Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.2011 № 330-рПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) РАСПОРЯЖЕНИЕ г. Якутск от 28 июля 2011 года № 330-р О проекте новой редакции республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и ее основных направлениях до 2015 года В целях приведения в соответствие с Законом Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2010 года № 360 «Об оценке эффективности реализации республиканских целевых программ за 2009 год» и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2010 года № 489 «Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за январь-сентябрь 2010 года и основных задачах до конца года» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить прилагаемый проект республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и ее основных направлениях до 2015 года в новой редакции. 2. Внести проект республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и ее основных направлениях до 2015 года на утверждение Президенту Республики Саха (Якутия). 3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышеву. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Г. ДАНЧИКОВА Одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2011 года № 330 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и ее основных направлений до 2015 года ПАСПОРТ республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и ее основных направлений до 2015 года в новой редакции |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Наименование |Республиканская целевая программа «Сохранение,| |программы |изучение и распространение якутского| | |героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и| | |ее основных направлений до 2015 года в новой| | |редакции | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Дата принятия решения |Третье провозглашение ЮНЕСКО Шедевров устного и| |о разработке |нематериального наследия человечества| |Программы, дата ее |(25.11.2005), Указ Президента Республики Саха| |утверждения |(Якутия) от 29.12.2005 № 2491 «О мерах по| | |сохранению, изучению и распространению якутского| | |героического эпоса Олонхо», Рекомендации| | |Семинара ЮНЕСКО о сохранении традиционной| | |культуры и фольклора в регионе Сибири (Якутск,| | |2001) | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Государственный |Министерство культуры и духовного развития| |заказчик - координатор|Республики Саха (Якутия) | |Программы | | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Основные разработчики |Министерство культуры и духовного развития| |Программы |Республики Саха (Якутия); | | |Министерство образования Республики Саха| | |(Якутия); | | |Национальный комитет Республики Саха (Якутия)| | |по делам ЮНЕСКО; | | |Национальная вещательная компания «Саха»; | | |Институт гуманитарных исследований и проблем| | |малочисленных народов Севера; | | |Северо-Восточный федеральный университет им.| | |М.К. Аммосова; | | |Институт национальных школ Республики Саха| | |(Якутия); | | |Институт повышения квалификации работников| | |образования; | | |Арктический государственный институт искусств и| | |культуры. | | | | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Цель и задачи |Цель Программы: | |Программы |сохранение якутского героического эпоса Олонхо| | |как выдающегося памятника мировой культуры для| | |передачи будущим поколениям. | | | | | |Основными задачами Программы являются: | | |создание Центров Олонхо и активизация научных| | |исследований по эпосам народов Республики Саха| | |(Якутия); | | |защита, хранение и обеспечение сохранности| | |эпического наследия; | | |сохранение и возрождение аутентичной устной| | |эпической традиции в Республике Саха (Якутия); | | |создание образовательной системы Олонхо как| | |средства воспитания, образования, развития детей| | |и молодежи; | | |создание Театра Олонхо как особого явления| | |художественной культуры якутов. | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Сроки и этапы |2009-2011 годы и ее основные направления до 2015| |реализации Программы |года: | | |I этап – 2009-2011 годы; | | |II этап – 2012-2015 годы. | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Перечень подпрограмм и|«Центр Олонхо и научные исследования по эпосу»; | |основных мероприятий |«Защита, хранение и обеспечение сохранности| | |эпического наследия»; | | |«Сохранение и возрождение аутентичной устной| | |эпической традиции в Республике Саха (Якутия)»; | | |«Олонхо и будущие поколения»; | | |«Театр Олонхо и развитие современных форм| | |выражения эпоса». | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Объемы и источники |Общий объем финансирования – 102 957,2 тысяч| |финансирования |рублей. | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые конечные |Создание Центров Олонхо; | |результаты реализации |увеличение количества расшифрованных,| |Программы |опубликованных текстов Олонхо на различных| | |носителях; | | |увеличение количества культурных мероприятий,| | |связанных с распространением Олонхо; | | |увеличение числа методических рекомендаций и| | |пособий по Олонхо; | | |увеличение числа новых произведений с| | |использованием эпических сюжетов в различных| | |областях искусства. | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Перечень индикаторов |Реализация Программы должна обеспечить следующие| |эффективности |индикаторы эффективности мероприятий: | |мероприятий Программы |пополнение фондов и изданий текстов Олонхо; | | |увеличение количества рукописных, аудио-,| | |видео-, киноматериалов по эпосу на цифровых| | |носителях; | | |увеличение количества культурных мероприятий,| | |связанных с распространением Олонхо; | | |увеличение числа учебных программ и пособий по| | |Олонхо; | | |увеличение числа новых произведений с| | |использованием эпических сюжетов в различных| | |областях искусства. | | | | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Система организации |Министерство культуры и духовного развития| |контроля за |Республики Саха (Якутия) осуществляет контроль| |исполнением программы |за реализацией программных мероприятий с| | |Министерством образования Республики Саха| | |(Якутия), Национальным комитетом Республики Саха| | |(Якутия) по делам ЮНЕСКО,| | |Национально-вещательной компанией «Саха»,| | |Институт гуманитарных исследований и проблем| | |малочисленных народов Севера, Северо-Восточным| | |федеральным университетом им. М.К. Аммосова,| | |Институтом национальных школ Республики Саха| | |(Якутия), Институтом повышения квалификации| | |работников образования, Арктическим| | |государственным институтом искусств и культуры. | | |Сводный контроль за реализацией программы| | |осуществляется с Правительством Республики Саха| | |(Якутия), Министерством экономики и промышленной| | |политики Республики Саха (Якутия) Министерством| | |финансов Республики Саха (Якутия). | |——————————————————————|————————————————————————————————————————————————| I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа Исходя из приоритетов развития Республики Саха (Якутия) в сфере культуры, назрела необходимость принятия республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и до 2015 года (далее – Программа), направленной на реализацию системы мер по сохранению эпического наследия народов Республики Саха (Якутия), поддержке и развитию традиционной народной культуры Республики Саха (Якутия) в целом. Под традиционной народной культурой понимается всё многообразие национально-культурных традиций как региональных, так и общероссийских, нематериальное культурное наследие, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, ремёсла и народные промыслы – всё то, что передаётся от поколения к поколению, постоянно воссоздаётся обществом. 25 ноября 2005 года Якутский героический эпос Олонхо как древнейший жанр устного народного творчества, входящий в число величайших памятников мировой эпической культуры, провозглашен ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального наследия человечества. В Олонхо сложились представления народа о мироздании, система нравственных ценностей, традиционные верования и обычаи, богатство языка и культуры. В условиях традиционной среды эпос играл важнейшую роль в формировании норм социальных отношений – семейных, межпоколенных, половозрастных и др. Олонхо стало глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры. Современная ситуация определяется прежде всего уходом из жизни людей старшего поколения – носителей и знатоков эпоса. Нарушение механизма культурной преемственности грозит полным исчезновением эпических традиций, которые выходят не только из активного фонда культуры, но и из социальной памяти народа. Утрата культурных традиций приводит к разрушению нравственных устоев, ослаблению чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле, народу, культуре. В связи с этим активная экспедиционная работа позволит выявить новых знатоков эпоса, а создание условий для творческого роста детей и молодых людей, имеющих способности к эпической импровизации, будет способствовать появлению новых исполнителей эпоса. Деятельность по сбору памятников эпической культуры началась с середины XIX века. За этот период собрано свыше 120 полных текстов Олонхо, более 100 сюжетов в рукописном варианте и свыше 100 кассет магнитофонных и видеозаписей Олонхо. В результате полевых исследований планируется увеличить число имеющихся записей Олонхо на 34 образца. Материалы по Олонхо хранятся разрозненно в архивах и хранилищах республики, условия хранения не соответствуют требованиям. Для сохранения этих уникальных материалов необходимо осуществить переход на новые способы хранения на основе информационных технологий. Реализация данной Программы позволит увеличить количество отреставрированных и оцифрованных материалов на 56 единиц. Имеющиеся материалы и записи Олонхо, осуществленные в рамках выполнения мероприятий Программы, будут расшифрованы фольклористами и этномузыковедами, что значительно увеличит корпус расшифрованных архивных текстов на 56 образцов. В Программе особое место занимает научное изучение Олонхо как один из важнейших способов постижения феномена Олонхо. Увеличение количества изданий, посвященных исследованию Олонхо, значительно укрепит научно-методологическую базу деятельности по сохранению Шедевра устного и нематериального наследия человечества – якутского Олонхо. Распространению и популяризации Олонхо не только в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации, но и далеко за пределами страны будут способствовать увеличение количества публикаций текстов Олонхо на якутском и других языках, на увеличение числа теле-, радиопередач, публикаций в средствах массовой информации, посвященных тематике Олонхо, увеличение числа учебных программ по Олонхо и эпосу народов Севера, увеличение количества культурных мероприятий, связанных с распространением Олонхо. Традиционная народная культура является наиболее массовой сферой культурной деятельности. В Республике Саха (Якутия) в 557 культурно-досуговых учреждениях успешно работают более 1000 творческих коллективов, из которых 205 удостоены звания «образцовый» и «народный». Из общего количества людей, занимающихся в данных творческих коллективах (около 50 тыс.человек), 54% составляют дети и подростки, 30% люди среднего и 16% люди старшего поколения. Именно в данной сфере культурно-досуговой деятельности наиболее актуальны проблемы материально-технического оснащения и материального стимулирования творческой деятельности специалистов. Это проблемы, связанные с передачей культурно-досуговых учреждений в ведение органов местного самоуправления, недостаточный уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие специалистов, что обусловило появление тенденции закрытия и перепрофилирования учреждений культуры и, как следствие, сокращение возможности получения населением республики социокультурных услуг. Вместе с тем, в республике именно культурно-досуговые учреждения занимают место своеобразных «духовных центров», являются средой формирования культурных ценностей, их закрытие и перепрофилирование может снизить возможность участия населения в культурно-досуговой деятельности, лишить подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Основываясь на анализе состояния традиционной народной культуры в Республике Саха (Якутия) и, учитывая, что источником традиционной народной культуры является село, предлагается осуществить систему мер по модернизации деятельности муниципальных, прежде всего, и республиканских учреждений культуры по сохранению эпического наследия народов республики. В настоящее время эпизодические и разрозненные действия по сохранению эпического наследия являются явно недостаточными. Эта работа требует использования программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Только объединение усилий различных министерств и ведомств, учреждений культуры, науки и образования, общественных организаций и отдельных людей позволит сохранить эпос Олонхо и распространить его на международном уровне. Республика Саха (Якутия) имеет достаточный потенциал для сохранения феномена Олонхо как в аутентичном виде, так и в различных формах современной культуры. Основной целью государственной политики в сфере культуры и искусства последнего десятилетия ХХ века стало сохранение единого культурного пространства республики и возрождение самобытности культурных традиций народов Якутии. В 1991 году Министерство культуры Республики Саха (Якутия) определило приоритетом своей деятельности возрождение традиционной культуры, что выразилось в принятии 4-хэтапной республиканской целевой программы «Возрождение традиционной культуры: Хомус – Ысыах – Олонхо – Итэгэл». В результате реализации Программы был дан импульс к восстановлению народных традиций, сформирован устойчивый интерес к традиционной культуре, найдены способы взаимодействия культурного наследия с современностью. Традиционная культура наполнила новым содержанием деятельность театров, домов культуры, библиотек, музеев, детских школ искусств, общеобразовательных школ, детских внешкольных учреждений, высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений. Появились специалисты по различным направлениям изучения, освоения и восстановления традиций народной культуры. Решение актуальных задач государственной политики по сохранению и пропаганде эпоса Олонхо требует комплексного системного подхода, современной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий в рамках республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и до 2015 года в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования. Вышесказанное обуславливает целесообразность применения программно-целевого метода, который является основой государственной стратегии в сфере культуры, призванной повысить эффективность использования бюджетных средств, дать весомые основания для того, чтобы заменить недостаточное финансирование на стратегию планомерного увеличения государственных инвестиций, привести к восстановлению в обществе традиционного понимания духовной культуры как самого прочного фундамента социального развития. В настоящее время имеются два варианта решения существующих проблем: первый вариант – без использования программно-целевого метода – является инерционным и не способен решить комплекс проблем сохранения эпического наследия народов республики и в сфере традиционной народной культуры в целом; второй вариант предполагает активное воздействие на ситуацию с использованием программно-целевого метода. Основными преимуществами использования программно-целевого метода являются комплексный подход к решению проблемы, распределение полномочий и ответственности, эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. Риском применения указанного метода может стать недостаточное или ресурсное обеспечение мероприятий Программы, устранение которого возможно посредством корректировки и уточнения программных мероприятий. Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к утрате культурных традиций. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет: разрушению нравственных устоев; ослаблению чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле, народу, культуре потерю квалифицированных кадров в отрасли; нарушение единого информационного и культурного пространства; нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан. II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации, целевые индикаторы и показатели Программы Основной целью Программы являются сохранение якутского героического эпоса Олонхо как выдающегося памятника мировой культуры для передачи будущим поколениям. Цель Программы соответствуют компетенции государственного заказчика – Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) в соответствии с Положением о министерстве, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 года № 402. Особую сложность представляет специфичность Программы, ее измеряемость, поскольку достижения духовной культуры, в частности в сфере сохранения эпического наследия трудно поддается измерению и прогнозированию. Тем не менее, в результате действия Программы мы должны достигнуть поставленных целей в соответствии со сроками и этапами реализации Программы. Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение ряда задач: создание Центров Олонхо и активизация научных исследований по эпосам народов Республики Саха (Якутия); защита, хранение и обеспечение сохранности эпического наследия; сохранение и возрождение аутентичной устной эпической традиции в Республике Саха (Якутия); создание образовательной системы Олонхо как средство воспитания, образования, развития детей и молодежи; создание Театра Олонхо как особого явления художественной культуры якутов. Программа реализуется в течение 2009-2011 годов, а также утверждаются ее основные направления до 2015 года. Эффективность Программы подтверждается целевыми индикаторами и показателями реализации Программы, которые приведены в приложении № 1 к Программе. Система программных мероприятий и перечень исполнителей программных мероприятий Программы приведены в приложениях № 2 и № 3. III. Перечень программных мероприятий Решение поставленных задач предполагает проведение следующих основных мероприятий: полевые и стационарные исследования различных аспектов якутского героического эпоса Олонхо, издательская деятельность (проводятся в течение всего периода реализации Программы); разработка методических рекомендаций по реализации программных задач на местах, организация и научное руководство периферийными научно-творческими группами (в течение всего периода); социально-правовая защита Олонхо и его носителей, контроль над использованием аутентичных материалов, охрана и предупреждение действий, ведущих к их утрате. Решение данной проблемы предполагается в рамках Закона Республики Саха (Якутия) «Об эпическом наследии народов Республики Саха (Якутия)» (I этап); формирование, хранение, систематизация фольклорно-этнографических материалов, хранящихся и поступающих в архивы и хранилища республики, фонды учреждений культуры, науки, образования (в течение всего периода); организация системы специальных семинаров, конференций по вопросам изучения, сохранения, распространения эпоса (в течение всего периода); включение в образовательные программы учебных заведений дисциплин, направленных на изучение эпоса Олонхо (в течение всего периода); выставочная, научно-просветительская деятельность (в течение всего периода); творческая деятельность по созданию спектаклей, концертных программ по сюжетам Олонхо (проводятся в течение всего периода); создание Центров Олонхо (в течении всего периода); создание культурно-этнографических комплексов, создание индустрии досуга (II этап); проведение конкурсов, фестивалей по распространению Олонхо (проводятся в течение всего периода); поэтапное формирование Театра Олонхо (проводятся в течении всего периода); совершенствование имеющихся материально-технических ресурсов для принятия мер по сохранению Олонхо (в течение всего периода). Претворение в жизнь вышеперечисленных основных мероприятий позволит рационально использовать имеющиеся ресурсы, поставить на научную основу деятельность по сохранению, освоению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо, рассчитывать перспективы работы, последовательно и планомерно осуществлять меры по включению содержания и ценностей Олонхо в контекст современной культуры. Объемы необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсов (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроки предоставления приведены в приложении № 2 к Программе. IV. Обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, сроки и источники финансирования Проведение мероприятий будет осуществляться за счет республиканского бюджета. Общий объем финансирования Программы в 2009-2011 годы составляет 102957,2 тыс. рублей. V. Организационные, экономические и правовые механизмы, необходимые для эффективной реализации Программы Текущее руководство Программой осуществляется государственным заказчиком – Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках и объемах утвержденных сумм на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) как государственным заказчиком-координатором Программы с исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт (договор) определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя по обеспечению реализации Программы, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта (договора), в том числе предусматривает осуществление государственным координатором контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта (договора). Финансирование проектов в рамках программных мероприятий осуществляется на основе государственного заказа и конкурса. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». При изменении объемов финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными утвержденной Программой, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) проводит корректировку перечня первоочередных проектов для реализации Программы в установленные сроки. Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодного рабочего документа в виде Плана программных мероприятий с определением исполнителей, объемов и источников финансирования. По итогам года проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств, на основе показателей и индикаторов определяются промежуточные результаты реализации Программы. Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) ежегодно согласовывает с Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и Министерством финансов Республики Саха (Якутия) уточненные показатели эффективности выполнения мероприятий Программы на соответствующий год, ежемесячно и ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по утвержденной форме перед Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия). Государственный заказчик-исполнитель ежегодно подготавливает и направляет в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) доклад о ходе работ по Программе, эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе утвержденных форм. Указанный доклад должен содержать сведения о результатах реализации Программы за отчетный год, сведения о целевом использовании и объемах привлеченных средств, оценку эффективности реализации Программы и т.д. Государственный заказчик-координатор Программы организует размещение в сети Интернет следующей информации: текст программы, нормативно-правовые акты по реализации Программы, о ходе реализации и мероприятиях Программы на ближайшие 2-3 года, сведения о заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, о конкурсах на участие в реализации Программы, информации о проведении конкурсов на участие в реализации Программы, порядок участия в конкурсах на участие в реализации программы юридических лиц. Условием отбора проектов для включения в Программу является их направленность на достижение целей Программы. Государственный заказчик-координатор отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и выполнению программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование из республиканского бюджета на очередной финансовый год, а также готовит отчеты о ходе реализации Программы. Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы. Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных контрактов, договоров, соглашений. Контроль за выполнением Программы включает: периодическую отчетность о реализации программных мероприятий; контроль за рациональным использованием исполнителем выделяемых финансовых средств; контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений; контроль за качеством реализуемых программных мероприятий. Исполнители отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком-координатором Программы. Государственный заказчик-координатор предоставляет отчетную информацию по использованию средств Программы ежемесячно; ежеквартально предоставляет отчетную информацию с аналитической запиской и ежегодно – отчетную информацию с подробным описанием выполненных работ и достигнутых результатов. VI. Описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации Программы Реализация Программы предполагает достижение важных результатов в сохранении культурного наследия – якутского героического эпоса Олонхо как выдающегося памятника мировой культуры для передачи будущим поколениям. В настоящее время практически отсутствуют научные и социологические исследования о влиянии культуры на экономические и социальные процессы в обществе. Инвестиции в сферу культуры, как правило, не имеют прямого экономического эффекта, а направлены на формирование «духовных ценностей». Основным индикатором оценки эффективности Программы будет считаться количество исполнителей Олонхо, как наиболее яркий показатель распространения эпического наследия. Для определения методологии и выработки единого критерия придания статуса «носитель устной эпической традиции», Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) создается Экспертный Совет с участием признанных специалистов в области традиционной культуры, научных работников, разрабатывается и утверждается на заседании Коллегии Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Положение о критериях для включения в список нематериального культурного наследия республики, включая критерий «Исполнители Олонхо». Ежегодно в IV квартале по результатам работы летних творческих лагерей, итогов комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, фестивалей народных театров и фольклорных коллективов, театральных фестивалей профессиональных коллективов в Экспертный Совет Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) вносятся кандидатуры на включение в список нематериального культурного наследия республики. Экспертный Совет рассматривает внесенные кандидатуры и вносит на утверждение государственному координатору-заказчику Программы. Кроме того, реализация мероприятий Программы будет измеряться следующими индикаторами: создание Центров Олонхо; увеличение количества рукописных, аудио-, видео-, киноматериалов по эпосу на цифровых носителях; увеличение количества культурных мероприятий, связанных с распространением Олонхо; увеличение числа методических рекомендаций и пособий по Олонхо; увеличение числа новых произведений с использованием эпических сюжетов в различных областях искусства. Показатели по этим индикаторам рассчитываются по методикам исполнителей Программы и представляются один раз в год. VI. Основные направления республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» до 2015 года Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2005 года № 2491 «О мерах по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо» в республике объявлено Десятилетие Олонхо на 2006-2015 годы. Третий этап Программы рассчитан на период 2012-2015 годов, в течение которого должны реализоваться мероприятия, приоритетно нацеленные на распространение якутского героического эпоса Олонхо: включение Олонхо в систему мировых культурных ценностей; становление индустрии досуга, связанной с брэндом «Олонхо» - становление комплексного Центра «Земля Олонхо»; формирование образовательной системы «Олонхо», как компонента дополнительного образования; создание и внедрение системы ЮНЕСКО «Живые человеческие сокровища» в Республике Саха (Якутия) и Национального реестра нематериального культурного наследия республики; проведение мониторинга с целью выявления результатов реализации Программы 2007-2015 годы, формирование проекта республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на период 2016-2025 годов. ПОДПРОГРАММА I. «Центр Олонхо и активизация научных исследований по эпосу Республики Саха (Якутия)» Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В связи с провозглашением Олонхо Шедевром человечества возникла насущная необходимость в создании Центра Олонхо как самостоятельного учреждения, координирующего научно-исследовательскую, издательскую, переводческую, собирательскую и экспедиционную деятельность, работу хранению образцов Олонхо и эпического наследия коренных народов Севера. Научное изучение Олонхо, насчитывающее более чем полуторавековую историю, началось с первой письменной записи фрагмента Олонхо академиком А.Ф. Миддендорфом. Большой вклад в изучение якутского эпоса внесли политические ссыльные И.А. Худяков, Э.К. Пекарский, С.В. Ястремский, В.Л. Серошевский, представители якутской интеллигенции А.Е. Кулаковский, С.А. Новгородов, П.А. Ойунский, Г.У. Эргис и др. За этот период собрано свыше 120 полных текстов Олонхо, более 100 сюжетов в рукописном варианте и свыше 100 кассет магнитофонных и видеозаписей Олонхо. В пополнении фонда материалов по Олонхо сыграла собирательская деятельность Э.К. Пекарского, А.Е. Кулаковского, С.А. Новгородова, С.И. Боло, А.А. Саввина, Н.В. Емельянова, В.В. Илларионова, П.Е. Ефремова, П.Н. Дмитриева, организация специализированных и комплексных экспедиций Института языка, литературы и истории и Сибирского отделения Академии наук СССР. В настоящее время происходит ослабление экспедиционной работы по сбору фольклорных материалов из-за отсутствия целевого финансирования. В связи с тем, что в районах республики еще живы люди старшего поколения, которые являются основными носителями языковых и культурных традиций, организация фольклорных экспедиций в районы республики позволит выявить новых, ранее неизвестных, носителей и знатоков эпоса. Одной из главных задач Центра Олонхо является запись и хранение имеющегося архивного эпического наследия по современным международным стандартам. Планируется систематическое проведение международных, всероссийских, региональных и республиканских симпозиумов, конференций, семинаров. Предстоит большая работа по популяризации Олонхо на международном уровне в виде перевода на языки народов мира. В связи с этим потребуется кропотливая работа по подстрочному переводу текстов Олонхо, имеющих большой объем (например, около 35 или 50 тысяч стихотворных строк). При этом республиканские, региональные и международные переводческие группы, участвующие в конкурсе, будут иметь своих редакторов на языке оригинала и перевода. В подпрограмме отдельно выделены 5 разделов: раздел 1. «Создание Центров Олонхо»; раздел 2. «Выявление и сбор эпических памятников»; раздел 3. «Научные исследования, подготовка текстов Олонхо к публикации, конференции»; раздел 4. «Международное и межрегиональное сотрудничество»; раздел 5. «Издательская деятельность». Основные цели и задачи подпрограммы Цель подпрограммы – всестороннее научное изучение Олонхо, восполнение пробелов в его исследовании для наиболее полного и адекватного понимания глубинного смысла якутского эпоса, популяризация Олонхо. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: создание Центра Олонхо как самостоятельного учреждения, координирующего деятельность по изучению Олонхо; выявление носителей и знатоков эпоса, новых Олонхо и вариантов уже существующих сюжетов Олонхо по результатам проведения фольклорных экспедиций по республике и за ее пределами; систематизация и подготовка к печати (перевод на русский язык, научное редактирование, составление комментариев) имеющихся текстов Олонхо; организация конкурса на получение целевого финансирования на проведение научных работ; создание условий для апробации результатов проведенных исследований в виде конференций, семинаров, лабораторий и др.; выпуск научных изданий по Олонхо; переиздание текстов Олонхо, выпущенных до 1917 года и ставших библиографической редкостью; оказание методической помощи управлениям культуры, информационно-методическим центрам улусов по сбору фольклорных материалов. Реализация мероприятий подпрограммы будет измеряться следующими индикаторами: пополнение фонда записей Олонхо, увеличение количества расшифровок Олонхо, увеличение количества изданий, посвященных Олонхо. ПОДПРОГРАММА II. «Защита, хранение и обеспечение сохранности эпического наследия» Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В вопросах охраны и защиты эпоса Олонхо наиболее актуальными являются нормативно-правовой аспект и проблема «физического» сохранения Олонхо на всех типах носителей: в виде рукописного текста, аудио-, видеозаписи, киноленты и др. В связи с этим в структуру данной подпрограммы входит раздел «Архивация эпического наследия народов Республики Саха (Якутия), создание информационной системы “Олонхо”». Принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об эпическом наследии народов Республики Саха (Якутия)», в котором учтены вопросы социально-правовой защиты Олонхо и его носителей, контроля за использованием аутентичных материалов по эпосу, охраны и предупреждения действий, которые могут привести к утрате материалов по эпосу, определен порядок использования брэнда Олонхо в рекламных целях и др. Необходимо принятие ряда нормативных документов для создания и внедрения системы ЮНЕСКО «Живые человеческие сокровища» в Республике Саха (Якутия) и Национального реестра нематериального культурного наследия республики, нуждающегося в государственной охране. Принятие данных документов направлено на систематизацию и упорядочение деятельности по сохранению фольклорных традиций народов Республики Саха (Якутия). Фольклорные материалы на всех видах носителей информации, хранящиеся в государственных, ведомственных, частных архивах, представляют собой важнейшую часть исторического и культурного наследия народа, ранее не имевшей письменной культуры. Значение этих устных документов жизни народа особо возросло при угрозе глобализации, когда устная культура и народная память испытывают трудности в адаптации к современным условиям существования. В Республике Саха (Якутия) держателями фольклорных документов (на бумажных, технических аудио-, видео-, фотоносителях) являются разные государственные учреждения и частные лица. Сегодня все фондодержатели испытывают трудности в обеспечении сохранности материалов, учете документов, создании научно-справочного аппарата к ним, организации использования документов, хранящихся в их ведомствах, а также в комплектовании своих архивов новыми документами. Процесс архивации эпического наследия народов республики предполагает переход на современные технологии хранения материалов: создание унифицированной системы каталогизации, максимально удобной для поиска и хранения фольклорных материалов; перевод эпических произведений, хранящихся в виде текстовых, аудио-, видео-, кинодокументов, на цифровые носители. Информационная система «Олонхо» позволит создать единое информационное пространство для учебных, научных учреждений и учреждений культуры, так как она должна аккумулировать информацию в хранилищах, а необходимые параметры – в базах данных. Доступ к ресурсам в цифровом формате осуществляется через Портал – внешний (Интернет) и внутренний (Интранет). Основные цели и задачи подпрограммы Цель подпрограммы заключается в проведении комплекса правовых и технологических мероприятий для сохранения и защиты Олонхо. Задачами данной подпрограммы являются: утверждение законодательных и других нормативных документов по охране и защите эпоса; разработка и внедрение системы «Живые человеческие сокровища» в Республике Саха (Якутия); создание системной информационно-технической инфраструктуры для сохранения, изучения и распространения эпического наследия; внедрение единых принципов каталогизации для архивов и фондов, хранящих произведения эпической культуры; техническая и технологическая модернизация хранилищ, имеющих в своих фондах материалы по Олонхо; создание архива нового типа с концепцией кардинального обновления производственной и научно-исследовательской базы и улучшения организации архивной фольклорной деятельности по всей республике; развитие сети улусных фольклорных архивов как продолжение реализации идеи Г.У. Эргиса, который в свое время организовал сеть внештатных сотрудников Института языка, литературы и истории – собирателей фольклора в улусах республики. Реализация мероприятий подпрограммы будет измеряться следующими индикаторами: пополнение фонда записей Олонхо, увеличение количества расшифровок Олонхо, увеличение количества изданий, посвященных Олонхо. ПОДПРОГРАММА III. «Сохранение и возрождение аутентичной устной эпической традиции в Республике Саха (Якутия)» Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Настоящий раздел, являясь одним из ключевых направлений государственной целевой программы, представляет собой один из важных компонентов Плана действий, представленных в досье ЮНЕСКО. Как известно, в республике живут два олонхосута, несущих в себе аутентичную традицию. Это – Решетников Петр Егорович, 1928 года рождения, уроженец Таттинского улуса и Соловьев Афанасий Егорович, 1935 года рождения, уроженец Олекминского улуса. В связи с преклонным возрастом они не могут вести активную работу по обучению и передаче техники исполнения Олонхо молодым исполнителям. В республике работу по организации на местах кружков, студий по фольклору, в том числе по устной сказительской традиции, проводят учителя школ, работники культуры и энтузиасты. Среди них можно выделить любителей Олонхо старшего поколения, которые под влиянием эпической среды 40-50-х годов ХХ века сами начали сочинять тексты современного Олонхо в русле традиционного стиля, исполнять их перед слушателями. Они являются знатоками Олонхо, обладают талантом исполнения народных песен-тойуков, техника которых используется в эпическом пении. Энтузиазм, мастерство и талант некоторых певцов используется в обучении сказительскому мастерству юных исполнителей Олонхо. В связи с этим постоянно функционирующие студии и кружки в республике могут стать настоящей школой возрождения устной эпической сказительской традиции. Сохранение и возрождение устной эпической традиции немыслимо без создания фольклорной и языковой среды в контексте локального культурного ландшафта, организуемого сегодня повсеместно. В создаваемых Домах Олонхо и существующих Центрах народной культуры должны быть сосредоточены не только духовная, но и материальная составляющая всей этнической культуры народа, в том числе и Олонхо. Эта работа должна идти под непосредственным наблюдением ЮНЕСКО, которая возлагает руководство этим важным разделом Плана действий, представленного в досье ЮНЕСКО, на Республиканскую ассоциацию Олонхо. Фестивали, дни и научно-практические семинары, летние лагеря для детей являются единственным местом встречи талантливых юных исследователей и исполнителей Олонхо с наставниками, учителями-мастерами, исследователями, традиционными олонхосутами и олонхосутами-исполнителями из всех улусов республики. Здесь, в искусственно созданной локальной среде эпического мира, возникающей во время этих мероприятий, происходит естественное усвоение юным поколением устной эпической традиции и знаний Олонхо, передаваемых им старшими поколениями носителей фольклора. Происходит обмен лучшим опытом обучения исполнительскому мастерству между мастерами-педагогами под наблюдением носителей-олонхосутов, специалистов-эпосоведов. Появление талантливых исполнителей из числа детей-участников этих мероприятий, которые под впечатлением незабываемой яркой атмосферы Олонхо, сами начинают приобщаться к эпосотворению и публичному исполнению, что является одним из ожидаемых результатов таких мероприятий. Однако из-за отсутствия средств и дальности расстояний отдаленных и северных улусов не все желающие могут принимать участие в этих мероприятиях. На сегодня из улусов республики реально участвуют дети только из десяти улусов, которые в основном находятся в центральной зоне республики. Основные цели и задачи подпрограммы Цель подпрограммы состоит в создании условий для сохранения и возрождения аутентичной устной эпической традиции в Республике Саха (Якутия). Задачи данной подпрограммы нацелены на поддержку деятельности Домов Олонхо по сохранению эпической традиции, целевых программ улусов по проведению 10-летия Олонхо, юных исполнителей, проведение творческих лабораторий, мастер-классов, научно-практических семинаров, конкурсов, фестивалей. Реализация мероприятий подпрограммы будет измеряться следующими индикаторами: пополнение фонда записей Олонхо, увеличение количества расшифровок Олонхо, увеличение количества изданий, посвященных Олонхо. ПОДПРОГРАММА IV. «Олонхо и будущие поколения» Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Учитывая многообразие форм и методов работы с детьми и молодежью, создание образовательной системы по внедрению Олонхо в условиях непрерывного образования, данная подпрограмма включает три раздела: раздел 1. «Организационные мероприятия по созданию образовательной системы Олонхо»; раздел 2. «Методическое обеспечение образовательной системы Олонхо»; раздел 3. «Разработка и издание учебных программ, укрепление методической базы учебных заведений». В условиях, когда в современном мире объективно происходит постепенное исчезновение фольклорной (эпической) культуры, возрастает роль системы образования, которая может взять на себя функции своеобразного механизма передачи традиции путем выработки методики обучения сказительскому искусству и включению специальных дисциплин по эпосу в учебные планы и программы образовательных учреждений. Педагогическое осмысление Олонхо как средства образования, воспитания детей и молодежи определяется необходимостью приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия родного народа, формирование у них нравственно-эстетических идеалов, присущих истинно патриотическим и гражданским ценностям, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Содержание Олонхо отличается глубиной, психологизмом раскрытия сложных взаимоотношений героев. Концептуальное, системное, методически обоснованное внедрение педагогики Олонхо может стать мудрой школой становления разумной, духовно развитой, творческой личности. В странах, где разработана и внедрена система ЮНЕСКО «Живые человеческие сокровища» (Япония, Корея и др.), действует практика ежегодного выделения гранта носителю традиции с условием подготовки им своих последователей. Для выявления детей, обладающих талантом и потенциалом будущего олонхосута, а также для повышения интереса детей к эпическому наследию в республике запланировано проведение различных фестивалей, конкурсов, смотров. Основные цели и задачи подпрограммы Цели настоящей подпрограммы: создание образовательной системы Олонхо, раскрытие его потенциала как средства воспитания, образования детей и молодежи; формирование поликультурного менталитета в диалоге культур через мировой шедевр Олонхо. Задачи подпрограммы: научное исследование педагогики Олонхо; создание банка данных педагогов, занимающихся методикой Олонхо; разработка концепции «Педагогика Олонхо» на основе накопленного опыта; создание учебно-методических комплектов (программ, монографий, пособий, словарей, CD-дисков), учебно-методических пособий и программ по повышению квалификации работников системы образования; распространение знаний об Олонхо в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования; проведение научно-исследовательских работ, мониторинга; создание условий для усвоения молодыми людьми навыков эпического исполнительства в результате непосредственного, «живого» общения со сказителем; проведение мероприятий, направленных на выявление одаренных детей в сфере эпического сказительства и духовно-нравственное развитие детей и молодежи; реализация межкультурных творческих проектов. Реализация мероприятий подпрограммы будет измеряться следующими индикаторами: увеличение числа учебных программ и пособий по Олонхо. ПОДПРОГРАММА V. «Театр Олонхо и развитие современных форм выражения эпоса» Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В связи с модернизацией жизни, уходом традиционного уклада жизни, происходит неминуемый процесс исчезновения Олонхо. Для сохранения Олонхо как неповторимого культурного наследия мировой и национальной значимости становится актуальным экстраполяция принципов Олонхо в другие сферы культуры и искусства, так как живучесть традиции определяется ее соответствием требованиям современного зрителя, адаптацией к новым каналам восприятия. Распространение Олонхо целесообразно осуществлять по нескольким каналам. В связи с этим в подпрограмму включены 5 разделов: раздел 1. «Создание Театра Олонхо»; раздел 2. «Олонхо выставочной деятельности музеев»; раздел 3. «Олонхо в профессиональном искусстве»; раздел 4. «Олонхо в информационном пространстве»; раздел 5. «Индустрия досуга и инфраструктура Олонхо в культурном пространстве и туризме». Многие эпические культуры мира сохранились до настоящего времени путем их трансформации в жанр театрально-ритуального действа (японский театр Кабуки, древнеиндийский эпос «Махабхарата» и др.). Театр Олонхо, основанный на слиянии специфики северных культур и европейских театральных традиций, является квинтэссенцией новой театральной концепции (аутентичной моделью национального театра) и может стать не только театрально-зрелищным учреждением, но и местом для погружения в мир традиционной культуры. Действенным способом хранения и распространения народных традиций, сочетающим просветительские функции с научными методами работы, являются музейные выставки и экспозиции. Как показывает опыт мировой культуры, распространение эпических памятников достаточно эффективно происходит средствами литературы и искусства. В современном искусстве Якутии героический эпос Олонхо нашел свое художественное воплощение в различных видах искусств: музыкальном (опера – олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» М. Жиркова, Г. Литинского), театральном (спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» Саха театра, спектакль «Бэрт Хара» Национального театра танца), изобразительном – работы народного художника Якутии Т. Степанова, косторезные изделия и т.д. Перед создателями новых произведений стоят задачи соединения фольклорных традиций с канонами классического искусства, так как в этом синтезе и скрыта жизненная энергия культуры. Для обеспечения доступности «эпического» репертуара театрально-зрелищных учреждений необходимо проведение системной гастрольной деятельности. Условия для обмена творческим опытом, совместного анализа и выработки новой эстетической концепции искусства, основанного на эпическом наследии народа, могут создать республиканские, межрегиональные, всероссийские и международные фестивали, конкурсы, масштабные творческие акции. Используя огромный творческий потенциал республиканских средств массовой информации, техническую базу сети распространения, технологического оборудования и механизм широкомасштабного эмоционального воздействия средств массовой информации, создать единое культурное и информационное пространство «Олонхо». Для реализации целей и задач данной подпрограммы необходимо создание пресс-центра «Олонхо» при Международном центре Олонхо. Педагогический потенциал якутского героического эпоса может стать основой концепции при создании культурно-этнографических комплексов, парков и культурных центров под открытым небом. Функционирующие в республике парки культуры и отдыха имеют типовой характер, их содержание не наполнено национальным колоритом, а культурно-этнографические комплексы недостаточно используют возможности Олонхо как концептуальной основы для организации своей работы. Между тем, разработаны конкретные проекты по созданию культурно-этнографических комплексов, центров Олонхо «под открытым небом», киногорода. Инвестирование их строительства может дать начало новому направлению в развитии Олонхо. Основные цели и задачи подпрограммы Цель подпрограммы заключается в распространении идей и ценностей Олонхо, актуализации эпического наследия для восприятия современным человеком. Основными задачами являются: создание Театра Олонхо и поддержка его деятельности; внедрение практики государственного заказа (на конкурсной основе) на создание произведений литературы и искусства; организация гастролей деятелей искусства, театров республики, выставок в Республике Саха (Якутия), России и за рубежом; реализация творческих проектов в средствах массовой информации; создание Интернет-портала, электронных книг, анимационных, документальных и игровых фильмов, познавательных мультимедийных дисков на тему «Олонхо»; организация республиканского конкурса среди периодических изданий и электронных средств массовой информации по освещению Олонхо; разработка компьютерных игр на основе Олонхо; использование педагогического потенциала Олонхо в организации досуга жителей республики; создание культурно-этнографического комплекса Земля Олонхо, концептуально основанных на раскрытии философского содержания Олонхо; распространение идей и ценностей Олонхо средствами средового дизайна, рекламной атрибутики и др.; изготовление памятников и бюстов выдающихся олонхосутов. Реализация мероприятий подпрограммы будет измеряться следующими индикаторами: увеличение количества новых произведений с применением сюжетных мотивов Олонхо в различных видах искусств. Методика оценки эффективности реализации программы Оценка эффективности реализации республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и до 2015 года (далее - Программа) производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы. Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов. Значение оценки отдельного индикатора эффективности определяется по следующей формуле: Iф1 Е = ---- x 100%, Iп1 где: Е - эффективность реализации Программы (процентов); Iф1 - фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы; Iп1 - нормативный индикатор, утвержденный Программой. Оценка эффективности реализации Программы по степени достижения индикаторов в целом определяется на основе расчетов по следующей формуле: R = (0,40 x Е) + (0,1 x Е1 ) + (0,1 x Е2 ) + (0,1 x Е3) + (0,1 x Е4 )+ (0,1 x Е5 ) +(0,1 x Е6) где: R - интегральная оценка Программы; 0,4 - весовой коэффициент, присваиваемый для индикатора эффективности мероприятий Программы I уровня; Е - значение оценки индикатора эффективности мероприятий Программы I уровня; 0,12 - весовой коэффициент, присваиваемый для индикатора эффективности мероприятий Программы II уровня; Е1, Е2, Е3, Е4, Е5 - значение оценки индикатора эффективности мероприятий Программы II уровня. Оценка эффективности реализации республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо» на 2009-2011 годы и до 2015 года» определяется как: 80 < = R < = 100 – целевые индикаторы достигнуты; R < = 80 – целевые индикаторы программы не достигнуты. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|