Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.07.2006 № 302ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 07 июля 2006 года № 302 О Государственной программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы В целях принятия дополнительных мер по развитию системы высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Принять к исполнению Государственную программу развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2011 годы», утвержденную 22 мая 2006 года Министром образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. и Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым В.А. (приложение № 1). 2. Одобрить и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) «О Государственной программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы» (приложение № 2). 3. Официальным представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении вышеназванной Программы в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) назначить заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову. 4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И.Михайлову. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ Принята к исполнению постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2006 года № 302 (приложение № 1) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2011 годы УТВЕРЖДАЮ Проект УТВЕРЖДАЮ Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) ____________________Е.А.Борисов «___»__________________ 2006 г. Министр образования и науки Российской Федерации __________________А.А.Фурсенко «___»__________________ 2006 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2011 годы Якутск-2006 СОГЛАСОВАНО: Заместитель Председателя Правительства РС (Я) Министр экономического развития РС (Я) Министр финансов РС (Я) Министр науки и профессионального образования РС (Я) Руководитель Федерального агентства по образованию С О Д Е Р Ж А Н И Е С О Д Е Р Ж А Н И Е 5 ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени М.К.АММОСОВА на 2007-2011 ГОДЫ 31 Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ 8 Раздел.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 10 Раздел 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 11 3.1.Совершенствование системы повышения качества образования 11 3.2. Подготовка кадров для приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) 12 3.3. Послевузовское образование 15 3.4. Развитие приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности 16 3.5. Совершенствование воспитательной работы со студентами 18 3.6.Капитальное строительство 19 Раздел 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 42 Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 43 Раздел 6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 44 Приложение 1. Система программных мероприятий Якутского государственного университета. Приложение 2. Объемы и источник финансирования по программе в целом. ПАСПОРТ Государственной программы развития «Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова» на 2007-2011 годы Наименование программы Государственная программа развития Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова на 2007-2011 годы Заказчик программы Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Российской Федерации Координатор программы Федеральное агентство по образованию Основные разработчики программы Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова Цель программы ·обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и работодателей в качественном профессиональном образовании; · создание условий доступности качественного высшего профессионального образования для населения Северо-Востока России, его социальной и профессиональной мобильности; Задачи программы: · совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров; · внедрение новых технологий в организацию образовательного процесса; · создание условий интеллектуального, культурного, духовного и физического развития молодежи; · организация опережающей подготовки специалистов по актуальным направлениям знаний и потребностям работодателей; · создание и обеспечение механизма и организационных структур взаимодействия с работодателями, освоение новых сегментов рынка труда; · развитие системы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, государственных служащих, специалистов для отраслей народного хозяйства; · совершенствование системы непрерывного образования, развитие многоуровневой подготовки и переподготовки, расширение академической мобильности студентов; · внедрение новых образовательных технологий; · обеспечение интеграции образования, науки и производства на основе инновационных технологий и инновационной инфраструктуры технопарка, центров трансфера технологий и т. п. ; · интегрированность в мировое образовательное и научное пространство, оказание научно-образовательных услуг в соответствии с международными стандартами, расширение участия на рынке образовательных услуг для студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона; · сертификация системы корпоративного менеджмента управления вузом и качества подготовки специалистов. Сроки реализации программы: 2007 - 2011 гг. Объем финансирования программы: Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программы составляет 2 232 900 тыс.руб. Источники финансирования программы: Республиканский бюджет - 889 450 тыс.руб. Федеральный бюджет - 766 450 тыс. руб. Внебюджетные источники - 577 000 тыс.руб., в том числе: - средства работодателей - 529 000 тыс. рублей; - платные образовательные услуги - 48 000 тыс. рублей. Ожидаемые конечные результаты реализации программы · Повышение доли образовательных программ по инженерно-техническим специальностям прошедших экспертизу, проводимую работодателями - до 75%; · Увеличение и стабилизация числа выпускников трудоустроившихся в соответствии с полученными специальностями - 95%; · Увеличение количества людей получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышение квалификации; · Повышение уровня квалификации преподавателей университета (увеличение количества ППС, имеющего ученую степень и звание - 72%, увеличение количества преподавателей прошедших повышение квалификации и переподготовку - до 400 в год); · Увеличение числа иностранных граждан, обучающихся в университете; · Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) (в том числе, увеличение количества студентов получающих болонские студенческие документы, увеличение количества студентов, аспирантов, преподавателей - победителей международных олимпиад, конкурсов, грантов); · Обновление и модернизация учебно-лабораторной базы университета - 60%, в том числе по инженерно-техническим специальностям - 75%; · Сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров для Северо-Востока Российской Федерации; · Повышение доли научно-исследовательских работ, по проблематике приоритетных направлений экономики северных регионов России по сравнению с 2006 годом. Система контроля за реализацией программы Порядок ресурсного обеспечения и мониторинг реализации программы устанавливается Координатором - Федеральным агентством по образованию и Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) . Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Программа развития Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова определяет основные мероприятия по реализации стратегии развития высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия), предусматривает создание условий для качественной подготовки высококвалифицированных специалистов для развития регионов на Северо-Востоке Российской Федерации. Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова организует свою деятельность в соответствии с лицензией от 03 марта 2005 г. сроком до 03 июня 2010 г.на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки серии А № 164328, рег. № 4233 и свидетельства о государственной аккредитации - № 1818 от 28 марта 2005 г., серия В № 000383, срок действия - до 28 марта 2010 г. В его составе - 7 институтов: педагогический, математики и информатики, медицинский, физико-технический, финансово-экономический, физической культуры и спорта, горно-геологический, 9 факультетов: биолого-географический, филологический, исторический, юридический, психологии, якутской филологии и национальной культуры, иностранных языков, инженерно-технический, довузовской подготовки, 2 филиала - Мирнинский политехнический институт (филиал ЯГУ в г. Мирном), Нерюнгринский технический институт (филиал ЯГУ в г. Нерюнгри); Среднегодовой контингент студентов составляет более 22 тысяч человек, в том числе по очной форме обучения - 13,7 тыс. чел. В учебном процессе занято более 1400 преподавателей, в том числе 140 докторов и 600 кандидатов наук. В университете реализуются 58 основных образовательных программ подготовки специалистов, 2 - бакалавров, 2 - магистров, 55 - аспирантуры, 15 - интернатуры, 15 - ординатуры, 13 программ дополнительного образования. К 2006 году количество учебных площадей составило 212,1тыс. кв. м., что при средних лицензионных нормативах 15 кв. м. на 1 студента позволяет обучать около 14 тыс. студентов. Фактическая обеспеченность иногородних студентов местами в общежитиях университета составляет около 42 %. Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова имеет развитую инфраструктуру научно-образовательного комплекса, включающую технологический парк, научно-исследовательские институты математики, физики, минеральных ресурсов, музей этнографии и археологии, минералогический музей, музей мамонта, испытательный центр мебели, строительных материалов, изделий и конструкций, учебный полигон - Ботанический сад, учебный геологический полигон, центр психологической помощи, оздоровительно-восстановительный центр, клинику, издательство, спортивный комплекс, бассейн и др. В университете действуют 4 докторских диссертационных совета по философским, педагогическим, биологическим, физико-математическим и техническим наукам и 4 кандидатских: по филологическим, медицинским, экономическим и физико-математическим наукам. Планируется открытие диссертационных советов по техническим, политологическим, культурологическим, геолого-минералогическим наукам. Научно-методическим обеспечением Программы развития Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова на период с 2007 по 2011 годы являются: · Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; · Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 г.г.; · Аналитическая ведомственная целевая программа МОиН РФ «Развитие научного потенциала высшей школы в 2006-2008 годы»; · Программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный периоды; · Концепция развития высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия) в первой четверти 21 века; · Концепция государственной кадровой политики РС(Я); · Государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2006-2010 годы и основные направления до 2015 года. Университет имеет значительный опыт участия в реализации международных, федеральных и региональных программ. Количество и результаты международных, федеральных и региональных проектов, выполненных вузом в 2000-2005 гг. Показатели реализации проектов Количество проектов Научные публикации Модернизированные и разработанные новые учебные программы Докторские и кандидатские диссертации Международные 48 250 50 8 Федеральные 337 5011 180 170 Региональные 489 10023 270 212 Таким образом, последнее пятилетие характеризуется динамичным развитием Якутского государственного университета, но для решения задач подготовки квалифицированных кадров по приоритетным направлениям экономики северных регионов, для опережающей подготовки специалистов по новым специальностям для развивающихся отраслей экономики республики необходимо разрешить ряд существующих проблем ресурсного обеспечения, в том числе: · недостаточное финансирование для оснащения современным оборудованием лабораторий технических специальностей; · недостаточное количество мест в общежитиях для студентов; · не полное соответствие к современным требованиям поликлинической и санаторно-профилактической службы университета; · формирование личности, специалиста высокой профессиональной компетентности требуют обновления форм и методов воспитательной работы; · недостаточное обеспечение жильем преподавателей и сотрудников; · отсутствие финансирования для своевременного повышения квалификации преподавателей, обеспечения академической мобильности студентов и аспирантов; · отсутствие достаточного финансирования для развития и модернизации материально-технической базы; · существующая инфраструктура системы информатизации образования уже не отвечает современным требованиям по объемам обрабатываемой информации, надежности и т.д.; · недостаточное ресурсное обеспечение не позволяет решать задачи интеграции образования, науки и производства путем создания и развития учебно-научно-производственных комплексов по перспективным направлениям; · существующее и устаревшее научное оборудование не позволяет выйти на новый качественный уровень по новым инновационным направлениям, разработанным сотрудниками университета. На основании анализа данных проблем университет определяет следующие основные направления Программы: · совершенствование системы повышения качества образования; · подготовка специалистов для приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия); · совершенствование и развитие системы послевузовского образования; · развитие приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности; · совершенствование воспитательной работы со студентами; Раздел.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основной целью программы развития Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова на период с 2007 по 2011 годы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и работодателей в качественном профессиональном образовании, создание условий доступности качественного высшего профессионального образования для населения Северо-Востока России, социальной и профессиональной мобильности. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров; · внедрение новых технологий в организацию образовательного процесса; · создание условий интеллектуального, культурного, духовного и физического развития молодежи; · организация опережающей подготовки специалистов по актуальным направлениям знаний и потребностям работодателей; · создание и обеспечение механизма и организационных структур взаимодействия с работодателями, освоение новых сегментов рынка труда; · развитие системы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, государственных служащих, специалистов для отраслей народного хозяйства; · совершенствование системы непрерывного образования, развитие многоуровневой подготовки и переподготовки, расширение академической мобильности студентов; · внедрение новых образовательных технологий; · обеспечение интеграции образования, науки и производства на основе инновационных технологий и инновационной инфраструктуры технопарка, центров трансфера технологий и т. п. ; · интегрированность в мировое образовательное и научное пространство, оказание научно-образовательных услуг в соответствии с международными стандартами, расширение участия на рынке образовательных услуг для студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона; · сертификация системы корпоративного менеджмента управления вузом и качества подготовки специалистов. Программа должна быть реализована с 2007 по 2011 годы. Этапы реализации - по годам, в соответствии с системой программных мероприятий. Раздел 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 3.1.Совершенствование системы повышения качества образования Для соответствия требованиям современного общества, организации опережающей подготовки специалистов по социально-значимым направлениям экономики региона и потребностям работодателей, а также успешной реализации государственных стандартов, необходимо: 1. Развитие системы информатизации образования и ее научно-методическое обеспечение: a. Расширение существующих электронных библиотечных ресурсов по блокам дисциплин; b. Разработка автоматизированных средств поддержки и сопровождения учебного процесса (система проектирования образовательных программ, система мониторинга и управления учебным процессом, система контроля качества обучения, система психолого-педагогической диагностики и др.); c. Создание и тиражирование электронных средств учебного назначения по специальностям подготовки. 2. Организация и проведение поисковых и инновационных исследований: a. Внедрение новых образовательных программ; b. Разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе современных технологий обучения; c. Апробация и внедрение в учебный процесс новых форм и методов обучения. 3. Обеспечение повышения квалификации преподавателей университета в ведущих вузах РФ и за рубежом. 4. Модернизация действующих и открытие новых специализированных лабораторий по приоритетным направлениям подготовки специалистов; 5. Развитие учебно-научно-производственных комплексов: современных технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; нефтехимии, углехимии; новых строительных материалов и технологий; по подготовке сертифицированных специалистов информационных технологий и сетевого администрирования; биотехнологий; биохимико-биофизических диагностических, профилактических и лечебных медицинских технологий; интродукции растений. 6. Развитие и открытие специальностей по нефтегазовой геологии и технологии переработки углеводородного сырья, лесной и деревоперерабатывающей промышленности, дорожному строительству, эксплуатации автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, туризму, камнеобработке, землеустройству. В соответствии с планом мероприятий необходимо обеспечить следующие показатели: 1. По информатизации учебного процесса добиться к 2011 году : o Обеспеченность электронными учебными средствами -85%; o Доступ обучающихся к информационным ресурсам - 100%; o Создание и внедрение полного электронного каталога библиотеки с учетом введения в строй нового библиотечного комплекса; o Полная автоматизация системы управления библиотечным комплексом университета; o Доведение уровня информатизации системы мониторинга и управления учебным процессом - 100%. 2. Внедрение результатов поисково-инновационных исследований по введению новых образовательных программ (по отношению к 2006 году) - 60 %; 3. Довести уровень повышения квалификации профессорско -преподавательского состава к 2011 году -до 400 человек в год; 4. Модернизация действующих и открытие новых специализированных лабораторий в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (геофизические лаборатории, лаборатории специальностей нефте-газового профиля, лаборатории геномной медицины, фармакологии, испытаний новых материалов, электроснабжения, радиоэлектроники и радиофизики, грунтоведения, и др.) - всего 15 лабораторий за 5 лет; 5. Действующая система вспомогательных учебно-научно-производственных комплексов: современных технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; нефтехимии, углехимии; новых строительных материалов и технологий; по подготовке сертифицированных специалистов информационных технологий и сетевого администрирования; биотехнологий; биохимико-биофизических диагностических, профилактических и лечебных медицинских технологий; интродукции растений. 6. Открыть образовательные программы для приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия): 080502 «Экономика и управление горной промышленности», «Экономика и управление нефтегазовой отрасли, экономика природопользования», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 240403 «Химические технологии природных энергоносителей и углеродных материалов», 240901 «Биотехнологии», 270201 «Мосты и транспортные тоннели», 060108 «Фармация», 120302 «Земельный кадастр», 120303 «Городской кадастр», 080507 «Логистика», 010400 «Информационные технологии», 220501 «Управление качеством», 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»; 3.2. Подготовка кадров для приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) С целью обеспечения гибкого реагирования всей системы профессионального образования на запросы рынка труда 14 июля 2005 года принята Государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006-2010 годы и основных направлениях до 2015 года, в соответствии с которой органами исполнительной власти, предприятиями и организациями приняты Программы кадрового обеспечения на перспективу. ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова» - крупнейший вуз на северо-востоке России, головной вуз Республики Саха (Якутия). Якутский государственный университет готовит кадры с высшим образованием для Республики Саха (Якутия) и по договорам для Республики Тыва, Красноярского края, Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатки. В университете реализуются 58 основных образовательных программ подготовки специалистов, 2 - бакалавров, 2 - магистров, 55 - аспирантуры, 16 - интернатуры, 17 - ординатуры, 13 программ дополнительного образования. Потребность в кадрах по основным специальностям сгруппирована в разрезе 28 укрупненных специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003, утвержденным Минобразования РФ от 4 декабря 2003 года №4482, и составит в среднем за 2006-2010 годы 11192 чел. Структура потребности в кадрах в целом по РС (Я) за период 2006-2010 годы в разрезе профессионального уровня показывает достаточно высокий и стабильный спрос предприятий в специалистах с высшим профессиональным образованием. Трудоустройство выпускников по данным специальностям гарантировано Правительством Республики Саха (Якутия). С 2000 по 2005 годы выпущено 7049 специалистов, из которых 6586 (93,4%) трудоустроены по месту распределения. Ежегодно конкурс при поступлении на данные специальности неуклонно растет. С учетом направлений социально-экономического развития республики необходимо открытие специальностей по нефтегазовой геологии и технологии переработки углеводородного сырья, лесной и деревообрабатывающей промышленности, эксплуатации автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, туризму и т.д. Для координации деятельности республиканских органов исполнительной власти с организациями по подготовке, трудоустройству и закреплению выпускников высших учебных заведений создана Республиканская межведомственная комиссия, которую возглавляет Вице Президент РС (Якутия). В вузе работает Центр содействия занятости и трудоустройства студентов. Основными работодателями являются Министерство образования Министерство здравоохранения РС(Я), которые проводят целенаправленную системную работу по содействию в трудоустройстве выпускников медицинских и педагогических специальностей. За последние 3 года более 4500 выпускников университета трудоустроены согласно договорам с Министерствами и предприятиями республики. В соответствии с «Государственной программой обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2006-2010 г. и основных направлениях до 2015 г.», потребность в специалистах высшей квалификации в промышленности республики оценивается порядка 800 чел. в год , в транспорте - до 950 чел. в год. В системе общего образования - в среднем 828 вакансий ежегодно. На данный момент дефицит учительских кадров испытывают 25 улусов республики. Системе здравоохранения потребуется в среднем 500 специалистов с высшим образованием ежегодно. В дальнейшем должны получить развитие лесная и деревообрабатывающая, местная и пищевая, нефтяная и газовая промышленность, малый и средний бизнес, фермерство. В соответствии с прогнозом Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского университета общая потребность экономики на специалистов с высшим профессиональным образованием составит 4156 чел. в 2010 г. Необходимые условия для повышения квалификации научных и научно-педагогических работников согласно аккредитационным требованиям со стороны вуза не были созданы в полном объеме из-за отсутствия соответствующего финансирования. За 5 лет защищено 69 докторских и 267 кандидатских диссертаций, повысили квалификацию 186 преподавателей. Это 522 при необходимости 1300 человек. По инженерно-техническим специальностям проводится мониторинг восстребованности новых специальностей и направлений подготовки, в частности, по созданию новой инфраструктуры горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, автодорожной и железнодорожной сетей, энергетики, подсобных и социальных комплексов. Планирование средств из бюджета Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на подготовку и переподготовку кадров в ЯГУ предполагает: · повышение конкурентоспособности вуза на региональном рынке образовательных услуг путем инвестирования из федерального и республиканского бюджета повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; · обучение специалистов, занятых в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, и незанятого населения; по этому направлению планируется обучить 15-20 целевых групп, что значительно больше, чем в 2006 г.; · создание эффективной системы мониторинга рынка труда и образовательного рынка для своевременной корректировки кадровой политики и принятия оперативных управленческих мер по подготовке и наиболее полному использованию имеющихся трудовых ресурсов; · формирование гибкой системы повышения квалификации и переподготовки кадров по профильным специальностям для обеспечения потребностей крупных предприятий республики; · пересмотр структуры подготовки в вузе по направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук с перепрофилированием части объема подготовки или присвоения совмещенной квалификации; · расширение подготовки учителей химии, биологии, географии на биолого-географическом факультете при открытии педагогического отделения. 3.3. Послевузовское образование Послевузовское образование в университете осуществляется по двум направлениям: · подготовка высококвалифицированных специалистов в аспирантуре и докторантуре ЯГУ и в ведущих вузах РФ; · переподготовка и повышение квалификации кадров для различных отраслей народного хозяйства республики, а также кадров, занятых в системе среднего профессионального и высшего образования РС (Я). В Якутском государственном университете функционирует система послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов, представленная следующими подразделениями: · отдел аспирантуры и докторантуры; · центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ЯГУ; · центр повышения квалификации работников строительного комплекса РС (Я), сотрудничающий с Министерством строительства и промышленности строительных материалов РС (Я); · факультет последипломного обучения врачей медицинского института, сотрудничающий с Министерством здравоохранения РС (Я); · базовый региональный центр охраны труда ЯГУ, проводящий специализированные курсы по охране труда. Деятельность Якутского государственного университета по повышению квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений позволит создать кадровый потенциал, необходимый для развития приоритетных направлений экономики республики, стимулировать сотрудничество всех ветвей и уровней государственной власти, системы образования и подготовки кадров, предприятий и организаций для реализации масштабных долгосрочных проектов экономического развития. Для развития послевузовского образования необходимо: · Расширение образовательных траекторий и услуг в сфере послевузовского профессионального образования, учитывающих потребности экономических кластеров региона. · Формирование единой системы переподготовки высококвалифицированных специалистов и повышения квалификации по различным отраслям, развитие центра по переподготовке кадров Якутского госуниверситета. · Разработка системы государственного заказа на подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов. · Ресурсная поддержка функционирования системы аспирантуры и докторантуры, деятельности диссертационных советов. · Одним из эффективных методов расширения послевузовского образовательного пространства в республике является развитие системы дистанционного образования, что весьма актуально в условиях региона. 3.4. Развитие приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности Подготовка высококвалифицированных специалистов может быть обеспечена только в тесной связи с научно-исследовательской деятельностью. В Якутском государственном университете исследования проводятся в области естественных, технических, медико-биологических и гуманитарных наук в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, перечнем критических технологий Российской Федерации, а также актуальными задачами развития Северо-Востока России. Основные направления исследований: методы решения и исследования дифференциальных уравнений и дискретных систем; разработка и исследование математических методов и технологии вычислительного эксперимента, их применение в моделировании природных и техногенных процессов, эколого-экономических и информационных систем; теоретические и экспериментальные исследования физических явлений в различных средах; изучение биологических ресурсов и биотехнологии их использования; геология, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых Якутии; проектирование, строительство и эксплуатация зданий и сооружений в условиях Севера; физиологические и медицинские аспекты охраны здоровья различных возрастных групп населения на Севере; исследование вопросов геномной медицины; история и культура народов северо-востока России; политико-правовые проблемы развития и регионально-правовые особенности северо-востока Сибири; социально-экономические проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике; актуальные педагогические и методические проблемы образования республики; проблемы взаимодействия и функционирования языкового строения в Республике Саха (Якутия); национальная культура и филология. Организационные формы, методы и структура управления научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе соответствуют требованиям Министерства образования и науки РФ. Инновационная инфраструктура Якутского госуниверситета отвечает современным требованиям многопрофильности вуза, позволяет обеспечить продвижение проектов по всем направлениям исследований. В целях содействия реализации основных положений государственной политики в области науки и инноваций, поддержки и развития наукоемкого предпринимательства, освоения и производства новых конкурентоспособных, экспортно-ориентированных и импортозаменяющих технологий в Республике Саха (Якутия) в 1998 году был создан Технопарк ЯГУ. В настоящее время Технопарк ЯГУ активно участвует в определении приоритетных направлений развития в регионе инновационной деятельности, разработке и внесении предложений по правовой, финансовой и другим видам поддержки этой деятельности; в формировании и реализации целевых региональных программ развития инновационной деятельности. Им разрабатываются организационные, экономические и методические основы функционирования различных элементов инновационной инфраструктуры в регионе, осуществляются меры по их практическому использованию. По программе «Старт» фонда Бортника в 2005 г. было поддержано 4 проекта с участием научно-педагогических сотрудников ЯГУ. Созданы научно-внедренческие предприятия, осуществляющие коммерциализацию инновационных разработок. Якутский государственный университет является региональным представителем Фонда Бортника в РС (Я). Перспективы развития ЯГУ в научно-инновационной сфере связаны со следующими направлениями: Необходимо дальнейшее развитие, концентрация финансовых и материальных ресурсов на основных приоритетных фундаментальных и прикладных научных направлениях, имеющих технологическую реализацию и конкурентноспособных в условиях российского и международного рынков. Наряду с совершенствованием существующих форм и условий научной деятельности, следует в структуре вуза или в рамках глубокой системной (институциональной) интеграции, создавать пояс научно-исследовательских институтов с бюджетной поддержкой инфраструктуры. Определенный опыт такой интеграции накоплен на примере НИИ математики и института математики и информатики. В этом комплексе реализована многоуровневая система подготовки кадров, действует аспирантура, два диссертационных совета, эффективно работает научная школа в области математического моделирования. Подготовительная работа по созданию НИИ проводится. Ученым советом на условиях проектного финансирования - открыты НИИ физики, НИИ минеральных ресурсов. ЯГУ обладает наиболее реальным потенциалом в регионе для создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа или иных межотраслевых субъектов инновационной инфраструктуры. В настоящее время, университет может стать «эффективной площадкой» для мероприятий и субъектов по координации инновационной деятельности не только в целом по республике, но других регионов страны и мира с холодными и иными экстремальными природно-климатическими условиями. Развитие приоритетных направлений научно-исследовательской работы обеспечивающих функционирование экономически значимых кластеров региона подразумевает создание новых научных лабораторий, профильных научно-исследовательских институтов, совместных проектов и наукоемких производств, разработку и внедрение новых форм и технологий организации и мониторинга научной деятельности, создание центров коллективного пользования с удаленным доступом, развитие центра трансфера технологий и создание специализированных научно-образовательных порталов. 3.5. Совершенствование воспитательной работы со студентами Новая социальная ситуация в обществе требует обновления форм и методов воспитательной работы. В настоящее время идеология воспитания молодого поколения ориентирована на возрождение духовности, патриотизма, укрепление здорового образа жизни как основы жизненных ценностей, усиление профилактической работы по предупреждению наркомании и алкоголизма, приобщение молодежи к общественно-полезному труду через структуру студенческих строительных отрядов. В специфических условиях Республики Саха (Якутия), каковыми являются ее многонациональный состав населения, а также недостаточное развитие инфраструктуры для культурно-массового досуга, особую важность приобретает воспитание молодежи в духе толерантности и диалога культур, уважения прав человека. Необходимо дополнительное оснащение тех структур, которые занимаются организацией массового досуга молодежи, диагностикой и профилактикой правонарушений. Приоритетными направлениями в воспитательной сфере считать: · формирование системы взаимосвязи учебной и внеучебной работы; · принятие в вузе концепции воспитательной работы; · комплексной программы по профилактике правонарушений, наркомании, формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни; · программы работы со студентами по активизации творческого и научного потенциала; · обеспечение воспитательного процесса и профилактической работы учебной и научно-методической литературой; · изучение динамики ценностных ориентаций студентов; · мониторинг состояния здоровья студентов. Организация повышения профессиональной квалификации организаторов внеучебной работы и специалистов, осуществляющих воспитательную, профилактическую деятельность через Центр повышения квалификации. Для оценки и анализа эффективности проводимой работы в сфере воспитания и публикации материалов теоретико-методологического и практического назначения по проблемам воспитательной работы необходимо создать систему мониторинга воспитательной работы в вузе, и создание условий для оценки качества системы воспитания с привлечением специалистов различного профиля. Укрепить институт кураторства как функционально ответственную структуру за воспитательную деятельность. Для расширенного обследования студентов современными компьютерными методами диагностики, установления групп риска, своевременного обнаружения склонности к правонарушениям, суициду и др., проведения эффективной профилактической, тренинговой и консультативной работы требует дальнейшего кадрового и материального развития Центр психологической помощи студентам. Требуется дальнейшее развитие массовой физической культуры и приобщение молодежи к здоровому образу жизни. Наряду с этим необходима подготовка спортсменов международного класса, для чего нужна финансовая поддержка участия спортсменов университета в соревнованиях российского и международного уровня, комплектация спортивных сооружений инвентарем. Подпрограмма - «Инновационные подходы в спортивно-интеллектуальных единоборствах» - направлена на применение в воспитательной работе признанных разработок ученых и специалистов ЯГУ (новая интеллектуальная игра «СОНОР» (JIPTO), мас-рестлинг), достижений в шашках (чемпионы мира) и др. 3.6.Капитальное строительство Вышеуказанные задачи по дальнейшему совершенствованию системы повышения качества в образовании, развития приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности требуют наличия соответствующей материально - технической базы. 1. Завершение строительства корпуса инженерно-технического института с общей полезной площадью 14630 кв. м. Корпус будет оснащен новейшим учебным и лабораторным оборудованием по инженерно-техническим специальностям. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2007 года в том числе по годам 2007 2008 Завершение строительства корпуса инженерно- технических института 395 200 195 в том числе по источникам РФ 195 - 195 РС(Я) 200 200 - Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение учебно-лабораторным оборудованием на сумму 62,9 млн. рублей. 2. Строительство экспериментально-биологической клиники Медицинского института с площадью 1676 кв. м. на базе, которого будут выполняться новые задачи научных исследований. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2007 2008 2009 Строительство экспериментально- биологической клиники Медицинского института ЯГУ (виварий медицинского института ЯГУ). 100,9 5,6 40 55,3 в том числе по источникам РФ 50,45 20 30,45 РС(Я) 50,45 5,6 20 24,85 Объект будет оснащен оборудованием на сумму 21,2 млн. рублей, согласно проектно-сметной документации. 3. Строительство библиотечного комплекса ЯГУ на 3 млн. экземпляров книг обеспечит реализацию новых образовательных программ и направлений научной деятельности. в том числе по годам 2008 2009 Наименование Всего, млн. рублей в ценах 2006 года Строительство библиотечного комплекса ЯГУ на 3 млн. экземпляров книг. 300 150 150 в том числе по источникам РФ 150 75 75 РС(Я) 150 75 75 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение оборудованием на сумму 67,2 млн. рублей. 4. Строительство профилактория для студентов и работников ЯГУ качественно улучшит поликлинической и санаторно-профилактической службы университета. Наименование Всего, млн. рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2009 Строительство профилактория для студентов и работников ЯГУ 140 140 в том числе по источникам РФ 70 70 РС(Я) 70 70 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение оборудованием на сумму 29,5 млн. рублей. 5. Жилой комплекс на 1500 мест для студентов и аспирантов ЯГУ в 67 квартале города Якутска позволит довести до 60 - 70% обеспеченность иногородних и иностранных студентов, аспирантов общежитием. Наименование Всего, млн. рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2010 2011 Жилой комплекс на 1500 мест для студентов и аспирантов ЯГУ в 67 квартале города ЯГУ. 254 21 233 в том числе по источникам РФ 117 117 РС(Я) 137 21 116 6. Строительство геологического музея ЯГУ. В составе музея запланированы учебный комплекс, методические кабинеты. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2007 2008 Строительство геологического музея ЯГУ 40 30 10 в том числе по источникам внебюджетные средства (средства ОАО Нижне-Ленское) 40 30 10 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение оборудованием на сумму 8,4 млн. рублей. 7. Завершение строительства спортивного зала с хозяйственным блоком в городе Нерюнгри. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2007 2008 Завершение строительства спортивного зала с хозяйственным блоком в городе Нерюнгри. 40 32 8 в том числе по источникам внебюджетные средства (средства АО ХК Якутуголь) 40 32 8 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение оборудованием на сумму 8,4 млн. рублей. 8. Учебно - лабораторный корпус Политехнического института (филиал) ЯГУ г Мирный. Оборудование предусмотрено сметой. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2007 2008 Учебно - лабораторный корпус Политехнического института (филиал) ЯГУ г Мирный. 320 150 170 в том числе по источникам внебюджетные средства (средства АК АЛРОСА) 320 150 170 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение оборудованием на сумму 67,2 млн. рублей. 9. Строительство второй очереди общежития на 200 мест в г.Мирный. в том числе по годам Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года 2008 2009 2010 Строительство второй очереди общежития на 200 мест в г.Мирный. 75 5 20 50 в том числе по источникам внебюджетные средства (средства АК АЛРОСА) 75 5 20 50 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение оборудованием на сумму 15,8 млн. рублей. Таким образом, Программа предусматривает строительство: 1. На паритетной основе из средств бюджетов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) следующие объекты: Завершение строительства корпуса инженерно-технических института со сметной стоимостью 395 млн. рублей; · Строительство библиотечного комплекса ЯГУ на 3 млн. экземпляров книг со сметной стоимостью 300 млн. рублей; · Строительство профилактория для студентов и работников ЯГУ со сметной стоимостью 140 млн. рублей. · Строительство экспериментально-биологической клиники Медицинского института ЯГУ (виварий медицинского института ЯГУ) со сметной стоимостью 100,9 млн. рублей; · Начало строительства жилого комплекса на 1500 мест для студентов и аспирантов ЯГУ в 67 квартале г. Якутска на сумму 254 млн. руб. ИТОГО на сумму 1 189,9 млн. рублей. Примечание: С учетом завершения жилого комплекса в 2013 г. общая сумма капитальных вложений составит 1 655,9 млн. руб. (в том числе за счет федерального бюджета - 825,45 млн. руб.) 2. За счет привлеченных средств предусматривает строительство следующих объектов: Строительство геологического музея ЯГУ со сметной стоимостью 40 млн рублей за счет средств ОАО «Нижне-Ленское»; Завершение строительства спортивного зала с хозяйственным блоком в городе Нерюнгри со сметной стоимостью 40 млн. рублей за счет средств АО ХК «Якутуголь»; Учебно - лабораторный корпус Политехнического института (филиал) ЯГУ г Мирный со сметной стоимостью 320 млн. рублей за счет средств АК АЛРОСА; · Строительство второй очереди общежития на 200 мест в г.Мирный со сметной стоимостью 75 млн. рублей за счет средств АК АЛРОСА. Итого на сумму 475 млн. рублей Раздел 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основным источником финансирования Программы на период 2007 - 2011 являются средства федерального - 766 450 тыс. руб. и республиканского бюджетов - 889 450 тыс. руб., выделяемые целевым назначением на реализацию мероприятий Программы. Привлекаются средства акционерных компаний «АЛРОСА», «ЯКУТУГОЛЬ», «Нижне-Ленское» и других в размере 529 000 тыс. рублей и внебюджетные средства университета - 48 000 тыс. рублей. На мероприятия по совершенствованию системы повышения качества образования планируется направить 448 000 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 184 000 тыс. рублей. На развитие приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности планируется направить 120 000 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 45 000 тыс. рублей. Объем капитальных вложений по строительству составляет 1664 900 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 582 450 тыс. рублей, из средств республиканского бюджета - 607 450 тыс. рублей, из других привлекаемых источников и внебюджетных средств - 475 000 тыс. рублей. Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Государственным заказчиком программы являются Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Российской Федерации. Координатор программы - Федеральное агентство по образованию. Правительство Саха (Якутия) для реализации Программы: - разрабатывает нормативные правовые акты; - разрабатывает перечень целевых показателей для ежегодного контроля за ходом реализации Программы; - обеспечивает выделение и эффективное использование республиканских средств, на реализацию Программы; - периодически заслушивает отчет исполнителя о ходе выполнения Программы; Министерство образования и науки Российской Федерации: - осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации: - разрабатывает, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям; - обеспечивает финансирование реализации Программы. Правительство Саха (Якутия) и Федеральное агентство по образованию Российской Федерации согласовывают: - совместные действия по реализации программных мероприятий; - проведение мониторинга результатов реализации Программы. Раздел 6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Показателем эффективности реализации программы будет служить: 1. Достижение доли образовательных программ по инженерно-техническим специальностям прошедших экспертизу, проводимую работодателями 75% уровня; 2. Стабилизация числа выпускников трудоустроившихся в соответствии с полученными специальностями на уровне 95%; 3. Увеличение количества обучающихся по программам дополнительного (послевузовского) образования, а также рост числа прошедших программы переподготовки и повышения квалификации; 4. Достижение уровня остепененности ППС до 72%, увеличение количества преподавателей прошедших повышение квалификации и переподготовку - до 400 в год; 5. Увеличение числа иностранных граждан, обучающихся в университете; 6. Увеличение количества студентов получающих болонские студенческие документы, увеличение количества студентов, аспирантов, преподавателей - победителей международных олимпиад, конкурсов, грантов; 7. Наличие обновленной и модернизированной учебно-лабораторной базы университета. Доля обновленности должна быть по университету не менее 60%, в том числе по инженерно-техническим специальностям не менее 75%; 8. Значительное увеличение доли научно-исследовательских работ, по проблематике приоритетных направлений экономики северных регионов России по сравнению с 2006 годом. Проект вносится Правительством Республики Саха (Якутия) (приложение № 2) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О Государственной программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в целях дальнейшего развития системы высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия). Статья 1. Утвердить Государственную программу развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы (прилагается). Статья 2. Правительству Республики Саха (Якутия) предусматривать средства для реализации Государственной программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы при разработке проектов законов Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на 2007-2013 годы. Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Саха (Якутия) В. ШТЫРОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона Республики Саха (Якутия) «О Государственной программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова» на 2007-2013 годы В Республике Саха (Якутия) на период 2002-2006 годы была принята и реализована программа развития Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова с целью создания условий для развития университета как головного вуза республики, как ведущего центра науки, образования, культурного и духовного развития молодежи. В результате выполнения программы университет значительно усилил материальную базу, социальную инфраструктуру. Выполнены задачи программы по строительству жилых домов для сотрудников, молодых ученых, аспирантов. Создана система содействия трудоустройству и занятости молодежи. Дальнейшее развитие получила система повышения квалификации, новые формы работы внедрены в систему подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, специалистов для отраслей народного хозяйства республики. По ряду специальностей приведены в соответствие с новыми государственными стандартами лабораторные фонды. Получен хороший стимул для дальнейшего развития системы непрерывного образования. В целом общероссийский рейтинг Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова заметно повысился. Новая программа на период с 2007 по 2013 годы ставит целью - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и работодателей в качественном профессиональном образовании; - совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров с учетом перспектив развития Республики Саха (Якутия). Основными задачами новой программы являются: - внедрение новых технологий в организацию образовательного процесса; - создание условий интеллектуального, культурного, духовного и физического развития молодежи; - организация опережающей подготовки специалистов по актуальным направлениям знаний и потребностям работодателей; - создание и обеспечение механизма и организационных структур взаимодействия с работодателями, освоение новых сегментов рынка труда; - дальнейшее совершенствование системы непрерывного образования, развитие многоуровневой подготовки и переподготовки, расширение академической мобильности студентов; - обеспечение интеграции образования, науки и производства на основе инновационных технологий и инновационной инфраструктуры технопарка, центров трансфера технологий и т. п. ; - интегрированность в мировое образовательное и научное пространство, оказание научно-образовательных услуг в соответствии с международными стандартами, расширение участия на рынке образовательных услуг для студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона; - сертификация системы корпоративного менеджмента управления вузом и качества подготовки специалистов. Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программы составляет 1 112 450 тыс.руб. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Повышение доли образовательных программ по инженерно-техническим специальностям прошедших экспертизу, проводимую работодателями - до 75%; Увеличение и стабилизация числа выпускников трудоустроившихся в соответствии с полученными специальностями - 95%; Увеличение количества людей получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышение квалификации; Повышение уровня квалификации преподавателей университета (увеличение количества ППС, имеющего ученую степень и звание - 72%, увеличение количества преподавателей прошедших повышение квалификации и переподготовку - до 400 в год); Увеличение числа иностранных граждан, обучающихся в университете; Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) (в том числе, увеличение количества студентов получающих болонские студенческие документы, увеличение количества студентов, аспирантов, преподавателей - победителей международных олимпиад, конкурсов, грантов); Обновление и модернизация учебно-лабораторной базы университета - 60%, в том числе по инженерно-техническим специальностям - 75%; Сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров для Северо-Востока Российской Федерации; Повышение доли научно-исследовательских работ, по проблематике приоритетных направлений экономики северных регионов России по сравнению с 2006 годом. Приложение к проекту Закона Республики Саха (Якутия) «О Государственной программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы» ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы ПАСПОРТ Государственной программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы Наименование Программы Государственная программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» на 2007-2013 годы Заказчик Программы Правительство Республики Саха (Якутия) Основные разработчики Программы Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова Цель Программы · обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и работодателей в качественном профессиональном образовании; · совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров с учетом перспектив развития Республики Саха (Якутия). Задачи Программы: · совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров; · внедрение новых технологий в организацию образовательного процесса; · создание условий интеллектуального, культурного, духовного и физического развития молодежи; · организация опережающей подготовки специалистов по актуальным направлениям знаний и потребностям работодателей; · создание и обеспечение механизма и организационных структур взаимодействия с работодателями, освоение новых сегментов рынка труда; · развитие системы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, государственных служащих, специалистов для отраслей народного хозяйства; · совершенствование системы непрерывного образования, развитие многоуровневой подготовки и переподготовки, расширение академической мобильности студентов; · внедрение новых образовательных технологий; · обеспечение интеграции образования, науки и производства на основе инновационных технологий и инновационной инфраструктуры технопарка, центров трансфера технологий и т. п.; · интегрированность в мировое образовательное и научное пространство, оказание научно-образовательных услуг в соответствии с международными стандартами, расширение участия на рынке образовательных услуг для студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона; · сертификация системы корпоративного менеджмента управления вузом и качества подготовки специалистов. Сроки реализации Программы: 2007 - 2013 годы Объем финансирования Программы: Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 1 112 450 тыс. рублей Источники финансирования Программы: Республиканский бюджет - 1 112 450 тыс. рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы · Повышение доли образовательных программ по инженерно-техническим специальностям прошедших экспертизу, проводимую работодателями - до 75%; · Увеличение и стабилизация числа выпускников трудоустроившихся в соответствии с полученными специальностями - 95%; · Увеличение количества людей получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышение квалификации; · Повышение уровня квалификации преподавателей университета (увеличение количества ППС, имеющего ученую степень и звание - 72%, увеличение количества преподавателей прошедших повышение квалификации и переподготовку - до 400 в год); · Увеличение числа иностранных граждан, обучающихся в университете; · Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) (в том числе, увеличение количества студентов получающих болонские студенческие документы, увеличение количества студентов, аспирантов, преподавателей - победителей международных олимпиад, конкурсов, грантов); · Обновление и модернизация учебно-лабораторной базы университета - 60%, в том числе по инженерно-техническим специальностям - 75%; · Сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров для Северо-Востока Российской Федерации; · Повышение доли научно-исследовательских работ, по проблематике приоритетных направлений экономики северных регионов России по сравнению с 2006 годом. Система контроля за реализацией Программы Порядок ресурсного обеспечения и мониторинг реализации программы устанавливается координатором - Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) . Основные направления развития Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова Основной целью программы развития Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова на период с 2007 по 2013 годы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и работодателей в качественном профессиональном образовании, доступность качественного высшего профессионального образования для населения Северо-Востока России, обеспечение социальной и профессиональной мобильности. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров; · внедрение новых технологий в организацию образовательного процесса; · создание условий интеллектуального, культурного, духовного и физического развития молодежи; · организация опережающей подготовки специалистов по актуальным направлениям знаний и потребностям работодателей; · создание и обеспечение механизма и организационных структур взаимодействия с работодателями, освоение новых сегментов рынка труда; · развитие системы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, государственных служащих, специалистов для отраслей народного хозяйства; · совершенствование системы непрерывного образования, развитие многоуровневой подготовки и переподготовки, расширение академической мобильности студентов; · внедрение новых образовательных технологий; · обеспечение интеграции образования, науки и производства на основе инновационных технологий и инновационной инфраструктуры технопарка, центров трансфера технологий и т. п. ; · интегрированность в мировое образовательное и научное пространство, оказание научно-образовательных услуг в соответствии с международными стандартами, расширение участия на рынке образовательных услуг для студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона; · сертификация системы корпоративного менеджмента управления вузом и качества подготовки специалистов. Вышеуказанные задачи выполняются системой программных мероприятий включающих дальнейшее совершенствование системы повышения качества в образовании, развития приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности. Совершенствование системы повышения качества образования Для соответствия требованиям современного общества, организации опережающей подготовки специалистов по социально-значимым направлениям экономики региона и потребностям работодателей, а также успешной реализации государственных стандартов, необходимо: 7. Развитие системы информатизации образования и ее научно-методическое обеспечение, которое включает: a. Расширение существующих электронных библиотечных ресурсов по блокам дисциплин; Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Увеличение банка электронных библиотечных ресурсов по всем блокам дисциплин; 7,5 0,5 1 2 2 2 b. Разработка автоматизированных средств поддержки и сопровождения учебного процесса, включающая систему проектирования образовательных программ, систему мониторинга и управления учебным процессом, систему контроля качества обучения, систему психолого-педагогической диагностики. Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Разработка автоматизированных средств поддержки и сопровождения учебного процесса 6 1 2 1 1 1 c. Создание и тиражирование электронных средств учебного назначения по специальностям подготовки Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Создание и тиражирование электронных средств учебного назначения по специальностям подготовки. 6,5 0,5 1 2 2 1 8. Организация и проведение поисковых и инновационных исследований: a. Внедрение новых образовательных программ; Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Внедрение новых образовательных программ; 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 b. Разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе современных технологий обучения; Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Разработка учебно- методического обеспечения образовательных программ на основе современных технологий обучения; 1,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 c. Апробация и внедрение в учебный процесс новых форм и методов обучения. Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Апробация и внедрение в учебный процесс новых форм и методов обучения. 1,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 9. Обеспечение повышения квалификации преподавателей университета в ведущих вузах РФ и за рубежом. Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Обеспечение повышения квалификации профессорско- преподавательского состава университета в ведущих вузах РФ и за рубежом. 39 6 7 8 9 9 10. Модернизация действующих и открытие новых специализированных лабораторий по приоритетным направлениям подготовки специалистов геофизические лаборатории, лаборатории специальностей нефте-газового профиля, лаборатории геномной медицины, фармакологии, испытаний новых материалов, электроснабжения, радиоэлектроники и радиофизики, грунтоведения и т.д; Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Модернизация действующих и открытие новых специализированных лабораторий по приоритетным направлениям подготовки специалистов 63 5 12 14 16 16 11. Развитие учебно-научно-производственных комплексов: современных технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; нефтехимии, углехимии; новых строительных материалов и технологий; по подготовке сертифицированных специалистов информационных технологий и сетевого администрирования; биотехнологий; биохимико-биофизических диагностических, профилактических и лечебных медицинских технологий; интродукции растений. Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Развитие учебно- научно- производственных комплексов 39 5 8 8 9 9 12. Развитие и открытие специальностей по нефтегазовой геологии и технологии переработки углеводородного сырья, лесной и деревоперерабатывающей промышленности, дорожному строительству, эксплуатации автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, туризму, камнеобработке, землеустройству. Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Развитие и открытие специальностей по социально значимым направлениям экономики региона 53 3 12 12 14 12 Развитие приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности Развитие приоритетных направлений научно-исследовательской работы обеспечивающих функционирование экономически значимых кластеров региона подразумевает создание новых научных лабораторий, профильных научно-исследовательских институтов, совместных проектов и наукоемких производств, разработку и внедрение новых форм и технологий организации и мониторинга научной деятельности, создание центров коллективного пользования с удаленным доступом, развитие центра трансфера технологий и создание специализированных научно-образовательных порталов. Основные направления исследований: методы решения и исследования дифференциальных уравнений и дискретных систем; разработка и исследование математических методов и технологии вычислительного эксперимента, их применение в моделировании природных и техногенных процессов, эколого-экономических и информационных систем; теоретические и экспериментальные исследования физических явлений в различных средах; изучение биологических ресурсов и биотехнологии их использования; геология, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых Якутии; проектирование, строительство и эксплуатация зданий и сооружений в условиях Севера; физиологические и медицинские аспекты охраны здоровья различных возрастных групп населения на Севере; исследование вопросов геномной медицины; история и культура народов северо-востока России; политико-правовые проблемы развития и регионально-правовые особенности северо-востока Сибири; социально-экономические проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике; актуальные педагогические и методические проблемы образования республики; проблемы взаимодействия и функционирования языкового строения в Республике Саха (Якутия); национальная культура и филология. Комплексное освоение недр Севера (горно-геологические исследования, математическое моделирование природных и техногенных процессов);- Материаловедение, технологии, транспорт,связь и энергетика Севера (новые строительные материалы, информационные технологии, оценка надежности строительных конструкций в условиях Севера, энергообеспечение и энергосбережение в условиях Севера);- Экология, биоразнообразие, биотехнологии переработки природного сырья( экология и рациональное природопользование, биохимические технологии) - Здоровье человека на Севере (медицинские проблемы охраны здоровья в условиях Севера);- Региональная экономика, социальная политика и этносоциальное развитие (вопросы межкультурной коммуникации и проблемы открытого общества); Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Развитие приоритетных направлений научно- исследовательской работы обеспечивающих функционирование экономически значимых кластеров региона: - др. 35 8 7 7 7 6 Наряду с совершенствованием существующих форм и условий научной деятельности, следует в структуре вуза или в рамках глубокой системной (институциональной) интеграции, создавать пояс научно-исследовательских институтов с бюджетной поддержкой инфраструктуры. Определенный опыт такой интеграции накоплен на примере НИИ математики и института математики и информатики. В этом комплексе реализована многоуровневая система подготовки кадров, действует аспирантура, два диссертационных совета, эффективно работает научная школа в области математического моделирования. Подготовительная работа по созданию НИИ проводится. Ученым советом на условиях проектного финансирования - открыты НИИ физики, НИИ минеральных ресурсов. Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Создание научных лабораторий, внутриуниверситетских профильных научно- исследовательских институтов, совместных проектов и наукоемких производств. 19 7 3 3 3 3 ЯГУ обладает наиболее реальным потенциалом в регионе для создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа или иных межотраслевых субъектов инновационной инфраструктуры. В настоящее время, университет может стать «эффективной площадкой» для мероприятий и субъектов по координации инновационной деятельности не только в целом по республике, но других регионов страны и мира с холодными и иными экстремальными природно-климатическими условиями. Всего, млн.руб. 2007 2008 2009 2010 2011 Разработка и внедрение новых форм и технологий организации и мониторинга научной деятельности. Создание специализированных научно-образовательных порталов. Создание центров коллективного пользования с удаленным доступом. Развитие центра трансфера технологий 9 3 3 3 0 0 Капитальное строительство Вышеуказанные задачи по дальнейшему совершенствованию системы повышения качества в образовании, развития приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности требуют наличия соответствующей материально - технической базы. 10. Завершение строительства корпуса инженерно-технического института с общей полезной площадью 14630 кв. м. Корпус будет оснащен новейшим учебным и лабораторным оборудованием по инженерно-техническим специальностям. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2007 2008 Завершение строительства корпуса инженерно- технических института 395 200 195 в том числе по источникам РФ 195 0 195 РС(Я) 200 200 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение учебно-лабораторным оборудованием на сумму 62,9 млн. рублей. 11. Строительство экспериментально-биологической клиники Медицинского института с площадью 1676 кв. м. на базе, которого будут выполняться новые задачи научных исследований. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2007 2008 2009 Строительство экспериментально- биологической клиники Медицинского института ЯГУ (виварий медицинского института ЯГУ). 100,9 5,6 40 55,3 в том числе по источникам РФ 50,45 20 30,45 РС(Я) 50,45 5,6 20 24,85 Объект будет оснащен оборудованием на сумму 21,2 млн. рублей, согласно проектно-сметной документации. 12. Строительство библиотечного комплекса ЯГУ на 3 млн. экземпляров книг обеспечит реализацию новых образовательных программ и направлений научной деятельности. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2008 2009 Строительство библиотечного комплекса ЯГУ на 3 млн. экземпляров книг. 300 150 150 в том числе по источникам РФ 150 75 75 РС(Я) 150 75 75 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение оборудованием на сумму 67,2 млн. рублей. 13. Строительство профилактория для студентов и работников ЯГУ качественно улучшит поликлинической и санаторно-профилактической службы университета. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2009 Строительство профилактория для студентов и работников ЯГУ 140 140 в том числе по источникам РФ 70 70 РС(Я) 70 70 Согласно проектно-сметной документации в сметной стоимости объекта предусмотрено оснащение оборудованием на сумму 29,5 млн. рублей. 14. Жилой комплекс на 1500 мест для студентов и аспирантов ЯГУ в 67 квартале города Якутска позволит довести до 60 - 70% обеспеченность иногородних и иностранных студентов, аспирантов общежитием. Наименование Всего, млн рублей в ценах 2006 года в том числе по годам 2010 2011 2012 2013 Жилой комплекс на 1500 мест для студентов и аспирантов ЯГУ в 67 квартале города ЯГУ. 720 21 233 233 233 в том числе по источникам РФ 360 117 120 123 РС(Я) 360 21 116 113 110 Таким образом, Программа предусматривает строительство на паритетной основе из средств бюджетов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) следующие объекты: · Завершение строительства корпуса инженерно-технических института со сметной стоимостью 395 млн. рублей; · Строительство экспериментально-биологической клиники Медицинского института ЯГУ (виварий медицинского института ЯГУ) со сметной стоимостью 100,9 млн. рублей; · Строительство библиотечного комплекса ЯГУ на 3 млн. экземпляров книг со сметной стоимостью 300 млн. рублей; · Строительство профилактория для студентов и работников ЯГУ со сметной стоимостью 140 млн. рублей. · Строительства жилого комплекса на 1500 мест для студентов и аспирантов ЯГУ в 67 квартале города Якутска со сметной стоимостью 720 млн. рублей. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основным источником финансирования Программы на период 2007 - 2011 являются средства республиканского бюджета - 1 112 450 тыс. руб., выделяемые целевым назначением на реализацию мероприятий Программы. На мероприятия по совершенствованию системы повышения качества образования планируется направить 219 000 тыс. рублей. При этом основной упор делается на модернизацию действующих и открытие новых специализированных лабораторий по приоритетным направлениям подготовки специалистов - 63 000 тыс. рублей, развитие учебно-научно-производственных комплексов - 39 000 тыс. рублей, развитие и открытие новых специальностей по приоритетным направлениям развития экономики региона - 53 000 тыс. рублей, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета - 39 000 тыс. рублей. На развитие приоритетных научных исследований и научно-инновационной деятельности планируется направить 63 000 тыс. рублей, в том числе на развитие приоритетных направлений научно-исследовательской работы обеспечивающих функционирование экономически значимых кластеров региона - 35 000 тыс. рублей. Объем капитальных вложений по строительству составляет 830 450 тыс. рублей. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Государственным заказчиком программы являются Правительство Республики Саха (Якутия). Правительство Саха (Якутия) для реализации Программы: - разрабатывает нормативные правовые акты; - разрабатывает перечень целевых показателей для ежегодного контроля за ходом реализации Программы; - обеспечивает выделение и эффективное использование республиканских средств, на реализацию Программы; - периодически заслушивает отчет исполнителя о ходе выполнения Программы; ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Показателем эффективности реализации программы будет служить: 9. Достижение доли образовательных программ по инженерно-техническим специальностям прошедших экспертизу, проводимую работодателями 75% уровня; 10. Стабилизация числа выпускников трудоустроившихся в соответствии с полученными специальностями на уровне 95%; 11. Увеличение количества обучающихся по программам дополнительного (послевузовского) образования, а также рост числа прошедших программы переподготовки и повышения квалификации; 12. Достижение уровня остепененности ППС до 72%, увеличение количества преподавателей прошедших повышение квалификации и переподготовку - до 400 в год; 13. Увеличение числа иностранных граждан, обучающихся в университете; 14. Увеличение количества студентов получающих болонские студенческие документы, увеличение количества студентов, аспирантов, преподавателей - победителей международных олимпиад, конкурсов, грантов; 15. Наличие обновленной и модернизированной учебно-лабораторной базы университета. Доля обновленности должна быть по университету не менее 60%, в том числе по инженерно-техническим специальностям не менее 75%; 16. Значительное увеличение доли научно-исследовательских работ, по проблематике приоритетных направлений экономики северных регионов России по сравнению с 2006 годом. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|