Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.2004 № 631ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 декабря 2004 года № 631 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.06.2007 г. N 241 О государственной целевой программе «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы» В целях реализации Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия), а также во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2003 года № 718 Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить проект государственной целевой программы «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы». 2. Определить государственным заказчиком-координатором государственной целевой программы «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы» Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия). 3. Внести проект на рассмотрение Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 4. Назначить официальным представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении данного вопроса Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) министра по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) Скрыбыкина А.Н. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ Одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года № 631 Государственная целевая программа "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" ПАСПОРТ государственной целевой программы "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" Наименование Программы Государственная целевая Программа "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Федеральный Закон от 14 октября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 1998 года «О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)». Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2003 года № 718 "О Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия)". Государственный заказчик - координатор Программы Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия). Основные разработчики Программы Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Национальная академия туризма Российской Федерации, Институт региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия). Цели и задачи Программы Создание условий для эффективного развития туристской отрасли. Увеличение доходов от туристской деятельности и смежных отраслей хозяйства, способствующих потреблению туристских услуг, создание новых рабочих мест. Развитие инфраструктуры туризма в Республике Саха (Якутия), создание сбалансированного рынка туристских услуг на основе приоритетного развития въездного и внутреннего туризма. Удовлетворение спроса потребителей (как российских, так и зарубежных) на туристско-рекреационные услуги. Сроки и этапы реализации программы 2005-2010 годы I этап - 2005-2006 года: Проведение мониторинга туристских ресурсов и определение приоритетных проектов в сфере въездного и внутреннего туризма. Информационно-рекламное продвижение на внешние и локальные целевые рынки. Формирование механизма государственной финансово-кредитной поддержки субъектов туристской деятельности. Осуществление мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность. Начало работ по реконструкции и наращиванию мощностей материально-технической базы туризма. II этап - 2006-2010 года: Реализация мероприятий по совершенствованию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов. Осуществление основного объема работы по реконструкции и наращиванию мощностей материально-технической базы туризма. Решение задач по освоению в туристских целях новых районов и нетрадиционных видов туризма. Проведение широкомасштабных рекламных кампаний. Перечень подпрограмм и основных мероприятий Нормативно-правовое и организационное обеспечение программы. Привлечение инвестиций в туристскую индустрию и развитие объектов и инфраструктуры туризма. Кадровое и научно-методическое обеспечение отрасли. Рекламно-информационное обеспечение республиканского турпродукта. Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия). Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия). Министерство финансов Республики Саха (Якутия). Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия). Министерство образования Республики Саха (Якутия). Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия). Заинтересованные министерства и ведомства. Администрации муниципальных образований республики. Предприятия сферы туризма, транспорта, связи и услуг. Объем и источники финансирования Источниками финансирования Программы являются средства федерального, республиканского, муниципальных бюджетов и внебюджетные средства. Общий объем финансирования в 2005-2010 годах составляет 482,136 млн. рублей, в том числе: федерального бюджета 26, 8 млн. рублей, средства республиканского бюджета 43, 576 млн. рублей, внебюджетные средства 411, 760 млн. рублей. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Увеличение потока туристских прибытий в 2010 году до 50 тысяч туристов. Активизация ресурсов внутреннего потребления на местных туристских маршрутах до 70 тысяч человек в год. Достижение общего объема туристских услуг до 650 млн. рублей. Создание не менее 3000 новых рабочих в сфере гостеприимства к началу 2011 года. Социальный эффект от реализации мероприятий программы: создание условий для социальной стабильности в регионе; обеспечение государственной поддержки и условий для восстановления здоровья и отдыха населения; повышение качества обслуживания туристов и развитие сферы услуг в регионе; повышение эффективности культурно-духовного воспитания населения и гостей на основе развития туризма; сохранение в регионе социально-культурного наследия, как важнейшего туристского ресурса. Экономический эффект реализации программы: создание новых рабочих мест и производств. усиление экономической роли туристской отрасли в хозяйственном комплексе и возникновение мультипликационного эффекта; обеспечение участия в системе международного и общегосударственного разделения труда как ведущего туристического центра Дальневосточного федерального округа Российской Федерации; повышение конкурентоспособности и экономической эффективности производимого в республике туристского продукта на основе оптимизации внутриотраслевых пропорций и изменения режима функционирования; стабильное наполнение республиканского и местного бюджета; Экологическая эффективность реализации Программы предполагает: эффективное использование, охрана и восстановление природных рекреационных ресурсов; минимизация антропогенного воздействия туристского комплекса на состояние окружающей природной среды, природных ресурсов и состояние здоровья населения; достижение нормативного качества окружающей природной среды для развития туристского комплекса и населения. Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы В качестве индикаторов эффективности мероприятий программы будут приняты количественные объемы трех основных туристских потоков: въездной туризм, внутренний (включая экскурсионный) туризм; выездной туризм. Система организации контроля за исполнением Программы Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) ежегодно предоставляет в Правительство Республики Саха (Якутия) отчет о ходе реализации программы, бюджетную заявку на следующий финансовый год, ежеквартально предоставляет статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе выполнения подпрограммы в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия). Введение Государственная целевая программа "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.02.2003 № 96 "Об утверждении порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)" с учетом действующей подпрограммы "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и потребительского рынка товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы", а также Концепцией развития туризма в Республике Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.11.2003 № 718. I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Туризм вошел в XXI век глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой (а по некоторым данным и превосходящей) по эффективности инвестиционных вложений с автомобилестроением и нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленностью. Общемировые туристские показатели, по данным Всемирной туристской организации (ВТО), характеризуются устойчивым ростом и превышают 2 млрд. путешествующих в течение года, из которых более 700 млн. составляют международные туристские прибытия. Доходы от международного туризма оцениваются более чем в 700 млрд. евро. Сейчас туризм составляет 11% мирового ВВП, а во многих странах служит главным источником наполнения госбюджета. По прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), ожидаемое в 2004 году оживление в мировой туристской индустрии добавит в общей сложности 3,8% в мировой ВВП напрямую и более 10% - с учетом косвенного (мультипликативного) воздействия. По прогнозам ВТО количество путешествующих людей в мире увеличится к 2010 году в два раза и составит 937 млн. поездок в год, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США. Увеличение туристских потоков предполагает возникновение новых туристских регионов, зависящих от степени развитости в них индустрии гостеприимства. Последствия постперестроечных процессов, и связанные с этим экономическая и структурная перестройки, а также глубокий экономический и социальный кризис, не могли не привести к резкому обострению проблем туристской сферы. Произошло как снижение числа туристских гостиниц и туристских баз, так и еще более значительное сокращение числа обслуженных туристов. Одновременно с резким падением платежеспособности значительно преобладающей части населения и неадекватным возрастанием уровня транспортных расходов за этот период отмечено существенное падение объемов внутреннего туризма, о чем свидетельствует снижение объемов пассажирских перевозок. При огромных расстояниях, разделяющих регионы и туристские центры, высокий уровень затрат на перевозку фактически стал непреодолимым препятствием для значительной части населения для реализации туристских поездок. Снижение интенсивности загрузки транспорта при неизменных объемах содержания инфраструктуры и дорожных сетей вызвало дальнейшее повышение стоимости перевозок. В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в регионах Российской Федерации туризм все чаще выступает весомым фактором стабилизации всего социально-экономического процесса, обеспечивая приток денежных средств в регионы, создавая рабочие места, прежде всего, для местного населения, стимулируя производство товаров и услуг, улучшая инфраструктуру и коммуникации, внося реальный вклад в улучшение платежного баланса страны. Туризм является важным средством физического и духовного оздоровления, воспитания, познания и повышения культурного уровня населения. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. Туризм оказывает влияние на сохранение исторического и природного наследия, развитие природного и культурного ресурсного потенциала, ведет к гармонизации отношений между странами и народами, заставляет правительства и организации гражданского общества активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет регионам, даже не относящихся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав туристов, интересов производителей туристского продукта, всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки многообразны: от прямых инвестиций, направляемых на развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, расходов на поддержку кадров, научное и программно-информационное обеспечение, продвижение туристского продукта на мировой рынок, до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма. Введение института предпринимательства и закона о выезде в РФ и выезде из РФ дало мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли, созданы многие тысячи предприятий сферы туризма, десятки тысяч рабочих мест, значимые финансовые потоки. Только в сфере туризма за период 1995-2004 гг. трижды получили лицензию более 12 тыс. туристских фирм. По состоянию на 2004 год в России насчитывается 5,1 тыс. туроператоров и 15,7 туристских агентств. С начала 1990-х годов можно говорить о возникновении "свободного" туризма. В последнее десятилетие Россия активно вышла на рынок мирового туризма и является мощным поставщиком состоятельных туристов на курорты всех регионов мира. Это ярко показывает туристская выставка MITT, четко ориентированная на выездной туризм и проводимая в Москве ежегодно в конце марта. Эта выставка в рейтинге мировых туристских выставок занимает пятое место по посещаемости и количеству зарубежных экспонентов, также выставка лидирует и по запредельной стоимости экспозиционной площади и выставочных услуг. Все это свидетельствует о пристальном внимании мировой индустрии туризма и отдыха к России как важному поставщику обеспеченных туристов. По приему иностранных туристов в России в настоящее время показатели туристских потоков еще не достигли уровня конца 1980-х - начала 1990-х и сдерживаются рядом непреодолимых обстоятельств и факторов, негативно характеризующих межотраслевой туристский комплекс дестинации и международные отношения, регулирующие туристский обмен. Несмотря на общие положительные тенденции развитии туризма в России после 1990 года и в том числе на последствия катастрофического спада активности в период дефолта 1998 года, различные сегменты туристской отрасли и виды туризма получили резко неравномерное развитие, что в значительной мере обуславливается уровнем платежеспособного спроса для национального туризма и особенностями внешнеполитической ситуации в мире для въездного туризма. Следует отметить значимую зависимость динамики развития мирового и соответственно отечественного туризма от внешнего факторов, локальных войн и конфликтов (Балканский кризис, война в Ираке, израильско-палестинский кризис), террористических актов, вспышек инфекционных заболеваний, например атипичной пневмонии в 2003 году. Однако, несмотря на эти потрясения, общая динамика развития мирового туризма остается положительной. Анализ различных сегментов рынка туристских услуг Республики Саха (Якутия) за период 1990-2004 гг. показывает, что в первую очередь интенсивно развивался выездной туризм, как деятельность, не требующая капиталовложений в туристскую индустрию и создание туристского продукта. Экономический кризис 1998г. несколько ослабил платежеспособный спрос и стабилизировал выездной поток до 5 тысяч человек в год. Тем не менее, в 2004 году количество выехавших отдыхать за пределы республики приблизится уже к 7 тысячам. При этом наблюдается активизация внутреннего туризма, отмечается поступление значимого потока внутренних туристов на республиканские экскурсионные объекты. Однако потребление услуг размещения и обслуживания характеризуется низкой требовательностью к уровню сервиса, адекватно минимизации цены тура. Въездной туризм в Якутию получил развитие в начале перестроечного процесса за счет генерации привлекательности процессов гласности и открытости до 1800 прибытий в год, затем наступил спад. Распределение его по сезонам составляет 50% годовой загрузки - в летние месяцы, по 20% - весной и осенью, оставшиеся 10% - в зимнее время. Наибольший интерес к республике отмечается со стороны таких стран, как Япония, Германия, США, Швейцария, Франция. Наиболее популярными видами туризма в ближайшем будущем станут: экологические и экстремальные виды туризма, включая посещение национальных парков, не урбанизированных территорий, природно-исторических национальных заповедников; отдых на курортах; познавательные поездки; добровольные трудовые поездки в рамках благотворительных проектов; отпуск, включающий проживание в семье в другой стране; поиск новых транспортных средств для путешествий как грузовые корабли или парусные суда; лечебно-оздоровительный отдых; событийный туризм. Современное состояние туризма в Республике Саха (Якутия) характеризуется следующими факторами: с одной стороны: усиление государственной поддержки со стороны как республиканских законодательных и исполнительных органов, так и органов местного самоуправления; наличие в республике крупных туристских объектов и маршрутов, таких как НПП "Ленские Столбы", музей-заповедник "Дружба", "Полюс холода", речные круизы, алмазные и мамонтовые туры и т.д.; постепенное увеличение объемов реконструкции и модернизации гостиниц и вхождение малого предпринимательства в гостиничный бизнес; ежегодное увеличение количества туристов, посещающих республику; системное рекламно-информационное продвижение туристского потенциала на международный, российский туристские рынки. c другой стороны: практически отсутствие республиканских законов, обеспечивающих приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма, развития инфраструктуры туризма; отсутствие правовых и финансовых механизмов, способствующих созданию туристско-этнографических зон; низкий уровень комфортности основных средств размещений, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, особенно транспортных средств, сервисного обслуживания. Табл.1. Динамика туристских потоков Республики Саха (Якутия) (тыс.чел.) (по данным туристских предприятий) 1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 (прогноз) Въездной 1,8 0,16 0,06 0,22 0,22 0,15 0,22 0,25 0,53 1,28 3 Выездной 19,6 4,8 5,6 2,3 2,9 2,3 2,1 5,5 5,8 5,9 7 Внутренний - - 37,8 23,8 31,8 67,4 61,6 23,3 35,3 43,2 45 Табл.2. Показатели объема туристско-экскурсионных услуг (млн. руб.) (по данным Госкомстата) 1999 2000 2001 2002 2003 2004 (прогноз) 0,6 7,7 13,9 40,0 56,9 64,4 В настоящее время характерными особенностями сферы туризма в республике являются недостаточный уровень инфраструктуры и материально-технической базы туристских предприятий, низкий уровень обслуживания и профессиональной подготовки персонала, разобщенность обслуживающих туризм отраслей, ограниченность выхода на внешние туристские рынки. Большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, удорожающей цену услуг, обуславливают слабую сбытовую деятельность. Одним из тормозящих факторов развития отрасли являлось неэффективное государственное управление вследствие присоединения вопросов туризма к ведомству социального блока. Финансирование республиканской Программы туризма, утвержденной Правительством Республики Саха (Якутия) в 1996 году, производилось в 1998-2001 гг. в пределах всего 0,4-2,1 млн. рублей ежегодно. Ситуация с финансированием несколько улучшилась в 2002-2004 годы, после принятия подпрограммы "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы", когда объем финансирования доходил до 5,8 млн. рублей, что сразу положительно отразилось на въездных туристских потоках. Вместе с тем Республика Саха (Якутия) обладает богатейшими природно-рекреационными и культурными ресурсами для развития въездного и внутреннего туризма. Однако, как туристское направление, Якутия сегодня уступает своим ближайшим соседям-конкурентам - Байкалу, Камчатке, Хабаровскому и Приморскому краям. Показатели туристских потоков и объемов обслуживания в данных регионах многократно превышают показатели Республики Саха (Якутия). Прогнозируя возможные сценарии развития ситуации в сфере туризма, необходимо оценить сценарий инерционного характера развития и сценарий регулируемого развития туризма в республике. В первом случае, основанном на использовании внутриотраслевых резервах и на свойствах инерционности происходящих процессов следует ожидать: исключение из перспектив социально-экономического развития республики отрасли экономики, развивающейся на основе возобновляемых природных ресурсов; отставание от процесса развития туризма в следующем десятилетии, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проигрыш в конкурентной борьбе с соседними регионами, способными предложить аналогичный туристский продукт; ослабление возможности масштабной туристской деятельности местных туристских организаций и захват туристского пространства и рынка республики внешними туристскими организациями. Сценарий регулируемого развития туризма, базируется на признании необходимости государственной поддержки и регулирования развития социально и экономически значимой туристской отрасли, предлагаемый в настоящей подпрограмме. В условиях недостатка финансовых ресурсов задачи такого масштаба, как развитие туризма в Республике Саха (Якутия), можно решить только программно-целевыми методами. Разработка долгосрочной Программы развития туризма, позволит объединить усилия специалистов в области регулирования туризмом, создать эффективные механизмы и условия развития индустрии туризма в Республике Саха (Якутия). В целом Программа должна объединить государственные органы управления, муниципальные службы городов и улусов, туристские фирмы, организации и смежные отрасли туризма: транспортный комплекс, объекты размещения, предприятия торговли и общественного питания, учреждения социально-культурной и образовательной сферы, средства массовой информации для преодоления "узких мест" в туристской отрасли и эффективного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Целевая функция развития туризма заключается в повышении качества и уровня жизни населения, обеспечении занятости, духовного и физического оздоровления населения, повышения доходов граждан и бюджетов всех уровней. II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы Основной целью программы является формирование в Республике Саха (Якутия) конкурентоспособного на всех уровнях туристского продукта на основе эффективного использования потенциала, обеспечивающего социально-экономическую и экологическую устойчивость региона, туристской отрасли, как составной части экономики, создание современного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения республики, российских и иностранных граждан в туристских услугах, с другой стороны, вклад в развитие экономики региона, в том числе, за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала. Для достижения основной цели развития необходима реализация следующих задач: cоздание эффективных механизмов регулирования туристской отраслью; формирование региональной нормативно-правовой базы развития туризма в Республике Саха (Якутия), содействие развитию регионального туристского рынка путем предоставления кредитов, налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки, защита интересов туристских фирм во внутренней и внешнеэкономической деятельности; формирование положительного имиджа республики, как привлекательной и безопасной туристской дестинации; повышение качества обслуживания туристов, профессионального уровня сотрудников туристских фирм на основе углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, а также создание профессиональных союзов в сфере туризма; организация работы по привлечению инвестиций в инфраструктуру туризма; организация планомерного маркетинга туристских продуктов Республики Саха (Якутия) на туристских рынках России, Азиатско-тихоокеанского региона, Европы, и других стран; совершенствование системы информационного обеспечения и научных исследований в области туризма. В программе использован метод зонирования республики на пять туристских зон: Центральная, Восточная, Южная, Западная и Арктическая. Такое районирование является довольно обобщенным, но отражает в полной мере региональные туристские особенности и учитывает перспективы иностранного туризма в республике. Рассмотрим основные направления развития туристского комплекса Республики Саха (Якутия), механизм функционирования туристского комплекса и систему регулирования туристской деятельностью: 1. Основные направления развития туристского комплекса Республике Саха (Якутия): а) оптимизация пространственной структуры за счет освоения новых районов в Центральной, Восточной, Южной, Западной, Арктической туристских зонах: законодательно закрепленное разделение территорий с приоритетным развитием туристской деятельности на основании схем функционального зонирования регионов, выделенных по обеспеченности ресурсами, инфраструктурой, с учетом рекреационной емкости и экологической ситуации; увеличение роли экономических методов в системе регулирования туристской деятельностью и в области использования туристских ресурсов; оценка природно-ресурсного потенциала сложившихся туристских регионов для определения их специализации и утверждения статуса (государственного, местного значения); освоения новых туристских районов при сохранении качества окружающей среды и непревышения нормативов антропогенной нагрузки на рекреационные и туристские территории; интенсификации процесса освоения новых видов туристско-рекреационных ресурсов за счет неиспользуемых ранее природных объектов, памятников истории и культуры, а также строительства новых туристско-рекреационных объектов на основе современных технологий (музеи под открытым небом, этнографические комплексы и т.д.); создание туристских контрольно-спасательных формирований в крупных туристских комплексах, горнолыжных базах и курортах; научно обоснованное выявление "точек и полюсов роста", в пределах которых должно обеспечиваться приоритетное развитие высококлассных туристских рекреационных объектов, рассчитанных на определенные виды туризма данной зоны; развитие материально-технической базы в туристских зонах до уровня мировых стандартов; возрастание поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий сферы услуг и туризма. б) оптимизация производственно-экономической структуры туристского комплекса: изменение механизма и режима функционирования туристского комплекса; коренная реорганизация системы регулирования туристской деятельностью; привлечение инвесторов, в том числе иностранных, для участия в концессиях по использованию различных видов рекреационных ресурсов (в том числе, лечебных), туристских, санаторно-курортных объектов; модернизация, с доведением до уровня мировых стандартов, материально-технической базы существующих санаторно-курортных, оздоровительных учреждений и объектов туристской индустрии; приоритетное развитие материально-технической базы и инфраструктуры различных видов туризма; первоочередное обеспечение развития, строительства и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры на основе использования современных технологий; разработка экономического механизма привлечения негосударственных инвестиций для восстановления и реконструкции памятников истории, архитектуры, культуры местного значения для их дальнейшего использования в туристском процессе; развитие производства товаров туристического спроса, создание рынка сувенирной продукции. 2. Механизм функционирования туристского комплекса Изменение механизма функционирования предполагает следующие действия: а) Экономическое стимулирование развития туристской индустрии независимо от формы собственности и организационной подчиненности участвующих субъектов: разработка целостной системы нормативно-правового и методического обеспечения, определяющей функционирование частных (негосударственных) объектов инфраструктуры туризма и сферы услуг; дифференцированная налоговая и ценовая политика (введение системы льгот по сезонам, зонам, субъектам туристско-рекреационного процесса, видам туризма и туристской деятельности); стимулирование развития и внедрения современных технологий в туристскую деятельность на основе залогово-возвратных схем льготного кредитования, низкопроцентных и долгосрочных кредитов; вовлечение в систему туризма малого предпринимательства и учреждений различных форм собственности; создание внебюджетных фондов (Схема №1) с долевым участием частного капитала и зарубежных инвесторов для реализации крупных туристских проектов регионального уровня; создание финансово-промышленных групп в сфере инфраструктуры туризма с участием иностранных инвесторов, лидирующих в данных предметных областях (например, международные гостиничные цепи, круизные компании и т.д.); б) Развитие в регионе новых видов и форм туристской деятельности, в наибольшей степени соответствующих уникальным социально-культурным и природно-ресурсным потенциалам Республике Саха (Якутия): активизация культурно-познавательного туризма, как важного элемента создания привлекательного имиджа на международной арене; создание условий для развития автомобильного, морского круизного туризма; развитие детского и юношеского туризма, воспитание патриотизма, любви к родному краю и уважения к его историческому прошлому; возрождение традиций маршрутов выходного дня и спортивного туризма; развитие этнографического и экологического туризма; поддержка дальнейшего развития научного туризма; повышение уровня экскурсионного обслуживания жителей и гостей Республике Саха (Якутия) на основе разработки сквозной системы регулирования качеством предоставляемых услуг; создание новых видов туристического продукта. в) Увеличение значения круглогодичных и межсезонных видов туристской деятельности с созданием соответствующей инфраструктуры на основе: развития и создания видов туризма, не зависящих (мало зависящих) от сезона года. дифференцирования ценовой политики (сезонные скидки); создание благоприятных экономических условий для учреждений, создающих (имеющих) туристскую инфраструктуру круглогодичного использования (налоги, рентные и арендные платежи, кредиты, займы, субсидии и т.д.). 3. Система регулирования туристской деятельностью Развитие туристского комплекса Республики Саха (Якутия) невозможно без коренных изменений системы регулирования отраслью. С этой точки зрения, необходимо: создание завершенной вертикали и эффективной организационной структуры регулирования туристским комплексом по функциональному признаку; выделение штатной единицы специалиста по туризму в городах и улусах муниципальных образований республики, с наделением их функциями регулирования и контроля туристской деятельностью; содействовать и осуществлять мероприятия по лицензионному контролю различных видов туристической деятельности (туроператорской и турагентской, лицензии по использованию природных ресурсов); проведение мероприятий по государственному регулированию экскурсионной деятельности; создание информационно-аналитической системы регулирования туристского комплекса, охватывающей все этапы и уровни туристского процесса. Для регулирования туристским комплексом республики планируется создать следующую структуру: Схема 1. Структура регулирования туристским комплексом Республики Саха (Якутия) Государственный орган туризма Республики Саха (Якутия) ? Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) Отдел развития инфраструктуры туризма Отдел стратегического планирования Информационно-аналитический отдел Отделы туризма Администраций улусов и городов Сеть туристских информационных центров "Якутия" Москва Санкт-Петербург Якутск Хабаровск Мирный Ассоциация предприятий туриндустрии Внебюджетные фонды Фонд "Экологический туризм" Фонд "Арктический туризм" Фонд "Социальный туризм" Туроператоры и турагенты Транспортные предприятия Объекты размещения Объекты туризма Сопутствующие предприятия Для реализации приоритетных направлений развития туристского комплекса необходимо выполнение ряда условий, являющихся важным элементом концепции выполнения программы: государственная поддержка и создание условий для эффективного регулирования туристской отрасли; создание и усовершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы для регулирования в Республике Саха (Якутия), учитывающей региональные особенности; госбюджетное и внебюджетное финансирование программ создания и реконструкции в туристских районах объектов социальной и инженерной инфраструктуры; создание благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования развития туризма как высокорентабельной, конкурентоспособной отрасли экономики; создание нормативно-правовой базы и финансовых условий для подготовки специалистов в области туристской деятельности; 4. Обеспечение мероприятий программы В качестве источников финансирования Программы предусматриваются: 1) Средства из республиканского бюджета и внебюджетных фондов, в том числе: целевые средства на отдельные проекты и мероприятия; средства, выделяемые на природоохранные мероприятия; средства, выделяемые на здравоохранение, культуру и образование, коммунальные обслуживание; налоговые кредиты под инвестиционные проекты; госзаказы, способствующие развитию туризма и инфраструктуры туризма; налоговые льготы; государственные гарантии; средства, выделяемые на создание зон туристско-этнографического развития. 2) Бюджетные и внебюджетные источники органов местного самоуправления. 3) Средств на развитие дорожной сети, обустройство стоянок для отдыха, дорожных знаков и путеуказателей. 4) Средства по программам обучения и переподготовки кадров для туристской деятельности. 5) Средства по финансированию целевых мероприятий способствующих развитию туризма и инфраструктуры туризма от различных международных организаций, по двусторонним международным соглашениям. 6) Корпоративные средства туристских фирм, предприятий транспорта и связи, промышленных предприятий. 7) Кредиты коммерческих банков. 8) Акционерный капитал заинтересованных инвесторов. 9) Добровольные пожертвования предприятий и частных лиц. 10) Неденежные ресурсы: имущество, товары и услуги. Настоящая программа разрабатывается на период 2005-2010 годы. Исходя из основных установок подпрограммы с учетом социально-экономической ситуации в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) в 2005-2010 гг. мероприятия программы будут направлены на стабилизацию основных параметров, характеризующих туристскую деятельность в республике. Для достижения данных целей необходимо: закончить мониторинг туристских ресурсов и продолжить развитие приоритетных проектов в сфере въездного и внутреннего туризма с учетом имеющихся возможностей и перспективных потребностей; продолжить информационно-рекламное продвижение на внешних и локальных целевых рынках; сформировать механизм государственной финансово-кредитной поддержки субъектов туристской деятельности; реализовать инвестиционную часть программы путем использования существующих механизмов выделения возвратных государственных инвестиций и целевого государственного субсидирования приоритетных проектов; осуществлять мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность. Таким образом, в 2003-2004 годах были определены основные туристские ресурсы и приоритетные проекты, проведены мероприятия по имиджевой рекламе Республики Саха (Якутия), как туристского направления и продвижению приоритетных проектов с целью обслуживания туристских потоков в 2005 и последующих годах. В 2005-2010 годах необходимо: реализовать мероприятия по совершенствованию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов; реализовать государственную финансово-кредитную поддержку субъектов туристской деятельности; осуществить основной объем работы по реконструкции и наращиванию мощностей материально-технической базы туризма, реализации инвестиционных мероприятий согласно генеральной схеме с учетом прогноза распределения туристских потоков и маркетинговых исследований; решить задачи по освоению в туристских целях новых районов и нетрадиционных видов туризма; развернуть широкомасштабные рекламные кампании. В 2005-2010 годах будут в основном реализованы общие организационные, нормативно-правовые и финансовые мероприятия, достигнуты результаты по созданию системы государственного регулирования и стимулирования сферы туризма. По завершению сроков программы будут представлены анализ итогов реализации с определением оценки эффективности мероприятий и предложения о целесообразности ее пролонгации или разработки соответствующей программы с применением иных механизмов государственного регулирования. III. Система программных мероприятий Круг подпрограммных мероприятий определяется как система взаимоувязанных социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и других мероприятий, включающих в себя 4 раздела: 1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение Программы. 2. Развитие объектов и инфраструктуры туризма. 3. Кадровое и научное обеспечение. 4. Рекламно-информационное обеспечение регионального турпродукта. Каждый блок подпрограммы включает конкретные мероприятия, исходя из необходимости достижения поставленных целей и решения намеченных задач. IV. Нормативно-правовое обеспечение Государственная целевая программа "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Республиканского закона "О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)", Концепции развития туризма в Республики Саха (Якутия) и направлена на реализацию стратегического плана действий по реализации программы Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова и Вице-Президента Республики Саха (Якутия) А.К. Акимова "Будущее в наших руках", с учетом предложений и рекомендаций участников научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) (2003г.). Благодаря принятию в 1996 году Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в правовой системе нашей страны впервые за всю историю развития туризма образовалась самостоятельная отрасль законодательства - законодательство о туристской деятельности (или в более широком смысле - законодательство о туризме). Однако следует отметить, что федеральный закон, кроме понятийного определения "туристской индустрии", собственно вопросы регулирования основных ее составляющих (перевозки, гостеприимства, аттракций, туристско-экскурсионной работы) не предусматривает. Одно из требований предмета законодательного регулирования - это предопределенность явлений, процессов и отношений Конституцией РФ как Основным Законом государства, обладающим высшей юридической силой. Конституция Российской Федерации не содержит в своем тексте слова туризм. Однако во многих ее положениях формируются и закрепляются отправные принципы правового регулирования, она является базой всего законодательства в области туризма. "Право на туризм" вытекает из многих конституционных положений (ст.18, 27, 37, 41, 42, 44, 61). В соответствии с Глобальным этическим кодексом туризма (ВТО, 1999) "право на туризм" включает в себя: право на создание более справедливого и отвечающего интересам всех государств нового международного политического и экономического порядка; право на отдых и развлечения; право на разумное ограничение рабочего времени и предоставление оплачиваемых отпусков; право на свободу путешествий и передвижений; право на безопасность, защиту и уважение достоинства туристов; право на сохранение культурной самобытности наций и народностей Земли; право на неиспорченную естественную культурную и человеческую окружающую среду. Специфика правового регулирования отношений в сфере туризма заключается в том, что нормы права, регулирующие эти отношения, рассредоточены в разных отраслях права (например, конституционном, административном, финансовом, гражданском, земельном праве и т.д.). Именно поэтому следующим нормативно-правовым актом, составляющим законодательную основу туризма, стал Гражданский кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте, регламентирует систему туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма. 24 апреля 1994 года был принят Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении государственной собственности в сфере туризма". Впервые было заявлено: "Признать одной из приоритетных задач государства - поддержку развития туризма в Российской Федерации". Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 года "О реорганизации и развитии туризма в РФ" была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в РФ. В Концепции дан анализ состояния сферы туризма, намечен ряд мер по активизации государственной политики, по созданию нормативно-правовой базы, соответствующей мировой практике, по созданию правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной, конкурентоспособной индустрии туризма. С учетом названной Концепции была разработана и 26 февраля 1996 года утверждена Постановлением Правительства РФ Федеральная целевая программа "Развитие туризма в РФ". Программа положила начало реальному развитию государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране. Программой определены сроки и этапы реализации заданий, а также необходимое финансирование. Первый этап (1995-1998гг.) - формирование нормативно-правовой базы развития туризма, решение организационных вопросов, реклама и информация о туристском продукте, кадровое и научное обеспечение туризма. Второй этап (1998-2005гг.) - завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, проведение крупномасштабной рекламной компании по продвижению российского туристского продукта на мировом рынке. В дальнейшем на основе этих концепций 11 июля 2002 года была одобрена Распоряжением Правительства РФ "Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 года". При реализации первого этапа Федеральной целевой программы был принят ряд важных нормативно-правовых актов. Среди них основополагающую роль играет Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ", принятый в ноябре 1996 года. Закон, прежде всего, определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. Впервые в российской юридической терминологии появились понятия туризма, туристской деятельности, единого туристского пространства. Наряду с этим были постановлены цели, сформулированы принципы, приоритетные направления, способы государственного регулирования туристской деятельности. Сегодня прошло 8 лет с момента принятия федерального закона и 6 лет с момента принятия Закона РС(Я) "О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия) от 29.12.1998г.". Изменились экономические условия, сформировались новые правовые принципы и положения, возникла необходимость принятия усовершенствованных законов. На момент написания проекта программы в Госдуме РФ в первом чтении были приняты поправки в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменяющие лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Необходимость разработки нового закона обусловлена и предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. В настоящий момент Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) реализует систему мероприятий подпрограммы "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и потребительского рынка товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2002-2006 годы". Круг подпрограммных мероприятий определяется как система взаимоувязанных социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и других мероприятий, включающих в себя 3 раздела: 1. Формирование демонстрационных проектов, развитие структурной и материально-технической базы туризма. 2. Маркетинговые мероприятия и рекламно-информационное продвижение туристского продукта. 3. Формирование механизмов государственного регулирования туристской деятельности и регулирования качеством услуг. Каждый блок подпрограммы включает конкретные мероприятия, исходя из необходимости достижения поставленных целей и решения намеченных задач. Концепция развития туризма в Республике Саха (Якутия), утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.11.2003 № 718, определяет главной целью развитие туризма в республике, как приоритетной отрасли экономики, превращение туристской отрасли в доходообразующую, призванную обеспечить устойчивое динамичное развитие туризма, достойный уровень жизни населения республики, обеспечение занятости населения, социальную поддержку, повышение доходов граждан и бюджетов всех уровней, рациональное использование туристских ресурсов. Необходимым механизмом для достижения целей данной Концепции и будет являться государственная целевая программа "Развитие туризма в РС(Я) на 2005-2010гг.". Реализация программных задач будет возможна только при концентрации усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, прямо и косвенно участвующих в обслуживании туристов, а также при полной поддержке Правительства РС(Я). Создание современной индустрии туризма, как основы туристского комплекса, должно стать приоритетной задачей экономического развития республики. В системе программных мероприятий предусмотрен раздел "Нормативно-правовое обеспечение предусмотрена разработка проекта новой редакции Закона Республики Саха (Якутия) "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)". Проект Закона РС(Я) будет разрабатываться после принятия соответствующего федерального закона. Проект федерального закона в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Так как Россия готовится к вступлению в Всемирную торговую организацию, необходимо будет разработать комплекс мер по внедрению в предприятиях туристской индустрии систем управления качеством в соответствии с международными стандартами (ISO-9000). Нормативные документы будут также готовиться на основании принятых федеральных законодательных актов. Для эффективного регулирования туристской деятельностью необходимо создание и ведение Государственного кадастра туристских ресурсов, куда будут включены все имеющиеся туристские ресурсы: туристские маршруты, гостиницы, музеи, различные объекты посещения, памятники природы, особо охраняемые территории, автодороги. Для создания и ведения подобного Кадастра необходимо разработать и утвердить Положение, регламентирующее деятельность по данным вопросам. Для повышения качества оказываемых услуг будут разработаны Правила предоставления услуг в объектах размещения Республики Саха (Якутия). Подобные правила разработаны и утверждены во всех регионах, активно принимающих большие потоки туристов. Кроме того, будут разработаны Правила добровольной сертификации гостиничных и туристских услуг и будут создаваться условия для создания саморегулируемых общественных организаций туристской индустрии. Муниципальные образования республики в оперативном порядке будут принимать нормативные правовые акты, позволяющие создавать благоприятные условия для туристской деятельности на территории республики. Это могут быть программы развития туризма, акты, закрепляющие предоставление земельных участков в долгосрочную аренду, передачу в эффективное управление муниципальной собственности и др. Разработка и представление проектов нормативных актов по совершенствованию государственного управления туризмом в Республике Саха (Якутия). V. Научно-исследовательское обеспечение Развитие туризма в республике тормозится также отсутствием качественных исследований конъюнктуры туристского рынка и научно обоснованных прогнозов и программ туристского развития как российском, так и на республиканском уровнях. В то же время республика обладает достаточным потенциалом научно-исследовательских учреждений и преподавательского состава отдельных вузов, который необходимо продуктивно использовать. Также в республике создан филиал Национальной Академии Туризма, объединивший наиболее компетентных экспертов в области туризма. Анализ ситуации показывает большое поле деятельности как для решения небольших, так и глобальных проблем. Так например, до сих пор не создана экономическая модель отрасли, позволяющая объективно учитывать и анализировать доходообразующую составляющую и ее источники, в том числе оценки мультипликативного эффекта, весьма значимого в туризме как межотраслевом комплексе. VI. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Программы производится за счет средств Государственного Бюджета Республики Саха (Якутия), федерального бюджета, средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников, включая собственные средства субъектов туристской деятельности. Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы составляет 482, 136 млн. рублей, из них средства Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 43, 576 млн. рублей, федерального бюджета - 26, 8 млн. рублей, средства бюджетов муниципальных образований и внебюджетные источники - 411, 76 млн. рублей. VII. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем продвижения туристских проектов и использование различных рычагов экономической политики, обеспечивающих привлекательность инвестиционной активности в сфере туризма. Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов. Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому проекту посредством заключения государственных контрактов (договоров). Поддержку реализации Программы предполагается осуществлять также с учетом активного привлечения собственных средств субъектов туристской деятельности. VIII. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации В соответствии с функциональными обязанностями по вопросам государственного регулирования и межведомственной координации в сфере туристской деятельности в Республике Саха (Якутия) Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости осуществляет управление ходом выполнения мероприятий программы. Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляют Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости и Координационный Совет по вопросам туризма при Правительстве Республики Саха (Якутия). IX. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы Реализация мероприятий Программы позволит: создать туристскую отрасль как составную часть экономики; удовлетворить потребности отечественных и зарубежных туристов; увеличить численность занятых в сфере туризма, создать новые рабочие места (в первую очередь в городах и районах со сложными хозяйственными условиями); расширить налогооблагаемую базу республиканского и местных бюджетов; снизить уровень теневого оборота в сфере предпринимательства. В Программе определены контрольные цифры и иные показатели, которые позволят отслеживать эффективность ее воздействия на экономику и социальную сферу Республики Саха (Якутия). Реализация мероприятий подпрограммы позволит: увеличить поток туристских прибытий и доходов от въездного туризма; Табл. 3. Оценка экономической эффективности программы (въездной туризм). (прогнозный курс доллара США принят за 30 рублей) Показатели 2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Прибытия - туристские потоки (тыс.чел). 0,25 1,6 3 5 8 15 20 30 50 Объем обслуживания въездного туризма, включая внутренние авиаперевозки, (млн.руб.) (с 2004 года с учетом ценообразования 2003-2004 гг. при средней стоимости пакета в 1100 долл. США) * 56,3 99 165 264 495 660 990 1650 Внешние авиаперевозки, с учетом загрузки 50% (при стоимости 300 долл.США в 2003 году, 400 долл.США с 2004 года, млн.руб.) * 7,7 18 30 48 90 120 180 300 Косвенные доходы, включая торговлю сувенирами, почту, связь т.д., при стоимости 50 долл.США (млн.руб) * 2,5 4,5 7,5 12 22,5 30 45 75 Общие доходы от въездного туризма (млн.руб) * 66,5 121,5 202,5 324 607,5 810 1215 2025 * - Данные отсутствуют. активизировать ресурсы внутреннего потребления на местных туристских маршрутах; Табл.4. Оценка экономической эффективности программы (внутренний туризм). Показатели 2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Внутренние потоки (тыс.чел.) 23,3 35,3 43,2 45 47 50 54 59 64 Объем обслуживания внутреннего туризма с учетом средней стоимости турпутевки 430 руб. (млн.руб.) * 15,2 18,6 19,3 20,2 21,5 23,2 25,3 27,5 увеличить налогооблагаемую базу; оказать стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи), внесет существенный вклад в структурную перестройку народнохозяйственного комплекса. Косвенный доход (дополнительные услуги по реализации продукции местных товаропроизводителей, сельхозпредприятий, сувенирной промышленности, услуг культурного обслуживания) за период 2006-2010 годы составит более 204 млн.рублей; решить проблему сохранения существующих и создания новых рабочих мест на период 2006-2010 годы - 2000 и более рабочих мест; стимулировать освоение новых профессий для сельского и городского населения, не требующих длительных сроков обучения; повысить привлекаемость туристского рынка республики, как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, и создания стимулов для притока иностранного капитала на реализацию крупномасштабных проектов. X. Прогноз показателей индикаторов эффективности мероприятий Программы Табл.5. Индикаторы эффективности мероприятий Программы Показатели 2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Прибытия - туристские потоки (тыс.чел). 0,25 1,6 3 5 8 15 20 30 50 Внутренние потоки (тыс.чел.) 23,3 35,3 43,2 45 47 50 54 59 64 Общие доходы от въездного туризма (млн.руб.) * 66,5 121,5 202,5 324 607,5 810 1215 2025 Объем обслуживания внутреннего туризма с учетом средней стоимости турпутевки 430 руб. (млн.руб.) * 15,2 18,6 19,3 20,2 21,5 23,2 25,3 27,5 Общий доход от въездного и внутреннего туризма (млн.руб.) * 81,7 140,1 221,8 344,2 629 833,2 1240,3 2025,5 В качестве индикаторов эффективности мероприятий Программы будут приняты количественные объемы трех основных туристских потоков, а также общие доходы от внутреннего и въездного туризма. XI. Список сокращений, принятых в Программе МПРТиЗ - Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) МЭР - Министерство экономического развития РС(Я) МВС - Министерство внешних связей РС(Я) МОП - Министерство охраны природы РС(Я) МКДР - Министерство культуры и духовного развития РС(Я) Минстрой - Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС (Я) МТСИ - Министерство транспорта, связи и информатизации РС(Я) МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. ДППРК - Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров Республики Саха (Якутия) ГКТМТР - Государственный Комитет по торговле и материально-техническим ресурсам. Комстат - Комитет по статистике РС(Я) КомСЭС - Комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору. ЦМС - Якутский центр стандартизации, метрологии и сертификации. СТД - субъекты туристской деятельности. ТИЦ "Якутия" - сеть туристских информационных центров "Якутия" МО - муниципальные образования ВТО - Всемирная Туристская Организация WTTC - Всемирный совет по туризму и путешествиям РБ - республиканский бюджет. ФБ - федеральный бюджет. _______________ Приложение № 1 к государственной целевой программе «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года № 631 Основные направления развития транспортного комплекса, связанные с развитием туризма в Республике Саха (Якутия) В развитии туризма транспортный комплекс республики занимает сегодня ведущее место, являясь важнейшим связующим звеном между различными отраслями туризма и реальным фактором социально-экономического развития территорий республики. Определены следующие стратегические задачи дальнейшего развития транспортного комплекса: продолжение строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск; развитие опорной сети автомобильных дорог; модернизация воздушного транспорта и обеспечение доступности в авиационных перевозках; возрождение водных путей республики, увеличение пропускной способности арктических и магистральных рек. Поставленные задачи опережающего развития транспорта являются важным условием развития туризма в Республике Саха (Якутия) и нашли всестороннее отражение в стратегическом плане действий транспорта. Наличие экстремальных климатических условий, обширная территория, разбросанность поселений предопределяют особую роль транспортного комплекса в развитии туризма Республики Саха (Якутия). Важнейшей проблемой сдерживающей развитие туризма, является совершенно неразвитая транспортная инфраструктура. Строительство железнодорожных линий Беркакит-Томмот-Якутск имеет стратегическое значение не только для развития экономики Республики Саха (Якутия), но и для развития туристского комплекса республики. Развитие железнодорожного транспорта даст возможность привлечения российских и иностранных инвесторов и увеличения потока туристов из стран АТР, заинтересованных в освоении природных ресурсов Республики Саха (Якутия). Завершение строительства железной дороги до г.Якутска, стоимость строительства которого согласно технико-экономическому обоснованию составляет 31,6 млрд.рублей, является частью трансконтинентальной железной дороги, соединяющей Евразию с Северной Америкой, позволит организовать сквозной транспортный коридор межконтинентального железнодорожного сообщения для освоения природных богатств Севера. В ближайшей перспективе ставится задача завершения строительства железной дороги до г.Якутска в 2010 году. Социально-экономическое положение и жизнедеятельность республики с ее обширной территорией, на тысячи километров удаленной от крупных промышленных центров России, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Для республики характерно крайне слабое развитие дорог, территориальная изолированность региональных дорожных сетей. Республика располагает дорожной сетью протяженностью свыше 30 тысяч километров, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами - автозимниками. Перспективы развития дорожной сети и туризма республики в первую очередь связаны с формированием опорной дорожной сети. Учитывая важное социально-экономическое и стратегическое значение для развития туристского потенциала республики необходимо строительство и реконструкция автодорог «Лена», «Колыма», «Вилюй» и «Амга». Автомобильная дорога «Колыма» - строящаяся дорога от г. Якутска до г. Магадана обеспечивает межрегиональные транспортные связи, соединение Республики Саха (Якутия) с Магаданской областью и дает выход на побережье Тихого океана. Она также является единственным транспортным выходом от г. Якутска к труднодоступным населенным пунктам арктических районов. Автомобильная дорога Большой Невер - Якутск («Лена») является основной транспортной артерией Республики Саха (Якутия), связывающей прилегающие южные и центральные районы Республики с Транссибирской железнодорожной и Байкало-Амурской магистралью. Автодорога "Вилюй" (Якутск-Вилюй-Мирный-граница Иркутской обл.) является главной транспортной магистралью для западной части территории республики и проходит через основную на сегодняшний день "зону роста" Якутии - алмазоносные и нефтегазовые районы, задающими темпы развития всей экономики республики. В будущем Вилюйская магистраль должна стать связью с единой российской дорожной сетью через Иркутскую область, Красноярский край в Западную Сибирь. Перспективным выглядит дальнейшее строительство автомобильной дороги «Амга» (Якутск-Амга-Усть-Мая - Эльдикан-Югоренок - Нелькан - Аян), которая позволит обеспечить выход республики к морскому порту Аян, расположенному на берегу Охотского моря, и возникновению новых торгово-экономических отношений республики с регионами Дальнего Востока России и зарубежными странами. Другим приоритетом для развития туризма является строительство сельских дорог, которые являются основой улучшения экономики сельских улусов республики. Развитие автомобильного транспорта должно определяться в значительной степени происходящими процессами коммерциализации работы, совершенствованием организации транспортного процесса в городском и внутрирайонном сообщении. Обновление подвижного состава для пассажирских автоперевозок, износ которого составляет в среднем 70%, является одной из острейших социальных проблем республики. Для ее решения нужен системный подход в производстве и поставках подвижного состава, в том числе внедрении системы финансового лизинга. Для обеспечения перевозок в арктической зоне республики возрастает актуальность внедрения новых видов наземного транспорта, отвечающего природно-климатическим условиям Севера, с учетом экологических требований. Для этого необходимо наладить производство и систематизировать поставки современной вездеходной техники различных модификаций (амфибии, снегоходы, на воздушной подушке и т.д.). Водный транспорт республики является основой транспортной системы туризма и на долгосрочную перспективу сохранит это значение. Развитие водного транспорта республики будет связано с освоением перспективных речных круизов. В целях обеспечения гарантированного круиза по Лене необходимо коренное обновление флота - речных судов "река-море", речных пассажирских судов. Для этого должны быть внедрены реальные механизмы привлечения инвестиций на обновление флота, речных портов и стоянок. В силу особого географического положения республики, необходимо рассматривать поддержку развития воздушного транспорта как одну из приоритетных задач государственной политики в области развития туризма в республике. В целях обеспечения территориальной транспортной доступности и мобильности туристов на гарантированном уровне, основными задачами развития воздушного транспорта должны являться стабилизация и укрепление рынка авиаперевозок на местных воздушных линиях, оптимизация системы аэропортов, обновление парка авиационной техники, которое рассматривается в двух аспектах: обновление парка малой авиации и парка магистральных и региональных самолетов. Приложение № 2 к государственной целевой программе «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года № 631 Система программных мероприятий государственной целевой программы "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" тыс.рублей (в ценах 2004 года) Номер проекта Наименование проекта Всего финансовых средств в том числе по источникам финансирования Исполнители Федеральный бюджет Бюджет РС(Я) Внебюджетные источники Всего Капитальные вложения Прочие текущие затраты НИОКР Всего Капитальные вложения Прочие текущие затраты НИОКР Всего Капитальные вложения Прочие текущие затраты НИОКР 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" ИТОГО 479976 25000 25000 0 0 43216 9200 30545 3471 411760 320800 90960 0 2005 119226 25000 25000 0 0 11486 4000 5215 2271 82740 72150 10590 0 2006 88150 0 0 0 0 7810 2200 5130 480 80340 70390 9950 0 2007 80020 0 0 0 0 6360 1000 5080 280 73660 32190 41470 0 2008 67560 0 0 0 0 6220 1000 5040 180 61340 51690 9650 0 2009 63510 0 0 0 0 6170 1000 5040 130 57340 47690 9650 0 2010 61510 0 0 0 0 5170 0 5040 130 56340 46690 9650 0 I. Нормативно-правовое и организационное обеспечение программы ИТОГО 2505 0 0 0 0 2505 0 905 1600 0 0 0 0 2005 825 0 0 0 0 825 0 275 550 0 0 0 0 2006 640 0 0 0 0 640 0 190 450 0 0 0 0 2007 390 0 0 0 0 390 0 140 250 0 0 0 0 2008 250 0 0 0 0 250 0 100 150 0 0 0 0 2009 200 0 0 0 0 200 0 100 100 0 0 0 0 2010 200 0 0 0 0 200 0 100 100 0 0 0 0 1. Разработка проекта новой редакции Закона Республики Саха (Якутия) "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)" . 30 30 30 МПРТиЗ 2005 30 30 30 2006 0 0 0 2007 0 0 0 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 2. Разработка и представление проектов нормативных актов по совершенствованию государственного управления туризмом в Республике Саха (Якутия). 180 180 180 МПРТиЗ 2005 30 30 30 2006 30 30 30 2007 30 30 30 2008 30 30 30 2009 30 30 30 2010 30 30 30 3. Разработка комплекса мер по внедрению в предприятиях туристской индустрии систем управления качеством в соответствии с международными стандартами (ISO-9000). 100 100 100 МПРТиЗ, ЦМС 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 0 0 0 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 4. Разработка проекта Положения о порядке создания и ведения Государственного кадастра туристских ресурсов (ГКТР). 30 30 30 МПРТиЗ 2005 30 30 30 2006 0 0 0 2007 0 0 0 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 5. Разработка Правил предоставления услуг в объектах размещения Республики Саха (Якутия). 25 25 25 МПРТиЗ, ЦМС 2005 25 25 25 2006 0 0 0 2007 0 0 0 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 6. Разработка и внедрение методики подсчета доходов от приема иностранных граждан и расходов граждан Республики Саха (Якутия), выезжающих за рубеж с туристскими целями. 120 120 120 МПРТиЗ, ИРЭ АН РС(Я) 2005 40 40 40 2006 40 40 40 2007 40 40 40 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 7. Проведение сертификации гостиничных и туристских услуг 300 300 300 МПРТиЗ, ЦМС, ТИЦ "Якутия" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 8. Создание и ведение Государственного кадастра туристских ресурсов республики . 120 120 120 МПРТиЗ, ТИЦ "Якутия" 2005 20 20 20 2006 20 20 20 2007 20 20 20 2008 20 20 20 2009 20 20 20 2010 20 20 20 9. Разработка схемы территориальной организации туризма и отдыха в Республике Саха (Якутия) (на основе ГИС-технологий). 1300 1300 1300 МПРТиЗ, ТИЦ "Якутия" 2005 500 500 500 2006 400 400 400 2007 200 200 200 2008 100 100 100 2009 50 50 50 2010 50 50 50 10. Паспортизация приоритетных туристских объектов республики. 300 300 300 МПРТиЗ, МО, ТИЦ "Якутия" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 11. Создание безопасной среды для развития туризма. Обеспечение безопасности массовых туристских мероприятий и мероприятий событийного характера. Организация деятельности туристских организаций, министерств и ведомств по обеспечению безопасности туристов. 1800 1800 1800 МЧС 2005 300 300 300 2006 300 300 300 2007 300 300 300 2008 300 300 300 2009 300 300 300 2010 300 300 300 12. Стимулирование туристских организаций к созданию и внедрению современных технологий в области безопасности туризма. МЧС, МПРТиЗ 2005 2006 2007 2008 2009 2010 II. Развитие объектов и инфраструктуры туризма. ИТОГО 113431 25000 25000 0 0 10891 9200 0 1691 411760 320800 90960 0 2005 113431 25000 25000 0 0 5691 4000 0 1691 82740 72150 10590 0 2006 82540 0 0 0 0 2200 2200 0 0 80340 70390 9950 0 2007 74660 0 0 0 0 1000 1000 0 0 73660 32190 41470 0 2008 62340 0 0 0 0 1000 1000 0 0 61340 51690 9650 0 2009 58340 0 0 0 0 1000 1000 0 0 57340 47690 9650 0 2010 56340 0 0 0 0 0 0 0 0 56340 46690 9650 0 Центральная зона. Основные виды развиваемого туризма: культурно-познавательный, этнографический, деловой, экологический, круизный. г.Якутск. 1. Разработка Программы развития туризма МО "г.Якутск". 50 50 50 МО "г.Якутск" 2005 50 50 50 2006 0 0 0 2007 0 0 0 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 2. Создание благоприятной туристской среды г. Якутска. 1800 1800 1800 МО "г.Якутск" 2005 300 300 300 2006 300 300 300 2007 300 300 300 2008 300 300 300 2009 300 300 300 2010 300 300 300 3. Реализация программ событийного туризма: фестивали "Полюс Холода", "Табык", праздник Ысыах. 6000 6000 6000 МО "г.Якутск" 2005 1000 1000 1000 2006 1000 1000 1000 2007 1000 1000 1000 2008 1000 1000 1000 2009 1000 1000 1000 2010 1000 1000 1000 4. Разработка туристских маршрутов. 600 600 600 МО "г.Якутск" 2005 100 100 100 2006 100 100 100 2007 100 100 100 2008 100 100 100 2009 100 100 100 2010 100 100 100 5. Рекламно-информационное продвижение туристских машрутов. 1200 1200 1200 МО "г.Якутск" 2005 200 200 200 2006 200 200 200 2007 200 200 200 2008 200 200 200 2009 200 200 200 2010 200 200 200 6. Привлечение инвестиций в реконструкцию, а также изменение формы собственности гостиниц: "Лена", "Якутск", "Лайнер". 18000 18000 18000 МО "г.Якутск", СТД 2005 3000 3000 3000 2006 3000 3000 3000 2007 3000 3000 3000 2008 3000 3000 3000 2009 3000 3000 3000 2010 3000 3000 3000 7. Строительство и эксплуатация туристcко-рекреационного комплекса "Лесная сказка" (п. Старая Табага). 8000 8000 8000 МО "г.Якутск", ООО "Лена-тур" 2005 3000 3000 3000 2006 2000 2000 2000 2007 2000 2000 2000 2008 1000 1000 1000 2009 0 0 0 2010 0 0 0 8. Приобретение транспортных средств (в том числе - туристские автобусы, маломерный флот, внедорожная техника). 12000 12000 12000 МО "г.Якутск", СТД 2005 2000 2000 2000 2006 2000 2000 2000 2007 2000 2000 2000 2008 2000 2000 2000 2009 2000 2000 2000 2010 2000 2000 2000 Хангалаский улус. 1. Разработка туристских маршрутов. 300 300 300 МО "Хангаласский улус" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 2. Реализация программ событийного туризма (праздник Ысыах, фестивали "Играй, гармонь", "Ленские столбы" и т.д.). 2400 2400 2400 МО "Хангаласский улус" 2005 400 400 400 2006 400 400 400 2007 400 400 400 2008 400 400 400 2009 400 400 400 2010 400 400 400 3. Рекламно-информационное продвижение турмаршрутов. 300 300 300 МО "Хангаласский улус" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 4. Целевая подготовка кадров для предприятий туриндустрии улуса. 0 МО "Хангаласский улус", МПРТиЗ, ДППРК 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 5. Выпуск и реализация сувенирной продукции 300 300 300 МО "Хангаласский улус" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 6. Развитие объектов инфраструктуры туризма: объекты размещения, объекты показа, объекты питания. 0 МО "Хангаласский улус" 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 7. Вовлечение предприятий малого бизнеса в сферу туризма. 0 МО "Хангаласский улус" 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 8. Строительство туркомплекса "Ленские столбы" 10428 428 428 10000 10000 МПРТиЗ, МО "Хангаласский улус", СТД 2005 5428 428 428 5000 5000 2006 5000 0 0 5000 5000 2007 0 0 0 0 0 2008 0 0 0 0 0 2009 0 0 0 0 0 2010 0 0 0 0 0 9. Строительство туркомплекса "Еланка" 16335 835 835 15500 15500 МПРТиЗ, МО "Хангаласский улус", СТД 2005 6335 835 835 5500 5500 2006 5000 0 0 5000 5000 2007 5000 0 0 5000 5000 2008 0 0 0 0 0 2009 0 0 0 0 0 2010 0 0 0 0 0 10. Строительство туркомплакса "Диринг-Юрях". 7428 428 428 7000 7000 МПРТиЗ, МО "Хангаласский улус", СТД 2005 2428 428 428 2000 2000 2006 2000 0 0 2000 2000 2007 2000 0 0 2000 2000 2008 1000 0 0 1000 1000 2009 0 0 0 0 0 2010 0 0 0 0 0 11. Строительство турбазы "Буотама" 6000 6000 6000 МОП, НПП "Ленские столбы" 2005 2000 2000 2000 2006 1000 1000 1000 2007 1000 1000 1000 2008 1000 1000 1000 2009 1000 1000 1000 2010 0 0 0 12. Строительство бизонария в устье р.Буотама. 3200 3200 3200 МОП, НПП "Ленские столбы" 2005 2000 2000 2000 2006 1200 1200 1200 2007 0 0 0 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 Горный улус. 1. Разработка туристских маршрутов. 300 300 300 МО "Горный улус (район)",СТД 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 2. Реализация программ событийного туризма. 1200 1200 1200 МО "Горный улус (район)" 2005 200 200 200 2006 200 200 200 2007 200 200 200 2008 200 200 200 2009 200 200 200 2010 200 200 200 3. Целевая подготовка кадров для предприятий туриндустрии улуса. 0 МО "Горный улус (район)", МПРТиЗ, ДППРК 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 4. Рекламно-информационное продвижение туристских маршрутов. 300 300 300 МО "Горный улус (район)" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 5. Выпуск и реализация сувенирной продукции. 300 300 300 МО "Горный улус (район)" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 6. Развитие объектов инфраструктуры туризма: объекты размещения, объекты показа, объекты питания. 0 МО "Горный улус (район)" 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 7. Вовлечение предприятий малого бизнеса в сферу туризма. 0 МО "Горный улус (район)" 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 8. Строительство турбазы "Сиинэ". 1700 1700 1700 МО "Горный улус (район)",НПП "Синнэ", СТД 2005 0 0 0 2006 1000 1000 1000 2007 700 700 700 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 Усть-Алданский улус. 1. Оценка туристско-рекреационного потенциала улуса. 0 МО "Усть-Алданский улус (район)" 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 2. Разработка программы развития туризма. 30 30 30 МО "Усть-Алданский улус (район)" 2005 30 30 30 2006 0 0 0 2007 0 0 0 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 3. Разработка туристских маршрутов. 300 300 300 МО "Усть-Алданский улус (район)" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 4. Реализация программ событийного туризма (праздник Ысыах, турфестивали и т.д.). 1200 1200 1200 МО "Усть-Алданский улус (район)" 2005 200 200 200 2006 200 200 200 2007 200 200 200 2008 200 200 200 2009 200 200 200 2010 200 200 200 5. Целевая подготовка кадров для предприятий туриндустрии улуса. 0 МО "Усть-Алданский улус (район)",МПРТиЗ,ДППРК 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 6. Рекламно-информационное продвижение туристских маршрутов. 300 300 300 МО "Усть-Алданский улус (район)" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 7. Выпуск и реализация сувенирной продукции. 300 300 300 МО "Усть-Алданский улус (район)" 2005 50 50 50 2006 50 50 50 2007 50 50 50 2008 50 50 50 2009 50 50 50 2010 50 50 50 8. Развитие объектов инфраструктуры туризма: объекты размещения, объекты показа, объекты питания. 0 МО "Усть-Алданский улус (район)" 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 9. Вовлечение предприятий малого бизнеса в сферу туризма. 0 МО "Усть-Алданский улус (район)" 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 10. Реконструкция музея-заповедника "Дружба". 4000 4000 4000 МО "Усть-Алданский улус район)", МКДР, музей-заповедник "Дружба" 2005 1000 1000 1000 2006 1000 1000 1000 2007 1000 1000 1000 2008 1000 1000 1000 2009 0 0 0 2010 0 0 0 Мегино-Кангаласский улус. 1. Оценка туристско-рекреационного потенциала улуса. 0 МО "Мегино-Кангаласский улус (район)" 2005 0 2006 0 2007 0 2008 0 2009 0 2010 0 2. Разработка программы развития туризма. 30 30 30 МО "Мегино-Кангаласский улус (район)" 2005 30 30 30 2006 0 0 0 2007 0 0 0 2008 0 0 0 2009 0 0 0 2010 0 0 0 3. Разработка туристских маршрутов. 300 300 300 МО "Мегино-Кангаласский улус (район)",СТД 2005 50 50 50 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|