Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.10.2011 № 1065-р

 
                             ПРЕЗИДЕНТ
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                             г. Якутск

                 от 10 октября 2011 года № 1065-р

   О Концепции инвестиционного проекта Республики Саха (Якутия)
    «Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха
                 (Якутия) на период до 2017 года»



    В   целях  обеспечения  надежности  и  повышения  эффективности  
электроснабжения    потребителей   Республики   Саха   (Якутия)   в   
децентрализованной зоне электроснабжения:
    1.  Одобрить  Концепцию инвестиционного проекта Республики Саха 
(Якутия)  «Программа  оптимизации  локальной  энергетики Республики 
Саха  (Якутия) на период до 2017 года» (далее - Концепция) согласно 
приложению к настоящему распоряжению.
    2.  Министерству  экономики  и промышленной политики Республики 
Саха  (Якутия)  при  участии  Министерства финансов Республики Саха 
(Якутия), Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики 
Республики  Саха  (Якутия)  внести  на  рассмотрение  Правительства  
Российской  Федерации  заявку  по утвержденной форме и Концепцию за 
счет   заемных   средств,   привлекаемых   у  Международного  банка  
реконструкции и развития.
    3.  Контроль  исполнения  настоящего  распоряжения возложить на 
первого  заместителя  Председателя  Правительства  Республики  Саха  
(Якутия) Стручкова А.А.



Председатель Правительства 
Республики Саха (Якутия)                               Г. ДАНЧИКОВА


ОДОБРЕНА 
распоряжением Правительства 
Республики Саха (Якутия) 
от 10 октября 2011 года 
№ 1065-р

                             КОНЦЕПЦИЯ
    инвестиционного проекта Республики Саха (Якутия) «Программа
оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период
                           до 2017 года»

                      I. Наименование проекта

    Инвестиционный    проект   «Программа   оптимизации   локальной   
энергетики  Республики  Саха  (Якутия)  на  период  до  2017 года». 

                   II. Краткое описание проекта

    Программа  разработана  в соответствии с целями государственной 
политики    в    электроэнергетике,   определенными   в   Концепции   
долгосрочного    социально-экономического    развития    Российской    
Федерации  до 2020 года и Энергетической стратегии России на период 
до    2030    года,    а    также   согласована   с   направлениями   
социально-экономического    развития    регионов   Дальневосточного   
федерального  округа, заданными Стратегией социально-экономического 
развития  Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края 
и     Иркутской     области     на    период    до    2025    года.    
    Перспективы  оптимизации  локальной  энергетики Республики Саха 
(Якутия) определены:
    Схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и 
транспорта  Республики  Саха (Якутия) до 2020 года, разработанной в 
соответствии  с  поручением  Президента  Российской  Федерации В.В. 
Путина от 03 февраля 2006 года № Пр-154 и одобренной Правительством 
Российской  Федерации  протоколом  от  08  февраля  2007  года № 5; 
    Федеральным   законом   от   23   ноября   2009  №  261-ФЗ  «Об  
энергосбережении   и  о  повышении  энергетической  эффективности».  
    Энергосистема   Республики  Саха  (Якутия)  является  важнейшей  
составной  частью  электроэнергетики  Дальнего  Востока  России  со  
значительной  территорией  децентрализованного электроснабжения. Ее 
доля  в  выработке  электроэнергии  по  Дальнему Востоку составляет 
порядка  20%, площадь обслуживания - 3,1 млн кв. км (вся территория 
республики  или  1/5  часть  России),  из  которой 40% находится за 
Полярным  кругом.  Централизованным  энергоснабжением  охвачено 36% 
территории,  где проживает 85% населения республики. Зона локальной 
энергетики  охватывает площадь 2,2 млн кв. км (64%) с 15% населения 
республики.
    Значительные  расстояния  не позволяют обеспечить стопроцентный 
охват   централизованным   электроснабжением,   отсутствие  крупных  
потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников 
генерации большой установленной мощности. Поэтому в период освоения 
Севера   была  создана  сеть  локальных  дизельных  электростанций.  
    Сегодня  локальная  энергетика  включает  в  себя 125 дизельных 
электростанций  общей  установленной  мощностью  порядка 184,6 МВт. 
Оборудование   дизельных   электростанций  состоит  в  основном  из  
дизель-генераторов   разных   типов   и  модификаций  и  небольшого  
количества газотурбинных установок.
    Проектом  предусмотрено  проведение  мероприятий  по сокращению 
зоны  децентрализованного энергоснабжения путем строительства линий 
электропередачи   от   централизованных   источников  генерации  до  
населенных   пунктов   и  закрытие  дизельных  станций;  проведение  
реконструкции  и  модернизации существующих электрических дизельных 
станций  с  установкой современного оборудования, в том числе с 4-й 
степени  автоматизации;  внедрение  энергосберегающих  мероприятий,  
частичный    переход   локальной   энергетики   на   нетрадиционные   
возобновляемые  источники энергии; строительство ТЭЦ малой мощности 
и    тепловых    станций    с    генерацией    энергии   на   угле.   
    Проект  реализовывается в Республике Саха (Якутия) с 2008 года, 
но,  несмотря  на  прилагаемые  усилия,  программа не реализуется в 
полном   объеме  по  причине  недостаточности  финансовых  средств.  
    Проектом    предусматривается   привлечение   заемных   средств   
Международного  банка реконструкции и развития в рамках Меморандума 
о  стратегическом  партнерстве  между  Республикой  Саха (Якутия) и 
Международным       банком      реконструкции      и      развития.      
    Общий  объем  финансирования  проекта  составляет  17  700  млн  
рублей,  в  том  числе объем заемных средств у Международного банка 
реконструкции и развития – 17 700 млн рублей или 513,3 млн долларов 
США  (курс  доллара  на момент разработки концепции инвестиционного 
проекта – 29 рублей).
    Сроки  предоставления  кредита, а также льготного периода будут 
обсуждаться во время переговоров.

                    III. Цели и задачи проекта

    Основными  целями  Программы являются снижение затрат локальной 
энергетики   на   дальнепривозное  дизельное  топливо,  когенерация  
электрической  и  тепловой  энергии за счет строительства ТЭЦ малой 
мощности,  снижение технологического и стоимостного уровня потерь в 
сетях.
    Для  достижения  указанных  целей  необходимо  решить следующие 
задачи:  строительство  ЛЭП  до  дизельных  электростанций  с целью 
сокращения  зоны  децентрализованного  энергоснабжения  - замещение 
локальной    дизельной   генерации   централизованной   газовой   и   
гидрогенерацией, оптимизация количества ДЭС;
    строительство   ТЭЦ   малой   мощности  и  тепловых  станций  с  
генерацией энергии на угле;
    оптимизация производства тепловой энергии в местах расположения 
ТЭЦ  малой мощности за счет замещения существующих теплоисточников; 
    внедрение   энергосберегающих  мероприятий,  частичный  переход  
локальной  энергетики  на  нетрадиционные, возобновляемые источники 
энергии.
                       IV. Структура проекта

    Проектом   предусматривается   строительство   и  реконструкция  
объектов по следующим направлениям:
    Направление    1.    «Сокращение    зоны    децентрализованного    
электроснабжения»  включает  в  себя строительство ЛЭП к населенным 
пунктам  с  автономными  источниками  электроснабжения с установкой 
современных электроподстанций.
    Будут  введены в эксплуатацию ЛЭП различного класса напряжением 
от   35   до  0,4  кВ  общей  протяженностью  более  555  км  с  33  
трансформаторными  подстанциями  в  11-ти  районах  Республики Саха 
(Якутия),  что позволит вывести из постоянной эксплуатации в резерв 
15   ДЭС  и  снизить  расход  дизельного  топлива  на  производство  
электрической       энергии       на      4,86      тыс.      тонн.      
    Направление  2.  «Строительство  ТЭЦ  малой мощности и тепловых 
станций,  работающих  на  местных  углях,  проведение реконструкции 
существующих          ДЭС»         включает         в         себя:         
    строительство  4 ТЭЦ, 8 тепловых станций, работающих на местных 
углях взамен ДЭС, работающих на дорогом привозном дизельном топливе 
и   не   отвечающих  современным  требованиям  энергоэффективности;  
    реконструкцию  существующих  6  дизельных  станций с установкой 
современного   оборудования   с  4  степенью  автоматизации  взамен  
морально  и  физически  устаревшего оборудования дизельных станций; 
    реконструкцию  распределительных электрических сетей в районных 
центрах  и  поселках с относительно большим энергопотреблением, где 
строительство  ЛЭП  технологически  и экономически нецелесообразно. 
    За  период 2012-2017 годы будут введены 4 ТЭЦ малой мощности, 8 
тепловых станций, реконструированы 6 дизельных станций в 11 районах 
республики.   Общая   мощность  вводимых  ТЭЦ  и  тепловых  станций  
составляет  77 МВт электрической и 90,2 Гкал/час тепловой мощности. 
Выводятся  из работы 11 ДЭС общей установленной мощностью 60,5 МВт. 
    Направление  3.  «Реализация  программ энергоресурсосбережения» 
включает в себя:
    строительство  высокоэффективных  ДЭС в районах, где невозможна 
реализация           направлений           1          и          2;          
    минимизация   потерь  электрической  энергии  с  реконструкцией  
распределительных   электрических   сетей   и  использованием  СИП;  
    ввод    новых    экономичных    ДЭС   установленной   мощностью   
соответствующей нагрузкам потребителей;
    строительство  газодизельных  станций  при реализации программы 
газификации    населенных   пунктов   Республики   Саха   (Якутия);   
    проведение  мероприятий  по  снижению  энергопотребления  путем  
установки приемников пониженной мощности;
    использование   возобновляемых   источников  электроэнергии  со  
строительством  малых  ГЭС,  солнечных  и  ветряных электростанций. 
    Направление  4. «Реализация Программы установки сезонных микро- 
и       мини-ГЭС       в      зоне      локальной      энергетики».      
    Республика      Саха     (Якутия)     обладает     значительным     
гидропотенциалом.  Институтом ФизТехПроблем Севера СО РАН проведены 
исследования   и  определено  34  потенциальных  мест  расположения  
гидроэлектростаций   на   территории  Республики  Саха  (Якутия)  в  
бассейнах           рек           и           их          притоков.          
    Целью   программы  является  определение  приоритетных  мест  и  
установка  сезонных  микро - и мини-ГЭС в зоне локальной энергетики 
для   замещения   ДЭС   в   летнее   время.  Микро-ГЭС  в  основном  
предназначены  для  покрытия  местных нужд и изолированной работы и 
могут   быть   рентабельными  при  упрощении  схемы  их  управления  
(например, за счет балластной нагрузки) и работы без обслуживающего 
персонала.
    Предполагается  установка  19  станций общей мощностью от 40 до 
700 кВт.
                          V. Тип проекта

    Тип  проекта  –  Инвестиционный, с привлечением заемных средств 
Международного   банка   реконструкции   и  развития  под  гарантии  
Правительства Российской Федерации.

                 VI. Схема финансирования проекта

    Инвестиционным проектом предусмотрено 17 700 млн рублей, из них 
в разрезе по годам:
    2012 год – 770 млн рублей; в том числе заемные средства 770 млн 
рублей;
    2013 год – 2 200 млн рублей; в том числе заемные средства 2 200 
млн рублей;
    2014 год – 2 300 млн рублей, в том числе заемные средства 2 300 
млн рублей;
    2015 год – 2 300 млн рублей, в том числе заемные средства 2 300 
млн рублей;
    2016 год – 4 500 млн рублей, в том числе заемные средства 4 500 
млн рублей;
    2017 год – 4 100 млн рублей, в том числе заемные средства 4 100 
млн рублей;
    2018 год – 1 530 млн рублей, в том числе заемные средства 1 530 
млн рублей.
                                                                      
  VII. Объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации
                              проекта

    Объем   необходимых   средств  для  подготовки  инвестиционного  
проекта  со  стороны  Международного банка реконструкции и развития 
зависит  от  общего объема инвестиций и реализации проекта, который 
будет уточнен при согласовании заявки в Министерстве экономического 
развития  Российской  Федерации  и Министерстве финансов Российской 
Федерации.
    Общая  сумма  финансирования  Программы  оптимизации  локальной  
энергетики   Республики  Саха  (Якутия)  на  период  до  2018  года  
составляет 17 700 млн рублей (513,3 млн долларов США) за счет займа 
Международного       банка      реконструкции      и      развития.      

VIII. Сроки подготовки проекта и объем средств, направляемых на его
                            подготовку

    При получении гарантии Правительства Российской Федерации сроки 
подготовки  проекта  установить  в  течение 1 года (до декабря 2011 
года).
    После  завершения  подготовки  проекта  исполнитель  проекта по 
согласованию   с  Министерством  финансов  Российской  Федерации  и  
Министерством экономического развития Российской Федерации извещает 
международную финансовую организацию о готовности начать переговоры 
с  целью  подписания от имени Российской Федерации соответствующего 
соглашения   с   международной  финансовой  организацией  (далее  -  
соглашение     с     международной     финансовой    организацией).    

IX. Обоснование необходимости привлечения международных финансовых
                организаций для реализации проекта

    Участие   международной  финансовой  организации  в  реализации  
проекта  обеспечит  эффективную  передачу  международного  опыта  и  
знаний.  Всемирный банк имеет хорошие возможности для привлечения к 
участию   в   проекте   ведущих  международных  экспертов,  имеющих  
аналогичный опыт программ в Великобритании, Нидерландах, Сингапуре, 
Австралии, Польше, США.
    Всемирный   Банк   обладает   достаточным   знанием  российской  
специфики,  необходимым для приспособления международного опыта при 
реализации   данного   проекта,   а   также   координации  проектов  
межсекторального  и  межрегионального  уровня, который весьма важен 
для   проекта,   в  комплексе,  затрагивающего  жизнеобеспечивающие  
направления  экономики.  Одним  из  значимых факторов необходимости 
привлечения Международного банка реконструкции и развития к участию 
в  проекте  является  выгодные  финансовые  условия  финансирования  
проекта.    В    частности,   средства   займа   Всемирного   банка   
предоставляются  по  ставке  ЛИБОР + 105 базисных пунктов при сроке 
займа  18  лет,  что  примерно на 156 базисных пунктов ниже, чем по 
Еврооблигациям       с      тем      же      сроком      погашения.      

             X. Ожидаемый эффект от реализации проекта

    Начиная  с  2019 года, финансовые ресурсы, направляемые из всех 
источников  на  завоз  привозного дизельного топлива из-за пределов 
республики  для  нужд  электроэнергетики,  будут в сравнении с 2007 
годом  снижены на 2,3 млрд рублей. При этом, в результате изменения 
структуры  топливного  баланса  ввиду  замещения дизельного топлива 
энергетическим  углем,  годовой объем добычи угля увеличится на 176 
тыс.       тонн       в      сравнении      с      2007      годом.      
    Повысится  конкурентоспособность  промышленного производства за 
счет  снижения  себестоимости продукции. Экономический эффект после 
реализации   Программы   составит   1,8   млрд   рублей   ежегодно.   
    Кроме   того,  будет  получен  положительный  мультипликативный  
эффект   от   масштабного   строительства  энергообъектов,  который  
выразится   в   росте   выручки   машиностроительных   предприятий,   
выпускающих     энергетическое     оборудование,     сталелитейной,     
электропроводной и кабельном производствах.
    В   социальном   плане  будет  сделан  весомый  шаг  в  сторону  
выравнивания условий проживания населения в районах Крайнего Севера 
до  общероссийского  уровня.  Так,  в  местах  появления  ТЭЦ малой 
мощности  за  счет оптимизации процесса производства тепла появится 
круглогодичное обеспечение горячей водой.
    За    счет    технического   перевооружения   произойдет   рост   
производительности  труда и улучшение техники безопасности. На базе 
новых    перспективных    технологических   схем   и   оборудования   
предусматривается   обновить   58%   процентов   основных  средств.  

  Целевые индикаторы и показатели плана (программы) «Оптимизация
  локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2017
                               года»

|————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|
|                |  Единица  |   2012   |   2013   |   2014   |   2015   |   2016   |   2017   |
|                | измерения |          |          |          |          |          |          |
|————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|
|Ввод в          |    Км     |   79,5   |  240,8   |   61,6   |  126,7   |  186,5   |  212,9   |
|эксплуатацию    |           |          |          |          |          |          |          |
|линий           |           |          |          |          |          |          |          |
|электропередачи |           |          |          |          |          |          |          |
|————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|
|Ввод в          |    МВт    |  11,96   |  14,03   |   20,9   |  14,38   |  24,84   |  30,86   |
|эксплуатацию    |           |          |          |          |          |          |          |
|станций малой   |           |          |          |          |          |          |          |
|мощности        |           |          |          |          |          |          |          |
|————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|
|                |   Гкал/   |    35    |    0     |    0     |    0     |    10    |    40    |
|                |    час    |          |          |          |          |          |          |
|————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|
|Снижение объемов| Тыс. тонн |   17,3   |   3,7    |   14,3   |   3,5    |   3,9    |   13,4   |
|завоза          |           |          |          |          |          |          |          |
|дизельного      |           |          |          |          |          |          |          |
|топлива         |           |          |          |          |          |          |          |
|————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|

  XI. Предложения по ответственным исполнителям и соисполнителям
                              проекта
                                                                      
    Ответственным   исполнителем   проекта  является  Правительство  
Республики    Саха    (Якутия),   соисполнителем   -   Министерство   
жилищно-коммунального   хозяйства   и  энергетики  Республики  Саха  
(Якутия).

Информация по документу
Читайте также