Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.06.2002 № 289ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 7 июня 2002 года № 289 О корректировке основных направлений республиканской целевой программы "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия)" на 2002 год Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2000 года № 54 "О Республиканской целевой программе "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 20002004 годы" и повышения эффективности проводимой государственной поддержки развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить изменения и дополнения к республиканской целевой программе "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 20002004 годы" на 2002 год (приложение № 1). 2. Возложить на Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) функции государственного заказчика и координатора Программы. 3. Утвердить План мероприятий по поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) на 2002 год (приложение № 2). 4. Всем исполнителям Программы совместно с главами администраций улусов в течение 2002 года провести работу по обеспечению поставок скороспелых отраслей животноводства из улусных и республиканских базовых хозяйств. 5. Установить, что финансирование Программы производится из республиканского бюджета по разделу 008 "Сельское хозяйство и рыболовство", по разделу 1100 "Развитие рыночной инфраструктуры" и других источников. 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) И.Н. Долинина. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) С.НАЗАРОВ Утверждены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2002 года № 289 (приложение № 1) Изменения и дополнения к республиканской целевой программе "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 20002004 годы" на 2002 год Современное состояние экономики сельской семьи Рассматривая государственную политику семейной экономики на селе как одну из составных частей проводимой социально-экономической политики Республики Саха (Якутия) и как целостную систему мер экономического, социального, правового, информационно-пропагандистского и финансового характера, обеспечивающих повышение уровня занятости сельского населения и увеличивающих их доходы, исполнителями Программы развития семейной экономики проведена определенная работа. По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия), на 1 января 2002 года в сельской местности численность населения составляет 352728 человек, насчитывается 121156 субъектов семейной экономики, в том числе 114835 постоянных домашних хозяйств, 3700 крестьянских (фермерских) хозяйств, 222 родовые общины, 1900 индивидуальных предпринимателей, 370 человек, занятых надомным трудом, 129 человек ремесленников. В структуре поголовья по категориям хозяйств продолжает увеличиваться доля субъектов семейной экономики, у которых содержится 86% крупного рогатого скота, 77% свиней, 59% лошадей, 47% оленей и 36% птицы. В общем объеме животноводческой продукции на долю субъектов семейной экономики (личные подсобные хозяйства, крестьянские хозяйства, родовые общины) приходится 83% производства мяса, 86% валового надоя молока и 32% яиц. На 1 января 2002 года по данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) в субъектах семейной экономики содержится крупного рогатого скота 253092 голов (увеличение в 1,2 раза), лошадей 77234 головы (увеличение в 1,2 раза), свиней 43367 голов (увеличение в 3 раза), птиц 337746 штук (увеличение в 3,3 раза). В хозяйствах населения стали держать новые виды скороспелой живности: козы и овцы 1242 головы, кроликов 7627 голов, перепелок 33000, гусят 15595 штук. В соответствии с Программой развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 20002004 годы, 20002002 годы признаны этапом в развитии скороспелых отраслей животноводства, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета в виде товарного кредитования семейных хозяйств. За это время государственную поддержку получили в виде: поросят - 22944 хозяйства, в том числе базовые хозяйства; птиц - 38610 хозяйств; гусят - 8239 хозяйств; индоуток - 1935 хозяйств; перепелов - 272 хозяйства. В физических объемах семейным хозяйствам за эти годы поставлено 85788 поросят, 649476 кур, 145185 гусят, 3856 кроликов, 673 козы, 1320 лисиц, 677 песцов, а также концентрированные корма на общую сумму 172557,9 тысяч рублей. В виде микрокредитования за 2000-2002 годы выделено наличных средств 305670 тысяч рублей (в том числе за 2001 год 56600 тыс. рублей) более 37 тысячам семейных хозяйств, 923 крестьянским хозяйствам, 112 индивидуальным предпринимателям, 26 родовым общинам, 142 гражданам, занятым надомным трудом, 1352 безработным. В целом возврат по товарному кредиту и денежных средств составляет 30% и 75% соответственно от графика возврата. Средняя доходность сельской семьи по итогам паспортизации семейных хозяйств за 2001 год составила 75458 рублей. По количеству семейных хозяйств с доходом более 100 тыс. рублей, по представленным данным паспортизации, лучшие показатели имеют Усть-Майский, Таттинский, Намский, Верхневилюйский и Верхоянский улусы. Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 мая 1999 года № 236 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 1999 года "О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)"" Госкомстат Республики Саха (Якутия) проводит мониторинг состояния семейной экономики. Первое обследование было проведено в августе 1999 года. Всего состоялось пять выборочных обследований домашних хозяйств, по данным последнего из них подготовлена экспресс-информация "О результатах выборочного обследования домашних хозяйств, получивших в 2001 году товарный кредит". В обследовании приняли участие 566 домохозяйств из 30 улусов республики, получивших в 2001 году товарный кредит в виде молодняка сельскохозяйственных животных и птиц. Как показали итоги обследования, основными причинами, побудившими обследованные домохозяйства взять в 2001 году товарный кредит (каждое домохозяйство могло назвать две причины), были: желание иметь личное подсобное хозяйство (эту причину назвали 59,2% всех обследованных домохозяйств), надежда на получение в будущем прибыли (назвали 39,9%) и удобные условия доставки (39,8%). По сравнению с 2000 годом заметно снизилась значимость причины "отсутствие денег" при принятии решения о получении товарного кредита: если в 2000 году эту причину назвали почти треть всех обследованных домохозяйств, то в 2001 году 4,8%. Одна из причин этого рост денежных доходов населения. Так, в январеавгусте 2001 года реальные (т.е. скорректированные на индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению) среднедушевые денежные доходы населения увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 5,3%. На этапе политики развития семейной экономики основное внимание Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнителей Программы развития семейной экономики должно быть направлено на диверсификацию производства и кооперацию семейных хозяйств. Сравнительные показатели уровня благосостояния семей указывают на правильность избранного направления политики государства в отношении сельских семей. В целях дальнейшей реализации Программы основными задачами являются содействие повышению доходности (не менее 100150 тысяч рублей в год) и товарности сельских семейных хозяйств. Приоритетными направлениями работы по развитию семейной экономики принято развитие кооперации семейных хозяйств, поддержка предпринимательства, усиление контроля за целевым использованием и возвратностью кредитных ресурсов. Особое место отводится реализации целевой программы "Обучение и консультирование населения основам семейной экономики". За 2001 год были созданы учебно-консультационные центры (УКЦ) в 15 улусах. Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению Предусматривается принятие следующих нормативно-правовых актов в 2002 году: № Наименование мероприятия Исполнители Сроки 1. Указ Президента РС(Я) "О Правительство РС(Я), государственной МСХ РС(Я), II квартал поддержке традиционных отраслей Исполнительная дирекция народов господдержки развития Севера" семейной экономики (ИДГПРСЭ) 2. Целевая комплексная программа МСХ РС(Я), квартал социально-экономического Комитет по делам семьи, развития села на 20022006 годы Минпредпринимательства РС(Я), ЯСПО "Холбос" 3. Постановление Правительства РС(Я) МСХ РС(Я), II квартал "О заготовительной деятельности в ЯСПО "Холбос", Республике ИДГПРСЭ Саха (Якутия)" 4. Программа развития сельской МСХ РС(Я), II квартал промышленности Минпредпринимательства РС(Я) 5. Распоряжение Правительства РС(Я) Минмолодежи РС(Я) "О мерах социально-экономической II квартал поддержки сельской молодежи и развития молодежной семейной экономики" 6. Закон РС(Я) "О ремесленной Минпредпринимательства III квартал деятельности РС(Я) в РС(Я)" 7. Закон РС(Я) "О внесении изменений Отделение Пенсионного и фонда IV квартал дополнений в пенсионный Закон РФ ЕПС по РС(Я), Российской Минтруд РС(Я), Федерации об условиях оплаты МСХ РС(Я), страховых ИДГПРСЭ взносов субъектам семейной экономики" Развитие скороспелых отраслей животноводства В соответствии с Программой развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 20002004 годы, 20002002 годы признаны первым этапом в развитии скороспелых отраслей животноводства, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета в виде товарного кредитования семейных хозяйств. За предыдущие годы поставлено скороспелой живности населению и базовым хозяйствам всего: Из них: ВСЕГО Местная поставка Поставка извне республики Поросята голов 85788 50552,3 35236 Куры штук 648476 481073 167403 Гуси, утки штук 145185 145185 - Козы голов 673 273 400 Кролики голов 1751 1751 Лисицы голов 1320 1320 - Песцы голов 677 677 - Поставщиками скороспелой живности за этот период были ГУП ФАПК "Туймаада" и Департамент животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). За первые годы реализации политики семейной экономики произведено продукции: свинины - 6129,9 тонн на сумму 350918 тысяч рублей, мяса птицы 429 тонн на сумму 22139 тысяч рублей, яиц 61380 тысяч штук на сумму 110484 тысячи рублей. В соответствии с Программой развития семейной экономики в текущем году продолжится товарное кредитование населения скороспелыми видами животных. Генеральным агентом по поставке животных скороспелых отраслей назначен ГУП "Сахаплемобъединение" Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). Объемы поставок животных скороспелых отраслей приведены в таблице. № Наименование Поставлено (гол.) План на 2002 г. живности 2000 г. 2001 г. голов, тонн 1. Поросята 27854 47360 20000 2. Куры 188904 361146 115000 3. Гуси, индоутки 37855 77670 30000 4. Кролики 947 2105 2000 5. Козы 200 273 300 6. Лисы 755 70 50 7. Песцы 211 166 70 8. Комбикорм 5259 8817 9227,2 9. Зернофураж 8035 4230 3165,3 Объемы поставок животных скороспелых отраслей существенно снижены. Так, будет поставлено 20000 голов поросят в счет возврата. Почти в 3 раза, до 115000 голов, сокращается поставка кур. Основными поставщиками будут выступать ГУП "Птицепром", ГУП "Нерюнгринская птицефабрика", СХПК "Харбалахская птицефабрика", "Хатасский свинокомплекс" и другие базовые хозяйства. Гусят и индоуток будет роздано населению с базового хозяйства ООО "Птицевод" соответственно 20000 и 10000 штук. В течение 2002 года продолжится работа по расширению и укреплению улусных и республиканских базовых хозяйств для того, чтобы начиная с 2003 года объемы поставок скороспелых отраслей животноводства, кроме племенных животных, осуществлялись полностью республиканскими поставщиками. В течение года племенной работой в скороспелых отраслях будет заниматься ГУП "Сахаплемобъединение". Как видно из приведенной таблицы, обеспечение концентрированными кормами из года в год увеличивается. Несмотря на снижение поставки поголовья на 2002 год объем поставки кормов не снижается. Это продиктовано тем, что из года в год завоз комбикормов осуществлялся в недостаточных объемах, что приводило к вынужденному забою скороспелых животных. На 2002 год недостающий объем комбикормов в количестве 11 тыс. тонн должен быть завезен по линии ЯСПО "Холбос", за счет оборотных и привлеченных банковских средств, с погашением процентных ставок из бюджета республики. Для увеличения объемов сельскохозяйственного производства в субъектах семейной экономики, повышения товарности и доходности большое значение имеет организация лизинговой поставки сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. В текущем году планируется расширение направления работы ГУП ФАПК "Туймаада". Кроме розничной продажи, поставки лизинговой техники и оборудования, запчастей, концентрированных кормов компания планирует организовать проведение сервисного обслуживания техники и оборудования через ДГУП "Туймаада-Лизинг", обеспечение 14 центральных улусов на коммерческой основе 12 тысячами тонн горюче-смазочных материалов через ДГУП "Туймаада-нефть" на сумму 120 млн. рублей и продажу 2500 тонн продовольственной муки через свои мукомольные заводы на сумму 25 млн. рублей. В целях обеспечения деятельности субъектов семейной экономики ГУП ФАПК "Туймаада" планируется поставка следующих видов техники, кормов, ГСМ: Поставка сельскохозяйственной техники, оборудования и кормов через ГУП ФАПК "Туймаада" на 2002 год № Наименование и виды техники Количество Сумма в штуках в тыс. руб. 1. Мини-трактора (китайские) 500 ед. 45000,0 2. Мини-трактора КМЗ-012 20 ед. 2800,0 3. Сенокосилки 300 ед. 8000,0 4. Грабли 300 ед. 2800,0 5. Снегоход "Буран" 150 ед. 10200,0 6. Товары через сеть ТВС тыс. руб. 8000,0 "Байылыат" 7. Смесь концентратов 3000 тонн 12000,0 Всего на сумму: 88800,0 В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2001 года № 144 "Об утверждении Программы пятилетия молодого поколения "Молодежь Якутии ХХ веку" Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), администрациям улусов и городов при поставке в улусы скороспелой живности предусмотреть квоту для молодых граждан, в зависимости от поставляемого поголовья, не менее 15% товарного кредита на живность и до 10% от поставляемой в улусы в лизинг сельскохозяйственной техники. Организация заготовительной деятельности от населения Субъекты семейной экономики стали основными поставщиками сельскохозяйственной продукции для государственных нужд республики. В 2001 году ими поставлено: мяса (в ж/м.) 6675 тонн, что составляет 73% в общем объеме поставки от всех категорий хозяйствования; молока - 46890 тонн (70%); рыбы 1385 тонн (52%); яиц 4788 тыс. штук (25%). За последние два года, наравне с повышением объема производства и закупа молока у субъектов семейной экономики, повысился и удой с 1 фуражной коровы до 1573 кг, что больше по сравнению с 1999 годом на 137 кг. Увеличилась на 16% и товарность молока. Всего 32,3% товарности молока за прошлый год указывает на большой резерв по заготовке молока у населения и на недостаточную работу по организации заготовительной деятельности (см. табл.). Динамика производства и заготовки молока по республике за 1999 2001 годы Сельскохозяйственные Субъекты семейной экономики предприятия и подсобные хозяйства 1999 2001 Динамика в 1999 2001 Динамика % в % Количество коров 21603 17310 -4293 88281 92272 +3991 (голов) (104,5%) Валовый надой 366152 230835 -135317 1267810 1451802 +183992 молока (145,1%) (цн) Закуп молока (цн) 333949 201325 -132624 206568 468899 +262331 (127%) Удой с 1 фуражной 1542 1334 -208 1436 1573 +137 коровы (кг) Товарность молока 91,2 87,2 -4 16,3 32,3 +16 в % В 2002 году будет продолжена работа по расширению объема заготовки сельхозпродуктов и даров природы через систему заготовок Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и ЯСПО "Холбос" на общую сумму 1468245 тыс. рублей, в том числе у субъектов семейной экономики на сумму 912 000 тыс. рублей. Общий объем закупок сельскохозяйственной и промысловой продукции за 2002 год Всего от всех форм В том числе от субъектов Продукция собственности семейной экономики Объем Сумма Объем Сумма (млн. руб.) (млн. руб.) Молоко, тонн 70000 923,6 45000 593,7 Мясо (ж/м), тонн 10000 297,0 6500 193,0 Картофель, тонн 12000 90,0 4000 30,0 Овощи, тонн 9000 74,7 2000 16,6 Рыба, тонн 4000 31,9 850 0,7 Яйцо (тыс.шт.) 25500 51,0 350 6,8 Итого 1468,245 840,8 ЯСПО "Холбос" (Борисов В.Д., Кашкин В.Х.) обеспечивает закуп сельскохозяйственной и промысловой продукции, даров природы за счет кредитных средств, предоставленных из республиканского бюджета, в сумме 49 млн. рублей и за счет средств, пролонгированных распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2002 года № 121-РП до 25 декабря 2002 года, в сумме 140 млн. рублей в объемах, утвержденных Правительством Республики Саха (Якутия). Кроме сельскохозяйственной продукции через ЯСПО "Холбос" планируется закупить у населения республики кожевенное сырьё 11,5 тыс. штук; ягоды 172,6 тонны; лекарственное сырье на 70 тыс. рублей; лук полевой 17,0 тонн; пушнину на 560 тыс. рублей. Продолжит работу на заготовке продукции охотпромысла ГУП ФАПК "Сахабулт", который также будет закупать у населения кожевенное сырье и пушнину. Поддержка семейного предпринимательства В сельской местности будет продолжена работа по созданию мастерских по пошиву одежды, головных уборов, обуви, изготовлению художественных и сувенирных изделий, а также развитию традиционных видов ремесленничества изготовление предметов домашнего обихода, столярные, кузнечные, шорно-седельные работы и др. П оддержка семейного предпринимательства на селе является одним из приоритетных направлений развития семейной экономики на 2002 год. В этом году, в соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на эти цели предусматриваются 15 000 тыс. рублей. Будет оказана помощь в создании рабочих мест по следующим направлениям: ремонт и пошив обуви, швейных, меховых, кожаных изделий и головных уборов, парикмахерские, фотографии, ритуальные услуги, ремесленничество и мелкотоварное производство. Выделение средств будет производиться на основе перспективных проектов и республиканского конкурса бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства при оценке Экспертного совета. Проекты, прошедшие конкурсный отбор, будут финансироваться приказом Министерства по делам предпринимательства, развитию туризма и занятости Республики Саха (Якутия). Участниками конкурса могут быть субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в Республике Саха (Якутия). В бизнес-планах должна быть отражена информация о субъекте малого предпринимательства инициаторе проекта, приведено описание предлагаемой к производству продукции и услуги, проработаны производственный и организационный планы реализации проекта, представлены технико-экономическое обоснование и расчеты основных финансово-экономических показателей проекта. Бизнес-планы оцениваются экономической эффективностью (прибыльностью и сроком окупаемости), практической значимостью для экономики улуса, города, наслега, надежностью гарантийного и залогового имущества, наличием собственных средств на частичное финансирование проекта, а также деловой репутацией претендента. Развитие кооперации на селе Производство сельскохозяйственной продукции в субъектах семейной экономики хотя и повышается, но темпы роста производства и переработки этой продукции не отвечают нынешним требованиям. Поэтому встает вопрос о стимулировании создания специализированных по отраслям сельскохозяйственного производства крупных фермерских хозяйств, которые бы вели производство по передовым технологиям с использованием механизации и автоматизации труда. Повсеместно должны иметь поддержку государства производственные и потребительские кооперативы, созданные совместно с различными формами хозяйствования по выращиванию зерновых, овощных культур, по земледелию, мелиорации и другим работам. Такие же формы кооперации должны развиваться на добровольной основе и в животноводстве, рыболовстве, строительстве и по другим направлениям семейного предпринимательства. Частный сектор стал преобладающим субъектом производства сельскохозяйственной продукции. Постепенно меняется менталитет сельского населения. В связи с этим, мы должны решать вопрос о кооперации комплексно, в постоянной взаимосвязи между кредитной, производственной и потребительской кооперациями. В республике берет свое начало развитие различных форм кооперации. На сегодня в 17 улусах республики работают 19 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. СПК "Сахафермеркредит", созданный крестьянскими, фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами республики, работает пока по кредитовании крестьянских и личных подсобных хозяйств за счет собственных средств и российского бюджета, согласно квоте АККОР РФ. В 2001 году распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) выделено 3 млн. рублей сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Агроинвест" Хангаласского улуса в целях содействия развитию кредитных кооперативов в АПК. По мере возврата кредитных средств, выделенных за прошлые годы на поддержку развития семейной экономики, продолжится целевое кредитование субъектов семейной экономики. Начиная с 2002 года, необходимо при активной государственной поддержке, с привлечением средств пайщиков, создать систему сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Развитие семейной экономики в традиционных отраслях, северных и арктических улусах На данном этапе перехода на рыночные отношения экономики остро встает вопрос о роли государства в сохранении и возрождении традиционного уклада жизни малочисленных народов Севера. По данным Госкомитета Республики Саха (Якутия) по статистике субъекты семейной экономики содержат 67157 голов оленей, что составляет 46,7% от общего поголовья оленей в республике (143938 голов оленей). Из этого поголовья содержится 39454 голов у родовых общин, 27007 голов у личных подсобных хозяйств граждан, 697 голов у крестьянских хозяйств. Государственная поддержка, которую получают данные хозяйства, явно недостаточна. В связи с этим надо разработать и принять Указ Президента Республики Саха (Якутия) "О возрождении и развитии частного оленеводства". Для сохранения и приумножения поголовья оленей, развития традиционного уклада жизни малочисленных народов Севера необходимо предусмотреть субсидию в размере 600 (700) рублей на одну голову оленя, льготное кредитование на приобретение оборудования, техники и снаряжения. Также надо рассмотреть вопрос об освобождении от местного и республиканского налогообложения родовых общин, занимающихся наиболее прибыльными видами деятельности (деревообработка, добыча полезных ископаемых, содержание автодорог и др.) Рыболовство не только важная товарная отрасль северных улусов, обеспечивающая занятость местного населения, но и источник продуктов питания жителей, корма для домашних животных и зверей. В целях самообеспечения необходимо в северных улусах (там, где это возможно) выращивать картофель, капусту, морковь и другие овощные культуры, в том числе в тепличных хозяйствах. Должно получить развитие в северных округах Республики Саха (Якутия) и клеточное звероводство. В перспективе развитие клеточного пушного звероводства на базе семейных хозяйств станет важной отраслью сельского хозяйства, дающей значительное количество пушнины. Экономическая необходимость дальнейшего укрепления и развития клеточного звероводства в нашей республике диктуется прежде всего тем, что в настоящее время далеко не полностью используются огромные запасы малоценных рыб, пригодных для корма пушным зверям. Семейным хозяйствам, занимающимся традиционными видами - охотничьим и рыболовным промыслами, будет оказана помощь по линии основных заготовителей и потребителей их продукции: ГУП "Сахабулт", ГУП ФАПК "Якутия", которые предусматривают сезонное авансирование, обеспечение снаряжением и т.д. Развитие растениеводства и нетрадиционных отраслей земледелия Семейные хозяйства, наряду с животноводством, должны заниматься выращиванием картофеля, овощей открытого и закрытого грунта как для собственного обеспечения, так и для продажи на внутреннем рынке республики. Для этого населению повсеместно выделяются дополнительные участки земли, что позволит увеличить посевные площади. Однако ежегодно встает проблема обеспечения хозяйств качественным семенным материалом. Обеспечением семенным материалом семейных хозяйств будет заниматься ГУП "Сортсемовощ". Некоторые семейные хозяйства должны специализироваться на выращивании, хранении и распространении в дальнейшем семенного материала. Это необходимо сделать в улусах с благоприятным климатом Амгинском, Олекминском, Хангаласском и др. Практика последних лет показывает, что, несмотря на короткое северное лето, овощеводам республики удается получать хорошие урожаи овощей как закрытого, так и открытого грунтов. Одной из самых насущных проблем остается полив огородных участков. Для реализации мероприятий по проведению водопроводов предполагается провести их самими семейными хозяйствами на условиях кооперации хозяйств с учетом выделенных средств по линии местных администраций. Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в 2000 году были проведены линии водопровода в двух поселках Усть-Алданского улуса. В 2001 году начаты работы в Мегино-Кангаласском и Амгинском улусах на сумму 1 млн. рублей. Надо повсеместно использовать и внедрить опыт работы Администрации Таттинского улуса, где во всех наслегах улуса протянутся летние водопроводы. В 2002 году для завершения этих работ через Министерство сельского хозяйства выделяется 380 тыс. рублей. Выращивание и сбор лекарственных трав в республике, как пополнение завозимых лекарственных средств, не теряет своей роли. В 2001 году ЯСПО "Холбос" закупил у населения республики лекарственных трав на сумму 72,1 тыс. рублей. Сбор и закупку лекарственных трав и ягод осуществляют Министерство здравоохранения, Центр традиционного лечения и другие специализированные хозяйства, такие как крестьянское хозяйство "Сантэ" и т.д. Мероприятия по организационному и научно-методическому обеспечению Население республики должно быть полностью осведомлено и обеспечено необходимой организационной и информационной базой для ведения своего хозяйства. За два года реализации политики семейной экономики Исполнительной дирекцией подготовлены и выпущены книги и методические рекомендации общим тиражом по 1000 экземпляров и более. Наиболее устойчивыми субъектами экономики республики в сложившейся ситуации оказались крестьянские и личные подсобные хозяйства населения. На долю частного сектора приходится 86% крупного рогатого скота, 77% свиней, 59% лошадей, 47% оленей и 36% птицы. В общем объеме животноводческой продукции на долю субъектов семейной экономики (личные подсобные хозяйства, крестьянские хозяйства, родовые общины) приходится 83% производства мяса, 86% валового надоя молока и 32% яиц. Комитетом по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством сельского хозяйства республики разработана Программа обучения и консультирования населения основам семейной экономики на 20012004 годы. Данная программа предусматривает создание системы обучения и консультирования сельского предпринимателя основам семейной экономики, обеспечение развития конкурентоспособности аграрного сектора посредством оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии ими обоснованных организационно-экономических решений, научить население эффективному использованию бюджетных кредитных ресурсов, применению новых технологий в производстве, заготовке и сбыте, хранении сельскохозяйственной продукции. В текущем году начинается организация пунктов обучения и консультирования по вопросам семейной экономики на базе центров социальной помощи и улусных управлений сельского хозяйства. В этом году проведены 2 республиканских семинара для работников и руководителей центров социальной помощи (УКЦ) по организации деятельности и работе с населением. Специалистами республиканских центров проведены 15 выездных семинаров по организации собственного дела и сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день создано 15 учебно-консультационных центров на базе центров социальной помощи, к концу года их количество должно составить 24 УКЦ. В улусах центрами будет координирована работа по организации обучения по направлениям развития семейной экономики (разведение скороспелой живности, огородничество, ремесленничество, надомничество), по формированию предпосылок к кооперативным и интеграционным связям на селе, распространению новых технологий в заготовке, производстве и хранении продукции, по поиску рынка сбыта сырья и готовой продукции, освещению экономическо-правовой базы развития семейной экономики и другим вопросам. При выборе методов работы с населением консультанты УКЦ руководствуются востребованностью и спросом самого населения. При этом важным моментом работы является установление обратной связи с населением, оказание им адресной помощи. По инициативе УКЦ в улусах проведено анкетирование, в которых население республики активно изъявляет желание благоустроить свои усадьбы на основе комплексных проектов архитектуры дома, хозяйственных строений, зоны отдыха и его озеленения фитодизайна. Особенно заинтересованы в этих проектах молодые семьи (поступает много заявок на участие в создании образцово-показательных усадеб). В связи с пятилетием молодого поколения, создание молодежных усадеб с последующим кредитованием скороспелыми отраслями животноводства, поставкой сельскохозяйственной техники в лизинг, поддержкой в развитии тепличного хозяйства, бортничества и создание молодежной потребительской кооперации является одним из важных мероприятий Программы. Поддержки требует сам целостный подход молодых семей к развитию семейной экономики, к гармонизации быта, труда. Финансовое обеспечение Программы Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местного бюджетов, внебюджетных фондов, средств населения и всех других возможных источников. 1. За счет средств республиканского бюджета в форме кредитования будут финансироваться непосредственные исполнители по следующим мероприятиям: ГУП "Сахаплемобъединение" Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) - для организации поставки живности и комбикормов, проведения работ по искусственному осеменению, поставке племенных сельхозживотных базовым хозяйствам; ГУП ФАПК "Туймаада" - для закупа и поставки техники, технологического оборудования, сельскохозяйственного инвентаря, материалов для проведения весенне-полевых работ, семян, саженцев; Администрации улусов - для микрокредитования семейных хозяйств на организацию расширения производства, приобретение живности, на обустройство сайылыков и другие цели. 2. В форме безвозмездного финансирования дополнительных затрат на организацию и выполнение мероприятий Программы развития семейной экономики следующие исполнители: ГУП "Сахаплемобъединение" Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия): для покрытия транспортных расходов по доставке животных в улусы, затрат на зоотехнические и ветеринарные мероприятия, обслуживание животных в период транспортировки, на организационные расходы опорных пунктов; оказание услуг по искусственному осеменению коров в хозяйствах населения. Исполнительная дирекция по государственной поддержке развития семейной экономики при Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) на финансирование расходов на содержание и проведение мероприятий, издание методической литературы. 3. За счет средств Республиканской целевой программы поддержки предпринимательства и развития занятости будет осуществлено кредитование на конкурсной основе семейных хозяйств и физических лиц, зарегистрированных в качестве субъектов малого предпринимательства, желающих заниматься традиционными отраслями, народными промыслами, ремесленничеством и другими видами предпринимательства. 4. Средства Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) будут направлены на предоставление безвозмездной субсидии безработным гражданам. Для наполнения внутреннего рынка республики продовольствием и потребительскими товарами местного производства, обеспечения самозанятости сельского населения, создания условий для развития и укрепления семейной экономики и повышения уровня жизни и совершенствования микрокредитования субъектов семейной экономики на 2002 год предусмотреть средства в размере 6070 млн. рублей. Из этой суммы 15 млн. рублей направить на целевой основе по обеспечению сайылычных хозяйств техникой, оборудованием и товарно-материальными ценностями. Объемы расходов по финансированию Программы приведены в таблице: Сводная таблица по финансированию Программы развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) на 2002 год № Мероприятия Сумма, (в тыс. рублей) Финансирование Программы за счет всех источников 1 213 312,9 1. Финансирование за счет Госбюджета РС(Я) 1 197 904,0 1. Кредитование 168 245,0 1.1.На скороспелые отрасли животноводства 79 445,0 в том числе: стоимость живности; 22 875,0 стоимость кормов и пр. затраты 49 570,0 1.2.На прочие мероприятия 88 800,0 в том числе: лизинговое обеспечение; 68 800,0 организация мелкооптового лизинга и розничной торговли; 8 000,0 на развитие зерноводства, обеспечение семенным материалом 12 000,0 базовых хозяйств и т.д. 2. Финансирование: 188 859,0 2.1.Скороспелых отраслей животноводства: материально-техническое обеспечение племенных (базовых) хозяйств по скороспелым отраслям животноводства, транспортные 186 859,0 расходы по доставке живности, комбикормов, зоотехнические, 2 000,0 ветеринарные мероприятия и т.д. 2.2. Программы обучения и консультирования населения республики основам семейной экономики 3. Организация заготовительной деятельности 840 800,0 населения . Республиканская целевая программа поддержки предпринимательства 15 000,0 и развития занятости . Средства федерального бюджета Департамента Федеральной службы занятости населения по РС(Я) на содействие 408,9 самозаня-тости в организации предпринимательской деятельности Расчет потребности в средствах на финансирование скороспелых отраслей животноводства на 2002 год составляет 268304 тыс. рублей, из которых 130254 тыс. рублей финансируется республиканским бюджетом, разница 138050 тыс. рублей - за счет сверхплановых поступлений возвратных средств АПК. Через Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), для интеграции и развития разнообразных форм коопераций, в том числе для кредитных сельскохозяйственных кооперативов, из Государственного бюджета республики выделяется 45 млн. рублей и для развития крестьянских хозяйств - 20 млн. рублей, которые должны распределяться через кредитные сельскохозяйственные кооперативы. Механизм реализации Программы Организацией работы, координацией и оперативным управлением всеми процессами и участниками Программы будет заниматься Исполнительная дирекция по государственной поддержке развития семейной экономики при Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). Дирекция осуществляет контроль за ходом реализации Программы, проводит разъяснительную работу среди населения по вопросам семейной экономики, консолидирует деятельность общественных организаций, организует мероприятия по пропаганде развития семейной экономики. Наряду с Исполнительной дирекцией основными исполнителями Программы являются: Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) с подведомственными предприятиями и организациями, Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), администрации улусов и городов, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, ЯСПО "Холбос" и другие структуры. Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), совместно со своими структурными подразделениями, является главным исполнителем Программы. Совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечивает разработку основных нормативно-правовых документов, проведение научных исследований в области развития семейной экономики, распространение и внедрение прогрессивных технологий по растениеводству и животноводству, новой техники и оборудования, издание рекомендаций по эффективному ведению и развитию семейных хозяйств. Под его непосредственным руководством и контролем осуществляют свою деятельность и обеспечивают выполнение основных программных мероприятий ГУП "Сахаплемобъединение", ФАПК "Туймаада", ГУП ФАПК "Сахабулт" и ФАПК "Якутия". Своевременное финансирование Программы обеспечивает Министерство финансов Республики Саха (Якутия) через Департамент развития села. Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) разрабатывает нормативно-правовые документы, обеспечивающие субсидирование организации собственного дела, содействие и поддержку граждан и семей, переселяющихся в сельскую местность, правовую и социальную защиту безработных граждан, проживающих в сельской местности. На администрации улусов и городов возлагается организация и проведение работы, направленной на содействие самозанятости населения, создание условий для эффективной работы семейных хозяйств. На уровне улусов и городов будут собираться заявки на приобретение скороспелых видов животных от семейных хозяйств и физических лиц, рассматриваться вопросы предоставления дополнительных площадей для выращивания сельскохозяйственной продукции, ее переработки. Всем нуждающимся семейным хозяйствам необходимо предоставить дополнительные земельные участки, включая сельхозугодья, оказать помощь в получении товарного кредита на улучшение и обустройство личного подворья, сайылычных хозяйств, строительство теплиц и проведение водопроводов для увеличения объемов продукции животноводства, а также в сбыте произведенной в них продукции. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике на протяжении всего года будет проводить учет и мониторинг состояния семейной экономики, на основании которого будут подводиться итоги выполнения мероприятий и приниматься решения о мерах по дальнейшему развитию семейной экономики. С целью организации занятости сельской молодежи, оказания социально-экономической поддержки молодых семей соисполнителем данных мероприятий определить Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия). Приложение № 2 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2002 года № 289 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) на 2002 год № Мероприятия Исполнители Сроки 1. По программе "Обучение и ИДГПРСЭ Постоянно консультирование населения основам семейной экономики", создать учебно-консультационные центры (УКЦ) 24 улусах республики 2. Практические семинары для глав ИДГПРСЭ Ежеквартально семейных хозяйств с выездом специалистов 3. Микрокредитование семейных хозяйств ФПМП Постоянно за ИДГПРСЭ счет Фонда поддержки малого предприни-мательства 4. Кооперация хозяйств, занятых семейной ЯСПО "Холбос" Постоянно экономикой ИДГПРСЭ 5. Контроль за ходом возврата ранее ИДГПРСЭ, Постоянно выданных ГУП кредитов "Сахаплем-объедине ние" 6. Заседание Межведомственного ИДГПРСЭ Ежеквартально координа-ционного совета 7. Открытие постоянной рубрики в ИДГПРСЭ I квартал телевидении и радио НВК "Саха" 8. Разработка программы МСХ РС(Я), ИРЭ, социально-экономи-ческого ЯНИИСХ до 15 апреля развития села до 2006 года ИДГПРСЭ 9. Выездное заседание Межведомственного ИДГПРСЭ, координационного ГУП Апрель совета в Янском округе (контроль и "Сахаплемобъе-дине организация ние" поставок скороспелых отраслей животноводства и концентрированных кормов) 10. Организация экспериментальных усадеб Минмолодежи Постоянно в РС(Я), рамках Программы пятилетия молодого ИДГПРСЭ поколения 11. Издание книг серии "Семейная ИДГПРСЭ Постоянно библиотека" и практических советов по технологии выращивания с/х культур и разведения крупного рогатого скота и скороспелых отраслей животноводства 12. Работа с нормативно-правовыми актами ИДГПРСЭ Постоянно по поддержке частного сектора экономики 13. Организация микрокредитования Минфин РС(Я), МСХ II квартал семейных РС(Я), хозяйств за счет Госбюджета, Фонда Минпредприни-мател предпринимательства ьства РС(Я), ИДГПРСЭ, администрации улусов 14. Кредитование базовых племенных ГУП "Сахаплем- II квартал хозяйств объединение" 15. Организация одноконных косилок и ФАПК "Туймаада", II квартал самоход-ных Минфин РС(Я) шасси 16. Субсидирование безработных граждан Департамент ФГСЗН Постоянно РС(Я) 17. Завоз комбикормов и доставка до МСХ РС(Я), IIIII кварталы улусов ЯСПО "Холбос" 18. Поставка техники и оборудования на ФАПК "Туймаада" Постоянно условиях лизинга 19. Выездное заседание Межведомственного ИДГПРСЭ III квартал координационного совета в Колымо-Индигирском округе 20. Учет и сравнительный анализ Госкомстат РС(Я), Ежеквартально показателей ИДГПРСЭ семейной экономики 21 Привлечение семейных хозяйств в Минфин РС(Я), Сезонно стара-тельские ИДГПРСЭ артели по добыче полезных ископаемых 22. Развитие сельской промышленности Минпредприни-мател Постоянно ьства РС(Я), ИДГПРСЭ 23. Зональные семинары по проблемам ИДГПРСЭ Ежеквартально развития семейной экономики 24. Создание банка данных по передовым ИДГПРСЭ Постоянно семейным хозяйствам РС(Я) 25. Организация сети кредитных МСХ РС(Я), кооперативов ЯСПО "Холбос", Постоянно финансовой взаимопомощи ИДГПРСЭ 26 Разработать и установить нормативы МСХ РС(Я), Июнь доходов АПК ГНУ ЯНИИСХ от личного подсобного хозяйства (ЛПХ) СО РАСХН 27 Ввести в мониторинг по семейной Госкомстат РС(Я) Ежеквартально экономике показатель доходов семейных хозяйств 28 Конкурс "За лучшую организацию и ИДГПРСЭ Декабрь реализацию политики семейной экономики" 29. Конкурс "За лучшее освещение и ИДГПРСЭ Декабрь пропаганду политики развития семейной экономики в РС(Я)" Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|