Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.06.2003 № 368ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 июня 2003 года № 368 О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об образовании"" Рассмотрев проект Закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об образовании"", разработанный согласно Плану законопроектной деятельности Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.01.2003 № 43 во исполнение распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 20.12.2002 № 327-РП, и в целях более полного обеспечения реализации права граждан на получение общего образования в условиях местного самоуправления Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить проект Закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об образовании"" и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 2. Назначить официальным представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении данного законопроекта в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) министра образования Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ Проект вносится Правительством Республики Саха (Якутия) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) "Об образовании" (в редакции Республиканского закона от 23 мая 1995 года № 59-1 "Об образовании"), изложив его в следующей редакции: Настоящий закон определяет принципы, цели и задачи государственной политики в области образования; устанавливает и обеспечивает государственные гарантии в реализации конституционных прав граждан на образование; создает правовую основу для функционирования и развития системы образования Республики Саха (Якутия); определяет права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования; обеспечивает правовое регулирование взаимоотношений в данной сфере; определяет и разграничивает полномочия государственной власти и органов местного самоуправления в области образования. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области образования 1. Республика Саха (Якутия) провозглашает сферу образования приоритетной. 2. Организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования является Республиканская (Государственная) программа развития образования, утверждаемая высшим законодательным органом Республики Саха (Якутия). 3. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается. Статья 2. Принципы государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области образования основывается на следующих принципах: а) гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности на основе сочетания национальной самобытности народов Республики Саха (Якутия) и общечеловеческих ценностей, бережного отношения к жизни и здоровью человека. Воспитание гражданственности и любви к Родине; б) единство республиканского культурного и образовательного пространства. Сохранение и приумножение национальных культур и традиций в условиях многонациональной республики; в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; д) свобода и плюрализм в образовании; е) сочетание государственного и муниципального управления и общественного самоуправления в системе образования; ж) обязательность образования в объеме программы среднего (полного) общего образования (I-XI классы); з) непрерывность образования и преемственность его ступеней, разнообразие видов и типов учебно-воспитательных учреждений, автономность образовательных учреждений; и) научный характер образования; к) связь обучения и воспитания с жизнью; л) бесплатность основных видов образования; м) свобода выбора языка обучения. Статья 3. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области образования 1. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области образования включает Конституцию Республики Саха (Якутия), настоящий закон и принимаемые в соответствии с ним законодательные и иные нормативные акты Республики Саха (Якутия). 2. Действие законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования распространяется на все образовательные учреждения республики независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Статья 4. Задачи законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования Задачами законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования являются: а) обеспечение и защита конституционного права граждан Республики Саха (Якутия) на образование; б) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Республики Саха (Якутия); в) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере; г) разграничение полномочий в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Республики Саха (Якутия) в области образования 1. В Республике Саха (Якутия) каждому гражданину гарантируется возможность получения образования независимо от его расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. 2. Право граждан Республики Саха (Якутия) на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. 3. Республика Саха (Якутия) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, общего среднего, дополнительного образования (в рамках бюджетного финансирования), начального профессионального и на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 4. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и специальных образовательных стандартов. 5. Государство оказывает содействие в получении образования повышенного уровня одаренным и проявившим выдающиеся способности гражданам. Статья 6. Язык (языки) обучения 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Конституцией Российской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Законом РСФСР "О языках народов Российской Федерации" и Законом Республики Саха (Якутия) "О языках в Республике Саха (Якутия). 2. Граждане, проживающие на территории Республики Саха (Якутия) имеют право на получение образования на государственных языках Республики Саха (Якутия), а также на выбор языка обучения в рамках возможностей и условий, предоставляемых системой образования. Права граждан на получение образования на государственных языках Республики Саха (Якутия) обеспечиваются созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. 3. Правительство республики в соответствии с международными договорами и соглашениями оказывает содействие в получении основного общего (полного) образования на родном языке представителям народов Республики Саха (Якутия), проживающим вне ее территории. 4. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, кроме дошкольных, изучение государственных языков Республики Саха (Якутия) регламентируется государственными образовательными стандартами. 5. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках коренных народов Республики Саха (Якутия), не имеющих своей государственности в Российской Федерации. Статья 7. Государственные образовательные стандарты 1. В Республике Саха (Якутия) устанавливаются государственные образовательные стандарты Российской Федерации, включающие федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. 2. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. 3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации. Государственные образовательные стандарты, включающие национально-региональные компоненты, определяются с участием Правительства Республики Саха (Якутия). Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программам вводятся не ранее, чем через три года после начала работы по данным программам. 4. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации. Раздел II СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 8. Понятие системы образования Система образования в Республике Саха (Якутия) представляет собой совокупность: - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; - сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; - органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Республике Саха (Якутия) реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: а) общеобразовательные (основные и дополнительные); б) профессиональные (основные и дополнительные); 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 3. К общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. 4. Профессиональные образовательные программы направлены на удовлетворение потребностей личности в получении знаний, решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. 5. К профессиональным относятся программы: а) начального профессионального образования; б) среднего профессионального образования; в) высшего профессионального образования; г) послевузовского профессионального образования. 6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной, профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим законом и (или) положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. Статья 10. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: а) в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; б) в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. 2. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной и профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. 3. Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерна не допускается, в части республиканской компетенции устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия). Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения 1. Учредителем, учредителями образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть: а) органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия); б) граждане Республики Саха (Якутия). 2. Совместными учредителями образовательных учреждений могут быть: а) отечественные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации; б) отечественные и зарубежные общественные и частные фонды; в) общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Республики Саха (Якутия). 3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательным является государственное, муниципальное или негосударственное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание, развитие и воспитание обучающихся, воспитанников. 2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. 3. К образовательным относятся учреждения следующих типов: а) дошкольные; б) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); в) начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; г) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; д) учреждения дополнительного образования; е) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ж) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 4. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Нормы типовых положений не могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений по сравнению с законом. (в ред. Закона РС(Я) от 26.04.2001 З N 277-II) 5. Государственный статус образовательного учреждения (тип и вид, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. 6. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. 7. Правоотношения в области образования в сфере негосударственных образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) в части, не урегулированной настоящим законом, определяются законодательством Российской Федерации. Статья 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: а) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; б) учредитель образовательного учреждения; в) организационно-правовая форма образовательного учреждения; г) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; д) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: - язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; - порядок приема обучающихся, воспитанников; - продолжительность обучения на каждом этапе обучения; - порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; - система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок; - режим занятий обучающихся, воспитанников; - наличие платных образовательных услуг и порядок их представления (на договорной основе); - порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей). е) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: - использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; - финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; - источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; - наличия предпринимательской деятельности. ж) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: - компетенция учредителя; - структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция, порядок организации деятельности; - порядок комплектования персонала и условия оплаты труда; - порядок изменения устава образовательного учреждения; - порядок реорганизации и ликвидации; з) права и обязанности участников образовательного процесса; и) перечень видов актов учреждения (приказов, распоряжений, решений и др.), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. 2. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными его актами, последние подлежат регистрации в качестве дополнения к уставу. 3. Отдельные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. Статья 14. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования в Республике Саха (Якутия): - учитывает особенности экономического и социального развития республики, обеспечивает воспроизводство и развитие ее кадрового потенциала; - создает условия для самоопределения личности, формирования человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. 2. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования регионального сельского образовательного учреждения должно учитывать особенности труда и образа жизни на селе. 3. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. 4. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно при утверждении республиканским органом управления образованием. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ. 5. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. 6. Военная подготовка в гражданских общеобразовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных и примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы управления образованием не вправе изменять учебный план и учебный график образовательного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся на основе типовых положений об учебных заведениях. 3. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. 4. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечивается в соответствии с государственными образовательными стандартами государственной аттестационной службой, не зависимой от органов управления образованием. 5. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. 6. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников обеспечивается возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а так-же с оценками успеваемости обучающихся. Статья 16. Общие требования к приему в образовательные учреждения 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем образовательного учреждения и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. 2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитацией образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Победители и призеры заключительного и республиканского этапов Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам принимаются без вступительных экзаменов в государственные и муниципальные учреждения профессионального образования, расположенные на территории Республики Саха (Якутия), для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в республике; граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствии образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий; Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы. Статья 17. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Образовательные программы специальных образовательных учреждений (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии) разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. 3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, получают по этому предмету летние задания и по результатам их сдачи переводятся в следующий класс условно или оставляются на второй год обучения. Перевод обучающегося производится по решению органа управления образовательного учреждения. 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Статья 18. Дошкольное образование 1. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания в дошкольном возрасте. 2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития в помощь семье создается государством сеть дошкольных образовательных учреждений. 3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с законом. 4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование 1. Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом. 3. Государственная аттестация по завершении основного общего и среднего (полного) общего образования является обязательной. 4. Получение среднего (полного) общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. 5. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста. Решение об исключении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей принимается с согласия органов опеки и попечительства. Решение об исключении обучающегося из образовательного учреждения принимается педагогическим советом по согласованию с муниципальным органом управления образованием и комиссией по делам несовершеннолетних. 6. Общеобразовательные учреждения по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату при наличии соответствующего разрешения на указанный вид деятельности (лицензии). Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ 1. Профессиональные образовательные программы, имеющие целью подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, реализуются в профессиональных образовательных учреждениях, в том числе специальных. Переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов имеет целью получение ими новой профессии или специальности, осуществляется по одной из основных профессиональных образовательных программ и ведет к получению нового профессионального образования. Такая переподготовка может осуществляться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях переподготовки и повышения квалификации, имеющих соответствующую лицензию. Сроки освоения соответствующих образовательных программ могут быть сокращены с учетом уровня и направленности предшествующего образования обучающихся. Профессиональные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, реализуют соответствующие образовательные программы согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), и уровням образования, установленным настоящим законом. 2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в рамках образовательных программ начального или среднего профессионального образования вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме в профессиональное образовательное учреждение. Статья 21. Профессиональная подготовка 1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. 2. Государство в необходимых случаях создает условия для получения профессиональной подготовки лицам, не имеющим основного общего образования. 3. Профессиональная подготовка может быть получена в профессиональных образовательных учреждениях, а также в предприятиях, учреждениях, организациях, имеющих соответствующую лицензию и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов и рабочих, имеющих соответствующую квалификацию. Статья 22. Начальное профессиональное образование 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня). Статья 23. Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. 3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. 4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Статья 24. Высшее профессиональное образование 1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. 2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). 3. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной ускоренной программе. Статья 25. Послевузовское профессиональное образование 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. 2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Статья 26. Дополнительное образование 1. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов. 2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами, определяющими их статус основных образовательных программ посредством индивидуальной педагогической деятельности. Статья 27. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документ о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. 2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения . 3. По завершении послевузовского образования, защиты квалификационной работы (диссертации, совокупности работ) присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. 4. Документ государственного образца является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения. 5. В Республике Саха (Якутия) устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы): а) основное общее образование; б) среднее (полное) общее образование; в) начальное профессиональное образование; г) среднее, профессиональное образование; д) высшее профессиональное образование; е) послевузовское профессиональное образование. 6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца. Раздел III УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 28. Органы управления образованием в Республики Саха (Якутия) 1. В Республике Саха (Якутия) создаются и действуют государственные (республиканские) и муниципальные органы управления образованием. Муниципальные органы управления образованием создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления. 2. Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной государственной власти по согласованию с соответствующим органом представительной государственной власти. 3. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Республиканской (Государственной) программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов. 4. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области образования и (или) Устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения по решению суда. Статья 29. Компетенция органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области образования 1. К ведению органов государственной власти в области образования подлежат: а) формирование и осуществление государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования; б) правовое регулирование отношений в области образования в рамках республиканской компетенции; в) разработка и реализация республиканской программы образования с учетом социально-экономических, демографических, этнических, национально-региональных и других условий и особенностей; г) формирование республиканских (государственных) органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов; д) назначение руководителей образовательных учреждений республиканского подчинения, если иное не предусмотрено законом и Типовым положением о данном учреждении; е) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений; з) организация и координация материально-технического обеспечения Республиканской (Государственной) программы развития образования и иных программ в области образования; и) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и республиканских нормативов его оплаты в образовательных учреждениях; к) формирование республиканского бюджета в части расходов на образование, республиканских фондов развития образования; л) установление: - налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; - республиканских нормативов финансирования образования и воспитания; - порядка финансирования образовательных учреждений; - льгот, видов и норм материального обеспечения различных категорий обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, а также педагогических работников государственных и образовательных учреждений; - республиканских требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; м) прямое финансирование образовательных учреждений республиканского подчинения, если иной порядок не предусмотрен Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения; н) информационное обеспечение образовательных учреждений; о) установление и присвоение государственных наград Республики Саха (Якутия) работникам образования; п) издание нормативных документов в рамках своей компетенции. Статья 30. Компетенция республиканского органа управления образованием К ведению республиканского органа управления образованием подлежат: а) реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия) в области образования; б) обеспечение гражданам, проживающим на территории Республики Саха (Якутия), условий для выбора образовательного учреждения; в) разработка и утверждение примерных положений об учреждениях начального, основного, среднего (полного) общего и профессионального образования; г) аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений в пределах своей компетенции; создание аттестационных комиссий по оценке педагогической деятельности работников образования; д) установление порядка аттестации образовательных учреждений, педагогических и управленческих кадров государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием; е) установление республиканских компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Республики Саха (Якутия); ж) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка базовых учебных планов и программ курсов, дисциплин в рамках республиканской компетенции, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание для республики системы информации в образовании; з) организация республиканской системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров для системы образования; и) исполнение действующего законодательства в области образования, контроль за выполнением образовательных стандартов; к) согласование структуры муниципального органа управления образованием и назначения руководителей этого органа; л) организация финансирования и оказание посреднических услуг местным органам управления образованием и образовательным учреждениям в части их материально-технического обеспечения; м) установление дополнительных к федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; н) инспектирование любых органов и учреждений образования на территории Республики Саха (Якутия), а также делегирование этого права другим государственным и муниципальным органам управления образованием; о) ежегодное утверждение перечня учебников республиканского комплекта, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Статья 31. Компетенция органов местного самоуправления в области образования 1. Органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на установленное настоящим законом обязательное основное общее и среднее (полное) общее образование в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия). 2. К ведению органов местного самоуправления относятся: а) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образования, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; б) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования; в) создание гражданам, проживающим на территории муниципального образования, условий для выбора общеобразовательного учреждения; г) совместно с республиканским органом управления образованием создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения; д) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, оснащение, обустройство прилегающей к ним территории; е) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями; ж) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; и) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; к) создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием; л) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления; м) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в соответствии с Положением и уставом соответствующего типа образовательного учреждения. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: а) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств; б) привлечение для осуществления своей уставной деятельности дополнительных источников финансирования и материальных средств; в) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании средств; г) подбор, прием на работу, расстановка педагогических кадров и вспомогательного персонала, ответственность за уровень их квалификации; д) организация и совершенствование методического обеспечения; е) разработка, принятие и реализация образовательных программ; ж) разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования; з) разработка и утверждение по согласованию с местными органами государственной власти годовых календарных учебных графиков; и) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей согласно типовых положений соответствующих учреждений; к) установление ставок заработной платы и должностных окладов в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных республиканскими нормативами, установление надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования работников, создание фонда премирования; л) разработка и принятие устава образовательного учреждения, согласованного с учредителем в части, определенной законом Республики Саха (Якутия), и в соответствии с Положением о соответствующем типе образовательного учреждения; м) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; н) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения и настоящим законом; о) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Положением о государственном образовательном учреждении и уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством об аккредитации; п) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего закона; р) контроль за своевременностью предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных федеральным, республиканским законодательством и актами органов местного самоуправления; с) обеспечение в образовательных учреждениях интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных; т) создание в образовательных учреждениях необходимых условий для работы подразделений, предприятий общественного питания и медицинских учреждений, контроль за их работой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; у) организация деятельности учительских (педагогических) и методических объединений; ф) регулирование в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенной законом; х) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом образовательного учреждения. ц) выбор учебников из утвержденных перечней федерального и республиканского комплектов учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за: а) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; б) реализацию не в полном объеме, образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников; в) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; г) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников в образовательном учреждении; д) иное нарушение, предусмотренное законодательством. Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в порядке, установленном действующим законодательством. 2. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 3. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или по его поручению местным органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства соответствующей конфессии. 4. Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или уполномоченным им местным органом управления образованием по заявлению учредителя образовательного учреждения и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности. 5. Предметом и содержанием экспертизы являются: установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил; санитарные и гигиенические нормы; охрана здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудование учебных помещений; оснащенность учебного процесса; образовательный ценз педагогических работников и укомплектованность штатов. Организация, содержание и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются. 6. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. 7. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем образовательного учреждения. 8. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии. 9. Отрицательное заключение экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы учредителем в судебном порядке. Иск учредителя подлежит рассмотрению в суде в месячный срок. 10. Лицензия может быть изъята у образовательного учреждения органом, выдавшим лицензию, только в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии. 11. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение. 12. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. 13. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. 14. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится республиканскими и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. 15. Аттестация образовательных учреждений проводится по их заявлению государственной аттестационной службой или по ее поручению либо доверенности органами государственной власти с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. 16. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет. 17. Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее, чем через 12 месяцев с момента отказа в аккредитации. 18. Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном для этих образовательных учреждений типовыми положениями. 19. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации. 20. Филиалы и отделения образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим законом. 21. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, зарубежных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное учреждение по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств образовательного учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя. 2. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 3. Передача государственных образовательных учреждений в собственность муниципальных образований допускается в установленном законодательством порядке. 4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться: а) по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; б) автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев изъятой лицензии; в) по решению судебных органов; г) по решению органа, осуществившего регистрацию образовательного учреждения, в случае невыполнения последним уставных задач. 5. Ликвидация сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, а также в случае изъятия лицензии согласно части 10 статьи 33. Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями 1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и уставом образовательного учреждения на принципах единоначалия и самоуправления. 2. Порядок и форма самоуправления определяется уставом образовательного учреждения. 3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор). 4. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом образовательного учреждения по контракту; б) избран коллективом образовательного учреждения; в) избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; г) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; д) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; е) назначен учредителем; ж) нанят учредителем по срочному трудовому договору. 5. В случае назначения, найма учредителем руководителя государственного образовательного учреждения последний состоит в штате государственного органа-учредителя образовательного учреждения. 6. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и его руководителем определяется положением и уставом образовательного учреждения. 7. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений не разрешается совмещение их должности с другой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательного учреждения. 8. Должностные обязанности руководителя государственного и муниципального образовательного учреждения, его филиала не могут исполняться по совместительству. Статья 36. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях 1. Государственная аттестационная служба может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. 2. Основаниями для рассмотрения высшим органом государственной аттестационной службы вопроса о направлении рекламации являются: а) применительно к образовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные программы: - решение общего собрания родителей (законных представителей) детей, обучающихся в данном образовательном учреждении; - официальное представление отделения аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения; б) применительно к образовательным учреждениям, реализующим профессиональные образовательные программы: _ официальное представление государственной службы занятости населения. 3. Решение о направлении рекламации или об отклонении требования заявителей о рекламации принимается высшим органом аттестационной службы и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ государственной аттестационной службы в направлении рекламации может быть обжалован заявителями в судебном порядке. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту регистрации образовательного учреждения в двухмесячный срок. Решение суда данной инстанции является окончательным. 4. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновление аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение. Раздел IV ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 37. Государственные гарантии развития системы образования 1. Основой экономических гарантий на получение гражданами Республики Саха (Якутия) образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное финансирование образовательных учреждений. 2. Республика Саха (Якутия) гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в объеме, обеспечивающем выполнение государственных образовательных стандартов не ниже уровня, предусмотренного в предыдущем году в удельном весе затрат на образование от расходной части республиканского и местных бюджетов. Финансирование развития образования производится не ниже уровня, обеспечивающего приоритетность сферы образования и выполнение конституционных гарантий прав граждан на бесплатное образование. 3. Вопросы налогообложения в области образования регулируются законодательством об основах налоговой системы Российской Федерации. 4. Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников в соответствии с действующим законодательством. Минимальные нормативы финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия). 5. Государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Республики Саха (Якутия) возраста, пособия на детей из малообеспеченных семей, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы, пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия, предусмотренные законодательством Республики Саха (Якутия). 6. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении, определяемые республиканскими нормативами. Выплаты производятся из средств бюджета учредителя государственных, муниципальных образовательных учреждений соответствующего типа и вида до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования или до достижения им возраста, определенного законодательством в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Статья 38. Отношения собственности в системе образования 1. Учредитель, в целях обеспечения уставной образовательной деятельности, закрепляет за образовательным учреждением имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности. 2. Земельные участки, за используемые государственным или муниципальными образовательным учреждением, закрепляются в бессрочное бесплатное пользование. 3. Образовательное учреждение несет ответственность перед государством и собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным лицом, уполномоченным собственником. 4. Государственная собственность и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий. 5. Образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ним или арендуемой им отчуждаемой государственной собственности и (или) муниципальной собственности. 6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускается только по истечении срока договора между собственником и образовательным учреждением или между собственником и учредителем, если иное не предусмотрено договором. 7. Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 8. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, закрепленного за образовательным учреждением. 9. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты, принадлежащие ему на правах собственности за вычетом платежей по обязательствам, направляются на цели развития образования. 10. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества по согласованию с учредителем либо уполномоченным на то органом. Сдача в аренду государственным, муниципальным образовательным учреждениям закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на непосредственные нужды обеспечения и развития образовательного процесса в данном образовательном учреждении. 11. С государственных и муниципальных образовательных учреждений в случае, когда учредителем образовательного учреждения и собственником закрепленного за ним имущества являются органы государственной власти Республики Саха (Якутия) или органы местного самоуправления, арендная плата за пользование закрепленными объектами собственности не взимается, а расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание несет учредитель (собственник), если иное не предусмотрено договором между учредителем и образовательным учреждением. 12. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, принадлежащие им объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального и культурного назначения, а также клинические базы учреждений медицинского образования приватизации не подлежат. Статья 39. Финансирование образовательных учреждений 1. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования. 2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти образовательных учреждений в нормативах финансирования учитываются затраты, не зависящие от количества обучающихся. 3. Республиканские нормативы финансирования утверждаются высшим законодательным органом Республики Саха (Якутия) одновременно с принятием закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной год и являются минимально допустимыми. 4. Местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. 5. Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется Типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения. 6. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия), дополнительные финансовые, в том числе валютные ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом образовательного учреждения, услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных. 7. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя. Статья 40. Особенности финансирования высшего и послевузовского профессионального образования Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет бюджетных средств государственных заданий по приему студентов подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами. Прием обучающихся на договорной основе не может составлять более 50 % приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). Статья 41. Права образовательного учреждения в использовании финансовых и материальных средств 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно может иметь самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. 2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся его собственностью, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Республики Саха (Якутия). 3. Профинансированные, но не использованные в текущем году, квартале, месяце, финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения, а переходят на следующий год и засчитываются при дальнейшем финансировании из бюджета, если иное не предусмотрено действующим законодательством. 4. Образовательное учреждение вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других предприятий только своей собственностью. 5. Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением. Статья 42. Материально-техническая база образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных и (или) принадлежащих ему на правах собственности зданий, сооружений, имущественных комплексов, оснащения и оборудования, имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории. 2. Развитие материально-технической базы государственного или муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных (бюджетных) и собственных средств. 3. Государственные и муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы. Статья 43. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательного учреждения 1. Государственное или муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги) за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. 2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения, за вычетом доли учредителя (собственника), реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов по заработной плате, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской. 3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в органы государственного арбитража или в судебном порядке. Статья 44. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений 1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. 2. К предпринимательской относится любая деятельность образовательного учреждения, направленная на получение прибыли. Это может быть: - реализация и сдача в аренду основных фондов имущества образовательного учреждения; - торговля покупными товарами; - оказание посреднических услуг; - долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе, образовательных), организаций и предприятий; - приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и поручение доходов (дивидендов, процентов) по ним; - ведение приносящих доход, иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции и иная деятельность, не противоречащая действующему законодательству. 3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом образовательного учреждения производимой продукции работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно на данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в данном образовательном учреждении. 4. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по этому вопросу. Статья 45. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность 1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора. 3. Не зарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия). Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке. Статья 46. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием 1. В случае некачественной подготовки выпускников образовательным учреждением, заинтересованные лица вправе предъявить этому образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях. 2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения (регистрации) образовательного учреждения в месячный срок. Раздел V СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ Статья 47. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении определяются уставом образовательного учреждения и иными, предусмотренными уставом, локальными актами. 2. В Республике Саха (Якутия) каждый гражданин имеет право на выбор образовательного учреждения и форм получения образования. 3. Граждане, получившие образование в негосударственных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования имеют право на государственную аттестацию. 4. Обучающиеся во всех образовательных учреждениях имеют право: на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на обучение в рамках этих стандартов по индивидуальным учебным планам; на ускоренный курс обучения; на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; на участие в управлении образовательным учреждением; на уважение их человеческого достоинства; на свободу совести, информации; на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Обучение по индивидуальным планам в рамках государственного образовательного стандарта и формы участия в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом образовательного учреждения. 5. Выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений любых организационно-правовых форм обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. 6. Обучающихся, воспитанников государственных или муниципальных образовательных учреждений учредитель в соответствии с его компетенцией и действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи. 7. Граждане, получившие в государственных или муниципальных образовательных учреждениях начальное или среднее профессиональное образование впервые по направлению службы занятости, потерявшие возможность работать по специальности в результате профессионального заболевания и (или) инвалидности, полученной при исполнении трудовых обязанностей, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), проходят обучение бесплатно. 8. Обучающиеся в образовательных учреждениях без отрыва от трудовой деятельности, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, сокращенную рабочую неделю и другие льготы, предоставляемые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляется на основе полного государственного обеспечения. 10. Для обучающихся с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории учащихся, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Республики Саха (Якутия). Дети и подростки направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической консультации. 11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигшим одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда. 12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования. 13. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные органы управления образованием, управления могут создавать образовательные учреждения повышенного уровня для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется из бюджета учредителя. Критерии отбора обучающихся в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности. 14. Привлечение обучающихся, воспитанников в гражданских образовательных учреждениях без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается. 16. Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. 18. Обучающийся, воспитанник имеет право осуществить перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации. 19. Обучающиеся в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, имеют право на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) для обучающихся в государственных образовательных учреждениях. Право обучающихся в образовательных учреждениях на получение отсрочки от призыва на военную службу устанавливается законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. Статья 48. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. 2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. 3. Педагогические работники образовательных учреждений подлежат периодическим бесплатным медицинским обследованиям, которые проводятся за счет средств учредителя. 4. Медицинское обслуживание образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала. 5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания. Организация питания в образовательном учреждении возлагается местными органами государственной власти на предприятия общественного питания. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. 6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников компенсируется государством. 7. Ответственность за создание условий учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и уставом образовательного учреждения. Статья 49. Права и обязанности родителей (законных представителей) 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего среднего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 2. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (представителей) продолжить образование в образовательном учреждении при положительной аттестации. 3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. 4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание и обязаны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования. Статья 50. Занятие педагогической деятельностью 1. Порядок комплектования персонала образовательных учреждений регламентируется их уставами. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. 2. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР. Статья 51. Оплата труда работников образовательных учреждений 1. Заработная плата, должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей, работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению кроме случаев, специально предусмотренных законодательством. 2. Размер минимальной ставки заработной платы, должностного оклада работникам образовательных учреждений устанавливается в соответствии с действующим законодательством. 3. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера. Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на преподавателя запрещается. Статья 52. Права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений Права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) устанавливаются законом "Об учителе" и иными правовыми нормами действующего законодательства. Статья 53. Трудовые отношения в системе образования Трудовые отношения работника с образовательным учреждением регламентируются действующим законодательством. Раздел VI МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 54. Международное сотрудничество 1. Сотрудничество Республики Саха (Якутия) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств в области образования строится на основе договоров и соглашений, не противоречащих Законодательству Российской Федерации и настоящему закону. 2. Обучение, подготовка и повышение квалификации граждан иных государств в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия), равно как и граждан Республики Саха (Якутия) в зарубежных образовательных учреждениях, осуществляются по договорам, заключенным юридическими лицами на основании международных соглашений Республики Саха (Якутия). Статья 55. Внешнеэкономическая деятельность 1. Органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством. 2. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат. Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Саха (Якутия) В. ШТЫРОВ Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) СОЛОМОВУ Н.И. Уважаемый Николай Иванович! Правительство Республики Саха (Якутия) направляет на рассмотрение проект Закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об образовании"", одобренный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 июня 2003 года № 368. Представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении данного законопроекта Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) назначен министр образования Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышева Е. БОРИСОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|