Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2001 № 48ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 января 2001 года № 48 О Концепции повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) В целях определения приоритетных направлений социальной политики, на основе стратегии развития Республики Саха (Якутия) в первой четверти ХХI века и Концепции социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный периоды до 2010 года Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Концепцию повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) согласно приложению. 2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) (Песковская Ю.А.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия) разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) комплекс мер по реализации Концепции повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) в срок до 1 февраля 2001 года. 3. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) через подведомственные предприятия и организации, администрациям улусов и городов Республики Саха (Якутия): мобилизовать экономический и трудовой потенциал работающих и всего населения на достижение основных целей и задач Концепции повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия); при подготовке программ социально-экономического развития отраслей, улусов и городов на краткосрочную и долгосрочную перспективы предусмотреть приоритетные направления социальной политики, определенные Концепцией. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Акимова А. К. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ " добиваясь решения вопросов социальной защиты людей, создавая им достойные условия труда и быта, мы одновременно преодолеваем остатки иждивенческой психологии, стимулируем трудовую и социальную активность" М. Е. Николаев "Республика Саха: стратегия развития в первой четверти ХХI века" "Социальная политика" Главным направлением своей экономической стратегии мы определили формирование социально ориентированной рыночной экономики. Мы хорошо осознаем, что сильная социальная политика должна опираться на прочный экономический фундамент. При этом, добиваясь решения вопросов социальной защиты людей, создавая им достойные условия труда и быта, мы одновременно преодолеваем остатки иждивенческой психологии, стимулируем трудовую и социальную активность. С наступлением третьего тысячелетия и все более тесным интегрированием республики в мировую цивилизацию мы будем расширять рамки социальной политики и обновлять ее приоритеты. Одним из них станет демографическая политика, обеспечение мер по естественному приросту населения. Достижение высокой рождаемости невозможно без инвестиций в человеческий капитал, который составляет главное богатство любого государства. Нам предстоит и впредь расширять спектр защитных механизмов в стержневых областях социальной сферы. За последние годы в республике сформировалась новая модель пенсионного обеспечения, которая позволяет в конечном итоге превратить перераспределительскую пенсионную систему в систему, основанную на личных страховых накоплениях каждого гражданина. Мы расширяем практику микрокредитования, особенно на селе, целевую адресную социальную помощь. Необходимо разработать и осуществить программу по ежегодному увеличению реальных доходов граждан, реальному росту пенсий и повышению уровня жизни пенсионеров, увеличению размера социальных пособий и увеличения средней заработной платы работников бюджетной сферы, в первую очередь, учителей и врачей. Обеспечение достойной жизни пенсионеров, инвалидов и малоимущих это главный критерий социальной ответственности государства перед обществом. Осуществление стратегической задачи в области социальной политики будет опираться не на благие пожелания, а на реальные показатели роста материального благосостояния населения и реформирования пенсионного обеспечения. Все льготы должны иметь адресный характер. Необходимо утвердить социальные гарантии при потере работы, которые ориентировали бы трудоспособного на труд, а не на получение пособия. Нужна более продуманная и обоснованная оплата труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, врачей и учителей. Долгосрочные национальные интересы России и Якутии требуют интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока, Севера и Арктики. Здесь не обойтись без крупных федеральных программ, привлечения национальных и зарубежных инвесторов, создания стимулов для притока населения из европейской части страны и стран СНГ, строительства современной инфраструктуры коммуникаций и создания цивилизованных условий жизни." М. Е. Николаев "Республика Саха: стратегия развития в первой четверти ХХI века" СОДЕРЖАНИЕ Цели и задачи Концепции 7 Понятие бедности и ее правовая основа 9 Критерии определения бедности 9 Основные тенденции уровня жизни населения Республики Саха (Я 10 Основные подходы и методы повышения трудовой мотивации, заня 12 тости и снижения уровня бедности Прогноз основных показателей уровня жизни населения на 2001 20 2003 годы и 2010 год Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2001года № 48 КОНЦЕПЦИЯ повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) Концепция повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) разработана на основе стратегии развития Республики Саха (Якутия) в первой четверти XXI века, а также Концепции социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный периоды до 2010 года. Основной целью Концепции повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) является определение приоритетных направлений социальной политики в наступающем третьем тысячелетии. I. Цели и задачи Концепции Преобразования в социальной сфере Республики Саха (Якутия) должны быть направлены на достижение следующих основных целей: создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет увеличения доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте; обеспечение государственной социальной поддержки социально уязвимых слоев населения, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем; воспитание, развитие культуры и духовности народа; формирование и укрепление здорового образа жизни, как гаранта созидательного труда на благо человека и общества. Для достижения целей Концепции необходимо решение следующих задач: В области трудовой сферы: принятие комплекса мер, направленных на повышение трудовой мотивации лиц, занятых в экономике; усиление гарантий занятости на рынке труда, содействие развитию различных форм занятости и самозанятости населения; создание условий для реализации трудового потенциала населения - развитие семейной экономики, малого предпринимательства, ремесленничества, надомничества; определение предельно-допустимого уровня дифференциации заработной платы; поэтапное приближение минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий к величине прожиточного минимума, в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации; совершенствование механизма налогового регулирования; восстановление основных функций заработной платы: воспроизводственной, стимулирующей и социальной; упорядочение системы оплаты труда работников бюджетной сферы и сельского хозяйства. В области социальной сферы: обеспечение реализации Федерального закона "О государственной социальной помощи"; разработка методики оценки уровня нуждаемости семьи с учетом ее социально-экономического положения; определение порогов бедности на различных этапах Концепции; формирование единой базы данных о получателях социальных льгот и выплат; предоставление установленных правовых гарантий социальной защиты ветеранов; последовательное развитие сети учреждений социального обслуживания на основе разработанной Генеральной схемы их размещения с учетом демографических показателей республики; расширение деятельности по страхованию семьи, разработка и внедрение различных форм долгосрочного кредитования молодых семей. Указанные задачи могут быть решены поэтапно. Первый этап (2001-2003 годы) - создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет увеличения доходов обеспечивать более высокий уровень потребления социальных благ при одновременном обеспечении эффективной адресной социальной помощи малоимущим слоям населения. Второй этап (2004-2010 годы) создание условий для реального роста благосостояния населения, добиться среднегодовых темпов прироста реальных доходов на душу населения на 5-9%. II. Понятие бедности и ее правовая основа В России законодательно статус "бедный" не определен. Впервые в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" пунктом 1 статьи 6 узаконен статус "малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина". Обобщая высказывания и определения данного понятия российскими учеными, можно предположить - уровень доходов, социально-экономический статус человека (семьи), не позволяющие удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода считается бедностью. Бедные это не просто совокупность индивидов с низкими душевыми доходами и покупательной способностью, но и социальный сегмент общества с определенными характеристиками, интересами и ценностями. Отличительной особенностью современного этапа развития проблем бедности в Российской Федерации и, в частности в Республике Саха (Якутия), является то, что наряду с социальной бедностью, традиционными категориями которой считаются многодетные семьи, неполные семьи с детьми, семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой, одинокие пенсионеры, инвалиды начинает проявляться экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния. III. Критерии определения бедности В мировой практике используются два основных критерия в определении уровня бедности: абсолютный и относительный. Под относительной бедностью подразумевается возможность удовлетворения лишь низкого круга потребностей, которая, как правило, в стоимостном выражении определяется в размере от 40 до 60 % от среднедушевого дохода по стране. Под абсолютной бедностью понимается недостаток средств для удовлетворения потребностей минимального стандарта. Однако на практике ни тот, ни другой критерий не применяются в чистом виде. Каждая страна вырабатывает свою систему, исходя из конкретных экономических и социальных условий. В нашей стране и в нашей республике, как субъекте Российской Федерации, долгое время пользовались одним критерием бедности (абсолютным), когда доходы не превышают минимальный потребительский бюджет (МПБ), а в последние годы величиной прожиточного минимума (ПМ), рассчитанной по потребительским корзинам. В Республике Саха (Якутия), как и в целом по России, в качестве официально установленных показателей бедности используются показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. По данным Комитета Республики Саха (Якутия) по статистике, в первом полугодии 2000 года в республике 10 % населения имели доходы на уровне минимальной оплаты труда с компенсационной доплатой. Первый этап реализации данной Концепции будет направлен на решение задачи повышение доходов именно этой части населения республики. IV. Основные тенденции уровня жизни населения Республики Саха (Якутия) и факторы его снижения за 1990-2000 годы Республика Саха (Якутия), являясь субъектом Российской Федерации, осуществляет с 1990 года социально-экономические реформы в основном по общероссийской модели. Вместе с тем, социально-экономические преобразования в Республике Саха (Якутия) проводились более последовательно и поэтапно, с учетом региональных особенностей развития экономики неразвитости ее производственной и социальной инфраструктуры, низкого стартового уровня социально-экономического развития, низкой обеспеченности жильем и другими социальными благами, высоким уровнем миграции. Президент и Правительство Республики Саха (Якутия) своевременно определили акценты в бюджетной политике, приоритеты экономической стратегии, что позволило создать более гибкий и целостный механизм для принятия и выполнения необходимых целевых и социальных программ. Принятые меры были направлены на адаптацию населения к рыночным условиям жизни, поддержку слабозащищенных и неконкурентоспособных слоев населения, создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест, переориентацию населения на занятость в приоритетных отраслях производства. По уровню среднедушевых денежных доходов в Дальневосточном федеральном округе Республика Саха (Якутия) лидировала весь данный период. Несмотря на принятые меры, в условиях всеобщего снижения объемов производства, эффективности хозяйствования, высокого уровня инфляции, произошел спад уровня жизни населения республики. Снижение реальных денежных доходов населения отмечается до 1995 года, затем начинается процесс их восстановления до августа 1998 года, а с 2000 года - их постепенный рост. Увеличилось расслоение населения по уровню доходов. Рост дифференциации доходов усилился как в разрезе отраслей производственной и непроизводственной сферы, так и в разрезе улусов и городов. Сложное экономическое положение многих предприятий привело к появлению и росту задолженности заработной платы, социальных выплат, неполной занятости работающих. Произошло существенное изменение удельного веса заработной платы в структуре денежных доходов населения. Если в 1990 году доля заработной платы составляла 83,4 %, то в 1999 году только 49,5 %. Происходит снижение роли оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула экономической активности граждан. Заработная плата бюджетной сферы и отдельных отраслей экономики уже не может компенсировать увеличивающихся затрат на жизнь, которые в условиях Севера намного выше, чем в других регионах Российской Федерации. Численность населения республики с доходами ниже прожиточного минимума в 1999 году составила 33,2%. Наблюдалась тенденция к снижению доли трудоспособного населения от общей численности. Общая численность безработных в республике, определенная по методологии Международной организации труда, составила на 1 октября т.г. 66,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил 12,2% от численности экономически активного населения, что выше, чем в среднем по Российской Федерации (9,9%). Основными причинами роста безработицы в 90-е годы послужило высвобождение работников в ходе реформирования основных отраслей республиканской экономики, ограниченная емкость рынка труда, несоответствие между спросом и предложением на рабочую силу и др. В сложившихся экономических условиях в республике предпринимались значительные усилия по смягчению отрицательных последствий снижения уровня жизни. Это позволило снизить темпы падения реальных денежных доходов населения, не допустить массовой безработицы. За прошедшие десять лет появились доходы, связанные с развитием семейной экономики, от предпринимательской деятельности, отмечается рост реализации товаров, рост обеспечения общей площадью жилья. Основными факторами снижения уровня жизни населения республики за последние 10 лет являлись: 1. Увеличивающийся разрыв в оплате труда (отраслевая дифференциация заработной платы). Дифференциация в оплате труда между отраслями промышленности, сельского хозяйства и бюджетной сферы в Республике Саха (Якутия) достигает 4-5 раз. 2. Уменьшение реальных доходов у большинства населения из-за задолженности по выплате заработной платы и ряда социальных пособий и замедления темпов их роста. 3. Неблагоприятная ситуация на рынке труда и рост безработицы: снижающийся общий спрос экономики на рабочую силу; потеря трудового потенциала квалифицированных кадров; ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест, что резко снижает возможности трудоустройства незанятых; институты социального партнерства не стали реальным механизмом рынка труда, поскольку практически не оказывали влияния на трудовые отношения на уровне конкретных предприятий. 4. Рост соотношения доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. В 1999 году оно составляло 9,5 раза. Изменение уровня этого показателя зависит от соотношения темпов роста доходов высокообеспеченных и низкообеспеченных групп населения. 5. Высокий коэффициент семейной нагрузки (число иждивенцев, приходящихся на 1 работающего). Коэффициент семейной нагрузки в республике равен 3,3, в среднем по РФ 2,8. В республике коэффициент нагрузки на трудоспособное население составляет 620,5 и по сравнению с другими областями Дальневосточного федерального округа он максимальный. V. Основные подходы и методы повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности 5. 1. Политика в сфере оплаты труда Комплекс мер по снижению уровня бедности должен базироваться на всемерной поддержке эффективного и производительного труда, как основы материального благополучия граждан в сочетании с социальной защитой. Целью государственной политики в сфере оплаты труда является кардинальное повышение реальной заработной платы, обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функций заработной платы. Поставленные задачи могут быть реализованы в два этапа. В секторе реальной экономики: На 1 этапе (2001 2003 годы) необходимо решение следующих задач: создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих погашение задолженности по оплате труда, своевременную и в полном объеме выплату заработной платы; обеспечение действенного функционирования рыночных механизмов регулирования заработной платы, усиление роли социального партнерства в регулировании заработной платы, ориентированных на конечный результат; для устранения дифференциации в оплате труда разработать систему тарифного регулирования, основанной на применении тарифной сетки, учитывающей различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающей гарантии оплаты труда и повышение обоснованности соотношений между ставками (окладами) профессионально-должностных групп работников; повышение роли государства в регулировании цены рабочей силы на основе поэтапного приближения минимальной оплаты труда и тарифной ставки 1 разряда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в республике; выработка идеологии стимулирующей роли заработной платы, направленной на повышение качества и производительности труда, развитие индивидуально-договорного регулирования, заключающегося в определении условий труда, характера и содержания трудовой функции, в учете особых обстоятельств ее выполнения, деловых качеств работника; повышение ответственности руководителей предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности; внесение предложения Агентству по статистике РФ ввести с 2001 года в отчетность в разрезе административно-территориальных делений, предприятий и организаций следующие показатели: 1. Доля работников, уровень заработной платы которых сложился ниже прожиточного минимума трудоспособного. 2. Соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников. На 2 этапе (2004 2010 годы) предполагается: добиться устойчивого повышения реальной заработной платы, установить минимальную заработную плату на уровне прожиточного минимума; создать условия, обеспечивающие заинтересованность работников в производительном труде, как основы материального благополучия, стимулировании повышения цены рабочей силы и роста заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства и укрепления финансового состояния предприятия. В сельском хозяйстве: На 1 этапе (2001 2003 годы) намечается подготовить Рекомендации по оплате труда работников сельского хозяйства, включающие следующие основные направления: определение форм и систем оплаты труда на основе обоснованных норм трудовых затрат, применение тарифных ставок (окладов), обеспечивающих воспроизводство рабочей силы соответствующей квалификации, создание высокой материальной заинтересованности в результатах труда; установление размеров минимальных ставок оплаты труда (ставок 1 разряда) с учетом экономических возможностей предприятия; постепенное повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве до среднего уровня в бюджетной сфере; определение доли тарифной части в составе заработной платы с целью повышения этой доли. На 2 этапе (2004 2010 годы) предусматривается разработать эффективный Порядок формирования средств на оплату труда в сельском хозяйстве, обеспечивающий тесную увязку фонда оплаты труда с конечными экономическими показателями предприятий с увеличением общего (валового) дохода, выручки от реализации продукции и других. В организациях бюджетной сферы: На 1 этапе (2001 2003 годы) намечается: изменение тарифных коэффициентов ЕТС и соотношений между разрядами, применение системы доплат; осуществление государственного регулирования заработной платы работников бюджетной сферы путем заключения отраслевых (тарифных) соглашений в рамках социального партнерства. На 2 этапе (2004 2010 годы) предполагается: совершенствование действующей системы организации труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки путем упорядочения системы надтарифных выплат за счет унификации действующих отраслевых норм оплаты труда, размеров компенсационных доплат, надбавок и других выплат; разработка более эффективного порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях предполагает использование принципов, при которых фонд оплаты труда будет формироваться из нескольких частей: а) средств на выплату тарифных ставок (окладов) в соответствии с Единой тарифной сеткой и нормативом численности работников; б) средств на компенсационные выплаты, на выплату надбавок за непрерывный стаж работы, на стимулирующие выплаты, размер которых будет определяться в процентах от суммы средств, предусмотренных на выплату тарифных ставок. Введение нового порядка и единых принципов фондообразования в бюджетной сфере позволит обеспечить гарантии со стороны государства по своевременной и полной выплате заработной платы на всех уровнях бюджетного финансирования и усилить контроль за расходованием средств бюджетов. 5. 2. Развитие рынка труда Активная политика занятости, проводимая Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия), направленная на развитие семейной экономики, создание новых рабочих мест на внутреннем рынке товаров и услуг, поддержку местных товаропроизводителей и ремесленничества приводит к положительным сдвигам на рынке труда. Впервые за годы рыночных реформ проявилась позитивная тенденция сокращения безработицы и увеличения занятости населения. Так, в 2000 году численность безработных снизилась на 3 тыс. человек. В сравнении с другими регионами Дальневосточного федерального округа по основным показателям, характеризующим рынок труда и занятость населения, Республика Саха (Якутия) является наиболее благополучной территорией. Вместе с тем, сложившаяся ситуация на рынке труда Республики Саха (Якутия) требует более активного участия государства в процессах формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, развития рыночных отношений в сфере труда. Основной целью государственной политики развития рынка труда является достижение максимальной занятости трудоспособных граждан. Для этого необходимо содействовать перераспределению рабочей силы по отраслям, улусам и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности и, в конечном итоге, конкурентоспособности республиканской экономики. Поэтому государственная политика занятости требует существенной корректировки, усиления направлений, ориентируемых на рост эффективности занятости, изменения механизмов управления занятостью и регулирования рынка труда, что необходимо предусмотреть в программах занятости, создания новых рабочих мест, развития предпринимательства, в конкретных направлениях действий исполнительных органов власти, а также органов службы занятости. Государственная политика занятости приобретет более адресный характер и будет направлена на первоочередную поддержку наиболее социально-уязвимых безработных граждан. В среднесрочной и долгосрочной перспективе государственная политика занятости будет направлена на решение следующих основных задач: создание ежегодно 5 тысяч новых рабочих мест на рынке товаров и услуг за счет внедрения новых перспективных технологий, развития предпринимательства, надомничества и ремесленничества; развитие семейной экономики и повышение доходности семейных хозяйств; усиление роли профессионального труда в росте доходов работающих и соответствующее изменение трудовой мотивации (эффективный труд - высокие заработки); формирование системы непрерывного образования, а также упреждающей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности; обновление кадрового потенциала за счет кадров, получивших современное техническое профессиональное образование, и совершенствование механизма трудоустройства и закрепления выпускников профессиональных учебных заведений; обеспечение профессиональной ориентации, обучения и занятости молодежи; расширение видов и масштабов общественных работ; организацию работ вахтовым методом и направление трудовых ресурсов в реальный сектор экономики; оказание дифференцированной социальной поддержки безработных в зависимости от готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям. Реализация этих задач на основе роста экономики республики приведет сначала (в среднесрочной перспективе) к появлению тенденции к снижению уровня безработицы, а затем (в долгосрочной перспективе) ее устойчивому уменьшению. 5. 3. Развитие семейной экономики на селе Развитие семейной экономики направлено на включение семьи в процесс развития экономики. Это позволит увеличить самозанятость населения и повысит доходность семейных хозяйств через различные формы социально-экономического комплекса. Поставленные задачи будут реализованы в 2 этапа. На первом этапе (2000-2002 гг.) предполагается государственное регулирование в виде товарного кредитования семейных хозяйств скороспелыми видами животных за счет финансирования их закупа поставщиками операторами у базовых хозяйств, включая ввоз из-за пределов республики. Всего за эти годы в семейные хозяйства намечено поставить 50 тыс. поросят, 180 тыс. цыплят, 100 тыс. гусят, 1800 кроликов, 650 коз, 900 голов серебристо-черной лисицы, 370 песцов. На данном этапе ожидается вовлечение в процесс воспроизводства поголовья, полученного от ввезенного и розданного молодняка скороспелых отраслей, поставки его на рынок репродуктивными хозяйствами населения в самой республике и, соответственно, постепенного снижения объемов государственных кредитных ресурсов и завоза животных извне. На втором этапе (2003-2004 гг.) намечается прекращение поставок молодняка данных видов животных за счет бюджетного финансирования. Дальнейшее развитие этих отраслей должно полностью осуществляться за счет внутренних резервов семейных хозяйств без привлечения государственных ресурсов, на основе договорных и прочих отношений, бартерных сделок, а также за счет личных сбережений граждан. 5. 4. Развитие малого предпринимательства Приоритетными и перспективными видами деятельности в развитии малого предпринимательства с целью создания новых и дополнительных рабочих мест должны стать: 1. Алмазогранильное, камнеобрабатывающее и ювелирное производство на основе внедрения новых технологий. Развитие надомного гранильного и ювелирного производства позволит создать большое количество рабочих мест на селе, что само по себе является разгрузкой для республиканского бюджета, так как в основном село дотируется их него. 2. Развитие семейной экономики. 3. Развитие рынка платных услуг населению. 4. Производство товаров народного потребления, кожевенно-обувное и швейно-трикотажное производство, возрождение народных промыслов, изготовление сувениров (в том числе путем организации надомного труда). 5. Переработка сельскохозяйственного и промыслового сырья, дикорастущей флоры, увеличение производства сельскохозяйственной продукции. 6. Развитие производства пило- и строительных материалов из местного сырья, что значительно облегчит реализацию принятой в республике Программы жилищного строительства в сельских улусах. 7. Развитие внутреннего и международного туризма как одной из устойчивых и динамичных отраслей экономики. Для дальнейшего развития малого предпринимательства необходимо: оказание финансово-кредитной и имущественной поддержки, выделение инвестиционных кредитов субъектам малого предпринимательства на создание новых и дополнительных рабочих мест; с целью преодоления иждивенческого настроения у населения вместо выдачи пособий по безработице широко применять безвозмездное финансирование субъектов малого предпринимательства, создающих новые и дополнительные рабочие места; совершенствовать нормативно-правовую базу с целью упрощения процедуры регистрации, снятия административных и бюрократических барьеров; создать упрощенную, преимущественно заявительную систему статистического учета субъектов малого предпринимательства; проводить гибкую налоговую политику в части платежей, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты; разработать улусные программы, а на их основе Республиканскую целевую программу по созданию новых и дополнительных рабочих мест до 2003 года. Принятые меры позволят: обеспечить рост объемов производства субъектами малого предпринимательств; увеличить производство товаров народного потребления, в том числе импортозаменяющих и экспортно-ориентированных, потребление населением платных услуг; увеличить число занятых в сфере малого предпринимательства, что значительно снизит напряженность на рынке труда республики; легализовать теневое производство товаров и услуг; увеличить налоговые поступления в республиканскую бюджетную систему. 5. 5. Формирование здорового образа жизни Важнейшим фактором здорового образа жизни является способность человека к созидательному общественному труду. Для формирования здорового образа жизни предполагается реализация следующих мероприятий: усиление роли безопасности и охраны труда; усиление роли профилактики здоровья и вредных привычек у населения; организация пропаганды здорового образа жизни; разработка комплекса мер по охране здоровья женщин и детей, защите генофонда республики; разработка программ развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия). 5. 6. Развитие образования и духовности Главной целью национального возрождения народов республики является развитие интеллектуального, духовного потенциала и культуры. Реализацию поставленной цели необходимо осуществлять усилиями деятельности Академии духовности, развивая гуманитарные науки, определив следующие приоритетные направления: создание условий для повышения профессионального и образовательного уровня через реформирование системы непрерывного, многоуровневого образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов; дальнейшее развитие литературы и искусства, нацеленное на утверждение нового качества жизни; всемерная поддержка творческих талантов, коллективов театров и ансамблей, направленная на развитие и проявление творческих возможностей; создание современной материально-технической базы образования и культуры. 5. 7. Социальная защита населения В обращении к народу Якутии Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева "Республика Саха: Стратегия развития в первой четверти XXI века" подчеркнуто, что "все льготы должны иметь адресный характер". Основной задачей в области социальной защиты населения является постепенный переход от категорийного к адресному принципу предоставления социальных льгот и оказания адресной помощи населению республики. При этом должны быть сохранены правовые гарантии социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны. Для увеличения доли средств, направляемых в пользу наименее обеспеченных семей, необходима поэтапная реализация Федерального закона "О государственной социальной помощи": I этап: 2001-2003 годы установить административную границу бедности на территории республики на уровне 50 процентов семейного прожиточного минимума; II этап: 2004-2007 годы на уровне 70 процентов; III этап: 2008-2010 годы на уровне 80 процентов. В целях избежания необоснованного дублирования пособий и выплат, предоставляемых конкретной нуждающейся семье, необходимо сформировать единую базу данных о получателях социальных льгот и выплат. Назрела необходимость оптимизации сети учреждений социальной защиты населения на основе схем размещения их на территории республики, что в перспективе позволит обеспечить предоставление гражданам минимального перечня гарантированных государством социальных услуг населению. Решение вышеназванных проблем требует усовершенствования структуры и порядка формирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на социальные цели, и обеспечение их приоритетного финансирования. VI. Прогноз основных показателей уровня жизни населения на 2001 2003 годы и 2010 год Претворяя в жизнь стратегию развития Республики Саха (Якутия) в третьем тысячелетии и осуществляя экономические реформы на основе Концепции социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года, усилия Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) будут направлены на создание условий для углубления структурных преобразований, укрепления рыночных начал, преодоления диспропорций. Основной задачей государственной экономической политики в области доходов населения на период до 2005 года является восстановление и повышение реальных доходов населения с ежегодным приростом на 3-4 %, за счет стимулирования увеличения доходов экономически активного населения на базе развития рынка труда, увеличения заработной платы, погашения задолженности по ее выплате, получения доходов от развития предпринимательства, семейной экономики, а также обеспечения улучшения условий жизни для пенсионеров, инвалидов, малоимущих слоев населения. Исходя из сложившихся условий, при реализации поставленных задач экономической политики республики возможно к 2003 году увеличить производство валового регионального продукта в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспорте. В пределах прогнозируемых параметров развития экономики реальные доходы населения могут возрасти в 2003 году и обеспечат почти два прожиточных минимума. Развитие производства, расширение малого предпринимательства позволят несколько снизить к 2003 году уровень общей безработицы до 10,4%. В 2001 году прогнозируется некоторое улучшение уровня жизни населения: реальные располагаемые среднедушевые доходы увеличатся на 2,4 %; количество безработных уменьшится на 8,8%; номинальная среднемесячная заработная плата возрастет на 13,8 % (реальная на 2 %), в том числе у работников бюджетной сферы на 20 %, увеличится обеспеченность жильем на 2,7 %, физический объем розничного товарооборота на 2 %, платных услуг на 2,5 %. Достижение этих показателей прогнозируется исходя из реальных ресурсов и возможностей экономики в 2001 году. Социальная политика будет направлена на создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень потребления социальных благ при одновременном обеспечении эффективной адресной государственной защиты социально уязвимых слоев населения. Развитие рынка труда в республике является одной из основных задач. Численность занятых в экономике в 2001 году составит 474,6 тыс. человек, или останется практически на уровне 2000 года. При этом доля занятых на предприятиях и организациях производственной сферы составит 54,0 % против 53,6 % в 2000 году. Реализация принятых в республике программ содействия занятости населения, поддержки малого предпринимательства, развития семейной экономики, создания рабочих мест на 2001 год позволят сократить уровень общей безработицы до 11,4 % (в 2000 г. 12,3 %, в 1999 г. 12,7%), а официальной до 0,8 %. При этом к 2003 году уровень общей безработицы прогнозируется снизить до 10,4 %, а официальный до 0,72 %. Развитие рынка труда создаст условия для повышения оплаты труда и реальных располагаемых доходов населения. В 2001 году среднедушевые денежные доходы населения составят 4007,3 рублей против 3513,1 рублей в 2000 году и в реальном исчислении (без учета инфляции) увеличатся на 2,4 %, что будет связано в первую очередь с увеличением заработной платы, повышением размера пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, а также в результате получения доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Первоочередными задачами в сфере заработной платы являются обеспечение своевременной выплаты текущей заработной платы, погашение накопленной задолженности, последовательное выполнение минимальных государственных гарантий по оплате труда, внедрение механизма зависимости оплаты труда от результатов. Уровень заработной платы в производственной сфере в 2001 году повысится на 12,4 % за счет увеличения размера минимальной оплаты труда с учетом роста объемов производства, повышения производительности труда и имеющихся ресурсов. Должны быть пересмотрены региональные и отраслевые соглашения для избежания необоснованного увеличения и дифференциации заработной платы между отраслями и предприятиями. В соответствии с принятыми решениями на федеральном уровне с 1 января 2001 года будут увеличены коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, что приведет к росту должностных окладов в среднем в 1,2 раза. При этом тарифный коэффициент максимального разряда составит 10,07 против 8,23 сегодня. В целом же к 2010 году прогнозируется увеличение покупательной способности заработной платы до 3,7 прожиточных минимумов. Социальная политика должна быть направлена на снижение уровня бедности. С 2000 года предполагается постепенное уменьшение численности "бедного" населения: к 2005 году сократится в 1,5 раза, а к 2006-2010 годам еще на 35%. Этому будут способствовать принимаемые меры по повышению доходов "бедного" населения, в том числе продолжится поддержка семейных хозяйств, особенно на селе, через предоставление товарных кредитов, субсидии безработным, желающим организовать собственное дело, микрокредитование. В решении проблем бедности важную роль будут играть и традиционные мероприятия социальной политики. Важнейшим критерием эффективности социальной защиты населения в этих условиях станет ее адресность. В 2001 году будет продолжен переход от действующего категориального принципа социальной защиты к адресной социальной поддержке особо нуждающихся групп населения. Социальные льготы будут упорядочены, в том числе установленные сверх федерального законодательства и не подкрепленные финансированием. Размер стипендий, пособий и других выплат будет определяться не от минимального размера оплаты труда, а от базовой суммы, которая с 1 января 2001 года составит 100 рублей. С введением единого социального налога предполагается уменьшение отчислений во внебюджетные социальные фонды на 2,9 % и приведение социальных выплат за счет централизованных средств в соответствие с федеральным законодательством. Правительству Республики Саха (Якутия) и трем социальным государственным фондам с начала 2001 года предстоит практически по новому выстроить финансирование социального, медицинского страхования и пенсионного обеспечения. В сфере пенсионного обеспечения продолжится внедрение механизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения с сохранением действующего механизма для сегодняшних пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. В связи с преобразованием Департамента пенсионной службы Республики Саха (Якутия) в региональное отделение Пенсионного фонда России, необходимо добиться внесения изменений в федеральное законодательство в части закрепления действующих в республике дополнительных пенсионных выплат и льгот с учетом экстремальных условий проживания на Севере для сохранения и улучшения уровня пенсионного обеспечения в республике. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|