Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.03.2005 № 208-р

         
              ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                   от 03 марта 2005 года № 208-р

       О поддержке реализации первого Национального проекта



    На  основании  распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) 
от  15  апреля  2004  года  №  65-РП «О содействии в создании Фонда 
первого   Президента   Республики  Саха  (Якутия)»,  во  исполнение  
программ  Фонда  и  в  целях  стимулирования процессов формирования 
гражданского    общества,   активизации   общественных   инициатив,   
направленных   на   получение   качественного  образования  молодым  
поколением:
    1.   Рекомендовать   главам  муниципальных  образований  улусов  
(районов)  Республики  Саха  (Якутия) создать в улусах (районах) на 
общественных   началах   Исполнительные  дирекции  по  практической  
реализации,  за счет средств наслега, первого национального проекта 
«Народная  взаимовыручка  -  для образования молодежи», запущенного 
Фондом содействия развитию культуры, науки, образования совместно с 
Институтом  проблем  развития человеческих ресурсов Республики Саха 
(Якутия) (прилагается).
    2.  Рекомендовать  министерствам  и  ведомствам Республики Саха 
(Якутия)   поддержать  инициативы  местных  сообществ,  объединений  
интеллигенции,  национальных  общин,  землячеств улусов (районов) и 
городов,   направленные   на  получение  качественного  образования  
молодым земляком, сородичем, сонаслежником, проявляющим незаурядные 
интеллектуальные  способности,  но  не  имеющим  в силу объективных 
жизненных обстоятельств материальных ресурсов для обучения в высшем 
учебном заведении.
    3.  Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за 
собой.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)                                       Е. БОРИСОВ



                        НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
        «Народная взаимовыручка - для образования молодежи»



    Цель проекта: возрождение и развитие народной взаимовыручки как 
традиции жизнестойкости местного сообщества, оправданной в условиях 
введения  местного  самоуправления  в  улусах,  углубления рыночных 
отношений  и  создания гражданского общества в стране, формирования 
интеллектуальной  экономики  и  становления общества знаний в мире. 
Обоснование концепции проекта

Рыба в воде пронырлива и сильна, но наши ловкие дети ловят её.
    Птица,  имея остроконечные крылья, быстро летит, но наши зоркие 
дети      метким      выстрелом     убивают     ее     на     лету.     
    Олень  считается  ловким  и  быстрым,  но его приучают к езде и 
работе наши выносливые дети.
    Медведь славится как всесильный хозяин леса, но за ним охотятся 
наши мужественные дети.
    Лисица отличается своей хитростью, но как бы она ни хитрила, ее 
ловят наши находчивые дети.
    Сохатый считается самым быстроногим на земле, но его догоняют и 
одним   выстрелом   сражают  наши  быстроногие  и  смелые  дети. 
 Якутская былина
Преамбула

    В  наступившем  веке выпукло обозначились глобальные изменения, 
представляющие  устойчивые, обладающие определенной направленностью 
тенденции  в  развитии  человечества. Мировое сообщество вступило в 
эпоху  стремительного научно-технического прогресса, когда ежегодно 
обновляется 5% теоретических и 20% прикладных знаний, когда в науке 
и  высоких  технологиях  делаются  глубокие  прорывы, которые могут 
использовать  лишь высокообразованные люди, имеющие фундаментальные 
знания.
    Средний  образовательный ценз уже сегодня становится 16-17 лет. 
Этот ценз рассматривается как условие выживаемости в технологоемком 
мире.  В  связи  с этим ряд стран приняли государственные программы 
перехода  к  всеобщему  высшему образованию. При этом они стремятся 
дать   молодому  поколению  эталонное  образование,  основанное  на  
принципе   фундаментальности,  которым  всегда  отличалась  система  
российского высшего образования.
    Качественное  высшее  образование  стало  требованием  мирового  
сообщества,  в  силу своей фундаментальности оно представляет самое 
эффективное  средство,  которое  позволяет  народу  выстоять  перед  
вызовами   времени,   не   отстать   и   жить   в  равном  ритме  с  
цивилизованными народами.
Истоки традиции
    В  Якутии подготовке высокообразованных кадров всегда уделялось 
внимание, несмотря на то, что для учебы в высших учебных заведениях 
требовались немалые средства. При этом внимание было как со стороны 
государства,   так  и  со  стороны  общества,  то  есть  оно  имело  
общественно-государственный характер.
    История   показывает,  что  благотворительная  деятельность  на  
образовательные  нужды  получила  широкое распространение во второй 
половине  XIX  и  напрямую  была  связана  с  развитием купеческого 
сословия, которому как воздух были нужны право, законность, широкое 
просвещение.  Гуманное  отношение  к  образованию  проявляли  также  
промышленники,  чиновники,  представители  зарождающегося  среднего  
класса.
    Кардинальные  сдвиги  в  общественно-государственном  подходе к 
подготовке  специалистов  из  числа местной молодежи были сделаны в 
начале   и   в  конце  XX  века.  Первый  период  связан  с  именем  
одиннадцатого  губернатора  Якутской области. И.И. Крафтом, второй 
период  -  с  именем  первого  Президента  Республики Саха (Якутия) 
М.Е.Николаевым.
    На счету И.И. Крафта в области просвещения и образования якутов 
было  много  полезных  начинаний  и результатов. Он смог привлечь к 
этому  делу  ресурсы и государства, и общества. Учеба в центре была 
по  плечу  только  немногим,  чьи  родители  обладали  необходимыми  
финансовыми  средствами,  поэтому  для  обучения  детей  бедняков в 
высших   учебных  заведениях  прогрессивный  губернатор  реализовал  
образовательную  программу.  По  этой  программе студенты из бедных 
слоев  обеспечивались стипендиями. Когда программа начала работать, 
то  стипендиаты  обучались  в  таких высших учебных заведениях, как 
Томский  университет  -  5  человек,  Петербургский  -  2,  женский  
пединститут - 1, Казанский университет - 1, Юрьевский университет - 
1.  Кстати,  все  стипендиаты,  по  окончании обучения, должны были 
отработать  на  родине  по  полтора  года  за  каждый  учебный год. 
Программа   получила   дальнейшее   развитие  благодаря  тому,  что  
неутомимый  губернатор  постоянно изыскивал из различных источников 
средства  на  ее  продолжение.  В  результате были учреждены еще 26 
казенных   и  частных  стипендий  для  обучения  в  высших  учебных  
заведениях страны.
    Примечательно  то,  что  прогрессивные  начинания дальновидного 
губернатора  и  масштабно  мыслящего человека и гражданина получили 
одобрение  и  поддержку  в  местном  сообществе. Так, представители 
«инородцев-якутов»  продолжили  это  доброе  дело тем, что основали 
фонд  имени  И.И.  Крафта,  проценты  с  которого  шли на проезд из 
Якутска  выходцев  из  бедных  семей  до городов с высшими учебными 
заведениями. Кроме того, было открыто Общество попечения о народном 
образовании, которое изыскивало средства на покрытие нужд студентов 
из бедняков.
    В  начале  90-х  годов  XX  века, когда страна вступила на путь 
рыночной  экономики, первый Президент РС(Я) М.Е. Николаев, предвидя 
будущий  натиск  рынка  на  социальную  сферу, инициировал создание 
своего  рода буфера - специального Департамента по прогнозированию, 
подготовке  и  расстановке  кадров  при  Президенте Республики Саха 
(Якутия).  Очевиден  прорыв,  который  сделал  Департамент  в  деле  
подготовки    высококвалифицированных    специалистов    с   высшим   
образованием    для    многих    отраслей   экономики   республики.   
    В  этом  государственном  шаге  проявилась  прозорливость  М.Е.  
Николаева,  который  раньше  многих  понял, что грядет новый век, в 
котором  будет  править  знание.  Не  следует недооценивать первого 
Президента,  думая,  что  он не понимал важности других направлений 
государственной   деятельности.   Просто  он  остро  ощущал  вызовы  
наступающего  века, а республика должна была уже сейчас видеть, что 
современные  высококвалифицированные  специалисты  появились  и они 
представляют  новое  образованное  поколение, которое способно жить 
своим     умом,     активно     действовать,    творить    будущее.    
    За  необычайно  короткий  исторический  период республике ценой 
расходования до 30% республиканского бюджета на образование удалось 
осуществить  массированную  подготовку современных специалистов для 
своих  нужд  и  тем  самым  максимально  амортизировать  неизбежные  
процессы  либерализации образования. Об этом свидетельствуют цифры. 
Если  в  1990-1991 учебном году на 10000 населения приходилось 65,6 
студента,  то в 2001-2002 году - 360. Если в 1990-1991 учебном году 
поступило   в   вузы  1873  человека,  то  в  2001-2002  году-7778.  
    Прозорливость  первого Президента РС(Я) проявилась также в том, 
что   он,   понимая  необратимость  перехода  на  рыночные  условия  
образования,  здравоохранения,  культуры,  науки,  туризма и других 
отраслей   социальной   сферы,   одновременно   с   государственной   
поддержкой  дал  импульс  возрождению народных инициатив, активному 
участию  общественных  сил  в развитии республики, которое особенно 
выразилось  в движении добрых дел и попечительстве Эти общественные 
движения  вовлекали  местное  сообщество  в практические дела и тем 
самым  высвобождали  и  направляли  в  нужные  отрасли  духовные  и  
материальные  ресурсы  народа,  в  том  числе  сферу образования. В 
сущности,  они  представляли  общественный  канал перераспределения 
финансовых  средств  в  пользу  нуждающихся  в  них. Так, благодаря 
всенародному движению «Две тысячи добрых дел 2000 года» за год было 
обеспечено  строительство  34  школ,  17 детских садов, 47 объектов 
культуры  и  более  150  спортивно-оздоровительных  сооружений,  14  
больниц        и        300        производственных       объектов.       
    Благотворительная   деятельность  общества  на  образовательные  
нужды,  на  получение  высшего  образования  молодежью  никогда  не  
затухала.  Просто она не всегда носила массовый характер, поскольку 
была  переориентирована  на  другие дела. Однако есть свидетельства 
того,  что  в  разные  годы отдельные наслега, сообщества земляков, 
объединения  интеллигенции  помогали  получать  высшее  образование  
своим сородичам.
    Так,  особенно  нагляден пример взаимопомощи жителей маленького 
наслега  Тарат Мегино-Кангаласского района, в котором даже не было 
школы. В 60-х годах прошлого столетия они на свои скромные средства 
обучили землячку, сироту Яковлеву Варвару Александровну в Иркутском 
институте  иностранных  языков  им.  Хо-Ши-Мина. Все годы учебы они 
всем  миром  обеспечивали  ее деньгами. Общее дело сонаслежников не 
пропало  даром,  получило  доброе продолжение: она успешно окончила 
институт,  плодотворно  и  преданно работала в родных местах, учила 
детей   своих   земляков,   приобщала   их   к  культуре,  всячески  
содействовала  продолжению  учебы учениками, создала хорошую семью, 
воспитала  прекрасных  детей,  дала  им  всем  высшее  образование.  
    В  советский  период  получило широкое распространение шефство. 
Благодаря помощи шефов многие школы имели возможность направлять на 
учебу  в высшие учебные заведения тех выпускников, семьи которых не 
имели      на     это     необходимых     материальных     средств.     
    Главным   мотивом   попечительской   деятельности  известных  в  
республике  Марии Гаврильевны и Михаила Ильича Егоровых, которые на 
себе испытали сиротскую долю, послужила добрая помощь людей. Именно 
она  помогла  им  выстоять,  получить  образование  и стать людьми. 
Умудренные  жизненным, трудовым и семейным опытом, глубоко чувствуя 
долг  и  свою гражданскую ответственность за будущие поколения, они 
учредили  для учащихся, учителей студентов и преподавателей частный 
стипендиальный  фонд.  Это  дело  они организовали осознанно, зная, 
каким  будет  конечный  результат.  Когда-то,  тридцать  лет  назад  
супруги материально помогли Ване, талантливому парню-сироте учиться 
в  Московской  государственной  консерватории,  который  позже стал 
известным  в  республике  Иван  Ивановичем  Кандинским, заслуженным 
работником    культуры,    кавалером    ордена    «Знак    Почета».    
    Благородная   инициатива   семьи   Егоровых  получила  массовую  
поддержку  в  народе.  Ныне  в  каждом  образовательном  учреждении  
действуют  Попечительские  Советы,  одним  из  направлений  которых  
является  поддержка  учебы  молодых  людей  в  вузах.  Более  того,  
инициатива   нашла  отклик  и  распространилась  в  виде  различных  
стипендий,    премий,   поощрений,   учрежденных   самыми   разными   
сообществами:  педагогическими  династиями, трудовыми коллективами, 
ассоциациями,  общественными  объединениями, клубами. Для многих из 
них   благотворительность   является   не  столько  вспомогательным  
средством   общественного   благоустройства,   сколько  необходимым  
условием нравственного личного здоровья.
    Образцом подвижничества для многих якутян был Владимир Петрович 
Ларионов,  большой  ученый, истинный интеллигент, народный человек. 
Еще  в  школе  он проявил незаурядные способности к точным наукам и 
только благодаря помощи сородичей юноша из сельской глубинки первым 
из  саха  получил  фундаментальное высшее техническое образование в 
МВТУ  им.  Н.Э.  Баумана и внес неоценимый вклад в развитие родного 
края,    был   бессменным   руководителем   уникального   Института   
физико-технических   проблем  Севера.  Свой  человеческий  долг  он  
возвращал  тем,  что  никогда  не  проходил  мимо  ребят  с высоким 
интеллектом  и  обязательно помогал. Более того, даже искал и лично 
устраивал  перспективных молодых людей в лучшие вузы страны, следил 
за   их   академической   успеваемостью,  материально  поддерживал.  
    Надо   отметить,   что   во   все  времена  в  семьях  якутской  
интеллигенции,  вышедшей  из  родовых мест и проживающей в районных 
центрах  или  столице,  наравне  со  своими  детьми воспитывались и 
обучались дети родственников, друзей, земляков. Многие из них после 
окончания  школы  дальше  обучались  в  средних  и  высших  учебных  
заведениях   благодаря   материальной   помощи   этих   семей,  где  
просвещенные   родители,   как  корневые  люди,  понимали  ценность  
образования.       И       это       было       нормой       жизни.       
    Глубоко  гуманный  обычай  взаимопомощи  существует  у  саха  с  
незапамятных  времен.  Истоки  этого  феноменального явления уходят 
корнями   в   самобытную  традиционную  культуру  -  циркумполярную  
культуру,   представляющую   форму   жизнедеятельности   в  суровых  
природно-климатических   условиях.   Одним  из  основных  элементов  
циркумполярной  культуры  являются  национальные традиции. Народная 
взаимовыручка  -  традиция  из этого ряда. Данная традиция, имеющая 
природные  основания,  иллюстрирует  духовное  величие народа саха, 
который  испокон  признает  самоценность  жизни  на  Земле  каждого  
человека,  равенство  всех людей, толерантные формы взаимоотношения 
между    людьми,   обычаи,   сближающие   и   объединяющие   людей.   
    Эту  природосообразную  традицию  жителей якутского края высоко 
ценили  и  исключительно  уважали  землепроходцы,  путешественники,  
русские    служилые,    промышленные,    торговые   люди,   ямщики,   
представители   духовенства,  ссыльные,  вольные  поселенцы,  лица,  
депортированные  с  западных  территорий, специалисты, направленные 
для  поднятия  отраслей  республики,  - все те, кто на себе испытал 
жизнеутверждающую силу народной взаимовыручки.
    Совершенно  неслучайно  в  новом веке все чаще стали говорить о 
том,  что  для  спасения человеческого в человеке надо использовать 
потенциал  циркумполярной  культуры,  а именно: особые человеческие 
качества  северных  людей, традиционные способы общения, выживания, 
умение жить в ладу с самим собой, другими людьми, окружающим миром. 

Развитие традиции как вызов времени

    Встречное    движение    государства    и   общества   во   имя   
фундаментального образования молодого поколения - это перспективный 
путь.  Сегодня,  когда  рыночные  отношения  заявили о себе во всех 
отраслях    социальной    сферы,    включая   образование,   встает   
необходимость  более  осознанного и целенаправленного использования 
такого     резерва,     как    социальная    активность    граждан.    
    История повторяется. В нынешних условиях, когда государство уже 
не может в единственном числе нести высокую нагрузку в деле высшего 
образования,  выход  видится именно в возрождении традиции народной 
взаимовыручки.
    Народ, понимающий, что жизнь общества определяет образование, и 
обратно  - образование воздействует на жизнь общества, что развитие 
образования  обеспечивает  улучшение  жизни,  не  будет  равнодушно  
взирать  на  то,  как  талантливые молодые люди, не принадлежащие к 
состоятельным слоям, столкнувшись с немалыми расходами на обучение, 
вынуждены  отступать  и  тем  самым пополнять бедные слои общества. 
Миссия  народа,  хранящего  прогрессивные  традиции,  заключается в 
возложении  на  себя  доли  ответственности  за образование будущих 
поколений.
    Реализация  этой  миссии  особенно необходима в то время, когда 
весь  мир  движется  к  созданию  общества знаний, интеллектуальной 
экономики,   рынка   интеллектуальных  товаров.  В  таком  обществе  
фундаментальное  образование представляет выгодное вложение средств 
в  особое производство, которое создает знание как интеллектуальный 
продукт,  товар,  имеющий  определенную стоимость. Чем качественнее 
интеллектуальный   продукт,   тем   он   дороже   стоит   на  рынке  
интеллектуальных товаров.
    Только    высокообразованное    общество   способно   создавать   
интеллектуальные  товары  высокой  стоимости и тем самым приобрести 
шанс  вырваться  на  интеллектуальные  рынки  мира,  чтобы  выгодно  
продать  свои  товары и получить такие доходы, которые позволят ему 
жить в достатке. Поэтому в мировом сообществе по сути дела началась 
жесточайшая   гонка   за   производство   знания,   за  эффективное  
использование   интеллектуальных  ресурсов  нации,  за  наращивание  
интеллектуальной собственности.
    Этим  объясняется  создание  в современной России Национального 
комитета   .   по  интеллектуальным  ресурсам  и  его  региональных  
отделений, в том числе в нашей республике. Основная цель созданного 
комитета:  разработать  и  законодательно закрепить конкретный план 
создания   в   России  интеллектуальной  экономики.  В  эту  работу  
подключаются  все  российские  наукограды.  В скором времени внесет 
свой  вклад  и  якутский  наукоград,  растущий  в с. Октемцы. В нем 
созданы все условия для воспитания талантливого молодого поколения, 
которому  предстоит  участие  в прорыве на мировой интеллектуальный 
рынок.
    Всегда  было  так,  что  в  силу  своего социального положения, 
материальных      возможностей,      экономического      положения,      
психологического  состояния  подрастающее  поколение  имело  меньше  
всего  возможностей  самостоятельно улучшить свое положение. Однако 
время  сейчас такое, что нынешняя молодежь ощущает на себе нелегкий 
прессинг,  который незнаком предыдущим поколениям. Старшие не знали 
втягивания  в  крутой водоворот состязаний способностей, вызванного 
необходимостью  повышения  конкурентоспособности,  соперничества  и  
потенциально  враждебного  напряжения, которые сопутствуют молодому 
человеку  при  учебе и устройстве на работу. Эти проблемы порождают 
страх  неудачи.  А  страх,  как известно, неконструктивное чувство, 
которое  выводит  человека  из  стабильного  состояния  и тем самым 
создает   условия   для   процветания   всего  негативного  в  нем.  
    Немаловажно  также  то,  что  бездействие по отношению к детям, 
которые проживают в семьях с низким уровнем жизни, может привести к 
увеличению   масштабов   бедности  в  будущем.  Бедность  порождает  
бедность,  она  может  расти подобно снежному кому. Для республики, 
основная   часть   населения   которой  еще  далека  от  достижения  
жизненного достатка, это может привести к необратимым последствиям. 
    Традиция   народной   взаимовыручки   в   современных  условиях  
представляется   как  бескорыстное  вложение  средств  на  обучение  
молодого     сонаслежника,    сородича,    земляка    с    высокими    
интеллектуальными  способностями, но не имеющего в силу объективных 
жизненных  обстоятельств  материальных  ресурсов,  достаточных  для  
обучения  в высшем учебном заведении (имеет только одного родителя, 
из многодетной семьи, сирота).

                    Механизм развития традиции

    В    настоящее    время    есть   понимание   того,   что   для   
немногочисленного народа республики каждая умная голова должна быть 
на  счету.  Сегодня  многие удостоверились в том, что действительно 
сообща  можно сделать самые разные добрые дела. Население понимает, 
что  всем  миром  можно реально повысить интеллектуальный потенциал 
нации   через   взращивание   молодежи,   проявляющей   незаурядные   
способности  к разным наукам. Народ знает, что доброе дело окупится 
сторицей, когда молодые люди, получив блестящее образование, станут 
лидерами  науки и практики и дадут толчок для развития последующего 
поколения.   Люди  видят,  что  совместными  силами  государства  и  
общества  можно дать каждому таланту возможность сделаться тем, кем 
он   способен,   используя   единственный,   проверенный  веками  и  
тысячелетиями      способ:      дать      человеку     образование.     
    В  республике,  хранящей  и передающей от поколения к поколению 
многовековые традиции, народная взаимовыручка для получения высшего 
образования  молодежью  реальна  на  уровне наслега, улуса, города. 
    Наслег вполне может взвалить на свои плечи расходы, связанные с 
обучением  одного  одаренного  молодого  человека. Расходы включают 
плату  за  обучение,  ежемесячную стипендию и проезд в оба конца на 
время  летних  каникул.  Эта  сумма  собирается  путем  объединения  
денежных  средств  наслежной администрации и средств, вырученных от 
сдачи молока, мяса и другой сельскохозяйственной продукции жителями 
наслегов.  Такой формой народной взаимовыручки один наслег содержит 
одного   студента.   Того,   кто   будет   обучаться  на  наслежном  
обеспечении,  решает  народный  сход,  учитывая рекомендации школы, 
туолбэ, мнения односельчан.
    Такой   подход   взяли   на   практическое  вооружение  наслега  
Хангаласского  улуса,  руководствуясь рекомендациями второго Форума 
общественности улуса, который был посвящен активизации человеческих 
ресурсов  и проведен в середине апреля 2004 года в г. Покровске. На 
Форуме  представители  всех  наслегов  пришли к единому мнению, что 
путь  к повышению уровня жизни лежит через практические общие дела. 
Поэтому  общественность  приняла рекомендации, первый пункт которых 
говорит  о  создании  Фондов  развития  села  (ФОРС), нацеленных на 
главные  дела,  к  которым отнесена поддержка образования молодежи. 
Улус  может  обучать столько студентов, сколько в нем наслегов. При 
этом расходы на высшее образование талантливой молодежи из наслегов 
включаются   в   улусный   бюджет.   Основными   критериями  отбора  
претендентов  на  получение  высшего  образования  за  счет улусных 
средств  являются:  высокие  достижения  в  учебе  и в общественных 
делах,  принадлежность  к социально незащищенным слоям, ходатайство 
народного    схода,   желание   получить   дефицитную   для   улуса   
специальность, договор, обязывающий будущего специалиста отработать 
определенный   срок   в   родном   улусе.  Якутская  интеллигенция,  
проживающая  в  столице,  как  правило,  держит свои связи со своей 
малой родиной через землячества или общества, объединяющие выходцев 
из  одного  улуса.  В г. Якутске практически действуют общественные 
объединения   всех   улусов   республики.   Это  достаточно  мощная  
общественная    сила,    которой    по    плечу   обучение   одного   
студента-земляка  из  числа  сирот.  На  свои  средства и по своему 
видению  интеллигенция  даже  может разработать и реализовать целые 
проекты,   поскольку   она   как  никто  другой  знает,  что  рынок  
безжалостен  по  отношению  к человеческой индивидуальности. Пришло 
время,   когда   якутская   интеллигенция   может   подняться  выше  
ностальгических  чувств,  выйти  за пределы эпизодических дружеских 
встреч,  перейти  от  проведения  отдельных  юбилеев,  дней  улуса,  
ысыахов  к перспективным делам. Поддержка образования молодых - это 
жизненный   долг   состоявшейся   личности.  Истинный  смысл  долга  
заключается  в  уважении  к  праву  на  достойную жизнь, к праву на 
образование,  на  интеллектуальное развитие, на доступ к культурным 
ценностям другого человека, который моложе по возрасту, материально 
слабее,  обделен  родительской  заботой,  поддержкой близких людей. 
Таким образом, народная взаимовыручка для обучения в высших учебных 
заведениях  республики,  страны  и  зарубежья  способной  к  учению  
молодежи,   относящейся   к   социальному  слою  с  низким  уровнем  
материального  благосостояния, практически осуществима в республике 
на        наслежном,        улусном,       городском       уровнях.       
    Сострадание,   общинность,  греховность  индивидуализма  -  это  
исконно национальные духовные ценности, которые есть в генетической 
памяти  нашего  народа.  Время  для  активизации  этих человеческих 
ресурсов   наступило.   Народная   взаимовыручка   как   проявление   
национальной жизнестойкости народа необходима сейчас, когда нависла 
реальная  угроза  развитию  человеческого  потенциала  молодежи, от 
которой    зависит    достойное    будущее   республики.   Народная   
взаимовыручка   как   самобытная   форма   общественной  активности  
востребована  временем,  которое  торопит  с созданием гражданского 
общества,   без   которого   невозможно   общение   на   равных   в   
цивилизованном  мире.  Важен  запуск  новой гражданской инициативы. 
Начало  требует  того, чтобы интеллектуальная элита как ядро народа 
инициировала   новую   поведенческую  формулу  общества  через  все  
известные  способы  и  методы,  все  каналы воздействия на сознание 
широких   слоев   населения,  то  есть  осуществляло  массированное  
воздействие        на       духовную       сущность       человека.       





Информация по документу
Читайте также