Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия) от 07.02.1992 № 837-XIIЗАКОН РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) г. Якутск 7 февраля 1992 года N 837-XII Утратил силу - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. N 363-II О порядке деятельности Конституционного суда Раздел I. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА Статья 1. Заседание Конституционного суда 1. В одном заседании могут рассматриваться один или несколько вопросов. Рассмотрение каждого дела о конституционности договора, нормативного акта, правоприменительной практики, а также каждый случай дачи заключения образуют предмет особого заседания и не могут соединяться с рассмотрением другого вопроса, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 9 настоящего Закона. 2. Заседание происходит непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительной речи; оно может прерываться также при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. 3. Конституционный суд не может рассматривать в перерыве другие вопросы. После перерыва рассмотрение вопроса продолжается с момента, на котором оно было прервано. 4. Заседание или рассмотрение определенного вопроса может быть отложено, если Конституционный суд найдет вопрос недостаточно подготовленным или нуждающимся в дополнительном разъяснении, которого невозможно достичь в том же заседании, либо при неявке стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, либо при непредставлении необходимых материалов. В этих случаях Конституционный суд указывает время, на которое откладывается заседание или рассмотрение вопроса. 5. Отложение заседания или рассмотрения вопроса не препятствует рассмотрению других вопросов до возобновления отложенного заседания. Отложенное заседание возобновляется с начала или с момента, на котором было остановлено. Статья 2. Распорядок заседания Конституционного суда 1. Заседания проводятся в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. 2. Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, не являющиеся участниками заседания, в зал заседания не допускаются. 3. Председатель может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании о мерах проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, досмотр проносимых вещей и личный досмотр. Председатель может распорядиться допускать публику на заседание по пропускам, распределяемым им или, по его поручению, секретарем. 4. Все присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному суду и принятым в нем правилам и процедурам. 5. Все участники заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания. 6. Все присутствующие встают при входе судей. Все участники заседания обращаются к суду, выступают, дают объяснения, показания, произносят речи стоя. 7. Поддержание порядка в заседании возлагается на приставов, чьи требования обязательны для присутствующих. 8. Нарушение порядка в заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего или пристава о соблюдении распорядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном суде правила влекут установленную законом ответственность. Статья 3. Председательствующий в заседании Конституционного суда 1. В заседании председательствует Председатель или, в его отсутствие или по его поручению, заместитель Председателя, а при их отсутствии - судья, избранный для данного случая Конституционным судом, но не судья-докладчик. 2. Председательствующий: руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению наилучшего порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому вопросу; останавливает участников заседания, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству или не подведомственных Конституционному суду, лишает их слова при самовольном нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении антиконституционных утверждений и призывов; вправе удалить из зала заседания всякого, кто нарушает порядок или не подчиняется его законным распоряжениям. Участник заседания может быть удален с согласия большинства судей в случае, если двукратное предупреждение председательствующего не возымело на него действия; предупреждает публику в случаях, если ею допущено массовое нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания, вмешательство в нормальный ход заседания путем выражения одобрения или неодобрения происходящего, о возможности удаления ее из зала заседания при повторении подобного нарушения; объявляет перерыв в заседании, если это необходимо для отдыха, с наступлением нерабочего времени, для обеспечения участникам заседания возможности подготовиться к заключительной речи, при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания, а также в силу иных уважительных причин; руководит совещанием, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение, добиваясь всесторонности и полноты обсуждения, организует голосование, фиксацию и изложение решения. 3. В случае возражений кого-либо из участников заседания против распоряжений и действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол заседания. 4. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по требованию участника заседания или любого из судей пересмотрены в том же заседании присутствующим составом Конституционного суда. Статья 4. Участники заседания Конституционного суда 1. В заседании участвуют Председатель Верховного суда республики, Прокурор республики и министр юстиции республики, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам. 2. В заседание приглашаются стороны и их представители: представители государственных органов, подписавших договор или издавших нормативный акт, чья конституционность подлежит проверке; представители государственных и общественных органов, народные депутаты, должностные лица, которые направили ходатайства о проверке конституционности договора или нормативного акта либо запрос о даче заключения, а также представители народных депутатов и должностных лиц; индивидуальные жалобщики и их представители; должностные лица, о конституционности действий и решений которых дается заключение, и их представители. 3. Представителями сторон, кроме представителей по должности, могут быть в заседании только адвокаты или лица, занимающиеся научной деятельностью по юридической специальности. Стороны обязаны явиться по вызову Конституционного суда, дать ему объяснения и ответить на вопросы. Сторона вправе излагать собственную позицию по своему делу и задавать вопросы противной стороне, свидетелям и экспертам. Сторона может представлять на ходатайства и индивидуальные жалобы, письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам конституционного судопроизводства, знакомиться с отзывами других сторон. 4. Уведомления о заседании, повестка дня заседания или ее проект, копии ходатайств о проверке конституционности нормативных актов, проверяемых нормативных актов, подлежащих рассмотрению индивидуальных жалоб, поступивших отзывов на ходатайства и индивидуальные жалобы, запросов, проекты постановлений, заключений и иных решений, а при необходимости и иные документы направляются участникам заседания не позднее чем за десять дней до начала заседания. Сторонам направляются только материалы, имеющие отношение к их делу; отзывы направляются лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания. 5. Неявка в заседание Председателя Верховного суда республики, Прокурора республики, министра юстиции республики, а равно сторон и их представителей не препятствует рассмотрению дела, принятию постановления, даче заключения и вынесению иных решений. 6. В заседаниях, не связанных с рассмотрением дел или дачей заключений, по приглашению Председателя могут участвовать члены Научно-консультативного совета при Конституционном суде, ученые, политические и общественные деятели, народные депутаты, судьи, представители международных организаций, государственных органов, общественных организаций, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать с разрешения председательствующего. 7. На заседаниях имеют право присутствовать высшие должностные лица Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Статья 5. Государственная пошлина 1. Государственная пошлина за услуги Конституционного суда устанавливается в размере 1000 рублей. 2. Каждое ходатайство о проверке конституционности договора или нормативного акта облагается в размере 100 процентов государственной пошлины. Каждая индивидуальная жалоба на неконституционность правоприменительной практики облагается в размере 10 процентов государственной пошлины. Каждый запрос о даче заключения Конституционным судом облагается в размере 50 процентов государственной пошлины. 3. За повторную выдачу копии постановления, заключения или иного решения Конституционного суда участникам заседания, за выдачу копии постановления, заключения или иного решения другим лицам взимается в размере 5 процентов государственной пошлины. 4. Конституционный суд не может уменьшить размер государственной пошлины. 5. Конституционный суд не может возвратить государственную пошлину, кроме случаев ее излишней уплаты. В этих случаях о возврате излишне уплаченной суммы дает распоряжение Председатель, судья, изучающий вопрос, судья-докладчик или Конституционный суд. 6. Отзыв ходатайства, индивидуальной жалобы или запроса не влечет за собой им уменьшения размера, ни возврата уплаченной государственной пошлины. 7. Государственная пошлина не взимается при обращении с ходатайством о проверке конституционности нормативного акта или с запросом на получение копий решений Конституционного суда Председателя Верховного суда республики, Прокурора республики, министра юстиции республики. Статья 6. Источник покрытия расходов сторон 1. Стороны покрывают расходы, связанные с участием в конституционном судопроизводстве и пребыванием в месте нахождения Конституционного суда за счет собственных средств. 2. Сторона, уплатившая государственную пошлину, понесшая другие расходы в связи с производством в Конституционном суде и пребыванием в месте его нахождения, может требовать возмещения понесенных ею расходов в порядке гражданского судопроизводства или арбитражного процесса. Статья 7. Вызовы в заседание Конституционного суда 1. В заседание, где рассматривается дело или вопрос о даче заключения, могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие необходимыми сведениями или материалами, и в качестве экспертов лица, обладающие специальными познаниями по рассматриваемому вопросу. 2. Свидетели и эксперты обязаны явиться по вызову, дать правдивые показания, представить необходимые материалы и ответить на вопросы. 3. В заседании свидетели и эксперты дают присягу, обязуясь изложить Конституционному суду все им известное по делу, ничего не утаивая и не прибавляя. Текст присяги свидетеля и эксперта устанавливается Регламентом Конституционного суда. 4. Свидетелям и экспертам возмещаются расходы по явке в заседание за счет средств республиканского бюджета. Статья 8. Протоколирование 1. В заседаниях обязательно ведутся протоколы. 2. Протокол должен содержать: указание места и даты заседания с обозначением времени его начала и окончания; перечисление присутствующих и отсутствующих судей с приведением причин отсутствия каждого из них или пометкой о неизвестности таких причин; фамилию и должность председательствующего; формулировки рассматриваемых вопросов; данные об участниках заседания; сведения о действиях Конституционного суда в том порядке, в каком они имели место, и их результатах; решения, принятые Конституционным судом, без изложения их в отдельном документе; объяснения и выступления участников заседания; отметку о приведении свидетелей и экспертов к присяге; показания свидетелей и экспертов; заданные участникам заседания, свидетелям, экспертам вопросы и их ответы; указания на факты, которые участники заседания просили удостоверить в протоколе; упоминания об имевших место нарушениях порядка, иных проявлениях неуважения к Конституционному суду, сделанных предупреждениях и наложенных штрафах, иных примененных мерах процессуальной ответственности; мнения судей, высказанные в совещании; вопросы, поставленные на голосование судей, и итоги голосования. 3. Если Конституционный суд принял решение о проведении совещания или голосования по рассматриваемому вопросу без присутствия лиц, не являющихся судьями, высказанные на совещании судей мнения, поставленные на голосование судей вопросы и итоги голосования излагаются в отдельном протоколе, содержание которого не подлежит оглашению. 4. Все, что было произнесено в ходе судебного заседания, должно фиксироваться в протоколе по возможности дословно. Для обеспечения полноты протокола может быть применено стенографирование. Стенографическая запись к протоколу не приобщается. 5. Во время заседания может применяться звукозапись, видеозапись или киносъемка. В этом случае фонограмма, видеопленка или кинопленка приобщается к протоколу заседания в качестве его части, о чем делается письменная отметка в протоколе. 6. Протокол должен быть изготовлен в течение трех суток с момента окончания заседания или перерыва в связи с наступлением нерабочего времени. Протокол должен быть напечатан. Протокол подписывается Председателем и секретарем Конституционного суда в удостоверение его правильности. Статья 9. Подготовка заседания Конституционного суда 1. Подготовка заседания осуществляется под руководством Председателя. Председатель должен стремиться к равномерному распределению между судьями работы по подготовке заседания. 2. Вопросы, предлагаемые Конституционному суду для рассмотрения, должны быть предварительно изучены. Обязательному предварительному изучению в Конституционном суде подлежат отвечающие требованиям настоящего Закона ходатайства, индивидуальные жалобы и запросы о проверке конституционности договоров, нормативных актов, правоприменительной практики, действий и решений должностных лиц, а также письменные предложения судей о рассмотрении вопроса. 3. Председатель поручает изучение вопроса одному или нескольким судьям и устанавливает срок завершения этой работы продолжительностью не более двух месяцев. Судья, изучавший вопрос, составляет справку и докладывает ее Председателю, а при необходимости и в заседании. 4. Конституционный суд определяет по предложениям Председателя и судей вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях, выносит решения о принятии к рассмотрению вопросов о конституционности договоров, нормативных актов, правоприменительной практики, действий и решений должностных лиц, утверждает повестку дня очередных заседаний, определяет время и место их проведения. Конституционный суд может соединить в одном производстве ходатайства о проверке конституционности одного и того же договора или нормативного акта, а также индивидуальные жалобы одного лица либо разных лиц, но на одно и то же обыкновение правоприменительной практики. 5. Для подготовки вопроса к рассмотрению, составления проекта постановления, заключения или иного решения Конституционного суда, а также изложения материалов в заседании Председатель назначает судью-докладчика. Судьей-докладчиком назначается, как правило, судья, изучавший этот вопрос в предварительном порядке. 6. При изучении вопроса и подготовке его к рассмотрению судья вправе в соответствии с полномочиями Конституционного суда истребовать необходимые документы и иные материалы, поручить производство проверок, исследований, экспертиз, воспользоваться консультациями специалистов, направить запросы. Судья-докладчик и Председатель определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, распоряжаются об уведомлении о месте и времени заседания и вызове в заседание соответствующих лиц, а также о направлении участникам заседания необходимых материалов. 7. Уведомление о заседании, повестка дня заседания или его проект, копии ходатайств о проверке конституционности договоров или нормативных актов либо запросов о даче заключений, копии проверяемых договоров, нормативных актов, копии, подлежащих рассмотрению индивидуальных жалоб, поступивших отзывов на ходатайства и индивидуальные жалобы, проекты постановлений, заключений и иных решений, а при необходимости и иные документы вручаются судьям непозднее чем за десять дней до начала заседания. 8. Конституционный суд может рассмотреть вопрос, который не предполагает изложения решения в виде отдельного документа, либо сопутствует вопросу, подготовленному к рассмотрению, без соблюдения установленного настоящей статьей порядка изучения, внесения в заседание, включения в его повестку дня и подготовки к рассмотрению этого вопроса. Статья 10. Порядок рассмотрения вопросов Конституционным судом 1. В назначенное время председательствующий открывает заседание и сообщает, какие вопросы подлежат рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в наличии достаточного состава судей и обеспеченности протоколирования. 2. Секретарь Конституционного суда сообщает о присутствии Председателя Верховного суда республики, Прокурора республики, министра юстиции республики и других участников заседания. 3. Председательствующий объявляет о начале рассмотрения каждого очередного вопроса в последовательности, определенной повесткой дня. Последовательность рассмотрения вопросов может быть изменена Конституционным судом. 4. Затем председательствующий удостоверяется в явке сторон, свидетелей и экспертов, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из них или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит на голосование вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие стороны, без ее представителя или вызванного лица. Если Конституционный суд признает невозможность рассмотрения вопроса, его рассмотрение откладывается. 5. Председательствующий обязан разъяснить сторонам их права и обязанности, а вызванным лицам - их обязанности и ответственность. 6. Рассмотрение каждого вопроса начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает существо вопроса, повод и основания для его рассмотрения, содержание имеющихся материалов и информирует о мероприятиях по подготовке вопроса к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы судьями. 7. Затем должны быть выслушаны объяснения сторон. Сторонам могут быть заданы вопросы судьями и другими участниками заседания. 8. При необходимости Конституционный суд выслушивает показания свидетелей и экспертов, задает им вопросы. До начала выслушивания показаний свидетеля или эксперта председательствующий приводит его к присяге. 9. В заседании могут быть оглашены документы. 10. В заседании могут быть выслушаны выступления приглашенных лиц. 11. По окончании исследования объяснений, показаний и документов Конституционный суд выслушивает выступления Председателя Верховного суда республики, Прокурора республики, министра юстиции республики и заключительные речи сторон, если они пожелают выступить. 12. Если вопрос достаточно выяснен, председательствующий объявляет об открытии совещания судей. В противном случае председательствующим по собственной инициативе или по требованию любого из судей ставится на голосование вопрос о возобновлении или отложении разбирательства. Председатель Верховного суда республики, Прокурор республики, министр юстиции республики имеют право на выступление, а стороны - на произнесение заключительных речей в конце возобновленного разбирательства, но лишь по поводу его результатов и их значения. 13. В ходе совещания судьи могут свободно излагать собственную позицию по рассматриваемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Статья 11. Принятие решения Конституционным судом 1. Решения принимаются открытым, а по требованию не менее трех судей - тайным голосованием. Открытое голосование проводится поднятием рук, а по вопросам, требующим присутствия квалифицированного большинства судей, - поименным опросом. 2. Председательствующий ставит на голосование в порядке поступления предложения, содержащиеся в ходатайстве или индивидуальной жалобе, в проекте решения, а также высказанные в ходе совещания судьями. В заседании, не связанном с рассмотрением дела или дачей заключения, председательствующий может поставить на голосование предложение, исходящее от участника этого заседания. 4. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседали судей и если в заседании имелся кворум. В случае, когда ни одно предложение не собрало большинства голосов, председательствующий ставит на повторное голосование два предложения, собравших наибольшее количество голосов. В случае, когда голоса разделились поровну, дело считается разрешенным, а заключение - данным в пользу конституционности договора, нормативного акта, обыкновения правоприменительной практики, действия или решения должностного лица; по другим вопросам считается принятым решение, за которое голосовал председательствующий. 5. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, Конституционный суд принимает решение об отказе в рассмотрении ходатайства, индивидуальной жалобы или запроса, прекращает дело. 6. Конституционный суд может также принять решение о возобновлении или отложении разбирательства. Статья 12. Особое мнение судьи Конституционного суда 1. Судья, не согласный с постановлением или заключением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания. 2. Изложение особого мнения судьи подлежит опубликованию в качестве приложения к постановлению или заключению Конституционного суда. Судья вправе лично изложить собственное мнение для опубликования. Статья 13. Изложение решения Конституционного суда 1. Решение по усмотрению судей излагается в виде отдельного документа или протокольно. 2. Постановления и заключения, а также решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи, либо об ограничении его неприкосновенности излагаются в виде отдельных документов. 3. Решение, изложенное в виде отдельного документа, должно быть мотивированным. В зависимости от характера рассмотренного вопроса в нем указываются: наименование решения, дата и место постановления решения; состав Конституционного суда, постановивший решение; стороны и их представители; формулировка рассматриваемого вопроса, поводы к его рассмотрению; нормы Конституции Республики Саха (Якутия) и Закона, устанавливающие право Конституционного суда рассматривать данный вопрос; требование, содержащееся в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе; обстоятельства, установленные Конституционным судом: полное наименование договора или нормативного акта, конституционность которого проверялась, с указанием источника его опубликования или получения; описание обыкновения правоприменительной практики, конституционность которого проверялась, со ссылкой на обосновывающие его правоположения; действие или решение должностного лица, конституционность которого проверялась; доводы в пользу решения, к которому пришел Конституционный суд, при необходимости - доводы, опровергающие иные мнения; норма Конституции Республики Саха (Якутия) или Конституции РСФСР, которой руководствовался Конституционный суд при оценке конституционности; краткая формулировка решения; порядок и срок исполнения решения, особенности его опубликования; указание на окончательность решения. 4. Конституционный суд письменно излагает решение немедленно после его принятия. Конституционный Суд может отложить составление мотивированного решения на срок не более двух недель, ограничившись изложением формулировки решения, приобщаемой к протоколу заседания. 5. Исправления в решении оговариваются и заверяются подписью председательствующего. 6. Решение Конституционного суда и его формулировка, изложенные в виде отдельных документов, подписываются председательствующим и секретарем Конституционного суда. Статья 14. Исправление неточности и явных ошибок в решении 1. Конституционный суд может после провозглашения решения исправить допущенные в нем неточности в наименованиях и обозначениях, описки, счетные или другие явные ошибки редакционного характера. 2. Об исправлении допущенных в решении неточностей, описок, счетных и других явных ошибок принимается решение в заседания Конституционного суда. Статья 15. Провозглашение решения Конституционного суда Решение Конституционного суда или его формулировка провозглашается немедленно после его изложения в виде отдельного документа. Решение Конституционного суда, излагавшееся протокольно, объявляется немедленно после его постановления. Статья 16. Вступления в силу решения Конституционного суда Решение Конституционного суда вступает в силу немедленно после его провозглашения. Статья 17. Окончательность решения Конституционного суда Решения Конституционного суда по всем подведомственным ему вопросам окончательны и обжалованию не подлежат. Статья 18. Направление решения Конституционного суда 1. Решение Конституционного суда, изложенное в виде отдельного документа, не позднее чем в месячный срок со дня его постановления направляется: судьям Конституционного суда; в Верховный Совет Республики Саха (Якутия), Президенту республики, в Кабинет Министров республики; Председателю Верховного суда республики, Прокурору республики, министру юстиции республики; сторонам; государственным органам и должностным лицам, чьи нормативные акты, решения, разъяснения, указания послужили обоснованием неконституционной правоприменительной практики. 2. Председатель может распорядиться о направлении решения Конституционного суда и другим государственным и общественным органам, а также предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам. Статья 19. Толкование решения Конституционного суда 1. Официальное толкование решения может быть дано только самим Конституционным судом по ходатайству участников заседания, других органов и лиц, которым оно направлено, либо по инициативе самого Конституционного суда. 2. О толковании решения Конституционного суда в заседании принимается решение, излагаемое в виде отдельного документа. 3. Конституционный суд обязан дать толкование своего решения в соответствии с его действительным содержанием и не может придавать ему смысл, который не мог подразумеваться в момент постановления решения. Статья 20. Пересмотр решения Конституционного суда 1. Решение может быть пересмотрено Конституционным судом по собственной инициативе в случаях, если: Конституционный суд признает, что оно было постановлено с существенным нарушением установленного Законом порядка производства; открылись новые существенные обстоятельства, не известные Конституционному суду в момент постановления решения; изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение. 2. Решение Конституционного суда о толковании собственного решения может быть пересмотрено также и в том случае, если толкование решения было дано не в соответствии с его действительным содержанием. Статья 21. Послание Конституционного суда 1. Конституционный суд ежегодно направляет Верховному Совету Республики Саха (Якутия) послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на рассмотренных им материалах. 2. Послание Конституционного суда излагается в виде отдельного документа. 3. Послание Конституционного суда должно быть рассмотрено Верховным Советом Республики Саха (Якутия) не позднее чем в двухмесячный срок со дня получения этого послания. По результатам рассмотрения послания принимается постановление. Статья 22. Представление Конституционного суда 1. Конституционный суд, выявив конкретные нарушения Основного Закона республики, законодательства, действующего на территории республики, своим представлением может обратить внимание компетентных органов и должностных лиц на выявленные нарушения. 2. Представление Конституционного суда излагается в виде отдельного документа. 3. Представление Конституционного суда должно быть рассмотрено государственным или общественным органом, а также предприятием, учреждением, организацией или должностным лицом, которым оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня получения этого представления. О принятом в результате рассмотрения представления решении и мерах по устранению нарушений незамедлительно уведомляется Конституционный суд. Статья 23. Право Конституционного суда налагать штрафы 1. Конституционный суд имеет право, защищая свое достоинство и обеспечивая нормальный ход конституционного судопроизводства, налагать штрафы на должностных лиц и граждан, виновных в неуважении к Конституционному суду, если неуважение выразилось в какой-либо из нижеперечисленных форм: направление в адрес Конституционного суда указаний об определенном разрешении подведомственных ему вопросов, а также оскорбительных обращений; направление в адрес Конституционного суда обращений, содержащих антиконституционные утверждения или призывы; отказ в рассмотрении или нерассмотрении в установленные сроки без уважительных причин решений, представлений или требований Конституционного суда; неисполнение без уважительных причин в указанный срок или отказ от исполнения требований Конституционного суда о представлении ему документов и иных материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверочных действий, консультировании, оказании помощи и содействия; неявка без уважительных причин, отказ от явки или неуведомление о невозможности явки свидетеля или эксперта в заседание; отказ свидетеля или эксперта о дачи присяги в установленной форме; самовольное нарушение участником заседания последовательности выступлений, использование им грубых или оскорбительных выражений, провозглашение антиконституционных утверждений и призыве; нарушение порядка в заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего или пристава о соблюдении распорядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном суде правилами. 2. Конституционный суд имеет право налагать штрафы на граждан и представителей сторон в размере до 10 процентов государственной пошлины, а на должностных лиц в размере до 50 процентов государственной пошлины за каждый случай нарушения. 3. В случаях, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 и 8 части первой настоящей статьи, решение о наложении штрафа принимается в ходе заседания без предварительного изучения вопроса и включения его в повестку дня. 4. Решение о наложении штрафа излагается Конституционным судом протокольно или отдельным документом. 5. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пяти дней со дня уведомления его о наложении штрафа. В случае отказа от уплаты штрафа или неуплаты штрафа в пятидневный срок, принудительное исполнение решения Конституционного суда о наложении штрафа производится в соответствии с правилами исполнительного производства. Раздел II. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ДОГОВОРОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ Статья 24. Дела, рассматриваемые Конституционным судом в порядке проверки конституционности договоров и нормативных актов 1. Конституционный суд рассматривает дела о конституционности: международных договоров Республики Саха (Якутия), РФ и договоров Республики Саха (Якутия), РФ, имеющих или могущих иметь непосредственное действие на территории республики в качестве правовых норм, если к моменту рассмотрения дела в Конституционном суде они не были в установленном порядке ратифицированы и не вступили в законную силу; законов Республики Саха (Якутия) и других нормативных актов Верховного Совета Республики Саха (Якутия) или Президиума Верховного Совета Республики Саха (Якутия); иных нормативных актов высших государственных органов республики, включая нормативные акты, издаваемые Президентом республики; законов и других нормативных актов высших государственных органов РСФСР по вопросам, отнесенным к совместной компетенции. 2. Конституционный суд рассматривает дела о конституционности указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и в их отдельных частях. Статья 25. Основания и поводы к рассмотрению дел о конституционности договоров и нормативных актов 1. Основанием к рассмотрению Конституционным судом дела о конституционности договора или нормативного акта является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли он в целом или в его отдельной части Конституции Республики Саха (Якутия): по содержанию норм; по характеру затронутых в договоре или нормативном акте вопросов; по форме; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного в республике разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; с точки зрения закрепленного Конституцией Республики Саха (Якутия) разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления; с точки зрения закрепленного Конституцией Республики Саха (Якутия) разграничения предметов ведения Республики Саха (Якутия), Российской Федерации; с точки зрения закрепленного Конституцией РСФСР разграничения предметов ведения Республики Саха (Якутия) и РСФСР, если это не определено Конституцией Республики Саха (Якутия). 2. Конституционность нормативных актов высших государственных органов республики, кроме Верховного Совета Республики Саха (Якутия) и Президиума Верховного Совета Республики Саха (Якутия), проверяется исключительно с точки зрения их соответствия установленному в республике разделению властей и закрепленному Конституцией Республики Саха (Якутия) разграничению компетенции между высшими органами государственной власти и управления. 3. Конституционность законов и других нормативных актов высших государственных органов Республики Саха (Якутия), РСФСР проверяется исключительно с точки зрения их соответствия закрепленному Конституцией Республики Саха (Якутия) разграничению предметов ведения между Республикой Саха (Якутия), РСФСР. Если это не определено Конституцией Республики Саха (Якутия), то проверяется с точки зрения соответствия Конституции РСФСР. 4. Поводом к рассмотрению Конституционным судом дела о конституционности договора или нормативного акта является ходатайство, внесенное в порядке, установленном настоящим Законом, и отвечающее его требованиям. Статья 26. Обращение в Конституционный суд с ходатайством о проверке конституционности договора или нормативного акта 1. С ходатайством о проверке конституционности договора или нормативного акта в целом или в его отдельной части имеют право обращаться в Конституционный суд, Верховный Совет Республики Саха (Якутия), Президиум Верховного Совета Республики Саха, народный депутат Республики Саха (Якутия), Президент республики, Верховный суд республики, Высший арбитражный суд республики, Прокурор республики, общественные организации в лице их республиканских органов, высшие органы государственной власти Российской Федерации. 2. Ходатайство допустимо, если государственные или общественные органы, должностные лица и народные депутаты, указанные в части первой настоящей статьи, считают договор или нормативный акт, не подлежащим действию из-за его неконституционности либо, подлежащим действию вопреки позиции высших государственных органов или должностных лиц республики, РФ, не применивших или отказавшихся применять договор или нормативный акт как не соответствующий Конституции Республики Саха (Якутия) или Конституции РСФСР. 3. Государственные и общественные органы, а также предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане, не имеющие права обращаться в Конституционный суд с ходатайствами о проверке конституционности договора или нормативного акта, выступают с соответствующей инициативой перед государственными или общественными органами, должностными лицами и народными депутатами, обладающими таким правом. Инициатива рассматривается, и о результатах ее рассмотрения уведомляется в установленном порядке инициатор обращения в Конституционный суд. Статья 27. Ходатайство о проверке конституционности договора или нормативного акта Конституционным судом 1. В ходатайстве должны быть указаны: Конституционный суд в качестве органа, к которому обращается ходатайствующий; наименование, местонахождение, адрес и иные необходимые данные о ходатайствующем; необходимые данные о представителе ходатайствующего и его полномочиях, кроме случая, когда представительство будет осуществляться по должности; наименование, местонахождение и адрес государственного органа, подписавшего договор или издавшего нормативный акт, конституционность которого подлежит проверке; в соответствующем случае - высшего государственного органа или должностного лица республики, РФ, не применившего либо отказавшегося применять договор или нормативный акт как несоответствующий Конституции Республики Саха (Якутия) или Конституции РСФСР, а при необходимости - и иных сторон; нормы Конституции Республики Саха (Якутия) или Конституции РСФСР и Закона, дающие право на обращение с ходатайством в Конституционный суд; точное наименование, номер, дата принятия и иные данные, необходимые для однозначного определения подразумеваемого договора или нормативного акта, источник его опубликования (если он был опубликован); конкретные основания для рассмотрения дела в формулировке настоящего Закона и со ссылкой на соответствующие нормы; обоснование допустимости ходатайства с приведением, в соответствующем случае, данных об отказе в применении договора или нормативного акта; позиция ходатайствующего по поводу конституционности договора или нормативного акта и правовое обоснование изложенной позиции со ссылкой на соответствующие нормы законодательства: требование, обращенное в связи с ходатайством к Конституционному суду; перечень прилагаемых к ходатайству документов. 2. Ходатайство подписывается представителем государственного или общественного органа, должностным лицом или народным депутатом, которые обращаются с ходатайством. 3. К ходатайству прилагаются: копия полного текста договора или нормативного акта, конституционность которого в целом или в отдельной его части подлежит проверке; в соответствующем случае - копии решений высших государственных органов или должностных лиц республики, РФ, не применивших либо отказавшихся применять договор или нормативный акт как не соответствующий Конституции Республики Саха (Якутия) или Конституции РСФСР; доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать перед Конституционным судом в качестве представителя; документ об уплате государственной пошлины; перевод на русский или якутский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. 4. К ходатайству могут прилагаться также список свидетелей и экспертов, которых предлагается в заседание Конституционного суда, заключения специалистов по затронутым в ходатайстве вопросам, также другие документы и материалы. 5. Ходатайство и обязательные приложения к нему представляются в Конституционный суд с копиями в количестве не менее 15 экземпляров. Председатель в зависимости от сложности и характера дела может обязать ходатайствующего представить необходимое, но не более 15 экземпляров, число копий иных документов и материалов, приложенных к ходатайству. Статья 28. Отзыв ходатайства о проверке конституционности договора или нормативного акта Ходатайство может быть отозвано с согласия Председателя обратившимися с ходатайством государственным или общественным органом, должностным лицом или народным депутатом до включения соответствующего вопроса в повестку дня заседания. Статья 29. Отказ в рассмотрении ходатайства о проверке конституционности договора или нормативного акта Конституционным судом 1. Конституционный суд отказывает в рассмотрении ходатайства о проверке конституционности договора или нормативного акта в случаях, если: ходатайство по содержанию не соответствует требованиям настоящего Закона; ходатайство исходит от ненадлежащего органа или лица; ходатайство подано представителем, не имеющим полномочий на ведение дела в Конституционном суде; рассмотрение данного ходатайства не подведомственно Конституционному суду; конституционность указанного в ходатайстве договора, нормативного акта или соответствующей отдельной его части уже проверялась Конституционным судом и в результате этой проверки было вынесено в установленном Законом порядке постановление, сохраняющее свою силу; вопрос, разрешаемый договором или нормативным актом, конституционность которого предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции Республики Саха (Якутия) и Конституции РСФСР, способ его правильного разрешения не может быть выведен из общих начал и смысла Конституции Республики Саха (Якутия), Конституции РСФСР и по своему характеру и значению этот вопрос не относится к числу конституционных; сторона не устранила недостатков оформления ходатайства, указанных ей Председателем при возвращении ходатайства, либо пропустила срок их устранения. 2. В случае, когда основания для отказа в рассмотрении ходатайства были установлены после начала рассмотрения дела в заседании, принимается решение о прекращении дела. 3. Конституционный суд не может отказать в рассмотрения дела и начатое производство продолжается, хотя бы нормативный акт, конституционность которого подлежит проверке, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела. Статья 30. Возвращение ходатайства о проверке конституционности договора или нормативного акта Конституционным судом 1. Председатель в порядке подготовки заседания, а также и Конституционный суд возвращают стороне ходатайство с указаниями о необходимости исправления допущенных недостатков оформления в случаях, если: ходатайство или приложения к нему не соответствуют по форме требованиям настоящего Закона; к ходатайству не приложены необходимые документы и иные материалы; ходатайство или приложения к нему представлены в Конституционный суд без определенного настоящим Законом количества копий или не соответствуют должному качеству; стороной не уплачена или не полностью уплачена государственная пошлина либо не приложен документ об уплате государственной пошлины. 2. Указанные недостатки оформления ходатайства должны быть устранены стороной в срок не позднее месяца с момента получения указаний Конституционного суда. При невозможности по уважительной причине устранить недостатки оформления ходатайства в положенный срок пропущенный срок может быть восстановлен Председателем. Статья 31. Виды итоговых решений по делу о проверке конституционности договора или нормативного акта Конституционным судом 1. По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности договора или нормативного акта Конституционный суд принимает одно из следующих решений: о признании договора или нормативного акта, соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия) или Конституции РСФСР полностью или частично; о признании договора или нормативного акта, не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия) или Конституции РСФСР полностью или частично. 2. В случае, предусмотренном пункте 2 части первой настоящей статьи, указывается, по каким именно основаниям, предусмотренным Законом, договор или нормативный акт не соответствует Конституции Республики Саха (Якутия) или Конституции РСФСР. 3. В случае, когда договор или нормативный акт был признан конституционным в одних частях и неконституционным в других частях либо по одному делу одни договоры или нормативные акты были признаны конституционными, а другие неконституционными, об этом указывается в постановлении Конституционного суда. Статья 32. Последствия признания договора или нормативного акта неконституционным 1. С момента вступления в силу постановления Конституционного суда о признании договора или его отдельной части неконституционными, договор или его отдельная часть не могут быть ратифицированы, официально опубликованы, обнародованы или введены в действие; а будучи ратифицированными или введенными в действие после вступления в силу постановления Конституционного суда, считаются не действующими. Утрачивают силу также полностью или частично решения о ратификации и введении в действие договора, принятые после вступления в силу постановления Конституционного суда о признании неконституционными договора или его части. 2. С момента вступления в силу постановления о признании нормативного акта или его отдельной части неконституционными нормативный акт или его соответствующая часть не могут быть официально опубликованы, обнародованы или введены в действие, а будучи введенными в действие, считаются не действующими. Утрачивают силу также полностью или частично решения о введении в действие нормативного акта. Конституционный суд может также одновременно признать не действующими положения других нормативных актов, основанные на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящие его, о чем указывается в постановлении. При отсутствии такого указания положения нормативных актов, основанные на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящие его, не могут применяться судами и другими органами и должностными лицами и должны быть отменены в установленном порядке. 3. Не подлежат исполнению решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на договорах, а также нормативных актах, признанных неконституционными, если такие решения не были исполнены к моменту вступления в силу соответствующего постановления Конституционного суда. 4. В случае, если Конституционный суд признал неконституционным нормативный акт, которым или вследствие принятия которого были отменены либо прекратили свое действие ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу, последним может быть возвращена утраченная сила, если об этом постановит Конституционный суд. 5. Конституционный суд может распространить действие своего постановления о признании договора или нормативного акта неконституционным на прошлое время, но не более чем на три года. В этом случае правоотношения, оформившиеся на основании признанного неконституционным нормативного акта, приводятся к состоянию, существовавшему до применения такого нормативного акта, либо к состоянию, соответствующему сохранившим свою силу после решения Конституционного суда нормативным предписаниям. 6. Сила решения Конституционного суда о признании договора или его отдельной части неконституционными не может быть преодолена повторным заключением или ратификацией этого договора или его части. 7. Сила решения Конституционного суда о признании нормативного акта или его отдельной части неконституционными не может быть преодолена повторным принятием этого нормативного акта или его части. 8. Постановление Конституционного суда о признании договора или нормативного акта РФ, или какой-либо их части неконституционным является основанием для обращения высших органов государственной власти республики с ходатайством в Конституционный суд РСФСР. В этом случае, последствия, указанные в частях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 настоящей статьи, обязательны для исполнения на всей территории республики, как это предусмотрено настоящим Законом. Раздел III. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Статья 33. Дела, рассматриваемые Конституционным судом в порядке проверки конституционности правоприменительной практики 1. Конституционный суд рассматривает дела о конституционности правоприменительной практики по индивидуальным жалобам граждан Республики Саха (Якутия), РФ, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц, утверждающих, что их основные права и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории Республики Саха (Якутия), в результате: неприменения нормативного акта, подлежащего применению по смыслу Конституции Республики Саха (Якутия); применения нормативного акта, не подлежавшего применению по смыслу Конституции Республики Саха (Якутия); не соответствующего Конституции Республики Саха( Якутия) толкования нормативного акта при его применении; неприменения соответствующей нормы Конституции Республики Саха (Якутия), когда она может или должна применяться непосредственно. 2. Конституционный суд рассматривает дела о конституционности правоприменительной практики лишь в том случае, если оспариваемое решение принято в соответствии с обыкновением. Решение считается принятым в соответствии с обыкновением, когда с точки зрения существующей правоприменительной практики обстоятельства дела, установленные в том виде, как они установлены этим решением, должны получать такую же юридическую оценку и иметь за собой такие же юридические последствия, какие были определены этим решением. 3. Конституционный суд может также рассмотреть дело по индивидуальной жалобе на акт правоприменения, который хотя и не был принят в соответствии с обыкновением, но по своему характеру и значению способен создать обыкновение правоприменительной практики. Статья 34. Индивидуальная жалоба 1. Индивидуальная жалоба является поводом к рассмотрению Конституционным судом дела о конституционности правоприменительной практики. 2. Индивидуальная жалоба может быть подана в Конституционный суд в течение трех лет со дня принятия оспариваемого решения. 3. В индивидуальной жалобе могут быть указаны: Конституционный суд в качестве органа, к которому обращается индивидуальный жалобщик; наименование, местонахождение, адрес и иные необходимые данные об индивидуальном жалобщике; необходимые данные о представителе индивидуального жалобщика и его полномочиях, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности; наименование, местонахождение и адрес государственного органа, принявшего оспариваемого решения; а при необходимости - и иных сторон; нормы Конституции Республики Саха (Якутия) и Закона, дающие право на обращение с индивидуальной жалобой в Конституционный суд; точное наименование, номер, дата принятия и иные данные, необходимые для однозначного определения оспариваемого решения, источник его опубликования (если оно было опубликовано); точное наименование, номер, дата принятия и иные данные, необходимые для однозначного определения нормативного акта, решения, разъяснения, указания, которыми обосновывается оспариваемое обыкновение правоприменительной практики, источники их опубликования (если они были опубликованы) - в случае, когда на эти нормативные акты, решения, разъяснения, указания есть ссылка в оспариваемом решении и они доступны для общего ознакомления; обстоятельства нарушения или отказа в защите основного права или законного интереса жалобщика; основное право или интерес, которые были нарушены или не получили защиты, со ссылкой на норму Конституции Республики Саха (Якутия), которой это право или интерес предусмотрены, либо из смысла которой они непосредственно вытекают; правовые действия, предпринятые индивидуальным жалобщиком для защиты своего основного права или законного интереса, с момента нарушения права до вступления в законную силу окончательного решения, оспариваемого индивидуальным жалобщиком, а также инстанции, рассматривавшие обращения индивидуального жалобщика; конкретные основания для рассмотрения дела в формулировке настоящего Закона и со ссылкой на его соответствующие нормы; известные индивидуальному жалобщику доказательства того, что оспариваемое им решение является обыкновением правоприменительной практики; обоснование важности рассмотрения дела в Конституционном суде для правоприменительной практики; позиция индивидуального жалобщика по существу дела; требование, обращение в связи с индивидуальной жалобой к Конституционному суду. правовое обоснование позиции и требования индивидуального жалобщика со ссылкой на соответствующие нормы законодательства; указание на решение Конституционного суда по аналогичным вопросам или на неизвестность таких решений индивидуальному жалобщику; перечень прилагаемых к индивидуальной жалобе документов. 4. Индивидуальная жалоба подписывается индивидуальным жалобщиком или его представителем. 5. К индивидуальной жалобе прилагаются: копия оспариваемого решения и, по возможности, копии решений ранее состоявшихся в других инстанциях; копии полных текстов нормативных актов, решений, разъяснений, указаний, обосновывающих оспариваемое обыкновение правоприменительной практики, если они доступны индивидуальному жалобщику; доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать перед Конституционным судом в качестве представителя; документ об уплате государственной пошлины; перевод на русский или якутский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. 6. К индивидуальной жалобе могут прилагаться также список свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание заключения специалистов по затронутым в индивидуальной жалобе вопросам, а также другие документы и материалы. 7. Индивидуальная жалоба и обязательные приложения к ней представляются в Конституционный суд с копиями в количестве не менее 15 экземпляров. Председатель в зависимости от сложности и характера дела может обязать индивидуального жалобщика представить необходимое, но не более 15 экземпляров, число копий иных документов и материалов, приложенных к индивидуальной жалобе. Статья 35. Отзыв индивидуальной жалобы 1. Индивидуальная жалоба может быть отозвана индивидуальным жалобщиком в любой момент производства в Конституционном суде до начала совещания судей. 2. Рассмотрение отозванной индивидуальной жалобы или жалобы, поступившей от того же лица по тому же вопросу после отзыва первоначальной индивидуальной жалобы, не производится. Статья 36. Отказ в рассмотрении индивидуальной жалобы Конституционным судом 1. Конституционный суд отказывает в рассмотрении индивидуальной жалобы в случаях, если: индивидуальная жалоба по содержанию не соответствует требованиям настоящего Закона; индивидуальная жалоба исходит от ненадлежащего лица; индивидуальная жалоба подана представителем, не имеющим полномочий, на ведение дела в Конституционном суде; рассмотрение данной индивидуальной жалобы не подведомственно Конституционном суду; пропущен срок на обращение с индивидуальной жалобой; индивидуальный жалобщик не исчерпал обычных возможностей обжалованию оспариваемого им решения; право или законный интерес индивидуального жалобщика подлежат защите, а их нарушение устранению не тем органом или должностным лицом, которые вынесли окончательное решение; данное дело уже было разрешено Конституционным судом; жалоба того же лица по тому же вопросу ранее была им отозвана из Конституционного суда; к моменту производства в Конституционном суде индивидуальная жалоба стала беспредметной ввиду принятия судом, другим правоприменительным органом или должностным лицом окончательного решения в пользу индивидуального жалобщика; основное право или законный интерес, на нарушение или отказ в защите которых ссылается индивидуальный жалобщик, не получили закрепления в Конституции Республики Саха (Якутия), не могут быть непосредственно выведены из общих начал и смысла Конституции Республики Саха (Якутия) и по своему характеру не относятся к числу основных; сторона не устранила недостатков оформления жалобы, указанных ей Председателем при возвращении жалобы, либо пропустила срок их устранения; оспариваемое решение не являлось обыкновением правоприменительной практики; Конституционный суд сочтет рассмотрение индивидуальной жалобы нецелесообразным. 2. В случае, когда основания для отказа в рассмотрении ходатайства были установлены после начала рассмотрения дела в заседании Конституционного суда, принимается решение о прекращении дела. Решение о прекращении дела не может быть принято по мотивам нецелесообразности рассмотрения индивидуальной жалобы. Статья 37. Возвращение индивидуальной жалобы Конституционным судом 1. Председатель в порядке подготовки заседания, а также и Конституционный суд возвращают стороне индивидуальную жалобу с указаниями о необходимости исправления допущенных недостатков оформления в случаях, если: индивидуальная жалоба или приложения к ней не соответствуют по форме требованиям настоящего Закона; к индивидуальной жалобе не приложены необходимые документы и иные материалы; индивидуальная жалоба или приложения к ней представлены в Конституционный суд без определенного настоящим Законом количества копий или не соответствуют должному качеству; стороной не уплачена или не полностью уплачена государственная пошлина, либо не приложен документ об уплате государственной пошлины. 2. Указанные недостатки оформления индивидуальной жалобы должны быть устранены стороной в срок не позднее месяца с момента получения указаний Конституционного суда. При невозможности по уважительной причине устранить недостатки оформления индивидуальной жалобы в положенный срок пропущенный срок может быть восстановлен Председателем. Статья 38. Виды итоговых решений по делу о проверке конституционности правоприменительной практики Конституционным судом 1. По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности правоприменительной практики Конституционный суд принимает одно из следующих решений: о признании обыкновения правоприменительной практики, соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия); о признании обыкновения правоприменительной практики, не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия). 2. Решения в отношении различных обыкновений правоприменительной практики, конституционность которых проверялась в одном деле, могут быть изложены Конституционным судом в одном постановлении. Статья 39. Распространение решений Конституционного суда на другие дела Конституционный суд имеет право в заседании без приглашения сторон распространить на другие дела, возникшие в связи с индивидуальными жалобами, ранее состоявшиеся решения по другим делам в случаях, если: индивидуальный жалобщик заявляет аналогичное требование по тому же обыкновению правоприменительной практики, конституционность которого ранее проверялась Конституционным судом; обыкновение правоприменительной практики основано на договоре или нормативном акте, признанном неконституционным, решением Конституционного суда, либо оказавшимся не действующим в связи с таким решением; индивидуальный жалобщик просит подтвердить конституционность либо неконституционность определенного договора, нормативного акта или обыкновения правоприменительной практики, ссылаясь на решение Конституционного суда. Статья 40. Значение решения Конституционного суда по индивидуальной жалобе 1. Обязательность решения Конституционного суда по индивидуальной жалобе распространяется только на правоотношения, указанные в индивидуальной жалобе. 2. Решение Конституционного суда в пользу индивидуального жалобщика является основанием для проверки в установленном порядке окончательного решения, которое он оспаривал. 3. Нарушение основного права или законного интереса должно быть устранено, а основное право или законный интерес должны быть защищены компетентным органом, если для того не имеется иных препятствий, кроме устраненных решением Конституционного суда. Требования лица не подлежит удовлетворению в случае, если Конституционный суд установит правомерность оспариваемого обыкновения правоприменительной практики и компетентный орган не найдет, что к данному правоотношению должны применяться иные нормы. 4. Решение Конституционного суда о признании по данному делу обыкновения правоприменительной практики неконституционными обязывает орган или должностное лицо, издавших нормативный акт, решение, разъяснение, указание, обосновывающие такую практику, изучить вопрос о необходимости его отмены или изменения лишь в том случае, если об этом будет прямо указано в решении Конституционного суда. Раздел IV. ДАЧА ЗАКЛЮЧЕНИЙ Статья 41. Заключения, даваемые Конституционным судом по запросам и собственной инициативе 1. Конституционный суд по запросу Верховного Совета Республики Саха (Якутия) или Президиума Верховного Совета Республики Саха (Якутия), Президента республики дает заключения: о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) действий и решений Президента республики, а также других высших должностных лиц республики, если согласно Конституции Республики Саха (Якутия) неконституционность их действий и решений служит основанием для их отрешения от должности или приведения в действие иного специального механизма их ответственности; о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) ратифицированных или вступивших в силу без ратификации международных договоров Республики Саха (Якутия), РФ; о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) договоров Республики Саха (Якутия), РФ; о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) законов и нормативных актов Республики Саха (Якутия), РФ; о соотношении Конституции Республики Саха (Якутия) и законов РФ, а также других нормативных актов высших органов государственной власти РФ. 2. Конституционный суд имеет право давать заключения, указанные в части первой настоящей статьи, по собственной инициативе. 3. Конституционному суду запрещается давать заключения по вопросам, которые могут быть предметом рассмотрения в его заседании по делу о конституционности нормативного акта или обыкновения правоприменительной практики. Статья 42. Запрос о даче заключения Конституционным судом 1. Поводом к даче заключения Конституционным судом наряду с письменным предложением судьи Конституционного суда является запрос. 2. В запрос должны быть указаны: Конституционный суд в качестве органа, к которому обращен запрос; наименование, местонахождение и адрес запрашиваемого; нормы Конституции Республики Саха (Якутия) и Закона, дающие право на обращение с запросом в Конституционный суд; действия, конституционность которых предлагается проверить и обстоятельства их совершения, а в случае проверки договоров, нормативных актов или решений - точное наименование, номер, дата принятия и иные данный, необходимые для однозначного определения подразумеваемого договора, нормативного акта или решения, источники их опубликования (если они были опубликованы); требование, обращенное в связи с запросом к Конституционному Суду; перечень прилагаемых к запросу документов. 3. Запрос подписывается Председателем Верховного Совета Республики Саха (Якутия) или его первым заместителем; Президентом республики. 4. К запросу прилагаются: копия полного текста договора, нормативного акта или решения, подлежащего проверке; доказательства соответствующих действий или копии соответствующих решений высших должностных лиц республики, РФ; документ об уплате государственной пошлины; перевод на русский или якутский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. 5. К запросу могут прилагаться также список свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседании Конституционного суда, заключения специалистов по затронутым в запросе вопросам, доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, его право выступать перед Конституционным судом в качестве представителя, а также другие документы и материалы. 6. Запрос и обязательные приложения к нему представляются в Конституционный суд с копиями в количестве не менее 15 экземпляров. Председатель Конституционного суда в зависимости от сложности и характера дела может требовать представления необходимого, но не более 15 экземпляров, числа копий иных документов и материалов, приложенных к запросу. Статья 43. Отзыв запроса о даче заключения Конституционным судом Запрос может быть отозван до начала его рассмотрения в заседании, органом, его направившим. Запрос Президиума Верховного Совета Республики Саха (Якутия) может быть отозван Верховным Советом Республики Саха (Якутия). Статья 44. Отказ в рассмотрении вопроса запроса о даче заключения Конституционным судом 1. Конституционный суд отказывает в рассмотрении запроса о даче заключения в случаях, если: запрос по содержанию не соответствует требованиям настоящего Закона; запрос исходит от ненадлежащего органа; запрос касается политического вопроса; рассмотрение данного вопроса не подведомственно Конституционному суду; запрос стал беспредметным ввиду установления в надлежащей порядке отсутствия действия или решения, конституционность которого подлежала проверку; конституционность указанных в запросе договоров или нормативных актов, действий или решений уже проверялась Конституционным судом и в результате этой проверки было дано в установленном настоящим Законом порядке заключение, сохраняющее свою силу; не были устранены недостатки оформления запроса, указанные Председателем при возвращении запроса, либо был пропущен срок их устранения. 2. Конституционный суд может отказать в рассмотрении запроса о даче заключений, когда к моменту рассмотрения дела договор или нормативный акт по какому-либо основанию утратит силу. Статья 45. Возвращение запроса о даче заключения Конституционным судом 1. Председатель в порядке подготовки заседания, а также и Конституционный суд возвращает запрос с указаниями о необходимости исправления допущенных недостатков оформления в случаях, если: запрос или приложения к нему не соответствуют по форме требованиям настоящего Закона; к запросу не приложены необходимые документы и иные материалы; запрос или приложения к нему представлены в Конституционный суд без определенного настоящим Законом количества копий или не соответствуют должному качеству; не была уплачена или была не полностью уплачена государственная пошлина либо не был приложен документ об уплате государственной пошлины. 2. Указанные недостатки оформления запроса должны быть устранены в срок не позднее месяца с момента получения указаний Конституционного суда. При невозможности по уважительной при чине устранить недостатки оформления запроса в положенный срок пропущенный срок может быть восстановлен Председателем. Статья 46. Значение заключения Конституционного суда 1. Заключение Конституционного суда о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) действий и решений высших должностных лиц республики обязывает в случае установления таких действий и решений признавать их конституционность или неконституционность в соответствии с данным Конституционным судом заключением. 2. Заключение Конституционного суда о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) или о соотношении Конституции Республики Саха (Якутия) и законодательства Республики Саха (Якутия), РФ, как и в других случаях, не предусмотренных частью первой настоящей статьи, имеет консультативное значение. 1 зам. Председателя Верховного Совета Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|