Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.06.2003 № 366ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 июня 2003 года № 366 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.03.2004 г. N 140 О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)" В соответствии с распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2002 года № 327РП "О работе по приведению в соответствие законодательных актов Республики Саха (Якутия)" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2003 года № 209 "Об исполнении Плана работы, Плана законопроектной деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) за I квартал 2003 года и корректировке Плана работы и законопроектной деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) на II квартал 2003 года" Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить прилагаемый проект Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)". 2. Внести указанный законопроект на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 3. Назначить Алексеева Василия Гавриловича министра охраны природы Республики Саха (Якутия) официальным представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении законопроекта в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Д.Ф. Наумова. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ Проект вносится Правительством Республики Саха (Якутия) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Об охране окружающей среды Природа и ее богатства используются многонациональным народом Республики Саха (Якутия), охраняется его среда обитания и жизнеобеспечения, как естественная основа его устойчивого социально-экономического развития. Настоящий Закон разработан в рамках Федерального закона "Об охране окружающей среды" и призван: защищать конституционные права человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду; способствовать формированию правовых, экономических и социальных основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений; обеспечивать экологическую безопасность и организацию рационального природопользования. Глава 1 Общие положения Статья 1. Предмет регулирования Закона Настоящий Закон регулирует отношения органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия). Статья 2. Законодательное регулирование отношений в области охраны окружающей среды Отношения в области охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия) и рационального использования природными ресурсами регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), республиканскими законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия) и настоящим Законом. Статья 3. Задачи законодательства Республики Саха (Якутия) об охране окружающей среды Задачами законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды является регулирование отношений в области охраны окружающей среды в целях ее сохранения, обеспечения экологической безопасности и охраны прав граждан, рационального использования природных ресурсов республики, оздоровления и улучшения качества окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений. Статья 4. Основные принципы охраны окружающей среды Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: защиты окружающей среды, природноресурсной базы, жизнедеятельности экосистем, как необходимое условие для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, подчиненности и видов выполнения хозяйственной деятельности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; независимости контроля в области охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций за экологические правонарушения и связанные с ними социальные, экономические и другие неблагоприятные последствия; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; учета природных и социально - экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, предприятий и ведомств независимо от форм собственности, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; соблюдения права каждого гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения; сочетания экологических интересов граждан с необходимостью развития общества при осуществлении ими хозяйственной деятельности; взаимодействия с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач, а также международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Статья 5. Объекты охраны окружающей среды Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, уничтожения и иного нерационального и бесхозяйственного использования на территории Республики Саха (Якутия) подлежат: земля, недра, почвы; леса, растительный и животный мир во всем его многообразии, типичные и редкие ландшафты, особо охраняемые природные территории; поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух, климат, озоновый слой атмосферы; иные природные объекты как компоненты естественных экологических систем и биосферы. Глава II Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды Статья 6. Права и обязанности граждан в области рационального природопользования и охраны окружающей среды 1. Каждый житель Республики Саха (Якутия) независимо от гражданства, проживающий на ее территории, имеет право на благоприятную окружающую среду. Это право обеспечивается государством и реализуется путем: участия в обсуждении проектов законов и других нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; участия в разработке и осуществлении мер по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов; общего и специального природопользования; объединения в общественные природоохранные организации; получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды; участия в проведении общественной экологической экспертизы; возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных воздействий; обжалования неправомерных действий должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, в результате деятельности которых причинен вред здоровью, имуществу граждан; проведения мер по поддержанию, воспроизводству возобновляемых природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды; различных видов страхования; осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; установления ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды; предъявления в суд исков о возмещении вреда окружающей среде; осуществление других предусмотренных законодательством прав. 2. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования природоохранительного законодательства. Статья 7. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды 1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: разрабатывать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы; подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, суд обращения, об ограничении, о приостановлении или прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. 2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования действующего законодательства. Глава III Основы управления в области охраны окружающей среды Статья 8. Полномочия законодательной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды К ведению законодательной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей республики и контроль за их исполнением, внесение в них изменений; определение основных направлений государственной экологической политики, проводимой в Республике Саха (Якутия); осуществление контроля за исполнением природоохранительного законодательства; контроль за целевым использованием средств, поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду, на природоохранные мероприятия; осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством. рассмотрение и других вопросов республиканского значения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. Статья 9. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей природной среды относятся: определение основных направлений охраны окружающей среды на территории республики с учетом географических, природных, социально - экономических и иных особенностей; участие в разработке и реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ; издание нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды, контроль за их исполнением; утверждение и финансирование целевых программ в области охраны окружающей среды, контроль за их реализацией; установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользованием водными объектами; осуществление государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов; осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия, установленных Правительством Российской Федерации; организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории республики; организация государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории республики, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей; установление режима использования обособленных водных объектов, не находящихся в государственной собственности, при чрезвычайных ситуациях; организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней леса; образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения; утверждает порядок ведения Красной Книги Республики Саха (Якутия); организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; организация государственного учета численности объектов животного мира и их использования и государственного кадастра объектов животного мира; принятие мер по восстановлению объектов животного мира и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам; организация системы непрерывного экологического воспитания и образования граждан, формирование экологической культуры на территории республики; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории республики; оказание содействия гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды; обеспечение прав коренного населения на территориях его традиционного расселения и хозяйственной деятельности в части охраны окружающей среды, традиционного образа жизни, а также традиционных способов использования объектов животного мира; утверждает нормативы, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды, содержащие соответствующие требования, нормы и правила не ниже устанавливаемых на федеральном уровне; принимает решения об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда республиканского значения; координирует и направляет работу министерств, государственных комитетов и ведомств в области охраны окружающей среды и природных ресурсов республики; вносит предложения в Правительство Российской Федерации о принятии решения об объявлении участков территории зонами чрезвычайной экологической ситуации и бедствия; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и порядок их изъятия; утверждает запасы природных ресурсов республиканского значения; устанавливает квоты на использование животного (в том числе рыбных запасов) и растительного мира; устанавливает порядок образования и использования бюджетных средств по охране окружающей среды; назначает представителей для участия в работе по рассмотрению и разрешению вопросов, возникающих между Республикой Саха (Якутия) и Российской Федерацией, а также субъектами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования; осуществляет и иные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, определенные настоящим Законом. Статья 10. Полномочия специально уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды 1. К ведению относятся: руководство деятельностью в области природопользования и охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия), проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; реализация основных направлений охраны окружающей среды; разработка инструктивных и нормативно-методических материалов в области охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности; разработка комплексных и целевых программ в области охраны и оздоровления окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, представление их на утверждение в Правительство республики и ее реализация; участие в разработке федеральных и республиканских законов и иных нормативных, правовых актов в области охраны окружающей среды; осуществление государственных полномочий на территории муниципальных образований во взаимодействии с органами местного самоуправления; осуществление единой государственной системы экологического мониторинга; принимает участие в разработке, согласовании, проведении государственной экологической экспертизы и реализации схем комплексного использования и охраны природных ресурсов на территории республики; осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории республики, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий; обращение в территориальные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, с предложением об ограничении, приостановке или прекращении деятельности природопользователей, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю при нарушении требований нормативов качества окружающей среды; рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды; управление и контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республики, ведение Красной Книги Республики Саха (Якутия), организация природно-заповедного дела; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории республики; осуществление экологической паспортизации; осуществление сотрудничества с международными фондами по охране окружающей среды, использование иностранных инвестиций, технической и финансовой помощи международных природоохранных организаций; регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. 2. Специально уполномоченный государственный орган Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и их территориальные органы несут ответственность за состояние окружающей среды и охрану природных ресурсов. 3. Специально уполномоченный государственный орган Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и их территориальные органы определяются Правительством Республики Саха (Якутия) Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды 1. К ведению представительного органа местного самоуправления в рамках устава муниципального образования могут относиться: обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан муниципального образования в области охраны окружающей среды; разработка и издание (по согласованию со специально уполномоченными природоохранными органами) нормативно-правовых актов органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды в рамках действующего федерального и республиканского законодательства; рассмотрение вопросов охраны окружающей среды; рассмотрение и утверждение экологических программ местного значения; осуществление контроля за соблюдением природоохранительного законодательства; контроль за реализацией соответствующих экологических программ и ведением отчетности использования финансовых средств; обеспечение мер, направленных на сохранение объектов особо охраняемых природных территорий местного значения; принятие решения об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения, а также об их реорганизации и ликвидации; участие в организации территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера, управление и их охрана; принятие в пределах своих полномочий решений по вопросам охраны окружающей среды, в т.ч. общественной экологической экспертизы, на основании результатов обсуждений, опросов, референдумов, заявлений граждан, экологических организаций и движений; осуществление контроля за использованием и охраной земель, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, водных объектов, лесов, соблюдением правил охоты, рыболовства, сбора дикорастущих ягод, плодов, лекарственных трав, охраной и использованием других природных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления осуществление иных полномочий, установленных законами Республики Саха (Якутия). 2. К ведению органов исполнительной власти муниципального образования в рамках устава муниципального образования могут относиться: участие в разработке и реализации Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) и обеспечение на территории муниципальных образований экологической безопасности; оказание содействия проведению общественных экологических экспертиз; контроль за функционированием особо охраняемых природных территорий в соответствии с действующим законодательством и статусом особо охраняемых природных территорий; участие в организации системы экологического образования и формирования экологической культуры; обеспечение населения муниципального образования достоверной информацией о состоянии окружающей среды; проведение муниципального экологического и общественного контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности на территории муниципального образования; рациональное использование вод, приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения; проведение профилактических мероприятий при проведении сельскохозяйственных палов; организация утилизации и переработки бытовых отходов; благоустройство и озеленение территории, организация охраны зеленой зоны муниципального образования; корректировка сроков охоты и рыболовства, сбора плодово-ягодных, лекарственных растений в пределах сроков, установленных Правительством Республики Саха (Якутия); распределение квот лицензионных видов в заготовительных целях в пределах, установленных Правительством Республики Саха (Якутия); содействие специально уполномоченным органам охраны природы и участие в восстановлении и воспроизводстве биологического разнообразия; принятие мер для предупреждения аварийных ситуаций и своевременной ликвидации экологических последствий техногенных аварий и природных катастроф; организация по требованию населения проведения общественных экологических экспертиз; иное управление в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Глава IV Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды Статья 12. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия) осуществляется путем: разработки прогнозов социально-экономического развития республики на основе экологических прогнозов; разработки республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; экономической оценки природных объектов и природно- антропогенных объектов, воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; обеспечения выполнения природоохранительных мероприятий за счет различных источников финансирования; возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, и другими мерами в соответствии с законодательством. установления территориальных правил, лимитов и нормативов в области использования объектов животного мира и среды их обитания; установления лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образования и размещения отходов, установления нормативов платы и на их базе взимание платежей в установленном порядке за использование природных ресурсов и на их воспроизводство; установление лимитов водопользования (водопотребеления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленных республике по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, и установление лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в собственности республики; предоставления в соответствии с законодательством предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Статья 13. Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов 1. Специально уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды совместно с органами государственной статистики и с природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическое значение. 2. Ведение государственных кадастров природных ресурсов (недр, земель, вод, лесов, животного мира) и особо охраняемых территорий, природных объектов возлагается на специально на то уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Статья 14. Республиканские целевые программы в области охраны окружающей среды и мероприятия по охране окружающей среды 1. В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются республиканские целевые программы в области охраны окружающей среды с учетом предложений граждан, общественных объединений, муниципальных образований. 2. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию в республике осуществляется с учетом прогнозов социально-экономического развития республики, федеральных и республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды. 3. Территориальное планирование в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления. 4. Отраслевое планирование в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами и ведомствами на основе показателей республиканского и территориального планирования в соответствии с законодательством. 5. Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет средств: федерального бюджета, республиканского бюджета, местных бюджетов; предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; внебюджетного фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых республики; кредитов банков; добровольных взносов граждан, иностранных юридических и физических лиц, а также других источников в соответствии с законодательством. 6. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в республиканском бюджете и местных бюджетах производится по отдельной статье. Статья 15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. 2. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов производства и потребления является формой частичной компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя: плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов в пределах установленных нормативов и лимитов; плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов сверх установленных лимитов и за их несанкционированное складирование и захоронение; плату за аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. 3. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образование и размещение отходов производства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 4. Платежи за загрязнение окружающей среды вносятся предприятиями, учреждениями, организациями в республиканский бюджет независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в бесспорном порядке по представлению и поступают в отдельную статью республиканского бюджета. 5. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Статья 16. Экологическое страхование 1. Экологическое страхование может осуществляться в виде добровольного страхования физических и юридических лиц, объектов их собственности и доходов на случай покрытия непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий, возникающих в результате техногенных аварий или сверхнормативного загрязнения окружающей природной среды выбросами (сбросами) и размещением отходов предприятиями (организациями), а также обязательного экологического страхования риска гражданской ответственности юридических лиц за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. 2. Порядок и условия обязательного экологического страхования устанавливаются федеральным законом. Глава V Нормирование в области охраны окружающей среды Статья 17. Основные требования к нормированию в области охраны окружающей среды 1. Нормирование в области охраны окружающей среды в республике заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды. 2. Нормативы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды разрабатываются и утверждаются не ниже норм и правил, установленных на федеральном уровне. 3. При нарушении требований нормативов в области охраны окружающей среды (выброс, сброс загрязняющих веществ, образование и размещение отходов или иные виды воздействия на окружающую среду) по решению специально уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды материалы могут быть направлены в суд для рассмотрения вопроса о приостановлении деятельности предприятий, учреждений, организаций, участков, цехов, установок, оборудования в соответствии с законодательством. Статья 18. Нормативы качества окружающей среды Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Статья 19. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы допустимых физических воздействий (уровни шума, вибрации, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого уровня радиационного воздействия; нормативы допустимых норм агрохимикатов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы санитарных и защитных зон; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) в целях охраны окружающей среды. Статья 20. Нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ 1. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почву, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, массы выбрасываемых токсикантов, данных об иных вредных последствиях сбросов и выбросов по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде и потенциальных возможностей экосистем. 2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом природно-климатических особенностей республики. Статья 21. Нормативы допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий Нормативы допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую среду, разрабатываются и утверждаются Госкомитетом Республики Саха (Якутия) по санитарно-эпидемиологическому надзору при Правительстве по согласованию с другими специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды. Статья 22. Нормативы допустимого уровня радиационного воздействия Нормативы допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека, разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды. Статья 23. Допустимые нормы применения агрохимикатов 1. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других химикатов устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в почвах и продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира. 2. Указанные нормативы разрабатываются и утверждаются специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области защиты растений. Статья 24. Нормативы санитарных и защитных зон Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения. Для предприятий, учреждений, организаций с технологическими процессами, являющимися источниками выделения вредных веществ в окружающую среду, предусматривается создание санитарно-защитных зон. Глава VI Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности Статья 25. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Саха (Якутия) 1. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, обязаны: выполнять установленный порядок подготовки и реализации хозяйственных решений, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, иметь лицензии на лицензируемые виды деятельности; размещать объекты хозяйственной деятельности с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством; оснащать технологические процессы и оборудование системами контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду; соблюдать технологические режимы, обеспечивать надежную, эффективную работу очистных сооружений, установок и средств контроля обезвреживания и утилизации отходов; соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений; осуществлять производственный экологический контроль; предоставлять в установленном порядке достоверную информацию, необходимую для осуществления государственного экологического контроля; осуществлять комплексное развитие своей территории с учетом необходимости создания благоприятной для населения окружающей среды; создавать защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования, в соответствии с действующим законодательством; осуществлять вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации; при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов разрабатывать и реализовывать мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды; осуществлять перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов по согласованию со специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и территориальными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды; принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия электромагнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц; принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила; соблюдать иные требования, предусмотренные действующим законодательством. 2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность: оказывающая недопустимое негативное воздействие на окружающую среду, ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; ухудшающая состояние окружающей среды и качество продуктов питания, причиняющих вред здоровью человека; ведущая к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, ухудшающая качество среды их обитания; проводимая на территориях, находящихся в составе зеленого фонда и оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения; направленная на создание и финансирование объектов, использование которых не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям действующего законодательства; способствующая производству, использованию, разведению растений, животных и других организмов, не свойственных природе Республики Саха (Якутия), а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их не контролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения специально уполномоченных на то государственных органов по охране окружающей среды; приводящая к загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, поверхности водосборов и атмосферного воздуха; ведущая захоронению вредных отходов на территории и вблизи городов, других населенных пунктов, в районах с высокой концентрацией населения, водных объектах, лечебно-оздоровительных и рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность ухудшения состояния окружающей среды и здоровья населения; использующая в промышленности химических и иных веществ, разрушающих озоновый слой; иная деятельность в соответствии с действующим законодательством. Глава VII Особо охраняемые природные территории и объекты Статья 26. Особо охраняемые природные территории 1. Особо охраняемые природные территории создаются для охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, духовное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К особо охраняемым природным территориям могут относиться места традиционного природопользования коренных народов Республики Саха (Якутия) (этноэкологические территории). 2. Экологически и функционально связанные между собой особо охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия), а также другие территории и объекты, по отношению к которым принимаются меры по поддержанию их природных свойств в оптимальном состоянии, образуют систему особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) (Ытык Кэрэ Сирдэр). 3. Порядок создания и функционирования системы особо охраняемых природных территорий (Ытык Кэрэ Сирдэр) регулируется Законом Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях". Глава VIII Государственный экологический мониторинг Статья 27. Система государственного экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) 1. Государственный экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. 2. Система государственного экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) обеспечивает создание республиканского фонда сведений о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и источниках антропогенного воздействия. 3. Система государственного экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) включает: наблюдение по единым программам и методикам за состоянием окружающей среды и источниками антропогенного воздействия на нее; оценку состояния объектов наблюдения и прогноз их изменений; выработку рекомендаций и разработку мероприятий по обеспечению экологической безопасности. 4. Государственный экологический мониторинг осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Статья 28. Система информационного обеспечения охраны окружающей среды Информационное обеспечение деятельности по регулированию природопользования и охране окружающей среды включает: создание баз данных; результаты государственных кадастров природных ресурсов; инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных территорий и объектов; государственный экологический мониторинг. Глава IX Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) Статья 29. Система и задачи экологического контроля 1. Система экологического контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля. 2. Экологический контроль проводится в целях обеспечения органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований по охране окружающей среды, в том числе нормативов и нормативных документов, а также обеспечения экологической безопасности. Статья 30. Государственный экологический контроль 1. Государственный экологический контроль в Республике Саха (Якутия) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и его территориальными органами. 2. Государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории республики, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия). 3. Государственные инспектора Республики Саха (Якутия) по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и подчинения, включая объекты Министерства обороны и органов внутренних дел, знакомиться с документами, анализами, иными материалами, связанными с вопросами охраны окружающей среды и природных ресурсов, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды; вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности; осуществлять иные определенные законодательством полномочия. 4. Государственные инспектора по охране природы обязаны: осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным и республиканским законодательствам в области охраны окружающей среды, о государственной службе и административным законодательством; предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; соблюдать требования законодательства. 5. Государственные инспектора по охране природы подлежат государственной защите в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 6. Решения государственных инспекторов по охране природы могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 7. Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов. 8. Перечни объектов государственного экологического контроля и лиц, осуществляющих его, утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия). Статья 31. Производственный экологический контроль 1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и ставит своей задачей обеспечение ведения всех технологических процессов с соблюдением установленных для них уровней загрязнения окружающей среды, а также проверку выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, проверку соблюдения нормативов качества окружающей среды. 2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством. Статья 32. Муниципальный экологический контроль 1. Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. 2. Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с федеральным и республиканским законодательствами и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 33. Общественный экологический контроль 1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. 2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. 3. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Глава X Основы формирования экологической культуры Статья 34. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования Система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования охватывает дошкольное, общеобразовательное и профессиональное образование, специальное экологическое образование руководящих работников, подготовку профессиональных специалистов - экологов, повышение квалификации работников государственных органов в области охраны окружающей среды, распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма, а также ознакомление населения с основными положениями и задачами природоохранной деятельности, привлечение к конкретной деятельности по охране окружающей среды. Статья 35. Преподавание основ экологических знаний в учебных заведениях 1. Экологические знания, необходимые для формирования экологической культуры граждан, во всех средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечиваются преподаванием основ экологических знаний. 2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Статья 36. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов 1. Должностные лица и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека на территории республики, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку. 2. Должностные лица и специалисты специально уполномоченных органов Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды обязаны иметь необходимую подготовку по охране природы, которая учитывается при назначении на должность и аттестации. Статья 37. Экологическое просвещение В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Статья 38. Научные экологические исследования 1. Научные экологические исследования проводятся в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития Республики Саха (Якутия), создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. 2. Ученые и специалисты научных учреждений и природоохранных организаций принимают участие в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ (республиканских, региональных), проектных работах, входят в составы научно-технических и экспертных советов, участвуют в формировании экологической культуры общества и несут персональную ответственность за научные результаты своих разработок. Глава XI Разрешение споров и ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды Статья 39. Разрешение споров в области охраны окружающей среды Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Статья 40. Ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды За нарушение природоохранного законодательства, в результате которого причинен вред окружающей среде, юридические и физические лица несут гражданскую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующими законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Статья 41. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, собственности других предприятий, учреждений, организаций загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в порядке, установленном законодательством. Глава XII Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Статья 42. Международные договоры в области охраны окружающей сpеды Если международным договором в области охраны окружающей среды, заключенным Республикой Саха (Якутия), установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора. Статья 43. Обязанности иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды Иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства обязаны на территории Республики Саха (Якутия) соблюдать требования настоящего Закона и иных природоохранительных законодательных актов и несут ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством. Глава XIII Заключительные положения Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 46. Приведение нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в соответствие с настоящим Законом 1. С момента вступления в силу настоящего Закона утрачивает силу и не применяется на территории Республики Саха (Якутия) Закон Якутской - Саха Советской Социалистической Республики "Об охране природы в Якутской Саха ССР" от 17 октября 1991 года № 649-ХII. 2. Органам государственной власти и органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Республики Саха (Якутия) В. ШТЫРОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|