Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.03.2001 № 111ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 2 марта 2001 года № 111 О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года В целях сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых, Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года. 2. Главам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия) при разработке и осуществлении социально-экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года. 3. Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) (Наумов Д.Ф.), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.), Министерству материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия) (Членов В.М.), Министерству труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) (Песковская Ю.А.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я.), Комитету по санитарно-эпидемиологическому надзору при Правительстве Республики Саха (Якутия) (Протодьяконов А.П.) до 15 апреля 2001 года разработать и утвердить план мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2001 года № 111 КОНЦЕПЦИЯ государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года Концепция разработана Комитетом по санитарно-эпидемиологическому надзору при Правительстве Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерством материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия), Министерством труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), Департаментом охраны генофонда народов Республики Саха (Якутия), Якутским государственным университетом им. М.К. Аммосова. Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании, с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки. I. Характеристика современного состояния питания населения Сбалансированное, рациональное, ориентированное на этнические особенности питание - основа здоровья каждого человека. Правильное, рациональное питание - это прежде всего питание, полностью обеспечивающее потребности человека в энергии и всех основных пищевых веществах: белках, жирах, углеводах, пищевых волокнах, витаминах, минеральных солях, микроэлементах и других биологически активных компонентах пищи. Медицинской наукой давно установлено, что под влиянием климато-географических факторов происходит формирование различных типов обменных (метаболических) процессов. В условиях воздействия низких температур у северян выработался специфический, так называемый "полярный", белково-липидный тип обмена веществ. Это означает, что на Севере питание должно строиться с несколько большим включением белков и жиров при относительно меньшей энергетической значимости углеводов. Сегодня питание населения республики характеризуется нарастающей тенденцией дисбаланса его структуры, снижением потребления наиболее биологически ценных пищевых продуктов, являющихся источниками незаменимых аминокислот, витаминов и микроэлементов. Анализ данных Комитета Республики Саха (Якутия) по статистике за 1999 год показывает, что потребление мяса составляет 82% от физиологической нормы, рыбы - 39%, молочной продукции - 63%, овощей - менее 50%. Питание населения носит выраженный углеводно-липидный характер, в частности, потребление хлеба пшеничного составляет 146% от рекомендуемого количества, сахара и кондитерских изделий - 492%. Обследования детей дошкольного возраста в г. Верхоянске и пос. Батагай, проведенные в 1983 - 1988 годах Институтом питания РАМН, выявили глубокий дефицит витамина С у 27 % обследованных детей, витамина А - у 36 %, каротиноидов - у 48 %, витамина В1 - у 40 %, витамина В2 - у 53 % обследованных детей. Сложившаяся ситуация обусловливает рост алиментарно-зависимых заболеваний и общее ухудшение показателей здоровья населения. Так, за последние десять лет существенно возросла заболеваемость ожирением, болезнями эндокринной системы, остается высоким уровень анемий среди детей и беременных женщин. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 04.01.2000 № 934 "О развитии внутреннего рынка продукции и товаров Республики Саха (Якутия)" позволяет ожидать резкого расширения производства пищевых продуктов из местного продовольственного сырья. Необходимо отметить, что результаты углубленного изучения качества и безопасности местного продовольственного сырья и пищевых продуктов дают основание утверждать об их экологической чистоте. В 1995-1997 годах Республиканским центром Госсанэпиднадзора исследовано более 3000 проб местных мясных, молочных продуктов, продукции растениеводства на определение показателей безопасности: содержания токсичных элементов (меди, свинца, цинка, кадмия), микотоксинов, пестицидов, радионуклидов. Фактическое содержание указанных веществ существенно ниже допустимых уровней их содержания в пищевой продукции. Сегодня как никогда уместно обратиться к историческому опыту традиционного питания северян. Многие стороны принципов питания народов Севера: молочнокислая пища, кумыс, бессолевая диета, сыроедение, повышенное потребление высококалорийной пищи (жиров) в условиях низких температур и т.д. признаются гигиенически целесообразными и полезными. Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности общества, важности принятия необходимых мер по повышению уровня самообеспечения республики продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания. II. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых, восстановление традиционного типа питания северян. Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, нормативно-правовой и материальной базы, обеспечивающей: преимущественное обеспечение населения пищевыми продуктами, произведенными из местного продовольственного сырья; производство пищевых продуктов, обогащенных витаминами, микроэлементами и другими биологически активными компонентами; доступность пищевых продуктов для всех слоев населения; высокое качество и безопасность пищевых продуктов; постоянный контроль за состоянием питания населения; пропаганда среди населения принципов рационального, здорового питания. На первом этапе реализации Концепции (2001 год) предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы в сфере производства и реализации пищевых продуктов, принимаются государственные целевые программы в области питания, разрабатываются республиканские технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие) на производство традиционных продуктов питания народов Якутии, определяется уровень дефицита пищевых веществ, реализуются мероприятия по улучшению качества и безопасности продовольствия. В качестве неотложных мер на данном этапе должна быть разработана система экономического стимулирования местных товаропроизводителей продовольственного сырья и пищевых продуктов и внедрения современных технологий переработки, хранения и транспортирования продовольствия. На втором этапе реализации Концепции (2002-2004 годы) предусматривается доведение производства пищевых продуктов из местного продовольственного сырья до плановых объемов, организация масштабного обогащения пищевых продуктов витаминами, макро- и микроэлементами, биологически активными добавками за счет использования как готовых витаминных комплексов (премиксов), так и нутриентов из местного растительного, биологического и минерального сырья, широкое внедрение новых технологий производства, переработки, хранения и транспортировки продовольствия, выпуск пищевых продуктов детского и диетического назначения, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по питанию для различных возрастных и социальных групп населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья людей, обусловленного алиментарно-зависимыми заболеваниями, совершенствование государственного контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов. На третьем этапе реализации Концепции (2005 год) должны быть стабилизированы производство и реализация продовольствия на внутреннем рынке, реализованы меры по повышению покупательной способности и культуры питания населения; потребление основных видов пищевых продуктов должно достичь физиологических потребностей человека; будут подведены итоги предыдущих этапов реализации Концепции и определены направления государственной политики в области здорового питания на перспективу. III. Основные принципы государственной политики в области здорового питания Государственная политика в области здорового питания основывается на следующих принципах: здоровье человека - важнейший приоритет государства; питание должно быть организовано с учетом специфического "полярного" типа обмена веществ у людей, проживающих на Севере длительное время; питание должно не только удовлетворять физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи; рациональное питание детей должно быть предметом особого внимания государства; продовольственное сырье и пищевые продукты должны быть безопасными для здоровья человека и соответствовать установленным требованиям качества. IV. Ocновные направления государственной политики в области здорового питания 1. В области формирования и совершенствования нормативно-правовой базы предусматривается: 1. 1. Разработка нормативных документов по механизму реализации федерального и республиканского законов "О качестве и безопасности пищевых продуктов", регулирующих производство, транспортировку, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов. 1. 2. Разработка нормативно-технической документации (технических условий, рецептур, технологических инструкций) на производство традиционных национальных пищевых продуктов народов Севера для массового потребителя, а также отдельных категорий населения (детей, спортсменов и др.). 1. 3. Разработка нормативно-технической документации на производство пищевой продукции, обогащенной пищевыми добавками из местных лекарственных растений. 1. 4. Разработка нормативно-технической документации на производство новых видов биологически активных добавок к пище из местных сырьевых ресурсов растительного и животного происхождения. 1. 5. Совершенствование рычагов экономического стимулирования местных производителей витаминизированной, обогащенной микронутриентами и биологически активными добавками пищевой продукции, повышающих заинтересованность в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия. 1. 6. Создание вертикально-интегрированных юридических структур, объединяющих производителей продовольственного сырья и предприятий по переработке и производству пищевой продукции. 1. 7. Формирование инвестиционных фондов и лизинговых компаний для расширения условий льготного кредитования местных товаропроизводителей. 1. 8. Изучение и пересмотр существующих норм обеспеченности питанием в учреждениях социального обслуживания, а также малоимущих слоев населения. 1. 9. Разработка Единой комплексной программы по реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха(Якутия) по следующим направлениям: "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности республики"; "Возрождение и популяризация традиционного здорового питания народа саха"; "Пропаганда и организация здорового питания детей в организованных коллективах"; "Долины Великой Лены"; "Внедрение современных технологий водоочистки методами установки локальных автономных систем водоподготовки и фильтрации на объектах общественного питания и пищевой промышленности, развитие производств по бутилированию питьевой воды в Республике Саха (Якутия)"; "Обеспечение продовольственными товарами населения Республики Саха(Якутия) из-за ее пределов на период до 2005 года"; "Профилактика йод-дефицитных состояний у населения Республики Саха (Якутия)"; "Профилактика кариеса у детей Республики Саха (Якутия)" и другие. В настоящее время требуется ревизия, расширение и пролонгирование отдельных действующих республиканских программ, разработанных по отраслевому принципу без учета всех аспектов здорового питания и здоровья населения республики. Единая комплексная программа должна координировать деятельность всех министерств и ведомств. 2. В области производства продовольственного сырья необходимо осуществить следующие меры: 2. 1. Дальнейшее развитие земледелия, создание высопродуктивной и сбалансированной агроэкосистемы в Приленской агроклиматической зоне республики, обеспечивающей значительное повышение производства зерна, картофеля и других сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. 2. 2. Выведение новых высокоурожайных сортов зерновых культур, картофеля, многолетних трав, рентабельных сортов овощей, плодово-ягодных культур и лекарственных трав. 2. 3. Восстановление производственной инфрастуктуры в местах хозяйственной деятельности, создание базовых специализированных хозяйств в условиях развития семейной экономики на селе. 2. 4. Повышение производства и увеличение ассортимента сельскохозяйственных культур для удовлетворения потребности населения республики. 2. 5. Разработка новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животных, обогащенных поливитаминными премиксами и микронутриентами, внедрение технологии производства комбикормов-концентратов. 2. 6. Выведение новых пород крупного рогатого скота, лошадей, северных оленей зонального якутского типа с высокой устойчивостью к экстремальным условиям Севера, обеспечивающих стабильное производство качественного продовольственного сырья с высокой питательной ценностью молока и мяса. 2. 7. Выделение экологически чистых зон, обеспечивающих высококачественным натуральным сырьем из местных ресурсов, в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов. 2. 8. Создание специализированных убойных пунктов скота для сохранения гигиенической ценности мяса, сохранения и безотходного использования вторичного сырья. 3. В области производства пищевых продуктов предусматривается: 3. 1. Совершенствование технологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья из местных экологически чистых ресурсов, включая: возрождение производства традиционных продуктов питания народа саха на основе промышленной технологической переработки: кисломолочной продукции (тар, бутугас, кумыс, бырпах и др.), продукция из жеребятины, оленины и др., мясных субпродуктовых наборов ("ис миинэ", "ис уэрэ" и др.) использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности (пахта, обрат, молочная сыворотка, субпродукты, кровь, ферментное сырье и др.) для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животных. 3. 2. Производство пищевой продукции массового потребления, по питательности и гигиенической ценности соответствующей потребностям организма северного человека, в том числе: получение новых видов продуктов путем обогащения поливитаминными премиксами, микроэлементами и биологически активными веществами; производство продуктов питания массового потребления, адаптированных для различных контингентов и возрастных групп населения: детское молочное питание для детей до 1-го года, от 7 до 14 лет, детей-спортсменов и т.д.; производство продуктов лечебно-профилактического, диетического назначения из натурального местного сырья по рецептам традиционных национальных блюд якутской кухни для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия экстремальных факторов среды проживания; реализация республиканской целевой программы "Обеспечение населения Якутии доброкачественной питьевой водой"; дальнейшее развитие производств по выпуску бутилированной питьевой воды в Республике Саха (Якутия). 3. 3. Разработка и производство пищевых добавок, биологически активных добавок к пище из местного растительного и животного сырья, пищевой поваренной йодированной соли в объемах, достаточных для полного обеспечения населения согласно потребности населения, в частности путем обогащения ими пищевых продуктов массового потребления. 3. 4. Совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции, включая: освоение новых технологий хранения овощей по голландской системе с применением газовой среды; внедрение технологии быстрой сушки картофеля и других овощей, лекарственных трав, а также скорой заморозки молока, ягод, рыбы и т.д. 4. В области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний, связанных с неправильным питанием, требуется разработка и реализация республиканских целевых программ, обеспечивающих: 4. 1. Преодоление дефицита витаминов (группы С, В, А, бета-каротина), макро- и микроэлементов (кальция, магния, фосфора, йода, фтора, селена) у населения республики, эндемичной по ряду заболеваний; 4. 2. Профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, анемии, заболеваний органов пищеварения, онкологических заболеваний и др.); 4. 3. Увеличение объемов производства продовольствия и пищевой продукции, биологически активных добавок к пище из местных сырьевых ресурсов. 5. В области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья необходимо: максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможность бактериального, химического и физического загрязнения, на основе изучения и оценки мирового рынка технологий производства пищевых продуктов; совершенствование государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции, в первую очередь разработка реального механизма реализации законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; ведение мониторинга здоровья и структуры питания населения в рамках республиканской системы социально-гигиенического мониторинга, координируемого санитарно-эпидемиологической службой; совершенствование контроля качества и безопасности продовольствия органами, осуществляющими надзор, расширение сети производственно-контрольных лабораторий. 6. В области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются следующие меры: 6. 1. Ликвидация информационного дефицита в вопросах культуры питания: выпуск специализированной информационно-методической литературы; 6. 2. Широкая пропаганда и обучение населения психологии здорового образа жизни и правильного питания ("Школы здоровья", народные университеты, консультации специалистов по месту жительства); 6. 3. Системная подготовка высококвалифицированных кадров - специалистов по лечебному и диетическому питанию, гигиене питания (диетологов, нутрицологов, фитотерапевтов, врачей-гигиенистов и др.) для дальнейшего проведения обучающих курсов работникам пищеперерабатывающих предприятий, общественного питания, сферы образования и здравоохранения; 6. 4. Расширение учебных программ циклами обучения правильному сбалансированному питанию в пределах учебных планов в общеобразовательных школах, средних специальных и высших заведениях республики. 7. В области рационализации детского питания намечается решение следующих задач: 7. 1. Разработка и реализация комплексной программы поддержки грудного вскармливания; 7. 2. Расширение производства специализированных продуктов для детей раннего возраста (в том числе витаминизированной молочной продукции), дошкольного и школьного возраста; 7. 3. Организация и обеспечение в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования. 8. В области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры: 8. 1. Осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно-зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения республики; 8. 2. Подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля. 9. В области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, а также механизм ее реализации. V. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания являются: государственная система поддержки, протекционизма отечественных и зарубежных инвестиций, экономического стимулирования внутреннего производства пищевых продуктов из местного продовольственного сырья и дальнейшего развития семейной экономики; разработка и реализация целевых программ, направленных на улучшение питания населения; развитие фундаментальных исследований в области традиционного образа питания северян с разработкой перспективных направлений производства и потребления продовольствия; государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта; ведение социально-гигиенического мониторинга здоровья и питания населения; проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки; развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|