Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.03.2002 № 131ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 марта 2002 года № 131 О Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в целях реализации мер по содействию занятости населения Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Принять к сведению информацию Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) об итогах выполнения Программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) за 2001 год (приложение № 7). 2. Утвердить Республиканскую целевую программу содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год и приложения № 1-6 к данной программе. 3. Возложить на Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) и Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) функции координаторов данной программы. 4. Исполнителям Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год представлять ежеквартально координаторам информацию о реализации мероприятий программы. 5. Считать утратившими силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2001 № 254 "О Программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2001 год" и от 27.08.2001 № 455 "О внесении изменений в Программу содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2001 год". 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) С.НАЗАРОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 131 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД Якутск-2002 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год 2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами 2.1. Содержание проблемы 2.2. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда 2.3. Программные методы реализации политики занятости на рынке труда 3. Цели и задачи Программы 4. Система программных мероприятий 4.1. Трудоустройство незанятого населения 4.2. Содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите 4.3. Организация взаимодействия с работодателями и информирование населения 4.4. Профессиональное обучение и профессиональная ориентация 4.5. Поддержка доходов безработных граждан 5. Ресурсное обеспечение Программы 6. Механизм реализации Программы 7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации 8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы Приложения ПАСПОРТ Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год Наименование Программы Республиканская целевая программа содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год Наименование, дата и номер Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости принятия населения решения о разработке в Российской Федерации", постановление Программы Правительства РС(Я) от 23.03.2001 № 164 "О Плане действий Правительства РС(Я) в области социально-экономической политики на 2001-2003 годы", распоряжение Правительства РС(Я) от 03.10.2001 № 1455-р "О разработке Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год" Государственный заказчик Правительство Республики Саха (Якутия) Программы Государственный Департамент Федеральной государственной координатор службы Программы занятости населения по РС(Я), Министерство труда и социального развития РС(Я) Основные разработчики Департамент Федеральной государственной Программы службы занятости населения по РС(Я) с участием заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти улусов (городов), улусных (городских) центров занятости Цели и задачи Программы Расширение занятости населения и снижение уровня безработицы путем: содействия трудоустройству незанятого населения; обеспечения конкурентоспособности рабочей силы через профессиональное обучение безработных граждан; организации профессиональной ориентации незанятого населения и выпускников общеобразовательных учреждений; поддержки занятости населения в сельской местности; информирования населения о наличии свободных рабочих мест и ситуации на рынке труда; повышения эффективности предоставляемых услуг. Срок реализации Программы 2002 год Основные мероприятия Трудоустройство незанятого населения Программы Содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите Организация взаимодействия с работодателями и информирование населения Профессиональное обучение и профориентация безработных граждан Поддержка доходов безработных граждан в период поиска работы Исполнители основных Департамент Федеральной государственной мероприятий службы Программы занятости населения по РС(Я), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство сельского хозяйства РС(Я), Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту РС(Я), Министерство науки и профессионального образования РС(Я), администрации улусов (городов) Объемы и источники Всего 118,5 млн. рублей из средств бюджета финансирования РФ Программы Ожидаемые конечные Реализация мероприятий Программы позволит: результаты снизить уровень общей безработицы в 2002 реализации Программы году до 9,2% от численности экономически активного населения; сократить среднюю продолжительность регистрируемой безработицы до 5,5 месяцев; при содействии органов службы занятости обеспечить занятость, в том числе временную, 32,6 тыс. человек; обучить и переподготовить 3,4 тыс. безработных граждан; направить для работы на предприятиях горнодобывающей отрасли 600 человек из числа незанятого населения; организовать общественные работы с участием 3,3 тыс. безработных граждан в улусах с напряженной ситуацией на рынке труда; оказать услуги по профессиональной ориентации 30 тыс. человек; поддержать доходы 20 тыс. безработных граждан. Система организации Контроль за реализацией Программы контроля осуществляют за исполнением Программы Правительство РС(Я), Министерство труда и социального развития РФ 2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами 2. 1. Содержание проблемы Наметившийся экономический рост на протяжении 2000-2001 гг. оказывал заметное влияние на формирование и функционирование рынка труда. По некоторым направлениям на республиканском рынке труда проявились признаки стабилизации ситуации. Среди них выделяются следующие: Замедление темпов снижения численности трудовых ресурсов и занятого населения. Трудовые ресурсы составили 620,8 тыс. человек в среднегодовом исчислении, или 63% от численности постоянного населения. Численность экономически активного населения по оценке Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по статистике составила на 1 января 2002 года 519,1 тыс. человек. Уровень экономической активности населения по итогам выборочного обследования Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по статистике составил 68,9%, что выше, чем в среднем по Российской Федерации (65,1%). Численность занятых в отраслях экономики составила 468,7 тыс. человек. Если в течение 2000 года она сократилась на 7 тыс. человек (1,5%), то на протяжении 2001 года произошло увеличение численности занятых на 1 тыс. человек (0,2%). 80% занятых составляют работники крупных и средних предприятий. Среди занятых всего 13,2% имеют высшее профессиональное образование (в 1,6 раза меньше, чем по РФ). Их образовательный потенциал обеспечивает им более высокий уровень занятости (79%). Самый низкий уровень занятости отмечается у лиц, имеющих среднее общее образование и не имеющих образования. Их удельный вес составляет около 27%. Рост спроса на рабочую силу наблюдается впервые за годы экономических реформ. В январе-ноябре 2001 года среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий возросла на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В отраслевой структуре отмечается рост числа работающих на предприятиях и организациях промышленности на 2,7% за счет цветной металлургии и промышленности строительных материалов, строительства - на 5,6%, торговли - на 4,4%. Вместе с тем продолжалось сокращение работающих в сельском хозяйстве на 11,1%, на транспорте - на 3,7% за счет сокращения на железнодорожном и авиационном транспорте. В свою очередь спрос на работников обусловил оживление на рынке рабочей силы. На протяжении двух лет отмечается положительное сальдо приема и выбытия работников крупных и средних предприятий. За 2001 год принято на работу 122,6 тыс. человек (на 14% больше, чем в 2000 году), выбыло 119,2 тыс. человек (на 19% больше). Таким образом, общий объем движения рабочей силы возрос на 14%. Остались на прежнем уровне размеры неполной занятости и масштабы высвобождения. В течение 2001 года масштабы высвобождения в связи с сокращением персонала не превышали 4 тыс. человек и остались на уровне 2000 года. Также не претерпел значительных изменений удельный вес работавших неполное рабочее время по инициативе администрации и находившихся в вынужденных отпусках. Если в 2000 году он составлял 4%, то в 2001 году - 5% от среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий. Одновременно сохранились негативные моменты, продолжающие существенно влиять на стабилизационные процессы на рынке труда. Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Превышение предложения рабочей силы над спросом составляет 1,2 раза. При этом сохраняется ситуация, когда при наличии избытка предложения рабочей силы, главным образом, в сельской местности, имеет место дефицит квалифицированных специалистов в различных отраслях. В настоящее время рост макроэкономических показателей не сопровождается адекватным спросом на рабочую силу. Темп роста занятого населения в январе-сентябре 2001 года (99,7% к соответствующему периоду 2000 года) заметно отстает от темпов роста валового регионального продукта (104,9%) и базовых отраслей экономики: промышленности (102,9%), строительства (120,1%), сельского хозяйства (102,2%), транспорта и связи (104,1%). В производственной сфере не наблюдается отчетливых признаков вовлечения рабочей силы, и на данном этапе экономический рост обеспечивается за счет использования трудового потенциала работников списочного состава предприятий. Значительная дифференциация улусов по уровню безработицы. Общая численность безработных, классифицируемых по методологии МОТ, уменьшилась с начала 2001 года на 2 тыс. человек (3,4%) и на 1 января с.г. составила 50,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился с 10% до 9,7% от численности экономически активного населения и остается одним из низких показателей среди субъектов Дальневосточного федерального округа. По Российской Федерации на начало октября уровень общей безработицы составлял 8,1%. Тем не менее, в 15 улусах уровень безработицы превышает 10%. Прежде всего это относится к северным улусам, в которых уровень безработицы составляет 11-20%. Особо выделяется Усть-Янский улус (26%). В ряде сельских улусов уровень безработицы - от 10 до 13%. Сохранение высокого уровня безработицы в сельской местности. С начала 2001 года численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, увеличилась на 1,0 тыс. человек и на начало 2002 года составила 6,4 тыс. человек. Произошли некоторые изменения в структуре безработных. Доля молодежи за этот период увеличилась на 3,8 процентных пункта и составила 35,7% всех зарегистрированных безработных. Неуклонно возрастал удельный вес зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, с 47,3% до 66,8%. Основной причиной является узость сферы приложения труда сельских жителей, неразвитость рыночной инфраструктуры. Для них характерна высокая продолжительность безработицы - 6 месяцев. Между тем средняя продолжительность безработицы в республике снизилась с начала 2000 года с 7,1 до 5,7 месяцев. Снижение происходит ввиду трудоустройства длительно безработных граждан. Численность граждан, являющихся безработными более года, уменьшилась более чем в 1,3 раза. Потребность в работниках, заявленная в службу занятости, увеличилась с 2,5 тыс. до 4,4 тыс. вакансий, из них 3,3 тыс. (76%) - по рабочим специальностям. Но при этом более половины всех вакансий заявлено предприятиями и организациями городов Якутск и Нерюнгри. Таким образом, несмотря на то, что коэффициент напряженности на регулируемом сегменте республиканского рынка труда с начала 2000 года снизился с 4,4 до 2,1 сохраняется значительная дифференциация между улусами. Средняя продолжительность существования вакансии составляет 2,7 месяца. Около 30% вакансий длительное время не заполняются в связи с низким размером оплаты труда, а также сезонным характером рабочих мест. Основные проблемы на рынке труда Трудовая сфера по своим основным характеристикам все еще не соответствует требованиям рынка труда и рыночным преобразованиям в экономике. Основными проблемами, сдерживающими развитие эффективного рынка труда, являются: количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, обусловленный очаговым характером размещения производств, малой емкостью республиканского рынка труда, особенно в сельской местности и арктических улусах, неразвитостью рыночной инфраструктуры; значительная дифференциация в оплате труда между отраслями, низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве и отраслях социальной сферы; сохраняющийся высокий уровень безработицы в сельской местности и арктических улусах; медленная перестройка системы государственного профессионального образования, ее гуманитарная направленность, несоответствие масштабов, структуры и форм профессиональной подготовки граждан изменениям в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке; сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, инвалидов, женщин и др.) ввиду их низкой конкурентоспособности на рынке труда. Среди работодателей сохраняется субъективный подход при найме на работу в зависимости от пола, возраста, физических возможностей, опыта работы; несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей трудовую сферу, не позволяющее в полной мере задействовать механизмы повышения эффективности рынка труда. 2. 2. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда В 2002 году численность постоянного населения практически не изменится и составит 984,2 тыс. человек. Стабилизируется численность занятого населения, которая достигнет 471,4 тыс. человек, главным образом, за счет увеличения занятых в производственной сфере. Предполагается создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики: нефтегазоперерабатывающей, золото- и угледобывающей, алмазообрабатывающей, деревообрабатывающей промышленности, малом предпринимательстве. Останется заметным рост потребности в специалистах и квалифицированных рабочих в ведущих отраслях промышленности, образовании, здравоохранении, сфере обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве. Потребность в работниках составит в АК "АЛРОСА" 7,9 тыс. человек, из них по основной деятельности - 4,3 тыс. человек, АК "Якутскэнерго" - 280 человек, ГУП "Якутуголь" - около 250 человек, ННГК "Саханефтегаз" более 100 человек. Сохранится большая нехватка специалистов по линии министерств образования более 1,5 тыс. человек, здравоохранения около 1 тыс. человек, строительства и архитектуры более 1,5 тыс. человек. Тем не менее, спрос на рабочую силу в условиях сохраняющихся размеров скрытой безработицы окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения. Потребность производственных предприятий и организаций в работниках, в основном, будет покрываться за счет внутренних источников, таких как занятые неполное рабочее время, находящиеся в отпусках, высвобождаемые в связи со структурной реорганизацией. Кроме того, рост объемов производства на предприятиях будет базироваться на дальнейшем увеличении производительности труда. Предложение рабочей силы в 2002 году будет заметно превышать спрос на нее. По оценке общий объем предложения рабочей силы составит около 159 тыс. человек, в то время как спрос на нее предполагается на уровне 135 тыс. человек. При этом сохранение объемов предложения рабочей силы в условиях небольшого увеличения спроса не будет сопровождаться сдвигами в профессионально-квалификационной структуре. В 2002 году сохранится тенденция снижения общей безработицы. Среднегодовая численность безработных составит около 47 тыс. человек, или 9,2% от экономически активного населения. 2. 3. Программные методы реализации политики занятости на рынке труда Наличие существующих проблем на рынке труда, значительная дифференциация ситуации с занятостью в северных, сельских улусах, а также в таких отраслях, как сельское хозяйство, бытовое обслуживание свидетельствуют о том, что способность формирующегося рынка труда к саморегуляции незначительна. Поэтому сохраняется необходимость в использовании государственного регулирования, которое предусматривается осуществлять в ходе реализации Программы. Экономические условия для развития занятости реализуются в рамках республиканских программ создания новых рабочих мест, развития семейной экономики. Организационные меры направлены на усиление влияния интегрированных действий органов исполнительной власти республиканского и улусного уровней, органов службы занятости, общественных организаций. Данные меры могут быть реализованы с использованием программно-целевого метода, позволяющего сочетать единство целей, задач и путей их решения. 3. Цели и задачи Программы Настоящая Программа направлена на расширение занятости населения и сокращение безработицы. Исходя из ключевых проблем республиканского рынка труда (раздел 2,3) определены приоритетные направления работы органов исполнительной власти и службы занятости в данной области. Основными задачами являются: 1. Организация в каждом улусе эффективного взаимодействия органов службы занятости с работодателями с целью сокращения периода поиска работы и оперативного обеспечения работодателя рабочей силой путем внедрения широкого спектра услуг (ярмарки вакансий, дни работодателя и др.). Данная задача включает в себя обеспечение предприятий горнодобывающей промышленности квалифицированной рабочей силой для работ вахтовым методом и на сезонных работах, трудоустройство выпускников учебных заведений на основе договоров между учебными заведениями и работодателями, организацию общественных работ, организуемых для безработных граждан, и реализацию специальных программ для других групп населения, низкоконкурентных на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите. 2. Содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите, путем их трудоустройства на квотируемые рабочие места в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите". 3. Повышение конкурентоспособности местных трудовых ресурсов путем профессионального обучения и переобучения безработных граждан техническим специальностям и последующего их трудоустройства, а также профессиональной ориентации незанятого населения и выпускников общеобразовательных учреждений. 4. Организация широкой информационной поддержки программы, а также оперативное информирование населения о наличии свободных рабочих мест, ситуации на рынке труда и перспективных направлениях его развития. 5. Содействие занятости населения в сельской местности, а также в арктических улусах, где проблемы безработицы наиболее остры. 4. Система программных мероприятий В настоящей Программе выделено 5 основных направлений реализации политики занятости: Трудоустройство незанятого населения Содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите Взаимодействие с работодателями и информирование населения Профессиональное обучение и ориентация безработных граждан Поддержка доходов безработных граждан Модульная структура Программы обеспечивает взаимоувязанность, комплексность и преемственность системы государственной поддержки и регулирования рынка труда и занятости населения. По каждому направлению предусмотрены специфические задачи и мероприятия по их решению. Данная структура позволяет оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда, и эффективно вносить коррективы в общую концепцию Программы в зависимости от внешних условий. 4. 1. Трудоустройство незанятого населения Программные действия охватывают следующие направления: широкое внедрение новых организационных форм взаимодействия (специализированные ярмарки вакансий, "Дни открытых дверей", телефонные "горячие линии" и др.). обеспечение предприятий горнодобывающей промышленности рабочей силой, в том числе для работ вахтовым методом и сезонные работы; организация общественных работ для безработных граждан. Реализация данных мер позволит значительно сократить время поиска работы для незанятого населения, оперативно обеспечивать работодателя необходимой рабочей силой. В результате реализации этих мероприятий будет трудоустроено 32,6 тыс. человек. 4. 2. Содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите Мероприятия направлены на социальную адаптацию граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих особые потребности на рынке труда и трудности в поиске работы. К данной категории относятся инвалиды; молодежь, которая впервые ищет работу; граждане, уволенные с военной службы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; одиноких категорий женщин; лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, и т.д. Их трудоустройство будет обеспечиваться через механизм квотирования рабочих мест для данной группы населения и субсидирования работодателей, что позволит обеспечить занятость 1,1 тыс. чел. 4. 3. Организация взаимодействия с работодателями и информирование населения Углубление деловых связей с работодателями, применение новых форм взаимодействия являются основой работы органов службы занятости, необходимым условием в содействии занятости населения. В течение года в улусах и городах будут организованы более 100 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, а также другие мероприятия, в том числе конкурсы среди работодателей всех форм собственности и отраслей экономики. Комплекс мер по информационной поддержке населения направлен на обеспечение широкого доступа населения к информации о ситуации на республиканском рынке труда, свободных рабочих местах, требованиях работодателей, предъявляемых к работникам, учебных местах, перспективах и проблемах развития республиканского рынка труда. Данные меры предполагают формирование республиканского банка вакансий, размещение регулярной информации о ситуации на рынке труда, перспективах и проблемах его развития в республиканских, улусных электронных и печатных средствах массовой информации. 4. 4. Профессиональное обучение и ориентация безработных граждан Мероприятия по развитию качества рабочей силы направлены на повышение и развитие конкурентоспособности и трудовой мобильности граждан путем предоставления им образовательных, профориентационных услуг с учетом потребностей рынка труда. Проведение эффективной работы с незанятым населением требует вариативного подхода к организации профессионального обучения. При этом приоритетными будут оставаться вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров для ведущих отраслей экономики. Предусматривается организация обучения сельского незанятого населения, особенно молодежи, техническим специальностям на базе учебных заведений начального и среднего профессионального образования, а также учебно-курсовых комбинатов крупных промышленных предприятий. В этих целях предполагается: организация профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите: женщин, молодежи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, лиц, продолжительное время не имеющих работы; содействие развитию предпринимательских навыков и различных форм самозанятости посредством обучения специальностям, востребованным в сфере услуг, на базе учебных центров службы занятости; совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, выпускников образовательных учреждений и других социально незащищенных категорий населения; В результате реализации мероприятий по развитию качества рабочей силы будет направлено на профессиональное обучение 3,4 тыс. человек, профориентационные услуги будут оказаны 30 тыс. человек. 4. 5. Поддержка доходов безработных граждан Меры по обеспечению государственных гарантий безработных граждан направлены на материальную поддержку лиц, оказавшихся без работы (а также несовершеннолетних граждан, находящихся на их иждивении), в виде выплаты пособий по безработице на период поиска работы. Максимальный размер пособий определяется исходя из величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, минимальный размера минимальной оплаты труда. В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в РФ" величина прожиточного минимума ежеквартально устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия). Всего этими мерами предполагается охватить 20 тыс. человек. 5. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) в 2002 году будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Суммарные расходы на реализацию мероприятий Программы составят 118,5 млн. рублей. Из них на программы активной политики занятости (профессиональное обучение и профориентация незанятого населения, специальные программы занятости) 31,9 млн. рублей, программы материальной поддержки лиц, признанных безработными (выплата пособий (стипендий) по безработице, материальной помощи безработным и досрочных пенсий), 86,6 млн. рублей. Расходы на реализацию активной политики занятости населения составят 27% от общей суммы расходов мероприятий Программы, а на программы материальной поддержки безработных 73%. 6. Механизм реализации Программы Данная Программа реализуется на республиканском и улусном уровнях. На республиканском уровне к участию в Программе привлекаются республиканские органы исполнительной власти - Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) является основным исполнителем мероприятий данной Программы. На уровне улусов данная Программа реализуется через программы содействия занятости населения улусов (городов), заказчиком которых является Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия). 7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Координирует работу по выполнению Программы Координационный совет по содействию занятости населения при Правительстве Республики Саха (Якутия). В соответствии с действующими нормативными актами контроль за выполнением Программы осуществляют Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Правительство Республики Саха (Якутия). Департамент Федеральной государственной службы занятости по Республике Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) осуществляют координацию работы основных исполнителей в этой области. 8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы Реализация мероприятий Программы будет содействовать позитивным изменениям социальной и экономической ситуации в республике и позволит: снизить уровень общей безработицы в 2002 году до 9,2% от численности экономически активного населения; сократить среднюю продолжительность регистрируемой безработицы до 5,5 месяцев; обеспечить при содействии органов службы занятости занятость, в том числе временную, 32,6 тыс. человек; направить на профессиональное обучение и переподготовку 3,4 тыс. безработных граждан для повышения их конкурентоспособности и дальнейшего трудоустройства; организовать общественные работы с участием 3,3 тыс. безработных граждан; оказать услуги по профессиональной ориентации 30 тыс. человек; поддержать доходы 20 тыс. безработных граждан. Приложение № 1 к Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 131 Мероприятия по содействию занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год № Наименование мероприятия Срок Исполнители Стоимость Ожидаемые (млн. результаты руб.) 1 2 3 4 5 6 1. Трудоустройство незанятого населения 1.1 Содействие в трудоустройстве 2002 Департамент ФГСЗН Трудоустройство незанятого 32,6 тыс. человек населения, в т.ч. на временные и сезонные работы 1.2 Организация территориального 2002 перераспределения рабочей силы, в том числе 1.2.1 Направление для работы в старательских 2002 Администрации Не менее 350 человек, из них артелях, Мегино-Кангаласского, молодежь лесозаготовительных и горнодобывающих Чурапчинского, 105 человек предприятиях Усть-Алданского, г.г. Нерюнгри, Алдана граждан из числа Амгинского, Таттинского незанятого улусов, населения, в том числе молодежи-30% Департамент ФГСЗН, Минмолодежи РС(Я) 1.2.2 Направление незанятого населения для 2002 Администрации Анабарского, Около 250 человек, из них работы Верхневилюйского, молодежь вахтовым методом на предприятия АК Вилюйского, Нюрбинского, 75 человек "АЛРОСА" Оленекского, из улусов алмазной провинции, в том Сунтарского улусов, числе Департамент молодежи-30% ФГСЗН 1 2 3 4 5 6 1.3 Организация общественных работ для 2002 Администрации улусов 10,2 Общественные работы с безработных (городов), участием граждан и незанятого населения, в том Департамент ФГСЗН, 3,3 тысяч человек числе Министерство в рамках движения " Моя Якутия в XXI по молодежи РС(Я) веке", в том числе молодежь-30% 1.4 Социальная адаптация безработных 2002 Департамент ФГСЗН, 0,1 Психологическая поддержка и граждан Минмолодежи трудоустройство на рынке труда в рамках программы РС(Я) 70 человек "Клуб ищущих работу"" 1.5 Субсидирование самозанятости населения 2002 Департамент ФГСЗН 0,4 Субсидирование 76 человек Итого по разделу 10,3 2. Содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите 2.1 Организация презентаций выпускников II кв. Департамент ФГСЗН, Участие около 1 тыс. человек профессиональных 2002 Минмолодежи учебных заведений РС(Я) 2.2 Организация работы ССО 2002 Минмолодежи РС(Я), Поддержка занятости ГУП "МБТ РС(Я)" около 500 человек 2.3 Реализация программы "Волонтер" 2002 Минмолодежи РС(Я), Поддержка занятости ГУП "МБТ РС(Я)" около 2 тыс. человек 2.4 Трудоустройство лиц, особо нуждающихся 2002 Департамент ФГСЗН 5,2 Трудоустройство 1100 человек в социальной защите: - выпускники учебных профессиональных заведений; - длительно безработные граждане; - инвалиды; - освобожденные из мест лишения свободы; - одинокие, многодетные родители 2.5 Трудоустройство и профессиональное 2002 Администрации улусов, Трудоустройство 20 человек обучение городов, детей-сирот и детей, оставшихся без Департамент ФГСЗН попечения родителей Итого по разделу 5,2 1 2 3 4 5 6 3. Взаимодействие с работодателями и информирование населения о положении на рынке труда 3.1 Регулярное информирование населения и 2002 Департамент ФГСЗН 0,2 Информирование населения работодателей о ситуации на рынке труда в республиканских и улусных СМИ 3.2 Организация ярмарок вакансий, учебных 2002 Департамент ФГСЗН 0,9 102 ярмарки вакансий рабочих мест и других мероприятий 3.3 Организация работы по учету вакансий 2002 Департамент ФГСЗ Количество поступивших вакансий 35 тыс., создание республиканского банка вакансий 3.4 Организация конкурсов, клубов 2002 Департамент ФГСЗН работодателей, школы кадровиков в каждом улусе 3.5 Размещение и ведение республиканского 2002 Департамент ФГСЗН Банк вакансий на сайте банка Департамента вакансий в сети "Интернет" ФГСЗН по РС(Я) в сети "Интернет" Итого по разделу 1,1 4. Профессиональное обучение и профессиональная ориентация 4.1 Согласование объемов и профилей приема II кв. Министерство науки и Квота приема в в 2002 профессионального профессиональные профессиональные учебные заведения образования РС(Я), учебные заведения различного Департамент уровня ФГСЗН 4.2 Организация профессионального обучения 2002 Департамент ФГСЗН 14,5 Обучение 3,4 тыс. человек и переобучения безработных граждан 4.3 Организация обучения по основным 2002 Департамент НСПО Около 500 человек специальностям алмазогранильного производства 4.4 Оказание профориентационных услуг для 2002 Департамент ФГСЗН 0,4 30 тыс. человек безработных граждан, незанятого населения, выпускников школ, в том числе экскурсии в производственные предприятия 4.5 Организация ярмарки учебных мест для 2002 Департамент ФГСЗН, Участие около 4 тыс. человек выпускников Минмолодежи общеобразовательных школ и незанятой РС(Я) молодежи. 1 2 3 4 5 6 4.6 Создание видеофильма "Рынок труда и I кв. Департамент ФГСЗН Видеофильм новые 2002 профессии" 4.7 Организация семинаров психологов с IIкв. Департамент ФГСЗН Семинар выездом 2002 в отдаленные улусы 4.8 Оснащение центров занятости системами II кв. Департамент ФГСЗН Оснащение профдиагностики 2002 Итого по разделу 14,9 5. Поддержка доходов безработных граждан № Наименование мероприятия Срок Исполнители Стоимость Ожидаемые (млн. результаты руб.) 5.1 Выплата пособий по безработице 2002 Департамент ФГСЗН 60,5 17 тыс. безработных граждан 5.2 Материальная помощь безработным 2002 Департамент ФГСЗН 2,3 2,2 тыс. человек 5.3 Возмещение Пенсионному фонду РФ затрат 2002 Департамент ФГСЗН 11,5 460 безработных граждан по выплате досрочных пенсий 5.4 Стипендии в период профобучения 2002 Департамент ФГСЗН 12,3 3,4 тыс. человек Итого по разделу 86,6 ВСЕГО по разделам 118,5 Приложение № 2 к Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 131 Прогноз занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2002 год (тыс.чел.) 2000 2001 2002 отчет оценка прогноз Среднегодовая численность постоянного населения 987,4 980,0 980,6 Удельный вес занятых в экономике в численности 47,9 48,4 48,4 населения Численность занятых в экономике, всего 473,0 474,3 474,6 Из них среднесписочная численность работников 385,3 386,8 387,5 крупных и средних предприятий производственная сфера 203,1 206,7 208,6 непроизводственная сфера 182,2 180,1 178,9 Удельный вес (в %): производственная сфера 52,7 53,4 53,8 непроизводственная сфера 47,3 46,6 46,2 Учащиеся 46,9 48,2 49,7 Не занято в экономике и учебе 56,0 49,2 46,9 в том числе: официально зарегистрированные безработные 5,5 6,7 8,0 в % к экономически активному населению (уровень 10,6 9,4 9,0 общей безработицы)* в % к экономически активному населению (уровень 1,2 1,3 1,5 официальной безработицы) Экономически активное население 529,0 523,5 521,5 * прогнозные данные Департамента ФГСЗН по РС(Я) с учетом изменения в 2001 году методологии расчета Госкомстатом РФ Приложение № 3 к Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 131 Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда в РС(Я) (тыс. чел.) Перечень характеристик 2001 год 2002 год (оценка) (прогноз) 1 2 3 Спрос на рабочую силу Всего 130,9 134,9 В том числе: На начало прогнозного периода на имеющиеся вакансии 4,9 4,4 Потребность в работниках на новых рабочих местах, 5,6 5,3 предусмотренных к вводу в прогнозируемом периоде Потребность в работниках на замену выбывающих по 120,4 125,2 собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала Предложение рабочей силы Всего 160,1 159,0 В том числе: Численность безработных на начало года 49,2 46,9 Из них зарегистрированных в органах службы занятости 5,4 6,0 Численность высвобожденных в течение года работников 3,8 3,6 Численность работников, уволившихся по собственному 84,0 88,2 желанию Численность выпускников общеобразовательных школ и 7,8 8,0 профессиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекративших обучение до окончания учебного заведения Численность граждан, уволенных из Вооруженных Сил 1,7 1,8 Численность граждан, освобожденных из мест лишения 0,7 0,6 свободы Механический приток населения в трудоспособном 7,4 7,0 возрасте Численность граждан, не имеющих работы по другим 5,5 5,2 причинам Неудовлетворенный спрос на рабочую силу: Количество вакансий (на конец года) 4,4 4,3 Общая численность безработных 49,2 46,9 Численность официально зарегистрированных безработных 6,7 8,0 Приложение № 4 к Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 131 Прогноз численности регистрируемых безработных в Республике Саха (Якутия) на 2002 год (в среднем за год) 2000 г. 2001 г. 2002 г. отчет оценка прогноз Республика Саха (Якутия) 5085 6075 8000 1 Абыйский 77 104 210 2 Алданский 260 266 336 3 Аллаиховский 47 78 106 4 Амгинский 115 205 236 5 Анабарский 47 49 68 6 Булунский 167 177 228 7 Верхневилюйский 279 290 337 8 Верхнеколымский 1 22 36 9 Верхоянский 175 243 292 10 Вилюйский 141 165 226 11 Горный 92 224 258 12 Жиганский 60 90 124 13 Кобяйский 62 183 248 14 Ленский 248 199 263 15 Мегино-Кангаласский 86 196 254 16 Мирнинский 818 558 625 17 Момский 33 43 58 18 Намский 109 238 284 19 Нерюнгринский 335 335 446 20 Нижнеколымский 32 60 83 21 Нюрбинский 98 155 247 22 Оймяконский 258 245 311 23 Олекминкий 71 182 238 24 Оленекский 56 55 78 25 Среднеколымский 65 83 108 26 Сунтарский 188 251 304 27 Таттинский 82 117 197 28 Томпонский 84 76 166 29 Усть-Алданский 189 244 296 30 Усть-Майский 207 234 297 31 Усть-Янский 69 134 188 32 Хангаласский 125 197 274 33 Чурапчинский 74 112 195 34 Эвено-Бытантайский 14 20 33 35 г.Якутск 300 225 350 Приложение № 5 к Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 131 Расходы на финансирование мероприятий Республиканской целевой программы содействия занятости населения РС(Я) на 2002 год из средств федерального бюджета (млн. рублей) Наименование Кол-во План № п/п статей расходов участников 2002 г. (тыс. чел.) 1. Программы активной политики занятости, всего 38,0 31,9 в том числе: 1.1 Профессиональное обучение (без учета затрат на 3,4 14,5 стипендию) 1.2 Профессиональная ориентация 30,0 0,4 1.3 Специальные программы содействия занятости, всего: 4,6 17,0 1.3.1 Организация общественных работ 3,3 10,2 1.3.2 Трудоустройство безработных граждан, особо 1,1 5,2 нуждающихся в социальной защите 1.3.3 Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест 0,9 1.3.4 Содействие самозанятости населения 0,1 0,4 1.3.5 Информирование населения и работодателей о 0,2 положении на рынке труда 1.3.6 Социальная адаптация безработных граждан на 0,1 0,1 рынке труда ("Клуб ищущих работу", "Новый старт") 2 Социальная поддержка безработных, всего: 20,0 86,6 3.1 Пособия по безработице 16,6 60,5 3.2 Материальная помощь безработным 2,2 2,3 3.3 Возмещение Пенсионному фонду РФ затрат по 0,5 11,5 выплате досрочных пенсий 3.4 Стипендии 3,4 12,3 ИТОГО: 118,5 Приложение № 6 к Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 131 Перечень основных республиканских программ, оказывающих влияние на занятость населения Республики Саха (Якутия), в 2002 году Наименование программы Наименование Государственные Всего (программы) документа заказчики-координато расходов ры (млн. руб.) Республиканская целевая Постановление Министерство по 457,4 программа Правительства делам создания новых рабочих РС(Я) от предпринимательства, мест 07.03.2002 в РС(Я) на 2002-2003 годы № 100 развития туризма и занятости РС(Я) Республиканская целевая Постановление Исполнительная 350,8 программа Правительства дирекция развития семейной РС(Я) от по государственной экономики 5.02.2000 поддержке на селе в РС(Я) на № 54 развития семейной 2002-2004 экономики годы в РС(Я) Приложение № 7 к Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 131 Основные итоги реализации Программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2001 год Ситуация на рынке труда республики в течение 2001 года складывалась под влиянием положительной динамики макроэкономических показателей. На рынке труда республики наметились позитивные тенденции, характеризующиеся ростом численности занятого населения и снижением общей безработицы. Вместе с тем, замедление темпов экономического роста (104,1% против 106,6% в 1999 году и 112,1% в 2000 году), снижение инвестиционной активности предприятий базовых отраслей экономики и другие факторы не привели к заметному увеличению спроса на рабочую силу. Это обстоятельство осложняет проведение активного регулирования ситуации на рынке труда. Экономическая активность За последнее десятилетие численность экономически активного населения постоянно снижалась. По данным Госкомитета Республики Саха (Якутия) по статистике численность экономически активного населения составила на 1 января 2002 года 519,1 тыс. человек (99,8% к уровню начала 2001 года). Экономическая активность населения республики составляет 52,7%. Основные показатели рынка труда в среднегодовом исчислении показаны в таблице: (тыс. человек) 1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 20011 Экономически активное население 594,3 574,8 561,6 564,7 550,6 547,3 527,7 519,1 Занятое население 573,9 537,8 526,3 500,6 481,0 477,8 471,7 468,7 Безработные 20,4 37,0 35,3 64,1 69,6 69,5 56,0 50,4 1 на конец года Высокая доля экономически активного населения (более 60%) наблюдается в г.Якутске и Мирнинском улусе. Низкая доля (менее 40%) характерна для Кобяйского, Мегино-Кангаласского, Среднеколымского, Эвено-Бытантайского и Аллаиховского улусов. Занятость Впервые за годы рыночных преобразований в течение прошедшего года отмечался некоторый рост спроса на рабочую силу. Численность занятого населения с начала года увеличилась на 1 тыс. человек, или 0,2% и к концу года составила 468,7 тыс. человек. Удельный вес занятых (90,3%) в общей численности экономически активного населения в Республике Саха (Якутия) самый высокий в Дальневосточном федеральном округе. Примерно 3/4 занятого населения сосредоточено на крупных и средних предприятиях и организациях, которые, в целом, и определяли процессы, происходящие в сфере занятости. Здесь отмечались следующие моменты: увеличение объемов движения рабочей силы; стабилизация масштабов высвобождения работников; сокращение численности вынужденно работающих в режиме неполной занятости. Безработица Вторым позитивным фактором на рынке труда является снижение численности незанятого населения, классифицируемой в соответствии с методологией МОТ как безработные. Их численность уменьшилась с начала года на 1,8 тыс. человек, или 3,4 % и составила на 1 января 2002 года 50,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился за тот же период с 10,0% до 9,7% от численности экономически активного населения и остается самым низким среди регионов Дальневосточного федерального округа. В Российской Федерации уровень общей безработицы в среднем за 2001 год составил 9%. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 1 января 2002 года составила 6,4 тыс. человек, увеличившись за отчетный период на 18%. Среди них женщины составляют 59%, молодежь в возрасте от 16 до 29 лет 35%. Наряду с положительными тенденциями имеют место негативные факторы, существенно влияющие на стабилизацию республиканского рынка труда. Сохраняется значительная дифференциация улусов по уровню безработицы, трудности в обеспечении занятости сельского населения, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и т.д. Основные итоги реализации Программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) в 2001 году С 2001 года реализация государственной политики занятости населения происходила в качественно новых условиях. В связи с введением второй части Налогового кодекса РФ и ликвидацией Государственного фонда занятости населения РФ финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществлялось на условиях софинансирования за счет средств федерального и республиканского бюджетов с привлечением прочих источников. В 2001 году на более чем 1,3 тыс. республиканских предприятиях и организациях создано 5,9 тыс. новых рабочих мест. Рабочие места создавались, преимущественно, на предприятиях горнодобывающей промышленности, в производстве и переработке сельхозпродукции, малых предприятиях. Среди трудоустроенных на эти рабочие места более 1,4 тыс. являлись безработными гражданами. В течение 2001 года в органы службы занятости в поисках работы обратилось 54,6 тыс. человек (в 1,2 раза больше, чем в 2000 г.). Из них трудоустроено 38,8 тыс. человек (в 1,3 раза больше). В рамках внутриреспубликанского перераспределения трудовых ресурсов по вахтовому методу и на сезонные работы в промышленные предприятия, старательские артели, на лесозаготовку и т.д. из 21 улуса трудоустроено более 2 тыс. незанятых граждан. Из них на предприятия АК "АЛРОСА" согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.11.98 № 552 "О привлечении и закреплении трудовых ресурсов на предприятиях АК "АЛРОСА"" привлечено 776 человек из улусов алмазной провинции. Около 100 человек трудоустроено в Нюрбинский ГОК на работы по освоению Накынского рудного поля. Таким образом, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.11.98 № 552 плановые показатели превышены по оргнабору в 1,8 раза, по вахтовому методу в 4 раза. На профессиональное обучение и переобучение было направлено 5,4 тыс. человек (в 1,2 раза больше, чем в 2000 году). Для работы в приоритетных отраслях экономики было обучено 3,2 тыс. безработных граждан, в том числе для алмазогранильного производства около 400, транспорта - 440, сферы услуг около 1000, ЖКХ более 300 человек. Специальными мероприятиями по содействию занятости населения было охвачено 32,1 тыс. человек. Так, в сельской местности оказано содействие в организации предпринимательской деятельности в виде выделения субсидий 556 безработным гражданам. В общественных работах, в том числе в рамках общереспубликанского движения "Моя Якутия в XXI веке", было занято 7,9 тыс. человек (в 1,4 раза больше, чем в 2000 году.). В целях обеспечения отдыха и трудовой деятельности в летний период обеспечена временная занятость 21,5 тыс. несовершеннолетних граждан (в 1,3 раза больше). Трудоустроено 1,1 тыс. нуждающихся в социальной защите граждан (молодежь, многодетные и одинокие родители, инвалиды, длительно безработные граждане и др.). Уменьшился удельный вес длительно безработных граждан, что несколько снизило среднюю продолжительность безработицы (с 5,9 месяцев в начале 2001 года до 5,7 мес.). Оперативная работа была проведена в период ремонтно-восстановительных работ в улусах, пострадавших от весеннего наводнения. Масштабы общественных работ в этих улусах были расширены и охватили 2 тыс. безработных. В г. Ленск и пос. Хандыгу из других улусов было направлено на сезонные работы свыше 500 незанятых граждан, а также дополнительно привлечено около 900 квалифицированных специалистов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|