Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия) от 07.02.1992 № 835-XIIЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г. Якутск 7 февраля 1992 года № 835-XII Утратил силу - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 363-II О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) (В редакции Закона Верховного Совета Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия) от 26.06.92 г. N 1050-XII; Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.10.2001 г. N 319-II) Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Конституционный суд - орган судебной власти 1. Конституционный суд является высшим судебным органом конституционного контроля в Республике Саха (Якутия), осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. 2. Конституционный суд осуществляет судебную власть путем: рассмотрения в заседаниях дел о конституционности договоров, законов и нормативных актов республики, Российской Федерации; рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики; дачи заключений в установленных законом случаях. 3. Конституционный суд не рассматривает политические вопросы. 4. Конституционный суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерации и правосознанием, не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства и не выносит решение во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Статья 2. Цели и задачи Конституционного суда 1. В целях защиты суверенитета народов Республики Саха (Якутия), защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией Республики Саха (Якутия), прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Основного Закона республики на всей территории республики. Конституционный суд устанавливает соответствие Основному Закону республики международных договоров Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, договоров, законов и нормативных актов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, а также практики применения законодательства. 2. Всей своей деятельностью Конституционный суд способствует соблюдению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному закону своей республики. Статья 3. Избрание Конституционного суда 1. Конституционный суд избирается в составе 7 судей Верховным Советом Республики Саха (Якутия) тайным голосованием. (В редакции Закона Верховного Совета Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия) от 26.06.92 г. N 1050-XII) 2. Кандидатуры на должности судей Конституционного суда должны предварительно обсуждаться на заседаниях соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Республики Саха (Якутия) по представлению Председателя Верховного Совета Республики Саха (Якутия). 3. Каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов Республики Саха (Якутия), избранных на момент избрания судей. 4. Конституционный суд вправе приступить к своей деятельности при условии избрания не менее двух третей его состава. 5. На первом заседании Конституционного суда судьи тайным голосованием и в индивидуальном порядке избирают из своего состава Председателя Конституционного суда и его заместителя. 6. В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда Верховный Совет Республики Саха (Якутия) избирает на его место в порядке, установленном настоящей статьей, другое лицо. 7. В случае, если окажется вакантной должность Председателя Конституционного суда или его заместителя, на нее избирается другое лицо из числа судей Конституционного суда в порядке, установленном настоящей статьей. Выборы должны быть проведены не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. 8. Секретарь Конституционного суда избирается Конституционным судом из числа судей в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 4. Срок полномочий и режим работы Конституционного суда 1. Срок полномочий Конституционного суда неограничен. 2. Конституционный суд является постоянно действующим органом. Его работа не может прерываться на каникулы. 3. Заседания Конституционного суда проводятся по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Заседание Конституционного суда должно быть созвано, если этого потребуют не менее трех судей. Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного суда Основными принципами деятельности Конституционного суда являются законность, независимость, коллегиальность и гласность, как они отражены в настоящем Законе. Статья 6. Независимость Конституционного суда 1. Конституционный суд и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции Республики Саха (Якутия). 2. Судьи Конституционного суда выступают в личном качестве. 3. Конституционный суд и его судьи не могут являться представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, кооперативных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, национально-территориальных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. 4. Решения Конституционного суда в соответствии с точным смыслом Основного Закона республики выражают правовую позицию судей, свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей. 5. Судьи Конституционного суда разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных или общественных органов, должностных лиц. 6. Любое вмешательство в деятельность Конституционного суда не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с Законом. Статья 7. Равенство прав судей Конституционного суда 1. Судьи при решении в заседаниях вопросов, входящих в компетенцию Конституционного суда, пользуются равными правами и возможностями. 2. Полномочия Председателя Конституционного суда, его заместителя и секретаря Конституционного суда устанавливаются настоящим Законом. Статья 8. Обязательность решений и требований Конституционного суда 1. Решения Конституционного суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории республики для всех органов государственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан. 2. Заключения Конституционного суда подлежат обязательному доведению до сведения Президента Республики Саха (Якутия), народных депутатов Республики Саха (Якутия), рассмотрению Верховным Советом Республики Саха (Якутия) с принятием решения по их существу. Заключение Конституционного суда должно учитываться Президентом Республики Саха (Якутия), народными депутатами Республики Саха (Якутия) при принятии решений по затронутым в нем вопросам. 3. Послания и представления Конституционного суда подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами, которым они адресованы. 4. Требования Конституционного суда об устранении выявленных им нарушений Основного Закона республики; о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; заверении документов и текстов нормативных актов; проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении наличия или отсутствия определенных обстоятельств; о выделении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым им вопросам обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан, которым они адресованы. Конституционный суд может запросить в Верховном суде республики, Высшем арбитражном суде республики, судах и арбитражных судах, у других правоприменителей сведения соответственно по судебной, арбитражной или иной правоприменительной практике и принятому толкованию законодательства. 5. Требования Конституционного суда или его Председателя о приостановлении процесса ратификации договора, действия нормативных актов, решений, разъяснений, указаний и иных актов, обосновывающих правоприменительную практику; о приостановлении исполнения акта правоприменения до рассмотрения дела Конституционным судом подлежат обязательному безотлагательному рассмотрению органами и должностными лицами, которым они адресованы. 6. Постановления, заключения и иные решения, представления, требования Конституционного суда должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному суду в течение месяца со дня получения этих решений, представлений и требований. Требования Конституционного суда о предоставлений ему документов и других материалов, о проведении проверочных действий, консультировании, оказания ему помощи и содействия, в которых указан срок их исполнения, должны быть рассмотрены и исполнены в указанный срок. Послания Конституционного суда рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные Законом. 7. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, представлений или требований Конституционного суда, а также умышленное введение его в заблуждение влекут за собой установленную законом ответственность. Статья 9. Законодательная инициатива Конституционного суда 1. В соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституционному суду принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Саха (Якутия). 2. В случае, если Конституционный суд обнаруживает, что соблюдению положений Основного Закона республики препятствует отсутствие соответствующего закона, он должен воспользоваться принадлежащим ему правом законодательной инициативы. Статья 10. Законодательство о Конституционном суде Задачи, организация и порядок деятельности Конституционного суда определяются Конституцией Республики Саха (Якутия), настоящим Законом и Законом Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)". Статья 11. Регламент Конституционного суда Внутренние вопросы деятельности Конституционного суда: правила процедуры и этикета в его заседаниях, принципы распределения работы между судьями, включая их возможную специализацию, требования к персоналу Конституционного суда, этические нормы для судей, особенности делопроизводства и иные подобные вопросы определяются Регламентом Конституционного суда, принимаемым Конституционным судом Республики Саха (Якутия). Раздел II. СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 12. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного суда Судьей Конституционного суда Республики Саха (Якутия) может быть избран гражданин Республики Саха (Якутия), достигший ко дню выборов возраста не менее 35 и не более 60 лет, имеющий юридическое образование, обладающий обширными познаниями в области права, высокой квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Конституционного суда. Статья 13. Присяга судьи Конституционного суда 1. Председатель Верховного Совета Республики Саха (Якутия) на сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) приводит к присяге лиц, избранных судьями Конституционного суда. 2. Лицо, избранное судьей Конституционного суда Республики Саха (Якутия), принимает присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Республики Саха (Якутия), защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона республики, подчиняясь при этом только Конституции Республики Саха (Якутия), ничему и никому более". Статья 14. Занятия, несовместимые с должностью судьи Конституционного суда 1. Судья не может одновременно быть народным депутатом, занимать или сохранять за собой другие должности, выполнять работы и получать вознаграждение в каких бы то ни было государственных или общественных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь частную практику. Судья имеет право заниматься научной и педагогической деятельностью. 2. Судья не имеет права осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных правоприменительных органах, оказывать покровительство каким бы то ни было лицам в получении прав и освобождении от обязанностей. 3. Судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, давать по этим вопросам консультации. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо организаций и движений, хотя бы они и не преследовали политических целей. 4. Судья обладает правом выражать свою волю гражданина и избирателя путем тайного голосования на выборах, при отзыве народного депутата, на референдуме и в других подобных случаях. Статья 15. Срок полномочий судьи Конституционного суда 1. Судья Конституционного суда Республики Саха (Якутия) избирается на должность на срок пятнадцать лет. 2. Полномочия судьи Конституционного суда Республики Саха (Якутия) прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий. (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.10.2001 г. N 319-II) Статья 16. Несменяемость судьи Конституционного суда 1. Судья несменяем. Он не может быть переведен на другую должность без его согласия, и его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом. 2. Судья может быть уволен или, с его согласия, переведен на другую должность постановлением Верховного Совета Республики Саха (Якутия) в случае уменьшения численного состава Конституционного суда на основании закона Республики Саха (Якутия), но с сохранением за ним полного содержания до достижения им предельного возраста в должности судьи. При уменьшении численного состава Конституционного суда преимущественным правом на сохранение должности пользуются судьи, имеющие наибольший стаж работы в этой должности. Статья 17. Неприкосновенность судьи Конституционного суда 1. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут приводу или мерам административного взыскания без согласия Конституционного суда, кроме штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения. 2. Уголовное дело, а также производство по делу об административном правонарушении в отношении судьи может быть возбуждено только Прокурором республики. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, личный досмотр или личный обыск судьи, а равно досмотр или выемка принадлежащих ему вещей и документов не могут производиться иначе, как с санкции Прокурора республики и только в связи с производством уголовного дела в отношении этого судьи. 3. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел в порядке производства по делам об административных правонарушениях, должен быть освобожден немедленно по выяснению его личности. 4. Уголовное дело по обвинению судьи, по его требованию, заявленному до его предания в суд, должно быть рассмотрено по первой инстанции Верховным Судом Республики Саха (Якутия). 5. Судья не может быть подвергнут принудительным мерам медицинского характера, признан недееспособным или ограничен в дееспособности без согласия Конституционного суда на возбуждение в суде соответствующего производства. 6. Председатель Конституционного суда, как и никто другой в Конституционном суде или вне его, не располагает в отношении судьи дисциплинарной властью. Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 7. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им в заседании Конституционного суда мнение, а также по результатам голосования и в связи с принятием решения в Конституционном суде. Статья 18. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда 1. Полномочия судьи могут быть приостановлены решением Конституционного суда в случаях, если: при выборах лица на должность судьи был существенно нарушен порядок, установленный Конституцией Республики Саха (Якутия) и настоящим Законом; было дано согласие Конституционного суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; судья имел занятия, несовместимые с его должностью; судья изложил в средствах массовой информации свое мнение о вопросе, изучаемом или принятом к рассмотрению Конституционным судом, до принятия решения по этому вопросу; судья по состоянию здоровья не способен длительное время выполнять свои обязанности; судья, определением или решением суда, вступившим в законную силу, был подвергнут принудительным мерам медицинского характера, признан недееспособным или ограничен в дееспособности; судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; судья свыше трех раз подряд без уважительных причин не участвовал в заседаниях Конституционного суда. 2. Наличие оснований для приостановления полномочий судьи констатируется решением Конституционного суда, которое не может быть принято позднее одного месяца со дня обнаружения таких обстоятельств. 3. Конституционный суд приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению. 4. Приостановление полномочий судьи не влечет за собой приостановления выплаты этому судье жалования или уменьшения его размера и не лишает судью гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом. Статья 19. Прекращение полномочий судьи Конституционного суда 1. Полномочия судьи прекращаются ввиду: его просьбы об отставке; истечения срока полномочий судьи; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.10.2001 г. N 319-II) состоявшегося о нем обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу; признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; признания его умершим решением суда, вступившим в законную силу; смерти судьи. 2. Прекращение полномочий судьи констатируется решением Конституционного суда. 3. С прекращением полномочий судьи прекращаются также его полномочия в качестве Председателя, заместителя Председателя, а равно и Секретаря Конституционного суда. Статья 20. Судья Конституционного суда 1. Судья пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Конституционным судом, имеет право участвовать во всех его заседаниях, может требовать изучения и внесения в заседание любого подведомственного ему вопроса, а также обладает всеми правами, предусмотренными настоящим Законом и Законом Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)". 2. Судья не вправе излагать свои особые мнения, предложения и требования совместно. 3. Судья не имеет права где-либо, кроме заседания, публично высказывать свое мнение о вопросе, изучаемом или принятом к рассмотрению Конституционным судом, до принятия им решения по этому вопросу. Статья 21. Председатель Конституционного суда 1. Председатель избирается на заседании Конституционного суда сроком на пять лет. 2. Председатель Конституционного суда: руководит подготовкой заседаний; в установленных законом случаях возвращает ходатайства, индивидуальные жалобы и запросы, не соответствующие по форме требованиям закона, с указаниями о необходимости исправления допущенных недостатков оформления, восстанавливает пропущенный по уважительной причине срок исправления этих недостатков; предлагает Конституционному суду вопросы, подлежащие рассмотрению на его заседаниях; созывает Конституционный суд и председательствует на его заседаниях; определяет меры по поддержанию порядка в заседаниях и обеспечению безопасности присутствующих; в случаях, не терпящих отлагательства, в особенности угрожающих невосполнимым ущербом, направляет соответствующим государственным органам и должностным лицам требования о приостановлении процесса ратификации договоров, действия нормативных актов, решений, разъяснений, указаний и иных актов, обосновывающих правоприменительную практику; о приостановлении исполнения актов правоприменения до рассмотрения дел Конституционным судом; руководит подготовкой ежегодного Послания Конституционного суда Верховному Совету Республики Саха (Якутия) о состоянии конституционной законности в республике; определяет обязанности заместителя Председателя Конституционного суда, дает поручения судьям и предлагает Конституционному суду на утверждение предложения по распределению обязанностей между судьями; осуществляет общее руководство работой секретариата Конституционного суда, пользуется правом приема и увольнения служащих и младшего обслуживающего персонала; представляет на утверждение Конституционного суда положение о секретариате Конституционного суда, его структуре и штатном расписании, а также положение о Научно-консультативном совете при Конституционном суде; утверждает положения об отделах, службах и иных подразделениях секретариата Конституционного суда; осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством о Конституционном суде. 3. Председатель издает приказы и распоряжения. Решения, подлежащие исполнению судьей, либо определяющие его обязанности, должны издаваться Председателем в форме распоряжений. 4. В случаях, предусмотренных абзацами вторым и шестым части 2 настоящей статьи, Председатель излагает свои решения и требования в виде мотивированного определения; такое определение может быть соответственно отменено или отозвано до начала его рассмотрения Председателем или Конституционным судом. 5. Полномочия судьи в качестве Председателя прекращаются по истечении их срока, что констатируется решением Конституционного суда. 6. Судья не может быть досрочно освобожден от должности Председателя иначе, как по личному заявлению о сложении с себя полномочий. Сложение полномочий Председателя констатируется решением Конституционного суда. Статья 22. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного суда 1. В случае отсутствия Председателя, приостановления, прекращения или сложения его полномочий, его обязанности временно исполняет заместитель Председателя. 2. В случае отсутствия заместителя Председателя, приостановления, прекращения или сложения его полномочий, когда он должен в соответствии с частью первой настоящей статьи временно исполнять обязанности Председателя, эти обязанности временно исполняет секретарь Конституционного суда. 3. После секретаря Конституционного суда очередность на временное исполнение обязанностей Председателя переходит к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного суда. Статья 23. Заместитель Председателя Конституционного суда 1. Заместитель Председателя избирается на заседании Конституционного суда сроком на пять лет. 2. Заместитель Председателя исполняет обязанности Председателя по его поручению, а также в случае отсутствия Председателя, приостановления, прекращения или сложения его полномочий. 3. Полномочия судьи в качестве заместителя Председателя прекращаются по истечении их срока, что констатируется решением Конституционного суда. 4. Судья не может быть досрочно освобожден от должности заместителя Председателя иначе, как по личному заявлению о сложении с себя этих полномочий. Сложение полномочий заместителя Председателя констатируется решением Конституционного суда. Статья 24. Секретарь Конституционного суда 1. Секретарь Конституционного суда избирается на заседании Конституционного суда сроком на пять лет. 2. Секретарь наряду с выполнением обязанностей судьи: осуществляет непосредственно руководство работой секретариата Конституционного суда; разрабатывает и представляет на утверждение Председателя положение об отделах, службах и иных подразделениях секретариата Конституционного суда; осуществляет организационное обеспечение работы по подготовке заседаний Конституционного суда; организует ведение протокола заседания Конституционного суда; подписывает протоколы заседаний и решения Конституционного суда в удостоверение их верности: организует направление решений, посланий, представлений Конституционного суда соответствующим государственным и общественным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям, должностным лицам и гражданам; производит действия, необходимые для исполнения принятых Конституционным судом решения; организует информационное обеспечение судей Конституционного суда; осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством о Конституционном суде. 3. Полномочия судьи в качестве секретаря Конституционного суда прекращаются по истечении их срока, что констатируется решением Конституционного суда. 4. Судья не может быть досрочно освобожден от должности секретаря Конституционного суда иначе, как по личному заявлению о сложении с себя этих полномочий. Сложение полномочий секретаря Конституционного суда констатируется решением Конституционного суда. 5. Избрание судьи на должность секретаря Конституционного суда происходит в течение двух месяцев со дня избрания первого состава Конституционного суда или открытия соответствующей вакансии. Статья 25. Жалование, выходное пособие, социальное и бытовое обеспечение судьи Конституционного суда 1. Судья за свою службу получает жалование, размер которого устанавливается Верховным Советом Республики Саха (Якутия), однако не может быть менее десятикратной минимальной заработной платы. 2. Члены Конституционного суда, имеющие равный стаж работы в должности судьи, получают одинаковое жалование. Верховный Совет Республики Саха (Якутия) или Президиум может установить надбавку к жалованию судей за стаж работы в этой должности. Председателю, заместителю, секретарю, судье не может быть установлена персональная надбавка к жалованию. Судьи Конституционного суда, имеющие ученую степень, другие звания, присваиваемые Верховным Советом, Президентом, получают дополнительную плату за эти звания, установленную соответствующими органами. 3. Жалование судьи Конституционного суда во время пребывания его в должности не может быть уменьшено. 4. Судье, выбывающему из его состава по достижении предельного возраста пребывания в должности или в результате неспособности по состоянию здоровья длительное время выполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере годового жалования. Конституционный суд имеет право принять постановление о выплате выходного пособия в размере не свыше годового жалования судье, выбывающему из его состава по просьбе об отставке. 5. Порядок пенсионного обеспечения судей устанавливается законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. 6. Каждый судья совместно с проживающими с ним членами его семьи не позднее трех месяцев после его избрания должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением достаточной площади в виде отдельной квартиры или дома в городе Якутске. 7. На судью Конституционного суда распространяются льготы, установленные для народных депутатов Республики Саха (Якутия). Статья 26. Право судей Конституционного суда присутствовать на заседаниях государственных органов 1. Председатель, его заместитель, члены Конституционного суда имеют право присутствовать на заседаниях Верховного Совета Республики Саха (Якутия), на заседаниях постоянных комиссий Верховного Совета Республики Саха (Якутия), Кабинета Министров Республики Саха (Якутия), Пленума Верховного суда Республики Саха (Якутия), Прокуратуры Республики Саха (Якутия), министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Саха (Якутия). 2. Исключения из правила, предусмотренного частью первой настоящей статьи, могут быть предусмотрены по соображениям охраны государственной тайны законом Республики Саха (Якутия). Раздел III. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ Статья 27. Коллегиальность 1. Рассмотрение дел, дача заключений, принятие Регламента Конституционного суда и внесение в него изменений производится коллегиально в составе не менее двух третей от установленного настоящим Законом состава судей, рассмотрение вопроса о приостановлении полномочий судьи Конституционного суда и ограничении его неприкосновенности производится в составе не менее двух третей от списочного состава судей. Заседание по другим вопросам правомочно, если в нем принимает участие более половины списочного состава судей. 2. При определении списочного состава судей для исчисления кворума не принимаются в расчет судьи, чьи полномочия приостановлены в установленном настоящим Законом порядке. 3. Судья не может быть отстранен от участия в заседании, если его полномочия не приостановлены в установленном настоящим Законом порядке. Судья обязан заявить самоотвод и подлежит по его просьбе освобождению от участия в рассмотрении вопроса в случае, если его объективность может вызвать сомнения вследствие его прямой или косвенной заинтересованности в исходе рассмотрения. Статья 28. Гласность 1. Конституционный суд оповещает о своих заседаниях путем вывешивания соответствующих объявлений в специально отведенных, доступных для граждан местах занимаемого им помещения, а также через средства массовой информации. 2. Заседания, связанные с рассмотрением дел о конституционности договоров нормативных актов и правоприменительной практики, происходят открыто в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Присутствующие имеют право делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись с занимаемого ими места. 3. Киносъемка, фотосъемка и видеозапись заседаний Конституционного суда допускается с его разрешения. 4. С разрешения Конституционного суда его заседание может транслироваться по радио и телевидению. 5. Конституционный суд может назначить закрытое заседание, запретить фиксацию или обнародование хода заседания, когда это необходимо для охраны государственной, профессиональной или коммерческой тайны, тайны личной жизни, усыновления, переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, а также иной охраняемой законом тайны, для обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. 8. Конституционный суд может после предупреждения удалить публику, если ею допущено массовое нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания, вмешательство в нормальный ход заседания путем выражения одобрения или неодобрения происходящего. 7. Совещание судей и голосование по рассматриваемым вопросам могут происходить без присутствия лиц, не являющихся судьями Конституционного суда, если того потребуют не менее трех судей. В этом случае, на совещание могут быть допущены только служащие Конституционного суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Судьи и служащие Конституционного суда, присутствующие в этом случае на совещании или при голосовании, не вправе разглашать высказывавшиеся суждения, сообщать о выраженной тем или иным судьей позиции. 8. Решения Конституционного суда во всех случаях провозглашаются публично и обнародуются без каких-либо ограничений, поскольку ими не разглашаются сведения, указанные в части пятой настоящей статьи. Статья 29. Устность разбирательства 1. Конституционный суд обязан заслушать объяснения участников заседания и огласить имеющиеся документы. 2. В Конституционный суд могут не оглашаться документы, имеющиеся у всех судей и участников заседания, если их содержание устно излагается в ходе заседания. Статья 30. Язык производства 1. Производство в Конституционном суде ведется, решения излагаются и провозглашаются на русском или якутском языках. Документы, составленные на другом языке, представляются и оглашаются в переводе на русский или якутский языки. 2. Участники заседания, не владеющие русским или якутским языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Статья 31. Сроки рассмотрения вопросов в Конституционном суде 1. Конституционный суд должен начать изучение вопроса не позднее, чем в семидневный срок с момента получения отвечающих требованиям настоящего Закона ходатайства, индивидуальной жалобы или запроса о проверке конституционности договора, нормативного акта, обыкновения правоприменительной практики, действия или решения должностного лица, либо обнаружения иного подхода к рассмотрению данного вопроса, подведомственного Конституционному суду. 2. Рассмотрение вопроса должно быть окончено, а по поступившим материалам окончательное решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента получения соответствующего материала, либо обнаружения соответствующего повода, если иное не предусмотрено Законом. Статья 32. Пределы разрешения дела и дачи заключения Конституционным судом 1. Конституционный суд устанавливает и решает только вопросы права. 2. Конституционный суд выносит решения и дает заключения только по предмету, затронутому в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе и лишь в отношении той части договора или нормативного акта либо того обыкновения правоприменительной практики, а равно того действия или решения должностного лица, конституционность которых подвергается сомнению в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе. Конституционный суд при этом не связан доводами и соображениями, изложенными в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе. 3. Конституционный суд может, проверив конституционность нормативного акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте либо воспроизводящих его положения, хотя бы они не упоминались в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе. 4. В случаях, когда Конституционный суд вправе дать заключение по собственной инициативе, пределы рассмотрения вопроса определяются Конституционным судом. 5. Конституционный суд, проверяя конституционность нормативного акта, имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, а также сложившейся практикой его применения. 6. Конституционный суд не вправе осуществлять предварительный контроль и рецензирование проектов, договоров и нормативных актов, консультировать кого бы то ни было по подведомственным ему вопросам, высказывать суждения о конституционности неподписанных договоров, непринятых нормативных актов, отсутствующей практики их применения и несовершенных действий. Статья 33. Решения Конституционного суда 1. Решением Конституционного суда является всякий акт, принимаемый в его заседании, выражающий его волю или констатирующий в соответствии с Законом определенные обстоятельства. 2. Итоговое решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности договора, нормативного акта или правоприменительной практики именуется постановлением. Постановления выносятся Конституционным судом именем Республики Саха (Якутия). 3. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, итоговое решение Конституционного суда именуется заключением. 4. Послания и представления Конституционного суда утверждаются его решениями. 5. Требования Конституционного суда могут содержаться в его решениях либо направляться в иной форме. Раздел IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 34. Дополнительные полномочия Конституционного суда 1. Конституционный суд может пользоваться правами, предоставленными ему нормативными актами государственных органов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, если они не противоречат его юридической природе, задачам и предназначению в качестве высшего органа судебной власти, осуществляющего конституционный контроль в Республике Саха (Якутия). Статья 35. Секретариат Конституционного суда 1. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную и иную вспомогательную работу, организует прием граждан, рассматривает обращения в адрес Конституционного суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует им в изучении и подготовке вопросов к рассмотрению. 2. В секретариате Конституционного суда могут состоять главные и старшие консультанты, консультанты, старшие инспекторы и инспекторы, протоколисты, приставы, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал. 3. Штатная численность секретариата Конституционного суда утверждается Верховным Советом Республики Саха (Якутия) или по предложению Председателя Конституционного суда. 4. Положение о секретариате Конституционного суда, его структура и штатное расписание утверждаются Конституционным судом. Статья 36. Научно-консультативный совет при Конституционном суде 1. При Конституционном суде может создаваться научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права и законодательства. 2. Персональный состав научно-консультативного совета при Конституционном суде определяется и положение о нем утверждается Конституционным судом. Статья 37. Органы печати Конституционного суда Конституционный суд издает "Вестник Конституционного суда Республики Саха (Якутия)". Статья 38. Опубликование материалов Конституционного суда 1. Постановления, заключения и иные решения Конституционного суда, изложенные в виде отдельного документа, его послания должны быть опубликованы на русском и якутском языках в газетах "Советы Якутии" и "Саха сирэ" не позднее, чем в семидневный срок после их изложения, а также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)". Решение о конституционности договоров, нормативных актов или правоприменительной практики по решению Конституционного суда должны быть опубликованы в том печатном органе, где были опубликованы договор или нормативный акт, признанный неконституционным, либо решения, разъяснения, указания или иные правоположения, которыми обосновывалась неконституционная правоприменительная практика, а при невозможности в органах центральной республиканской печати. 2. В "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" публикуются также (полностью или в изложении) особые мнения судей, отчеты о заседаниях, иные материалы о деятельности Конституционного суда. Статья 39. Финансирование работы Конституционного суда 1. Финансирование работы Конституционного суда, в том числе покрытие расходов на выплату жалования судьям, на содержание его секретариата, на техническое оснащение, транспорт, на выплату вознаграждения третьим лицам за консультирование и производство экспертиз по договорам, на возмещение расходов свидетелям и экспертам, на иные судебные издержки, а также иных необходимых для нормальной работы Конституционного суда расходов, производится за счет средств республиканского бюджета Республики Саха (Якутия). 2. Расходы в связи с выполнением обязательных требований Конституционного суда несут государственные и общественные органы, а также предприятия, учреждения и организации, на которые было возложено исполнение соответствующих требований. Статья 40. Охрана Конституционного суда Охрана зданий, помещений, занимаемых Конституционным судом, а при необходимости - судей и членов их семей, занимаемых ими жилых помещений и их имущества возлагается на органы внутренних дел. Статья 41. Символы судебной власти Конституционного суда 1. В зале заседания Конституционного суда находятся изображение Государственного герба Республики Саха (Якутия), Государственные флаги Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, издание Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия). 2. Судьи Конституционного суда заседают в мантиях, описание и образец которых утверждаются Верховным Советом Республики Саха (Якутия). 3. Судьям Конституционного суда выдаются удостоверения, образец которых устанавливается Президиумом Верховного Совета Якутской-Саха ССР и нагрудный знак с изображением Государственного флага республики с надписью "Член Конституционного суда Республики Саха (Якутия)". Статья 42. Печать Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Конституционный суд Республики Саха (Якутия) имеет печать с изображением Государственного герба Республики Саха (Якутия) и своим наименованием. Статья 43. Местопребывание Конституционного суда 1. Постоянным местом пребывания Конституционного суда является столица Республики Саха (Якутия) город Якутск. 2. Заседания Конституционного суда проводятся в месте его постоянного пребывания. Конституционный суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым. 3. Судьи Конституционного суда проживают в месте постоянного пребывания Конституционного суда. 1 зам. Председателя Верховного Совета Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|