Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.2004 № 625ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 декабря 2004 года № 625 Об утверждении Концепции развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на 2005-2008 годы В целях реализации государственных гарантий на обеспечение равных возможностей, реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и во исполнение Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на 2005-2008 годы. 2. Министерству образования Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) разработать Программу реализации Концепции в срок до 01 февраля 2005 года. 3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года № 625 Концепция развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на 2005-2008 годы Введение Концепция развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - Концепция) призвана обеспечить реализацию государственных гарантий на обеспечение равных возможностей, реабилитацию и социальную интеграцию в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Государственная политика в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, проводимая в Республике Саха (Якутия), основывается на государственной политике Российской Федерации, регулируется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) «Об образовании», Законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерация и признании утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ» и является частью социально-экономической политики республики, предусматривающей комплексный подход к реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которой является получение ими образования и реабилитация. В Концепции формулируются подходы к рациональному использованию имеющихся возможностей и предлагаются пути осуществления действий по повышению качества образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Общие положения Образование и реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья возложены на учреждения образования, социального развития, здравоохранения и занятости населения. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя создание специальных условий для получения дошкольного, общего и профессионального образования. Медико-социальная реабилитация включает в себя социальную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, семей с детьми-инвалидами, предоставление реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, развитие системы реабилитационных учреждений, обеспечение интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Параллельно с учебным процессом должны осуществляться мероприятия по медико-социальной реабилитации, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Концепция республиканской социальной политики в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему определений приоритетных целей, задач и мер республиканской политики, направленную на обеспечение равных возможностей, реабилитации и социальной интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Концепция исходит из необходимости: государственной поддержки детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и законных интересов детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; создания условий для получения образования, медико-социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Субъектами реализации республиканской социальной политики в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья выступают органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные и социальные учреждения, реабилитационные центры, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Цели и задачи Концепции Основой государственной политики в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексная (социальная, медицинская, педагогическая) реабилитация, позволяющая им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Целью Концепции является устойчивое повышение уровня и качества образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация цели Концепции осуществляется посредством решения следующих задач: создание условий для обучения, медико-социальной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование имеющихся и формирование новых структур, предназначенных для обучения, медико-социальной реабилитации, социальной коммуникации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование адекватного отношения общества к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. Обязательным условием достижения поставленной цели является согласованная целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан, действующих в пределах своих полномочий и возможностей. 4. Основные принципы Концепции 1. Государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. 2. Комплексный подход к реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Непрерывность, поэтапность и преемственность социально-педагогической и медицинской реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Эффективность мер социальной поддержки детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 5. Основные понятия, используемые в Концепции Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия: ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с тяжелыми физическими нарушениями, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм; ребенок с ограниченными возможностями здоровья - ребенок, имеющий временное или постоянное препятствие в развитии, поддающееся коррекции в специально организованных социальных условиях (медицинских, образовательных, социальных); реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая реабилитация - создание специальных образовательных условий, включающее в себя разработку и реализацию индивидуальных программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей, рекомендаций психологов и врачей, целенаправленную работу с семьей; медицинская реабилитация - восстановление или компенсация утраченных или нарушенных функциональных способностей человека; профессиональная реабилитация - система, включающая мероприятия по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, профессионально-производственной адаптации и восстановление конкурентоспособности инвалидов на рынке труда; социальная реабилитация - система, включающая меры по восстановлению способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. 6. Анализ состояния системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья В 2004 году из 301111 детей, проживающих в Республике Саха (Якутия), 7202 (2,45%) относятся к категории детей-инвалидов, 6216 (2,06%) детей - к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. Все они нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К данной категории детей относятся дети с нарушением восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе глубоко умственно отсталые) и с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными, комбинированными и иными недостатками развития. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения) и медико-социальной реабилитации в реабилитационных центрах. В последние годы в области образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, молодых инвалидов произошли позитивные изменения: приняты нормативно-правовые акты, определяющие основные права детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения; развивается система коррекционно-образовательных учреждений, в первую очередь, школьных: сегодня в республике функционируют 23 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (2320 детей), 325 специальных (коррекционных) классов, организованных при общеобразовательных учреждениях (2849 детей); созданы и функционируют 32 реабилитационных центра в улусах и городах, в том числе 6 республиканских. Больше внимания стало уделяться вопросам обучения больных детей на дому. В 2004 году 1096 детей с ограниченными возможностями здоровья обучались на дому, из них детей-инвалидов - 716. Всего детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, охваченных адекватным обучением - 5169, что составляет 2,99% от общего количества обучающихся в образовательных учреждениях. В связи с увеличением из года в год количества детей, имеющих отклонения в здоровье, связанных, прежде всего, с нарушением зрения, слуха и речи, опорно-двигательного аппарата, в дошкольных образовательных учреждениях функционируют 172 коррекционные группы, где воспитываются 2984 ребенка; появились и функционируют инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений; увеличилось число дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида; разрабатываются и реализуются республиканские программы «Государственная программа развития образования», «Семья и дети Республики Саха (Якутия)», подпрограмма «Дети-инвалиды»; созданы общественные организации, деятельность которых заключается в оказании помощи и защите прав лиц с ограниченными возможностями здоровья; начата подготовка кадров для системы специального образования: в Педагогическом институте Якутского государственного университета по специальностям «Олигофренопедагогика», «Логопедия», специализациям «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях», «Логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития», в Якутском педагогическом колледже № 1 по специальности: «Коррекционная педагогика», специализации «Логопед дошкольных и школьных учреждений», в Якутском педагогическом колледже № 2 - по специализации «Воспитатель логопедической группы». Ежегодно более 3000 детей-инвалидов с различными патологиями проходят реабилитацию в реабилитационных центрах. В 2003 году в республике по системе бюро медико-социальной экспертизы 590 инвалидов детства получили рекомендации на профессиональное обучение. Из них 403 инвалидам предоставлена профориентационная помощь. 7. Основные проблемы Отсутствует ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста; недостаточно осуществляется консультирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и их социальная поддержка; большинство образовательных и социальных учреждений не соответствуют современным требованиям (материально-техническая база, учебно-методическое и кадровое обеспечение); нет комплексной системы профессиональной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; рекомендации бюро медико-социальной экспертизы на профессиональное обучение инвалидов выполняются частично; отсутствуют необходимые условия для получения инвалидами доступного профессионального образования. 8. Основные направления социальной поддержки в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Меры по совершенствованию нормативно-правовой базы государственной поддержки образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Повышение уровня и качества образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений и реабилитационных центров. 9. Система мер по реализации социальной поддержки в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья Совершенствование нормативно-правовой базы государственной поддержки образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Экономическое обеспечение дальнейшего совершенствования механизмов многоканального финансирования сферы образования, реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Совершенствование системы социальной поддержки семей, имеющих детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Создание единой государственной системы раннего развития ребенка и ранней психолого-медико-педагогической помощи. 5. Создание системы психолого-медико-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями). 6. Создание и развитие специальных образовательных условий для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 7. Развитие инновационной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных и реабилитационных учреждениях, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.). 8. Строительство и создание реабилитационных центров, образовательных учреждений для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 9. Внедрение и использование инновационных информационных технологий в обучении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 10. Формирование и развитие научно-методического и информационно-аналитического обеспечения социальной политики в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 11. Разработка программ специальных мероприятий (тренингов, лекториев, семинаров, диспутов, конкурсов и др.) с целью повышения психологической культуры, общекультурного, педагогического и реабилитационного просвещения родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе родителей-инвалидов). 12. Разработка и реализация республиканской программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров, специалистов-реабилитологов для системы специального образования и медико-социальной реабилитации. 13. Создание банка данных о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья (совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне отдельных ведомств, органов местного самоуправления, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения документированной информации о детях-инвалидах, молодых инвалидах в целях оказания им своевременной психолого-медико-педагогической и социальной поддержки). 14. Осуществление целенаправленной работы через средства массовой информации по повышению позитивного отношения общества к инвалидам. 10. Ожидаемые результаты реализации Концепции В результате реализации Концепции ожидаются следующие результаты: создание нормативно-правовой базы в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение качества образования в его различных организационных формах детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для развития и получения всех видов образования (в том числе интегрированного обучения) детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья; внедрение новых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех специалистов, работающих с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья; внедрение новых технологий и методик в образовании и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры и информации; формирование единого банка данных о детях-инвалидах, детях с ограниченными возможностями здоровья; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и реабилитационных центров. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|