Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.06.2011 № 251

 
                           ПРАВИТЕЛЬСТВО
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                             г. Якутск
                    от 18 июня 2011 года № 251

 О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и
             20 Закона Российской Федерации «О недрах»



    Правительство Республики Саха (Якутия)
п о с т а н о в л я е т:
    1.  Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в 
статьи   12   и   20   Закона   Российской  Федерации  «О  недрах».  
    2.  Внести  проект  федерального закона «О внесении изменений в 
статьи   12   и  20  Закона  Российской  Федерации  «О  недрах»  на  
рассмотрение  Государственного  Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха 
(Якутия).
    3.    Назначить    официальным   представителем   Правительства   
Республики  Саха  (Якутия) при рассмотрении данного законопроекта в 
Государственном  Собрании  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха (Якутия) и 
федеральных  органах  государственной  власти  первого  заместителя  
министра экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) 
Голубенко А.В.



Председатель Правительства
Республики   Саха   (Якутия)                          Г. ДАНЧИКОВА



Проект



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
                                                                      
 О внесении изменений в статьи 12 и 20 Закона Российской Федерации
                            «О недрах»
                                                                      
                                                                      
                                                                      
    Статья 1.
    Внести  в  Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 
2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 N 
27-ФЗ)  (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и 
Верховного  Совета  Российской  Федерации,  1992,  №  16,  ст. 834; 
Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  1995, № 10, ст. 
823;  1999,  №  7 ст. 879; 2000, №2, ст. 141; 2001, № 21, ст. 2061; 
№33,  ст.  3429;  2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 23, ст. 2174; № 35, 
ст.  3607;  2006,  №  44, ст. 4538; 2007, № 27, ст. 3213; № 49, ст. 
6056;  2008,  №  18, ст. 1941; № 29, ст. 3418, 3420; 2009, № 1, ст. 
17;  №  29,  ст.  3601;  2010, № 31, ст. 4155) следующие изменения: 
    1) статью 12 дополнить частью шестой в следующей редакции:
    «6. Существенными условиями пользования недрами являются:
    сроки  начала работ (подготовки технического проекта, выхода на 
проектную   мощность,  представления  геологической  информации  на  
государственную экспертизу);
    условия,  связанные  с  платежами,  взимаемыми  при пользовании 
недрами, земельными участками, акваториями;
    согласованный уровень добычи минерального сырья.»;
    2)  пункт  2  части  второй  статьи  20  изложить  в  следующей  
редакции:
    «2) нарушения пользователем недр следующих существенных условий 
лицензии:
    а)  нарушения  сроков  начала  работ  (подготовки  технического  
проекта,  выхода на проектную мощность, представления геологической 
информации  на  государственную  экспертизу)  –  на  шесть  и более 
месяцев без объективных причин;
    б)  нарушения  условий,  связанных  с платежами, взимаемыми при 
пользовании  недрами,  земельными  участками, акваториями – в части 
нарушения  сроков  внесения  платежа  на  три  и  более  месяца без 
объективных причин;
    в)  невыполнения  согласованного  среднегодового  уровня добычи 
минерального  сырья  за  последние  три  года – более чем на 20%.»; 
    3)  пункт  3 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации 
«О       недрах»      изложить      в      следующей      редакции:      
    «3)    систематического    (одного   и   того   же   нарушения,   
зафиксированного  не  менее  чем  три раза) нарушения пользователем 
недр  установленных  правил пользования недрами, зафиксированного в 
актах проверки уполномоченных органов.».



Президент
Российской Федерации                                  Д.А. МЕДВЕДЕВ



Приложение
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статьи 12 и 20
Закона Российской Федерации «О недрах»



                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и
             20 Закона Российской Федерации «О недрах»



    Настоящие предложения по внесению изменений в Федеральный закон 
от  21.02.1992  №  2395-1  «О недрах» инициированы в соответствии с 
положениями  статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О 
защите  прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при 
осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального 
контроля»,  ч.1  ст.1,  ст.12  Федерального  закона от 08.08.2001 № 
128-ФЗ  «О  лицензировании отдельных видов деятельности», ст.1, п.6 
ст.7,  п.1  ст.9  и  п.1  ст.10 Федерального закона от 24.07.2007 № 
209-ФЗ   «О   развитии  малого  и  среднего  предпринимательства  в  
Российской  Федерации», ст.1, п.2 ст.3, ст.4, ч.ч.2 и 3 ст.6 Закона 
Республики  Саха  (Якутия) от 29.12.2008 645-З N 179-IV «О развитии 
малого  и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)». 
    В  соответствии  со  статьей  20 Закона Российской Федерации «О 
недрах»  предусматривается  досрочное  прекращение, приостановление 
или  ограничение  права  пользования  недрами, в перечень оснований 
которых входят:
    нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;
    систематическое   нарушение  пользователем  недр  установленных  
правил пользования недрами.
    При   этом   в   Законе   не   приведены   определения  понятий  
«существенные  условия  лицензии»  и  «систематическое  нарушение».  
    Подобные   не  конкретизированные  и  оценочные  основания  для  
досрочного   прекращения,  приостановления  или  ограничения  права  
пользования  недрами  приводят  к  субъективным  выводам и принятию 
важных  для  недропользователей  решений  по  формальным признакам. 
    К  примеру, по мнению контрольных органов, условия лицензионных 
соглашений  по обеспечению ежегодного уровня добычи золота в 100 кг 
считаются невыполненными, если фактическая добыча составляет 95 кг. 
    Следует  отметить,  что совокупность объективных обстоятельств, 
включающих   особенности   геологического   строения  месторождений  
полезных    ископаемых,    изменчивость    распределения   полезных   
компонентов,    горно-технические,    мерзлотно-гидрогеологические,    
географо-экономические  условия  отработки  и  т.д. не всегда могут 
обеспечить    стопроцентное    выполнение   лицензионных   условий.   
    В  учебных  пособиях  по  методике  разведки и подсчету запасов 
приводились данные о 12-25-процентной погрешности подсчета запасов, 
которые   складывались   из   погрешностей  при  замерах  мощности,  
определении площади тел полезных ископаемых, при проведении отбора, 
обработки  и  анализа  проб,  при  применении различных поправочных 
коэффициентов.  Кроме того, «Инструкцией о порядке списания запасов 
полезных   ископаемых   с  учета  предприятий  по  добыче  полезных  
ископаемых»,   утвержденной   постановлением  от  17.09.1997  №  28  
Госгортехнадзора  России предусмотрено проведение пересчета запасов 
по  всему месторождению и переутверждение запасов в Государственной 
комиссии  по запасам (Территориальной комиссии по запасам) только в 
случае,  когда  суммарное  количество  не  подтвердившихся  запасов  
превысит       20%       от       утвержденных      ГКЗ      (ТКЗ).      
    Другой   пример   –   незначительная   просрочка   в  отношении  
установленных    лицензией   сроков   прохождения   государственной   
экспертизы технического проекта отработки также является нарушением 
установленных  лицензией  условий.  Здесь  уместно отметить, что за 
последнее    десятилетие    порядок   прохождения   государственной   
экспертизы  и  согласования  проектной  документации  по разработке 
месторождений    полезных   ископаемых   менялся   несколько   раз.   
    Полномочия   по   обязательному  согласованию,  государственной  
экспертизе    проектной    документации,   выдаче   разрешений   на   
строительство  горных предприятий передавались различным ведомствам 
– Ростехнадзору, Роснедра, Росприроднадзору, ФГУ «Главгосэкспертиза 
России»,   ЦКР   и   т.д.   По  данной  причине  нередко  возникали  
организационные  и методические изменения по порядку согласования и 
составу   проектной   документации,   что   требует  дополнительных  
непредусмотренных затрат времени.
    Такая  же  ситуация  и  с  нарушениями, связанными с платежами, 
взимаемыми   при   пользовании   недрами,   земельными   участками,   
акваториями  –  в  части нарушения сроков внесения платежа на три и 
более         месяца         без         объективных        причин.        
    Подобные  формализованные  основания  уже  привели в Республике 
Саха   (Якутия)   к   принятию  субъективных  решений  о  погашении  
действующих    лицензий    у   работоспособных   и   добросовестных   
недропользователей.  Так,  в  2009-2010 гг. Комиссией Управления по 
недропользованию   по  Республике  Саха  (Якутия)  с  формулировкой  
«нарушение условий лицензий на право пользования недрами » отказано 
в   заявке   о   продлении   срока   действия   по   56  лицензиям.  
    В  число  недропользователей,  по  которым  прекращено действие 
лицензий,  попали  несколько работоспособных предприятий, которые в 
последние   годы   принимают  целенаправленные  меры  по  повышению  
эффективности недропользовательской деятельности, активно участвуют 
в  социально-экономическом  развитии  удаленных  районов Республики 
Саха (Якутия).
    В результате прекращения права пользования недрами по указанной 
причине  наблюдаются  значительные сокращения объёмов работ, вплоть 
до  полного  прекращения  деятельности работоспособных предприятий, 
снижение  налоговых  платежей  во  все  уровни бюджетов, сокращение 
рабочих  мест,  невыполнение плана добычи золота по Республике Саха 
(Якутия).  Кроме  того,  искусственно  выводятся  из хозяйственного 
оборота запасы золота на два-три года до проведения нового аукциона 
по   предоставлению   права   пользования   недрами,   а  также  не  
обеспечивается   рациональное   использование   и  охрана  недр  по  
участкам,   где   остатки   золота   с   минимальными  запасами  не  
представляют     интереса     для     нового     недропользователя.     
    Принятие  подобных  решений  о  прекращении  права  пользования  
недрами,   по   мнению   Правительства  Республики  Саха  (Якутия),  
происходит   по   причине   отсутствия   конкретных   и  объективно  
установленных   критериев   оценки  нарушений  условий  пользования  
недрами.
    В  Законе  «О недрах» необходимо дополнительно конкретизировать 
понятие  «систематическое нарушение». Слово «нарушение» относится к 
однократному   действию,   двукратное   нарушение   характеризуется   
понятием «повторное нарушение». А слово «систематическое» относится 
к  трем и более событиям. Кроме того, однократное нарушение условий 
лицензии  и  правил  пользования  недрами  наказывается  штрафом  в  
соответствии  с  «Кодексом Российской Федерации об административных 
правонарушениях».
    В  целях  формирования  и  функционирования  единого  правового  
пространства   Российской   Федерации,   единообразного  применения  
положений  Федерального  закона  от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах», 
устранения условий, способствующих принятию формализованных решений 
контролирующих  и  надзорных  органов  по  досрочному  прекращению,  
приостановлению   или   ограничению   права   пользования  недрами,  
предлагаем  внести  изменения  в  статьи  12 и 20 Закона Российской 
Федерации   «О   недрах»   по   разъяснению   существенных  условий  
пользования  недрами,  по  установлению  критериев оценки нарушений 
условий  пользования  недрами,  на  основании которых целесообразно 
начать    процедуру    прекращения   права   пользования   недрами.   
    Принятие  Федерального Закона «О внесении изменений в статьи 12 
и  20 Закона Российской Федерации «О недрах» не потребует признания 
утратившим силу, приостановления, изменения, дополнения действующих 
или    принятия    новых   актов   федерального   законодательства.   
    Принятие  данного  законопроекта  не  потребует  дополнительных  
затрат         за         счет         федерального        бюджета.        



Приложение
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статьи 12 и 20
Закона Российской Федерации «О недрах»



                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
 к проекту федерального Закона «О внесении изменений в статьи 12 и
             20 Закона Российской Федерации «О недрах»
                                                                      
                                                                      
                                                                      
    Принятие  данного  законопроекта  не  потребует  дополнительных  
затрат         за         счет         федерального        бюджета.        



Приложение
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статьи 12 и 20
Закона Российской Федерации «О недрах»



                             ПЕРЕЧЕНЬ
     актов федерального законодательства, подлежащих признанию
   утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
   принятию в связи с принятием федерального закона «О внесении
 изменений в статьи 12 и 20 Закона Российской Федерации «О недрах»
                                                                      
                                                                      
                                                                      
    Принятие  федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 
и  20 Закона Российской Федерации «О недрах» не потребует признания 
утратившим силу, приостановления, изменения, дополнения действующих 
или    принятия    новых   актов   федерального   законодательства.   



Председателю
Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
В.Н. Басыгысову



                   Уважаемый Виталий Николаевич!
                                                                      
    На   основании   статьи   62   Конституции  (Основного  закона)  
Республики  Саха  (Якутия)  Правительство  Республики Саха (Якутия) 
вносит   на   рассмотрение  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  
Республики  Саха  (Якутия)  в  качестве  законодательной инициативы 
проект  федерального  закона «О внесении изменений в статьи 12 и 20 
Закона  Российской Федерации “О недрах”», одобренный постановлением 
Правительства  Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2011 года № 251. 
    Официальным   представителем   Правительства   Республики  Саха  
(Якутия)  при  рассмотрении данного законопроекта в Государственном 
Собрании  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  назначен  первый  
заместитель  министра  экономики и промышленной политики Республики 
Саха (Якутия) Голубенко А.В.
    ПРИЛОЖЕНИЯ:
    -  постановление  Правительства  Республики Саха (Якутия) от 18 
июня             2011             года            №            251;            
    - текст законопроекта на 2 листах;
    - пояснительная записка на 4 листах;
    - финансово-экономическое обоснование на 1 листе;
    -  перечень актов республиканского законодательства, подлежащих 
признанию  утратившими  силу,  изменению, дополнению или принятию в 
связи    с   принятием   данного   законопроекта,   на   1   листе.   



С уважением,
Г. ДАНЧИКОВА


Информация по документу
Читайте также