Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 № 603ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 декабря 2008 года № 603 О Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года В целях развития системы непрерывного экологического образования и просвещения населения Республики Саха (Якутия), во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Законов Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды» от 25.12.2003 104-З № 211-III, «Об экологическом образовании и просвещении» от 27.01.2005 205-З № 415-III, Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Стратегию развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года (далее – Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия): 2.1. Обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией. 2.2. Ежегодно в срок до 01 декабря направлять в Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия): 2.2.1. Информацию о ходе выполнения плана мероприятий Стратегии. 2.2.2. Предложения по повышению эффективности непрерывного экологического образования и просвещения. 3. Рекомендовать главам муниципальных образований улусов и городов, в пределах переданных полномочий, организовать работу по внедрению Стратегии на местах. 4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации. 5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова А.И. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2008 года № 603 СТРАТЕГИЯ развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года О Г Л А В Л Е Н И Е ВВЕДЕНИЕ 4 РАЗДЕЛ I. Состояние экологического образования и просвещения в Якутии 6 РАЗДЕЛ II. Цель, задачи и принципы Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения 8 РАЗДЕЛ III. Система непрерывного экологического образования и просвещения 10 3.1. Цель, задачи и основные принципы построения системы экологического образования и просвещения 10 3.2. Научно-методическое обеспечение непрерывного экологического образования и просвещения 11 3.3. Основные уровни и направления непрерывного экологического образования и просвещения 14 3.3.1. Экологическое образование в семье 14 3.3.2 Экологическое образование в дошкольных учреждениях 15 3.3.3. Экологическое образование в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования 17 3.3.4.Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе 19 3.3.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях: 21 - экологическое образование в гуманитарных и технических вузах; - экологическое образование в педагогических вузах; - высшее специальное экологическое образование 3.3.6. Профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления 25 3.3.7. Информирование населения через средства массовой информации в системе непрерывного экологического образования и просвещения 26 3.3.8. Особо охраняемые природные территории, ботанические сады, библиотеки и музеи в системе непрерывного экологического образования и просвещения 27 РАЗДЕЛ IV. Управление, координация и финансирование организации непрерывного экологического образования и просвещения на региональном и местном уровнях 29 РАЗДЕЛ V. Региональный аспект непрерывного экологического образования и просвещения 30 О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА ВВЕДЕНИЕ В настоящее время Республика Саха (Якутия) вступила в новую эпоху, связанную с претворением в жизнь мегапроектов хозяйственного развития. В этот период актуальным и особенно важным является формирование экологической культуры населения республики, которое может быть достигнуто при условии функционирования развитой системы непрерывного экологического образования и просвещения всех групп населения, учитывающей экологические традиции коренных народов Севера. Сегодня сложная экономическая ситуация не позволяет государству выделять на цели экологического образования и просвещения существенные бюджетные средства. Этим объясняется необходимость использования для разработки и реализации Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года» (далее - Стратегия) всех доступных научных, организационных и финансовых ресурсов, привлечения к решению проблемы всех заинтересованных деятелей науки, образования, культуры, природоохранных структур, общественного экологического движения. Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения – это система приоритетных целей, задач и принципов, составляющая основу государственной политики республики в области экологического образования и просвещения, определяющая основные направления ее реализации и формирования экологической культуры общества. Стратегия направлена на развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения населения. Она предусматривает создание условий для воспитания человека, осознающего значение проблем окружающей среды, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для экологически грамотного решения задач социально-экономического развития республики. Стратегия основана на Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, Федеральных законах «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, Конституции (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992, Законах Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды» от 25.12.2003 104-З № 211-III, «Об образовании» 17.10.2003 78-З № 171-III, «Об экологическом образовании и просвещении» от 27.01.2005 № 205-III № 415-III и иных нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия). Стратегия определяет долгосрочные цели, задачи, приоритетные направления ее реализации. Она служит основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных, культурных, природоохранных, научных учреждений всех типов и уровней, предпринимателей и общественных объединений в области экологического образования (рис. 1. Модель реализации Стратегии). Данный документ носит общественный характер и призван содействовать регулированию правовых, экономических и организационных основ в области экологического образования и просвещения. Настоящая Стратегия распространяется на: - органы государственной власти и иные государственные органы Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, установленных законодательством; - организации всех форм собственности, связанные с образовательной, производственной, природоохранной и природоресурсной деятельностью; - средства массовой информации; - общественные объединения, общественность и граждан, занимающихся экологическим образованием и просвещением. |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Межведомственная комиссия | | по экологическому образованию и просвещению населения | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| (распоряжение Правительства РС(Я) от 29 июля 2008 года № 787-р) (председатель комиссии, заместитель Председателя Правительства РС(Я) Степанов А.И.) |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Аналитико-прогностический межведомственный центр | | развития системы непрерывного экологического образования | | и просвещения населения Республики Саха (Якутия) | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| (при Министерстве охраны природы РС(Я), министр Григорьев В.А.) (Ежегодный выпуск Государственного доклада о реализации Закона РС(Я) «Об экологическом образовании и просвещении») |—————————————————|————————————|——————————————————|———————————————|————————————|——————————|—————————| | | |МСУ - местное | | | | | | | |самоуправление | | | | | | | |городов, улусов | | | | | | | |РС(Я) | | | | | | | |(главы улусов, | | | | | | | |городов) | | | | | |—————————————————|————————————|——————————————————|———————————————|————————————|——————————|—————————| | | |Ресурсы субъектов | | | | | | | |непрерывного | | | | | | | |экологического | | | | | | | |образования и | | | | | | | |просвещения | | | | | | | |населения | | | | | | | |территорий в | | | | | | | |условиях | | | | | | | |социального | | | | | | | |партнерства | | | | | | | |МСУ – | | | | | | | |Бизнес-структура -| | | | | | | |Гражданское | | | | | | | |общество | | | | | |—————————————————|————————————|——————————————————|———————————————|————————————|——————————|—————————| |Информационный | Научный |Финансово-экономич|Социально-педаг| Правовой | и др. | | | | | еский | огический | | | | |—————————————————|————————————|——————————————————|———————————————|————————————|——————————|—————————| Рис. 1. Модель реализации «О Стратегии развития системы непрерывного экологического образования и просвещения населения Республики Саха (Якутия) до 2020 года» РАЗДЕЛ I. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЯКУТИИ В настоящее время в Республике Саха (Якутия) создана система экологического образования и просвещения. Основные компоненты системы экологического образования и просвещения населения в республике уже действуют, однако нуждаются в дальнейшем развитии. На основе федерального и республиканского законодательств разработана республиканская нормативная правовая база в области экологического образования и просвещения населения. Особым достижением можно считать, что с февраля 2005 года на территории республики действует Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении». В экологическом образовании и просвещении населения важную роль играет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). На этих территориях создается сеть детских экологических лагерей и постоянно-действующих экспедиций. На стационарных базах природных парков («Ленские столбы», «Синяя», «Колыма», «Момский», «Усть-Вилюйский») и ресурсных резерватов ежегодно организовываются летние экологические лагеря и проводятся экспедиции школьников и студентов. Созданы и действуют детские природные парки (ДПП) «Кэнкэмэ» в Намском, «Булуу Чээнэ» в Сунтарском, «Хотуйа» в Амгинском и Республиканский детский эколого-оздоровительный центр «Кустук» в Чурапчинском улусах. На базе научного стационара «Джикимдэ» Олекминского госзаповедника ежегодно действует полевая экологическая школа, где ведутся научные исследования школьников совместно с научными сотрудниками заповедника, Института биологических проблем криолитозоны СО РАН и преподавателями Якутского госуниверситета. Созданы центры воспитания экологической культуры в с.с. Верхневилюйск, Чурапча, Курбусах Усть-Алданского улуса, действуют визит-центры при НПП «Ленские столбы» и заповеднике «Олекминский». Большую роль в экологическом просвещении играют СМИ, библиотеки и учреждения культуры. Основные сведения об экологической обстановке в республике население получает из средств массовой информации – газет, радио-, телевидения. Созданы рубрики в республиканских газетах «Саха Сирэ», «Якутия», «Юность Севера» и в 34 улусных газетах. На республиканском радио и телевидении постоянно ведутся передачи экологической направленности. Многие библиотеки, особенно сельские, – становятся центрами экологического просвещения. Свою работу они ведут совместно с природоохранными органами и органами власти на местах. Библиотеки постоянно организуют выставки, конкурсы, викторины, выпускают рекомендательные списки литературы экологической направленности, принимают активное участие в массовых природоохранных мероприятиях по озеленению, благоустройству населенных пунктов. Значительный вклад в развитие экологического просвещения населения вносит Якутский государственный объединенный музей культуры и искусства им. Е.Ярославского. Отделом охраны природы музея проводятся передвижные выставки по районам и улусам республики, организуются тематические выставки, экологические акции, праздники среди школьников г. Якутска. В республике общественное экологическое движение поддерживается объединениями, центрами и обществами. Постоянно проводится работа с международными экологическими организациями, в том числе с Всемирным Фондом Дикой Природы (WWF). Непрерывное экологическое образование ведется во многих учреждениях дошкольного, общего, начального, среднего специального и высшего профессионального образования. На территории Республики Саха (Якутия) функционируют десятки детских образовательных учреждений с экологической направленностью с официальным статусом: дошкольные учреждения, школы, детская республиканская очно-заочная экологическая школа (РОЗЭШ) и др. На более, чем 64 специальностях Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова введены дисциплины экологической направленности: «Основы экологии и охраны природы», «Концепция современного естествознания», «Экология Якутии» и др. Биолого-географический факультет (БГФ) ЯГУ ведет целенаправленную ра боту по подготовке кадров – экологов различного профиля и уделяет большое внимание совершенствованию научно-методической основы экологического образования и просвещения населения. Так, опубликованы более 20 учебно-методических пособий, разработаны 8 компьютерных программ по моделированию процессов обучения. С 1999 года на кафедре экологии БГФ ЯГУ откры лась новая специальность «013400 - Природо пользование», а также организованы курсы для получения на базе высшего образования второй специальности по природопользованию. Для привлечения широких слоев населения к охране окружающей среды практикуется проведение массовых экологических мероприятий: выставок, конференций, смотров, конкурсов, слетов, ярмарок, субботников. Проведение «Общероссийских Дней защиты от экологической опасности», республиканского движения «Экология начинается со двора», регионального экологического пробега "Туймаада - Эркээни", экологических праздников «День Земли», «Всемирный День окружающей среды» стали традиционными в рамках республиканских экологических месячников, декад и недель. Однако, принимаемые меры в области экологического образования и просвещения в нашем регионе недостаточны. До настоящего времени на федеральном уровне и на уровне субъектов в не полной мере решена задача, поставленная нормативными правовыми актами, по развитию системы непрерывного экологического образования и просвещения населения. Данное направление, как в стране, так и в республике осуществляется отдельными организациями, учебными заведениями, группами энтузиастов в инициативном порядке. Отсутствуют государственные стандарты для различных уровней экологического образования и просвещения, недостаточно его организационное, кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение. Предмет «Экология» исключен из Базисных учебных планов школ Республики Саха (Якутия), поэтому он реализуется в отдельных экологически ориентированных школах. Отсутствуют согласованные программы экологического образования, недостаточно издается экологической литературы, наглядных рекламных материалов по охране природы. Отсутствуют специальные постоянно действующие программы по республиканскому телевидению и радио. В виду дефицита республиканского бюджета не уделяется должного внимания финансовому обеспечению экологического образования и просвещения населения. Как показывает анализ показателей государственного экологического контроля, большинство экологических правонарушений допускается в связи с недостаточностью экологических знаний, низкой экологической подготовкой руководителей и специалистов промышленных предприятий, деятельность которых негативно влияет на состояние окружающей природной среды. Поэтому сегодня существует необходимость повышения уровня знаний людей и степень их участия в поиске решений проблем, связанных с сохранением окружающей среды. РАЗДЕЛ II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Цель Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения – совершенствование основ республиканской политики в области экологического образования и просвещения для формирования нового мировоззрения и образа жизни общества, улучшение состояния окружающей среды и достижения с ней гармонии, создания благоприятных условий существования населения Республики Саха (Якутия). Задачами Стратегии являются: разработка методологических и научно-методических основ формирования нового мировоззрения и нового образа жизни человека и общества, согласованных с современными законами развития природы и общества; создание и развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения на основе фундаментальных национальных и общечеловеческих ценностей гармоничного соразвития природы, человека и общества; определение и разработка приоритетных направлений развития непрерывного экологического образования и просвещения в изменяющихся социально-экономических условиях общества. Основными принципами Стратегии являются: гуманистический принцип экологического образования исходит из права человека на благоприятную среду жизни, выражает идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф; гарантированность приобретения каждым гражданином общих экологических знаний; обязательность экологических знаний в системе экологического образования и просвещения; включение вопросов экологического образования и просвещения в целевые, республиканские, отраслевые и региональные государственные программы; участие граждан на всех этапах принятия решений по реализации любых проектов, затрагивающих использование природных ресурсов, а также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье населения; приоритетность экологического образования как гуманитарной и социоестественной компоненты общего и профессионального образования; всеобщность экологического образования и просвещения: обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения; непрерывность экологического образования, обусловленная: 1) поэтапным освоением разнообразных знаний, формированием устойчивых убеждений и интеллектуального роста в процессе экологического образования и развития личности; 2) необходимостью постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого научно-технического развития человечества; 3) необходимостью адаптации человека к изменяющейся среде обитания, должна обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем: дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования, вузы, музеи, библиотеки, природные заповедники и парки, средства массовой информации и научные учреждения; комплексность и междисциплинарность экологического образования, учитываемая в форме параллельного развития как самостоятельных и междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин, так и рассмотрением экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине); принцип раскрытия глобальных, национальных, региональных и локальных экологических проблем, реализующий на практике международный девиз «Мысли глобально, а действуй локально!»; практическое значение приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработки соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения; регионализация прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчающая быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей; социальность экологических знаний, затрагивающих сферу личного поведения, противоречивые интересы различных групп населения и регионов, а также ответственность нынешнего поколения перед будущим. РАЗДЕЛ III. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ 3.1. Цель, задачи и основные принципы развития системы непрерывного экологического образования и просвещения Цель развития системы непрерывного экологического образования и просвещения – осуществление государственной политики в области экологического образования и просвещения, целей и задач Стратегии на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия связанных ее уровней и компонентов. Задачами являются: совершенствование нормативной правовой, методической, научно-методической и материально-технической базы непрерывного экологического образования и просвещения; определение приоритетных направлений развития системы непрерывного экологического образования и просвещения в изменяющихся социально-экономических условиях общества; планирование и координация взаимодействия основных компонентов системы непрерывного экологического образования и просвещения; координация практических действий государственных структур (министерств, ведомств, соответствующих республиканских и местных органов управления), общественных организаций и предприятий по созданию и развитию системы непрерывного экологического образования и просвещения. Основными принципами являются: государственно-общественный характер системы непрерывного экологического образования и просвещения; единство прав и обязанностей граждан республики; нормативный характер содержания непрерывного экологического образования; плановость осуществления непрерывного экологического образования и просвещения; оперативность реагирования на изменяющиеся социально-экономические условия; научность и открытость системы непрерывного экологического образования и просвещения; гибкость и вариативность системы непрерывного экологического образования и просвещения; системно-деятельностный характер экологического образования; принцип саморазвития системы непрерывного экологического образования и просвещения; последовательность и преемственность этапов развития системы непрерывного экологического образования и просвещения. 3.2. Научно-методическое обеспечение непрерывного экологического образования и просвещения Методологической базой экологического образования и просвещения являются основные положения о биосоциальной природе человека; о единстве и взаимосвязи развития природы и человеческого общества в широком понимании их эволюции, учения о био- и ноосфере; диалектическом характере этих законов и др. Основные направления научно-методического обеспечения непрерывного экологического образования и просвещения: разработка теоретических основ целостной научной картины мира; определение законодательных и этических норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе; нормативное и учебно-методическое обеспечение системы эколо гического образования и просвещения на всех уровнях; экологизация всей системы образования и просвещения Республики Саха (Якутия подготовка специалистов в области экологического образования для всех уровней системы образования и просвещения. Цель научно-методического обеспечения экологического образования - разработка теоретических и методических основ организации, содержания, координации и управления системой экологического образования; педагогическая трансформация социального заказа общества устойчивого развития в цели и задачи экологического образования для каждого его уровня. Задачи научно-методического обеспечения для каж дого уровня системы экологического образования и просвещения: разработка целей, содержания, методов и форм непрерывного экологического образования и просвещения; разработка вариативных моделей реализации экологического образования и просвещения, обусловленных региональными и местными факторами; разработка учебных планов и программ; создание учебно-методических (дидактических) комплексов; разработка соответствующих методик; создание на всех уровнях профессионального об разования преемственных учебных планов и программ с экологической направленностью; создание научно-популярной и другой литературы для системы экологического просвещения. Средства научно-методического обеспечения экологического образования и просвещения: по согласованию с Российской академией образования в установленном порядке создание филиала научного совета Российской академии образования по экологическому образованию; создание и развитие республиканского научно-методического центра для обеспечения синтеза науки и практики в деле экологического образования на всех его уровнях; введение в содержание всех уровней образования обязательного минимума экологических знаний и умений; научно-информационная поддержка экологического образования, опирающаяся на новейшие информационные технологии (Internet и др.); развитие и внедрение новых методов обучения, в т.ч. методов дистанционного обучения и самообразования населения; использование сети особо охраняемых природных территорий разного уровня, зоопарков, ботанических садов, природоохранных музеев для целей экологичес кого образования и воспитания гуманного отношения к природе; использование национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия) в сфере формирования экологической культуры; системный анализ состояния экологического образования в Якутии и опубликование его результатов в ежегодных Государственных докладах "О состоянии окружающей природной среды Республики Саха (Якутия)", а также соответствующих докладах Министерства образования РС(Я) – для информирования общественности. Первоочередные мероприятия в области научно-методического обеспечения экологического образования: разработка обязательных минимумов содержания основных образовательных программ всех уровней образования с включением вопросов, касающихся проблем экологии, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности; разработка методических рекомендаций по формированию механизмов инвестиционной политики в области экологического образования; разработка методики мониторинга и оценки общественного экологического сознания и экологической информированности различных социальных групп населения и на этой основе системы мониторинга состояния экологического образования и просвещения; разработка рекомендаций по формированию рынка услуг в области экологического образования и просвещения населения; создание республиканского центра и сети улусных (районных) информационно-методических центров в области экологического образования и распространения наиболее эффективного опыта; разработка и принятие республиканской программы экологического образования; осуществление республиканского проекта "Экологическая книга" для учебно-методического обеспечения всех уровней экологического образования (включая бумажные, электронные варианты, аудио-, видеозапи си). 3.3. Основные уровни и направления экологического образования и просвещения 3.3.1. Экологическое образование в семье Цель – формирование социально-ценного личного опыта взаимодействия человека с окружающим миром, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и опытом, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении воздействия на окружающую среду. Задачи: формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека с окружающим миром; воспитание основных принципов культурного взаимодействия с окружающим миром; осознание необходимости непрерывного экологического образования и самообразования. Направления: обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним животным, растениям; обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов; организация просветительской деятельности среди родителей. Средства: организация работы с родителями в учреждениях образования, подростковых и туристских клубах, путем включения их наряду с детьми в активную экологическую деятельность; создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам в быту, на садовых и дачных участках, в личных подсобных и крестьянских хозяйствах для формирования умений решения простейших экологических проблем; создание полезных практических пособий, предлагающих способы уменьшения экологического риска и ослабления воздействия на окружающую среду в повседневной жизни; разработка и организация курсов для городских и сельских семей с учетом региональных и национально-культурных различий; для домохозяек, владельцев садовых и дачных участков, личных подсобных и крестьянских хозяйств, автолюбителей и др; разработка и внедрение методик экологического образования и просвещения, основанных на традиционных ценностях, культурных обычаях, а также по обмену опытом между поколениями, взаимному обучению членов семьи; разработка материалов по экологическому образованию и самообразованию в семье, включая игры, в т.ч. компьютерные для детей, литературу для семейного чтения и видеоматериалы. Первоочередные мероприятия: создание сети межсемейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга, в том числе и на лоне природы; создание специальных семейных рубрик в печатных СМИ, теле- и радиопрограммах; создание сети консультационно-информационных советов по экологическому образованию и просвещению семьи на базе улусного управления образования с охватом всех школ, детских домов, детских садов, домов творчества; издание серии брошюр, плакатов по экологическому воспитанию детей различного возраста в помощь родителям. 3.3.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях Цель - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно отно ситься к ним; формирование базовой системы ценнос тей по отношению к окружающему миру; Направления: воспитание любви и уважения к природе, понимание ее самоценности; формирование эмоционального, положительного отношения к окружающей среде, умения видеть красоту природы; формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего, ближайшего окружения); формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружа ющей среды и собственного поведения (эколого-валеологическое направление); формирование элементарных представлений о че ловеке как биосоциальном существе и среде его жизни (окружающем мире); воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира; приобщение детей к общественно-полезному тру ду, помощи старшим членам семьи, уходу за домашни ми животными и растениями; формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; участвовать в посильных действиях по ее сохранению и улучшению. Средства: разработка и внедрение в работу дошкольных уч реждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего образова тельного процесса детского сада (формирование эколо гического мировоззрения через все виды деятельнос ти ребенка: музыкальную и художественную, экспери ментирование и наблюдение и т.п.); экологизация развивающей предметной среды, создание условий для каждодневного общения ребен ка с природой как внутри дошкольных образователь ных учреждений (экологические комплексы, живые уголки, отдельные комнатные животные, растения), так и за их пределами (экологические тропинки, сады, огороды и т.п.); организация экологического просвещения родите лей; организация экологического образования сотруд ников дошкольных учреждений; создание условий для координации работы дош кольного учреждения в области экологического образо вания с государственными (органами образования, природо- охранными службами, заповедниками, природными парками, медицинскими учрежде ниями и др.) и общественными организациями. Первоочередные меры: создание республиканских и улусных (районных) баз данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей; проведение обмена опытом в области экологическо го воспитания дошкольников с другими регионами России и зарубежными странами; разработка требований в области экологического образования, предъявляемые к дошкольным учрежде ниям, и экологический компонент базисных характери стик личности ребенка-дошкольника; продолжение организации экспериментальных площадок республиканского и улусного (районного) уровней на базе лучших дошкольных учреждений; обобщение и распространение наиболее удачного опыта работы экспериментальных площадок разного уровня в виде книг и видеофильмов; издание серий учебно-методических комплексов, методических и наглядных пособий, научно-популяр ных книг для педагогов и познавательной литературы для детей, создание эко логически ориентированных игрушек и игр (включая компьютерные), видеофильмы, аудиоза писи, детские теле- и радиопередачи, фильмы, мульт фильмы, периодические издания экологического со держания; проведение ежегодного республиканских, улусных (районных) выставок, конкурсов среди дошкольных образова тельных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому образованию и конференции по обмену опытом; проведение подготовки и переподготовки кадров в области экологического образования дош кольников; введение в дошкольных учреждениях должности воспитателя-эколога. 3.3.3. Экологическое образование в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Цель: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формирование у школьников активной социально-экологической позиции, освоение новой системы ценностей в коммуникации с природой (приблизить учащихся к природе, дать им представление о единстве мира, о человеке как органической части биосферы и космоса), творческая трансляция ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, качественное внедрение внешкольного практического цикла экологического образования школьников в республике. Задачи: формирование ключевых компетенций, определяющих качество экологического образования; формирование основ экологической культуры личности; формирование системы знаний и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды в своей местности, ее защите и улучшению; воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни; оказание педагогической поддержки учащимся в их жизненном и профессиональном самоопределении, в адаптации личности воспитанника к жизни в изменяющемся социуме. Интеграция общего и дополнительного образования. Средства: создание государственной системы непрерывного экологического образования детей школьного возраста на основе использования возможностей всех компонентов основного и дополнительного образования, совершенствование используемых педагогических технологий в деятельности образовательных учреждений и объединений школьников; интеграция усилий общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, ботанических садов и особо охраняемых природных территорий в обеспечении непрерывного экологического образования детей; разработка учебно-методического обеспечения экологического образования с учетом региональных компонен тов базисного учебного плана; развитие системы полевых экологических центров и станций юных натуралистов для проведения занятий учащихся и педагогов в окру жающей среде; восстановление и развитие пришкольных участков; подготовка и переподготовка педагогических кадров, способных осуществлять экологическое образование на уровне современных требований; установление творческих контактов между организациями и ведомствами, НИИ, учреждениями образования (рамках образовательного и социального партнерства); развитие в республике общественного экологического движения. Первоочередные мероприятия: разработка и принятие нормативной правовой базы общего экологического образования на региональном уровне; разработка Положения о пришкольных участках Министерством образования Республики Саха (Якутия); дальнейшая разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования; продолжение и совершенствование подготовки педагогических кадров для осуществления экологического образования в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования; совершенствование республиканских экологических олимпиад, научно-практических конференций «Шаг в будущее», «Бессоновские чтения», «Чугуновские чтения»; соревновательных мероприятий по мас совому привлечению школьников и учителей в эколого-образовательное пространство; организация новых про ектов, разработка педагогических технологий, ориентированных на развитие творческого потенциала детей; гуманитаризация экологического содержания информации; продолжение и совершенствование исследовательских экспедиций в особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия); продолжение и совершенствование конкурсов: школьных библиотек, детских объединений, учреждений дополнительного образования, экологических лагерей, учебных пособий по экологии и образовательных программ; создание на телевидении и радиовещании специальных циклов передач по различным направлениям экологического образования, информационная деятельность в СМИ; создание наглядных учебных пособий в т.ч. аудио-, видео - и др. по экологии. 3.3.4. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе Цель - подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружаю щего мира, грамотно использовать полученные эколо гические знания в своей профессиональной деятельно сти. Задачи: подготовка квалифицированного персонала, формирование активной жизненной позиции и сознания личной ответственности по вопросам охраны природы и сохранения природных ресурсов. Направления: формирование систематических знаний в области экологии и понимание необходимости применения бе зопасных для человека и окружающей среды ресур сосберегающих технологий; формирование потребности рационализаторской деятельности и поиска новых путей рационального природопользования и экологически безопасной дея тельности; развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте; привлечение учащихся и преподавателей к приро доохранной и общественной деятельности в соответствии со своей профессиональной специализацией. Средства: открытие в средних специальных учебных заведе ниях новых экологических специальностей; создание учебных комплексов типа "колледж-вуз" экологической направленности; введение в учебный процесс дисциплины "Эколо гия" как обязательной, независимо от профиля средне го специального учебного заведения; привлечение учащихся и студентов к участию в различного рода экологических мероприятиях (акциях, кон курсах, семинарах, конференциях, круглых столах, в международных экологических программах и др.); организация системы экологической практики в сельской местности; создание в сельской местности учебных хозяйств и приусадебных участков; экологизация учебных дисциплин. Первоочередные мероприятия: разработка и утверждение государственных стандартов по экологическим дисциплинам; создание на базе научно-методических центров сети постоянно действующих семинаров по проблемам эко логического образования для повышения квалифика ции и переподготовки преподавателей ссузов и ПТУ; создание системы банков данных по экологическому мониторингу местности расположения учебных заведений; создание на базе учебных заведений общественных центров и библиотек экологической направленности; введение общих экологических предметов (общая экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) в учебные планы ссузов и ПТУ; введение специализированных экологических предметов и специальных курсов (экологическая химия, эко логическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и т.п.); введение в учебный процесс специальных общеобразовательных курсов ("Биосфера и человек", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек", "Памятники природы" и т.п.). 3.3.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях Цель - подготовка высококвалифицированных спе циалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные зна ния об основах устойчивого развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, умеющих оценить степень антропо генного воздействия на природу и здоровье людей и имеющих опыт экологического просвещения. Задачи: получение глубоких знаний об основах устойчивого развития общества и природы; всестороннее развитие личности, включая ее познавательные и творческие способности; формирование экологической культуры личности; психолого-педагогическая подготовка студентов к экологическому образованию и просвещению самых широких слоев населения. Направления: формирование современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных последствий для биосферы и человечества антропогенной деятель ности; подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природополь зования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях; оптимизация учебно-методического обеспечения экологического образования для различных направлений и специальностей; включение в планы кафедральных НИР тем, свя занных с вопросами охраны природы. Средства: приобщение студентов к экологической деятельно сти; создание региональных учебно-методических комплексов для осуществления экологического образования студентов. Первоочередные мероприятия: создание межведомственной лаборатории экологического образования и просвещения; разработка методики эколого-ориентированной подготовки студентов, не специализирующихся в области экологии и природопользования (включение в дисциплины их специализации разделов по общей и социальной экологии, введение курса "Охрана природы" или "Основы экологии", "Проблемы устойчивого развития", подготовка курсовых и дипломных работ по проблемам охраны природы); проведение студенческих научно-практических конференций, семинаров, олимпиад по экологии и экологическому образованию. проведение курсов повышения квалифика ции и переподготовки преподавателей вузов в области экологического образования; координирование работы по созданию методических и информационных материалов для всех уровней образования. Экологическое образование в гуманитарных и технических вузах Задачи: формирование высокой культуры отношения к природе; получение теоретических основ экологических знаний и их прикладных аспектов для различных специальностей; развитие навыков научно-исследовательской работы в области охраны окружающей среды; формирование социальной активности студентов в практике природопользования. Направления: формирование широкой инфраструктуры и ин формационного обеспечения экологического образова ния населения с участием вузов; обеспечение эколого-ориентированной подготовки специалистов всех специальностей; формирование навыков и умений организации экологического просвещения и воспитания по мере своей профессиональной деятельности; понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности; развитие и представление о технических, экономических, организационных, законодательных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем. Экологическое образование в педагогических вузах Задачи: получение совокупности экологических знаний и умений; ознакомление студентов с методической системой обучения и воспитания для целей экологического образования и просвещения населения. Направления: приобщение студентов к экологической деятельности через систему исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия); осуществление в рамках педагогических и производственных практик в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, детских научных и оздоровительных лагерях, ЛТО и других внешкольных учреждениях изучение экологической обстановки данной местности; привлечение студентов к участию в НИР экологической направленности. Средства: включение в учебные планы педагогических вузов дисциплин, реализующих подготовку студентов по экологии и экологическому образованию; создание учебных пособий по экологии Якутии и ее административных единиц; расширение тематики курсовых и дипломных работ в области экологического образования детей; Первоочередные мероприятия: коррекция учебных планов педагогических вузов с целью обогащения их экологическими дисциплинами и методикой реализации экологического образования; Высшее специальное экологическое образование Задачи: получение глубоких экологических знаний и связанных с ними навыков и умений, позволяющих оценить и прогнозировать степень антропогенного воздействия на природу; широкая правовая подготовка студентов, позволяющая в дальнейшем принимать экологически целесообразные решения. Направления: подготовка высокопрофессиональных специалистов для научных и административных учреждений, в том числе для министерств и ведомств эколого-ресурсного блока; обеспечение практического участия студентов в республиканских экологических программах и научно-исследовательских работах; привлечение студентов к работе в общественных экологических структурах по организации экологического образования; Средства: расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования, экологических студенческих отрядов; осуществление специальной экологической практики по изучению экологической обстановки в данной местности и определению подходов по ее стабилизации и улучшению; оказание студентами помощи в организации экологических мероприятий, проводимых в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и средней профессиональной школе; внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов сквозной экологической подготовки студентов; укрепление материально-технической и лабораторной базы профессиональной подготовки экологов. Первоочередные мероприятия: введение системы государственного заказа на подготовку специалистов-экологов с гарантией их трудоустройства; анализ и разработка требований в области экологического образования, предъявляемых к дошкольным и образовательным учреждениям, и экологический компонент базисных характеристик личности ребенка-дошкольника, ученика и воспитанника дополнительного образования; продолжение организации экспериментальных площадок агроэкологической, экологической, эколого-валеологической, валеологической направленности республиканского и улусного (районного) уровней на базе лучших дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования; проведение ежегодного республиканских, улусных (районных) выставок, конкурсов среди дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению; проведение научно-практической конференций, круглых столов, семинаров по проблемам экологического воспитания, образования и просвещения для воспитателей дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования; создание республиканских и улусных (районных) баз данных об опыте воспитателей дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных школ, работников дополнительного образования по экологичес кому воспитанию, образованию и просвещению; обобщение и распространение позитивного опыта работы дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в виде книг, видеофильмов и др.; проведение обмена опытом в области экологического воспитания, образования дошкольников, учителей общеобразовательных школ с другими регионами России (стендовая защита, мастер-классы, педагогические мастерские). 3.3.6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Цель - дать основные базовые знания в области экологии, экологического права и управления природопользованием государственным служащим и специалистам промышленности руководящего звена, принимающим ответственные решения на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Направления: формирование экологического сознания и экологического мировоззрения госслужащих, руководителей отраслей и предприятий, непосредственно связанных с природопользованием и влияющих на состояние окружающей среды; формирование атмосферы рационального исполь зования природных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде в процессе проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации производственных объектов; создание нормативно-правовой и учебно-методической базы обязательного экологического образования; разработка учебно-методической базы развития специализации профессиональной подготовки по направлениям: экологическое управление; страхование; лицензирование; экологический – аудит; мониторинг; экологическая – сертификация; экспертиза; безопасность; современные природоохранные и природоресурсные технологии; развитие системы дистанционного обучения; разработка и выпуск дидактических материалов, методических пособий, тематических модулей и учебников в области экологии, охраны природы и экологической безопасности. 3.3.7. Информирование населения через средства массовой информации в системе непрерывного экологического образования и просвещения Цель – достоверное информирование населения по проблемам экологии, пропаганды экологических знаний. Задачи: повышение роли средств массовой информации в экологизации общественного сознания; повышение уровня экологической грамотности населения; создание республиканской системы информационной поддержки экологического образования и просвещения населения. Направления: информационное обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для населения; повышение уровня экологического сознания населения; формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы; повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов. Средства: создание и выпуск серии фильмов о природе Якутии, ее богатствах и биологическом разнообразии; выпуск брошюр, информационных листков, научно-популярной литературы, календарей, открыток, буклетов, кинофильмов с описанием уникальных видов флоры и фауны региона, требующих особых мер охраны; активное воздействие на бытовые стереотипы с целью создания новой экологически ориентированной модели поведения населения и системы приоритетов, отдающей предпочтение экологически чистым товарам и услугам; регулярное информирование граждан о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения; обеспечение доступа общественности к экологической информации; организация постоянно действующего мониторинга общественного мнения по проблемам окружающей среды и развития (социально-экологический мониторинг); проведение открытых публичных «круглых столов», семинаров с участием ученых, общественности, руководителей отраслей и ведомств, органов государственной и муниципальной власти по проблемам обеспечения экологической безопасности, снижения экологического риска от деятельности предприятий с опубликованием материалов в печати, проведение разъяснительной работы по экологической безопасности промышленных объектов «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» в достоверном и полном объеме; привлечение общественных организаций к работе по экологическому просвещению населения и оказанию содействия им в работе по пропаганде экологических знаний; расширение подготовки и выпуска квалифицированных специалистов по направлению «экожурналистика»; разработка учебно-методических комплектов для организации учебного процесса по данной специальности; Первоочередные мероприятия: создание на телевизионном канале специальных экологических телепрограмм для взрослых и детей; проведение ежегодных республиканских конкурсов на лучшую публикацию; расширение выпуска периодических экологических изданий, создание в сети Internet сайты по экологическому образованию и просвещению. 3.3.8. Особо охраняемые природные территории, ботанические сады, зоопарки, библиотеки и музеи в системе непрерывного экологического образования и просвещения Цель - распространение среди населения полной, разносторонней и объективной информации о состоя нии и динамике природных процессов различной слож ности на охраняемых природных территориях; популяризация идей устойчивого социального развития в гармонии с природой; формирование у граждан, проживающих в Республике Саха (Якутия), чувства личной ответственности за состояние окружающей среды. Направления: получение и распространение информации о целях и задачах охраняемых природных территорий различ ных категорий и статуса, их биосферном значении, роли в сохранении биоразнообразия и экологического равновесия, накоплении и использовании научных данных об экологических системах и их растительных и животных компонентах, месте ООПТ в природоох ранном просвещении и образовании; популяризация информации о роли и деятельности ботанических садов и других интродукционных центров по сохранению биоразнообразия флоры и рациональном использовании растительных ресурсов. Развитие и пропаганда ботанических садов в качестве центров образовательной работы со школьниками и взрослым населением Республики Саха (Якутия); изучение роли и значения биологического разнообразия в поддержании биологического круговорота, сохранении устойчивости и повышении биологической продуктивности экологических систем, предотвращении утраты редких экосистем и видов живых организмов. Средства: содействие сохранению всемирного культурного и природного наследия, выявлению и сбережению объектов природного наследия, его изучению и пропаганде организации постоянных экспозиций и маршрутов для отечественных и зарубежных туристов, развитии краеведения; организация постоянно действующей системы экологической пропаганды и природоохранного про свещения на базе природных заповедников, национальных парков, ботанических садов республики, создание в них соответствующих структурных подразделений, визит-центров и экспозиций; создание условий для профессиональной стажи ровки на ООПТ и ботанических садах студентов-экологов вузов, ссузов и экопросвещения учащихся школ; разработка в ботанических садах образовательных программ для всех уровней населения с учетом проблем охраны природы и биоразнообразия, актуальных для Республики Саха (Якутия); разработка просветительских программ для от дельных заповедников и парков, учитывающих их при родные особенности и опыт научно-информационной деятельности, а также региональные традиции приро допользования; разработка и осуществление программы экологического образования на основе школьной программы в сотрудничестве с республиканскими (городскими, улусными) управлениями образования; совершенствование методических и организационных основ музейного и библиотечного дела в сфере охраны природы и экологических принципов рациональ ного природопользования, организации банков данных для массовых потребителей экологической информации; формирование материальной базы эколого-просветительской деятельности, методического и компьютерного оснащения музейного и библиотечного хозяйства. Первоочередные мероприятия: проведение региональных конкурсов для природных парков, ботанических садов, музеев и библиотек на лучшую экспозицию и организацию эколого-просветительской работы с населением, в том числе со школьниками и студентами; подготовка видеофильмов, фотоальбомов, научно-популярных книг и брошюр, справочников, картографических материалов, буклетов, значков, календарей по природоохранной и экологической тематике. РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ Учитывая общественно-государственную значи мость экологического образования, управление его организацией осуществляется на принципах координа ции усилий министерств и ведомств – Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), Министерства образования Республики Саха (Якутия), Министерства на уки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерства по молодежной политике Республики Саха (Якутия), Департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) и общественных организаций. Для координации деятельности органов государственной власти, учреждений и некоммерческих организаций в области экологического образования и просвещения создаются и функционируют республиканская и муниципальные межведомственные комиссии. Республиканская межведомственная комиссия по экологическому образованию и просвещению (далее - комиссия) создается Правительством Республики Саха (Якутия). В состав комиссии входят представители министерств и иных органов государственного управления, учреждений и организаций, ведающих вопросами образования, науки, культуры, охраны окружающей среды, учебных заведений, средств массовой информации, здравоохранения, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области экологического образования и просвещения. Финансовое обеспечение деятельности в области экологического образования и просвещения осуществляется за счет: республиканского и муниципального бюджетов, благотворительных поступлений, грантов государственных, коммерческих и некоммерческих благотворительных фондов и организаций. РАЗДЕЛ V. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Целью регионального сотрудничества в области экологического образования является активное вхождение Республики Саха (Якутия) в деятельность федеральных межрегиональных образовательных организаций, образовательных структур, сотрудничество с образовательными организациями субъектов Федерации, а также развитие этого направления с учетом российского опыта, опыта регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. Важнейшим принципом такого сотрудничества должно стать сохранение и преумножение общего эколого-образовательного пространства на территории России, развитие контактов со странами ближнего и дальнего зарубежья. Основные направления межрегионального сотрудничества в области экологического образования: сотрудничество и взаимодействие с субъектами Российской Федерации по созданию эффективной региональной системы экологическо го образования; активное взаимодействие с федеральными образовательными организациями в области экологического образования; подключение к мероприятиям, организуемым международными структурами в области экологического образования; адаптация и использование отечественного опыта в области экологического образования. Средства межрегионального сотрудничества: разработка и реализация образовательных проектов совместно с соответствующими структурами Российской Федерации и ее субъектов; обмен опытом, полученным в результате выполнения межрегиональных, федеральных обучающих программ в области окружающей среды; широкий обмен педагогическим опытом и кадрами в процессе реализации экологических образовательных программ; участие в рамках международных программ РФ (совместно с ЮНЕП, ЮНЕСКО и другими организациями) в формировании баз данных по экологическому образованию и их дальнейшее максимальное использование в системе экологического образования и просвещения Республики Саха (Якутия); активное участие в федеральных программах РФ по подготовке кадров и проведения научных исследований окружающей среды; активное вовлечение образовательных структур республики в федеральные образовательные программы, развитие межрегиональных связей с образовательными учреждениями субъектов Российской Федерации, налаживание связей на основе сочетания традиционных и новых форм сотрудничества; проведение опытной проверки методов экологического образования. Первоочередные мероприятия: изучение и отбор изданных в РФ изданий по экологическому образованию для перевода их на языки коренных народов (якутский, эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский и др. – для публикаций на русском языке, дополнительно на русский язык – для международных изданий) и адаптации их к условиям Республики Саха (Якутия); участие в федеральных и международных мероприятиях в области экологического образования с целью совершенствования взаимодействия экологического образования; участие в организуемых в РФ и за рубежом выставках материалов и средств в области экологического образования. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|