Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 № 191-рПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 16 марта 2009 года № 191-р Об утверждении ведомственной программы «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Саха (Якутия) на 2009-2012 годы» В целях государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Саха (Якутия) и для участия в конкурсе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по отбору региональных программ по созданию и развитию региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1096 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации»: 1. Утвердить ведомственную программу «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Саха (Якутия) на 2009-2012 годы» в рамках реализации Республиканской целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Саха (Якутия) на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2008 года № 197, согласно приложению к настоящему распоряжению. 2. Определить Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) уполномоченным органом Республики Саха (Якутия), осуществляющим взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по участию в конкурсах, проводимых в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446. 3. Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Дмитриев Р.Г.) обеспечить участие Программы от Республики Саха (Якутия) в конкурсах, проводимых в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. 4. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Дмитриев Р.Г.), осуществить финансирование ведомственной программы «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Саха (Якутия) на 2009-2012 годы» в пределах предусмотренных средств в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009-2012 годы по подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство». 5. Опубликовать настоящее распоряжение в республиканских газетах «Якутия» и «Саха сирэ». 6. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова А.И. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ Утверждена распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2009 года № 191-р ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009-2012 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Наименование программы |Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских| | |кооперативов | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Основание для разработки программы |1) ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года №| | |193-ФЗ. | | |2) ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года №| | |264-ФЗ. | | |3) Государственная программа развития сельского хозяйства и| | |регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и| | |продовольствия на 2008-2012 годы (постановление Правительства| | |Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446). | | |4) государственная целевая программа «Социально-экономическое| | |развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» (Закон| | |Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 488-З № 991-III). | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Заказчик программы |Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Основные разработчики программы |Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) | | |Якутский филиал ОАО «Россельхозбанк» | | |ФГОУ ВПО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Цель программы |Повышение уровня доходов малых форм хозяйствования на селе за счет| | |обеспечения прироста объема реализации произведенной ими продукции,| | |а также повышения доступности финансово-кредитного обеспечения| | |малых форм хозяйствования на селе | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Основные задачи |развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих| | |кооперативов, включая кредитные, различных уровней, для повышения| | |эффективности деятельности малых форм хозяйствования на селе; | | |наращивание материально-технической базы сельскохозяйственных| | |потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке| | |сельскохозяйственной продукции, а также обслуживанию сельского| | |населения, включая кредитные кооперативы; | | |увеличение доли реально работающих кооперативов; | | |подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных| | |потребительских кооперативов; | | |повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения| | |существующих и создания новых рабочих мест. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Участники программы |Республиканский снабженческо-сбытовой потребительский кооператив| | |«Сахаагропродукт». | | |Сельскохозяйственные потребительские кооперативы:| | |снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, в том числе| | |кредитные, различных уровней. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Основные мероприятия программы |Реализация комплекса мер, направленных на достижение поставленной| | |цели: | | |совершенствование нормативного и правового обеспечения деятельности| | |сельскохозяйственных потребительских кооперативов; | | |развитие финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных| | |потребительских кооперативов; | | |развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение| | |информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения| | |деятельности кооперативов; | | |поддержка при создании и организации деятельности| | |сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных| | |уровней, ревизионных союзов; | | |совершенствование механизмов предоставления государственного и| | |муниципального имущества, в т. ч. земель, для развития малых форм| | |хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских| | |кооперативов, включая формирование региональных и муниципальных| | |гарантийных и залоговых фондов; | | |укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров| | |для сельскохозяйственных потребительских кооперативов; | | |мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения| | |программы. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Сроки и этапы реализации программы |2009-2012 годы | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Исполнители программы |Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Объёмы и источники финансирования |Объем финансирования на реализацию программы на период 2009-2012| | |годы составляет в ценах соответствующих лет 1698,012 млн. рублей, в| | |том числе: | | |за счет регионального бюджета – 582,612 млн. рублей, в том числе по| | |годам: | | |2009 год – 145,653 млн. руб., | | |2010 год – 145,653 млн. руб., | | |2011 год – 145,653 млн. руб., | | |2012 год – 145,653 млн. руб. | | |за счет внебюджетных источников – 1115,4 млн. рублей, в том числе| | |по годам: | | |2009 год – 194,7 млн. руб., | | |2010 год – 244,5 млн. руб., | | |2011 год – 303,4 млн. руб., | | |2012 год – 372,8 млн. руб. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Целевые индикаторы |Показатели программы: | |и показатели программы |увеличение удельного веса работающих сельскохозяйственных| | |потребительских кооперативов с 91% в 2008 году до 96% в 2012 году| | |от числа зарегистрированных; | | |увеличение удельного веса сельскохозяйственных потребительских| | |кооперативов, объединенных в региональные системы (кооперативы| | |второго и последующего уровня) с 2,7% в 2008 году до 48% в 2012| | |году от числа зарегистрированных; | | |увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг, включая| | |проценты к получению по кредитным кооперативам) в расчете на 1| | |работающий сельскохозяйственный потребительский кооператив 1-го| | |уровня на 6,3 % в 2012 году по сравнению с 2008 годом и 2-го уровня| | |на 19,5 % в 2012 году по сравнению с 2008 годом (с учетом| | |инфляции); | | |увеличение численности среднегодовых работников в| | |сельскохозяйственных потребительских кооперативах, - с 2,164 тыс.| | |чел. в 2008 году до 2,299 тыс. чел. в 2012 году; | | |увеличение охвата кооперативными отношениями сельского населения| | |(соотношение числа членов кооперативов к числу сельского населения| | |в регионе) с 28% в 2008 году до 50 % в 2012 году. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые результаты реализации|увеличение количества сельскохозяйственных потребительских| |программы |кооперативов, объединенных в региональную систему, с 7 до 176 за| | |2008-2012 годы; | | |создание 135 новых рабочих мест в сельской местности; | | |увеличение объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) в| | |сельскохозяйственных потребительских кооперативах: | | |1-го уровня - с 626,1 млн. руб. в 2008 году до 965,6 млн. руб. в| | |2012 году; | | |2-го уровня – с 56,91 млн. руб. в 2008 году до 197,4 млн. руб. в| | |2012 году; | | |прирост объема реализации сельхозпродукции, произведенной КФХ и| | |хозяйствами населения за 2008-2012 годы на 8,5%. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| |Система управления и контроля |Реализация Программы координируется Министерством сельского| | |хозяйства Республики Саха (Якутия). | | |Министерство сельского хозяйства ежегодно Республики Саха (Якутия)| | |готовит и опубликовывает доклад о ходе и результатах реализации| | |Программы. | | |Экспертная комиссия, созданная в установленном порядке для оценки| | |результатов реализации направлений Программы, составляет| | |заключение, содержащее оценку результатов реализации и| | |эффективности Программы, степень достижения целей государственной| | |аграрной политики, а также рекомендации об изменении таких| | |направлений. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————| 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В сельской местности Республики Саха (Якутия) проживает 328 тыс. человек, или 34% от общей численности населения. Имеется 467 сел и 90 мелких поселений перспективного проживания населения. Всего в сельскохозяйственном производстве занято 374 сельхозпредприятия, 275 родовых общин, 170 подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций, 4 280 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и 87,6 тыс. личных подсобных хозяйств населения (далее – ЛПХ) (по состоянию на 1 января 2009 года). При этом на долю малых форм хозяйствования (КФХ и ЛПХ) приходится 85 % всего поголовья скота, 60 % свиней, 60 % лошадей, 12 % домашних оленей, производится 86 % мяса и 88 % молока. За 2008 год малыми формами хозяйствования произведено 81,3 % валовой продукции сельского хозяйства республики (12,6 млрд. рублей), что говорит о решающей роли крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения в продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональных и локальных продовольственных рынках. В целом сдерживающими факторами развития сельского хозяйства являются мелкоконтурность сельскохозяйственных угодий, рискованность ведения земледелия в условиях вечной мерзлоты, транспортная недоступность сельских поселений, высокая себестоимость производства и переработки сельскохозяйственной продукции в условиях Крайнего Севера, поэтому средний объем валовой продукции на 1 хозяйство (КФХ и ЛПХ) составляет всего 137 тыс. рублей по итогам 2008 года. По сельскохозяйственным организациям, родовым общинам и подсобным хозяйствам данный показатель составляет 3,5 млн. рублей. Таким образом, производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Нерешенными остаются ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем. Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Во-вторых, главы КФХ и ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредитования, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации. В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, преобладает ручной труд. В-третьих, сельское население испытывает существенные трудности в получении нормативно-правовой информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации. В-четвертых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при реализации государственной аграрной политики в Республике Саха (Якутия). Важную роль играют крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, сельские предприниматели в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения. Они способствуют сохранению сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны, освоению отдаленных и труднодоступных территорий страны. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений. Самостоятельно решить вышеуказанные проблемы в настоящее время могут лишь крупные хозяйствующие субъекты. Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения вышеуказанных проблем среди малых форм хозяйствования является создание крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельскими предпринимателями сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Сельскохозяйственная потребительская кооперация играет исключительную роль в укреплении экономического потенциала, конкурентоспособности и социального статуса сельскохозяйственных производителей, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции. Развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации в агропромышленном комплексе республики способствовали: реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК», объективная потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии небанковской кредитной системы в сельских поселениях. В настоящее время в республике функционирует 171 сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив. Географический ареал деятельности кредитных кооперативов в республике весьма широк, они зарегистрированы в 22 муниципальных районах: в Мегино-Кангаласском (19 кредитных кооперативов), Чурапчинском (16), Вилюйском (15), Намском (13), Таттинском (12), Амгинском, Сунтарском, Хангаласском (по 11), Ленском (2), Абыйском, Алданском, Жиганском, Верхнеколымском, Усть-Янском, Усть-Майском (по 1). Государственная поддержка сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в 2006-2007 годах составила 154 млн. рублей, в том числе на создание фонда финансовой взаимопомощи - 58,2 млн. рублей, строительство летних ферм (сайылыков) -76,4 млн. рублей, конебаз - 12,1 млн. рублей, информационное обеспечение - 7,3 млн. рублей. Наиболее крупным по количеству пайщиков является СХКПК «Рост» с. Немюгюнцы Хангалассского улуса в составе которого 400 членов. По размеру паевого фонда (7,8 млн. рублей), сумме кредитных средств (13,1 млн. рублей), размеру фонда финансовой взаимопомощи (13,0 млн. рублей) лидирует СХКПК «ОВК-МаганЪ» г. Якутска, созданный в 2007 году. Первое место по привлеченным сбережениям населения (3,0 млн. рублей) и количеству выданных займов (737 ед.) занимает СХКПК «Эркээни-финанс» с. Октемцы Хангаласского улуса. В среднем действующий сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив насчитывает около 90 членов-пайщиков и выдает займы на сумму около 1,0 млн. рублей, средний размер займа составляет 16,8 тыс. рублей. Процентные ставки по предоставляемым займа колеблются от 14 до 60 %, по срокам займы предоставляются до 3 месяцев, в некоторых кооперативах - до 6 месяцев. Основным направлением деятельности кооперативов является потребительское кредитование сельского населения. Доля потребительских займов составляет 58 %, на производственные нужды 42%, в том числе на приобретение кормов - 10%, ГСМ - 10%, приобретение сельхозживотных - 9%, сельхозтехники - 8%, строительство - 3%, приобретение запасных частей - 2%. В структуре заемщиков сельское население составляет 60% (потребительские нужды), ЛПХ - 32%, КФХ - 4%, сельскохозяйственные организации - 4%. Сложившаяся структура заемщиков показывает, что текущих возможностей сельских кредитных кооперативов недостаточно для удовлетворения потребности сельскохозяйственных организаций и крупных крестьянских (фермерских) хозяйств в оборотных средствах для развития производства. По данным органов государственной статистики на 1 января 2009 года в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 94 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 43 сельскохозяйственных потребительских кооператива по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции. Также функционируют 9 сельскохозяйственных потребительских кооперативов по материально-техническому снабжению (далее - СПоК МТС), этими кооперативами оказываются услуги по ремонту сельскохозяйственной техники, по вспашке сельскохозяйственных угодий, уборке урожая и снабжению материально-техническими ресурсами пайщиков. С 2007 года в республике организована работа по оптимизации структуры перерабатывающих кооперативов на основе схемы размещения объектов сельскохозяйственного производства в населенных пунктах и инфраструктуры. В целях завершения цепочки обращения капитала «производство-переработка-сбыт» на базе перерабатывающих кооперативов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями, в 2008 году был образован республиканский сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив второго уровня — РСХССПК «Сахаагропродукт», его членами являются 6 сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции. Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации заключаются в следующем: общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства (слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК и др.); ускоренное развитие за счет инвестиций акционерных компаний, обществ с ограниченной ответственностью, специализирующихся на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции; незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в значительной территориальной рассредоточенности КФХ и ЛПХ, их дифференциации, инерционной неготовности сельского населения к кооперированию и совместному управлению нажитым капиталом; несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения. Требуют совершенствования федеральные законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве» в части уточнения статуса этих хозяйств, «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» в части упорядочения землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки этих объединений. В недостаточной степени отражена специфика кооперативов в Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации. Требует корректировки Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», а также разработка нормативно-правовых актов по его более эффективной реализации; недостаточный охват сельских поселений сетью сельских информационно-консультационных служб, что усугубляется дефицитом квалифицированных кадров, способных содействовать развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Сфера глубокой переработки сельхозпродукции в республике почти полностью занята крупнейшими коммерческими компаниями, которые ускоренно наращивают производственные мощности, потребительские кооперативы сельхозтоваропроизводителей сосредоточены на закупке, хранении и первичной переработке сельхозсырья. Кроме того, в республике неразвит рынок сбыта сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей. Неразвитость обусловлена следующими факторами: отсутствием координирующей структуры управления сбыта сельскохозяйственной продукции на потребительском рынке, особенно в промышленных центрах и крупных городах; низким уровнем использования производственных мощностей в большинстве перерабатывающих организаций из-за отсутствия инфраструктуры, спецтехники для вывоза сырья, сезонности при поставках сырья товаропроизводителями; низким темпом оборачиваемости товарных запасов ввиду «сезонности» при производстве и потреблении продукции, что приводит к узкому ассортименту товаров (в основном превалирует производство масла сливочного); отдаленностью и бездорожьем в транспортной схеме доставки сырья и готовой продукции, отсутствием модернизированного складского хозяйства, специальной техники, слабым мониторингом в области маркетинга; отсутствием источников финансирования расходов на строительство и модернизацию производственных объектов: инвестиции направляются, в основном, на кредиты, которые недоступны большинству товаропроизводителей республики; значительными потерями добавочной стоимости (доходов) от реализации готовой продукции из-за наличия цепочки посредников и дополнительных расходов транспортировки, аренды складских помещений при реализации самими товаропроизводителями. Новым фактором, стимулирующим объединение личных подсобных хозяйств населения и крестьянских хозяйств, занимающихся молочным скотоводством, в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, является принятие Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», согласно которому ужесточаются требования к сдатчикам сырого молока. Практиковавшаяся до настоящего времени сдача молока ручного доения, а также в любой таре, уже не допускается, поэтому требуется техническое перевооружение в части приобретения механизированных доильных установок, охладителей молока, молоковозов и т.д. Средства на техническое перевооружение возможно изыскать только при объединении разрозненных личных подсобных хозяйств населения и крестьянских хозяйств в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. 2. Цель и задачи программы Цель – повышение уровня доходов малых форм хозяйствования на селе за счет обеспечения прироста объема реализации произведенной ими продукции, а также повышения доступности финансово-кредитного обеспечения малых форм хозяйствования на селе. Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих основных задач: развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, для повышения эффективности деятельности малых форм хозяйствования на селе; наращивание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживанию сельского населения, включая кредитные кооперативы; увеличение доли реально работающих кооперативов; подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест. Таблица 1 Целевые индикаторы реализации программы |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Показатели |2008 год (база)| |Годы реализации| | | | | | |программы | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| | | |2009 |2010 |2011 |2012 | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Количество | |106 |110 |64 |67 | |сельскохозяйственных | | | | | | |потребительских |351 | | | | | |кооперативов, всего, в| | | | | | |том числе в разбивке| | | | | | |по видам кооперативов,| | | | | | |единиц | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |1) перерабатывающие |47 |4 |6 |8 |9 | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |2) снабженческие |47 |2 |4 |6 |8 | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |3) обслуживающие|261 |100 |100 |50 |50 | |(включая кредитные) | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Удельный вес| | | | | | |работающих | | | | | | |сельскохозяйственных | | | | | | |потребительских | | | | | | |кооперативов, всего, в| | | | | | |том числе в разбивке| | | | | | |по видам кооперативов,| | | | | | |% | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |1) перерабатывающие |91,4 |100 |100 |100 |100 | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |2) снабженческие |100 |100 |100 |100 |100 | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |3) обслуживающие|70,8 |98 |98 |100 |100 | |(включая кредитные) | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Доля |3,4 |43 |43 |81 |67 | |сельскохозяйственных | | | | | | |потребительских | | | | | | |кооперативов, | | | | | | |объединенных в| | | | | | |региональные системы| | | | | | |(кооперативы второго и| | | | | | |последующего уровня),| | | | | | |всего, в том числе в| | | | | | |разбивке по видам| | | | | | |кооперативов, % | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |1) перерабатывающие |12 |100 |100 |100 |100 | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |2) снабженческие |2 |100 |50 |66 |75 | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |3) обслуживающие|- |40 |40 |80 |60 | |(включая кредитные) | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Выручка от реализации|626,1 |711,3 |793,0 |878,4 |965,6 | |продукции (работ,| | | | | | |услуг, включая| | | | | | |проценты к получению| | | | | | |по кредитным| | | | | | |кооперативам) по| | | | | | |кооперативам 1-го| | | | | | |уровня, млн. руб. | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Выручка от реализации|2276 |2446 |2484 |2522 |2560 | |продукции (работ,| | | | | | |услуг, включая| | | | | | |проценты к получению| | | | | | |по кредитным| | | | | | |кооперативам) в| | | | | | |расчете на 1| | | | | | |работающий | | | | | | |сельскохозяйственный | | | | | | |потребительский | | | | | | |кооператив 1-го| | | | | | |уровня, тыс. руб. | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Выручка от реализации|56,9 |128,2 |148,7 |172,1 |197,4 | |продукции (работ,| | | | | | |услуг, включая| | | | | | |проценты к получению| | | | | | |по кредитным| | | | | | |кооперативам) по| | | | | | |кооперативам 2-го| | | | | | |уровня, млн. руб. | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Выручка от реализации|56910 |64100 |49566 |57366 |65800 | |продукции (работ,| | | | | | |услуг, включая| | | | | | |проценты к получению| | | | | | |по кредитным| | | | | | |кооперативам) в| | | | | | |расчете на 1| | | | | | |работающий | | | | | | |сельскохозяйственный | | | | | | |потребительский | | | | | | |кооператив 2-го| | | | | | |уровня, тыс. руб. | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Численность |2164 | |2234 | |2299 | |среднегодовых | | | | | | |работников в| |2209 | |2264 | | |сельскохозяйственных | | | | | | |потребительских | | | | | | |кооперативах, человек | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| |Охват кооперативными| |20,6 | |28,2 |32 | |отношениями сельского| | | | | | |населения (соотношение| | | | | | |числа членов|16,8 | |24,4 | | | |кооперативов к числу| | | | | | |сельского населения в| | | | | | |регионе), % | | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————| Оценка результатов Программы будет проводиться методами отслеживания соответствующих показателей в динамике по статистическим и оперативным данным. 3. Система программных мероприятий Для создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусмотрены следующие программные мероприятия: совершенствование нормативного и правового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; развитие финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов; развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов; поддержка при создании и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, ревизионных союзов; совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества, в т. ч. земель, для развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая формирование региональных и муниципальных гарантийных и залоговых фондов; укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов; мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения программы. 3.1. Совершенствование нормативного и правового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов В рамках данного мероприятия программы предусматривается: разработка проектов предложений для совершенствования федерального законодательства в сфере сельскохозяйственной потребительской кооперации; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)» от 11 октября 2006 года 381-З № 755-III и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая уровневые; разработка проектов разрешительно-распорядительных документов, способствующих созданию условий для развития малых форм хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 3.2. Развитие финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов Государственная поддержка системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Саха (Якутия) предусмотрена в мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, а также Государственной целевой программы «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы», принятой Законом Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 488-З № 991-III. Механизмы государственной поддержки основываются на положениях Бюджетного кодекса РФ, федеральных, республиканских и муниципальных целевых программ, а также Программы участия ОАО «Россельхозбанк» в создании сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Государственная система финансово-кредитной поддержки участников программы направлена на расширение их доступа к рынку услуг и кредитных ресурсов. Основными направлениями финансово-кредитной поддержки СПоК являются: финансирование СПоК в рамках реализации федеральных, республиканских и муниципальных программ поддержки сельхозтоваропроизводителей и малого предпринимательства; формирование и пополнение Фонда залогового обеспечения по банковским кредитам, займам лизинговых организаций, займам, предоставляемым СПоК микрофинансовыми организациями и фондами; предоставление действующим и вновь создаваемым кооперативам целевых долгосрочных кредитов и субсидий на техническое перевооружение, строительство и ремонт производственных и складских помещений; субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, предоставляемым СПоК коммерческими банками, микрофинансовыми структурами и фондами, на развитие и пополнение оборотных средств. Выделение средств на реализацию программных мероприятий из федерального бюджета осуществляется на основе Соглашения, заключаемого между Минсельхозом России и Минсельхозом Республики Саха (Якутия) в качестве уполномоченного Правительством Республики Саха (Якутия) органа исполнительной власти по финансированию мероприятий по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации. Порядок и условия предоставления государственной поддержки субъектам сельскохозяйственной потребительской кооперации за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) определяется положениями и правилами, утверждаемыми Правительством Республики Саха (Якутия). 3.3. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Развитие инфраструктуры сельскохозяйственной потребительской кооперации будет подкреплено следующими мерами: создание сельскохозяйственных рынков с предоставлением постоянных торговых мест сельскохозяйственным потребительским кооперативам; проведение регулярных и сезонных ярмарок; организация логистических центров по организации сбыта сельскохозяйственной продукции. Информационное и консультационное обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает: формирование на региональном и муниципальном уровнях системы информационного обеспечения через республиканский и районные сельские консультационные центры; оказание консалтинговых и аутсорсинговых услуг; проведение семинаров, круглых столов, издание и распространение информационных материалов (листовок, статей, брошюр, справочников, каталогов и др.), методическая помощь в разработке брендов, бизнес-планов, в других направлениях деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; создание сети демонстрационных центров по основным направлениям деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целях демонстрации передового опыта ведения сельскохозяйственного производства, агробизнеса, апробации и распространения передовых технологий; информационную поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам через средства массовой информации и глобальную сеть Интернет; издание периодического издания в целях оперативного информационного обеспечения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, других сельскохозяйственных товаропроизводителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. 3.4. Создание и организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, ревизионных союзов Одним из условий успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе является создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Система сельскохозяйственных потребительских кооперативов включает в себя совокупность кооперативов различных видов и уровней в организационно-правовом и функциональном отношениях, объединенных: в единый союз на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; в хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с кооперативными организациями и их объединениями (союзами) и успешно конкурировать с крупными организациями АПК. Предусматривается сформировать систему сельскохозяйственной потребительской кооперации по принципу трёхступенчатой системы. Базисными организациями (организациями первого уровня) в этом случае являются местные сельскохозяйственные потребительские кооперативы. На республиканском уровне создаются региональные кооперативы (кооперативы второго уровня). Второй уровень формируется кооперативами на добровольной основе путем создания ряда кооперативных структур (регионального кооператива, союза, учебно-консультационного и информационного центра). Стратегия развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает поэтапное формирование многоуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями и организациями. Для создания благоприятных условий для развития действующих и создания новых СПоК необходимо, в первую очередь, обеспечить взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и СПоК по таким направлениям, как: подготовка и заключение договоров о сотрудничестве между органами государственной власти, органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) и СПоК; содействие созданию СПоК – предоставление муниципальных нежилых помещений для размещения, установление дифференцированных ставок арендной платы за пользование муниципальными помещениями, привлечение средств массовой информации для информирования населения о деятельности СПоК; оказание помощи в развитии их материально-технической базы; подготовка и повышение квалификации специалистов СПоК всех направлений; дальнейшее развитие учрежденного в 2008 году сельскохозяйственными потребительскими перерабатывающими кооперативами улусов республиканского снабженческо-сбытового потребительского кооператива второго уровня; создание в 2009 году республиканского сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (РСПКК) второго уровня; стимулирование объединения разрозненных личных подсобных хозяйств населения и крестьянских хозяйств в наслежные сельскохозяйственные потребительские кооперативы для обеспечения организованной сдачи сырого молока согласно требованиям Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; функционирование в каждом муниципальном районе нескольких сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения, имеющих развитую филиальную сеть и сеть представителей в сельских поселениях. 3.5. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов Одним из сдерживающих факторов эффективной работы действующих и вновь создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов является низкий уровень квалификации их руководителей и специалистов. Для успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходима постоянно действующая система подготовки и повышение квалификации глав крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств населения, сельских предпринимателей, специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, информационно-консультационных организаций, государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Предусматриваются следующие мероприятия: создание и поддержка деятельности методического центра (информационно-консультационного центра) по обучению специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе на базе действующих кооперативов (1-го уровня и 2-го уровня); подготовка кадров в сельской местности в целом для организации обучения безработных граждан (через центры занятости) основам предпринимательской деятельности, осуществления правовой, организационно-методической поддержки начинающим предпринимателям из числа безработных и незанятых граждан; разработка на конкурсной основе программ обучения специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; проведение семинаров, конференций, «круглых столов»; изучение и распространение положительного опыта деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; переподготовка руководителей и специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов: на базе Регионального учебно-методического центра и Института повышения квалификации работников АПК при ФГОУ ВПО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия»; на базе демонстрационных центров по основным направлениям деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целях демонстрации передового опыта ведения сельскохозяйственного производства, агробизнеса, апробации и распространения передовых технологий. 3.6. Мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения программы Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации настоящей Программы и представляет в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) доклады о ее выполнении. Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) ежегодно до 15 мая готовит и публикует доклад о ходе и результатах реализации Программы. В докладе дается оценка хода реализации Программы за прошедший год ее реализации в целом и по ее направлениям. По каждому направлению анализируется выполнение намеченных задач, достижение запланированных показателей (индикаторов) и эффективность использования бюджетных средств. Доклад представляется в установленном порядке в Правительство Республики Саха (Якутия), а после утверждения направляется в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и публикуется в средствах массовой информации. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» создается экспертная комиссия, которая ежегодно составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности по каждому направлению Программы, степень достижения целей государственной аграрной политики и рекомендации об изменении таких направлений. Заключение экспертной комиссии направляется в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и публикуется в средствах массовой информации. 4. Социально-экономическая эффективность Программы Реализация комплекса программных мероприятий позволит: увеличить количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования на селе, расширить перечень и объемы предоставляемых услуг; повысить образовательный уровень руководителей и специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и участников предпринимательской деятельности; создать дополнительно не менее 135 новых рабочих мест в сельской местности с повышением общего уровня занятости сельского населения; обеспечить рост доходов сельского населения от ведения сельскохозяйственного производства и осуществления предпринимательской деятельности. В качестве основных индикаторов ожидаемой эффективности реализации Программы предлагается динамика конкретных показателей экономического роста, отражающих количество действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе вновь созданных, а также рост численности членов кооперативов. Таблица 2 Социально-экономическая эффективность реализации Программы |——————————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————| |Показатель |2008 г. (база) |2009 г. |2010 г. |2011 г. |2012 г. |Отклонение | | | | | | | | |2012 г. от 2008 г.| | |——————————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————| |Выручка от реализации|626,1 | |793,0 | |965,6 |339,5 |154,2 | |продукции (работ,| | | | | | | | |услуг, включая| |711,3 | |878,4 | | | | |проценты к получению| | | | | | | | |по кредитным| | | | | | | | |кооперативам), млн.| | | | | | | | |руб. | | | | | | | | |——————————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————| |Численность |2164 | |2234 | |2299 |135 |106,2 | |среднегодовых | | | | | | | | |работников в| |2209 | |2264 | | | | |сельскохозяйственных | | | | | | | | |потребительских | | | | | | | | |кооперативах, человек | | | | | | | | |——————————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————| |Выручка от реализации|289 | |355 | |420 |131 |145,3 | |продукции (работ,| | | | | | | | |услуг, включая| | | | | | | | |проценты к получению| |322 | |388 | | | | |по кредитным| | | | | | | | |кооперативам) в| | | | | | | | |расчете на 1| | | | | | | | |среднегодового | | | | | | | | |работника, тыс. руб. | | | | | | | | |——————————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————| |Среднемесячная оплата|8366 | |10450 | |13100 |4734 |156,6 | |труда работника в| |9370 | |11700 | | | | |кооперативе, руб./чел.| | | | | | | | |——————————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————| |Полная себестоимость|618,1 |695,1 |773,6 |856,8 |933,0 |314,9 |150,9 | |продукции (работ,| | | | | | | | |услуг), млн. руб. | | | | | | | | |——————————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————| |Прибыль, млн. руб. |8,0 |16,2 |19,4 |21,6 |32,6 |24,6 |407,4 | |——————————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————|——————————————————| Таблица 3 Расчет эффективности расходования финансовых средств по программе |———————————————————————|————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| | Показатели | Ед. | 2009 г | 2010 г | 2011 г. | 2012 г. |Всего за 4| | | изм. | | | | | года | |———————————————————————|————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Выручка от реализации | млн. | | 793,0 | | 965,6 | | |продукции (работ, | руб. | | | | | | |услуг, включая проценты| | | | | | | |к получению по | | | | | | | |кредитным кооперативам)| | | | | | | |(ТП) | | 711,3 | | 878,4 | | 3348,4 | |———————————————————————|————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Ежегодный прирост | млн. | 85,2 | 81,8 | 85,4 | 87,1 | 339,5 | |выручки от реализации | руб. | | | | | | |продукции (работ, | | | | | | | |услуг, включая проценты| | | | | | | |к получению по | | | | | | | |кредитным кооперативам)| | | | | | | |(?ТП) | | | | | | | |———————————————————————|————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Финансирование | млн. | 340,3 | 390,153 | 449,053 | 518,453 | 1698,012 | |программы - всего (Ф) | руб. | | | | | | |———————————————————————|————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Показатели | % | 25,04 | 20,95 | 19,01 | 16,81 | 19,9 | |эффективности - Эобщ. | | | | | | | |———————————————————————|————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| 5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется по многоканальному принципу: за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем расходов на реализацию Программы составляет 1 698,0 млн. рублей, в том числе: - государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 582,6 млн. рублей; - внебюджетных источников – 1115,4 млн. рублей. Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджетов всех уровней и с учетом фактического выполнения программных мероприятий. При оказании государственной поддержки СПоК будет учитываться эффективность ведения финансово-хозяйственной деятельности и осуществление контроля за целевым использованием выделяемых бюджетных средств, своевременностью возврата средств, выделяемых на возвратной основе. Объемы и источники финансирования Программы по основным разделам в разрезе мероприятий и источников финансирования приведены в таблице 4. Таблица 4 Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники млн. рублей |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| |№ п/п| Мероприятия | Источник |2009 год|2010 год|2011 год| 2012 |Всего за | | | | | | | | год |2009-2012| | | | | | | | | годы | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 1 | Совершенствование | | | | | | | | | нормативного и | | | | | | | | | правового обеспечения | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | сельскохозяйственных | | | | | | | | | потребительских | | | | | | | | | кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 1.1 |Подготовка |Региональный | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | | |разрешительно - |бюджет | | | | | | | |распорядительных и | | | | | | | | |законодательных | | | | | | | | |документов, необходимых| | | | | | | | |для реализации | | | | | | | | |программы | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 1.2 |Внесение необходимых | | | | | | | | |изменений в действующие| | | | | | | | |нормативно-правовые | | | | | | | | |акты, регулирующие | | | | | | | | |деятельность | | | | | | | | |сельскохозяйственных | | | | | | | | |потребительских | | | | | | | | |кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 2 | Развитие | | | | | | | | | финансово-кредитной | | | | | | | | | поддержки | | | | | | | | | сельскохозяйственных | | | | | | | | | потребительских | | | | | | | | | кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 2.1 |Пополнение оборотных | | | | | | | | |средств | | | | | | | | |перерабатывающих СПоК | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 2.2 |Субсидирование части |Региональный | 35,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 | 140,0 | | |затрат на уплату |бюджет | | | | | | | |процентов по | | | | | | | | |привлеченным кредитам | | | | | | | | |сельскохозяйственных | | | | | | | | |кредитных | | | | | | | | |потребительских | | | | | | | | |кооперативов в | | | | | | | | |российских кредитных | | | | | | | | |организациях | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 2.3 |Софинансирование СПоК |Внебюджетные | 100,0 | 120,0 | 150,0 | 200,0 | 570,0 | | |на организацию |средства | | | | | | | |выращивания и откорма | | | | | | | | |молодняка крупного | | | | | | | | |рогатого скота | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Региональный | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 20,0 | | | |бюджет | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 2.4 |Софинансирование СПоК |Региональный | 16,0 | 16,0 | 16,0 | 16,0 | 64,0 | | |на организацию летних |бюджет | | | | | | | |ферм по обслуживанию | | | | | | | | |молочного стада | | | | | | | | |крупного рогатого скота| | | | | | | | |(сайылыков) | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Внебюджетные | 20,0 | 25,0 | 30,0 | 35,0 | 110,0 | | | |средства | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Региональный | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 80,0 | | | |бюджет | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Внебюджетные | 22,0 | 22,0 | 22,0 | 22,0 | 88,0 | | | |средства | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3 |Развитие инфраструктуры| | | | | | | | | (рынки, ярмарки), | | | | | | | | |информационно-консульта| | | | | | | | | ционное обслуживание | | | | | | | | | и научное обеспечение | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.1 |Формирование и|Региональный | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 5,0 | | |сопровождение в рамках|бюджет | | | | | | | |единой системы| | | | | | | | |информационного | | | | | | | | |обеспечения АПК| | | | | | | | |информационной системы| | | | | | | | |малых форм| | | | | | | | |хозяйствования на базе| | | | | | | | |современных систем| | | | | | | | |коммуникации | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.2 |Создание |Региональный | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 7,0 | | |демонстрационных |бюджет | | | | | | | |сельскохозяйственных | | | | | | | | |потребительских | | | | | | | | |кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.3 |Создание логистического|Региональный | - | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 3,0 | | |центра |бюджет | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.4 |Издание и |Региональный | 0,4 | 0,6 | 1,0 | 2,0 | 4,0 | | |распространение |бюджет | | | | | | | |информационных | | | | | | | | |материалов для | | | | | | | | |сельскохозяйственных | | | | | | | | |потребительских | | | | | | | | |кооперативов, в т.ч. | | | | | | | | |брошюр, справочников, | | | | | | | | |каталогов и т.д. Выпуск| | | | | | | | |рекламных материалов и | | | | | | | | |буклетов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.5 |Выпуск периодического |Региональный | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 5,0 | | |издания |бюджет | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Внебюджетные | 0,1 | 0,3 | 0,6 | 1,0 | 2,0 | | | |средства | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.6 |Оказание консалтинговых|Региональный | 0,153 | 0,4 | 0,6 | 0,847 | 2,0 | | |услуг |бюджет | | | | | | | |сельскохозяйственным | | | | | | | | |потребительским | | | | | | | | |кооперативам | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.7 |Поддержка проведения |Региональный | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 10,0 | | |выставок-ярмарок, |бюджет | | | | | | | |научно-практических | | | | | | | | |конференций, совещаний | | | | | | | | |и семинаров по | | | | | | | | |проблемам | | | | | | | | |сельскохозяйственной | | | | | | | | |потребительской | | | | | | | | |кооперации, КФХ, ЛПХ и | | | | | | | | |малого | | | | | | | | |предпринимательства в | | | | | | | | |сельской местности | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Внебюджетные | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 5,0 | | | |средства | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.8 |Создание |Региональный | - | 3,95 | 3,05 | 2,233 | 9,233 | | |сельскохозяйственных |бюджет | | | | | | | |кооперативных рынков | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Внебюджетные | - | 5,0 | 8,0 | 10,0 | 23,0 | | | |средства | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 3.9 |Проведение |Региональный | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 1,0 | 3,1 | | |научно-исследовательски|бюджет | | | | | | | |х работ по вопросам | | | | | | | | |деятельности КФХ, ЛПХ, | | | | | | | | |СПоК | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Внебюджетные | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 1,0 | | | |средства | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| |3.10 |Изучение и |Региональный | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 5,0 | | |распространение |бюджет | | | | | | | |положительного опыта | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | |сельскохозяйственных | | | | | | | | |потребительских | | | | | | | | |кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 4 |Создание и организация | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | сельскохозяйственных | | | | | | | | | потребительских | | | | | | | | |кооперативов различных | | | | | | | | | уровней, ревизионных | | | | | | | | | союзов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 4.1 |Поддержка при создании|Региональный | 40,0 | 35,0 | 30,0 | 25,0 | 130,0 | | |и организации|бюджет | | | | | | | |деятельности СПоК:| | | | | | | | |техническое | | | | | | | | |перевооружение и| | | | | | | | |модернизация | | | | | | | | |производства, создание| | | | | | | | |лаборатории по| | | | | | | | |производственному | | | | | | | | |контролю | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Внебюджетные | 50,0 | 70,0 | 90,0 | 100,0 | 310,0 | | | |средства | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 4.2 |Субвенция на развитие|Региональный | 4,0 | - | - | - | 4,0 | | |сельскохозяйственных |бюджет | | | | | | | |потребительских | | | | | | | | |кредитных кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| |4.3. |Формирование |Внебюджетные | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 5,0 | | |гарантийного фонда|средства | | | | | | | |кредитных кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 5 | Совершенствование | | | | | | | | | механизмов | | | | | | | | | предоставления | | | | | | | | | государственного и | | | | | | | | | муниципального | | | | | | | | | имущества | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | |Формирование |Региональный | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 80,0 | | |региональных и |бюджет | | | | | | | |муниципальных | | | | | | | | |гарантийных и залоговых| | | | | | | | |фондов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 6 | Развитие системы | | | | | | | | |подготовки и повышения | | | | | | | | | квалификации кадров | | | | | | | | | для | | | | | | | | | сельскохозяйственных | | | | | | | | | потребительских | | | | | | | | | кооперативов | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | |Подготовка и повышение|Региональный | 0,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 6,5 | | |квалификации: |бюджет | | | | | | | |- глав КФХ, ЛПХ,| | | | | | | | |сельских | | | | | | | | |предпринимателей; | | | | | | | | |- специалистов| | | | | | | | |сельскохозяйственных | | | | | | | | |потребительских | | | | | | | | |кооперативов, том числе| | | | | | | | |кредитных, их| | | | | | | | |информационно-консульта| | | | | | | | |ционных организаций; | | | | | | | | |- государственных и| | | | | | | | |муниципальных служащих,| | | | | | | | |ответственных за| | | | | | | | |регулирование | | | | | | | | |деятельности и| | | | | | | | |поддержку КФХ, ЛПХ,| | | | | | | | |малых предприятий,| | | | | | | | |сельскохозяйственной | | | | | | | | |потребительской | | | | | | | | |кооперации | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | 7 |Мониторинг хода|Региональный | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 5,0 | | |выполнения и достижения|бюджет | | | | | | | |результатов выполнения| | | | | | | | |программы. | | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | ИТОГО |Региональный |145,653 |145,653 |145,653 |145,653 | 582,612 | | | |бюджет | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Внебюджетные | 194,7 | 244,5 | 303,4 | 372,8 | 1115,4 | | | |средства | | | | | | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| | | |Всего | 340,30 |390,153 |449,053 |518,453 |1698,012 | |—————|———————————————————————|————————————————|————————|————————|————————|————————|—————————| 6. Описание системы управления реализацией Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). Реализация Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, кредитных учреждений, сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных специализаций и прочих организаций, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в сельской местности, общественных организаций, а также сельского населения. Основанием получения государственной поддержки за счет бюджетных средств на развитие сети сельскохозяйственной потребительской кооперации является бюджетная заявка Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) о финансировании программных мероприятий за счет долевого участия федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов и внебюджетных источников. Государственный заказчик Программы ежегодно направляет в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) предложения по объемам финансирования мероприятий Программы. С учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы, производится уточнение их перечня, промежуточных сроков реализации и объемов финансирования. Выполнение отдельных мероприятий Программы осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями программных мероприятий. Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия): координирует действия заинтересованных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по выполнению мероприятий Программы, обеспечивает их взаимодействие; разрабатывает и реализует мероприятия по привлечению финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов, направляемых на обеспечение предусмотренных Программой направлений государственной поддержки; подготавливает и представляет ежегодно в установленном порядке заявки на ассигнования из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), другие обоснованные материалы, необходимые для реализации конкретных направлений государственной поддержки, предусмотренных Программой в соответствующем финансовом году; совместно с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) обеспечивает текущий контроль за рациональным и целевым использованием финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов, выделяемых соответствующим организациям на выполнение работ и мероприятий по реализации Программы; обеспечивает координацию реализации Программы с другими программами, реализуемыми на территории Республики Саха (Якутия). Исполнители Программы представляют информацию о ходе реализации Программы в Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). 7. Риски реализации Программы |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————| | Возможные риски | Механизмы снижения рисков | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————| |Несвоевременность подготовки и|Проведение экспертизы и привлечение| |несовершенство нормативного и правового|квалифицированных кадров. | |обеспечения. | | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————| |Недостаточный уровень|Увеличение размеров и расширение| |финансово-кредитной поддержки и|направлений финансово-кредитной| |неполный охват направлений развития|поддержки. | |сельскохозяйственных потребительских| | |кооперативов. | | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————| |Несоответствие инфраструктуры. |Комплексное развитие элементов| | |инфраструктуры, включая сбыт,| | |информационно-консультационное, научное| | |и другое обслуживание. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————| |Организационные риски. |Формирование инициативных групп, помощь| | |в подготовке учредительных документов,| | |предоставление помещений, земельных| | |участков иного государственного и| | |муниципального имущества и др. для| | |создания и развития| | |сельскохозяйственных потребительских| | |кооперативов. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————| |Недостаток квалифицированных|Организация подготовки и переподготовки| |специалистов и опыта ведения|кадров и изучение положительного| |сельскохозяйственной кооперативной|опыта. | |деятельности. | | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————| |Невыполнение целевых показателей. |Мониторинг выполнения программы,| | |корректировка мероприятий и разработка| | |дополнительных мер по её реализации. | |———————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————| 8. Сроки реализации Программы |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |№ п/п |Мероприятия |Ответственные за |Срок |Объем | | | |исполнение |испол-нения|работ, млн.| | | | | |руб. | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |1 |Совершенствование нормативного и правового | | | | | |обеспечения деятельности сельскохозяйственных | | | | | |потребительских кооперативов | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |1.1 |Подготовка разрешительно - распорядительных и |МСХ РС(Я) |2009 год |0,4 | | |законодательных документов, необходимых для | | | | | |реализации программы | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |1.2 |Внесение необходимых изменений в действующие |МСХ РС(Я) |2009 год | | | |нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность | | | | | |сельскохозяйственных потребительских кооперативов | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |2 |Развитие финансово-кредитной поддержки | | | | | |сельскохозяйственных потребительских кооперативов | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |2.1 |Пополнение оборотных средств перерабатывающих СПоК |МСХ РС(Я) |2009-2012 |710,0 | | | | |годы | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |2.2 |Субсидирование части затрат на уплату процентов по |МСХ РС(Я) |2009-2012 |20,0 | | |привлеченным кредитам в российских кредитных | |годы | | | |организациях на развитие малых форм хозяйствования в | | | | | |агропромышленном комплексе | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |2.3 |Софинансирование СПоК на организацию выращивания и |МСХ РС(Я), СПоК |2009-2012 |174,0 | | |откорм молодняка крупного рогатого скота | |годы | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |2.4 |Софинансирование СПоК на организацию летних ферм по |МСХ РС(Я), СПоК |2009-2012 |160,0 | | |обслуживанию молочного стада крупного рогатого скота | |годы | | | |(сайылыков) | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3 |Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), | | | | | |информационно-консультационного обслуживания и | | | | | |научного обеспечения деятельности кооперативов | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.1 |Формирование и сопровождение в рамках единой системы |МСХ РС(Я) |2009-2012 |5,0 | | |информационного обеспечения АПК информационной | |годы | | | |системы СПоК на базе современных систем коммуникации | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.2 |Создание демонстрационных сельскохозяйственных |МСХ РС(Я), РСХПССК |2009-2012 |7,0 | | |потребительских кооперативов |«Сахаагро-продукт», |годы | | | | |СХПК «Чурапча» | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.3 |Создание логистического центра |МСХ РС(Я), РСХПССК |2010-2012 |3,0 | | | |«Сахаагро-продукт» |годы | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.4 |Издание и распространение информационных материалов |МСХ РС(Я), ФГОУ ВПО |2009-2012 |4,0 | | |для сельскохозяйственных потребительских |«ЯГСХА» |годы | | | |кооперативов, в т.ч. брошюр, справочников, каталогов| | | | | |и т.д. | | | | | |Выпуск рекламных материалов и буклетов | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.5 |Выпуск периодического издания |МСХ РС(Я) |2009-2012 |7,0 | | | | |годы | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.6 |Оказание консалтинговых услуг сельскохозяйственным |МСХ РС(Я) |2009-2012 |2,0 | | |потребительским кооперативам | |годы | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.7 |Поддержка проведения выставок-ярмарок, |МСХ РС(Я), ФГОУ ВПО |2009-2012 |15,0 | | |научно-практических конференций, совещаний и |«ЯГСХА» |годы | | | |семинаров по проблемам сельскохозяйственной | | | | | |потребительской кооперации, КФХ, ЛПХ и малого | | | | | |предпринимательства в сельской местности | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.8 |Создание сельскохозяйственных кооперативных рынков |МСХ РС(Я), |2010-2012 |32,233 | | | |РСХПССК |годы | | | | |«Сахаагро-продукт» | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.9 |Проведение научно-исследовательских работ по вопросам|МСХ РС(Я) |2009-2012 |4,1 | | |деятельности КФХ, ЛПХ, СПоК | |годы | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |3.10 |Изучение и распространение положительного опыта |МСХ РС(Я), РСХПССК |2009-2012 |5,0 | | |деятельности сельскохозяйственных потребительских |«Сахаагро-продукт», |годы | | | |кооперативов |СХПК «Чурапча» | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |4 |Создание и организация деятельности | | | | | |сельскохозяйственных потребительских кооперативов | | | | | |различных уровней, ревизионных союзов | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |4.1 |Поддержка при создании и организации деятельности |МСХ РС(Я), РСХПССК |2009-2012 |440,0 | | |СПоК: техническое перевооружение и модернизация |«Сахаагро-продукт» |годы | | | |производства, создание лаборатории по | | | | | |производственному контролю | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |4.2 |Субвенция на развитие сельскохозяйственных |МСХ РС(Я) |2009 год |4,0 | | |потребительских кредитных кооперативов | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |4.3 |Формирование гарантийного фонда |МСХ РС(Я) |2009-2012 |5,0 | | | | |годы | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |5 |Совершенствование механизмов предоставления | | | | | |государственного и муниципального имущества | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| | |Формирование региональных и муниципальных гарантийных|МСХ РС(Я), |2009-2012 |80,0 | | |и залоговых фондов |администрации |годы | | | | |муниципальных | | | | | |районов | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |6 |Развитие системы подготовки и повышения квалификации | | | | | |кадров для сельскохозяйственных потребительских | | | | | |кооперативов | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| | |Подготовка и повышение квалификации: |МСХ РС(Я), ФГОУ ВПО |2009-2012 |6,5 | | |глав КФХ, ЛПХ, сельских предпринимателей; |«ЯГСХА» |годы | | | |специалистов сельскохозяйственных потребительских | | | | | |кооперативов, том числе кредитных, их | | | | | |информационно-консультационных организаций; | | | | | |государственных и муниципальных служащих, | | | | | |ответственных за регулирование деятельности и | | | | | |поддержку КФХ, ЛПХ, малых предприятий, | | | | | |сельскохозяйственной потребительской кооперации | | | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| |7 |Мониторинг хода выполнения и достижения результатов |МСХ РС(Я) |2009-2012 |5,0 | | |выполнения программы. | |годы | | |———————|—————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|———————————|———————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|