Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.02.2000 № 52ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 февраля 2000 года N 52 О первоочередных задачах по реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) Постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.12.98 N 636 "Об утверждении Программы реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 1999-2003 годы" и от 11.09.98 N 422 "О первоочередных мерах по развитию малых угольных разрезов Республики Саха (Якутия)" были определены основные мероприятия по реструктуризации угольной отрасли с целью создания устойчивой базы обеспечения угольной продукцией Республики Саха (Якутия) и увеличения объема поставки угля на экспорт. Проведение программных мероприятий в прошедшие годы позволило в 1999 году обеспечить наращивание объемов вскрыши и добычи, выполнение задания Правительства Республики Саха (Якутия) по сверхплановой добыче угольной продукции, выплату текущих налогов и сборов, сократить задолженность по заработной плате. Одновременно с наметившимися положительными тенденциями по итогам 1999 года отмечается невыполнение ряда программных мероприятий, направленных на финансирование технического перевооружения и социальных программ. Полностью отсутствовало финансирование за счет средств господдержки из федерального бюджета, не в полном объеме удалось мобилизовать средства Инвестиционного бюджета Республики Саха (Якутия) и налоговых льгот, поэтому основная нагрузка по финансированию программных мероприятий легла на ГУП "Якутуголь". По итогам 1999 года при потребности средств на техническое перевооружение перспективных угледобывающих предприятий в размере 716 млн. рублей фактический объем капитальных вложений составил 364,4 млн. рублей, в том числе на мероприятия ГУП "Якутуголь" 358,9 млн. рублей, из них: собственные средства ГУП "Якутуголь" (включая заемные) 272,3 млн. рублей, налоговые льготы - 86,6 млн. рублей. На развитие малых угольных разрезов выделено 15,5 млн. рублей из средств Инвестиционного бюджета Республики Саха (Якутия). В результате отставания финансирования технического перевооружения возникла угроза срыва плана вскрышных и добычных работ в 2000 году, кроме того из-за выхода из строя основного горно-транспортного оборудования по причинам технического износа возможно резкое снижение объемов угледобычи в последующие годы. В целях гарантированного обеспечения Республики Саха (Якутия) топливом, улучшения финансового состояния угледобывающих предприятий Республики Саха (Якутия), наращивания экспортного потенциала Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить скорректированные программные мероприятия по реструктуризации угольной промышленности на 2000-2005 годы. 2. Государственному унитарному предприятию "Якутуголь": 2. 1. Обеспечить выполнение мероприятий по реструктуризации в соответствии с утвержденной Программой. 2. 2. Обеспечить финансирование программных мероприятий за счет собственных и заемных средств в объеме не менее 411 млн.рублей в 2000 году и 546 млн. рублей в 2001 году. 2. 3. Обеспечить выполнение комплекса организационно-технических мероприятий по увеличению производства экспортно-ориентированной продукции, уменьшению затрат на производство угольной продукции и проведению расчетов с потребителями с целью снижения дебиторской задолженности. 2. 4. В срок до 10 февраля 2000 года представить в Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) материалы для разработки правительственной стратегии развития угольной отрасли Республики Саха (Якутия) на длительную (до 2025 года) перспективу. 2. 5. Обеспечить выполнение текущих платежей по налогам и сборам, а также погашение реструктуризированной задолженности прошлых лет в соответствии с заключенными с кредиторами договорами. 2. 6. Совместно с Министерством по управлению госимуществом Республики Саха (Якутия), Министерством топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия), Агентством развития Южно-Якутского региона подготовить аналитическую записку о возможности привлечения инвестиционных ресурсов на финансирование Программы реструктуризации. 2. 7. Совместно с Институтом региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) и привлечением отраслевых исследовательских организаций Российской Федерации, с целью повышения конкурентоспособности якутских углей на металлургическом рынке России и рынке Азиатско-тихоокеанского региона, развития производительных сил Республики Саха (Якутия) подготовить аналитическую записку о возможности расширения ресурсной базы коксующихся углей путем вовлечения в отработку новых месторождений угля (в т.ч. подземным способом). Разработать ТЭО строительства и эксплуатации наиболее перспективных шахт "Холодниканская" и "Денисовская" с суммарной годовой мощностью 4,8 млн. тонн. 3. Поручить Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия): 3. 1. В срок до 10 апреля 2000 разработать предложения по формированию источников финансирования Программы реструктуризации из средств государственной поддержки, механизмы возврата государственных капитальных вложений и возмещения предоставленных налоговых льгот. 3. 2. Предусмотреть в Инвестиционном бюджете на 2000 год целевое направление средств государственной поддержки на выполнение мероприятий по развитию малых угольных разрезов согласно бюджетной заявке, а также на приобретение механизированного комплекса на шахту "Джебарики-Хая" в пределах сумм, предусмотренных в Инвестиционной программе на 2000 год. 3. 3. Предусмотреть в Инвестиционном бюджете на 2001 год целевое направление средств государственной поддержки на выполнение мероприятий программы по техническому перевооружению ГУП "Якутуголь" в сумме 513 млн. рублей (в ценах 2000 года). 4. Главам администраций г. Нерюнгри (Старцев В.В.), г.Якутска (Михальчук И.Ф.), Томпонского (Прокопьев И.Г.), Сунтарского (Яковлев Г.П.), Таттинского (Никонов Г.Д.), Нюрбинского (Петрова В.А.), Кобяйского (Кобяков С.И.), Верхнеколымского (Агеев А.Н.), Момского (Сукуев С.П.) улусов предоставить инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, и разработать организационные меры по реализации Программы реструктуризации угольной промышленности на предприятиях, расположенных на территории улусов (ГУП "Якутуголь", ОАО УДП "Денисовское", СП "Эрэл-ЛТД", АОЗТ "Разрез Олонгринский", шахта "Джебарики-Хая", разрез "Кангаласский", разрез "Кемпендяйский", разрез "Харбалахский", ГУП "Разрез Кировский", ГУП "Разрез Мироновский", ГУП "Разрез Зырянский", ЗАО "Мома-Чох"). 5. Внести Президенту Республики Саха (Якутия) предложения о поручении Министерству по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия), ГУП "Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням Республики Саха (Якутия)" заключить с ГУП "Якутуголь" договор аренды имущества, приобретенного на выделенный кредит от 07.10.94, по состоянию на 1 января 2000 года на сумму 15970 тыс. долларов США (431,1 млн. рублей), с освобождением от арендной платы до 2005 года как одного из видов государственной поддержки. 6. Министерству топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) представить Программу реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2000-2005 годы в Межведомственную комиссию по проблемам угледобывающих регионов РФ и добиться выделения средств государственной поддержки РФ. 7. Республиканскому агентству развития Южно-Якутского региона выступить в качестве агента по финансированию данной Программы, имея ввиду, что все государственные финансовые средства, ценные бумаги, поручения, гарантии от имени Правительства Республики Саха (Якутия) направляются на указанные цели через Агентство. Поручить Республиканскому агентству развития Южно-Якутского региона контроль за целевым использованием выделенных средств. 8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Шипкова Р.Ю. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ Содержание 2. Пояснительная записка 3 2. 1. Итоги выполнения Программы реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) за 1999 год (в части мероприятий, относящихся к ГУП "Якутуголь") 4 2. 2. Стратегия развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) 7 2. 2.1 Производственная база Республики по добыче угля 7 2. 2.2. Краткий анализ рынка сбыта угольной продукции 9 2. 2.3. Технические и финансовые возможности ГУП "Якутуголь" по увеличению объемов угледобычи 11 2. 3. Главные проблемы угольной отрасли и обоснование необходимости их решения программными методами 12 2. 3.1. Цели и задачи Программы 13 2. 3.2. Основные мероприятия по сокращению затрат на производство товарной продукции 14 С целью снижения издержек производства на единицу товарной продукции Программой предусматриваются: 14 2. 4. Система программных мероприятий 14 2. 4.1. Формирование нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления Программы 14 2. 4.2. Совершенствование форм собственности и структуры управления 15 2. 4.3. Реконструкция и техническое перевооружение перспективных угледобывающих предприятий 15 2. 4.3.1. Техническое перевооружение ГУП "Якутуголь" 15 2. 4.3.2. Развитие малых разрезов Республики Саха (Якутия) 16 2. 4.4. Ликвидация неперспективных угледобывающих предприятий и вспомогательных производств 18 2. 4.5. Экология 18 2. 4.6. Обеспечение объектов жизнедеятельности предприятий и поселков 18 2. 4.7. Социальная защита высвобождаемых работников 18 2. 5. Ресурсное обеспечение Программы 19 2. 6. Механизм реализации Программы 19 2. 7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации 20 2. 8. Социально-экономическая эффективность Программы 20 Приложения 22 1. Паспорт программы Наименование Программа реструктуризации угольной Программы промышленности Республики Саха (Якутия) на 2000-2005 гг. Основание для Поручение Правительства РФ от 28.07.95 N разработки В4-ПII-23139, и переработки п.44, решение МВК от 27.02.98, решение выездной Программы коллегии Минтопэнерго РФ (г. Якутск 07.08.98), поручение Министерства топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) (протокол от 21.10.99) Государственные Минтопэнерго Российской Федерации, Правительство заказчики Республики Программы Саха (Якутия) Дирекция Программы Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) Основные ГУП Якутуголь , ИНКРУ разработчики Программы Цели и задачи Стабилизация работы основных предприятий угольной Программы промышленности Республики Саха (Якутия) на основе реструктуризации и технического перевооружения, повышение эффективности производства и обеспечение социальной защиты высвобождаемых работников Сроки и этапы 2000-2005 гг. реализации Программы Перечень основных Техническое перевооружение перспективных шахт и мероприятий разрезов, обогатительной фабрики, повышение эффективности и конкурентоспособности угольной продукции. Исполнители Министерство топлива и энергетики Российской основных Федерации, мероприятий Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия), ГУП Якутуголь , Администрация г. Нерюнгри и поселков Зырянка, Сангар, Кангалассы, Джебарики-Хая 2000-2005 2000 г. 2001 г. Объемы и источники финансирования гг. (в ценах 2000 г. с учетом инфляции на период до 2005 г.), млн. руб. Всего: 8636,1 1227,7 2046,0 Собственные средства 4627.8 636.1 832.9 Заемные средства 0 0 0 Республиканский 2005,1 437,7 369,6 бюджет Федеральный бюджет 956,8 153,7 146,3 Потребность в дополнительных средствах для 1046.3 0 697.2 приобретения основного горно-транспортного оборудования Ожидаемые конечные Обеспечение с 2005 г. бездотационной работы итоги угольной реализации Программы промышленности Республики Саха (Якутия) и рентабельности производства (по ГУП "Якутуголь") к 2000 г. не ниже 15%. Система организации Исполнители программных мероприятий квартально контроля докладывают за выполнением в Дирекцию Программы о ходе выполнения работ и Программы использовании средств федерального и республиканского бюджетов. Дирекция - ежеквартально представляет сводную информацию государственным заказчикам, последние - ежеквартально в Правительство РФ 2. Пояснительная записка Разработанная в 1996 году Программа реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) была рассмотрена и одобрена на межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (МВК) в июне 1997 года (протокол N 18 от 11.06.97). На основании решения МВК от 27 февраля 1998 года (Протокол N22), обязывающего Минтопэнерго РФ и угольные компании осуществить пересмотр всех ранее утвержденных на МВК программ социально-экономического развития угледобывающих регионов и привести их в соответствие с Новыми подходами к решению проблем реструктуризации угольной промышленности (Приложение 1 к протоколу N 22), и разработанной на их основе Программы действий по стабилизации положения в угольной промышленности (Приложение 2), решения выездной коллегии Минтопэнерго РФ от 07.08.98 (г. Якутск) - была разработана "Программа реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 1999-2000 гг.". Программа была рассмотрена и одобрена в Министерстве топливной промышленности и энергетики республики Саха (Якутия), Министерстве экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Минтопэнерго РФ, утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 636 от 29.12.98. При разработке программы были учтены основные положения Федерального закона N81 ФЗ от 20.06.96 О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности , Постановления Правительства РФ N 1523 от 03.12.97 О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности , Постановления Правительства РФ N 1524 от 08.12.97 О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с использованием ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности , Постановления РФ от 03.09.98 N 1026 О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. N 1523 , Указа Президента РФ от 8 мая 1998 года 979669380N 499 979669380А.Г.Алексей В. Голубенко О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах и Постановление Правительства России от 16 мая 1998 года за N 451 по выполнению этого Указа. В соответствии с поручением Министерства топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) (протокол от 21.10.99), с учетом фактического выполнения программных мероприятий, а также с учетом изменившейся экономической ситуации проведена настоящая корректировка программы реструктуризации с одновременным продлением срока ее действия до 2005 года. При выполнении корректировки были дополнительно учтены "Основные направления реструктуризации угольной промышленности России" от 21.08.98; "Правила предоставления и возврата средств федерального бюджета, выделяемых на государственную поддержку угольной отрасли и направляемых на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе в 1999 году"; Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева от 01.10.99 N 263-РП "О плане действий по реализации прогноза развития экономики Республики Саха (Якутия) на 2000 год"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 04.01.2000 N 933 "Об основных задачах развития экономики Республики Саха (Якутия) в 2000 году"; программная работа Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева "Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века". 2. 1. Итоги выполнения Программы реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) за 1999 год (в части мероприятий, относящихся к ГУП "Якутуголь") I.Формирование нормативно-правовой базы, необходимое для реализации программы Предлагалось получение следующих налоговых льгот от Республики Саха (Якутия): - по установлению ставки налога на прибыль 13% вместо 35%; - по установлению ставки налога на пользователей автодорог 0.5% вместо 2.5%; - предоставление налоговых льгот для ГУП "Якутуголь" в части снижения ставки платы за пользование недрами с 2% до 0.5%; - предоставление налоговых льгот для ГУП "Якутуголь" в части снижения ставки отчислений на производство минерально-сырьевой базы с 5% до 3.1%; - для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы применять действующую ставку налога с коэффициентом 0.5. Общая сумма льгот должна была составить 137,867 млн. рублей (в ценах IV кв. 1998 г.). Фактически снижена только ставка налога на пользователей автодорог, сумма льготы составила 86,6 млн. рублей. Средства в дополнение к собственным средствам ГУП "Якутуголь" направлены на приобретение автосамосвалов БелАЗ-75215, грузоподъемностью 180 тонн. В ноябре, декабре 1998 г., марте 1999 г. получено 3 а/с БелАЗ-75215. В конце года получен еще один а/с БелАЗ, который будет введен в эксплуатацию в I квартале 2000 года. Кроме того, в 1999 году приобретены и введены в эксплуатацию два 48-тонных а/с БелАЗ-7548А для разреза "Нерюнгринский" и по два 30-тонных самосвала БелАЗ-7540В для разрезов "Кангаласский" и "Нерюнгринский". Объем капитальных вложений фактически составил 90 млн. рублей. В т.ч. 86,6 млн. рублей за счет льготы на пользователей автомобильных дорог и 3,4 млн. рублей собственных средств ГУП "Якутуголь". II. Совершенствование форм собственности и структуры управления. Основное мероприятие проведение акционирования ГУП "Якутуголь" и преобразование в дочерние предприятия разреза "Кангаласский", шахты "Джебарики-Хая" и СОК "Шахтер". Фактически акционирование ГУП "Якутуголь" не проведено. Преобразование подразделений ГУП "Якутуголь" в дочерние предприятия отложено до решения вопроса акционирования. III. Реконструкция и техническое перевооружение перспективных угледобывающих предприятий. В 1999 году наиболее важными позициями данного раздела были реконструкция обогатительной фабрики и приобретение автосамосвалов для увеличения провозной способности автобазы технологического автотранспорта и роста объемов производства разреза "Нерюнгринский". Общая сумма затрат в 1999 году должна была составить 638.7 млн. рублей, в т.ч. по источникам: - собственные средства (прибыль и амортизация) 96.2 млн. рублей; - бюджет Республики Саха (Якутия) 46.2 млн. рублей; - средства господдержки угольной промыш- ленности из федерального бюджета 46.2 млн. рублей; - привлекаемые средства 450.0 млн. рублей; За счет средств федерального и республиканского бюджета должно быть профинансировано приобретение шагающего экскаватора на разрез "Кангаласский" и механизированного комплекса на шахту "Джебарики-Хая" (всего 92.4 млн. рублей). Реконструкция обогатительной фабрики должна была финансироваться за счет участия ГУП "Якутуголь" в инвестиционном конкурсе, проводимом Комитетом по угольной промышленности Российской Федерации (45 млн. рублей). Приобретение горно-транспортного оборудования для разреза "Нерюнгринский" и автобазы технологического автотранспорта (518.9 млн. рублей) должно было финансироваться за счет собственных источников предприятия и привлекаемых средств. Фактически: Финансирование из федерального бюджета отсутствует. Финансирование из республиканского бюджета отсутствует. Налоговые льготы, которые должны были быть выделены сверх указанного финансирования, частично выделены (см. раздел 1), средства направлены на приобретение автосамосвалов БелАЗ-75215. За счет средств предприятия в июле 1999 г. получено 3 автосамосвала Dresser 830E, еще 4 а/с находятся в пути. Затраты ГУП "Якутуголь" в 1999 году на их приобретение по рассроченному платежу составили 5,365 млн. долларов США, кроме того, таможенная пошлина для выпуска в свободное обращение двух а/с составила 1,161 млн. долл. США. В прошедшем году были завершены рассроченные платежи в сумме 3,963 млн. долл. США за поставленные в 1997году 5-ти буровых станков ДМ-Н, 4-х бульдозера L-355 для разреза "Нерюнгринский и 9-ти грохотов "Шенк" для обогатительной фабрики. Для увеличения объемов работ в 2000 году программой было предусмотрено также выделение в 1999 году средств (из заемных) на экскаваторы (продолжительность периода с момента первого платежа до ввода экскаватора в работу 1.5-2 года) и буровые станки с тем, чтобы приобрести и смонтировать их в течение 2000 года (39.3 млн. рублей). Таких средств пока не изыскано, поэтому увеличение объемов добычи с 2001 года не будет выполнено полностью в плановых объемах. На 9.2 млн. рублей (за счет собственных средств) выполнено работ по реконструкции обогатительной фабрики. В 1999 году не было произведено финансирование изготовления комплекса КМ 138 для шахты Джебарики-Хая. В случае не решения вопроса финансирования в январе-феврале 2000 года мы не сможем доставить его на шахту в навигацию 2000 года и ввести в эксплуатацию к середине 2001 года. В связи с тем, что шахта к этому моменту отработает запасы угля, пригодные для действующего сегодня оборудования, и необходим перевод горных работ на участок с другими горно-геологическими условиями и применения оборудования с другими параметрами - объем добычи угля на шахте Джебарики-Хая в 2001 году будет снижен вдвое (до 300 тыс. тонн). V. Ликвидация вспомогательных предприятий и производств ГУП "Якутуголь". Все пункты этого раздела выполнены согласно программы с финансированием из собственных средств предприятия. Ликвидированы предприятия по ремонту и монтажу горной техники и производству взрывчатых веществ (УРРМ, УПВМ) и переданы, как цеха, на разрез "Нерюнгринский". Также ликвидированы нерентабельные сельхозпроизводства на ремонтно-механическом заводе, базе материально-технического снабжения, Нерюнгринском разрезе и обогатительной фабрике. Экономический эффект буден определен после подготовки годового бухгалтерского отчета в апреле 2000 года. VI. Диверсификация предприятий и создание новых производств. В соответствии с программой ГУП "Якутуголь" выполнил проект отработки нового участка открытых работ Надеждинский , который должен заменить выбывающие мощности ГУП "Разрез Зырянский". Проект отработки передан в ГУП "Разрез "Зырянский" в июле 1999 года. VII. Экологические мероприятия. Разделом предусмотрено строительство незатопляемого причала для разреза "Кангаласский" (4 млн. рублей с равным финансированием из бюджета Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации). Средства не были выделены. Выполнение данной работы необходимо выполнить в 2000 году. VIII. Обеспечение объектов жизнедеятельности предприятий и поселков. Разделом предусмотрено окончание строительства ЛЭП-35 кв Хандыга - Джебарики-Хая (25 млн. рублей с равным финансированием из бюджетов Республики Саха (Якутия) и РФ). Средства не выделены. IX. Социальная защита высвобождаемых работников и пенсионеров. Разделом предусмотрено выполнение программы переселения высвобождаемых работников и пенсионеров с финансированием из федерального бюджета (143.4 млн. рублей). В 1999 году за пределы Республики не было переселено ни одной семьи. За счет собственных средств ГУП "Якутуголь" (в размере 1 млн. руб.) произведена оплата проезда и провоза багажа выбывшим за пределы Республики уволенным пенсионерам и сокращенным работникам. В 1999 году было уволено в связи с выходом на пенсию 131 чел., по сокращению численности (штата) 107 чел. Из средств ГУП "Якутуголь" произведены выплаты единовременного пособия уходящим на пенсию работникам 3,34 млн. руб. и пособия уволенным по сокращению штатов 1,95 млн. руб. В целом по результатам выполнения программы можно отметить следующее. Из-за того, что программа не рассмотрена на МВК, средства федерального бюджета не поступают. Средства, предусмотренные программой из республиканского бюджета, обоснованы к финансированию решением коллегии Министерства топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия), однако фактически не выделены. Собственные средства ГУП "Якутуголь" не позволяют в полной мере обеспечить выполнение программных мероприятий, прежде всего, в части технического перевооружения и поддержания производственных мощностей действующих предприятий по добыче и переработке угля. Из-за недостаточного количества приобретаемого оборудования на техническое перевооружение предприятий ГУП "Якутуголь" - увеличение объема угледобычи, предусмотренное в 2001 году, выполнено быть не может. Для обеспечения стабильной работы предприятия и повышения его экономической эффективности необходимо увеличение объемов добычи и переработки коксующихся углей до 6 млн. тонн в год, для чего требуется увеличение объема вскрыши до 50 млн. м3 , а также значительное увеличение затрат, предусмотренных ранее, на техническое перевооружение. 2. 2. Стратегия развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) В соответствии с "Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности России", а также стратегией развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года, основными целями программы реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) являются: - формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих свое самофинансирование в длительной перспективе; - создание конкурентного угольного рынка; - улучшение условий труда и безопасности работы в угольной промышленности; - социально-экономическое и экологическое оздоровление угледобывающих регионов. Для решения указанных задач необходимо рассмотрение основных условий их выполнения: наличия производственной базы, устойчивого рынка сбыта угля, способности предприятий осуществлять финансирование своего развития. 2. 2.1 Производственная база Республики по добыче угля Для угольной промышленности Республики Саха (Якутия) характерным является рассредоточение угледобывающих предприятий (шахт, разрезов) по территории огромного по площади региона с максимальным приближением их к потребителям угольного топлива в условиях малой протяженности (на большей части отсутствия) железных дорог и автодорог с твердым покрытием. Наиболее крупные предприятия угольной промышленности Республики Саха (Якутия) расположены в пяти обособленных районах и представлены шахтой Джебарики-Хая и тремя разрезами ( Зырянский , Кангаласский , Нерюнгринский ). Первые три предприятия суммарной проектной мощностью 16620 тыс. тонн угля в год (фактически сегодня освоено ок. 60% проектной мощности) обеспечивают угольным топливом потребителей центральных и северных районов Якутии, а разрез Нерюнгринский - Южный район Республики Саха (Якутия), отдельные районы Дальнего Востока (Хабаровский и Приморский края), поставку коксового концентрата на металлургические комбинаты Урала и на экспорт (страны азиатско-тихоокеанского региона). Разрез Нерюнгринский мощностью по добыче 15 млн. тонн угля в год, обогатительная фабрика Нерюнгринская мощностью по переработке 9 млн. т коксующегося угля в год, другие вспомогательные предприятия (автобаза технологического автотранспорта, Нерюнгринский ремонтно-механический завод, Нерюнгринская автобаза, погрузочно-транспортное управление, управление материально-технического снабжения и др.) входят в состав Южно-Якутского угольного комплекса (ЮЯУК), построенного на компенсационной основе в соответствии с заключенным в июле 1974 года между СССР и Японией Генеральным соглашением о поставках из СССР в Японию южно-якутских углей и о поставках из Японии в СССР оборудования, машин, материалов и других товаров для разработки Южно-Якутского бассейна . Джебарики-Хайское месторождение представлено длиннопламенными углями (марки Д), месторождение Буор-Кемюсь - жирными (марка Ж), Кангаласское месторождение - бурыми (марка 2Б), Нерюнгринское месторождение - коксующимися углями (марки К и СС). Угли Буор-Кемюсского, Джебарики-Хайского и Кангаласского месторождений имеют невысокую зольность (в пределах от 14,5 до 16%), малое содержание серы (0,2%), среднюю влажность (10-13 %), являются высококалорийными, не требуют обогащения и пригодны для сжигания в рядовом виде. Коксующиеся угли Нерюнгринского месторождения, зольностью от 16,9 до 17,5% требуют обогащения. После обогащения отгружаемый концентрат имеет зольность в пределах 9,5%, содержание серы - до 0,2% и соответствует мировым стандартам. Промышленные запасы действующих предприятий достаточно велики - 425,3 млн. т и обеспечивают срок их эксплуатации от 30 лет (разрез Нерюнгринский ) до 50 лет (разрез Кангаласский ). Кроме предприятий ГУП "Якутуголь", добычу угля в РС(Я) осуществляет еще ряд небольших разрезов. В ЮЖНО-ЯКУТСКОМ БАССЕЙНЕ: Участок открытых работ "Угольный". Отрабатывается совместным Саха Корейским предприятием ЭРЭЛ ЛТД. Марка угля - Ж, запасы для открытых работ 1.6 млн. т. производственная мощность 900 тыс. т., угольных пластов - три (Д19, Д7 верх, Д7 ниж). Добыча в настоящий период - около 400 тыс. т. Участок открытых работ "Денисовский". Отрабатывается акционерным обществом АО УДП "Денисовское" Министерства топливной промышленности и энергетики. Марка угля - КЖ, запасы для открытых работ 3.7 млн. т., угольный пласт - один (К4). Добывает 160-170 тыс. тонн. Участок открытых работ "Олонгринский". Участок отрабатывается предприятием ОАО "Разрез Олонгринский". Марка угля К, СС, запасы для открытых работ 0.362 млн. т., угольный пласт - один (К4). Добыча составляет 21 тыс. тонн. В ЛЕНСКОМ БАССЕЙНЕ: Разрез "Зырянский" Отрабатывается ГУП "Разрез Зырянский" Министерства топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия), п. Угольное, Верхнеколымского улуса. В 2000 году начата отработка участка "Надеждинский" Буор-Кемюсского месторождения. Марка угля Ж, запасы 16 млн. т. Добыча 200 тыс. т. Участок открытых работ "Мироновский". Отрабатывается ГУП "Разрез Мироновский" Министерства топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия), п. Сангар, Кобяйского улуса. Марка угля Б3, запасы для открытых работ 18 млн. т. Угольный пласт - один (13-14). Строительство не завершено. Добывает около 36 тыс. тонн. Разрез "Харабалахский". Отрабатывает ОАО "Телен" , Таттинский улус. Марка угля Д, запасы для открытых работ 2.952 млн. т, угольный пласт - один "Первый + Второй". Добыча составляет около 100 тыс. тонн. Разрез Кировский . Отрабатывается ГУП "Кировский угольный разрез" Министерства топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия), Нюрбинский улус. Уголь марки Б2, запасы для открытых работ 235 млн. т, два угольных пласта Верхний пласт мощностью в среднем по месторождению 21 м. Производственная мощность 75 тыс. тонн. Добыча - около 75 тыс. т. Разрез Кемпендяйский . Отрабатывается СП "Сунтарцеолит", Сунтарский улус. Уголь Б2, запасы для открытых работ 4.5 млн. т, угольные пласты мощностью от 5 до 24 м. Добыча 15-20 тыс. тонн. Разрез "Тихонский" (строящийся) ЗАО "Мома-Чох" ведет строительство разреза, в 2000 году планируется добыча 5 тыс. т. На территории Республики Саха (Якутия) имеются подготовленные разведкой резервные участки с балансовыми запасами 2,2 млрд. т для строительства новых угледобывающих предприятий, в том числе 0.8 млрд. т в Южно-Якутском бассейне, пригодных в основном для разработки подземным способом. Для добычи открытым способом на территории Республики Саха (Якутия) перспективным является Эльгинское месторождение каменных углей. Однако его освоение (месторождение удалено от г. Нерюнгри на 400 км) требует значительных инвестиций на строительство железной дороги, создание производственной и социальной инфраструктур. 2. 2.2. Краткий анализ рынка сбыта угольной продукции В условиях рыночной экономики основные положения стратегии развития угледобычи Республики Саха (Якутия) определяются спросом на ее продукцию, наличием запасов и транспортными возможностями для их доставки до потребителя. Из всех угледобывающих предприятий Республики Саха (Якутия) лишь малая группа разрезов Юга Якутии (Угольный, Денисовский, Нерюнгринский) связана железной дорогой и имеет выход своей продукции на Байкало-Амурскую и Дальневосточную железные дороги и по ним - в другие регионы Российской Федерации и на Тихоокеанское побережье (порт Восточный) для экспорта в Японию и другие страны Юго-Восточной Азии. Остальные угледобывающие предприятия Республики Саха (Якутия) имеют лишь сезонный выход своей продукции: в летний период - речным транспортом по рекам Лена, Колыма, Алдан и другим; в зимний период - автомобильным транспортом по зимникам . В этой связи спрос на угли, добываемые на разрезе "Мироновский", шахте Джебарики-Хая , разрезах Зырянский и Кангаласский , а также других малых разрезах, расположенных в центральной и северной части Якутии, имеют ограниченный, но стабильный спрос (без тенденции к увеличению) в пределах 1,3-1,5 млн. т для коммунально-бытовых нужд прилегающих районов, предприятий военно-промышленного и агропромышленного комплексов. Нерюнгринский концентрат коксующихся углей поставляется в Японию (около 2,3 млн. тонн), Корею (около 300 тыс. тонн), частично (до 400 тыс. т в год) используется на металлургических заводах Челябинской и Екатеринбургской областей. Основными потребителями нерюнгринских энергетических углей являются Нерюнгринская и Чульманская ГРЭС Республики Саха (Якутия), тепловые электростанции Хабаровского (Хабаровская ТЭЦ-3 и Амурская ТЭЦ) и Приморского (Артемовская и Партизанская ТЭЦ) краев. Конкурентами нерюнгринских энергетических углей в Хабаровском и Приморском краях в перспективе могут стать ургальские угли и газ Сахалинского шельфа. Однако прирост добычи ургальских углей возможен лишь за 2000 г. (после завершения строительства разрезов Ургальского и Правобережного ), а реальное поступление газа с Сахалинского шельфа ожидается лишь после 2005 г. Сбыт нерюнгринских энергетических углей в регионы Российской Федерации, расположенные западнее от Южно-Якутского бассейна, ограничен по причине весьма значительных транспортных затрат. Расширение рынка сбыта угольной продукции, прежде всего, зависит от производственно-экономических возможностей предприятия и только потом от состояния рынка сбыта продукции. На 2000 г. ресурсные возможности ГУП "Якутуголь" крайне ограничены вследствие работы разреза "Нерюнгринский" в прошедшие годы со сниженным коэффициентом вскрыши, что привело к снижению подготовленных запасов угля с 3 х месячного норматива до 20-25 дней. Исходя из планируемых ресурсов, ставить цель значительного расширения сбыта угольной продукции не представляется возможным. Тем не менее, для обеспечения стабилизации финансового положения ГУП "Якутуголь" в текущее время производится решение двух параллельных задач: - обеспечение ресурсной части для увеличения объема сбыта угольной продукции путем наращивания объемов вскрышных работ; - проведение маркетинговых исследований для расширения рынков сбыта угольной продукции. Расширение внутреннего сбыта в основном будет строиться как по количественному принципу увеличения объемов: увеличение новых потребителей углей, так и по качественному - создание наиболее оптимальных для ГУП "Якутуголь" договорных отношений с уже имеющимися партнерами. В 1999 году ГУП "Якутуголь" проводил активную работу по расширению потенциальных потребителей угля, в том числе неоднократно участвовал в региональных и международных выставках-ярмарках. Принимая во внимание возросший спрос на уголь, особенно на концентрат К9 (который можно отнести к ажиотажному) ГУП "Якутуголь" планирует применять такие формы торговли, как тендерные торги, позволяющие максимизировать цену, форму и условия оплаты. В этом плане необходимым будет увеличение объемов реализации угля К9 на металлургические комбинаты России. Основными потребителями нерюнгринских углей останутся в основном прежние партнеры ГУП "Якутуголь": - для энергетического СС - энергосистемы Якутскэнерго, Хабаровскэнерго, Дальэнерго, Сахалинэнерго другие предприятия Дальнего Востока. - для концентрата К9 металлургические комбинаты и коксохимзаводы Урала и центральной части России. Это Магнитогорский МК, Нижнетагильский МК, Орско-Халиловский МК, ОАО "Кокс", Новолипецкий МК и другие. Основными рынками нашего угля на внешнем рынке сбыта угольной продукции являются такие страны как: Япония, Южная Корея, Тайвань. Если коксующийся уголь экспортируется только в Японию и Южную Корею, то энергетический уголь продается также в Тайване, Сингапуре и ряде других стран. Традиционными торговыми партнерами ГУП "Якутуголь" в этих странах являются такие фирмы как: Сумитомо, Ничимен, Марубени, Ниссё Иваи, Мицубиси и др. (Япония); Гленкор (Швейцария), ЛЖ Корпорейшн (Южная Корея). В 2000 году ожидается незначительное снижение объема коксующегося угля с одновременным ростом объема энергетического угля. Это связано с общей тенденцией снижения потребления сильнококсующихся углей, каким является К9, на основном рынке сбыта - Японском. Кроме того, наблюдается тенденция снижения цен на угольную продукцию на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Для сохранения и расширения экспортных рынков сбыта нерюнгринских углей, ГУП "Якутуголь" планирует: - выйти на новые рынки сбыта. В отношении коксующегося угля наиболее перспективными рынками сбыта продукции можно назвать индийский и тайваньские рынки. Необходимо отметить тот факт, что цена нашего угля на этих рынках будет еще ниже, чем на японском и корейском. Причиной этого является низкая технологичность сталелитейной промышленности, поэтому и издержки у них выше. Чтобы снизить себестоимость выпускаемой продукции металлурги этих стран запрашивают сырьё по более низким ценам. - Проработать новые проекты. К новым для ГУП "Якутуголь" сферам экспортной деятельности можно отнести проекты смешивания нерюнгринского угля марки СС с бачатским углем марки СС, а также нерюнгринского СС и угля марки ГЖК Кузбассразрезугля. При этом, не только дополнительный, объем нерюнгринского угля идет на экспорт, но имеет место увеличения цены, поскольку происходит переход из класса энергетических углей в категорию semi-soft. В этом плане интересен также проект создания новых марок угля путем смешивания углей нерюнгринских месторождений Денисовское, Чульмаканское. После завершения строительства железной дороги Томмот - Якутск появится возможность вывоза в Амурскую область и Хабаровский край кангаласских углей. Однако из-за высоких транспортных затрат кангаласские угли не смогут конкурировать с местными ерковецкими и ургальскими углями. Сдерживающим фактором спроса на кангаласские угли может стать также и освоение газовых месторождений в районе г. Якутска. В этой связи спрос на кангаласские угли на ближайшую перспективу составит не более 300-350 тыс. т в год. Спрос на сангарские, зырянские и джебарики-хайские угли оценивается на уровне, сложившейся потребности за последние годы, соответственно 100, 200 и 650 тыс. т в год. Таким образом, на предстоящую перспективу по северным угледобывающим предприятиям значительного роста объемов сбыта не прогнозируется, а по южным предприятиям необходимо проведение активных маркетинговых мероприятий по обеспечению значительного расширения рынка сбыта угольной продукции. Основной прирост объемов угольной продукции возможен путем увеличения угледобычи по разрезу "Нерюнгринский". 2. 2.3. Технические и финансовые возможности ГУП "Якутуголь" по увеличению объемов угледобычи Горно-геометрический анализ Нерюнгринского месторождения на ближайший период показывает, что в связи с окончанием отработки участка "Северный целик", а также имеющейся задолженностью по вскрыше на коксовых направлениях в ближайший период крайне необходимо наращивание объемов вскрыши. Анализ состояния парка основного горно-транспортного оборудования показывает, что, не смотря на некоторое его обновление, в связи с невыполнением мероприятий по реструктуризации в предыдущие годы, степень износа оборудования имеет тенденцию к дальнейшему росту. Так средний износ экскаваторного и бурового парка в 1999 году составил 92.3%, при этом износ бурового парка достиг 134%. Кроме того, согласно нормативам около 12 экскаваторов достигнет 100% износа уже в предстоящей пятилетке. Ситуация усугубляется тем, что из-за недостатка финансовых средств в последние годы поступление запасных частей было крайне недостаточным, что привело к значительному росту аварийных простоев (пример: с 13489 ч. в 1997 году до 15 620 ч. в 1999 году по вскрышным экскаваторам, или на 15%). Не смотря на ввод в работу 16 самосвалов Haulpak 830E средний износ парка большегрузных самосвалов АТА на конец 1999 года составил 114.1%. Использование столь изношенного оборудования не только снижает производительность, но и удорожает стоимость ведения горных работ. Таким образом, в предстоящие годы задача технического перевооружения основного угледобывающего предприятия Якутии разреза "Нерюнгринский" (включая АТА и ОФ) становится особенно актуальной, без ее решения угледобыча по Якутии не то что не будет наращиваться, а прогнозируется ее снижение. Кроме задачи технического перевооружения разреза "Нерюнгринский" крайне неотложной является задача приобретения механизированного добычного комплекса КМ 138 на шахту "Джебарики-Хая". В случае, если в срок до окончания февраля 2000 года не будет решен вопрос финансирования приобретения указанного комплекса, по горно-геологическим условиям объем угледобычи по шахте будет снижен вдвое (до 300-350 тыс. тонн в год), а перед Республикой Саха (Якутия) встанет вопрос финансирования замещения этой мощности по добыче угля. Анализ финансовых ресурсов ГУП "Якутуголь" показывает, что при расчетной потребности средств на техническое перевооружение на 2000 год в 902 млн. рублей, размер собственных источников (сумма амортизационных отчислений) на этот период составит 223,9 млн. рублей, в 2001 году эти суммы составят соответственно 1870,5 млн. рублей и 348,4 млн. рублей. Такая тенденция обусловлена необходимостью одновременной замены оборудования и роста объемов вскрышных работ. Расчеты показывают, что задача стабилизации финансового положения ГУП "Якутуголь" с обеспечением его работы на условиях самофинансирования может быть сегодня решена только при наличии средств государственной поддержки. В этом случае, для дальнейшего требуемого наращивания объемов вскрышных работ с 2006 года ГУП "Якутуголь" сможет обойтись собственными (включая заемными на возвратной основе) ресурсами, а также обеспечить необходимые налоговые платежи. Согласно п.9 "Основных направлений реструктуризации угольной промышленности России" финансирование конкретного проекта реструктуризации (финансового оздоровления) компании может быть осуществлено за счет средств государственной поддержки из бюджетных средств в виде временной поддержки убыточного угольного производства до его выхода на уровень рентабельной работы. Безусловно, что ГУП "Якутуголь" нуждается в дополнительных средствах лишь на обновление основного горно-транспортного оборудования, после чего, как показал опыт его работы в прошедшие годы, при выполнении условия увеличения объемов добычи, вполне способен функционировать на условиях самофинансирования. Таким образом, ключевым положением стратегии реструктуризации угольной отрасли Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года по-прежнему следует считать техническое перевооружение угледобывающих предприятий ГУП "Якутуголь", имеющих наибольший потенциал как для наращивания сбыта угольной продукции за пределы Республики Саха (Якутия), так и для экспорта угольной продукции в станы Азиатско-Тихоокеанского региона. Для обеспечения углем центральных районов Республики Саха (Якутия) следует разработать и выполнить программу развития малых угольных разрезов, а также завершить строительство участка Надеждинский , и провести мероприятия по стабилизации угледобычи на разрезе "Мироновский". Проведение этих мероприятий позволит обеспечить Республику Саха (Якутия) топливом в необходимом количестве, а также обеспечить прибыльность экспортных поставок угля, устойчивое наполнение бюджета. 2. 3. Главные проблемы угольной отрасли и обоснование необходимости их решения программными методами. На предприятиях угольной отрасли занято свыше 10 тыс. чел. промышленно-производственного персонала, социально-экономическое положение которых целиком зависит от уровней развития угледобычи. Снижение объемов добычи угля за последние годы привело к ухудшению финансового состояния всех предприятий угольной промышленности республики и особенно ГУП "Якутуголь", увеличению социальной напряженности в угледобывающих районах Республики Саха (Якутия). Дальнейшее развитие угольной отрасли в Республике Саха (Якутия) связано с рядом серьезных трудностей и проблем: обострение конкурентной борьбы на рынках сбыта угля, снижение цен на угольную продукцию на японском рынке; прогнозируемое ухудшение горно-геологических условий угледобычи на основном угледобывающем предприятии Якутии разрезе "Нерюнгринский" ГУП "Якутуголь"; дальнейшее увеличение износа основного горно-транспортного оборудования в условиях недостаточного финансирования технического перевооружения в прошедшие годы; дефицит собственных оборотных средств предприятий; рост себестоимости угледобычи из-за высокой аварийности основного оборудования и увеличения необходимого объема вскрыши, роста цен на материалы и запасные части; отсутствие собственных финансовых средств предприятий на социальную защиту работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации угольной отрасли, на переселение работников угледобывающих предприятий, достигших пенсионного возраста, в другие районы России с предоставлением жилья по новому месту жительства; необходимость выполнения работ по устранению экологических последствий в угледобывающих регионах, вызванных ведением горных работ, сбросов бытовых стоков жилых поселков без очистки и др. Без финансовой поддержки Правительств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в 2000-2004 гг. основные угледобывающие предприятия Якутии не в состоянии выйти из кризисного состояния. В связи с тем, что основные угледобывающие предприятия являются градообразующими, а угольная отрасль Республики одной из бюджетообразующих, проблемы угольщиков затрагивают интересы других отраслей и ведомств, муниципальных органов Республики Саха (Якутия) и требуют комплексного подхода, основанного на программно-целевом методе, позволяющем концентрировать усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон, участвующих в выполнении целевой Программы. 2. 3.1. Цели и задачи Программы Главной целью Программы является стабилизация работы предприятий угольной промышленности Республики Саха (Якутия), повышение эффективности производства на основе выполнения работ по реструктуризации отрасли и обеспечение бездотационной работы основных угледобывающих предприятий, решение вопросов социальной защиты высвобождаемых работников и создание благоприятных социально-экономических условий в шахтерских городах и поселках Республики Саха (Якутия). Основные задачи Программы состоят в следующем: обеспечение наращивания объемов угледобычи в Республике Саха (Якутия); осуществление технического перевооружения основных угледобывающих предприятий Республики Саха (Якутия); окончание работ по ликвидации шахты Сангарская ; вовлечение в разработку на разрезе Зырянский участка Надеждинский Буор-Кемюсского месторождения, обеспечивающего резкое сокращение коэффициента вскрыши; разработка и выполнение программы развития малых разрезов Якутии; окончание строительства объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности северных угледобывающих поселков; обеспечение социальной защиты высвобождаемых работников с предприятий угольной отрасли, переселение пенсионеров, отработавших на предприятиях угольной отрасли за пределы регионов Крайнего Севера.. 2. 3.2. Основные мероприятия по сокращению затрат на производство товарной продукции С целью снижения издержек производства на единицу товарной продукции Программой предусматриваются: стабилизация работы ГУП Якутуголь и последующее наращивание объемов добычи углей на разрезе Нерюнгринский за счет технического перевооружения горно-вскрышных и транспортных работ, а также окончания работ по реконструкции обогатительной фабрики Нерюнгринская ; дальнейшее внедрение взамен выбывающего более прогрессивного экономичного и производительного основного горно-транспортного оборудования (самосвалы Haulpak 830Е, импортные экскаваторы Ек=16-20 м3 и 30-33 м3); ввод в работу шагающего экскаватора на разрезе Кангаласский для обеспечения эксплуатации вскрышных работ по бестранспортной технологии; проведение организационных мероприятий по совершенствованию системы материально-технического снабжения, сокращению аварийных ремонтов оборудования, уменьшению времени на технологические простои; проведение мероприятий по обеспечению условий, обеспечивающих стабилизацию финансового состояния предприятия (введение налоговых льгот и средств государственной поддержки для ГУП "Якутуголь" на период выполнения программных мероприятий). 2. 4. Система программных мероприятий 2. 4.1. Формирование нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления Программы. Расчеты потребности в финансовых средствах показывают, что собственных оборотных средств предприятий крайне недостаточно для решения основных задач программы. Для финансирования программы развития малых разрезов необходимо привлечение средств из бюджета Республики Саха (Якутия). В качестве реальных источников финансирования программных мероприятий по техническому перевооружению ГУП "Якутуголь" возможно использовать: - собственные средства предприятия (амортизацию и прибыль); - привлечение кредитов в объеме, позволяющем осуществить их возврат в срок до 2005-2006 гг.; - часть дебиторской задолженности предприятия. Использования указанных средств недостаточно для проведения технического перевооружения. Для ликвидации образовавшегося дефицита средств программой предусматривается (в соответствии постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) ль 29.12.98 N 636) использование налоговых льгот от РС(Я) для ГУП "Якутуголь" на период до 2004 года включительно, а также в течение 2001-2002 гг. безвозмездных средств государственной поддержки (или дотаций). На опыте работы в 1999 году видно, что использование налоговых льгот для целей технического перевооружения предприятия является наиболее реально выполнимым и эффективным мероприятием. В качестве налоговых льгот на период до 2004 года предлагается: 1)Внесение изменений в Закон "О налоговой политике РС(Я)" на 2000-2004 гг. по использованию части налога на пользователей автодорог, относящейся к республиканскому бюджету на техническое перевооружение; 2)Предоставление права ГУП "Якутуголь" использования части платы за недра, направляемой в республиканский бюджет на цели технического перевооружения; 3)Предоставление права ГУП "Якутуголь" использования части налога на имущество, направляемой в Республиканский бюджет на цели технического перевооружения; 4)Предоставление права ГУП "Якутуголь" использования части налога на налог с владельцев транспортных средств, направляемой в Республиканский бюджет на цели технического перевооружения. Сумма средств от налогов, направляемая на техническое перевооружение составит в этом случае ориентировочно 30% от всех налогов и платежей ГУП "Якутуголь", оставляемых в Республике Саха (Якутия), а по годам объем средств от этого мероприятия составит (таблица 1): Таблица 1 млн. руб. (в ценах 2000 года с учетом инфляции на период до 2005 года) Перечень налоговых льгот, 2000 2001 2002 2003 2004 2005 предоставляемых из бюджета Республики Саха (Якутия) налог на пользователей 106.9 139.9 171.4 201.2 231.1 0 автодорог платежи за право пользования 14.2 15.6 19.1 22.5 25.8 0 недрами налог с владельца 1.0 1.3 1.5 1.7 1.9 0 транспортных средств налог на имущество 37.6 55.4 73.5 86.8 97.2 0 ВСЕГО: 159.8 212.1 265.5 312.1 356.0 0 Предоставление указанных налоговых льгот должно обеспечит стабилизацию финансового состояния предприятия, снизив размеры привлекаемых кредитов в соответствующих размерах. 2. 4.2. Совершенствование форм собственности и структуры управления Программными мероприятиями предусматривалось: 1) Преобразование ГУП Якутуголь в акционерное общество открытого типа (ОАО Якутуголь ). Основная цель этого мероприятия привлечение средств для оздоровления предприятия и его технического перевооружения; 2) Выделение в дочерние предприятия, шахты Джебарики-Хая , разреза Кангаласский и СОК Шахтер . В предлагаемом варианте программы предлагается дополнительно определить целесообразность проведения и оптимальный способ акционирования ГУП "Якутуголь", при этом провести указанное мероприятие только в случае крайней экономической необходимости. Выделение в дочерние шахты "Джебарики-Хая", разреза "Кангаласский" и СОК "Шахтер" должно происходить в зависимости от принятия решения по вопросу акционирования ГУП "Якутуголь". 2. 4.3. Реконструкция и техническое перевооружение перспективных угледобывающих предприятий 2. 4.3.1. Техническое перевооружение ГУП "Якутуголь" В связи с тем, что основным препятствием роста угледобычи ГУП "Якутуголь" является отставание в ведении вскрышных работ на разрезе Нерюнгринский , одним из основных Программных мероприятий является: 1) Осуществление в 2000-2005 гг. технического перевооружения вскрышных и транспортных работ разреза Нерюнгринский , приобретение дополнительного оборудования для наращивания объемов вскрышных и добычных работ; 2) Завершение первого этапа реконструкции обогатительной фабрики Нерюнгринская в 2000 году с заменой основного технологического оборудования; 3) Приобретение в 2000 году и ввод в работу в 2001 году механизированного комплекса КМ 138 на шахте Джебарики-Хая ; 4) Приобретение в 2001 году и ввод в работу шагающего экскаватора ЭШ-11/70 для обеспечения бестранспортной технологии вскрышных работ на разрезе Кангаласский . Техническое перевооружение разреза Нерюнгринский начато в соответствии с предыдущей программой реструктуризации, однако его масштабы были крайне недостаточными. Следует отметить, что в связи с ухудшением горно-геологических условий, невыполнение мероприятия по техническому перевооружению разреза "Нерюнгринский" в намеченном масштабе приведет либо к снижению объемов угледобычи вслед за снижением объемов вскрыши и приостановке предприятия по причинам нехватки финансовых средств; либо в случае продолжения работы со сниженным коэффициентом вскрыши к приостановке работ по причине отсутствия подготовленных и готовых запасов угля на разрезе. Сдерживающим фактором является дефицит средств на приобретение более производительного и экономичного импортного оборудования, поэтому наряду с ним, предприятие будет вынуждено приобретать отечественное оборудование с худшими, чем у импортного показателями работы и более высокими эксплуатационными затратами. Приобретение механизированного комплекса на шахту также следует провести строго в намеченные сроки, так как запасов угля, пригодных для отработки действующим (также изношенным на свыше 100%) оборудованием хватит ориентировочно до середины 2001 года. В случае, если комплекс не будет доставлен в навигацию 2000 года, он не сможет быть запущен в работу в 2001 году, поэтому с осени 2001 года в этом случае возможно снижение объема угледобычи до 300-350 тыс. тонн. Сумма необходимых средств на техническое перевооружение предприятий ГУП "Якутуголь" с расшифровкой по предлагаемым источникам финансирования приведена в "Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2000-2005 гг." 2. 4.3.2. Развитие малых разрезов Республики Саха (Якутия) Обустройство участка "Надеждинский" ГУП "Разрез Зырянский" Потребность в угле Зырянского угольного разреза составляет 210 тысяч тонн в год. В настоящее время, в связи с истощением запасов участка "Буор-Кемюсь" начиная, с 1997 года добыча сокращается, и в 2000 году будет полностью прекращена. Наиболее рациональным способом поддержки указанного объекта является обустройство участка "Надеждинский". Проектом производства работ обустройство предполагается выполнять в 1999-2003 годах. В текущем году было выделено 8 млн. рублей, были закуплены тяжёлый бульдозер, грейдер. Остаток в инвестициях составляет 32.5 млн. рублей в действующих ценах. Общая потребность бюджетных средств на 2000 год составляет 32,5 млн. рублей, что позволит произвести ввод объекта в 4 квартале 2000 года. С января 2000 года предприятие приступило к добыче угля на участке "Надеждинский". Одной из основных задач является увеличение объема реализации угольной продукции за пределы Республики Саха (Якутия) на Чукотку и в Магаданскую область. Освоение Тихонского месторождения каменного угля на территорию трех улусов, Момского, Абыйского и Оймяконоского, уголь завозится из Зырянки, ш. Джебарики - Хая, и Магаданской области, причем как правило с использованием для этих целей зимников. Суммарная годовая потребность оценивается в 50 тысяч тонн: по 20 тысяч тонн для Момоского и Оймяконского и 10 тысяч тонн для Абыйского. В среднем с учетом транспортных расходов цена угля в местах потребления в 2,4 раза выше цены поставщиков, кроме того, имеются значительные непроизводственные потери и расходы из-за сложной транспортной схемы. Необходимый объем инвестиций в разработку Тихонского месторождения каменных углей составляет 10167,5 тыс. рублей. В 1999 году на 5 млн. рублей было осуществлено обустройство разреза и приобретена горная техника. Потребность в инвестициях на 2000 год составляет 5,2 млн. рублей. Что позволит вывести месторождение на добычу 15.000 тонн в 2001 году, с ежегодным нарастанием и выводом на проектную мощность в 2003 году. Планом работ на 2000 год предусмотрена добыча 5 тыс. т. угля, строительство разреза "Мироновский" Министерство топливной промышленности направило письмо в Правительство РС(Я), исходящей N08-933 от 5.10.1999 года, где изложило 4 предложения по дальнейшему существованию данного разреза. Необходимость в инвестициях на 2000 год будет определена по решению правительства, предварительно она составляет 8 млн. руб. Предварительная заявка на 2000 год 8,0 млн. рублей. Техническое перевооружение ГУП "Кировский угольный разрез" В связи, с принятым решением о выделении 35 млн. рублей (ПП РС(Я) N 573 oт 22.10.1999 г.) на строительстве брикетной фабрики на Кировском угольном разрезе, с годовой производительностью первой очереди 40.000 тонн брикетов и постепенном ее увеличении в будущем, возникла необходимость увеличить годовой объем добычи угля на 30.000 тонн. Для этого необходимо, провести техническое перевооружение разреза. Общая потребность инвестиций в 2000 году составляет 4.300 тыс. рублей. Прямого экономического эффекта от капитальных вложений в данный объект нет, но техническое перевооружение разреза позволит обеспечить надежное снабжение брикетной фабрики сырьем, ввод в эксплуатацию которой, улучшит снабжение населения близлежащих улусов твердым топливом, увеличится сбыт угля, что приведет к уменьшению вырубки лесов и оздоровлению экологической обстановки в Вилюйской группе улусов. В перспективе появится возможность вывоза готовых брикетов за пределы Вилюйской группы улусов и Республики. Техническое перевооружение Харбалахского угольного разреза. В текущем году на техническое перевооружение разреза выделено 2,5 млн. рублей на приобретение горной техники, что позволило стабилизировать добычу. В целях дальнейшего укрепления материально-технической базы разреза и доведения объемов годовой добычи до 120 тысяч тонн угля необходимо приобрести тяжёлый бульдозер Д-275А, стоимость которого составляет 13200 тыс. рублей. Вложение средств не дает прямого экономического эффекта, но позволит наладить стабильное снабжение всей группы заречных улусов угольным топливом и полностью отказаться от завозного угля шахты "Джебарики-Хая", что в конечном итоге даст экономический эффект из-за разницы в стоимости углей и транспортных расходов. Также для решения этих задач предусматривается строительство причала. С целью проработки, оценки возможности и целесообразности строительства новых малых разрезов предполагается разработка бизнес-планов по следующим месторождениям: - Краснореченскому (Абыйский улус) ; - Буолкалаах Анабарский улус) ; - Уяндинскому (Усть-Янский улус); - Кейикте (Верхне-Вилюйский улус); - Черное (Оленекский улус); - Сого - строительство шахты (Булунский улус). Развитие малых разрезов Южно-Якутского бассейна. Настоящее положение дел на предприятиях Южно-Якутского бассейна обуславливает необходимость проведения комплекса мероприятий направленных на увеличение объемов добычи. Внедрение новых технологий при добыче угля СП "Эрэл ЛТД" на маломощных пластах, обогащение угля марки "Ж" на ОФ "Нерюнгринская" и получение новой угольной продукции концентрата "КЖ" позволит поставить на экспорт 500 700 тыс. т. угольной продукции. Разработана, совместно с инжениринговой фирмой IMS, и прошла экспертизу программа, ведется работа по привлечению инвестиций. Переход на подземный способ добычи угля ОАО УДП "Денисовское" обеспечит значительное повышение эффективности предприятия и увеличит объем добычи до 800 тыс. т. Горным институтом по проектированию предприятий угольной промышленности "Гипроуголь" разработан бизнесплан, ведется поиск стратегического партнера и работа по привлечению инвестиций. 2. 4.4. Ликвидация неперспективных угледобывающих предприятий и вспомогательных производств В прошедший период проведены мероприятия по ликвидации шахты Сангарская, практически завершены работы на месторождении Буор-Кемюсь разреза "Зырянский". Не выполнены работы по консервации месторождений Харанга, Сибик-2, Эрозионное. В период до 2002 года следует выполнить проекты консервации этих месторождений, а с 2003 года начать работы по выполнению их консервации. Затраты на выполнение этих мероприятий будут определены после выполнения проектных работ. 2. 4.5. Экология Предусматривается строительство незатопляемого причала на реке Лена для погрузки угля с разреза Кангаласский на речной транспорт в летний период. В 2000 году предполагается завершение консервации основного поля разреза "Кангаласский", кроме того, предполагается проведение консервации отработанных месторождений, указанных выше. 2. 4.6. Обеспечение объектов жизнедеятельности предприятий и поселков Для уменьшения затрат на получение электроэнергии в поселке Джебарики-Хая предусматривается завершение строительства ЛЭП-35кВ Хандыга - Джебарики-Хая. Экономия затрат предполагается от уменьшения объема ввозимого дизельного топлива, а также обслуживания дизельных электростанций. 2. 4.7. Социальная защита высвобождаемых работников В соответствии с "Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности России", п.3 "Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.09.98 N 1026 и от 16.10.99 N 1177)" в программе предлагается осуществить мероприятия по социальной защите работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности. Кроме того, основной проблемой для угледобывающих регионов Республики Саха (Якутия) является переселение лиц, проработавших в районах Севера и приравненных к ним условиям свыше 15 лет и достигших пенсионного возраста. Для предотвращения социального взрыва, по причине снижения уровня жизни в северных регионах, сокращения производства, тяжелых условий проживания в условиях Крайнего Севера в период кризисной ситуации в Якутии необходимо проведение мероприятий по переселению сокращенных работников, а также пенсионеров, работавших на угледобывающих предприятиях. В связи с отсутствием собственных средств предприятий на переселение значительного числа высвобождаемых работников и пенсионеров, непринятием мер со стороны местных органов власти по проведению переселения, средства на их выезд и приобретение жилья предполагается получить из бюджетных источников. 2. 5. Ресурсное обеспечение Программы Общие суммарные затраты на реализацию Программы, в том числе по источникам финансирования, приведены в "Перечне программных мероприятий по реструктуризации угольной промышленности на 2000-2005 гг." (приложение 1 к программе) и составляют по годам (таблица 2): Таблица 2 (млн. рублей с учетом инфляции на период до 2005 года) 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Всего %% г. г. г. г. г. г. ВСЕГО объем 1 2 1 1 1 916,0 8 100% финансирования 227,5 046,0 955,0 137,7 353,8 636,1 программы реструктуризации по разделам I - XI в т. ч. по источникам Собственные средства 636.1 832.9 1024. 546,8 814,1 773,4 4627. 53,6% 5 8 Привлекаемые средства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0% (кредит) Республиканский бюджет 437,7 369,6 415,5 370,1 412,1 0,0 2 23,2% 005,1 Федеральный бюджет 153,7 146,3 165,8 220,8 127,6 142,7 956,8 11,1% Потребность в 0 697,2 349,1 0,0 0,0 0,0 1046. 12,1% дополнительных 3 средствах для приобретения основного горно-транспортного оборудования 2. 6. Механизм реализации Программы Основой механизма реализации Программы в части финансирования из федерального бюджета является порядок, определенный Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности , утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.97 N 1523, предусматривающий договорные (контрактные) отношения на всех уровнях реализации и управления программы: государственный заказчик - исполнитель. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение использования средств государственной поддержки осуществляют государственные учреждения - ГУРШ и ГУ Соцуголь , созданные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1997 года N 1462 О совершенствовании управления угольной промышленности , с привлечением других организаций по решению Минтопэнерго РФ (пункт 3 Положения), а также Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) и Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия). Минтопэнерго РФ (в части средств господдержки от РФ) и Министерство топливной промышленности Республики Саха (Якутия) (в части средств поддержки от РС(Я)) с участием соответствующих государственных учреждений, обеспечивающих управление использованием средств государственной поддержки по направлениям, рассматривают представленные получателями средств государственной поддержки расчеты, анализирует их обоснованность, при необходимости производит корректировку контрольных цифр и обязательств получателей этих средств. На основе уточненных контрольных цифр и обязательств получателей средств государственной поддержки Минтопэнерго РФ и Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) формируют сводную заявку на средства государственной поддержки, ее обоснование, а также проект сводного годового плана-графика выделения указанным получателям средств господдержки по направлениям финансирования. Межведомственная комиссия РФ после представления Минтопэнерго РФ проекта сводного плана-графика (Министерство прогнозирования и экономики РС(Я) после представления Министерства топливной промышленности и энергетики РС(Я)) утверждают до начала планируемого года предварительные поквартальные пропорции распределения средств господдержки по направлениям финансирования и по получателям средств господдержки. Минтопэнерго РФ на основе сводного плана-графика и сведений об исполнении договоров формирует реестр распределения очередного транша с указанием конкретных направлений финансирования. Получатели средств господдержки в установленном порядке представляют в Минтопэнерго (РФ и РС(Я)), Минфин (РФ и РС(Я)), Минэкономики (РФ и РС(Я)) и Государственному комитету Российской Федерации по статистике информацию о размерах полученных средств господдержки и результатах ее исполнения. Контроль за расходованием средств из федерального бюджета осуществляют контрольные органы Минфина РФ и РС(Я) и государственных заказчиков, а также, в отдельных случаях счетной палатой Федерального собрания. 2.7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Исполнители программных мероприятий ежеквартально (в отдельных случаях ежемесячно) докладывают заказчикам - Минтопэнерго РФ и Правительству Республики Саха (Якутия), государственным учреждениям при Минтопэнерго РФ и при Правительстве Республики Саха (Якутия) о ходе выполнения работ и использованию средств федерального бюджета. Государственный заказчик Минтопэнерго РФ ежегодно представляет в Правительство РФ информационный отчет о реализации Программы и обосновывающие расчеты бюджетной заявки на последующий год. 2. 8. Социально-экономическая эффективность Программы Выполнение программных мероприятий позволит повысить эффективность использования производственно-экономического потенциала угольной отрасли Республики Саха (Якутия), нарастить объемы угледобычи в Республике Саха (Якутия), обеспечить работу основного угледобывающего предприятия Якутии ГУП "Якутуголь" на принципах самофинансирования с 2006 года, обеспечить устойчивое наполнение бюджета Республики Саха (Якутия). Программа развития малых разрезов, разработка которой должна быть выполнена в рамках программы реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) позволит не только устойчиво обеспечить топливом центральные и северные улусы Республики, но обеспечит повышение занятости и доходов местного населения, и привлечет финансовые потоки на развитие улусов Республики Саха (Якутия). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|