Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.07.2015 № 256ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Якутск от 30 июля 2015 г. № 256 О
внесении изменений в постановление Правительства Республики В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», в целях участия в отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2014 г. № 41 «Об утверждении экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» (в ред. от 01.08.2014 № 233) изменение, изложив приложение № 6 к постановлению «Экономически значимая региональная программа «Восстановление плодородия почв пахотных угодий в Республике Саха (Якутия) на 2014 – 2016 годы» в редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеева П.Н. 3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия). Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Г. ДАНЧИКОВА ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2015 г. № 256 Экономически значимая региональная программа «Восстановление плодородия почв пахотных угодий в Республике Саха (Якутия) на 2014-2016 годы» ПАСПОРТ экономически значимой региональной программы «Восстановление плодородия почв пахотных угодий в Республике Саха (Якутия) на 2014-2016 годы»
Раздел I. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом По Якутии проходит северная граница растениеводства по открытому грунту. Поэтому условия для полевого земледелия являются экстремальными. Земледелие на территории Якутии развито в полосе между 400 и 600 северной широты. Высокие широты обуславливают низкий уровень поступления солнечной энергии, сжатый, до предела короткий (60-90 дней) вегетационный период, жесткие условия перезимовки растений, значительное удлинение светового дня в летнее время. Обзор агроклиматических условий показывает, что Якутия как зона земледелия характеризуется своеобразными, в основном экстремальными агроклиматическими условиями. Наиболее существенными отрицательными условиями являются: 1) короткий вегетационный период; 2) низкие температуры почвы, заморозки; 3) недостаток влаги, засухи. При этом следует отметить, что за последние 2-3 года территория Якутии ежегодно подвергается чрезвычайным ситуациям, связанным с паводками. Так, в 2013 году общий ущерб от паводка в сельском хозяйстве составил 370,8 млн. рублей, в том числе по летнему паводку - 349,8 млн. рублей, из них: по посеву картофеля и зерновых культур в объеме 369,3 га на сумму 8,08 млн. рублей; сенокосных угодий в объеме 45,03 тыс. га на сумму 301,4 млн. рублей; скошенного и заготовленного сена в объеме 8,12 тыс. тонн на сумму 40,4 млн. рублей. Характеристика почвенного покрова. На территории республики распространены следующие типы почв: мерзлотно-таежно-палевые (51,3% от общей площади обследованных почв), дерново-луговые (24,6%), пойменно- дерновые (11,2%), лугово-черноземные (6,3%), таежные (2,2%), лугово-болотные (2,0%), черноземно-луговые (1,2%), дерново-карбонатные (0,8%), болотные низинные (0,2%) и верховые (0,1%). В природных ландшафтах обследованные типы почв характеризуются различными уровнями плодородия, соответствующими сложившемуся комплексу факторов почвообразования. При освоении почв под пашню усиливается минерализация органического вещества, поэтому в пахотных почвах уровень содержания гумуса ниже, чем в естественных почвах, а также наблюдается тенденция их подщелачивания (Иванов и др., 2008). По содержанию гумуса большинство рассмотренных типов почв относятся к почвам с низким и средним содержанием гумуса на фоне щелочной реакции среды, кроме болотных низинных и верховых почв, которые отличаются высоким содержанием гумуса и кислой реакцией среды. По содержанию легкодоступных форм фосфора и калия все рассмотренные типы относятся к почвам с низким или средним содержанием этих элементов. При освоении и длительном использовании почвы всех типов нуждаются в проведении агротехнических мероприятий и систематическом внесении минеральных и органических удобрений для повышения и поддержания уровня плодородия. Агрохимическая характеристика сельскохозяйственных земель. Общая площадь сельскохозяйственных угодий республики на 01.01.2013 составляет 1,640 млн. гектаров, из них 104,4 тыс. га – пахотные земли, 719,5 тыс. га – сенокосы, 795,7 тыс. га – пастбища, 1,0 тыс. га многолетние насаждения, 19,8 тыс. га – залежи. По итогам крупномасштабного агрохимического обследования в Республике Саха (Якутия), проведенного за 2006 – 2011 гг., всего обследовано 19 земледельческих улусов на площади 109,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашен - 101,7 тыс.га, или 98 % от общей площади пашен. Общая агрохимическая характеристика почвы пахотных угодий республики по основным показателям и уровню плодородия почвы следующая: Почвы с низким содержанием гумуса в пахотном слое почвы (до 2,0 %) занимают 41 % от всей площади пашни, с очень низким содержанием (2,0-4,0 %) – 18,0% (рис.1). Главным фактором дефицита гумуса в почве является длительное использование почвы без достаточного внесения органических удобрений, нарушения технологического процесса.
Рис. 1. Распределение площадей пахотных угодий Республики Саха (Якутия) по содержанию гумуса Обеспеченность почвы подвижными формами фосфора до 40,0 % площадей пахотных угодий имеют низкое содержание (до 70 мг/кг почвы), 33,0% площади пашни имеют среднее содержание фосфора (70-140мг/кг) (рис. 2). Наличие почв с низким содержанием подвижного фосфора выше 30 % от обследованной отмечается в 14 районах из 19 земледельческих. На участках с посевом зерновых, кормовых культур и многолетних трав, на паровых участках и на неиспользуемых пашнях средневзвешенное содержание подвижного фосфора среднее. На картофельно-овощных участках средневзвешенное содержание подвижного фосфора высокое.
Рис. 2. Распределение площадей пахотных угодий Республики Саха (Якутия) по содержанию подвижного фосфора По итогам агрохимического обследования на долю почв со средним содержанием обменного калия приходится 47,6% от обследованной площади пашен или. 48,5 тыс.га (рис. 3). Рис. 3. Распределение площадей пахотных угодий Республики Саха (Якутия) по содержанию обменного калия На участках с посевом зерновых и кормовых культур, на паровых участках средневзвешенное содержание обменного калия среднее. На участках с посевом многолетних трав, на участках с посадкой картофеля и на неиспользуемых пашнях средневзвешенное содержание обменного калия повышенное. На овощных участках средневзвешенное содержание обменного калия высокое. Реакция почвенного раствора и ее динамика. Мерзлотные почвы в большей степени характеризуются щелочной реакцией среды. В республике насчитывается 84,5 тыс. га щелочных почв, что составляет 83,1% от обследованной площади пашни. Из них слабощелочные почвы занимают 65,1 тыс. га (64%), щелочные – 17,1 тыс. га (16,9%) и сильнощелочные – 2,2 тыс. га (2,1%) (рис. 4). Рис. 4. Распределение площадей пахотных угодий Республики Саха (Якутия) по кислотности Средневзвешенное значение рН по республике составляет 8,0 ед., т.е. реакция среды слабощелочная. На участках с посевом зерновых культур щелочные почвы занимают 15,0 тыс. га (85,7%), на кормовых – 7,5 тыс. га (88,1%), на картофельно-овощных – 2078 га (72,4%), на паровых участках – 8795 га (92,8%), на неиспользуемых пашнях 49729 га (81,3%). Засоленность почв. По результатам VIII тура агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий Республики Саха (Якутия) засоленные почвы занимают значительную площадь – 86,9 тыс. га, что составляет 91% от площади проанализированных участков (95,7 тыс. га). На пахотных угодьях преобладают почвы со слабой степенью засоления (68,9%), незасоленные почвы составляют 21,9 %. Такое соотношение типов засоления характерно для всех культур, кроме многолетних трав, где выявлены почвы со слабой (87,8%) и средней (11,7%) степенью засоления. Агрохимический мониторинг подтверждает, что для сохранения и повышения уровня почвенного плодородия (низкое содержание органического вещества-гумуса, высокая щелочность, низкое содержание питательных элементов); обеспечения стабильного урожая сельскохозяйственных культур, особенно увеличение объемов кормовой базы сочными кормами необходимо: систематическое внесение органических и минеральных удобрений не только для возмещения выноса питательных элементов с урожаем сельскохозяйственных культур, но и для повышения показателей почвенного плодородия, особенно гумуса; проведение агротехнических мероприятий по борьбе с засолением и подщелачиванием почв; предотвращение выбытия земель из сельскохозяйственного оборота. Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота может привести к стагнации сельскохозяйственного производства. Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение. Программа направлена на создание благоприятных условий для наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, его экологизацию. С учетом дальнейшей перспективы развития сельского хозяйства приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2013 г. № 564 утверждена Схема размещения производственных мощностей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2022 года (далее – Схема). Схема является основой для разработки среднесрочных планов совершенствования и модернизации социальной и производственной сфер деятельности, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий, проектов планировки территорий, программ социально-экономического развития муниципальных образований. Мероприятия по созданию социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сельской местности реализуются в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия): «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы» (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. № 934); «Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы» (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 967): «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы» (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 974). В 2013 году в сельской местности построено и введено в эксплуатацию: 37,5 тыс. кв. м жилья для 466 семей, в том числе 14,1 тыс. кв. м для 205 молодых семей и молодых специалистов; 81,5 км локальных водопроводов в 10 селах, 4,2 км внутрипоселковых газовых сетей в 3 селах и 1 школа на 360 учащихся. Ведется строительство комплексной компактной застройки в 3 населенных пунктах и пяти фельдшерско-акушерских пунктов. Первоочередная поддержка на развитие социальной и инженерной инфрастуктур будет направляться территориям, где развивается сельскохозяйственное производство и переработка сельскохозяйственной продукции, и выпуск готового продукта на месте. Раздел II. Цели и задачи, целевые индикаторы и показатели Программы, сроки ее реализации Цель Программы: создание экономических и технологических условий для восстановления плодородия почв пахотных угодий на территории Республики Саха (Якутия). Для достижения цели Программы поставлены следующие задачи: 1. Проведение агротехнических работ. 2. Увеличение объемов производства продукции растениеводства на восстановленных землях. 3. Увеличение площади пахотных угодий с восстановленным плодородием почв. Таблица 1 Целевые индикаторы и показатели Программы
Программа предусматривается к реализации в 2014 – 2016 годы. Раздел III. Перечень мероприятий Программы Для достижения цели и решения задач Программы необходимо реализовать следующее мероприятие: возмещение части затрат по приобретению минеральных удобрений с учетом транспортных расходов. Программное мероприятие представлено в приложении № 1 к настоящей Программе. Реализация программного мероприятия позволит произвести: проведение агротехнических работ на площади 9 тыс. га; приобретение минеральных удобрений до 1800 тонн; внесение органических удобрений до 180 тыс. тонн; агрохимическое исследование почв на площади 6 тыс. га. Сведения о прогнозных объемах производства и выручки от реализации продукции участников Программы представлены в приложении № 2 к настоящей Программе. Таблица 2 Расчет затрат восстановления плодородия почв пахотных угодий тыс. рублей
Примечание – агрохимическое исследование почв проводится за счет внебюджетных источников Раздел IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Общая потребность в финансовых средствах для реализации программных мероприятий на 2014 – 2016 годы составляет 282,376 млн рублей, в том числе: из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено 90,090 млн рублей; потребность во внебюджетных средствах – 192,286 млн рублей. Таблица 3
Механизм привлечения средств реализуется в соответствии с мероприятиями Программы, действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Раздел V. Механизм реализации Программы Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, является Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство). Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), внебюджетных источников, собственных средств предприятий агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) и иных источников. Субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении условий, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Основными принципами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются: равная доступность государственной поддержки всем субъектам, имеющим право на получение государственной поддержки независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности; адресность государственной поддержки; целевой характер получения и использования бюджетных средств; эффективность использования бюджетных средств. Раздел VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы Реализация мероприятий Программы позволит выйти на следующие параметры социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия) к 2017 году: увеличение площади пахотных угодий с восстановленным плодородием почв – до 9 тыс. га; увеличение производства продукции растениеводства в сельхозпредприятиях на землях с восстановленным плодородием почв – до 3600 т; Увеличение площади пахотных угодий, на которых проведено агрохимическое исследование плодородия почв – до 6 тыс. га; обеспечение прироста выручки от реализации продукции растениеводства с восстановленных земель в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года: в 2014 году – на 42,9%, в 2015 году – на 10 %, в 2016 году – на 9,1 %; создание не менее 120 дополнительных рабочих мест в отрасли растениеводства. _________________ Приложение № 1 к экономически значимой региональной программе «Восстановление плодородия почв пахотных угодий в Республике Саха (Якутия) на 2014-2016 годы" Финансирование мероприятий экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Приложение № 2 к экономически значимой региональной программе «Восстановление плодородия почв пахотных угодий в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2016 годы» Сведения о прогнозных объемах производства и выручки от реализации продукции
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|