Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.04.2005 № 206

 
              ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 22 апреля 2005 года № 206

О проекте Закона Республики Саха (Якутия) «О добровольной пожарной
                охране в Республике Саха (Якутия)»



    В   целях   усиления   пожарной  безопасности  в  муниципальных  
образованиях,  предприятиях (организациях) Правительство Республики 
Саха    (Якутия)    
п о с т а н о в л я е т:   
    1.  Признать  утратившим  силу Положение о порядке организации, 
функционирования, реорганизации и ликвидации ведомственной пожарной 
охраны,  добровольных  пожарных дружин, создаваемых на предприятиях 
Республики Саха (Якутия), утвержденное постановлением Правительства 
Республики   Саха  (Якутия)  от  30  сентября  1999  года  №  506.  
    2.   Одобрить   проект   Закона  Республики  Саха  (Якутия)  «О  
добровольной   пожарной   охране   в   Республике  Саха  (Якутия)».  
    3.   Внести   проект   Закона   Республики   Саха  (Якутия)  «О  
добровольной   пожарной  охране  в  Республике  Саха  (Якутия)»  на  
рассмотрение  Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха 
(Якутия).
    4.    Назначить    официальным   представителем   Правительства   
Республики  Саха  (Якутия) при рассмотрении данного законопроекта в 
Государственном  Собрании  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  
министра  по  делам  гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и 
ликвидации  последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия) 
В.Л. Сухоборова.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)                                         Е. БОРИСОВ


Проект
вносится Правительством
Республика Саха (Якутия)

                               ЗАКОН
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

     О добровольной пожарной охране в Республике Саха (Якутия)



    Настоящий  Закон  устанавливает нормы деятельности добровольной 
пожарной  охраны  на  территории  Республики  Саха (Якутия), права, 
обязанности  и  ответственность  добровольных пожарных, принимающих 
участие  в  профилактике  и тушении пожаров, проведении связанных с 
ними аварийно-спасательных работ.

                     Глава I. Общие положения

    Статья 1. Законодательство о добровольной пожарной охране
    Законодательство  о  добровольной  пожарной  охране  состоит из 
Конституции  Российской  Федерации, Федерального Закона «О пожарной 
безопасности»,   иных   нормативных   правовых   актов   Российской   
Федерации, Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия), 
Закона   Республики   Саха  (Якутия)  «О  пожарной  безопасности  в  
Республике   Саха   (Якутия)»,   иных  нормативных  правовых  актов  
Республики  Саха  (Якутия)  и  нормативных  правовых  актов органов 
местного самоуправления.
        
    Статья 2.  Основные понятия
    Для  целей  настоящего  Закона  используются следующие основные 
понятия:
    Добровольная  пожарная  охрана  (далее  -  ДПО) - форма участия 
граждан   в   обеспечении   первичных  мер  пожарной  безопасности.  
    Добровольный  пожарный - гражданин, непосредственно участвующий 
на  добровольной  основе  (без  заключения  трудового  договора)  в  
деятельности  подразделений пожарной охраны по профилактике и (или) 
тушению пожаров.
    Добровольная  пожарная  команда  (далее  -  ДПК)  - оперативное 
подразделение  добровольной пожарной охраны, на вооружении которого 
имеются пожарные машины.
    Добровольная  пожарная  дружина  (далее  -  ДПД)  - оперативное 
подразделение   добровольной   пожарной   охраны,   не  имеющее  на  
вооружении пожарных машин.
    Члены   ДПД,   ДПК   -  добровольные  пожарные,  осуществляющие  
деятельность  по  профилактике  и  тушению  пожаров в составе этого 
подразделения.

    Статья 3.  Цели и задачи добровольной пожарной охраны
    1.  Добровольная  пожарная охрана создается в целях объединения 
граждан   для   участия  в  деятельности  по  обеспечению  пожарной  
безопасности    на    территории    Республики    Саха    (Якутия).    
    2. Основными задачами добровольной пожарной охраны  являются:
    1)  участие в профилактике пожаров; 
    2) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных 
работ;
    3)  спасение людей и имущества при пожарах.

    Статья 4.  Функции добровольной пожарной охраны
    1.   В   соответствии  с  возложенными  задачами,  добровольная  
пожарная    охрана   осуществляет   следующие   основные   функции:   
    1) содействие  органам  государственной  власти Республики Саха 
(Якутия),    органам   местного   самоуправления   и   предприятиям   
(организациям)   в  обеспечении  пожарной  безопасности  населенных  
пунктов,  предприятий  (организаций)  на территории Республики Саха 
(Якутия);
    2) проведение   агитации   и   пропаганды  в  области  пожарной  
безопасности    среди   населения,   должностных   лиц,   учащихся;   
    3) выполнение   работ  и  оказание  услуг  в  области  пожарной  
безопасности        в       пределах       своей       компетенции;       
    4)     участие в работе комиссий по пожарной безопасности;
    5) содействие  личному  составу Государственной противопожарной 
службы   и   муниципальной   пожарной   охраны  в  несении  службы;  
    6) участие  в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных 
работ,     спасение     людей     и     имущества    при    пожаре.    

              Глава II. Добровольная пожарная охрана

    Статья 5. Создание добровольной пожарной охраны
    1. Муниципальная   добровольная   пожарная   охрана  создается,  
реорганизуется  и  ликвидируется  по  решению главы органа местного 
самоуправления,  а  объектовая  добровольная  пожарная  охрана - по 
решению руководителя предприятия (организации).
    2. Добровольная  пожарная  охрана создается в виде добровольной 
пожарной дружины (ДПД) или добровольной пожарной команды (ДПК). ДПК 
подразделяется на три разряда:
    1) первый  разряд,  с  круглосуточным  дежурством  добровольных  
пожарных   в   составе   боевого   расчета   в  специальном  здании  
(помещении);
    2) второй  разряд, с круглосуточным дежурством только водителей 
пожарных  машин  и  нахождением  остальных добровольных пожарных из 
состава   боевого   расчета  по  месту  работы  (учебы)  или  месту  
жительства;
    3) третий  разряд,  с нахождением всех добровольных пожарных из 
состава   боевого   расчета  по  месту  работы  (учебы)  или  месту  
жительства.
    3.  Допускается  создание  одной  добровольной  пожарной охраны 
несколькими предприятиями (организациями).

    Статья 6. Регистрация добровольных пожарных
    1.  Добровольные  пожарные  подлежат обязательной регистрации в 
реестре добровольных пожарных.
    2.  Реестр  добровольных  пожарных  ведется  органами  местного  
самоуправления   или  организацией  (предприятием),  на  территории  
которого       создана      добровольная      пожарная      охрана.      

    Статья 7. Добровольные пожарные
    1. Добровольными   пожарными  могут  быть  граждане,  достигшие  
возраста  17  лет, изъявившие желание участвовать в деятельности по 
профилактике  и  (или)  тушению  пожаров  без  заключения трудового 
договора, способные по своим деловым и моральным качествам, а также 
по   состоянию   здоровья,   исполнять   обязанности,  связанные  с  
профилактикой и тушением пожаров.
    2. В  своей  деятельности  по обеспечению пожарной безопасности 
члены   добровольной  пожарной  охраны  не  могут  быть  ограничены  
решениями  политических  партий  и  массовых общественных движений, 
преследующих политические цели.

    Статья 8. Имущество добровольной пожарной охраны
    1. Имущество ДПО - движимое и недвижимое имущество, необходимое 
для       выполнения       возложенных      на      нее      задач.      
    2. Органы  местного самоуправления и предприятия (организации), 
на территории которых создается ДПО, в целях выполнения возложенных 
на   нее   задач  за  счет  собственных  средств  обеспечивают  ДПО  
необходимыми  зданиями  и  помещениями,  оборудованием, специальным 
обмундированием  и  снаряжением,  передвижной  пожарной  техникой и 
другим необходимым имуществом.

    Статья  9.  Порядок  привлечения  сил  и  средств  добровольной  
пожарной охраны
    1. Порядок  привлечения  сил  и  средств  добровольной пожарной 
охраны   для   тушения   пожаров   утверждается  органами  местного  
самоуправления  по  согласованию  с государственной противопожарной 
службой.
    2. Добровольные  пожарные, принимающие непосредственное участие 
в  тушении  пожаров,  могут  обеспечиваться  специальной  одеждой и 
снаряжением.
    3. Органы  местного  самоуправления и предприятия (организации) 
по  согласованию  с  государственной  противопожарной службой могут 
устанавливать  единые  образцы  удостоверений  и  форму  одежды для 
добровольных пожарных.
    4. Добровольная пожарная охрана, созданная в населенном пункте, 
на  территории  которого  существуют  подразделения государственной 
противопожарной   службы,  непосредственно  подчиняется  начальнику  
подразделения    государственной    противопожарной   службы.   При   
отсутствии   в   населенном  пункте  подразделения  государственной  
противопожарной    службы,   члены   ДПО   подчиняются   начальнику   
муниципальной пожарной охраны.
    5. Общая  продолжительность  еженедельного  рабочего  времени и 
времени  несения  службы  не  должна  превышать норм, установленных 
трудовым законодательством.
    6. В   повседневной   деятельности   режим   службы   и  отдыха  
добровольных  пожарных определяется правилами внутреннего трудового 
распорядка,  графиками дежурств, расписаниями занятий и (или) иными 
мероприятиями по специальной подготовке.
    7. Учет  фактического  несения  службы (дежурства) добровольных 
пожарных,  а также проведение мероприятий по профилактике пожаров, 
осуществляется    начальником    добровольной    пожарной   охраны.   

    Статья 10. Права добровольных пожарных 
    1. Добровольные  пожарные  при осуществлении своей деятельности 
имеют право:
    1) при   выполнении   возложенных  на  них  задач  использовать  
дополнительно  имеющиеся  в  наличии у собственника средства связи, 
средства   пожаротушения   и  огнетушащие  вещества  с  последующим  
урегулированием   вопросов,   связанных   с  их  использованием,  в  
установленном порядке;
    2) проникать     в     места     распространения    (возможного    
распространения)   опасных   факторов   пожаров,  а  также  аварий,  
катастроф        и        иных        чрезвычайных        ситуаций;        
    3) посещать  жилые и иные помещения, земельные участки граждан, 
объекты    муниципальной    собственности   в   целях   организации   
профилактики      пожаров      и      проведения      инструктажей;      
    4) вносить    предложения    по    выполнению   противопожарных   
мероприятий;
    5) в  пределах  своей  компетенции выполнять работы и оказывать 
услуги        в        области        пожарной        безопасности;        
    6) осуществлять   контроль   за   соблюдением   на   территории   
муниципального      образования,      предприятия     (организации)     
противопожарного режима;
    7) осуществлять  контроль  за  исправным  состоянием  первичных  
средств пожаротушения;
    8) в  случае  возникновения пожара принимать немедленные меры к 
тушению  пожара имеющимися у собственника средствами пожаротушения. 

    Статья 11. Обязанности добровольных пожарных
    1.     Добровольные пожарные обязаны:
    1) иметь  соответствующую  подготовку по профилактике и тушению 
пожаров;
    2) оказывать   содействие   личному   составу   государственной   
противопожарной  службы  и  муниципальной пожарной охраны в несении 
службы;
    3) соблюдать установленный порядок несения службы, дисциплину и 
правила охраны труда;
    4) выполнять   распоряжения   должностных  лиц  государственной  
противопожарной  службы  при  осуществлении  работ по профилактике, 
тушению  пожаров, проведению связанных с ними аварийно-спасательных 
работ;
    5)     совершенствовать свою подготовку;
    6) знать  и  требовать  от  других  соблюдения противопожарного 
режима.
   
    Статья 12. Обязанности начальника добровольной пожарной охраны
    1.     Начальник добровольной пожарной охраны обязан:
    1) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима 
на месте несения службы;
    2) осуществлять  проверки  за  исправным  состоянием  первичных  
средств   пожаротушения,  имеющихся  на  объекте,  и  не  допускать  
использование    этих    средств    не   по   прямому   назначению;   
    3) проводить  занятия  с  личным составом добровольной пожарной 
охраны;
    4) руководить  тушением  пожаров  и проведением связанных с ним 
аварийно-спасательных  работ на объекте до прибытия государственной 
противопожарной   службы,  а  в  случаях  установленных  законом  -  
муниципальной пожарной охраны.
    5) вносить    предложения   о   поощрении   и   привлечении   к   
ответственности членов ДПО;
    6) организовывать    проведение   пожарно-тактических   учений,   
занятий,  смотров,  соревнований и других мероприятий, направленных 
на повышение боеготовности ДПО;
    7) информировать   руководство   о  нарушении  противопожарного  
режима.

    Статья 13. Подготовка добровольных пожарных
    Организация   обучения  добровольных  пожарных  возлагается  на  
руководителя  организации  (предприятия)  либо главу муниципального 
образования по программе, разрабатываемой начальником подразделения 
ДПО    и    утверждаемой    по   согласованию   с   Государственной   
противопожарной службой.

    Статья 14.  Гарантии и льготы добровольных пожарных
    1.     Добровольные пожарные имеют право на: 
    1) поступление  вне конкурса на службу в муниципальную пожарную 
охрану,  при  стаже  работы  в  ДПО не менее 1 года и положительной 
характеристике;
    2) первоочередное     поступление     в     пожарно-технические     
образовательные   учреждения   по   представлению   Государственной   
противопожарной службы;
    3) установку телефона в первоочередном порядке по представлению 
руководства   органа   местного   самоуправления   или  организации  
(предприятия);
    4) в    первоочередном   порядке   получение   жилой   площади,   
принадлежащей    предприятию    (организации),    органу   местного   
самоуправления,  при  признании  нуждающимися  в улучшении жилищных 
условий;
    5) выплату    пособия    по    временной    нетрудоспособности,    
приобретенной  во  время  несения  службы  в ДПО, по месту основной 
работы;
    6) предоставление     дополнительных    дней    к    очередному    
оплачиваемому    отпуску   в   количестве   3   календарных   дней.   
    2. На  время  несения дежурств за членами добровольной пожарной 
охраны  сохраняется  среднемесячная заработная плата (стипендия) по 
месту основной работы (учебы).
    3. Главы  муниципальных  образований,  руководители предприятий 
(организаций)  имеют право предоставлять дополнительные компенсации 
и      льготы      членам     добровольной     пожарной     охраны.     
    4. Лучшие члены добровольной пожарной охраны за активную работу 
по  предупреждению  пожаров  и  борьбе  с ними поощряются денежными 
премиями   и   ценными   подарками   за  счет  средств  предприятия  
(организации),  органа  местного самоуправления, а также ставятся в 
резерв    на    выдвижение   в   муниципальную   пожарную   охрану.   

    Статья 15. Ответственность добровольных пожарных
    Добровольные   пожарные,  причинившие  при  тушении  пожаров  в  
условиях  крайней  необходимости и обоснованного риска материальный 
ущерб  имуществу  граждан  и  организаций,  а  также  вред здоровью 
граждан,   освобождаются   от   его  возмещения  в  соответствии  с  
действующим законодательством.

    Статья 16. Страховые гарантии добровольных пожарных   
    Члены   добровольной  пожарной  охраны  подлежат  обязательному  
страхованию,  которое производится предприятием (организацией) либо 
муниципальным образованием, на базе которого осуществляется несение 
службы,  за  счет  средств,  выделенных  на их содержание. Размер и 
условия  страхования определяется руководителем предприятия, главой 
муниципального    образования,    но    не    ниже   установленного   
законодательством Российской Федерации.

                Глава III. Заключительные положения

    Статья 17. Ответственность за нарушение Закона
    Ответственность  за  нарушение  настоящего  Закона  наступает в 
соответствии с действующим законодательством.

    Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
    Настоящий  Закон  вступает  в  силу  с момента его официального 
опубликования.

    Статья  19.  Признание  утратившим  силу нормативного правового 
акта
    Со  дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим 
силу    Положение   «О   порядке   организации,   функционирования,   
реорганизации   и   ликвидации   ведомственной   пожарной   охраны,   
добровольных   пожарных   дружин,   создаваемых   на   предприятиях   
Республики     Саха    (Якутия)»,    утвержденное    постановлением    
Правительства  Республики  Саха (Якутия) от 30 сентября 1999 года № 
506 (приложение № 1).



Президент 
Республики Саха (Якутия)                                        В. ШТЫРОВ

Приложение
к проекту Закона Республики Саха (Якутия)
«О добровольной пожарной охране
в Республике Саха (Якутия)»



                             ПЕРЕЧЕНЬ
   актов республиканского законодательства, подлежащих признанию
   утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
  принятию в связи с принятием Закона Республики Саха (Якутия) «О
     добровольной пожарной охране в Республике Саха (Якутия)»


    Принятие   Закона  Республики  Саха  (Якутия)  «О  добровольной  
пожарной  охране  в  Республике  Саха (Якутия)» потребует признания 
утратившим   силу   приложение   №  1  постановления  Правительства  
Республики  Саха  (Якутия)  от  30  сентября  1999  года  № 506 «Об 
утверждении  Положений  «О  порядке  организации, функционирования, 
реорганизации   и   ликвидации   ведомственной   пожарной   охраны,   
добровольных   пожарных   дружин,   создаваемых   на   предприятиях   
Республики  Саха  (Якутия)»,  «О  пожарно-технических  комиссиях на 
предприятиях,  организациях  независимо от форм собственности», «Об 
обязательном   обучении   мерам  пожарной  безопасности  населения,  
рабочих,  служащих  и  учащихся  Республики  Саха (Якутия)» и Плана 
мероприятий   по  усилению  пожарной  безопасности  в  жилом  фонде  
Республики     Саха     (Якутия)     на     1999-    2000    годы.    

   Финансово-экономическое обоснование к Закону Республики Саха
(Якутия) «О добровольной пожарной охране в Республике Саха (Якутия)
                                 »

    В   связи  с  изменениями  в  законодательной  базе  Российской  
Федерации   и   с   учетом   социально-экономических   особенностей   
Республики  Саха  (Якутия) требуется новая концепция воздействия на 
процесс  развития  противопожарной безопасности. Результатом такого 
воздействия  должно  быть  повышение  эффективности противопожарной 
безопасности,   так   как   по-прежнему   остается  низким  уровень  
противопожарной  защиты  жилого  фонда,  населения  от травматизма, 
объектов   различных   форм   собственности.  Сложившаяся  ситуация  
обусловлена   комплексом   проблем  организационно-управленческого,  
материально-технического и социально-экономического характера.
    Пожарная  безопасность  и  пожарная  охрана  в  Республике Саха 
(Якутия)  представляют  собой  систему  правовых,  организационных,  
экономических и научно-технических мер, направленных на поддержание 
технически   возможного   и   экономически  целесообразного  уровня  
обеспечения  пожарной  безопасности  людей, объектов собственности, 
материальных ценностей, лесов, тундровой зоны и недр. Проект Закона 
«  О  добровольной  пожарной  охране  в  Республике  Саха (Якутия)» 
разработан  исходя  из  специфики  деятельности  пожарной  охраны в 
условиях  Крайнего  Севера  с  его  географическими особенностями и 
сложной   транспортной   схемой,   требующей   привлечения  больших  
финансовых и материальных ресурсов.
    Норматив  численности пожарной охраны разработан с учетом того, 
что  республика занимает- обширную и малонаселенную территориальную 
зону,  отдаленности  расположения населенных пунктов, что обеспечит 
необходимый  комплекс  мер  по  укреплению  пожарной безопасности и 
предотвращению    кризисной    обстановки   с   пожарами,   повысит   
боеготовность  к тушению пожаров, улучшит состояние противопожарной 
защиты   объектов   муниципальной   собственности,  жилых  домов  и  
потребует    привлечения    дополнительных    финансовых   средств.   
    На  территории Республики Саха (Якутия) минимальная численность 
добровольной  пожарной  охраны но охране муниципального образования 
устанавливается  из  расчета  1  единица  добровольных  пожарных на 
каждые 80 человек населения.
    Проект  Закона  «О  пожарной  безопасности  в  Республике  Саха  
(Якутия)»  определяет  виды  пожарной  охраны, которые представляют 
собой   единую   систему   обеспечения   пожарной  безопасности  на  
территории   республики:  государственная  противопожарная  служба,  
ведомственная, муниципальная, частная, добровольная пожарная охрана 
и  объединения пожарной охраны. Управление единой системой пожарной 
безопасности  в  пределах  своей  компетенции  осуществляют  органы  
государственной    власти,    органы    местного    самоуправления.    
Государственная противопожарная служба.
    Проект Закона «О добровольной пожарной охране в Республике Саха 
(Якутия)»  устанавливает  основные  нормы деятельности добровольной 
пожарной  охраны  па  территории  Республики  Саха (Якутия), права, 
обязанности  и  ответственность  добровольных пожарных, принимающих 
участие  в  профилактике  и тушении пожаров, проведении связанных с 
ними аварийно- спасательных работ.
    Муниципальная    добровольная    пожарная   охрана   создается,   
реорганизуется  и  ликвидируется  по  решению главы органа местного 
самоуправления,  а  объектовая  добровольная  пожарная  охрана-  на  
основании    приказа    руководителя   предприятия   (организации),   
юридического лица.
    Участие   в   добровольной   пожарной  охране  является  формой  
социально   значимых   работ,   устанавливаемых  органами  местного  
самоуправления поселений и городских округов. Цель, задачи, порядок 
создания  и  организации деятельности добровольной пожарной охраны, 
порядок   се  взаимоотношения  с  другими  видами  пожарной  охраны  
определяются, органами местного самоуправления и законом Республики 
Саха  (Якутия)  «О  добровольной  пожарной охране в Республике Саха 
(Якутия)».
    В  населенных  пунктах создается добровольная пожарная охрана в 
соответствии  с  законом  Республики  Саха (Якутия) «О добровольной 
пожарной      охране      в      Республике     Саха     (Якутия)».     
    Финансовое  и  материально-техническое обеспечение деятельности 
ведомственной,  частной  и  добровольной  пожарной  охраны, а также 
финансовое   обеспечение   социальных  гарантий  и  компенсаций  их  
сотрудникам  и  работникам,  в  соответствии  с  настоящим  законом  
осуществляется   их   учредителями  за  счет  собственных  средств:  
установка   телефона  в  первоочередном  порядке  по  представлению  
органов   местного   самоуправления  или  руководителя  организации  
(предприятия);   получение   жилой   площади,  принадлежащей  этому  
предприятию  (организации),  в первоочередном порядке при признании 
их  нуждающимися  в  улучшении  жилищных  условий; на время несения 
дежурств   за  членами  добровольной  пожарной  охраны  сохраняется  
среднемесячная  заработная  плата  (стипендия)  по  месту  основной  
работы (учебы); поощрение денежными премиями и ценными подарками за 
счет   средств   предприятия   (объекта)   за  активную  работу  по  
предупреждению       пожаров       и       борьбе      с      ними.      
    Главы  муниципальных  образований,  руководители  организаций и 
предприятий   имеют  право,  по  своему  усмотрению,  предоставлять  
дополнительные  компенсации  и  льготы членам добровольной пожарной 
охраны.

Информация по документу
Читайте также