Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.02.2004 № 59ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 12 февраля 2004 года № 59 О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О радиационной безопасности населения и окружающей среды Республики Саха (Якутия)" В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 года № 43 "О плане законопроектной деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) на 2003 год" и от 28.09.2003 № 606 "О плане Правительства Республики Саха (Якутия) на IV квартал 2003 года" Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить прилагаемый проект Закона Республики Саха (Якутия) "О радиационной безопасности населения и окружающей среды Республики Саха (Якутия)". 2. Внести указанный законопроект на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 3. Назначить Алексеева Василия Гавриловича министра охраны природы Республики Саха (Якутия) официальным представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении законопроекта в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Д.Ф. Наумова. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е.БОРИСОВ Проект вносится Правительством Республики Саха (Якутия) ЗАКОН О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Настоящий закон в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами регулирует отношения в области радиационной безопасности населения и окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия). Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия и определения В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения: авария радиационная РИ потеря управления РИ, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которая привела к незапланированному облучению людей и (или) к радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающим пределы, установленные нормами радиационной безопасности; доза облучения (аварийная, индивидуальная, накопленная, эквивалентная, эффективная) - величина воздействия ионизирующего излучения на организм человека или его ткани и органы за определенный промежуток времени; заключение санитарно-эпидемиологическое - документ, раз решающий организации в течение установленного времени проводить регламентированные работы с источниками ионизирующего излучения в конкретных помещениях, вне помещений или на транспортных средст вах; захоронение отходов радиоактивных - безопасное размещение радиоактивных отходов без намерения последующего их извлечения. зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны источника поступления радиоактивных веществ в окружающую природную среду, на которой проводится радиационный контроль и где возможно достижение предела годовой эффективной дозы облучения отдельных лиц из населения; зона радиоактивного загрязнения - территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению, которая устанавливается в случае радиационной аварии на разных поставарийных этапах, внешняя граница зоны регламентируется нормами радиационной безопасности пределов аварийного облучения; ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков; источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение; несанкционированные действия - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ЯМ, РИ, РВ, РАО, несанкционированного доступа, проноса(провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств системы физической защиты. нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения; пункты хранения (пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов) - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов в любом агрегатном состоянии; работники (персонал) - физические лица, работающие с техногенными источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям работы в сфере воздействия таких источников; радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующих излучений; радиационная обстановка - обобщенная характеристика пространственного и временного распределения уровней содержания радионуклидов в окружающей природной среде и доз облучения населения на определенной части территории; радиационноопасный объект объект использования атомной энергии, характеризующийся вероятностью нарушения нормальной деятельности, вследствие чего могут быть превышены пределы дозы облучения персонала и населения, а также подвергнуты радиоактивному загрязнению объекты окружающей среды; радиационное облучение (аварийное, медицинское, природное, профессиональное) - воздействие на людей ионизирующего излучения, которое может быть внешним - от источников, находящихся вне тела человека и (или) внутренним - от источников, попавших внутрь его организма; радиоэкологическая паспортизация проведение мероприятий для получения радиационных, экологических, имущественно-правовых и иных характеристик на радиационноопасный объект; радиационный естественный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; радиационный контроль - получение информации о радиаци онной обстановке в организации, в окружающей среде и об уровнях об лучения людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический контроль); радиационный мониторинг - система наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования уровней содержания радионуклидов в природных средах и рационе человека, а также уровней воздействия ионизирующих излучений на человека и объекты природы; радиационный объект - организация, где осуществляется об ращение с техногенными источниками ионизирующего излучения; радиационные источники, РИ не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся РВ; радиоактивные вещества, РВ - вещества в любом агрегатном состоянии, характеризующиеся радиоактивностью (способностью испускать ионизирующее излучение); или не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается, в т.ч.: а) материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативно-правовыми актами; б) отработавшее ядерное топливо; в) отработавшие свой ресурс или повреждённые радионуклидные источники; г) извлечённые из недр и складируемые в отвалах и хвостохранилищах горные породы, руды, отходы обогащения и выщелачивания руд, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативно-правовыми актами; д) продукты распада (деления) осуществлённых подземных ядерных взрывов. санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. обращение с радиоактивными отходами - все виды деятель ности, связанные со сбором, транспортированием, переработкой, хране нием и (или) захоронением радиоактивных отходов; эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учётом их радиочувствительности; ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона Целью данного Закона является обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) на благоприятную окружающую среду и охрану их здоровья. Основными задачами настоящего Закона являются: 1. Обеспечение радиационной безопасности населения и окружающей среды республики с учётом региональных особенностей Республики Саха (Якутия), обусловленных наличием: территории, расположенной на многолетних мерзлых породах; лишайников, загрязненных искусственными и содержащих естественные радионуклиды, входящих в пищевую цепочку: лишайник олень человек; мест проведения мирных подземных ядерных взрывов; участков территории, загрязненных естественными и искусственными радионуклидами; предприятий (организаций), использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения; 2. Определение полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия). 3. Определение прав и обязанностей эксплуатирующих организаций, органов контроля, граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 3. Участники отношений, регулируемых настоящим законом Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: а) граждане, включая лиц из работников (персонала) вне сферы их производственной деятельности; б) профессиональные работники (персонал); в) лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы; г) эксплуатирующие организации; д) организации, имеющие обращение с ломом черного и цветного металла; е) общественные объединения; ж)органы управления использованием атомной энергии; з) органы государственного регулирования безопасности; и) органы государственного надзора; к) органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия); л) органы государственной власти Республики Саха (Якутия); м) органы государственной власти Российской Федерации. Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность населения и персонала обеспечивается: а) проведением комплекса мер следующего характера: нормативно-правового; организационного, в т.ч. лицензирование деятельности, сертификация технологий и оборудования, планирование деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, выбор площадки, технические и экологические экспертизы, подготовка плана по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении радиационной аварии и мер по управлению аварией, защита от несанкционированного доступа, учет и контроль за перемещением источников ионизирующего излучения и радиоактивных материалов, инвентаризация и картирование участков земель с повышенным содержанием радионуклидов в почве, в почвенных водах, растительности, либо в других объектах окружающей природной среды; инженерно-технического, в т.ч. системы защиты, мониторинг внутренний и внешний, системы очистки, охраняемая промплощадка, поддержание в надлежащем состоянии оборудования, транспортных путей; санитарно-гигиенического и радиоэкологического, в т.ч. система радиационного контроля за сбросами и выбросами предприятий, дозиметрического контроля персонала, загрязнения оборудования, помещений, одежды, контроль за продуктами питания, питьевой водой, воздухом, товарами народного потребления; медико-профилактического; научного обеспечения; образовательного, в. т.ч. профессиональный тренинг и повышение квалификации; воспитательного; б) путем: осуществления органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению принятых норм и нормативов в области радиационной безопасности; информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучения населения в области обеспечения радиационной безопасности. Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 5. Полномочия органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в области радиационной безопасности К полномочиям органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в области обеспечения радиационной безопасности относятся: участие в реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения радиационной безопасности; проведение государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной безопасности; разработка республиканских законов и иных нормативных правовых актов в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации; участие в разработке и реализации федеральных программ; разработка и обеспечение реализации республиканских целевых программ; контроль за обеспечением радиационной безопасности населения и окружающей среды на территории республики; контроль и учет доз облучения населения природными источниками излучения, при всех видах медицинского облучения и персонала при эксплуатации техногенных источников излучения; обеспечивают физическую защиту ядерных материалов, а также находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ; реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории республики; устанавливают порядок принятия решений и принимают решения по отведению земельных участков для размещения радиационно - опасных объектов федерального значения, в том числе оборонного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации; взаимодействие с органами местного самоуправления, органами управления использованием атомной энергии, органами государственного регулирования безопасности и эксплуатирующими организациями; разработка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по статусу территорий, подвергшихся аварийному загрязнению радионуклидами техногенного происхождения; введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения; участие в государственной экологической экспертизе технических проектов строительства новых и реконструкции действующих радиационноопасных объектов на территории республики организация системы радиационного мониторинга радиацион ноопасных объектов на территории Республики Саха (Якутия); осуществление государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на региональном уровне; обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля доз облучения населения на региональном уровне; устанавливают порядок и организуют с участием организаций, общественных объединений, граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев обсуждение (конференции) вопросов использования атомной энергии и радиационной безопасности населения и территорий; координация деятельности органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности; проведение работ по прогнозированию возможных радиационных аварий на объектах использования атомной энергии и их последствий; разработка и реализация мер по ликвидации последствий радиационных аварий и защите здоровья населения от вредного воздействия ионизирующих излучений; планирование и проведение мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся аварийному загрязнению техногенными радионуклидам; ведение радиационно-гигиенического паспорта территории Республики Саха (Якутия); планирование и проведение мероприятий по улучшению социально-экономических условий проживания населения, подвергшегося или подвергающегося техногенному радиационному воздействию; обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов их хранения; создание и развитие системы финансирования научно-практических мероприятий в сфере обеспечения радиационной безопасности населения; информирование населения о радиационной обстановке на территории республики; планирование и проведение мероприятий по защите объектов окружающей природной среды, продовольственного сырья, источников питьевого водоснабжения, продовольствия от радиоактивного загрязнения; содержание в готовности необходимых сил, аттестованных в установленном порядке, а также средств для защиты населения и территории республики от последствий радиационных аварий; обучение населения способам защиты и действиям в условиях радиационной аварии; оказание гражданам Российской Федерации, лицам без гражданства, иностранным гражданам, беженцам, общественным объединениям и юридическим лицам консультативно-методической помощи по вопросам радиационной безопасности; контроль за эффективностью профилактических мероприятий на радиационноопасных объектах; назначение специальных комиссий по расследованию и ликвидации последствий радиоактивных воздействий; заслушивание отчетов специально уполномоченного органа о выполнении программ обеспечения радиационной безопасности; осуществление иных полномочий в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления Республики Саха(Якутия) в области радиационной безопасности Органы местного самоуправления обеспечивают: участие в обсуждении и решении вопросов размещения и прекращения деятельности на подведомственных им территориях ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов временного хранения радиоактивных веществ; принятие решений о размещении, сооружении и прекращении деятельности на подведомственных им территориях источников ионизирующего излучения, имеющих местное значение; участие в проведении экологической экспертизы проектов радиационноопасных объектов, намечаемых к строительству на подведомственной территории; предоставление земельных участков для размещения на подведомственных им территориях радиационно-опасных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; разработку и принятие мер по защите граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев и их личной собственности, снижению ущерба, восстановлению нормальной деятельности организаций в случае возникновения радиационной аварии, своевременному информированию населения об угрозе радиационного воздействия и уровнях радиоактивного загрязнения окружающей среды, сельскохозяйственной продукции, питьевой воды; информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях; участие в организации и координации действий специальных комиссий по расследованию и ликвидации последствий радиационных воздействий; организация общественных обсуждений, проведение опросов, местных референдумов среди населения по вопросам размещения радиационно-опасных объектов на подведомственных им территориях; осуществление иных полномочий в области радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 7. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды Реализация полномочий на территории Республики Саха (Якутия) возлагается на специально уполномоченный орган государственного управления Правительства Республики Саха (Якутия) по обеспечению радиационной безопасности, действующий на основании положения, утверждённого Правительством Республики Саха (Якутия). Статья 8. Государственные целевые программы в области обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Саха (Якутия) Для обеспечения радиационной безопасности населения и территории их проживания разрабатываются и практически реализуются республиканские целевые программы, а также подпрограммы или разделы в составе других комплексных программ. Разработка республиканских целевых программ, их утверждение производится по решению Правительства Республики Саха (Якутия) после соответствующей экспертизы или комиссии; Республиканские целевые программы, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), реализуются в установленный срок, принятие мер для изменения их срока реализации или их прекращения осуществляется решением Правительства Республики Саха (Якутия); Порядок разработки, реализации и финансирования государственных целевых программ в области обеспечения радиационной безопасности населения определяется в установленном порядке законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Статья 9. Государственный контроль Организация проведения государственного контроля за радиационной безопасностью возлагается на органы государственного контроля за радиационной безопасностью, действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) проводит: контроль за обеспечением радиационной безопасности населения и окружающей среды на территории республики; контроль и учет доз облучения населения природными источниками излучения, при всех видах медицинского облучения и персонала при эксплуатации техногенных источников излучения; государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории республики; контроль за эффективностью профилактических мероприятий на радиационно-опасных объектах; Орган государственного ветеринарного надзора осуществляет: контроль за радиационной ситуацией подконтрольной территории (животноводческие объекты, пастбища, водоёмы, территория рынков и т.д.) и состоянием подконтрольных объектов (животные, птицы, рыбы, пчелы и т.д.); контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных требований по обеспечению получения радиационнобезопасной, нормативно или экологически чистой сельскохозяйственной продукции, в том числе сырья животного происхождения и кормов, на всех этапах производства (на предприятиях, хозяйствах, независимо от их форм собственности), переработки (на мясокомбинатах, молокозаводах, колбасных цехах, фабриках по первичной обработке шерсти, кожи и др.); хранения (на хладокомбинатах, в морозильниках, подвалах, ледниках и др.); обращения (транспортировка всеми видами транспорта, ввоз и вывоз из- и за пределы республики); импорте, экспорте и транзите подконтрольных грузов; реализации (на рынках и др. местах сбыта продукции и сырья животного происхождения и кормов); утилизации некачественной (радиационно-загрязненной) продукции и сырья животного происхождения, и кормов; соблюдение ветеринарных требований при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих помещений и предприятий по переработке, производству и хранению продуктов животноводства, при организации фермерских, личных подсобных хозяйств и др. на территориях, имеющих техногенное и радиационное загрязнение. Статья 10. Радиационный контроль на предприятиях Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, добывающие и перерабатывающие минеральное и органическое сырье с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также предприятия, занимающиеся сбором, хранением, переработкой и транспортировкой лома цветного и черного металла, проводят производственный радиационный контроль в целях обеспечения радиационной безопасности. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений. Статья 11. Общественный радиационный контроль за состоянием радиационной безопасности Общественные объединения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять общественный радиационный контроль за выполнением норм, правил, нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 12. Радиационно-гигиенический паспорт организаций и территории Республики Саха (Якутия) В целях оценки вредного воздействия источников ионизирующего излучения (техногенных и природных) на население, планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности, анализа эффективности данных мероприятий на территории Республики Саха (Якутия) проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций, использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения, территории республики и радиационно-экологическая паспортизация радиационноопасных объектов. Ведение радиационно-гигиенического паспорта организаций и территории республики осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Заполнение радиационно-гигиенического паспорта территории осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Статья 13. Радиоэкологическая паспортизация радиационноопасных объектов на территории Республики Саха (Якутия) В целях обеспечения государственного контроля за состоянием окружающей среды на участках, загрязненных естественными и искусственными радионуклидами, мест захоронения радиоактивных отходов в геологических формациях на территории Республики Саха (Якутия) проводится радиационно-экологическая паспортизация радиационно-опасных объектов. Заполнение радиационно-экологического паспорта радиационноопасного объекта осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Глава 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 14. Оценка состояния радиационной безопасности Оценка действующей системы обеспечения радиационной безопасности на предприятиях, использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения, на местах захоронения радиоактивных отходов в геологических формациях на территории республики основывается на следующих основных показателях: характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды; анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности; вероятность радиационных аварий и их масштабы; степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий; анализ доз облучения, получаемых отдельными группами насе ления от всех источников ионизирующего излучения; число лиц, подвергшихся облучению выше установленных преде лов доз облучения. Результаты оценки состояния радиационной безопасности объектов подписываются: радиационно-гигиенический паспорт предприятия его руководителем; радиационно-гигиенический паспорт территории Республики Саха (Якутия) Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) или его заместителем; радиационно-экологический паспорт радиационноопасных объектов контролирующим органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия)". Статья 15. Общие требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: соблюдать требования Конституции Российской федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), настоящего Закона, иных нормативных правовых актов республики, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; иметь лицензии, выданные соответствующими органами государственного регулирования, на право работы с источниками ионизирующего излучения в установленном порядке; иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное территориальной государственной санитарно-эпидемиологической службой, на право работы с источниками ионизирующего излучения; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросами и сбросом радиоактивных веществ; проводить контроль и учёт индивидуальных доз облучения персонала; вести учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; регулярно информировать персонал об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты; своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; выполнять постановления, предписания должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности населения и персонала при медицинских обследованиях 1. При проведении медицинских рентгенологических (радиологических) процедур применяются все необходимые средства защиты пациентов и медицинского персонала. Дозы облучения пациентов и медицинского персонала при проведении медицинских рентгенологических (радиологических) процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности. 2. Пациент имеет право отказаться от медицинских рентгено-радиологических процедур, за исключением случаев неотложной медицины (прямая угроза жизни пациента) и профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. 3. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), руководители лечебно-профилактических учреждений несут ответственность за своевременное техническое оснащение медицинских учреждений, соответствующей аппаратурой и оборудованием для определения доз облучения, получаемых пациентами и медицинским персоналом при проведении медицинских рентгенологических (радиологических) исследований. Статья 17. Требования к профилактическим медицинским осмотрам лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения 1. В целях охраны здоровья, предупреждения облучения, лица, работающие с источниками ионизирующего излучения, должны проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствие в соответствии с законодательством и нормативными актами. 2. Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения, устанавливается в соответствии с законодательством Российском Федерации и Республики Саха (Якутия). 3. При проведении профилактических медицинских рентгенологических и научных исследований практически здоровых лиц, годовая эффективная доза облучения не должна превышать установленных санитарных норм. 4. Руководители организаций, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить условия, необходимые для прохождения профилактических медосмотров граждан, деятельность которых связана с источниками ионизирующего излучения, за счет средств работодателя. Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения. Статья 19. Учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется в рамках единой государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Государственному учету и контролю подлежат: радиоактивные вещества, количества и активность которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами и для работы с которыми требуется лицензия органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением радиоактивных веществ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных материалов; все виды радиоактивных отходов. Порядок деятельности регионального (республиканского) информационно-аналитического центра сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов определяется специально уполномоченным на то органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Статья 20. Обеспечение радиационной безопасности при производстве и (или) реализации ввозимых из-за пределов Республики Саха (Якутия) пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды 1. Качество продовольственного сырья, пищевой продукции, питьевой воды и контактирующих с ними материалов, по содержанию в них естественных и искусственных радионуклидов должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормативам в области обеспечения радиационной безопасности. 2. Продовольственное сырье, пищевая продукция, контактирующие материалы и изделия, не соответствующие требованиям радиационной безопасности, немедленно снимаются их изготовителями с производства и (или) реализации по постановлениям уполномоченных на то государственных органов. 3. Снятые с производства и (или) реализации продовольственное сырье, пищевая продукция, контактирующие материалы и изделия должны быть утилизированы, либо использованы их владельцами в иных целях, исключающих причинение вреда здоровью человека. 4. Государственный контроль продукции, питьевой воды, сырья на содержание радионуклидов осуществляется специально уполномоченными органами государственного надзора и контроля санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы в Республике Саха (Якутия). Статья 21. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природного излучения 1. Облучение населения и персонала, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные санитарные нормы. 2. В целях защиты населения и персонала от влияния природных источников излучения необходимо: предоставление земельных участков под строительство, утверждение проектной нормативно-технической документации, ввод в эксплуатацию жилых домов и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других сооружений допускается с учетом гамма-фона и плотности потока радона с поверхности грунта участка не выше установленных санитарных норм и при наличии положительного заключения уполномоченного на то государственного органа об их соответствии установленным нормативам по радиационному фактору; проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов. 3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях, должен быть изменен характер их использования. 4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не вошедшие в государственный реестр и не отвечающие требованиям норм радиационной безопасности. 5. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) планируют и проводят работы по оценке и снижению уровней облучения населения природными источниками излучения. Статья 22. Требования по обеспечению радиационной безопасности строительных материалов, строительного сырья, лесоматериалов, металлолома 1. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в строительных материалах, а также активность искусственных радионуклидов в лесоматериалах не должна превышать установленных нормативов. 2. Строительные материалы, строительное сырье, лесоматериалы, не отвечающие требованиям радиационной безопасности, немедленно снимаются их изготовителями с производства и (или) реализации по постановлениям уполномоченных государственных органов. 3. Снятые с производства и (или) реализации строительные материалы, строительное сырье, лесоматериалы должны быть использованы их владельцами в иных целях, исключающих причинение вреда здоровью человека. 4. Партия лома черного и цветного металла, не превышающая норм и не имеющая локальных источников и поверхностного загрязнения альфа - и бета-активными радионуклидами, допускается к использованию на территории республики без каких-либо ограничений по радиационной безопасности.а 5. Лом черного и цветного металла, не отвечающий требованиям радиационной безопасности, немедленно снимается его владельцем с использования и (или) реализации по постановлениям уполномоченного на то государственного органа. 6. Снятый с использования и (или) реализации металлолом должен быть сдан на пункты захоронения радиоактивных отходов согласно "Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности". Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ Статья 23. Защита населения и персонала от радиационной аварии Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами государственной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; средства для оповещения населения и персонала, а также материальные и финансовые средства для ликвидации последствий радиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа персонала; Статья 24. Обязанности организации по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения, подвергнувшегося аварийному облучению В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана: незамедлительно проинформировать о радиационной аварии полномочные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, органы местного самоуправления муниципальных образований и население территорий, на которых возможно повышенное облучение; совместно с полномочными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), Российской федерации обеспечить выполнение мероприятий по защите персонала и населения от радиационных аварий и ее последствий; принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; принять меры по локализации очага радиоактивного загрязнения и предотвращению распространения радиоактивных веществ в окружающей среде; провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии; принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии; принять меры по оценке индивидуальных доз облучения персонала и населения и передаче этих данных в органы здравоохранения и другие полномочные органы государственной власти. Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 25. Ответственность и обязанности организации, использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения Организация, использующая в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения обязана: соблюдать требования настоящего закона, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; проводить регулярный учет и контроль индивидуальных доз облучения работников персонала; своевременно информировать органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) о перемещениях радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Республики Саха (Якутия); проводить подготовку и аттестацию должностных лиц и персонала, специалистов служб производственного радиационного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения; организовывать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров персонала; регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; своевременно информировать органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, органы государственного контроля и надзора за радиационной безопасностью об аварийных ситуациях, нарушении технологических процессов, хищениях (исчезновениях) источников ионизирующего излучения, создающих угрозу здоровью населения; выполнять постановления, предписания и заключения должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов государственного контроля и надзора в области обеспечения радиационной безопасности; обеспечить ведение радиационно-гигиенического паспорта организации; обеспечивать реализацию прав граждан в области радиационной безопасности. Эксплуатирующие организации несут всю полноту ответственности за безопасность ядерных установок, источников ионизирующего излучения, пунктов их хранения, а также за надлежащее с ними обращение. Юридические и физические лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданскую, правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 26. Обязанности и ответственность юридических и физических лиц, имеющих лицензии на обращение с ломом черного и цветного металла Юридические и физические лица, имеющие лицензии на обращение с ломом черного и цветного металла, обязаны проводить производственный радиационный контроль в соответствие с нормативно-правовой базой Российской Федерации. Нарушение юридическими и физическими лицами Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, БЕЖЕНЦЕВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 27. Право граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев на радиационную безопасность Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане и беженцы имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства, иностранными гражданами, беженцами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Статья 28. Право граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев и общественных объединений на получение информации в области радиационной безопасности Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы и общественные объединения имеют право на получение объективной информации в сфере обеспечения радиационной безопасности: 1. От органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределах их компетенции: по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; о решениях по размещению радиационных объектов на территории республики; по вопросам ввоза на территорию республики радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, изделий, их содержащих, а также их вывоза за пределы республики; о радиационных авариях и мерах по ликвидации их последствий; о радиационной обстановке на территории республики; 2. От эксплуатирующих организаций, органов государственного надзора и контроля за радиационной безопасностью (в пределах их полномочий): о состоянии радиационной обстановки в районе расположения радиационного объекта и его влияние на здоровье населения и окружающую среду; о мероприятиях по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в зоне наблюдения радиационного объекта; о технической безопасности функционирования данного объекта; об организации системы учета источников ионизирующего излучения и изделий, их содержащих, контроля за их использованием и хранением; 3. От медицинских учреждений: о планируемых и фактически полученных дозах облучения граждан при обследовании или лечении с применением источников ионизирующего излучения. Право на объективное получение информации обеспечивается: публикациями в средствах массовой информации, выступлениями официальных представителей органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, органов государственного контроля и надзора за радиационной безопасностью, специалистов эксплуатирующих организаций, а также проведением встреч представителей указанных выше органов и организаций с общественностью; официальными ответами органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, органов государственного надзора за радиационной безопасностью и эксплуатирующих организаций на запросы граждан и общественных объединений ; проведением общественных и парламентских слушаний; посещением гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства, иностранными гражданами, беженцами, представителями общественных объединений эксплуатирующих радиационных источников, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). За отказ от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам радиационной безопасности, руководители организаций, в том числе общественных объединений и средств массовой информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 29. Право граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев на получение документа, подтверждающего полученную дозу облучения 1. Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане и беженцы, подвергшиеся радиационному воздействию, имеют право на получение соответствующего документа о полученной ими дозе облучения. 2. Документ, удостоверяющий полученную дозу облучения, выдается при: а) профессиональном облучении эксплуатирующей организацией; б) медицинских процедурах администрацией учреждений, проводящих облучение в профилактических, диагностических, лечебных и исследовательских целях; в) при проживании на территориях, подвергшихся аварийному загрязнению радиоактивными веществами уполномоченным на то государственным органом. Статья 30. Права общественных объединений в сфере обеспечения радиационной безопасности населения 1. Общественные объединения имеют право рекомендовать своих представителей для участия в государственных экспертизах радиационных объектов, радиационных источников и пунктов хранения на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации. 2. Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. 3. Общественные объединения имеют право на участие в обсуждении проектов, законов и иных нормативных правовых актов и программ в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации радиационных объектов, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения. Статья 31 Права общественных объединений, граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан и беженцев на участие в формировании политики в области использования атомной энергии, радиационной безопасности Организации, в том числе общественные объединения, и граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане и беженцы имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых предполагается разместить ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения, обязаны в пределах своей компетенции проводить с участием организаций, в том числе общественных объединений, и граждан обсуждение вопросов по размещению, проектированию и сооружению объектов использования атомной энергии. По результатам такого обсуждения соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают решения, которые подлежат обязательному опубликованию в официальном печатном органе. Эти решения после их принятия могут быть обжалованы в суд физическими или юридическими лицами, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть нарушены. Организации, в том числе общественные объединения, имеют право рекомендовать своих представителей для участия в экспертизах ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Статья 32. Право граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев на возмещение убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием при использовании атомной энергии Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков и вреда в полном объеме в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Статья 33. Право работников объектов использования атомной энергии на социально-экономические компенсации Работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также работники, занятые на каких-либо других работах с ядерными материалами и радиоактивными веществами, имеют право на социально-экономические компенсации за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска. Право на социально-экономическую компенсацию за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека (включая медико-санитарное обслуживание) имеют также лица, ранее работавшие на объектах использования атомной энергии. Виды, размеры предоставления социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска, а также источники, за счет которых осуществляется финансирование указанных компенсаций, определяются законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления указанных компенсаций определяется Правительством Российской Федерации. Статья 34. Меры по социальной защите граждан в районах расположения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Граждане Российской Федерации, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, имеют право на социально-экономические компенсации за дополнительные факторы риска или за особые условия проживания, осуществления трудовой деятельности или прохождения военной службы. Виды, размеры предоставления указанных компенсаций и меры по социальной защите граждан, в зависимости от типа и характеристик безопасности объекта использования атомной энергии, устанавливаются федеральным законодательством. Порядок предоставления указанных компенсаций и меры по социальной защите граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 35. Страхование граждан Российской Федерации от риска радиационного воздействия при использовании атомной энергии Работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежат обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. Гражданам Российской Федерации обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования производятся независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению. Порядок и условия страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия определяются законодательством Российской Федерации. Статья 36. Права граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан и беженцев при проведении медицинских процедур с применением ионизирующего излучения Гражданину Российской Федерации, лицу без гражданства, иностранному гражданину и беженцу по его требованию предоставляется полная информация о величине планируемой и фактически полученной им дозы при обследовании или лечении. Право на принятие решения о применении рентгеновских и радиологических исследований предоставляется гражданину Российской Федерации, лицу без гражданства, иностранному гражданину и беженцу или его законному представителю. Статья 37. Обязанности граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев в области обеспечения радиационной безопасности Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане и беженцы, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), обязаны: соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности; проводить или принимать участие в мероприятиях по обеспечению радиационной безопасности; выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности. Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМИЧЕСКИХ И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ЯДЕРНЫМИ УСТАНОВКАМИ И РАДИАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ Статья 38. Обеспечение радиационной безопасности космических аппаратов и летательных аппаратов с ядерными установками и радиационными источниками При проектировании, строительстве, эксплуатации космических и летательных аппаратов с ядерными установками, радиационными источниками, а также использовании энергии радиоактивных веществ должны соблюдаться нормы и правила в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, охраны окружающей среды. В случае возникновения неисправности на борту космического или летательного аппарата с ядерной установкой или радиационным источником, которая может привести к незапланированному возвращению ядерных материалов или радиоактивных веществ на территорию Республики Саха (Якутия), оповещение органов государственного управления Республики Саха (Якутия) и оказание в случае необходимости помощи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава 9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 39. Взаимодействие органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) с субъектами Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности В целях обеспечения защиты населения и охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия) от воздействий радиационно-опасных объектов, расположенных за пределами Республики Саха (Якутия), орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) заключает с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Соглашения, в которых оговариваются порядок и условия взаимодействия, источники финансирования, распределение обязанностей по обеспечению радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды при нормальных режимах работы объектов использования атомной энергии, а также при возникновении и развитии радиационных аварий на указанных объектах. Глава 10. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 40. Финансирование деятельности в области обеспечения радиационной безопасности 1. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения и окружающей среды финансируются за счет: средств республиканского и федерального бюджетов, на основании федеральных и республиканских целевых программ; средств муниципального образования; средств эксплуатирующих организаций; средств граждан, юридических лиц, в том числе иностранных; средств банков и иных кредитных учреждений; средств республиканских, федеральных и иностранных благотворительных фондов; средств страховых фондов; поступлений от международных организаций, физических лиц. 2. Для обеспечения радиационной безопасности населения, а также для проведения (разработки) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в данной сфере, в том числе мероприятий по реабилитации загрязненных территорий, захоронению источников ионизирующего излучения с вывозом их в пункты хранения за пределы республики Правительство Республики Саха (Якутия) и муниципальные образования должны ежегодно предусматривать бюджетные средства, страховать население от риска радиационного воздействия при использовании источников ионизирующего излучения на основании представлений соответствующих служб. 3. Эксплуатирующая организация совместно с соответствующими органами управления Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) создает в порядке, предусмотренном федеральным и республиканским законодательством, специальный фонд по финансированию затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерной установки, источника ионизирующего излучения, пункта хранения, для финансирования научно-исследовательских работ по обоснованию и повышению радиационной безопасности этих объектов. Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 41. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Республиканским законом Предложить Президенту Республики Саха (Якутия) и поручить Правительству Республики Саха (Якутия) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим законом. Президент Республики Саха (Якутия) В. ШТЫРОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|