Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2000 № 317ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 июня 2000 года N 317 О республиканской целевой программе "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Республики Саха (Якутия)" В соответствии с Государственной экологической политикой Президента Республики Саха (Якутия) на переходный период и в целях реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 28.12.99 № 932 "О дополнительных мерах по завершению создания республиканской системы особо охраняемых природных территорий Ытык Кэрэ Сирдэр" Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Республики Саха (Якутия)" (далее именуется Программа). 2. Утвердить Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) государственным заказчиком координатором Программы. 3. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при формировании Государственного бюджета Республики Саха (Якутия), начиная с 2001 года, предусмотреть выделение средств на реализацию Программы. 4. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия). Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" 1. Нормативно-правовое обеспечение Цель: Разработка нормативно-правовой базы и механизма ее реализации. Стоимость: 10 тыс. руб. на I этап. 30 тыс. руб. на II этап - на III этап 40 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: Минприроды РС (Я); бюджет РС (Я). N. и мероприятия Сроки ис Сумма Источники фин Сумма Источники финанси Сумма Источники фи Сумма Исполнит полнения на I этап ансирования на II этап рования на III этап нансирования за весь ели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. руб .) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1.1. Разработка проекта 2000 10,0 МОП 10 МОП, МО, Закона о всеобщем об разовании в области экологии и безопасно сти жизнедеятельност и. 1.2. Разработка проектов Постоянн МОП, МО, региональных нормати о вных документов по обеспечению системы ЭОВиП. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1.3. Разработка нормативо 2001 30,0 - - Бюд-жет - - - - - - 30 МОП, МО, в и образовательных региональных стандар тов для всех уровней 1.4. Разработка порядка Постоянн МОП, МО, лицензирования, аккр о едитации и сертифика ции учебных заведени й и других организац ий, занимающихся эко логическим образован ием, экологическое аудирование. Итого: 10 тыс. руб. на I этап 30,0 тыс. руб. на II этап - - на III этап 40,0 тыс. руб. на весь период 2. Организация системы управления всеобщим непрерывным экологическим образованием населения Цель: Обеспечение системы управления и формирование организационной инфраструктуры и системы ее регулирования. Стоимость: 4150 тыс. руб. на I этап 2900 тыс. руб. на II этап 1800 тыс. руб. на III этап 8850 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: бюджет РС (Я), Минприроды РС (Я), долевое участие: Минобразования РС (Я), Минмолодежи РС (Я), Комитет по физической культуре, спорту и туризму РС (Я), внебюджетные фонды, гранты международных фондов. N. Направления и меропри Сроки ис Сумма Источники фи Сумма Источники финанси Сумма Источники фи Сумма Исполнит ятия полнения на I этап нансирования на II этап рования на III этап нансирования за весь ели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. ру б.) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2.1. Создание и техническо Постоянн - - - - 50 50 50 Бюд-жет Бюд-жет Бюд-жет 50 50 Бюд-жет Бюд-жет 250 МОП, МО, е обеспечение деятель о РЦЭП "Эй ности Республиканског гэ" о координационного ме жведомственного Совет а ЭОВиП населения 2.2. Поддержка межведомств Постоянн - - - - 20 20 20 Бюд-жет Бюд-жет Бюд-жет 20 20 Бюд-жет Бюд-жет 100 МОП, МО, енной проблемной науч о ЯГУ но-методической лабор атории (МПНМЛ) по ЭОВ базе ЯГУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2.3. Создание организацион Постоянн ной инфраструктуры: о создание моделей экол огического обучения и воспитания на терри тории города, микрора йона, в сельской мест ности с учетом возмож ностей использования особо охраняемых терр иторий, музеев, истор ико-этнографических комплексов, экологиче ских троп, детских эк опарков, школьных лес и др.: 2.3.1 Поддержка постоянно-д Постоянн - - - - 20 20 20 Бюд-жет Бюд-жет Бюд-жет 20 20 Бюд-жет Бюд-жет 100 МО, ЯГУ ействующего учебно-ме о тодического полигона на Биостанции ЯГУ сов местно с Республиканс кой эколого-биологиче ской станцией (РЭБС) МО РС (Я) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2.3.2 Учреждение грантовых программ по следующим + Эколого-образовател Постоянн - 50 - Бюджет, 100 100 100 Бюджет, Бюджет, Бюджет, 100 100 Бюджет, Бюджет, 550 МОП ьные,эколого-просвети о тельские,эколого-худо жественные, эколого-п ропагандистские + летние экологически - - - - 100 100 100 Бюджет, Бюджет, Бюджет 100 100 Бюджет, Бюджет, 500 МОП е лагеря и экспедиции МОП + детский и молодежны - - - - 100 100 100 Бюджет, Бюджет, Бюджет, 100 100 Бюджет, Бюджет, 500 МОП й экологический туриз спорт спорт спорт спорт спорт м + работа с населением - 50 - Бюджет, 100 100 100 Бюджет, Бюджет, Бюджет, 100 100 Бюджет, Бюджет, 550 МОП МОП МОП МОП МОП 2.3.3 Организация круглогод Постоянн 10 10 МОП МОП 20 20 20 МОП МОП МОП 20 20 МОП МОП 120 МОП МО, ичной экологической о ЯГУ, "Эй школы для проведения гэ" семинаров, тренингов "Кустук" по ЭОиВ на базе РДЭОЦ 2.4 Эколого-просветительс кая деятельность при особо охраняемых прир одных территориях РС (Я): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2.4.1 Организация республик Постоянн 90,0 250,0 МОП,МО, МОП,МО, 250,0 150,0 100,0 МОП, МО МОП, МО МОП, МО 100,0 100,0 МОП, МО МОП, МО 1040 МОП,МО, анской сети детских о спорт, , Ком- , Ком- , Ком- , Ком- , Ком- Ком- природных парков на внебюдж спорт,в спорт,в спорт,в спорт,в спорт,в спорт основе детского самоу . фонды небюдж. небюдж. небюдж. небюдж. небюдж. правления фонды 2.4.2 Создание визит - цент 1999 3250 - Грант - - - - - - - - - - - 3250 МОП, НПП ра на территории НПП WWF ЯНЦ "Ленские столбы" 2.4.3 Организация летнего Постоянн 50 50 МОП, гр МОП, гр 50 50 50 МОП, гр МОП, гр МОП, гр 50 50 МОП, гр МОП, гр 350 МОП, НПП экологического лагеря о ант ант ант ант ант ант ант ЯНЦ 2.4.4 Организация летнего Постоянн 50 50 МОП, гр МОП, гр 50 50 50 МОП, гр МОП, гр МОП, гр 50 50 МОП, гр МОП, гр 350 МОП Запо детского экологическо о ант ант ант ант ант ант ант ведник го лагеря на базе Оле "Олекмин кминского заповедника ский", "Экос" 2.4.5 Работа на экологическ Постоянн 30 30 МОП, гр МОП, гр 30 30 30 МОП, гр МОП, гр МОП, гр 30 30 МОП, гр МОП, гр 210 МОП, ЯГУ их маршрутах и тропах о ант ант ант ант ант ант ант , НПП "М омский" 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2.4.7 Организация постоянно Постоянн 40,0 40,0 МОП,гра МОП,гра 40,0 40,0 40,0 МОП WWF МОП WWF МОП WWF 40,0 40,0 МО, МОП, гр 280 МОП, МО, "Кыталык" (Аллаиховск о нт WWF нт WWF ЯГУ ий улус) и "WWF-САХА (Олекминский) 2.4.8 Организация летнего Постоянн 50,0 50,0 МОП (МО МОП, (М 50,0 50,0 50,0 МОП, бю МОП, бю МОП, бю 50,0 50,0 МОП,бюд МОП, бю 350 МОП, МО, детского экологическо о , Мин-м О, Мин- джет, джет, джет, жет (МО джет (М "Друж-ба го лагеря в Ленском ол.) мол.) МО, Мин МО, Мин МО, Мин , Мин-м О, Мин- " историко-архитектурно -мол. -мол. -мол. ол.) мол.) м музее-заповеднике (с. Соттинцы Усть-Алд анского улуса) 2.4.9 Экообразовательная пр Постоянн - - - - 20 20 20 Бюджет Бюджет Бюджет 20 20 Бюджет Бюджет 100 Инст. ограмма в Ботаническо о биол., мсаду Института биоло Ботсад гии ЯНЦ СО РАН 2.5.3 Создание и организаци 2001-200 - - - - 50 50 50 Бюджет Бюджет Бюджет 50 50 Бюджет Бюджет 250 МОП, Деп я зональных центров 5 артамент (Заречье, Вилюй, Колы ма) Итого: 4150,0 тыс. руб. на I этап 1800,0 тыс. руб. на III этап 2900,0 тыс. руб. на II этап 8850,0 тыс. руб. на весь период 3. Информационное обеспечение Цель: Формирование системы своевременного обеспечения качественной экологической информацией населения, экообразовательных структур и центров по всем вопросам, связанным с охраной окружающей среды. Стоимость: 180,0 тыс. руб. на I этап 1410,0 тыс. руб. на II этап 940,0 тыс. руб. на III этап 2530,0 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: МОП РС (Я), бюджет РС (Я), благотворительные экологические фонды (гранты) N. Направления и меропр Сроки исп Сумма Источники фин Сумма Источники финанси Сумма Источники фи Сумма Исполнит иятия олнения на I этап ансирования на II этап рования на III этап нансирования за весь ели (год) (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. ру б.) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 3.1. Создание республикан Постоянно 10,0 10,0 10,0 10,0 МОП, бю МОП, бю МОП,бюд 10,0 10,0 МОП, бю МОП, бю 60 МОП, МО, ского банка данных с 2000 г. джет джет жет джет джет по экологическому об разованию и воспитан ию в РС (Я) 3.2. Создание республикан Постоянно 10,0 10,0 10,0 10,0 МОП МОП МОП 10,0 10,0 МОП МОП 60 МОП, "Эй ского детского банка гэ" 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 3.3. Создание республикан Постоянно - - 20,0 20,0 20,0 МОП, бю МОП, бю МОП, бю 20,0 20,0 МОП, бю МОП, бю 100 МО, МОП, ского банка вспомога с 2001 г. джет, джет, джет, джет, джет, тельных средств обуч грант грант грант грант грант ения эколого-образов ательных программ и учебных материалов, включая компьютерные 3.4. Издание информационн Ежегодно 40,0 40,0 грант грант 40,0 40,0 40,0 МОП,бюд МОП,бюд МОП,бюд 40,0 40,0 МОП, бю МОП, бю 280 МОП, "Эй ого ежеквартального (1раз в жет, гр жет, гр жет, гр джет, джет, гэ" вестника для учителе квартал) ант ант ант грант грант й и специалистов ЭОВ иП, выпуск детского Эко-пресс-центра 3.5 Организация постоянн о-действующих телерадиопередач, сп ецвыпусков в республ иканской и местной печати по ЭОВиП для широких кругов насел ения: 3.5.1 Радиопередача "Для Еже- 40,0 40,0 МОП МОП 40,0 40,0 40,0 Бюджет, Бюджет, Бюджет, 40,0 40,0 Бюджет, Бюджет, 280 МОП, НВК нас и будущих поколе годно МОП МОП МОП МОП МОП "Саха" ний" (1 раз в кварт.) 3.5.2 Цикл телепередач "Жи Ежегодно 150,0 150,0 150,0 Бюджет Бюджет Бюджет 150,0 150,0 Бюджет Бюджет 750,0 МОП, ТК ви рядом" с 2001 "Хоту" года 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 3.5.3 Спецвыпуск "Природа Ежегодно - - - - 40 40 40 Бюджет Бюджет Бюджет 40 40 Бюджет Бюджет 200 МОП газе и мы" на страницах (1 раз в ты "Якут газет "Якутия", "Сах кварт.) ия", "Са а Сирэ" с 2001 го ха Сирэ" да 3.5.4 Радиолекторий для ко Ежегодно - - - - 40 40 40 Бюджет Бюджет Бюджет 40 40 Бюджет Бюджет 200 МОП, Мин "Ай, Бодикар!" с - 2001г. народов, ОЭЦ 3.5.5 Телелекторий "Моя Як Ежегодно - - - - 100,0 100,0 100,0 Бюджет Бюджет Бюджет 100,0 100,0 Бюджет Бюджет 500,0 МОП, ОЭЦ утия" года , ЯГУ 3.5.6 Выпуск и тиражирован 2001-2005 - - - - 20 20 20 Бюджет Бюджет Бюджет 20 20 Бюджет Бюджет 100 МОП Депа ие видеофильмов для ртамент потребителей здорово генофонд го образа жизни а Итого: 180,0 тыс. руб. на I этап 1410,0 тыс. руб. на II этап 940,0 тыс. руб. на III этап 2530,0 тыс. руб. на весь период 4. Научно-методическое обеспечение ЭОВиП Цель: Разработка научно-методических материалов для планомерного насыщения учебного процесса на всех уровнях образования. Стоимость: - на I этап 492,0 тыс. руб. на II этап 170,0 тыс. руб. на III этап 662,0 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: Бюджет РС (Я), благотворительные экологические фонды (гранты) N. Направления и меропр Сроки ис Сумма Источники фин Сумма Источники финанси Сумма Источники фи Сумма Исполнит иятия полнения на I этап ансирования на II этап рования на III этап нансирования за весь ели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. руб .) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 4.1. Разработка научных 2001 - - - - 94 - - Бюджет - - - - - - 94 МОП, МО, учебно-методических ЯГУ, материалов по обучен ию, воспитанию и про свещению в области экологии, охраны окр ужающей среды и раци онального природопол ьзования: + для дошкольного ЭО 2001 - - - - 10 - - - - - - - - 10 иВ, в т.ч. для родит + для школьного ЭОиВ 2001 - - 12 - - - - - - - - - 12 , в т.ч. для профиль ных классов + для ПТУ и ССУЗ, в 2001 - - - - 10 - - Бюджет - - - - - - 10 т.ч. для специализир ованных + для ВУЗов, в т.ч. 2001 - - - - 6 - - - - - - - - - 6 для разных специальн остей и специализаци й 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 + для постВУЗовского 2001 - - - - 10 - - - - - - - - - 10 + для курсов повышен 2001 - - - - 10 - - - - - - - - - 10 ия и переподготовки специалистов 4.2. Разработка научных, 2001-200 - - - - 20 20 - Бюджет Бюджет - - - - - 40 МОП, Деп учебно-методических 3 артамент материалов по валеол огии для всех возрас тов 4.3. Разработка новых пед II и III - - - - 250 - - Бюджет - - 150 - Бюджет - 400 МО, МОП, агогических технолог этапы ЯГУ ий, моделей дистантн ого экологического образования с исполь зованием современных 4.4. Разработка и внедрен Постоянн - - - - 20 20 10 Бюджет, Бюджет, Бюджет, 10,0 10,0 Бюджет, Бюджет, 70 МО, МОП, ие новых дидактическ о с 2001 ЯГУ их и интерактивных методов обучения Итого: - на I этап 492,0 тыс. руб. на II этап 170,0 тыс. руб. на III этап 662,0 тыс. руб. на весь период 5. Кадровое обеспечение экологического образования и воспитания Цель: Подготовка кадров, обеспечивающих ЭОВиП всех слоев населения, соответствующее требованиям современного периода. Стоимость: - на I этап 915,0 тыс. руб. на II этап 110,0 тыс. руб. на III этап 1025,0 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: Бюджет РС (Я). №. Направления и меропр Сроки ис Сумма Источники фин Сумма финансирования Сумма Источники фи Сумма Исполнит иятия полнения на I этап ансирования на II этап на III этап нансирования за весь ели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. руб .) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 5.1. Открыть специальност и: - 320100 "Природопол 2001 - - - - 250 - - Бюд-жет - - - - - - 250 ЯГУ ьзование"(20 мест с 1 курса) - 330100 "Безопаснос 2001 - - - - 70 - - Бюд-жет - - - - - - 70 ть жизнедеятельности " (7 мест с 3 курса) - 330200 "Инженерная 2001 - - - - 80 - - Бюд-жет - - - - - - 80 - подготовка специал 2001 - - - - 100 - - Бюд-жет - - - - - - 100 (10 мест с 3 курса) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 5.2. Усиление подготовки научно-педагогически х кадров высшей квал ификации в области охраны окружающей пр иродной среды и экол огического образован ия населения в ЯГУ: + повышение квалифик II и III - - - - 80,0 80,0 40,0 Бюд-жет Бюд-жет Бюд-жет 40,0 40,0 Бюд-жет Бюд-жет 280 ЯГУ, МО, ации и переподготовк МОП а педагогических кад ЭОиВ + открытие ускоренны 2001 - - - - 50,0 - - Бюд-жет - - - - - - 50 ЯГУ, МО, х курсов по получени МОП ю второй специальнос ти по 320100 "Природ опользование" 5.3. Разработка системы аттестации педагогич еских кадров в облас ти ЭОиВ: + экологическое ауди 2001 г. - - - - 90,0 - - Бюд-жет - - - - - - 90,0 ЯГУ, МО, рование; РЦЭП "Эй гэ" + конкурс педагогов- 2001 г. - - - - 20,0 - - Бюд-жет - - - - - - 20,0 экологов; + анкетирование и те 2001 г. - - - - 10,0 - - Бюд-жет - - - - - - 10,0 стирование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 5.4. Периодическая органи 2001-200 - - - - 15 15 15 Бюд-жет Бюд-жет Бюд-жет 15 15 Бюд-жет Бюд-жет 75 МОП, Деп зация курсов для под 5 артамент готовки методистов по практическому обу чению самооздоровлен ию. Итого: - на I этап 915,0 тыс. руб. на II этап 110,0 тыс. руб. на III этап 1025,0 тыс. руб. на весь период 6. Развитие форм и методов ЭОВиП, сети общественных экологических объединений Цель: формирование экологического сознания различных групп населения и пропаганда активной социальной позиции в области экологической политики. Стоимость: 25,0 тыс. руб. на 1 этап 740,0 тыс. руб. на 2 этап 450,0 тыс. руб. на 3 этап 1215,0 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: Бюджет РС (Я), МОП РС (Я), благотворительные экологические фонды №. Направления и меропр Сроки ис Сумма Источники фин Сумма Источники финанси Сумма Источники фи Сумма Исполнит иятия полнения на I этап ансирования на II этап рования на III этап нансирования за весь ели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. руб .) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 6.1. Поддержка инициатив Постоянн - - - - 30,0 30,0 30,0 МОП, бю МОП, бю МОП, бю 30,0 30,0 МОП, бю МОП, бю 150 МОП, "Эй общественных экологи о с 2001 джет джет джет джет джет гэ", ческих организаций республики на конкур сной (грантовой) осн ове 6.2. Организация кустовых II, III - - - - 25,0 25,0 - Бюджет Бюджет - 25,0 25,0 Бюджет Бюджет 100 МОП, Жен этапы - ское дви жение "Алаас Хотун" 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 6.3. Курсы-семинары профе Постоянн - - - - 40 40 40 МОП, бю МОП, бю МОП, бю 40 40 МОП,бюд МОП, бю 200 МОП, ЯГУ ссиональной экологич о джет джет джет жет джет , еской подготовки рук (1 раз "Эйгэ" оводителей и специал в кварта истов системы управл л) ения и производства по следующим категор иям: + руководители и спе циалисты администрац ий городов, улусов, поселковых и сельски х советов; + руководители и спе циалисты строительны х организаций, промы шленных предприятий; + руководители и спе циалисты автотранспо ртного комплекса; + руководители и спе циалисты сельского хозяйства. 6.4 Семинары для населен I и II - 25,0 - МОП 25,0 25,0 - МОП, бю - - - - - - 75 МОП, "Эй ия улусов по экологи этапы джет гэ", ческому обоснованию ЯГУ развития семейной эк ономики 6.5 Семинары для професс II этап - - - - 20,0 20,0 - - МОП, гр - - - - - 40,0 МОП, "Эй иональных журналисто ант гэ", в и студентов ЯГУ (О ЯГУ, ЯНЦ Ж) "Основы экологиче ских знаний для журн алистов" 6.6. Поддержка инициатив Постоянн - - - - 30 30 30 Бюджет Бюджет Бюджет 30 30 Бюджет Бюджет 150 МОП Депа отдельных граждан, о с 2001 ртамент общественных организ генофонд аций по расширению а трезвеннического обр аза жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 6.7 Привлечение широких слоев населения к эк ологическим акциям: 6.7.1 Проведение экологиче Ежегодно - - - - 100,0 100,0 100,0 МОП, бю МОП, бю МОП, бю 100,0 100,0 МОП, бю МОП, бю 500 МОП, Эко ских мероприятий (вы джет, джет, джет, джет, джет, логич. ставок, ярмарок, пра гранты гранты гранты гранты гранты обществ. здников, субботников ЯГУ , акций, слетов, кон ференций и др.) в ра мках республиканских Итого: 25,0 тыс. руб. на I этап 740,0 тыс. руб. на II этап 450,0 тыс. руб. на III этап 1215,0 тыс. руб. на весь период 7. Международное сотрудничество Цель: Овладение передовым опытом в области международного ЭОВиП населения. Стоимость: 180 тыс. руб. на I этап 360 тыс. руб. на II этап 240 тыс. руб. на III этап 780 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: МОП РС (Я), международные благотворительные фонды (гранты). N. Направления и меропр Сроки ис Сумма Источники фин Сумма Источники финанси Сумма Источники фи Сумма Исполнит иятия полнения на I этап ансирования на II этап рования на III этап нансирования за весь ели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. руб .) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 7.1. Всемирным фондом охр Постоянн 50,0 50,0 - - 50,0 50,0 50,0 МОП, эк МОП, эк МОП, эк 50,0 50,0 МОП, эк МОП эко 350,0 WWF, МСО аны дикой о ол. фон ол. фон ол. ол. л. П, природы (WWF), ды ды фонды фонды фонды МОП, ЯНЦ Международным Союзом , другими фондами в об ЯГУ ласти ЭОВиП 7.2. Обеспечение участия Еже- МОП, МО, эколого-образователь годно "Эйгэ" ных структур республ ики в международных проектах по ЭОВиП: + телекоммуникационн 10,0 10,0 Гранты, Гранты, 10,0 10,0 10,0 Гранты, Гранты, Гранты, 10,0 10,0 Гранты, Гранты, 70 ой проект "KIDNET" МОП + мониторинговый про 15 15 15 15 15 15 15 105 ект "GREEN" + комплексный проект 15 15 15 15 15 15 15 105 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 7.3. Установление контакт II, III - - - - 30 30 30 Бюджет Бюджет Бюджет 30 30 Бюджет Бюджет 150 МОП Депа ов и сотрудничество этапы ртамент с Международным союз генофонд ом антинаркотическог а о воспитания и Всеми рным комитетом по ал коголю и наркотикам ВОЗ Итого: 180 тыс. руб. на I этап 360 тыс. руб. на II этап 240 тыс. руб. на III этап 780 тыс. руб. на весь период 8. Подпрограмма "Экологическая литература для населения" Цель: Обеспечение населения социально-значимой экологической литературой и распространение учебно-методических материалов по экологии. Стоимость: - на I этап 1445,0 тыс. руб. на II этап 70,0 тыс. руб. на III этап 1515,0 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: Бюджет РС(Я) №. Направления и меропр Сроки ис Сумма Источники фин Сумма Источники финанси Сумма Источники фи Сумма Исполнит иятия полнения на I этап ансирования на II этап рования на III этап нансирования за весь ели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. руб .) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 8.1. Издание учебников, МОП, МО, учебных и методическ их пособий для всех уровней ЭОВиП^ 8.1.1 Для дошкольного, в 2001 - - - - 80,0 - - Бюджет 80,0 т.ч. для родителей и воспитателей: + "Экологическая азб ука" + "Экологическое лот 2001 - - - - 50,0 - - Бюджет 50,0 о" 8.1.2 Для школьного ЭОиВ, в т.ч. учителей и во спитателей: + "Экологическая азб 2001 - - - - 100,0 - - Бюджет - - - - - - 100,0 ука школьника" 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 + "Экология Якутии" II этап - - - - 140,0 - - Бюд-жет - - - - - - 140,0 + "Экология и здоровь II этап - - - - 150,0 - - Бюд-жет - - - - - - 150,0 е" + "Основы валеологии" II этап - - - - 150,0 - - Бюд-жет - - - - - - 150,0 8.1.3 Для ВУЗов, в т.ч. для + "Республика Саха (Я II этап - - - - 150,0 - - Бюд-жет - - - - - - 150,0 кутия). Экология" + "Экологический прак II этап - - - - - 120,0 - - Бюд-жет - - - - - 120,0 тикум" + "Экологический мони II этап - - - - - 125,0 - - Бюд-жет - - - - - 125,0 торинг" 8.1.4 Для постВУЗовского ЭО преподавателей: + "Социальная экологи II этап - - - - - 60,0 - - Бюд-жет - - - - - 60,0 я" + "Прикладная экологи 1 этап - - - - 60,0 - - Бюд-жет - - - - - - 60,0 я" + "Медицинская эколог 1 этап - - - - - - 60,0 - - Бюд-жет - - - - 60,0 ия" 8.2. Издание справочной ли МОП, ЯГУ тературы: , ЯНЦ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 8.2.1 Карманный определител ь растений и животных : + леса I этап - - - - 40,0 - - Бюд-жет - - - - - - 40,0 + луга и степей I этап - - Бюд-жет - - 40,0 - - Бюд-жет - - - - - 40,0 + тундры и болот I этап - - - - - - 40,0 - - Бюд-жет - - - - 40,0 + озер и рек I этап - - - - - - 40,0 - - Бюд-жет - - - - 40,0 8.3 Экологический атлас I этап - - - - - - - - - - 70,0 - - Бюд-жет 70,0 ЯГУ, МОП школьника 8.4. Издание и распростран Департам ение литературы серии ент гено : фонда + "Секреты здоровья I этап - - - - 20,0 - - Бюд-жет - - - - - - 20 и долголетия" + "Валеологический до II этап - - - - 20,0 - - Бюд-жет - - - - - - 20 суг" Итого: тыс. руб. на 1 этап 1445 тыс. руб. на 2 этап 70,0 тыс. руб. на 3 этап 1515,0 тыс. руб. на весь период 9. Подпрограмма "Экологические традиции народов республики. Возрождение почитаемых населением священных мест (Ытык Сирдэр)" Цель: Возрождение духовности, благородных экологических традиций народов Республики Саха (Якутия) Стоимость: 20 тыс. руб. на I этап 60 тыс. руб. на II этап тыс. руб. на III этап 80 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: Внебюджетные фонды №. Направления и меропр Сроки ис Сумма Источники фин Сумма Источники финансир Сумма Источники фи Сумма Исполни иятия полнения на I этап ансирования на II этап ования на III этап нансирования за весь тели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. руб .) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 9.1 Подготовка и издание 2000-200 10,0 Внебюдж. 20,0 Внебюдж. 30,0 МОП, Ми 1 нкульту 9.2 Подготовка и издание 2000-200 10,0 МОП, вне 40,0 МОП вне- 50,0 МОП 1 бюдж фон бюд фонд ды ы Итого: 20 тыс. руб. на 1 этап 60 тыс. руб. на 2 этап - тыс. руб. на 3 этап 80 тыс. руб. на весь период. 10. Подпрограмма "Организация сети общественного экологического мониторинга (СОЭМ) за состоянием окружающей природной среды" Цель: Привлечение детских, молодежных объединений и широкого круга общественности к практической охране окружающей среды с использованием современных эколого-образовательных телекоммуникационных программ. Стоимость: 140 тыс. рубл. на I этап 370 тыс. рубл. на II этап 230 тыс. рубл. на III этап 740 тыс. руб. на весь период Финансовое обеспечение: Бюджет, внебюджетные фонды N. Направления и меропр Сроки ис Сумма Источники фин Сумма Источники финанси Сумма Источники фи Сумма Исполнит иятия полнения на I этап ансирования на II этап рования на III этап нансирования за весь ели (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) период (тыс. руб .) 1999 2000 1999 2000 2001 2002 2003 2001 2002 2003 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2.5.1 Организация системы Постоянн - 140 - МОП, фон 140 120 110 Бюд-жет Бюд-жет Бюд-жет 120 110 Бюд-жет Бюд-жет 740 ЦЭП школьных мониторинго о ды "Эйгэ", вых исследований кач МОП, ества окружающей сре ды с использованием телекоммуника-ционно й сети Интер-нет в контакте с образоват ельными структурами стран Северного Фору ма (Аляски, Канады, Норвегии, Щвеции, Фи нляндии и др.) Итого: 140 тыс. рубл. на I этап 370 тыс. рубл. на II этап 230 тыс. рубл. на III этап 740 тыс. руб. на весь период Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2000 года № 317 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" Якутск - 2000 г. I. ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" № Показатели Содержание показателей п/п 1 2 3 1. Наименование Республиканская целевая программа "Экологическое об разование, воспитание и просвещение населения Респу блики Саха (Якутия)"(ЭОВиП) 2. Основание для раз Закон Российской Федерации "Об охране окружающей пр работки от 19.12.91 (ст.73) Закон Российской Федерации "О государственном регул ировании образования в области экологии" от 17.12.9 8 Закон Якутской-Саха ССР "Об охране природы" от 17.1 0.91 (ст. 23) "О государственной стратегии РФ по ООС" Постановление Правительства РФ от 03.11.94 № 1208 "О мерах по улучшению экологического образования на селения" Распоряжение Правительства РС (Я) от 09.12.94 № 132 7-р "О системе непрерывного экологического образова Концепция непрерывного всеобщего экологического обр азования и воспитания (утверждена совместной коллег ией Министерства охраны природы, Министерства образ ования, Госкомнауки РС (Я), пр. № 2 от 04.05.95). Указы Президента РС (Я) от 31.12.98 № 654, от 28.12 № 932 3. Государственный Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия заказчик-координа ) тор 4. Основные разработ Министерство охраны природы, Министерство образован чики ия, Департамент по высшей школе и науке при Правите льстве РС(Я), Якутский государственный университет 5. Цель Создание системы всеобщего непрерывного экологическ ого образования, воспитания и просвещения населения , обеспечивающей возрождение духовности, формирован ие у населения экологического сознания и экологичес кой культуры поведения. Формирование высокого уровня культуры природопользо вания. 6. Задачи Формирование законодательных, нормативно-правовых, организационных, научно-методических, информационны х компонентов системы всеобщего непрерывного эколог ического образования, воспитания и просвещения насе ления. Развитие у населения системы адекватных экологическ их представлений, формирование гуманного отношения к природе, освоение населением экологически безопас ных технологий природопользования. Формирование здорового образа жизни у населения. 7. Сроки и этапы 1999-2005 гг.: Первый этап: 1999-2000 гг. Второй этап: 2001-2003 гг. Третий этап: 2003-2005 гг. 8. Направления реали 1. Нормативно-правовое обеспечение зации Программы 2. Организация системы управления всеобщим непрерыв и подпрограмм ным ЭОВиП населения 3. Информационное обеспечение 4. Научно-методическое обеспечение 5. Кадровое обеспечение 6. Развитие форм и методов ЭОВиП и развитие сети об щественных экологических объединений 7. Международное сотрудничество в области ЭОВиП 8. Подпрограмма "Экологическая литература для насел ения" 9. Подпрограмма "Экологические традиции народов рес публики. Возрождение почитаемых населением священны х мест (Ытык Сирдэр)" 10. Подпрограмма "Организация сети общественного эк ологического мониторинга (СОЭМ) за состоянием окруж ающей природной среды". 9. Исполнители Учебно-методические, образовательные и научные орга низации министерств и ведомств Республики Саха (Яку тия), Якутский государственный университет, Якутски й научный центр СО РАН, Академия наук РС(Я), госуда рственные и общественные экологические организации. 10. Объемы и источник Общие затраты на реализацию Программы: и финансирования На I этап предусмотрено 4705,0 тыс. рублей, из них мероприятия на сумму 3660,0 тыс. рублей (пп. 2.3.3; (из республиканского бюджета 5883,0 тыс. рублей). (из республиканского бюджета 2270,0 тыс. рублей). На весь период (1999 2005 гг.) 17437,0 тыс. рублей, 11. Ожидаемые результ Реализация мероприятий Программы предусматривает со аты здание условий для максимального воздействия на общ ественное сознание в целях достижения высокого уров ня экологической культуры населения Республики Саха Реализация Программы приведет к грамотному рационал ьному природопользованию, оптимизации состояния при родной среды. Высокая экологическая культура населе ния и применение экологически безопасных технологий 12. Система организац Контроль за реализацией Программы возлагается на Ми ии контроля нистерство охраны природы Республики Саха (Якутия). 1. ОБОСНОВАНИЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ Нарастание негативных тенденций в экологической ситуации республики и обеспокоенность населения неблагополучным экологическим состоянием отдельных регионов явились основой для утверждения Президентом Республики Саха (Якутия) Государственной экологической политики на переходный период (апрель, 1996 г.). Суть Государственной экологической политики - достижение экологически безопасного и устойчивого развития республики. В свою очередь устойчивое развитие республики не может быть достигнуто без формирования нового общественного экологического сознания, которое обеспечивало бы приоритетность экологической безопасности при решении социально-экономических проблем общества. Кроме того, реализация закрепленных Конституцией РФ и Конституцией РС(Я) прав человека на благоприятную среду требует неукоснительного выполнения каждым гражданином обязанностей по сохранению окружающей среды. Поэтому одним из приоритетов Государственной экологической политики является экологическое образование, воспитание и просвещение населения республики как способ достижения высокой экологической культуры каждым гражданином республики. Значение экологического образования для судьбы Планеты в целом подчеркнуто в основополагающем документе устойчивого развития всего мирового сообщества "Повестка дня на XXI век" Программы действий, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). С этого момента страны-члены ООН стали включать в свои системы образования программы экологического воспитания и просвещения. Сегодня население многих стран Европы, Америки и Азии уже обладает высокой экологической культурой, что дает этим странам возможность на практике реализовывать принципы устойчивого развития. Дальнейшее развитие республики будет зависеть от будущих поколений, основным требованием к которым должно быть гармоничное сочетание всестороннего образования с высокой экологической культурой. Реализация Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в первую очередь направлена на воспитание нового Человека Гражданина, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом и экологической культурой. Воспитать будущие поколения, обладающие такими качествами, можно через систему всеобщего непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения (ЭОВиП) населения республики. Основанием для разработки программы являются ранее принятые нормативно-правовые документы: Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) Закон "Об охране природы в Якутской Саха ССР" (1991 г.) Указ Президента РФ № 236 "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды"(1994 г.) Постановление Правительства РФ № 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения"(1994 г.) Распоряжение Правительства РС(Я) № 1327-р "О системе непрерывного экологического образования и воспитания" (1994 г.) Концепция непрерывного всеобщего экологического образования и воспитания (утверждена совместной коллегией Министерства охраны природы, Министерства образования, Госкомнауки РС(Я), пр.№ 2, 1995 г.) Государственная экологическая политика Президента РС(Я) на переходный период (1996 г.) Закон РФ "О государственном регулировании образования в области экологии" (1998 г.) Указы Президента РС (Я) № 654 от 31.12.98 и № 932 от 28.12.99. Экологическое образование, воспитание и просвещение населения республики, соответствующее современным требованиям, основывается на следующих положениях: несмотря на то, что Человек обладает исключительными особенностями (разум, культура, образование и т.д.), он остается всего лишь одним из многих видов, включенных в глобальную экосистему и полностью зависящих от состояния окружающей среды; любая деятельность имеет определенные, не всегда четко прогнозируемые экологические последствия, что налагает на нее соответствующие ограничения ("экологический императив"); возрождение духовности и благородных экологических традиций циркумполярных цивилизаций, формирование на их основе у населения Республики Саха (Якутия) экологического менталитета; использование высших достижений человечества в области технологий и управления природопользованием; осознание активного личного участия в сохранении благоприятной среды обитания; соответствие принятым международным сообществом нормам поведения и сосуществования народов планеты. Руководящие принципы ЭОВиП: государственная ответственность за полномасштабную реализацию, организационную и финансовую поддержку развития ЭОВиП; приоритетность целей ЭОВиП в системе образования; эффективное сотрудничество государственных органов, коммерческих и общественных структур и граждан в области осуществления политики и практики ЭОВиП населения; всеобщность ЭОВиП (обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения); непрерывность ЭОВиП (охват населения всех возрастов с учетом социального положения, общего образовательного уровня, места проживания и характера занятий граждан республики); комплексность (развитие междисциплинарных областей знаний и экологизация других дисциплин); регионализация прикладной компоненты для применения на практике получаемых знаний с учетом местных природных, производственных и социальных особенностей; практическая направленность приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения; социальность экологических знаний, затрагивающих сферу личного поведения, а также ответственность нынешнего поколения перед будущими поколениями. 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является создание системы всеобщего непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения, обеспечивающей возрождение духовности, формирование у населения экологического сознания и экологической культуры поведения, а также высокого уровня культуры природопользования. В основные задачи Программы входят: создание условий для получения комплексного экологического образования всеми слоями населения республики; формирование высокой экологической культуры населения республики; возрождение экологических традиций народов республики; создание нормативно-правовых, организационных, научно-методических и информационных компонентов системы ЭОВиП. Реализация Программы предусматривается на период с 1999 по 2005 год в три этапа. На первом этапе (1999-2000 гг.) предполагается отдать приоритет созданию нормативно-правового обеспечения и материально-технической базы организационной системы управления и информационной поддержки ЭОВиП населения. На втором этапе (2001-2003 гг.) приоритет будет отдан более активному развитию учебно-методического обеспечения системы всеобщего непрерывного ЭОВиП населения республики. На третьем этапе (2003-2005 гг.) - завершение формирования государственной системы ЭОВиП. 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПОДПРОГРАММ 3. 1. Нормативно-правовое обеспечение Предполагается разработать и утвердить основные нормативные документы, определяющие организационные основы и условия функционирования системы экологического образования. В качестве таких мер можно выделить разработку: проектов республиканских законодательных актов и поправок к действующим законодательным актам в целях приведения их в соответствие с государственной политикой в области экологического образования; пакета нормативных документов по обеспечению системы экологического образования; нормативов и образовательных региональных стандартов с определением минимума экологических знаний для всех уровней образования; порядка лицензирования, аккредитации и сертификации учебных заведений и других организаций, занимающихся экологическим образованием; пакета нормативно-методических документов, регламентирующих экономический механизм стимулирования и формы поддержки экологического образования. 3. 2. Организация системы управления Организационно-техническое и методологическое обеспечение системы ЭОВиП, создание действенного механизма ее управления, формирование новой и развитие существующей материально-технической базы государственных и неправительственных структур, занимающихся ЭОВиП, требует государственного регулирования и специального финансирования. В рамках Программы, через создание организационно-технической структуры появляется возможность значительного повышения эффективности управления ЭОВиП с рациональным использованием финансовых средств. Учитывая необходимость согласования подходов к реализации Программы по содержанию, уровню, правовому, материальному, техническому и информационному обеспечению, планируется формирование организационной инфраструктуры, предусматривающей: организацию координационного межведомственного республиканского органа по обеспечению ЭОВиП населения; создание в улусах типовых моделей системы ЭОВиП, учитывающих экологические реалии и проблемы территорий; организацию эколого-просветительских центров на особо охраняемых природных территориях республиканской системы Ытык Кэрэ Сирдэр; организацию республиканской сети школьного экологического мониторинга за состоянием окружающей среды с интеграцией в аналогичную сеть образовательных учреждений стран Северного Форума; создание республиканской сети детских природных парков на основе детского самоуправления; возрождение духовности, благородных экологических традиций народов Республики Саха (Якутия) с использованием национальных обрядов, ритуалов, издавна почитаемых священных мест Ытык Сирдэр при формировании новой экологической культуры у населения; разработку системы инвестирования программ ЭОВиП населения. 3. 3. Информационное обеспечение Информационное обеспечение ЭОВиП населения будет реализовано через: организацию на базе информационной системы органов исполнительной власти экообразовательной информационной сети, обеспечивающей оперативный и регулярный сбор, обработку и распространение экологической информации; создание республиканского банка данных по экологическому образованию и воспитанию; создание республиканского банка эколого-образовательных программ и учебных материалов, включая компьютерные программы, аудио-видеофильмы и т.д.; обеспечение доступа населения к экологической информации; распространение экологической информации с использованием различных информационных ресурсов средств массовой информации, издательской деятельности, современных телекоммуникаций, созданием автоматизированной информационно-поисковой системы; организацию телекоммуникационной сети поддержки экологического образования и воспитания, использование возможностей компьютерных сетей, включая Интернет. 3. 4. Научно-методическое обеспечение Необходимо провести комплекс научных исследований по обеспечению методической базы на научной основе: разработка методических пособий для типовых моделей системы ЭОВиП; разработка новых педагогических подходов, дидактических и интерактивных методов, научных основ и моделей дистанционного (автономного) экологического образования и самообразования населения; разработка современных научных подходов оптимизации учебного процесса в системе экологического образования населения; разработка методологии пропаганды здорового образа жизни; разработка научных основ и методического обеспечения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, привлекаемых к ЭОВиП населения. 3. 5. Кадровое обеспечение Реализация Программы требует интенсификации подготовки и переподготовки педагогических и инженерных кадров для обеспечения ЭОВиП населения, безопасного и устойчивого развития РС(Я). В числе основных мер, направленных к преодолению сложившейся ситуации, намечается: ведение курсов по ЭОВиП в центрах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; открытие новых специальностей и специализаций в области природопользования, безопасности жизнедеятельности, инженерной защиты и охраны окружающей среды; разработка системы подготовки и аттестации кадров ЭОВиП населения, а также в области экологического контроля, регулирования соответствующих служб; организация и развитие системы обмена опытом в области экологического образования населения путем участия в регулярных конференциях, семинарах, симпозиумах, выставках достижений и взаимного обмена специалистами. 3. 6. Развитие форм и методов ЭОВиП, сети общественных экологических объединений Обеспечить серьезный положительный сдвиг в развитии форм и методов ЭОВиП возможно при широком использовании самых различных методов организационных форм и средств передачи экологических знаний через существующие и вновь создаваемые структуры и организации с широким привлечением общественности и квалифицированных специалистов: создание модели экологического воспитания, обучения на территории города, микрорайона, в сельской местности, а также на базе ООПТ; организация общественных экологических лекториев, формирование системы открытых университетов, занимающихся ЭОВиП населения; развитие форм и методов ЭОВиП с привлечением средств массовой информации и других информационных ресурсов; создание базовых эколого-просветительских площадок, полигонов, летних лагерей и полевых экспедиций для проведения экологических практикумов детей и молодежи; развитие разнообразных форм работы с детьми и молодежью в виде конкурсов, слетов, выставок, конференций и олимпиад на экологическую тематику; привлечение широких слоев населения к экологическим акциям. Как показатель повышения роли и ответственности граждан в решении экологических проблем можно отметить, что в последние годы наблюдается организация в республике целой сети общественных экологических объединений. В рамках реализации возможностей неформального ЭОВиП можно выделить следующие меры: содействие в разработке и внедрении программ экологического просвещения населения усилиями неправительственных организаций; поддержка и расширение сети неправительственных экообразовательных центров. 3. 7. Международное сотрудничество Международное сотрудничество является важным фактором в повышении эффективности экологического образования. Сегодня многие государственные и неправительственные организации участвуют в двухсторонних и международных проектах, исследованиях и экспериментах, направленных на разработку нового содержания методов и форм ЭОВиП. В рамках развития международного сотрудничества предполагается реализация следующих мер: обеспечение участия республиканских организаций в международных проектах; организация совместных образовательных учреждений, разработки материалов и обучающих программ; анализ и обобщение международного опыта по экологическому образованию населения; развитие контактов, обмена информацией в области политики и программ ЭОВиП, обучения и воспитания, инновационных подходов, обучающих информационных ресурсов, обмена кадрами, учащимися, студентами и специалистами в области ЭОВиП населения; расширение научных, образовательных контактов и обмен опытом с экообразовательными структурами стран Северного Форума Аляски, Канады, Норвегии, Швеции, Финляндии и др. северных стран. 3. 8. Подпрограмма "Экологическая литература для населения" Недостаток специальной литературы, пособий, учебников, рекомендаций, научно разработанных методик с региональными наработками создают трудности в реализации ЭОВиП населения. В качестве основных направлений в решении этих трудностей можно выделить: издание учебников, чебных и методических пособий для всех нуждающихся в ЭОВиП; издание справочной литературы; издание научно-популярной и научно-художественной литературы для населения; выпуск периодических экологических изданий. 3. 9. Подпрограмма "Экологические традиции народов республики. Возрождение почитаемых населением священных мест (Ытык Сирдэр)" При формировании новой экологической культуры населения необходимо возрождение духовности, благородных экологических традиций народов республики с использованием национальных обрядов, ритуалов, издавна почитаемых священных мест Ытык Сирдэр. Основными мерами реализации данной подпрограммы являются: 1. Воспитательная работа с различными возрастными группами населения. 2. Разработка классификации священных мест (Ытык Сирдэр) республики. 3. Составление реестра священных мест (Ытык Сирдэр). 4. Издательская деятельность. 5. Популяризация и пропаганда экологических традиций народов республики с использованием различных форм и методов работы, в т.ч. средств массовой информации. 6. Работа с краеведческими музеями, организация стендов и экспозиций. 3. 10. Подпрограмма "Организация сети общественного экологического мониторинга (СОЭМ) за состоянием окружающей природной среды" В целях привлечения детских, молодежных объединений и широкого круга общественности к практической охране окружающей среды будет организована сеть общественного экологического мониторинга (СОЭМ) за состоянием окружающей природной среды с использованием современных эколого-образовательных телекоммуникационных программ. Компьютеризация сети организаций (общеобразовательные школы, экологические центры, молодежные организации), ведущих общественный экологический мониторинг (СОЭМ), позволит участникам овладеть современными информационными технологиями, войти в международное информационное поле, приобщиться к общепланетному банку знаний. Предполагается интегрировать СОЭМ в международные сети общественного мониторинга в контакте со странами Северного Форума: США, Канада, Швеция, Норвегия, Финляндия, Япония и др. Сбор данных по состоянию окружающей природной среды и общественный контроль, осуществляемые в рамках деятельности СОЭМ, окажут существенную помощь в решении природоохранных проблем республики. 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ Общую координацию работ и контроль за реализацией Программы "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Республики Саха (Якутия)" осуществляет Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия). Для более эффективного объединения финансовых и интеллектуальных ресурсов различных министерств и ведомств, устранения дублирования деятельности существующих экообразовательных структур, для решения приоритетных проблем ЭОВиП населения создается Республиканский координационный межведомственный орган по ЭОВиП, назначающий исполнительную дирекцию Программы, обеспечивающую: нормативно-правовое, научно-методическое, информационное и организационное сопровождение выполнения проектов и программ; определение головных исполнителей проектов и тем, их контрактное финансирование за счет средств, привлеченных на реализацию программы из разных источников: бюджетных, внебюджетных фондов, международных благотворительных фондов, местных источников финансирования и др.; утверждение технических заданий по отдельным проектам и контроль за ходом выполнения этапов заданий и показателей по срокам, содержанию, финансовым затратам и потребным ресурсам; прием работ по разделам Программы и организацию внедрения результатов в системе ЭОВиП населения. Реализация Программы осуществляется в тесной координации с федеральными и отраслевыми программами в области ЭОВиП и информационно-просветительской деятельности. 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате реализации мероприятий Программы предусматривается создание условий для максимального воздействия на общественное сознание в целях формирования высокого уровня экологической культуры населения Республики Саха (Якутия) как необходимого условия перехода на модель устойчивого развития. Реализация Программы приведет к грамотному рациональному природопользованию, оптимизации состояния природной среды. Высокая экологическая культура населения и применение экологически безопасных технологий позволят снизить потенциальный ущерб природным экосистемам и минимизировать затраты на восстановление нарушений природной среды. Формирование здорового образа жизни обеспечит повышение продолжительности жизни и трудоспособности населения республики. Программа объединит усилия республиканских министерств и ведомств в консолидации финансовых ресурсов для развития экологического образования, воспитания и просвещения населения и повысит отдачу инвестируемых в экологическое образование бюджетных средств. 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Финансирование мероприятий Программы предусматривается из средств республиканского бюджета, республиканского фонда охраны природы и привлекаемых внебюджетных источников (благотворительных международных, российских и местных фондов, а также предусматривается участие в грантовых программах). 3660,0 тыс. рублей (пп. 2.3.3; 2.4.1; 2.4.2; 2.4.3; 2.4.4; 2.4.5; 2.4.6; 2.4.7.; 3.2; 3.4; 3.5.1) уже реализуются на средства благотворительных эк ологических фондов, грантовых программ, внебюджетных средств; II этап (2001 2003 гг.) 8722,0 тыс. рублей (из республиканского бюджета предусматривается 5883,0 тыс. руб.) III этап (2003 2005 гг.) 4010,0 тыс. рублей (из республиканского бюджета предусматривается 2270,0 тыс. руб.) На весь период (1999 2005 гг.) 17437,0 тыс. рублей (из республиканского бюджета 8153,0 тыс.рублей), остальные из внебюджетных источников, грантов ых программ и других экологических фондов. Распределение объема по источникам финансирования Программы показаны в таблице № 1, объемы и источники финансирования по блокам Программы показаны в таблице № 2. ____________________ Таблица № 1 ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ (тыс. руб.) Источник I этап II этап III этап На весь период финансирования (1999-2000) (2001-2003) (2003-2005) (1999-2005) Республиканский бюджет - 5883,0 2270,0 8153,0 Фонд охраны природы 554,0 748,0 700,0 2002,0 Внебюджетные источники, в 4151,0 2091,0 1040,0 7282,0 т.ч. по международным согла шениям Итого: 4705,0 8722,0 4010,0 17437,0 _________________ Таблица № 2 ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ (тыс. руб.) № Мероприятия I этап II этап III этап На весь период п/п (1999-2000) (2001-2003) (2003-2005) (1999-2005) 1. Нормативно-правовое 10,0 30,0 - 40,0 обеспечение 2. Организация системы 4150,0 2900,0 1800,0 8850,0 управления ЭОВиПнасе ления 3. Информационное 180,0 1410,0 940,0 2530,0 обеспечение 4. Научно-методическое - 492,0 170,0 662,0 обеспечение 5. Кадровое обеспечение - 915,0 110,0 1025,0 населения 6. Развитие форм и мето 25,0 740,0 450,0 1215,0 сети общественных эк ологических объедине ний 7. Международное 180,0 360,0 240,0 780,0 сотрудничество 8. Экологическая литера - 1445,0 70,0 1515,0 тура для населения 9. Подпрограмма "Эколог 20,0 60,0 - 80,0 ические традиции нар одов республики" 10. Подпрограмма 140,0 370,0 230,0 740,0 "Организация сети об щественного экологич еского мониторинга (СОЭМ) за состоянием окружа ющей природной среды " Итого: 4705,0 8722,0 4010,0 17437,0 ____________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|