Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.1994 № 45-IЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г.Якутск, 15 декабря 1994 г. З N 45 Утратил силу - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 г. N 459-III О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (В редакции Законов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II; от 10.07.2003 г. N 115-ІІІ) ГЛАВА I Общие положения Статья I. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения 1. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. 2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Республики Саха (Якутия) обеспечивается: а) реализацией государственных региональных и местных целевых программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; б) системой санитарно-эпидемиологического нормирования; в) проведением государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами в качестве составной части их деятельности гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, а также соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов; г) сочетанием экономической заинтересованности юридических лиц и граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) в соблюдении санитарного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) с их ответственностью за санитарные правонарушения; д) широкой информированностью граждан о состоянии здоровья населения, гигиенической и эпидемиологической обстановке, проводимых санитарно-профилактических мероприятиях; е) воспитанием высокой санитарной культуры населения; ж) системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля. Статья 2. Санитарное законодательство Республики Саха (Якутия) 1. Санитарное законодательство Республики Саха (Якутия) состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов органов государственной власти и управления, принимаемых в пределах их компетенции и иных законодательных актов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. 2. Санитарное законодательство Республики Саха (Якутия) регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как необходимого условия реализации на ее территории прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития и долголетней активной жизни людей. Статья 3. Санитарно-эпидемиологические правила, нормы и гигиенические нормативы 1. Санитарно-эпидемиологические правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности на территории Республики Саха (Якутия). 2. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми юридическими и физическими лицами независимо от их подчиненности и форм собственности. 3. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) 3. Санитарные правила подлежат обязательному изданию и свободному распространению. Статья 4. Компетенция Республики Саха (Якутия) по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения К ведению республиканских органов государственной власти и управления Республики Саха (Якутия) по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: 1. Формирование и проведение на территории Республики Саха (Якутия) единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 2. Создание санитарного законодательства Республики Саха (Якутия). 3. Регулирование деятельности министерств и ведомств, органов государственной власти и управления республики по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, затрагивающим региональные интересы, в пределах Республики Саха (Якутия). 4. Разработка и принятие республиканских целевых и государственных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроль за их реализацией. 5. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) 5. Установление единых требований по санитарной охране территории Республики Саха (Якутия) от заноса и распространения особо опасных и карантинных инфекционных заболеваний. 6. Установление и отмена на территории Республики Саха (Якутия) особых условий и режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение и ликвидацию распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей. 8. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) 7. Координация научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 10. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) 8. Международное сотрудничество по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 5. Компетенция местных органов государственной власти по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения К ведению местных органов государственной власти по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: 1. Реализация государственной политики Республики Саха (Якутия) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществление на ее основе государственного управления по этим вопросам на соответствующей территории. 2. Разработка и принятие местных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за их выполнением, а также организация реализации республиканских целевых программ по аналогичным вопросам. 3. Координация деятельности предприятий, организаций и граждан по проведению ими гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдению санитарных правил. 4. Организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения и распространения эпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с влиянием на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания, в том числе введение особых условий и режимов проживания, труда, учебы, передвижения и перевозок, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию таких заболеваний среди населения. 5. Обеспечение условий реализации и защиты прав граждан и интересов общества в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 6. Проведение в пределах предоставленных законодательством Республики Саха (Якутия) полномочий политики экономического стимулирования деятельности юридических и физических лиц, направленной на предупреждение и ликвидацию вредного влияния на организм человека факторов окружающей среды, профилактику заболеваний, улучшение гигиенических условий труда и жизни людей. ГЛАВА 2 Права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии их прав по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия Статья 6. Права граждан 1. Граждане Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации имеют право на благоприятную среду обитания (окружающая природная среда, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемая или используемая продукция народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды обитания, выполнением всеми юридическими и физическими лицами требований законодательства. 2. Граждане Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации имеют право на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью вследствие санитарных правонарушений, повлекших за собой возникновение заболеваний и отравлений людей. 3. Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями и гражданами, допустившими санитарные правонарушения, по постановлению главного государственного санитарного врача территории или его заместителя добровольно либо по решению суда. Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, производится непосредственно пострадавшему либо, по его желанию, организации, принимающей на себя обязательство по его страхованию. 4. Споры по поводу возмещения ущерба разрешаются в судебном порядке. 5. Порядок определения величины вреда здоровью граждан и возмещения ущерба от вреда вследствие санитарных нарушений определяется нормативными документами, утвержденными Правительством Республики Саха (Якутия). 6. Граждане Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации при обращении на предприятия и в организации имеют право на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: - о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; - о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; - о качестве выпускаемой продукции, а также питьевой воды. Статья 7. Обязанности граждан Граждане Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации обязаны: 1. Заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя предоставляемые обществом возможности по формированию здорового образа жизни. 2. Соблюдать действующие санитарные правила. 3. Проводить или принимать участие в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 4. Выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). 5. Использовать информацию о санитарной и эпидемиологической ситуации на территории Республики Саха (Якутия) на благо своего здоровья и здоровья окружающих людей. Статья 8. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Саха (Якутия) пользуются теми же правами и несут те же обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, что и граждане Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Статья 9. Права предприятий и организаций 1. Предприятия и организации при обращении в органы государственной власти и управления имеют право на получение от них на договорной основе информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения, действующих санитарных правилах. 2. Предприятия и организации имеют право на участие в разработке органами государственной власти и управления решений, программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 10. Обязанности предприятий и организаций Предприятия и организации обязаны: 1. Обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный контроль за их выполнением. 2. Разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. 3. Своевременно информировать органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Саха (Якутия) об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. 4. Выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). Статья 11. Защита прав граждан и других субъектов правовых отношений Решения органов государственной власти и управления, должностных лиц, как коллегиальные, так и единоличные, а также их действия, ущемляющие права юридических лиц и граждан, предусмотренные статьями 6 и 9 настоящего закона, могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящие организации. При несогласии с принятым решением эти действия могут быть обжалованы в судебном порядке, установленном действующим законодательством. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого решения и действия. ГЛАВА 3 Общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Статья 12. Планировка и застройка населенных пунктов 1. Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов окружающей природной среды и условий жизнедеятельности на здоровье человека. 2. При разработке генеральных планов городов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации объектов (пусковых комплексов), сооружений, транспортных средств и инженерных сетей должны выполняться действующие санитарные правила. 3. Предоставление земельных участков под строительство, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий (пусковых комплексов) и сооружений, а также транспортных средств допускается только при наличии заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Саха (Якутия) об их соответствии санитарным правилам. 4. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, а также их кредитование, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 13. Материалы, вещества, изделия и другая продукция народного хозяйства, технология их изготовления 1. Продукция народного хозяйства, производство, транспортировка, хранение и применение которой требуют непосредственного участия человека и могут оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным правилам. 2. Новые виды продукции производственного и бытового назначения допускаются к постановке на производство, к внедрению и применению (использованию) только при наличии гигиенического сертификата установленного образца, выдаваемого органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). Новые технологические процессы допускаются к внедрению в производство только на основании заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) об их соответствии санитарным правилам. 3. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выпуск продукции, не соответствующей действующим санитарным правилам, обязаны приостановить ее производство и (или) реализацию по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. 4. Производство и применение (использование) химических и биологических веществ, представляющих потенциальную опасность для здоровья людей и окружающей природной среды, допускаются только после оценки их токсикологической, гигиенической и экологической опасности, установления гигиенических и экологических нормативов, разработки ограничительных и защитных мер, предотвращающих неблагоприятное воздействие этих веществ, а также их государственной регистрации. Оценка, государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ проводится Государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия). Статья 14. Продовольственное сырье, пищевые продукты, технологии их изготовления и контактирующие с ними материалы и изделия 1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должно соответствовать установленным санитарным правилам. 2. Разработка и постановка на производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологического оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным правилам и гигиенического сертификата, выдаваемого органами или учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). 3. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам, немедленно снимаются ее изготовителем (продавцом) с производства и (или) реализации по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 15. Продукция, закупаемая за рубежом 1. Закупаемая за рубежом продукция (материалы, вещества, изделия, технологические процессы, оборудование), предназначенная для применения в промышленности и сельском хозяйстве для производства товаров народного потребления и пищевых продуктов, в гражданском строительстве, а также товары, продовольственное сырье и пищевые продукты по своим показателям и свойствам должны соответствовать санитарным правилам, если иные требования не установлены международными рекомендациями в отношении их безопасности и безвредности для человека. 2. Предприятия, организации и граждане, осуществляющие заключение договоров на поставку и реализацию в Республику Саха (Якутия) импортной продукции, обязаны представить органам и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) официальные документы соответствующих национальных органов стран - поставщиков продукции об ее безопасности и безвредности для здоровья человека и получить разрешение на поставку и реализацию продукции на территории Республики Саха (Якутия). 3. В случае отсутствия подтверждения безопасности и безвредности закупаемой продукции она должна пройти гигиеническую оценку (исследования, испытания) и на нее должен быть получен гигиенический сертификат, выдаваемый органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). Статья 16. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения 1. Жители городов и других населенных пунктов должны обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и хозяйственных потребностей человека. 2. Качество воды, используемой населением для питьевых, хозяйственных и производственных целей, должно соответствовать санитарным правилам. 3. Предприятия и организации обязаны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем централизованного водоснабжения, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. Статья 17. Источники водопользования населения 1. Качество воды источников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения, купания, занятий спортом и отдыха населения, в лечебных целях, а также качество воды водоемов в черте населенных пунктов должны отвечать санитарным правилам. 2. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения местными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом. 3. Предприятия, организации и граждане в случаях несоответствия качества воды санитарным правилам обязаны обеспечить прекращение использования населением водоисточников по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 18. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных помещений в местах постоянного и временного пребывания людей должны соответствовать санитарным правилам. 2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха территорий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами местные исполнительные органы государственной власти устанавливают санитарно-защитные зоны со специальным режимом. 3. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлять комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнения воздушной среды вредными веществами, воздействия на нее физических факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека. Статья 19. Захоронение, переработка, обезвреживание и утилизация производственных и бытовых отходов, содержание территории населенных пунктов Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны отвечать требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения. Порядок, условия и способы сбора, переработки, обеззараживания, захоронения и утилизации любых видов отходов подлежат согласованию с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). 2. Территории населенных пунктов, организаций и предприятий должны содержаться в соответствии с санитарными правилами. 3. Организация работ по благоустройству и обеспечению надлежащего санитарного состояния территорий населенных мест возлагается на местные исполнительные органы государственной власти. 4. Частные лица, предприятия всех форм собственности, занимающиеся сбором, переработкой, утилизацией любых видов отходов, а также благоустройством, имеют право на льготный режим налогообложения. Статья 20. Жилые помещения 1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, площади, расположению и оборудованию должны отвечать условиям, благоприятным для здоровья, жизни людей. Статья 21. Эксплуатация производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений и оборудования должны быть обеспечены благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществлены мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди населения. 2. Предприятия, организации и граждане обязаны приостановить либо полностью прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в случае несоблюдения ими установленных санитарных правил по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 22. Работы с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений 1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация, электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила. 2. Производство, применение, хранение, транспортировка радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений, а также применение источников электромагнитных полей допускаются только при разрешении государственных органов, осуществляющих контроль за этими видами деятельности. Статья 23. Условия воспитания и обучения граждан 1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила. 2. Программы, методики и режим воспитания, обучения и профессиональной подготовки утверждаются только при наличии заключения органов или учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) об их соответствии действующим санитарным правилам. Статья 24. Профилактические медицинские осмотры 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Республики Саха (Якутия) и Министерством здравоохранения по согласованию с Федерацией профсоюзов республики устанавливается перечень вредных производственных факторов и работ, а также порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров при приеме на работу и в ее процессе. Профилактические медицинские осмотры работающих включаются в программу обязательного медицинского страхования. 2. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Республики Саха (Якутия) и Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) по согласованию с Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия). 3. Юридические лица, независимо от форм собственности, обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения работающими профилактических медицинских осмотров. Статья 25. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей 1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных заболеваний и отравлений людей должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные организационные инженерно-технические, медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия. 2. В случае возникновения угрозы распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах в установленном порядке могут вводиться особые условия и режим хозяйственной деятельности и жизни людей, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию этих заболеваний. 3. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации массовых заболеваний и отравлений людей Правительством Республики Саха (Якутия), администрациями городов и улусов образуются санитарно-противоэпидемические комиссии, решения которых обязательны к выполнению всеми юридическими и физическими лицами, расположенными и проживающими на территории, в установленные сроки с предусмотрением меры ответственности в соответствии с законодательством. 4. Больные инфекционными заболеваниями, граждане с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих, - лечению, обязательной госпитализации, изоляции (карантину) и вакцинации. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию по предписанию должностных лиц органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). 5. Для предупреждения инфекционных заболеваний граждан проводятся профилактические прививки, обязательными из которых являются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита, а при необходимости - против других инфекционных заболеваний. Проведение профилактических прививок включается в программу обязательного медицинского страхования. Группы населения, подлежащие профилактическим прививкам, порядок, сроки проведения прививок и их учета определяются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Республики Саха (Якутия). Дети, не привитые против кори, дифтерии, не имеющие противопоказаний, не допускаются в детские дошкольные учреждения. 6. Инфекционные и неинфекционные заболевания, а также отравления людей, связанные с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания, подлежат регистрации в учреждениях здравоохранения по месту их выявления и государственному учету в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). Порядок ведения государственного учета указанных заболеваний и отравлений людей устанавливается Госкомсанэпиднадзором при Президенте Республики Саха (Якутия). Статья 26. Специальные экспертизы и консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Научно-исследовательские учреждения и организации, высшие учебные заведения обязаны на договорной основе в пределах своей компетенции проводить по поручению органов государственной власти и управления специальные экспертизы и консультации по оценке влияния факторов среды обитания человека на его здоровье. 2. Учреждения, организации и специалисты, проводящие экспертизу и консультацию, несут ответственность за их качество, объективность и полноту с учетом современного уровня научно-технического прогресса. Статья 27. Гигиеническое воспитание и образование граждан 1. В целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должно проводиться гигиеническое воспитание и образование граждан. 2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в процессе: - воспитания, обучения в школах и профессионально-технических училищах, высших и средних учебных заведениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов отраслей народного хозяйства путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях; - профессиональной гигиенической подготовки и аттестации руководителей, специалистов и других работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Статья 28. Социально-гигиенический мониторинг 1. Социально-гигиенический мониторинг - система специальных наблюдений, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания, направленная на выявление неблагоприятного влияния на население факторов окружающей природной среды и условий жизнедеятельности человека и разработку комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий по предотвращению и устранению вредного воздействия этих факторов на здоровье человека. 2. Социально-гигиенический мониторинг ведется государственной санитарно-эпидемиологической службой Республики Саха (Якутия) на основании собственных наблюдений за качеством окружающей природной среды в местах проживания и хозяйственной деятельности людей, условиями труда, быта, воспитания, обучения, питания населения, а также данных мониторинга окружающей природной среды, радиационной безопасности, сведений о заболеваемости, смертности, рождаемости населения, экономическом и социальном развитии территорий, получаемых соответствующими службами министерств и ведомств, органами государственной статистики. 3. Система социально-гигиенического мониторинга разрабатывается и реализуется государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Республики Саха (Якутия) в рамках республиканской программы информационного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ГЛАВА 4 Ответственность за нарушение санитарного законодательства Республики Саха (Якутия) Статья 29. Санитарное правонарушение и виды ответственности за его совершение 1. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). 2. Должностные лица и граждане Республики Саха (Якутия), допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), подлежат ответственности за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на общих основаниях с гражданами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Статья 30. Дисциплинарная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения должностные лица, работники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. 2. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников этих предприятий и организаций, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 31. Административная ответственность За нарушение санитарного законодательства устанавливается административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.(Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) Статья 32. Уголовная ответственность За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством. Статья 33. Экономическая ответственность предприятий, организаций и граждан за ущерб, причиненный в связи с нарушением санитарного законодательства Республики Саха (Якутия) 1. Предприятия, организации и граждане, допустившие нарушения санитарного законодательства Республики Саха (Якутия), которые привели к возникновению заболеваний людей, обязаны возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 2. Размер дополнительных расходов учреждений здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) определяется как сумма затрат на лечение больных и восстановление их здоровья, проведение комплекса необходимых гигиенических, противоэпидемических и профилактических мероприятий, другие виды работ в соответствии с конкретными условиями. Затраты на лечение больных и восстановление их здоровья включают стоимость медицинского обследования, лечения в амбулаторных и стационарных условиях, диспансерного наблюдения и реабилитации больных, доставку их в медицинские учреждения, проведение профилактических прививок и иных необходимых работ. В затраты на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий включаются стоимость лабораторных исследований, гигиенического и эпидемиологического расследования, карантинных мероприятий, дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обследования лиц, находящихся в контакте с инфекционными больными. 3. На основании материалов проведенного расследования, утвержденных руководителями лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, расчетов дополнительных расходов оформляется постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя о возмещении учреждениям здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) причиненных убытков. 4. Дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, связанные с ликвидацией последствий нарушения санитарного законодательства Республики Саха (Якутия), предусмотренные настоящей статьей, возмещаются предприятиями в добровольном порядке, а в случае их отказа от добровольного возмещения - по правилам искового производства, установленным Гражданским процессуальным кодексом Республики Саха (Якутия). 5. Средства, полученные медицинскими учреждениями и государственной санэпидслужбой Республики Саха (Якутия) в счет возмещения понесенных затрат, расходуются на финансирование производственной деятельности и социального развития коллективов учреждений, а также на оплату труда их работников. ГЛАВА 5 Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль Статья 34. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность специально уполномоченных государственных органов и санитарно-эпидемиологических учреждений, направленная на профилактику заболевания людей и оздоровления среды обитания человека путем обнаружения, пресечения и предупреждения нарушений санитарного законодательства Республики Саха (Якутия). 2. Организация и проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора возлагается на государственную санитарно-эпидемиологическую службу Республики Саха (Якутия). 3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает: 1) осуществление контроля за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, за соблюдением действующих санитарных правил предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; 2) наблюдение, оценку и анализ состояния здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды; 3) разработку и реализацию региональных, комплексных, целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения; 4) выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей; 5) ведение государственного учета инфекционных профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения, а также санитарной статистики. Статья 35. Производственный контроль На администрации предприятий и организаций всех форм собственности, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, возлагается обязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных санитарных правил в процессе производства и за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, за условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, за гигиеническими показателями качества выпускаемой продукции. Статья 36. Общественный контроль Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и об его результатах информировать учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). Статья 37. Взаимодействие при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля 1. Деятельность предприятий, организаций и граждан, осуществляющих производственный и общественный контроль в соответствии со статьями 35 и 36 настоящего закона, проводится во взаимодействии и под методическим руководством органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия). 2. В случае возникновения осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, Госкомсанэпиднадзор Республики Саха (Якутия) координирует деятельность учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы с санитарно-эпидемиологической службой Министерства внутренних дел. ГЛАВА 6 Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Саха (Якутия) Статья 38. Организация Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) 1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Саха (Якутия) входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 2. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 г. N 115-ІІІ) 3. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 г. N 115-ІІІ) 4. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 г. N 115-ІІІ) 5. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 г. N 115-ІІІ) (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) Статья 39. Санитарная милиция (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) Статья 39. Права должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) Должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) осуществляют свои права в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) Статья 40. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 г. N 115-ІІІ) Статья 41. Обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) 1. Действия (бездействие) должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. 2. Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда. (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. N 453-II) Статья 42. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха(Якутия) 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия), осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. В своей деятельности они независимы и руководствуются только действующим санитарным законодательством. 2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещается. Должностные лица и отдельные граждане, допускающие указанные действия, подлежат привлечению к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством. Статья 43. Взаимодействие органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ГЛАВА 7 Международное сотрудничество в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения Статья 44. Принципы международного сотрудничества Республика Саха (Якутия) в своей политике в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения исходит из: 1) признания рекомендаций международных организаций по профилактике заболеваний населения, обуславливаемых воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека; 2) необходимости неукоснительного соблюдения международных правил по санитарной охране территории, предупреждения возникновения и трансграничного распространения инфекционных болезней человека; 3) необходимости координации отдельных видов деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем обмена полной и достоверной информацией о заболеваемости населения, состоянии окружающей природной среды, безопасности импортируемых и экспортируемых товаров, материалов и веществ; 4) стремления к скорейшему присоединению к международным требованиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний человека, оздоровление условий его жизнедеятельности; 5) согласия на оказание взаимной помощи в чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуациях; 6) понимания того, что национальные санитарные правила не могут служить препятствием свободным, в рамках заключенных договоров, въезду и выезду граждан, торговли, научно-техническому сотрудничеству, обмену информацией. Статья 45. Международные договоры и международное сотрудничество 1. Международные договоры в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, заключаемые Республикой Саха (Якутия), должны соответствовать настоящему закону. 2. Интересы Республики Саха (Якутия) на международном уровне по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляет Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Республики Саха (Якутия). Председатель Палаты Представителей А.ИЛЛАРИОНОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|