), Мирнинском (5,5%) и Алданском (4,8%) районах. При этом в расчете на 1000 человек населения наибольшее количество малых предприятий приходится на жителей Жиганского, Усть-Янского, Усть-Майского улусов, г. Нерюнгри с прилегающей территорией и г. Якутска с прилегающей территорией. Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) Таблица 1 |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| | Наименование показателя | Факт январь – декабрь 2008 г. | Факт | Факт | Динамика, % | Динамика, % | | | | январь-декабрь | январь-декабрь | 2009/2008 | 2010/2009 | | | | 2009 г. | 2010 г. | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |1. Число субъектов малого и | 40361 | 45107 | 46976 | 111,8 | 104,1 | |среднего предпринимательства, | | | | | | |единиц | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |в том числе: | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |малые и средние предприятия, единиц| 4487 | 5067 | 5127 | 112,9 | 101,2 | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |малые предприятия, единиц | 4275 | 4952 | 5012 | 115,8 | 101,2 | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |средние предприятия, единиц | 212 | 115 | 115 | 54,2 | 100,0 | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |индивидуальные предприниматели, | 35874 | 40040 | 41849 | 111,6 | 104,5 | |единиц | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |2. Среднесписочная численность | 157222 | 169953 | 179242 | 108,1 | 105,5 | |работников, чел. | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |малые и средние предприятия, чел. | 49600 | 49833 | 53695 | 100,5 | 107,7 | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |малые предприятия, чел. | 37995 | 42464 | 44536 | 111,8 | 104,9 | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |средние предприятия, чел. | 11605 | 8148 | 9159 | 70,2 | 112,4 | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |индивидуальные предприниматели, | 107622 | 120120 | 125547 | 111,6 | 104,5 | |чел. | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |3. Доля занятых в малом и среднем | 35 | 35,3 | 40,1 | 100,9 | 113,6 | |бизнесе от общего числа занятых в | | | | | | |экономике (экспертная оценка с | | | | | | |учетом наемных работников | | | | | | |индивидуальных предпринимателей), %| | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |4. Инвестиции в основной капитал, | 861,2 | 1728,5 | 1537,5 | 200,7 | 88,9 | |млн. руб. | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |5. Оборот организаций (малые и | 67658,3 | 77998,8 | 99931,4 | 115,3 | 128,1 | |средние предприятия), млн. руб., в | | | | | | |том числе: | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| |отгружено товаров собственного | 37657,3 | 43539,3 | 61745,4 | 115,6 | 141,8 | |производства, выполнено работ и | | | | | | |услуг собственными силами, млн. | | | | | | |руб. | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|——————————————————|————————————————| Наибольшее число малых предприятий приходится на вид экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 26,4% от общего числа малых предприятий. В сфере строительства занято 18% малых предприятий, «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 14,8%, «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» - 14%, «Обрабатывающие производства» - 7%, «Транспорт и связь» - 6,2%, «Финансовая деятельность» - 4%, «Гостиницы и рестораны» - 2%, «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - 2%, «Добыча полезных ископаемых» - 1,6%, «Рыболовство, рыбоводство» - 1,4%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 1,2%, «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» - 1,1%, «Образование» - 0,3%. Доля малых предприятий в разрезе видов экономической деятельности По сравнению с 2009 годом отраслевая структура малых предприятий значительно не изменилась, но наблюдается динамика сокращения малых предприятий, занятых добычей полезных ископаемых, обрабатывающими производствами, строительством, оптовой и розничной торговлей, финансовой деятельностью (Таблица 2). Распределение малых предприятий по видам деятельности Таблица 2 |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| | Наименование вида экономической | Количество малых | | Доля занятых по | | | деятельности | предприятий, ед. | | данному виду | | | | | | деятельности, % | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| | | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Сельское хозяйство, охота и лесное | 651,0 | 707,0 | 13,1 | 14,1 | |хозяйство | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Рыболовство, рыбоводство | 63,0 | 69,0 | 1,3 | 1,4 | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Добыча полезных ископаемых | 86,0 | 80,0 | 1,7 | 1,6 | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Обрабатывающие производства | 373,0 | 357,0 | 7,5 | 6,0 | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Производство и распределение | 55,0 | 61,0 | 1,1 | 1,2 | |электроэнергии, газа и воды | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Строительство | 929,0 | 899,0 | 18,8 | 17,9 | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Оптовая и розничная торговля, ремонт | 1379,0 | 1324,0 | 27,8 | 26,4 | |автотранспортных средств, мотоциклов, | | | | | |бытовых изделий и предметов личного | | | | | |пользования | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Гостиницы и рестораны | 93,0 | 96,0 | 1,9 | 1,9 | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Транспорт и связь | 274,0 | 310,0 | 5,5 | 6,2 | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Финансовая деятельность | 224,0 | 198,0 | 4,5 | 4,0 | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Операции с недвижимым имуществом, аренда и| 680,0 | 742,0 | 13,7 | 14,8 | |предоставление услуг | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Образование | 11,0 | 14,0 | 0,2 | о,з | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Здравоохранение и предоставление | 50,0 | 57,0 | 1,0 | 1,1 | |социальных услуг | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| |Предоставление прочих коммунальных, | 84,0 | 98,0 | 1,7 | 2,0 | |социальных и персональных услуг | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————| Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей по итогам 2010 года составит 179242 человека. По сравнению с 2009 годом рост среднесписочной численности работников составил 5,5%. Согласно экспертной оценке (с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей) доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике составляет по итогам 2010 года 40,1%. Оборот малых предприятий за 2010 год составляет 80 753,7 млн. руб., оборот средних предприятий - 19177,6 млн. руб. Темп роста в действующих ценах к 2009 году соответственно составил 124,9 % и 143,5 %. При этом по малым предприятиям наблюдается снижение доли оборота малых предприятий в общем обороте организаций на 6,8 %, по средним предприятиям - увеличение доли оборота средних предприятий в общем обороте организаций на 7,1 % (Таблица 3). При этом динамика показателя оборота за 2009 год сравнительно с 2008 годом малых предприятий составляет всего 102,5 %, средних предприятий - 118,3%. Таблица 3 |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | | 2008 | 2009 | 2010 |% 2009/2008|% 2010/2009| |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Общий оборот организаций| 328589,4 | 333257,5 | 446565 | 101,4 | 134 | |в Республике Саха | | | | | | |(Якутия), млн. руб. | | | | | | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Оборот средних | 13046,1 | 13367 | 19177,6 | 102,5 | 143,5 | |предприятий, млн. руб. | | | | | | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Оборот малых | 54612,3 | 64631,7 | 80753,7 | 118,3 | 124,9 | |предприятий, млн. руб. | | | | | | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Доля оборота средних | 4,0 | 4,01 | 4,29 | 101,02 | 107,1 | |предприятий в общем | | | | | | |обороте организаций, в% | | | | | | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Доля оборота малых | 16,6 | 19,4 | 18,1 | 116,7 | 93,2 | |предприятий в общем | | | | | | |обороте организаций, в% | | | | | | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| Оборот малых и средних предприятий в основном обеспечивается предприятиями строительного комплекса, обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли. Так, на вид деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» приходится 36% оборота малых и средних предприятий, «Строительство» - 27%, «Обрабатывающие производства» - 10%, «Добыча полезных ископаемых» - 7%, «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 8%, «Транспорт и связь» - 6,6%, и т.д. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2010 год составил 61745,4 млн. руб. или на 41,8% больше, чем за 2009 год. Наблюдается снижение инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - за январь-декабрь 2010 года осуществлено инвестиций на сумму 1537,5 млн. руб., что ниже уровня прошлого года в действующих ценах на 11,1%. Наибольшее число индивидуальных предпринимателей приходится на вид экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 34% от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, «Транспорт и связь» - 18,6%, «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» - 13%, «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 11%, «Обрабатывающие производства» - 7,2%, «Строительство» - 6,3%, «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - 5,3%, «Гостиницы и рестораны» - 2%, «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» - 0,8%, «Финансовая деятельность» - 0,6%, «Рыболовство, рыбоводство» - 0,5%, «Образование» - 0,5%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 0,2%, «Добыча полезных ископаемых» - 0,1%, «Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства» - 0,04%, Прочие -0,02%, «Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение» - 0,02%. Доля индивидуальных предпринимателей в разрезе видов экономической деятельности По сравнению с 2009 годом отраслевая структура индивидуальных предпринимателей значительно не изменилась, но наблюдается динамика сокращения индивидуальных предпринимателей, занятых добычей полезных ископаемых, транспортом и связью, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (Таблица 4). Распределение индивидуальных предпринимателей по видам деятельности Таблица 4 |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| | Наименование вида экономической |Количество ИП, | | % 2010/2009 | Доля занятых | | | деятельности | ед. | | | ОКВЭД, % | | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| | | 2009 | 2010 | | 2009 | 2010 | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Сельское хозяйство, охота и лесное | 4887,0 | 5235,0 | 107,1 | 12,2 | 12,52 | |хозяйство | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Рыболовство, рыбоводство | 176,0 | 229,0 | 130,1 | 0,4 | 0,55 | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Добыча полезных ископаемых | 35,0 | 30,0 | 85,7 | ОД | 0,07 | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Обрабатывающие производства | 2476,0 | 3026,0 | 122,2 | 6,2 | 7,24 | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Производство и распределение | 69,0 | 88,0 | 127,5 | 0,2 | 0,21 | |электроэнергии, газа и воды | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Строительство | 2274,0 | 2651,0 | 116,6 | 5,7 | 6,34 | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Оптовая и розничная торговля, ремонт | 14185,0 | 14412,0 | 101,6 | 35,5 | 34,46 | |автотранспортных средств, мотоциклов, | | | | | | |бытовых изделий и предметов личного | | | | | | |пользования | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Гостиницы и рестораны | 707,0 | 760,0 | 107,5 | 1,8 | 1,82 | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Транспорт и связь | 8001,0 | 7793,0 | 97,4 | 20,0 | 18,63 | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Финансовая деятельность | 248,0 | 253,0 | 102,0 | 0,6 | 0,60 | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Операции с недвижимым имуществом, аренда и| 4090,0 | 4578,0 | 111,9 | 10,2 | 10,95 | |предоставление услуг | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Образование | 150,0 | 206,0 | 137,3 | 0,4 | 0,49 | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Здравоохранение и предоставление | 308,0 | 335,0 | 108,8 | 0,8 | 0,80 | |социальных услуг | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Предоставление прочих коммунальных, | 2404,0 | 2224,0 | 92,5 | 6,0 | 5,32 | |социальных и персональных услуг | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| Производством промышленной продукции в 2010 году занималось 680 индивидуальных предпринимателей в 34 улусах республики. Наибольшее количество предпринимателей приходится на г. Якутск с прилегающей территорией (11,8% от общего количества), Олекминский (6,8%) и Кобяйский (6,3%) районы. Всего индивидуальными предпринимателями производится около 44 видов промышленной продукции, при этом большинство предпринимателей занимаются производством хлеба и хлебобулочных изделий, древесины необработанной и кондитерских изделий. Вклад индивидуальных предпринимателей наиболее значителен в объеме производителей республики таких видов товаров, как колбасные изделия (13262,48 тонн или 99,2%), изделия и полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) (3537,6 тонн (95%), верхняя одежда (0,751 тыс. шт. или 85%), мороженое и десерты замороженные прочие (378,5 тонн или 91,3%), бумага туалетная (2352 тыс. рулонов или 100%) и т.д. Таким образом, по заключению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) основные производственные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за январь-декабрь 2010 года свидетельствуют о стабильном развитии данного сектора экономики. Несмотря на позитивные изменения состояния развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за рассматриваемый период 2008-2010 гг. на 1 тыс. населения республики приходится всего 5,3 малых предприятий, по Дальневосточному федеральному округу этот показатель составляет 10,1 малых предприятий на 1 тыс. населения, в Российской Федерации на 1 тыс. населения приходится 11,29 малых предприятий. Объем выручки (с учетом налогов и других обязательных платежей) в среднем в расчете на 1 индивидуального предпринимателя Республики Саха (Якутия) составил в 2009 году - 3,65 млн. рублей, аналогичный показатель по ДВФО составил - 3,81 млн. рублей, в РФ - 2,7 млн. руб. До сих пор остается низким вклад малых предприятий республики в валовой региональный продукт: в Российской Федерации вклад малых предприятий в валовой региональный продукт составляет порядка 17%, в Республике Саха (Якутия) этот показатель не превышает и 7 %. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике обусловлены рядом причин, в первую очередь, выраженными диспропорциями в уровне развития муниципальных образований региона. Особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала республики является его концентрация в Западном, Южном и Центральном районах республики. Так, сохраняется значительная дифференциация объема платных бытовых услуг населению по районам республики, что обусловлено концентрацией сферы услуг в городской местности. За период с 2003 года количество предприятий бытового обслуживания выросло в 2,7 раза, в сельской местности - снизилось на 8,9 %. Уменьшение количества предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности наблюдалось до 2006 года (115 единиц). При этом доля предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности составляла в 2003 и 2006 годах соответственно 40,7 % и 40,9 %. На развитие малого бизнеса республики влияет высокая степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства. За 2010 год сократилось производство продовольственных потребительских товаров индивидуальными предпринимателями (98,8 % от показателя прошлого года). Незначительным остается рост производства непродовольственных потребительских товаров индивидуальными предпринимателями (100,1 %). Производство потребительских товаров в Республике Саха (Якутия) за 2009-2010 годы Таблица 5 |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| | |Продовольственные| |Непродовольственные| | ИТОГО: | | | | потребительские | | потребительские | | | | | | товары | | товары | | | | |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| | | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Крупные и | 2808891 | 2942159,4 | 1113807 | 1059290 | 4106121 | 4212079,4 | |средние | | | | | | | |предприятия | | | | | | | |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Малые | 1023582 | 1253086,7 | 544197 | 747017 | 1567779 | 2000104 | |предприятия | | | | | | | |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |ИП | 1746644 | 1726097,3 | 255498 | 255672 | 2002142 | 1981769,3 | |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Неформальный | 161114 | 152797,7 | 192731 | 200247 | 353845,3 | 353044,8 | |объем | | | | | | | |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Сельхозпродукци| 4711773 | 5167135,2 | | | 4711773 | 5167135,2 | |я | | | | | | | |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |ИТОГО: | 10452004 | 11241276,3 | 2106234 | 2262226 | 12741660 | 13714133 | |———————————————|—————————————————|———————————————|———————————————————|———————————————|———————————————|———————————————| Низкая конкурентоспособность также обусловлена ограниченным рынком сбыта при низкой производительности труда. Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, необходимостью залогового обеспечения, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов. Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и «неналоговые платежи», взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в Республике Саха (Якутия). Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе. Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих технологий. Достаточно высоким является износ основных средств в сфере производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процентов. Основными ограничивающими факторами, сдерживающими динамику развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), являются: - высокая степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства; - низкая внутренняя транспортная доступность, зависимость от сезонного фактора, которые во многих районах осложнены труднодоступностью и отдаленностью наслегов; - недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса; - недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности; - административные барьеры; - тарифная политика естественных монополий и т.д. Подводя итоги развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия), приведем краткий анализ основных конкурентных преимуществ и проблем развития малого и среднего предпринимательства (SWOT-анализ). Таблица стратегического (SWOT) анализа развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия) Таблица 6 |————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| | Сильные стороны | Слабые стороны | |————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |- Развитие малого и среднего |- Экстремальные природно-климатические | |предпринимательства является одним из |условия. | |приоритетных направлений развития экономики |- Низкая плотность населения, очаговый | |Республики Саха (Якутия). |характер расселения, значительно влияющие на | |- Рост количества субъектов малого и |спрос, а также обуславливающие ограниченный | |среднего предпринимательства в республике. |рынок сбыта. | |- Положительная динамика оборота субъектов |- Отсутствие необходимой транспортной | |малого и среднего предпринимательства. |инфраструктуры, обуславливающее изолированность | |- Рост среднесписочной численности |республики от магистральных транспортных сетей и| |работников сферы малого и среднего |слабую внутреннюю доступность с сильной | |предпринимательства. |зависимостью от сезонного фактора. | |- Рост числа занятых в малом и среднем |- Выраженные диспропорции в уровне развития| |бизнесе. |муниципальных образований республики. | |- Рост инвестиций в основной капитал |- Низкая конкурентоспособность товаров и | |субъектов малого и среднего предпринимательства.|услуг субъектов малого и среднего | |- Увеличение показателей производства |предпринимательства, обусловленная высокими | |продовольственных товаров. |затратами субъектов малого и среднего | |- Развитая инфраструктура поддержки малого |предпринимательства за тепло-, электроэнергию, | |и среднего предпринимательства. |влияющими в дальнейшем на высокую себестоимость | |- Наличие муниципальных программ развития |товаров и услуг. | |предпринимательства во всех муниципальных |- Износ основных фондов. | |образованиях республики. |- Дефицит свободных площадей для размещения| |- Принятие Плана по реализации Стратегии |объектов малого бизнеса. | |развития малого и среднего бизнеса на период до |- Повышенные затраты в капитальном | |2020 года |строительстве. | | |- Недостаток финансовых ресурсов для | | |субъектов малого и среднего бизнеса. | | |- Низкий удельный вес инновационной | | |продукции в общем объеме производства - | | |Недостаток квалифицированных кадров | |————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Возможности |Угрозы | |————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |- Наличие незанятого в экономике |- Рост числа безработных граждан. | |трудоспособного населения и возможность его |- Отток населения, в т.ч. молодежи, из | |вовлечения в производственную деятельность. |сельских населенных пунктов из-за отсутствия | |- Увеличение вклада субъектов малого и |работы. | |среднего предпринимательства в ВРП до 15 % к |- Уменьшение производства потребительских | |концу 2020 года. |товаров, в том числе социально значимых товаров,| |- Создание рабочих мест, снижение уровня |производимых субъектами малого и среднего | |безработицы. |предпринимательства. | |- Увеличение доли занятых в малом бизнес до|- Повышение инвестиционных рисков | |59 % к концу 2020 года. | | |- Реализация инновационных проектов малым | | |бизнесом республики. | | |- Привлечение малого бизнеса к совместной | | |работе с крупными предприятиями на основе | | |аутсорсинга и субконтрактации. | | |- Повышение качества производимой | | |продукции. | | |- Рост эффективности производства | | |————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| За последние годы малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства Республики Саха (Якутия). В новых экономических условиях, продиктованных необходимостью модернизации экономики, перехода от ресурсно-сырьевой к высокотехнологичной производственной экономике с развитой инфраструктурой, малому и среднему бизнесу отводится особое место. Предпринимательство является важным инструментом для улучшения инвестиционного климата, ресурсосбережения и радикального повышения энергоэффективности, преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды и обладает стабилизирующим эффектом для экономики. Оно характеризуется гибкостью и моментальной приспособляемостью к конъюнктуре рынка, способностью быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6.09.2006 №411 «О Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», развитие малого и среднего предпринимательства отнесено к приоритетным направлениям развития экономики Республики Саха (Якутия). Раздел 2. Цель и стратегические направления государственной программы Целью государственной программы является создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия). Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи: 1. Создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнеса. 2. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой, имущественной поддержке, оказываемой в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. 3. Развитие сети инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 4. Повышение инвестиционной привлекательности малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). 5. Развитие инновационного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия). 6. Реализация концепции кластерного развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия). 7. Создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного бизнеса, государства с малым и средним бизнесом посредством механизмов аутсорсинга и субконтрактации. 8. Создание условий, стимулирующих органы местного самоуправления и некоммерческие организации, выражающие интересы предпринимателей, реализовывать мероприятия, направленные на развитие предпринимательства на территориях муниципальных образований. 9. Снижение издержек на преодоление административных барьеров. В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2010 года № 594, Посланием Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2010 года, основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), определенными в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), в Программе определены два стратегических направления (подпрограммы), направленные на достижение основной цели государственной программы: 1) Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги). Ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Российской Федерации является конкурентная политика. Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, модернизацию предприятий и на создание условий для обеспечения потребностей граждан республики в товарах и услугах экономически эффективным образом. Конкурентная политика является инструментом создания условий для повышения качества и уровня жизни населения, инновационного развития, снижения инфляции, развития национальной конкурентоспособности. 2) Создание благоприятной административной среды. Стабильное развитие предпринимательской инициативы невозможно без создания благоприятной предпринимательской среды, которая представляет собой совокупность институционально-правовых, налоговых, организационных и др. факторов и условий, обусловленных экономической политикой, и реализуется посредством системы мер поддержки малого предпринимательства. В результате реализации программы ожидается увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек до 558,2 единиц по базовому варианту, до 788,3 единиц по интенсивному варианту. Раздел 3. Ресурсное обеспечение государственной программы Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и внебюджетных источников. Бюджетные источники: 1. Федеральный бюджет - средства, предоставляемые на конкурсной основе субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами (прогнозируются как возможный источник финансирования). В настоящее время проект федеральной программы «Развитие предпринимательства в Российской Федерации» находится в стадии разработки, со финансирование региональных программ осуществляется на конкурсной основе в соответствии с ежегодным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации. 2. Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - средства, предусмотренные на исполнение мероприятий настоящей Программы в Законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете. 3. Бюджеты муниципальных образований - средства, предусмотренные в бюджетах муниципальных образований на реализацию мероприятий муниципальных программ развития предпринимательства. Внебюджетные источники (прогнозируются как возможные источники финансирования) - средства рефинансирования НО «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)». Общий объем финансирования мероприятий программы на 2012-2016 годы составит: По базовому варианту - 5 839 952,63 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 1 645 675,50 тыс. рублей, из федерального бюджета - 1 275 339,13 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 2 915 038,00 тыс. рублей, из местных бюджетов - 3 900 тыс. рублей. По интенсивному варианту - 10 645 821,55 тыс.рублей, в том числе из республиканского бюджета - 2 964 293,68 тыс. рублей, из федерального бюджета - 2 621388,03 тыс. рублей, из внебюджетных источников -5 060 139,84 тыс. рублей. В таблице 7 приведено ресурсное обеспечение программы по базовому и интенсивному вариантам формирования государственной программы: Ресурсное обеспечение программы Таблица 7 |————————————————————|———————————————————|————————————————————| | Варианты | Базовый вариант |Интенсивный вариант | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| | ВСЕГО: | 5 839 952,63 | 10 645 821,55 | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| |Федеральный бюджет | 1 275 339,13 | 2 621 388,03 | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| |Государственный | 1 645 675,50 | 2 964 293,68 | |бюджет Республики | | | |Саха (Якутия) | | | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| |- бюджетные | 1 645 675,50 | 2 964 293,68 | |ассигнования | | | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| |- бюджетные кредиты | 0 | 0 | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| |Местные бюджеты | 3 900,00 | 0 | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| |Внебюджетные | 2 915 038,00 | 5 060 139,84 | |источники | | | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| |- государственные | 0 | 0 | |гарантии | | | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| |Инвестиционная | 0 | 0 | |надбавка | | | |————————————————————|———————————————————|————————————————————| Прогнозная оценка необходимых ресурсов на реализацию государственной программы «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия)» на 2012-2016 годы» в разрезе источников финансирования стратегических направлений базового и интенсивного вариантов представлены в приложении № 3 к Программе. Раздел 3.1. Управление программой Оценка расходов на содержание Министерства по делам предпринимательства и развития туризма в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 12.07.2007 494-З № 1003-III «Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)», Законом Республики Саха (Якутия) от 08.11.2007 510-З № 1035-III «Об оплате труда работников органов государственной власти Республики Саха (Якутия), замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)». Базовый вариант представлен главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с действующими расходными обязательствами с учетом индексации заработной платы за период 2012-2016 годы. Раздел 4. Перечень целевых индикаторов и показателей Индикаторами цели Программы установлены следующие показатели: «Объем платных услуг, оказанных субъектами малого предпринимательства», «Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями». В рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы» оценочно достигнуты показатели по индикаторам «Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП», «Доля издержек на преодоление административных барьеров в выручке субъектов малого и среднего предпринимательства»: - Увеличение оборота малых и средних предприятий на 39 550,0 млн. рублей за период 2008-2011 гг. или увеличение доли оборота малых и средних предприятий с 20,6 % до 22,5 % в общем обороте организаций республики. Среднероссийский показатель доли оборота малых и средних предприятий равен 34,8 %. Разница среднероссийского показателя со среднереспубликанским показателем доли оборота малых и средних предприятий связана с особенностями экономики региона: в отраслевой структуре валового регионального продукта республики более 40 % приходится на промышленность. Близкий показатель доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций будет достигнут по интенсивному варианту подпрограммы по итогам 2016 года (32,9 %). - Доля издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на преодоление административных издержек сократится в текущем году (оценочно) до 4 %. Оценка реализации программы Таблица 8 |———————————————————————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————————|——————————————|——————————————| | Наименование |Наименование целевого| Единица |отчетный период| | | Текущий год | | подпрограммы | индикатора | измерения | | | | 2011 | |———————————————————————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————————|——————————————|——————————————| | | | | 2008 | 2009 | 2010 | | | | | | | | | | |———————————————————————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————————|——————————————|——————————————| |Повышение |Доля продукции, | % | 6,1 | 6,6 | 6,7 | 6,8 | |конкурентоспособности |произведенной малыми | | | | | | |субъектов малого и |предприятиями, в | | | | | | |среднего |общем объеме ВРП | | | | | | |предпринимательства, | | | | | | | |производящих товары | | | | | | | |(работы, услуги) | | | | | | | |———————————————————————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————————|——————————————|——————————————| |Создание благоприятной |Доля издержек на | % | 10 | 7 | 5 | 4,0 | |административной среды |преодоление | | | | | | | |административных | | | | | | | |барьеров в выручке | | | | | | | |субъектов малого и | | | | | | | |среднего | | | | | | | |предпринимательства | | | | | | |———————————————————————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————————|——————————————|——————————————| Состав показателей для каждой подпрограммы определен таким образом, чтобы обеспечить: - наблюдаемость значений показателей в течение срока выполнения Программы (подпрограмм); - охват всех наиболее значимых результатов выполнения мероприятий; - минимизацию числа показателей; - наличие формализованных методик расчета (или наблюдения) значений показателей. Для оценки хода реализации государственной программы по годам определены целевые индикаторы и показатели по двум вариантам реализации Программы в приложениях № 4 и № 5 к Программе. Раздел 5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы Раздел 5.1. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Ответственным исполнителем Программы является Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия). Соисполнители II типа: исполнительным органом государственной власти, оказывающим регулятивное или консультационное воздействие на выполнение раздела «Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); мероприятия «Содействие развитию молодежного предпринимательства» - Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия); мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере производства продукции» - Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); мероприятия «Развитие объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования» - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); раздела «Продвижение товаров на региональные и международные рынки продукции» - Министерство по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия). Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие государственного заказчика-координатора государственной программы с субъектами трех уровней бюджетного процесса: 1. На федеральном уровне предусматривается заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями федерального уровня по предоставлению прямого субсидирования из федерального бюджета, установлению льгот, созданию благоприятного инвестиционного климата. Также предусматривается участие в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере развития предпринимательства. Одним из основных документов является соглашение с Министерством экономического развития Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия) на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. 2. На региональном уровне осуществляются финансирование программных мероприятий из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предоставление льгот по налогам и тарифам, установленным в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия). 3. На уровне органов местного самоуправления предусматривается заключение Соглашений с администрациями муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия) по со финансированию мероприятий и выполнению параметров Программы. Распорядителем средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и субсидий федерального бюджета, направляемых на финансирование реализации мероприятий Программы, является Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство). Порядок финансирования реализации мероприятий Программы устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), иными документами, определенными в Программе. Принцип и критерии выбора получателей государственных и муниципальных услуг по мероприятиям, Правила предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам определены в приложении № 9 к Программе «Условия и порядок оказания государственной поддержки». Получателями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и субсидий федерального бюджета в рамках Программы являются: бюджеты муниципальных образований; индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие критериям Программы; организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет ответственный исполнитель - Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), которое: 1. Ежеквартально осуществляет сбор информации от исполнителей Программы, которая должна содержать общий объем фактически произведенных расходов, и в том числе по источникам финансирования, отчетную информацию об исполнении каждого мероприятия. 2. Осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку годовой информации о ходе реализации мероприятий Программы. 3. Предоставляет информацию о кассовом исполнении Программы в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) для подготовки сводной информации в Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия). 4. Доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию, в том числе посредством размещения (ежеквартально) на Интернет-сайте Министерства. 5. Осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы. 6. Готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и ежеквартально размещает их на сайте Министерства. 7. Одновременно с отчетом об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за соответствующий финансовый год готовит ежегодный отчет о ходе выполнения программных мероприятий, направляет его в Правительство Республики Саха (Якутия) в установленном порядке для сведения и контроля. Министерство проводит анализ выполнения мероприятий Программы. На основе аналитических данных мероприятия и объемы финансирования мероприятий Программы могут корректироваться. Раздел 5.2. Анализ рисков реализации Программы, управление рисками Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации Программы приведен в таблице 9. Весь процесс управления рисками можно свести к трем фазам: оценке вероятности, оценке силы влияния фактора и оценке путей снижения рисков. Таблица 9 Риски невыполнения Программы |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Наименование рисков |Вероятность |Сила влияния |Способ преодоления риска | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Риски, связанные с | | | | |недофинансированием | | | | |программы | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Недофинансирование со |высокая |высокая |Определение приоритетов для первоочередного | |стороны | | |финансирования. Оценка эффективности бюджетных | |государственного | | |вложений. | |бюджета Республики Саха| | |Пропаганда эффективности мероприятий Программы,| |(Якутия) | | |успешного опыта других регионов в развитии малого| | | | |предпринимательства, приведших к качественному росту| | | | |экономики. | | | | |Вовлечение в развитие МП всего государственного | | | | |механизма | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |в том числе из-за |средняя |высокая |Снижение финансирования на 15 % по базовому варианту| |резкого сжатия | | |реализации программы и на 30 % по интенсивному| |налогооблагаемой базы | | |варианту реализации программы | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Недофинансирование со |высокая |высокая |Определение приоритетов для первоочередного | |стороны федерального | | |финансирования. Оценка эффективности бюджетных | |бюджета | | |вложений | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Недософинансирование со|высокая |средняя |Использование принципа паритетности финансирования. | |стороны местных | | |Пропаганда эффективности вложений в развитие| |бюджетов | | |предпринимательства. | | | | |Анализ эффективности бюджетных вложений. | | | | |Увеличение количества субъектов малого и среднего| | | | |предпринимательства, что приведет к увеличению| | | | |налоговых поступлений в местный бюджет | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Риски, связанные с | | | | |изменением внешней | | | | |среды | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Значительные изменения |средняя |высокая |Разработка предложений по системе расчета и| |налоговых правил | | |обоснования ставок налогообложения. | | | | |Взаимодействие с общественными и профессиональными| | | | |организациями и объединениями предпринимателей | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Изменения порядка |средняя |высокая |Разработка и внедрение предложений по порядку| |определения малых | | |отнесения предприятий к субъектам малого| |предприятий | | |предпринимательства | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Устаревание мероприятий|средняя |высокая |Ежегодный анализ эффективности мероприятий программы.| |программы | | |Перераспределение средств внутри разделов Программы | | | | |с утверждением изменений Указом Президента Республики| | | | |Саха (Якутия) | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Риски, связанные с | | | | |человеческим фактором | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Недоверие со стороны |средняя |средняя |Повышение открытости за счёт постоянного| |предпринимателей в | | |информирования предпринимательской среды об| |полезности и | | |осуществляемых мероприятиях с использованием| |доступности мероприятий| | |разнообразных каналов коммуникаций передачи| |Программы | | |информации. | | | | |Пропаганда успешных проектов и начинаний | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Отказ от участия в |средняя |средняя |Проведение обучающих и разъясняющих мероприятий среди| |предлагаемых | | |предпринимателей | |мероприятиях из-за | | | | |неверия | | | | |предпринимателей в свои| | | | |силы | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Риски, связанные с | | | | |выпуском | | | | |неконкурентоспособной | | | | |продукции | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Увеличение объема |высокая |средняя |Обучение субъектов малого и среднего | |выпуска | | |предпринимательства, сертифицирование продукции по | |неконкурентоспособной | | |стандартам 18О9000 | |продукции | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Возникновение угрозы |высокая |высокая |Выработка скоординированных действий региональных | |для малых предприятий | | |органов власти, исполнительной власти муниципальных | |появления крупных | | |образований, общественных объединений и организаций | |игроков с других | | |предпринимателей. Эффективная работа Республиканского| |территорий | | |Агентства субконтрактации | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Риски, связанные с | | | | |недостоверностью | | | | |информации | | | | |(статистической, | | | | |налоговой и т.д.) | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Неправильная оценка |средняя |высокая |Разработка методик оценки развития субъектов малого и| |перспектив в развитии | | |среднего предпринимательства в условиях | |предпринимательства и | | |неопределённости информации, а также подписание | |эффективности | | |соглашений с муниципальными образованиями о перечне | |реализации мероприятий | | |индикативных показателей субъектов малого и среднего | |программы из-за | | |предпринимательства и информационном обмене. | |получения недостоверной| | |Проведение исследований предпринимательской среды в | |информации | | |разрезе муниципальных образований. Возможность | | | | |корректировки программных мероприятий | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Риски, связанные с | | | | |негативными природными | | | | |явлениями | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| |Форс-мажорные |высокая |средняя |Стимулирование спроса | |обстоятельства - | | | | |стихийные бедствия | | | | |(лесные пожары, засухи,| | | | |наводнения, | | | | |землетрясения) | | | | |———————————————————————|———————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————————————| Раздел 6. Методика оценки достижения конечных результатов Программы Оценка эффективности реализации государственной программы производится ежегодно за отчетный год и за весь период реализации государственной программы с 2012 по 2016 год. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ее государственным заказчиком-координатором путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями либо значениями на момент начала реализации Программы. Эффективность реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. I. Расчет фактического выполнения цели подпрограммы: iфакт iц = ------------ х 100%, где iплан iфакт - фактическое значение индикатора; iплан - плановое значение индикатора. II. Расчет выполнения задач подпрограммы: 1 шаг. Фактическое выполнение задач подпрограммы: iфакт iц = ------------ х 100%, где iплан iфакт - фактическое значение индикатора; iплан - плановое значение индикатора. 2 шаг. Среднее значение выполнения задач подпрограммы: SUM(i)задача iз = -----------------------, где: n iзадача- значение выполнения задачи подпрограмм; n - количество задач. III. Сравнение среднего значения выполнения цели подпрограммы со средним значением выполнения задач подпрограммы: В случае, если разница между средним значением выполнения цели подпрограммы (iц) и средним значением выполнения задач подпрограммы (iз) составляет не более 10%, то показатели задач в полной мере способствуют достижению цели подпрограммы. В случае, если разница между средним значением выполнения цели подпрограммы (iц) и средним значением выполнения задач подпрограммы (iз) составляет свыше 10%, то показатели задач не способствуют достижению цели подпрограммы. IV. Интегральная оценка достижения цели государственной программы: Iц = L1 x iц1 + L2 x iц2 + ... + Ln x iцn , где: iцель - значение выполнения цели подпрограммы; L1, L2, Ln - весовой коэффициент, присваиваемый для каждой цели подпрограммы. При этом суммарное значение весовых коэффициентов должно быть равно 1. Среднее значение выполнения целей подпрограмм будет являться расчетной оценкой выполнения цели Программы. В случае, если Iц >= 90%, цель реализации Программы выполняется. В случае, если Iц < 90%, цель реализации Программы не выполняется. При расчете эффективности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты: |—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————| | Наименование показателя | Значение весового | i | | | коэффициента | | |—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————| | 1 | 2 | 3 | |—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————| |Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в| 0,5 | n=1 | |общем объеме ВРП | | | |—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————| |Доля издержек на преодоление административных | 0,5 | n=2 | |барьеров в выручке субъектов малого и среднего | | | |предпринимательства | | | |—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————| |Итого | 1,0 | | |—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————| ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к государственной программе «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» ПОДПРОГРАММА «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПРОИЗВОДЯЩИХ И РЕАЛИЗУЮЩИХ ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)» ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| | № | | Базовый вариант | Интенсивный вариант | |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| | 1 | Наименование |Повышение конкурентоспособности субъектов | | | | подпрограммы |малого и среднего предпринимательства, | | | | |производящих и реализующих товары (работы, | | | | |услуги) | | |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| | 2 | Основание для |Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О | | | | разработки |развитии малого и среднего предпринимательства| | | | государственной |в Российской Федерации»; | | | | программы |Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 | | | | |года 645-3 № 179-ГУ «О развитии малого и | | | | |среднего предпринимательства в Республике Саха| | | | |(Якутия)»; | | | | |Указ Президента Республики Саха (Якутия) от | | | | |08.05.2011 № 636 «О Порядке разработки и | | | | |реализации государственных программ Республики| | | | |Саха (Якутия)»; | | | | |Указ Президента Республики Саха (Якутия) от | | | | |10.07.2011 № 808 «Об утверждении Перечня | | | | |государственных программ Республики Саха | | | | |(Якутия) на 2012-2016 годы» | | |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| | 3 | С оисполнител ь |Министерство имущественных и земельных | | | | подпрограммы |отношений Республики Саха (Якутия); | | | | |Министерство сельского хозяйства и | | | | |продовольственной политики Республики Саха | | | | |(Якутия); | | | | |Министерство транспорта и дорожного хозяйства | | | | |Республики Саха (Якутия); | | | | |Министерство по федеративным отношениям и | | | | |внешним связям Республики Саха (Якутия) | | |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| | 4 | Цель и задачи |Цель подпрограммы: | | | | подпрограммы |Повышение конкурентоспособности субъектов | | | | |малого и среднего предпринимательства | | | | |Республики Саха (Якутия), производящих и | | | | |реализующих товары (работы, услуги). Задачи | | | | |подпрограммы: | | | | |1. Обеспечение доступа субъектов малого и | | | | |среднего предпринимательства к финансовой, | | | | |имущественной поддержке, оказываемой в рамках | | | | |государственной поддержки малого и среднего | | | | |предпринимательства. | | | | |2. Развитие инновационного потенциала | | | | |малого бизнеса Республики Саха (Якутия). | | | | |3. Реализация мероприятий по поддержке | | | | |технологической модернизации. | | | | |4. Продвижение товаров на региональные и | | | | |международные рынки продукции. | | | | |5. Развитие сети объектов инфраструктуры | | | | |поддержки малого и среднего | | | | |предпринимательства. | | | | |6. Имущественная поддержка субъектов | | | | |малого и среднего предпринимательства. | | | | |7. Реализация приоритетных направлений | | | | |развития малого и среднего предпринимательства| | | | |в Республике Саха (Якутия) | | |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| | 5 | Целевые |1. Индикаторы задач подпрограммы: | | | | индикаторы |1.1. Количество субъектов малого и среднего | | | | подпрограммы |предпринимательства, получивших финансовую | | | | |поддержку. | | | | |1.2. Количество инновационных компаний, | | | | |получивших государственную поддержку. | | | | |1.3. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку | | | | |технологической модернизации. | | | | |1.4. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших | | | | |государственную поддержку в целях продвижения | | | | |товаров на региональные и международные рынки | | | | |продукции. | | | | |1.5. Количество функционирующих | | | | |Бизнес-инкубаторов в Республике Саха (Якутия).| | | | |1.6. Объем налоговых поступлений от | | | | |организаций – резидентов Бизнес-инкубаторов | | | | |Республики Саха (Якутия). | | | | |1.7. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в сфере производства продукции. | | | | |1.8. Количество созданных объектов дорожного| | | | |сервиса на автомобильных дорогах общего | | | | |пользования. | | | | |1.9. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в области ремесел, народных | | | | |художественных промыслов, сельского и | | | | |экологического туризма. | | | | |1.10. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в отрасли бытового обслуживания в | | | | |сельской местности. | | | | |1.11. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |осуществляющих деятельность на территории | | | | |кластерного развития. | | | | |1.12. Создание условий для развития | | | | |эффективных организационно-правовых форм | | | | |взаимодействия крупного бизнеса, государства с| | | | |малым и средним бизнесом путем развития | | | | |аутсорсинга и субконтрактации через проведение| | | | |бирж субконтрактов. | | | | |1.13. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в сфере организации групп дневного | | | | |времяпрепровождения детей дошкольного возраста| | | | |и иных подобных им видов деятельности по | | | | |уходу и присмотру за детьми. | | | | |1.14. Количество субъектов малого и среднего | | | | |предпринимательства, получивших поддержку, | | | | |занятых в сфере социального | | | | |предпринимательства | | |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| | 6 |Сроки реализации |2012-2016 годы | | | | (этапы) | | | | | подпрограммы | | | |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| | 7 |Предельный объем |При базовом варианте: |При интенсивном варианте: | | | средств на |2012 - 905 536,08 тыс. руб. |2012-1 155 759,00 тыс. руб. | | | реализацию |2013-1 040 385,00 тыс. руб. |2013-1 566 333,34 тыс. руб. | | | подпрограммы с |2014-981 983,30 тыс. руб. |2014 - 1 997 542,00 тыс. | | | разбивкой по |2015-1 128 839,60 тыс. руб. |руб. | | | годам |2016-1219 981,03 тыс. руб. |2015 - 2 433 666,94 тыс. | | | | |руб. | | | | |2016 - 2 889 783,45 тыс. | | | | |руб. | |——————|—————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| Раздел 1. Характеристика текущего состояния Ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Российской Федерации является конкурентная политика. Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, модернизацию предприятий и на создание условий для обеспечения потребностей граждан республики в товарах и услугах экономически эффективным образом. Конкурентная политика является инструментом создания условий для повышения качества и уровня жизни населения, инновационного развития, снижения инфляции, развития национальной конкурентоспособности. Малый бизнес в Республике Саха (Якутия) приобретает все большее значение в экономике, становится одним из важных факторов социальной и политической стабильности, стратегическим ресурсом развития региона. По итогам 2010 года в республике действует 5127 малых и средних предприятий, 41 849 индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают 40,1 % занятых в экономике республике, 22,4 % общего оборота предприятий в Республике Саха (Якутия), 20,9 % оборота розничной торговли, 18,5 % оборота общественного питания, 5,9 % объема платных услуг в Республике Саха (Якутия). Благодаря мерам государственной поддержки развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за 2009-2010 годы создано 6615 субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволило за этот период увеличить показатели оборота малых и средних предприятий республике на 32,2 %. При этом наибольшее увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства наблюдалось по итогам 2009 года - 4746 единиц, увеличение оборота малых и средних предприятий по итогам 2010 года-21 932,6 млн. руб. В стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) до 2020 года главной задачей развития малого и среднего предпринимательства в республике является изменение отраслевой структуры малого бизнеса в пользу инновационно-производственной, повышение его конкурентоспособности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|