Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.05.2002 № 213

 
              ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                     от 8 мая 2002 года № 213
                             
   Об итогах функционирования экономики Республики Саха (Якутия)
          за I квартал 2002 года и задачах на II квартал



     Правительство  Республики Саха (Якутия) отмечает, что несмотря
на  сохранение  темпов  экономического  роста  и  повышение доходов
населения  реальный  рост  ВРП составил 106,3%, индекса физического
объема   промышленного   производства   104,5%,  валовой  продукции
сельского   хозяйства  103,9%,  работ  по  договорам  строительного
подряда   110,2%,   оборота  розничной  торговли  106,2%,  реальных
доходов  населения 105,8%, отмечается снижение объемов производства
по  основным  видам  промышленной продукции: добыче золота (75,4%),
нефти  (75,7%),  угля  (98,2%), газа и газового конденсата (95,3% и
94,3%  соответственно),  деловой  древесины (94,6%), пиломатериалов
(99%),   водки   и   ликероводочных   изделий   (96,4%),   хлеба  и
хлебобулочных  изделий  (98,1%). Из 55 позиций не выполнены задания
по  30, из которых по 15 произошло снижение к уровню прошлого года.
По-прежнему  сильна  зависимость экономики от динамики производства
отраслей  алмазобриллиантового  комплекса. Не создаются условия для
преодоления  низкой конкурентоспособности отраслей, ориентированных
на   внутренний   спрос.   Рост  доходов  населения  не  подкреплен
соответствующим   ростом  производства  потребительских  товаров  и
платных   услуг.   Рост  заработной  платы  превышает  темпы  роста
производительности труда.
----------------------------

     Здесь  и  ниже  показатели  за январь-март т.г. к январю-марту
2001 года


     Заслушав    и   обсудив   итоги   функционирования   экономики
Республики   Саха   (Якутия)   за  I  квартал  т.г.,  Правительство
Республики Саха (Якутия) 
п о с т а н о в л я е т:
     1. Придавая  важность организационным мероприятиям по созданию
необходимых  условий  для  бесперебойного  функционирования  систем
жизнеобеспечения  республики,  достижения  определенных на 2002 год
параметров    развития    экономики    республики,    руководителям
министерств,  ведомств,  предприятий, главам администраций улусов и
городов  исходить  в своей деятельности из приоритетности следующих
задач:
     достижение    эффективного   взаимодействия   между   органами
исполнительной  власти  Республики  Саха  (Якутия) и предприятиями,
организациями   республики   в   области   экономической  политики,
направленной  на достижение устойчивого экономического роста, в том
числе  обеспечение  во II квартале т.г. добычи 2400 тыс. тонн угля,
110  тыс.  тонн нефти, 3,5 тонны золота, производства 92 тыс. п. м3
деловой   древесины,   90   тыс.  м3  пиломатериалов,  производства
потребительских  товаров  на  1185  млн.  рублей,  оказания платных
услуг населению на 2187 млн. рублей;
     ликвидации    отставания    от    установленных   заданий   по
производству  и  реализации  за  пределы  Республики  Саха (Якутия)
продукции (работ, услуг) за I квартал т.г.;
     организации    мероприятий    к    навигации   и   обеспечению
своевременного завоза грузов;
     качественного проведения весенне-полевых работ;
     эффективной подготовки к промывочному сезону;
     проведения   строительных  и  ремонтных  работ,  подготовки  к
осенне-зимнему отопительному сезону.
     2. Руководителям  министерств,  ведомств, главам администраций
улусов и городов активизировать деятельность, направленную на:
     реализацию  протоколов  и поручений Президента Республики Саха
(Якутия),  Плана  действий Правительства Республики Саха (Якутия) в
области  социальной  и  экономической  политики  на 2002-2003 годы,
скорректированного   с   учетом   реализации   ежегодного  послания
Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации;
     подготовку    и   своевременное   внесение   на   рассмотрение
Правительства  Республики  Саха (Якутия) проектов программ развития
отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия);
     устранение   недостатков,   выявленных   в   ходе  комплексной
проверки  деятельности  органов  исполнительной  власти  Республики
Саха   (Якутия)  Аппаратом  полномочного  представителя  Президента
Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
     3. Руководителям  министерств,  ведомств, главам администраций
улусов и городов республики:
     3. 1.  На  расширенных  заседаниях коллегий (активов) обсудить
итоги  функционирования  экономики  Республики  Саха  (Якутия) за I
квартал  2002  года  в  соответствии  с  приложением  к  настоящему
постановлению,    с   детальным   рассмотрением   итогов   развития
курируемых  отраслей (улуса, города) за I квартал т.г., обсуждением
причин  невыполнения  установленных заданий, постановкой конкретных
задач  развития каждой отрасли (улуса, города) на II квартал т.г. и
принятием    мер    по   ликвидации   допущенного   отставания   от
установленных заданий.
     3.  2. Ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным,
направлять   информацию   о  развитии  отраслей  экономики  (улуса,
города),   выполнении   установленных   заданий,   наличии  проблем
социально-экономического  развития  и  предложения  по их решению в
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).
     4. Указать  на  неисполнение  решений Правительства Республики
Саха (Якутия):
     Министерству  транспорта,  связи  и  информатизации Республики
Саха  (Якутия)  (Членов  В.М.),  Министерству жилищно-коммунального
хозяйства  и  энергетики  Республики  Саха  (Якутия)  (Попов В.Л.),
Министерству  сельского  хозяйства Республики Саха (Якутия) (Наумов
Д.Ф.),  Министерству по делам предпринимательства, развития туризма
и   занятости  Республики  Саха  (Якутия)  (Скрыбыкин  А.Н.)  -  на
неисполнение  постановления  Правительства Республики Саха (Якутия)
от   15   января   2002   №17  (в  части  заключения  соглашений  с
организациями   об   экономическом  сотрудничестве),  постановления
Правительства  Республики Саха (Якутия) от 25 января 2002 года № 35
(в   части   рассмотрения   итогов   деятельности   государственных
унитарных     предприятий     за    2001    год    и    утверждения
финансово-хозяйственных планов на 2002 год);
     Министерству  сельского  хозяйства  Республики  Саха  (Якутия)
(Наумов   Д.Ф.)   -  на  неисполнение  постановления  Правительства
Республики Саха (Якутия) от 25 января
     2002  года  №  35  (в  части доведения заданий по производству
продовольственных  потребительских товаров до предприятий, улусов и
городов республики);
     Республиканской     комиссии     по    анализу    деятельности
агропромышленного  комплекса  Республики Саха (Якутия) за 1999-2001
г.г.  (Степанов  А.И.) - на неисполнение распоряжения Правительства
Республики  Саха  (Якутия)  от  22 апреля 2002 года №263-р (в части
внесения  на  рассмотрение  Правительства  Республики Саха (Якутия)
результатов работы комиссии).
     5.  Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Оглы
А.А.),  Министерству  сельского  хозяйства Республики Саха (Якутия)
(Наумов  Д.Ф.) принять меры по ликвидации допущенного отставания по
выполнению  установленных  заданий  за  I квартал т.г. и выполнению
заданий  по  итогам  первого полугодия. Министерству промышленности
Республики  Саха  (Якутия) (Оглы А.А.) привести приказ Министерства
промышленности   Республики   Саха   (Якутия)   в   соответствие  с
постановлением  Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января
2002  года  №  35.  
     6.  Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Оглы
А.А.),  АК  "АЛРОСА" (Калитин В.Т.) в срок до 1 июля т.г. внести на
рассмотрение   Правительства   Республики  Саха  (Якутия)  отчет  о
производственной  деятельности АК "АЛРОСА" за первое полугодие т.г.
и план на 2002-2003 годы.
     7.  Государственным  заказчикам  (Попов  В.Л.,  Федоров  Р.И.,
Татаринов  С.В.)  обеспечить  накопление  продукции  (товаров)  для
организации  завоза  в  первом  туре навигации в следующих объемах:
нефтепродукты  22,6  тыс.  тонн,  уголь 62,5 тыс. тонн, сырая нефть
51,6  тыс.  тонн,  газоконденсат 18,9 тыс. тонн, мука 6 тыс. тонн и
прочие продовольственные товары 0,745 тыс. тонн.
     8.  ОАО ННГК "Саханефтегаз" (Шипков Р.Ю.) обеспечить в срок до
20   мая   т.г.   ввод   в   эксплуатацию  временного  нефтепровода
"Талакан-Витим".
     9.  Министерству транспорта, связи и информатизации Республики
Саха  (Якутия)  (Членов),  Министерству  финансов  Республики  Саха
(Якутия)   (Березкин   Э.Б.),   Министерству  труда  и  социального
развития  Республики  Саха  (Якутия)  (Песковская Ю.А.) в срок до 1
июня  т.г.  разработать  и  внести  на  рассмотрение  Правительства
Республики  Саха (Якутия) механизм дотирования перевозок пассажиров
льготных  категорий  предприятиями  водного и воздушного транспорта
на внутриреспубликанских линиях.
     10.  Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.):
     10. 1.   Совместно  с  Министерством  экономического  развития
Республики  Саха  (Якутия)  (Данилов  В.Д.)  в срок до 15 июня т.г.
подготовить  обоснование  по включению строительства объекта ВЛ-220
кВ  Нерюнгри  Томмот  Якутск  в  ФЦП  "Экономическое  и  социальное
развитие  Дальнего  Востока  и  Забайкалья  на  1996  -  2005  и до
2010 года".
     10.  2.  Совместно  с  главами  администраций улусов и городов
республики  в  срок  до  1  июля  2002 года провести инвентаризацию
дебиторской     и     кредиторской     задолженности    предприятий
жилищно-коммунального  хозяйства,  образовавшейся по состоянию на 1
января   2002   года,   и   внести  на  рассмотрение  Правительства
Республики Саха (Якутия) предложения по результатам инвентаризации.
     10.  3.  Совместно  с  Региональной  энергетической  комиссией
Республики    Саха    (Якутия)   (Лемешева   В.И.),   Министерством
экономического  развития  Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.) и
Министерством  финансов  Республики  Саха  (Якутия) (Березкин Э.Б.)
разработать  и  внести  в  срок  до  15  июня  т.г. на рассмотрение
Правительства   Республики   Саха   (Якутия)  порядок  формирования
тарифов    на   тепловую   энергию   с   исключением   транспортной
составляющей,   а  также  механизм  финансирования  транспортировки
топлива из республиканского бюджета.
     11. Министерству  сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
(Наумов  Д.Ф.)  в  срок  до 1 июля т.г. совместно с администрациями
улусов  и городов провести повсеместное обследование всех категорий
хозяйств  по  получению  и  сохранению  приплода  крупного рогатого
скота и лошадей.
     12.  Министерству  внешних  связей  Республики  Саха  (Якутия)
(Мигалкин  А.В.)  в  срок  до  15 июня т.г. разработать и внести на
рассмотрение    Правительства   Республики   Саха   (Якутия)   план
мероприятий  на 2002-2003 годы по подготовке предприятий республики
к вступлению России во Всемирную торговую организацию.
     13.  И.о.  заместителя  Председателя  Правительства Республики
Саха  (Якутия) Михайловой Е.И. в срок до 1 июня т.г. представить на
рассмотрение   Правительства   Республики   Саха  (Якутия)  проекты
решений  Правительства  и  Президента  Республики  Саха (Якутия) по
упорядочению   системы   оплаты   труда  работников  организаций  и
учреждений   бюджетной   сферы,   социальных   льгот,   гарантий  и
компенсационных  выплат  населению,  установленных республиканскими
нормативно- правовыми актами.
     14.   Министерству  экономического  развития  Республики  Саха
(Якутия)    (Данилов    В.Д.)    совместно    с    Межведомственной
исполнительной  дирекцией общереспубликанского движения "Моя Якутия
в  XXI  веке"  (Бочкарев  И.В.)  в  срок до 1 июля т.г. разработать
порядок  использования  средств,  направляемых  из  Инвестиционного
бюджета  Республики Саха (Якутия) на объекты движения "Моя Якутия в
XXI  веке"  (45  млн.  рублей)  с  учетом  завершения строительства
начатых  объектов,  а  также  предложения  по  изменению  характера
действия движения "Моя Якутия в XXI веке".
     15.   Опубликовать   настоящее  постановление  в  изложении  в
республиканских средствах массовой информации.
     16.   Контроль   за   исполнением   настоящего   постановления
возложить  на  заместителей  Председателя  Правительства Республики
Саха  (Якутия)  по  курируемым секторам и отраслям экономики. Общую
координацию   возложить   на   первого   заместителя   Председателя
Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)                                   С.НАЗАРОВ



Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 8 мая 2002 года № 213


                               ИТОГИ
        функционирования экономики Республики Саха (Якутия)
                      за I квартал 2002 года


     Анализ  состояния  экономики  Республики  Саха  (Якутия)  за I
квартал   т.г.   показывает,   что   важнейшие   макроэкономические
показатели   сохраняют  позитивную  динамику,  причем  по  основным
позициям   имеют  тенденцию  к  ускорению  темпов  роста  (табл.1).
Валовой  региональный  продукт  возрос реально на 6,3% против 3% за
тот   же   период   предыдущего   года.   Данный   рост  обусловлен
положительной  динамикой  практически  во  всех  основных  отраслях
экономики  (в промышленности 104,9%, строительстве 111,5%, сельском
хозяйстве  103,9%). Рост реальных доходов населения составил 105,8%
против   103,9%   в   прошлом   году,   что  обусловило  устойчивую
положительную  тенденцию  роста оборота розничной торговли (106,2%)
и объема оказания платных услуг населению (105%).

       Основные показатели социально-экономического развития
         Республики Саха (Якутия) за январь-март 2002 года
                               (табл.1.)


                                      2002 год            2001 год

                                      март       январь-март март       январь-март


Экономический рост, в % к
соответствующему
периоду предыдущего года
(в сопоставимых ценах)

Валовой региональный продукт          101,0      106,3       108,3      103,0

Объем промышленной продукции          100,9      104,5       102,2      97,4

Инвестиции в основной капитал за      127,4      141,4       -          132,6
счет
всех источников финансирования*

Валовая продукция сельского           104,5      103,9       107,7      106,2
хозяйства

Оборот розничной торговли             105,6      106,2       102,3      101,0

Объем платных услуг населению         94,6       105,0       87,4       101,6

Инфляция, прирост (снижение), в % (на конец периода)

Индекс потребительских цен на товары  104,6      114,1       102,7      116,5
и
услуги, %,
в том числе:

- на все товары                       102,9      113,7       102,5      116,4

- на платные услуги                   113,5      116,5       103,5      117,5

Уровень жизни населения

Номинальные денежные доходы на душу   112,3      123,2       120,5      123,3
населения,
%

Реальные располагаемые среднедушевые  95,7       105,9       105        104,2
денежные
доходы, %

Потребительские расходы на душу       120,5      121,7       111,9      115,4
населения
(покупка товаров и оплата услуг),
руб.
(в действующих ценах)

Задолженность по выдаче средств на    99,9       99,6        90,6       96,0
заработную
плату по состоянию на 01.04.2002 г.,
в
% к началу года

из нее:

- производственные отрасли            98,6       92,9        93,6       75,6

- отрасли сферы услуг                 102,8      118,6       83,4       95,5

в том числе: бюджетная сфера          106,3      2,5 р       34,5       165,9

*) Данные за январь-февраль т.г.
     Темпы  инфляции сложились выше динамики прошлого года: 4,55% в
марте
----------------------------

     Во второй графе показатели март 2002 год к декабрю 2001 года


     2002  года  к  декабрю  2001  года  против  2,68% в марте 2001
года. К  превышению  темпов  прошлого года привел значительный рост
индекса  цен  на  платные  услуги  населению,  составивший 13,45% к
декабрю  2001  года  (при  росте цен на товары 2,91%) (рис.2). Рост
обусловлен   повышением   тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги
(127,4%  к декабрю 2001 г.) и услуги связи (106,7%). При этом темпы
инфляции находятся в пределах прогнозных значений.

     За  январь-март  т.г.  произведено  промышленной  продукции на
18,1  млрд.  рублей.  Индекс  физического  объема  составил  104,5%
против  97,4%  в  январе-марте  2001 года. В отчетном квартале т.г.
продолжалось снижение добычи и реализации алмазов
     АК  "АЛРОСА"  (ИФО  добычи  составил  98,8% к соответствующему
периоду  2001  года).  По сравнению с аналогичным периодом прошлого
года,   балансовая   прибыль   Компании   за   январь-февраль  т.г.
сократилась   практически  вдвое  (50,2%)  и  составила  1049  млн.
рублей.
     Промышленное   производство   без   учета  добычи  алмазов  АК
"АЛРОСА"  в январе-марте т.г. продолжало расти, ИФО составил 114,8%
(в  2001  году 105,7%) за счет роста в электроэнергетике, угольной,
алмазогранильной  и  пищевой промышленности. Более быстрыми темпами
развиваются  отрасли, ориентированные на внутренний потребительский
спрос:   индекс  физического  объема  производства  потребительских
товаров   за   I   квартал   т.г.   составил   112,8%,  из  них  по
продовольственной  группе  товаров  107,8%,  непродовольственной  -
122,1%.  Наибольшие темпы прироста достигнуты по производству масла
животного    и    цельномолочной    продукции    (194%   и   118,6%
соответственно),   колбасных   и  кондитерских  изделий  (118,9%  и
109,2%),  муки  (145,7%), безалкогольных напитков (147,5%), а также
обуви   (2,2   р.),  швейных  изделий  (127,3%),  мебели  (121,9%),
ювелирных  изделий  (120,4%)  и  изделий  художественных  промыслов
(111,8%).
     Вместе  с  тем,  снижены объемы производства по основным видам
промышленной  продукции: добыче золота (75,4%), нефти (75,7%), угля
(98,2%),    газа    и    газового   конденсата   (95,3%   и   94,3%
соответственно),    производства    деловой    древесины   (94,6%),
пиломатериалов  (99%),  водки  и  ликероводочных  изделий  (96,4%),
хлеба,   хлебобулочных   и   макаронных   изделий  (98,1%  и  85,8%
соответственно).  Рост индекса объема производства угольной отрасли
на  фоне  снижения  добычи  угля  (98,2%) обеспечен за счет выпуска
угля-концентрата  (108%). В случае сохранения во II и III кварталах
отрицательной   динамики  в  данных  отраслях,  рост  промышленного
производства  без  учета  АК  "АЛРОСА"  ожидается  ниже уровня 2001
года.
     В  2002  году  Правительством  республики установлена политика
доведения    заданий    по    принципу    активного   министерства.
Постановлением  Правительства  РС  (Я)  от  25 января 2002 года №35
были   доведены   годовые   задания   с  квартальной  разбивкой  по
производству  важнейших  видов  продукции.  В соответствии с данным
постановлением  задания  в  разрезе  улусов и предприятий доводятся
отраслевыми   министерствами  ведомственными  приказами  (решениями
Коллегий)  непосредственно  до  исполнителей.  Вместе с тем, до сих
пор   не   доведены   задания   Министерством  сельского  хозяйства
Республики   Саха   (Якутия)   по   производству  продовольственных
потребительских   товаров.   Приказом  Министерства  промышленности
Республики  Саха  (Якутия)  доведены  заниженные  задания по добыче
угля,   что   противоречит  объемам,  установленным  постановлением
Правительства  Республики  Саха(Якутия).  Не  доведены  задания  по
добыче  и  реализации за пределы республики алмазов, производству и
реализации за пределы республики бриллиантов по АК "АЛРОСА".
     По  итогам  I квартала т.г. из 55 позиций выполнены задания по
25,  в  том  числе по добыче золота на 101%, производству цемента -
158,8%,  мяса,  включая субпродукты 1 категории 133,9% (при росте к
соответствующему  периоду  2001  года  в 103,1%), колбасных изделий
125,4%   (118,9%),  цельномолочной  продукции  -  101,8%  (118,6%),
непродовольственных потребительских товаров -100,3% (122,1%).
     Из  15  доведенных  заданий по реализации продукции и услуг за
пределы  республики  выполнено всего 6. Задание по реализации олова
выполнено   всего   на   50,8%,   пиломатериалов   64%   (36,4%   к
соответствующему  периоду  прошлого  года),  пушнины  62%  (68,3%),
камнесамоцветов  65,1%  (51,4%). Менее, чем на треть установленного
объема,  реализовано  бриллиантов  12,8%  (25,1% к соответствующему
периоду прошлого года).
     В  I  квартале  т.г.  сохранилась  тенденция  снижения объемов
добычи  алмазов,  сложившаяся  в  2001 году: выбытие с эксплуатации
трубок  "Мир" и "Сытыканская" обусловили снижение добычи алмазов по
АК "АЛРОСА" в натуральном выражении на 1,2%.
     Объемы  производства  горных  работ по горной массе в карьерах
по  АК  "АЛРОСА"  на  2002  год сохранены на уровне прошлого года с
небольшим  ростом  объемов  вскрышных  работ. В связи с исчерпанием
запасов   алмазов   кимберлитовых   трубок   для  открытой  добычи,
достижением   предельных  глубин  отработки  карьеров  производится
реконструкция  горнодобывающего производства и переход на подземный
способ разработки рудных и россыпных месторождений.
     В  I квартале т.г. добыча золота проводилась ОАО "Алданзолото"
(Алданский  улус)  и  артелью  старателей  "Западная"  (Оймяконский
улус).
     Добыто  золота  на 24,6% меньше, чем в январе-марте 2001 года,
при этом задание выполнено на 101%.
     Учитывая  объективные  факторы:  изношенность основных фондов,
снижение  содержания  золота  в руде, истощение минерально-сырьевой
базы,  расширение  зоны  убыточности  производства  при сложившихся
темпах  роста себестоимости и цены металла было установлено задание
ниже уровня 2001 года.
     Для   решения   проблем   и   реализации  потенциала  развития
золотодобычи   в   республике  разрабатывается  программа  развития
золотодобывающей,   перерабатывающей   отраслей   промышленности  и
освоения   месторождений   цветных   металлов  по  Республике  Саха
(Якутия)  на  период 2002-2006 годы. Программа нацелена на освоение
рудных  месторождений,  которые  требуют  привлечения  значительных
объемов инвестиций.
     На  рост  инвестиций  за  счет собственных средств предприятий
окажет  влияние  и  снижение  налоговой нагрузки (суммарная средняя
ставка  отчислений  на  воспроизводство  МСБ и платы за пользование
недрами  уменьшилась  в  среднем на 4%; ставка налога на прибыль на
6%).
     В  целях  недопущения  снижения  объемов добычи во II квартале
необходима  организованная  подготовка золотодобывающих предприятий
к  промывочному сезону, привлечение банковских кредитов, заключение
договоров на приобретение оборудования и ГСМ.
     В   I   квартале   т.г.  впервые  за  3  года  снижены  объемы
производства  в  лесной  и деревообрабатывающей промышленности: ИФО
составил  96% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе
лесозаготовительного   производства  100,7%,  деревообрабатывающего
92,2%.  За  январь-март  т.г.  вывезено  168,4  тысяч м3 древесины,
произведено  98,4  тыс.  м3 деловой древесины (46,2% к заданию), 32
тыс. м3 пиломатериалов (60,4%).
     Основным     фактором     сокращения    объема    производства
деревообрабатывающей  промышленности  является снижение внутреннего
спроса  на  пиломатериалы  и  столярные  изделия  из  древесины. На
низкие   показатели   оказало   влияние  и  то,  что  Министерством
строительства  и  архитектуры Республики Саха (Якутия) своевременно
не  были  доведены  до  улусов  и  городов,  предприятий республики
задания по производству продукции.
     Перед   предприятиями   лесопромышленного   комплекса   во  II
квартале  стоит  задача  создания межсезонных запасов древесины для
ведения  работ  в  весенне-летний  период и обеспечение лесопильным
сырьем деревообрабатывающих производств.
     Алмазообрабатывающие  предприятия  за  январь-март  т.г.  (без
учета  АК  "АЛРОСА")   произвели  бриллиантов  на  сумму  13,4  млн.
долларов,  что  ниже уровня прошлого года на 42%. Задание выполнено
только на 44,4%.
     За  пределы  республики  реализовано  бриллиантов  на 7,1 млн.
долларов,  что  ниже  уровня соответствующего периода прошлого года
на  74,9%  и  составляет  12,8% к заданию. Ни одно из предприятий с
заданием не справилось.
     Конъюнктура   мирового  рынка,  характеризующаяся  сокращением
объема  сбыта  драгоценных  камней  и  снижением цены на бриллианты
средних   и  мелких  размеров,  не  позволяет  алмазообрабатывающим
предприятиям  решить  проблему  реализации своей продукции в полном
объеме.
     Одной     из     основных    причин    недостаточной    работы
алмазообрабатывающих  предприятий  является отсутствие необходимого
количества  алмазного сырья из-за недостатка денежных средств. Так,
ведущее  предприятие  отрасли  ОАО  "Туймаада  Даймонд"  испытывало
дефицит   средств   из-за   возврата   кредитов,  привлеченных  для
погашения   просроченной  задолженности,  образовавшейся  перед  АК
"АЛРОСА".  В  результате  на  гранильных  заводах Компании загрузка
производственных мощностей составила лишь 30-40%.
     На  1  марта т.г. объем кредиторской задолженности предприятий
отрасли  составил  945,8  млн.  рублей,  что  в  2,2 раза превышает
дебиторскую  задолженность  (428,5  млн.  руб.).  Задолженность  по
кредитам  и займам составила 653,9 млн. рублей. Прибыль предприятий
отрасли   превысила   81,7   млн.   рублей   и  составила  32,6%  к
соответствующему периоду прошлого года.
     В  результате  снижения  спроса  на  средние  и  мелкие  камни
необходимо     принятие     встречных     мер     по    обеспечению
алмазообрабатывающих  предприятий  сырьем  более высокого качества.
Для  этого необходимо при решении вопроса снабжения алмазным сырьем
уделять  особое  внимание  качеству  предлагаемого  сырья  основным
поставщиком АК "АЛРОСА".
     На    решение   проблем   отрасли,   связанных   с   убыточной
деятельностью  улусных  заводов,  направлена  разработка  программы
модернизации  оборудования улусных алмазообрабатывающих предприятий
на  2002-2006  годы  в  рамках  Государственной  программы развития
алмазообрабатывающей промышленности республики.
     В  ювелирной  отрасли  промышленности  на  фоне низких объемов
производства  в  течение  2001  года  в  I  квартале  текущего года
отмечается  рост  ИФО,  составивший  101,3%.  Задание  выполнено на
100,8%.
     ГУП   "Комдрагметалл   РС(Я)"   в  течение  квартала  ритмично
обеспечивало    ювелирные    предприятия    сырьем.   Предприятиями
проводились  мероприятия по выходу выпускаемой продукции на мировые
рынки,  так ООО "Сахаювелир" открыло филиал-магазин в г. Улан-Батор
(Монголия).
     Вместе  с  тем,  с  намеченным объемом производства справились
только  АПЮК  "Золото Якутии" (139,5%) и ООО "Сахаювелир" (146,2%).
Не  выполнило задание ООО "Саха-Таас" - на 18,9%, менее половины от
установленного задания выполнило ОАО "Алданзолото" (44%).
     Реализация  продукции  за  пределы  республики  составила 48,9
млн.  рублей,  что  на  2%  выше  уровня прошлого года и составляет
96,1%  к  заданию.  Практически все предприятия, за исключением ОАО
"Алданзолото",  увеличили  объемы  реализации за пределы республики
по сравнению с прошлым годом.
     Невыполнение  задания  по  производству  ювелирных изделий ООО
"Саха-Таас"   обусловлено  несвоевременным  приобретением  сырья  в
связи  с  отвлечением  средств  на  погашение  кредита Министерства
финансов Республики Саха (Якутия).
     Невыполнение   заданий   ОАО  "Алданзолото"  также  связано  с
необходимостью  погашения  кредитов  перед  коммерческими банками и
ГУП "Комдрагметалл РС(Я)".
     Для  увеличения  объемов  производства и улучшения финансового
положения  ОАО  "Алданзолото"  в настоящее время разрабатывает план
развития  ювелирной  промышленности  на территории Алданского улуса
на базе ювелирного производства ОАО "Алданзолото".
     За  январь-март т.г. произведено изделий из камнесамоцветов на
3,5  млн.  рублей, что составляет 100,5% к соответствующему периоду
2001  года  и  88,2%  к  заданию. За три месяца т.г. реализовано за
пределы  республики изделий на 0,3 млн. рублей, что составляет лишь
51% к соответствующему периоду 2001 года.
     С  заданием  по  производству  и реализации изделий за пределы
республики  справилось  только  ГП "Востоккварцсамоцветы": 106,7% и
106% соответственно.
     За   январь-март   т.г.  выполнение  задания  по  производству
художественных,  сувенирных  и  прочих  изделий  составило  105%  с
ростом  на  53,2%  к  соответствующему  периоду  прошлого года, что
связано с обеспеченностью сувенирных цехов сырьем.
     Между   тем   задание   по  реализации  продукции  за  пределы
республики  не  выполнено  в  связи  с отсутствием мамонтовой кости
хорошего  качества. У предприятия отсутствует постоянный поставщик:
сбыт кости производится населением республики небольшими объемами.
     В   I  квартале  т.г.  предприятиями  топливно-энергетического
комплекса  выполнены  обязательства  по поставкам продукции и услуг
для  государственных  нужд,  обеспечен  рост  объемов  производства
продукции к соответствующему периоду прошлого года.
     Индекс  производства  продукции  в  электроэнергетике составил
103,5%,   в  топливной  промышленности  104,1  %,  в  том  числе  в
нефтеперерабатывающей  отрасли  112,2 %. В 1,7 раза увеличен выпуск
дизельного  топлива,  в 1,3 раза бензина автомобильного, в 1,8 раза
-производство  углеводородного  сжиженного  газа.  На 4,7% снизился
объем   добычи   газа   природного,   что   обусловлено  повышением
среднегодовых  показателей  зимних  температур  наружного воздуха в
отопительный  сезон  2001/2002  года  и,  соответственно, снижением
потребления  природного  газа  котельными и тепловыми станциями ОАО
АК "Якутскэнерго".
     Вместе  с  тем,  потенциал  развития  топливно-энергетического
комплекса  используется  не в полную меру. Наметившаяся динамика не
достаточна  для  выполнения  установленных  заданий по производству
продукции:  не выполнены задания по производству дизельного топлива
(28%  к  заданию), мазута (51,7%). Снижены объемы производства и не
выполнены   задания  по  добыче  нефти  и  угля.  Остается  сложным
финансовое     состояние    предприятий    топливно-энергетического
комплекса.
     За  I  квартал  т.г.  добыто  2614 тонн угля, что на 1,8% ниже
показателей  за  аналогичный период 2001 года и составляет 99,7 % к
заданию.  ГУП  "Якутуголь"  добыто  2332  тыс.  тонн угля, что ниже
прошлого  года  на  1%.  Несмотря на снижение объемов добычи, на 8%
увеличился выпуск продуктов обогащения угля - концентратов.
     Из-за   несвоевременного   выполнения   мероприятий  Программы
реструктуризации  предприятий  угольной  промышленности и, в первую
очередь,   по   техническому   перевооружению,  под  угрозой  срыва
находится  исполнение  годового  задания по добыче угля. Отставание
может достигнуть 200 тысяч тонн.
     Сальдированный  финансовый  результат  по  итогам двух месяцев
текущего  года  по угледобывающим предприятиям составляет прибыль в
размере  18,4  млн.рублей,  что  ниже показателя за соответствующий
период   предыдущего  года  на  85%.  Состояние  взаиморасчетов  на
предприятиях  угольной  промышленности  не  улучшается.  Продолжает
увеличиваться   дебиторская  задолженность,  незначительно  снижена
кредиторская задолженность.
     За  I квартал 2002 года добыто 30,5 тыс. тонн нефти, или 61% к
заданию  и  75,7  % к январю-марту 2001 года. ОАО "Таас-Юрях-нефть"
добыто  16,2  тыс.  тонн  (75,7%  к  январю-марту  2001  года), ЗАО
"Иреляхнефть"   -   14,3   тыс.   тонн  (77,7%).  Снижение  объёмов
обусловлено   нестабильной   работой   НПУ-100   в   п.   Таас-Юрях
Мирнинского  улуса,  неурегулированием  взаимоотношений  между  ОАО
"Якутгазпром"   и  ОАО  "Таас-Юрях-нефть",  осуществляющими  добычу
нефти на Среднеботуобинском месторождении.
     Министерством   промышленности   Республики  Саха  (Якутия)  и
предприятиями   нефтегазовой  отрасли  прогнозируется  невыполнение
утвержденных  заданий  по добыче нефти и газа, вносятся предложения
по  их  корректировке.  Ожидается  невыполнение годового задания по
добыче нефти на Талаканском ГНМ (ОАО "Ленанефтегаз"):
     250   тыс. тонн   вместо   запланированных   300   тыс.  тонн.
Необходимость   снижения  задания  связывается  с  нерешением  ряда
организационных   вопросов,   отставанием   от   графика  работ  по
строительству  постоянного  нефтепровода  "Талакан  Витим": уложено
лишь 10,1 км трубопровода.
     Учитывая     состояние     обустройства    Среднеботуобинского
месторождения  и работы залежи в режиме истощения более 10 лет, ОАО
"Якутгазпром"  оценивает  свои  возможности  по добыче нефти в 2002
года  в  объеме  только 80 тыс. тонн против утвержденного задания в
100 тыс. тонн.
     В  I  квартале  т.г.  добыто  583,7  млн.  м3  газа  (95,3%  к
соответствующему периоду прошлого года).
     В   течение  I  квартала  т.г.  продолжалось  строительство  1
очереди       III      нитки      газопровода      "Средневилюйское
месторождение-Мастах-Берге-Якутск",  ввод  первой  очереди  которой
планируется  в  III  квартале т.г. Продолжены работы по газификации
населённых    пунктов    республики    в    Кобяйском,   Вилюйском,
Верхневилюйском,  Хангаласском, Намском улусах и г.Якутске. Уложено
6  км труб газопроводов-отводов. Завершаются геолого-изыскательские
работы  по  магистральному  газопроводу к с. Верхневилюйск, ведутся
изыскательские работы на подводном переходе через р. Лену.
     Завершена  разработка Программы газификации населённых пунктов
республики  на  период  с  2002 по 2006 годы и основных направлений
газификации  до  2010  года.  Начата  разработка Программы развития
малых угольных разрезов республики.
     В  апреле  т.г.  подписаны  Соглашение  о сотрудничестве между
Правительством  Республики  Саха  (Якутия)  и  ОАО  НК "Роснефть" и
Соглашение   о   стратегическом  партнёрстве  между  Администрацией
г.Нерюнгри   и   ОАО  НК  "Роснефть".  Созданы  рабочие  группы  по
реализации  положений  Соглашений,  которые  к 1 июня т.г. внесут в
Правительство  Республики  Саха (Якутия) предложения по дальнейшему
сотрудничеству   с   ОАО   НК   "Роснефть"  в  области  нефтяной  и
угледобывающей промышленности республики.
     В    I   квартале   т.г.   выработано   2,57   млрд.   кВт/час
электроэнергии,  при  этом задание выполнено на 96,2 %, в том числе
АК  "Якутскэнерго"  -  96,3  %,  ГУП  "Сахасельхозэнерго"  90,4  %.
Основной    причиной   невыполнения   задания   является   снижение
потребления  электроэнергии  в  Западном  энергорайоне  в  связи  с
превышением   средней  температуры  наружного  воздуха  многолетних
средних значений на 5,4оС.
     По  итогам  работы  предприятий отрасли за январь-февраль т.г.
получен  положительный  финансовый  результат  в 402,4 млн. рублей,
что   превышает   уровень   прошлого   года  в  2  раза.  Погашение
потребителями  просроченной задолженности АК "Якутскэнерго" привело
к  уменьшению  дебиторской задолженности по отрасли в целом на 7,7%
к началу года.
     Сложное     финансовое    состояние    сохраняется    в    ГУП
"Сахасельхозэнерго",     обусловленное     неплатежами     основных
потребителей (бюджетные учреждения и предприятия ЖКХ).
     В   течение   отчетного   квартала   продолжалась   работа  по
инвентаризации  бесхозяйных линий электропередач и трансформаторных
подстанций,  оптимизации  схем электроснабжения, проводилась оценка
затрат   по   содержанию   и   реконструкции  бесхозяйных  объектов
электроснабжения.    Между   тем   остается   нерешенной   проблема
определения  собственника данных объектов и изыскания средств на их
реконструкцию.
     Ведется   работа  по  выработке  предложений  по  техническим,
экономическим  и организационным условиям совместной деятельности в
Западном  энергорайоне  Каскада  Вилюйских  ГЭС АК "Якутскэнерго" и
строящейся Вилюйской ГЭС-3.
     Продолжена  работа  по  реформированию  ОАО АК "Якутскэнерго":
подготовлен  проект преобразования, который предполагает сохранение
трех  производственных филиалов (Центрального, Южного, Западного) в
рамках  единой  вертикально  -  интегрированной компании, выделение
сервисных  и  непрофильных  производств  в  дочерние  АО, что будет
способствовать     росту     инвестиций,    поэтапной    ликвидации
перекрестного     субсидирования,     увеличению     рентабельности
производства, сохранению надежного энергоснабжения республики.
     Ситуация  на  потребительском  рынке  республики  в 1 квартале
т.г.   характеризовалась   устойчивым   ростом  физического  объема
розничной   торговли   и   платных  услуг.  Розничный  товарооборот
превысил   5,1   млрд.   рублей   и   увеличился   по  сравнению  с
январем-мартом  2001  года  в  сопоставимых  ценах  на  6,2%. Объем
платных   услуг   населению   составил  1,8  млрд.  рублей,  что  в
сопоставимых  ценах  выше  уровня соответствующего периода прошлого
года  на  5%. Оборот общественного питания составил 314 млн. рублей
(110,4% к январю-марту 2001 г.).
     При  этом рост розничного товарооборота обеспечен не только за
счет   промышленных  городов  (г.  Якутск  102,8%,  Мирный  103,2%,
Нерюнгри  103,5%),  но  и  за  счет  роста  товарооборота в улусах:
Мегино-Кангаласский  166,8%,  Усть-Алданский  123,5%,  Чурапчинский
113%,  Нюрбинский  126%,  Вилюйский  107,2%  и  другие. На динамику
товарооборота  существенное  влияние оказал рост доходов населения.
Вместе  с тем, рост доходов населения не подкреплен соответствующим
ростом   производства   потребительских   товаров:   обеспеченность
потребительского   рынка   товарами   местных   производителей   за
январь-март  т.г.  сократилась до 15,2% против 15,8% в 2001 году, в
том числе по продовольственным товарам до 18,2% против 19,5%.
     Несмотря   на   рост   в   республике   производства  основных
продовольственных  товаров (мяса, колбасных изделий, цельномолочной
продукции   и   кондитерских  изделий),  по  производству  водки  и
ликероводочных  изделий,  хлеба и хлебобулочных, а также макаронных
изделий  допущено сокращение объемов по сравнению с соответствующим
периодом  прошлого  года.  Рост  производства  при  наличии  спроса
сдерживается   низкой   конкурентоспособностью  продукции  местного
производства.  Основным  ограничителем  роста производства является
применение   устаревшего   оборудования,  влекущее  рост  затрат  и
ценовую  неконкурентоспособность  продукции. Необходимо техническое
перевооружение предприятий
     Основной  причиной  снижения выпуска алкогольной продукции в I
квартале  т.г.  по  сравнению  с  соответствующим периодом прошлого
года  является  блокировка в марте т.г. Управлением Министерства РФ
по  налогам  и  сборам по Республике Саха (Якутия) линий по разливу
алкогольной  продукции  не  оснащенных контрольными приборами учета
на   предприятиях:   ГУП  ФАПК  "Якутия",  ОАО  "Алданасчыта",  ГУП
"Зырянский хлебозавод", ДП "Ленский пищепром".
     Реализация    мер    по   поддержке   аграрного   производства
республики,  включающих  кредитование заготовительной деятельности,
крестьянских  хозяйств,  поставку комбикормов, лизинговой техники и
оборудования,  топлива,  вспомогательных материалов всем категориям
хозяйств,  позволила  в  I  квартале  2002  года произвести валовой
сельскохозяйственной  продукции на сумму 433,5 млн.рублей. Реальный
рост  объемов  производства  составил 3,9%, а прирост в действующих
ценах к прошлому году - 17,7%.
     Это  стало  возможным  в  результате увеличения по сравнению с
прошлым  годом  валового  надоя  молока  (109,8%), который составил
15,1  тыс.тонн. Незначительно (на 0,1%) возросла реализация скота и
птицы  на  убой в живом весе и составила 1,7 тыс.тонн. При приросте
9,5%, произведено 19,1 млн.штук яиц.
     Численность  крупного  рогатого скота по состоянию на 1 апреля
т.г.  во  всех  категориях  хозяйств  насчитывает  321,8 тыс.голов.
Прошлогодний  результат  превышен  на  2%.  Между тем, в результате
уменьшения    в   сельскохозяйственных   предприятиях   полученного
приплода,  по сравнению с прошлым годом (на 5,4%), имеются опасения
незначительного  сокращения  выходного  поголовья крупного рогатого
скота в будущем году.
     Комплекс  мер  по  стабилизации  поголовья лошадей и поддержке
табунного  коневодства  позволили  увеличить численность лошадей по
сравнению с прошлым годом на 1%.
     Численность  птицы  во  всех  категориях  хозяйств  доведена в
республике  до  1054,1  тыс.голов,  при  этом темпы роста составили
132,3%.
     Низка  эффективность государственной поддержки в оленеводстве.
Продолжает  снижаться  поголовье  оленей.  Причиной  этому  явились
непроизводительный  отход  (падеж  от  истощения, болезней и т.д.),
снижение  делового  выхода и сокращение числа тугутов. Немаловажное
значение  оказала слабая организация племенной работы. По состоянию
на  1  апреля  т.г.  поголовье  оленей по сравнению с прошлым годом
сокращено на 8,5 % и составляет лишь 138,3 тыс.голов.
     В  результате  отсутствия  завоза  из-за  пределов  республики
поросят,  а  также  кормов в конце прошлого года, на 4,4% уменьшено
по   сравнению  с  I  кварталом  2001  года  поголовье  свиней.  По
состоянию  на  1  апреля  2002  года  во  всех  категориях хозяйств
содержится 53,5 тыс.голов.
     Более    успешно   по   сравнению   с   прошлым   годом   идет
заготовительная   компания.   По   состоянию   на   1  апреля  т.г.
сельхозтоваропроизводителями  всех категорий при темпе роста 108,2%
реализовано  заготовительным организациям 1,2 тыс.тонн мяса в живом
весе.  При  росте 123,1% и 112,1%, заготовки молока и яиц составили
соответственно 2,5 тыс. тн и 5,5 млн. штук.
     Вместе  с  тем,  квартальное  задание  по закупкам молока (4,6
тыс.тн)  осталось  не  выполненным  (53%).  Аналогичная ситуация по
закупкам  мяса и яиц, плановое задание по которым выполнено на 91 и
94,8%.
     Недостаточно   со  стороны  Министерства  сельского  хозяйства
Республики   Саха   (Якутия)   уделяется  внимания  государственным
закупкам   кожевенного   сырья,  лап  и  пантов.  Так,  задание  по
заготовке  шкур  КРС выполнено лишь на 44,7%; конских на 26,9%; лап
оленьих  -  на  10,8%  и конских 17,2%. Совсем не закуплено оленьих
шкур и пантов.
     Несмотря       на      ежегодные      лизинговые      поставки
сельскохозяйственной  техники  во  все  категории хозяйств, наличие
тракторов    в   сельскохозяйственных   предприятиях   Министерства
сельского  хозяйства  Республики  Саха  (Якутия)  по состоянию на 1
апреля  т.г.  значительно  уменьшилось  (9,8%).  Это  отразилось на
показателе   готовности   техники   к  весенне-полевым  работам.  В
результате  доля  исправных  тракторов  у сельхозпредприятий с 61,9
доведена  до  64,8%.  Аналогичная  ситуация по исправности грузовых
автомобилей  (57,5% и 59,5%), сеялок (81,7% и 83,2%), плугов (80,6%
и  85%),  культиваторов  (75,9%  и  77,7%), дождевально-поливальных
машин  и  установок  (65%  и  79,8%).  На 21,6% превышено от уровня
прошлого года наличие в хозяйствах бензина.
     За  I  квартал  текущего  года  объем  перевозок  грузов всеми
видами   транспорта   по   сравнению   с  соответствующим  периодом
предыдущего  года  практически не изменился и составил 11864,4 тыс.
тонн,  грузооборот  уменьшился на 3,9% и составил 1482,3 млн. т-км.
Услугами  всех  видов  пассажирского  транспорта  за  истекшие  три
месяца  2002  года воспользовались 21,2 млн. человек, что составило
89,3% к уровню соответствующего периода 2001 года.
     В   I   квартале   т.г.   предприятиями   речного   транспорта
производились  работы  по  ремонту и подготовке флота к предстоящей
навигации,  для  чего предприятиям речного транспорта были выделены
бюджетные кредиты в сумме 104 млн. рублей.
     В  связи  с  высоким  износом  (от  50 до 80 %) с каждым годом
усложняется  и  дорожает  ремонт  судов.  Отрицательный  финансовый
результат  в  I квартале т.г. является характерным в работе речного
транспорта.  В  целом  расходы  будущих  периодов  (убытки)  за два
месяца  т.г.  составляют  16,2,  млн. рублей, что в 4,5 раз больше,
чем в 2001 году.
     Грузовые  перевозки осуществляли два предприятия, флот которых
работает  за  пределами республики ОАО "Ленское объединенное речное
пароходство"  и  ГСК  "Арктическое  морское  пароходство". Ежегодно
утверждаемый   план   по   поступлению   валютной   выручки  от  их
эксплуатации  ежемесячно  выполняется:  при  плане в 3,4 млн. долл.
фактически поступило 3,6 млн. долларов (104%).
     На  период  навигации  решениями Правительства Республики Саха
(Якутия)  определены  основные  задачи по транспортному обеспечению
завоза    топливно-энергетических    ресурсов,   продовольствия   и
нефтепродуктов  для  государственных нужд республики и распределены
объемы   перевозок   для   госнужд   между   предприятиями  водного
транспорта.
     Вместе   с   тем,   кампания   по  заключению  государственных
контрактов  на  перевозки  ежегодно затягивается. В настоящее время
госконтракты  находятся  на  стадии  согласования.  Госконтракт  на
выполнение   дноуглубительных  работ  с  подрядчиком  ФГУ  "Ленское
государственное    бассейновое    управление    водных    путей   и
судоходства",  Министерством  транспорта,  связи  и  информатизации
Республики  Саха  (Якутия)  подписан  на  110  млн.  рублей. Однако
данный  контракт  не  оформляется Министерством финансов Республики
Саха  (Якутия)  в  связи  отсутствием распорядительных документов о
выделении средств из республиканского бюджета в необходимом объеме.
     Для  решения проблемы, связанной с бункеровкой флота в течение
навигации,  произведены  расчеты  потребности  бункерного топлива и
разработан    порядок    отпуска    нефтепродуктов    предприятиям,
осуществляющим перевозки грузов для госнужд.
     Остается  проблема задолженности бюджета водному транспорту за
перевозки  ТЭР  для  госнужд, которая за период с 1999-2001 годы на
начало  апреля  т.г.  составляет  57,5  млн.  рублей.  Кроме  того,
существует  задолженность по перевозкам для государственных нужд за
период 1995-1998 годы, которая составляет 132,5 млн. рублей.
     Учитывая,     что    строительство    железнодорожной    линии
Беркакит-Томмот-Якутск   является   наиболее   важным   объектом  в
комплексе   транспортного   строительства,  требующий  значительных
капитальных  вложений,  поставлена  задача  добиться финансирования
строительства  из  федерального  бюджета или средств Инвестиционной
программы МПС РФ начиная с 2003 года.
     Графиком   финансирования   по  Внутрипостроечному  титульному
списку  строительства  (ВПТС) железнодорожной линии Беркакит-Томмот
на 2002 год предусмотрено 300 млн.рублей.
     За  I  квартал  т.г.  акционерной  компании  "Железные  дороги
Якутии"  перечислено  из республиканского бюджета 67 млн.рублей, из
них направлено генподрядчикам 57,5 млн. рублей.
     Генпроектировщиком   ООО  "Проекттрансстрой"  15  апреля  т.г.
закончено  технико-экономическое обоснование строительства железной
дороги  Беркакит-Томмот-Якутск,  которое передано на рассмотрение в
Главэкспертизу Российской Федерации, заказчику и генподрядчикам.
     На   основании   ТЭО   и   исходных   данных,  предоставляемых
республикой,   ЗАО  "Интеринвестпроект"  разрабатывает  бизнес-план
строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск.
     За  январь-март  т.г.  объем  перевозок  грузов  автомобильным
транспортом   составил  8982,8  тыс.  тонн,  или  105,1%  к  уровню
соответствующего  периода  прошлого  года,  грузооборот  429,3 млн.
тонно-км (121,6%).
     Автомобильным  транспортом,  с  учетом оценки предприятий всех
отраслей  экономики и индивидуальных предпринимателей, занимающихся
коммерческими  перевозками,  перевезено  21,1  млн. человек, что на
10,8% меньше января-марта 2001 года.
     Практически    все    предъявленные   объемы   перевозок   для
государственных    нужд    в    зимний   период   2001-2002   годов
осуществлялись  предприятиями автомобильного транспорта по графику,
что  позволило  обеспечить  жизнедеятельность  улусов  республики в
зимний период до навигации.
     Рост  производственных показателей (пассажирооборот увеличился
на  20,5%,  перевозки пассажиров на 12,7%, перевозки почты и грузов
на  7,1%)  определил положительные тенденции в финансовом состоянии
авиакомпаний  и аэропортов (без учета Мирнинского авиапредприятия):
доходы  увеличились  на  37,7%  (в анализируемом периоде совокупные
доходы  авиакомпаний  и  аэропортов  составили  309,6  млн.  рублей
против  224,8  млн.  рублей  в  январе-марте прошлого года), убытки
сократились  на  29,4%  при  опережающем  темпе  роста  доходов над
расходами, составившем 1,15 раза.
     Предприятиями  связи  получено  388,1 млн. рублей доходов, что
превысило  показатели  за  аналогичный  период  предыдущего  года в
сопоставимых  ценах на 7,7%. Населению оказано услуг связи на 191,3
млн. руб. (112,2% в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года).
     Обеспечен  прирост (более 10 тысяч единиц) основных телефонных
аппаратов  к  I кварталу 2001 года. В местной телефонной сети объем
предоставляемых  услуг  связи  на  душу  населения  возрос на 32% и
составил  230,5  рубля.  Исходящий  платный  обмен по междугородным
разговорам   увеличился   на   24,4  %,  количество  клиентов  сети
"Интернет" - в 2,4 раза.
     Динамично  расширяется  спектр услуг связи. В конце марта т.г.
ГП  "Сахателеком" презентовало новую услугу: широкополосную систему
доступа  ADSL  (Asymmetric  Digital  Subscriber  Line асимметричная
цифровая   абонентская  линия)  новейшую  технологию  одновременной
передачи   голоса   и   данных   по   обычным  телефонным  каналам,
максимальная   скорость   которой   может   достигать   8   Мб/сек.
Мультисервисная  сеть  позволяет реализовать следующие возможности:
применение     IP-телефонии,    видеоконференц-связь,    аудио    и
ТВ-трансляции,  объединение  сетей,  или  технология VPN (позволяет
связать   локальные  сети  офисов  и  офисные  АТС  и  организовать
несколько каналов связи).
     На  развитие  отрасли  за  I  квартал  т.г.  за счет бюджетных
средств  было  направлено 9,3 млн. рублей. Вместе с тем, в основном
по  причине  несвоевременного  и неполного финансирования бюджетных
организаций  дебиторская  задолженность  потребителей  услуг  связи
возросла  на  70%  и  составила на конец отчетного периода 301 млн.
рублей.  Высокая  продолжительность  оборачиваемости  задолженности
(до   110   дней)   характеризует   неудовлетворительную  работу  с
дебиторами.  В  основном такие тенденции сохраняются в Батагайском,
Белогорском, Депутатском, Жиганском, Сангарском, Усть-Майском,
     Усть-Нерском,   Черском,   Ытык-Кюельском,  Батагай-Алытинском
филиалах ГП "Сахателеком".
     За  январь-март  т.г.  оказано  жилищно-коммунальных  услуг на
519,7  млн.  рублей, в том числе услуг жилищного хозяйства на 155,2
млн.  рублей  (69%  к январю-марту 2001 года в сопоставимых ценах),
коммунальных услуг на 364,5 млн. рублей (122,3%).
     В  отопительный сезон 2001/2002 года по состоянию на 12 апреля
т.г.   на  объектах  жилищно-коммунального  хозяйства  произошло  8
аварий  (против  31 в 2000-2001 г.г.), повлекших за собой частичное
нарушение  условий жизнедеятельности населения. Из них в I квартале
т.г.  в  Томпонском, Аллаиховском, Верхнеколымском, Среднеколымском
улусах  по  причинам  выхода из строя технологического оборудования
(2  случая), пожара в котельной (1 случай), повреждение теплотрассы
(1 случай).
     Постепенно  улучшается финансовое состояние отрасли: убытки за
январь-февраль  т.г.  к  аналогичному периоду прошлого года снижены
на  3,8%  и  составили  251,4 млн. рублей. Вместе с тем, финансовое
состояние   предприятий   отрасли   остается  неудовлетворительным:
кредиторская  задолженность  на  1  марта  т.г. превысила 5,5 млрд.
рублей,  из них просроченная составляет 4,7 млрд. рублей, более 90%
которой  просроченная  задолженность  свыше  3  месяцев;  при  этом
просроченная   кредиторская   задолженность  более  чем  в  2  раза
превышает   дебиторскую   (2,7   млрд.   рублей).   Доля  убыточных
предприятий   в   отрасли   остается   высокой  60,3  процента  (73
предприятия).
     На   фоне  неудовлетворительной  структуры  затрат  и  наличия
значительных  убытков  с  1  января  т.г. вступило в действие новое
отраслевое  тарифное  соглашение, заключенное между Республиканским
комитетом    профсоюза    работников   местной   промышленности   и
коммунально-бытовых  предприятий,  Ассоциацией  предприятий  ЖКХ  и
Министерством   жилищно-коммунального   хозяйства  Республики  Саха
(Якутия),   обусловившее   рост   среднемесячной  заработной  платы
работников  отрасли по сравнению аналогичным периодом прошлого года
в  1,25  раза.  В  результате  задолженность  по заработной плате с
начала года возросла на 19,6 млн. рублей (на 5,2 %).
     Для    улучшения    финансового   состояния   отрасли   и   ее
реформирования    с    1    марта    т.г.    повышены   тарифы   на
жилищно-коммунальные  услуги,  рост  которых в марте т.г. к декабрю
2001   года  составил  на  жилищные  услуги  118,63%,  коммунальные
129,71%.
     Из   Инвестиционного   бюджета  Республики  Саха  (Якутия)  по
состоянию  на  1  апреля  т.г.  выделено 25 млн. рублей, из которых
освоено    24    млн.рублей,    в    том    числе   на   проведение
строительно-монтажных  работ  15,802  млн.рублей, на приобретение и
доставку продукции ПТН 8242 тыс. рублей.
     Заключено  7  государственных  контрактов  на  поставку угля в
объеме  397,9  млн.  рублей. Фактически поставлено 24%. Произведена
оплата   от  фактического  объема  на  85%.  Подписан  контракт  на
поставку   6408  тонн  газоконденсата  на  сумму  15386,8  тыс.руб.
Ведется подготовка к заключению контрактов на поставку сырой нефти.
     В  настоящее  время  разрабатывается  Программа реформирования
жилищно-коммунального  хозяйства  республики, стратегическая задача
которой  создание  оптимального  рынка  жилищно-коммунальных услуг,
внедрение   энергоресурсосберегающих   технологий   для  сокращения
производственных    расходов   и   снижения   себестоимости   услуг
предприятий ЖКХ.
     Балансовая  прибыль  предприятий  всех  отраслей  экономики за
январь-февраль  т.г.  сложилась  в  размере  1265  млн. рублей, что
составляет  53,4%  к  уровню  соответствующего  периода  2001 года.
Положительный   сальдированный   финансовый  результат  предприятий
промышленности  сократился  по  сравнению  с  январем-февралем 2001
года  на  41,7%,  в  основном  из-за  снижения  на 49,8% прибыли АК
"АЛРОСА".
     За  счет  роста  тарифов  на  услуги  связи балансовая прибыль
предприятий  связи  увеличилась  на  16,2%  и  составила  35,1 млн.
рублей.   С  ростом  товарооборота  в  2,4  раза  возросла  прибыль
предприятий  торговли.  Более  чем  в  два  раза сократились убытки
предприятий  строительства  (-2,5  млн.  рублей  с  сокращением  на
65,9%)  и  материально-технического  снабжения  и  сбыта  (-14 млн.
рублей,  на 59,3%). Впервые отмечено сокращение убытков предприятий
ЖКХ  на  3,8%  против  увеличения  в 1,5 раза в январе-феврале 2001
года.  Вместе с тем убытки в ЖКХ остаются значительными и превышают
251 млн. рублей.
     Растут   убытки  предприятий  транспорта  (убыток  -47,9  млн.
рублей  с  ростом на 32%), геологии (-16 млн. рублей с ростом более
чем в 2 раза).
     Эффективному  финансовому  оздоровлению предприятий республики
препятствует  накопленная  кредиторская  задолженность, в том числе
по  налогам,  низкий  уровень  менеджмента,  неплатежи  со  стороны
государственных   заказчиков,   отсутствие  средств  на  обновление
основных   средств.   Суммарная   задолженность  по  обязательствам
предприятий    и    организаций    увеличилась   по   сравнению   с
соответствующим  периодом  2001  года  на  44%  и  на  1 марта т.г.
достигла  98  млрд. рублей, из них просроченная часть составила 31%
(в  январе-феврале  2001  года  42,2%). Задолженность по полученным
кредитам  банков  и  займам  в  целом  по  республике увеличилась с
начала года на 14%, а ее просроченная часть на 17,3%.
     За  отчетный период наблюдается резкое увеличение кредиторской
задолженности  (58,5  млрд. рублей), с ростом к уровню аналогичного
периода  2001  года  на  38,7%  (или  20,2%  с  начала  года),  что
обусловлено  ростом  кредиторской задолженности АК "АЛРОСА" на 14,2
млрд. рублей.

     Дебиторская  задолженность  по  состоянию  на  01.03.2002 года
достигла   36,5   млрд.  рублей  и  по  сравнению  с  началом  года
сократилась  на  4,2%.  Превышение  кредиторской  задолженности над
дебиторской на 1 марта т.г. составило 22 млрд. рублей, или 60%.
     В    целом   состояние   платежей   и   расчетов   предприятий
стабилизировалось.  При сопоставимом постепенном росте кредиторской
и   дебиторской   задолженности  просроченная  часть  задолженности
остается неизменной.
     Объем  работ  по  договорам строительного подряда, выполненных
собственными   силами   предприятий  и  организаций  всех  отраслей
экономики  за  отчетный  период,  составил  2,3  млрд.  рублей, что
превышает  объем  работ, выполненных за тот же период 2001 года, на
10,2%  (в сопоставимых ценах). Введено свыше 25,2 тыс. кв. м. общей
площади  жилья  (прирост  в 2,1 раза к январю-марту прошлого года),
из которой 45,4% введено индивидуальными застройщиками.
     На  рынке  труда  по  итогам I квартала т.г. общая численность
экономически   активного   населения   составила   52%   от   общей
численности  населения  республики  (509,3  тыс. чел.). Численность
занятых  составила  465,5  тыс.  чел.,  и  снизилась по сравнению с
аналогичным   периодом   прошлого   года   на  1%.  Наряду  с  этим
наблюдается  рост  общей  численности  безработных  на  11,3  %  по
сравнению  с прошлогодним показателем (43,8 тыс. чел.). Потребность
организаций  в работниках, заявленная в службы занятости, составила
3609  рабочих  мест,  что  на  2,5%  выше прошлогоднего показателя.
Численность  официально  зарегистрированных  безработных  в органах
государственной  службы  занятости  на 1 апреля с.г. составила 6677
тыс.  чел.,  и  превысила уровень соответствующего периода прошлого
года на 12,1 %.
     В  рамках  республиканской  целевой  Программы  создания новых
рабочих   мест   в  Республике  Саха  (Якутия)  на  2002-2004  годы
предусмотрены  мероприятия  по  содействию  безработным гражданам в
организации предпринимательской деятельности.
     Основными  мероприятиями  и задачами на II квартал 2002 года в
области   занятости   населения   является   дальнейшая  реализация
мероприятий  Республиканской целевой Программы содействия занятости
населения Республики Саха (Якутия) на 2002 год.
     В    рамках    реализации   Программы   содействия   занятости
планируется проведение республиканской ярмарки вакансий.
     В  январе-марте 2002 года продолжается положительная тенденция
улучшения   показателей   уровня  жизни  населения:  рост  реальных
денежных  доходов населения составил 5,8%, как следствие увеличение
заработной   платы   работникам  бюджетной  сферы  на  22,9%;  рост
покупательной способности денежных доходов населения в 1,7 раза.
     Улучшению  показателей  уровня  жизни населения способствовало
опережение  темпов  роста  реальных  среднедушевых денежных доходов
(20,7%) над потребительскими ценами (14,1 %).
     По  данным  Государственного комитета Республики Саха (Якутия)
по   статистике  номинальная  среднемесячная  заработная  плата  за
январь-март   2002   года   составила   7164,6   рублей,  что  выше
среднероссийского  уровня  в  1,7 раза и увеличилась по сравнению с
соответствующим   уровнем   прошлого  года  на  45,6%.  Соотношение
среднемесячной    заработной    платы   к   прожиточному   минимуму
трудоспособного  населения  составило 2,52. Величина среднемесячной
заработной  платы  в Республики Саха (Якутия) продолжает оставаться
одной из самых высоких среди краев и областей ДВФО.
     Сохраняется     межотраслевая    дифференциация    начисленной
заработной  платы.  Уровень  среднемесячной номинальной начисленной
заработной  платы  выше  республиканского показателя отмечен в 5-ти
отраслях  экономики.  Максимальное  значение  показателя отмечено в
отраслях "Финансы и кредит" (17318 руб.
     ),   "Промышленность"  (9323  руб.).  Минимальное  значение  в
отраслях  сельского  хозяйства  (2082  руб.),  бытовое обслуживание
(3554  руб.)  Разрыв  между  максимальными и минимальными размерами
заработной    платы    составил    8,3   раз,   против   9,2   раза
соответствующего  периода  прошлого  года.  Наибольшие  темпы роста
начисленной  заработной  платы в январе-феврале т.г. по сравнению с
прошлым  годом  отмечены  в отраслях бюджетной сферы: в образовании
(203%),  в  здравоохранении, в физкультуре и социальном обеспечении
(189%),в культуре и искусстве (166%).
----------------------------

     В  данном  абзаце  данные  за  январь-февраль  2002 года


     По  состоянию на 1 апреля 2002 года просроченная задолженность
по   заработной  плате  составила  1636,2  млн.  рублей,  при  этом
наблюдается   незначительное  снижение  задолженности  по  отраслям
экономики.  Так,  по  сравнению  с предыдущим месяцем задолженность
уменьшилась  на  2,2  млн.  руб. (0,1%). По сравнению с аналогичным
периодом  прошлого  года  задолженность  уменьшилась  на 137,2 млн.
рублей или на 7,7%.
     В  расчете на одного работника задолженность по выдаче средств
на  заработную  плату  составила  11,3  тыс.  рублей,  что 1,8 раза
превышает    среднемесячную    заработную   плату   работников   за
январь-декабрь  2001  года.  Значительная  часть  задолженности  по
выплате  заработной платы приходится на производственную сферу 69%,
на  отрасли  сферы услуг 31%. При этом снижение объема просроченной
задолженности   происходит   за   счет   производственных  отраслей
экономики,  в  которых,  по  сравнению  с  соответствующим периодом
прошлого  года, данный показатель снизился на 12,6%, по сравнению с
предыдущим месяцем т.г. на 1,4%.
     В  то  же время в отраслях сферы услуг наблюдается рост уровня
задолженности  по  выплате  заработной плате на 5,3% по сравнению с
прошлым   годом.  Просроченная  задолженность  бюджетной  сферы  по
состоянию  на  01.04.2002  составила  100,5  млн. руб. и выросла по
сравнению  с аналогичным периодом прошлого года на 62,1%. Основными
причинами  резкого  роста  задолженности в бюджетной сфере являются
увеличение  заработной  платы  работникам  бюджетной сферы согласно
федеральному     законодательству     и    отсутствие    бюджетного
финансирования.

     Результаты  внеплановой проверки Государственного ревизионного
управления  при Правительстве Республики Саха (Якутия), проведенной
в  марте 2002 года показали, что в отдельных организациях бюджетной
сферы  среднемесячная  заработная  плата  за  февраль  2002  года к
сентябрю  2001  года  возросла  в  2  и  более раза. Кроме того, на
федеральном   уровне   предполагается   повышение  тарифной  ставки
(оклада)  1  разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы
до   650   рублей   (в   1,44  раза).  В  связи  с  этим  возникает
необходимость  оптимизации  бюджетных  расходов  путем упорядочения
социальных  льгот,  гарантий  и  компенсационных  выплат работникам
бюджетной сферы.
     Из  общей задолженности по выплате заработной платы в отраслях
сферы  услуг  значительная часть приходится на жилищно-коммунальное
хозяйство  - 24,3%. Так, по состоянию на 1 апреля т.г. просроченная
задолженность  по  выплате  заработной платы в жилищно-коммунальном
хозяйстве  составила  397,9 млн. рублей и увеличилась с начала года
на   19,6   млн.   рублей,   или   5,2%.  Основной  причиной  роста
просроченной   задолженности   по   выплате   заработной   платы  в
жилищно-коммунальном  хозяйстве  являются  значительное  увеличение
заработной  платы  работникам  жилищно-коммунального  хозяйства  по
Отраслевому  тарифному соглашению предприятий ЖКХ на 2002-2004 годы
(на  основании  Положения  по  оплате  труда работников отрасли ЖКХ
Республики  Саха  (Якутия),  утвержденного  приказом  Министра  ЖКХ
Республики   Саха  (Якутия)  от  12.01.2002  г.№13-П),  которое  не
обеспечено бюджетным финансированием.
     Проект  Отраслевого  тарифного  соглашения  предприятий ЖКХ на
2002-2004   годы   был   рассмотрен  на  Экономическом  совете  при
Правительстве  Республики  Саха  (Якутия) 20 декабря 2001 года, где
были   внесены   замечания  по  условиям  оплаты  труда  работников
предприятий  ЖКХ  и предложены новые варианты условий оплаты труда.
Однако  решение  Экономического совета при Правительстве Республики
Саха  (Якутия)  при  подписании  Отраслевого  тарифного  соглашения
предприятий ЖКХ не учтено.
     В  области  пенсионного  обеспечения  с  1  января  2002  года
вступили  в  силу  новые  федеральные  законы: Федеральный Закон от
17.12.2001   года   №173-  ФЗ  "О  трудовых  пенсиях  в  Российской
Федерации"  и  Федеральный  Закон  от  15.12.2001  года  №166-ФЗ "О
государственном  пенсионном  обеспечении в Российской Федерации". В
связи  с этим назначение новых пенсий осуществлялось в соответствии
с   федеральными   законодательствами,   а   также   на   основании
республиканских  нормативно-правовых  актов.  Средний размер пенсии
на  1  января  т.г.  составлял  1478,48рублей.  С учетом индексации
пенсии  с  1 февраля средний размер пенсии (включая компенсации) на
1  апреля  2002  года  составил  1648,91  руб. (106% к прожиточному
минимуму пенсионера).
     В    целях    сохранения   достигнутого   уровня   пенсионного
обеспечения  в  республике  были  разработаны  и  приняты следующие
нормативно-  правовые  акты:  Закон  Республики  Саха  (Якутия)  "О
дополнительных  гарантиях социальной защиты пенсионеров и отдельных
категорий   граждан   Республики   Саха   (Якутия)",   распоряжение
Правительства  Республики  Саха  (Якутия)  от  05.02.2002 №171-р "О
повышении  размера  ежемесячной  доплаты  к  государственной пенсии
государственных  служащих  в Республике Саха (Якутия)". Кроме того,
подготовлен   пакет   законопроектов,   направленных  на  улучшение
положение  пенсионеров. Для решения задач реформирования пенсионной
системы,  создания  многоуровневой модели пенсионного обеспечения в
республике    разработан    проект   Концепции   негосударственного
пенсионного обеспечения в Республике Саха (Якутия).



                        







Информация по документу
Читайте также