Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.08.1998 № 363ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 11 августа 1998 года N 363 Об утверждении Программы первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия) в 1998-1999 годах В целях преодоления негативных явлений и стабилизации социально-экономического положения Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемые Программу первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия) в 1998-1999 годах (далее именуется - Программа) и План антикризисных мероприятий Правительства Республики Саха (Якутия) (далее именуется - План). 2. Возложить на руководителей министерств и ведомств, глав администраций улусов, городов персональную ответственность за выполнение Программы и Плана. 3. Руководителям министерств и ведомств, главам администраций улусов, городов подготовить и утвердить ведомственные и региональные планы по организации выполнения Программы и Плана и обеспечить их реализацию. 4. Министерствам, ведомствам, администрациям улусов, городов анализировать ход выполнения Программы и Плана и до 10 числа каждого месяца представлять в Правительство Республики Саха (Якутия) соответствующую информацию. 5. Министерству экономики и прогнозирования до 20 октября 1998 года представить в Правительство Республики Саха (Якутия) доклад о предварительных результатах выполнения Плана с соответствующими предложениями. 6. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 мая 1998 года N 187 "О первоочередных мероприятиях в 1998 году по финансовому оздоровлению и преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия)". 7. Поручить Аппарату Правительства Республики Саха (Якутия) (Протопопов Е.Е.) в срок до 14 сентября 1998 года скорректировать, с учетом Программы первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия), комплексный план действий Правительства Республики Саха (Якутия), принятый постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.02.98 N 62, и внести на утверждение Председателю Правительства. 8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Председателя Правительства по курируемым вопросам. Общий контроль за исполнением постановления оставляю за собой. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 августа 1998 года N 363 ПРОГРАММА первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия) в 1998-1999 годах 1. Оценка ситуации В настоящее время в республике сложилась кризисная экономическая ситуация. Общий спад производства сопровождался высокой инфляцией и структурным кризисом, который затронул все отрасли хозяйственного комплекса республики. В период с 1992 по 1997 годы объем производства валового регионального продукта (ВРП), основного индикатора экономического потенциала республики, сократился на одну четверть. С начала текущего года сохранились тенденции снижения объемов производства во всех основных отраслях экономики, за исключением алмазодобывающей промышленности. Ситуация осложняется необходимостью проведения восстановительных работ по ликвидации последствий наводнения. По расчетам правительственной комиссии ущерб, нанесенный экономике республики, оценивается в 1,2 млрд. рублей. Проведение восстановительных работ предстоит осуществить собственными силами, без существенной поддержки федерального Центра. Увеличение объемов промышленного производства за первое полугодие т.г. по сравнению с прошлогодним уровнем на 7 процентов произошло в основном за счет роста добычи алмазов, без учета деятельности АК "АЛРОСА" производство по другим отраслям сократилось на 12 процентов. Снижение инвестиционной активности в республике за 1 полугодие составило 19,7 процентов. Объем продукции сельского хозяйства сократился на 14 процентов. Заметно ухудшилось финансовое состояние предприятий. Балансовая прибыль основных отраслей экономики уменьшилась с 38,6% к ВРП в 1992 году до 5% в 1997 году. 55 процентов прибыли, полученной за январь-май т.г. основными отраслями экономики республики, приходится на АК "АЛРОСА". 66 процентов всех предприятий республики являются убыточными, при этом в промышленности - 58 процентов, в ЖКХ - 83 процента, на транспорте - 79 процентов. В период перехода к рынку Президент и Правительство республики создавали условия для адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, оказывалась значительная государственная поддержка посредством непосредственного дотирования из госбюджета, льготного налогообложения, списания пеней и штрафов, сдерживания цен на энергоресурсы, тарифов на транспортные перевозки, направления значительных объемов государственных инвестиций (до 40 % от общего объема производственных капитальных вложений), предоставления беспроцентных кредитов, гарантий и поручительств Правительства по привлекаемым предприятиями кредитам, устанавливались инвестиционные надбавки к ценам и тарифам на продукцию (услуги) предприятий. Однако принимаемые меры не привели к адекватным реальным результатам. Имевшиеся резервы не были эффективно использованы на развитие производства, зачастую использовались на потребление. Многие предприятия, надеясь и на дальнейшую государственную поддержку, не смогли эффективно перестроить и наладить свою работу в изменяющихся условиях перехода к рыночным отношениям. Ухудшение ситуации в реальном секторе экономики повлекло за собой дестабилизацию расчетно-платежной дисциплины, неплатежи достигли рекордной отметки в 40 млрд. рублей, что превышает весь объем ВРП за 1997 год. За пять месяцев 1998 года кредиторская задолженность возросла на 25 процентов, дебиторская задолженность -на 15 процентов. Со стороны государства не были приняты вовремя меры по оздоровлению бюджета. Вместо систематической работы по улучшению сбора налогов, сокращению государственных расходов, установлению контроля за целевым использованием и своевременным возвратом государственных средств, в том числе по централизованным кредитным ресурсам на завоз грузов, был допущен значительный рост государственного долга с наращиванием в доходной части бюджета доли взаимозачетов, денежных суррогатов. За январь-май 1998 года задолженность предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возросла на 37 и 17 процентов соответственно, при этом просроченная задолженность по этим платежам составляет более 70 процентов. Задолженность по налогам на 1 июля 1998 года составила 2717 млн. рублей. За 1 полугодие собрано налогов 77 % от плана (без учета АК "АЛРОСА" - 60 %), при этом только половина поступила денежными средствами. Размер накопленной недоимки по налоговым платежам превысил сумму собираемых налогов за полугодие т.г. на 18 %. Покрывать образующийся дефицит бюджетных средств приходится за счет растущих заимствований и расходов по обслуживанию государственного долга. Сумма государственного долга составляет более 13 млрд. рублей, что составляет около половины производимого за год валового регионального продукта. Налицо угроза опасного долгового кризиса, который может перерасти в новую волну углубления общего кризиса экономики республики. Обострились социальные проблемы, уровень доходов населения снизился с 1992 года на четверть (за полугодие т.г. доходы уменьшились еще на 7%), каждый четвертый имеет доходы ниже прожиточного минимума, общая безработица увеличилась до 10,2% к экономически активному населению, при этом официальная безработица возросла только за полугодие в 1,3 раза. Причинами кризисной ситуации в экономике республики являются как процессы, протекающие на уровне Российской Федерации, так и специфика функционирования экономики в северных условиях. В процессе реализации экономических реформ были допущены организационные ошибки и кадровые просчеты. До сих пор не устранена старая неэффективная система управления, обусловленная отсутствием стратегии в деятельности предприятий, недостаточным знанием конъюнктуры рынка, низким уровнем менеджмента. 2. Задачи Программы Правительство республики совместно со всеми ветвями власти, предприятиями и организациями должно реализовать Программу стабилизации экономики и финансов, разработанную Правительством Российской Федерации. Необходимость принятия Программы первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия) обусловлена тем, что предложенные в ней мероприятия дополняют и конкретизируют основные направления федеральной Программы с учетом особенностей республики. Реализация мер федеральной и республиканской Программ в ближайший период времени позволит решить основные задачи: Разрешение бюджетного кризиса: исполнение бюджетных обязательств, в том числе по выплате заработной платы, сокращение бюджетного дефицита, государственного долга. Создание условий для развития производства, преодоления неплатежей, бартера, восстановления нормального товарно-денежного оборота и, тем самым, для роста доходов в экономике и расширения налогооблагаемой базы. Выполнение настоящей Программы не означает решения всех проблем экономики, но финансовый кризис должен быть преодолен, что вплотную позволит заняться решением задач развития экономики. 3. Меры по преодолению бюджетного кризиса 3. 1. Мобилизация доходов В рамках плана мобилизации доходов предусмотрены следующие основные меры на уровне Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по совершенствованию налогового администрирования и изысканию дополнительных доходов бюджета: Переход на начисление НДС по дате отгрузки продукции в соответствии с изменением в федеральном законодательстве, ибо существующий порядок позволяет надолго задерживать налоговые платежи. В ряде отраслей, особенно в газовой промышленности и электроэнергетике, будут применяться рассрочки по платежам. Усиление мер государственного контроля за оптовой торговлей (включая оптовые рынки). Использование имеющихся резервов пополнения доходов местных бюджетов за счет введения местных налогов, предусмотренных Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ", таких как налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, лицензионные сборы за право торговли подакцизными товарами, сбор за право торговли, налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Упорядочение поступления налогов за счет ликвидации льгот и освобождений, предоставляемых дополнительно сверх российского законодательства, с учетом наиболее эффективного их применения. Отмена ранее предоставленных, не оправдавших себя отсрочек по уплате налогов. Федеральным Правительством до 1 января 1999 года будут внесены дополнения в Налоговый кодекс, которые предоставят налоговым органам широкие полномочия по взысканию основной суммы задолженности по уплате налогов, а также начисленных на нее пеней и штрафов без необходимости обращаться в суд. В Налоговом кодексе РФ будут также содержаться усовершенствованные положения о налоговых органах, такие, как применение уголовной ответственности по отношению к налоговым агентам, не перечисляющим налоги в бюджет, и наделение налоговых органов правом взыскания средств с банковских счетов неплательщиков. Введение единого налога с вмененного дохода для отдельных видов малого предпринимательства, в том числе для розничной торговли горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях и т.д. Задача - снизить налоговое бремя для законопослушных предпринимателей и обеспечить поступление налогов от скрываемых доходов. Введение новой шкалы подоходного налога, более "плоской", с меньшими ставками, но распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами. Введение налога с продаж со ставкой до 5%. Введение единой ставки НДС на уровне 20 %, отмена пониженной ставки на ряд товаров. Ликвидация отдельных льгот по уплате НДС и налога на прибыль. Введение гербового сбора в целях улучшения финансирования судебной системы. Повышение ставок земельного налога и введение повышенной платы за неиспользуемые земельные ресурсы с целевым направлением средств на поддержку добросовестных сельхозпроизводителей и землепользователей. Отмена льгот по взиманию доходов от сдачи в аренду государственного имущества. Установление конкурсного порядка сдачи в аренду находящейся в государственной собственности недвижимости. Повышение эффективности использования имущества аэропортов, находящихся в государственной собственности. Упорядочение управления объектами государственной собственности за пределами республики. В области государственного контроля за рынком алкогольной продукции в последние годы достигнуты некоторые результаты. Начался рост производства винно-водочной продукции, увеличились доходы бюджета. Однако есть еще большие резервы, поэтому предполагается: усиление административной и уголовной ответственности за незаконное производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; регулирование оптового и розничного звена торговли через аккредитацию и создание специализированных торговых предприятий; ужесточение требований к выдаче лицензий, приостановление действия лицензий или их аннулирование в случаях неуплаты налогов и акцизов сроком более 3 месяцев, производства и оборота продукции без акцизных марок и т.д. 3. 2. Сокращение государственных расходов Будет продолжена инвентаризация бюджетной сети, определены параметры сокращения количества юридических лиц и оптимизации численности работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств бюджета. Формирование расходов бюджетной сферы в 1999 году планируется произвести в соответствии с социальными нормативами бюджетного финансирования. Количество прямых получателей средств Государственного бюджета на 1999 год будет сокращено. Некоторые получатели средств бюджета, утрачивающие статус прямых получателей (главных распорядителей), не теряют своей юридической самостоятельности и сохраняют целевое финансирование. Для этого предполагается внести изменения в бюджетную классификацию Республики Саха (Якутия) предусматривать в отдельных приложениях к республиканскому закону о государственном бюджете на соответствующий год объемы финансирования по каждому из них. В первую очередь это касается отделений Академии наук и особо ценных объектов культурного наследия народов Республики Саха (Якутия). Реорганизацию бюджетных учреждений намечено проводить путем слияния организаций и сокращения расходов на их содержание, в том числе посредством оптимизации численности их работников. Предусматривается поэтапная передача в ведение улусов, городов организаций и учреждений социальной сферы, ориентированных преимущественно на региональные нужды. Инвентаризация условий оплаты труда работников бюджетных организаций В целях упорядочения оплаты труда работников бюджетной сферы предусматривается: установление уровня среднего денежного содержания государственных служащих Республики Саха (Якутия) в соответствии с условиями денежного содержания федеральных государственных служащих, но не выше существующего уровня; приведение оплаты труда работников организаций, учреждений, не являющихся органами государственного управления, в соответствии с ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, таких, как Республиканское детское спортивно-оздоровительное объединение, санаторий "Бэс Чагда", Национальная вещательная компания "Саха" и т.д.; закрепление за вышестоящими организациями права определения лимита численности и размера фонда оплаты труда бюджетных организаций, находящихся в их ведении; унификация отраслевых норм оплаты труда. Инвентаризация внебюджетных фондов и средств Предстоит совершенствование системы внебюджетных средств: усиление работы по возврату государственных средств, в том числе валютных, выданных в виде кредитов, ссуд, с проверкой их целевого использования; наведение порядка в использовании внебюджетных средств, в том числе от лицензионных сборов и платных услуг, республиканскими, местными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней, с зачислением их в бюджеты соответствующих уровней; рассмотрение возможности определения критерия, на основе которого в зависимости от доли использованных внебюджетных средств организации будут переводиться из разряда бюджетных в разряд дотируемых из бюджета; упорядочение расходов на содержание и оплату труда работников внебюджетных фондов в соответствии с условиями оплаты труда и нормативами, предусмотренными для органов исполнительной власти в Республике Саха (Якутия). Установление и обеспечение контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов В целях исключения возможности наращивания кредиторской задолженности по оплате топливно-энергетических ресурсов предусматривается: установление лимитов и усиление контроля за обеспечением получателями средств бюджета соответствия потребления топливно-энергетических ресурсов установленным лимитам в пределах бюджетных назначений; обязательное согласование смет расходов организаций, находящихся в ведении прямых получателей средств Государственного бюджета; создание региональной энергетической комиссии, установление взаимоотношений с федеральной энергетической комиссией с целью обеспечения единства тарифной политики в ТЭК. Урегулирование кредиторской задолженности республиканского бюджета перед населением и организациями Объем кредиторской задолженности на 1 января 1998 года по расходам органов исполнительной власти и организаций, находящихся в их ведении, иных получателей средств Государственного бюджета, возникшей в результате недофинансирования расходов за счет средств Государственного бюджета, составил 1741 млн. рублей (в деноминированных ценах). На 1 июля т.г. кредиторская задолженность возросла до 2934 млн. рублей. Предстоит урегулировать объемы кредиторской задолженности республиканского бюджета перед населением и организациями. Не будет приниматься к рассмотрению кредиторская задолженность, возникшая в результате осуществления несанкционированных республиканским бюджетом расходов, превысивших уровень законодательно утвержденных плановых назначений. В проекте бюджета на 1999 год должен быть предусмотрен порядок погашения кредиторской задолженности. Необходимым является постоянное уточнение нормативно-правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования. Не принимать решений, не обеспеченных финансовыми ресурсами. Инвентаризация государственной собственности В настоящее время начата работа по сплошной инвентаризации государственного недвижимого имущества. Жесткая система учета этого имущества позволит в несколько раз увеличить доходы от его использования, которые в настоящее время явно не соответствуют объему находящейся в государственной собственности недвижимости. Для это необходимо решить следующие задачи: создание единого реестра объектов государственного недвижимого имущества; создание эффективной и гибкой системы контроля за соблюдением порядка использования и содержания этих объектов; урегулирование в соответствии с действующим законодательством имущественных отношений, связанных с использованием государственного недвижимого имущества; создание эффективной системы учета средств, получаемых бюджетными организациями от использования закрепленной за ними государственной собственности, а также контроль за целевым использованием этих средств; проведение работ по оценке земли для более полного взимания платежей за землю и дополнительного поступления средств от вторичного рынка земли. 3. 3. Упорядочение межбюджетных отношений В области межбюджетных отношений Правительством Российской Федерации будет утверждена новая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов. Правительство Республики Саха (Якутия) подписало с федеральным Правительством Соглашение, согласно которому поступление трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ будет зависеть от выполнения обязательств. Все условия Соглашения включены в перечень мероприятий по реализации настоящей Программы. Аналогичные Соглашения об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи из республиканского бюджета будут подписаны с администрациями улусов и городов. В связи с необходимостью решения вопросов по погашению задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, мобилизации средств для обеспечения завоза материальных ресурсов для бюджетных учреждений и организаций республики будет осуществлена частичная централизация бюджетных назначений по финансированию этих расходов. В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации установлены следующие условия межбюджетных отношений: проверка и жесткое регулирование заимствований; обеспечение прозрачности и гласности бюджетов; постепенная отмена взаимозачетов по республиканским и местным бюджетам; обусловленность предоставляемых трансфертов, в том числе отказ от предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты, накапливающим задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций; особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением бюджетов; введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса. Данные условия должны будут предъявляться и к межбюджетным отношениям с улусами и городами. 3. 4. Управление государственным долгом Основной проблемой государственных финансов всех уровней в настоящее время становится увеличивающийся государственный долг и рост расходов на его обслуживание. Наряду со снижением дефицита бюджета, крайне важно изменить структуру заимствований на основе перехода к финансированию дефицита в основном за счет размещения среднесрочных и долгосрочных заемных инструментов. Задача состоит в том, чтобы, управляя государственным долгом, замещать короткие и дорогие долги длинными и дешевыми. Правительство Республики Саха (Якутия) не должно допустить увеличения государственного долга, подлежащего обслуживанию в 1999 году, по сравнению с размером государственного долга, подлежащего обслуживанию в 1998 году. Будет реализовываться программа по управлению и обслуживанию государственного долга, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.98 N 290. Необходимо разработать финансовые нормативы бюджета с целью поддержания его кредитоспособности. В результате проводимой политики важно обеспечить ограничение темпов роста государственного долга темпами роста ВРП. В 1999 году предстоит стабилизировать за счет указанных мер долю процентных расходов в бюджете, а с 2000 года снижать ее. Меры по поддержке производства В сложившихся условиях поддержка производства со стороны государства может осуществляться по трем основным направлениям: снижение налогового бремени; снижение цен и тарифов в отраслях естественных монополий, сокращение перекрестного субсидирования; снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не по вине предприятий. Кроме того, выход из кризиса возможен только на основе того, что каждое предприятие и каждая отрасль должны осуществить структурные реформы. 4. 1. Снижение налогового бремени Снижение налогового бремени предусмотрено проектом Налогового кодекса. В случае его принятия для реальной сферы налоговое бремя снизится на 1,5-2 процента к внутреннему валовому продукту. В дальнейшем планируется продолжить линию на снижение ставок налогообложения при увеличении собираемости налогов. В 1999 году будет продолжена налоговая политика республики по поддержке приоритетных отраслей, предприятий, занимающихся внедрением высоких технологий и имеющих спрос на выпускаемую продукцию. Снижение цен и тарифов в отраслях естественных монополий С 15 июня 1998 года снижены на 25 процентов тарифы на грузовые железнодорожные перевозки грузов (уголь, нефть сырая, мазут, руда), что положительно отразится на снижении себестоимости завоза этих грузов из-за пределов республики. Снижены оптовые цены на газ и тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей до 50 процентов при условии их оплаты денежными средствами. Снижение цен и тарифов, даже значительное, при условии оплаты денежными средствами, будет стимулировать рост монетизации экономики, спроса на деньги, не нанося ущерба сбору налогов. Указанные меры, хотя и повысят напряженность финансового положения в отраслях естественных монополий, позволят существенно снизить издержки в других производственных отраслях, а также в бюджетной сфере. Будет сокращено количество перепродавцов, произведена передача функции сбыта тепло- и электроэнергии энергоснабжающим организациям. 4. 3. Реструктуризация задолженности предприятий В настоящее время огромная накопленная задолженность предприятий перед бюджетами всех уровней, внебюджетными социальными фондами, по заработной плате, поставщиками, банками достигла 40 млрд. рублей. На многих предприятиях долги нередко многократно превышают годовые объемы реализации продукции и большей частью стали безнадежными. Особое значение при этом играют бюджеты всех уровней, ставшие своего рода генераторами неплатежей. Для оживления экономики потребуется осуществить меры по развязке долговой проблемы при том, что списание или прощение долгов, особенно со стороны государства, недопустимо, поскольку подрывает налоговую и финансовую дисциплину, в настоящее время и так чрезвычайно слабую. Решения о порядке проведения реструктуризации задолженности в 1998 году перед федеральным и республиканским бюджетами, об ускоренной процедуре банкротства, об обращении взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету, о пересчете пеней уже создали определенную правовую базу. Необходимо ускорить практическое применение этих решений и реально осуществить реструктуризацию долгов. Оперативной комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) совместно с отраслевыми министерствами необходимо в течение III квартала т.г. утвердить планы и обеспечить реструктуризацию задолженности основных бюджетообразующих предприятий, при этом: в случае неисполнения принятых обязательств, особенно по текущим платежам, подвергать предприятие предусмотренным санкциям, включая арест дебиторской задолженности, ускоренную процедуру банкротства и др.; в случае своевременного исполнения принятых обязательств предусмотреть меры по увеличению периода отсрочки уплаты долгов; использовать упрощенную процедуру прекращения или ограничения подачи электроэнергии, тепловой энергии и природного газа организациям и потребителям в случае неоплаты ими поставленных топливно-энергетических ресурсов. 4. 4. Структурные реформы Будет продолжена политика структурной перестройки экономики республики в целом за счет сокращения убыточных и создания новых перспективных производств, повышающих доходность и самодостаточность экономики, таких как нефтегазовая промышленность, другие отрасли топливно-энергетического комплекса, производство оборудования для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, металлопластиковых труб, брикетирование угля и т.д. Для государственной поддержки производителей предусмотрено: внести изменения в порядок налогообложения при реализации продукции ниже себестоимости и основных фондов ниже балансовой стоимости, чтобы, не подрывая налоговую дисциплину, дать возможность предприятиям избавляться от неликвидов, реализовать неиспользуемое оборудование, устранять искусственное завышение цен, созданное вследствие применения бартера и денежных суррогатов; отменить счет недоимщика или изменить режим его использования таким образом, чтобы устранить мотивы проведения расчетов минуя этот счет, применения бартера и расчетов наличными деньгами; изменить порядок начисления амортизации и оценки основных фондов с тем, чтобы дать возможность предприятиям снизить издержки. Имеется в виду разрешить считать установленные нормы амортизации предельными и дать возможность предприятиям начислять амортизацию по более низким нормам, а балансовую стоимость основных фондов, определенную в итоге многолетних индексаций, переоценивать в сторону понижения. Для естественных монополий будет определен особый порядок оценки основных фондов. Для сокращения неплатежей предприятий естественных монополий в бюджеты всех уровней необходимо: строгое соблюдение всеми бюджетополучателями жестких лимитов потребления энергии, тепла и газа; организация прямого финансирования закупок бюджетополучателями топливно-энергетических ресурсов; разработка программы сокращения перекрестного субсидирования (в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства), введение федеральных стандартов соотношений между оптовой ценой газа, тепла, энергии и отпускными ценами для населения; введение раздельного финансового учета затрат на производство, передачу и распределение электроэнергии, а также затрат на добычу газа, его транспортировку и иную хозяйственную деятельность. Будет внедряться система государственных заказов, как совокупности государственных контрактов на поставку продукции (товаров), работ, услуг для государственных нужд за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов улусов и городов, внебюджетных фондов. При этом размещение государственного заказа будет производиться на конкурсной основе. В этом заложен резерв повышения эффективности использования и экономии государственных финансов, пресечения разбазаривания государственных средств, борьбы с коррупцией. Будут снижены ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование и запасные части к нему, не производимые в России и не имеющие отечественных аналогов. В сложившихся условиях потребуется выработка дополнительных и эффективных мер по поддержке экспортоориентированного производства в республике. Намечено принять ряд федеральных законов о гарантировании банковских вкладов, о банкротстве кредитных организаций, о борьбе с легализацией незаконно полученных доходов. Будут приняты меры по упорядочению системы налогообложения операций с ценными бумагами. Предусматривается развивать законодательную и институциональную базу частной собственности на землю и недвижимость, разработать и внести проекты законов о государственных муниципальных землях, о государственном земельном кадастре, об оценке земли и о землеустройстве. Будут разработаны мероприятия по укреплению банковской системы Республики Саха (Якутия). Реструктуризация отраслей экономики республики должна обеспечить необходимый объем конкурентоспособного производства, рентабельность и эффективную занятость населения. Реструктуризация предприятий должна проводиться с учетом стратегических направлений и особенностей развития каждой отрасли. Для реструктуризации отраслей и реформы предприятий необходимо: на основе тщательного анализа провести работу по оптимизации структуры управления, убрать излишние управленческие и другие подразделения; осуществить процедуры санации и банкротства нерентабельных убыточных предприятий и производств; планировать работу предприятий на краткосрочный и долгосрочный период, разработать бизнес-планы стратегического развития предприятия; ориентироваться на выпуск конкурентоспособной продукции с учетом изучения рынков сбыта, вести целенаправленную работу по снижению издержек производства, повышения производительности труда; максимально использовать производственные мощности, совершенствовать технологии, техническую оснащенность, взаимодействовать с наукой; изменить кадровую политику, подобрать грамотный управленческий персонал, создать четкую организацию управления производством. Отраслевые министерства несут полную ответственность за выработку и проведение государственной политики в отрасли, осуществление реструктуризации курируемых отраслей и проведение реформирования предприятий. В ближайшее время должны быть утверждены планы реструктуризации основных предприятий всех отраслей экономики. Развитие негосударственного сектора В 1998 году вступит в силу закон о лицензировании в целях введения на федеральном и республиканском уровнях новых, упорядоченных, процедур лицензирования, в том числе по предпринимательской деятельности, и установления приемлемых ставок сборов. В целях поддержки предпринимательства будут разработаны меры по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, установлен порядок предоставления в аренду республиканского и муниципального имущества субъектам предпринимательства и т.д. Будет реализовываться Программа приватизации в Республике Саха (Якутия), которая определяет механизм осуществления приватизации государственного имущества, перечень предприятий, приватизация которых запрещена. В программе приватизации на 1998 и 1999 годы значительно расширены масштабы и ускорен процесс проведения приватизации предприятий на гласной и конкурсной основе. Это будет сделано за счет приватизации предприятий по индивидуальным, наиболее приемлемым, эффективным способам. Нахождение наиболее эффективного собственника возможно путем проведения коммерческого конкурса с инвестиционными условиями. В акционерных предприятиях в Советах директоров необходимо усилить работу и ответственность представителей государства по выработке и проведению государственной экономической политики в акционерных обществах. Нужно наладить четкую систему контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, которая позволит выявить, как распределяются и используются доходы, как защищены интересы государства. Назрела необходимость в наведении порядка в заключении контрактов с руководителями предприятий, которые должны предусматривать меры ответственности руководителей за сохранность и эффективность использования государственного имущества, зависимость оплаты труда руководителей от финансово-хозяйственных результатов работы предприятий. Начиная с 1999 года в бюджете должны предусматриваться расходы на осуществление функций по управлению государственной собственностью - для национализации (выкупа) предприятий или долей акций на вторичном рынке, подготовки государственных поверенных в АО, конкурсных и антикризисных управляющих и т.д. Инвестиционная политика Государственная поддержка инвестиционных проектов в производство будет осуществляться на паритетных началах, причем не только прямым финансированием из бюджета, а с помощью всех имеющихся внебюджетных источников, республиканских гарантий, налоговых льгот, бизнес-консультирования проектов, содействия в их продвижении. В целях эффективного использования капитальных вложений, удешевления строительства размещение государственных заказов на проектирование, строительство, реконструкцию будет проводиться на конкурсной основе. Республиканская компания "Саха-Капитал" на основе Гарантийного фонда и передачи в залог пакета акций крупных предприятий республики будет осуществлять формирование инвестиционного портфеля для нахождения выгодных инвесторов и привлечения внутренних и внешних заимствований для расширения производств в высокоэффективных и жизнеобеспечивающих отраслях и предприятиях. Созданию благоприятных условий для инвестиций будет способствовать принятие законов, направленных на повышение деловой активности предприятий и инвестиционной привлекательности республики, законы "Об инвестиционной деятельности", "О Гарантийном фонде", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", регламентирующие правоотношения по использованию золотовалютных активов республики в инвестиционном процессе. Согласно Закону РФ "О Соглашении о разделе продукции" будет подготовлен перечень месторождений коренного золота, запасы которых составляют до 10 тонн, россыпного золота - до 5 тонн, нефти, извлекаемые запасы которой составляют до 10 млн. тонн, газа - до 50 млрд. куб. м для предоставления в пользование на условиях раздела продукции по решению республиканских органов. Сами предприятия и организации должны постоянно заниматься инвестированием в производство. Для этого необходимо использовать прибыль, средства, остающиеся от предоставленных налоговых льгот, а также амортизационные отчисления, принимать активное участие в инвестиционных конкурсах, проводимых на федеральном уровне, в международных проектах, для чего требуется разработка бизнес-планов по международным стандартам. Кроме того, должны быть реализованы меры, призванные обеспечить защиту прав инвесторов и прозрачность предприятий и тем самым снизить риск в экономике. В этих целях федеральным Центром предлагается: осуществить переход на международные стандарты бухгалтерского учета (до конца года будет введено не менее 10 международных стандартов из 22, предусмотренных в двухлетнем плане); уже в 1998 году ввести ежеквартальную финансовую отчетность по международным стандартам крупнейших компаний - основных эмитентов; укрепить независимый аудит и государственный финансовый контроль; обеспечить защиту прав меньшинства акционеров, в том числе от перекачки активов в материнские (дочерние) компании. 5. Социальная политика 5. 1. Погашение задолженности по заработной плате Ключевой проблемой остается задолженность по заработной плате. За первое полугодие 1998 года задолженность по выдаче средств на заработную плату в республике достигла 3,5 млрд. рублей, что составляет 5,4 месяцев, из них 32 процента задолженности возникло из-за отсутствия бюджетного финансирования. Основные причины долгов по оплате труда связаны прежде всего с бюджетным кризисом, а также отставанием в формировании трудовых отношений и несоответствием действующего трудового законодательства рыночным условиям. Правительство Республики Саха (Якутия) считает одной из приоритетных задач погашение задолженности по зарплате, прежде всего в бюджетной сфере. Оперативной комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) необходимо утвердить и осуществить жесткий контроль за исполнением графиков погашения задолженности по заработной плате предприятиями. Осуществление мер по устранению бюджетного кризиса позволит поэтапно решить вопрос погашения задолженности по заработной плате в бюджетной сфере, дальнейшего обеспечения ее своевременной выплаты. Неудовлетворительная система оплаты труда, необоснованный ее рост приводит к проблеме своевременной ее выплаты. Формирование оплаты труда на предприятиях должно производиться в зависимости от конечных результатов труда, учитывающих уровень рентабельности, объем производства и реализации продукции, производительность труда. Будут разработаны рекомендации по совершенствованию организации заработной платы, тарифных ставок и должностных окладов с целью сокращения диспропорций в оплате труда сквозных категорий работников в разных отраслях экономики. Совершенствованию законодательной базы будет способствовать принятие Закона Республики Саха (Якутия) "О регулировании оплаты труда в Республике Саха (Якутия)". Отраслевые тарифные соглашения и коллективные договора должны предусматривать условия оплаты и размеры льгот, связанные с результатами деятельности предприятия, и исходить из реального финансового положения отрасли, предприятия при наличии средств. Будут предложены Государственному Собранию (Ил Тумэн) изменения действующего законодательства в части установления районного коэффициента в размере 40 % в соответствии с федеральным законодательством и сокращения продолжительности дополнительных отпусков. 5. 2. Приведение обязательств государства в социальной сфере в соответствие с реальными бюджетными возможностями для обеспечения минимальных социальных гарантий Решение задачи недопущения задолженности по заработной плате предполагает прежде всего приведение обязательств государства в соответствие с реальными возможностями бюджета. Для решения этой важной задачи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1998 N 438 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины" будут исполняться только те решения, которые обеспечены реальными источниками. Правительством Республики Саха (Якутия) будет продолжена работа по упорядочению системы социальных льгот, выплат и пособий, устанавливаемых на уровне республиканского законодательства. Не оправдавшая себя разветвленная система социальных льгот и гарантий без источников финансирования будет заменена ограниченным числом адресных пособий. Социальная поддержка будет приводиться в соответствие с реальными возможностями бюджета и привязана к прожиточному минимуму. Назрела необходимость формирования единой информационной базы о получателях социальных льгот и выплат, будет введен персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат. В связи с реструктуризацией отраслей экономики, сокращения государственных расходов будет возрастать напряженность на рынке труда. В этих условиях необходимо выработать активную политику занятости населения и организации новых рабочих мест с учетом реальных возможностей и спецификой экономики республики. В области занятости необходимо введение принципа участия в общественных работах в качестве обязательного условия получения статуса безработного, а в сельской местности - введение обязательной проверки доходов от аренды и использования земельных участков для получения статуса безработного. В случае значительной задолженности по выплате пособия по безработице будут выплачиваться в первоочередном порядке пособия безработным из семей с доходом ниже прожиточного минимума на основе проверки нуждаемости. Разработана Программа по выезду граждан, проживающих в Республике Саха (Якутия), в которой предусматривается поэтапное закрытие неперспективных населенных пунктов республики с предоставлением социальных гарантий и компенсаций выезжающим, с целью внесения на рассмотрение Правительства РФ для привлечения финансовых средств для ее реализации. Заключение Правительство Республики Саха (Якутия) сделает все возможное, чтобы свести бремя трудностей к минимуму. Для этого придется действовать жестко, но именно жесткости и решительности в наведении порядка нам более всего не хватало в последние годы. Выполнение мероприятий Программы позволит в 1998 году приостановить дальнейшее развитие кризисных явлений в экономике республики, а в 1999 году существенно улучшить сбор налогов, сократить государственные расходы, в том числе на обслуживание внутреннего долга, снизить неплатежи, снизить стоимость заемного капитала. В конечном итоге это позволит несколько стабилизировать экономическое положение республики и явится основой для дальнейшего экономического роста и улучшения показателей уровня жизни населения. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в республике требует сегодня от Правительства, министерств и ведомств, представителей всех ветвей власти, предприятий и организаций всех форм собственности, политиков, руководителей, бизнесменов осознания необходимости объединения усилий и принятия неотложных и конкретных шагов в реализации экономических реформ, направленных на развитие реального производства и максимальное использование потенциала имеющихся ресурсов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|