Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.01.2000 № 8

 
              ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                     
                     от 15 января 2000 года № 8
                             г. Якутск

             О проекте Закона Республики Саха (Якутия)
           "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)"


     Правительство Республики Саха (Якутия) 
п о с т а н о в л я е т:
     Одобрить  проект  Закона  Республики  Саха (Якутия) "О мировых
судьях  в  Республике Саха (Якутия)" и внести его на рассмотрение в
Государственное  Собрание  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия).
Назначить  представителем Правительства министра юстиции Республики
Саха (Якутия) Антонова А.С.
     Согласиться  с  поэтапным  введением института мировых судей в
Республике  Саха  (Якутия).  В  2000  году  институт  мировых судей
ввести  в  городах  Якутске,  Нерюнгри, Мирном, в улусах Алданском,
Верхневилюйском,     Вилюйском,    Ленском,    Мегино-Кангаласском,
Нюрбинском,     Олекминском,     Сунтарском,    Усть-Алданском    и
Хангаласском.
     Министерству  финансов  Республики  Саха  (Якутия) (Кугаевский
А.А.)  предусмотреть  в проекте бюджета Республики Саха (Якутия) на
2000  год расходы по содержанию аппарата и обслуживающего персонала
мировых  судей  и их материально-технического обеспечения в размере
10  000  000  (десять  миллионов)  рублей  и внести на рассмотрение
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).


     
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)                                  В.ВЛАСОВ


Проект
вносится Правительством
Республики Саха (Якутия)


                               ЗАКОН
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

            О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)


     Настоящий  Закон  устанавливает  правовую  основу деятельности
мировых  судей  на  территории Республики Саха (Якутия), определяет
порядок  их  назначения  (избрания),  а  также  регламентирует иные
отношения по поводу деятельности мировых судей.

        Статья 1. Мировые судьи в Республике Саха (Якутия)

     Мировые  судьи  в  Республике  Саха  (Якутия) (далее - мировые
судьи)  являются  судьями общей юрисдикции Республики Саха (Якутия)
и   входят   в   единую   судебную  систему  Российской  Федерации.
Полномочия,  порядок  деятельности мировых судей и порядок создания
должностей  мировых  судей  устанавливаются Конституцией Российской
Федерации,  Федеральным конституционным законом "О судебной системе
Российской    Федерации",   иными   федеральными   конституционными
законами,  Федеральным  законом  "О  мировых  судьях  в  Российской
Федерации",  законом  Республики  Саха (Якутия) "О мировых судьях в
Республике  Саха  (Якутия),  а  порядок  назначения  и деятельности
мировых  судей  в  Республике  Саха  (Якутия) устанавливается также
настоящим Законом.
     Мировые   судьи   в   Республике  Саха  (Якутия)  осуществляют
правосудие    именем   Российской   Федерации   и   руководствуются
требованиями  уголовно-процессуального,  гражданско-процессуального
законодательства    Российской    Федерации,   Кодекса   РСФСР   об
административных   правонарушениях   и   законами  Республики  Саха
(Якутия) об административных правонарушениях.
     Вступившие  в  силу  постановления  мировых  судей, а также их
распоряжения,  требования,  поручения,  вызовы  и  другие обращения
являются   обязательными  и  подлежат  неукоснительному  исполнению
всеми  без  исключения  органами  государственной власти Российской
Федерации   и   Республики   Саха   (Якутия),   органами   местного
самоуправления,  общественными  объединениями, должностными лицами,
физическими и юридическими лицами.

     Статья  2.  Гарантии  статуса  мировых судей в Республике Саха
(Якутия)

     На  мировых судей и членов их семей в Республике Саха (Якутия)
распространяются      гарантии      независимости     судей,     их
неприкосновенности,  а также материального обеспечения и социальной
защиты,  установленные  Законом  Российской  Федерации  "О  статусе
судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.
     Законами  Республики  Саха  (Якутия)  могут  быть  установлены
дополнительные  гарантии  материального  обеспечения  и  социальной
защиты мировых судей в Республике Саха (Якутия).

     Статья 3. Компетенция мировых судей

     Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
     уголовные  дела  о  преступлениях, за совершение которых может
быть  назначено  максимальное  наказание,  не  превышающее двух лет
лишения свободы;
     дела о выдаче судебного приказа;
     дела  о  расторжении  брака,  если между супругами отсутствует
спор о детях;
     дела о разделе между супругами  совместно нажитого имущества;
     иные  дела,  возникающие  из  семейно-правовых  отношений,  за
исключением    дел    об   оспаривании   отцовства   (материнства),
установлении   отцовства,   о   лишении   родительских   прав,   об
усыновлении (удочерении) ребенка;
     дела  по  имущественным  спорам  по  цене иска, не превышающей
пятиста  минимальных  размеров  оплаты труда, установленных законом
на момент подачи заявления;
     дела,  возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о
восстановлении на работе;
     дела  об определении порядка пользования земельными участками,
строениями, другим недвижимым имуществом;
     дела   об   административных   правонарушениях,  отнесенных  к
компетенции   мирового   судьи  Кодексом  Российской  Федерации  об
административных правонарушениях;
     дела   об  административных  правонарушениях,  предусмотренных
законами Республики Саха (Якутия).
     Мировой   судья   рассматривает   дела  по  вновь  открывшимся
обстоятельствам   в   отношении   решений,  принятых  им  в  первой
инстанции и вступивших в силу.
     Мировой  судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его
компетенции настоящим Законом.

     Статья 4. Судебные участки

     Мировые   судьи  осуществляют  свою  деятельность  в  пределах
судебных   участков,  которые  создаются  и  упраздняются  законами
Республики Саха (Якутия).
     Судебные  участки  создаются  из расчета численности населения
на    одном    участке    от    15    до   30   тыс.   человек.   В
административно-территориальных    образованиях    с   численностью
населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

     Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям

     Мировым  судьей  может  быть  гражданин  Российской Федерации,
достигший  возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование,
стаж  работы  по  юридической  профессии  не  менее  пяти  лет,  не
совершивший   порочащих  его  поступков,  сдавший  квалификационный
экзамен  и  получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей
Республики Саха (Якутия).
     От    сдачи   квалификационного   экзамена   и   представления
рекомендации   квалификационной   коллегии  судей  Республики  Саха
(Якутия)  освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи
федерального суда не менее пяти лет.
     Мировой   судья  не  вправе  быть  депутатом  представительных
органов     государственной    власти    или    органов    местного
самоуправления,  принадлежать  к  политическим партиям и движениям,
осуществлять  предпринимательскую  деятельность,  а также совмещать
работу  в  должности  мирового судьи с другой оплачиваемой работой,
кроме  научной,  преподавательской,  литературной и иной творческой
деятельности.

     Статья 6. Порядок назначения на должность мировых судей

     Мировые  судьи назначаются на должность Палатой Представителей
Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн) Республики Саха (Якутия) по
представлению   Председателя   Верховного   Суда   Республики  Саха
(Якутия)   и   начальника  Управления  Судебного  департамента  при
Верховном Суде Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

     Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

     Мировой  судья  назначается  на  должность сроком на 5 лет. По
истечении  указанного  срока  лица,  занимавшие  должность мирового
судьи,  вправе  снова  выдвинуть свою кандидатуру для назначения на
данную должность.
     При  повторном  и последующем назначении на должность мирового
судьи мировой судья назначается на срок 5 лет.

     Статья 8. Замещение отсутствующего мирового судьи

     В  случае  временного  отсутствия  мирового судьи председатель
соответствующего   улусного   (городского)   суда,   на  территории
которого   имеются  несколько  судебных  участков,  передает  дела,
находящиеся   в   производстве  мирового  судьи  и  поступающие  на
рассмотрение  указанного  мирового судьи, другому мировому судье, а
в  улусах  (городах) без деления на судебные участки принимает дела
к производству данного улусного (городского) суда.

     Статья  9.  Прекращение  и приостановление полномочий мирового
судьи

     1. Полномочия  мирового судьи прекращаются по истечении срока,
на который он был назначен.
     2. Полномочия  мирового  судьи  могут быть приостановлены либо
прекращены   досрочно   решением  квалификационной  коллегии  судей
Республики   Саха   (Якутия)   в   случаях  и  в  порядке,  которые
установлены  Федеральным  законом  Российской  Федерации "О статусе
судей Российской Федерации".

     Статья  10.  Центральный аппарат управления мировыми судьями в
Управлении  Судебного  департамента  при  Верховном суде Российской
Федерации по Республике Саха (Якутия)

     Для  организационного обеспечения деятельности мировых судей в
Республике  Саха  (Якутия) создается центральный аппарат управления
мировыми  судьями в Управлении Судебного департамента при Верховном
Суде Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

     Статья 11. Аппарат и обслуживающий персонал мирового судьи

     Аппарат  мирового  судьи  обеспечивает его работу. Структура и
штатное  расписание  аппарата  и  обслуживающего персонала мирового
судьи  устанавливаются  по  согласованию с Председателем Верховного
Суда  Республики Саха (Якутия) и Управлением Судебного департамента
при   Верховном   Суде  Российской  Федерации  по  Республике  Саха
(Якутия).
     Работники  аппарата  мирового  судьи являются государственными
служащими Республики Саха (Якутия).

     Статья    12.    Финансирование    и   материально-техническое
обеспечение деятельности мировых судей

     Финансирование  расходов  на  заработную плату мировых судей и
социальные  выплаты  мировым  судьям,  предусмотренные федеральными
законами,  осуществляется  из  федерального  бюджета  через  органы
Судебного  департамента  при Верховном Суде Российской Федерации по
Республике Саха (Якутия).
     Материально-техническое   обеспечение   деятельности   мировых
судей,  а  также  финансирование  расходов  на  заработную  плату и
социальные    выплаты    работникам    аппарата   мирового   судьи,
обслуживающего   персонала   и   центрального  аппарата  управления
мировыми   судьями   осуществляется   из  бюджета  Республики  Саха
(Якутия)  через  Управление  Судебного  департамента  при Верховном
Суде Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

     Статья  13.  Символы  государственной  власти  в зале судебных
заседаний мировых судей

     В   зале   судебных   заседаний   мировых   судей   помещаются
Государственный    флаг    Российской   Федерации   и   изображение
Государственного    герба    Российской    Федерации,    а    также
устанавливается  Государственный  флаг  Республики  Саха (Якутия) и
изображение Государственного герба Республики Саха (Якутия).
     При  осуществлении  правосудия мировой судья заседает в мантии
установленного образца.

     Статья 14. Заключительные положения

     Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его официального
опубликования.
     Установить,  что до назначения мировых судей дела, относящиеся
к  компетенции мировых судей, рассматриваются улусными (городскими)
судами.


     Председатель
     Палаты Представителей                   Н. Соломов



     г. Якутск, "_____" ______________ 2000  года
     З N _________
                       

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
             к проекту Закона Республики Саха (Якутия)
           "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)"


     В   рамках   судебной   реформы,   являющейся   важной  частью
общеправовых  преобразований в Российской Федерации, был разработан
и  принят  ряд  законодательных  актов.  Один  из них ФЗ "О мировых
судьях  в  Российской  Федерации"  от 17 декабря 1998 года, главная
цель  которого  -  обеспечить  доступность  правосудия  для граждан
путем  упрощения  судопроизводства.  Федеральный  закон  относит  к
ведению   субъектов   федерации   регламентирование   ряда   важных
вопросов,  без  закрепления которых институт мировых судей не может
быть реализован на практике.
     Данный  проект  разработан  Министерством  юстиции  Республики
Саха  (Якутия) совместно с Верховным Судом Республики Саха (Якутия)
и  управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской
Федерации  по  Республике  Саха  (Якутия) с учетом норм Конституции
Российской   Федерации,   ФЗ   "О   мировых   судьях  в  Российской
Федерации",   Федерального   конституционного  закона  "О  судебной
системе  Российской  Федерации",  ФЗ  "О статусе судей в Российской
Федерации"  и  Конституции  Республики  Саха  (Якутия).  Также  при
разработке   данного  проекта  использовался  законодательный  опыт
других  регионов  Российской  Федерации:  Республики  Башкортостан,
Республики Адыгея, Республики Бурятия.
     Статья  1  проекта  содержит  норму  о  том, что мировой судья
является  судьей общей юрисдикции Республики Саха (Якутия) и входит
в  единую  судебную  систему  Российской  Федерации.  Далее следует
норма  распространения  на мировых судей и членов их семей гарантии
независимости   судей  (ст.  2),  их  неприкосновенности,  а  также
материального  обеспечения и социальной защиты, установленные ФЗ "О
статусе судей в Российской Федерации".
     Согласно   ст.  4  проекта  мировые  судьи  осуществляют  свою
деятельность  в  пределах  судебных участков. В соответствии с ч. 3
ст.4  ФЗ  "О  мировых  судьях в Российской Федерации" создание либо
упразднение  судебных  участков  отнесено  к  компетенции  субъекта
Российской Федерации. Данные нормы отражены в ст. 4 проекта.
     Принципиален  вопрос  о назначении и сроках полномочий мировых
судей,  поскольку это во многом определяет независимость судей и их
самостоятельность  в  профессиональной  деятельности.  Законопроект
предусматривает  процедуру назначения мировых судей Государственным
Собранием  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия) (ст. 6 проекта).
Основаниями  для  закрепления  такого  порядка  послужило  то, что,
во-первых,  он  не  требует  затрат  бюджетных  средств. Во-вторых,
позволяет   сформировать   корпус   мировых  судей  в  сравнительно
непродолжительные   сроки,   при  этом  авторитет  Государственного
Собрания   (Ил  Тумэн)  является  достаточным  для  легитимирования
деятельности   мировых   судей.   В   число   лиц,   имеющих  право
представлять  кандидатов  на  должность мирового судьи на основании
компетентного  заключения  квалификационной  коллегии,  по  проекту
входит Председатель Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
     Статья   8  проекта  регламентирует  норму  порядка  замещения
отсутствующего  судьи и относит решение связанных с этим вопросом к
компетенции  председателя  соответствующего  улусного  (городского)
суда, на территории которого имеются судебные участки.
     Федеральный  закон  "О  мировых судьях в Российской Федерации"
относит   к  компетенции  субъектов  Российской  Федерации  решение
вопросов,  связанных  с  организационным  обеспечением деятельности
мировых  судей  и материально-техническим обеспечением деятельности
судов.  Согласно  п.  3  ст.  10  ФЗ "О мировых судьях в Российской
Федерации"    материально-техническое    обеспечение   деятельности
мировых    судей    осуществляют   органы   юстиции   либо   органы
исполнительной    власти   соответствующего   субъекта   Российской
Федерации.
     На  основании  вышеизложенного прилагаются расчеты расходов на
институт  мировых судей в Республике Саха (Якутия) в 2000 году: при
количестве  52 судебных участков и аналогичном числе мировых судей,
а  также  198  единиц  аппарата  и обслуживающего персонала расходы
составят 10 млн. рублей.
     Институт  мировых  судей  - это важный элемент судебной защиты
правопорядка,  прав  и  законных интересов физических и юридических
лиц   в   частно-правовых   и  государственно-правовых  отношениях,
который,   в  случае  его  внедрения  в  жизнь,  может  значительно
облегчить  работу  федеральных  районных  судов, тем самым в полной
мере гарантировать гражданам судебную защиту их прав и свобод.





Информация по документу
Читайте также