Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.02.2000 № 54ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 февраля 2000 года N 54 О Республиканской целевой программе развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17.04.99 N 746 О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия) и решения I съезда сельских семейных хозяйств Республики Саха (Якутия) от 11.12.99 О Программе развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы , в целях реализации одного из приоритетных направлений в социально-экономическом развитии республики семейной экономики, повышения доходности семейных хозяйств и занятости населения Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы (далее по тексту - Программа) с финансированием за счет средств республиканского бюджета по разделу Сельское хозяйство и рыболовство , фондов поддержки предпринимательства и занятости. 2. Определить: государственным заказчиком Программы Правительство Республики Саха (Якутия); координатором-исполнителем - Исполнительную дирекцию по государственной поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) при Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия); исполнителями мероприятий Программы Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), Комитет по статистике Республики Саха (Якутия), администрации улусов и городов, ЯСПО Холбос . 3. Исполнительной дирекции при Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) (Аммосов В.Д.), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский А.А.), Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) (Борисов Е.А.), Министерству малого предпринимательства и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.), Комитету по статистике Республики Саха (Якутия) (Торговкина Т.А.) обеспечить организацию выполнения программных мероприятий и постоянный контроль. 4. Исполнительной дирекции по государственной поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) обеспечить ежеквартальное, а по итогам года комплексное подведение итогов выполнения мероприятий с предоставлением отчета о проделанной работе и подготовкой рассмотрения его на заседаниях Правительства республики. 5. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству малого предпринимательства и занятости Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия): включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета и фондов занятости и предпринимательства; предусматривать ежегодное финансирование лизинговых поставок техники и оборудования, товарного кредитования скороспелых отраслей сельского хозяйства и других ее мероприятий. 6. Исполнительной дирекции по государственной поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), ФАПК Туймаада произвести распределение квот по улусам и получателям всех программных мероприятий и внести его на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) совместно с механизмом исполнения в срок до 1 марта 2000 года. 7. Главам администраций улусов и городов разработать улусные Программы по развитию экономики семьи, обращая особое внимание на снижение уровня безработицы, развитие новых производств на селе, обеспечение нуждающихся земельными участками, площадями для выращивания сельскохозяйственной продукции и для ее переработки. 8. Департаменту по печати и средствам массовой информации при Правительстве Саха (Якутия), НВК Саха : обеспечить освещение республиканской целевой Программы развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы; ввести регулярную рубрику в средствах массовой информации о ходе ее реализации. 9. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объем финансирования мероприятий корректироваться с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета и других источников. 10. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Долинина И.Н. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2000 года N 54 ПРОГРАММА развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы 1. Общие положения Данная Программа разработана во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17.04.99 N 746 "О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)", постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.05.99 N 236 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17.04.99 N 746 О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия) ", с учетом Рекомендаций республиканской научно-практической конференции "Развитие семейной экономики в условиях формирования рыночной модели экономики" от 04.11.99 и на основе решений I съезда сельских семейных хозяйств Республики Саха (Якутия) от 11.12.99. Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на включение семьи в процесс развития экономики как равноправного субъекта наряду с юридическими и физическими лицами. Это позволит задействовать механизм самозанятости населения и повышения доходности семейных хозяйств через различные формы их взаимодействия с органами власти и всеми другими участниками социально-экономического комплекса. 2. Цели Программы Целями настоящей Программы являются: повышение уровня жизни и благосостояния семей; обеспечение более полной занятости и самозанятости населения; наполнение внутреннего рынка республики продовольствием и потребительскими товарами, изделиями художественных промыслов и ремесленничества через увеличение товарности семейных хозяйств. Основными направлениями развития сельской семейной экономики на основе государственной поддержки являются: развитие скороспелых и традиционных отраслей животноводства и растениеводства, рыборазведения и звероводства на основе товарного кредитования; улучшение селекционно-племенной работы и семеноводства; укрепление материально-технической базы хозяйств через лизинговые поставки техники, оборудования, малой механизации; микрокредитование хозяйств, организация торговли материалами и инвентарем для проведения весенне-полевых и сезонных работ; возрождение традиционных отраслей, народных промыслов, ремесленничества через льготное кредитование, субсидирование и прочие виды государственного регулирования. 3. Современное состояние экономики семьи Современное состояние экономики семьи (домашнего хозяйства) свидетельствует о необходимости повышения роли государства в регулировании механизмов самозанятости и самообеспечения семьи, особенно сельской, со стороны Правительства Республики Саха (Якутия). В 1998 году в республике насчитывалось 307 тыс. домашних хозяйств, в том числе в сельской местности - 92,5 тысяч. По данным обследования, проводимого Комитетом Республики Саха (Якутия) по статистике, среднедушевой доход семей в месяц составил в 1998 году 1272 рубля, что обеспечивало только 1,2 прожиточного минимума. При этом наблюдается значительная дифференциация доходов между городским и сельским населением, особенно у низкодоходных групп населения. Доход городских жителей в высокообеспеченной группе в 1,5 раза превышает доходы сельских жителей в этой группе, в низкодоходной в 3-4 раза. При этом в сельской местности денежный доход в среднем на одного члена домохозяйства составлял всего 83% от величины прожиточного минимума и только половину от денежных доходов горожан. Происходит углубление неравенства между доходами высокообеспеченных и низкодоходных групп населения, а также между доходами горожан и сельских жителей. Разрыв в уровне среднедушевых доходов различных групп населения прежде всего определяется размером семьи и соотношением между числом работающих и неработающих в ней лиц. В сельской местности преобладают домохозяйства с большим числом их членов, чем в городской. Так, средний размер домохозяйства в селе составляет 4 человека, в городе 3. При этом ежегодно снижается уровень занятости сельского населения, этот показатель в 1998 году для сельского населения в возрасте 15-72 лет составил в среднем 60 % против 74 % в городах. Поэтому в сельской местности выше демографическая нагрузка на одного работающего, чем частично и объясняются низкие среднедушевые доходы населения села. В настоящее время в сельской местности, где денежные доходы крайне низкие, доходы от личного подсобного хозяйства играют важную роль. Во многом жизненный уровень сельских жителей поддерживается благодаря личному подсобному хозяйству. Объемы собственного производства продуктов питания в сельской местности позволяют не только стабильно потреблять мясо, молоко, картофель, овощи, но и продавать их на рынке. В целях повышения уровня доходов своей семьи многие, в основном сельские жители республики, правильно оценив сложившуюся ситуацию, решили достичь улучшения своего положения через укрепление собственного хозяйства. В результате этого ежегодное снижение поголовья скота в текущем году было не только остановлено, но и начало увеличиваться. Численность крупного рогатого скота по состоянию на 1 января 2000 года в целом по республике увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,7 тыс. голов или на 3,9%, лошадей соответственно на 5,8 тыс. голов или 4,8%, свиней на 12,3 тыс. голов или 60,7 %, птицы на 159,7 тыс.голов или 49,5 %, в т.ч. в индивидуальном секторе (крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые общины и личные подсобные хозяйства населения): крупного рогатого скота - на 14,6 тыс.голов или 6,8%, лошадей - 5,5 тыс. голов или 8,6%, свиней - 10,3 тыс. голов или 72,5%, птицы 77,6 тыс. голов или 73,1%. При этом за счет перераспределения собственности в индивидуальном секторе находится 80,5% крупного рогатого скота, свиней - 75,1 %, лошадей 54,7 % и птицы 23,5 % . Увеличивается число сельскохозяйственных животных, приходящихся на 1 жителя сельской местности. Наилучшие показатели по уровню численности крупного рогатого скота на 1 жителя достигнуты в Чурапчинском, Мегино-Кангаласском, Намском улусах. По поголовью лошадей в Горном, Намском, Чурапчинском улусах, свиней в Амгинском и Ленском улусах, птицы в Чурапчинском улусе. Достижение данных показателей стало возможно лишь при оказании населению существенной помощи со стороны Правительства республики, которое с начала текущего года определило одним из приоритетных своих направлений работу по поддержке развития семейной экономики. Государственная политика семейной экономики на селе рассматривается как одна из составных частей проводимой социально-экономической политики, а также как целостная система мер экономического, социального, правового и финансового характера. Практическая реализация данного направления началась после выхода Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 15.02.99 N 688 "О развитии скороспелых отраслей сельского хозяйства для увеличения доходности семьи". Через операторов-поставщиков, которыми явились ФАПК "Туймаада", Фонд поддержки сельских семей "Бигэ Ыал", ЗАО ТК "САПИ-Торг", Хатасский свинокомплекс, АО "Птицевод" и ГУП "Якутптицепром" за счет государственных средств было выделено и реализовано семьям 15,2 тыс. поросят, 208, 5 тыс. кур-несушек и цыплят, 31,6 тыс.гусят, 1862 кролика, 200 коз, 419 лисиц, 270 песцов. В результате этих мероприятий получили возможность заниматься свиноводством 2932 семьи. В среднем каждая семья получила 5,2 гол. свиней. Пополнить свой рацион свежим яйцом и мясом птицы смогли 7629 семей, получившие в среднем по 26 голов кур и гусей. Начали развиваться козо- и кролиководство, которые относились до недавнего времени к нетрадиционным видам животноводства в республике и приживаются с большим трудом. Поставка домашних животных для скороспелых отраслей сельского хозяйства полностью контролировалась ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службами. Только на лечение больных животных скороспелых отраслей в 1999 году было израсходовано 220 тыс. рублей. Для обеспечения кормами сельхозживотных было предоставлено хозяйствам 3,4 тыс. тонн комбикорма и 0,7 тыс. тонн зернофуража на сумму 15,8 млн. рублей. Кроме этого разработано Положение и выданы микрокредиты семейным хозяйствам за счет 10% от средств Фонда поддержки малого предпринимательства. Приняты меры, направленные на поддержку предпринимательской инициативы безработных граждан. Заключен договор между Департаментом занятости Министерства социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) и Комитетом Республики Саха (Якутия) по делам предпринимательства по созданию 100 рабочих мест на основе выделения микрокредитов из средств Фонда занятости в размере 2 млн. рублей. Проведены эксперименты по субсидированию безработных граждан в натуральной форме в виде молодняка сельскохозяйственных животных и комбикормов вместо выплаты пособий по безработице в Амгинском, Верхневилюйском, Вилюйском, Горном, Олекминском, Мирнинском, Верхоянском, Чурапчинском, Сунтарском улусах. В результате этого около 700 безработных получили работу и сняты с учета в органах службы занятости. Всего на реализацию мероприятий по развитию семейной экономики направлено 86,6 млн. рублей из республиканского бюджета, кроме того - 6,5 млн. рублей из средств Фонда занятости. Результаты проведенного выборочного обследования семейных хозяйств показали, что в среднем на одно домохозяйство сумма государственной поддержки в виде товарного кредита составила в среднем 4715,7 рублей. Средний размер полученного обследованными семьями товарного кредита в виде молодняка составил: 2 поросенка, 14 кур и цыплят, 13 гусят, 25 кроликов. Примерный выход продукции от полученного товарного кредита на 1 домохозяйство составил: по свиньям примерно 60 кг мяса и 20 кг субпродуктов, курам около 5 кг мяса и 200 яиц, по гусям около 6 кг мяса. Подавляющее большинство семей (74,2%) положительно относятся к государственной поддержке населения в развитии семейной экономики. 42% считают, что господдержка позволила им повысить доходы. Из числа обследованных семей 64,6% хотели бы получить ее и в дальнейшем. 4. Концепция и основные направления развития сельской семейной экономики Республики Саха (Якутия) Под семейной экономикой на селе понимается экономика семейно-трудового хозяйства как часть системы рыночной экономики, основанная на частной, коллективной или совместной собственности, функционирующая на основе труда домашних хозяйств, направленная на повышение благосостояния семьи. Конкретными объектами сельской семейной экономики могут быть крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые общины и личные подсобные хозяйства населения, малые и средние структуры и объединения, занимающиеся сельскохозяйственными, промышленными, транспортными, строительными и другими видами деятельности, включая художественные промыслы, кустарно-ремесленное дело, основанные на труде членов домашних хозяйств и наемных работников. 5. Основные программные мероприятия 5. 1. Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предполагается принятие законов, определяющих правовой статус семейных хозяйств, их экономические основы. Данными законами должны быть урегулированы взаимоотношения семейных хозяйств с органами исполнительной власти, а также другими структурами участниками экономического процесса. Предполагается принятие ряда нормативно-правовых документов, обеспечивающих социальную и правовую защиту семейных хозяйств и работающих в них, регулирующих вопросы отнесения к категориям занятых и безработных, налогообложения, исчисления трудового стажа, пенсионного обеспечения и выплаты социальных пособий. Это потребует внесения предложений по изменению федерального пенсионного, трудового и страхового законодательства и т.д. Возрождение традиций ремесленной деятельности, установление основ организации, работы ремесленников в республике будут урегулированы Законом "О ремесленной деятельности в Республике Саха (Якутия)". После принятия законов должны быть разработаны соответствующие нормативно-правовые акты, определяющие финансово-кредитную, инвестиционную и социальную политику органов исполнительной власти, раскрывающие механизм реализации данных законов. Предусматривается принятие следующих нормативно-правовых актов: Наименование мероприятия Исполнители Срок исполнения 1. Проект Закона РС(Я) "О личных Правительство I квартал подсобных 2000 хозяйствах граждан в РС(Я)" года 2. Проект Закона РС(Я) "О Правительство I квартал сельскохозяйствен-ных 2000 кооперативах финансовой года взаимо-помощи" 3. Проект Закона РС(Я) "О Правительство I квартал ремесленной 2000 деятельности" года 4. Проект Закона РС(Я) " О Правительство II крестьянских квартал хозяйствах" 2000 года 5. Проект Закона РС(Я) "О сайылычных Правительство II хозяйствах" квартал 2000 года 6. Проект Закона РС(Я) "Об едином Правительство II сельско-хозяйственном квартал налоге" 2000 года 7. Проект Закона РФ "О внесении Правительство I квартал изменений 2000 и дополнений в Закон РФ "О года государствен-ных пенсиях в РФ" 8. Проект Указа Президента РС(Я) "О Минсельхоз, I квартал госу-дарственной Минсоцзащиты, 2000 поддержке семейных хозяйств Миннародов года арктических и северных улусов РС(Я)" 9. Проект Указа Президента РС(Я) "О Минсельхоз, I квартал сельско-хозяйственном Нацбанк РС(Я) 2001 банке РС(Я)" года 10.Проект постановления Минсельхоз I квартал Правительства 2000 РС(Я) "Об ипотечном кредитовании года строительства жилья и сайылычных баз на селе" 11.Проект постановления Минсельхоз I квартал Правительства 2000 РС(Я) "О государственной года поддержке реструкту-ризации сельскохозяйственных предприя-тий для финансового оздоровления эконо-мики агропромышленного комплекса РС(Я)" 12.Проект постановления Минстрой, 2000-2003 Правительства Минсельхоз годы РС(Я) "Об утверждении Программы строительства жилья, социальных объектов, инфра-структуры на селе РС(Я)" 13.Проект распоряжения Правительства Центр II РС(Я) стандартизации, квартал "О технических условиях и ЯНИИСХ 2000 года требованиях на продукцию индивидуального производства" 14 Порядок оказания финансовой Минсоцзащиты I квартал . помощи 2000 работодателям на организацию года дополни-тельных (новых) рабочих мест и поддержа-ние действующих для обеспечения трудоустройства и занятости незанятых граждан (принятие на Коллегии Минсоцзащиты РС(Я)) 15 Порядок предоставления Минсоцзащиты I квартал . безвозмездной 2000 года субсидии безработным гражданам, желающим организовать собственное дело в сельской местности (принятие на Коллегии Минсоцзащиты РС(Я)) 16 Порядок взаиморасчетов и механизм Минсельхоз, I квартал . возврата ФАПК "Туймаада" 2000 товарного кредита населением за года поставляемую живность 17 Положение о базовых хозяйствах Минсельхоз, I квартал . репро-дукторах ФАПК 2000 по свиноводству и звероводству "Туймаада", года Сахабулт 18 Положение о грантах Президента Комитет по . РС(Я) делам победителях семейных хозяйств по семьи и детства, разным Минсельхоз направлениям 5. 2. Развитие скороспелых и традиционных отраслей животноводства К основным видам скороспелых отраслей животноводства относятся свиноводство, домашнее птицеводство, кролиководство. Развитие скороспелых отраслей не только решит вопрос увеличения доходности семьи, но и позволит значительно сократить сроки по обеспечению населения мясом, яйцом и прочими сопутствующими продуктами собственного производства (перо, пух, пушно-меховое сырье, птичий помет), а также наполнить ими внутренний рынок. Поставка домашних животных скороспелых отраслей для населения республики намечена через товарное кредитование, объемы которого указаны в таблице: Развитие скороспелых отраслей животноводства намечено осуществить в два этапа. На первом этапе (2000-2002 годы) предполагается государственное регулирование в виде товарного кредитования семейных хозяйств животными скороспелых отраслей за счет финансирования их закупа поставщиками операторами у базовых хозяйств, включая ввоз из-за пределов республики. Всего за эти годы в семейные хозяйства намечено поставить 50 тыс. поросят, 180 тыс. цыплят, 100 тыс. гусят, 1800 кроликов, 650 коз, 900 голов серебристо-черной лисицы, 370 песцов. На данном этапе ожидается вовлечение в процесс воспроизводства поголовья, полученного от ввезенного и розданного молодняка скороспелых отраслей, поставка его на рынок местными репродуктивными хозяйствами населения в самой республике и, соответственно, постепенное снижение объемов государственных кредитных ресурсов и завоза животных извне. На втором этапе (2003-2004 годы) намечается прекращение поставок молодняка данных видов животных за счет бюджетного финансирования. Дальнейшее развитие этих отраслей должно полностью осуществляться за счет внутренних резервов семейных хозяйств без привлечения государственных ресурсов, на основе договорных и прочих отношений, бартерных сделок, а также за счет личных сбережений граждан. Исключение составляет финансирование завоза комбикормов и зернофуража. Отсутствие в достаточном объеме собственной кормовой базы предполагает обеспечение кормами семейных хозяйств на протяжении всего планируемого периода. Развитие других отраслей животноводства в семейных хозяйствах (мясомолочное скотоводство, продуктивное коневодство, северное оленеводство) предусматривается через улучшение селекционно-племенной работы, а также проведение искусственного осеменения скота личных подсобных хозяйств населения. Обязательными должны стать поставки в хозяйства племенного и рабочего скота, организация искусственного осеменения, создание базовых семейных хозяйств-репродукторов скороспелых отраслей. Важным направлением, обеспечивающим стабилизацию и прирост поголовья в хозяйствах населения, является проведение племенной работы среди скота индивидуального сектора. Высокая стоимость племенных животных, низкие доходы селян привели к тому, что повсеместно наблюдается родственное разведение, что негативно отражается на продуктивности скота, ведет к ее снижению. Поставка племенного скота в семейные хозяйства будет осуществляться через Департамент животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) на основе долгосрочного льготного кредитования за счет бюджетных средств. Продажа животных позволит значительно улучшить продуктивные качества имеющегося в хозяйствах скота. Из-за высокой стоимости в 2000 году планируется поставка только по 100 голов крупного рогатого скота и лошадей, по 300 свиней и оленей. К 2004 году продажа должна составить 120 голов крупного рогатого скота,130 лошадей, 600 свиней. Продажа племенных животных для семейных хозяйств в 2000 - 2004 годах 2000 2001 2002 2003 2004 год год год год год Всег стои Всег стоим Всег стоим Всег стоим Всег стоим о м. о . о . о . о . голо т.ру голо т.руб голо т.руб голо т.руб голо т.руб в б. в . в . в . в . Крупный 100 1225 100 1433 100 1590 120 1908 120 1908 рогатый скот (с 3 лет) Жеребята 100 600 100 700 120 936 130 1014 130 1014 (6 месячные) Поросята 300 660 300 780 400 1160 500 1450 600 1740 (1-3 месячные) Олени 300 600 300 702 300 780 300 780 300 780 (на 9 важ -1 произв.) Сумма х 3085 х 3615 х 4466 х 5152 х 5442 кредитных ресурсов При наличии естественных пастбищных угодий для эффективного их использования в летнее время для нагула скота и его охраны необходимо организовать работу пастухов. Решением данной проблемы может стать кооперация семейных хозяйств по содержанию пастухов в сайылыках (летниках), а также в селах по т лбэ. Развитие скороспелых отраслей животноводства напрямую зависит от обеспечения хозяйств кормами, особенно в зимний период. Программой намечено, что снятие данного напряжения республика может добиться через введение 8 мельничных комплексов "Фермер-2" и "Фермер-3", поэтому предусматривается их внедрение в зерноводческих улусах: Амгинском, Олекминском, Чурапчинском, Усть-Алданском и г. Якутске. Данные комплексы представляют собой малогаборитную систему, состоящую из набора необходимых машин и агрегатов. Являются высокотехнологичными и надежными в работе. Кроме этого, легко производится их монтаж и обслуживание. После переработки зерна в муку на этих комплексах есть возможность получать зерновую смесь, которая будет продаваться населению для обеспечения кормления домашних сельхозживотных, особенно скороспелых отраслей. 5. 3. Улучшение использования земель и развитие растениеводства и нетрадиционных отраслей земледелия Семейные хозяйства наряду с животноводством должны заниматься выращиванием картофеля, овощей открытого и закрытого грунта как для собственного обеспечения, так и для продажи на внутреннем рынке республики. Для этого населению будут повсеместно выделяться дополнительные участки земли, что позволит увеличить посевные площади. Однако ежегодно при проведении весенне-полевых работ встает проблема обеспечения хозяйств качественным семенным материалом, от которого зависит урожай. В связи с этим требуется решить вопросы распространения новых сортов картофеля, зерновых культур, многолетних трав и ягодных культур, которые адаптированы к местным условиям и могут дать хороший урожай. В этих целях по линии ФАПК "Туймаада" в республику только в 2000 году будут завезены семена основных сельскохозяйственных культур на сумму 10 млн. рублей и реализованы населению на кредитной основе. Вместе с тем этого недостаточно, поэтому некоторые семейные хозяйства должны специализироваться на выращивании, хранении и распространении в дальнейшем семенного материала. В первую очередь это необходимо сделать в улусах с благоприятными климатическими условиями Амгинском, Олекминском, Ленском, Хангаласском. 5. 4. Создание базовых семейных хозяйств по выращиванию лекарственных трав, изготовлению сборов Выращивание в республике лекарственных трав является одним из современных новшеств. На сегодня лишь в одном улусе, Намском, имеется хозяйство, специализирующееся на выращивании лекарственных трав "Сантэ". Для сокращения завоза лекарственных средств из трав из-за пределов республики необходимо поощрять создание хозяйств по выращиванию и сбору лекарственных трав, т.к. это позволит получить дополнительно рабочие места на селе и создаст основу для развития новых промышленных отраслей фармацевтической и парфюмерной промышленности. В 2000 году предлагается создание четырех хозяйств по выращиванию и сбору культурных лекарственных трав в Хангаласском, Амгинском, Ленском и Намском улусах. К концу 2004 года ожидается, что их число возрастет до 10 хозяйств. Основными культурами лекарственных трав, выращиваемых данными семейными хозяйствами, могут стать - ромашка аптечная, календула, валериана, зверобой. Параллельно с выращиванием лекарственных трав хозяйства могут заниматься сбором широко распространенных легкособираемых трав (лист брусники, толокнянки, почки березовые и т.д.), а также выступать заготовителем трав, корней у населения. 5. 5. Обеспечение техникой, прочим необходимым оборудованием и материалами В условиях высоких цен и отсутствия стартового капитала принципиальным становится вопрос оказания государственной помощи семейным хозяйствам по укреплению их материальной базы необходимой техникой, оборудованием, а также материалами, запасными частями для проведения весенне-полевых и прочих сезонных работ. Развитием лизинговых отношений с семейными хозяйствами будет занята ФАПК "Туймаада", которая через ДГУП "Туймаада-лизинг" будет осуществлять необходимые объемы поставок машиностроительной продукции, техники и материалов. Механизм лизинговых отношений с семейными хозяйствами предусматривает заключение договоров, в которых определяются количество, вид, условия выделения (гарантии, залог) и возврата кредитных средств. Формирование цен на поставляемую технику, оборудование, материалы будет происходить на основе договорных отношений исходя из сложившихся затрат по приобретению, транспортировке и т.д., т.е. калькуляционным методом. Преимуществом лизинговых поставок является предоставление разных вариантов возврата средств исходя из реальных возможностей каждого семейного хозяйства, т.е. деньгами, ценными бумагами, прочими ценностями, произведенной продукцией или по смешанному варианту. Объемы предполагаемых поставок техники, оборудования и материалов в 2000-2004 годы приведены в таблице. Перечень техники и оборудования для поставки в семейные хозяйства на условиях лизинга на 2000-2004 годы 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год Кол- цена сумм Кол- сумм Кол- сумм Кол сум Кол сум во ед. а во а во а -во ма -во ма (шту (тыс. (тыс (шту (тыс (шту (тыс (шт (ты (шт (ты к) . к) . к) . ук) с. ук) с. рубле рубл рубл рубл руб руб й) ей) ей) ей) лей лей ) ) Трактора: x x 1472 x 1462 x 1623 x 162 x 162 0 5 4 34 34 Т-16 50 100 5000 50 5850 50 6494 50 649 50 649 4 4 Т-25 34 80 2720 50 4680 50 5195 50 519 50 519 5 5 Мини-тракт 100 70 7000 50 4095 50 4545 50 454 50 454 оры 5 5 Миниперера 2000 2340 2597 259 259 баты-вающе 0 4 74 74 е и прочее оборудован ие Всего: x x 1672 x 3802 x 4220 x 422 х 422 0 5 8 08 08 Примечание: Цены с учетом НДС и транспортных расходов (ж/д) на 01.09.99. Практика истекших лет показывает, что, несмотря на короткое северное лето, овощеводам республики удается получать хорошие урожаи как овощей закрытого, так и открытого грунтов. Одной из самых насущных проблем остается лишь полив огородных участков. Реализация мероприятий по проведению летних водопроводов предполагается провести самими семейными хозяйствами на условиях кооперации хозяйств с учетом выделенных средств по линии местных администраций. Стоимость затрат на проведение летнего водопровода за счет средств семейных хозяйств на 2000-2004 годы Един. измер. 2000 2001 2002 2003 2004 Охват населенных пунктов кол-во 50 70 80 120 160 проведением летнего водопровода Затраты на монтажные работы тыс. 1920 4480 6160 8080 11080 по руб. проведению летнего водопровода Емкости кол-во 50 70 80 120 160 Стоимость емкостей тыс. 5000 8190 10390 15584 20779 руб. Насосы шт. 50 70 80 120 160 Стоимость насосов тыс. 5000 8190 10390 15584 20779 руб. Трубы диаметром 40 мм. тонн 525 735 840 1260 1680 Стоимость труб тыс. 7088 1160 14727 22091 29455 руб. 9 Стоимость материалов по тыс. 1708 2798 35507 53259 71013 проведению руб. 8 9 трубопр. Всего сумма по проведению тыс. 1900 3246 41667 61339 82093 трубопровода руб. 8 9 5. 6. Переработка сельскохозяйственной продукции в семейных хозяйствах Семейные хозяйства имеют возможность для организации переработки своей сельскохозяйственной продукции или от промысловой деятельности. В целях создания благоприятных условий для семейных хозяйств по развитию переработки сельскохозяйственной продукции будут организованы розничная продажа мини-оборудования, а также лизинговые поставки более дорогостоящего перерабатывающего оборудования по линии ФАПК "Туймаада". Созданная для оказания практической помощи и контрольных функций за работой структур, занимающихся переработкой продукции, контрольно-производственная лаборатория также будет заниматься разработкой технической документации на новые виды национальных блюд и доведением их до семейных хозяйств. Возобновятся курсы профессиональной подготовки, будет проведена определенная работа по обеспечению техническими условиями на производимую продукцию и ряд других мероприятий. 5. 7. Организация заготовительной деятельности в улусах Участие семейных хозяйств в расширении внутреннего рынка требует организации заготовительной деятельности по нескольким направлениям. К первому направлению относится заготовительная сеть, созданная по линии Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия). Для регулирования и координации закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции, потребительских товаров планируется создать уполномоченный орган Агентство по регулированию продовольственного рынка Республики Саха (Якутия), по линии которого на уровне улусов будет создана сеть заготовительно-сбытовых предприятий, действующих на хозрасчетной основе. Кроме Агентства заготовительной деятельностью по мясу и рыбе будет заниматься ФАПК "Якутия". Вторым направлением является заготовительно-сбытовая сеть по линии ЯСПО "Холбос". Из-за сложной транспортной схемы заготовительно-сбытовая деятельность в северных и арктических улусах республики будет производиться через Республиканское агентство по управлению денежно-кредитными ресурсами завоза грузов при Правительстве Республики Саха (Якутия) и систему факторий. Продолжит работу с населением по заготовке продукции охотничьего промысла ГУП "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт", который параллельно с закупом пушно-мехового будет осуществлять закупки кожевенного сырья у населения. Все закупки будут осуществляться заготовительными организациями на договорной основе с применением всех видов расчетов, включая встречную торговлю и сезонное авансирование, в пределах средств, утвержденных на эти цели в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2000 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство". Семейные хозяйства станут равноправными субъектами внутреннего рынка и смогут выступать поставщиками продукции для государственных нужд республики. Потребность в кредитных ресурсах на закупку сельхозпродукции в семейных хозяйствах на 2000-2004 годы Единица измерени 2000 2001 2002 2003 2004 я Скот и птица в живом весе Сумма закупок тыс.рубл 99000 144900 200480 250600 297140 ей Молоко Сумма закупок тыс.рубл 79920 109650 142800 161840 194880 ей Картофель Сумма закупок тыс.рубл 31350 44160 58220 68870 80940 ей Овощи всего Сумма закупок тыс.рубл 6323 11580 21400 32100 42800 ей Итого сумма кредитных тыс. 216593 310290 422900 513410 615760 ресурсов рублей Сумма авансирования тыс. 64978 93087 126870 154023 184728 (30%) рублей 5. 8. Развитие семейной экономики в северных и арктических улусах Республики Саха (Якутия) В наиболее тяжелых условиях находятся сельские жители северных и арктических улусов республики. Государственной поддержки, которую получают традиционные отрасли этих улусов, на сегодняшний день не достаточно, поэтому в каждом разделе Программы учитываются их потребности, особенно в материально-техническом обеспечении. Предусматриваются поставки животных для скороспелых отраслей сельского хозяйства, племенных оленей, кормов, других товаров и материалов, необходимых в специфических и природно-климатических условиях данных улусов. В северных улусах в целях самообеспечения необходимо там, где это возможно, выращивать картофель, капусту, морковь и другие овощные культуры, в т.ч. в тепличных хозяйствах. Должно получить развитие клеточное звероводство. Для этого по линии ФАПК "Туймаада" предусмотрена поставка на доращивание и воспроизводство молодняка зверей. Семейным хозяйствам, занимающимся традиционными видами охотничьим и рыбным промыслами, будет оказываться помощь по линии основных заготовителей и потребителей их продукции: ГУП ФАПК "Сахабулт" и "Якутия", которая предусматривает сезонное авансирование, обеспечение снаряжением и т.д. Для решения крупных и затратных мероприятий должны создаваться общества или ассоциации семейных хозяйств. 6. Организация торговли Для развития семейной экономики необходима организация торговли по двум направлениям: розничная продажа товаров (мини-техники, оборудования, запасных частей, удобрений и материалов для проведения весенне-полевых и других работ) для нужд семейных хозяйств по обустройству своего участка и производства продукции; розничная продажа продукции, произведенной в семейных хозяйствах населения. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.10.99 N 1437-р в г.Якутске открыт торгово-выставочный салон "Байылыат" по продаже и демонстрации малой сельскохозяйственной техники и оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции, на что выделено 10 млн.рублей. Для удовлетворения потребностей населения республики в данных товарах ГУП ФАПК "Туймаада" планирует открытие семи специализированных магазинов в городах Олекминске, Мирном, Алдане и Покровске, селах Верхневилюйске, Чурапче, Амге. Данные магазины предусматривают гибкую систему оплаты, предварительные заказы на товары, временно отсутствующие в продаже, оформление заявок на завоз, консультации по использованию и применению тех или иных видов товаров, комплектование наборов из ассортимента, имеющегося в продаже, доставку товаров своим или привлеченным транспортом и т.д. Финансирование данных мероприятий будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2000 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", а также от возврата ранее выданных ФАПК "Туймаада" средств на организацию торговой деятельности в 1999 году. 7. Возрождение народных промыслов и ремесленничества В сельской местности надо возобновить работу мастерских по пошиву одежды, головных уборов, обуви, изготовлению художественных и сувенирных изделий, а также традиционные виды ремесленничества - изготовление предметов домашнего обихода, столярные, кузнечные, шорно-седельные работы, которые позволят получить работу не только членам семейных хозяйств, но и вовлечь другое неработающее население, предоставив им место работы. В настоящее время разработан Закон Республики Саха (Якутия) "О ремесленной деятельности в Республике Саха (Якутия)", который определяет ремесленничество как составную часть малого предпринимательства и предусматривает защиту прав потребителей продукции ремесленников. Законом предусматриваются такие виды государственной поддержки, как льготные субсидии и кредиты, приоритетное предоставление в аренду помещений, а также установление пониженных ставок арендной платы, разрешение на право торговли собственной продукцией на льготных условиях. За счет Фонда поддержки предпринимательства на конкурсной основе намечаются поддержка мероприятий по организации возрождающихся ремесел и народных промыслов, а также частичное включение их продукции в объемы государственного заказа. Для оказания финансовой помощи, с целью создания начального капитала, Министерством малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) на конкурсной основе будут рассмотрены предложения как отдельных мастеров, так и семейных хозяйств. 8. Мероприятия по организационному и научно-методическому обеспечению Население республики должно быть полностью осведомлено и обеспечено необходимой организационной и информационной базой для ведения своего хозяйства. Предусматривается изучение мирового и отечественного опыта государственной политики в отношении семейных хозяйств, распространение и внедрение прогрессивных технологий, издание рекомендаций по эффективному ведению семейных хозяйств, организация консультативной помощи по нормативно-правовым вопросам, порядку оформления регистрационных документов, составлению бизнес-планов, правильности применения учетной политики в хозяйстве, а также обучение основам менеджмента и маркетинга, технологий в области семейной экономики. Для выработки правильной политики и своевременного принятия мер государственной поддержки необходимо иметь достоверную информацию об уровне занятости населения по направлениям семейной экономики, доходах и расходах, основных проблемах семейных хозяйств, ходе реализации мероприятий, предпринимаемых Правительством Республики Саха (Якутия) для достижений целей данной Программы. Для этого предусматривается внедрение в практику ведения Домашней Книги расходов и доходов для семейств, использующих финансовую поддержку государства, введение дополнительной формы статистической квартальной отчетности "Сведения о сельских домашних хозяйствах, занимающихся семейной экономикой", создание единой Базы данных семейных хозяйств. В целях поддержки и стимулирования перспективных направлений семейной экономики, поддержки инициативы граждан по повышению благосостояния семей, популяризации идей семейной экономики будут проведены внутриулусные конкурсы, а также республиканcкий "За лучшее семейное хозяйство" на получение грантов Президента Республики Саха (Якутия). Исполнитель Сроки исполн ения 1. Изучение отечественного и мирового ЯГСХА Постоя опыта ЯНИИСХ нно реализации государственной политики ИРЭ АН РС(Я), относительно ФЭИ семьи и домохозяйств, разработка ЯГУ рекомендаций по организации, осуществлению государственной политики поддержки семейной экономики 2. Проведение научно-исследовательских ЯГСХА, ЯННИСХ, Постоя работ ИРЭ нно в улусах в области развития семейной АН РС(Я), ФЭИ экономики ЯГУ 3. Проведение социологического Комитет по Постоя исследования делам нно состояния семей в сельской местности семьи и республики детства, ФЭИ ЯГУ 4. Издание рекомендаций по эффективному ЯНИИСХ, ИРЭ АН Постоя ведению РС(Я) нно и развитию семейной экономики 5. Распространение и внедрение МСХиЗ Постоя прогрессивных ЯГСХА нно технологий по растениеводству и ЯНИИСХ животноводству, новой техники и оборудования 6. Ввести в сельских школах в Министерство 2000-2001 гг. образовательные образования стандарты по трудовым дисциплинам практические основы и навыки с/х деятельности, ремесленничества, промыслов и др. 7. Создание при местных администрациях Главы местных I общественных администраций квартал Советов содействия развитию экономики семьи 2000 года 8. Организовать обучение безработных Департамент 2000-2004 гг. граждан занятости и незанятого населения за счет средств Фонда занятости РС(Я), а также руководителей и членов крестьянских хозяйств, фермеров (на платной основе) основам малого предпринимательства с изучением с/х дисциплин, бухучета, налого-обложения, нормативно-правовых документов, технологии переработки сельхозпродукции. 9. Проведение широкой пропаганды и опыта Средства 2000-2004 гг. работы массовой семейных хозяйств через средства информации массовой информации 10 Организация и проведение конкурсов Администрации I . "Добротная улусов, квартал усадьба", "Лучшая семья" Комитет по делам каждого семьи и детства года 11 Проведение республиканского конкурса Комитет по 2000-2004 гг. . "Лучшее делам семейное хозяйство" на получение семьи и детства грантов Президента РС(Я) 12 Внедрение в практику ведения Домашней Министерство В . Книги малого течение расходов и доходов для семейных предпринимательс хозяйств, тва 2000-2004 гг. использующих финансовую поддержку и развития государства занятости 13 Создание Базы данных семейных хозяйств Комитет по 2000 с . статистике, пост. Информационная обнов-л консультационная ением служба агропромыш-ленно го комплекса МСХиЗ, информационный методический центр МСХиЗ 14 Утвердить квартальную отчетность Комитет по I . регионального статистике квартал статистического наблюдения по форме 1-семья 2000 г. (учет) "Сведения о домашних хозяйствах, занимающихся семейной экономикой", согласно чему организовать учет состояния семейной экономики 15 Привлечение ко всем мероприятиям В . Программы течение представителей общественных организаций 2000-2004 гг. ПРИМЕЧАНИЕ: ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ДАННОГО РАЗДЕЛА предусматривается в пределах средств, предусмотренных на содержание учреждений-исполнителей, а также по специальным сметам. 9. Мероприятия по финансово-экономическому обеспечению 9. 1. Финансирование Финансово-кредитное обеспечение Программы развития сельской семейной экономики будет осуществляться через Центр финансирования целевых государственных программ развития села (Центр развития села) Министерства финансов Республики Саха (Якутия). Основными функциями данного Центра являются обеспечение реализации государственной финансовой политики в области сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), финансирование республиканских целевых программ по селу, лизинговых, страховых и прочих операций, а также контроль за целевым использованием государственных средств. Финансирование Программы будет осуществляться за счет республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств самого населения и всех других возможных источников. За счет средств республиканского бюджета в форме кредитования будут финансироваться непосредственные исполнители по следующим мероприятиям: ФАПК "Туймаада" - для организации поставки живности и комбикормов, закупа и поставки техники, технологического оборудования, сельхозинвентаря, материалов для проведения весенне-полевых работ, семян, саженцев; Департамент животноводства и племенного дела - для поставки племенных животных; обслуживающие предприятия Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) - для организации работы по оказанию услуг по ремонту, прокату, аренде сельхозтехники, обработке почвы, изготовлению запасных частей, транспортных работ. В форме безвозмездного финансирования дополнительных затрат на организацию и выполнение мероприятий: ФАПК "Туймаада" - для покрытия транспортных расходов по доставке животных в улусы, затрат на зооветмероприятия и обслуживание животных в период транспортировки; Департамент животноводства и племенного дела - для организации работы в связи с расширением объемов оказываемых услуг; Департамент по ветеринарии - для организации работы в связи с расширением объемов ветеринарных услуг; Исполнительная дирекция по развитию семейной экономики - финансирование сметы расходов на содержание и проведение мероприятий. За счет средств Фонда поддержки предпринимательства будет осуществлено кредитование на конкурсной основе: семейных хозяйств и физических лиц, желающих заниматься традиционными отраслями, народными промыслами и ремесленничеством; семейных базовых хозяйств по выращиванию лекарственных растений. Средства Государственного фонда занятости населения будут направлены на: предоставление безвозмездной субсидии безработным гражданам животными скороспелых отраслей сельского хозяйства и различной продукцией, инвентарем на создание собственного дела вместо выдачи пособий по безработице; оказание финансовой помощи предприятиям и организациям на создание и сохранение рабочих мест. Сводная таблица по финансированию Программы развития семейной экономики Республики Саха (Якутия) на селе 2000 2001 2002 2003 2004 Финансирование Программы за счет 334,1 323,1 342,8 391,8 489,5 всех источников: I. Финансирование за счет 274,3 272,9 283,0 312,1 390,0 Госбюджета Республики Саха (Якутия) из него: 1. Кредитование 203,7 227,3 246,0 274,7 336,6 1.1. На скороспелые отрасли 107 80,7 58,8 59,3 90 животноводства: в том числе: - стоимость живности 39 20,1 14,6 14,9 22,5 - стоимость кормов 68 60,6 44,2 44,4 67,5 1.2. Сезонное авансирование 75,0 96,1 130,7 158,2 189,2 закупок: - сельхозпродуктов (30 %) 65,0 93,1 126,9 154 184,7 - семян и саженцев 10,0 3 3,8 4,2 4,5 1.3. Долгосрочное на основе лизинговых поставок техники 16,8 46,9 52 52 52 1.4. Департамента животноводства на закуп племенных животных 3,1 3,6 4,5 5,2 5,4 2. Финансирование 70,6 45,6 37,0 37,4 53,4 2.1. На скороспелые отрасли 70,0 44,9 36,2 36,6 52,6 животноводства: транспортные расходы по доставке живности и комбикормов, зооветмероприятия, содержание животных в период перевозки 2.2. Финансирование научно-методических и и организационных мероприятий 0,6 0,7 0,8 0,8 0,8 II. За счет средств населения 44,6 32,2 39,8 57,7 75,5 - на содержание пастухов дойного 23,6 стада - на проведение летнего водопровода 17,1 28 35,5 53,3 71 - искусственное осеменение скота 0,4 0,7 0,8 0,9 1 - на оказание ветеринарных услуг 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 III. Фонд поддержки 8,2 9 10 11 12 предпринимательства IV. Фонд занятости 7 9 10 11 12 Объемы финансирования Программы развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) с 2001 по 2004 годы будут скорректированы в республиканском бюджете в зависимости от поступления доходов. Средствами населения будет произведена оплата затрат по проведению летнего водопровода, содержанию пастухов дойного стада, оказанным ветеринарным услугам и искусственному осеменению скота семейных хозяйств. 9. 2. Налогообложение Для создания благоприятных условий развития для субъектов, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, Законом Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2000 год" предусмотрены специальные налоговые режимы: По подоходному налогу с физических лиц (ст.6): "Не включаются в состав совокупного годового дохода физических лиц, подлежащего налогообложению: - суммы доходов работников традиционных отраслей Севера, занимающихся оленеводством, коневодством, охотничьим и рыбным промыслом, клеточным звероводством в условиях арктической зоны". По налогу на добавленную стоимость (ст.7): "Освобождение от налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в бюджет Республики Саха (Якутия), стоимости продукции, реализованной товаропроизводителями, занимающимися оленеводством, коневодством, охотничьим и рыбным промыслом, клеточным звероводством в условиях арктической зоны". По платежам за природные ресурсы (ст.11 п.5): "Предоставить льготы в виде освобождения за пользование недрами кочевым родовым общинам малочисленных народов Севера на стоимость золота, добываемого в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, с привлечением более 50 процентов представителей малочисленных народов Севера, членов общины" По платежам за пользование лесными ресурсами (ст.13): "Освободить от платежей за пользование лесными ресурсами предприятия и учреждения жилищно-коммунального хозяйства в части заготовок дров для социально незащищенного населения" По налогу на имущество (ст. 17 п.3): "Освободить от налога на имущество вновь вводимые мощности на селе" По земельному налогу: "Установить, что от уплаты земельного налога в доле, зачисляемой в бюджет Республики Саха (Якутия), дополнительно, к предусмотренным статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", освобождаются: - сельхозтоваропроизводители и граждане - за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения; - коренные малочисленные народы, объединения коренных малочисленных народов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности; - индивидуальные застройщики в сельской местности - на период строительства в течение 3-х лет; - зерноводческие хозяйства оставляют в своем распоряжении средства земельного налога и арендной платы за земли, отведенные под посевные площади зерновых культур с сохранением их целевого использования; - крестьянские (фермерские) хозяйства, получившие статус базового хозяйства, оставляют в своем распоряжении средства земельного налога и арендной платы для повышения плодородия сельскохозяйственных угодий". Предоставлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, зачисляемых в республиканский и местные бюджеты, внебюджетные фонды, кроме отчислений в государственные страховые внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования), земельного налога, подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и местных налогов в г.г. Якутске, Нерюнгри, Мирном, предприятиям: любых организационно-правовых форм по производству продукции сельского хозяйства, охотничьего и рыбного промыслов; обслуживающим агропромышленный комплекс в части обслуживания (работ, услуг) сельхозтоваропроизводителей; по переработке сельхозпродукции при условии, что доля переработки сельхозпродукции местного производства составляет не менее 50 процентов от общего объема производства; факториям. Кроме этого производители продукции сельского хозяйства, охотничьего и рыбного промыслов всех форм собственности и хозяйствования, имеющие сезонный цикл работы, производят уплату налогов, обязательных платежей, начиная с IV квартала, в республиканский, местные бюджеты и внебюджетные фонды, кроме земельного налога и подоходного налога с физических лиц. Дополнительно Правительство республики рекомендует представительным органам местной власти улусов рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых льгот по налогу на имущество с физических лиц и земельному налогу семейным хозяйствам, учитывая, что эти налоги формируют доходную часть их бюджетов. 9. 3. Ценообразование В целях социальной защиты населения, проживающего в сельской местности, установлены льготные тарифы на электро-, теплоэнергию и газ для .коммунально-бытовых нужд сельского населения, которые в 2 раза ниже по сравнению с городскими. Для сельских товаропроизводителей также установлены льготные тарифы, которые ниже по сравнению с прочими потребителями на 35 %. Кроме этого предусмотрены льготные тарифы на теплоэнергию для производственных нужд тепличных предприятий. В 1999 году Правительством республики было предусмотрено регулирование закупочных цен на молоко, направленное для выработки масла, а также на зерноводческую продукцию. На другие виды сельскохозяйственной продукции цены устанавливались улусными согласительными комиссиями. Данная политика ценообразования будет продолжена и в последующие годы. 9. 4. Мероприятия в области инвестиционной политики Инвестиционная политика на селе осуществляется по следующим основным направлениям: газификация, улучшение плодородия земель, строительство и ремонт дорог, строительство жилья, т.е. по тем направлениям, где необходима централизация средств и усилий соответствующих сторон. Одной из них является Президентская программа "Газификация села Республики Саха (Якутия) на 1999-2001 годы". Поскольку доля затрат топливно-энергетических ресурсов в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 16%, замена на альтернативный вид топлива, которым является газ, должна принести значительный экономический эффект. Продолжение в 2000-2001 годах работ по целевой Программе газификации сел Вилюйского, Кобяйского, Намского, Хангаласского улусов и пригорода г. Якутска позволит повысить экономическую эффективность сельскохозяйственного и прочих производств, улучшит социально-бытовые условия селян, позволит прекратить вырубку лесов, сократит бюджетное финансирование транспортных расходов по доставке дизельного и газоконденсатного котельного топлива, угля и дров. Реализация Программы предполагает следующие мероприятия: строительство газопроводов-отводов высокого давления, ввод в эксплуатацию межпоселковых газовых сетей, проведение внутрипоселковых сетей, газификацию объектов жилищно-коммунального хозяйства. Планируется строительство газоотводов высокого давления в с.с. Чай и Таасагар Вилюйского, Тыайа Кобяйского улусов, проведение межпоселковых газовых сетей в с.с. Тулагино (пригород Якутска), Булгунняхтах и Уулаах-Аан Хангаласского, Кысыл-Сыр (Хомустах) Намского улусов и продолжение работ по газификации с.с. Верхний Бестях Хангаласского улуса, Тулагино (пригород Якутска) и Партизан Намского улуса. Всего Программа позволит дополнительно газифицировать 9 сел с охватом 2930 жилых домов природным и 1200 домов сжиженным газом, перевести на газовое топливо 18 квартальных котельных и обеспечить монтаж 30 автономных котельных. Для продолжения государственной политики в области охраны, сохранения и воспроизводства почвенного плодородия, приведения в порядок и поддержания в работоспособном состоянии существующего мелиоративного фонда по Программе "Повышение плодородия почв России" предусмотрены работы по регулированию физико-химических свойств почв, повышению эффективности использования орошаемых и осушаемых земель, предотвращению развития и устранению процессов деградации почв со строительством мелиоративных систем, включая водоводы на участках Майя-Бютейдях, р.Лена-оз.Мюрю с ежегодным уточнением объемов планируемых работ, исходя из реальных возможностей федерального и республиканского бюджетов. Осуществление целевой Программы "Дороги Саха" позволит построить и реконструировать автомобильные дороги в объеме 1545 км. На 2000-2005 годы объемы работ по строительству республиканских дорог составят 780 км, местных дорог 495,6 км. Будут осуществлены ремонтные работы дорог республиканского значения протяженностью 1860 км, местного значения 1165 км, внутрихозяйственных (сельскохозяйственных) дорог 102,9 км. Будет продолжена политика строительства индивидуального жилья. В 1999 году в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.99 N 269 было направлено 100 млн. рублей, которые в большем объеме предусматривали финансирование индивидуального строительства в сельской местности. За год введено в строй 286,4 тыс.м3. В 2000 году на эти цели будет направлено 200 млн. рублей. 10. Ожидаемые результаты реализации Программы В результате осуществления мероприятий данной Программы к концу 2004 года выходное поголовье крупного рогатого скота в семейных хозяйствах населения составит 209,3 тыс.голов, что выше текущего периода на 24,8 тыс. голов или на 13,5%. На 7,3 тыс.голов возрастет поголовье лошадей и будет насчитывать 52,8 тыс. голов. Улучшение селекционно-племенной работы позволит достичь небольшого увеличения оленей. К концу 2004 года их будет насчитываться 35,7 тыс. голов., что превышает текущий уровень на 5 тыс.голов. Государственная поддержка развития скороспелых отраслей животноводства окажет значительную помощь хозяйствам населения в получении дополнительно 130 тонн мяса кур и 5,6 тыс. тонн свинины. При этом структура поголовья данных видов животных не изменится. Выходное поголовье к концу 2004 года составит по свиньям и птице соответственно 42,6 и 424,3 тыс. голов. Увеличение численности данных животных составит 2,3 и 2,6 раз. До 3 и 5,3 тыс.голов увеличится число коз и кроликов. За счет увеличения поголовья коров, улучшения качественных показателей по удою молока предполагается, что к концу 2004 года семейные хозяйства смогут увеличить валовой объем молока на 2239 тыс. тонн, в т.ч. за счет коз - на 0,4 тыс. тонн. Одно решение организационных вопросов по содержанию пастухов в летний период позволит дополнительно получить ежегодно 10-13 тыс.тонн молока, 3-4 тыс.тонн мяса или 130-140 млн.рублей дохода. Предоставление дополнительных сельскохозяйственных угодий позволит значительно улучшить показатели по продукции земледелия. За счет увеличения площадей по картофелю с 4,3 до 5,2 тыс.га к концу этого же периода есть возможность получить дополнительно до 17 тыс. тонн продукции. За счет дополнительных площадей под строительство теплиц к концу 2004 года на 200 тыс.м2 можно получить 9,4 тыс. тонн овощей закрытого грунта. Внесение удобрений и проведение агрохимических и других работ позволят увеличить в 2 раза их валовой сбор. То же самое и в отношении овощей открытого грунта. В связи с этим к концу 2000 года намечается доведение товарности в семейных хозяйствах до 12%, при этом производство сельскохозяйственной продукции ориентировочно составит 1,8 млрд. рублей. Продолжение принятой политики по поддержке семейных хозяйств позволит уже к концу 2004 года довести этот объем до 3 млрд. рублей, увеличив при этом товарность до 20 %. 11. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом выполнения Программы Государственным заказчиком данной Программы является Правительство Республики Саха (Якутия). Для организации работы, координации и оперативного управления всеми процессами и участниками Программы должна быть создана Исполнительная дирекция по государственной поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) при Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). Наряду с Исполнительной дирекцией основными исполнителями Программы также являются Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) с подведомственными предприятиями и организациями, Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), администрации улусов и городов, Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, ЯСПО "Холбос" и другие структуры. Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) совместно со своими структурными подразделениями является главным исполнителем данной Программы. Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) с привлечением других заинтересованных министерств и ведомств обеспечивает разработку основных нормативно-правовых документов, проведение научных исследований в области развития семейной экономики, распространение и внедрение прогрессивных технологий по растениеводству и животноводству, новой техники и оборудования, издание рекомендаций по эффективному ведению и развитию семейных хозяйств. Под его непосредственным руководством и контролем осуществляют свою деятельность и обеспечивают выполнение основных программных мероприятий ФАПК "Туймаада", Департамент животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Агентство по регулированию продовольственного рынка Республики Саха (Якутия), ФАПК "Якутия", ГУП "Республиканский агротехнический центр МТС", ЯНИИСХ и ЯГСХА. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) через Центр развития села обеспечивает своевременное финансирование Программы. На Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) возлагается разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих социальную и правовую защиту безработных граждан, семейных хозяйств и работающих в них, оказание материальной помощи незанятому населению, содействия и поддержки переселяющимся в сельскую местность, а также субсидирование организации собственного дела. Политика семейной экономики является составной частью социально-экономического развития улусов и городов республики, в связи с чем именно на улусные и городские администрации возлагается организация и проведение работы, направленной на содействие самозанятости населения, создание условий для эффективной работы семейных хозяйств. Для чего администрациям необходимо провести учет и обследование семейных хозяйств с целью выявления особо нуждающихся в поддержке, а также разработать Программу улуса (города). На уровне улусов и городов должны быть собраны заявки от семейных хозяйств, физических лиц на приобретение животных скороспелых отраслей и потребности в кормах для их выращивания, рассмотрены вопросы предоставления площадей как для выращивания сельскохозяйственной продукции, так и ее переработки. Необходимо обеспечить нуждающихся земельными участками, включая сельхозугодья. В администрациях улусов и городов население должно найти поддержку в получении товарного кредита на улучшение и обустройство личного подворья, сайылычных хозяйств, строительство теплиц и проведение водопроводов для увеличения объемов продукции растениеводства, а также сбыте произведенной в них продукции за счет средств местных бюджетов. Наряду с вышеперечисленными исполнителями и участниками немаловажное значение придается общественным организациям, цели и задачи которых во многом совпадают с программными. К числу таких относятся: общество женщин "Алаас Хотуна" и Региональное отделение общероссийского движения сельских женщин "Женщины села за семейную экономику". Данными организациями продолжится идеологическая и разъяснительная работа, направленная на укрепление здорового образа жизни селян, трудовое воспитание детей, охрану окружающей среды. Будет оказана практическая помощь по вопросам занятости сельского населения, а также материально-технического обеспечения семей. Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике на протяжении всего периода действия Программы будет проводить учет и мониторинг состояния семейной экономики, на основании которого будут подводиться итоги выполнения мероприятий и выработки решений о принятии мер по дальнейшему развитию семейной экономики. Механизм реализации Программы развития семейной экономики Республики Саха (Якутия) на селе в 2000-2004 гг. показан в следующей схеме. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|