Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия) от 14.10.1992 № 1156-ХIIЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г. Якутск 14 октября 1992 года N 1156-ХII Об охране труда Настоящий Закон направлен на обеспечение реализации гражданами Республики Саха (Якутия) конституционного права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда. Закон устанавливает общий порядок регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателем и работником независимо от видов и форм собственности и хозяйствования. Закон занимает верховенствующее положение по отношению к другим законодательным актам в области охраны и безопасности труда. Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие охраны труда Охрана труда представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, правовых мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия (1). Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона и других законодательных актов Республики Саха (Якутия) в области охраны труда, а также федеративных и международных нормативно-правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде, ратифицированных Верховным Советом Республики Саха (Якутия). (2). Действие законодательства об охране труда распространяется на собственников (учредителей), предпринимателей, администрацию, а также на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими субъектами хозяйственной деятельности (в дальнейшем именуются "предприятия") различных форм собственности и хозяйствования, в том числе с отдельными нанимателями, на членов кооперативов, студентов высших учебных заведений и общеобразовательных школ, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятия; лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в исправительно-трудовых учреждениях или на предприятиях, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства. (3). Положения Закона действуют на всей территории Республики Саха (Якутия) и распространяются на юридических лиц, граждан Республики Саха (Якутия), а также на граждан других республик и иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Республики Саха (Якутия). Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области охраны труда основывается на следующих принципах: а) приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия; б) координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики, с деятельностью в области охраны окружающей среды; в) установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий, независимо от видов и форм собственности и хозяйствования; г) государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда; д) общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов трудящихся в области охраны труда на производстве, осуществляемого профессиональными организациями и их союзами, другими общественными организациями и объединениями, трудовыми коллективами предприятий; е) участия государства, предприятий с различными формами собственности и хозяйствования, собственников (учредителей) в финансировании охраны труда; ж) взаимодействия и сотрудничества государственных органов управления, надзора и контроля с представительными организациями трудящихся и предпринимателей, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда; з) широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда; и) стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты трудящихся; к) участия государства в проведении эффективной налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях, применения экономических льгот и санкций в целях материальной заинтересованности предприятий в улучшении условий труда, а работников - в соблюдении требований охраны труда; л) обеспечения работников специальной одеждой, обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием за счет работодателей; м) обязательности расследования каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве; н) установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую в опасных и вредных производственных условиях, не поддающихся при современном техническом уровне и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда; обязательности государственного социального страхования работников и служащих, социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев или получивших профессиональные заболевания, а также лиц, которые имеют на это право в соответствии с действующим законодательством; о) подготовки специалистов по охране труда, в том числе в высших и средних учебных заведениях, обязательности обучения работников правилам и нормам охраны труда и обучения их по профессиям; п) обеспечения государственной статистической отчетности о состоянии условий труда, травматизма и аварийности, информирования населения о состоянии охраны труда на предприятиях и в отраслях народного хозяйства, проведения пропаганды передового опыта в области охраны труда; р) установления порядка обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда между представительными организациями трудящихся и собственниками или уполномоченными органами управления; с) международного сотрудничества при решении проблем охраны труда, а также сотрудничества в области охраны труда. Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда (1). Предприниматели, специалисты, граждане могут объединяться в общественные организации (объединения) для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) об общественных организациях (объединениях). (2). Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают помощь и поддержку таким общественным организациям (объединениям) и рассматривают разработанные ими предложения, рекомендации. Статья 5. Охрана труда при выполнении международных договоров или соглашений (1). При выполнении предприятиями и гражданами Республики Саха (Якутия) работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не оговорено иное. (2). Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории Республики Саха (Якутия), устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон. Раздел II. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА Статья 6. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем именуется "трудовой договор") должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот за особые условия труда. Статья 7. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья (1). Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинское противопоказание для лиц с физическим недостатком или соответствующими отклонениями состояния здоровья. (2). Запрещается привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья. Статья 8. Запрещение допуска к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки и не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда (1). Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, и переаттестацию в порядке и в сроки, установленные для их профессий и видов работ. (2). Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда. Статья 9. Право работника на информацию, льготы и компенсацию по условиям труда (1). Администрация обязана информировать работников предприятия о состоянии условий труда на рабочих местах и предусмотренных в связи этими условиями труда льготах, компенсациях, средствах индивидуальной защиты - периодически, по результатам проверок или при изменениях производственного процесса, а также по требованию работника. (2). Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, характер и размеры таких льгот и компенсаций устанавливаются правительством Республики Саха (Якутия) или по его поручению Комитетом по охране труда. (3). Предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. Статья 10. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности (1). Администрация предприятия обязана обеспечивать условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и предотвращающие производственный травматизм и профессиональную заболеваемость. (2). В случае несоответствия условий труда характеристике рабочего места, указанного в трудовом договоре, наличия угрозы жизни и здоровью работника, необеспечения его необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда или в соответствие с условиями, обусловленными характеристикой рабочего места в трудовом договоре. Отказ работника от выполнения работы в связи с неблагоприятными и опасными условиями труда не влечет для него каких-либо дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций. За время вынужденного простоя по вине предприятия за работником сохраняется место работы (должность). (3). На время приостановки работ на предприятии (рабочих мест, производственных участков и т. д.) вследствие нарушения законодательства об охране труда, требований правил и норм безопасности, гигиены труда за работником сохраняется рабочее место. (4). При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, подтвержденной органами государственного надзора и контроля, администрация предприятия обязана предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет предприятия переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки средней заработной платы. (5). В случае закрытия предприятия вследствие необеспечения здоровых и безопасных условий труда органы государственного и хозяйственного управления, собственник (учредитель) предприятия обязаны принять меры по обеспечению работников рабочими местами на других предприятиях, соответствующими их квалификации, или организовать их переподготовку. На период вынужденного простоя и переподготовки за работником сохраняется заработная плата в соответствии с законодательством. (6). В случае причинения вреда здоровью или частичной утраты трудоспособности из-за работы во вредных и опасных условиях труда, администрация обязана возместить работнику ущерб, причиненный здоровью, в соответствии с Законом. (7). При обнаружении у работника соматического заболевания или признаков профессионального заболевания, связанного с условиями труда, администрация на основании медицинского заключения обязана перевести его на другую, более легкую работу. (8). Трудовой договор, снижающий права работника в области охраны труда по сравнению с законодательными и нормативными актами, подлежит расторжению по инициативе работника, а также приведению в соответствие с законодательными и нормативными актами по требованию органов государственного надзора и контроля. Статья 11. Особенности регулирования отношений в области охраны для отдельных категорий работников (1). Запрещается применение труда женщин на работах с особо опасными и особо вредными условиями труда, а также на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную сверх установленных норм. Перечень вышеуказанных работ и нормы переноски тяжестей утверждаются в порядке, установленном правительством Республики Саха (Якутия). (2). Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, а также инвалидов на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда. (3). Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением переводятся на другую, более легкую работу, исключающую воздействие опасных и вредных производственных факторов. Применение труда беременных женщин на работе, связанной с подъемом и перемещением тяжестей вручную, запрещается. Статья 12. Государственное социальное страхование работников предприятий от несчастных случаев и профессиональных заболеваний Работники предприятий подлежат обязательному государственному страхованию предприятием от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Саха (Якутия). В качестве страховщика выступает государство. Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН, УЧАСТВУЮЩИХ В ТРУДОВОМ ПРОЦЕССЕ, В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 13. Права работника в области охраны труда Работник имеет право: а) на рабочее место, свободное (защищенное) от воздействия опасных и вредных производственных факторов, вызывающих травму, ухудшение состояния здоровья, заболевание или снижение работоспособности; б) на информацию о состоянии условий труда, о предпринимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступление от требований и норм законодательства по охране труда; в) на информацию о состоянии его здоровья по результатам предварительного при поступлении на работу и последующих периодических медицинских осмотров; г) на ознакомление и (или) предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте на всех уровнях управления, самоуправления, инспектирования и расследования несчастных случаев и аварий на производстве; д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты за счет работодателя; е) на проведение инспектирования условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля; ж) на отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья; з) на жалобу и (или) апелляцию анонимно при расследовании аварий и несчастных случаев или инспекции, а также в случаях нарушения требований безопасности и гигиены труда на рабочем месте по вине администрации; и) на обучение безопасным методам и приемам работы за счет нанимателя; к) на переподготовку за счет средств нанимателя в случае закрытия предприятия, ликвидации рабочего места вследствие нарушения законодательства об охране труда и (или) технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Статья 14. Обязанности работника в области охраны труда Работник обязан: а) соблюдать правила, инструкции, положения и приказы по охране труда, с которыми он ознакомлен, издаваемыми работодателями во исполнение настоящего Закона и применяемыми к действиям и поведению работника; б) не перемещать, не демонтировать, не разрушать средства безопасности и гигиены труда на своем рабочем месте и предприятии, не предпринимать любые действия, приводящие к снижению уровня безопасности труда других лиц; в) применять средства коллективной и индивидуальной защиты, содержать их в исправном состоянии; г) немедленно извещать своего непосредственного руководителя (бригадира, мастера, начальника участка и др.) о любой ситуации, которая по его мнению создает непосредственную угрозу жизни или здоровью людей; д) немедленно сообщать о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшим в ходе работы или в связи с ней; е) проходить медицинское обследование и тесты, предусмотренные нормативными актами. Статья 15. Право работодателя в области охраны труда Работодатель имеет право: а) войти с предложением в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении стандарта или нормы по безопасности и гигиене труда; б) на информацию от органов управления и надзора, в том числе и при проведении инспекции и расследования; в) на сопровождение официальных лиц при инспектировании и участие в совещаниях в органах управления и надзора при рассмотрении жалоб на условия труда и незаконные действия администрации в вопросах охраны труда; г) на проведение инспекции или расследования службами государственного управления или надзора в случае установления им оборудования или применения технологического процесса как возможного источника производственной опасности; д) на проведение совещаний и консультаций с органами государственного управления и надзора по завершению инспекции или расследования; е) на апелляцию и обжалование решений соответствующих государственных органов управления и надзора. Апелляция должна быть подана в вышестоящий государственный или судебные органы в течение 15 дней после получения решения; ж) на административные или дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения работника за нарушение требований статьи 14 настоящего Закона; з) на получение услуг и содействие в государственных органах в области обучения и пропаганды безопасных методов и приемов работы; и) на временный перевод (сроком до 1 месяца) работника без его согласия, в случае приостановки работ на предприятии (рабочих местах, производственных участках и т. д.) вследствие нарушения законодательства об охране труда, требований правил, норм безопасности и гигиены труда с сохранением заработной платы в установленном порядке. Статья 16. Обязанности работодателя в области охраны труда Работодатель обязан: а) обеспечить такие условия труда, чтобы находящиеся под его контролем рабочие места, механизмы, оборудования и процессы были безопасными и не угрожали здоровью людей; б) проводить аттестацию условий труда на всех рабочих местах; в) предоставить компенсацию и льготы за работу во вредных и опасных условиях труда; г) принимать незамедлительные меры при возникновении аварийных ситуаций, несчастных случаев и заболеваний на производстве, а также надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим; д) нести ответственность за соблюдение норм, стандартов, правил, предусмотренных законодательством по охране труда и за собственные распоряжения, приказы; е) информировать работников о состоянии условий их труда, их правах и обязанностях согласно действующему законодательству по охране труда; ж) бесплатно обеспечивать рабочих средствами коллективной и индивидуальной защиты; з) нести расходы на медицинское обслуживание и тесты, предусмотренные нормативными актами; и) ознакомить работника или его представителя с необходимыми документами по безопасности и гигиене труда на его рабочем месте и данными о его здоровье; к) принимать все научно-обоснованные и практически осуществимые меры для снятия физической и психической усталости работников в процессе труда; л) обеспечивать необходимый инструктаж и надлежащую подготовку работников в области безопасности и охраны труда; м) предоставить работнику или его представителю возможность посещать совещания и собрания, касающиеся рассмотрения его (их) жалоб; н) предоставить возможность представителю работников сопровождать представителей государственной или общественной служб надзора и контроля во время инспекции или расследования, а также обеспечить возможность консультаций с работниками; о) беспрепятственно допускать представителей государственных и общественных органов управления и контроля на рабочие места для проведения инспекций и расследований, касающихся безопасности и гигиены труда; п) запрещать работнику выполнять операции, создающие угрозу его жизни и здоровью; р) вывешивать копии решений государственных и общественных органов управления и надзора в установленных местах; с) платить штрафы за нарушение требований норм и правил охраны труда; т) вести по установленной форме документацию, учет, связанные с производственными заболеваниями и травматизмом, воздействием вредных и опасных производственных факторов; у) извещать соответствующие органы о несчастных случаях и авариях на производстве, организовать их расследование в соответствии с законом (положением); ф) сотрудничать с работниками или их представителями в деле выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда; х) выполнять коллективный договор и соглашение по охране труда; ц) вести учет расходов по охране труда; ч) своевременно представлять государственную статистическую отчетность по условиям и охране труда. Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА Статья 17. Государственные органы управления охраной труда (1). Органом государственного управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) является Комитет по охране труда. Положение о Комитете по охране труда утверждается правительством Республики Саха (Якутия). Должностные лица государственных органов управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения любых предприятий и доступа к необходимой информации. (2) Научно-методическое, информационное и статистическое обеспечение управления охраной труда осуществляет Комитет по охране труда совместно с Госкомстатом и другими государственными органами при участии представительных организаций трудящихся, предпринимателей и общественных объединений. Статья 18. Полномочия Комитета по охране труда Комитет по охране труда: а) разрабатывает и осуществляет единую государственную политику в области охраны труда, определяет функции министерств, ведомств, ассоциаций, концернов, объединений, предприятий и других органов хозяйственного управления, координирует и контролирует их деятельность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих; б) разрабатывает при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей, научно-исследовательских учреждений, производственных структур, общественных объединений республиканскую программу по улучшению условий и безопасности труда работающих и организует ее выполнение; в) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда на предприятиях; г) организует и проводит расследования несчастных случаев, аварий; д) осуществляет правовую и социальную защиту трудящихся по вопросам охраны труда; е) проводит экспертизу условий труда на действующих и строящихся предприятиях; ж) организует и координирует научно-исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские работы в области охраны труда, разработку законодательных и иных нормативных актов по охране труда; з) заслушивает отчеты собственников (учредителей), администрации, предпринимателей и других должностных лиц по вопросам охраны труда; и) организует в масштабе республики подготовку специалистов по охране труда. Статья 19. Полномочия министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, объединений и других органов хозяйственного управления по охране труда Министерства, ведомства, концерны, ассоциации, объединения и другие органы хозяйственного управления: а) создают органы управления охраной труда; б) определяют при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей, общественных объединений основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры; в) осуществляют разработку отраслевых правил, норм, типовых инструкций и других нормативных актов по охране труда, проводят экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно-бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда; г) организуют обеспечение обучения и проверки в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководящими работниками и специалистами предприятий; д) осуществляют внутриведомственный надзор и контроль за состоянием охраны труда на предприятиях. Статья 20. Полномочия комиссии по охране труда при местных исполнительных органах власти Органы местного самоуправления: а) обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории; б) создают при необходимости за счет долевого участия предприятий и иных средств целевой фонд охраны труда для решения региональных проблем в области охраны труда и оказания соответствующей помощи предприятиям; в) заслушивают отчеты собственников (учредителей), администрации, предпринимателей и других должностных лиц по вопросам охраны труда. Статья 21. Управление охраной труда на предприятии (1). Управление системой охраны труда и здоровья трудящихся на предприятиях осуществляет собственник (учредитель) предприятия или уполномоченные им лица, которые создают службы охраны труда или на основе хозяйственных договоров нанимают специалистов по охране труда, организующих и контролирующих выполнение требований законодательства по охране труда. Концерны, ассоциации и другие объединения предпринимателей обязаны создавать службы охраны труда. (2). Службы охраны труда организуют работы по охране труда, обеспечению дорожной и пожарной безопасности и осуществляют контроль за исполнением должностными лицами и работниками предприятия требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда. Статья 22. Служба охраны труда предприятия (1). Структура и численность служб охраны труда (из штатных или привлекаемых специалистов) определяется собственником (учредителем) предприятия. На предприятиях с численностью до 50 работающих функции специалиста по охране труда могут выполнять лица, уполномоченные на это собственником (учредителем) или принятые на работу с его согласия. На предприятиях с численностью работающих 50 и более человек вводится должность специалиста по охране труда. При численности работающих 300 и более человек создаются службы охраны труда, структура и численность которых определяются степенью риска производства и территориальной отдаленностью рабочих мест. При численности работающих более тысячи человек в составе службы охраны труда включается должность специалиста по гигиене труда и организуется промышленно-санитарная лаборатория. (2). По своему статусу служба охраны труда приравнивается к производственно-техническим службам предприятия. Специалисты служб охраны труда могут привлекаться к выполнению только работ по обеспечению пожарной и дорожной безопасности. (3). Руководитель службы охраны труда назначается собственником (учредителем) и подчиняется непосредственно собственнику (учредителю), совету (правлению) предприятия или лицу, уполномоченному ими. (4). Запрещается расторжение трудового договора со специалистами служб охраны по инициативе администрации без согласия совета (правления) и профсоюзного комитета предприятия. (5). Собственник (учредитель) или уполномоченные им лица обязаны обеспечить материально-техническую базу служб охраны труда предприятий. Статья 23. Права работников служб охраны труда (1). Специалисты служб охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносят представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда, нормы и правила по охране труда. В случаях возникновения непосредственной угрозы здоровью или жизни работников специалисты служб охраны труда вправе приостановить работы впредь до устранения выявленных нарушений. (2). Работникам служб охраны труда предоставляется право наложения в административном порядке штрафов на должностных лиц и работников предприятия за нарушение норм охраны труда и техники безопасности в соответствии с установленным законом порядке. Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 24. Обеспечение охраны труда на предприятии (1). Условия труда на каждом рабочем месте предприятия должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм по охране труда. (2). Администрация, работники предприятия и (или) их представители сотрудничают в деле обеспечения охраны труда. Взаимные обязательства администрации и работников по обеспечению работникам здоровых и безопасных условий труда на предприятии предусматриваются коллективными договорами (соглашением по охране труда). (3). Администрация предприятия обязана обеспечить: а) безопасность зданий, сооружений, производственных процессов и оборудования; б) приведение условий труда на каждом рабочем месте в соответствие с требованиями безопасности и гигиены труда; в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работающих; г) оптимальные режимы труда и отдыха и осуществление практических мер для снятия чрезмерной физической и психической усталости работающих; д) бесплатную выдачу работающим в производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих материалов в соответствии с установленными нормами; е) обучение, инструктирование и проверку знаний работниками правил и норм, инструкций по безопасности и гигиене труда; ж) организацию контроля за опасными и вредными производственными факторами и своевременное информирование работников о результатах контроля; (4). Собственник (учредитель) или уполномоченные ими лица обязаны обеспечить предоставление достоверной статистической отчетности об условиях и охране труда в установленном Комитетом по охране труда порядке. Статья 25. Нормативные обеспечения охраны труда (1). Нормативные обеспечения охраны труда включают в себя: стандарты по охране труда, социально-экономические нормативы, нормы, правила, инструкции и другие нормативные акты по охране труда. (2). Стандарты и другие нормативные акты по охране труда Республики Саха (Якутия), утвержденные Комитетом по охране труда Республики Саха (Якутия), являются обязательными для всех государственных и хозяйственных органов управления и надзора, предприятий, должностных лиц и работников независимо от форм собственности и хозяйствования. (3). Нормативные акты по охране труда систематически пересматриваются (полностью или частично) с периодичностью не более 5 лет. Статья 26. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов (1). Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и выпуск средств производства, внедрение новой техники и технологий, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил по безопасности и гигиене труда, не допускаются. (2). Проекты предприятий и средств производства подлежат обязательной экспертизе, а при необходимости - экспертизе независимых общественных организаций (объединений), опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их нормам и требованиям охраны труда. (3). Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. (4). Машины, механизмы, технологические линии и другие средства производства не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если они не имеют сертификата (удостоверения) безопасности, выдаваемого в установленном порядке. Покупатель обязан провести экспертизу новых образцов отечественной и всей импортной техники, технологий и механизированного инструмента на безопасность труда в условиях Республики Саха (Якутия). (5). Работа предприятий или эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда и создающих угрозу жизни или здоровью работников, подлежат приостановке полномочными на то органами. Статья 27. Подготовка специалистов по охране труда (1). Республика обеспечивает подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях специалистов для работы в службах охраны труда предприятий, органах государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля. (2). Вопросы охраны труда должны включаться в программы образования и профессиональной подготовки на всех уровнях, в том числе в программы высшего и среднего технического образования, медицинского и профессионального, с учетом обязанностей производства различных отраслей народного хозяйства. (3). Лица, профессионально занимающиеся вопросами охраны труда и состоящие на службе у администрации предприятий или в государственных органах, должны быть аттестованы органами государственного надзора. Статья 28. Финансирование охраны труда (1). Финансирование охраны труда осуществляется собственником (учредителем), государством и другими источниками. Бюджетные ассигнования на охрану труда (средства республиканского и местного бюджетов, внебюджетных фондов), выделяемые в соответствующих бюджетах отдельной строкой, используются для содержания органов управления, надзора и контроля, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнения государственных программ по охране труда. (2). Республика, территориально-административное образование, предприятия вправе создавать фонды по охране труда за счет прибыли (доходов) от их хозяйственной, коммерческой внешнеэкономической и иной деятельности, бюджетных и внебюджетных средств, пожертвований, взносов, поступлений от штрафов за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда. Порядок образования и расходования фондов по охране труда определяется положениями, утвержденными Комитетом по охране труда и соответствующими республиканскими комитетами и министерствами. (3). Доход (прибыль), направляемый в соответствующий фонд охраны труда, не подлежит налогообложению при условии использования его исключительно на цели охраны труда. (4). Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется из собственных средств предприятия как обязательный элемент хозяйственной деятельности. Размер средств, выделяемых на охрану труда, определяется коллективным договором и должен составлять не менее двух процентов от прямых затрат производства согласно утвержденной на предстоящий год смете затрат. Неиспользованные в отчетном году средства переносятся на следующий финансовый год. (5). В случае принятия администрацией решений, нарушающих условия коллективного договора в части расходования средств на охрану труда, представительные организации трудящихся предприятия, органы надзора и контроля вправе внести администрации представления об устранении этих нарушений. При отказе администрации удовлетворить действия представителей трудящихся и контролирующих органов, или недостижении соглашения, разногласия рассматриваются в порядке, установленном законодательством по решению коллективных трудовых споров (конфликтов). Статья 29. Обучение и инструктирование работников предприятий по вопросам охраны труда (1). Все вновь принимаемые работники, а также переводимые на другую работу, проходят инструктаж по безопасности и гигиене труда, обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев. (2). Для работников, поступающих на работу в производства с повышенной опасностью или на работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительное обучение по безопасности и гигиене труда со сдачей экзаменов и с последующей периодической аттестацией. (3). Все вновь поступающие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты трудящихся в области охраны труда. Статья 30. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда (1). Льготному налогообложению подлежит часть доходов (прибыли) предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, малых предприятий, кооперативов, внедренческих организаций, полученных за счет создания, внедрения, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля производственной и окружающей среды. (2). При заключении коллективного договора (соглашения по охране труда) предприятия вправе устанавливать работникам доплаты или дополнительные льготы за работу без нарушений требований норм, правил и инструкций по охране труда. Статья 31. Обеспечение безопасности при производстве и применении вредных веществ (1). На предприятиях, производственная деятельность которых связана с производством и применением вредных химических, физических, биологических и других веществ, должна быть разработана необходимая нормативно-техническая документация и выполнены организационно-технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия, обеспечивающие безопасность применения вредных веществ и предотвращение их воздействия на работающих, население и окружающую среду. (2). Запрещается применение в производстве вредных веществ, на которые не разработаны предельно-допустимые концентрации и не проведена токсикологическая экспертиза. Раздел VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Статья 32. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы (инспекции), которые действуют согласно положениям об этих органах и инспекциях. Статья 33. Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют: а) профессиональные союзы в соответствии с установленными законом правилами и гарантиями деятельности профессиональных союзов и их уставами; б) специализированные в области охраны труда общественные организации в соответствии с законодательством об общественных организациях и их уставами; в) трудовые коллективы в лице избираемых ими общественных уполномоченных по охране труда. Профессиональные союзы, специализированные общественные организации, участвующие в осуществлении контроля за соблюдением администрацией законодательства об охране труда, могут создавать собственные инспекции или группы экспертов с правами, соответствующими законодательству о профессиональных союзах, общественных организациях. Статья 34. Права профессиональных союзов по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда (1). Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за соблюдением администрацией законодательных и иных нормативных актов по охране труда инспекцией или экспертами, действующими по положениям, утвержденным профцентром. Заключение инспекторов или экспертов имеют одинаковую силу с заключениями органов государственного надзора и контроля, и споры между ними решает консультативная комиссия по безопасности и гигиене труда, а в случае несогласия какой-либо стороны с решением комиссии - суд. (2). Профсоюзы обладают правом законодательной инициативы в области охраны труда в высших органах государственной власти Республики Саха (Якутия), участвуют в разработке и согласовании законодательных и иных нормативных актов. Статья 35. Права общественных объединений (организаций, союзов) работников, предпринимателей, специалистов в области охраны труда Органы, уполномоченные общественными объединениями (организациями, союзами) работников, предпринимателей, специалистов в области охраны труда имеют право: а) на проведение независимой экспертизы условий труда, безопасности машин и оборудования; б) на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; в) на проведение обучения безопасным приемам и методам труда; г) на участие в подготовке предложений по созданию научно-технических и социальных программ, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда на предприятиях, в отраслях народного хозяйства и на государственных уровнях. Статья 36. Общественный контроль на предприятии (1). В целях организации действенного общественного контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда на предприятиях с численностью работающих более 50 человек создаются советы по охране труда, состоящие из представителей собственника, администрации (предпринимателя), работников, профсоюза, специалистов по безопасности, гигиене труда и социальному страхованию. Советы по охране труда на предприятиях действуют в соответствии с положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми Комитетом по охране труда. (2). Трудовые коллективы и (или) их профессиональные организации избирают общественных уполномоченных по охране труда, которые осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда на конкретных рабочих местах и производственных участках. (3). Для выполнения своих обязанностей общественному уполномоченному по охране труда специально предоставляется рабочее время не менее двух часов в неделю с оплатой в размере среднего заработка. Органы государственного надзора и контроля, государственная инспекция по охране труда, эксперты профсоюзов, специалисты предприятия оказывают помощь и поддержку общественным уполномоченным по охране труда. Статья 37. Обеспечение условия для функционирования органов надзора и контроля (1). Администрация предприятия обязана обеспечить представителям государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда необходимые условия для выполнения ими возложенных на них задач и функций. (2). Вмешательство в деятельность по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда запрещается. Воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный надзор по охране труда, со стороны государственных органов управления, предприятий, общественных и политических объединений или их должностных лиц с целью воспрепятствования их законной деятельности влечет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия). Раздел VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Статья 38. Экономическая ответственность предприятий за необеспечение требований по охране труда (1). За необеспечение требований по охране труда, производственный травматизм и заболеваемость, обусловленные условиями труда, предприятие (собственник, учредитель) возмещает потерянный доход потерпевшим и государству, затрату в связи с утратой и восстановлением трудовых ресурсов путем перечисления средств в соответствующие фонды по охране труда и государственного социального страхования по повышенным тарифам, устанавливаемым Комитетом по охране труда. (2). К предприятиям (собственникам, учредителям), не обеспечивающим безопасные и здоровые условия труда на рабочих местах, могут применяться на основе утвержденных социально-экономических нормативов другие виды экономических санкций за неблагоприятные условия труда (штраф за сверхнормативные потери рабочего времени по заболеваемости, выплаты в фонд социального страхования и в местный бюджет пропорционально потерянному доходу и т. д.). Штрафы за нарушения законодательства об охране труда, в том числе за невыполнение мер, предусмотренных подписанием контролирующих органов, выплачиваются предприятием из собственных доходов. Размеры штрафов рассчитываются в порядке, определенном законодательствами Российской Федерации и Республики Саха. (3). Размеры взысканий и отчислений в фонд охраны труда, государственного социального страхования и местный бюджет определяются по методикам, утвержденным Комитетом по охране труда. (4). Уплата взысканий и отчислений в фонды охраны труда, государственного социального страхования и в местный бюджет не освобождает предприятие, собственника, учредителя от обязанностей компенсаций ущерба здоровью трудящихся за работу в неблагоприятных условиях труда (денежные выплаты, бесплатное дополнительное питание, специальное медицинское и санаторно-курортное обслуживание). (5). В случае неплатежеспособности предприятия (собственника, учредителя) штрафы выплачивает его правопреемник или гарант. Статья 39. Экономическая ответственность научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих требованиям норм охраны труда Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства и новые технологии с нарушениями действующих норм и требований охраны труда и внедрившие их в производство, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений. Размер нанесенного заказчику ущерба определяется и взыскивается Арбитражным судом. Статья 40. Экономическая ответственность предприятий за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей требованиям норм охраны труда (1). Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственного назначения, не отвечающую требованиям норм охраны труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Саха (Якутия). Потребитель вправе возвратить такого рода продукцию поставщику с оплатой за его счет транспортных расходов либо взыскать в судебном порядке с предприятия-изготовителя денежную компенсацию в размерах, связанных с устранением выявленных нарушений. (2). Продажа и реклама средств производства и технологий, а также средств индивидуальной и коллективной защиты, новых веществ и материалов, в том числе приобретенных за границей, не соответствующих установленным государственным требованиям стандартов, правилам и нормам по охране труда, являются незаконными. Доход (прибыль), полученный предприятием в результате такой незаконной деятельности, подлежит изъятию в бюджет для дальнейшего использования ее на улучшение условий труда через соответствующие фонды охраны труда согласно положению об этих фондах. Статья 41. Ответственность глав администраций, руководителей предприятий (собственников, учредителей, председателей правлений и т. д.) и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда (1). Главы администраций, руководители предприятий (собственники, учредители, председатели правлений и т. д.) и должностные лица, не обеспечивающие здоровые и безопасные условия труда, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, экспертов профсоюзов привлекаются к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательствами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. (2). В порядке административной ответственности за необеспечение здоровых и безопасных условий труда, нарушение законодательства об охране труда, правил и норм безопасности, гигиены труда главы администраций, руководители предприятий (собственники, учредители, председатели правлений и т. д.) и должностные лица могут быть подвергнуты представителями органов государственного надзора и контроля штрафу в размере до пяти месячных окладов. Специалистами служб охраны труда могут быть подвергнуты штрафу должностные лица обслуживаемых ими предприятий в размере до месячного должностного оклада. Статья 42. Ответственность работников за нарушение требований нормативных актов по охране труда (1). За нарушение требований нормативных актов по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в установленном законом порядке. (2). Если действия работников, указанные в части первой настоящей статьи, повлекли за собой тяжелые последствия, то они привлекаются к другим видам ответственности в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия). (3). К работникам, систематически нарушающим требования правил и норм охраны труда, инструкций по безопасному производству работ, либо допустившим их грубое нарушение, могут предъявляться штрафные санкции. Штрафы налагаются работниками служб охраны труда предприятия порядок наложения штрафов и их размер определяются коллективным договором (соглашение об охране труда). Статья 43. Материальная ответственность предприятий за ущерб работникам, пострадавшим на производстве (1). Работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность в результате трудового увечья, либо иного повреждения здоровья, связанного с работой, предприятие возмещает ущерб, причиненный увечьем, либо иным повреждением здоровья, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Саха (Якутия). В случае смерти работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, предприятие возмещает материальный ущерб лицам, имеющим на это право в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Саха (Якутия). (2). Предприятие компенсирует пострадавшему работнику расходы на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи, если он признан нуждающимся в них. При необходимости предприятие обеспечивает профессиональную реабилитацию, переподготовку и трудоустройство потерпевшего в соответствии с медицинским заключением или возмещает расходы на эти цели. Статья 44. Приостановка хозяйственной деятельности или закрытие предприятий за нарушение требований охраны труда Деятельность предприятия, на котором установлены особо опасные и вредные условия труда с высокой степенью потенциальной опасности для трудящихся и населения, может быть приостановлена или запрещена по решению Комитета по охране труда или уполномоченных ими территориальных органов, а также органов государственного надзора и контроля. Статья 46. Использование средств от штрафных санкций за нарушение законодательства по охране труда Администрация предприятия, собственник или уполномоченные ими лица обязаны в сроки, установленные предписанием, выполнить все требования компетентных органов управления надзора и контроля, а также решения судебных органов. В случае невыполнения указанных мер в установленные сроки руководитель предприятия, собственник (учредитель) или лица ими уполномоченные могут быть оштрафованы на сумму до пятимесячного должностного оклада. Статья 46. Использование средств от штрафных санкций за нарушение законодательства по охране труда (1). Средства от экономических санкций, направляемые в бюджет местных органов самоуправления, полностью перечисляются в соответствующий фонд охраны труда и расходуются по совместному решению учредителей этого фонда на улучшение условий и охраны труда. (2). Неуплата штрафов в предусмотренные настоящим Законом сроки влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере 2% за каждый день просрочки. Председатель Верховного Совета Республики Саха (Якутия) К.ИВАНОВ Информация по документу« Закон Верховного Совета Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия) от 14.10.1992 № 1158-XIIЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|