Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2004 № 274

 
              ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 10 июня 2004 года № 274

    О проекте Закона Республики Саха (Якутия) «Об экологическом
                    образовании и просвещении»



    Рассмотрев   проект   Закона   Республики   Саха  (Якутия)  «Об  
экологическом  образовании и просвещении», Правительство Республики 
Саха    (Якутия)   
п о с т а н о в л я е т:   
    1.   Одобрить   проект  Закона  Республики  Саха  (Якутия)  «Об  
экологическом образовании и просвещении».
    2.    Внести    указанный    законопроект    на    рассмотрение    
Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха (Якутия). 
    3.  Официальным  представителем  Правительства  Республики Саха 
(Якутия)  при  рассмотрении данного законопроекта в Государственном 
Собрании  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха (Якутия) назначить министра 
охраны    природы   Республики   Саха   (Якутия)   Алексеева   В.Г.   
    4. Считать утратившим силу с момента принятия настоящего Закона 
распоряжение  Правительства  Республики  Саха (Якутия) от 9 декабря 
1994   года   №   1327-р  «О  системе  непрерывного  экологического  
образования и воспитания».



Председатель Правительства 
Республики Саха (Якутия)                                           Е. БОРИСОВ


Проект 
вносится Правительством
Республики Саха (Якутия)


                               Закон
                     Республики Саха (Якутия)

            Об экологическом образовании и просвещении



    Настоящий  Закон направлен на создание условий для разработки и 
осуществления  государственной  политики  в  области экологического 
образования  и  просвещения  и  условий ее реализации на территории 
Республики Саха (Якутия).
        
                     Раздел I. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия и определения
    В  настоящем  Законе  применяются  следующие основные понятия и 
определения:
    Экологическая  культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и 
национальной  культуры,  включающая  систему  социальных отношений, 
моральных  ценностей,  норм  и  способов  взаимодействия общества с 
окружающей    природной    средой,   преемственно   формируемая   в   
общественном  сознании  и  поведении  людей  на  протяжении жизни и 
деятельности  поколений  непрерывным  экологическим  образованием и 
просвещением,  способствующая  здоровому  образу  жизни,  духовному  
росту   общества,  устойчивому  социально-экономическому  развитию,  
экологической    безопасности    страны    и    каждого   человека.   
    Экологическое     воспитание     -     процесс    непрерывного,    
систематического       и       целенаправленного       формирования       
эмоционально-нравственного,   гуманного   и   бережного   отношения   
человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей 
среде.
    Экологическое  образование  -  непрерывный  процесс воспитания, 
обучения,  самообразования  и  развития  личности,  направленный на 
формирование  норм нравственного поведения людей, их обязанностей и 
ответственности  по  отношению  ко  всему живому, а также получения 
специальных  знаний  и  практических  умений  и  навыков  по охране 
окружающей  природной  среды,  природопользованию  и  экологической  
безопасности,  реализуемых  в  экологически грамотной деятельности. 
    Экологическое   просвещение   -  распространение  экологических  
знаний,   информации   о   состоянии  окружающей  среды,  природных  
ресурсов,   экологической   безопасности  в  целях  формирования  в  
обществе основ экологической культуры.
    Управление  в  области  экологической  культуры  - деятельность 
органов государственной власти и органов местного самоуправления по 
созданию  условий  для  формирования  общественного  экологического  
сознания  через  систему  непрерывного экологического образования и 
просвещения,  координации деятельности юридических и физических лиц 
по  развитию  экологической  культуры каждого человека и общества в 
целом.
        
    Статья  2.     Цели  и  задачи  законодательства  Республики Саха 
(Якутия)   в   области  экологического  образования  и  просвещения  
    Целью  настоящего  Закона является создание правовой основы для 
разработки  и  осуществления  государственной  политики  в  области  
экологического  образования  и просвещения и условий ее реализации. 
Закон  определяет основные принципы государственной политики в этой 
области,  в  том  числе  с  учетом  экологических традиций народов, 
населяющих Республику Саха (Якутия).
Основными задачами являются:
    разграничение  полномочий  в сфере экологического образования и 
просвещения   населения   между  органами  государственной  власти,  
органами  местного самоуправления, органами управления образованием 
различного   уровня,   а   также  некоммерческими  организациями  и  
гражданами,  ответственными  за формирование экологической культуры 
личности;
    создание условий для разработки и осуществления государственной 
политики   в   области  экологического  образования  и  просвещения  
населения  и  условий  ее  реализации на территории Республики Саха 
(Якутия).

    Статья  3.     Гарантии  в  сфере  экологического  образования  и  
просвещения     на     территории    Республики    Саха    (Якутия)    
    Гражданам   Российской   Федерации,   лицам   без  гражданства,  
иностранным   гражданам,   беженцам,   проживающим   на  территории  
Республики Саха (Якутия), гарантируется:
    создание  системы  общего  и  профессионального  экологического  
образования и просвещения и соответствующих социально-экономических 
условий      для      формирования      экологической     культуры;     
    обеспечение   обязательного  преподавания  основ  экологических  
знаний,  а  также  специальных  курсов по охране окружающей среды и 
рациональному  природопользованию  в  образовательных  учреждениях,  
независимо         от         их         типа        и        вида;        
обеспечение экологического просвещения для людей всех возрастов;
    обеспечение   свободного   доступа  населения  к  экологической  
информации;
    экологическая  подготовка  руководителей министерств, ведомств, 
предприятий,   учреждений,  организаций,  иных  должностных  лиц  и  
специалистов,   граждан,  связанных  с  деятельностью,  оказывающей  
негативное  воздействие  на окружающую среду и здоровье человека на 
территории Республики Саха (Якутия);
    распространение    экологических    знаний,    природоохранного    
законодательства  органами  государственной  власти Республики Саха 
(Якутия)   и   органами   местного  самоуправления,  организациями,  
общественными   объединениями,   средствами   массовой  информации;  
    обеспечение  равных  прав  и  свобод  в  области  сохранения  и  
развития самобытности эколого-культурной деятельности.
        
    Статья   4.    Принципы   государственной  политики  в  области  
экологического образования и просвещения
    Основными  принципами государственной политики в данной области 
определены:
    приоритетность экологических знаний в системе образования; 
    возможность  получения каждым гражданином Российской Федерации, 
лицом   без   гражданства,   иностранным   гражданином,   беженцем,   
проживающим  на  территории  Республики Саха (Якутия), необходимого 
минимума   экологического  образования,  открытость  и  доступность  
экологической информации;
    системность,    комплексность,   непрерывность   экологического   
образования и просвещения;
    гласность  в  вопросах  разработки и реализации государственной 
политики  и  программ  экологического  образования  и  просвещения;  
    направленность   на   выработку  в  процессе  обучения  четкого  
понимания   гражданами   личной  ответственности  за  сохранение  и  
восстановление   природной   среды,   бережного   использования  ее  
ресурсов,   на   формирование   соответствующих   норм   поведения;   
    направленность  на  стимулирование  конкретной  деятельности по 
развитию   системы   экологического   образования   и  просвещения;  
    согласованность   действий   органов   государственной  власти,  
органов   местного   самоуправления   Республики   Саха   (Якутия),   
специально  уполномоченных  органов  Российской  Федерации, учебных 
заведений,    организаций    и   учреждений,   ведающих   вопросами   
образования,   культуры   и  науки,  средств  массовой  информации,  
некоммерческих  организаций  и  граждан  в  области  экологического  
образования и просвещения;
    сочетание    государственного   управления   и   обществен­ного   
самоуправления  в системе непрерывного экологического образования и 
просвещения;
    преемственность  мирового  опыта,  опыта  Российской Федерации, 
учет    международных   рекомендаций   в   области   экологического   
образования и просвещения;
    поддержка  межрегионального  и  международного сотрудничества в 
сфере      экологического      образования      и      просвещения;      
    ответственность  органов государственной власти Республики Саха 
(Якутия)  и органов местного самоуправления за создание условий для 
получения  гражданами  экологического  образования  и  просвещения;  
    использование  опыта  и  понимания проблем устойчивого развития 
коренными    народами    Республики   Саха   (Якутия)   в   системе   
экологического   образования  и  просвещения,  а  также  подготовки  
кадров;
    признание     ценности     и     необходимости    использования    
эколого-педагогического  опыта  коренных  народов  Республики  Саха  
(Якутия).

    Статья  5.     Законодательство  Республики Саха (Якутия) в сфере 
экологического образования и просвещения
    Настоящий   Закон   основывается   на   Конституции  Российской  
Федерации  от  12  декабря  1993 года, Конституции Республики Саха 
(Якутия)  от 1992 года, Экологической доктрине Российской Федерации 
от  31.08.2002 № 1225р, Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 
7-ФЗ  "Об  охране окружающей среды", Законе Российской Федерации от 
07.05.2001  № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования 
коренных  малочисленных  народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока 
Российской  Федерации",  Законе  Российской Федерации от 13.01.96 № 
12-ФЗ  "Об  образовании",  постановлении Министерства образования и 
МООСиПР  Российской Федерации от 30.03.94 № 4/1-6 "Об экологическом 
образовании  обучающихся  в образовательных учреждениях", Концепции 
непрерывного  всеобщего  экологического  образования  и  воспитания  
(утв.    совместной    коллегией   Министерства   охраны   природы,   
Министерства образования и Госкомитета по делам науки и технической 
политике  Республики  Саха  (Якутия),  пр. № 2 от 04.05.95), Законе 
Российской  Федерации  от  27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой 
информации",  Законе  Республики  Саха  (Якутия) от 25.12.2003 З № 
212-III  "Об  охране  окружающей  природной  среды  Республики Саха 
(Якутия)",  Законе  Республики  Саха (Якутия) от 23.05.95 З № 59-1 
"Об образовании".

    Статья 6.      Сфера регулирования настоящего Закона
    1.  Сферой  регулирования  настоящего  Закона  является система 
непрерывного  экологического образования и просвещения, реализуемая 
на   всех   уровнях  общего,  профессионального  и  дополнительного  
образования,  осуществляемого в государственных и негосударственных 
учреждениях   и   организациях,  в  том  числе  в  форме  семейного  
образования и самообразования.
    2. Информационное эколого-образовательное пространство включает 
все  сферы  жизни и деятельности людей, служащие целям формирования 
экологической   культуры  каждого  человека  и  общества  в  целом:  
образование,  науку,  искусство,  культуру, спорт и туризм, объекты 
производства  и услуг, средства массовой информации, некоммерческие 
организации, работающие в области экологии, образования и культуры, 
органы управления, особо охраняемые природные территории, природные 
ландшафты,      историко-архитектурные      комплексы     и     пр.     
    3. Действие настоящего Закона распространяется: 
    на  органы  государственной  власти, а также на органы местного 
самоуправления        в        пределах       их       компетенции;       
    на   органы   образования  вне  зависимости  от  их  статуса  и  
принадлежности;
    на каждого человека в целях формирования у него ответственности 
за  сохранение природы и окружающей среды, а также за свое здоровье 
и здоровье окружающих.

    Статья  7.     Права  и  свободы граждан в области экологического 
образования и просвещения
    Каждый  гражданин  Российской  Федерации, лицо без гражданства, 
иностранный   гражданин,   беженец,   проживающий   на   территории   
Республики     Саха    (Якутия),    имеет    неотъемлемые    права:    
    на  экологическое  образование  и просвещение, выбор его форм и 
способов осуществления;
    на  приобщение к экологическим ценностям и доступ к достоверной 
экологической информации;
    на  участие  в  реализации  государственной  политики  в  сфере  
экологического образования и просвещения;
    на  любую  деятельность  в области экологического образования и 
просвещения,  направленную  на формирование экологической культуры; 
    на  создание организаций и объединений в области экологического 
образования и просвещения;
    на сохранение и развитие национальных традиций коренных народов 
Республики  Саха (Якутия) в области этно-экологического воспитания.

    Раздел II. Полномочия в сфере экологического образования и
                            просвещения

    Статья 8.  Полномочия органов государственной власти Республики 
Саха (Якутия)
    К  полномочиям  органов  государственной власти Республики Саха 
(Якутия)   в   сфере   экологического   образования  и  просвещения  
относятся:
    определение  основных  направлений  государственной  политики в 
сфере  экологического  образования  и просвещения, создание условий 
для их реализации;
    организация республиканской системы непрерывного экологического 
образования   и   просвещения,   создание   инфраструктуры  для  ее  
обеспечения;
    создание  республиканской межведомственной комиссии по вопросам 
экологического образования и просвещения;
    утверждение  и  реализация республиканской целевой программы по 
экологическому    образованию   и   просвещению,   а   также   иных   
республиканских   программ,   отражающих   вопросы   экологического   
образования и просвещения;
    координация  деятельности  органов  государственного управления 
Республики  Саха  (Якутия)  в  сфере  экологического  образования и 
просвещения;
    участие  в  федеральных  и  международных  программах  в  сфере  
экологического образования и просвещения;
    в рамках реализации республиканской целевой программы по охране 
окружающей   среды   предусматривать   расходы   на   экологическое   
просвещение и образование;
    установление порядка подготовки и аттестации по вопросам охраны 
природы  государственных  служащих  и  специалистов  организаций  и  
предприятий,  связанных  с  деятельностью,  оказывающей  негативное  
воздействие  на окружающую среду и на здоровье населения Республики 
Саха (Якутия);
    подготовка   и  повышение  квалификации  специалистов-экологов,  
научных,  педагогических  кадров и государственных служащих системы 
экологического образования и просвещения;
    научное,   информационное   и  учебно-методическое  обеспечение  
системы  непрерывного  экологического  образования  и  просвещения;  
    создание  соответствующих условий для обеспечения права граждан 
на      получение     достоверной     экологической     информации;     
    информирование     населения    по    вопросам    экологии    и    
природопользования,  а  также  о  ходе  реализации  республиканской  
программы  и  планов  в  сфере  реализации  экологической политики; 
обеспечение исполнения настоящего Закона;
    иные   полномочия   в   сфере   экологического   образования  и  
просвещения   в   соответствии   с  действующим  законодательством.  

    Статья 9.      Полномочия органов местного самоуправления
    К  полномочиям  органов местного самоуправления Республики Саха 
(Якутия)   в   сфере   экологического   образования  и  просвещения  
относятся:
    организация  и  обеспечение системы непрерывного экологического 
образования     и     просвещения    на    муниципальном    уровне;    
    создание  муниципальной  межведомственной  комиссии по вопросам 
экологического образования и просвещения;
    участие   в   разработке   республиканских   программ  в  сфере  
экологического образования и просвещения;
    реализация  республиканских,  муниципальных  программ  в  сфере  
экологического образования и просвещения;
    разработка   муниципальных   программ  в  сфере  экологического  
образования и просвещения.

    Статья  10.    Участие  некоммерческих  организаций  и граждан в 
реализации   государственной   политики  в  области  экологического  
образования и просвещения
    1. Некоммерческие организации и граждане в сфере экологического 
образования         и        просвещения        имеют        право:        
    вносить   предложения   по   реализации   и   совершенствованию   
государственной  политики  в  сфере  экологического  образования  и  
просвещения;
    участвовать    в    разработке   проектов   республиканской   и   
муниципальных   программ   в  сфере  экологического  образования  и  
просвещения;
    осуществлять   общественный  контроль  в  сфере  экологического  
образования и просвещения;
    принимать  участие в подготовке федеральных программ и программ 
международного  сотрудничества в сфере экологического образования и 
просвещения;
    запрашивать  и  получать  в  установленном  порядке достоверную 
экологическую    информацию,    необходимую    для    осуществления    
деятельности  в  сфере  экологического  образования  и просвещения; 
вести деятельность в сфере экологического просвещения.
    2.   Некоммерческие   организации   и   граждане   осуществляют   
деятельность    по    экологическому   образованию   на   основании   
государственной   лицензии,  получаемой  в  порядке,  установленном  
законодательством Российской Федерации.

   Раздел III. Система экологического образования и просвещения
                     Республики Саха (Якутия)

    Статья 11. Понятие системы экологического образования
    Система  комплексного и непрерывного экологического образования 
охватывает  весь  процесс дошкольного, начального общего, основного 
общего,  среднего  (полного)  общего  образования, профессиональной 
подготовки     специалистов    в    образовательных    учреждениях.    
    Система  экологического  образования в Республике Саха (Якутия) 
представляет собой совокупность взаимодействующих:
    преемственных      эколого-образовательных      программ      и      
государственных образовательных стандартов в области экологического 
образования      различного      уровня      и      направленности;      
    сети   реализующих   их   организаций  и  учреждений  различных  
организационно-правовых       форм,       типов       и      видов;      
органов управления экологическим образованием.

    Статья   12.   Общие  требования  к  содержанию  экологического  
образования и просвещения
    1. Содержание экологического образования и просвещения является 
одним  из  факторов  устойчивого  развития  природы  и  общества  в  
Республике   Саха   (Якутия)   и   должно   быть  ориентировано  на  
формирование экологической культуры личности.
    Содержание  экологического  образования  и  просвещения  должно  
обеспечивать:
    выполнение федеральных требований к экологическому образованию, 
учитывая  региональные  экологические,  социальные  и экономические 
особенности территории;
    формирование   у  обучающихся  адекватной  современному  уровню  
знаний    и    ступени   обучения   экологической   картины   мира;   
    формирование   человека   и   гражданина,   интегрированного  в  
современное  ему  общество  и нацеленного на оптимизацию окружающей 
среды.
    2.   Содержание  профессионального  образования  любого  уровня  
должно    обеспечивать   получение   обучающимися   соответствующих   
специальности   базовых   знаний   и  умений  в  области  экологии.  
    3.   Содержание   педагогического  образования  любого  уровня,  
обеспечивая  усвоение  фундаментальных экологических знаний, должно 
также  включать профессиональную эколого-педагогическую подготовку. 
    4.   В  содержании  экологического  образования  и  просвещения  
учитывается эколого-педагогический опыт коренных народов Республики 
Саха (Якутия)

    Статья 13.  Государственные образовательные стандарты в области 
экологического образования
    1.   В   Республике  Саха  (Якутия)  в  области  экологического  
образования  действуют  государственные  образовательные стандарты, 
которые   являются   основой  для  разработки  учебных  программ  и  
мониторинга   его   качества   для   всех  видов,  форм  и  уровней  
образования.
    2.  Государственные  образовательные  стандарты  экологического  
образования     включают    национально-региональные    компоненты,    
отражающие  региональные  особенности  природы, населения, истории, 
культуры,  экономики  и  экологического  состояния  Республики Саха 
(Якутия).
    3.     Порядок     разработки,     утверждения    и    введения    
национально-региональных         компонентов        государственных        
образовательных      стандартов      экологического     образования     
устанавливается    Правительством    Республики    Саха   (Якутия).   

    Статья 14.     Дошкольное экологическое воспитание
    1.   Дошкольное  экологическое  воспитание  закладывает  основы  
духовного развития личности, нормы и правила поведения в окружающей 
среде, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение 
личности к окружающему миру.
    2.  Родители  и/или  заменяющие  их  лица,  а  также  работники  
дошкольных   учреждений   обязаны   воспитывать  у  детей  бережное  
отношение  к  окружающей  среде, в том числе к природе: развивать у 
детей   эмоционально-положительное   отношение   к   природе  и  ее  
представителям,   чувство  гордости  за  родную  природу,  а  также  
формировать у них навыки бережного отношения к окружающей природной 
среде.
    3.   При   аттестации   дошкольных  образовательных  учреждений  
учитывается   наличие  программ  экологического  воспитания  детей,  
экологического просвещения родителей.

    Статья 15. Школьное и внешкольное экологическое образование
    1.  В  целях  становления  и  развития  экологической  культуры  
производится  экологизация  школьного  образования  путем включения 
экологических аспектов во все предметы и введение учебного предмета 
экологического  содержания  на  завершающем  этапе основного общего 
образования.
    Эколого-образовательные программы конкретных учебных заведений, 
в  зависимости  от  их  типа  и  профиля,  реализуются  также через 
соответствующие  интегрированные  предметы  и  курсы экологического 
содержания.
    2.  В  Республике  Саха (Якутия) осуществляется государственная 
поддержка:
    образовательных  учреждений  дополнительного  образования детей 
экологической    направленности:    станций    юных   натуралистов,   
экологических  центров,  очно-заочных  экологических  школ, детских 
природных   экологических   парков,   детских   домов   творчества;   
детских общественных экологических организаций;
экологических лагерей и экспедиций для детей и подростков;
    внешкольных  форм  экологического  образования  и  воспитания в 
образовательных    учреждениях,    клубах,   музеях,   библиотеках,   
экологических         кружках,         ООПТ        и        других;        
школьного экологического мониторинга.

    Статья  16.    Экологическое  образование  в начальной и средней 
профессиональной школе
    В соответствии с профилем образовательного учреждения начальной 
и   средней   профессиональной  школы  обеспечивается  преподавание  
дисциплин  по охране окружающей среды, экологической безопасности и 
рациональному природопользованию.

    Статья   17.   Экологическое   образование   в  высших  учебных  
заведениях
    В  высших  учебных  заведениях Республики Саха (Якутия) ввести: 
    подготовку  и  переподготовку  квалифицированных специалистов в 
области    природопользования    и    охраны    окружающей   среды;   
    подготовку  и  переподготовку педагогических кадров (работников 
дошкольных   учреждений,   учителей  школ,  преподавателей  средних  
специальных   и   высших  учебных  заведений)  для  обеспечения  на  
территории   республики  непрерывного  экологического  образования;  
    преподавание    дисциплин    по    охране   окружающей   среды,   
экологической  безопасности  и  рациональному природопользованию на 
всех     факультетах,    вне    зависимости    от    специализации.    

    Статья  18.  Экологическая  подготовка руководящих работников и 
специалистов
    1.  Руководители  организаций  и  специалисты, ответственные за 
принятие   решений   при   осуществлении   хозяйственной   и   иной   
деятельности,   которая  оказывает  или  может  оказать  негативное  
воздействие  на окружающую среду, должны иметь подготовку в области 
охраны    окружающей    среды    и    экологической   безопасности.   
    2.   Подготовка  руководителей  организаций  и  специалистов  в  
области  охраны  окружающей  среды  и  экологической  безопасности,  
ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и 
иной  деятельности,  которая оказывает или может оказать негативное 
воздействие  на  окружающую  среду, осуществляется в соответствии с 
законодательством.

    Статья 19.     Экологическое самообразование
    Граждане    Российской   Федерации,   лица   без   гражданства,   
иностранные граждане, беженцы, проживающие на территории Республики 
Саха (Якутия), независимо от возраста могут самостоятельно повышать 
уровень  индивидуального  экологического образования и просвещения, 
способствуя  тем  самым развитию в обществе экологической культуры. 
    В  целях обеспечения условий для экологического самообразования 
граждан  органами  местного  самоуправления в установленном порядке 
может  осуществляться  государственная поддержка развития различных 
форм  и учреждений экологического самообразования граждан (открытых 
народных  университетов, дистанционного экологического образования, 
постоянно   действующих   лекториев,  музеев,  кружков,  клубов  по  
интересам,    выставок,    семинаров,    конференций    и    т.п.).    

    Статья 20.     Экологическое просвещение 
    1.   Экологическое  просвещение  является  неотъемлемой  частью  
системы      экологического      образования     и     просвещения.     
    2.   В   целях  обеспечения  конституционных  прав  граждан  на  
достоверную  информацию  о  состоянии  окружающей  среды,  а  также  
формирования  нравственного  отношения  человека к окружающей среде 
как  основы  повышения  уровня  экологической  культуры общества, в 
Республике  Саха  (Якутия) осуществляется экологическое просвещение 
населения  через  деятельность средств массовой информации, музеев, 
библиотек,      лекториев,     эколого-просветительных     центров,     
некоммерческих  организаций,  объединений  граждан  и иных объектов 
информационного эколого-образовательного пространства.
    3.   Средства   массовой   информации   в   соответствии  с  их  
компетенцией   осуществляют   пропаганду   экологических  знаний  и  
распространение   достоверной  информации  о  состоянии  окружающей  
среды,  природных ресурсов и экологической безопасности посредством 
выпуска   специализированных   радио-  и  телепрограмм,  социальной  
рекламы,   печатных  изданий,  программ  и  передач  экологического  
характера.
    4.  Библиотеки  в  Республике  Саха (Якутия) могут осуществлять 
деятельность  в области экологического образования и просвещения, в 
том   числе   являясь   центрами   экологического   образования   и   
просвещения.  В  этих  целях  они комплектуют экологические книжные 
фонды,   формируют   банки  библиографических  данных  о  состоянии  
окружающей среды и здоровья населения, целенаправленно осуществляют 
эколого-просветительскую   деятельность  в  соответствии  со  своей  
компетенцией.
    5.   Музеи   в  Республике  Саха  (Якутия)  могут  осуществлять  
деятельность  в области экологического образования и просвещения, в 
том   числе   являясь   центрами   экологического   образования   и   
просвещения.  В  этих  целях они могут комплектовать музейные фонды 
вещественными,        документальными,       фото-видеоматериалами,       
компакт-дисками     экологического    содержания,    организовывать    
экспозиции,   стационарные   и  передвижные  выставки  о  состоянии  
окружающей    среды    и    здоровья   населения   и   осуществлять   
эколого-просветительскую деятельность.
    6.   Особо  охраняемые  природные  территории  (государственные  
заповедники,  природные  парки  и  др.)  как объекты, относящиеся к 
эколого-культурному  достоянию  народов  Республики  Саха (Якутия), 
осуществляют  эколого-просветительскую  деятельность.  В этих целях 
осуществляется:
    организация   постоянно   действующей   системы  экологического  
просвещения на базе государственных заповедников и природных парков 
Республики   Саха   (Якутия),   создание   в   них  соответствующих  
структурных подразделений, информационно-просветительских центров и 
музеев природы;
    разработка  и  реализация  эколого-просветительских  программ и 
проектов с учетом природных особенностей и экологической обстановки 
в регионе, местных традиций и задач, стоящих перед конкретной особо 
охраняемой природной территорией;
    создание  условий для проведения летних экологических лагерей и 
экспедиций,  в  первую  очередь для учащихся школ, профессиональной 
стажировки педагогов и студентов;
    развитие   экологического   туризма   как   эффективной   формы   
экологического просвещения.
    7.   Экологические  некоммерческие  организации  и  объединения  
граждан     всемерно    содействуют    разработке    и    внедрению    
эколого-образовательных  и  просветительских  программ  для  разных  
слоев населения, осуществляют эколого-просветительскую деятельность 
в     соответствии    со    своими    уставными    обязательствами.    

  Раздел IV. Механизм реализации государственной политики в сфере
                      экологической культуры

    Статья  21.    Механизм  реализации  законодательства  в области 
экологического образования и просвещения
    Для   реализации   законодательства  в  области  экологического  
образования    и   просвещения   применяются   следующие   способы:   
    создание  системы  непрерывного  экологического  образования  и  
просвещения;
    государственная  поддержка  деятельности системы экологического 
образования и просвещения;
    разработка  региональных и муниципальных компонентов стандартов 
экологического образования;
    включение  вопросов  рационального  природопользования,  охраны  
окружающей  среды  как  показателей устойчивого развития Российской 
Федерации  и  Республики  Саха  (Якутия)  в  учебные  планы на всех 
уровнях образования;
    создание условий для поддержки и распространения опыта коренных 
народов   республики   в   области  этно-экологического  воспитания  
подрастающего поколения;
    усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического 
образования и эколого-просветительской деятельности;
    подготовка  и  переподготовка  педагогических  кадров в области 
экологии  для  всех  уровней  системы  образования  и  просвещения;  
    включение   вопросов   экологии,   в  том  числе  рационального  
природопользования,  охраны окружающей среды и устойчивого развития 
Российской  Федерации и Республики Саха (Якутия) в учебные планы на 
всех уровнях образования;
    включение   вопросов   формирования   экологической   культуры,   
экологического   образования  и  просвещения  в  республиканские  и  
местные программы развития территорий;
    развитие  системы  подготовки  в  области  экологии руководящих 
работников  различных  сфер производства, экономики и управления, а 
также  повышения  квалификации  специалистов природоохранных служб, 
правоохранительных и судебных органов;
    поддержка  и  публикация  материалов по вопросам рационализации 
природопользования  и  охраны окружающей среды в средствах массовой 
информации;
    организация   и   проведение  научно-практических  конференций,  
семинаров  и  симпозиумов  по проблемам экологического образования; 
создание социальной рекламы и наглядной агитации;
    создание  республиканской системы грантовых программ, участие в 
российских      и      международных      грантовых     программах;     
    эколого-просветительская       деятельность      некоммерческих      
организаций  и  объединений  граждан, средств массовой информации и 
дополнительных     образовательных     учреждений     для    детей;    
    распространение  экологических  знаний  библиотеками  и другими 
учреждениями учебно-просветительского характера.
 
    Статья 22.  Республиканские и муниципальные целевые программы и 
подпрограммы  в  области  экологического  образования и просвещения 
    Организационной  основой  государственной  политики  Республики  
Саха  (Якутия)  в  сфере  экологического  образования и просвещения 
являются   республиканская  и  муниципальные  целевые  программы  и  
подпрограммы,  разрабатываемые  соответствующими  межведомственными  
комиссиями  по  вопросам экологического образования и просвещения с 
учетом  представленных  на  конкурсной  основе  проектов  программ.  

    Статья 23.  Государственное управление в области экологического 
образования и просвещения
    Функции   управления   в  сфере  экологического  образования  и  
просвещения  осуществляет  Правительство  Республики Саха (Якутия), 
органы    местного   самоуправления,   специальные   уполномоченные   
учреждения,   государственные  органы  в  пределах  их  полномочий,  
республиканская,   муниципальные   межведомственные   комиссии   по   
вопросам      экологического     образования     и     просвещения.     

    Статья   24.    Межведомственная   координация  деятельности  и  
консультационные  советы  в  области  экологического  образования и 
просвещения
    1. Для координации деятельности органов государственной власти, 
учреждений  и  некоммерческих  организаций  в  сфере экологического 
образования и просвещения создаются республиканская и муниципальные 
межведомственные комиссии.
    2.    Республиканская   межведомственная   комиссия   создается   
Правительством  Республики  Саха (Якутия). В состав комиссии входят 
представители   министерств   и   иных   органов   государственного   
управления,    учреждений   и   организаций,   ведающих   вопросами   
образования,  науки,  культуры,  охраны  окружающей  среды, учебных 
заведений,    средств    массовой    информации,   здравоохранения,   
некоммерческих  организаций,  осуществляющих деятельность в области 
экологического образования и просвещения
    3.  Республиканская межведомственная комиссия по экологическому 
образованию и просвещению осуществляет:
    взаимодействие    специально   уполномоченных   государственных   
органов  в  области  окружающей  природной  среды, образовательных, 
научных,   культурных   учреждений,   некоммерческих   организаций,   
осуществляющих  деятельность  в  сфере экологического образования и 
просвещения;
    разработку    стратегии    развития   республиканской   системы   
экологического образования и просвещения;
    координацию  деятельности  системы  непрерывного экологического 
образования и просвещения;
    координацию  разработки  республиканской  целевой  программы  в  
области  экологического  образования  и  просвещения  с последующим 
внесением на рассмотрение в Правительство Республики Саха (Якутия); 
    сбор    предложений   по   созданию   системы   информационного   
обеспечения     экологического     образования    и    просвещения;    
    рассмотрение   вопросов   целевого   использования   финансовых   
средств,  выделяемых  на  экологическое  образование и просвещение; 
    межрегиональное   и   международное  сотрудничество  в  области  
экологического образования и просвещения;
    контроль  за  реализацией  программ  в  области  экологического  
образования и просвещения.
    4.   Решения,   принимаемые   республиканской  межведомственной  
комиссией   по   экологическому   образованию   и   просвещению   в   
соответствии   с   ее   компетенцией,  являются  обязательными  для  
учреждений  и  организаций,  осуществляющих  деятельность  в данной 
области.
    5.    Муниципальные    межведомственные    комиссии   создаются   
соответствующими   органами   местного   самоуправления.  В  состав  
комиссии   входят  представители  исполнительных  органов  местного  
самоуправления,   учреждений   и  организаций,  ведающих  вопросами  
образования   и   культуры,  учебных  заведений,  средств  массовой  
информации,    здравоохранения,    соответствующих    подразделений    
специально  уполномоченных государственных органов в области охраны 
окружающей    природной    среды,    некоммерческих    организаций,    
осуществляющих  деятельность в области экологического образования и 
просвещения.

    Статья  25.    Межрегиональное  и международное сотрудничество в 
области      экологического      образования      и     просвещения     
    Сотрудничество   в   области   экологического   образования   и   
просвещения   на   государственном,  ведомственном  и  общественном  
уровнях с природоохранными, научными и образовательными структурами 
Российской  Федерации, ближнего и дальнего зарубежья осуществляется 
в  соответствии  с  действующим  законодательством и международными 
соглашениями.

    Статья  26.    Экономические  отношения в области экологического 
образования и просвещения
    Деятельность в области экологического образования и просвещения 
    осуществляется за счет:
    республиканского бюджета;
    бюджета органов местного самоуправления; 
    благотворительных поступлений;
    средств граждан, юридических лиц, в том числе иностранных;
    грантов    государственных,   коммерческих   и   некоммерческих   
благотворительных  фондов и организаций, в том числе международных; 
иных не запрещенных законом финансовых поступлений.

                Раздел V. Заключительные положения

    Статья 27.     Вступление в силу настоящего Закона 
    Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального  
опубликования.



Президент
Республики Саха (Якутия)                                            В. ШТЫРОВ

Информация по документу
Читайте также